Что такое здоровьесберегающие технологии в доу – Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению – Внедрение ФГОС – Преподавание – Образование, воспитание и обучение
Здоровьесберегающие технологии в доу
Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V – II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.
Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.
Во второй половине XIX – начале ХХ века возникла идея “педагогизации среды” (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.
Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой “трагедии воспитания” особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.
Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции – это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. В Концепции развития физической культуры и спорта в РФ отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью. «Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать – до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Таблица 1.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Принципы здоровьесбережения.
– «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
– Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
– Соответствие содержания и организации
– Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального ‘здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
-валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
– организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
-организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
-организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;
-организация профилактических мероприятий в детском саду;
-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
studfiles.net
Что такое здоровьесберегающие технологии в ДОУ?
Вопросам здоровья в детском саду должно посвящаться достаточное количество времени. Известно, что очень многие дети, посещающие ДОУ, имеют определенные проблемы со здоровьем. Это может быть и плохое зрение, и сколиоз, и плоскостопие, не говоря уже о более серьезных отклонениях. Поэтому воспитателям так важно учитывать, что существуют специальные здоровьесберегающие технологии в ДОУ, которые как раз направлены на укрепление и сохранение здоровья ребенка.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
В соответствии с современным планированием выделяются следующие здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
- Позволяющие сохранить и стимулировать здоровье. К этой группе относятся: ритмопластика, стретчинг, подвижные игры, прогулки, релаксация, пальчиковая, дыхательная, бодрящая, ортопедическая гимнастики, упражнения для глаз.
- Обучающие здоровому образу жизни: занятия физкультурой, игротерапия, игротренинг, коммуникативные игры, беседы на тему «Здоровье».
- Коррегирующие технологии: сказкотерапия, арттерапия, технология музыкального воздействия и воздействия цветом, психогимнастика, логопедическая ритмика.
Воспитатель должен так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы здоровьесберегающие технологии в ДОУ гармонично вплетались в план занятия. Одной из продуктивных технологий можно назвать режим динамических поз.
Сели-встали!
Технология динамических поз подразумевает частую (каждые 10-13 минут) смену поз детей. В основном чередуются позы «сидя» и «стоя», но можно добавить положение «лежа» (при использовании ковриков). Доказано, что при свободном стоянии дети избавляются от напряжения, нагрузка равномерно распределяется на обе ноги (нужно следить за тем, чтобы ребенок не «падал» на одну ногу), предплечья и углы лопаток симметричны. Если вы не знаете, какие здоровьесберегающие технологии в ДОУ выбрать для вашей группы, начните с режима динамических поз. Чередование будет благотворно влиять на центральную нервную систему ребенка, его работоспособность улучшится.
Поморгаем!
Зрительная гимнастика – одна из важнейших в детском саду, поэтому хотя бы пять минут упражнений для глаз должны быть включены в каждое физ. занятие. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ предполагают зрительные упражнения с использованием офтальмотренажеров. Такие занятия помогают улучшить зрение, они интересны и увлекательны для детей. Офтальмотренажер может быть сюжетным, графическим, модульным, выполняются они в виде плакатов. Схемы размещаются чуть выше уровня глаз детей. Суть упражнений в том, чтобы проследить глазами разнообразные линии: горизонтальные, вертикальные, спирали и т. д. Предложите детям «пройтись» по линии, а затем – «пробежаться». Можно использовать игровой сюжет, например, «Давайте найдем дорогу в лесу» или «Пойдемте в гости по дорожке!». Голова при выполнении упражнений должна оставаться неподвижной.
Пальчиковая гимнастика
Образовательные здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это не только физические упражнения, но и закрепление определенного материала. Можно использовать следующие упражнения:
- «Сухой дождь». Воспитатель развешивает разноцветные атласные ленты, задание ребенка – прикрепить к ленте определенного цвета прищепку такого же оттенка. Закрепляются знания о цветах и тренируется мелкая моторика рук.
- «Футбол». Пальчиками водим и ловим маленький мяч. Можно из картона сделать футболистов и надеть их на пальчики-ноги.
- «Веселые узелки». Вам понадобятся веревки, на которых дети будут завязывать 12 узлов. На каждый узел малыши должны называть месяцы года по порядку.
Используйте данные технологии, пополняйте список своими – и детки в вашей группе будут здоровыми и сильными.
fb.ru
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Бельское
муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Конспект
МАСТЕР- КЛАССА
для педагогов ДОУ
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Воспитатель:
Нуртдинова Гузелия Мидхатовна
МОБУ СОШ с. Бельское
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
– Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или Да?)
Деток вы любите? (Да или Нет?)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах здорового образа жизни и, возможно, немного укрепить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Что такое здоровьесберегающая технология?
Здоровьесберегающая технология– это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
Здоровье физическое.
Здоровье психическое.
Здоровье социальное.
Здоровье нравственное.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия, дыхательная гимнастика, массажные коврики и ролики, гимнастика после сна, динамические паузы, релаксация, спортивные игры и соревнования, подвижные игры на свежем воздухе, прогулки на свежем воздухе, пальчиковые игры, пузырьковая колонна, сухой душ, песочная терапия, спироизотерапия, су-джок терапия, игры со шнурком и нанизывание пуговиц, цветория.
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Сегодня мы будем обращать внимание, как это применяется, для чего она нужна.
Задания для педагогов.
Педагогам предлагается выбрать цвет буклета, описать ощущения связанные с этим цветом и на обратной стороне каждого буклета выполнить задания с использованием здоровьесберегающих технологий.
Красный цвет буклета – обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Задание – пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
(ответы педагогов)
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
Текст:
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»)
Фруктов нужно много.
Вот: (указательным пальцем правойруки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному)
Грушу будем мы рубить.( Начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
Цель достигнута – развили речь, использовали пальцы для мелкой моторики рук, развили внимание, память.
Оранжевый цвет буклета – повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Задание-релаксация
Что это такое? ( ответы педагогов)
Это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Игра- релаксация «Штанга»
Цель этой игры – расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза».
Цель достигнута – мышцы рук и ног расслаблены, сконцентрировали внимание, сняли напряжение.
Желтый цвет буклета – как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Задание – эмоциональная сфера
Что это такое? (ответы педагогов)
Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики . При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра « Угадай эмоцию по показу.
Цель достигнута – определили психическое здоровье ребенка.
Зеленый цвет буклета – способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. Успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Задание – игровая деятельность
Что дает игровая деятельность? (ответы педагогов)
Повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры.
Вашему вниманию представляю дидактическую игру « Угадай вид спорта по показу».
Виды спорта: плавание, футбол, воллейбол, теннис, легкая атлетика, бег.
Цель достигнута – повысился интерес к спортивным играм.
Синий цвет буклета – помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Задание – музыкотерапия.
Что это такое? (ответы педагогов)
Музыкотерапия – это, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание .Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
Вашему вниманию представляю дидактическую игру « Угадай музыкальный инструмент по показу»
Фиолетовый цвет буклета – действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.
Задание – релаксация.
Предлагаю расслабиться и послушать музыкальное произведение Бетховена «К Элизе».
Таким образом, благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
– улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция, а применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Я считаю, что поставленная цель достигнута – через пальчиковую гимнастику развили речь, использовали пальцы для мелкой моторики рук, развили внимание, память, через игру – релаксацию мышцы рук и ног расслабили, сконцентрировали внимание, сняли напряжение, через дидактическую игру определили психическое здоровье ребенка, через игровую деятельность повысился интерес к спортивным играм.
У каждого человека есть свой знак зодиака. На экране в виде таблицы вы можете посмотреть по своему созвездию, какой цвет вам подходит и какого цвета не хватает.
Спасибо за внимание!
infourok.ru
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Воспитатель: Колобова Н.М. «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: В.А. Сухомлинский Скачать презентацию Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
Современные здоровьесберегаюшие технологии Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
Перечислим некоторые из них:
«Степ» (от англ. Step – шаг, легкий стук или удар) – направление в эстрадном танце, ставящее во главу ритмический рисунок звуков, возникающий от удара стопы об пол. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:
Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе — 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти). В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л. Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон. В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры. При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27. В подготовительной группе введение «рижского метода» — топтание на гальке в солевом растворе. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Фитобар, где воспитанники получают кислородный коктейль. Кислородный коктейль – это сок, фитораствор или любой другой напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены. Кислородный коктейль — это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, улучшает зрение. Это естественный природный способ избавиться от головной боли, увеличивает выносливость, является немедикаментозным способом снижения веса, успокаивает и стабилизирует нервную систему, служит гарантией хорошего настроения. Дети в течение всего года получают витаминные чаи, настои трав ромашки, крапивы, зверобоя, мяты, подорожника. Постоянно дети полощут рот отварами трав шалфея, эвкалипта, календулы. С большим удовольствием наши воспитанники участвуют в дегустации травяных чаев:
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Используемая литература:
|
doshkolnik.ru
Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
Оглавление
Введение……………………………………………………………………2
1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…4
2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ….6
3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……..11
Заключение……………………………………………………………..….22
Список литературы……………………………………………………..…23
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Введение
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Неоспоримо, что основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
· Медико-профилактическая технологии
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
– организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
– организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
– организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
– организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
– организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» – «Индивидуальный маршрут ребёнка», – чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
· Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
– развитие физических качеств;
– контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
– формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
– воспитание привычки повседневной физической активности;
– оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами – в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
mirznanii.com
Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ
Левина Марина Ивановна,заведующий, МАДОУ «Детский сад № 28», г. Пермь[email protected]Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ
Аннотация. Статья посвящена вопросам здоровью детей дошкольного возраста. Автор в статье раскрывает понятия здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьеобогащение, технологии.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования –сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенкадошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать до сих пор остается загадкой для широкого круга профессиональнопедагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.Здоровье –состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ в широком смысле слова процесс воспитанияи обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.В более узком смысле слова это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения издоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.Технология –это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается втом, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессиональнопедагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку –обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым –содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального ‘здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.Видыздоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медикопрофuлактические; физкультурнооздоровительные; технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка; здоровьесбереженияи здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.Медикопрофuлактическиетехнологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.Физкультурнооздоровительныетехнологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.Здоровьесберегающие образовательныетехнологии в детском саду –это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностноориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий –учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.Технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребёнка–технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнкадошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социальноэмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психологопедагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащенияпедагогов дошкольного образования –технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.Задачи здоровьесбережения•Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.•Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.•С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможностидетского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеванию)•Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурнооздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медикопрофилактические и физкультурнооздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социальнопсихологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:•направленностью воспитательнообразовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;•комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;•созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;•формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.Направленность работы по здоровьесбережению.1. Лечебнопрофилактическое (фито, витаминотерапия; прием настоек и отваров растенийадаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебнопрофилактических мероприятий для детей).2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимныхмоментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).3. Оздоровительная направленность воспитательнообразовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).Этапы работы1. Анализ исходного состояния здоровья, физического раз
e-koncept.ru
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» Януш Корчак
Из-за того, что ребёнок не может сам позаботиться о своём здоровье, эта задача ложится на взрослых — родителей и педагогов. Самое важное при этом использовать не тот подход, к которому мы, взрослые, привыкли — лечиться по факту возникновения проблем, а проводить профилактику. Именно поэтому речь пойдёт о здоровьесберегающих технологиях по ФГОС.
Обратимся к федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Пункт 1.6. гласит, что одна из задач, которую стандарт должен решить — укрепление и охрана здоровья дошкольников, как психического, так и физического. Во ФГОС так же говорится о том, что необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку семье, повышать компетентность родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, оказывая при этом практическую помощь.
Требования государства понятны, поэтому вернёмся непосредственно к здоровьесберегающим технологиям по ФГОС. Важно отметить, что по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не только отсутствие болезней и дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Отсюда следует, что здоровьесберегающие технологии должны быть комплексом мер, которые учитывают все возможные факторы образовательной среды и направлены на сохранение здоровья ребёнка в полном смысле этого слова и на всех этапах обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС
Валеологическая культура — часть общечеловеческой культуры, которая предполагает понимание человеком своих физиологических, генетических и психологических возможностей, владение способами и средствами сохранения и контроля собственного здоровья, умение распространять эти знания на окружающих.
Целью здоровьесберегающих технологий является охрана и укрепление здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры и компетентности, что поможет ему придерживаться здорового образа жизни и самостоятельно решать многие задачи по оказанию простейшей психологической и медицинской помощи себе и окружающим.
Цель, применительно к родителям и воспитателям, — их валеологическое просвещение и становление культуры здоровья. Достичь этого педагогам можно с помощью всевозможных тренингов, семинаров, конференций, обсуждений на педсоветах и совещаниях. Просвещать родителей можно тоже различными способами, например, организацией мероприятий или через сайт детского сада.
Виды здоровьесберегающих технологий
- Технологии стимулирования и сохранения здоровья включают в себя всевозможные гимнастические упражнения для пальцев, глаз, дыхания, динамические паузы, активные и спортивные игры, релаксация.
- Технологии, которые обучают ЗОЖ — гимнастика по утрам, занятия физкультурой, плавание, обучающие игры.
- Коррекционные — артикуляционная гимнастика и всевозможные терапии с использованием музыки, сказок, игр, творчества.
Примеры
Динамические паузы или физкультминутки являются одним из самых простых и популярных видов здоровьесберегающих технологий. По сути это перерывы на несколько минут во время занятий с целью сменить вид деятельности и снятия нервного, мышечного или мозгового напряжения.
Когда дети выполняют простые физические упражнения в течение нескольких минут, у них активизируется кровообращение, мышление, создаётся благоприятный эмоциональный фон и повышается интерес к основному виду деятельности. Для этого не требуется ни спортивная форма, ни инвентарь, а время выбирает сам педагог, в зависимости от того, как сильно утомились дети. Отличительная черта динамических пауз в том, что в них можно включать элементы других здоровьесберегающих технологий.
Еще один распространённый вид здоровьесберегающих технологий — дыхательная гимнастика. Это комплекс упражнений, целью которых является укрепление общего здоровья ребёнка. Она тренирует дыхательный аппарат, улучшает работу внутренних органов, насыщает организм кислородом и успокаивает.
Важные особенности такого вида гимнастики в том, что она должна быть регулярной, длиться от четырёх до шести минут в хорошо проветренном помещении, а одежда не должна мешать выполнять упражнения. Всё это проходит под контролем педагога, который следит за тем, чтобы упражнения выполнялись правильно.
ФГОС определяет игру как основной вид деятельности дошкольника. Это делает игротерапию обязательным видом здоровьесберегающих технологий в детском саду. Она включает в себя разнообразные игры, которые помогают детям стать увереннее в себе, избавиться от страхов, снять эмоциональное напряжение и проявить фантазию. Считается, что игротерапия помогает в борьбе с детскими неврозами.
Примеры инновационных технологий
Су-Джок терапия — самый популярный пример инновационной здоровьесберегающей технологии. Его автор — корейский профессор Пак Чже Ву, академик IAS (Berlin) и президент Корейского института Су-Джок. Особенность метода — использование специальных массажных мячиков и колечек в различных видах деятельности.
Основан метод на том, что на кистях и стопах человека находятся биоактивные точки, которые соответствуют каждому органу. Их стимуляция помогает избавиться от многих заболеваний и предотвратить их развитие. Эффективность Су-Джок терапии была доказана исследованиями. Она не только безопасна, но и проста в освоении, даже для ребёнка, а эффекта можно добиться за несколько минут. Инвентарь можно купить в аптеке и использовать его как дома, так и при занятиях с педагогом.
Очень популярна сегодня степ-аэробика. Это комплекс развивающих и танцевальных упражнений, которые выполняются с использованием специальных платформ — «степов». Обычно это циклические упражнения малой интенсивности, которые выполняются в течение длительного времени под музыку.
Оздоровительный эффект обусловлен высокой двигательной активностью, которая повышает содержание кислорода в крови и мышцах, улучшает настроение и снимает усталость, подготавливает к физическим нагрузкам. Особенность метода в том, что он укрепляет и развивает все функции организма, повышает работоспособность, вырабатывает гармоничные и красивые движения.
В дошкольном возрасте используется оздоровительная степ-аэробика, целью которой является профилактика и коррекция нарушений, укрепление организма ребёнка.
Существуют и нетрадиционные методы укрепления здоровья, например, стопотерапия, у которой существует несколько видов:
- лечебная гимнастика стоп;
- босохождение и упражнения на улице, желательно на природе;
- самомассаж стоп;
- ортопедическая обувь и стельки, супинаторы;
- вибромассаж.
Главные особенности стопотерапии — простота и эффективность. Она помогает в профилактике и коррекции плоскостопия, укрепляет суставы и мышцы стопы. Основывается она на том же принципе, что и Су-Джок терапия и в ней так же используется специальный массажёр — так называемая «дорожка здоровья». Хождение по ней интересно для ребёнка и вызывает положительные эмоции, даёт прилив сил тонизирует организм.
Организация здоровьесберегающей среды
Для организации двигательной развивающей среды необходимы:
- Зал для физкультуры со спортивными снарядами.
- Спортивная площадка с беговой дорожкой, ямой с песком для прыжков и полосой препятствий, для проведения занятий на свежем воздухе.
- Спортивные уголки в группе с набором тренажёров, которые помогут снять напряжение во время умственных занятий.
- Подручные тренажёры небольшого размера, например, шарики Су-Джок.
- Уголки отдыха.
- Медкабинет с различным физиотерапевтическим оборудованием для профилактики простудных и инфекционных заболеваний.
- Кабинет психолога, где с детьми будут проходить занятия и тренинги.
Желательно, чтобы каждая группа имела свою тетрадь здоровья, куда будут заноситься результаты работы, а для каждого дошкольника была своя карта, в которой будут записаны его личные результаты.
Суть большей части технологий понятна из названия. Их общая цель — укрепление и сохранение здоровья детей, что всегда упрощает процесс обучения и воспитания, делает его эффективнее. Важно, чтобы участие в этом принимали не только педагоги и дети, но и их родители. Только так можно добиться максимального результата.
Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция«Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».
academy-prof.ru