Дети с овз классификация по видам таблица – классификация в форме таблицы по ФГОС

Содержание

классификация в форме таблицы по ФГОС

Статьи

Психология и педагогика

23651 Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы.

15 августа 2018

Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»

Нарушение зрения
Нарушение слуха
Задержка психического развития (ЗПР)
Нарушение интеллектуального развития
Тяжелые нарушения речи
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Расстройство поведения и общения
Комплексное нарушение развития
Нарушение зрения
  • незрячие и слабовидящие
  • органическое поражение зрительного анализатора
  • не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Восприятие   
  • нет полноты, целостности
  • осязательно-двигательное и двигательно-слуховое
 Мышление  
  • сужены понятия
  • нет целостности
  • не имеют обоснованных суждений и заключений
  • словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих
  • практически-действенное при действии с предметами
 Речь
  • медленное развитие 
  • несоответствие слов и образов
  • формализм
 Память  
  • быстрое забывание
  • ограниченный объем
  • медленное запоминание
  • плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная
  • разитая словесно-логическая
 Внимание  
  • преобладание нероизвольного
  • переключение на второстепенные объекты и рассеянность
  • утомляемость
  • низкий объем
  • хаотичность и отсутствие целенаправленности
 Движения  
  • трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков
  • снижена двигательная активность
  • нет точности и координации
  • двигательная расторможенность
 Поведение
  • отсутствие целеустремленности и сдержанности
  • суетливость
  • низкая дисциплина и неорганизованность
  • конфликтность
  • возможен невроз в виде неврастении
Нарушение слуха
  • глухие и слабослышащие
  • двустороннее нарушение слуховой функции
  • речевое общение затруднено или невозможно 
  • нарушен вестибулярный аппарат 
Восприятие  
  • доминирует зрительное 
  • развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов 
  • дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность 
Мышление  
  • снижены аналитические способности 
  • неумение выделять свойства и отношение объектов, их название 
  • наглядно-действенное 
Речь  
  • отсутствие внутренней речи
  • отсутствие речи при планировании 
  • нет логичности и последовательности
  • выделение не главного, а частностного 
Память  
  • хорошая наглядно- образная 
  • отсутствие слуховой 
Внимание  
  • отсутствие слухового внимания 
  • концентрация на губах говорящего 
  • устойчивость зависит видов деятельности 
  • трудность переключения  
Движения
  • плохая координация и неуверенность
  • медленное овладение двигательными навыками
  • трудность в сохранении статического и динамического равновесия 
  • не развита пространственная ориентировка
  • медлительность 
  • проблемы с мелкой моторикой 
  • нет согласованности и переключаемости 
Поведение  
  • ригидность, импульсивность, эгоцентричность 
  • аккуратность, трудолюбие    
Задержка психического развития (ЗПР)
  • замедлен темп формирования высших психических функций 
  • стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы 
  • интеллектуальная недостаточность
 Восприятие  
  • нет целостности и последовательность  
  • затруднения при новых ракурсах 
 Мышление  
  • снижена познавательная активность 
  • наглядно-действенное 
  • нарушены пространственные представления 
  • преобладание анализа
  • инертность и регидность 
  • смещение с главного на частности 
 Речь
  • бессвязность, нет логики, ясности 
  • бедность лексики 
 Память  
  • низкий объем и скорость 
  • преобладание наглядной 
  • непродуктивность непроизвольная 
  • нарушена механическая 
 Внимание  
  • неустойчивость и отвлекаемость
  • сниженная концентрация 
  • трудность переключения и распределения
 Движения  
  • замедленное развитии 
  • нечеткость и нарушение регуляции 
 Поведение  
  • импульсивность и резкая расторможенность
  • плаксивость 
  • негативизм 
  • агрессивность 
Нарушение интеллектуального развития
  • умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность) 
  • органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития 
 Восприятие  
  • искажение образов 
  • отсутствие перестройки 
  • нет осмысленности, целостности, избирательности 
  • поверхностность
 Мышление  
  • вялость процессов 
  • нет обобщений, сравнений, оценки
  • снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое 
  • анализ беден и фрагментарен 
  • отсутствие внутренних взаимосвязей 
 Речь  
  • неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны 
  • задержка понимания речи 
  • дефицит слов 
  • трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании    
 Память  
  • слабая, 
  • лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию  
 Внимание  
  • низкая устойчивость
  • трудность распределения и замедленность переключения
  • быстрая отвлекаемость  
 Движения  
  • затруднена пространственная ориетровка 
  • задержка формирования двигательных навыков 
  • низкая двигательная активность 
  • нет точности и координации
  • двигательная расторможенность 
 Поведение  
  • безынициативность, неумение самостоятельно действовать
  • импульсивность
  • повышенная возбудимость
  • подчиненность 
  • слабость собственных намерений 
  • стереотипность 
  • сниженная самооценка 
  • деструктивность   
Тяжелые нарушения речи
  • нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи,    неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание) 
  • разные психофизические отклонения 
 Восприятие   
  • нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического 
  • трудность восприятия при усложненных условиях 
  • снижена целостность 
  • поверхностность 
 Мышление  
  • отставание словесно-логического 
  • трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения        
 Речь  
  •  отсутствие речи или невнятность
  • неправильность произношения звуков 
  • расхождение между звуком произносимого слова и его образом 
 Память  
  • снижена вербальная 
  • сохранена логическая и смысловая 
  • низкая продуктивность
 Внимание  
  • неустойчивость 
  • ограниченность в распределении  
 Движения  
  • нет координации и ловкости 
  • медлительность 
  • нарушения тонкой и мелкой моторики
 Поведение  
  • заниженная или неадекватно завышенная самооценка 
  • раздражительность и обидчивость
  • смена интересов
Нарушения опорно-двигательного аппарата
  • ДЦП и поражение спинного мозга
  • органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений
 Восприятие
  •  трудность восприятия формы и объема 
 Мышление  
  • сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями 
  • замедленность 
 Речь  
  • нарушена артикуляция 
  • искажение фонетического произношение звуков или их замена
  • нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки 
  • медленное увеличение лексики
  • недоразвитие устной речи 
 Память  
  • слабая образная 
  • хорошая механическая 
  • трудность опосредованного запоминания 
 Внимание
  •  плохая сосредоточенностьи концентрация 
 Движения  
  • патология перераспределения мышечного тонуса 
  • снижение силы мышц 
  • нарушение взаимодействия между категориями мышц 
  • движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему 
 Поведение  
  • повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия 
  • чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам 
  • инфантилизм и эгоцентричность
  • неподчинение требованиям коллектива 
Расстройство поведения и общения
  • разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков
 Восприятие  
  • дезорганизовано
  • фрагментарно, нет целостности СДВГ
  • неполная обработка входящей информации 
 Мышление  
  • не понимают подтекста
  • осмысление с одного ракурса 
  • трудности обобщения и абстрагирования СДВГ
  • цикличность:периоды активности и восстановления 
  • при восстановлении перестают осмысливать информацию 
 Речь  
  • иногда не понимают значение 
  • богатая лексика, но мало используется 
  • затруднения с диалогами 
  • повторяют только что сказанное другим («эхолалия») 
  • говорят, не слушая других СДВГ 
  • задержка развития 
  • недостаточная артикуляция 
  • замедление или ускорение речи 
 Память  
  • мехническое запоминание СДВГ 
  • снижена
  • забывание информации в период восстановления 
 Внимание  
  • развитое непроизвольное и минимум произвольного 
  • лучше воспринимают обращение к другим 
  • замедленность 
  •  нет концентрации СДВГ 
  • нет концентрации 
  • легко отвлекаются      
 Движение  
  • трудности ориентации в пространстве и с равновесием 
  • нет согласованности движений двух строн тела 
  • непроизволные движения СДВГ 
  • нарушение тонкой и мелкой моторики 
  • низкая координация и неуклюжесть        
 Поведение  
  • стереотипность 
  •  избегание контактов 
  • отрешенность от мира 
  • закрытость 
  • агрессивность СДВГ 
  • говорливость и суетливость 
  • конфликтность 
  • негативизм 
  • низкая самооценка  
Комплексное нарушение развития
При комплексном нарушении развития наблюдается сочетание двух или более первичных нарушений.

Общаться с ребенком. Как?

Юлия Борисовна Гиппенрейтер – заслуженно является одним из самых популярных детских психологов, автором книг-бестселлеров по воспитанию. “Общаться с ребенком. Как?” уже десятилетиями является настольной книгой для родителей, стремящихся к взаимопониманию и гармонии в отношениях с их детьми. Наглядные примеры из практики Юлии Борисовны, разбор типичных конфликтных ситуаций и профессиональные советы позволят вам услышать своего ребенка и быть услышанным им. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. “Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!

Купить
Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями
Все категории детей с ОВЗ – это дети с  особыми образовательными потребностями. Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.
  • Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения
  • Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения
  • Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения
  • Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды
  • Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы
  • Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.

Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение,  специальные общеобразовательные  школы коррекции 8 видов. Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:

I вид: для  слабослышащих и глухих.

II вид: для глухонемых

III-IV вид: для слепых и слабовидящих

V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании

VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)

VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПР

VIII вид: при умственной отсталость. (По окончании выдается справка).

Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и  ответственности за реализацию потребностей.

Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал

Сатья Дас — опытный семейный психолог и философ, автор и ведущий популярных семинаров “Нескучная семейная психология”, расскажет вам о том, как на самом деле надо взаимодействовать, общаться и обращаться с детьми, как проявить в них то, что заложено. Ваши дети — замечательные, творческие и гармоничные личности! Нужно просто помочь им развить это начало! Вы узнаете о семи с половиной детских характерах и пяти принципах воспитания, о секретных фразах, которые помогают детям вырасти счастливыми и реализоваться в жизни. А еще вы узнаете много о себе, посмотрите, как некоторые привычные для нас приемы воспитания выглядят со стороны ребенка, какие слова могут серьезно повлиять на его будущее и разрушить ваши отношения, и, возможно, найдете причины собственных комплексов и неудач. Но не думайте, что вас ждут нудные нравоучения. Стиль Сатьи — это просто о сложном, с юмором о наболевшем. Поэтому позитивный настрой вам и, конечно же, вашим детям гарантирован!

Купить

rosuchebnik.ru

Дети с овз классификация по видам таблица

ОВЗ: расшифровка

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

Второй тип программы. Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.
  • Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Классификация нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота — вторичный дефект.

Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.

Категории детей с овз

Так, если некоторые дети с ОВЗ могут достичь максимума в развитии еще на этапе чтения по слогам и писания простыми предложениями, то другие практически не ограничены в возможностях развития. Ко второй группе относят детей с задержкой психического развития и слабослышащих малышей. Разумеется, уровень развития ребенка решает, кем он сможет стать в будущем.

Статус такого ребенка в социуме зависит не только от наследственных биологических факторов, но и от среды, в которой ребенок социально воспитывался. В процессе развития индивидуума акцентируется внимание на единстве и взаимодействии системы биологических и социально-культурных нюансов.

ОВЗ: расшифровка

Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности.

Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

Методическая разработка на тему: «Логопедическая работа учителя с учащимися, имеющими нарушения речи»

В 10—12 лет у заикающихся подростков нередко появляется осознание своего дефекта речи, а в связи с этим боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на свой речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок. В этом возрасте у заикающихся начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач — логофобия. Эмоциональная реакция в виде логофобии усиливает речевые запинки в момент общения. Логофобия, как правило, особенно ярко проявляется в определенных ситуациях: разговоре по телефону, ответе у доски, при общении в магазине и т. п. В связи с этим появляются реакция избегания таких ситуаций и ограничение речевого общения. Часто логофобия у подростков приводит к отказу отвечать устно перед классом, подростки просят учителей опрашивать их либо письменно, либо после уроков. В то же время при общении на перемене, с близкими друзьями, дома с родными заикающиеся могут говорить достаточно плавно и свободно.

Во все годы школьного обучения изучению грамматических правил уделяется очень большое внимание. Однако при этом практически не обсуждался вопрос о том, готов ли, в состоянии ли ученик реально усвоить эти правила, то есть овладеть умением не только четко их формулировать, но и применять на практике при выполнении различных письменных работ. Мониторинг проверки устной речи поступающих учащихся в специальную школу для детей с нарушениями речи показывает, что более 55% детей приходят в первый класс в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность ( а нередко и полная несистематизированность – в подготовительных классах) их словарного запаса.

Дети с овз классификация по видам таблица

Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а при наличии у обучающегося инвалидности – с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида и мнения его родителей (законных представителей).

Для каждой из указанных групп разрабатываются образовательные программы со своими особенностями (по 2–4 варианта). А, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вступит в действие с 1 сентября 2016 года) для детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития, предусмотрена, на основе образовательной программы, разработка для каждого ребенка специальной индивидуальной программы развития, учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

КАКИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ «ДЕТИ С ОВЗ»? Дети с ограниченными возможностями здоровья

6 Особенности обучения детей с ОВЗ Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального и культурного опыта цель специального образования — введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

7 Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.