Детские сми – —

Содержание

Детская пресса - на острие атаки

День российской печати, который в России отмечают 13 января, невозможно представить без детской прессы. Сегодня, когда дети читают всё меньше, именно детские журналы, формирующие привычку к чтению, находятся на передовой. И как раз детским СМИ сегодня тяжелее всего. Каковы же главные проблемы, и есть ли у них решения? Над этим вопросом размышляет главный редактор детского еженедельника "Классный журнал" Алексей Ходорыч.

Главная проблема заключается в том, что детские издания зарабатывают не на рекламе, а, в  основном, только на подписке и продаже тиража. Но журналы и в рознице становятся всё менее доступны – за возможность продажи в торговых сетях надо платить, закрываются киоски. Из-за сокращения объемов финансирования журналы исчезают и из детских библиотек, которые всегда являлись важным звеном коммуникации с читателем. Библиотеки не могут подписаться даже на те издания,  на которые они подписывались ранее. Именно детским библиотекам и присутствию в них детских журналов был посвящён вопрос "Классного журнала" Президенту России Владимиру Путину на ежегодной конференции.

О всех этих проблемах "Классный журнал" уже не раз рассказывал в СМИ (см.: "Бумажная пресса умрёт, но детская — умрёт последней" на Life.ru, "Классная работа" в журнале "Журналист", "Образование через развлечения" в газете "Горизонты современного образования". Ситуация складывается непростая. С одной стороны, уход СМИ в Интернет становится повальным. Вот уже и "Коммерсантъ" прекратил выпуск печатных версий популярных журналов "Деньги" и "Власть", еженедельный тираж которых составлял по 60 тысяч экземпляров с общей аудиторией более 760 тысяч человек. Руководители "Коммерсанта" объясняют закрытие тем, что расходы на печать тиража съедал всё, что удавалось с помощью тиража заработать. Но у детских изданий нет доходов от рекламы вообще, а уход в онлайн практически  равнозначен смерти. Ведь сейчас дети в Интернете в основном играют, смотрят видео и общаются, но не читают! Т.е. детские журналы ценны именно в своей бумажной ипостаси, поскольку создают у детей привычку к чтению, вовлекают в процесс. Журнал, в отличие от Интернета, не имеет гигиенических ограничений по времени его изучения, не распыляет, но но концентрирует внимание, учит думать, анализировать и  фантазировать. Это, конечно, не книга, но ступень к ней,  потому что журнал прочитать проще.

Получается, что, с одной стороны, детские печатные СМИ очень нужны, поскольку они выполняют не только развлекательную и информационную, но и социально значимую функцию. А с другой – многие такие журналы уже закрылись, многие близки к закрытию, а те, которые существуют, лишаются своей аудитории и не могут развиваться, так как им категорически не хватает финансирования.

Именно эти проблемы обсуждались в октябре 2016 года на II Всероссийском Фестивале детской прессы в "Орлёнке" , организованном Союзом издателей ГИПП при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Редакторы и издатели детских газет и журналов из разных регионов России вот уже второй раз собрались на ежегодный Фестиваль. Знакомили детей, отдыхающих в "Орленке", со своими изданиями, устраивали конкурсы и викторины,  выпускали вместе с ребятами газеты, посвященные Фестивалю. А жемчужиной Фестиваля стало подведение итогов конкурса детских региональных СМИ "Волшебное слово".

В номинации "Лучший детский журнал" победителем стал журнал "Кипиня", выходящий на карельском, финском и вепсском языках (Петрозаводск). Лучшей газетой стала газета "Шанс" (Шахты, Ростовской области). Победа в номинации "Лучшее художественное решение", по общему решению жюри, была отдана журналу "Православная радуга" из Самары. Журнал "Наш Филиппок" (Белгород) стал победителем конкурса в номинации "Лучшее редакторское решение". Лучшее дизайнерское решение члены жюри увидели в журнале "Кот Учёный" (Крым). "Агентство детских новостей "Ворон и Ёж" (Воронеж) стало победителем конкурса в номинации "Лучший детский сайт". Седьмой стала персональная номинация "За преданность делу". Вера Алексеевна Дригайло, главный редактор газеты "Веснушка" (Белгородская обл., Старый Оскол), была единогласно признана легендой конкурса и получила диплом победителя.

Неожиданным подарком для участников торжества стало импровизированное выступление команды издателей и жюри конкурса. "Песня друзей" из мультипликационного фильма "Бременские музыканты" завершила церемонию награждения.

А главным итогом этого грандиозного события, по мнению всех участников, стали три дня творчества и позитивного общения. А сам конкурс "Волшебное слово" не только выявил лучшие региональные детские СМИ, но и послужил великолепной площадкой для сближения единомышленников. Мы стали настолько сплоченной командой, что сразу по возвращению в Москву создали группу "Друзья детской прессы", где сейчас для обсуждения выложена Концепция государственной поддержки детской прессы, подготовленная Союзом издателей ГИПП. В Концепции приводится целый ряд направлений, которые могли бы изменить ситуацию - поддержка чтения у детей и молодежи, снижение издержек производства детских изданий, преодоление входных барьеров на рынок, снижение розничной цены для поддержки читательской аудитории и др.

А сразу после Фестиваля мы вместе с начальником отдела периодической печати Роспечати Светланой Дзюбинской и исполнительным директором Союза издателей ГИПП Еленой Шитиковой обсудили в "Классном детстве" на радио "МедиаМетрикс" все эти вопросы по горячим следам.

Работа по поиску выхода из сложившейся ситуации продолжается, многие проблемы, связанные с распространением, сейчас пытается решить Ассоциация распространителей периодической печати (АРПП), но если обобщить, какие пути выживания и развития в нынешних условиях можно порекомендовать (особенно, с учётом того, что размеры поддержки детским СМИ через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, увеличены не будут), можно назвать следующее.

Во-первых, необходимо участвовать во всевозможных конкурсах, грантах, тендерах, которые проводят разные структуры. Путь этот очень непростой, отнимает много сил и времени, но в нынешних условиях нужно пытаться.

Во-вторых, вливаться в современные краудфандинговые проекты, связанные с детской прессой. Самый крупный такой проект - "БиблиоРодина" (https://biblio.planeta.ru) - был поддержан Дмитрием Медведевым и уже сегодня охватывает более 5000 библиотек России.

В-третьих, конечно же, необходимо продолжать работу по усовершенствованию правовых норм, регулирующих деятельность издателей, чтобы исключить необоснованные затраты (например, стимулирование внедрения электронного документооборота, пересмотр норм списания нереализованного тиража и т.п.) и оптимизации соответствующих бизнес-процессов.

Например, сегодня издатели, поставляя журналы в розницу, ограничены нормами списания в размере 10%. Все эти нормативные документы существуют еще со времен СССР, и с тех пор не пересматривались. Но сегодня возврат из розницы значительно больше тех норм. Дело в том, что условия в местах продаж изменились, теперь есть непосредственный доступ к изданиям в супермаркетах, можно полистать, почитать издания, после чего они теряют товарный вид и не продаются. Но все, что нам возвращается обратно, не пропадает. Мы бесплатно раздаем журналы детям — на выставках, акциях, в детских домах. А за возврат свыше установленных 10% мы вынуждены платить налог на прибыль, что нам кажется неправильным. Прибыли-то от этих возвратов мы не получаем.

В-четвертых, необходимо совершенствовать механизмы редакционной подписки как наиболее оперативной и экономичной.

Несколько лет назад издательство "Открытые системы" (издатель "Классного журнала" и "ПониМашки") приступило к разработке современных систем автоматизации, охватывающих все этапы производства и распространения своих изданий. И уже сейчас у нас есть целый ряд инновационных ИТ-решений, направленных на мониторинг качества доставки, повышение прозрачности, постоянную обратную связь, регулярное автоматическое уточнение адресов доставки, контроль качества доставки, работу с рекламациями и так далее. Речь идёт об сервисе электронной подписки. И это не просто онлайн-магазин. Благодаря этому сервису у нас есть возможность предлагать дополнительные услуги, получать скидки, участвовать в наших мероприятиях и многое другое.

Сегодня издание (особенно нишевое) является успешным, если это мультиформатный медиапроект. Который и в принте существует, и возможности цифры использует очень широко, и встречается со своим читателем где-то в оффлайне, и занимается мероприятиями, спецпроектами и т.д. Но для этого нужно быть очень хорошо знакомым со своим читателем, иметь постоянный канал коммуникации. И классическая модель подписки – пошёл на почту, раз в полгода заплатил – здесь не работает. Работает только редакционная подписка. Наша идея заключается в том, что целью подписки должно быть установление, укрепление и развитие прямого, постоянного и персонифицированного взаимодействия и контакта со своим читателем. И цифровые технологии помогают этого добиться.

Суть нашего подхода в том, что журнал должен сам заниматься коммуникациями со своими читателями, не перепоручая это посредникам, центром, отправной точкой таких коммуникаций является оформление подписки. Современные же цифровые технологии потенциально позволяют сделать эти процессы исключительно эффективными и доступными для каждого издателя. 

В общем, хочется надеяться, что на III Всероссийском Фестивале детской прессы проблем будет меньше. И его участники будут петь песни о фестивале, которые договорились придумать к тому времени. Вот, например, черновая запись песни "Волшебное слово из детства", которую я специально написал в честь конкурса "Волшебное слово".

 

www.classmag.ru

Важность детской журналистики и СМИ в нашей жизни

Автор: Марченко Вера

«Наши СМИ, а потом и наша литература страшно много потеряли в тот момент, когда начали обращаться к потребителю, а не к читателю.

Русская словесность, оторванная от вдумчивого, сопереживающего читателя, потеряла голос. Она как рыба, выброшенная на берег, — открывает рот, но её никто не слышит.»

Дмитрий Шеваров

На фестивале лучших молодежных авторских проектов юными блогерами (11-14 лет) был представлен медиапроект —  Детское СМИ:School News, что вдохновило команду центра “Интернатива” передать Вам, дорогой читатель, частичку атмосферы важного события с берегов волнующей Волги.

Детская журналистика является самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она создается для детей и юношества, приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, выполняя следующие функции: информационную, воспитательную, образовательную, познавательную, социализирующую.

Учитывая широкое применение в современной жизни новых коммуникаций, следует говорить о возникновении в современном обществе информационной сферы и, соответственно, уже не столько о детской журналистике, сколько о детских СМИ. Современные дети с огромным успехом осваивают «инфосферу», в массе своей предпочитая компьютер книгам и другим печатным изданиям. В таких условиях, попадая в непрерывный информационный поток, детское сознание подвергается колоссальному воздействию, вызывающему в нем определенные изменения. Современные детская журналистика и СМИ широко используют приемы убеждения, манипулятивных технологий, внушения. Кроме этого, сегодня в практике журналистики и СМИ широко используются методы подсознательного воздействия, в первую очередь создание стереотипов. Часто стереотипы в результате длительного использования приобретают черты определенных образов, которые закрепляются в формирующемся детском сознании очень прочно. Они существуют в подсознании человека в качестве определенных «якорей» и оказывают определенное действие на сознание не только в детский период, но и в течение всей последующей жизни.

Сегодня, в начале XXI в., все мы являемся свидетелями невиданной информационной мощи, достигнутой человечеством благодаря стремительному развитию информационных технологий. Научно-техническую революцию сменила революция информационная, в ходе которой создается новое «информационное общество».

Исходя из этого, применительно к современности следует говорить уже не столько о детской журналистике, сколько о детских СМИ. СМИ можно рассматривать как систематическое распространение информации с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

В рамках программы “Мы рождены в 21 веке”, командой Центра “Интернатива” реализовывается ряд проектов для развития молодежной медиаграмотности. В течении шести лет на практике  нами ведутся исследования насколько эффективно осваиваются новые медиа детьми и для чего применяются в последствии. Как не парадоксально, слушая  недовольство родителей о бесполезном “блуждании” подростков по глобальной сети , мы наблюдаем высокий интерес к медиатворчеству у детей, что создавая взрослыми определенную просветительскую среду для любознательного подростка, давая им возможность проявить творческую инициативу, показывая понятные способы и средства для реализации авторских молодежных проектов, дети не принужденно  покидают соц. сети, по собственной воле,  оставляют “вредные”игры и со смыслом формируют фамильное цифровое пространство (оформляя хостинги, домены, видео-каналы, онлайн-портфолио и т.д), наполняя его уникальным авторским контентом: создавая обучающие мультфильмы, пишут статьи на личных сайтах, вещают о своих талантах в онлайн-аудиториях, рисуют картины в  веб-студиях , разрабатывают мобильные приложения в своих ит-лабораториях и пр.

В течении всего лета под управлением экспертов Центра “Интернатива”  в 4 этапа шла креативная сессия для молодежного сообщества России на базе ДОКЛ “Байтик”. На фестивале авторских медиапроектов юными талантами 4-х сезонов  были представлены концепции и идеи, которые они хотели бы внедрить в школьных сообществах. Почти каждый проект был “пропитан” возможностью использовать новые коммуникации для объединения с креативными единомышленниками, экспертами и талантами со всей страны, применять информационные технологии для создания просветительских инфопродуктов (мультфильмов, обучабщего видео,  авторских вебинаров) учителям и выпуск методического материала в новом формате (3D, дудл- видео и пр.). Особое восхищение вызывают проекты детей , где они “взывают” взрослых к активному использованию в делах и быту мобильных технологий для того, чтобы быть свободнее  и уделять больше времени своим детям! “Это Глас нашего Будущего!” — думала я , закрывая каждый конкурс с июня по август….

Среди десятков медиапроектов четвертой волны креативной сессии “Школьный Медиамастер” экспертный совет центра “Internativa” и жюри ДОКЛ “Байтик” вдохновлены  идеей реализации независимого детского СМИ,  которое будет позиционировать результаты школьников малых городов и сёл.  В записи прямого эфира, который включили юные блогеры можете посмотреть презентацию “Всероссийского школьного новостного портала School News”.

Как показывает опыт работы команды организаторов Международной Web-Олимпиады “Профессии Будущего” часто победителями становятся подростки из деревень и провинций. Несмотря на слабый интернет и сложные задания по созданию авторских инфопродуктов: сайтов, мультфильмов, видео с интеграцией английского языка, дети из провинций забирают лавры авторитетного интернет конкурса. Они способнее, сконцентрированнее и целеустремлёнее на онлайн-марафонах, возможно, их мотивация для позитивных перемен в их жизни выше?

Далеко не секрет что сегодня факторами делового успеха являются: свободное владение международным языком и виртуозное использование IT.  Но кто вещает о победах этих юных лидеров? Этим могут заниматься независимые детские СМИ, которые только формируются  в России на старте третьего тысячелетия и совместно с нашими партнерами, руководителями — новаторами мы помогаем молодежи практиковать современную независимую медиажурналистику, создавая новую историю своей страны в глобальной сети.

internativa.biz

1.1 Значение и роль детских и молодежных СМИ. Молодежные средства массовой информации и проблемы медиаобразования новых поколений

Похожие главы из других работ:

Влияние СМИ на кинематограф в ХХ-XXI веках

2. Кинокритика и кинокритики - сущность, значение

...

Картина мира ребёнка и её отражение в детских иллюстрированных журналах

1.3 Роль иллюстрации в детских периодических изданиях

«Креолизованный текст -- это сочетание двух частей: вербальных (языковых, речевых) и невербальных (других знаковых систем) компонентов текста»[45, с. 8]. Такое определение впервые дают Ю. А. Сорокин и Е. Ф...

Молодежные средства массовой информации и проблемы медиаобразования новых поколений

Глава 1. Типология молодежных СМИ. Современное состояние молодежных СМИ

В настоящее время все СМИ можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые. Основой типологии является расчленение групп с помощью обобщенной модели или типа...

Особенности речи средств массовой информации

2. Роль и значение культуры речи в СМИ

Язык и общество тесно связаны между собой. Как без языка не сформировалось бы общество, так и язык без общества из неоткуда не возник бы. Культура речи в средствах массовой информации - одна из главных характеристик...

Особенности языка современной молодежной прессы

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА МОЛОДЁЖИ И МОЛОДЁЖНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

молодежная пресса язык Под молодежным средством массовой информации понимается форма периодического распространения массовой информации, ориентированная на аудиторию в возрасте от 14 до 30 лет включительно. В статье, вышедшей в 1989 году, С. К...

Проблема пропаганды наркомании на страницах печатных и виртуальных молодежных изданий

1.1. Общие характеристики современных молодежных СМИ

За последние десять лет в Российской Федерации структура средств массовой информации для молодежи претерпела существенные изменения, как в тематическом...

Профессиональная фотожурналистика

2.2 Совершенствование технологий и их значение

Маленькие, лёгкие камеры существенно усилили роль фотожурналистики. Начиная с 1960-х встроенные моторы, электрическая вспышка, автофокус...

СМИ как инструмент PR в освещении вооруженных конфликтов (на материалах событий на Кавказе)

1.2 Значение СМИ в информационном и PR пространстве

СМИ представляют собой систему и имеют целостный характер, располагая совокупностью компонентов, взаимодействующих друг с другом...

Современные детские журналы и их влияние на развитие ребенка

1.3.3 Иллюстрации в детских журналах: определение, виды, особенности иллюстрации для детских журналов

Любое детское издание тесно связано с дизайном и немыслимо без иллюстраций, которые, в детских печатных СМИ на ряду с текстом играют немаловажную роль. Под термином "иллюстрация" можно понимать любое помещенное в издание изображение...

Стереотипы в молодёжных средствах массовой информации

2. Анализ влияния молодёжных СМИ на формирование определённых стереотипов у молодёжи

...

Стереотипы в молодёжных средствах массовой информации

2.2 Влияние стереотипов в молодёжных СМИ на сознание молодёжи

Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса и молодёжные телевизионные программы формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы...

Стилистика газетных заголовков

1.2 Роль и значение заголовков периодических изданий

Заголовок - это полноправный компонент газетного текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Заголовок имеет крайне важное значение для газетной статьи, поскольку он является первым...

Характеристика молодёжных передач на российском ТВ

1.1 История вопроса: появление молодежных программ на российском телевидении

Молодежное телевидение - публицистические программы, интересные и необычные по формату, адресованные молодежи, а в идеале еще и сделанные силами молодежи. По мнению многих экспертов, сегодня нет специализированных молодежных программ...

Характеристика молодёжных передач на российском ТВ

2.1 Специфика современных молодежных телеканалов

В связи со значительными изменениями в отечественной социально-экономической системе влияние средств массовой информации на молодое поколение существенно увеличилось...

Языково-стилистические особенности заголовков в газете

1. Роль и значение заголовков периодических изданий

В газете заголовок занимает самую сильную, акцентируемую позицию. Это то, на что читатель сразу обращает внимание. Являясь составной частью газеты, заголовок выполняет следующие языковые функции: информативную (передает информацию о тексте)...

jour.bobrodobro.ru

Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

Проблемы теории электронных СМИ

В.В. Грудинская

СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

В последние годы сложилась качественно новая информационная ситуация, заставившая детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. В связи с изменившимися потребностями общества изменились и СМИ - как в содержательной модели, так и в оформлении. Прогрессирующая компьютеризация населения России и появление Интернета спровоцировали бурный рост числа средств массовой информации, размещенных в русском сегменте всемирной паутины. Именно феномен детских Интернет-изданий и стал предметом изучения автора статьи. На примере онлайн-пери-одики для детей ясно прослеживаются основные тенденции современных СМИ вообще. В статье представлена авторская типология Интернет-журналов для детей и названы особенности каждого типа.

Ключевые слова: СМИ, Интернет, тенденции, дети, типология, специфика.

Несмотря на наличие научных работ, посвященных СМИ для детей и юношества, системного исследования современных детских сетевых СМИ до настоящего времени не предпринималось. Молодежная печать изучена достаточно глубоко лишь в «комсомольский» период своего существования. Возникновение Интернета и бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий изменило конфигурацию медиа-ландшафтов всех стран мира1, образовались принципиально новые типы и формы распространения информации, в том числе и для юной аудитории. В данной работе проводится исследование детских онлайн-СМИ, которое способствует выведению значимых для практики обобщений и закономерностей.

© Грудинская В.В., 2010

Материал для анализа составили сетевые средства массовой информации, функционирующие на информационном рынке, с учетом их многообразия и динамики развития. Учитывая большой количественный объем детских СМИ, для конкретного рассмотрения были выбраны наиболее яркие представители различных типологических групп этих изданий. Первоочередным требованием к выборке для анализа является не формальное воспроизведение всех структурных соотношений различных типологических групп детских СМИ, а, прежде всего, сам факт присутствия в выборке всех существующих видов (типов) средств массовой информации для обозначенной аудитории.

Стремительная компьютеризация и интернетизация России в последние годы, поддерживаемая различными государственными программами, привела к тому, что в 2008 г. число пользователей Интернета в России превысило отметку в 40 млн; за год рост Интернет-аудитории составил 10—15%2. Долю детей среди Интернет-пользователей определить очень трудно, но жизненные примеры раннего начала общения ребенка с компьютером позволяют делать вывод о немаленьком количестве пользователей виртуальной сетью - детей. Есть только отдельные исследования детской аудитории, ведь большинство организаций, замеряющих Интернет-аудиторию, не учитывают возрастную группу младше 18 лет. Возьму на себя ответственность на основе изученной информации предположить, что на сегодняшний день в России доля детей и подростков (до 18 лет) в сети составляет около 20% от общего числа пользователей Интернет, то есть речь идет о цифре 8 млн человек. Так или иначе, численность детей в Интернете оказалась не столь уж и маленькой.

Исследователи портала «Руметрика» всерьез заинтересовались проблемой подсчета детской аудитории в Интернете и провели опрос родителей о том, как и где пользуется их ребенок «всемирной паутиной». Результат: у 27% респондентов есть хотя бы один ребенок, использующий Интернет3. Принимая в расчет эти данные, стоит отметить, что мои прогнозы могут быть заниженными.

В 1990-е гг. появился самый перспективный сектор рынка периодических изданий - рынок электронной информации4, на котором представлены электронные версии ряда газет и журналов, а также самостоятельные сетевые издания. В России Интернет-СМИ для детей и юношества появились почти одновременно со «взрослыми» газетами и журналами - на рубеже веков. Так, например, журнал «Недоросль» (www.a-z.ru/public/nedorosl/) функционирует во всемирной паутине с 2001 г. (для сравнения - первый в России Интернет-журнал появился в 1996 г., «Огонек»). Руководи-

тели СМИ для детей почувствовали эту потребность подростков в получении информации непосредственно из сети. В связи с этим многие уже существующие в печатном виде детские газеты и журналы создали виртуальных дублеров, а то и вовсе «перебрались» в сеть.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу. Поэтому четкого разделения сетевых изданий для детей по классическому типоформирующему фактору всей детской прессы нет.

Проанализировав около 80 онлайн-изданий для детей, нетрудно заметить, что многие существенно отличаются друг от друга не только по возрасту аудитории, для которой предназначаются, но и по тематике, по уровню политизации и направленности - просветительской или развлекательной. Всю массу современных изданий для детей и юношества можно разделить на несколько типов - по различным критериям.

Анализируя контент и цели, преследуемые Интернет-СМИ, можно выделить пять основных групп:

1. Информационно-публицистические.

Онлайн-издания этого типа содержат отклики на происходящие в России и мире события, зачастую юниоры сами заполняют раздел новостей. Так, в газете «Школяр» (www.teen.spb.edu.ru) можно ознакомиться с материалами о жизни санкт-петербургских школьников, серьезными статьями о молодежных проблемах, культуре и репортажами со спортивных состязаний. Еще одна питерская газета «Пять углов» (www.5uglov.ru) обновляется еженедельно, кроме того, есть свой форум и чат, материалы о рынке образования и проблемах переходного возраста.

2. Издания, популяризующие науку, технику, искусство, религию (прообраз отраслевой прессы).

Разнообразие тем и интересов осталось еще с советских времен, но есть в виртуальных изданиях и феномены, на мой взгляд, отражающие реалии современной жизни.

В Карелии Юниорский союз «Дорога» (детская общественная организация) выпускает правозащитную газету «Школа - территория закона». Газета освещает злободневные проблемы прав человека в школе, вопросы корректных отношений между учителем и учеником. Ресурс можно найти по адресу www.doroga.karelia.ru/shkola/.

Политизированных СМИ для детей немного, но особого внимания заслуживает сайт www.uznai-prezidenta.ru. Фактически это раздел президентского сайта, приспособленный специально для детей. Посетителю предоставляется возможность выбрать версию сайта для просмотра - мультимедийную (flash) или облегченную (html). Создатели - Администрация Президента РФ - позаботились даже о создании короткометражных мультиков, развлекающих детей на страницах сайта. Более того, можно выбрать героя, который будет сопровождать ребенка в этом политическом путешествии. В зависимости от выбранного персонажа корректируется подаваемая информация. Разработчики представляют в качестве основной идеи сайта - желание рассказать подрастающему поколению о правах и обязанностях гражданина, но за этим скрывается, считают политологи5, самая настоящая официальная агитация. На ресурсе выложены и текст Конституции, и даже текст присяги президента. Профессиональные политики убеждены: смену себе надо растить с пеленок. Поэтому фактически целью данного сайта является не только обучение, но и политическая пропаганда.

Виртуальные православные СМИ для детей появились всего несколько лет назад, их инициаторами стали епархии и монастыри. В Санкт-Петербурге существует православный журнал для самых маленьких «Божья коровка» (www.bkorovka.ru), общероссийский детский христианский журнал для детей 4-11 лет «Зернышко» (www.zerno.agava.ru). Свято-Рождества-Христова-Сергиевский храм Харьковской Епархии Украинской Православной Церкви поддерживает специальный ресурс для детей www.vifleem.narod.ru. Примечательно, что главным редактором такой газеты является не специально обученный человек, поддерживающий политику епархии, а сам викарий Харьковской Епархии.

Основными темами православных СМИ для детей традиционно являются темы добра и зла, трактовки Библии и основных библейских сказаний, различные полезные знания из истории православия, поучения Святых отцов и другое. Подобные СМИ позволяют воспитывать детей в христианских традициях, а благодаря простому стилю изложения православные обычаи и обряды становятся доступными каждому ребенку.

Проблемы увеличивающегося антропогенного воздействия на окружающую среду тоже находят отражение в прессе для детей, в том числе и в Интернете. Существуют естественно-научные журналы (которые в последнее время чаще позиционируют себя как журналы для любопытных и любознательных, например, «Мир чудес», www.mir-chudes.narod.ru) и юношеские газеты, открыто заявляющие свою тематику как экологическую. Один из примечатель-

ных экземпляров такого типа - электронная версия юношеской экологической газеты Башкортостана «Подрост» (www.podrost.estc.ru). Здесь можно найти рассказы о заповедниках, сведения о программах экологической защиты, афоризмы в тему и даже экологический форму, где каждый посетитель может высказать свое мнение о проблеме и способах ее решения.

По адресу www.mdoo-fid.ru/sova.html можно найти детскую философскую газету «Сова», занимающуюся популяризацией философских проблем и знаний.

Внимания заслуживает и спортивная онлайн-газета «Внимание, на старт!» (www.na-start.ru). Эта виртуальная газета удивительным образом пытается сочетать пропаганду физической культуры и прогрессивных технологий.

3. Развлекательные, имеющие своей целью заполнить досуг читателя.

Электронная версия журнала о детском творчестве и досуге «Лучик» (www.luchik.narod.ru) публикует детские стихи и рассказы, головоломки, ведется постоянная рубрика «Умелые ручки». Есть и специализирующиеся на этом издания - например, «Самоделка» (www.samo-delka.ru). Здесь юные читатели могут обнаружить даже чертежи для распечатки и конструирования из бумаги.

Особое внимание хотелось бы уделить детской юмористической прессе в Интернете. «Веселая переменка», электронная версия юмористической газеты для школьников (www.v-peremenka.nar-od.ru), размещает на своем сайте смешные истории, рассказы, анекдоты и рисунки на школьную тему.

4. Литературно-художественные.

Сейчас эта группа представлена значительно беднее, чем ранее. Многие журналы такого типа сохранились с советских времен и просто «перебрались» в виртуальное пространство (например, журнал «Мурзилка», доступный теперь по адресу www.murzilka.km.ru, детская «Роман-газета» - www.chg.ru/Fairy/HELPERS/ROMAN/ index.html, журнал «Костер», в первоначальном виде хорошо знакомый старшему поколению, - www.kostyor.ru). Появились и новые литературно-художественные журналы, которые, по своей сути, не изменили основной концепции и по-прежнему делают упор на детское творчество - будь то проза или поэзия. Стоит отметить, что многие журналы нового времени акцентируют внимание на сказках для детей, различных легендах - исторических и народных (самарский сказочный журнал «Почитай-ка», www.cofe.ru/red-ka/, и иркутский детский журнал «Сибирячок», www.sibok.ru).

5. С отказом от социалистической идеологии в сознание людей стала активно внедряться идеология потребительства. Реклама

становится механизмом организации спроса и «производства» потребностей, поэтому появляется огромное количество рекламно-справочных изданий, которые можно выделить в отдельный тип СМИ.

Главная цель этого типа - информировать пользователей о товарах или услугах в определенном сегменте рынка, в данном случае - товары для детей и подростков. По сути это электронные аналоги рекламных газет, распространяемых бесплатно. К такого рода ресурсам можно отнести сайт газеты для детей и родителей «Аист»(шшш.шо7а1ка.ги), которая с 1996 г. бесплатно распространяется в Москве. Свои сайты для детского пользования имеют и учреждения, связанные с обслуживанием детского досуга и отдыха. Например, детский оздоровительный лагерь «Маяк» выпускает Интернет-версию газеты «Моторчик» (www.katok.h2.ru), привлекая внимание потенциальных клиентов к своим услугам. На питерском ресурсе www.kindermoda.ru маленькие модницы могут просмотреть каталоги известных марок, выбрать себе подходящий наряд, почитать о последних тенденциях детской и подростковой фэшн-индустрии.

Важнейшая функция детской прессы - обучение. Зачастую кроме новостей школьной жизни на ресурсах для детей можно найти и подборки школьных сочинений, вполне конкретные справочные материалы по теме, которую озвучил читатель. Так, электронный журнал «Школьный калейдоскоп» (www.scholar.urc.ac.ru) публикует на своих страницах статьи и упражнения по многим академическим предметам.

Для школьников актуальна проблема профессионального самоопределения. На сайте www.mediashkola.ru ребята из творческого объединения «ЮНПРЕСС» в доступной форме делятся профессиональными советами, проводят мастер-классы онлайн, в общем, различными способами популяризуют журналистику как вид деятельности и, возможно, будущую специальность. Другое безграничное поле деятельности юных журналистов с опытом - нижегородский ресурс «УТЯ» (www.utya.nnov.ru), расшифровывается как «Улица творческих «Я». В этой газете юнкоры высказываются на темы, волнующие детей и подростков, проводят собственные исследования и дают возможность творить каждому.

В настоящее время возрастная граница вовлеченности в рабочий процесс намного сдвинулась в сторону уменьшения. Многие школьники сами стараются зарабатывать карманные деньги. Чтобы обслужить и эту сферу жизни подростков, во всемирной сети появился сайт rabota.ynpress.ru. Здесь размещена актуальная ин-

формация о вакансиях для учащихся и рейтинг высших учебных заведений страны.

Уникальное явление представляет собой психолого-педагогическое Интернет-издание www.detisite.ru. Здесь есть раздел и для детей, и для родителей. Вообще сам сайт представляет собой увлекательную анимационную игру, действие которой разворачивается в Детском городке. Фактически это модель реального города: ребенку предоставляется возможность отрепетировать какие-то действия, ранее вызывавшие у него страх, получить первоначальный опыт социального общения.

Все Интернет-издания можно разделить на три группы по статусу организации, которая их выпускает и контролирует:

1. Государственные (муниципальные).

Онлайн-издания данного типа - в основном сайты для детей, представляющие газеты и журналы субъектов федерации (например, Сахалинская областная газета «Остров сокровищ», osy.svtc.ru).

2. Детские общественные организации - будь то школа или городское объединение старшеклассников - тоже часто выступают в роли учредителей газет и журналов.

Как правило, их отличает разнообразие затронутых тем, также много материалов, посвященных социальным акциям и гуманистическому воспитанию молодежи. Редакторами таких газет обычно являются взрослые, но основными корреспондентами, авторами и генераторами идей - дети (например, газета старшеклассников «Окно» - www.okno.ural.ru, электронная версия журнала юношеского творчества лицея №1560 Москвы «Полет в неизвестность» -www.neizvestnoe.narod.ru ).

3. Любительские - созданные пользователями сети для друзей и сверстников.

К примеру, семейная пара журналистов создала сайт для детей «Детская газета» (www.detgazeta.ru). Здесь детям и подросткам дается полная свобода: собраны гигантские архивы головоломок, анекдотов, шарад, более того - здесь есть даже виртуальные «раскраски», рецепты простых и вкусных блюд, которыми малыши могут порадовать своих родителей.

Нередко подобные издания создаются детскими и подростковыми коллективами, они полностью независимы от взрослой цензуры. На всех уровнях производства информационного продукта - от репортера до главного редактора - работают сами дети и подростки (в барнаульской детско-юношеской газете «Сами» секрет успеха заложен в название, www.a-z.ru/public/sami). В этом же сегменте стоит отметить уникальный посыл детской газеты «Интерландия»:

Детская газета «Интерландия» - проект электронного издания, основной идеей которого является то, что в нем принимают участие только дети. Во всем: сбор материала, верстка, дизайн, редактура. Если Ваш ребенок не желает ограничивать поле своего действия только листком альбома или тетрадной страничкой, значит ему самое место у нас. Специалисты центра научат его грамотно работать в программах по верстке, анимации, дизайну6.

Деление детских СМИ по географическому признаку хоть и весьма условно, но приложимо к Интернету7. В сегменте Рунета можно выделить СМИ для детей как локального характера (так, например, самарский центр творчества детей запустил в сети проект детского сказочного журнала «Почитай-ка», www.cofe.ru/red-ka/), так и федерального масштаба (общероссийская юношеская газета тоже «поселилась» в сети - теперь она называется «Виртуальный ЮГ» и доступна по адресу www.ynpress.ru/yg-online/).

В связи с изменившимися потребностями общества появляются новые формы средств массовой информации: дайджесты, журналы-ревю, семейные журналы, журналы на дискетах, дисках, электронные версии газет и журналов, издания, продолжающие тематику популярных телевизионных программ, русские версии западных журналов. Отметим то, что касается онлайн-изданий для детей и юношества.

1. Семейные журналы.

В аудиторию журналов для так называемого семейного чтения, то есть совместного времяпровождения детей и родителей, входят, как правило, дети дошкольного и младшего школьного возраста. Например, в «Детской газете» (www.detgazeta.ru) есть отдельные разделы для взрослых и детей, а также руководство сайта проводит совместные форумы, обсуждения актуальных проблем. Многие издания даже исключительно детских газет обращаются к родителям с просьбой поучаствовать в жизни ребенка, обсудить тот или иной материал или помочь решить очередную головоломку («Ставро-ша», www.stavrosha.mhost.ru).

Интернет-журнал «Дошколенок» (www.kindereducation.ru) содержит отдельные разделы для детей, их мам и пап. Родителям предлагается обсудить возникающие в процессе воспитания проблемы на специальном форуме, изучить детскую психологию, а детям - научиться считать, рисовать и узнать много интересного.

2. Альманахи детского творчества.

Один из наиболее популярных ресурсов Рунета подобного рода - альманах «Клёпа» (www.klepa.ru), электронное представительство детского познавательно-развлекательного альманаха. Редак-

ция осуществляет подбор материалов по самым разнообразным тематическим разделам, рубрикам.

Все сетевые издания можно разделить на несколько групп по степени онлайн-самостоятельности8:

1. Электронные версии печатных изданий (дублеры).

Многие печатные СМИ в начале XXI в. стали «перебираться»

в сеть, но это не означает прекращения печатания основного тиража. Две версии - онлайновая и оффлайновая (привычная печатная) существовали, а во многих случаях и до сих пор существуют параллельно. При этом печатное издание часто отсылает к Интернет-версии, а сайт предлагает подписаться на журнал.

2. Собственно электронные издания.

Издания для детей, намеренно создаваемые в Интернет-пространстве, не имеющие аналогов среди печатных СМИ. Большинство сайтов в этом сегменте представлены полулюбительскими изданиями.

Интернет вобрал в себя все важные свойства информационных систем. Отметим основные черты онлайн-СМИ в отличие от других видов массовой коммуникации.

1. Интерактивность.

«Продвинутые» сайты для детей и юношества проводят интерактивные конкурсы, развивающие игры и даже уроки английского в режиме онлайн (www.detki-74.ru). На многих сайтах детских СМИ имеется свободный доступ к архивам номеров - это позволяет без проблем найти нужный материал или собственную заметку.

2. Вседозволенность.

Интернет-среда, в отличие от физической, в которой мы все живем, характеризуется гораздо меньшей жесткостью барьеров9 и ограничений и допускает гораздо большую степень свободы для своих «обитателей». Можно повлиять если не на концепцию издания в целом, то хотя бы на формирование тем следующего номера, например посредством голосования. Идея сводится к тому, что человек, не участвующий в непосредственном создании издания, может повлиять на ход обсуждения того или иного вопроса, по своему усмотрению репрезентировать себя для других любым образом10. Создатели сайта газеты «Рост» (www.rost.websib.ru) в стихах обозначили это свойство Интернета:

Здесь читать разрешено Все, что не запрещено11

3. Мультикультурность.

Возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света и, следовательно, живущих в

разных культурах. Такое интернациональное общение вполне вписывается в тенденции глобализации. Многие детские сайты «обзавелись» англоязычными версиями собственных сайтов.

4. Мифологичность.

По свидетельствам медиков, детское сознание только после 12 лет учится разделять виртуальную и действительную реальность. Интернет как нельзя более соответствует мифологическому мышлению маленького ребенка12.

Мифологическое мышление характеризуется «магичностью». Например, психолого-педагогическое издание www.detisite.ru полностью оформлено как анимационная игра, участником которой может стать любой пользователь ресурса. На страницах этого сайта расположен целый детский городок, управлять которым можно при помощи кнопок-картинок.

Сервер онлайн-газеты «Сделай сам» предоставляет полную свободу посетителям сайта в оформлении интерфейса «под себя». Все необходимые для этого инструменты размещены на главной странице сайта: ребенок может разместить свой рисунок там, где ему заблагорассудится, переместить некоторые элементы и разделы издания так, как ему удобно.

Другая особенность мифологического мышления - анимизм. Почти все детские издания имеют одного или нескольких персонажей, которые постоянно «живут» на страницах газет и журналов. Эти герои помогают ребенку ориентироваться в содержании издания, кроме того, редакции, как правило, проецируют на них жизнь среднестатистического читателя - персонажи ходят в школу, получают оценки, играют в футбол.

Наконец, мифологическое мышление синкретично. Интернет-технологии позволяют на ограниченном пространстве вeб-сайта разместить большое число объектов, во многих случаях абсолютно между собой не связанных, имеющих самую различную природу и логику функционирования, а также различную тематику и цели13.

5. Универсальность.

Сеть представляет собой уникальную коммуникационную систему, которая может использоваться не только для какой-то одной цели. Ее привлекательность как раз и состоит в многообразии возможностей и в том новом, что она несет для различных видов деятельности. Интернет относится к категории информационных систем, работающих по принципу «не только, но и ...», тогда как другие системы функционируют по принципу «или - или».

6. Интегрированность.

Большинство детских изданий носят некоммерческий характер, поэтому и масштабные рекламные кампании таким СМИ не до-

ступны. Им трудно выжить, не сотрудничая с коллегами, в связи с этим появляются различные способы ссылок на сайты партнеров, в том числе широко распространенные среди детских изданий веб-кольца. Это системы автономных сайтов, как правило, имеющих сходную специфику или аудиторию. Все ресурсы, входящие в одно веб-кольцо, имеют перекрестные ссылки друг на друга, часто осуществляют баннерообмен. Одно из наиболее известных российских объединений - кольцо «Наши дети», оно объединяет несколько десятков Интернет-изданий для детей по всей России.

Элементы сообществ в детских СМИ проявляются чаще как клубы по интересам. Так, существует «Клёп-клуб» (www.klepa.ru), клуб «ДДД» (электронная версия общероссийской газеты «Добрая дорога детства» www.ddd-gazeta.ru). У этих специфических объединений есть свое руководство, определенные цели и реализуемые проекты и акции.

7. Схематичность.

Издания для детей чаще, чем какие-либо другие, имеют технические проблемы из-за недостаточного финансирования, редко обновляются. В качестве исключительного примера я бы отметила ресурс www.malchishki.ru (журнал «Мальчишки нашего двора», поражающий отличным дизайном и качественным содержанием) и любительский, но от этого не проигрывающий сайт www.detgazeta.ru (отличный дизайн, обилие интересных материалов, мультимедиа, делает семейная пара, занимающаяся журналистикой более 10 лет).

8. Наглядность и непосредственность.

Большинство изданий оформляются ярко, красочно, с использованием большого количества иллюстраций и фотографий - есть, что посмотреть, даже маленькому ребенку, не познавшему язык чтения. Так, рассматривая комиксы, он по сути изучает жизнь (примером популярного развлекательного издания для детей может служить любительский журнал комиксов «Мирчек», www.mirchek. 8k.com).

Кроме того, издания для детей отличает особый язык этих СМИ, они близки к своим читателям и, соблюдая заветы К.И. Чуковского, общаются с ними «на равных»14.

Современная пресса для детей широко использует наработанный столетиями опыт детской журналистики. Сформировавшаяся типология изданий для детей и юношества только уточняется, конкретизируется и дополняется в соответствии с требованиями времени. Но неизменной остается роль детских изданий в социализации ребенка. От того, что читают сегодняшние дети, зависит не только последующее развитие общественных институтов, но и судьба страны в целом.

Примечания

1 Лукина М.М. СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету (по результатам мониторинга интернет-СМИ) [Электронный ресурс] // Портал научных исследований СМИ и методик журналистского образования «Медиаскоп». [М.,

2003]. URL: http: // www.mediascope.ru (дата обращения: 20.09.2006).

2 Цит. по: Количество интернет-пользователей России перевалило за 40 млн [Электронный ресурс] // Сайт «Компьюлента». [М., 1997]. URL: http:// net.compulenta.ru/421673/ (дата обращения: 23.04.2009).

3 Опрос «Принимаемся за учебу» [Электронный ресурс] // Портал <^иметри-ка». [М., 1996]. URL: http://rumetrika.rambler.ra/publ/article_show.html?arti-cle=2998 (дата обращения: 29.11.2006).

4 Гуревич CМ. Экономика отечественных СМИ: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 14.

5 Официальный сайт телекомпании «Четвертый канал» [Электронный ресурс]. [Екатеринбург, 1999]. URL: http://www.channel4.ru/content/200708/31/ 113.polit.html (дата обращения: 20.09.2007).

6 Официальный сайт газеты «Интерландия» [Электронный ресурс]. [М., 2003]. URL: http://www.inter-line.ru (дата обращения: 26.06.2008).

7 Малышев Е. Что считать Интернет-СМИ // Медиа-альманах. 2003. № 3.

8 Лукина М.М. Указ. соч.

9 Levin K. A Dynamical Theory of Personality. N.Y.; London, 1935.

10 Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] // Сайт «Флогистон: Психология из первых рук». [М., 1998]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strat-egy (дата обращения: 14.06.2007).

11 Официальный сайт газеты «РОСТ» [Электронный ресурс]. [Новосибирск,

2004]. URL: http://www.rost.websib.ru (дата обращения: 26.06.2008).

12 Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

13 Минаков А.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет) // Тезисы докладов международной конференции ИОЛ-99. СПб., 1999. С. 333.

14 Чуковский К.И. Собр. соч. в 6 томах. М.: Худ. лит-ра, 1965. Т. 1.

cyberleninka.ru

проблемы и перспективы развития – тема научной статьи по народному образованию и педагогике читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Жукова Дарья Александровна

аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89287755710)

Современная детская журналистика

как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития

Аннотация

В статье дается определение детской журналистики, рассматриваются ее типоформирующие признаки, а также роль, которую она играет в обществе. На примере детского телевидения даётся анализ проблем и перспектив дальнейшего развития современных детских СМИ как фактора формирования индивидуального и группового сознания детей.

Annotation

This article gives a definition of child journalism, considers it's type-forming signs, as well as the role it plays in society On the example of children's television provides an analysis of the problems and prospects of further development of modern children's media as a factor in the formation of individual and group consciousness of children.

Ключевые слова: детская журналистика, СМИ, детское телевидение, информация, информационное общество, медиализированное пространство, десоциализация, духовные ценности, гуманистическая модель ТВ.

Key words: Children's journalism, media, children's television, information, information society, medialized space, desocialization, spiritual values, humanistic model of TV.

РебенокХХ! в. живет в медиали-зированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни общества. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом [1, с. 40]. К основным факторам, влияющим на формирование детского сознания, сегодня можно отнести не только семью, как основную ячейку общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, но и средства массовой информации.

Современный человек с раннего детства подвергается воздействию колоссального информационного потока. Еще не будучи способным фильтровать информацию, отделяя факты от мнений, а сугубо информационные материалы от

пропагандистских, ребенок особенно подвержен влиянию СМИ. Отсюда вытекает исключительная важность для общества тех специализированных СМИ, которые предназначены для детской аудитории, их первоочередная задача быть социально ответственными, осуществляя первичную социализацию личности.

Детская журналистика является самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Специфика детской журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выра-

57

зительные средства, формы, способы контакта с аудиторией [2, с. 163].

Основным типоформирующим признаком всех детских изданий и телепередач является характер аудитории, на которую они рассчитаны.

Психологи делят эту аудиторию на группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение нескольких типов изданий и передач: для дошкольников, для младших школьников, для подростков.

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание/телепередача, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики аудитории [3, с. 113].

Детская журналистика в России имеет глубокие исторические корни. Первый в России журнал для детей - "Детское чтение для сердца и разума" Н.И. Новикова начал издаваться еще в 1785-1789 гг. В дореволюционной русской литературе и журналистике мы находим замечательные примеры того, как дворянская и буржуазная среда с ранних лет начинала прививать детям те качества, которые затем становились устойчивыми чертами личности типичных представителей этих сословий.

Советская литература и советская пресса отразили благородные черты советских детей, подростков, юношей, которые проявились и в годы гражданской, и в годы Великой Отечественной войны, а также безропотную готовность к трудовым подвигам на фабриках и заводах - бескорыстным, совершаемым лишь на благо укрепления мощи государства. Формирование личности, развитие характера будущего строителя коммунистического общества стало ответственной и почётной задачей.

Общественная трансформация, произошедшая в 90-е гг. XX в., поставила перед детской прессой новые задачи. Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние десять лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой - стал одним из главных факторов в формировании новых ценностных ори-

ентаций, в том числе и у детей, среди которых немалую роль играют культурные, эстетические и этические представления [4, с. 14]. Детская журналистика и детские СМИ стали воспитывать человека новой эпохи, принадлежащего обществу предпринимателей и потребителей.

Проанализируем проблемы и перспективы развития детской журналистики в России начала XXI в. на примере детского телевидения как самого массового из современных СМИ.

Коммерциализация телевидения в 1990-е гг. в условиях "нецивилизованного" российского информационного рынка привела к глубокому кризису вещания для детей. Резко сократился общий объем детского телевещания. В настоящее время в российском телевизионном эфире программы, ориентированные на детскую аудиторию, составляют менее 7 %. Недопустимо малым стало количество передач на центральных телеканалах, которые в изменившихся социальных условиях отвечали бы детям и родителям на волнующие их вопросы духовно-нравственного развития и реально способствовали бы этому развитию. Вместо них юным зрителям приходилось довольствоваться телезрелищами, пронизанными мотивами философии прагматизма, потребительства и нравственного бесчувствия. По оценкам современных исследователей [5, с. 123], телевидение, пребывающее в отстраненности от мира абсолютных смыслов, норм и ценностей, ничем не может помочь юным и взрослым зрителям, для которых состояние непонимания сути того, что происходит в окружающем мире и с ними самими, стало уже привычным.

Вместо прежних идеологических доминант на рубеже веков в детском телепоказе возобладала атмосфера низкосортной развлекательности, этической бесконтрольности, переходящей в безудержную вседозволенность. На телеэкран выплеснулись и мгновенно легализовались в телепространстве брань, скандалы, демонстрации всех видов непристойностей, сексуальные сцены, всевозможные формы агрессии, насилия и демонизма. Телевидение превратилось в одного из главных растлителей нации, в орудие деморализации детей и взрослых. Медиасреда, пребывающая в состоянии аномии, не способна созидать целостный мир духовно-нравственных ценностей, а может лишь разрушать его. Телевизионное пространство оказалось засорено бесчисленным множеством деструктивных идей и развращающих образов, лишающих детей возможности испытывать чувство экзистенциальной безопасности. Современное ТВ представляет собой нечто вроде зеркала, отображающего то

______________________________________58

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)

аномийное состояние, в котором находится российская социальная макросистема. Одновременно оно само является источником распространения аномийных импульсов и волн. Захлестывая массовое сознание, они делают зрителей невосприимчивыми ко многим формам социального зла, отнимая у них способность сопротивляться негативным влияниям окружающей действительности [6, с. 65].

Целый ряд деструктивных черт можно выделить в детских мультфильмах конца XX-

начала XXI вв. как зарубежного, так и российского производства (последние, как правило, строятся по шаблонам американской мультипликационной продукции).

1. Переизбыток агрессии и насилия на экране. Современные мультипликационные фильмы зарубежного производства, а также созданные по их образцу отечественные аналоги пронизывает насилие: демонстрация слишком подробных сцен драк с кровью, погонь, сцен физического подавления и уничтожения противников, убийств, акцентирование внимания на атрибутах смерти (черепах, кладбищах) составляет существенную долю их содержания [7, с. 301]. Хотя действующие в них мультперсонажи прибегают к насилию для достижения благих целей (либо целей, выдаваемых за таковые), зачастую такие фильмы несут в детскую аудиторию неоправданно высокую дозу жестокости и агрессивности. Главный герой, как правило, наиболее агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни [8, с. 83]. Такие мультфильмы - явление, лишь формально тождественное привычным для нас детским мультикам, но насыщенное, однако, иным моральным содержанием и отличное от них по техническому исполнению. Такие мультфильмы явно не предназначены для самых маленьких - хотя, как известно, любые анимационные фильмы привлекают повышенное внимание детей младшего возраста.

2. Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.

3. Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей. Кроме того, дети, не обладающие жизненным опытом и способностью к самостоятельной критической оценке увиденного на экране, вполне могут оказаться (и нередко оказываются) под вредоносным влиянием отрицательного обаяния и примера многочисленных приукрашенных и

романтизированных экранных злодеев [9, с. 36].

4. Наделение женщины мужскими чертами характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажа. Часто женщины в мультфильмах имеют недвусмысленный интерес к мужчинам, всячески показывая и демонстрируя его на экране. Кроме этого мультфильмы часто способствуют неверному формированию образа матери и материнства.

5. Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям - чаще норма, а не исключение.

6. Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя [10, с. 95].

К сожалению, практически все современные мультфильмы - это продукт массовой культуры -мультяшный "фастфуд". Черпая информацию только из таких источников, ребёнок становится абсолютно таким, как все, и не сможет стать полноправной индивидуальностью. К тому же, недопустимо малой стала доля детских телепередач, реализующих образовательные, просветительские и воспитательные функции. Подобная информационная нивелировка наносит непоправимый вред как индивидуальному, так и групповому сознанию детей. Чтобы сформировать гармоничную личность ребёнка, родителям нужно заниматься воспитанием самим, не отдавая всецело его на откуп "теленяни" [11, с. 16].

Таким образом, можно сделать вывод, что в указанный период детское ТВ активно стало создавать ограниченные, замкнутые ценностносмысловые пространства, отгороженные от мира высших духовных ценностей (а зачастую и от жизненных реалий). Это в свою очередь привело к тому, что во многих случаях стала осуществляться не социализация, а десоциализация детского и юношеского сознания как на индивидуальном так и на групповом уровне, а также и его откровенная деморализация, меркантилиза-ция.

Однако, тем не менее, нельзя определять влияние телевидения на формирование самосознания и группового сознания детей исключительно как негативное. Существуют и положительные стороны детского телепросмотра, а также огромный созидательный потенциал телевидения, способный оказывать помощь в воспитании и формировании личности ребенка. Так, современное ТВ помогает удовлетворять познавательные запросы детей, дает возможность "заглянуть" в раз-

59

ные отрасли научных знаний, что способствует формированию познавательного интереса и благотворно влияет на обучение. Кроме того, телевидение влияет на развитие творческой активности, знакомит с трудом людей, тем самым дает возможность отыскать свое собственное место в жизни. Научно-популярные телепередачи знакомят с новыми областями научного знания, воспитывают стремление приносить пользу людям. Также телевидение - это повседневное доступное средство расширения кругозора, приобщения к достижениям культуры, которое позволяет детям "побывать" в разных уголках мира, учит понимать живопись, музыку, театр, архитектуру. Следует отметить, что речь здесь идет не о специфическом детском телепоказе, а преимущественно о передачах для широкой аудитории, адресованных всей семье и детям лишь как части целевой аудитории.

На примере телевидения обозначим комплекс проблем детской журналистики в современной России, которые стали наиболее острыми:

усиление воздействия рекламы на воспитание личности;

вытеснение "взрослой" субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для детей и подростков;

вытеснение отечественной культуры созданной для детей и подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;

снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей.

Каковы же, в таком случае, перспективы развития современной детской журналистики, в частности детского телевидения? Сегодня для России особенно важно создание специальных каналов и проектов, развивающих детские и подростковые средства массовой информации. Осознание этой необходимости породило положительную тенденцию в развитии детского ТВ -за последние десять лет были созданы кабельные и спутниковые телеканалы для детской аудитории, а в январе 2011 г. указом Президента РФ Дмитрия Медведева начал свое вещание первый в России федеральный детско-юношеский канал "Карусель".

Ориентиром творческих исканий новых детских каналов является модель гуманистического развивающегося ТВ, опирающегося на национальные традиции и ценности [12, с. 2]. Новое детское ТВ имеет духовно-развивающую направленность, и его аудиторию составляют дети, начиная с трехлетнего возраста, младшие школьники, подростки и их родители. Его ценностные ориентиры: воспитательная направленность про-

грамм на гармоничное развитие личности ребенка - духовно-нравственное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое; категорический запрет на демонстрацию передач, пробуждающих в детях негативные наклонности - агрессивность, сексуальную распущенность, грубый меркантилизм; демонстрация чистоты и красоты русского языка; воспитание толерантности, отрицательного отношения к различным формам ксенофобии; отстаивание семейных ценностей, норм здоровой семейной морали; соблюдение здорового баланса между универсальными, общечеловеческими духовными ценностями и ценностями национальными, российскими. Творческая команда новых детских телеканалов учитывает, что потребность в новых впечатлениях и знаниях, характерная для юных зрителей, наилучшим образом развивается посредством игровых форм и жанров - мультфильмов, театрально-кукольных и цирковых представлений, передач рукодельного сотворчества, состязательных проектов, художественно-познавательных и художественно-воспитательных фильмов. Задача таких телеканалов - готовить новые поколения к жизни в сверхсложном информационном обществе с его плюрализмом мировоззрений, разнообразием ценностных и нормативных систем.

Подобное детское ТВ - это среда не просто информационная, но культуросозидающая, играющая активную роль в построении детьми собственной картины мира, в обретении ими своей идентичности. Она же способна сыграть неоценимую роль в деле консолидации общества на основе не преходящих идеологических схем и политических клише, но на базисе духовных ценностей высшей пробы - нравственных, религиозных, эстетических [13, с. 77].

Детские журналисты несут большую ответственность перед своими юными читателями и зрителями, и ответственность эта, прежде всего, моральная, т.к. именно о моральном здоровье ребенка идет речь, когда он впитывает со страниц журналов и газет, с телеэкранов, такие вещи, о пагубности которых взрослые, быть может, и не догадываются. Известный журналистский принцип "не навреди" должен прослеживаться абсолютно во всех рубриках, публикациях и телепередачах: в рассказах, сказках, тестах, викторинах и мультипликационных фильмах.

1.Бакаева Ж.Ю. основные понятия и принципы информационной модели общества //Известия высших учебных заведений. Поволжский

______________________________________60

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)

регион. Гуманитарные науки. 2008. № 4.

2.Грудинская В.В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 8.

3.Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 2.

4.Поликарпова Е.В. Современные масс-медиа, High-Hume технологии и формирование ценностной ориентации общества //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6.

5.Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. № 10. 2009.

6.Милицкая А.А., Борисов Е.В. Влияние телевидения на формирование нравственной позиции личности // В мире научных открытий.

2010. № 4-17.

7. Фортунатов А. Н. Телевизионное насилие как фактор трансформации картины мира у зрителей //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 2.

8. Фомиченко А. С. Причины проявления агрессии в детском возрасте // Культурно-историческая психология. 2010. № 2.

9. Тарасов К.А. От насилия в кино до насилия "как в кино"//Социологические исследования. 1996. № 2.

10.Щекотихина И.В. О влиянии телевидения на детей младшего школьного возраста // Гер-ценовские чтения. Начальное образование.

2011. Т. 2. № 1.

11.Кривуля Н.Г Вестернизация отечественной анимации как проявление тенденции глобализации //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 2.

12.Когатько А. Г. Отечественное телевидение для детской аудитории. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. М., МГУ. 2007.

13.Корнилова Е.Е. Современные тенденции развития российского телевидения //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № 1.

1. Bakayeva Zh. Y. Basic concepts and principles of information society model // Proceedings of higher educational institutions. Volga region. The humanities. 2008. № 4.

2. Grudinskaya V. V. Modern media for children and young people. Trends in the development and typological features // Herald of the Russian State Humanitarian University. 2010. № 8.

3.Rudenko I.A. Children and youth media in Russia // Bulletin of Moscow University. A series of

10. Journalism. 2003. № 2.

4.Polikarpov E.V. Modern mass media, High-Hume technologies and the formation of the value orientation of society // Humanities and social and economic sciences. 2008. № 6.

5.Bachinin V.A. Childhood and children's TV in the social context // Sociological Studies. № 10. 2009.

6.Militsky A.A., Borisov, E.V. The influence of television on the formation of individual moral position // In the world of scientific discovery. 2010. № 4-17.

7.FortunatovA.N. Television violence as a factor in transforming the world picture of the audience // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2009. № 2.

8.Fomichenko A.S. The causes of aggression in childhood // Cultural-historical psychology. 2010. № 2.

9.Tarasov K.A. From violence in movies to violence "as in the movie" // Case Studies. 1996. № 2.

10.Schekotihina I.V. On the influence of television on children of primary school age // Primary education. 2011. V. 2. № 1.

11.Krivulya N.G. Westernization as a manifestation of domestic animation trend of globalization // Herald of Moscow State University of Culture and the Arts. 2008. № 2.

12.Kogatko A.G. Domestic Television for a children's audience. Dissertation of Candidate of Philological Sciences. Moscow, Moscow State University. 2007.

13. Kornilov E.E. Modern trends in the Russian TV// Proceedings of higher educational institutions. The North Caucasus region. Series: Social Sciences. 2007. Number 1.

61

cyberleninka.ru

Детские СМИ в СССР: фотографии из журналов

Детство в СССР — это еще когда ты возвращаешься из школы, и лезешь в почтовый ящик смотреть не принес ли почтальон твой журнал. Не для папы, мамы, дедушки — а ТВОЙ. Глядя на это разнообразие потерянных обложек, хочется выть. Почему? Да потому, что ничего уже не вернуть.

my-cccp.ru

Детские СМИ: состояние и проблемы роста - Журналистское образование - Академия журналистского мастерства - Каталог файлов

Жолдыбай К., вице-президент НК «Казинформ»

(Астана, Республика Казахстан)

 

У мудреца спросили:

- Откуда начинается мир?

- С твоих двух глаз, - ответствовал мудрец.

Пусть мои глаза видят только хорошее! Потому что дурное само себя покажет…

Предназначение глаз – видеть, но вот что они видят и как – самая глубокая философия жизни. Кто-то, глядя на молоко, видит кровь, а кто-то, видя кровь, принимает её за молоко. Для кого-то огонь – исток мироздания, для другого – конец света… Одно бесспорно: на этот мир, на жизнь, на людей надо смотреть глазами Бога. Однако, никто никогда не видел самого Бога, не постиг его умом, а потому на всё нужно смотреть глазами совести, которую Господь послал человеку.

Я бы добавил: надо смотреть глазами детей. Именно дети несут всё позитивное, и тут трудно не согласиться с профессором Казахского Национального университета имени аль-Фараби Л.Ахметовой, которая считает, что креативные идеи молодых вдохновляют и поражают нестандартностью мысли и творческого поиска, инновациями и новым, оригинальным взглядом на жизнь.

Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Перед страной поставлена амбициозная задача: войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира. Естественно, конкурентоспособность страны возможна только при наличии конкурентоспособной нации. А это потребует вложения инвестиций в человеческий капитал, в человеческие ресурсы. Надо сказать,  в этом направлении ставка делается на молодых, на развитие рынка детских и молодежных изданий. Не случайно, Министерство культуры и информации Республики Казахстан в течение продолжительного времени уделяет внимание средствам массовой информации, так или иначе связанных с молодёжной и детской тематикой, и, по мере возможности, оказывает всяческую поддержку всем добрым начинаниям, адресованным молодому поколению.

При этом наиболее эффективным механизмом оказания поддержки является система размещения государственного заказа на проведение государственной информационной политики среди СМИ.

Начиная с 1998 года, Министерство регулярно размещает госзаказ среди таких популярных в республике изданий, как «Улан», «Дружные ребята», «Ак желкен» и «Балдырган», которые имеют богатую историю и на которых воспитывалось не одно поколение казахстанцев. К примеру, в текущем 2006 году газеты «Дружные ребята» и «Улан», журнал «Балдырган» выиграли по лоту – «Публикация материалов по патриотическому, интернациональному, нравственному и духовному воспитанию и развитию детей и юношества», с общим объёмом 412 полос формата А2 и 22,8 учётно-издательских листов. Победителем лота «Освещение вопросов государственной молодёжной политики» стала газета «Время молодых» Конгресса молодёжи Казахстана.

Известно, что по силе своего эмоционального и психологического воздействия, пожалуй, ни одно средство не может сравниться с телевидением. Тем более ответственно мы должны относиться к качеству и содержанию программ и передач, ориентированных на детскую аудиторию. С учётом этого и в целях защиты интересов детского контингента зрителей от антинравственных проявлений производство и распространение программ детской и молодёжной тематики ежегодно включается отдельной строкой в перечень тематических направлений госзаказа на проведение государственной информационной политики через телерадиовещание. При этом уделяется внимание удовлетворению разнообразного спроса детской и юношеской аудитории в программах познавательного, развлекательного, игрового, музыкального характера. Именно поэтому государственный заказ с общим объёмом 1800 часов размещён по тематикам «Культурно-нравственное воспитание детей и молодежи», «Образовательно-познавательные программы», «Музыкально-развлекательные программы» на каналах республиканской телерадиокорпорации «Казахстан» и Агентства «Хабар». Сегодня популярны среди молодых совместные интеллектуальные проекты «Лидер ХХI века», «Азамат», «Вся страна», телеолимпиады «Алтын сака», «Атажурт», «Ушiншi сынып», развлекательные «Калаймакан», «Тан калманыз» телеканалов «Хабар» и «Казахстан». Проблемы молодёжи часто поднимаются и в программах «Что делать?», «Дела армейские» и «Айбын».

Большой блок телерадиопрограмм посвящен антинаркотической пропаганде. К примеру, о трагедии молодых людей, принимающих наркотики, рассказывает передача телеканалов «Хабар» и «Ел Арна» - «Третьего не дано». В программах «Денсаулык», «Казахстан без наркотиков» Казахского радио регулярно выступают медицинские работник по теме подростковой наркомании. Не будет ошибкой сказать, что ситуация с наркоманией в республике, меры борьбы с ней – постоянная тема всех СМИ.

В рамках госзаказа предусмотрена и демонстрация художественных и анимационных фильмов для детей.

Также предусмотрены закупки услуг на проведение государственной информационной политики через телерадиовещание на государственном языке по детской тематике. В результате, за последние три года определились отдельные региональные телерадиокомпании, которые обеспечивают производство детских программ и передач, пользующихся популярность у зрителей. В их числе коммерческий телевизионный канал КТК-7 Павлодара, ТОО «Карат-Прогноз» Петропавловска и др.

К примеру, КТК-7 выпускает в эфир программы «Балгын» и «Тагылым» отличающиеся содержательностью. Программу «Эн-шашу» по тематическому направлению «Музыкальные телевизионные программы на государственном языке для детей» производит ТОО «31 канал-Актау». Интересный проект для детей «Кешкi ертегi»с самым активным участием детей, реализовал в предыдущие годы коммерческий канал ТОО «Карат-Прогноз». И таких примеров немало.

С удовлетворением можно отметить, что наше министерство в курсе проводимых в республике общественными организациями «круглых столов» по проблемам развития детских и молодёжных СМИ, региональных Форумов молодых журналистов, фестивалей школьной прессы, создания web-сайтов для молодёжных СМИ и молодых журналистов. Более того, оно является одним из активных организаторов ставшими уже традиционными фестивалей «Юная столица глазами юных», «Жас каламгер» и Молодёжного информационного форума «Кольцо Евразии», который стал международным.

Поэтому мы знаем как об успехах, так и о проблемах детских и молодежных изданий. Одна из них – медленный рост числа молодежных СМИ, их низкая тиражность. Вернее сказать, детские и молодежные издания ставятся на учет, но в большинстве случаев закрываются из-за финансовых проблем. Возможно, нехватка денежных средств зачастую является следствием дефицита идей и проектных предложений, способных привлечь внимание потенциальных инвесторов. Есть вопросы и в обеспеченности молодежных изданий кадрами.

            Ряд проблем имеется и в присутствии детской тематики во «взрослых» СМИ.

            Во-первых, для подавляющего большинства телерадиоканалов детская тематика остается малопривлекательной ввиду высокой затратности производства программ для детей. Создание содержательной, зрелищной, привлекательной и учитывающей специфику детской аудитории программы, как правило, требует вложения значительных творческих, финансовых средств.

            Во-вторых, большинство имеющихся детских программ носят музыкально-развлекательный характер, мало программ познавательного плана и почти нет спортивных детских передач. Пожалуй, наиболее удачным проектом детской спортивной программы за последние годы была программа «Я – чемпион!», реализованная ТОО «Карат-Прогноз» и вышедшая позже в республиканский эфир под патронажем Детского фонда «Бобек».

            В-третьих, телеканалы испытывают острый дефицит в хороших фильмах для детей, особенно отечественного производства, ограничиваясь довольно скудным перечнем имеющихся в распоряжении фильмов, уже набивших оскомину у зрителей. Казахстанский кинематограф, подаривший в прошлом такие шедевры детского кино, как «Шок и Шер», «Меня зовут Кожа», «Сладкий сок внутри травы» сегодня практически не обращается к детской тематике. То же касается и мультипликационных фильмов: так мало на наших экранах фильмов, снятых казахстанскими анималистами, львиную долю этого рынка захватили мультфильмы зарубежного производства, зачастую чуждых нашему обществу по своей идеологии.

            Другая проблема – бурный рост казахстанского сегмента глобальной сети Интернет, в котором дети старшего возраста проводят большую часть своего времени. К сожалению, действующие нормы гражданского, административного и уголовного права, а также иных законодательных актов не отражают сложившуюся практику правоотношений в сфере Интернет. Все это, в конечном итоге, отражается на подрастающем поколении, которое имеет возможность посещать web-сайты, несущие далеко недетскую информацию. В настоящее время предпринимаются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы информационного содержания (наполнения) казахстанского Интернета, которые позволят регулировать новую для нас область информационных отношений.

            В этих условиях особую актуальность приобретает развитие самодеятельных детских СМИ. В данное время их число неуклонно растет – от школьных до достаточно крупных, как, например, кокшетауская газета «Лидер», выходящая тиражом 21 000 экземпляров. Почти все издания сами находят средства для существования.

            Юное поколение пытается самостоятельно прорваться в мир информации. Дети пишут заметки, выпускают газеты, снимают видеофильмы, создают в Интернете странички и порталы, потому что им есть что сказать. Самодеятельные детские и молодежные издания стараются донести до читателей или зрителей самые разные мнения своих сверстников, успешно прокладывают тропинки к диалоговой информационной культуре.

kalamger.ucoz.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *