Детям о планете земля – Планета Земля – объяснение для детей

Содержание

Планета Земля - объяснение для детей

Астрономия для детей > Солнечная система > Планета Земля

Все про планету Земля для детей: как появилась и образовалась, интересные факты, из чего состоит и строение на фото и рисунках, вращение Земли, Луна и жизнь.

Начать рассказ о Земле для самых маленьких можно с того, что мы живем на третьей планете от Солнца. Родители или учителя в школе должны были объяснить детям, что им очень повезло. Ведь Земля – это пока единственная известная планета Солнечной системы, содержащая атмосферу с кислородом, жидкие океаны на поверхности и жизнь.

Если рассматривать по величине, то мы занимаем пятое место (меньше Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, но больше Меркурия и Венеры).

Диаметр планеты Земля – 13000 км. Она имеет кругообразную форму, потому что гравитация втягивает материю. Хотя это и не идеальный круг, ведь вращение заставляет планету сдавливаться в полюсах и расширяться на экваторе.

Вода занимает приблизительно 71% (большая часть – океаны). 1/5 атмосферы состоит из кислорода, который производят растения. Пока ученые веками изучали планету, космические аппараты позволили взглянуть на нее из космоса. Ниже школьники и дети всех возрастов смогут рассмотреть интересные факты о Земле и получить полноценное описание третьей планеты от Солнца с фото и картинками. Но следует напомнить, что у Земли есть класс, а точнее планетарный тип - скалистое тело (есть также ледяные и газовые гиганты, которые отличаются по характеристикам).

Характеристики орбиты Земли - объяснение для детей

Чтобы дать полное объяснение для детей, родители должны раскрыть понятие оси. Это воображаемая линия, идущая через центр от Северного к Южному полюсу. На один оборот уходит 23,934 часа, а на околосолнечную орбиту – 365.26 дней (земной год).

Наклон земной оси и движение планеты в течении года

Дети должны знать, что земная ось наклонена относительно плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты Земли вокруг Солнца). Из-за этого северное и южное полушария иногда поворачиваются и отворачиваются от Солнца. Это приводит к смене времен года (изменяется получаемое количество света и тепла).

Орбита Земли представляет не идеальный круг, а овальный эллипс (это присуще всем планетам). Приближается к Солнцу в начале января и отдаляется в июле (хотя это меньше влияет на нагрев и охлаждение, чем наклон земной оси). Следует объяснить детям ценность нахождения планеты в обитаемой зоне. Это дистанция, позволяющая температуре поддерживать воду в жидком состоянии.

Орбита и вращение Земли - объяснение для детей

  • Средняя удаленность от Солнца: 149 598 262 км.
  • Перигелий (самая близкая дистанция к Солнцу): 147 098 291 км.
  • Афелий (наиболее удаленная дистанция от Солнца): 152 098 233 км.
  • Продолжительность солнечного дня (один осевой оборот): 23,934 часа.
  • Продолжительность года (один обход вокруг Солнца): 365,26 дней.
  • Экваториальный наклон к орбите: 23.4393 градуса.

Формирование и эволюция Земли - объяснение для детей

Объяснение для детей останется неполным, если описание Земли обойдет предысторию. Исследователи полагают, что Земля сформировалась вместе с Солнцем и другими планетами 4.6 миллиардов лет назад. Тогда Солнечная система воссоединилась с огромнейшим газовым и пыльным облаком – солнечной туманностью. Сила тяжести постепенно разрушала ее, придавая больше скорости и форму диска. Большая часть материала притянулась в центр и начала формировать Солнце.

Другие частицы сталкивались и соединялись, образуя более крупные тела. Солнечный ветер обладал такой силой, что ему удалось сместить более легкие элементы (водород и гелий) из самых отдаленных миров. Именно поэтому Земля и другие планеты стали скалистыми.

В ранней истории планета Земля для детей способна показаться безжизненным куском скалы. Радиоактивные материалы и растущее из глубины давление давали достаточно тепла, чтобы расплавить внутреннее пространство. Из-за этого некоторые химикаты выплеснулись наружу, образовывая воду, а другие стали атмосферными газами. По последним данным, кора и океаны могли появиться через 200 миллионов лет после формирования планеты.

Дети должны знать, что земную историю делят на 4 эона: хадейский, архейский, протерозойский и фанерозойский. Первые три заняли почти 4 миллиарда лет и вместе называются докембрийскими. Доказательства наличия жизни обнаружили в архее около 3.8 миллиарда лет назад. Но жизнь не отличалась богатством до фанерозоя.

Период фанерозоя делится на 3 эпохи: палеозой, мезозой и кайнозой. Первая продемонстрировала появление многих разновидностей животных и растений в морях и на суше. Мезозой предоставил динозавров, а вот кайнозой – это буквально наша эпоха (млекопитающие).

Гипотетический вид планеты 3 миллиарда лет назад

Большинство окаменелостей из палеозоя – беспозвоночные животные (кораллы, трилобиты и моллюски). Окаменелости рыбы датировались возрастом в 450 миллионов лет, а земноводных – 380 миллионов лет. Огромные леса, болота и ранние рептилии заселили Землю 300 миллионов лет назад.

Мезозой стал периодом жизни динозавров. Хотя окаменелости млекопитающих также имели возраст в 200 миллионов лет. В этот период власть захватили цветущее растения (и продолжают удерживать ее сегодня).

Кайнозой стартовал около 65 миллионов лет назад, когда вымерли динозавры (ученые приписывают эту заслугу космическому воздействию). Млекопитающим удалось выжить, и они стали главными существами на планете.

Состав и структура Земли - объяснение для детей

Атмосфера

Состав: 78% азота и 21% кислорода с небольшими примесями воды, двуокиси углерода, аргона и других газов. Больше нигде в Солнечной системе вы не найдете атмосферу, наполненную свободным кислородом. А ведь именно это оказалось важным для нашей жизни.

Землю окружает воздух, становясь тонким по мере удаленности от поверхности. На высоте в 160 км он настолько тонкий, что спутникам приходится преодолевать лишь незначительное сопротивление. Но следы атмосферы все же находят и на высоте в 600 км.

Строение атмосферы Земли

Самый нижний слой атмосферы – тропосфера. Она не прекращает своего движения и отвечает за погодные условия. Солнечный свет нагревает атмосферу, создавая теплый воздушный поток. Он расширяется и охлаждается с уменьшением давления.

Дети должны понять, что холодный воздух становится плотнее, поэтому опускается вниз, чтобы согреться в нижних слоях.

На высоте 48 км расположена стратосфера. Это неподвижный озоновый слой, созданный ультрафиолетовым светом, заставившим трио атомов кислорода сформировать озоновую молекулу. Для самых маленьких будет интересно узнать, что именно озон защищает нас от большей части опасного ультрафиолетового излучения.

Углекислый газ, водяной пар и прочие газы задерживают тепло и нагревают Землю. Если бы не этот «парниковый эффект», то поверхность была бы чересчур холодной и не позволила бы развиться жизни. Хотя неправильный парник мог бы превратить нас в адски жаркий аналог Венеры.

Спутники на околоземной орбите показали, что верхняя атмосфера расширяется днем и уменьшается ночью из-за процессов нагрева и охлаждения.

Магнитное поле

Северное сияние (полярное) вызвано взаимодействием между солнечным ветром и магнитным полем Земли.

Магнитное поле Земли создается потоками, исходящими от внешнего слоя земного ядра. Магнитные полюса всегда двигаются. Магнитный северный полюс ускоряет движение до 40 км в год. Через несколько десятилетий он покинет Северную Америку и достигнет Сибири.

НАСА считает, что магнитное поле изменяется и в других направлениях. Во всем мире оно ослабло на 10%, если отмерять с 19 века. Хотя эти трансформации незначительны, если углубиться в далекое прошлое. Иногда поле полностью переворачивалось, меняя северный и южный полюса местами.

Когда заряженные Солнцем частицы оказываются в магнитном поле, они разбиваются об молекулы воздуха над полюсами и создают сияние – северное и южное.

Химический состав

Наиболее распространенный элемент в земной коре – кислород (47%). Далее идут кремний (27%), алюминий (8%), железо (5%), кальций (4%), и по 2% калия, натрия и магния.

В составе ядра Земли в основном: никель, железо и более легкие элементы (сера и кислород). Мантия сделана из силикатных пород, богатых железом и магнием (комбинация кремния и кислорода – кремнезем, а содержащие его материалы называют силикатными).

Внутренняя структура

Школьникам и детям всех возрастов следует запомнить, что земное ядро достигает 7100 км в ширину (это немного больше половины земного диаметра и примерно равняется размеру Марса). Самые отдаленные слои (2250 км) жидкие, а вот внутреннее представляет собою твердое тело и достигает 4/5 размера Луны (2600 км в диаметре).

Внутренняя структура Земли

Над ядром расположена мантия толщиною в 2900 км. Дети могли слышать в школе, что она не совсем жесткая, но может течь очень медленно. Земная кора плывет по ней, что вызывает практически незаметное смещение континентов. Правда люди осознают это в виде землетрясения, извергающихся вулканов и формирования горных хребтов.

Есть два вида земной коры. Суша континентов состоит по большей части из гранита и прочих легких силикатных минералов. Океанские этажи представляют темную и плотную вулканическую породу – базальт. Континентальная кора в толщину достигает 40 км, хотя может отличаться в зависимости от конкретного района. Океаническая разрастается всего до 8 км. Вода наполняет низкие участки базальта и формирует мировой океан. У Земли много воды, поэтому она полностью заполняет океанские бассейны. Остальная же часть достигает краев континентов – континентальный шлейф.

Чем ближе к ядру, тем тепле. На самом дне континентальной коры температура достигает 1000 °C и увеличивается на 1°C с каждым километром вниз. Геологи предполагают, что внешнее ядро накалено до 3700-4300 °C, а внутреннее – 7000°C. Это даже жарче, чем на поверхности Солнца. Только огромное давление позволяет сохранять его структуру.

Недавние исследования экзопланет (например, миссия Кеплера НАСА) предполагают, что планеты типа Земля встречаются по всей нашей галактике. Почти четверть наблюдаемых солнечных звезд могут располагать потенциальными обитаемыми землями.

Земная Луна - объяснение для детей

Дети не должны забывать, что у Земли есть верный спутник - Луна. В ширину достигает 3474 км (примерно четверть земного диаметра). Наша планета располагает всего одним спутником, хотя у Венеры и Меркурия их вообще нет, а у некоторых есть два и более.

Луна сформировалась после того, как в Землю врезался гигантский объект. Оторванные обломки и стали составным материалом Луны. Ученые считают, что объект был примерно размером с Марс.

Пока известно, что Земля – единственная планета во Вселенной, населенная жизнью. Насчитывают несколько миллионов известных видов от самого глубокого океанского дна до наивысших уровней атмосферы. Но исследователи говорят, что еще не все обнаружено (примерно 5-100 миллионов, из которых нашли лишь около 2 миллионов).

Ученые подозревают, что есть и другие обитаемые планеты. Среди них рассматривают спутник Сатурна Титан или Европу Юпитера. Пока исследователи все еще разбираются в процессах эволюции и кажется, что у Марса есть все шансы на наличие организмов. Некоторые думают, что именно из марсианских метеоритов, упавших на Землю, и зародилась наша жизнь.

Важно напомнить детям, что наша планета считается самой изученной, потому что исследование Земли ведется от первобытных племен до сегодня. Множество интересных наук предлагают характеристику планеты со всех сторон. География Земли раскрывает страны, геология изучает состав и движение плит, а биология рассматривает живые организмы. Чтобы ребенку было интереснее исследовать Землю, используйте печатные или Гугл карты, а также наши онлайн телескопы. Не забывайте, что планета Земля - уникальная система и пока единственный мир с жизнью. Поэтому ее нужно не только всесторонне изучать, но и оберегать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


v-kosmose.com

Краткий рассказ о планете Земля

Планета Земля.
Земля имеет форму шара, является третьей планетой от Солнца и пятой по размеру среди других планет системы. Земля вращается постоянно, а ее единственным спутником считается Луна. В химический состав Земли входит в основном кислород, водород, железо, сера, кремний. Ее внутреннее строение делят на атмосферу, гидросферу, литосферу, пиросферу и центросферу.
Вопрос о происхождении Земли остается открытым. Есть много гипотез и различных мнений, но ученые и астрономы придерживаются теории о некоем большом взрыве, в результате чего образовались галактики, звезды и наша планета.
Земля является единственной планетой в солнечной системе, где возможна жизнь. Планета покрыта растительностью, океанами и морями. Земля содержит горные массивы, множество островов, континенты, ледники и пустыни. Взглянув на нее становится очевидным, насколько она отлична от других планет. В ней преобладают голубые и белые цвета, тогда как другие планеты отличаются оранжевыми, красными и более тусклыми цветами.
На Земле везде присутствует жизнь. От верхушек гор до самого дна океана есть живые создания. В мировом океане существует более 2 млн. видов, а на суше более 6 млн. И, конечно, человек. Если верить переписи населения мира в 2014г. на земле проживает более 7 млрд. людей. Земля богата ресурсами, плодородными почвами, запасами воды. Климатические условия позволяют развитию и продолжению жизни различным видам. Масштабное использование ресурсов планеты человеком, внедрение технологий постепенно ухудшили состояние атмосферы, экологии и Земли в целом. Известно, что Земля еще сможет просуществовать свыше 1,5 млрд. лет.
Люди ставили много экспериментов над Землей, но до сих пор наша планета остается загадкой. Человек все еще осваивает ее и не перестает удивляться. Если беречь Землю и не разрушать, есть шанс узнать о ней много нового. Живой пульс планеты в руках человека.


www.istmira.com

Планета Земля. Астрономия для детей

Астрономия для детей > Солнечная система > Планета Земля

Что означает имя Земля?

В мифологии ее греческое название было Геи. Земля была матерью гор, долин, ручьев и всех других образований земли. Она была замужем за Ураном.

 Насколько велика Земля? 

Дети, как вы считаете, насколько велика планета Земля? Страница "Планета Земля для детей" позволит получить исчерпывающий ответ на этот вопрос.  Земля является самой большой из всех планет земной группы. Диаметр Земли 7926 мили. Окружность экватора  24 901 мили. В настоящее время почти 7,5 0000000000 людей, живут на нашей планете. Около 30% поверхности Земли покрыто сушей, в то время как 70% покрыто океанами.

Знаете ли вы, дети?

Что ученые используют Землю для изучения всех других планет. Так как ни один человек никогда не посещал другую планету, мы должны использовать то, что мы знаем о Земле, и пытаться угадать, что может быть на других планетах. Это называется сравнительной планетологии.

  

Оазис Вселенной

Наша планета является оазисом жизни в  безжизненной Вселенной. Температура Земли, погода, атмосфера и многое другое являются основными факторами для жизни. Дети, теперь вам есть что рассказать дома про планету Земля !

 Спутники

Земля имеет единственный спутник – Луна.


Узнайте больше о других объектах Вселенной на доступном для детей языке:

o-kosmose.net

Планета Земля, краткое описание.

Единственная, из всех известных планет, которая населена живыми
организмами — это наша планета Земля, её ещё называют Голубая Планета, Мир, а иногда Terra. Мы расскажем вам о планете Земля в кратком описании.

Ученые используют все новейшие разработки и технологии для изучения планеты.
На сегодняшний день — это самая изученная планета, которая, однако, хранит в своих недрах немало загадок.

Общее описание

Среди планет земной группы Солнечной системы, в которую входят Меркурий, Венера и Марс, Земля самая крупная. Планета третья по удаленности от Солнца, она является пятой по диаметру массе и плотности.
Возраст нашей планеты сравнивают с возрастом всей Солнечной системы и насчитывает примерно 4,5 млрд лет. Существует гипотеза, что Земля образовалась из газа и пыли, которые остались от формирования солнца.
Древнейшие горные породы, которые были изучены, образовывались примерно
100 — 200 миллионов лет. А условия, благоприятные для возникновения жизни на планете, возникли только 3,5 млрд лет назад появились. Мы же, как современный тип человека, сформировались только 40 000 лет назад.

Земля имеет шарообразную форму, приплюснутую на полюсах. Протяжённость экватора Земли составляет 40076 км, экваториальный радиус 6378 км, полярный радиус 6357 км и средний радиус 6371 км.

Земля, и мы вместе с ней, вращается вокруг Солнца по круговой орбите, радиус которой составляет 150 млн км. Период, за который обращается по эллиптической орбите Земля, происходит со скоростью 29,8 км/с и длится 365 суток. Приблизительное расстояние до Солнца составляет 149 543 000 километра.

Земля вращается также вокруг своей воображаемой оси (с запада на восток). Полный оборот совершается примерно за 23 часа 56 минут. Ось вращения наклонена на
66,5 градусов по отношению к плоскости орбиты, и в результате такого движения происходит смена дня и ночи. А так как земля одновременно ведет вращение вокруг Солнца, то приближаясь, то удаляясь от него — происходит смена времен года.

Строение Земли

На основании различных исследований ученые разделили Землю на три части — ядро, мантию и кору.

Ядро самая тяжелая часть нашей планеты, радиус которой составляет около 3500 км, а температура в нем 4000 градусов и выше. Его предположительно разделяют на внешнюю жидкую часть, состоящую из серы и железа, и, твердую внутреннюю часть, содержащую сплав железа и никеля.

Мантия пока недоступна полноценным исследованиям, поэтому все данные получены геофизическим и геохимическим методом.
Находится в твердом состоянии, от 30 и до 3000 км от поверхности и состоит из ультраосновных пород, тугоплавких элементов.

Поверх мантии лежит земная кора, состоящая большей частью из горных пород и минералов. Именно на ней расположена океаническая и континентальная кора. Толщина ее составляет от 5 до 10 км под водой и до 80 км на суше.

Ученые выдвинули гипотезу, что изначально образовалась океаническая кора, а в следствие различных процессов, которые происходили внутри планеты, образовывались складки — участки гор. Со временем толщина коры увеличивалась, образуя уже континентальную кору.

Общая характеристика Земли

Поверхность планеты состоит из 80% воды и только 21% составляет суша, которая состоит из 6 материков (Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америки, Антарктида), и большого количества островов.

Материки разделены океанами и отличаются по геологическому строению. Современные очертания обрелись в результате перемещения литосферных плит. Выделяют два типа строения материков — складчатый пояс и платформа.


Платформа самый устойчивый участок земной коры, здесь не бывает землетрясений. Примеры платформенных областей — Сибирская, Африканская, Индостанская,
Северо — Американская, Южно — Американская, Австралийская и
Восточно-Европейская.

К складчатым поясам относят: Тихоокеанский, Урало-Монгольский, Средиземноморский, Северо — Атлантический и Арктический пояс.

Самый большой материк Евразия — включает в себя Европу и Азию, самый
маленький- Австралия.

Самой высокой точкой считается гора Эверест, 8852 метра над уровнем моря.

А также нельзя обойти вниманием Кольскую сверхглубокую скважину, которая является результатом деятельности человека и внесена в Книгу рекордов Гиннеса. Она находится в Печенгском районе Мурманской области, около города Заполярный. Глубина этой скважины 12262 метра.

Планета имеет четыре основных климатических пояса — экваториальный, тропический, умеренный и полярный. Также существует четыре
переходных — субэкваториальный, субтропический, субарктический и субантарктический.

На экваторе самые высокие температуры, доходящие до + 70, а холоднее всего в Антарктиде, где столбик термометра опускается до -85. Средняя t по планете составляет примерно 12 градусов.

Гидросфера

Ни на одной из планет не обнаружили воду. Наша планета, единственная имеющая гидросферу, а самой главной её частью является Мировой океан.
Мировой океан условно делится на — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Самая низкая точка 11022 метра ниже уровня моря, находится в Марианском желобе, Тихого океана.
Мировой океан самый активный участник круговорота воды в природе.

Для чего нужна атмосфера

Нашу планету защищает от многих неприятных вещей — атмосфера, своеобразный щит. Благодаря ей на планету не долетают метеориты, сгорающие в верхнем слое, именно она не пропускает опасные ультрафиолетовое излучение.


Многие видели завораживающие фотографии Земли, сделанные космонавтами. закутанная облаками и издающая голубой свет — самая прекрасная планета. Это свечение возможно благодаря кислороду, который содержится в воздухе и составляет 21% от всего объема. 80% это содержание азота, примерно 1% — аргон, и остальные газы: углекислый, неон, метан, гелий и другие, дополняют состав воздуха.

Самым нижним слоем является тропосфера, присутствие этого слоя делает комфортным пребывание всего живого на Земле, ведь здесь содержится до 80% атмосферного воздуха. Тропосфера простирается до 8 км на севере и до 18км на юге от поверхности планеты. Это главная «кузница» погоды и климата на Земле — циклоны, антициклоны, облака и ветра все образуется именно в этом слое.

Затем идет стратосфера — находящийся здесь озоновый слой задерживает солнечное излучение. Озон возникает при фотохимической реакции кислорода с ультрафиолетовым излучением. Находится на высоте от 11 до 50 км. В нижних слоях стратосферы летают самолеты.

Мезосфера простирает свои границы до 90 км. Метеоры начинают сгорать именно в этом слое. Ученые прозвали его «игноросферой», так как это наименее изученный слой в атмосфере.

Термосфера берет свое начало на высоте 90 км и простирается до 800км.
Здесь летают беспилотные спутники.

Экзосфера — начинается выше 500-1000км и постепенно переходит в космический вакуум.

Помимо атмосферы мы защищены и еще магнитосферой Земли — внешней и самой протяженной оболочкой.
Эта сфера не позволяет проникнуть на землю губительной для всего живого солнечной и космической радиации. Ученые еще изучают вопрос о происхождении магнитного поля.

Кстати, благодаря магнитосфере, люди любуются северным сиянием.
Заряженные частички солнечного ветра благополучно отражаются, но некоторые везунчики успевают проникнуть в магнитное поле. Столкнувшись с молекулами кислорода
(красный, желтый, зеленый цвета) и азота (оттенки фиолетового и синего), они образуют красивейшее свечение.

Самые лучшие места для наблюдения — это север России, Норвегии, Финляндии, Швеции, Исландии, Канады, а также Аляска и Гренландия. Наилучший период с октября по февраль. Главное, чтобы не было рядом городских огней, да небо было свободно от облаков. Более подробно со строением Земли мы познакомимся в следующих статьях.

Спутник Земли — Луна

Единственный объект в космосе, где высаживался человек.
Расстояние до Луны примерно 384470 км.
Луна имеет такое же строение, как и Земля или Венера. Это ядро, мантия, кора.
Диаметр составляет примерно 3474 км.
Атмосферы пригодной для жизни нет, поэтому жить на ней мы не сможем.
Вокруг Земли Луна вращается по эллиптической орбите с периодом в 27 дней. Также Луна вращается вокруг своей оси, но к Земле обращена только одной стороной.
С Земли мы видим только освещённую Солнцем часть поверхности Луны.

Влияние Луны на Землю очень велико. Благодаря своей близости Луна влияет на приливы и отливы, изменения магнитного поля. А еще Луна перехватывает метеориты, летящие в сторону Земли.

Планета Земля для детей

Что можно рассказать детям. Поясните что Земля планета и краткое описание Земли для детей будет в самый раз.

Наша планета находится от Солнца на третьем месте. И является единственной планетой, на которой живут люди, животные, птицы, рыбы и другие живые организмы. Это возможно наличию атмосферы, в которой есть кислород, а также воде.
Вращаемся мы Вокруг Солнца по эллиптической орбите, то удаляемся от него, то приближаясь. Поэтому на Земле меняются времена года.
Одновременно планета вращается вокруг своей оси, и у нас происходит смена дня и ночи. Земные сутки равны 23 часам 56 минутам. А год длится 365 дней.

Наши предки считали, что Земля плоская. Но благодаря учёным, было доказано, что наша планета шарообразная, чуть сплюснута с полюсов.

Наша планета состоит из железного ядра, мантии и коры, на которой расположены материки и океаны.

Вся водная часть называется Мировым океаном, а он в свою очередь делится на 4 океана поменьше — Индийский, Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический. Также на Земле очень много рек, озер, морей.
Вода Мирового океана участвует в круговороте воды в природе. Облака, снег, дождь это все когда-то были испарениями с поверхности Мирового океана.

На суше находятся материки, их 6 — это Евразия, Антарктида, Австралия, Северная и Южная Америка, и Африка, и еще множество островов, которые тоже причисляются к суше.

Все материки имеют разное строение, здесь есть и горы, и пустыни, низменности и возвышения.

Вокруг Земли есть атмосфера, в которой находится кислород, азот, аргон и другие летучие газы. Благодаря воздуху мы дышим. Атмосфера, вернее озоновый слой, который находится в ней, защищает нас от вредного воздействия космической и солнечной радиации.

Наша планета имеет спутник — Луну. Луна, благодаря своему магнитному полю, вызывает на Земле отливы и приливы в океанах и морях.

Похожие новости:

Не забывайте делиться. Спасибо.

cosmosplanet.ru

Про планеты солнечной системы для детей

Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды — Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе. 

Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

Планеты Солнечной системы

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

До 2006 г к этой группе планет относится и Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом. Вернее, это одна из нескольких планет-карликов в поясе Койпера.

Все указанные выше планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.

В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.

К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.

Солнце

Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет, оно находится только на середине своего жизненного цикла, постепенно увеличивается в размерах. Сейчас диаметр Солнца - 1 391 400 км. Еще через столько же лет эта звезда расширится и достигнет орбиты Земли. 

Солнце является источником тепла и света для нашей планеты. Его активность увеличивается или становится слабее раз в 11 лет.

Из-за чрезвычайно высоких температур на его поверхности подробное изучение Солнца крайне затруднено, по попытки запустить специальный аппарат как можно ближе к звезде продолжаются.

Земная группа планет

Меркурий

Эта планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время —  -170 градусов.

Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. Было замечено, что эта планета периодически может менять скорость своего вращения вокруг Солнца, отдаленность от него и свое положение.

Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. На этой планете были обнаружены натрий, гелий, аргон, водород, кислород.

Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.

По одной из теорий считается, что Меркурий ранее был спутником Венеры, однако, доказать это предположение пока не удалось. Своего спутника у Меркурия нет.

Венера

Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год — 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. Атмосфера также включает в себя 5% азота и 0,1% кислорода. 

В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры, однако, на высоте 50 км их скорость значительно увеличивается и составляет 300 метров в сек.

На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера.

Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет.

Спутник у Венеры отсутствует.

Земля 

Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.

Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Считается, что много тысяч лет назад содержащийся в атмосфере пар создал на поверхности Земли температуру, необходимую для образования воды в жидкой форме, а солнечная радиация способствовала фотосинтезу и рождению жизни на планете.

Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта.

Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год — 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.

Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.

Марс

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности.

При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Это цвет Марсу придает оксид железа. 

Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер.  Геологической активности на Марсе обнаружить не удалось, однако, достоверно известно, что ранее на планете происходили значительные геологические события.

Атмосфера Марса состоит на 96% из углекислого газа, 2,7% азота и 1,6% аргона. Кислород и водяной пар находятся в минимальных количествах. 

Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного - 687 суток.

У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.

Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.

Газовые гиганты

Юпитер

Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.

Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед. 

Юпитер имеет огромное количество спутников — 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.

Сатурн 

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки — 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран 

Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год — 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима — 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку». 

У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Нептун

Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час. 

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.

Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

Интересные факты о планетах Солнечной системы

По сравнению с Юпитером Меркурий кажется точкой в небе. Вот такие на самом деле пропорции в Солнечной системе:

Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.

Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.

На Юпитере нет смены времен года.  Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.

Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.

Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога — хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.

7gy.ru

Интересные факты о планете земля для детей и взрослых

Интересные факты о планете Земля Жизнь в Солнечной системе как мы знаем, существует только на Земле. Это известный факт. Возможно, она зародилась и на других планетах, но, по мнению ученых, это, скорее всего микроорганизмы, в виде микробов или бактерий, а не такие сложные формы жизни, как на нашей планете.

10 интересных фактов о планете Земля

1. Самое короткое название местности — «Å». Эта «скромная» территория принадлежит Норвегии и Швеции, а в переводе со скандинавских языков название местности означает «река».

2. Самый большой по площади город – Хулун-Буир. Он располагается на территории Китая, его площадь составляет 264 тысячи квадратных километров.

Город Хулун-Буир

3. На нашей планете существуют страны, располагающиеся на территории других стран – Ватикан, Лесото и Сан-Марино.

4. Второе по длине название местности – Taumatawhakatangihangak oauauotamateaturipukaka pikimaungahoronukupokaiwhe Nua kitanatahu. Это название холма, расположенного на территории Новой Зеландии. Оно состоит из 85 букв.

Taumatawhakatangihangak oauauotamateaturipukaka pikimaungahoronukupokaiwhe Nua kitanatahu

5. Самым холодным считается Белое море, температура воды которого составляет -2 градуса по Цельсию. А самое теплое морское место планеты – Персидский залив. Летняя температура воды равна 36 градусам по Цельсию.

Белое море

6. Самой древней конституционной республикой считается Сан-Марино. Она была основана обычным каменщиком в 301 веке нашей эры.

Сан-Марино

7. Кольская скважина – самая глубокая скважина, прорубленная человеком. Ее глубина — 12 261 метр.

Кольская скважина

8. Аляска – самый северный, восточный и западный штат Америки.

Аляска

9. Нил – единственная река, текущая с юга на север. Все остальные реки планеты текут в обратном направлении.

Река Нил

10. На Северном полюсе планеты Земля нет ни одного участка земли, вся его поверхность покрыта Северным Ледовитым океаном.

Северный полюс

11. Самым сухим местом на Земле являются Сухие долины Мак-Мердо (Dry Valleys). Там не проходил дождь последние два миллиона лет.

Сухие долины Мак-Мердо (Dry Valleys)

12. Каждый год ветер переносит 40 миллионов тонн пыли из Сахары в Амазонку.

Сахара

13. Температура ядра Земли составляет 5500 градусов Цельсия и равна температуре поверхности Солнца.

Температура ядра Земли составляет 5500 градусов Цельсия

14. 99 процентов золота на Земле находится в её ядре.

Золото

15. Солёная вода составляет 97 процентов всей воды Земли, а 1 литр солёной воды содержит 13 миллиардных долей грамма золота.

Океан

16. Если говорить точно, то в сутках не 24 часа. На то, чтобы Земля совершила оборот по своей оси уходит лишь 23 часа, 56 минут и 4 секунды. Это понятие известно как звёздные сутки.

Звездные сутки

17. Земля не является идеальной сферой, из-за силы вращения Земля на самом деле выпуклая у экватора.

Овальная земля

terra-infiniti.com

Наш дом – планета Земля. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
  2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
  3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
  4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
  5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
  6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
  7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование:

Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира, карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система», дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.

Ход занятия

На центральной стене зала висит большое панно с изображением земного шара. На боковой стене размещены: старинная карта, карта земли до открытия Кука, физическая карта мира, плакат «Солнечная система». Около стены на столах разложены книги о планете Земля, о Космосе, слайды и иллюстрации «Вселенная», «Народы мира».

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье»).

Педагог. Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!

Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?

Дети. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля.

Дети. А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Дети. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.

Дети. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.

Дети. Но только на нашей Земле есть жизнь.

Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.

Ребенок находит и показывает.

Педагог. А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?

Дети показывают.

Педагог. А как вы узнали, что это Земля?

Дети. Наша планета голубого цвета.

Педагог. Почему она голубая?

Дети. На Земле много воды.

Дети. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог. Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация иллюстраций.

Дети. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Дети. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Дети. Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

Дети. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

Дети. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

Педагог. И добирались они до края Земли?

Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог. Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей.

Педагог. Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка. Звучит музыка.

Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар?

Дети (хором). Солнце.

Педагог. Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?

Дети. Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет.

Педагог. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?

Дети. Они находятся очень далеко от нас.

Педагог. Какая звезда к нам ближе всего?

Дети. Это наша звезда – Солнце.

Дети. Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.

Звучит «космическая» музыка.

Дети с педагогом встают в круг. В середине круга крупное изображение Всеземли (сделано из кусочков, скрепленных с внутренней стороны).

Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.

Педагог снимает с модели Всеземли крепления. У детей на руках оказываются большие и маленькие куски «суши». При внимательном рассматривании дети узнают в них очертания современных материков и островов.

Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно разложить материки и острова на голубой материи, которая изображает океан.

Дети рассматривают материки, называют их.

Дети. Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Педагог показывает их на глобусе.

Педагог. А что такое глобус?

Дети. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Педагог. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы. Педагог показывает иллюстрации, книги, плакаты. Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом».

Ребенок.

Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце,
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

Педагог. Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши?

Ответы детей.

Педагог. Дети, представьте, что Земля – это яблоко.

Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.

Педагог. Это и будет суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

Ответы детей.

Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды «Планета Земля».

Педагог. Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Скерцо».

Дети надевают шапочки насекомых, птиц, животных. Исполняется музыкальная композиция, дети танцуют и изображают животных. Композиция заканчивается свободным построением детей.

Дети читают стихи.

Первый ребенок.

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

Звучит музыка Эрио Марикони «Капли дождя».

Педагог.

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!

Литература

  1. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.
  2. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
  3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
  4. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
  5. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.

18.02.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о