Диагностика подготовки к школе дошкольников – Диагностика готовности ребенка к школе

ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11

города Шебекино Белгородской области»

Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и их обоснование.

Курлыкина Наталья Михайловна,

воспитатель первой младшей группы

Методика анализа и оценки определения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

  • Методика 1. Тест Керна-Йрасека.

  • Методика 2. «Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса)

  • Методика 3. Экспериментальная беседа

  • Методика 4. Диагностика уровня развития

  • произвольного внимания и произвольной памяти.

  • Методика 5. Тест «Шифровка».

  • Методика 6. Тест «Нелепицы»

  • Методика 7. Тест «Пространственно-арифметический диктант».

  • Методика 8. Тест. Последовательные картинки.

  • Методика 9. Тест «Аналогии».

  • Методика 10.Тест «Логопедический».

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

Проводить диагностику готовности к школьному обучению необходимо дважды: первичная - октябрь-ноябрь, предшествующая поступлению в школу; и повторная - апрель–май, позволяющая окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.

Исследование сформированности познавательных компонентов психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Экспресс-диагностика представляет собой комплект из 10 тестов. Используя специальные психологические методики. Можно охарактеризовать интеллектуальные возможности ребенка: мотивационная готовность к школе, функциональная зрелость нервной системы: степень «школьной зрелости», восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие мелкой моторики, математические навыки.

Все тесты подобраны таким образом, чтобы сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта.

Итоговая оценка готовности к школьному обучению:

40-52 балла - готов к обучению в школе

24-39 баллов – условно готов

15-23 балла – условно не готов

4-14 баллов – не готов

Итоговая оценка определения уровня готовности к школьному обучению

40-52 балла – высокий уровень

24-39 баллов – средний уровень

4 – 14 баллов – низкий уровень

Методика 1. Тест Керна-Йрасека.

Цель методики:

психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости».

Методика может проводиться индивидуально или подгруппами по 10-15 человек. Детям дают по одному листу чистой нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа указывается имя, фамилия, возраст ребенка, дата исследования. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой. Тест состоит из 3 заданий.

Срисование фразы "Он ел суп".

Инструкция:

"Посмотри, здесь что-то написано ( см.приложение к методике № 1). Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй нарисовать это. Хорошенько посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать где) напиши также".

Ребенку выдается карточка размером 7-8 см на 13-14 см. На карточке пишется рукописная фраза "Он ел суп". Высота заглавной буквы 1,5 см, остальных

- 1 см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа.

Оценка:

5 баллов - Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов.

4 балла - Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна.

3 балла - Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

2 балла - С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма.

1 балл - Каракули.

- -5

- 4

- 3

- 2

- 1

Срисовывание точек.

Ребенку выдается бланк с изображением группы точек( см. приложение к методике № 1). Расстояние между ними по вертикали и горизонтали - 1 см. Диаметр точек 2 мм. Карточка с точками кладется так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз.

Инструкция:

"Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же, вот здесь". (Показать где).

Оценка:

5 баллов дается за точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигур по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

4 балла - возможно незначительное нарушение симметрии. Одна точка может выхолить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла - Группы точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

2 балла - Точки располагаются группами. Их группы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например, линии.

1 балл - Каракули.

5 4

3

2 1

Рисунок человека.

Инструкция:

Здесь (каждому ребенку указывается где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю), так, как умеешь».

Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли нарисовать тетю?"— необходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

Оценка:

5 баллов - У нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности, голова с туловищем должна соединяться шеей, она должна быть не больше чем туловище. На голове волосы, либо шапка, шляпа, уши. На лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды.

4 балла - Выполнение всех требований как при оценке в 10-9 баллов. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла - У фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

2 балла

- Примитивный рисунок человека-головы с конечностями - (достаточно лишь одной пары, конечности изображены одной линией).

1 балл - Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей - "головоног".


5 4 3 3 2 1

Общий количественный результат тестирования получается суммированием баллов, полученных за выполнение каждого из трех заданий.

12-15 баллов – готов к обучению в школе

9-11 баллов – условно готов

3-6 баллов – не готов

Методика 2. «Дорисовывания фигур»

(модифицированный вариант Е.П. Торренса)

Цель методики:

исследование развития воображения.

Подготовка и проведение исследования:

детям дается по 10 фигур (см. приложение к методике № 2) и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.

Оценка:

0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Ключ

8 - 10 баллов – готов к обучению в школе

3 - 7 баллов – условно готов

0-2 балла – не готов

Методика 3. Экспериментальная беседа

Цель:

определение внутренней позиции дошкольника, оценка степени психосоциальной зрелости.

Вопросы для собеседования:

  1. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду (дома)?

  2. Ты хочешь идти в школу?

  3. Какие занятия (в детском саду) тебе больше всего нравятся? Почему?

  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

  5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

  6. Почему ты хочешь идти в школу?

  7. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

  8. Если тебе сейчас предложу поиграть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

  9. Во время игры в школу, что у нас будет длиннее: урок или перемена?

Оценка ответов:

Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го. Ответы должны быть примерно такие:

  1. Хочу идти в школу.

  2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

  3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

  4. Люблю, когда мне читают книжки.

  5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

  6. Хочу быть учеником.

  7. Пусть урок будет длиннее.

Такие ответы свидетельствуют о сформированности внутренней позиции дошкольника.

Ключ:

7 баллов - готов к обучению в школе

4- 6 баллов - условно готов

1- 3 балла - не готов

Давая заключение, следует помнить, что беседа – вспомогательная методика, однако она необходима для выявления общего кругозора ребенка и его личностной готовности.

Методика 4. Диагностика уровня развития

произвольного внимания и произвольной памяти.

Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Описание: задание выполняется на отдельных листах. Для работы у каждого ребенка должны быть графический карандаш и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд 10 треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Условия теста произносятся в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.

Оценка выполненного задания:

  1. баллов – задание выполнено правильно, учтены все условия: форма геометрической фигуры, их количество, выбран цвет карандаша, последовательность заштрихованных фигур.

  1. балла – допущена одна ошибка.

  1. балла – допущены две ошибки.

  1. балла – допущены три ошибки.

  1. балл – более трех ошибок.

  1. баллов – не справился с заданием.

Ключ:

5 баллов - готов к обучению в школе

3 – 4 балла - условно готов

0-2 балла - не готов

Методика 5. Тест «Шифровка».

Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Выполнение: Время на выполнение данного теста жестко ограничивается 2 минутами.

На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.

Перед началом проведения специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры – образцы данного задания.

Инструкция: «Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры (см. приложение к методике № 5). В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике – вертикальную палочку (сопровождается показом на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается показом), а ромбик остается пустым. В нем вы ничего не рисуете. У вас на листе показано, что надо рисовать. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.»

Основную часть инструкции можно повторить дважды. С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания.

Анализ результатов:

5 баллов – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо единичный пропуск фигуры, одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений.

4 балла – наличие двух пропусков фигур, исправления или одна- две ошибки в заполнении. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает сделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.

3 балла – наличие не только двух пропусков фигур, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.) В 3 балла также оценивается безошибочное (или с одной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также 1-2 самостоятельных исправления.

2 балла – выполнение, когда при 1-2-х ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задания за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).

1 балл – выполнение, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах; ребенок не способен удержать инструкцию (начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадраты и т.п. и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более 2-х ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, также дается 1 балл.

0 баллов – невозможность выполнить задание в целом (н-р, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).

Ключ:

4-5 баллов – готов к обучению в школе;

2-3 балла – условно готов к обучению в школе;

0 -1 балл – не готов к обучению в школе

Методика 6. Тест «Нелепицы»

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. «Нелепицы» предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается.

Основным результатом данного теста является способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.

Инструкция: Картинка предлагается ребенку со словами: « Посмотри, какая у меня картинка» (см. приложение к методике № 6). Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно? При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную оценку.

Критерии оценки:

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все «нелепости».

1 балл – Условно готов. Реакция ребенка менее спонтанная, но он самостоятельно или с большой помощью первого или второго вопроса – находит нелепые места.

0 баллов – Не готов. Ребенок эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствие в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Методика 7.

Тест «Пространственно-арифметический диктант».

Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Инструкция:

Таблица предъявляется ребенку со словами «Посмотри, здесь нарисована девочка».

Далее ребенку задаются следующие вопросы:

  1. Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?

  2. Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок?

  3. Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?

  4. Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее осталось?

  5. Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?

  6. Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее осталось?

Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.

Критерии оценки:

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

1 балл – Условно готов. Ребенок правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.

0 баллов – Не готов. Ребенок правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

В протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выполнения ребенком, как арифметического действия, так и пространственной ориентировки.

Для этого в клеточке, соответствующей каждому «шагу», надо отмечать знаком «+» или « - » в левой верхней части клеточки – правильность счета, в нижней правой части – правильность направления.

Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консультирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких набранных баллах.

Методика 8.

Тест. Последовательные картинки.

Этот тест позволяет выявить уровень сфрмированности у ребенка причинно- следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ).

Инструкция:

Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: « У меня есть картинки (см. приложение № 8). Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)».

Критерии оценки:

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ;

1 балл – Условно готов. Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности;

0 баллов – Не готов. Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок.

Методика 9. Тест «Аналогии».

Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

Инструкция: « Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

Слова такие:

- ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …? ( цветок)

- МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ - … ( лес)

- ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК - …? ( температура)

- ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …? ( слух)

- ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ - …? ( ночь)

- УТЮГ- ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН - …? ( звонить)

Другие варианты:

- ГОЛУБЬ-ПТИЦА, а ВАСИЛЕК - …? ( цветок)

- ОГУРЦЫ- ГРЯДКА, а ШИШКИ- …? ( лес)

- САМОЛЕТ- ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА - …? ( водитель, шофер)

- РАДИО-СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ- …? ( зрение, смотреть)

- ДЕНЬ-НОЧЬ, а БЕЛОЕ - …? ( черное)

- ЗАЯЦ-ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА - …? ( рыба)

- ГРИБЫ- ЛЕС, а ПШЕНИЦА - …? ( поле)

- ШКОЛА – УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА - …? ( врач)

- ФОНАРЬ-СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ - …? ( рисовать)

- КНИГА – ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА - …? ( слушать, играть, сочинять)

- ДЛИННОЕ- КОРОТКОЕ, а ЛЕТО - …? ( зима)

Курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре

«Градусник – температура» некоторые дети говорят не « температура», а «болезнь», и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы засчитываются, как верные и особо отмечаются в протоколе.

Критерии оценки:

2 балла - ребенок нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

1 балл - ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

0 баллов - ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

Ключ:

2 балла – готов к обучению в школе;

1 балл – условно готов к обучению в школе;

0 баллов – не готов к обучению в школе.

Методика 10.

Тест «Логопедический».

Цель:

В общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звукобуквенного анализа) у ребенка. Тест состоит из двух частей.

Инструкция:

Часть 1.

« Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши».

Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: педагог произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:

- САМОВАР

- ПОДУШКА

Эти слова можно заменять на другие трехсложные.

Часть 2.

Назови первый и последний звуки в словах:

- БЕРЕТ

- ВОЛНА

- АТАМАН

- УТКА

Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом: что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый – согласный, последний – гласный, в третьем: первый – гласный, последний – согласный, в четвертом – оба звука гласные.

Критерии оценки:

2 балла - ребенок правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).

1 балл - ребенок 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.

0 баллов - ребенок многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.

Ключ:

2 балла – готов к обучению в школе;

1 балл – условно готов к обучению в школе;

0 баллов – не готов к обучению в школе.

.

Приложение к методике №1



Приложение к методике №2

Приложение к методике №5


Приложение к методике №6


Приложение к методике №8


Итоговые результаты оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения

20 ___ - 20 ___ учебном году

МДОУ № _________ Группа: _________________________________

Дата проведения:________________________________________________

Воспитатели: ___________________________________________________

п/п

Ф.И. ребенка

Возраст

Бальная оценка выполнения заданий

Ведущая рука

Суммарный балл

Уровень готовности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Заведующая МДОУ № ____ ________________ /_____________________

infourok.ru

Набор методик для определения готовности детей 6–7 лет к школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл "слова".

Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Самое непохожее

Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: "Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна." указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: "Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?" Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: "Чем эти фигурки отличаются друг от друга?". Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.

Последовательные картинки

Инструкция. "Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ".

Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: "Кто изображен? Что они делают?" и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: "Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается". В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Графический диктант.

После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: "Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?".

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы - две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: "Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: "Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор".

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: "Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Тесты школьной мотивации

Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
  6. Какие у тебя любимые книжки?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
  9. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
  10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
  12. В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

Тест Лесенка

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше ("хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие") А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть". После этого спросите: "На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)".

Анализ результатов.

Пиктограмма

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" - "сладкий ужин", это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Уровни выполнения:

  • Ниже среднего уровня - рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово "холодно" ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).
  • Средний уровень - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).
  • Высокий уровень - рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

Самое непохожее

Л.А. Вагнер

Позволяет изучить мышление и восприятие детей.

Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:

  • 2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),
  • 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.

Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе "самой непохожей" фигурки и которые он назвал.

  • Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
  • Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
  • Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух.

Последовательные картинки

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Уровни выполнения:

  • Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.
  • Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.
  • Высокий уровень - дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

Графический диктант.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Обработка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

  • Точное воспроизведение узора - 4 балла неровность линий, "дрожащая" линия, "грязь" и т.п. не учитывается и не снижается оценка).
  • Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.
  • Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.
  • Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.
  • Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.
  • За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
  • Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы будут такими.

№ 1 - Хочу идти в школу.

№ 2 - Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).

№ 3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

№ 4 - Люблю, когда мне читают книги.

№ 5 - Сам прошу чтобы мне прочитали.

№ 10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 11 - Хочу быть учеником.

№ 12 - Пусть будет длиннее урок.

Тест Лесенка

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.

Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: "Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала", то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.

О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими ото него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: "Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный".

Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.

Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: "Мама так сказала", то это свидетельствует о заниженной самооценке.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает "Не знаю.".

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, на могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.

Литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)

2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону "ФЕНИКС" 2006 г.

3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.

19.06.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

53. Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе

(Н.Я.Кушнир).

Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколь­кими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев го­товности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его го­товности, прогнозировать развитие в процессе обучения.

Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2). Первый подход можно назвать педагогическим, сог­ласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 — 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).

Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает од­ностороннюю информацию о ребенке. Не решенными остаются вопросы, связанные с его актуальным и потенциальным психи­ческим развитием, соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим педагогический подход не имеет прогностической валидности: он не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усво­ения знаний конкретным ребенком в детском саду или начальной школе.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать универсальным. Тем не менее при большом раз­нообразии диагностических средств, используемых психологами для определения готовности к школе, существует общее теоре­тическое представление, которое заключается в том, что готов­ность к школе — результат общего психического развития ре­бенка на протяжении его дошкольной жизни.

Психологами разработано множество специальных тестов, проб, методик для определения готовности детей к обучению в школе. Исследователи выделяют разные стороны психического развития в качестве самых важных показателей такой готовнос­ти.

Обобщая эмпирические данные по проблеме психологичес­кой готовности в отечественной психологии, специалисты выде­ляют четыре параметра (аффективно-потребностная, произ­вольная, интеллектуальная и речевая готовность), на основе ко­торых создаются диагностические методики, разрабатываются задания, пробы и т. д.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Анализ диагностических средств изучения психологической готовности к школе шести-семилетних детей позволил выделить следующие параметры: уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной, речевой готовности, сформированное необходимых предпосылок учебной деятельности.

Одним из методов получения информации об уровне разви­тия детей 6 — 7 лет при приеме в шкоду может быть экспресс-диагностика, основная цель которой заключается в том, чтобы определить, какие дети нуждаются в проведении коррекцион-но-развивающей работы.

  • «Тест в картинках» помогает определить предпочитаемый вид деятельности

  • Методика «Нарисуй самого себя» помогает определить уровень сформированное образных представлений (групповой тест).

  • Тест «Кубики» помогает определить уровень наглядно-образного мышления

  • Методика «Классификация» помогает выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации

  • Методика «Третий подходящий» помогает определить уровень сформированности понятий

  • Тест «Правая — левая рука» выявляет способность ребенка к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других

  • Методика Пьерона—Рузера помогает определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости (групповой тест)

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

  1. Методика «Тест в картинках» помогает определить пред­почитаемый вид деятельности.

  2. Тест «Персонификация мотивов» выявляет наиболее зна­чимые мотивы для обучения в школе

  3. Методика «Выбери фигуру» помогает определить уровень сформированности наглядно-образного мышления

  4. Методики для определения уровня словесно-логического мышления

4.1. Классификация. Психолог говорит ребенку: «Из пяти слов выбери то, которое считаешь лишним»

4.2. Аналогии.

  1. Тест «Правая — левая рука» помогает определить спо­собность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других людей

  2. «Тест Куглера» помогает определить уровень развития аналитико-синтетической деятельности

  3. Тест «Шифровка» Векслера помогает определить уровень развития саморегуляции, обучаемости (групповое тестирование)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШЕСТИ СЕМИ ЛЕТ

Задание 1 «Нарисуй кружочки» выявляет умение запоми­нать, руководствоваться инструкцией при выполнении задания.

Задание 2 «Графический диктант» выявляет умение следо­вать указаниям психолога, помогает самостоятельно решать пос­тавленную задачу

Задание 3 «Четыре правила» выявляет способность ребенка планировать свои действия согласно правилу, осуществлять са­моконтроль

Задание 4 «Кодирование» помогает определить уровень обу­чаемости, саморегуляции

Задание 5 «Палочка и крестик» помогает определить уровень саморегуляции

Задание 6 «Дорисуй фигуру» помогает определить уровень восприятия

Задание 7 «Найди слова» (тест Мюнстерберга) помогает оп­ределить уровень устойчивости и избирательности внимания

Задание 8 «Поиск образцов» помогает определить особен­ности избирательности внимания

Задание 9 «Узнавание фигур» (тест Бернштейна) помогает выявить особенности образной памяти

Задание 10 «Девять геометрических фигур» помогает опре­делить особенности образной памяти

Задание 11 «Парные связи» помогает определить уровень произвольного запоминания с использованием приема функци­ональных связей

Задание 12 «Пиктограмма» выявляет способность к ассоци­ативному зрительно-словесному запоминанию

studfiles.net

Диагностика речевой готовности ребёнка к школе ⋆ Планета Детства

Школа – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. Школьное обучение предъявляет  к ребёнку целый ряд новых для него требований. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершина познавательных процессов —  мышление и речь. Таким образом, мышление и речь  тесно связаны. Благодаря речи, мы можем сделать вывод о развитии мышления у человека а, развивая наши умственные способности, мы развиваем речь. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. При помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом, т.к., письменная речь всегда формируется на основе устной. Кроме того,  речь –  основа процесса общения, поэтому  правильная, хорошо развитая речь предопределяет успешность коммуникативной деятельности ребёнка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы. И наоборот, неразвитая речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Речевая готовность к школе —  ряд необходимых для успешного обучения в школе предпосылок, сформированных у  ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, работающим в системе дошкольного образования, необходимо владеть определённым инструментарием для диагностики речевой готовности  детей к школе. При  этом важно отметить, что речевое развитие необходимо оценить  с точки зрения влияния уровня развития той или иной стороны речи ребёнка  на  успешность его школьного обучения. Так, например, нарушение  произношения отдельных звуков у детей, как правило, не мешает усвоению русского языка, в то время как нарушение  фонематического восприятия ведёт за собой огромные трудности в овладении чтением и письмом. Таким образом, при подборе диагностического материала для определения  речевой готовности дошкольников  к обучению в школе необходимо сделать акцент на исследовании фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, звуко-слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи. Важным является  и умение ребёнка слушать, запоминать и пересказывать тексты,  самостоятельно составлять  рассказы. Поэтому уровень развития связной речи  ребёнка также необходимо оценить.  Мы изучили  диагностические материалы  многих авторов и остановили свой выбор на «Тестовой методике диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т. А. Взяв  за основу данную методику, мы выделили ряд, значимых для нас направлений диагностики,  полностью  адаптировали для дошкольников  весь речевой материал, его  объём и уровень сложности. Были также пересмотрены критерии оценки правильности выполнения заданий. Для определения речевой готовности к школе мы предлагаем использовать  следующие направления диагностики:

  •  Исследование состояния фонематического восприятия.
  • Исследование языкового анализа и синтеза.
  • Исследование фонематического анализа.
  •  Исследование фонематического синтеза.
  • Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
  • Исследование словаря и навыков словообразования.
  • Исследование грамматического строя речи.
  • Исследование связной речи.

По каждому из этих направлений предполагается выполнение  детьми одного или нескольких   тестовых заданий. Каждое задание имеет  инструкцию, комментарии и критерии оценки по трём уровням. Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Кроме того, данная  методика  доступна  и для родителей будущих школьников, так как не требует  дополнительного наглядного материала и имеет простые критерии оценивания.

I. Исследование состояния фонематического восприятия

а) повторение слоговых цепочек из двух — трёх слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

(предъявление — воспроизведение         предъявление — воспроизведение)

ба — па —                                         па — ба

са — ша-                                          ша — са

ша — жа — ша —                                жа — ша — жа

ца — са — ца —                  

planetadetstva.net

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУ

В работе обобщены и научно обоснованы основные направления диагностической работы с детьми, поступающими в школу, четко обозначены основные критерии, позволяющие достоверно оценить уровень их психологической зрелости.

The main trends of the diagnostic work with the children entering school are generalized and scientifically grounded in this work; the main criteria allowing evaluating for certain the level of their psychological maturity are designated.

УДК 504.63 (23.470.67.03)

© Е.Ф.СЕРДЮКОВА, 2008

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий [2, 5, 6, 7].

Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, тонкой моторики руки. Одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее, на практике работа со старшими дошкольниками сводится в первую очередь к обучению чтению, письму и счету, чтобы обеспечить им таким образом некоторое преимущество на первых этапах школьного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учебной программой современной школы: она составлена таким образом, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета времени не отведено. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он сразу же отстает от своих более продвинутых одноклассников просто потому, что так составлена программа начальной школы. Формирование же у ребенка соответствующей учебной мотивации, произвольности психических процессов – внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на образ действия, операциональных навыков выступает при этом лишь как побочный продукт обучения: все это должно сформироваться само собой, по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее, это далеко не так. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка.

К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что достижение ребенком определенного возраста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаруживая у ребенка их отсутствие, мешающее ему хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного детства и отсутствие их у шести - семилетнего ребенка свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним. Например, стремление родителей, не владеющих соответствующими методиками, как можно раньше научить ребенка читать приводит к тому, что у значительного числа нынешних первоклассников отмечается слабое развитие фонематического слуха, столь необходимого для грамотного письма. В подготовительных группах детских садов детей не учили читать и писать, но их специально готовили к школе: развивали в ходе игровых занятий внимание, память, логическое мышление, речь, учили ориентироваться на образец, на способ действия, готовили руку к письму (в основном средствами конструктивной деятельности, рисования карандашом, вырезанием из бумаги сложных фигурок, лепкой, а не выведением палочек и букв в тетради), даже знакомили с основными правилами поведения на уроке и нормами школьной жизни. По отзывам учителей, дети приходили в школу менее обученными по сравнению с нынешними первоклассниками, но более зрелыми в психологическом отношении.

Отсутствие сегодня четких требований к уровню подготовки детей к школьному обучению, наличие различных дошкольных лицеев и гимназий, работающих по своим собственным программам и имеющих разные приоритеты, инициативность родителей, стремящихся научить ребенка читать и считать едва ли не с двухлетнего возраста, приводят к тому, что неготовность детей к учению остается по-прежнему одной из острейших проблем современной школы. Актуальность и неоднозначность указанной проблемы подтверждается интересом к ней со стороны как российских, так и зарубежных специалистов-психологов.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

  1. Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

  2. Выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними мероприятий, направленных на профилактику школьной неуспеваемости.

  3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволяет каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

  4. Отсрочка на 1 год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению, что возможно только для детей шестилетнего возраста.

По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам.

С учетом вышесказанного в качестве психологического инструментария исследования нами была выбрана диагностическая программа, предложенная И.В.Дубровиной с небольшим дополнением (методика Гуткиной Н.И. «Звуковые пятна») [4].

В эксперименте участвовала группа из 40 детей, посещающих подготовительные группы детских садов города Грозного.

Методика 1. Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также способностей внимания и восприятия цвета, формы и величины.

Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке. Количество сравниваемых признаков – 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца).

Инструкция: «Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек».

Оценка выполнения

Не может подобрать ни одной пары 0 баллов

Правильно подобрал одну пару 1 бал

Правильно подобрал две пары 2 балла

Правильно подобрал 3 – 6 пар 3 балла

Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Методика 2. Диагностика развития элементов логического мышления (методика «Свободная классификация»)

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, про предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации кроме указанных выше.

Инструкция: «Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения

Невыполнение задания после всех видов помощи 0 баллов

Выполнение после словесного указания оснований

для классификации 1 балл

Выполнение после показа первых 4 карточек без

словесного пояснения 2 балла

Выполнение по основной инструкции 3 балла

Высокие показатели по обеим методикам (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но, скорее, является показателем «зоны ближайшего развития» ребенка.

Если ребенок не справился с заданием 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание 2 («Свободная классификация»). Можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму и счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности.

Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Методика 3. Диагностика самоконтроля и произвольного запоминания (методика «Цепочка действий»)

Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко, предлагают выполнить ряд последовательных действий.

Инструкция: «Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне».

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего попросить ребенка воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются, фиксируются только те из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

Оценка выполнения

Отсутствие ошибок 3 балла

1 ошибка 2 балла

2 и более ошибок 1 балл

Вообще не выполняет задание 0 баллов

Методика 4. Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия им речи

Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него.

Например:

«Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetum mobile». (Тематика рассказа может быть изменена в соответствии с особенностями той местности, в которой проживает ребенок. Важно лишь соблюдение основного принципа – наличие в рассказе слов, которые могут оказаться для ребенка новыми).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно (читается рассказ). А теперь постарайся сам рассказать мне его».

Оценка выполнения

Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.

Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает

вопросов даже после дополнительной стимуляции 0 баллов

Пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных

слов, но пытаясь употреблять их 1 балл

Пытается пересказать, интерпретируя рассказ

в соответствии со своим пониманием, искажая смысл

рассказа 2 балла

Начинает с вопросов по поводу непонятных слов,

потом пересказывает 3 балла

Методика 5 . Диагностика степени сформированности фонематического слуха «Звуковые пятна» [3]

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук будут искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.

Предлагается поочередно искать звуки о, а, ш, с.

Все слова необходимо произносить четко, особо выделяя каждый отыскиваемый звук: гласный звук тянуть нараспев, а согласный произносить с усиленной артикуляцией. Можно повторить слово несколько раз. Испытуемому разрешается произнести вслед за экспериментатором слово и послушать его.

На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые отвечают, что во всех предлагаемых словах есть искомый звук. В этом случае правильные ответы следует рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.

Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо.

Если допущена одна ошибка – задание выполнено средне.

Если допущено более одной ошибки – задание выполнено плохо.

Методика 6. Диагностика развития тонкой моторики руки и умения работать по образцу

Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами.

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть. Еще не учился писать, но попробуй, ты, наверное, сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом, на пустом месте напиши так же».

Оценка выполнения

Выполняет точно, без ошибок 3 балла

Выполняет с одной ошибкой 2 балла

Выполняет с 2 – 3 ошибками 1 балл

Отказ от выполнения 0 баллов

При проведении обследования можно использовать только одну из предложенных методик в день или продолжить работу после перерыва.

Общие результаты обследования

По итогам обследования ребенок может набрать от 0 до 15 баллов.

0 – 4 балла - свидетельство о психологической незрелости;

5 – 8 баллов - показатель низкого уровня психологической зрелости;

9 – 12 баллов - показатель среднего уровня психологической зрелости;

13 – 15 баллов - показатель высокого уровня психологической зрелости.

Обследование ребенка с помощью представленной программы позволяет определить, какое именно звено в системе психологической готовности депревировано. Таким образом, становится ясно, какой показатель следует развивать.

Поэлементный анализ показателей по результатам методик 1 и 2 показал следующие результаты (см.табл.1):

Таблица 1. Показатели диагностики элементов мышления

( %)

Количество набранных баллов

1.

72

6

2.

15

3

2.

8

4

3.

5

1

Проведенное исследование выявило у детей преимущественно высокий уровень развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также способностей восприятия цвета, формы и величины (80% испытуемых).

15% испытуемых по результатам методик 1 и 2 показали низкие результаты (суммарный балл равен 3). Показатель, тем не менее, является положительным, но, скорее, указывает на «зону ближайшего развития» ребенка и является руководством для детского практического психолога в плане построения коррекционно-развивающей работы.

8% испытуемых не справились с методикой 1, но выполнили контрольное задание на внимание и методику 2 с хорошими результатами (4 балла), при этом дети умеют читать по слогам и писать свое имя и фамилию. Можно предположить, что слабое развитие образного мышления является следствием излишне раннего обучения ребенка чтению и письму в ущерб специфическим видам развивающей детской деятельности.

5% обследованных набрали суммарный балл, равный 1, что позволяет сделать вывод о психической незрелости ребенка, его не готовности к школьному обучению. При таких показателях родителям детей стоит порекомендовать отсрочить поступление ребенка в школу, поскольку развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Результаты диагностики самоконтроля и произвольного запоминания показали следующее (см.табл.2):

Таблица 2. Показатели уровня развития самоконтроля и произвольного запоминания

( %)

Количество набранных баллов

1.

10

3

2.

15

2

3.

60

1

4.

15

0

По результатам исследования можно сделать вывод, что у подавляющего большинства обследованных слабо развиты самоконтроль и произвольное запоминание (60%). Этим будут обусловлены трудности в адаптации к режиму школьного обучения, неумение и нежелание подчиняться правилам школьной жизни.

Речевое развитие испытуемых по результатам исследования характеризуется следующими показателями (см. табл. 3):

Таблица 3. Показатели уровня речевого развития

( %)

Количество набранных баллов

1.

40

3

2.

20

2

3.

40

0

Как показало проведенное исследование, речевому развитию детей уделяется мало внимания. Причем, при качественном анализе результатов выявлено, что активная речь детей развита недостаточно как на родном, так и на русском языках, в речи преобладают примитивные бытовые конструкции. Так же слабо развито осознанное восприятие ими сказанного.

Диагностика степени сформированности фонематического слуха количественно не оценивалась. Тем не менее, удалось выявить следующие особенности выполнения предложенного задания (см.табл.4):

Таблица4. Показатели степени сформированности фонематического слуха

Количество испытуемых

( %)

Особенности выполнения задания

1.

22

На слух безошибочно определяет место звука в слове

2.

47

Определяет наличие или отсутствие искомого звука в слове, но не может определить место

3.

21

Не может определить наличие или отсутствие искомого звука в слове, на все предложенные варианты отвечает наугад

4.

10

Вообще не выполняет задание

Таким образом, приходим к выводу, что фонематический слух у детей подготовительной группы сформирован слабо, что не может не сказаться на грамотности письма не только в период обучения грамоте, но и во время обучения в среднем и старшем звене.

Диагностика развития тонкой моторики руки и умения работать по образцу показала следующие результаты (см.табл.5):

Таблица 5. Показатели диагностики тонкой моторики руки и умения работать по образцу

( %)

Количество набранных баллов

1.

22

3

2.

47

2

3.

20

1

4.

11

0

Полученные результаты позволяют сделать вывод о среднем уровне развития указанного показателя. Можно предположить, что развитию мелкой моторики руки и умения работать по заданному образцу уделяется недостаточное внимание. При обучении письму это упущение, несомненно, приведет к трудностям в ориентации на листе бумаги, в написании букв, что, в конечном итоге окажет негативное влияние на почерк. Недостаточно развитое умение работать по заданному образцу не может не сказаться на успешности усвоения программного материала в целом.

Итак, обобщенные результаты проведенного исследования характеризуются следующими показателями (см.табл.6):

Таблица 6. Общие показатели психологической готовности группы

( %)

Общее количество набранных баллов

1.

36

15

2.

25

8

3.

22

4

4.

16

0

Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что 38% детей не готово к систематическому школьному обучению, поскольку при обследовании они показали суммарный балл от 0 до 4, что говорит о психологической незрелости этой категории испытуемых. 25% опрошенных набрали 8 баллов, что является в данном исследовании низким показателем. 36% детей по всем показателям готово к систематическому школьному обучению.

Безусловно, несформированность даже одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы, причем решающую роль в этом процессе должны играть родители.

Литература:

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы

ребенка. – М., 1994.

2. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995

3. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое

образование» 1997.

4. Дубровина И.В. Практическая психология образования, М., 2002.

5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного

развития детей. – М., 1995.

6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

школе. – М.: Педагогика, 1991.

7. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

ГУ «Чеченский государственный университет», Сердюкова Елена Фёдоровна, заведующая психологической лабораторией. Адрес: 364060, Чеченская республика, г.Грозный, пр-т Кирова, 21 кв.42. Мобильный телефон: 8 (928) 743-70-55.

infourok.ru

Диагностика готовности ребёнка к школе: методики тестирования

Сегодня перед поступлением ребёнка в первый класс часто проводится диагностика его школьной готовности. Основные задачи данного метода – определить благоприятные условия для обучения ребёнка, выбрать образовательную программу и решить ряд других вопросов. О том, как и для чего проводится диагностика, мы поговорим подробно в нашей статье.

Диагностика готовности ребёнка к обучению в школе позволяет определить целый ряд различных факторов. Среди них:

  1. физическая готовность ребёнка к школе, то есть, то, насколько он соответствует нормативам определённой возрастной категории. Также определяется группа здоровья дошкольника, от которой напрямую зависит способность к обучению и труду у ребёнка в дальнейшем;
  2. психологический уровень готовности ребёнка к школе, в частности развитие эмоционального фона, интеллектуального уровня, психологических функций, усидчивости и прочих параметров;
  3. социальная готовность, то есть, коммуникабельность ребёнка, его сложившиеся отношения с родителями и другими детьми, правила поведения и социальные навыки;
  4. педагогическая готовность ребёнка к школе, которая включает в себя умения писать, читать или считать. Кроме того, выявляются предпосылки таких умений, например, речевые навыки, уровень развития мелкой моторики и прочее.
Уровень готовности к школе определяется после комплексной диагностики для дошкольников. После получения результатов анализа ребёнку предлагают несколько образовательных программ. Что выбрать – решают родители.

Психологическая готовность к обучению в школе

Диагностика психологической готовности к школьному обучению проводится, как уже говорилось выше, в целях определения уровня психологического и эмоционального развития малыша, его интеллекта. Методики диагностики психологической готовности ребёнка к школе позволяют определить, насколько дети готовы к принятию нового социального статуса в обществе. С помощью данного вида диагностики выявляется, как ребёнок относится к новому кругу обязанностей, насколько он готов принять свои результаты работы, нового учителя, учебную деятельность.
В ходе психологической диагностики готовности детей к школьному обучению также определяют интеллектуальные способности ребёнка. То есть то, насколько развита его познавательная активность и мышление. Может ли он обобщать услышанное, сравнивать что-либо, устанавливать причинно-следственные связи, делать определённые выводы по полученным данным.
Важная составляющая психологической диагностики – выявление уровня эмоционально-волевой готовности. В данное понятие входит наличие определённых навыков у ребёнка, позволяющих ему управлять своими эмоциями и поведением, усидчивостью и умением заострять внимание на чём-либо. В понятие волевой готовности входит умение ставить цель перед собой и достигать её, способность принимать решения, преодолевать различные препятствия и оценивать плоды своих трудов.

Тесты для проверки готовности к обучению в школе

Тесты для дошкольников на проверку готовности к школе проводятся в целях определения общей эрудиции ребёнка, его математических знаний, грамматических умений, а также навыков логического мышления.
В ходе тестирования ребёнка-дошкольника на уровень готовности к школе его расспрашивают:

  • о временах года и о том, какими признаками они характеризуются;
  • о том, что такое быть человеком;
  • о правилах поведения за столом, в обществе и т.д.;
  • о растениях и животных.

При проверке математической подготовки выявляется, знает ли ребёнок цифры до 20, умеет ли считать в правильном и обратном порядке, знает ли, что обозначают знаки «+» и «-», как выглядят простые геометрические фигуры и как они называются.

Также в ходе тестирований выявляется уровень устной грамотности ребёнка. Дошкольники должны знать алфавит, уметь рассказывать небольшие стихотворения или считалки, различать согласные и гласные, пересказывать прочитанное, срисовывать печатные слова.
Помимо перечисленного, в ходе диагностики также определяется ещё целый ряд умений малыша. Вердикт выносится на основе полученных данных. После этого родители должны задуматься о том, куда следует отдать ребёнка для обучения и какую образовательную программу для него выбрать.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *