Для детей как животные готовятся к зиме – Как животные готовятся осенью к зиме

Занятие «Как звери готовятся к зиме»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: Как звери готовятся к зиме.


 


Подготовила воспитатель

Саклакова Лариса Владимировна


 Кумертау

Программное содержание: Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия: дикие животные, травоядные животные, хищные животные; где живут дикие животные, чем питаются, как готовятся к зиме; развивать умение составлять рассказы на тему «Как животные готовятся к зиме», воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, составление экологической пирамиды.

Предварительная работа: беседы с детьми о лесе,

сравнение диких и домашних животных,

сравнение травоядных животных и хищных животных,

беседа о том, как дикие звери готовятся к зиме,

рассматривание иллюстраций диких животных,

отгадывание загадок о диких животных, чтение рассказов о животных

Материал: Предметные картинки (дикие животные), сюжетные картинки (как животные готовятся к зиме), цветные карандаши, бумага .


 

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Дети стоят полукругом)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня, дети, я решила прочитать вам отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят …

О каком времени года говорилось в стихотворении?

Ответы детей (Об осени)

Назовите осенние месяцы.

Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как вы понимаете, выражение «листья сыплются дождем»?

Ответы детей. Идет листопад.

А какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей: Осенью солнце светит, но греет слабо. День становится короче ночи. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дикие животные готовятся к зиме.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А каких диких животных Башкортостана вы знаете?

Ответы детей: Лиса, медведь, еж, белка, волк, лось, заяц, кабан, рысь.

Воспитатель: А почему этих животных называем дикими?

Ответы детей: Потому что они живут в лесу, и человек о них не заботиться. Потому что они сами о себе заботятся и живут в дикой природе.

Воспитатель: дети, я предлагаю вспомнить, где дикие животные живут в лесу. (Проводиться дидактическая игра «Кто, где живет»).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Где живет белка? (белка живет в дупле).

Где живет медведь? (медведь живет в берлоге).

Где живет лиса? (Лиса живет в норе).

Где живет волк? (Волк живет в логове).

Где живет еж? (еж живет в гнезде из листьев).

Где живет лось? (Лось живет в лесной чаще).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, не забыли, как дикие животные приспособились без помощи человека жить в лесу. А какое время года следует за осенью?

Ответы детей: (за осенью придет зима)

Воспитатель: Правильно, за осенью наступает зима. Зима – это очень трудное, холодное время года. Зимой диким животным очень трудно в лесу: холодно, мало пищи. Поэтому дикие животные готовятся к зиме. Но сначала проведем разминку, нам, дети тоже нужно готовиться к школе. Проводится пальчиковая гимнастика: «Животные, которых мы можем показать».

Дети подходят к доске, на которой находятся картины диких животных.

Ой, слышите, кто то к нам стучится. Тихо. Сейчас я посмотрю. Дети, это Незнайка к нам пришел. Он говорит, что тоже хочет знать о том, как звери готовятся к зиме. Расскажем Незнайке? Усаживайся, Незнайка, удобнее и слушай.

Дети, я даю вам волшебный клубок, который может записать наш разговор. Потом мы его подарим Незнайке, вдруг он что-то забудет, поднесет к уху и услышит ваши рассказы еще раз. Передавайте клубок осторожно, не спеша. Как услышите слово стоп, начинайте рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель держит клубок и рассказывает, как зимуют лоси: лоси уходят далеко в чащу леса, где много кустарника и валежника, где холодный ветер утихает и легче переносить холод, куда трудно пробраться хищным животным. Плотный мех мешает хищникам продвигаться в густом валежнике и лоси в безопасности зимуют.

Воспитатель передает клубок детям.

ДЕТИ: Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы. Лесные кладовые она устраивает в старом дупле, которое оставил трудолюбивый дятел. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки.

Заяц меняет серую шубку на белую, более теплую. Он это делает, чтобы зимой было тепло и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из–под снега.

Еж осенью сытно питается, чтобы накопить под своей колючей шубкой очень много жира, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, или небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.

МЕДВЕДЮ тоже надо хорошенько питаться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а лиса и волк к зиме не готовятся, почему эти животные не готовятся к зиме? (они хищники и поэтому все время ищут себе еду).

Да, нелегко приходиться диким животным зимой в лесу. Ну вот, Незнайка, получай волшебный клубочек и беги, рассказывай то, что узнал. Дети, Незнайка вас поблагодарил, попрощайтесь с Незнайкой.

Нам пора поиграть.

Физкультминутка:

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают –

Не идет ли волк?

Раз – согнулся, разогнулся,

Два — нагнулся, потянулся,

Головою три кивка, встали, в сторону прыжок. Постояли, посмотрели и присели.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Подходите к столам. Дети, дикие животные приготовили вам гостинцы грибочки. Угощение - дикие животные разрешили подарить к чаю тому, кто назовет слова – определения для животных. (Дети говорят -какая, какой, выбирая на доске картинки с диким животным, убирая картинки после ответа).

ВОСПИТАТЕЛЬ вызывает детей. Дети дают слова-определения:

Белочка - заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, шустрая, ловкая.

Заяц – трусливый, боязливый, пугливый, белый, серый,

Медведь – неуклюжий, косолапый, неповоротливый

Еж – колючий, храбрый, отважный, смелый.

Рысьловкая, быстрая, смелая, чуткая.

Лось – большой, сильный, быстрый, травоядный

Волк быстрый, злой, серый, зубастый.

Лиса – красивая, пушистая, осторожная, хитрая, быстрая.

Воспитатель: Дети, назовите травоядных диких животных Башкортостана. (Заяц, лось, белка).

Каких диких хищных животных Башкортостана вы знаете? (волк, лиса, рысь, еж).

А как вы думаете, хищных животных должно быть меньше, чем травоядных или больше?

Ответы детей: Хищных животных должно быть меньше.

Воспитатель: Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются - «экологические пирамиды».

Для того, чтобы травоядные наелись, травинок должно быть больше, чем травоядных животных. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с травоядными животными, а травоядных меньше, чем травы. Ну, а травоядных животных не прочь отведать на обед хищники. Они больше и сильнее им нужно съедать много травоядных животных. Поэтому в лесу

травоядных животных должно быть больше, чем хищников, чтобы всем хватило еды. Вот и получается пирамида. Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем травоядных животных, а травоядных животных – больше, чем хищных диких животных. (На доске выкладывается экологическая пирамидка).

Воспитатель: А сейчас дети вы сами на листе бумаги сделаете экологическую пирамидку для зайчика. Нужно положить зайчика к листочку, а рядом нарисовать экологическую пирамидку, чтобы зайчик в лесу жил и размножался. Внимание: зеленый карандаш – трава, светло коричневый – зайцы, красный карандаш – хищники.

Дети выполняют задание, затем воспитатель просит детей сравнить свою работу с образцом воспитателя, рассказать, почему экологическая пирамидка выглядит именно так и поставить себе оценку, которую воспитатель проверит на перемене. Молодцы дети, проверьте свою осанку, внимание.

Воспитатель: ну вот, мы знаем, как животные готовятся к зиме и какие условия нужны, чтобы дикие животные хорошо себя чувствовали в лесу. Ведь лес – дом диких животных, а мы в лесу гости. Будем осторожно и бережно относиться к диким животным, ведь им и так очень трудно выживать в лесу.


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Гнездо ежа.


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Берлога медведя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Нора лисы

Логово волка.


 


 


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Как животные готовятся к зиме

С наступлением осени жители леса уже начинают готовиться и к зимнему периоду. Многие из них запасаются на время морозов и холодов новой тёплой одеждой. Вот красивые пушистые белочки. Они постепенно приобретают свойственный им зимний покров: среди ярко рыжей летней шерстки появляются проседи. Это растёт зимняя «шубка», серенькая, густая и плотная, надёжно защищающая от мороза и помогающая лучше спрятаться от врагов.

Меняют шубу и зайцы. Русак становится белым и лишь по спине у него тянется серая полоска.

У зайца-беляка с середины октября начинают белеть задние лапы и нос. Затем белизна идёт вперёд и вверх. Белеют живот, передние ноги и уши. Потом бока и задняя часть тела. В начале декабря заяц уже сплошь белый. Плохо приходится длинноухим, когда долго нет снега, а они уже вылиняли. Белый мех выдаёт их врагам.

Совсем другим становится мех на время вьюг и метелей и у лисиц, песцов, бурундуков, волков. В нём больше густого тёплого пуха – подшерстка.

Линяют к зиме и птицы. Некоторые приобретают только новое перо, а другие, вроде куропаток, меняют еще и цвет – становятся белыми, что позволяет им не быть заметными на снегу.

Многие животные «переобуваются». Лапы у рыси, зайца-беляка, песца, росомахи обрастают длинными волосами. Площадь опоры их увеличивается, а это способствует лучшему передвижению по рыхлому глубокому снегу.

А посмотрите на летнюю почти голую лапку белой куропатки и её мохнатую, покрытую густыми перышками, зимнюю лапку! У песца и куропатки, кроме того, на зиму отрастают толстые длинные когти. Ими удобно разгребать снег, добывать пищу из-под него.

В конце лета линяет водоплавающая дичь – утки, гуси, гагары. Потеряв маховые и другие крупные перья, они становятся совершенно беспомощными и не могут летать. Поэтому птицы забиваются в самые непроходимые чащи и заросли камыша на болотах и озёрах, где линяют. В случае опасности утки пытаются спасаться от врагов только вплавь, а иногда как бы бегут по воде, хлопая бесперыми крыльями. В такие периоды птица легко становится добычей хищников.

Из рассказов И.Ф.Заянчковкого

detskiychas.ru

Конспект познавательной деятельности в средней группе «Как животные готовятся к зиме»

 

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);
  • продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;
  • упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.

2. Развивающие задачи:

  • развивать познавательную речевую активность по теме «Осень»«Жизнь диких животных осенью».
  • способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления;
  • развивать активный словарь у детей: логово, линька.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры;
  • воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью.

4. Словарная работа: логово, линька.

Предварительная работа:

  1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
  3. Проведение дидактических игр «Кто, где живёт», «Кто лишний?», «Кто, чем питается», «У кого кто».
  4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
  5. Чтение рассказов: Н.Сладков «Лиса и заяц», В.Бианки «Купание медвежат». Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Зимовье зверей».
  6. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.

7. Рисование "Угощенье для зверей".

Оборудование: Рисунки с угощением для животных, фигурки диких животных, макет дерева, мультимедиа презентация «Как звери к зиме готовятся», проектор, листочки, гелиевый шарик, панно «Как животные готовятся к зиме».

 

Ход занятия

Дети: заняты своими играми.

Воспитатель незаметно для детей раскладывает осенние листья на ковре.Под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» приглашает детей к себе на ковер.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?

Дети: это - листья.

Воспитатель: Правильно. А чем же еще это может быть? А может это следы осени? (Да)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Кто мне скажет какой сейчас месяц осени?

Ребенок: Сейчас осенний месяц - ноябрь.

Воспитатель: Молодец правильно. Ребята, а как вы догадались что сейчас осень?

Дети: (Индивидуальные ответы.) Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди надевают теплую одежду.

Воспитатель: А где мы можем увидеть следы осени?

Дети: На участке, в саду, в деревне, в парке, во дворе.

Воспитатель: (Достает воздушный шар.)Девочки и мальчики, я предлагаю пойти по следам осени и посмотреть куда они нас приведут. (Идут по листьям, которые ведут к большому воздушному шару.) Посмотрите, тут большой шар, и я предлагаю отправиться в необычное путешествие на воздушном шаре, скорее все возьмемся за ниточку. Все готовы? Полетели!

Воспитатель и дети:

Мы летим, летим, летим,

Много, много знать хотим.

Мы летим, летим, летим,

Много, много знать хотим.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красив наш город с высоты, внизу под нами дома, река Волга, поля. А вдалеке, смотрите, виднеется лес! (Смотрят на видеоролик.) Ой, что-то случилось с нашим воздушным шаром! Мы теряем высоту! Держитесь крепче! Мы приземлились! Куда же мы попали? Надо оглядеться. (Презентация.)

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Правильно, мы с вами в лесу! Посмотрите как красиво кругом.

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес.

присаживайтесь, отдохнем. (Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

В тёплой шубке меховой

Кто примчится в сад зимой,

Чтобы с яблони чуток

Сгрызть в обед коры кусок? (Заяц.)

(Слайд зайчик.)

Воспитатель: Правильно, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шерстку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шерстка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: А где же находится домик зайца?

Дети: Заяц живет под кустом. (Слайд под кустом.)

Воспитатель: Тут еще какой-то зверь.

Большой хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюги вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

(Слайд медведь.)

Воспитатель: А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму.

Воспитатель: Молодцы, верно, медведь готовится к зимней спячке. В конце осени он находит себе место под сосной, приносит туда много листьев и веток, и у него получается берлога, в которой он ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.

Воспитатель:

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать. (Белка.)

(Слайд белка.)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно догадались. А что делает белка осенью?

Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: Правильно, белочка делает запасы на зиму. А белочка меняет шерстку? (Да.)

Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (Серая.)

Воспитатель: Почему серая? (Потому что деревья зимой серые.)

Воспитатель: домик белочки в котором она будет зимовать называется - дупло. Она его тоже готовит к зиме, белка принесет туда много листьев, сухого мха, перьев птиц, так она утепляет его, чтобы в зимнюю стужу в дупле было тепло.

Воспитатель:

Посмотрите-ка, какая.

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Воспитатель: Правильно. Днем лиса спит в своей норе, а ночью охотится на мышей и других грызунов. Иногда, из-за нехватки пищи, лиса может красть домашних птиц, готовясь к зиме лиса роет нору. Как называется жилище лисы?

Воспитатель: Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это?

Он по лесу всё время рыщет,

И в кустах кого-то ищет.

Слышно, он зубами щёлк,

Угадай, кто это …(Волк.)

А вы знаете, что волки к зиме особо не готовятся, они не делают запасов, не уходят в спячку. Потому что, даже зимой они могут найти себе питание, а когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, в которой живет волк.

Воспитатель: Повторим все вместе -логово.

Индивидуальные и хоровые ответы.

Воспитатель: А нужно ли менять медведю, лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети: Нужно.

Воспитатель: Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы нам не было жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линька. Повторим хором - линька. Индивидуальные и хоровые ответы. Кто мне скажет что такое линька?

Ребенок: Линька- это когда звери меняют мех.

Воспитатель: Правильно, молодец. Ой, ребята, а это что за зверёк?

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки — ни одной! (Ёжик.)

(Слайд ежик.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? — А как же ежики готовятся к зиме? (Ответ детей.)

 Воспитатель: Бежит ежик по лесу, шуршит листочками, таскает в свою норку сухие листья и мягкий мох, готовит себе мягкую постельку на зиму. А как же носит ежик листочки? Правильно, ему помогают иголки. Он сворачивается клубочком, катается по сухим листьям, листья накалываются на иголки, потом ежик бежит в норку и стряхивает их. А еще иголки служат ему защитой от волка и лисы. Скоро заберется ежик в свою норку на всю долгую холодную зиму. Снег накроет его домик, и как под теплым пушистым одеялом будет спать ежик до весны.

Воспитатель: А как мы назовём всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Физкультминутка. Ёжик

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Воспитатель: Девочки и мальчики, я предлагаю вам составить пано-шпаргалку, по которому и другие дети смогут узнать, как дикие животные готовятся к зиме. Вот у мня карточки, на которых изображены как животные готовятся к зиме (мех, жилище, спячка и запасы животных). На панно вы видите изображения животных. Вам нужно к каждому животному прикрепить карточки , которые рассказывают о том, как этот зверь готовится к зиме. (Работа с панно "Как дикие животные готовятся к зиме").

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю показать как же пыхтит ежик? А сможем изобразить его пыхтение? Давайте попробуем.

Дыхательная гимнастика "Ежик"

Вдох носом: короткий шумный («как ѐжик») с напряжением мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.

Д/игра «Кто, где живет».

Воспитатель: Молодцы вы все правильно сказали. Я хочу рассказать вам интересную историю. Слушайте внимательно. У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могли найти дорогу домой. Тут пришел Лесовичек и показал им дорогу

Лисе – в нору

Белке – в дупло

Медведю — в берлогу

Волку – в логово

А зайцу – под кустик.

Молодцы, ребята, вы правильно назвали жилища диких животных

Воспитатель: Ребята мы сегодня пришли в гости к диким животным в лес, а когда приходишь в гости принято дарить гостинцы. Я знаю, что и вы приготовили угощенья для жителей леса. Сейчас вы можете их угостить.

Игра "Кому что дадим?" (На столе стоят фигурки животных, дети заранее нарисовали карточки с изображением корма, и они кладут их к соответствующим фигурам, комментируя свое действие.)

Мясо – волку.

Малину - медведю

Мёд - медведю

Морковку - зайцу

Орехи - белке

Грибы - ежику.

Воспитатель: Я думаю, все дикие животные очень вам благодарны! А сейчас беритесь за ниточку нашего воздушного шарика и полетели обратно в детский сад!

Воспитатель и дети:

Мы летали, мы летали,

Много нового узнали.

Мы летали, мы летали,

Много нового узнали.

Подведение итогов:

Воспитатель: Вот и снова мы в детском саду! Понравилось вам наше путешествие? Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Каких животных мы встретили в лесу? Алиса, как медведь готовится к зиме? Кристина, что делает белка в осеннем лесу? Мне было приятно работать с вами и на память я вам дарю наклейки с изображением животных.

dohcolonoc.ru

Как звери готовятся к зиме

Мне всегда было интересно, как живут животные в то или иное время года. Понятно, что они вынуждены всю жизнь приспосабливаться под погодные условия. Пришлось прочесть немало книг, прежде чем я узнала, как звери готовятся к зиме.

Как звери готовятся к зиме

Чтобы не голодать в зимнее время года, многие звери начинают запасать себе еду. Подготовка начинается ещё осенью. Некоторые животные прячут продукты питания, начиная с лета. Раньше всех делают «заначки»:

  • мыши;
  • бурундуки;
  • бабаки.

Эти грызуны начинают заранее прятать в норки орехи и семечки, которые они ищут в лесу. Это позволит им не выходить из своих жилищ зимой. Когда становится очень холодно, то зверюшки начинают спать. Они прерывают свой сон только на небольшой перекус.

Белки не впадают в спячку, но всё равно тщательно готовятся к морозам, запасая:

  • жёлуди;
  • грибы;
  • орехи;
  • семечки.

Большую часть зимы они проводят в дуплах, которые находятся высоко на дереве. Белки обязательно утепляют своё жилище при помощи мха, ведь они очень плохо переносят морозные дни.

Бобёр имеет непромокаемую шубку, поэтом он проводит зиму в воде. Он заранее готовит себе жильё, которое будет находиться на уровне воды или немного ниже. Их убежища весьма крепкие.

Барсуки очень плохо переносят морозы, поэтому обязательно готовят тёплую нору, чтобы выжить. Они начинают делать запасы еды ещё с осени, чтобы не голодать.

Как готовятся к зиме более крупные звери

У лисы начинает замедляться метаболизм потому, что ей становится очень сложно найти себе пропитание. Именно подкожный жир начинает питать и согревать организм животного. Лисьи лапки покрываются густой шерстью, которая защищает от лютых морозов.

Волку не требуются какие-либо особенные условия для того, чтобы пережить зиму. Он без проблем передвигается по снегу, продолжая вести охоту. Зимой они живут в стаях, чтобы было легче выживать.

Медведи ищут укромное место, чтобы соорудить себе берлогу, которая будет служить им домом во время холодов. Они готовятся к зиме заранее, утепляя не только жилище, но и запасая подкожный жирок.

travelask.ru

Как звери, птицы и насекомые готовятся к зиме: рассказ для детей

9 Ноябрь 2016       ditim      Главная страница » Отдых      Просмотров:   1095

С наступлением холодов звери, птицы и насекомые готовятся к встрече с зимой. И всяк по-своему — этому их научила природа. Зайцы, белочки, косули линяют и надевают шубы потеплее, суслики, тушканчики, сурки забираются в глубокие норы и засыпают. Погружаются в зимний сон лягушки, жабы, тритоны, ящерицы, змеи. Замирают моллюски.

Знаете, где раки зимуют? В глубоких нишах или вырытых норках. Впрочем, они не очень спешат на зимовку.

Насекомые заканчивают цикл своего развития, прячутся в укрытия, цепенеют и так переживают зиму. Божьи коровки — истребители вредных тлей — заползают в трещины, щели, под кору деревьев, в мох, под опавшие листья. Нередко они залетают в дома, погреба, сараи, на чердаки. Многие насекомые забираются в полые стебли растений и в них проводят зиму. Некоторые насекомые-вредители прячутся под опавшими листьями на опушках лесов.

В средней полосе страны в конце сентября прекратили работу защитники леса — муравьи. Очень важно оберегать муравейники, чтобы не погибли полезные насекомые.

На зиму многие звери и птицы заготавливают корма. Хомяки таскают в свои кладовые зерна пшеницы, овса, чечевицы, подсолнуха, льна. Не отказываются они и от картофеля. У старых животных запасы располагаются в трех кладовых, у беспечных молодых — в одной. Запасы хомяку нужны не столько зимой (он просыпается редко), сколько весной, после пробуждения от спячки. Иногда он забирается в дома.

Запасают к зиме корм барсуки, бурундуки. Белки иногда совершают набеги на чужое добро. Так, проворные белочки могут даже перетаскать с чердака жилого дома в свое дупло орехи.

В тайге много кедровых орехов заготовляет ореховка. Сойки запасаются желудями, не брезгуют и мелкой картошкой.

Небольшие мясные склады-«холодильники» устраивают себе хорек, горностай, ласка, норка, куница, колонок, росомаха, лисица, песец. Конечно, такой склад — весьма незначительное подспорье: животным всю зиму приходится охотиться.

В отличие от дружного весеннего прилета птиц, спешащих на гнездовья, осенний отлет продолжается значительно дольше. Раньше всех наши края покидают насекомоядные птицы: стрижи, иволги, соловьи, затем зерноядные, водоплавающие. В родных местах остаются лишь те, которые и зимой могут добывать норм.

Красивый куцехвостый зимородок, птичка-изумруд, не торопится в теплые края. Сидит на берегу и выжидает. Но вот камнем упал в воду и тут же взлетел с добычей в клюве — мелкой рыбной или каким-нибудь насекомым. Таких рыболовов можно наблюдать возле речек даже после первых заморозков. Зимородки рыбачат до поздней осени, иногда до появления снега. Холодная вода им не страшна — была бы пища!

Осень — пора забот, тревог, радостей и огорчений для любителей охоты. Важно только, чтобы каждый охотник был спортсменом, рачительным хозяином: не стрелял в неположенное время и в заповедных местах, думал о завтрашнем дне родной природы, не допускал хищнического истребления птиц и зверей браконьерами.

Из журнала «Крестьянка», 1968 год

Похожие статьи

    Метки: дети, досуг     

babudacha.ru

Как дикие животные готовятся к зиме


Осень – это переходной сезон от жаркого времени года к холодному. В это время в природе происходят кардинальные изменения: понижается температура воздуха и сокращается световой день, опадают листья и желтеет трава, мигрируют перелетные птицы и летучие мыши, к зиме готовятся насекомые и животные. Те виды фауны, которые остаются в умеренных широтах на зиму, ведут себя по-разному:

  • рыбы опускаются на большую глубину в зимовальные ямы;
  • тритоны выползают из водоемов на сушу, забиваются под листья, в землю или в норки;
  • жабы и лягушки устраивают себе места в слое ила;
  • насекомые забиваются в дупла деревьев, прячутся под корой;
  • некоторые виды бабочек улетают в теплые края.

Наибольший интерес представляет, как животные готовятся к зиме.

Зимняя спячка и смена окраса

В зависимости от видов, различные животные по-своему готовятся к зиме. Некоторые из них впадают в зимнюю спячку:

  • медведи;
  • ежи;
  • барсуки;
  • сони;
  • сурки;
  • еноты;
  • летучие мыши;
  • бурундуки и др.

Многие звери на зиму меняют окрас. Так горностаи, тундряные куропатки, северные олени, зайцы и песцы к зиме становятся белыми, поэтому сливаются с ландшафтом, что позволяет им скрываться от хищников. Иногда бывает так, что близкие виды не одинаково сменяют окрас. Он также зависит от географической широты. Они и те же представители могут по-разному менять окрас, если того требуют сезонные изменения и условия жизни конкретно местности.

Питательные запасы на зиму

Многие виды животных делают продуктовые запасы на зиму. Мыши и хомяки, полевки и другие грызуны собирают зерновые культуры. Белки собирают грибы, желуди и орехи. Бурундуки делают на зиму запасы кедровых орешков и семян. Такие грызуны, как сеноставки запасают на зиму стога сена, в которых собраны различные травы и аккуратно сложены.

Хищные звери также заготавливают еду на зиму. Горностаи и ласки в норы собирают по 2-3 десятка мышей. Черные хори запасают большое количество лягушек. Для пропитания норки готовят себе несколько килограмм разной рыбы. Медведи, росомахи и куницы прячут пропитание в ветвях деревьев, в камнях и норах, в зависимости от их мест зимовки.

Все представители животного мира осенью готовятся к наступлению морозов. Одни накапливают жир и впадают в продолжительные сон, другие запасают пропитание в норках, а третьи меняют холодный климат на теплый и благоприятный. У каждого вида фауны есть свои приспособления, позволяющие им приспособиться к суровым условиям и выжить.

ecoportal.info

ТЗ "Как звери к зиме готовятся"


   Недавно Даня стал просить поиграть с ним в животных, в которых мы играли очень давно. Я долго не могла понять о чем он и что это за игра, путем вопросов удалось выяснить, что он хочет вновь повторить наше занятие, аж 2 годовой давности!!! "Как животные к зиме готовятся", ему тогдабыло около 1,5 лет. Я честно была поражена, что он запомнил и вспомнил об этом!

   И мы конечно же стали играть... загадывали загадки про животных леса и показывали отгадки, вырезанных из бумаги животных.

   Потом этих животных вставили в половинки от яиц киндер-сюрприза и стали разыгрывать спектакль по рассказу Н. Сладкова "Осень на пороге", делали это очень много раз, я даже со счету сбилась. Текст рассказа можно посмотреть по ссылке и распечатать по материалам в конце поста.


   Потом решили помочь мышке разобрать зимние запасы по мешочкам. Даня сортировал гречку, горох, чечевицу, перловку по мешочкам.
   Все использованные материалы:






      Вот такое повторение и закрепление пройденного материала у нас получилось.

neposednet.blogspot.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о