Экология классный час 1 класс – Классный час (1 класс) по теме: Классный час: “Экологическое воспитание” | скачать бесплатно

Классный час на тему "Что такое Экология" 1 класс

Классный час «Берегите природу!» ( для учащихся 1 класса)

Тема: Охрана природы.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

1) Отгадайте загадки:

- Вся в вершинах эта местность, для людей неробких.

Здесь туристам интересно - вверх идти по тропке. (Горы)

- Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.

Издалека по песенке узнаете меня. ( Река)

- Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут (Дождь)

- Не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет? (Солнце)

- Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню — земляникой, Таню — костяникой,

Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой,

Катеньку — малиной, А Васю – хворостиной. (Лес)

- Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.

Человек и время года - это всё вокруг: (природа)

- Здравствуйте, ребята. Чему же посвящён наш классный час? (природе)

- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (ответы детей).

- Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для их изготовления получают в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. Нам надо научиться беречь нашу Землю, жить в мире между собой, не засорять Землю, бережно использовать ее ресурсы. Девиз нашей беседы «Человек - защитник живой жизни на земле». Человек многим обязан природе, лесу.

2) - Давай пройдемся медленно по лугу. И «Здравствуй», скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклоняться, не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица. И доброе лицо им показать!

- Давайте прочитаем слово, написанное на доске. Экология.

- Кто из вас знает, что такое экология? (ответы детей)

Учитель:

- По-гречески «дом»- экос, а наука «логос». Экология - это наука, которая учит защищать и охранять природу. Люди всего мира поняли, природа нашей планеты - в опасности. Поэтому ведется большая работа по охране природы. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных. Некоторых осталось совсем мало. Их занесли в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжелых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

- Сегодня мы не только поговорим с вами о природе – нашем общем доме, но и совершим виртуальное путешествие в один замечательный уголок нашего края.

Ученики: Мы оставим дома развлечения, впереди у нас приключения. Мы готовы природе помочь. Она – мама. Я – сын, а я – дочь.

3) Конкурс “Собираемся в поход”: Учитель называет различные предметы, а дети хлопками отмечают только то, что им понадобится в походе. Хлеб, миска, клюшка, кружка, погремушка, ложка, кошка, коньки, котелок, спички, будильник, консервы, мусорный пакет, зонтик, спальный мешок, стиральный порошок, линейка, скамейка, соль, утюг, фотоаппарат, веревка, компас, пылесос.

4) - Рано утром встали, Рюкзаки собрали. Готовы уже идти, Что там впереди?

- Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся. Впереди особый дом. Все необычайно в нем. Бревнышки там не лежат, А на вытяжку стоят. А жильцов не сосчитать Их не надо обижать! (Лес)

- И вот мы уже в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь. (Учитель включает запись «Звуки леса». Дети несколько минут ее слушают.) Задание 1. Расскажите, какие звуки вам удалось услышать и, кто мог их издавать. Задание 2. Кого бы вы хотели увидеть в лесу?

5) Конкурс «Помогите разобраться»: Учитель или ученики зачитывают ситуации, а дети дают советы, как правильно поступить:

1. Витя шел с другом по лесной тропинке. Вдруг мальчики увидели ежика. Витя вспомнил, что ежи, как и коты, любят полакомиться мышами и решил взять зверька домой. «Вот мама обрадуется, что в доме появится «лесная» кошка!» — сказал он другу. Что на это ответил ему товарищ?

2. Три девочки собирали в лесу грибы. Корзинки медленно наполнялись съедобными грибами, которые девочки вырывали из земли руками. Подружки злились. И когда им попадались мухоморы, они сбивали их ногами. Все ли правильно делали девочки?

3. Туристы пришли в лес. Погода хорошая, настроение прекрасное, душа поет. Да и песен знают много. Пусть лесным жителям тоже станет весело. И запели ребята громко свою любимую походную песню. Как отнеслись к этому лесные жители?

Учитель: — Люди приходят в лес в гости к животным и растениям и должны себя вести культурно, как в любых гостях. Это значит, с уважением и почитанием относиться даже к самым маленьким его жителям.

6) - А теперь привал. Покушайте и загадки послушайте. Кто сможет, отгадает. А кто – нет, на ус намотает. Конкурс «Загадки»

Загадки: - Серенькая спинка, длинненькие ушки. Сплю всегда под елью, а не на опушке. (Заяц)

- Шляпка есть и ножка есть, но не лечь мне и не сесть. А под деревом стоять и тихонечко дремать. (Гриб) - Дерево колючее, сильное могучее. К солнышку спешило, нижние ветки обронило. (Сосна)

- Он вразвалочку идет, собирая в дуплах мед. (Медведь)

- Высоко сижу, далеко гляжу. Постучу, постучу, короеда проглочу. (Дятел)

- Хозяин лесной, просыпается с весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Хищная плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут ее…(лиса)

- Он, как елка, весь в иголках, ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож и в сады отважный…(ёж)

- В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живет в тепле? (белка)

- Всю ночь летает – мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

- Зимой на ветках яблоки, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…(снегири)

- Он соло пел среди ветвей, его назвали …(соловей)

- Что за плотник острым долотом строит дом с одним окном? (Дятел)

- Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

- Стоят в поле сестрицы – платьица белены, сапожки зелены. (береза)

- Ее сестра – в лесу сосна. Скажите, кто она сама? (ель)

- Он в своей лесной палате носит пестренький халатик, он деревья лечит: постучит – им легче. (Дятел)

7) - А теперь конкурс для любознательных ребят. (Можно подготовить фотографии или иллюстрации)

1. А знаете ли вы, почему у муравьеда нет зубов? (Любимая еда – муравьи и термиты, которых от просто слизывает языком). 2. А знаете ли вы, сколько поросят рождается у дикой свиньи? (До 10 поросят по 1,5 кг). 3. А знаете ли вы, где ночуют глухари? (Летом – около стволов деревьев, ну а зимой – в снежных норах. Чтобы выкопать такую нору, глухари падают с веток вниз). 4. Какое лиственное дерево на зиму сбрасывает иголки? 5. Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка) 6. Грибник нашел один боровик, а весь мох вокруг разрыл, выискивая мелкие грибы? Он правильно сделал?

- Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес. Костя набрал целую корзинку боровиков, а Миша корзинку мухоморов. «Зачем ты собрал мухоморы?»- удивился Костя. «Что бы другие не отравились.» - ответил Миша.

1. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)

2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (замазать глиной рану)

3. Главный враг леса. ( пожар) Почему?

6. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)

7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)

8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)

9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)

10. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)

11. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)

12. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)

- Хотите знать больше? Тогда много читайте, наблюдайте и делитесь интересной информацией друг с другом.

8) Физминутка: На зарядку солнышко поднимает нас.

Дети по лесу гуляют, за природой наблюдают.

Руки подняли и покачали это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки и плавно помашем.

Это к нам птицы летят. Как они сядут,

Тоже покажем - крылья сложили назад.

9) - Для чего мы с лесом дружим? Может он нам и не нужен? Конкурс «Алфавит»: Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а дети на каждую букву – дары леса. (Если не придумали не какую то букву, то ее можно пропустить) А – арника горная Б – боровики В – волнушки Г – грибы Д – древесина Е – ежевика и т. д.

Можно прочитать ребятам стихотворение А. Рыжова «Лесные правила».

10) - Да, лес очень терпеливый! Он хоть и медленно, но залечивает свои раны. Люди обязаны в этом ему помочь. А что мы с вами можем сделать для леса? (Убрать мусор, посадить саженцы, подкармливать птиц и т. д.)

- Лес- это наше богатство!

- Лес- это дом для зверей и птиц.

- Лес- это друг человека!

- Лес – это богатая кладовая.

11) - А как вести себя в лесу? Чего нельзя делать? Викторина «Как вести себя в лесу»

1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни... (в траве обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения).

2) Не рви цветы охапками... (сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).

3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).

4) Не оставляй мусор в лесу. Помни... (это дом для животных, в нем должно быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).

5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).

6) Не подходите близко к гнездам птиц. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо. Не разоряйте птичьи гнезда.

7) Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.

8) Не рвите в лесу цветы! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

11) - Ну вот, мы сделали все, что смогли. Пора возвращаться домой. Давайте встанем и тихонечко выйдем из леса. (Дети встают и тихо переступают с ноги на ногу) — Лес остался позади и можно немножко пошуметь. Игра «Ходят, плавают, летают, прыгают» Учитель называет животное, а дети показывают соответствующее движение: топают, гребут и машут руками и подпрыгивают. (Олень, карась, лиса, еж, кукушка, щука, рысь, заяц, комар, медведь, дикий кабан, ерш, сова)

- Да, ребята, охрана природы - дело всего народа. Вы - маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу- значит охранять Родину.

- Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

1. Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

2. Мы любим лес в любое время года. Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа. Давайте же всегда ее беречь!

3. В лугах ромашки солнечного света, такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это, давайте же с природою дружить.

4. Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа. Давайте же сердца ей отдадим.

5. Прощальный вальс танцует с ветром лето. Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда!

infourok.ru

Конспект классного часа на тему "Экология" (1 класс)

Классный час в 1-м классе МБОУ «Гимназия №1 г.Новопавловска»

Тема: “Экология”

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

  • Задачи: - углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

  • - развивать экологическое мышление у детей;

  • - воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Используемое оборудование:

  • иллюстрации стихийных бедствий;

  • выставка литературы по экологии;

  • паспорт планеты Земля для заполнения дома (домашнее задание).

Краткое описание: Данное занятие направлено на формирование экологической культуры обучающихся. Рекомендуется для использования во внеклассной работе с учащимися.

Мотивация. Информация для учителя.

Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля. « Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни» - сказал Сухомлинский.

Ход занятия:

Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. Звучит мелодия Поля Мориа «В мире животных». Презентация. Слайды № 2-8. Читает учитель на фоне приглушенной музыки.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…(природа)

Сообщение целей занятия. Учитель начальной школы. Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

Учитель химии. А что же такое «экология»? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

Далее работа идет с использованием слайдов презентации.

Слайд № 9. Чтобы во всем разобраться, нам нужно совершить путешествие в мир природы. Перед нами перекресток, куда нам отправиться? Гиперссылка на слайд № 10 (стрелочка № 1) «Планета Земля». Дети играют в игру «выбери предмет» - необходимо определить, на какой из предложенных предметов похожа Земля (слайды № 11-15). На каждом из слайдов можно себя проверить, нажав на каждый предмет, где с помощью триггеров выставлены правильные ответы. Дети читают стихи после того, как игра закончится (слайд № 16).

Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

После завершения первого этапа с помощью гиперссылки возвращаемся на главный слайд (перекресток).

Народные сказки. Информация для учителя. По гиперссылке переходим к слайду № 17. На этом слайде располагается домик, в котором и живут сказки: Сказка № 1 и Сказка № 2. Чтобы осуществить переход, нужно кликнуть мышкой по сказке № 1, или № 2.

Пояснение для учителя. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник разнообразной информации, в том числе о законах природы.

В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступков в отношении природы.

Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал. Для начальной школы более традиционным является такой подход как борьба добра и зла, отношения между людьми. Мы будем анализировать сказки с позиций естественнонаучных, с учетом взаимозависимости человека и природы. Мы рассчитываем на то, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.

Учитель начальной школы. Сказка № 1. «Теремок» (переходим по гиперссылке на слайд № 18. Задание «Угадай сказку». Здесь дети узнают свою сказку по подсказкам. Сначала появляются домик, затем его обитатели. Неплохо вспомнить главных героев: муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка - квакушка, заюнок – кривоног, по горке скок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетыш. Чтобы удостовериться в правильности ответа переходим к слайду № 19 (название сказки «Теремок»). Чьё появление в теремке приводит к его разрушению? Слайд № 20. На слайде имеются две составляющие: человек и природа. При беседе с детьми можно применить экологический подход: медведь олицетворяет человека, а остальные обитатели – природу. В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок можно рассматривать как экосистему. Все представители экосистемы взаимосвязаны друг с другом и при нарушении, какого – либо фактора могут быть серьёзные последствия. Можно рассматривать «Теремок» как Природу, а человечество выступает в роли «Медведя» вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия.

Учитель начальной школы. Далее переходим на слайд «Народные сказки» (слайд № 17) и отправляемся по ссылке во вторую сказку (слайд № 21). Здесь используется такой прием, как сказочные вопросы. В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной? Беседа о воде. Что такое чистая вода? Какие опасности таит незнание вопроса о чистоте воды. Дети рассуждают вместе с учителем. Удостовериться в правильности названия сказки можно на слайде № 22.

Учитель химии. Экологическая игра «Паутина жизни»

Место проведения: класс.

Участники: не менее 5 человек.

Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

Оборудование: веревка, нитка.

Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.

Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.

Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом.

Возможен другой вариант (он используется в нашем занятии и слайд № 23 поможет в этом) включены звуки природы и звуки антропогенного влияния на природу): дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.

Перекресток. Гиперссылка на слайд № 24. Проблема и пути ее решения. Решаем три проблемы вместе. Вход в проблему: во всем, что случилось с природой, виноват человек. Для того чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, а какие проблемы уже есть.

Возвращаемся на перекресток. Гиперссылка на слайд № 30 «Красная книга».

Учитель начальных классов. Красная книга! Почему она красная? По гиперссылке переходим на слайд № 31. Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. В книге рассказывается о самых красивых животных?

  2. Красный цвет – сигнал тревоги?

  3. А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?

Ребята, я предлагаю вам подумать и выбрать только один правильный ответ. Можно нажать на каждый предложенный вариант и узнать правильный ответ. Учитель говорит о том, что красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. Далее переходим к следующему слайду (№ 32). Учитель делает небольшое сообщение «Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов — список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1966 году. Издаются также национальные и региональные Красные книги, например, Красная книга Украины.

Дети читают стихи.

Охраняются Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

А. Пахмутова

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д.Родович

Возвращение на перекресток (слайд № 9).

Учитель химии. Все дорожки пройдены, только черная тучка нависла. Как бы не было беды. Поспешим. По гиперссылке переходим на слайд № 33. Показываем иллюстрации стихийных бедствий. Ответную реакцию природы мы можем наблюдать. Это катастрофы, которые в последнее время все чаще происходят на планете. Это землетрясения, наводнения, цунами, смерчи и многое другое. Гибнет много людей, стираются с лица Земли города и деревни. Природа доказывает нам наше бессилие и беспомощность перед лицом природных катаклизмов.

Окончание занятия. Игра «Светофор». Учитель начальных классов. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Лесные правила (приложение 1)

Подводим итоги. У нас имеются все возможности, чтобы сохранить для себя и последующих поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром. Наше путешествие подходит к концу.

И закончить наш праздник нам бы хотелось стихотворением М. Дудина «Берегите Землю!»

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите эту Землю! Берегите!

Используемая литература:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с.

  2. Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999 - 224 с.

  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002 - 192 с.

  4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2008 - 112 с.

  5. Экологический дневник школьника Московской области. – М: Современные тетради, 1997 – 120 с.

infourok.ru

Единый экологический классный час для учащихся 1 класса "Экологическое ассорти"

МБОУ «Старокувакская СОШ»

Единый экологический

классный час для учащихся 1 класса

"Экологическое ассорти"

Провела Сушкова И.Н.

Дети – будущее нашей планеты и от того, какими они вырастут, зависит выживание человечества.

Формирование личностных компетенций учащихся происходит вместе с формированием представлений об окружающем их мире, о связях между предметами и явлениями природы. Чувство прекрасного, чувство гармонии человека и природы, сопричастности его к окружающему миру позволяет воспитать человека, воспринимающего экологические проблемы как личностно значимые, ставшие ныне глобальными они затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом.

Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние окружающей среды.

Формирование личностных компетенций в области экологических знаний базируется на сложных взаимоотношениях человека как общественного существа и природы

Экологическое образование и воспитание нацелено на формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.

В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды, воспитывается бережное отношение к природе, развивается экологическое мышление.

Классный час «экологическое ассорти» с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.

Ход классного часа

Эпиграф:

Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком, пестрым бегает зверьком

В облаках кружиться птицей, шустрой бегает куницей.

Жизнь повсюду, жизнь вокруг.

Человек природе – друг!

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября День леса.

27 сентября День моря.

4 октября День защиты животных.

29 декабря День 6иологического разноо6разия.

22 марта Всемирный день воды.

1 апреля День птиц.

18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля День Земли.

5 июня День охраны окружающей среды.

17 июня День борьбы с опустыниванием и засухой.

Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

Ежегодно пустыня поглощает 27 млн. гектар плодородных земель.

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Ведь:

Природа нас окружила дивной своей красотой.

Природа нам подарила воздух лесной и степной.

Берег крутой с быстрой рекой, синее небо над головой.

На наш классный час сегодня прибыли ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ и ПРИНЦЕССА ПОВЕТРУЛЯ. Поприветствуем их.

Берендей: Здравствуйте дети, к вам на праздник я спешил, с собою внучку захватил Да и свита моя со мною, лучшая в мире, не скрою!

Поветруля: По лесным тропинкам, по ягодным пригоркам, через реки да горные перевалы прибыли мы к вам за помощью. Сказывают есть у вас молодцы да девицы умные-разумные, помогут они нам царство Берендеево уберечь от гостей незваных, от пожаров, от свалок мусорных, от шума, от браконьеров-грабителей.

Царь: Да только сначала нам удостовериться нужно – под силу ли вам дело такое.

А для того устроим мы вам испытание. Для начала хотим посмотреть мы на вас, узнать кто вы, каковы будете.

КОНКУРС ЭРУДИТОВ.

1.Что в переводе означает экология:

А) наука о доме;

B) наука о природе.

2. Какое растение называют сосной сибирской:

A) лиственницу;

B) кедр.

3.Где зимуют ласточки:

A) в Австралии;

B) в Африке.

4.Кит – это:

A) рыба;

B) млекопитающее.

5.Название «адмирал» носит:

A) жук;

B) бабочка

6.С какой стороны дерева растет мох:

A) с северной;

B) с южной

7.Хвоинки сосны:

A) двухгранные;

B) трехгранные

8.Сколько пар ног у паука:

A) три;

B) четыре

9.На стволе березы растет гриб:

A) чага;

B) подберезовик

10.Какой газ используют для дыхания все живые существа:

A) кислород;

B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – В, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)

Поветруля: Ну что же, неплохо вы справились ре6ята с нашими каверзными вопросами. Да сможете ли в лесу сами се6е помощь оказать, если поранитесь невзначай или ногу с непривычки натрете? Вот это мы сейчас и проверим.

КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Ведущая: Молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.

КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА;

В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта;

  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;

  3. ласточки и стрижи летают высоко;

  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

  7. раскрыты цветы кувшинки;

  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;

  10. крот нагребает высокие холмики;

  11. паук усиленно плетет паутину;

  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета будет награжден званием лучший синоптик)

Ведущая: В лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?

КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)

1.росянка

Она невзрачна и мала.

Но поймала комара.

2.ландыш

В рассветный час, сырой и сумрачный.

Когда роса во тьме блестит,

Горят фарфоровые люстрочки.

Да так, что глаз не отвести.

3.пастушья сумка

Много беленьких цветочков по четыре лепестка.

Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.

4.тысячелистник

Тысяча долек в зеленом листе.

Белых цветочков в корзинке не счесть.

5.ромашка

Нарядные платьица. Желтые брошки.

Ни пятнышка нет на красивой одежке.

6.шиповник

Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.

Шипами огорожен я, об этом не забудь.

7.дуб

Он раскидист и могуч.

Головой коснулся туч.

8.черемуха

Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,

Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.

9.береза

В белом сарафане

стояла на поляне.

Прилетели сестрицы, сели на косицы.

10.ель

Ее всегда в лесу найдешь,

стоит колючая как еж.

(по результатам конкурса определяется лучший травник)

Царь: Не зря мы к вам, ребята, пожаловали, оказывается. Есть кому честь и хвалу воздать, есть кому за природу матушку вступиться. С такими как вы, не страшны нам беды да печали. Славные защитнички. Пожалуй. Возьмем их в свое царство.

Принцесса ПОВЕТРУЛЯ: Позволь, батюшка царский указ зачитать?

Царь: дозволяю.

Поветруля: На должность главного эрудита царства берендеева назначается

(вручает медаль и верительную грамоту)

- главного синоптика

- лесного аптекаря

- царского травника

Берендей: А вас. Дорогие ребята. Мы всегда рады видеть в нашем лесном царстве-государстве, да только помните – нас с вами много, а природа – одна!

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА.

На планете Земля не спокойно!

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети,

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека

Ни глубинное в недрах жилье.

Человек. Не губи все живое.

Только в этом спасенье твое.

МОНТАЖ.

– Земля наша плачет, тревогу бьет.

Ее загрязняет и губит народ.

Реки, озера, леса и луга

не страдали так никогда.

– И воздух стал грязен и лес оскудел,

и океана таков же удел.

Лес от пожаров все чаще страдает

и живность в лесу от того погибает.

– Сегодня задача у мира одна,

она по всему видно, очень важна,

Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.

Здесь проявить мы должны интерес.

– Не надо зверье убивать понапрасну,

пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!

– Сама ведь природа не может спастись,

так нужно чтоб люди за это взялись!

Природу беречь – это дело святое.

Лишь вместе мы светлое завтра построим.

– А если как прежде природе вредить,

то кто же тогда на Земле будет жить?!

Исчезнут растенья, грибы и бактерии,

животные, птицы и прочее зверье

Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!

Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!

ВЕЛИКИЕ О ПРИРОДЕ:

«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет».

И.С. Тургенев

«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном.Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы».

В.А. Сухомлинский

«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».

Е.Л. Прасолова

infourok.ru

Сценарий классного часа для 1 класса "Экологическая сказка. Как помочь Земле?"

Мероприятие в 1 классе

Классный час по экологии «Экологическая сказка «Как помочь Земле?».

Описание: материал, изложенный в данном конспекте будет интересен учителю 1 класса на уроке окружающего мира, на внеурочной деятельности. Тема классного часа предусматривает выход на экологические проблемы с помощью героев сказки божьей коровки и капли. Классный час по экологии - это важный и актуальный вопрос экологической грамотности младших школьников. Детям предоставляется возможность в игровой форме знакомиться с окружающим миром, учиться его охранять, заботиться о его равновесии.
Цель:
формировать экологическую грамотность, систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность.
Задачи:
1) учить бережному отношению к природе нашей планеты в целом и к родному краю в частности;
2 )закреплять умение определять правила поведения в природе;
3) укреплять дружеские отношения в классе.

Ход экологического часа.

1.Мотивационный этап.
- Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я расскажу вам сказку, но не простую, а экологическую. Вы знаете, что такое экология? Давайте посмотрим и послушаем сказку и вы попробуете догадаться. Только мне нужна будет ваша помощь. Вы поможете мне? (слайд 1)


2.Основной этап.

- Итак, жила-была божья коровка. Что произошло однажды? (пошёл дождь, слайд 2) А из чего состоит дождь? (из капелек)

- Кого встретила наша божья коровка? (капельку) Капелька обрадовалась встрече. Она была очень любопытная и попросила божью коровку показать ей Землю. Ведь она родилась в облаке и ещё ничего не видела, кроме необъятного неба. Божья коровка с радостью решила ей помочь. И они отправились в путь. (слайд 3)

- Но что это? Куда они попали? Как вы думаете, ребята? (здесь добывают полезные ископаемые) А почему испугалась капелька? (нет травки, всё перерыто) А что нужно сделать, когда прекратится добыча полезных ископаемых? (всё выровнять, засыпать плодородной почвой, чтобы росли растения)

- Отправились дальше божья коровка и капелька. (слайд 4) Но вдруг им стало трудно дышать. Ребята, как вы думаете, почему? (из труб идёт опасный дым) А где находятся трубы? (на фабрике и заводе) А можно остановить фабрику или завод, чтобы они не загрязняли воздух? (нельзя, они делают нужные для людей вещи) А что можно сделать? (очистить дым) Правильно, и божья коровка отвела капельку туда, где на трубах есть фильтры, которые очищают дым от всяких примесей, чтобы он не вредил здоровью.

- Дальше на пути наших путешественников оказалась речка. (слайд 5) И опять капелька испугалась. Как вы думаете, ребята, почему? (она увидела трубу с грязной водой) А откуда может идти такая труба? (может из канализации, может с фабрики) Кому такая вода может принести вред? (всем, кто живёт в воде – растениям и животным) А человеку она как может вредить? (в такой воде нельзя купаться, нельзя есть рыбу из такой реки, пить воду) А что нужно делать в таком случае? (очистить воду) Правильно, и божья коровка показала капельке, какие люди умеют делать очистные сооружения для сточной воды. Там воду очищают с помощью фильтров и разных веществ.

Физкультминутка

А теперь немножко отдохнём.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
Ив водопроводном кране…
Раз, два – всем нужна вода,
Три, четыре, пять – будем воду охранять.

- Отправились божья коровка и капелька дальше и попали они за город. (слайд 6) А там речка, и на воде плавает много мусора, пошли они в лес, и там мусор, вышли на поле, так оно тоже мусором завалено. Совсем огорчились наши путешественники. Ребята, что же делать? (надо мусор убирать) А как его убрать, ведь его же много? (в мусорные мешки) А потом куда? (не знают) А вы знаете, что во многих странах мусор перерабатывают или сжигают в огромных печах, чтобы обогреть дома.

- Божья коровка слетала к людям, и ей рассказали, как очищают воду с помощью специальной техники, а в лесу собирают в мешки мусор и вывозят в разрешённое место. (слайд 7)

- Отправились друзья дальше. (слайд 8) Нашли они чистое место в лесу. Но что это? Это даже лесом назвать нельзя? Почему? (здесь вырубили деревья) А зачем их могли вырубить? (делать бумагу, мебель и на дрова) А можно обойтись без древесины? (нет) А что же делать? (посадить новый лес) А вы знаете, зачем нужен лес? (там растут разные растения, живут животные, листья очищают воздух и выделяют кислород, чтобы легче дышать) Правильно. И божья коровка отвела капельку туда, где лесник и его помощники сажают молоденькие деревца.

- А теперь давайте поможем божьей коровке и капельке расселить животных по их местам обитания.

Игра «Посели животное»

Дети работают парами. Они получают картинки леса, луга и реки и раскладывают картинки с разными животными по их местам обитания.

Каждая пара по очереди говорит, куда и каких животных они поселили.
-Значит, на Земле могут жить и люди, и животные, и растения, она является домом для всех. Ребята, а кто загрязняет землю? (люди) А как нужно себя вести. Чтобы не загрязнять леса, поля, луга, воду? (не бросать мусор, не сливать грязную воду, очищать грязный дым) 
-Как можно восстановить порядок в природе? (мусор переработать, деревья посадить, карьеры заровнять и насыпать плодородной почвы, чтобы росли растения)

Коллективная игра «Какой должна быть наша планета земля?»

Дети делятся на группы и рисуют разные картинки: лес, луг или поле, реку. Вывешивают на доску готовые картинки.

- Что вы хотели выразить своими рисунками?

Игра «Мой выбор» (используют кружки красного и зелёного цвета)

Учитель показывает картинки с разным состоянием природы.

Дети показывают кружки: красные – опасное состояние природы, зелёные – с природой всё в порядке.

- Ребята, скажите, от кого зависит состояние нашей природы? (от человека) Можем ли мы пообещать капельке и божьей коровке, что мы будем стараться сберечь нашу планету чистой и красивой? (слайд 9)


3.Итог Рефлексия
-Ребята, вам понравилась наша сказка?
-Что нового вы узнали?

- От кого зависит наше будущее?

- Божья коровка отправилась к себе домой в лес, и капелька после путешествия по Земле отправилась обратно в небо. А вам они оставили в подарок картинки-раскраски.

infourok.ru

Классный час по экологии 1-4 классы

МБОУ Ревенская средняя общеобразовательная школа

Классный час, посвященный году

экологии на тему:

Подготовила классный руководитель 1-4 классов: Лужецкая А.В.

Цели и задачи:

  • Воспитание у учащихся доброты, чуткости, внимания, уважения

  • Воспитание уважительного отношения к миру животных;

  • Знакомство учащихся с понятиями «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость»;

  • Развитие познавательного интереса;

  • Формирование мировоззрения, взглядов, суждений;

  • Развитие эстетических вкусов.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Красная книга;

  • Рисунки «Мир животных нашими глазами»;

  • Выставка книг о мире животных;

  • Плакаты: «Лес без птиц и птицы без леса не живут»

«Хочу, чтобы вас, зверей моей земли, за вашу помощь люди берегли» (Н. Тихонов), «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин).

Учитель:

- Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Земля – наш дом родной». Вот как Я. Аким написал о нашей Земле в стихотворении «Берегите свою планету».

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно,

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

Предметом обсуждения на классном часе станет мир животных. Мы поговорим о «братьях наших меньших».

- О ком конкретно будет разговор?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Давайте обратимся к девизу нашего занятия:

«Хочу, чтобы вас, зверей моей земли,

за вашу помощь люди берегли».

- Как вы понимаете его?

- Какое ваше мнение, отношение?

Заслушиваются ответы детей

Учащийся 1 :

Всем хорошо известно, какая огромная семья «братьев наших меньших» нас окружает. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много наших верных и преданных друзей: обученные собаки несут службу на границе. В годы Великой Отечественной войны они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили оставленные мины. Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь им, защищать их.

Учащийся 2:

Любое животное, какое бы оно ни было, маленькое или большое, приносит немалую помощь. Но кроме помощи они ещё вызывают приятные чувства, радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас. У меня живёт собака Дик. Не могу без восхищения говорить о нем. Какое умное животное! Он очень веселый, я люблю с ним играть. Он – большой проказник. Но Дик предан мне. А сколько в нем радости при виде меня, сколько веселого лая, визга, что у меня сразу поднимается настроение и становится радостно на душе. Сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными. Их надо беречь.

Учащийся 3:

А мне хочется прочитать отрывок из стихотворения Яшина « Письмо в лесную газету».

…Лишь царям по рождению,

Как во всем предпочтение,

Знаем розу-царицу, льва-царя, да царь-птицу.

И конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

И жить и править осталось

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим,

А гордимся природой

И отечество любим.

Мало мы знаем о том, что нас окружает.

И подчас, действительно, от незнания губим.

Учитель: К сожалению, не все ещё у нас благополучно по отношению к братьям нашим меньшим. Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому!

Я прочитаю описание ситуаций, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а в какой нет.

Ситуация первая. Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. «Вот бедняга, - сказал Женя, - кто-то выгнал его в такую погоду». Щенок вдруг пошёл за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама? Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес.

- Что понравилось в этой истории?

- В чём проявилось такое отношение к животному у мальчиков?

- Можно ли быть человечным, если не любишь животных?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель:

Ситуация вторая. В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезённую с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала…

- как вы оцените такой поступок?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик, люди, живущие рядом с животными, не только берегли, но и вставали на их защиту. Когда я готовилась к сегодняшнему разговору, то мне в руки попало маленькое стихотворение П. Звездослава:

Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

И если бы каждый прикасался к красоте только сердцем, то не было бы тогда жестокости на Земле.

- Да, ребята, вы правильно поняли суть девиза нашего мероприятия – каждому встать на защиту живого, беззащитного существа.

А сейчас послушайте стихотворение Бориса Заходера «Про всех на свете».

Все-все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд-

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь хищником покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все-все-все на свете

На свете нужны

И это все дети запомнить должны!

- А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы загадки о животных и разгадаете ли вы их.

Загадки загадывают учащиеся, а потом учитель.

По деревьям, по кустам

Скачет рыжий шарик сам.

Он орешки собирает

И грибочки запасает.

Он живет в лесу густом

Дом его зовут дуплом. (белка)

Рыжая плутовка

Обманывает ловко.

Её боятся мышка

И зайка-шалунишка,

Хоть сама в лесу живет,

Из деревни кур крадет. (лиса)

Кто в густом лесу живет

И с куста малину рвет,

А как вьюга засвистит,

Он в берлоге крепко спит? (медведь)

Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду,

Серым стал косой зверек,

Кто узнал, пусть назовет? (заяц)

После того как учащиеся разгадали загадки, они показывают пальчиковый театр «Заяц и сорока».

- Заяц белый, куда бегал?

- На деревню.

- Для чего?

- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.

- И нашел?

- Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки злые.

- А куда теперь?

- Осинку глодать.

- Да она, поди, горькая?

- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, куда как сладкая осинка покажется.

Учитель: Молодцы! Знаете не только домашних животных, о которых рассказывали в начале, и диких животных. Можете ли вы привести примеры проявления сочуствия, доброты к миру животных из вашей жизни, из литературы?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Из ваших суждений можно сделать вывод, что вы понимаете, что значит быть добрым, чутким. Много защитников у животного мира. Каждый человек, в какой-то степени не только оберегает, помогает, но и своим примером учит доброте других.

Учащийся : Послушайте, стихотворение «Просьба» Р. Рождественского

Птицы, розы и звери в душе людям смотрят,

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря,

Ведь небо без птиц – не небо,

И море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля.

Звучит аудиозапись песни «Не дразните собак!»

Учитель: А сейчас отгадайте кроссворд. Впишите в клетки названия зверей, птицы и насекомого, и вы узнаете, кто к нам подкрадывается.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Учитель: А сейчас физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайка ждет…

Зайка прыгал под кустом.

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Поиграем мы сейчас.

Учитель проводит игру «Перепутаница», по правилам который надо правильно выбрать описание животного, птицы на карточках с иллюстрациями и описанием.

Павлин – А эта – летает в очках на носу.

Медведь – У этого зверя есть шуба и рожки.

Собака – Вот этот в полосочку родственник кошки.

Попугай – Вот эта деревья спасает в лесу.

Дятел – Эта вот птица умеет дразниться.

Овца – А этот вот дружит с тобой и со мной.

Тигр – Вот этот в берлогу ложиться зимой.

Сова – А эта хвостом разноцветным гордится.

Учитель: Молодцы, хорошо знаете птиц и зверей! Мне хочется прочитать отрывок из поэмы Р. Рождественского «Монолог царя зверей»

В катакомбах музея пылится пастушья свирель,

Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки,

Человек, ты послушай царя терпеливых зверей

И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.

Я последний из львов, но пускай за меня говорят

Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность

И дельфинья семья, за которой неделю подряд

С вертолета охотился ты, чтоб развеется малость.

Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,

Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,

Оглушенная сёмга, дрожащий от страха журавль

И подстреленный лебедь, и чайка по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век,

Пусть они стороною обходят любую машину,

Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат человек.

Только где и когда ты видал без подножия вершину?

Ты командуешь миром, стоишь у руля.

Ты хозяин, мы спорить с тобой не хотим и не можем.

Но без нас, ты представь, разве будет землею земля?

Но без нас, ты пойми, разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.

Океан разольется огромной протухшею лужей.

Я тебя не пугаю, но слишком уж сети крепки,

И растет скорострельность твоих замечательных ружей.

Всё твоё на планете, а нашего нет ничего.

Может, правда, что день ото дня мир становится злее.

Вот глядит на меня поредевшее царство моё,

Не мигая, глядит, и почти ни о чём не жалея.

И уже ни о чём не моля, ни за что не коря,

Видно, в хоботы, пасти и когти судьба не дается,

Я с седеющей гривы срываю корону царя

И реву от бессилья, что мне ещё остается.

Многим видам животных угрожает исчезновение. Как предупреждение – сигнал опасности составлена Красная книга, в которую включают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Спасти их можно, только зная и любя.

- Закончить наш классный час хочется словами Душана Родовича:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живется с нами рядом!

После сегодняшнего разговора каждый из нас, я думаю, не пройдет мимо жестокости, встанет на защиту слабого.

У нас получился интересный и полезный разговор. О многом мы задумались. Мы увидели, что есть мир, о котором нельзя не заботиться, не помогать.

infourok.ru

Классный час "Что такое экология"

Конспект классного часа.

Тема «Что такое экология?»

Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.

Задачи: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды обитания.

развитие личностных качеств ребёнка: экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, воспитание любви к своему дому –Земля.

Ход занятия.

Учитель: Ребята, слышали вы такое слово «экология»? Что оно означает?

Ответы учащихся.

Экология в переводе с греческого означает : экос- дом, логос – наука, получается- наука о доме. Это наука о взаимоотношениях между человеком и окружающей средой. Экология изучает, как растения, животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.

Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»

Учитель: Я прочитаю вам рассказ, вы должны найти ошибки, совершенные школьниками.

Чтение рассказа.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петрик.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Обсуждение

Ошибки, совершенные школьниками:

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. 2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибница – деревья». 3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается. 4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет. 5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения. 6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца. 7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес. 8. Прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно – в него может попасть молния.9. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк. 11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Учитель: - Какие советы вы дадите этим ребятам.

-Как вы думаете, что означает этот знак?

Соблюдайте тишину!

Физминутка.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

Игра «Называй – не зевай!»

Водящий (учитель) говорит слово «дерево», «цветок», «птица», «зверь» и бросает мячик игроку. Игрок говорит название дерева, цветка, птицы и т.д.

Дерево – берёза, осина, дуб, ель, сосна.

Цветок – ромашка, колокольчик, одуванчик.

Кроссворд

1. Живёт без тела, 
Говорит без языка, 
Никто его не видит, 
А всякий слышит.  (эхо)

2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (сорока)

3. Волны катит на просторе
К берегам песчаным … (море)

4. Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит (пчела)

5. Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)

6. Голубой огонек у бабушки на кухне горит (газ)

7. Камешки лежат в коробке,

Каждый мне давно знаком.

Папа шел по горной тропке,

Отбивал их молотком.

И в коллекции хранит

Мрамор, уголь и … (гранит)

8. Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый (дятел)

Рефлексия

-Нарисуйте человечка, который отражает ваше настроение.

- За что вы похвалите себя и своих одноклассников.

Итог занятия

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

В заключении поём песню «Улыбка».

compedu.ru

Классный час по экологии 1 класс - 2 Мая 2015

.

Цели :

- бережное отношение и любовь к родной природе;

-формировать нравственный аспект защиты экологии.

Задачи:

-повторить экологические правила поведения людей в природе ;развивать

речь , внимание ,наблюдательность ,воспитать сознательное и бережное

отношение к природе.

Методы обучения:

Словесные ,наглядные, проблемные.

Оборудование

Конверт с письмом ,листы и фломастеры на четверых человек ,компьютер,

мультимедиа, презентация .

Условия проведения

Класс заранее можно разделить на группы.

Ход классного часа

Введение в тему классного часа

(На экране появляются кадры : земля, болота, растения, птицы ,животные.)

За кадром звучит стихотворение:

Жить в зеленом царстве это

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком ,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей,

Жизнь прекрасна ,жизнь вокруг.

Человек природе друг!

Учитель .Ребята ,я сегодня получила очень странное письмо .Я не скажу –

от кого оно, а просто вам его прочитаю ,и вы мне сами скажете ,кто его писал .После прочтения мы с вами решим ,что делать и как помочь автору письма.

Обращаюсь к вам .Потому что больше не могу терпеть то ,что происходит со мной .Человек –это самое развитое существо в мире .Ему подвластны все мои ресурсы ,но он в последнее время перестал задумываться ,что он сам часть меня .И поэтому он творит со мной непоправимые вещи :безжалостно вырубает мои леса ,убивает животных,

чистой воды в моих водоемах почти не осталось ,из-за этого стало мало рыбы ,в воздухе появились и все больше увеличиваются озоновые дыры.

Идет глобальное потепление климата на планете Земля. Уважаемые дети,

я понимаю ,что многое зависит не от вас ,но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает .Помните ,что брошенная вами газета будет год ,а то и два года размокать и смешиваться с землей.

С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками.

Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга .Надеюсь на ваше понимание.

Ваша …(Природа).>

Беседа по теме

Учитель. Да ,ребята ,очень тревожное письмо мы получили.

Вы сразу догадались ,от кого нам пришло письмо .А что вас натолкнуло

на отгадку?

О чем из прочитанного вам было известно?( Детские ответы .)

Что вас поразило?( Детские ответы.)

О чем Природа умолчала в письме ,а вы сами об этом знаете ?На что она

могла бы еще пожаловаться?( Детские ответы.)

(На экране кадры загрязненного леса.)

-Что же нужно делать ,чтобы не случилось экологической катастрофы?

(Больше заботиться об экологии планеты ,запретить использование технологий ,нарушающих природное равновесие ,больше сажать растений

следить за чистотой в городе и на природе и т. д.)

Игра

Учитель. Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть

со мной в игру .Условия этой игры таковы :я вам буду давать начало ситуаций ,а вы можете привести людей .

Например :если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут многие

насекомые …не станет меда ,очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1)На городских пляжах перестанут убирать территорию …

2) Вырубят все леса на земле …

3)Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…

4)Уберут из дворов мусорные баки…

5) Разрушат горы…

Да ,ребята ,из нашей игры мы видим ,что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого .Значит не зря природа бьет тревогу и ,обращаясь

к нам просит вас о разумном с ней обращении..

(Показ на экране презентации )

Практическая работа

Учитель .Сейчас я прошу вас поработать в четверках (группа детей из четырех человек) и на листочках ,которые я вам выдала ,нарисовать знак,

который отразит то ,что реально в ваших силах сделать для изменения

сложившейся ситуации. Как нам жить дальше в согласии с природой?

На работу вам 5-7 минут .По окончании работы каждая группа ознакомит

со своим решением весь класс. В классе по итогам мы оформим выставку

получившихся знаков.

( Показ на экране презентации по пословицам.)

Работа над пословицами

Учитель. Объясните ,как вы понимаете смысл пословиц ,записанных на экране. Каждая группа работает над одной пословицей .

-Лес – легкие Земли –береги ,как свои.

-Береги природу ,она добром ответит.

-Когда пьешь воду ,помни об источнике.

Стихи и загадки по теме

Учитель .В конце нашего классного часа я попрошу выступить ребят, выучивших стихи ,которые как нельзя лучше завершат наш разговор.

Про всех на свете

Все-все на свете нужны !

И мошки не меньше нужны ,чем слоны,

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников ,злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем –то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто – нибудь лишним

покажется,

То это ,конечно ,ошибкой окажется…

Все-все-все на свете нужны.

И это все дети запомнить должны !

Б .Заходер

Дерево, трава ,цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д .Радович

( Показ на экране презентации по загадкам)

Загадки

Весь мир кормлю ,

А сам не ем.(Земля)

------------

И топчу ее

И режу ее-

Она не серчает,

Добром отвечает.(Земля )

-------------

Если невидимка :

В дом не просится ,

А прежде людей бежит ,

Торопится.( Воздух)

-----------

Бродит одиноко

Огненное око

Всюду ,где бывает.( Солнце)

---------

Дом со всех сторон открыт .

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.( Лес)

---------

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?(Вода)

Подведение итогов

Учитель. Что вы поняли из нашего сегодняшнего разговора ?

Какие выводы сделали?

Зависит многое от нас,

Какой планета будет.

И в этот день и в этот час

Спасите её люди!

(На экране презентация)

mamamag.my1.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о