Этапы развития навыка счета – этапы, приемы и навыки счета.

Содержание

этапы, приемы и навыки счета — Мегаобучалка

 

Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:

– цель (выразить количество предметов числом),

– средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности),

– результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.

 

В возрасте трех—шести лет дети овладевают счетом. В этот период их основная математическая деятельность — счет. В начале формирования счетной деятельности (чет­вертый год жизни) дети учатся сравнивать множества поэ­лементно, путем накладывания и прикладывания, т. е. они овладевают так называемым «дочисловым этапом» счета (А. М. Леушина). Позднее (пятый— седьмой год жизни) обучение счету также происходит только на основе практи­ческих и логических операций с множествами

 

А. М. Леушина определила шесть этапов развития счет­ной деятельности у детей. При этом первые два этапа явля­ются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осу­ществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше — меньше — поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.

Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа — ознакомление со струк­турой множества. Основные способы — выделение отдель­ных элементов в множестве и составление множества из от­дельных элементов. Дети сравнивают контрастные множест­ва: много и один.

Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике.

Цель — научить сравнивать смежные множества поэле­ментно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по коли­честву элементов на один.

Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны нау­читься устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

Третий этап условно соотносится с обучением детей пя­того года жизни.

Основная цель — ознакомить детей с обра­зованием числа.

Характерные способы деятельности — срав­нение смежных множеств, установление равенства из нера­венства (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по четыре и т. д.).

Результат — итог счета, обозначенный числом. Таким об­разом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат — число.

Четвертый этап овладения счетной деятельностью осу­ществляется на шестом году жизни. На этом этапе происхо­дит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда.

Результат — понимание основного принципа натураль­ного ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего.

Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым го­дом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5.

Результат — подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается.

Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седь­мом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второ­го десятка, начинают осознавать аналогию образованная лю­бого числа на основе добавления единицы (увеличения: і числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то полу­чится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми деся­тичной системы происходит в период школьного обучения.

 

Вся работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой возрастной группе детского сада обозначены задачи по развитию у детей элементарных математических представлений, в частности по развитию счетной деятельности, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

 

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Программный материал второй младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения.

 

– У детейформируются представления о единичности и множественности объектов и предметов. В процессе упражнений, объединяя предметы в совокупности и дробя целое на отдельные части, дети овладевают умением воспринимать в единстве каждый отдельный предмет и группу в целом. В дальнейшем при знакомстве с числами и их свойствами это помогает им освоить количественный состав чисел.

 

– Дети учатся образовывать группы предметов по одному, а затем и по двум-трем признакам — цвет, форма, размер, назначение и др., подбирать пары предметов. При этом образованное определенным образом множество предметов дети воспринимают как единое целое, представленное наглядно и состоящее из единичных предметов. Они убеждаются в том, что каждый из предметов обладает общими качественными признаками (цвет и форма, раз мер и цвет).

 

– Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. От понимания выделенных признаков как свойств предметов в старшем дошкольном возрасте дети переходят к освоению общности по количеству. У них формируется более полное представление о числах.

 

– У детейформируется представление о предметных разночисленных совокупностях: один, много, мало (в значении несколько). Они постепенно овладевают умением различать их, сравнивать, самостоятельно выделять в окружающей обстановке.

 

megaobuchalka.ru

Статья на тему”Формирование навыков счета”

Формирование навыков счёта и счётных операций у младших школьников

(сообщение учителя на родительском собрании)

Материал подготовлен для родителей, дети которых испытывают затруднения на уроках математики.

Математические знания способствуют умственному развитию ребёнка. При усвоении математических знаний ребёнок учится логике рассуждений, умению абстрагироваться от несущественных признаков, рассматривать предметы и явления в разных связях и отношениях. «Усвоение количественных знаний, отмечает педагог Усова А. П., – не только расширяет круг представлений о вещах , но и имеет существенное значение для общего интеллектуального развития».

При овладении навыками счёта и счётных операций младшие школьники испытывают затруднения. По данным психолого – педагогических исследований В .В. Давыдова, П. Я .Гальперина, Л. С. Георгиева,, и др. у детей, поступающих в школу, часто наблюдается нематематический подход к числу и ориентировка на нематематические отношения при решении арифметических задач.

Какие затруднения испытывают ученики при счёте?

Назовём некоторые из них.

1. Дети, поступающие в первый класс, владеют формальным счётом. В чём это проявляется? Хорошо заучив последовательность натурального ряда чисел, они

не осознают основной его принцип построения: каждое последующее число больше предыдущего на единицу; каждое предыдущее число меньше последующего на единицу.

  • Вот почему многие первоклассники затрудняются считать от заданного числа. Предлагается посчитать от 3 до 7 – дети начинают счёт с единицы.

  • Затрудняются назвать числа, стоящие «до» и « после» заданного.

  • Не все первоклассники свободно владеют обратным счётом от 10.

2. У некоторых учащихся отсутствуют первоначальные математические понятия: больше, меньше, равно, столько же. Это затрудняет осознание математического содержания понятий «больше на», «меньше на».

3. Школьники слабо владеют составом чисел первого десятка, поэтому при счёте используют метод присчёта по единице, вместо опоры на состав числа.

4. При счёте используют наглядную опору – пальчики. Это наблюдается не только у первоклассников, но и у учащихся 2 и 3 классов.

5. Не устанавливают взаимно однозначного соответствия при сравнении множеств.

На уроках математики учителя обращают внимание на все эти вопросы. Большую помощь в закреплении навыков счёта у детей могут оказать родители.

Что должны знать родители, приступая к работе с ребёнком по закреплению осознанного счёта?

  • Вся работа должна осуществляться в определённой последовательности.

  • Родители должны знать исходный уровень умений детей.

  • Знать математическую терминологию, которой должен пользоваться ребёнок в активной речи. Например: 3 + 2 = 5- это выражение, 3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 3 + 2 – сумма двух чисел, 5 – значение суммы.

С чего начинать работу? Сначала нужно научить детей сравнивать множества поэлементно, что обеспечит переход от восприятия конкретных множеств и их сравнения к деятельности счёта и формированию абстрактного понятия числа.

Что такое множество? При обычном обучении арифметике под множеством имеются в виду однородные предметы, которые служат наглядным пособием по счёту (фишки, жёлуди, грибочки, палочки, шарики и др.).

Например, 7 фишек красного цвета и 7 фишек синего цвета – это два множества. Множества состоят из объектов, которые называются элементами множества. Фишка красного цвета – это элемент первого множества, а зелёного цвета – это элемент второго множества.

Чтобы выяснить, какую роль для ребёнка играет счёт и число, предложите ребёнку такое задание: возьмите 6 маленьких и 5 больших пуговиц одного цвета, разложите в две руки так, чтобы в одной руке были маленькие, а другой – большие пуговицы. Задайте вопрос: «Скажите, каких пуговиц больше? Докажи». Обратите внимание на характер выполнения задания ребёнком. Если он посчитает пуговицы в том и другом множестве и даст правильный ответ, значит, ребёнок ориентируется на количество, а не на величину. Это хорошо. Если ребёнок ориентируется на качество элементов множества (величину пуговиц), это значит, что он не осознаёт сущности счёта, который заключается в установлении взаимно однозначного соответствия между элементами множества. У ребёнка будет формироваться неосознанный счёт.

При сравнении кружков одинаковой величины, но разного цвета, на вопрос: «Каких кружков больше или меньше или их поровну?», и если ребёнок допускает ошибки, постарайтесь подвести его к осознанию того, что количество элементов не зависит от их расположения.

В работе с ребёнком учите его сравнивать числа. Сначала нужно научить ребёнка определять, какое число из двух предложенных больше, меньше, затем школьник должен определять «на сколько» больше или меньше. На первых порах используйте счётный материал, потом эти операции ребёнок должен делать в уме.

Особое внимание нужно обратить на состав числа. Например, 5 – это 1 и 4; 2 и 3. Освоение состава чисел первого десятка значительно улучшит устный счёт ученика. Все занятия с младшим школьником нужно проводить в игровой форме. От одного задания переходить к другому нужно тогда, когда он освоил предыдущий материал.

Эти игры можно использовать родителям со своими детьми дома.

Игра «Отгадай!»

Цель: Отработка состава числа 5.

Описание игры. Предложите ребёнку посчитать мелкие пластмассовые грибочки. Их 5. Возьмите грибочки в одну руку и отведите руку за спину. Разложите грибочки в две руки. Одну руку раскройте и дайте возможность увидеть и сосчитать предметы. Задайте вопрос: «Отгадай, сколько грибочков у меня в другой руке?» После ответа ребёнка обязательно дайте возможность проверить. Сделайте вывод : 5 – это 2 и 3.

Игру можно повторять несколько раз, раскладывая предметы по – разному.

Игра «Ночь – день»

Цель: отработка состава чисел.

Описание игры. Скажите ребёнку тихо слово «ночь». Ребёнок закрывает глаза. В это время предложите задание. « 8- это 2 и…» . Ребёнок открывает глаза и даёт ответ. Игру можно продолжать несколько раз.

Игра «Назови числа»

Цель: закрепление счёта от 1 до 20 и от 20 до 1

Описание игры. Сначала посчитайте с ребёнком от 1 до 20 и от 20 до 1 разными способами. Например, счёт по очереди. Я называю 1, ты называешь 2, я называю 3, ты называешь 4 и т. д. Затем назовите два числа и попросите назвать те, что пропущены. Например, я называю числа « 14, …, …, 17». Ребёнок думает и даёт ответ: « 15, 16».

Игра «Хлопки»

Цель: закрепление знаний нумерации чисел в пределах 20; развитие произвольного внимания.

Описание игры. Сообщите ребёнку, что сейчас мы будем с тобой считать по определённому правилу. Я бросаю тебе мяч и начинаю хлопать. Ты считаешь мои хлопки. Как только хлопки прекращаются, счёт останавливается, ты возвращаешь мне мяч. Я снова даю тебе мяч и продолжаю хлопать, а ты продолжаешь считать. Игра продолжается до тех пор, пока ребёнок не досчитает до 20.

Игра «Угадай – ка»

Цель: закрепление понятий чётные и нечётные числа, развитие аналитической деятельности.

Описание игры. Сообщите ребёнку: «Я называю четыре числа, одно из них я загадаю, ты можешь отгадать это число, если задашь мне только один умный вопрос. Приготовились! Начинаем игру. Я называю числа: 2, 3, 4, 6. Какое число я загадала?»

Подсказка

Нужно задать вопрос:- Ваше число чётное или нечётное?

Ответ: Нечётное. Ребёнок называет число, которое я загадала: «Вы загадали число 3».

Систематическая работа с детьми по формированию счёта и счётных операций даст положительный результат.

infourok.ru

Навыки счета – Сайт учителя начальных классов Бронницкой средней общеобразовательной школы Ивановой Нины Алексеевны

Уважаемые родители! Вы, возможно, не раз задавали себе вопрос о
том, как правильно сформировать у своего ребёнка навыки счёта.  Многие
родители полагают, что нужно научить малыша счету «один-два-три-четыре-пять»,
познакомить с образом числа, заучить с ним результаты сложения и вычитания в
пределах 10, и этого будет  достаточно для формирования умения считать. В
этом как раз и заключается глубокое заблуждение родителей, ведь подобное умение
считать носит механический характер и не поможет детям при обучении математике в
начальной школе.

Так как же формируются счетные умения у детей дошкольного возраста,
на чем они основаны, какие методы и приемы можно использовать при обучении?

Формирование счетных умений – процесс длительный и требует развития
определенных математических представлений и развития логического
мышления.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование
логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и
прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие
умозаключения на основе причинно-следственной связи. Несформированность
собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять
указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро
приводит к появлению “проблем с математикой”. В то же время ребенок с развитым
логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже
если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и
т.п.)

В этой статье я остановлюсь подробнее на приемах развития тех
математических представлений, которые необходимы для формирования счетных умений
у дошкольников. Можно выделить два этапа в развитии этих представлений:
подготовительный и собственно формирование счета.

Подготовительный период начинается в раннем детстве. Обычно
родители учат детей считать до 5 или до 10, знакомят их с цифрами. Это делать
совсем необязательно. Гораздо важнее формировать у малышей восприятие цвета,
формы, размера и ощущение количества, тем самым подвести к восприятию
абстрактного числа. Не нужно заучивать со своим ребенком числа – он их запомнит
механически, не понимая сути. Лучше помогите ему освоить элементарные счетные
умения в самых обычных, жизненных ситуациях. Можно играть с детьми, предлагая
интересные задания, вопросы. Перечислим эти важные умения и приведем примеры
заданий:

 

1. Умение составлять группу из отдельных предметов по какому-либо
условию. Нужно предложить ребенку взять столько же кубиков, как и у взрослого, и
построить башенку, или: взять столько же красных шариков, сколько и синих;

 

2. Умение выделять один и много предметов. «Возьми конфеты и положи
на каждое блюдце по одной. “Дай” каждой кукле по одной
книжке».

 

3. Умение сравнивать одну группу с другой, путем наложения или
составления пар. Для этого малыш действует с предметами: ставит чашки на блюдца,
кладет возле каждой тарелочки по одной ложке или вилке, подкладывает салфетки
под тарелки, приставляет тапочек к тапочку, накладывает предмет на предмет,.. И
таким образом устанавливает соответствие: чего больше, чего меньше, а чего
поровну или одинаковое количество. Естественно, ребенок должен уметь оперировать
данными понятиями (больше, меньше, поровну, столько же), в этом случае он будет
готов к счету, как оперированию числами.

4. Умение анализировать и выравнивать количество предметов путем
добавления недостающего предмету или убирая лишнее. Например, так: один, два,
три, четыре, пять – всего пять альбомов. Один, два, три, четыре – всего четыре
карандаша. Карандашей меньше, чем альбомов. Альбомов больше, чем карандашей.
Чтобы стало поровну, нужно добавить один карандаш или убрать один
альбом.

 

5. Знание правил математического счета: числа называть по порядку,
указывая предметы поочередно, относить последнее число ко всей группе
сосчитываемых предметов (один, два, три четыре – всего четыре машинки; один,
два, три, четыре, пять – всего пять игрушек).

 

6. Знание количественного и порядкового счета. Желательно задавать
следующие вопросы: сколько всего кукол? мишка сидит который по счету? Помогите
также ребенку осознать, что число используется для обозначения количества, а
цифра – это знак для обозначения числа. Умение обозначить количество предметов
соответствующей цифрой также важно. Попросите сосчитать, сколько всего
треугольников (машинок, самолетов, карточек и т.д.), и подобрать нужную
цифру.

 

7. Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов
важно на более позднем этапе. «Подбери нужное количество кругов к этой цифре.
Сколько кругов нужно взять?»

 

Ребенок должен уметь воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном
порядке, от заданного числа до заданного: считай вперед по одному; считай в
обратном порядке, до одного; считай от двух до шести; от семи до четырех.

Эти знания и умения являются прочным фундаментом для развития
счетных умений на втором этапе.

Очень важно при обучении ребёнка началам счёта показать принцип
образования чисел: каждое последующее за числом N – число (N+1) – больше на
единицу и любое предыдущее число – (N-1) – меньше на единицу. У ребёнка
формируется системное представление о числовом ряде. Он видит каждое число не
изолированно, а в тесных связях и отношениях с остальными числами.
Например,
взяв тринадцать карандашей и четырнадцать ручек, он устанавливает, что ручек
больше, чем карандашей, а карандашей меньше, чем ручек. И делает вывод, что
число тринадцать меньше, чем число четырнадцать, а число четырнадцать больше,
чем число тринадцать на один.

На принципе образования чисел основан прием присчитывания и
отсчитывания по одному. Овладение этим приемом много значит в формировании
навыка счета. Ребенок понимает, что для того, чтобы посчитать, сколько будет
5+1, нужно представить числовой ряд и вспомнить число, следующее за 5. Это 6.
Или пример на вычитание: 9-2. Снова мысленно представляем числовой ряд. От
девяти отсчитываем 1, получаем 8, и еще 1, получаем 7.

Понимание смысла действий сложения и вычитания очень важно при
формировании навыка счета. Детям предлагается ситуация: на дереве сидели 3
птички, прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек? Их стало больше или
меньше? Количество увеличилось, значит, применяем действие сложение. В задачах
на нахождение остатка: на дереве сидели 5 птичек, улетели 2 птички, сколько
птичек осталось? – применяется подобное рассуждение: их стало больше или меньше?
Количество уменьшилось, значит, применяем действие вычитание. Нужно быть
методически грамотным при объяснении решения и задач на увеличение (уменьшение)
числа на несколько единиц, поэтому оставьте задачи такого рода для начальной
школы.

Далее, чтобы автоматизировать счетные умения в пределах 10 (а
именно в этих пределах должен уметь считать дошкольник), необходимо на
практических действиях проговаривать состав чисел. Например, попросите ребенка
разложить на две группы 7 карандашей. Семь – это 2 и сколько? Как еще можно
разложить? Или: ставьте «проблемный» вопрос: у меня 4 тетради, сколько мне надо
добавить, чтобы их стало 6? Ребенок отсчитывает от общего количества 2 тетради,
значит, чтобы получить 6, нужно к 4 добавить еще 2. Очень интересен прием
заселения жителей в домики 2,3,4,5,…10 . В пустые окошки домика, например, номер
3 ребенок поселит 1 и 2, 2 и 1. Сейчас продаются подобные обучающие пособия, они
могут служить хорошей наглядной опорой  в
обучении.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность
переносить полученные знания в незнакомую ранее ситуацию, использовать эти
знания в самостоятельной деятельности. Знания ребёнка о числах, умение считать и
решать задачи желательно закреплять, использовать и уточнять на занятиях по
рисованию, лепке, аппликации, конструированию и даже во время утренней зарядки и
физкультуры. Например: “Нарисуй или слепи двух кошек – одну весёлую, а другую
грустную. Приклей на закладку семь цветочков. Сделай три больших шага и пять
маленьких. Подбрось мячик десять раз”. На математических занятиях взрослый может
использовать не только реальные предметы, но и предметные картинки,
геометрические фигуры, развивающие игры, специальные тетради для формирования
математических представлений с обучающими заданиями.

Родителям нужно помнить о психологической комфортности детей,
верить в их силы, создавать для них ситуацию успеха. Хвалить их, возвращаться к
тем моментам, где было трудно. Помните, что заучивание – не лучший прием в
обучении. Развивайте творческие способности детей, их мышление, тогда занятия
станут для них эффективными, интересными. Желаю
успехов.

ina1957.narod.ru

Начальные этапы развития счета — КиберПедия

Исследования последних лет выявили примечательный факт, что у самых маленьких детей умению считать предшествует этап овладения некоторыми самыми общими принципами счета. Работа, в которой это положение было сформулировано, так и называлась: «Принципы раньше умения» (R. Gelman and E. Meek, 1987). Эти принципы образуют ту систему, которая, по мысли авторов, направляет и определяет развитие и усовершенствование умения считать.

В экспериментах, результаты которых привели к данному выводу, дети наблюдали, как кукла считала какие-нибудь предметы, и их просили поправлять ее, если они заметят, что она ошиблась. Оказалось, что дети 3—4 лет замечали ошибки, когда кукла пропускала какое-нибудь числительное, переставляла их местами или называла в случайном порядке. Они замечали, если какой-либо предмет пропускался при счете, участвовал в счете больше, чем один раз, или назывался двумя, а не одним числительным. Наконец, они замечали ошибку, если, определяя общее количество сосчитанных предметов, кукла называла не последнее число ряда, а какое-либо другое, и это не зависело от длины множеств вплоть до 20.

Все эти ошибки замечались детьми, которые сами еще не умели считать, и, значит, какое-то общее понимание, как нужно считать, предшествует умению это делать. На основе этих данных авторы сформулировали 5 принципов, усвоение которых предшествует счету. Это:

1. Принцип стабильности, неизменности, устойчивости порядка числительных при счете.

2. Принцип один-к-одному: к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное.

3. Принцип кардинальности: общее количество обозначается последним произнесенным числом.

4. Принцип абстрактности: любая совокупность объектов может быть сосчитана.

5. Принцип иррелевантности порядка: объекты могут считаться в любом порядке.

Результаты экспериментов Гельман и Мекк были подтверждены другими авторами, которые внесли в них некоторые уточнения. Так, оказалось, что принципы раньше и лучше проявляются при счете небольших множеств и что последний принцип приобретается позднее других (D. Frye et all., 1989). Но общий вывод, что не развитие навыков

259

счета ведет к пониманию его принципов, а, наоборот, что какое-то самое общее примитивное понимание принципов счета предшествует развитию его навыков, не оспаривается (J. Flavell, 1988).

Само развитие усвоения числового ряда и навыков счета было детально прослежено в исследовании К. Фыозон с соавторами, в котором участвовали дети от 2 до 8 лет (K. C. Fuson et all., 1982).


В процессе овладения числовым рядом и навыками счета авторы выделили несколько последовательных уровней, которые, по сути дела, представляют собой ступени все более дифференцированного владения числовым рядом и операциями внутри него.

Самые первые признаки становления числового ряда появляются очень рано и проявляются в усвоении различия между числительными и другими словами. По наблюдению авторов только 2 ребенка из 30 в возрасте 2 лет в ответ на просьбу «сосчитать сколько будет» иногда употребляли буквы вперемежку с цифрами. Обычно же в этой ситуации всегда назывались только числительные, хотя и без какого-либо порядка. Поведение детей этого возраста аналогично их поведению в ситуации называния цвета предметов (глава XIII) и является проявлением первой самой грубой и примитивной дифференциации в вербальном плане разных аспектов действительности. Принципов, о которых речь шла у Гельман и Мекк, здесь еще нет, но какое-то самое примитивное представление о счете уже намечено.

В дальнейшем дети усваивают последовательности, состоящие из нескольких цифр. В этих последовательностях авторы выделяют три части. 1. Стабильная часть последовательности, соответствующая принятому порядку цифр. Сначала она невелика (обычно это 4—5—7 первых цифр), затем увеличивается. 2. Следующая, вторая стабильная (для данного ребенка) часть последовательности, отличающаяся от принятой пропуском каких-то цифр (например, 5, 8, 9, 10). 3. Третья нестабильная часть, порядок цифр в которой меняется от пробы к пробе.

Развитие усвоения числового ряда в этом аспекте идет по линии увеличения длины стабильных частей последовательностей, превращения нестабильных частей в стабильные с пропусками, что в конце концов заканчивается умением правильно воспроизводить последовательности чисел сначала в пределах 10, затем 100 и 1000.


Однако наиболее интересен второй аспект развития числовых последовательностей, который связан со все большей дифференциацией составляющих их элементов.

Самый первый уровень усвоения стабильных последовательностей авторы называют уровнем «веревки» (string). Термин «веревка» подчеркивает то обстоятельство, что отдельные слова в последовательностях еще не воспринимаются ребенком как отдельные элементы: последовательность, воспроизводимая ребенком, представляет собой единое сукцессивное

260

целое. Поэтому здесь еще не существует какого-либо однозначного соответствия между числительными и предметами. При попытках счета воспроизведение ряда цифр и указательные жесты идут независимо друг от друга. Задания считать до определенной цифры или сосчитать небольшое количество предметов не выполняются. Это, по-видимому, тот уровень, когда дети уже владеют принципами Гельман и Мекк, замечают ошибки в счете других, но сами навыками счета еще не владеют.

Второй уровень овладения последовательностью цифр — это уровень «неразбиваемой цепочки» (unbreakable chain). На этом уровне дети могут воспроизводить числительные до определенной названной им цифры (что они не могли делать на уровне «веревки»), правильно определяют небольшие количества (3—5), отвечают на вопрос «какой это по порядку» в пределах небольших количеств. По мнению авторов, только на этом уровне последовательность приобретает структуру ассоциативной цепи со связями между смежными элементами. Однако связи между элементами только прямые, а цепь неразбиваема: ребенок не может продолжать счет с любого названного числа; чтобы сделать это, он должен начать «от печки», от начала последовательности. Ребенок может ответить на вопрос, какая цифра следует за такой-то, но для этого ему также необходимо сосчитать от единицы до названной цифры. Обратный счет еще почти невозможен.

Третий уровень — это уровень «разбиваемой цепочки» (breakable chain). Теперь ребенок может продолжать счет с любой названной цифры, может считать в обратном порядке и сразу отвечает на вопросы, какая цифра следует за и какая предшествует заданной.

Принципиально важен в развитии навыков счета четвертый уровень, который был назван уровнем «считаемой цепочки» (numerable chain). На этом уровне впервые сами числительные выступают для ребенка как самостоятельные раздельные единицы, количество которых в высказывании может быть оценено точно так же, как количество любых других объектов. Раньше ребенок считал только предметы, теперь он может считать элементы собственного цифрового ряда. Это находит выражение в двух новых умениях, которые раньше ребенку были недоступны. Он может отсчитать определенное число элементов, начиная с какой-либо названной цифры (например, «отсчитай 5, начиная с 6»), и ответить на вопрос, сколько цифр названо, когда от считает от одной какой-либо одной цифры до другой (например, от 3 до 9).

Вначале эти два умения, связанные со счетом самих числительных, формируются применительно к прямому, а затем — применительно к обратному порядку счета. Операции с обратным порядком, как всегда, отстают от операций с прямым порядком.

261

Последний уровень овладения числовым рядом авторы называют уровнем «двусторонней цепочки» (bidirectional chain). Здесь операции с обратным порядком перестают отставать от операций с прямым порядком, и ребенок может гибко переключаться с одного на другой. На всех предыдущих стадиях этого не было. Там всегда переход с прямого порядка на обратный и с обратного на прямой вызывал трудности и большое число «ошибок инерции», когда вопреки поставленной задаче ребенок действовал, согласно предыдущей. Авторы пишут, что каждое числительное на уровне ниже данного представляет собой слово-вектор, т. е. числительное вместе с направлением дальнейшего счета, заданным контекстом воспроизведения (прямым или обратным). На уровне двусторонней цепочки числительные полностью освобождаются из того или другого контекста, дифференцируются от вектора. Поэтому только на этом уровне становится возможным двусторонний счет: ребенок может назвать порядковый номер указанного объекта ряда, начав обратный счет с названного конечного числа ряда.

Фьюзон с соавторами приводят в своей работе большой фактический материал и обращают внимание на очень значительные индивидуальные различия в успешности овладения детьми цифровой последовательностью. В каждом возрасте есть дети, которые на 1—1,5 года опережают средние достижения сверстников, либо на 1—1,5 года отстают от них.

cyberpedia.su

4. Начальные этапы развития счета

Исследования
последних лет выявили примечательный
факт, что у самых маленьких детей умению
считать предшествует этап овладения
некоторыми самыми общими принципами
счета. Работа, в которой это положение
было сформулировано, так и называлась:
«Принципы раньше умения» (R. Gelman and E.
Meek, 1987). Эти принципы образуют ту систему,
которая, по мысли авторов, направляет
и определяет развитие и усовершенствование
умения считать.

В
экспериментах, результаты которых
привели к данному выводу, дети наблюдали,
как кукла считала какие-нибудь предметы,
и их просили поправлять ее, если они
заметят, что она ошиблась. Оказалось,
что дети 3—4 лет замечали ошибки, когда
кукла пропускала какое-нибудь числительное,
переставляла их местами или называла
в случайном порядке. Они замечали, если
какой-либо предмет пропускался при
счете, участвовал в счете больше, чем
один раз, или назывался двумя, а не одним
числительным. Наконец, они замечали
ошибку, если, определяя общее количество
сосчитанных предметов, кукла называла
не последнее число ряда, а какое-либо
другое, и это не зависело от длины
множеств вплоть до 20.

Все
эти ошибки замечались детьми, которые
сами еще не умели считать, и, значит,
какое-то общее понимание, как нужно
считать, предшествует умению это делать.
На основе этих данных авторы сформулировали
5 принципов, усвоение которых предшествует
счету. Это:

1. Принцип
стабильности, неизменности, устойчивости
порядка числительных при счете.

2. Принцип
один-к-одному: к каждому объекту может
быть присоединено только одно числительное.

3. Принцип
кардинальности: общее количество
обозначается последним произнесенным
числом.

4. Принцип
абстрактности: любая совокупность
объектов может быть сосчитана.

5. Принцип
иррелевантности порядка: объекты могут
считаться в любом порядке.

Результаты
экспериментов Гельман и Мекк были
подтверждены другими авторами, которые
внесли в них некоторые уточнения. Так,
оказалось, что принципы раньше и лучше
проявляются при счете небольших множеств
и что последний принцип приобретается
позднее других (D. Frye et all., 1989). Но общий
вывод, что не развитие навыков

259

счета
ведет к пониманию его принципов, а,
наоборот, что какое-то самое общее
примитивное понимание принципов счета
предшествует развитию его навыков, не
оспаривается (J. Flavell, 1988).

Само
развитие усвоения числового ряда и
навыков счета было детально прослежено
в исследовании К. Фыозон с соавторами,
в котором участвовали дети от 2 до 8 лет
(K. C. Fuson et all., 1982).

В
процессе овладения числовым рядом и
навыками счета авторы выделили несколько
последовательных уровней, которые, по
сути дела, представляют собой ступени
все более дифференцированного владения
числовым рядом и операциями внутри
него.

Самые
первые признаки становления числового
ряда появляются очень рано и проявляются
в усвоении различия между числительными
и другими словами. По наблюдению авторов
только 2 ребенка из 30 в возрасте 2 лет в
ответ на просьбу «сосчитать сколько
будет» иногда употребляли буквы
вперемежку с цифрами. Обычно же в этой
ситуации всегда назывались только
числительные, хотя и без какого-либо
порядка. Поведение детей этого возраста
аналогично их поведению в ситуации
называния цвета предметов (глава XIII) и
является проявлением первой самой
грубой и примитивной дифференциации в
вербальном плане разных аспектов
действительности. Принципов, о которых
речь шла у Гельман и Мекк, здесь еще нет,
но какое-то самое примитивное представление
о счете уже намечено.

В
дальнейшем дети усваивают последовательности,
состоящие из нескольких цифр. В этих
последовательностях авторы выделяют
три части. 1. Стабильная часть
последовательности, соответствующая
принятому порядку цифр. Сначала она
невелика (обычно это 4—5—7 первых цифр),
затем увеличивается. 2. Следующая,
вторая стабильная (для данного ребенка)
часть последовательности, отличающаяся
от принятой пропуском каких-то цифр
(например, 5, 8, 9, 10). 3. Третья нестабильная
часть, порядок цифр в которой меняется
от пробы к пробе.

Развитие
усвоения числового ряда в этом аспекте
идет по линии увеличения длины стабильных
частей последовательностей, превращения
нестабильных частей в стабильные с
пропусками, что в конце концов заканчивается
умением правильно воспроизводить
последовательности чисел сначала в
пределах 10, затем 100 и 1000.

Однако
наиболее интересен второй аспект
развития числовых последовательностей,
который связан со все большей
дифференциацией составляющих их
элементов.

Самый
первый уровень усвоения стабильных
последовательностей авторы называют
уровнем «веревки» (string). Термин «веревка»
подчеркивает то обстоятельство, что
отдельные слова в последовательностях
еще не воспринимаются ребенком как
отдельные элементы: последовательность,
воспроизводимая ребенком, представляет
собой единое сукцессивное

260

целое.
Поэтому здесь еще не существует
какого-либо однозначного соответствия
между числительными и предметами. При
попытках счета воспроизведение ряда
цифр и указательные жесты идут независимо
друг от друга. Задания считать до
определенной цифры или сосчитать
небольшое количество предметов не
выполняются. Это, по-видимому, тот
уровень, когда дети уже владеют принципами
Гельман и Мекк, замечают ошибки в счете
других, но сами навыками счета еще не
владеют.

Второй
уровень овладения последовательностью
цифр — это уровень «неразбиваемой
цепочки» (unbreakable chain). На этом уровне дети
могут воспроизводить числительные до
определенной названной им цифры (что
они не могли делать на уровне «веревки»),
правильно определяют небольшие количества
(3—5), отвечают на вопрос «какой это по
порядку» в пределах небольших количеств.
По мнению авторов, только на этом уровне
последовательность приобретает структуру
ассоциативной цепи со связями между
смежными элементами. Однако связи между
элементами только прямые, а цепь
неразбиваема: ребенок не может продолжать
счет с любого названного числа; чтобы
сделать это, он должен начать «от печки»,
от начала последовательности. Ребенок
может ответить на вопрос, какая цифра
следует за такой-то, но для этого ему
также необходимо сосчитать от единицы
до названной цифры. Обратный счет еще
почти невозможен.

Третий
уровень — это уровень «разбиваемой
цепочки» (breakable chain). Теперь ребенок может
продолжать счет с любой названной цифры,
может считать в обратном порядке и сразу
отвечает на вопросы, какая цифра следует
за и какая предшествует заданной.

Принципиально
важен в развитии навыков счета четвертый
уровень, который был назван уровнем
«считаемой цепочки» (numerable chain). На этом
уровне впервые сами числительные
выступают для ребенка как самостоятельные
раздельные единицы, количество которых
в высказывании может быть оценено точно
так же, как количество любых других
объектов. Раньше ребенок считал только
предметы, теперь он может считать
элементы собственного цифрового ряда.
Это находит выражение в двух новых
умениях, которые раньше ребенку были
недоступны. Он может отсчитать определенное
число элементов, начиная с какой-либо
названной цифры (например, «отсчитай
5, начиная с 6»), и ответить на вопрос,
сколько цифр названо, когда от считает
от одной какой-либо одной цифры до другой
(например, от 3 до 9).

Вначале
эти два умения, связанные со счетом
самих числительных, формируются
применительно к прямому, а затем —
применительно к обратному порядку
счета. Операции с обратным порядком,
как всегда, отстают от операций с прямым
порядком.

261

Последний
уровень овладения числовым рядом авторы
называют уровнем «двусторонней цепочки»
(bidirectional chain). Здесь операции с обратным
порядком перестают отставать от операций
с прямым порядком, и ребенок может гибко
переключаться с одного на другой. На
всех предыдущих стадиях этого не было.
Там всегда переход с прямого порядка
на обратный и с обратного на прямой
вызывал трудности и большое число
«ошибок инерции», когда вопреки
поставленной задаче ребенок действовал,
согласно предыдущей. Авторы пишут, что
каждое числительное на уровне ниже
данного представляет собой слово-вектор,
т. е. числительное вместе с направлением
дальнейшего счета, заданным контекстом
воспроизведения (прямым или обратным).
На уровне двусторонней цепочки
числительные полностью освобождаются
из того или другого контекста,
дифференцируются от вектора. Поэтому
только на этом уровне становится
возможным двусторонний счет: ребенок
может назвать порядковый номер указанного
объекта ряда, начав обратный счет с
названного конечного числа ряда.

Фьюзон
с соавторами приводят в своей работе
большой фактический материал и обращают
внимание на очень значительные
индивидуальные различия в успешности
овладения детьми цифровой последовательностью.
В каждом возрасте есть дети, которые на
1—1,5 года опережают средние достижения
сверстников, либо на 1—1,5 года отстают
от них.

studfiles.net

Начальные этапы развития счета — Студопедия.Нет

Исследования последних лет выявили примечательный факт, что у самых маленьких детей умению считать предшествует этап овладения некоторыми самыми общими принципами счета. Работа, в которой это положение было сформулировано, так и называлась: «Принципы раньше умения» (R. Gelman and E. Meek, 1987). Эти принципы образуют ту систему, которая, по мысли авторов, направляет и определяет развитие и усовершенствование умения считать.

В экспериментах, результаты которых привели к данному выводу, дети наблюдали, как кукла считала какие-нибудь предметы, и их просили поправлять ее, если они заметят, что она ошиблась. Оказалось, что дети 3—4 лет замечали ошибки, когда кукла пропускала какое-нибудь числительное, переставляла их местами или называла в случайном порядке. Они замечали, если какой-либо предмет пропускался при счете, участвовал в счете больше, чем один раз, или назывался двумя, а не одним числительным. Наконец, они замечали ошибку, если, определяя общее количество сосчитанных предметов, кукла называла не последнее число ряда, а какое-либо другое, и это не зависело от длины множеств вплоть до 20.

Все эти ошибки замечались детьми, которые сами еще не умели считать, и, значит, какое-то общее понимание, как нужно считать, предшествует умению это делать. На основе этих данных авторы сформулировали 5 принципов, усвоение которых предшествует счету. Это:

1. Принцип стабильности, неизменности, устойчивости порядка числительных при счете.


2. Принцип один-к-одному: к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное.

3. Принцип кардинальности: общее количество обозначается последним произнесенным числом.

4. Принцип абстрактности: любая совокупность объектов может быть сосчитана.

5. Принцип иррелевантности порядка: объекты могут считаться в любом порядке.

Результаты экспериментов Гельман и Мекк были подтверждены другими авторами, которые внесли в них некоторые уточнения. Так, оказалось, что принципы раньше и лучше проявляются при счете небольших множеств и что последний принцип приобретается позднее других (D. Frye et all., 1989). Но общий вывод, что не развитие навыков

259

счета ведет к пониманию его принципов, а, наоборот, что какое-то самое общее примитивное понимание принципов счета предшествует развитию его навыков, не оспаривается (J. Flavell, 1988).

Само развитие усвоения числового ряда и навыков счета было детально прослежено в исследовании К. Фыозон с соавторами, в котором участвовали дети от 2 до 8 лет (K. C. Fuson et all., 1982).

В процессе овладения числовым рядом и навыками счета авторы выделили несколько последовательных уровней, которые, по сути дела, представляют собой ступени все более дифференцированного владения числовым рядом и операциями внутри него.

Самые первые признаки становления числового ряда появляются очень рано и проявляются в усвоении различия между числительными и другими словами. По наблюдению авторов только 2 ребенка из 30 в возрасте 2 лет в ответ на просьбу «сосчитать сколько будет» иногда употребляли буквы вперемежку с цифрами. Обычно же в этой ситуации всегда назывались только числительные, хотя и без какого-либо порядка. Поведение детей этого возраста аналогично их поведению в ситуации называния цвета предметов (глава XIII) и является проявлением первой самой грубой и примитивной дифференциации в вербальном плане разных аспектов действительности. Принципов, о которых речь шла у Гельман и Мекк, здесь еще нет, но какое-то самое примитивное представление о счете уже намечено.



В дальнейшем дети усваивают последовательности, состоящие из нескольких цифр. В этих последовательностях авторы выделяют три части. 1. Стабильная часть последовательности, соответствующая принятому порядку цифр. Сначала она невелика (обычно это 4—5—7 первых цифр), затем увеличивается. 2. Следующая, вторая стабильная (для данного ребенка) часть последовательности, отличающаяся от принятой пропуском каких-то цифр (например, 5, 8, 9, 10). 3. Третья нестабильная часть, порядок цифр в которой меняется от пробы к пробе.

Развитие усвоения числового ряда в этом аспекте идет по линии увеличения длины стабильных частей последовательностей, превращения нестабильных частей в стабильные с пропусками, что в конце концов заканчивается умением правильно воспроизводить последовательности чисел сначала в пределах 10, затем 100 и 1000.

Однако наиболее интересен второй аспект развития числовых последовательностей, который связан со все большей дифференциацией составляющих их элементов.

Самый первый уровень усвоения стабильных последовательностей авторы называют уровнем «веревки» (string). Термин «веревка» подчеркивает то обстоятельство, что отдельные слова в последовательностях еще не воспринимаются ребенком как отдельные элементы: последовательность, воспроизводимая ребенком, представляет собой единое сукцессивное

260

целое. Поэтому здесь еще не существует какого-либо однозначного соответствия между числительными и предметами. При попытках счета воспроизведение ряда цифр и указательные жесты идут независимо друг от друга. Задания считать до определенной цифры или сосчитать небольшое количество предметов не выполняются. Это, по-видимому, тот уровень, когда дети уже владеют принципами Гельман и Мекк, замечают ошибки в счете других, но сами навыками счета еще не владеют.

Второй уровень овладения последовательностью цифр — это уровень «неразбиваемой цепочки» (unbreakable chain). На этом уровне дети могут воспроизводить числительные до определенной названной им цифры (что они не могли делать на уровне «веревки»), правильно определяют небольшие количества (3—5), отвечают на вопрос «какой это по порядку» в пределах небольших количеств. По мнению авторов, только на этом уровне последовательность приобретает структуру ассоциативной цепи со связями между смежными элементами. Однако связи между элементами только прямые, а цепь неразбиваема: ребенок не может продолжать счет с любого названного числа; чтобы сделать это, он должен начать «от печки», от начала последовательности. Ребенок может ответить на вопрос, какая цифра следует за такой-то, но для этого ему также необходимо сосчитать от единицы до названной цифры. Обратный счет еще почти невозможен.

Третий уровень — это уровень «разбиваемой цепочки» (breakable chain). Теперь ребенок может продолжать счет с любой названной цифры, может считать в обратном порядке и сразу отвечает на вопросы, какая цифра следует за и какая предшествует заданной.

Принципиально важен в развитии навыков счета четвертый уровень, который был назван уровнем «считаемой цепочки» (numerable chain). На этом уровне впервые сами числительные выступают для ребенка как самостоятельные раздельные единицы, количество которых в высказывании может быть оценено точно так же, как количество любых других объектов. Раньше ребенок считал только предметы, теперь он может считать элементы собственного цифрового ряда. Это находит выражение в двух новых умениях, которые раньше ребенку были недоступны. Он может отсчитать определенное число элементов, начиная с какой-либо названной цифры (например, «отсчитай 5, начиная с 6»), и ответить на вопрос, сколько цифр названо, когда от считает от одной какой-либо одной цифры до другой (например, от 3 до 9).

Вначале эти два умения, связанные со счетом самих числительных, формируются применительно к прямому, а затем — применительно к обратному порядку счета. Операции с обратным порядком, как всегда, отстают от операций с прямым порядком.

261

Последний уровень овладения числовым рядом авторы называют уровнем «двусторонней цепочки» (bidirectional chain). Здесь операции с обратным порядком перестают отставать от операций с прямым порядком, и ребенок может гибко переключаться с одного на другой. На всех предыдущих стадиях этого не было. Там всегда переход с прямого порядка на обратный и с обратного на прямой вызывал трудности и большое число «ошибок инерции», когда вопреки поставленной задаче ребенок действовал, согласно предыдущей. Авторы пишут, что каждое числительное на уровне ниже данного представляет собой слово-вектор, т. е. числительное вместе с направлением дальнейшего счета, заданным контекстом воспроизведения (прямым или обратным). На уровне двусторонней цепочки числительные полностью освобождаются из того или другого контекста, дифференцируются от вектора. Поэтому только на этом уровне становится возможным двусторонний счет: ребенок может назвать порядковый номер указанного объекта ряда, начав обратный счет с названного конечного числа ряда.

Фьюзон с соавторами приводят в своей работе большой фактический материал и обращают внимание на очень значительные индивидуальные различия в успешности овладения детьми цифровой последовательностью. В каждом возрасте есть дети, которые на 1—1,5 года опережают средние достижения сверстников, либо на 1—1,5 года отстают от них.

studopedia.net

1.1 Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования. Роль устного счета в процессе формирования устных вычислительных навыков младших школьников

Похожие главы из других работ:

Влияние дидактических игр на полоролевую социализацию детей 3-4 лет

1.2 Этапы формирования полового самосознания детей

Пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган)…

Возможности использования информационных компьютерных технологий при обучении грамматической стороне иноязычной речи

§4. Этапы формирования грамматических навыков

Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. [31, c.265]

1. Подготовительный этап – ознакомление с грамматическим явлением…

Диктант как средство формирования орфографических навыков учащихся

1.1 Сущность понятия «орфографический навык» и условия его формирования

Орфография – раздел языкознания, который устанавливает правила передачи устной речи на письме [16]…

Методика формирования лексических навыков на старшем этапе средней школы

2. Этапы формирования лексических навыков

Процесс изучения лексики имеет конечной целью формирование творческих речевых умений и состоит из нескольких этапов:

1) этап введения новых лексических единиц. На этом этапе происходит восприятие и осмысление формальных признаков…

Методические подходы к формированию знаний о химических реакциях

1.2 Этапы формирования понятия «химическая реакция»

В силу того, что понятие химическая реакция является достаточно сложным и многогранным, сформировать полное представление обо всех его сторонах, раскрыть всю его философскую сущность невозможно за короткий промежуток времени. Более того…

Основы педагогики и психологии

4. Педагогический процесс: понятие, этапы

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс – “это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач” [5, C. 85].

И.П. Подласый считает…

Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей

1.1 Этапы формирования игровой деятельности детей

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность…

Патриотическое воспитание

1.2 Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения

Чтобы овладеть правильным мировоззрением, нужно стать на позиции рабочего класса, близко принять к сердцу интересы процветания социалистического Отечества. Воспитание патриотизма…

Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку

1.2 Этапы формирования грамматических навыков

При обучении иностранным языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активный материал предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности…

Развитие грамматических навыков при использовании игр на уроках немецкого языка в шестом классе

1.3 Грамматический навык и этапы его формирования

По мнению многих методистов, учебные игры необходимо применять для изучения грамматики.

Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку…

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике

2.2 Этапы формирования критического мышления

Педагоги и психологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. По мнению Косты и его коллег (Costa et al., 1985), детям необходимо развивать 6 видов умственной деятельности, необходимых для того…

Развитие орфографической грамотности у младших школьников

1.1 Орфографический навык и условия его формирования

Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи…

Формирование и развитие химических понятий при изучении темы: “Электролиз растворов и расплавов”

1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»

В силу того, что понятие химическая реакция является достаточно сложным и многогранным, сформировать полное представление обо всех его сторонах, раскрыть всю его философскую сущность невозможно за короткий промежуток времени. Более того…

Формирование навыков письма у первоклассников

1.2 Этапы формирования навыка письма у первоклассников

Вопрос о том, как научить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический – методика и тактика учителя; гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и орудий письма; психофизический…

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

2.1 Навыки общения: понятие, факторы и этапы формирования

Общение – взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. Общение есть не просто действие…

ped.bobrodobro.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о