Факторы психологической безопасности – Факторы и условия, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды

Содержание

понятие, определение, факторы, возможные проблемы и методы их решения

В психологически безопасных командах члены команды чувствуют себя принятыми и уважаемыми. Это также наиболее изученное благоприятное условие в групповой динамике и исследовании командного обучения.

Определение понятия

Психологическая безопасность была важной областью обсуждения в психологии, здравоохранения и управления поведением. Результаты ряда эмпирических исследований, проведенных в разных регионах и странах, показывают, что она играет важную роль в эффективности работы. Она последовательно играет важную роль, способствуя свободному выражению идей и продуктивной деятельности на совместном предприятии. Психологическая безопасность среды также позволяет командам и организациям учиться и работать, и в последние годы она стала более значительным организационным явлением из-за повышенной необходимости обучения и инноваций. Игнорировать этот феномен и его эффективность уже попросту невозможно.

Групповой уровень

Психологическая безопасность – явление группового уровня. На групповом уровне она существует как модель эффективности команды и в некотором смысле использует некоторые формы модели ввода-вывода. Психологическая безопасность приводит к успеваемости команды посредством командного обучения.

Условия и результаты

Важным условием этого феномена является доверие, которое играет большую роль в обмене знаниями между членами коллектива. Ряд исследований показывает, что психологическая безопасность создает посредничество в отношениях между коллегами, задавая организационный контекст, характеристики команды и лидерство в команде, а также результаты (аналогичные «выходным переменным», в модели IPO) инноваций, производительности, обучения и улучшения в команде или в коллективе. Хотя она и играет значительную роль в качестве посредника в объяснении результатов команды, она также является своеобразным модератором.

Практическое значение

Когда члены команды мотивированы на работе и хотят поделиться идеей повышения производительности, они часто не говорят, потому что опасаются, что их будут сурово судить. Когда же в компании налажено обеспечение психологической безопасности, члены команды меньше думают о потенциальных негативных последствиях выражения новой идеи. В результате они говорят больше, когда чувствуют себя в безопасности и мотивированы улучшить свою команду или компанию. Таким образом, в выигрыше остается и коллектив, и руководство.

Проблемы психологической безопасности и способы их решения

Существует ряд проблем в обеспечении этого, несомненно, важного условия. Вот три главных:

  1. Излишне конфликтный или психологически несовместимый персонал.
  2. Чрезмерная консервативность или бестактность начальства.
  3. Плохой менеджмент.

В первом случае мы имеем дело с целым персоналом или некоторыми сотрудниками, идущими на конфликт со всеми остальными и, таким образом, понижающими общую социально-психологическую безопасность. Решается эта проблема честным и прямым разговором с конфликтными представителями персонала, а в случае, если разговор не помогает, такие люди должны покинуть компанию, ибо наносят ей прямой вред.

Второй пункт описывает косность руководителей, недооценивающих необходимость психологической безопасности среды, в которой работают люди, а посему не желающих принимать меры по ее обеспечению.

И в последнем случае мы имеем дело с плохими менеджерами, не умеющими организовать коллектив должным образом, в результате чего в нем возникают конфликты и взаимное непонимание.

Последствия

Психологическая безопасность приносит пользу организациям и командам по-разному. Ниже приведены наиболее широко эмпирически подтвержденные последствия правильного ее обеспечения:

  • Повышает вероятность успешной попытки инноваций в процессе.
  • Увеличивает количество членов, учась на ошибках.
  • Увеличивает взаимодействие сотрудников.
  • Улучшает инновации в команде.

Психологическая безопасность детей

В отрыве от маркетинга этот феномен можно рассматривать как нечто, без чего не может существовать современная педагогика. Действительно, в детских коллективах наши дети часто подвергаются издевательствам и давлению, как со стороны сверстников, так и со стороны старших (воспитателей, учителей и т. д.). Задача последних – заниматься обеспечением психологической безопасности, чтобы наши дети чувствовали себя комфортно и безопасно в любых условиях.

Групповая динамика

Групповая динамика – это система поведения и психологических процессов, происходящих внутри социальной группы (внутригрупповая) или между социальными группами (межгрупповая). Спросите, причем здесь тема статьи? Дело в том, что психологическая безопасность изучается именно в рамках групповой динамики, и эти явления неразрывно связаны друг с другом.

Изучение динамики групп может быть полезно для понимания поведения и принятия решений, отслеживания распространения заболеваний в обществе, создания эффективных методов терапии и повышения популярности новых идей и технологий. Групповая динамика лежит в основе понимания расизма, сексизма и других форм социальных предрассудков и дискриминации, а также в основе психологической безопасности.

Суть групповой динамики

История групповой динамики (или групповых процессов) имеет последовательную основную предпосылку: «целое больше, чем сумма его частей». Социальная группа – это сущность, которая обладает качествами, которые нельзя понять, просто изучая людей, входящих в группу. Точно так же нельзя добиться обеспечения психологической безопасности, опираясь лишь на качества отдельного индивида.

Как поле обучения групповая динамика имеет корни как в психологии, так и в социологии. Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.), вошедший в историю науки как основатель экспериментальной психологии, проявлял особый интерес к психологии сообществ, которая, по его мнению, обладала явлениями (человеческим языком, обычаями и религией), которые не могли быть описаны посредством изучения индивидуумов. С социологической стороны Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.), который находился под влиянием Вундта, также признавал коллективные явления, такие как общественное (коллективное) сознание. Другие ключевые теоретики, включая Густава Лебона (1841-1931 гг.), полагали, что толпы обладают «расовым бессознательным» с примитивными, агрессивными и антиобщественными инстинктами, а Уильям Макдугалл (психолог) верил в «групповой ум» как особую форму существования, порожденную взаимодействием индивидов.

Все эти концепции напрямую связаны с психологической безопасностью, которая может быть обеспечена либо путем трансформации общества (коллектива), либо путем грамотного управления им.

fb.ru

1.1 Психологическая безопасность личности. Психологическая безопасность личности подростка

Похожие главы из других работ:

Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией

1. Психологическая устойчивость личности

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабиль-ный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, рав-новесие» [2]…

Взаимосвязь личностных характеристик и выбора профессионального обучения у подростков

1.2 Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые “чертами личности”. Их очень много…

Криминальная психология. Психологическая характеристика личности

2. Судебно-психологическая классификация личности

С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику…

Личность и направленность личности в психологии

1.2 Психологическая структура личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида…

Надежность водителя и безопасность движения

Безопасность движения водителей

водитель надежность мастерство поведенческий

Проблема надежности водителей транспортных средств и прежде всего автомобилей является определяющей в системе; мер, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий…

Образ жизни и личная безопасность

3. Информационно-психологическая безопасность личности

По данным Всемирной организации здравоохранения, количество людей, нуждающихся в психологической или психиатрической помощи, сейчас растет быстрее, чем число страдающих сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями…

Психологическая структура личности

2. Психологическая структура личности

“Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы…”…

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли Мейли Р…

Психологическая структура личности

2. Психологическая структура личности

“Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы…”…

Психология личности и деятельности юриста

1.2 Психологическая структура личности

Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, “фундаментальное значение имеет сознание… Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности”…

Психофизиоогические и психологические основы безопасности труда

1. Психические свойства человека, влияющие на безопасность

психический напряжение труд травматизм

Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология…

Психофизиоогические и психологические основы безопасности труда

3. Влияние алкоголя на безопасность труда

Злоупотребление алкоголем является частой причиной несчастных случаев на производстве. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 30% травм, полученных на производстве, связано с употреблением алкоголя…

Разработка информационно-справочного пособия в виде Web-сайта “Развитие молодой семьи”

5. Безопасность и экологичность работы

Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

1.2 Психологическая структура личности

Структура личности – основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности – то, из чего (из каких элементов) и как построена личность.

В самых разных моделях…

Структура личности с позиций деятельностного подхода

1.2 Психологическая структура личности

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы…

psy.bobrodobro.ru

Психологическое здоровье учителя как фактор психологической безопасности образовательной среды школы

Психологическое здоровье учителя как фактор психологической безопасности образовательной среды школы

В настоящее время становится все более очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Особую актуальность при этом приобретает проблема психологической защищенности в условиях взаимодействия участников образовательного процесса. При этом важно понимать, что психологическое сопровождение безопасности образовательной среды должно быть нацелено на сохранение и укрепление здоровья ее участников, на создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении.

Сегодня уделяется большое внимание формированию здоровой образовательной среды в школах. Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортная, психологически благоприятная среда. Но в образовательном процессе участвуют несколько сторон. Не только дети, но и взрослые, и в первую очередь – учителя. Поэтому лозунг «Здоровый учитель – здоровые ученики» сегодня как никогда актуален.

Здоровье педагога – это не только его личное здоровье. Здоровый учитель становится для своих учеников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для учителя очень важно, так как мы понимаем, что здоровье школьника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на уроке.

Но проблема здоровья учителей имеет свою важную специфику. Следует помнить, что профессия педагога относится к профессиям типа “человек-человек”, а это связано с высокими эмоциональными затратами. Психологический дискомфорт и состояние стресса у педагогов и, как следствие, эмоциональное выгорание, возникают в связи с объективно и субъективно существующими причинами: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; низкая оценка обществом учительского труда; возраст и стаж.

Актуальность проблемы профессионального выгорания педагогов на уровне нашей школы проявилась в результате анализа в конце 2013-2014 учебного года количества дней, пропущенных по болезни. Количественный анализ позволил выявить уровень соматического здоровья педагогов: в среднем, каждый учитель болел 21 день в году. К тому же в течение учебного года возникали конфликтные ситуации педагогов с администрацией, родителями и детьми.

Служба психолого-педагогического сопровождения школы после проведения диагностики коллектива выявила существующую проблему и открыто заговорила о синдроме профессионального выгорания педагогов нашей школы на педагогическом совете «Здоровый учитель – здоровые ученики».

Педагоги выявили основные дестабилизирующие факторы:

Раздражительность, тяжёлый психологический климат в коллективе – 28%

Неудовлетворенность собой, работой – 18% (10)

Большую учебную нагрузку испытывает – 24% (13)

Проблемы в отношениях с учащимися – 13%(7)

Проблемы в отношениях с коллегами – 15% (8)

Проблемы в отношениях с администрацией – 15% (8)

Неудовлетворительное состояние жилья – 18% (10)

Недостаточный отпуск в летнее время – 37% (20)

Отдых после работы полноценный у – 14% (8)

Не умеют отдыхать – 86% (46)

Анализируя результаты анкетирования педагогов, мы представили как выглядит среднестатистический учитель МОУ «СОШ № 3» г. Всеволожска с точки зрения профессионального здоровья.

В среднем, учитель нашей школы в году болеет 21 день, причём не всегда, когда заболевает, идет к врачу. Через день у него повышается или понижается давление, полгода он периодически испытывает головные боли, другие полгода у него нарушен сон. На работу он ходит 3 месяца с хорошим и отличным настроением, 1 раз в год ему даже хочется на работу, а в остальное время – настроение перед работой у него напряжённое, или равнодушное. Чаще всего его выводит из равновесия: большая нагрузка на работе, проблемы с учащимися, с коллегами. В выходные дни он совсем не отдыхает по причине того, что не умеет, готовится к завтрашнему дню, думает о работе, проверяет тетради. О чём мечтает? О том, чтобы было поменьше отчётности, своевременное планирование дел, чтобы дали возможность заниматься своим делом – учить детей, хотели бы испытывать на себе «ситуацию успеха», а в школьной столовой каждый день были бы фруктовые и овощные салаты. А ещё, среди жизненных ценностей он, конечно же, ставит здоровье на первое место или хотя бы на второе или третье. А что же делает для этого? Да практически ничего, разве что 7 раз в году зарядку, ещё реже прогулки на лыжах, велосипеде. Раз в месяц соблюдает правильный режим дня и рационально питается. Зато у него практически отсутствуют вредные привычки, но он часто пользуется лекарственными средствами борьбы со стрессом. И при всём при этом он добивается побед, зарабатывает титулы, гранты. Но какой ценой?

У педагога в таком состоянии разрушается профессиональная деятельность, он сам становится, по сути, фактором риска для развивающейся личности ученика и его здоровья.

Кроме того, нами было проведено исследование психологического климата на уроках у всех педагогов школы. Результаты исследования показали, что на уроках у педагогов с элементами профессионального выгорания дети чаще чувствуют тревогу, нарушают дисциплину, не чувствуют заинтересованности учителя в подаче материала, испытывают скуку и нежелание посещать уроки.

Таким образом, проблема здоровья педагогов была актуализирована, и нами была разработана программа профилактики эмоционального выгорания, включающая комплекс мероприятий, рекомендаций как для самих педагогов, так и для администрации.

Педагогический коллектив МОУ «СОШ № 3» г. Всеволожска можно охарактеризовать как трудоспособный, творческий коллектив, а в условиях инновационной деятельности фактор риска профессионального выгорания достаточно велик. Коллектив с учётом возраста и стажа на этот год можно охарактеризовать как зрелый коллектив с преобладанием педагогов – стажистов (стаж от 15 до 30 лет) и возрастом большинства педагогов свыше 40 лет.

На основе анализа причин выгорания мы выделили два основных пути его профилактики: самостоятельная помощь и помощь профессиональная.

Самостоятельная помощь: Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе и ликвидировать первые симптомы. В данном случае педагогу необходимо:


  • Использовать техники контроля распределения личного времени

  • Сохранение границы между работой и личной жизнью, домом.

  • Осознание необходимости своевременного обращения за профессиональной помощью.

Под профессиональной помощью мы подразумеваем не помощь со стороны медицинских работников, а организацию деятельности внутри самого образовательного учреждения.

В деятельности нашей школы основными инициаторами и организаторами реализации программы профилактики является служба психолого-педагогического сопровождения. В начале учебного года СППС разрабатывает программу мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания с определением сроков, ответственных, с привлечением необходимых кадровых ресурсов школы.

Работа организуется по трём основным направлениям:


  • Организационная деятельность

Наиболее важным здесь является научная организация труда, разработка циклограмм деятельности по всем направлениям, информатизация процесса управления


  • Информационно- просветительская работа

Прежде всего, курсовая подготовка, т.е. общение со специалистами по данному вопросу, педсоветы, круглые столы

Так как одним из показателей неудовлетворенности педагогов стало наличие напряженных отношений в коллективе и с администрацией, нами были предложены рекомендации по улучшению психологического климата среди педагогов.

Одним из главных условий создания благоприятного климата в образовательном учреждении по праву считается сохранение личного достоинства педагога. Только уважение к личности, только поддержка и взаимопомощь, только доброжелательность и терпимость способствуют развитию самоуважения и самопринятия.

Наиболее эффективными методами повышения профессионального статуса являются делегирование полномочий, поддержка ярких лидеров и нестандартных решений, создание творческих и инициативных групп, взаимопосещения и взаимопросмотры, «Недели педагогического мастерства», свобода выбора демонстрации своего опыта. Эти формы работы делают управление педагогическим процессом более демократичным, а участие педагогов в управленческой деятельности позволяет снять психологическое напряжение, способствует их самосознанию и личностному росту.

В комплексе мероприятий, позволяющих научиться адекватно воспринимать себя и окружающих людей, ведущим является социально-психологический тренинг «Антистресс для педагогов», на котором в игровой форме решаются проблемы социализации, адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стресса.

К эффективным групповым формам работы с педагогами относятся и «деловые игры», повышающие уровень профессионального мастерства, поддерживающие положительный микроклимат.

Снижению эмоционального напряжения способствуют и приемы арттерапии: рисование, музыка, которые создают атмосферу заботы и поддержки, способствуют сплоченности участников арттерапевтического процесса, возникновению позитивных изменений в их эмоциональном и индивидуально-личностном развитии.

Большое значение придается индивидуальной работе с педагогами по их запросам и результатам анкетирования. Так, нами разработана серия консультаций и рекомендаций по разным проблемам: «Профилактика утомления», «Приемы мышечной релаксации», «Правила педагогической гигиены», «Саморегуляция эмоциональных состояний» и т.п.

На данном этапе сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагогов имеет позитивную динамику: появилась большая удовлетворенность процессом работы, возникает меньше конфликтов как среди коллег, так и с администрацией и родителями учащихся. Еще немаловажным показателем является то, что дети отмечают более позитивный настрой педагогов, более доброжелательную атмосферу на занятиях.

На наш взгляд, система сопровождения обеспечения психологического здоровья должна реализовываться именно комплексно. Только в таком случае мероприятия будут иметь положительный эффект.

Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества в целом.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о