Фгт расшифровка – ЧТО ТАКОЕ ФГТ?

ЧТО ТАКОЕ ФГТ?

    В данной статье пойдёт речь о новом документе, введение которого связано с тем, что настала необходимость стантартизации содержания дошкольного образования для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Так что же такое ФГТ?

     В  связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г.)  в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных  общеобразовательных  программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются  в следующем:

1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается

– максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

– в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная образовательная программа  дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ  как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

– формирование их общей культуры,

– развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

– формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

– сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

– коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

 

“Дошкольное воспитание по Федеральным Государственным Требованиям”

Дошкольное воспитание по Федеральным Государственным Требованиям – одна из самых главных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в детском возрасте происходит формирование характера человека, приобретаются основные умения и навыки, формируется личность. Работая с дошкольником, важно делать все правильно, ведь любая неосторожность может повлечь за собой последствия, которые скажутся в будущем.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие.

Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрел. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.

Содержание образовательных областей

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

ст. воспитатель Корнилова А.Н.

dou.melenky.ru

Чем отличаются между собой ФГОС и ФГТ

Слова ФГТ и ФГОС в последнее время часто на слуху. Чтобы понять, с чем их связывать, нужно сделать небольшую классификацию образования в России. Образование в России можно разделить на общее и профессиональное.

Общее образование – это следующие уровни:

  1. Дошкольное образование (детские сады, ясли).
  2. Начальное общее образование.
  3. Основное общее образование.
  4. Среднее общее образование.

Профессиональное образование идет по таким уровням:

  • Среднее профессиональное образование.
  • Высшее образование – степень бакалавра.
  • Высшее образование – магистратура.
  • Высшее образование – аспирантура (подготовка самых высококвалифицированных кадров).

Так вот, все эти буквы связаны с каждым из этих уровней образования.

Что же секретного скрывается за буквами ФГОС И ФГТ?

Для понимания значения этих букв нужно просто расшифровать аббревиатуру.
ФГОС – это федеральный государственный образовательный стандарт, применяемый для конкретного уровня образования.

ФГТ – федеральные государственные требования, предъявляемые ко всем уровням образования.

Стандарт сменил требования с сентября 2013 года, принеся много нового в сферу всех уровней образования. В сегодняшней России не один уровень образования. И в каждом из них, как и во всем образовании в целом, сделан упор и на уровень качества образования, и на самые различные варианты для получения образования. Ранее вся система образования на всех уровнях подчинялась требованиям. Теперь же для каждого уровня в образовании, в том числе и для дошкольного образования, разработан свой стандарт.

Почему отдельно говорят про дошкольное образование? Потому, что как уровень образования, он закреплен относительно недавно. С введением стандартов однозначно выиграли все уровни образования. Ведь каждый уровень образования стал рассматриваться, как отдельно взятый процесс. Так не только проще управлять каждым уровнем, но и быстрее можно увидеть результаты.

Чем отличается ФГОС от ФГТ?

Требования состояли из двух частей. В первом содержательном разделе были прописаны положения по структуре образовательной программы. Во втором разделе собраны требования к условиям реализации образовательной программы на практике (в процессе обучения).

Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел. В третьем целевом разделе образовательного стандарта прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Но помимо этого раздела с требованиями есть и другие отличия. Например, стандарты дают учащимся больше возможностей работать самостоятельно.

Стандарт заостряет внимание на формировании культуры обучающихся, развитии их личности, взаимоотношениях друг с другом. Даже уделяется внимание отношению друг к другу. Именно благодаря стандартам удается с успехом наладить связи с обществом, с коллективом. Стандарты разрабатывались под национальные и культурные условия в обществе, где предстоит обучаться детям, подросткам, молодым людям. Стандарт учел все национальные особенности обучения, различия в культурах людей. Требования так много внимания всем этим нюансам не уделяли.

Требования предъявлялись к определенной группе учащихся, сформированной по критерию возраста. Стандарт же разрабатывался не только с учетом возрастного критерия, но и с учетом всех психологических факторов в возрастной группе обучающихся. В особенности много послаблений и дополнительных возможностей появилось в системе детских садов (дошкольного образования).

Именно стандарты разнообразили различные варианты домашнего и дистанционного обучения. В требованиях такого внимания домашнему и модному сегодня дистанционному обучению не уделялось, так как абсолютно для всех уровней любого образования они были едины. Цель стандартов – дать толчок к самостоятельному развитию, что важно для каждого уровня образования. Самообразование в любом варианте дисциплинирует. А путь к успешному усвоению образовательной программы начинается с дисциплины. Дисциплина способствует успеху в образовании. Это было известно еще без введения стандарта.

Разработка стандарта с ориентиром на конкретный уровень образования позволяет педагогам максимально сблизиться с учащимися и донести до них все требования образовательной программы. Учащимся же стало намного легче выполнять требования программ. Ведь стандарт учитывает интересы обучающихся на любом уровне образования. Много у кого загорелись глаза благодаря усовершенствованиям в системе образования.

Образовательный стандарт никогда не будет столь категоричен, как требования. Со стандартом всегда есть выбор на любом уровне образования.А еще стандарты учат не только конкретным предметам и наукам. Стандарты учат быть людьми.

Маленькое заключение

Стало ли легче учиться, покажет время. Но появившийся выбор нужно ценить. О требованиях нельзя сказать ничего плохого. Они соответствовали своему времени. Но времена изменились. И им теперь во всем соответствует образовательный стандарт.

vchemraznica.ru

Чем отличается ФГОС от ФГТ

Новый закон об образовании в нашей стране, вступивший в силу с сентября 2013 года, привнес много новшеств в образовательную сферу. Так, впервые в России дошкольное образование закрепили как уровень образования, а основной упор был сделан как на качество, так и на различные варианты получения образования обучающимися. Ранее для всех уровней существовали ФГТ (федеральные государственные требования). В соответствии с новым законом для каждого уровня образования были разработаны ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Так, ФГТ состоят из двух разделов: содержательный раздел – требования к структуре ОП (образовательной программы), организационный раздел – требования к условиям реализации ОП.

По сути, ФГТ является частью ФГОС. Отличием ФГОС от ФГТ считается наличие третьего целевого раздела в ФГОСах – требований к результатам освоения ОП. Но помимо требований, существует еще небольшой ряд отличий. Также изменилось соотношение частей образовательной программы: в ФГТ на обязательную часть выделено 80 %, в ФГОС – 60 %, на формируемую участниками образовательного процесса – 20 % по ФГТ и 40 по ФГОС. Таким образом, ФГОС «больше времени» уделяет самостоятельной работе обучающихся.

Сравнение

ФГОС более акцентированно подходит к формированию общей культуры обучающихся, к развитию их коммуникативно-личностных качеств, а также формированию предпосылок для обеспечения их социальной успешности.

Таким образом, ФГТ направлено на социализацию обучающегося, а ФГОС – на коммуникацию и налаживание связей с обществом. Ведь, по сути, ФГОСы ориентируются на специфику национальных и социокультурных условий, в которых по факту осуществляется образовательный процесс.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что основное отличие ФГОС от ФГТ состоит в требованиях к освоению образовательной программы. Учитывая, что 2015 год считается переходным годом в образовательной сфере, допустимо уже говорить о том, что закон об образовании, принятый в конце 2012 года, в какой-то мере стал учитывать национальные особенности обучения, более акцентированно подошел к развитию у обучающихся культуры и предложил больше вариантов дистанционного обучения.

thedifference.ru

Главная

Главная

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! 

Вы находитесь на сайте Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №33 Пушкинского района Санкт–Петербурга.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей, был по-детски любознателен и успешно учился в школе. Такую же цель ставит перед собой коллектив ГБДОУ детский сад № 33.

В нашем учреждении сформировался профессиональный, творческий и дружный коллектив единомышленников.

Заведующий ГБДОУ №33

Киреева Татьяна Евгеньевна

Всю свою энергию, талант, хозяйственность, педагогическую компетентность, любовь к детям направляет на то, чтобы наш детский сад с каждым годом становился все краше и уютней, чтобы дети и их родители чувствовали искреннюю заботу, любовь и взаимопонимание.

Специалисты поддерживают основные традиции современного образования, приносят с собой много новых, инновационных идей. Все мероприятия в детском саду проводятся в атмосфере творчества, взаимопонимания. Они направлены на развитие у детей любознательности, творческой инициативы и помогают им постигать сложности современного мира.

Обо всем, что происходит в нашем детском саду, мы постараемся рассказать на страницах нашего сайта!

Здесь Вы можете:

• познакомиться с законодательной и нормативно-правовой базой учреждения;

• найти: информацию о детском саде и реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

• виртуально посетить группу вашего ребенка; узнать последние новости о жизни детей в группе;

• узнать о праздниках, выставках и других мероприятиях, проводимых в саду, в разделе “Новости нашей жизни”, а также увидеть фотоотчет о них.

• получить виртуальную консультацию специалистов детского сада;

• оставить свои отзывы о работе детского сада в разделе «Отзывы и пожелания».


slab.detsad33pushkin.ru

нормативная база дошкольного и начального общего образования на разных уровнях управления, ГБОУ Школа № 809, Москва

ФГТ и ФГОС: нормативная база дошкольного

и начального общего образования на разных уровнях управления

 

 Эпоха человеческого развития, именуемая «детством»,  считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. (Слайд1, 2) И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Изменения в системе российского образования позволяют по-новому подойти к решению проблемы. Принятие новых стандартов начального общего образования (ФГОС) и федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) является важным моментом для продвижения в решении данной проблемы.      

(Слайд 3) В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» и

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Очень важно, что ФГТ преемственны (Слайд 4) Концепции дошкольного воспитания,  провозгласившей идею самоценности дошкольного периода, и Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Слайд 5) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования.

Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

 

ФГТ – это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет важные принципы, по которым необходимо фактически перестраивать образовательную работу в дошкольных учреждениях с учетом специфики обучения дошкольников.

ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.

 

 (Слайд 6) Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования:

  • требования к содержанию дошкольного образования учитывают особенности современного состояния дошкольного детства в России;
  • актуальные проблемы системы дошкольного образования вносят в содержание программ необходимые изменения, а именно: ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет  гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования;
  • документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы (следует подчеркнуть, что до принятия настоящего документа они сильно расходились).

 

Каковы же новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ?  Они  заключаются  в следующем:

  • ФГТ обеспечивают преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, причем впервые в нормативном правовом документе установлен  (Слайд 7) ряд концептуальных требований.
  • В ФГТ выделены (Слайд 8) десять образовательных областей.
  • Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность»  весьма условна.    Например, область «Безопасность» уже в  течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения.  В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы устанавливают (Слайд 9) основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.
  • Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:                                                                                          

            – поведение  и  деятельность дошкольников представляют собой  недостаточное  дифференцированное целое;

– «схватывание» целого раньше частей –  позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

  • В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. И в каждой помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
  • ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.
  • Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка, формирование предпосылок универсальных учебных действий.
  •  ФГТ определяют планируемые результаты освоения программы – итоговые и промежуточные.  Промежуточные являются,  по сути, средством,  установления так называемой «обратной связи». 
  • Весь образовательный  процесс  происходит по индивидуально- ориентированной программе.

 

В соответствии с ФГОС образовательная работа в начальных классах должна сочетать различные формы организации, включая самостоятельную деятельность учащихся, их взаимодействие в различных видах деятельности, общение.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

 

(Слайд 10) Сопоставление основополагающих документов (ФГТ и ФГОС) позволяет нам убедиться в том, что впервые создана реальная нормативная основа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной Программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

 

 (Слайд 11) Следует заметить, что портрет выпускника ДОУ по  основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

(Слайд 12) Согласно ФГОС УУД –  совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности, представлены на слайде:

 1) познавательные и учебные мотивы

 2) учебная цель

 3) учебная  задача

4) учебные действия и операции

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса,  и выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) –  к самостоятельной.

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить пять блоков (Слайд 13).

В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все эти универсальные учебные действия как основа умения учиться.

 

(Слайд 14) В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника,  мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

 

(Слайд 15) В сфере регулятивных универсальных учебных действий  выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий, представленных на слайде

 

(Слайд 16) В сфере познавательных универсальных учебных действий  выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

 

(Слайд 17) В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

Перечисленные универсальные учебные действия ярко характеризуют этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.

Всё это касается начального общего образования. А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки?

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью сформированности внутренней позиции школьника.

(Слайд18) Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

Критерий Я хочу учиться! Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

 Я готов к познанию!

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о  подготовке к школе.

 Я – субъект детского сообщества!

Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

 

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки   (Слайд 19) регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

На ступени дошкольного образования предпосылками (Слайд 20) познавательных логических универсальных учебных действий  могут быть действия, обозначенные на слайде.

Предпосылки (Слайд 21) знаково-символических универсальных учебных действий заключаются:

  • в использовании знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов;
  • в считывании информации;
  • в использовании схем, чертежей, планов, в ориентировке в пространственном расположении предметов.

В сфере формирования (Слайд 22) коммуникативных УУД предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

 

Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают (Слайд 23) данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

 

С целью обеспечения  качественного  дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГТ и ФГОС.  Вместе с тем,  педагогические коллективы хорошо осознают, что введение в действие ФГТ и ФГОС является сложным и многоплановым  процессом.

(Слайд 24) Мы надеемся, что проблема   преемственности  как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения. (Слайд 25)  

 

 

 

sch809.mskobr.ru

Внедрение ФГТ в практику ДОУ

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований

 

Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от  № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.

В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Содержание обязательной части определяет примерная программа, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию.

В ФГТ установлено, что объем обязательной части программы, должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации всей программы.

Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается вся специфика деятельности образовательного учреждения, все приоритеты, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к конкретным условиям конкретного детского сада.

Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.

 

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике  понятие «занятие» рассматривается как  занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

– принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

– принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному “минимуму”)

– принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

– комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость,  дань уважения, память.  Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное  участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

– решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности  и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;  

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

– взаимодействие с родителям; 

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

– И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

 

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

1)    Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

2)    Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

3)    Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

4)    Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

5)    Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

6)    Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

nsportal.ru

Нормативно-правовая база | ФГТ

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА – ФГТ НА САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ

 

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

МОНОГРАФИЯ. “СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВА.О. АРАКЕЛОВА

 

О РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
сборник материалов для детских школ искусств

1 часть       2 часть



 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ  И ОРГАНИЗАЦИИ:

ГРАФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ ПО ВИДАМ ИСКУССТВ. ПРОЕКТ

ПРАВИЛ ПРИЕМА ДЕТЕЙ В ДЕТСКУЮ ШКОЛУ ИСКУССТВ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ. ПРОЕКТ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДШИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ. ПРОЕКТ

ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ. ПРОЕКТ

УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДШИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ. ПРОЕКТ

ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ.

 

ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра»и сроку обучения по этой программе

 


 
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ:

 

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

 

Письмо Министерства культуры Российской Федерации
от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ

 

Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в работе Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств.

Г.П.ИВЛИЕВ

Приложение
к письму Минкультуры России
от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

doc.msk.muzkult.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.