Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста – Ѡ. , – .

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

Консультация для воспитателей

Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

Воспитатель МБДОУ № 24 г. Усть-Лабинска

Бирюкова Татьяна Владимировна

1. Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

2. Принципы организации психолого-педагогической работы

3. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

4. Средства ознакомления детей с основами безопасности

5. Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

6. Методы ознакомления детей с основами безопасности

7. Взаимодействие с родителями

Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

На данном этапе, в соответствии с ФГТ (одним из направлений развития является «Социально-личностное развитие», и в это направление входит такая образовательная область как «Безопасность»).

3.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

В некоторых странах, таких как Англия, Япония и Финляндия, школьное обучение ребенка безопасности постепенно отошло на второй план. Стало ясно, ребенка надо учить, прежде всего, в семье и детском саду. В Финляндии, например, родителей, дети которых ходят в детский сад, собирают, им показывают слайды правильного и неправильного поведения детей на дороге и просят в течение очередного месяца отрабатывать с детьми во время движения по улице ту или иную, необходимую для дороги, привычку. Например, одну из важнейших - обязательно приостановиться перед шагом с тротуара на проезжую часть или всегда переходить с бега на шаг и переходить дорогу только размеренным шагом и т.д.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в «Концепции социализации ребенка» говорит: «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения».

Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода. («компетентности» - как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается.)

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как , как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.

(Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак игра. По определени. А.Н. Леонтьева игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность. Отражение построеное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И. Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно инофрмировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

5. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006

6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

8. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

infourok.ru

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице

Из опыта работы

«Формирование у детей дошкольного возраста

основ безопасного поведения на улице»

 

Тубасова Светлана Константиновна,

воспитатель МБДОУ № 25,

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.

Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка и обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему зачастую приходится преодолевать путь от дома до школы и обратно самостоятельно. Чтобы оградить ребёнка от опасности нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить ПДД, с дорожными знаками. Важная роль в предупреждении дорожно-транспортного травматизма принадлежит дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

Первые навыки по ПДД я прививала ребятам  с 3-х лет. В средней группе знакомила с видами транспорта, правилами участников движения, сигналами светофора. В старшей группе программа сложнее: дорожные знаки и их назначение, правила поведения в общественном транспорте. Подготовительная группа – это обобщение пройденного материала и его углубление, изучение специальных терминов дорожного движения.

Цель моей работы по обучению детей дорожной азбуке: формирование у детей навыков осознанного поведения в различных опасных ситуациях на улицах города. Работая с детьми на протяжении нескольких лет, осуществляла выполнение следующих задач:

 — Закрепить и обобщить знания о родном городе, названия улиц, научить ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут.

 — Формировать знания о правилах безопасного поведения на улицах города.

— Продолжать знакомить детей с правилами поведения на дороге и знаками дорожного движения.

— Учить адекватно, реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать правильные решения.

— Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, дать чёткое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направленные на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять.

Обучая детей дорожной грамоте,  я выбрала 3 основных направления:

  • Безопасность на улице
  • Светофор и дорожные знаки
  • Транспорт и безопасные ситуации.

В своей работе чётко продумала формы и методы по обучению детей ПДД:

  1. На первом этапе работы я уточняю представления детей о правилах (то есть узнаю их личный опыт, на который могу опереться). Такая диагностика проводится мною в каждой возрастной группе, помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей. Для этого разработан ряд вопросов, на которые дети с удовольствием отвечают.
  2. Выделенный мною второй этап – это расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД посредством наблюдения за движением транспорта по улице, на перекрёстке, на пешеходном переходе, наблюдение за работой светофора, за работой инспектора ГИБДД. Для этого, чтобы работа в этом направлении велась в системе, разработана примерная тематика целевых прогулок и экскурсий. После каждой экскурсии провожу беседы, которые помогают закрепить полученные детьми знания и представления. На прогулке, экскурсии, занятиях, во время бесед звучат загадки, стихи о светофоре, о полицейском- регулировщике.
  3. Следующий этап закрепления знаний, полученных на улице, создаю проблемные ситуации на планшетах, схемах, в ролевых играх. Использую дидактические игры, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
  4. В процессе обучения подхожу к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности. Использую различные формы обучения, такие как беседы, практические занятия, развлечения, игровые тренинги, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций по ПДД, чтение художественной литературы. Знания, полученные детьми на занятиях, в ролевых играх, дидактических играх, при просмотре видео и мультфильмов, закрепляю в ходе развлечений, спортивных и музыкальных праздниках, а так же они находят широкое отражение в рисунках и поделках.

Я понимаю, что работа, проводимая мною в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желаемых результатов. Здесь необходим тесный контакт педагогов и родителей. Вот почему на первом родительском собрании знакомила родителей мам и пап с проводимой мною работой по ознакомлению детей с ПДД. Разрабатывая анкеты по данной проблеме, главное внимание уделяю работе с родителями по изучению и соблюдению детьми правил дорожного движения. Ведь именно в семье закладываются основы поведения ребёнка. И главное на, что обратила внимание – соблюдают ли родители ПДД. В семьях, где родители соблюдают правила, там и дети их соблюдают, и наоборот, если родители вольно относятся к правилам, то и дети поступают так же.

Цель моей работы с родителями – это объяснить актуальность и важность проблемы безопасности детей. Повысить образовательный уровень родителей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Родители являются заинтересованными партнёрами в обучении и развитии детей. Для повышения ответственности за соблюдение детьми ПДД с родителями провожу целенаправленную работу: ежедневные беседы, разработанные рекомендации для родителей дошкольников, наглядная агитация, анкетирование, оформление стендов, альбомов, совместные с детьми досуги, праздники, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр.

Дети разви­ваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процес­сом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка. Одной из основных задач предметно – развивающей среды должно быть обогащение игрового центра активности «ПДД» элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Важно чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью в центре «ПДД» разложены разные дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поступи правильно», «Красный, желтый, зеленый», «Светофор», « Собери знак», « Собери улицу».   Родители воспитанников принимали активное участие в создании центра активности «ПДД» как равноправные и равноответственные партнёры  в образовании своих детей.  Совместно с родителями изготовили макеты, имитирующие улицу, со всеми дорожными знаками, перекрёстками и переходами, достопримечательностями родного города.

Центр активности «ПДД» в группе оснащён:

  • дидактическими играми по правилам уличного движения;
  • учебными макетами, перекрестками;
  • книгами разных авторов на соответствующую тематику;
  • справочной литературой: энциклопедии, справочники;
  • строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
  • настольно-печатными играми;
  • моделями машин: легковых и грузовых;
  • макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, достопримечательностями родного города, мелкими игрушками-куклами;
  • разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
  • «маршрутными листами», где изображен путь от дома до детского сада;
  • аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
  • альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
  • иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

Я знакомлю детей с правилами поведения на улицах города; рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток; какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; беседую с детьми о том, часто ли они бывают на улице, название каких улиц знают дети, почему нельзя выходить на улицу без взрослого. Использую иллюстрации жизненных ситуаций, рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Предлагаю детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного поведения на улице.  Вместе с детьми отрабатываю безопасные маршруты дороги в детский сад с помощью «маршрутных листов», которые дети изготавливают совместно с родителями. Рассказываю детям о том, как следует переходить дорогу, знакомлю с пешеходными переходами: «зебра», светофор. Уже с младшего дошкольного возраста детей учу различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а также тому, что они обозначают. Для этого использую дидактическую игру «Светофор»; подвижные игры «Стоп», «Сигналы светофора»; макет светофора; сюжетно-ролевую игру «Пешеходы». Детей старшего дошкольного возраста учу различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Дети знакомятся с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо»; информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход».Объясняют, что означает каждый знак, разыгрываю дорожные ситуации с помощью макета своей улицы. Для лучшего усвоения нового материала использую приемы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекресток.

В помощь детям для составления рассказа «Улица» разработала алгоритм, который помогает воспитанникам составлять описательные рассказы о доме, в котором живёшь, об улице, какой транспорт движется по улице, какое движение на дороге, какие знаки есть на улице, и как переходить проезжую часть.

Изучение правил дорожного движения следует рассматривать, как составную часть общей воспитательной работы детского сада и семьи. Я считаю, что только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды ПДД можно решить проблему детского травматизма.

 

на Ваш сайт.

detstvogid.ru

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность



Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [1].

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

К. Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей” [2].

В 1960–1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваныпомочь педагогам решать проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, и др.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.).

Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональныйотклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов — создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованныепредставления [3].

В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной “Основы безопасностидетей дошкольного возраста”. В данной программе раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Но данная программа адресовано для работы с детьми старшего дошкольного возраста, что не подходит для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Главной целью моей работы — в доступной занимательной форме формировать у детей младшего дошкольного возраста основы правил безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи:

– Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту.

– Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и безопасного поведения.

– Учить соблюдать правила поведения в детском саду и дома.

– Привлечение родителей к формированию у детей раннего возраста навыков безопасного поведения.

Причинить вред жизни и здоровью могут домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы(как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимныемоменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Ребенок должен быть не пассивным зрителем или слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками. Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются игра.

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя [4].

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуютобщество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательноговоздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательноеявление и факт.

Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность.

Игры дают возможность:

– познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;

– сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

– познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста (2–3 года) я использую различные виды игр такие как, словесно-наглядные, настольно — печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, обыгрывание произведений детских авторов, так как художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста в большом количествеприменялись наглядные методы, что обусловлено особенностями восприятия и мышления. Наглядность (иллюстрации, картинки, наблюдение живых объектов, рассматривание предметов и т. д.) обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала [5].

Были отобраны литературные произведения разных жанров с разным содержанием: стихи о различных режимных моментах, книги из серии «Лучшие стихи и сказки малышам», куда вошли произведения Натальи Мигуновой «Правила поведения для малышей», Марии Манаковой «Правила безопасности для малышей» и Ольги Корнеевой «Быть послушным хорошо». К. Чуковский «Путаница» и другие.

В группе проводился проект «Игрушки». В ходе проекта происходило знакомство детей с творчеством А. Барто. В рамках проекта были проведена игра-ситуация: «У каждой игрушки своё место». Целью которой является: знакомство детей со стихотворением «Грузовик»; правилами поведения в группе (необходимость ставит игрушки на места).

Игровая ситуация: «У каждой игрушки своё место».

Ход.

Игра — знакомство:

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок

Полосатый и пушистый

К нам сегодня гость пришёл.

До сих пор мне непонятно:

Как же он нас всех нашёл?

В гости к детям пришёл котёнок здоровается и знакомится с ними.

Котёнок: Здравствуйте, ребята. Меня зовут котёнок Вася.

Котёнок: Как у вас много игрушек.

Котёнок: «Я люблю кататься на машинах. Где у вас стоят машины?». «Как можно играть с машинками?». «Покатайте меня на машине, я уже не боюсь». «Куда вы убираете машины, когда закончили играть?».

Котёнок: Ой, а я не хочу собирать игрушки на места, я устал. Всё равно ничего не случиться?

Воспитатель и дети рассказывают, что будет, если не убирать игрушки — можно спотыкнуться и упасть.

В проблемно-игровых ситуациях «Наш котенок поранил лапку», «Навестим котят в больнице», закрепляются правила оказания элементарной медпомощи, дети знакомятся с опасными ситуациями дома, в детском саду, приводящими к падениям, ушибам. Во время решения проблемных ситуаций «Как Иришка наступила на иголку», «Что забыли убрать взрослые» уточняются знания о правилах обращения и хранения острых, колющих предметов.

В зимний период в группе проводился проект «Безопасная ёлка». В ходе проекта дети знакомились с ёлкой и ёлочными игрушками и их свойствами: стеклянные — бьются, это опасно. Проводилась работа с родителями: проведено собрание о безопасном проведении новогодних праздников, изготовление «безопасной игрушки» для ёлочки.

Была изготовлена игра «Что такое хорошо и что такое плохо», по мотивам известных детских сказок. В течении года совместно с детьми постоянно повторяются правила безопасного поведения как дома, так и в детском саду, знания, полученные в детском саду, необходимо постоянно повторять и закреплять в практической деятельности. А для этого необходима помощь родителей.

На конец года детьми усвоены элементарные правила поведения в детском саду, закреплено понятие — опасные предметы и что к ним относится.

Литература:
  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2008. — 144с.
  2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]. — Минск, 2007. — 203 с. Библиогр.: 201–203 с
  3. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду[Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб.: Из-во «Акциндент»,1995. — 120 с. — С. 45–98.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  5. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт. — сост. О. В. Чермашенцева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 207 с.)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

moluch.ru

Методические основы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста отличается любознательностью, повышенной активностью в познании окружающего мира. Несомненно, эти стремления должны поощряться взрослыми, однако иной раз они становятся крайне небезопасными для ребенка. Поэтому так важно своевременно начать и системно формировать у детей основы безопасного поведения. Данная работа должна начинаться с раннего возраста и быть непрерывной на протяжении всего дошкольного периода. Это требование связано с тем, что детям дошкольного возраста не свойственна защитная психологическая реакция на опасность, присущая взрослому человеку [1].

В исследованиях по заявленной проблематике (И.А. Лыкова, Е.В. Михеева, И.П. Равчеева, Л.М. Таутиева, В.А. Шипунова) выделяют определенную последовательность действий по формированию у детей основ безопасного поведения. Изначально рекомендуется провести диагностическое обследование: выявить уровень знаний и интересов детей, определить сформированность практических умений и навыков. Полученные результаты помогут сформулировать цель и задачи работы в данном направлении [2].

Примерная цель может быть следующей: сформировать у детей основные представления об опасных для жизни ситуациях и способах поведения в них, добиться осознанности в выборе способов безопасного поведения.

Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

— дать детям представления об опасных и вредных для здоровья и жизни факторах окружающей среды;

— формировать навыки адекватной реакции на различные жизненные ситуации;

— активизировать желание и потребность в приобретении навыков безопасного поведения;

— способствовать переносу и закреплению полученных знаний о безопасном поведении в культурных практиках;

— формировать положительную эмоциональную реакцию и личностно-значимое отношение к правилам безопасного поведения.

При построении образовательной работы используются различные формы и методы, учитывающие как возрастные и индивидуальные особенности детей, так и их социокультурные различия, особенности семейной культуры, своеобразие бытовых условий, в которых проживает ребенок. Крайне важной является опора на уже имеющийся жизненный опыт детей, учет особенностей их поведения и предпочтений. Беседы и дискуссии с детьми позволяют выяснить, что именно они знают, а педагогические наблюдения за самостоятельной деятельностью показывают, стали ли знания личностно-значимыми и как свой познавательный опыт дети переносят на практику.

Опора на имеющийся у детей опыт поможет взрослому определить направления дальнейшей работы и способы ее организации. Также осознание имеющихся у детей знаний и представлений позволит взрослому избежать дублирования уже хорошо известной детям информации и закрепления ее в интересной и мотивирующей форме. Кроме того, педагог получает возможность спрогнозировать как и когда дать ребенку сведения, которые находятся далеко в зоне ближайшего развития [2].

Принципами построения образовательной работы по формированию основ безопасного поведения являются принцип системности, интеграции, доступности содержания, возрастной адекватности, преемственности семейного и дошкольного воспитания.

В качестве методов используются как общепедагогические методы, так и специальные. К общепедагогическим относятся методы формирования сознания детей, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, методы контроля эффективности образовательного процесса.

Специальными методами являются наглядные, словесные и практические. Они способствуют эффективному закреплению представлений о правилах безопасного поведения и последствиях их нарушения, отработке полученных представлений в специально созданных или реальных жизненных ситуациях.

Обозначенное направление работы реализуется во всех видах детской деятельности и предполагает активное воспитательное воздействие. Беседы, рассказы, разъяснения, примеры как воспитание словом способствуют осознанию получаемой информации. Упражнения, приучения как воспитание делом, а также включение детей в воспитательные ситуации, поощрения и наказания, педагогическая оценка (воспитание ситуацией) способствуют принятию полученных навыков, их присвоению. Большую роль играют воспитание игрой и воспитание общением, где навыки безопасного поведения становятся собственной культурной практикой каждого ребенка [3].

Как уже отмечалось ранее, при формировании навыков безопасного поведения важно учитывать интересы дошкольников, их стремление к познанию окружающего мира. В исследованиях современных авторов (К.Ю. Белая, Л.Е. Никонова, И.Л. Саво, Р.Б. Стеркина) отмечается, что наиболее эффективной данная работа будет при соблюдении следующих условий:

  • если содержание знаний и умений будет сгруппировано по видам опасности и будет осваиваться детьми в заданной последовательности;
  • если содержание образовательной работы будет даваться детям поэтапно с тщательной отработкой знаний и умений на каждом этапе и последующим закреплении на следующем;
  • если педагоги и родители будут выстраивать образование детей в тесном сотрудничестве и взаимодействии.

Таким образом, планомерная и целенаправленная работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

nsportal.ru

Сайт образовательного учреждения - Item Info

«Детям  совершенно  так же,  как  и 

взрослым,  хочется  быть  здоровыми

  и  сильными,  только  дети  не  знают,

  что  для  этого  надо  делать.Объясни

  им,  и  они  будут  беречься».
                                       Януш  Корчак

 

   Наша жизнь не становится спокойнее и безопаснее, а наоборот, наполняется ситуациями, опасными для нас и наших детей. За последние тысячелетия существования человеческий разум изобрел много нового в сфере технического прогресса, да и сам разум изменился. Если раньше боялись природных опасностей, то теперь, наряду с ними стоят опасности технические (техногенные) и социальные. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Несмотря на разработанность нормативных и программно-методических материалов, в практике воспитатели не уделяют должного внимания проблеме обучения детей безопасному поведению. Налицо противоречие между необходимостью обеспечить охрану жизни и здоровья детей с одной стороны и отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей безопасному поведению.

  Специфика  МБДОУ № 2 направлена на развитие и оздоровление, обеспечение лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплексных лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития туберкулезных заболеваний у детей, инфицированных туберкулезом и полное клиническое излечение детей с малыми и затихающими формами туберкулеза.   Поэтому именно на педагогов возлагается ответственность за формирование у детей основ безопасного поведения в социуме, так как общение с родителями сведено до минимума. Работа по воспитанию здорового ребенка в нашем дошкольном учреждении осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы. Целью нашей работы является обеспечение системы средств и условий для формирования у дошкольников сознательного отношения к вопросам своей безопасности и безопасности окружающих. Нами была поставлена задача -  Сформировать у детей умения оценивать опасные ситуации и принимать меры предосторожности. В рамках основного содержания наша работа может быть интегрирована с такими видами деятельности, как игра, труд, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, ознакомление с окружающим. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих  ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

  Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы создания недосягаемой для него действительности. Игра  отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. Игровую  образовательную деятельность в режимных моментах мы проводим во II половине дня в рамках совместной деятельности воспитателя с детьми. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дети будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза»  из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, мы каждое мероприятие  заканчиваем позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру - дети должны относиться к данной деятельности серьезно. Основное содержание нашей системы строится направлениям «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми». Например, такие ситуации как, "Школа светофорных наук", «Велосипедист и улица», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.

   Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор). Игровые ситуации поведения в природе: «В парке», «Ядовитые растения», «Собака - друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

  Элементы тренинга (проводятся совместно с психологом) такие как, «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации.

  Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение.   Необходимо  объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».

  Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Вместе с детьми мы проигрываем разнообразные  ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы.

  Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному   поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как  «Пожарная тревога», «Плохо воспитателю (бабушке, дедушке и.т.д.)  - что делать?», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?»

  Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, "скорой помощи", милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием.  Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.

  Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены.

   Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним.  Особенно мы уделяем внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо».  Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения.

    Главное - не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

2.tvoysadik.ru

Романова Наталья Александровна, воспитатель. «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Романова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка»  г. Ноябрьск,  ЯНАО.

Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности сформировались ещё в древности, когда  люди пытались защищаться от диких животных и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности.  В последнее время, мы очень часто  слышим  сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, повлекшими за собой гибель людей.

Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями — наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

Дошкольный возраст — период впитывания и накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в природе совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно, в старшем дошкольном возрасте, основным новообразованием является  зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как  необходимой, безопасной,  целесообразной, полезной.  Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать  каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

 Работу по формированию ОБЖ  следует проводить через следующие формы образовательной деятельности:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • режимные моменты;
  • самостоятельная деятельность детей.

- формы организации детей:

  • индивидуальные;
  • подгрупповые;
  • групповые.

- совместные действия:

  • наблюдения;
  • беседа;
  • чтение;
  • рассматривание;
  • просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  • игра;
  • ситуативно-имитационное моделирование (СИМ)
  • проектная деятельность.

- создание соответствующей предметно-развивающей среды. В неё входят:

1. Уголок безопасности

2. Игротека.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

 

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать:

- информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;

-познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

-наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;

-досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в природе, быту, встрече с незнакомым человеком, на улице совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

 

Используемая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
  4. Белая К.Ю. и др. Твоя безопасность. – М.: Просвещение, 1998.
  5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
  6. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – СПб: Детство- Пресс, 2010.
  7. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997.
  8. Интернет- ресурсы

 

 

 

 

 

old.sto-talantov.ru

45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.

46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.

КОЛЛЕКТИВ - это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.

КОЛЛЕКТИВИЗМ - нравственное качество, которое проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным.

Коллектив дошкольников - это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний.

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата. Коллективизм у дошкольников зарождается из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, сопереживания и др. Под влиянием коллективного образа жизни в детском саду, в общей деятельности, в коллективных занятиях у старших дошкольников формируются качества "общественности" (А.П.Усова).

К концу дошкольного возраста при правильном воспитании в группе дошкольников проявляются такие коллективистические признаки, как сотрудничество, взаимопомощь, элементарная ответственная взаимозависимость и контроль.

Формирование детского коллектива проходит ряд этапов:

I этап. Небольшие по численности объединения детей (по 3-6 чело- век), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всого игрой Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Их организатором является воспитатель. При этом он учитывает индивидуальные особенности детей.

П этап, Его основная задача - сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. Дети уже проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения (8-10 человек). Выдвигаются более сложные цели совместное деятельности - игровой, трудовой.

111. этап - более высокий этап формирования детского коллектива; характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они . сами создают объединения, регулирует свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Появляется осознание себя как части, общего, как члена коллектива. Здесь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех. Позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, поддерживает хороших организаторов коллективных дел.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия:

коллективная деятельность детей,

совместные переживания,

сплоченность коллектива работников детского сада.

Потребность в общении со сверстниками проявляется, у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их общение, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам.

У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития коллективных взаимоотношений: в обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает воспитателя формировать у детей умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

Совместная деятельность, интересная и доступная детям среднего дошкольного возраста (совместная игра, общие занятия, участие в бытовых процессах, выполнение трудовых обязанностей), является главным условием, обеспечивающим формирование добрых детских взаимоотношений. Деятельность побуждает к положительным эмоциональным проявлениям, которые служат предпосылкой развития социальных чувств и содействуют образованию первых устойчивых навыков и привычек поведения среди сверстников.

Успешное формирование коллективных взаимоотношений зависит от целого ряда причин:

  • от имеющегося у детей опыта общения, положительных или отрицательных впечатлений, полученных ими,

  • от благоприятных или неблагоприятных условий семейного воспитания,

  • от умения воспитателя видать особенности развития каждого ребенка, опираться на его положительные качества.

Не менее важно учитывать и влияние детей друг на друга. Это влияние успешнее всего осуществляется в небольших детских объединениях, возникающих в совместной игре или труде. Воспитатель. должен поддерживать общение детей, предоставлять им возможность для самостоятельных действий и решений.

Учитывая склонность детей к подражанию, нужно всемерно поощрять их стремление научиться хорошему, воспитывать отрицательное отношение к плохим поступкам.

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста становятся значительно сложнее. Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Воспитатель формирует у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения, рассматривание картин и иллюстрация соответствующей тематики, проводит этические беседы.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *