Геометрические фигуры и их названия для дошкольников – рисунки и картинки для малышей

Содержание

Геометрические фигуры для малышей: игры и развивающие пособия

Современные производители товаров для детей и детские психологи предлагают заняться развитием и обучением ребенка практически сразу после его рождения. По каким методикам заниматься – решать только родителям, но некоторые основные понятия следует объяснить вне основной программы. Геометрические фигуры для малышей важны не менее чем цвета и названия основных бытовых предметов. Как же правильно познакомить ребенка с кругами и овалами?

Зачем нужна геометрия дошкольникам?

Понятие формы и размера помогает воспринимать окружающий мир и предметы, сравнивать их между собой. Вы, не задумываясь, скажете, описывая какой-то необычный предмет мебели, что он похож на два прямоугольника с закругленными краями. А теперь представьте себе, насколько сложно описать и сравнить какие-то объекты, не зная названий и понятий простых форм. Именно поэтому выучить геометрические фигуры для малышей полезно как можно раньше. Уже к 2-3 годам ребенок должен знать, как минимум, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб. Постепенно можно добавлять и более сложные фигуры.

Отправляемся на поиски фигур!

Проще всего чему-то научить ребенка в процессе игры. Постарайтесь заинтересовать малыша, подавайте новый материал в оригинальной игровой форме. Для самых маленьких даже не нужно организовывать занятия, учиться можно между делом. Расскажите, что чашка круглая, а книга – прямоугольная. Наглядным пособием, раскрывающим понятие «геометрические фигуры», для малышей станут самые обычные игрушки. Сравнивайте вместе кубики и мячики, усложняйте задачу, добавляя посуду или фрукты для игры в магазин. Детей старшего возраста можно занять на продолжительное время, попросив найти в комнате как можно больше кругов или треугольников. Помогите проявить всю фантазию и объясните, что фигуры могут «прятаться» на ткани или обоях в виде рисунка, представлять собой целый предмет или его часть.

Занимательная геометрия

Выучить 5 геометрических фигур намного проще, если самостоятельно их нарисовать. Предложите малышу творческое задание, возьмите лист бумаги и краски, карандаши и фломастеры и изобразите круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Более интересная версия этой игры – мама рисует геометрическую фигуру, а ребенок дорисовывает какие-то элементы, превращая форму в предмет или животное. Можно также нарисовать прямоугольник на листе бумаге и повесить на видном месте. Конечно, кто-то из ваших гостей удивиться такому украшению интерьера, но вы всегда сможете ответить: «Это мы учим геометрические фигуры с малышами». На следующий день нарисуйте круг и повесьте его рядом с прямоугольником. А затем предложите сравнить фигуры между собой. Постепенно добавьте остальные формы и обязательно уделяйте несколько минут в день такому обучению.

Полезные игрушки для изучения фигур

В изучении основ геометрии помогут разнообразные игры и игрушки. Самый простой вариант: приобрести готовые карточки с изображением фигур. Обычно такие наборы ориентированы на изучение формы и цвета. Карточек может быть много, фигуры на них повторяются, но различаются по размеру и оттенку. Играть с такой настольной игрой можно часами. Попросите собрать все одинаковые формы, затем разложить их по размеру. Затем смешайте карточки и предложите найти все фигуры одного размера или цвета. При желании такую игру можно сделать и своими руками. Помочь в изучении геометрии способно и специальное детское лото. При желании совсем нетрудно найти такую игру, посвященную фигурам. И все же самыми популярными геометрическими игрушками остаются сортеры. Обычно это какая-то основа (емкость, рамка), имеющая прорези разных форм. В отверстия вставляются цветные геометрические фигуры. Задача ребенка - подобрать для каждого маленького предмета соответствующую прорезь на основе. Сортеры бывают оформлены в различных стилях, но выбирая самый простой – геометрический, вы получаете возможность выучить названия фигур во время их размещения в основе. Помочь в изучении форм могут и деревянные или картонные рамки с вкладышами, сделанные по принципу сортера. Полезно также смотреть специальные обучающие мультики про геометрические фигуры для малышей. Сочетайте все предложенные варианты обучения, и тогда у вашего ребенка не возникнет проблем с геометрией.

fb.ru

Геометрические фигуры | УМНЫЙ РЕБЕНОК

Геометрические фигуры осваиваются в форме дидактических игр. Организовать игры надо так, чтобы геометрические фигуры были просты и понятны для дошкольников.

Сегодня я хочу предложить несколько дидактических игр для освоения геометрических фигур дошкольниками. Для приведенных в этой статье игр надо, чтобы ребенок был знаком с геометрическими фигурами, а также знал их названия и с легкостью мог ориентироваться в них. Как знакомить ребенка с геометрическими фигурами можно прочитать здесь.

Геометрические фигуры в играх

Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок?»

Для этой игры вам понадобятся рисунки животных, игрушек, домиков, составленные из геометрических фигур. Например, вот такой рисунок.


Показываете ребенку рисунок и говорите: «Посмотри, кто здесь изображен?». Ребенок отвечает: «Цыпленок». Задаете следующий вопрос: «Рассмотри внимательно цыпленка и скажи, из каких фигур он состоит?». Ребенок называет. Если малыш назвал не все, помогаете ему, показав на неназванную им фигуру, и просите назвать ее. Затем можно предложить посчитать, сколько каких фигур на рисунке.

Вот еще пример рисунка:

Игра «Конструктор»

Для этой игры вам понадобятся:

  • разные фигуры из математического набора или вырезанные из цветной бумаги (картона) или мозаика
  • составленные из фигур рисунки
  • чистый лист бумаги

Показываете ребенку один из рисунков и предлагаете рассмотреть его. Например, такой рисунок:

Когда ребенок рассмотрит его, даете задание: «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур требуется для построения картинки». Затем ребенок самостоятельно строит изображение на своем листе бумаги.

Если вы выполняли это задание из бумаги, то можно в конце игры сделать аппликацию, наклеив эти фигурки на лист бумаги.

Примеры рисунков:

Игра «Положи в пустой квадрат круг, треугольник, квадрат»

Для этого упражнения вам понадобятся:

  • большой карточка с изображениями фигур и прорисованными дорожками к пустым квадратам
  • раздаточные карточки или фигуры из математического набора
Игра «Какую фигуру забыл нарисовать художник?»
Вам нужны карточки, на которых изображения фигур были таким образом, чтобы каждый раз была пропущена одна из фигур.  

Для этого задания можно использовать также мозаику, положив фигурки на разные листочки бумаги.

Сегодня я привела примеры нескольких дидактических игр для освоения геометрических фигур дошкольниками: «Из каких геометрических фигур состоит рисунок?», «Конструктор», «Положи в пустой квадрат круг, треугольник, квадрат»,  «Какую фигуру забыл нарисовать художник?».

Если у вас есть дополнения, обязательно оставьте свой комментарий.

 

Об авторе

liliya-vasilevskaya.ru

Геометрические фигуры для детей 3 – 4 лет: построение занятия

Содержание статьи

Изучение геометрии с маленькими детками – процесс довольно забавный, ведь в этом возрасте они набираются опыта и пополняют багаж имеющихся знаний. А изучение фигур помогает также развивать мышление и память. Как же правильно «преподнести» геометрические фигуры детям 3–4 лет?

Действуем поэтапно

Итак, геометрические фигуры имеют важное значение для развития детей. Чтобы их освоение было успешным, стоит воспользоваться следующими правилами.

  • Знакомство начинаем с простейших фигур (это будут круг, треугольник и квадрат).
  • На начальном этапе лучше, чтобы все фигурки были одного цвета и размера, дабы не отвлекать малыша лишними деталями.
  • Помним о возрасте (в 2 года осваиваем только круг, квадрат и треугольник; к 3 годам добавляем овал, ромб, прямоугольник; к 4 – трапецию, звезду, пяти- или шестиугольники).
  • Обучение должно быть многогранным, чтобы ребенок постоянно закреплял полученные навыки (обводим форму пальцами, учимся находить фигуры вокруг и различать, сортируем их по виду, размеру, создаем и анализируем аппликации, лепим, вырезаем, играем с карточками или лото, закрепляем формы в активных играх).

Начинайте изучение с плоских изображений, постепенно показывая ребенку разницу между плоскостью и объемом, уча сопоставлять объемное геометрическое тело с его плоскостным изображением.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

С чего начать изучение?

Для начала можно познакомить ребенка с изображением круга: обвести пальчиками, рассказать, что это. Через день начать искать вокруг себя все, что его напоминает. Если малыш затрудняется, родители должны ему помочь. Следующие фигуры изучают аналогично.

Затем следует объяснить ребенку, что объемные фигуры похожи на плоские (квадрат – на кубик, круг – на мяч). Пусть попробует соотносить их, находя аналогии вокруг себя. Для этого полезно показывать малышу плоское изображение, прося достать из мешочка такой же предмет, но объемный, а также искать «спрятавшиеся» фигуры на прогулке, при чтении книг или просмотре мультиков.

Хорошо помогает закрепить полученные знания специальное «геометрическое» лото: карточки с геометрическими фигурами, которые нужно располагать по местам на игровой карте. Лото можно изготовить самостоятельно. Для начала карточки берут одноцветные. Позже можно добавить другие цвета – так сложнее найти нужную пару.

Также этому способствует тактильное воссоздание заданной формы: рисование, лепка, выкладывание из разных предметов, вырезание, мозаика, аппликация. По мере освоения все новых фигур аппликации могут становиться более сложными: не просто квадратики на квадратном листе или круги на круглом, а целые картины, состоящие из разных фигур. Создавая их, нужно проговаривать, какая фигура какой частью композиции будет служить (круг – солнцем или колесом, треугольники – елочками, крышей и т. д.).

Совершенствуем и закрепляем

Изучение геометрических фигур для дошкольников ближе к 4 годам должно постоянно усложняться. Например, малыш уже должен научиться различать фигуры по форме и размерам, а также по тем действиям, которые с ними можно производить (катать, складывать в башню). Немного позже он научится сортировать геометрические тела по двум признакам (какие геометрические предметы получится катать, но не получится ставить друг на друга, или какие предметы нельзя покатить, но можно выстроить в башенку).

Закреплять полученные геометрические знания полезно в форме активных игровых занятий, во время которых ребенок должен двигаться по определенной траектории (обойти круг, обползти квадрат, «обпрыгать» треугольник, нарисованные на асфальте). Затем, когда такие игры будут освоены, их усложняют (пройти, держа в руках ложку с мячиком, пробежать, ведя по земле мяч).

Итак, постоянно изучая и закрепляя в интересной игровой форме знания о геометрических фигурах, к 6 годам ребенок уже будет иметь достаточное представление о геометрии, о плоских и объемных предметах, их свойствах. Подробнее об обучении детей основам геометрии читайте в статье «Геометрия для малышей».

Все это поможет ему более полноценно подготовиться к обучению к школе, развить память, пространственное и логическое мышление. Главное – заниматься с ребенком систематически.

razvivashka.online

Изучаем геометрические фигуры: игры для детей дошкольного возраста

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.

В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?

Многих родителей посещает вопрос, нужно ли маленьким детям знакомиться с геометрическими фигурами. Специалисты считают, что занятия в игровой непринужденной форме оптимально начинать с 1,5 лет. До этого возраста уместно проговаривать ребенку названия форм предметов, с которыми малыш встречается в реальной жизни (например, «тарелка круглая», «стол квадратный»).

Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.

В 2 года малыш должен уметь различать:

  • Круг;
  • Квадрат;
  • Треугольник.

К 3 года к ним можно добавить:

  • Овал;
  • Ромб;
  • Прямоугольник.

В более старшем возрасте ребенок может запомнить такие фигуры, как трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда, полукруг. Также дети, посещающие Монтессори-центр «Созвездие», с интересом знакомятся с геометрическими телами.

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?

Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.

Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.

Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры

Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:

  1. На втором году жизни малыш способен зрительно распознавать знакомые ему фигуры и сортировать предметы по форме.
  2. В 2 года ребенок может найти нужную фигуру среди ряда других геометрических фигур.
  3. К 3 годам малыши могут называть фигуры.
  4. В 4 года ребенок способен соотносить объемную фигуры с плоским изображением.
  5. В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) можно начинать изучение геометрических тел (шар, куб, пирамида). Также в этом возрасте ребенок может анализировать сложные картинки, состоящие из множества фигур.

В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.

Игры для изучения геометрических фигур

Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:

  1. Сортировка. Игры с сортером можно начинать уже с 1 года. Предложите малышу найти для фигуры ее окошко. Так ребенок будет не только запоминать геометрические фигуры, то и развивать мелкую моторику, мышление и пространственные представления, ведь чтобы деталь попала в отверстие, нужно повернуть ее под правильным углом. Сортировать можно и любые другие предметы, например, элементы конструктора, блоки Дьенеша или счетный материал.
  2. Рамки вкладыши. По сути, это пособие аналогично сортеру. Для каждой геометрической фигуры необходимо найти ее место.
  3. Геометрическое лото. Для игры понадобится поле с изображением геометрических фигур и раздаточные карточки с каждой фигурой в отдельности. Маленькие карточки ребенок может доставать из сундучка или мешочка, а затем искать их место на игровом поле. Эта игра также отлично тренирует внимание малыша.
  4. Геометрическая аппликация. Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик).

  1. Рисование (в том числе, при помощи трафаретов).
  2. Лепка.
  3. Выкладывание фигур из счетных палочек.
  4. Геометрическая мозаика.
  5. Шнуровки с геометрическими фигурами.
  6. Игры с карточками.
  7. «Угадай на ощупь».
  8. Активные игры. На асфальте мелом нарисуйте геометрические фигуры. Попросите малыша представить, что фигуры – это домики, в которые надо забежать по сигналу. Далее Вы называете геометрическую фигуру, а ребенок бежит к ней.

Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:

Выводы

Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.

Заключение

Для всестороннего и гармоничного развития каждого малыша в детском центре «Созвездие» специально создана Монтессори-среда. В процессе свободной работы в ней дети не только знакомятся с основами геометрии, но и развивают свои познавательные процессы, мелкую моторику, учатся писать, читать, считать. Кроме этого Монтессори-среда дает ребенку возможность в полной мере проявить самостоятельность и ответственность. Будем рады видеть Вас и Вашего малыша у нас в центре!

www.center-sozvezdie.ru

Геометрические фигуры – математические развивающие игры для детей 3-6 лет

Собранные нами здесь развивающие игры рассчитаны на детей дошкольного возраста и служат для формирования элементарных математических представлений у ребят о геометрических фигурах. Некоторые из них нужно проводить специально, а какие-то просто встраивать в каждодневный обиход. Главное, постараться сделать так, чтоб это были именно игры, не «занятия». Ребята должны участвовать в них с удовольствием. А для этого нужно придумать такую подводку-историю, чтоб она увлекла именно вашего ребенка.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с названиями основных геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребята должны «узнавать» и их не только в виде вырезанных из картона фигурок, а и вокруг себя, в повседневной жизни. Использовать названия фигур в речи, описывая предметы. Но для этого дети должны твердо запомнить и названия фигур и их очертания. Именно этому и послужат развивающие игры для формирования геометрических представлений дошкольников.

«Канатоходцы»

математическая развивающая игра для детей 3-5 лет

Для игры нам понабиться длинная лента или веревка. Если играем на улице – мел. Возьмем ленту и выложим на полу (или нарисуем на асфальте мелом) какую-нибудь геометрическую фигуру. Например, круг. Теперь вы и ваш малыш превращаетесь в канатоходцев. Вам надо пройти по ленте. Возьмите малыша за руку и двигайтесь с ним по линии, проговаривая и припевая: «Мы идем по кругу, по кругу, по кругу!» (или «Идем мы по квадрату, квадрату, квадрату!»). Перед началом или после окончания можно внимательно рассмотреть фигуру, побеседовать сколько у нее углов-поворотов. Такая игра хороша тем, что в процесс запоминания включены не только глазки и уши, но и все тело ребенка. Он «запоминает» еще и ногами.
Для игры «Канатоходцы» можно придумать другие сюжеты. Если ваш ребенок равнодушен к цирку, то вы можете стать автогонщиками или полярными летчиками. А фигура из ленты – вашей трассой (полетным заданием). Кстати, эту развивающую игру можно превратить и в настольную. Тогда «ходить» нужно пальчиками по контурам фигур, нарисованных на листе бумаги.

«Геометрия вокруг»

математическая развивающая игра для детей 4-7 лет

В эту игру можно играть где и когда угодно. Она поможет с пользой занять вашего ребенка в дороге или в ожидании очереди к доктору. Правила очень просты – нужно найти вокруг себя предметы, похожие на геометрические фигуры. Вы называете фигуру (круг, квадрат, треугольник и т.д.), а ребенок их находит и сообщает вам о «находке». Чем больше, тем лучше. Потом называется следующая фигура и так, пока не надоест. Еще один вариант игры – соревновательный. Здесь в «охоте на предметы» принимают участие как минимум два человека. Например, вы и ваш малыш. Выбрав фигуру, вы по очереди называете предметы подходящих очертаний, указывая на них рукой. Кто первым не смог назвать предмет – проиграл.

«Новоселье на фигурной улице»

математическая развивающая игра для детей 4-6 лет

Игра подходи как для знакомства с новыми геометрическими фигурами, так и закрепления старых знаний. Вырежьте из цветной бумаги домики самой простой формы. На каждом напишите «номер». Только номер будет не цифрой, а начертание геометрической фигуры. Вырезаем из цветной бумаги и сами фигуры. Чтобы их «оживить», рисуем на них веселые рожицы.
Если вы играете с малышом первый раз, то «познакомьте» его с будущими новоселами. Скажите от имени фигур: «Здравствуй, Миша, меня зовут Квадрат (Круг, Треугольник)!». И пусть ребенок тоже поздоровается, называя «имена» фигур. Если вы играете не впервые, то сначала пусть ребенок сам поздоровается со своими «знакомыми», называя их по именам». А затем представьте ему новую фигуру.
Теперь предложите малышу «расселить» фигуры по домиками, ориентируясь на «номера». Можно придумать и другие ориентиры. Например, форма дверей или окошек в домике. Главное, чтобы ребенок проговаривал как можно больше раз названия фигур. Например: «Это домик Круга. Добро пожаловать домой, господин Круг!»
Домиков может быть разное количество – это зависит от возраста малыша и степени его знакомства с геометрическими фигурами. В любом случае, новая фигура, с которой вы знакомите ребенка, должна быть только одна.

www.karakyli.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *