Игры мозаика цель – Игры с мозаикой для детей раннего возраста

Содержание

Игры с мозаикой для детей раннего возраста

ПОИГРАЕМ С МОЗАИКОЙ

Материалы: мозаика с крупными деталями (для детей 2-3 лет)

Для игры понадобятся основные цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий), некрупные фигурки животных.

Цели и задачи:

  1. Формировать у детей восприятие цвета.

  2. Учить детей группировать детали по цвету.

  3. Учить выкладыванию деталей мозаики.

  4. Развитие речевой деятельности.

  5. Формирование интереса к игре с мозаикой.

  6. Развитие мелкой моторики рук.

  7. Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Игра 1. Предложить ребёнку сходить на полянку за цветами. Показываем рабочее поле, на котором выложены цветы без серединки. Показываем на цветок и называем его цвет, просим ребёнка повторить. Если малыш ещё не говорит, проговариваем: «Это красный цветок. Покажи, где красный цветок».

Затем предлагаем найти для него деталь (серединку) красного цвета (такую же).

То же с остальными цветами.

Игра 2. На рабочем поле выложены только серединки цветов. Мы предлагаем малышу сделать лепестки (выложить их вокруг основы)

Игра 3. На рабочем поле выложены цветы из мозаики без серединки. Просим ребёнка найти серединку для цветка определённого цвета. Например: «Посмотри, цветок – красный. Найди для него синюю серединку». То же с другими цветами.

Игра 4 «Что не так». На рабочем поле выложены цветы с серединкой одного цвета. Один из лепестков цветка другого цвета. «Посмотри, что не так». Вместе с ребёнком проговариваем, какого цвета цветок, серединка, и замечаем, что один из лепестков другого цвета. Его нужно заменить на лепесток правильного цвета.

Игра 5. Серединки цветков помещаем в непрозрачный мешочек. На поле выложены цветы без серединки. Ребёнок из мешочка достаёт одну деталь, называет цвет (или проговаривает вместе с взрослым) и ставит в серединку цветка такого же цвета.

Игру можно усложнить, добавив в мешочек детали цветов, не присутствующие на рабочем поле. Если ребёнок сам определит, что такого цветка на поле нет, можно предложить выложить такой цветок.

Игра 6. «Продолжи ряд»

Игра 7. «Что не так»

Игра 8. «Проведи героя по дорожке»

Игра 9. «Кто на какой дорожке»

Игра 10. «Продолжи последовательность»

infourok.ru

Д/и «МОЗАИКА» Цель игры: Необходимые материалы и наглядные пособия: Ход игры: Д/и «ЦВЕТНАЯ КАРТИНКА» Цель игры:

Составила: Сабитова В.Т.

Картотека дидактических игр к технологии развития выразительного образа посредством малых фольклорных жанров в рисовании детей старшего дошкольного возраста Составила: Сабитова В.Т. Дидактическая игра

Подробнее

Дидактические игры по ИЗО деятельности

Дидактические игры по ИЗО деятельности Дидактические игры и упражнения по цветоведению. Цель: Познакомить детей с понятием «колорит», возможными сочетаниями цветов и их эмоциональном воздействии на человека.

Подробнее

Развитие сенсорики 1-3 года

Развитие сенсорики 1-3 года Какого цвета предметы? Предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите показать на картинке предмет красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цвета. Что одинакового

Подробнее

Играем, учимся, развиваемся

Играем, учимся, развиваемся ЧАСТЬ I Подготовка к школе развивающие упражнения «РАСКРАСЬ ФИГУРЫ» Цель: развивать умение слушать и точно выполнять указание взрослого, ориентироваться в пространстве. Раскрась

Подробнее

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ

Подробнее

Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Подробнее

Коррекционно-развивающие упражнения

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая

Подробнее

Развивающая игра «Палочки Кюизенера»

Развивающая игра «Палочки Кюизенера» Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной

Подробнее

КАК ВЫУЧИТЬ С РЕБЕНКОМ ЦВЕТА?

КАК ВЫУЧИТЬ С РЕБЕНКОМ ЦВЕТА? С раннего возраста вы показывали малышу мир, называя предмет и его цвет. Теперь пора направленно учить цвета, но не забывайте, что все обучение малыша должно происходить в

Подробнее

«Назови предмет» «Быстрее нарисуй»

Серия дидактических игр 1 этап - игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли. «Найди отличия» Обучающая

Подробнее

Цветные палочки Кюизенера

Цветные палочки Кюизенера Подготовила : старший воспитатель МБДОУ «ДС 35» Полетаева Н.В. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал

Подробнее

Играем, учимся, развиваемся

Играем, учимся, развиваемся ЧАСТЬ III Подготовка к школе развивающие упражнения «ПОСМОТРИ, ЗАМОПНИ, НАРИСУЙ» Цель: внимание, зрительную память. Воспитатель предлагает в течение 5 секунд посмотреть на карточку,

Подробнее

Воспитатель: Афанасьева О.В.

Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципальнго образования «Островский

Подробнее

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША Возможности Блоков Дьенеша очень велики. И великий их плюс ещё и в том, что они великолепно подходят и для ДОМАШНЕГО обучения - разработана масса игровых заданий от 3 до 7 лет

Подробнее

Музыкальнодидактические

Музыкальнодидактические игры на определение характера музыки Составила: Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 142» Ситдыкова Ирина Александровна первая квалификационная категория Оренбург, 2016г.

Подробнее

Картотека игр «Развиваем память»

Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.

Подробнее

КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЕНКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЕНКА Подготовила: Кузнецова К.В.воспитатель ГБДОУ 82 Приморского района г. Санкт-Петербурга Зачастую родители жалуются на плохую память детей. Как улучшить

Подробнее

«В осеннем лесу, парке.»

Конспект открытого урока по ИЗО в 6 классе учитель Пронина Н.Н. «В осеннем лесу, парке.» Цели урока: - обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

Подробнее

Тема: «Геометрические фигуры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 «Радуга» Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы и инклюзивного образования детей

Подробнее

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПРОФЕССИИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 92 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПРОФЕССИИ» средняя группа 3 Воспитатель I категории: Кожевникова Н.А. г. Оренбург 2015 г. Цель: Формирование представлений

Подробнее

Проект «Цветная неделя» гр. «Кораблики»

МБДОУ 4 «Детский сад «Снегурочка» Проект «Цветная неделя» гр. «Кораблики» Авторы проекта: Ного Ирина Владимировна, Шихова Альфира Фаридовна Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

Подробнее

Музыкальнодидактические

Музыкальнодидактические игры, их роль при обучении дошкольников на детских музыкальных инструментах Музыкальный руководитель МБДОУ 184 Гуцекова С. Д «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится

Подробнее

Сочетание цветов в одежде

Сочетание цветов в одежде сегодня мы узнаем, как подобрать одежду по цвету, комбинировать предметы гардероба и правильно сочетать цвета в одежде для создания гармоничных ансамблей. Сочетание цветов У каждой

Подробнее

ЗАНЯТИЕ 2. Ход занятия

ЗАНЯТИЕ 2 Тема: РАЗВИВАЕМ ИНТЕЛЛЕКТ Цели: 1. закрепление знаний о правилах поведения в школе; 2. развитие представления о признаках предмета; 3. развитие внимания, аналитического восприятия, мышления;

Подробнее

docplayer.ru

конспект по психомоторике на тему "Игры с крупной мозаикой" ( 1 класс).

1 класс. Тема : Игры с крупной мозаикой.

Цели и задачи:

  1. Формировать у детей восприятие цвета.

  2. Учить детей группировать детали по цвету.

  3. Учить выкладыванию деталей мозаики, составлять целое.

  4. Развитие речевой деятельности.

  5. Формирование интереса к игре с мозаикой.

  6. Развитие мелкой моторики рук.

  7. Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование и материалы:

Игровое поле, детали мозаики, геометрическая мозаика, пазловая мозаика 35детелей.

Ход занятия:

Организационный момент

Психологический настрой на урок

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

Дыхательные упражнения:

  1. «В цветочном магазине».

  2. «Задуйте свечу».

  3.  «Вдох – задержка - выдох – задержка».

Пальчиковая гимнастика

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и

вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою, (Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою (Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, (Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Основная часть

Д.И. «Разноцветные круги».

Цель: составление сериационных рядов по величине и цвету.

Оборудование: набор разноцветных бумажных кругoв разного диаметра и цвета.

Содержание: педагог кладет друг на дpyгa круги, начиная с caмoгo большого, так, чтобы был виден их цвет, а затем предлагает ребенку назвать цвет каждого кpyгa и eгo размер.

Пальчиковая гимнастика.

Палец очень удивлялся,

Как он главным оказался?

Мы-то знаем хорошо —

Потому что он большой!

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Д.И. «Kaкoгo цвета не стало»?

Цель: выделение и называние цвета.

Оборудование: несколько флажков разного цвета.

Содержание: педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

Физ.минутка.

Рано утром я встаю,

Звонким голосом пою.

Умываюсь, одеваюсь

И за дело принимаюсь.

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю... и т.д.

А сейчас я отдохну и опять играть начну!

(Различные движения)

Сегодня мы с вами будем работать с крупной мозаикой.

Игра 1. Предложить ребёнку сходить на полянку за цветами. Показываем рабочее поле, на котором выложены цветы без серединки. Показываем на цветок и называем его цвет, просим ребёнка повторить. Покажи, где красный цветок».

Затем предлагаем найти для него деталь (серединку) красного цвета (такую же).

То же с остальными цветами.

Игра 2. На рабочем поле выложены только серединки цветов. Мы предлагаем ребенку сделать лепестки (выложить их вокруг основы)

Игра 3. На рабочем поле выложены цветы из мозаики без серединки. Просим ребёнка найти серединку для цветка определённого цвета. Например: «Посмотри, цветок – красный. Найди для него синюю серединку». То же с другими цветами.

Игра 4 «Что не так». На рабочем поле выложены цветы с серединкой одного цвета. Один из лепестков цветка другого цвета. «Посмотри, что не так». Вместе с ребёнком проговариваем, какого цвета цветок, серединка, и замечаем, что один из лепестков другого цвета. Его нужно заменить на лепесток правильного цвета.

Игра 5 « Собери картинку»

Детям предлагается по набору с геометрическим материалом, их задача составить картинку по образцу.

Игра 6. « Пазловая мозаика»

Для работы детям раздается пазловая мозаика 35 деталей. Их задача собрать картинку.

Подведение итогов занятия

- Ребята, чем мы занимались на уроке?

- Что вам понравилось больше всего?

Хотели бы вы еще поиграть в эти игры?

Молоды! Вы хорошо работали, наш урок окончен.

multiurok.ru

Открытый показ игры – занятия с мозаикой во 2 мл. гр.

 

Открытый показ игры – занятия с мозаикой во 2 мл. гр.

Цели и задачи:

  • Упражнять детей в выкладывании сюжетной картинки из деталей мозаики в соответствии с образцом и последующим видоизменением.
  • Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости игрового поля и в цветах мозаики.
  • Повторить характерные признаки зимы и весны.
  • Развивать умение детей слушать обращенную речь педагога, отвечать на заданные вопросы.

Материалы:дидактическая игрушка Петрушка, фланелеграф, комплекты мозаики на каждого ребенка.

Ход:

Воспитатель вносит Петрушку. На столе под салфеткой стоит фланелеграф с зимним пейзажем: вверху синяя полоска (небо), внизу – белые сугробы, снежинки.

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Отгадайте, о каком времени года это стихотворение:   

                                        Белый снег пушистый

                                         В воздухе кружится,

                                         И не землю тихо

                                        Падает, ложится.

Дети: О зиме!

Петрушка: Правильно! А сейчас посмотрите на картинку (открывает фланелеграф). Какое время года? Как вы догадались? Что вверху? Какого цвета? Что внизу, на земле? Какого цвета? Какого цвета снежинки?

Петрушка: ребятки, сделайте для наших гостей такие же картинки о зиме из мозаики.

Самостоятельная деятельность детей под тихую музыку.Воспитатель следит, чтобы дети брали мозаику по 1 правой рукой, выкладывали детали слева направо, брали мозаику нужного цвета. От лица Петрушки задает вопросы по картинке, хвалит детей.

По окончании работы проводится физкультминутка:

              Раз, два, три, четыре, пять,       загибают пальчики

              Любят пальчики играть:             сжимают и разжимают кулачки

              Рисовать, лепить и строить        показ в воздухе имитирующих движений

              И мозаику собирать.                    потирают ладошки.

Петрушка: Ребятки, а какое время года наступает после зимы?

Дети: Весна.

Петрушка: Поиграем в игру «Что изменилось?». Закройте глазки (воспитатель убирает снежинки, прикрепляет солнышко). Открывайте глазки. Что появилось?

Дети: Солнышко!

Петрушка: Солнышко какое?

Дети:желтое, круглое, лучистое, теплое.

Петрушка: Да, ребятки, весной солнышко светит, пригревает. А что происходит со снегом?

Дети: Он тает, превращается в водичку, ручейки.

Петрушка: На нашей картинке снег тоже растаял, а под ним спала, весну ждала зеленая травка, травушка – муравушка. (Воспитатель убирает снежные сугробы с фланелеграфа и прикрепляет зеленую полосочку – траву.)

Петрушка: Ребята, давайте позовем весну и на наши картинки из мозаики: выложим желтое, круглое солнышко, уберем снег и снежинки и нарисуем мозаикой зеленую травку!

Самостоятельная деятельность детей под музыку.

Петрушка: Какие красивые весенние картинки у вас получились!

nsportal.ru

НИИ Эврика. Игры с мозаикой

Среди обилия существующих сегодня развивающих игр и игрушек мозаика уверенно занимает лидирующие позиции. Первое знакомство малыша с яркими, притягивающими взор деталями можно организовать уже в возрасте 8–9 месяцев, а затем активно использовать их на протяжении всего дошкольного детства, усложняя и модернизируя игры и упражнения с мозаикой. Польза этой красочной игрушки огромна:

  • развитие усидчивости;
  • эстетическое воспитание;
  • развитие мелкой моторики;
  • стимулирование воображения;
  • знакомство с цветами и формами;
  • формирование образного мышления;
  • формирование навыков осознанной деятельности.

Как эти функции реализуются на практике? Давайте разбираться вместе!

Первая встреча

«Мозаичный» ассортимент позволяет подбирать варианты на любой запрос. Для самых маленьких игроков нужно выбрать мозаику с самыми большими деталями. Тут всё просто: чем меньше ребёнок, тем крупнее мозаика. Отличный вариант — напольная мозаика с крупными деталями в виде грибных шляпок или шестиугольников. Детали либо просто выкладываются в произвольном порядке, либо крепятся друг к другу при помощи нехитрой системы пазов.

Позвольте ребёнку рассмотреть игрушку, подержать яркие элементы в руках. Покажите, как они смотрятся на ровной поверхности. Положите рядом несколько деталей и предложите малышу продолжить ряд.

Ребёнку постарше — от года и более — можно предложить мозаику с полем-основой. Для начала — таким, в котором элементы надеваются на выпуклые соты, а позже игрушку с перфорированным полем и деталями-гвоздиками (попасть таким гвоздиком в небольшое отверстие — сложная задача для маленьких пальчиков).

И не забывайте соблюдать технику безопасности во время детских игр с мелкими предметами!

Игры с мозаикой для самых маленьких

«Букетик для мамы»

На полянке растут красивые цветочки: жёлтые, красные, синие (в случайном порядке расставленные детали мозаики). Давай соберём красивый яркий букет!

Малышу надо вытащить детальки и сложить их в мисочку. Можно положить несколько разноцветных мисочек (или листов цветного картона), тогда задача усложнится, ведь надо не просто вытащить непослушные элементы, но и сообразить, как их рассортировать.

Аналогично можно собрать морковку для Зайчика или малинку для Мишутки. Такое задание укрепит детские пальчики и обогатит багаж знаний ребёнка по лексической теме «Животные».

«Птичий двор»

Посадите перед полем для мозаики игрушечных птенчиков (можно вырезать картонные картинки). Объясните ребёнку, что за птичками надо ухаживать, их надо кормить зерном.

Пусть малыш в произвольном порядке вставит детали мозаики в отверстия. По необходимости помогите карапузу справиться с этим, пока ещё сложным для него заданием.

«Равнение на маму»

Мама уточка собралась вести своих малышей на пруд купаться. Надо помочь ей собрать утят в ряд.

Поставьте на доску игрушечную уточку (или картинку), а малыш должен позади неё рядком выстроить жёлтых «утят». Обратите внимание, что в этом задании от малыша требуется не просто вставить детали в отверстия поля, но соблюсти определённый порядок.

«Дорожки»

Поставьте друг напротив друга две игрушки. Расскажите карапузу историю о том, как Зайчик собрался в гости к Мишутке, но заблудился в лесу и потерял дорогу.

  • А ну-ка, малыш, помоги зверяткам встретиться. Сделай для зайчика новую дорожку!

Ребёнку в возрасте 1–1,5 лет достаточно выложить детали крупной мозаики в относительно ровный ряд. Деткам постарше можно поставить задачу сложнее: сделать дорожку определённого цвета, например, зелёную тропинку или голубой мостик над речкой.

«У погоды нет плохой погоды»

Приготовьте две картонные заготовки: жёлтое солнышко или голубое облачко. Посмотрите с малышом в окно. Какая сегодня погода? В солнечный день установите над полем для мозаики солнышко, а малыш пусть из жёлтых деталей мозаики сделает солнечные лучики. Если на дворе дождик или снег, то из облачка-тучки будут идти голубые осадки.

«Укрась картинку»

Приготовьте яркую картинку на плотном картоне. Шилом проделайте отверстия, в которые ребёнку надо будет вставить детали мозаики. Позаботьтесь о том, чтобы детали было удобно подбирать по цвету.

Развиваем логику и математические способности

Мозаику очень удобно использовать для знакомства ребёнка с такими важными понятиями, как:

  • цвет;
  • форма;
  • число;
  • сложение;
  • вычитание
  • сравнение;
  • классификация.

Задания должны усложняться по мере взросления ребёнка. Для малышей 2–3 лет хороший результат — воспроизвести узор по образцу.

Выложите ряд, который ребёнок должен повторить. После того как карапуз справится с заданием, обсудите с ним, сколько деталей в ряду и какого они цвета. Используйте такие слова:

  • следующий;
  • предыдущий;
  • правее/справа;
  • левее/слева

Ребёнку 5–6 лет предложите выполнять ваши словесные команды:

  1. В пятом слева столбце игрового поля выложи вертикальный ряд из 5 синих деталей.
  2. Слева от синего ряда выложи зелёный ряд. Он должен быть на одну деталь больше, чем синий.
  3. Справа от синего ряда выложи красный ряд. Он должен быть на одну деталь меньше, чем зелёный.
  4. Слева от зелёного ряда выложи ряд, в котором чередуются красные и синие детальки. Он должен быть на одну деталь меньше, чем красный ряд.
  5. Справа от красного ряда выложи ряд, в котором чередуются зелёные и синие детальки. Он должен быть на одну деталь больше, чем крайний левый ряд.

На каждом этапе обсуждайте, что должно получиться и почему. Помогайте ребёнку, но не торопитесь отвечать вместо него. Позвольте ему обдумывать задание в удобном для него темпе. Начинайте с простых заданий, наращивая уровень сложности постепенно.

Помните: самое главное в развивающих занятиях с дошкольником — это искренняя заинтересованность ребёнка.

Советы «Эврики»:

  1. Не ограничивайте игры с мозаикой выкладыванием простых традиционных узоров. Смело проявляйте родительский креатив на радость себе и малышу.
  2. Выкладывая из мозаики буквы и цифры, малыш будет развивать моторику, учиться читать и считать. Комбинируйте разные направления детского развития, значительно повышая эффективность занятий с дошкольником.
  3. Подключайте воображение, используя мозаику для сюжетно-ролевых игр. По мановению вашего творческого желания цветные фрагменты могут превращаться в миниатюрных жителей сказочной страны, машинки на городских улицах, пассажиров общественного транспорта… Но, представляя вместо мозаики угощения для кукольного застолья или витаминки для игры в «Больницу», будьте аккуратны: малыш может по примеру его любимой куклы Машки потянуть цветные штуковины в рот.

Друзья! Детские игры могут и должны быть интересны и полезны не только малышу, но и вам. Главное — отдаваться процессу с душой, позволяя игровому процессу перенести вас в уютный мир чистой фантазии. Счастливого вам родительства! До новых встреч!

nii-evrika.ru

Придумываем игры с… напольной мозаикой

Универсальные игрушки. В них можно играть с первых месяцев и буквально до школы.

Один из примеров таких игрушек – напольная мозаика. Наш вариант – плоская мозаика производства «Stellar», диаметром 6 см.

Первый раз я дала ее дочери в руки задолго до года, это был элемент сенсорной коробочки – пример изделия из пластмассы. Дочь крутила яркие детальки в руках, «сенсорно развивалась». Я ей проговаривала цвета. Потом мы долго учились соединять детальки, и когда ребенку это удалось, игрушка прочно вошла в список любимых по сей день.

Итак, что можно придумать с напольной мозаикой?

Используются 3 основных свойства: цвет (сочетания, чередования),  возможность собрать любые плоские конструкции, хорошая «считаемость» однотипных элементов. Выкладываем дорожки и узоры. Сначала складывать будет мама, а малыш – разбирать, ощупывать. Со временем активная роль полностью перейдет к ребенку. С одними только дорожками можно придумать массу игр.

  • Пособие по основным цветам. Мозаика может выступать пособием: присутствуют детали четырех основных цветов: желтого, красного, синего, зеленого. Этот наборчик можно включить в вашу «цветовую палитру» игрушек и предметов .

  • Один цвет — последовательности. Строим дорожки разного цвета: желтые, красные, синие. Можно чередовать цвет деталей, и просить ребенка продолжить ряд. За одно познакомить с понятием «полосатый» и «разноцветный». Усложняем задание, выкладывая последовательности из 3-х, 4-х цветов.

  • Знакомим с понятиями «широкий-узкий»: выкладываем дорожки 1-,2-,3-хрядные. И по ним могут проехать машинки разного размера. По широкой дорожке машинки смогут разъехаться и не столкнуться.
  • Понятия «длинный-короткий»: можно сделать две дорожки разной длины и пройтись по ним пальчиками, проехаться машинками или в буквальном смысле – пройтись (мозаика ведь напольная!). И сравнить, кто дальше ушел/уехал и почему. Если добавить третью дорожку, есть повод посравнивать «короткая – длиннее – самая длинная» и наоборот: «длинная – короче – самая короткая».
  • Тренажер равновесия. В зависимости от возраста ребенка выкладываем длинную дорожку шириной в 3,2 или 1 элемент и просим пройти, не заступая на пол. Можно усложнять задание, делая дорожку более узкой, попросив пробежать ее на скорость, пропрыгать, проскакать на одной ноге. В целях безопасности это лучше делать в обуви или босиком.
  • «Болото»: собираем из 5-6 элементов островки, размещаем их так, чтобы ребенок мог перепрыгнуть с одного на другой, и объявляем, что попали в болото, и перебраться на другой берег можно только по цветным островкам. Здесь можно давать самые разные задания: пробежать по кочкам как можно быстрее, проползти на четвереньках, пропрыгать на одной ноге. Можно усложнить задание, сделав островки меньше (из 3 деталей, к примеру) или одноцветные. Даем задание пройтись только по желтым, потом только по красным островкам и т.д.

  • Башня. Из мозаики можно строить и высотные конструкции – башни, ступеньки. Детали, конечно же, ненадежно крепятся друг на друге, в этом и суть – умудриться построить самую высокую башню, устроить соревнование, у кого башня выше. Можно также давать задания на чередование: башни могут быть полосатыми, через каждые 2 желтых этажа должен идти зеленый и т.д.
  • Строим по образцу. Мама создает любую конструкцию, а ребенок должен повторить.  Это может быть цветок, домик, дорожка-последовательность, где важно учесть порядок цветов и т.д.
  • Похожая игра на развитие фантазии и пространственных представлений. Берем простую конструкцию, например ромб из 4 элементов. Вместе придумываем, на что похоже. Потом добавляем еще элемент. А теперь? Мама может направлять эту игру, сознательно добавляя детали так, чтобы получились узнаваемые контуры (цветок, солнышко, лодка). Можно отдать инициативу ребенку, тогда полная импровизация и полет фантазии обеспечены. Тренируйтесь на однотонных или разноцветных фигурах.
  • Монеты. Для игры в магазин требуется множество монет. У нас обычно это разноцветные крышки, но когда объем «платежных операций» превышает число имеющихся в наличии крышек, мы переходим на мозаичную валюту. Для детей, хорошо умеющих считать, можно вводить обозначения, что 1 зеленая монета равняется 5 желтым и т.д.
  • Упражнения на меткость. Игра всем известная – «попади в цель». Берем любые коробочки, миски или кольца от кольцеброса и пытаемся в них попасть мозаичными фишками. Они лучше мячиков тем, что не отскакивают, с ними  проще отследить точность попадания.
  • Трек для машинок или оживленная улица. Заглядывалась на треки для машинок, а оказалось – дома уже есть все необходимое: пара маленьких машинок и напольная мозаика. Строим дороги и развязки, чем запутаннее, тем лучше. Иногда по цветам (красная дорожка, зеленая дорожка), но чаще как получится – ведь ребенок сам строит. По этим дорожкам катаются машины и паровозы (можно железнодорожный переезд устроить и рассказать о правилах переезда), потом лошадки и коровы бегают, а в финале мы с дочкой друг за другом гоняемся.

 

  • Декорации для спектаклей или сюжетных игр. Про дороги уже писала. Еще можно из желтых элементов сделать песочницу или пляж, из синих выложить речку, из зеленых – лужайку. Если поставить 3 сцепленных зеленых детали на ребро, получится куст. В этих декорациях герои небольших размеров – мелкие пластмассовые, резиновые, картонные игрушки – могут гулять, купаться, ходить в лес по грибы и куда угодно.
  • Кто где живет. Мозаику используем, как в предыдущем описании: делаем из одноцветных элементов «пустыню», «пруд», «лес». Если вкрапить в целенный фон желтых и белых деталей, получится цветущая поляна. Потом достаем разных животных (игрушки, карточки, просто называем) и просим ребенка показать, кто живет в пустыне, а кто – в воде.
  • Счет и арифметические примеры. Как и любая игрушка с большим количеством одинаковых элементов, мозаика прекрасно подойдет для иллюстрации сложения и вычитания, для пересчетов, сравнений «больше-меньше» и так далее.
  • Молекулы. Есть подобная подвижная игра, когда играющих просят объединиться в хоровод то по 3, то по 5, то по 7 участник мозаикой тоже можно так играть. И давать задания собирать «мозаинки» в компании по 3,5,7, 10 и так далее. Детям постарше можно показать наиболее рациональные способы перераспределения (по сути это сложение и вычитание).
  • Обводилки. Тренируем навык обводить по контуру один элемент, группу из нескольких сцепленных элементов. Скучно? Тогда обводим и дорисовываем, чтобы получился кто-то или что-то.

И это далеко не полный список игр, которые пытливый мамин ум в состоянии придумать, желая развлечь и увлечь своего ребенка. Предлагайте свои варианты в комментариях!

Поделиться ссылкой:

Похожее

Похожие записи

zaitseva-toys.ru

Игры с мозаикой. Ребенок третьего года жизни

Игры с мозаикой

В процессе игры с мозаикой у ребенка развиваются не только мышление, пространственные представления, зрительное восприятие, воображение, совершенствуется ловкость пальцев, но и накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий. Общаясь со взрослым во время игры, малыш не только начинает лучше понимать обращенную к нему речь, но и активно говорить. Опыт совместной деятельности бесценен для крохи: именно в играх со взрослым он приобретает умение строить отношения с окружающим миром.

В настоящее время в продаже имеется несколько видов мозаики: для детей от года (1+) и от четырех лет (4+). Они различаются размером, формой деталей, способом крепления к игровой пластине. Мозаика для детей трех лет должна быть безопасной (без мелких и хрупких деталей), с яркими и привлекательными деталями.

Самая простая и безопасная – крупная мозаика, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластину без отверстий. Детали мозаики просто накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля. Такое крепление больше всего соответствует уровню развития ловкости пальцев ребенка и зрительной координации. Успешность выполнения действия гарантирована, что очень важно для поддержания интереса ребенка к этой игре.

Привлекательность игры во многом зависит от взрослого. Малыш с удовольствием будет играть с мозаикой, если вы будете:

• играть вместе с ним;

• начинать с самого простого, постепенно усложняя задания;

• поощрять его самостоятельность и инициативу;

• использовать игровые ситуации, сюжетные игрушки, сюрпризы;

• всегда хвалить его и поддерживать в игре положительные эмоции;

• в ходе игры беседовать с ним, задавать вопросы, что-то рассказывать, обсуждать.

Не предлагайте малышу сразу же сделать какую-нибудь сложную картинку по образцу, изображенному на коробке. Присмотритесь, в ярких, привлекательных деталях уже заключены образы: зеленая деталь – листик, синяя – капля дождя, а белая – снежинка. Достаточно лишь произвольно расположить детали определенного цвета на игровом поле – и у вас получится «листопад», «дождь», «снегопад». Малыш воспринимает мир эмоционально, поэтому он может увидеть в безликом предмете каплю или снежинку, если вы создадите этот образ, воздействуя на его чувства своими эмоциями, песенкой, коротким стихотворением, звукоподражанием, показом действий.

Знакомство с деталями мозаики

Первые игры с мозаикой проведите без игрового поля, используя как основу однотонную поверхность стола, пола, дивана. Это позволит малышу познакомиться с формой и цветом деталей мозаики.

Для первых игр достаточно использовать по пять деталей каждого цвета. Положите их в небольшую красивую коробку. А затем вместе с малышом по очереди доставайте детали, называя их цвет. Дайте ребенку возможность все потрогать, рассмотреть. Разложите детали на однотонной поверхности. Малыш может эмоционально отреагировать на обилие красочных деталей – схватить их в охапку и подбросить или одним взмахом руки разбросать по всей комнате. Такая реакция малыша совершенно естественна. Дайте возможность непоседе выплеснуть свои эмоции. Порадуйтесь вместе с ним, но сразу же дайте понять, что намного интереснее играть по-другому. Снова произвольно разложите детали мозаики и полюбуйтесь вместе с малышом красочной картиной, поинтересуйтесь у него, какие детали ему понравились больше. При этом лучше всего приобнять ребенка, слегка удерживая его ручки. Затем оставьте по пять деталей двух цветов и предложите малышу разложить их по цвету: в одну сторону – красные, в другую – синие. Будьте эмоциональны, не делайте замечаний малышу, даже если он ошибается, а исправляя его ошибки, обязательно хвалите за старание и подбадривайте его. Назвав цвет детали (покажите образец, если малышу еще сложно обойтись без такой помощи), попросите кроху: «Найди такую же, красную!»

Игра с мозаикой поможет ребенку освоить первые навыки счета. Играя с деталями, предложите малышу взять много деталей, а себе возьмите одну. Дайте ему возможность оценить количественные различия не только визуально, но и с помощью прикосновений ладошками (если под двумя ладошками невозможно спрятать все детали, значит, их много, а одну деталь легко можно накрыть и одной ладошкой). Положите перед малышом пять деталей одного цвета (много) и отдельно – одну. Попросите его показать, где много деталей, а где одна деталь. Для игры возьмите любимую игрушку крохи (зайчика, куклу, машинку). Пусть зайчик «попросит» ребенка дать ему «много» деталей мозаики. Зайчик должен обязательно порадоваться и поблагодарить малыша. Научите ребенка брать в руку только одну деталь (обязательно при этом называйте количество). Каждый раз спрашивайте: «Сколько у тебя деталей?» Если малыш затрудняется ответить, скажите за него. Вскоре он и сам начнет определять количество и отвечать на ваши вопросы. Такие упражнения знакомят малыша с первыми математическими понятиями «один», «много», которые пригодятся ему и в повседневной жизни, и в играх.

Ребенку будет намного интереснее, если безликие детали превратятся в знакомые образы: конфеты, цыплята, воздушные шарики. Малыш может использовать детали мозаики в действиях с сюжетными игрушками: перевозить в машине, угощать кукол (то есть использовать как предметы-заместители). Умение видеть, узнавать в одном предмете образ другого формируется постепенно и не само по себе, а при вашем активном участии. Это умение является фундаментом очень важного для развития ребенка психического образования – воображения.

После знакомства с деталями мозаики нужно показать ребенку, что и как из этих предметов можно сделать. Самостоятельно кроха может их только разбросать: потребность действовать «сейчас и быстро» очень характерна для малышей, а практических умений еще недостаточно. Поэтому игры с мозаикой должны быть динамичными, веселыми, яркими и непродолжительными (от 3 до 5 минут). Поиграв с деталями мозаики без пластины, повторите знакомые игры с ее использованием.

Знакомство с пространством игрового поля

Для того чтобы малыш освоил пространство пластины, научите его располагать детали мозаики по всему игровому полю в произвольном порядке. Предложите малышу понятные и доступные для воплощения сюжеты игры: идет дождь, летят снежинки, кружатся листья, вспыхивают огни салюта или фейерверка и т. д. Покажите ребенку детали мозаики, цвет которых подсказывает какой-то образ: синие – капли дождя, белые – снежинки, желтые – цыплята (утята) или одуванчики, красные – ягоды; детали разных цветов, собранные вместе, – разноцветный салют, листопад, цветы, воздушные шарики.

Для того чтобы сделать «листопад», приготовьте 10–15 деталей мозаики желтого, зеленого и красного цвета, положите их на небольшой поднос и накройте легким платочком. Затем сильно подуйте на платок и скажите: «Вот какой сильный ветер дует!»

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

Потом подуйте вместе с малышом, приподнимите платочек и скажите: «Смотри, сюда прилетели листики! Мой желтый листик вот куда полетел!» Прикрепите деталь к пластине. Спросите кроху, побуждая его к повторению вашего действия: «А где твой листик? Куда он полетит?» Называйте цвет «листиков», эмоционально комментируйте действия малыша, когда он произвольно располагает детали на игровом поле: «Листопад, листопад! Листья падают, летят!» Если ребенок прикрепляет детали скученно, обратите его внимание на пустующие места в другой части пластины: «И сюда листик прилетит, и туда!» Попросите кроху сильно подуть на «листики» – изобразить «ветер». Пусть его «лист» полетит далеко-далеко. В конце работы обязательно рассмотрите получившуюся картину, еще раз спросите у ребенка, что вы делали. Уточните: «Листики везде: и тут, и тут!» Подобным образом из разноцветных деталей можно сделать салют (фейерверк), из синих – дождь, а из белых – снегопад.

В таких играх малыш упражняется в назывании цветов, знакомится с первоначальными математическими представлениями, учится прикреплять детали, снимать их, переставлять, использовать все игровое поле, а заодно и видеть в предмете-заместителе образ другого предмета. Вроде бы такая незатейливая игра, а сколько ценного вносит она в развитие крохи!

Обратите внимание на то, как малыш берет деталь – двумя пальцами или всей ладошкой. При захвате детали двумя или тремя пальцами прикрепить ее к пластине довольно сложно. Несколько неудачных попыток снизят интерес крохи к игре с мозаикой. Напомните ему, как положить ладошку на деталь и слегка сжать ее пальцами. Некоторым детям элементы мозаики лучше раскладывать на подносе выпуклой стороной вверх.

Для того чтобы игра не превращалась в простое манипулирование деталями и разбрасывание, ограничивайте количество деталей. С каждой игрой предоставляйте малышу больше самостоятельности в реализации задуманного сюжета, а затем и в выборе темы.

Прикрепление деталей мозаики

Если малыш уже может самостоятельно сделать «снегопад», «дождик», «салют», то есть умеет произвольно располагать детали мозаики по всему полю, покажите ему, как располагать их вплотную друг к другу Возьмите небольшие игрушки: уточку, рыбку, лодочку и т. д. Поставьте утку на игровое поле и предложите малышу сделать для нее пруд. Для этого в любой части игрового поля прикрепите вплотную друг к другу детали мозаики синего цвета. А когда водоем будет готов, посадите туда игрушечную утку. В следующий раз детали мозаики, расположенные вплотную друг к другу, вдруг превратятся в море, а по нему поплывет кораблик. В море могут плавать рыбки, дельфины, киты. Все зависит от того, какие игрушки есть у малыша. Обязательно предоставьте малышу достаточно времени для свободной игры. Обыгрывание помогает ему из абстрактных деталей мозаики создавать знакомые образы.

В следующий раз сделайте из мозаики синее пятно и оставьте в нем несколько незаполненных ячеек. Пусть малыш прикрепит недостающие детали. Для этого ему придется самому найти детали синего цвета и заполнить пустующие ячейки. В другой раз детали, которыми кроха заполняет пустующие ячейки, могут быть белого цвета. Тогда по синему «озеру» поплывут белые «гуси-лебеди». Зеленое пятно может превратиться в «ягодную поляну». Для этого достаточно к зеленым деталям добавить несколько красных так, чтобы они разместились по всей «поляне» на некотором расстоянии друг от друга.

Первые «изображения» – цветные пятна – получаются случайно. Но с каждым разом у малыша накапливается опыт, и он начинает целенаправленно (то есть определив цель) воспроизводить подобные изображения. Каждый раз меняйте количество деталей мозаики, чтобы кроха понял, что чем больше деталей, тем больше, шире получается цветное мозаичное пятно. А так как величина – понятие относительное, определяемое только при сравнении, то и сказать, что предмет большой, можно лишь при наличии меньшего по размеру. Поэтому, обращая внимание малыша на зависимость величины целого от количества составляющих его частей, предоставьте ему возможность самому сравнивать и определять, где много деталей (получается большое «озеро»), а где мало (маленькое «озеро»).

Для того чтобы закрепить представления малыша о величине, предлагайте ему соответствующие игры. Например, предложите малышу сделать две «лужицы»: большую или маленькую. Поинтересуйтесь у него, какую лужицу он хочет сделать. Обычно малыши выражают желание сделать большую лужу. Пусть ребенок поможет вам отобрать синие детали (приблизительно 20 шт.), а вы разделите их на две части: в одну сторону положите много деталей (14 шт.), а в другую – мало (6 шт.). Попросите кроху сравнить эти части, прикрыв каждую их них ладошками и назвать их величины (большая, маленькая). Вместе с ребенком выложите «лужицы» в разных местах игрового поля, а потом определите, какая лужица больше, а какая – меньше. Обязательно подведите итог: «Здесь много „капелек“ (деталей), поэтому получилась большая лужа. А здесь – мало, получилась маленькая лужа».

Когда малыш научится самостоятельно или по вашей просьбе выкладывать детали мозаики вплотную друг к другу, не оставляя в цветном пятне пустых мест, можно предлагать ребенку более сложные задания, которые помогут ему научиться воспринимать части игрового пространства: верх и низ.

Определение верхней и нижней частей игрового поля

Научить малыша определять верхнюю и нижнюю части игрового поля и выбирать для «изображения» детали определенного цвета помогут «линейные» объекты – дорожка, ручеек, речка. Покажите крохе, как сделать «речку». Для этого по нижнему краю игрового поля вместе с ребенком выложите синие детали. Обратите его внимание на то, что синих деталей много. Проведите вдоль получившейся синей линии рукой: «Вот речка течет!» Затем предложите сделать солнышко. Пусть малыш самостоятельно выберет из нескольких деталей разного цвета желтые детали. Скажите малышу, что для солнышка нужна только одна деталь. Поинтересуйтесь, где на картинке будет располагаться солнце, и при необходимости помогите малышу прикрепить деталь. Спросите ребенка: «Что вверху?» Обязательно уточните с малышом, что речка течет внизу, а солнышко светит вверху. Для того чтобы ему было легче запомнить эти понятия, сопровождайте высказывания соответствующими движениями рук и предлагайте ребенку повторять их за вами.

С каждым разом обогащайте сюжет. Например, детали белого или желтого цвета могут стать гусятами или утятами. Вместе с малышом разместите детали белого или желтого цвета на синей полоске реки. Рядом прикрепите деталь белого цвета, она будет изображать маму-гусыню или утку.

Мальчикам можно предложить сделать дорогу для машин, а детали мозаики для «укладки дороги» привезти в грузовике. Девочки могут сделать для куклы нарядные бусы. Так в канву любимой игры гармонично впишется работа с мозаикой.

Освоив линейное (горизонтальное) расположение деталей, приступайте к выкладыванию вертикальных линий. Для этого разверните игровое поле на 90 градусов. Пластина ляжет короткой стороной к ребенку. При таком расположении игрового поля можно выложить ровную вертикальную дорожку. Лучше начать выкладывать детали по самому краю, он будет для малыша наглядной опорой.

Для того чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему историю про зернышко, из которого вырос стебелек, а потом распустился цветок. Накануне на прогулке не забудьте рассмотреть у цветка стебелек, соцветие, листья. Пусть маленький исследователь осторожно проведет пальчиком снизу вверх по стеблю.

Для игры приготовьте пять зеленых деталей (для изготовления стебелька), одну красную или синюю (для цветка) и одну желтую (для солнца). Прикрепите внизу у бокового края игрового поля зеленую деталь, «зернышко», и скажите: «Посадил (имя ребенка) зернышко. Выглянуло утром солнышко. (Прикрепите вверху желтую деталь.) Стало светло и тепло, из зернышка появился стебелек и начал расти вверх, к ласковому солнцу». Покажите малышу, как надо прикреплять детали, чтобы «стебелек» рос вверх. Поддерживайте игровую ситуацию комментариями: «Все выше, выше растет стебелек, к самому солнышку тянется!» Когда кроха закончит выкладывать зеленые детали, дайте ему деталь красного или синего цвета, пусть он прикрепит ее. («Смотри, какой красивый цветок распустился!») Для малыша будет приятным сюрпризом, если к его цветку прилетит бабочка, заранее сделанная вами из цветной бумаги. В следующий раз посадите зернышко не у самого бокового края игрового поля.

Когда ребенок научится выкладывать ровную вертикальную линию, можно предложить ему более сложный, развернутый сюжет. Сначала выложите горизонтальный ряд – «травку», затем вверху прикрепите «солнышко», а потом сделайте «стебелек». Когда ребенок справится с этими достаточно сложными действиями, покажите ему, как можно сделать большой цветок (серединка и лепестки вокруг). Малыш уже делал нечто подобное, когда выкладывал «озеро», прикрепляя детали одна к другой. Не забудьте обыграть получившуюся «картинку» с помощью небольших игрушек, еще раз проговорить последовательность событий, взаиморасположение объектов на игровом поле. Если малышу трудно самостоятельно выложить лепестки вокруг серединки, сделайте это сами. А затем предложите крохе стать волшебником и сделать из ромашки незабудку. Для этого достаточно поменять цвет лепестков. Так по вашему образцу малыш сделает свой цветок, освоив новый способ расположения деталей.

Научиться располагать детали друг за другом помогут веселые «гусеницы». Покажите малышу, как можно последовательно, но не обязательно горизонтально или вертикально прикрепить несколько деталей. На последней детали можно нарисовать глаза – «гусеница» оживет. Для того чтобы ей не было одиноко, попросите кроху сделать еще одну или две гусеницы. Затем можно сравнить длину гусениц, а в следующий раз сделать длинную «гусеницу» – маму, и коротенькую – дочку или сыночка. При этом обратите внимание на количественное соотношение деталей (больше – меньше), используемых при выкладывании длинной (6 деталей) и короткой (2 детали) линий. После нескольких таких упражнений попросите малыша самостоятельно определить, какая часть из заранее подготовленных вами деталей (2–3 шт. и 6–7 шт.) предназначается для изготовления большой гусеницы, а какая – для маленькой.

Еще недавно ребенку было непросто даже прикреплять детали к игровому полю, теперь он может располагать их по всему игровому полю или делать цветное пятно из элементов мозаики. Ему не составляет труда расположить детали вверху или внизу пластины, по горизонтальной или вертикальной линиям.

В ходе игры малышу становится очевидна ограниченность игрового поля, он начинает замечать края пластины, а это необходимо для формирования умения ориентироваться на плоскости, видеть верх и низ, левый и правый края.

Занимаясь мозаикой вместе с вами, малыш осваивает доступные сюжеты, учится узнавать в довольно абстрактных изображениях реальные образы. В интересной игре он усваивает первые математические понятия, развивается его речь. С развитием интереса появляется желание играть с мозаикой, формируется умение более длительное время сосредоточивать внимание на определенной задаче (5–7 минут), стремление к достижению результата.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о