Игры в доу на музыкальных занятиях в – — ӻ. , — .

Содержание

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях в ДОУ

Использование коммуникативных игр

на музыкальных занятиях в ДОУ.

Ребёнок становится личностью в результате общения, взаимодействия с другими детьми или взрослыми. Понятие общение тесно связано с понятием коммуникация, которое подразумевает под собой обмен мыслями, идеями, сведениями и т.д. Именно дошкольный возраст является важным периодом в формировании личности ребенка, в том числе и его коммуника-         тивного развития. К концу дошкольного периода у ребенка необходимо сформировать мотивационную сферу, развить познавательная активность, выработать умение строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. К сожалению, у некоторых дошкольников возникают трудности в общении. Они могут быть выражены в конфликтах, капризах, прямой агрессии. Часто малыши неадекватно выражают свои эмоции: страх, удивление, злобу, обиду, радость. Таким образом, перед педагогами стоит задача в разных видах детской деятельности создать условия, которые способствовали бы организации эмоционально благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности, формированию у дошкольников чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками. Музыкальная деятельность не является исключением. Так как в дошкольном детстве наиболее эффективна игровая методика, следовательно, для развития коммуникативных качеств целесообразно использовать игру.

Как и любые коммуникативные игры, музыкальные направлены на умение взаимодействовать с другими детьми или взрослыми, сопереживать партнерам по общению, положительно относится к сверстникам, уметь владеть своими чувствами. Кроме того , используя музыкальные коммуникативные игры педагог решает задачи ,связанные с музыкальным развитием дошкольника. А именно:

1)приобщение ребёнка к музыкальному искусству

2)воспитание интереса и любви к музыке

3)развитие эмоциональной сферы

4)развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей

5)развитие музыкальных способностей детей ( чувство ритма, ладовое чувство, тембровый слух, звуковысотность т. д.)

Используя в своей работе игры на развитие коммуникативных навыков, музыкальному руководителю необходимо учитывать следующее:

-педагог принимает личное активное участие в игре

-текст разучивается в процессе игры ,не требует предварительной подготовки

-действия детей в игре оцениваются только положительно

-исключаются сравнительные и соревновательные моменты

-возможность использовать вариативность игры при следующей встрече

-игры должны быть направлены на воспитание положительных черт личности: доброжелательности, отзывчивости, коммуникабельности, положительных эмоций.

Игры коммуникативной направленности встречаются в фольклоре любого народа — это и потешки, и считалки ,и дразнилки, и заклички… Большинство игр предполагает тактильные контакты играющих, сопровождаемые игровым текстом. Музыкальные коммуникативные игры можно включать в режимные моменты, использовать на прогулке, в свободной деятельности детей на досугах.

 

ПРИМЕРЫ ИГР.

Здравствуй, Солнышко!

Доброе утро! Здравствуй, здравствуй, солнце!

Доброе утро! Загляни в оконце!

Доброе утро! Мы – малышки-крошки!

Доброе утро! Хлопаем в ладошки!

Раз-два, хлоп-хлоп-хлоп! Ножками топ-топ-топ!

Солнышко в ответ скажет нам : «Привет!»

Привет, дружок!

Привет, дружок!

Вставай в кружок!

В кругу играй! Не отставай!

Танцуй и пой! Друзья с тобой!

Здравствуйте, детишки!

Здравствуйте, детишки – малыши – малышки!

Что сегодня будем делать!

Топнем ,топнем ножкой! Хлопнем мы в ладошки!

Станем веселиться! Петь ,играть, кружиться!

Солнце ярко светит! С добрым утром дети!

Здравствуй, друг! (игра в парах)

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Становись скорее в круг!

Свою руку другу дай, танец наш начинай!

ТАНЕЦ.

А теперь остановились, Руки наши расцепились.

Продолжается игра, разбежались — раз и два!

Раз ,два, три! Не отставай, себе пару выбирай!

Улыбка

( Дети идут по кругу. В центре Фея с волшебной палочкой. )

Фея в гости к нам пришла,

Всем улыбку принесла.

Рот ладошкою прикрыла

И улыбку подарила!

(дети закрывают рот ладошкой, фея взмахивает палочкой, дети отводят руки в сторону и улыбаются)

К нам волшебник приходил,

Всем улыбку приносил.

Рот ладошкою прикрыл –

И улыбку подарил.

( Волшебник или Фея подходит к ребенку с волшебной палочкой, дотрагивается до него )

Маша,(Лена) ,улыбнись! Всем ребятам поклонись!

Дудочка.

Ой, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Потерял пастух дуду!

А я дудочку нашла

И Ванюше (Сереже, Игорьку …..) отдала!

( Девочка гуляет по кругу и выбирает кому отдать дудочку, пляшет с ним)

Сугробы

Разлетаются снежинки ,легкокрылые пушинки,

Полетели, понеслись. Стоп! В сугробы собрались!

Раз-два-три! Встали все по три! (дети соединяются в кружки по три человека)

Раз-два-три-четыре! Все собрались по четыре! (четверки)

Три-четыре-пять! Собрались по пять! (пятерки)

Почтальон

Динь-динь-динь — Письмо тебе!

Динь-динь-динь – из Африки!

Динь-динь-динь – со мной пойдешь,

Динь- динь – динь – письмо возьмешь!

Ссора

(Дети стоят парами, выполняют движения по тексту.)

Два кота сегодня в ссоре-

Когти точат на заборе.

Дыбом шерсть, фырчат, шипят, и царапаться хотят.

Успокойтесь, не сердитесь

И с друг другом помиритесь —

Чем побитыми ходить, лучше в мире добром жить!

(Дети меняются парами)

obrazbase.ru

Игры на музыкальных занятиях в детском саду

Игры на музыкальных занятиях в детском саду

Игра способствует развитию всех психических процессов, включая мышление и творческое воображение ребенка, его личностных качеств: воли, выдержки, терпения, инициативы, способности воплотить задуманное…

В музыкальном воспитании дошкольников традиционно используются

игры со словом, пальчиковые игры, музыкальные подвижные игры с правилами, сюжетные музыкальные игры с пением, хороводные игры с пением, музыкально-дидактические игры.

Все эти виды детских музыкальных игр, обладая каждый своей спецификой, способствуют развитию музыкальных и творческих способностей детей.

Пальчиковые игры

  • способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки,

  • массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев,

стимулирует работу речевого центра головного мозга,

  • гимнастика артикуляционного аппарата,

  • позволяют выработать согласованность движений с речью.

«В гости»

пальчиковая игра для детей подготовительной группы

(«Праздник каждый день», подготовительная группа, Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева. С — П., Композитор, 2009, с.43.)

В гости к пальчику большому Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами

и прижать их к ладоням.

Прибегали прямо к дому Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами.

Указательный и средний, Прижать к ладони те пальцы,

Безымянный о которых говорится.

И последний — Пошевелить мизинцами

Сам мизинчик – малышок и сжать пальчики в кулачки.

Постучался на порог. Постучать кулачком о кулачок.

Все пальчики – друзья. Пожать ладошкой ладошку.

Друг без друга нам нельзя! Пальцы одной руки соединить с соответствующими

Пальцами другой руки.

Игры со словом

способствуют:

двигательного аппарата,

  • совершенствованию движений,

  • формированию навыка удерживать дыхание до конца фразы.

«Огуречик»

игра со словом для детей средней группы.

Водящий – мышка — стоит у одной стены, дети в шеренге — у другой.

Огуречик, огуречик! Дети, стоя в шеренге, легко прыгают.

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет Легким пружинящим шагом идут к водящему.

Тебе хвостик отгрызет! Произнеся последнее слово дети убегают,

Водящий их догоняет…

Сюжетные музыкальные игры с пением

способствуют

навыков передачи игрового образа,

  • формированию умения отмечать окончание музыкальной фразы, пьесы, песни,

  • развитию коммуникативных способностей детей,

  • активизации творческих проявлений дошкольников.

«Хитрый кот»

(русская народная прибаутка)

сюжетная музыкальная игра с пением для детей младшей группы

Водящий ребенок в шапочке кота «спит» в углу. Остальные дети – мышки – осторожным пружинящим шагом идут к нему и поют:

Хитрый кот в углу сидит.

Притаился, будто спит.

Мышки, мышки вот беда!

Убегайте от кота!

«Мышки» убегают, «кот» их догоняет.

(«Праздник каждый день», младшая группа. Ирина Каплунова , Ирина Новоскольцева.

С-П., Композитор, 2007, с.138.)

Хороводные игры с пением

способствуют

навыков передачи игрового образа, сюжета.

  • формированию умения отмечать окончание музыкальной фразы, пьесы, песни,

  • развитию коммуникативных способностей детей,

  • активизации творческих проявлений дошкольников.

«Ежик»

музыка А. Аверкина, слова Е. Красевой

хороводная игра с пением для детей средней группы

(Сб. «Сказка приходит на праздник», М., Просвещение, 1996г., с. 147)

Дети стоят по кругу. Ребенок – «ежик» — в кругу.

Вступление. Все стоят, слушают музыку.

Повстречался ежик мне. Дети идут по кругу, поют. «Ежик» идет противоходом.

Нес грибы он на спине.

«Добрый день, колючий еж!

Далеко ли ты живешь?» Дети останавливаются., поворачиваются в круг.

Ежик глазками сверкнул

И в кусты скорей свернул, Дети делают «воротики», взявшись за руки и поднимая

Зашуршал сухой листвой, их вверх.

Приглашая в домик свой. Произнеся последнее слово дети приседают, «закрывая

воротики».

Список используемых источников

1.«Музыка и движение», старшая группа, С. И. Бекина. М., Просвещение.1983г.

2. «Музыкальные игры и пляски в детском саду». Л., Учпедгиз., 1963 г.

3.«Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Н.Г. Кононова М.

Просвещение- 1982.

4. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: Комиссарова Л.Н.,. Костина Э.П., М. Просвещение-1986 г.

5. «Праздник каждый день»,младшая группа. Ирина Каплунова , Ирина Новоскольцева.

С-П., Композитор, 2007г.

6..«Праздник каждый день», подготовительная группа. Ирина Каплунова , Ирина

Новоскольцева. С-П., Композитор, 2009.

7.«Сказка приходит к нам», М., Просвещение, 1998г.

infourok.ru

Детские музыкальные игры в детском саду и их виды

Экспериментальными исследованиями еще несколько десятилетий назад было доказано благоприятное воздействие музыки на разностороннее гармоничное развитие детей. С тех пор музыкальные занятия стали неотъемлемым видом образовательной работы в дошкольных учреждениях. Известно, что игра — это основная деятельность малышей дошкольного возраста. Именно поэтому дети познают эстетику звуков в игровой форме. В педагогике такую деятельность стали называть музыкальными играми. Кроме того, такой вид работы воспитатели применяют все шире, используя игры как элемент на занятиях по математике, развитию речи или во время организации досуга детей.

В нашей статье мы расскажем о том, какие проводятся детские музыкальные игры в детском саду.

С самого рождения малыш, слушая колыбельную песню мамы, учится слышать и воспринимать музыку, чувствовать характер звуков. Погремушки, музыкальные игрушки вызывают познавательный интерес. Такие игры помогают ребенку в доступной, занимательной форме знакомиться с окружающим миром.

Психологи утверждают, что музыка помогает гармонично развиваться малышу. Было обнаружено, что благодаря образовательным занятиям, на которых педагоги применяют детские музыкальные игры, в детском саду воспитанники лучше усваивают и запоминают материал. Кроме этого, такая деятельность способствует:

  • развитию памяти;
  • внимания;
  • логического мышления;
  • усидчивости;
  • формированию речи, правильному произношению звуков;
  • развитию координации движений;
  • повышению мотивации к обучению;
  • формированию эстетического вкуса.

Правильное дыхание во время музыкальных игр является эффективной профилактикой заболеваний дыхательных путей, а также улучшает обменные процессы, а сами занятия позволяют преодолеть различные психологические индивидуальные проблемы (например, способствуют адаптации ребенка в детском коллективе).

Основные виды игр

Отмечают следующие виды музыкальных игр в детском саду:

  1. Подвижные.
  2. Дидактические.
  3. Хороводные.

Пассивное восприятие или активное участие?

Кроме того, разделить музыкальные игры можно, в зависимости от роли воспитанника в процессе деятельности, на несколько видов:

  1. Игры, направленные на восприятие музыки. В качестве примера можно привести такие: «Угадай инструмент по звуку», «Определи характер музыки», «Угадай песенку из мультфильма». Также интересны детям такие развлечения, как «Листочки шелестят», «Солнечный и дождливый день», «Звуки природы» — это осенние музыкальные игры в детском саду. Их можно адаптировать под любое другое время года.
  2. Самостоятельное исполнение. В данном случае нет необходимости профессионально воспроизводить музыкальные произведения — не многие воспитанники детского сада имеют такой талант. А вот постучать на деревянных ложках, задать ритм барабаном или даже простыми хлопками в ладоши — вполне под силу даже самым маленьким деткам.
  3. Творческие детские музыкальные игры в детском саду. Любая деятельность, в которой детям предлагается проявить свои таланты и способности является творческой. Например, можно предложить воспитанникам, прослушав мелодию, «воспроизвести» ее красками на бумаге.

Музыкально-ритмические игры в детском саду предполагают различные танцевальные элементы, подражание.

Подвижные музыкальные игры в детском саду

Подвижные игры никогда не оставят детей дошкольного возраста равнодушными. А если такая деятельность проводится еще и под музыкальное сопровождение, то эффективность занятий увеличится в несколько раз. Именно поэтому на различных развлекательных мероприятиях для детей проводят самые разнообразные музыкальные подвижные игры. В детском саду это беспроигрышная форма работы — запоминающееся, яркое, интересное и веселое проведение досуга!

Подвижные игры можно проводить не только на музыкальных занятиях. Их широко используют в качестве физминуток, развлекательных моментов, соревнований. Важно правильно выбрать тематику игры, которая будет гармонично перекликаться с занятием, а также необходимо четко сформулировать задачи и описать желаемые результаты деятельности.

Активные музыкальные игры

Подвижных музыкальных игр существует бесконечное множество. Кроме того, сами воспитатели могут придумать новый вид развлечения. В качестве примера предлагаем ознакомиться с интересными подвижными музыкальными играми, которые можно провести в детском саду:

  1. Выполнение движений по тексту песни (инсценизация). В качестве материала можно использовать песенки Железновой Е. С. или народные прибаутки, потешки.
  2. Деятельность, направленная на восприятие характера музыки. К этой категории относятся, например, такие игры, как «Покажи весело-грустно», «Изобрази мелодию мимикой», «Дождик — солнышко».
  3. Соревнования. Самой известной игрой такого рода является «Займи стульчик». Также можно предложить поиграть в «Море волнуется» под музыку (в тот момент, когда прекращает играть мелодия, участники «замирают»), «Повтори за мной» (направлена на развитие координации движений и внимания).

Такое разделение музыкальных активных занятий крайне условное. В зависимости от темы занятия, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, педагоги проявляют творческий подход, придумывая или модифицируя различные задания.

Дидактические музыкальные игры в детском саду

Музыкально-дидактические игры в детском саду применяют на любых занятиях. Так, например, используя изображения музыкальных инструментов, можно провести дидактическую игру, изучая счет или развивая речь.

При подготовке к занятию педагогу важно определить цель и задачи игры, подготовить необходимый реквизит.

Материалы для дидактических музыкальных игр

Музыкально-дидактические игры в детском саду эффективно провести без специального образовательного материала достаточно сложно. Само название деятельности предполагает наличие дидактической картотеки. Можно приобретать готовую продукцию или создавать игры самостоятельно. Приобщить к изготовлению материала желательно и детей. Такая деятельность не только принесет практические результаты, но и станет занимательным занятием для воспитанников.

Материалы к дидактическим музыкальным играм классифицируют таким образом:

  • аудиозаписи;
  • музыкальные инструменты;
  • музыкальные игрушки;
  • печатная продукция (карточки, изображения, иллюстрации).

Примеры музыкальных дидактических игр в детском саду

Предлагаем ознакомиться с некоторыми дидактическими музыкальными играми, которые проводятся в детском саду:

  1. «Угадай инструмент». Детям предлагается услышать звук (при этом можно использовать как аудиозапись, так и настоящий инструмент) и показать карточку с изображением музыкального инструмента, который этот звук воспроизводит.
  2. «Что лишнее?». Участникам раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Детям необходимо выбрать лишний предмет. Например, на карточке изображены 3 духовых инструмента и 1 ударный (соответственно, он и будет лишним).
  3. «Колокольчики звенят». Малышам предлагается с помощью карточек, на которых изображен большой (дон) и маленький (ди-ли) колокольчик, составить рисунок прослушанной мелодии. Для этого детям необходимо разложить карточки в необходимом порядке.
  4. «Веселый ксилофон». Воспитатель раскладывает в определенном порядке карточки того цвета, который соответствует необходимому отделению ксилофона. Детям нужно воспроизвести «зашифрованную» на карточках мелодию на этом музыкальном инструменте.

Такие детские музыкальные игры в детском саду станут настоящим праздником для малышей. Яркий дидактический материал поможет эффективно преподнести и закрепить детям образовательный материал.

Хороводные музыкальные игры

Хороводные музыкальные игры отличаются тем, что проводятся с группой детей, которые идут по кругу, держась за руки и напевая слова. Хоровод — это давняя традиция нашего народа, известная еще несколько столетий назад и имеющая религиозные корни. Известно, что таким образом наши предки просили плодородия, встречали весну, «вызывали» дождь. И сегодня хоровод вокруг елки или поздравление именинника «караваем» — не что иное, как хороводные музыкально-развивающие игры.

В детском саду можно организовать хоровод, напевая веснянки, колядки, народные прибаутки.

Замечено, что дети, которые с дошкольного возраста знакомятся с эстетической красотой музыки, лучше усваивают школьную программу, отличаются высокими интеллектуальными и творческими способностями. Кроме того, доказано специалистами, что детские музыкальные игры в детском саду способствуют познавательной активности детей, формированию их эстетического вкуса, гармоничному всестороннему развитию.

fb.ru

№ 1235 Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. — Воспитателю.ру

Фомичева Татьяна Викторовна
Кемеровская область, город Междуреченск, МБДОУ «Детский сад №16 «Колокольчик»
Музыкальный руководитель

 

Музыкальные — дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г., вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования (статья 4, п.10). Также впервые в российской истории 29 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Принятый ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Музыкальные — дидактические игры в системе музыкального развития детей

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая  должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Так же Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и  в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр, помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста. Например, упражнения «Где звучит?», «Высокие и низкие звуки», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Кто пришел?» и т. д.

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр.   Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

 Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко- тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три вида:

1. Спокойное музицирование. (настольные)

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.(подвижные)

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 — 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука, и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно-печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелегра озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложи карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по 3 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально-дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.

В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано — под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д.

Музыкально-дидактическим материалом игр является:

— песни, инструментальные произведения;

— набор музыкальных инструментов;

— наборы музыкальных игрушек.

Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

     Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры  могут не использовать наглядность.

      Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. 

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Источники:

1. Кононова Н. Г. К64 Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.—96 е., ил.

3. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»

4. Конова Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников-М.,1982

5. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 – Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

 

2016.vospitately.ru

Коммуникативные музыкальные игры в ДОУ. Развивающие игры.

Название: Коммуникативные музыкальные игры в ДОУ, направленные на развитие межличностного общения детей дошкольного возраста
Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Музыкальные, Старшая группа
Автор: Тимченко Людмила Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Новоильиновский д/сад»
Месторасположение: Село Новоильиновка, Полтавский район, Омская область

Коммуникативные музыкальные игры в ДОУ, направленные на развитие межличностного общения детей дошкольного возраста

Кукушечка

Цель: развитие слухового восприятия и интереса к сверстникам.
В центре круга с завязанными глазами стоит водящий (ребёнок «Угадай-ка»), дети идут по кругу и поют:
«Кукушечка,
Утром прилетела,
На веточку
Села и запела».
Воспитатель показывает на ребёнка, который громко произносит: «Ку-ку, ку-ку!», водящий угадывает имя поющего ребёнка и передаёт повязку для глаз.
(Нотное приложении №1)

Цветы

Цель: развитие внимания и чувства сплочённости.
Под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» дети, взявшись за руки, идут по кругу (5 детей на один круг). Каждый раз, после того, как смолкает музыка, ведущий даёт команды:
«Ромашка»: дети соединяют руки в центре круга.
«Астра»: дети идут в центр круга, подняв высоко руки.
«Одуванчики»: дети приседают, обхватывая голову руками.
«Вьюнок»: дети кладут одну руку на плечо соседу, другую поднимают вверх.

Берёзки и топольки

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия.
Мальчики, взявшись за руки, идут змейкой между девочками («берёзками») и поют:
Меж берёзок мы идём,
Как красиво всё кругом.
Меж берёзок мы идём,
Песенку поём.
Девочки в это время выполняют пружинку.
Затем девочки, взявшись за руки, идут змейкой между мальчиками («топольками») и поют:
Между топольками мы идём,
Как красиво всё кругом.
Между топольками мы идём,
Песенку поём.
Мальчики в это время выполняют пружинку.
На проигрыш девочки встают напротив мальчиков и кружатся в парах.
(Нотное приложении №2)

Передай цветочек (платочек)

Цель: Развитие открытости, умения уважительно и ласково относиться друг к другу.
Дети стоят в кругу и передают друг другу цветочек (или платочек), ласково напевая слова:
Я цветочек (платочек) передам Танюше (Илюше. Катюше, Наташе и т.д.).

Мы танцуем полечку

 

Цель: развитие умения выражать доброжелательное, открытое отношение детей друг к другу, партнёрской поддержки.

Дети стоят парами по кругу, танцуют напевая:

Мы танцуем полечку, раз, два, три.

Сашенька и Олечка, посмотри!

А потом, а потом,

Вправо (влево), Олечка, идём!

Мы танцуем полечку,Пары кружатся вправо
Раз, два, три!3 притопа
Сашенька и Олечка,Пары кружатся влево
Посмотри!3 притопа
А потом,3 хлопка
А потом,3 хлопка
Вправо (влево), Олечка, идём!Девочки идут приставным шагом вправо к соседнему мальчику

(Нотное приложении №3)

скачать приложения

Название: Коммуникативные музыкальные игры в ДОУ, направленные на развитие межличностного общения детей дошкольного возраста
Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Музыкальные, Старшая группа
Автор: Тимченко Людмила Васильевна

portal2011.com

дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Музыкальные — дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г., вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования (статья 4, п.10). Также впервые в российской истории 29 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Принятый ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Музыкальные — дидактические игры в системе музыкального развития детей

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая  должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Так же Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и  в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр, помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста. Например, упражнения «Где звучит», «Высокие и низкие звуки», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Кто пришел?» и т. д.

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр.   Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

 Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко- тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три вида:

1. Спокойное музицирование. (настольные)

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий. (подвижные)

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 — 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука, и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно-печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелегра озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложи карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по 3 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально-дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.

В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано — под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д.

Музыкально-дидактическим материалом игр является:

— песни, инструментальные произведения;

— набор музыкальных инструментов;

— наборы музыкальных игрушек.

Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

     Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры  могут не использовать наглядность.

      Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. 

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Источники:

1. Кононова Н. Г. К64 Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.—96 е., ил.

3. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»

4. Конова Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников-М.,1982

infourok.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.

Из опыта работы.

1. Постановка задачи.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

Музыкально-дидактические игры – важное

как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике и сочла нужным систематизировать их применения.


 

Скачать конспект

Цель:

  • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.
  • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
  • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты использования игровых технологий в работе:

  • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
  • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

2. Анализ методической литературы.

Я изучила и проанализировала следующую методическую литературу.

  • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников
  • Н. А. Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
  • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр
  • И. Л. Дзержинская «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности»
  • Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Функции игры.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры;
  • выбор места для игры;
  • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
  • подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, педагогу необходимо постепенно переводить игру

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деят-ть дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Педагог намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дид-им задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Для детей раннего возраста дид. игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дид. игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания педагога и выполнять их.

Следует учитывать, что в дид. игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.

К наглядности относятся:

1)предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

2)картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

При помощи словесных пояснений, указаний педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дид. игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры: убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

В дид. игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени — большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая игра будет ещё интереснее». Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Педагогическая ценность дидактических игр.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Рекомендации по планированию дидактических игр.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста -основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те дид. игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании дид. игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Дид. игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ.

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

  • сюжетно-ролевые;
  • подвижные;
  • настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

  • обучающей задачи;
  • содержания;
  • правил;
  • игровых действий.

Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

  • для развития звуковысотного слуха;
  • на развитие чувства ритма;
  • на развитие тембрового слуха;
  • на развитие диатонического слуха;
  • на развитие памяти и слуха;
  • на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

  • в процессе пения;
  • в процессе слушания музыки;
  • в процессе ритмических движений;
  • в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Результаты внедрения программы в практику.

  1. Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы были составлен тематический и календарный планы. Составила картотеку дидактических игр.
  2. Изготовила МДИ различных видов.
  3. Провожу занятия, развлечения и использованием МДИ.
  4. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
  5. Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
  6. Делюсь опытом с другими педагогами.
  7. Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.

Сравнительная диагностика за 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 уч. г.

(данные на конец года.)

Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии игровых технологий на процесс музыкального воспитания.

Литература.

  • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.;
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников;
  • Н. А. Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
  • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр;
  • И. Л. Дзержинская «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности»;
  • Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о