Индивидуальная беседа с родителями в детском саду – Методическая разработка (младшая группа) по теме: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: “ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ” | скачать бесплатно

Годовой перспективный план работы с родителями

 

Октябрь

1неделя.

Индивидуальная консультация с родителями Алияра К ., Фахруддина А.познакомить родителей с дидактическими играми по математике, для развития у детей счетной деятельности.

Беседа с родителями Ромы А., Ярослава С., Леона М., о речевом развитии детей.

Родительское собрание на тему: «Учимся сотрудничеству».

Рекомендации родителям о ПДД.

Консультация психолога «Семья - глазами ребенка» (с использованием детских работ).

2неделя.

Консультация «Как научить ребенка дружить бескорыстно?»  

Санбюллютень «Профилактика сколиоза».

Рекомендации психолога «Почему ребенок агрессивен?»

Организация выставки «Любимое животное».

Посещение на дому семьи Адама М., Алияра К. С целью выяснения их длительного отсутствия.

3 неделя.

С родителями Миланы Б., Ромы А., «Что такое мимическое запоминание и зачем оно нужно?».

Индивидуальня работа с родителями Богдана П., Назара И. о соблюдении режима детского сада.

Беседа за круглым столом «Взаимоотношение в семье как фактор, влияющий на развитие ребенка.

Пригласить родителей на детский праздник «Осень – чудная пора».

Поручить родителям Артема С., Миши Щ., Адама М. доучить дома слова с детьми песни на казахском языке.

4 неделя.

Консультация «Самостоятельный ребенок, как научить ребенка».

Индивидуальная беседа с родителями Дамира, Фахруддина А., Кирилла на тему привитие навыков культуры поведения и культуры общения.

Поручить маме Ромы А. сшить накидку на именинный стул для детей.

Совместная работа с родителями по благоустройству территории детского сада, участка.

Привлечь родителей к   подготовке дидактического материала для занятий по математике.

 

 

Ноябрь

1 неделя.

Предложить родителям Адама М., Дениса К., Полины И., Доминики И. оформить фото альбома «Я и моя семья».

Предложить родителям дома выучить со своим ребенком потешку для занятия по развитию речи.

Консультация для родителей Адама М., Саши Ф., Кирилла Н., Евы Л., Леры В. «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Выставка совместных рисунков «Дети и дорога».

Памятка для родителей «Точечный массаж – профилактика простудных заболеваний».

2 неделя.

Поручить маме Назара И., Артема С., Адама М. сшить салфетки для детей на занятия по изодеятельности.

Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться».

Консультация «Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья ребенка».

Организовать систематическую починку детских игрушек.

3 неделя.

Консультация на тему: «Компьютер - это хорошо или плохо».

Памятка для родителей: «Санитарно-эпидемиологические требования к воздушно- тепловому режиму в детском саду».

Организация выставки: «Моя любимая книга».

Индивидуальная беседа с родителями Алияра К., Назара И. обсудить проблемы ослабленных детей.

Индивидульная беседа с родителями Ромы А., Дамира Т., Леона М. обсудить проблемы агрессии, неуравновешенности детей.

4 неделя.

День Матери выставка газет «Моя мамочка».

Пополнить папку-передвижку ЗОЖ «Сахарный диабет у детей».

Посещение на дому семьи Софии Л. С целью знакомства с жизнью ребенка в домашней обстановке

Консультация: «Ориентировочные показатели нервно-психического развития ребенка 5 года жизни».

Рекомендации для родителей по теме: «Птицы», о том, что дети должны знать по этой теме.

  

Декабрь

1.

Консультация: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Привлечь родителей к пополнению художественно-речевых уголков книгами, альбомами, материалом по ПДД и ОБЖ.

Предложить родителям сделать деревянные лопатки для своего ребенка.

Поручить маме Полины И. распечатать материал на тему: «Уж, ты зимушка зима».

2.

Пригласить родителей на детский праздник посвященный дню Независимости Республики Казахстан.

Рекомендации логопеда Хоменко О.Ю. «Что представляет собой задержка речевого развития у детей».

Консультация «Игрушка в жизни ребенка».

Групповое родительское собрание: «Формируем монологическую речь».

Предложить маме Дарины К. сшить дорожки для закаливания.

3.

Индивидуальные консультации с родителями Богдана П., Назара И. о формировании культуры еды.

Оформление папки – передвижки «Театральная деятельность в детском саду».

Рекомендации для родителей Яны И., Алияра., Назара И., Фахруддина А. «Как развивать память детей?».

Предложить родителям сделать кормушки для птиц.

4.

Посещение на дому болеющих детей, знакомство с бытовыми условиями, состояние здоровья ребенка.

Советы логопеда «Говорите с ребенком правильно».

Пригласить родителей на детский новогодний праздник.

Пополнить папку- передвижку по ОБЖ: «Дисциплина на улице - залог безопасности».

 

Январь

1.

Консультация «Развитие речи через театрализованную деятельность».

Индивидуальные беседы с родителями, обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

Пополнить папку по ОБЖ «Зимние травмы».

2.

Предложить родителям принести в детский сад любимую игрушку ребенка, для составления рассказов на эту тему.

Памятка для родителей: «Искусство быть родителем!»

Заседание общесадовского родительского комитета.

Привлечь родителей к оказанию помощи в организации уборки снега на территории детского сада. 

Рекомендации для родителей на тему: «Зимующие птицы», о том, что дети должны знать по этой теме.

3.

Советы родителям “Играйте вместе с ребенком”, « Игры и упражнения по развитию речи».

Рекомендации логопеда Хоменко О.Ю. «Игры и упражнения, способствующие развитию речи». 

Совместно с родителями залить ледяные дорожки.

Оформление фотовыставки: «Новогодние и рождественские праздники».

Индивидуальные беседы с родителями Алияра К., Артема С., Яны И. ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

4.

Посетить на дому часто болеющих детей, справиться о здоровье, передать рисунки детей, посоветовать родителям, закреплять дома пройденный материал по математике.

Советы психолога Королевой Н. В. «Рекомендации по устранению агрессивного поведения ребенка».

Консультация для родителей: «Правила обучения детей иностранному языку дома для родителей».

Рекомендации для родителей на тему: «Транспорт», о том, что дети должны знать по этой теме.

dohcolonoc.ru

План работы с родителями в средней группе детского сада.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Родительское собрание.

Мастерская общения с родителями

Тема: «Азбука общения»

Цель: Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году. Способствовать сплочению родительского коллективизма, избрать родительский комитет группы. Знакомство родителей с задачами воспитания на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей.

Индивидуальная беседа

«Как помочь ребенку адаптироваться в новых условиях»

Цель: дать родителям знания о способах и приёмах, которые помогают ребенку быстрее привыкнуть к условиям детского сада.

Посещение семьи

«Ребенок плачет по утрам»

Цель: понаблюдать, как ребёнка собирают в детский сад, что родители говорят ему о времени, которое он проведет в саду.

Тренинг для родителей

«Знаете ли вы своего ребенка»

Цель: дать родителям знания о возрастных особенностях детей четвертого года жизни: физиологическом развитии, психомоторном развитии, а также развитии речевого аппарата.

Индивидуальная беседа

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Цель: формирование понятий о здоровье, выработка гигиенических навыков: чистоты тела, уход за зубами, за ногтями за волосами.

Посещение семьи .

«Ребенок неопрятен»

Цель: Посмотреть в каких жилищно-бытовых условиях проживает ребенок, узнать причины неопрятности, оказывается ли ему должный уход, имеются ли у ребенка простейшие понятия о личной гигиене; посмотреть есть у ребенка свое собственное пространство.

Конкурс «Изготовление дорожек для закаливания»

Цель: изготовления дорожек для проведения закаливающих процедур

Сентябрь

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Консультация

«Если ребенок не слушается»

Цель: указать возможные причины противостояния ребёнка и психологически безопасные способы его преодоления

Круглый стол

«Волшебный мир книги»

Цель: - установление доброжелательных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми;

- создание эмоционально-положительного микроклимата в коллективе;

Индивидуальная беседа

«Если ребёнок дерется»

Цель: указать возможные причины такого поведения ребёнка, познакомить с методами, которые позволяют научить ребёнка «правильному» общению с окружающими.

Круглый стол на тему:

«Любить ребенка. Как?»

Цель:Выяснение спектра мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсуждение неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; выбор способов ее решения.

Посещение семьи.

«Ребенок обижает других детей»

Цель: понаблюдать за отношениями между ребёнком и родителями, узнать играет ли он со сверстниками, детьми старшего возраста, какие меры порицания используются; какие игрушки и телепередачи он предпочитает.

Посещение семьи .

«Ребенок опаздывает по утрам в д.с.»

Цель: узнать, как проводит ребенок свободное время дома, соблюдается ли режим во время выходных дней, во сколько родители укладывают ребенка спать, побеседовать с родителями о пользе утренней гимнастики.

Октябрь

Приглашаются психолог, логопед, педиатр и др.. Ответственные: воспитатели

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Мастер -класс для родителей «Изготовим книжку – малышку своими руками»

Цель: дать родителям понятие о том, как изготовить книжку-малышку самостоятельно в домашних условиях при помощи подручных средств.

Индивидуальная беседа

«Если ребёнок портит вещи»

Цель: помочь родителям выяснить истинную причину, по которой ребёнок так поступает; научить правильно реагировать на такое поведение.

Индивидуальная беседа

«Немного о вредных привычках детей»

Цель: Помочь родителям выяснить причину, по которой ребенок грызет ногти, рассказать, чем это чревато, а также посоветовать обратиться к врачу специалисту.

Посещение семьи

«Почему ребенок не умеет играть»

Цель: посмотреть созданы ли условия для игр ребёнка, есть ли у него игровой уголок.

Посещение семьи

«Ребенок грызет ногти»

Цель: посмотреть, чем ребенок занимается дома, соблюдает ли ребенок культурно-гигиенические навыки, есть ли дома животные. Понаблюдать взаимоотношения между родителями и родителями и ребенком.

Участие родителей в работе «Читательской конференции» на тему:

* Что и как читать детям

Задание для родителей, сбор материала по данной теме. Наиболее удачные советы поместить на стенд «Копилка семейных советов».

Ноябрь

.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

4.5.

Консультация

«Влияние родительских установок на развитие детей»

Цель: рассмотреть различные установки, оказывающие отрицательное воздействие на психо-эмоциональное развитие ребенка и его поведение.

Конкурс «Лучшая птичья столовая»

Цель: Воспитывать у детей и взрослых заботливое отношение к птицам, сформировать экологическую культуру.

Индивидуальная беседа

«На зарядку становись»

Цель: рассказать о роли гимнастических упражнений в укреплении здоровья, что гимнастика является основным стимулятором жизнедеятельности растущего организма.

Посещение семьи

«Не умеет беречь игрушки»

Цель: посмотреть есть ли у него игровой уголок, кто и как убирает игрушки, какое количество игрушек есть в доме, ценят ли родители игрушки и их внешнее состояние

Посещение семьи

«Ребенок не хочет делать утреннюю гимнастику»

Цель: посмотреть есть ли в семье игрушки необходимые для физического развития ребенка, понаблюдать, чем любит заниматься девочка в свободное время дома. Порекомендовать родителям делать гимнастику вместе с ребенком.

Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка»

Семинар –практикум для родителей на тему «Двигательная активность ребенка дошкольника».

Цель: Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, настроить на дальнейшую совместную деятельность.

Декабрь

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Родительское собрание

«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: - дать родителям знание о значении игры в развитии ребёнка;

- приобщить к игре ребенка в условиях семьи;

- выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Консультация

«Развитие положительной эмоциональной сферы как одно из условий оздоровления детей»

Цель: дать родителям понятие о пользе положительных эмоций для скорейшего выздоровления ребенка, о создании благоприятной психологической обстановке в семье.

Индивидуальная беседа

«Если ребёнку трудно подружиться»

Цель: консультация мамы о том, как помочь ребёнку освоить науку общения.

Индивидуальная беседа

«Волшебное слово»

Цель: дать консультацию родителям о воспитании культуры поведения и взаимоотношения ребенка с друзьями и со взрослыми в общественных местах., а также воспитывать у детей правила этикета.

Посещение семьи

Цель: обследовать санитарное состояние дома, определить насколько важны для родителей понятия чистоты, аккуратности и гигиены.

Посещение семьи

Цель: понаблюдать как родители и ребенок общаются между собой дома, используют ли они в речи слова: пожалуйста, спасибо, будь здоров и т.д.

Январь

.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

.

Тренинг для родителей

«Учим ребёнка общаться»

Цель: обогащать воспитательное умение родителей, путем ознакомления их с приемами, которые научат их ребенка делиться своими игрушками с другими детьми.

Индивидуальная беседа

«У ребенка пропал аппетит »

Цель: помочь маме выяснить причину, почему ребенок плохо ест, порекомендовать разнообразить меню дома, чтобы оно не совпадало с меню в дошкольном учреждении. Посоветовать обратиться к врачу специалисту.

Посещение семьи

«Ребенок не сосредоточен на занятиях»

Цель: понаблюдать за тем, как происходит общение между родителями и ребёнком, выполняет ли он требования и просьбы, умеет ли слушать, не перебивать; играет ли ребёнок в игры, требующие усидчивости, сосредоточенности.

Посещение семьи

«Почему ребенок плохо ест»

Цель: посмотреть, чем питается ребенок дома, узнать, каким блюдам и продуктам отдает предпочтение. Обследовать в каких условиях проживает ребенок.

Участие родителей в оздоровлении детей

Оформление газет «Здоровому - все здорово!»

Февраль

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Консультация

«Мама всегда права?»

Цель: проконсультировать родителей о правильном воспитании навыков и понятий при этом, не роняя авторитет воспитателя.

Совместное мероприятие с родителями

«8 марта - праздник мам»

Цель: воспитывать положительные нравственные качества личности ребёнка, желание делать окружающим людям «приятное».

Индивидуальная беседа

«Если ребёнок берет чужие вещи»

Цель: научить родителей правильно реагировать на поступки ребенка, мимикой и интонацией давая понять, какое поведение они поощряют, а какое- нет.

Индивидуальная беседа

«Как учить стихи с ребенком»

Цель: консультация мамы как учить стихи с ребенком: чтобы ребенок понимал смысл произведения, побеседовать о произведении, задать вопросы, познакомить с неизвестными словами.

Посещение семьи

«Ребенок не слушается»

Цель: понаблюдать за тем, как происходит общение между родителями и ребенком, выполняет ли ребенок требования и просьбы, последовательны ли родители в своих словах и действиях.

Посещение семьи

«Детские страхи, как с ними бороться»

Цель: Поговорить с родителями о микроклимате в семье, рассказать им о его страхах, попытаться выяснить причины.

Конкурс «Открытка к 8 Марта»

Март

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Родительское собрание

«Азы воспитания»

Цель: познакомить с правилами культурного поведения, которые должны быть сформированы у ребенка 4-5 лет.

Консультация

«Как победить застенчивость?»

Цель: расширить представление родителей о способах и методах преодоления застенчивости.

Индивидуальная беседа

«Если ребенок гиперактивен»

Цель: познакомить родителей с особенностями очень активных детей, вооружить способами общения и выбора деятельности для таких детей.

Индивидуальная беседа

«Смотрим телевизор вместе с ребенком»

Цель: побеседовать с родителями о вреде постоянного просмотра различных передач для взрослых, об ограничении времени просмотра.

Посещение семьи

«Не всегда выполняет просьбы воспитателей»

Цель: понаблюдать, как происходит общение между родителями и ребенком; всегда ли ребенок делает то, что говорят взрослые, если нет, как родители добиваются выполнения требуемого, или позволяют ребенку «взять верх» над ситуацией.

Посещение семьи

«Агрессивность у маленьких детей».

Цель: поговорить с родителями об излишней агрессии, выяснить причины агрессии; порекомендовать родителям совместные игры с ребенком.

Участие родителей в работе по оздоровлению.

Изготовление буклетов «ЗОЖ дошкольников в семье»

Апрель

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Консультация

«Играйте вместе с детьми, а также, какие игрушки необходимы детям»

Цель: раскрыть воспитательное значение детских игр; помочь определиться с выбором игрушек, различных по своей тематике и назначению; дать родителям знание о значении игрушки, ее роли в игре ребенка.

Спортивно- развлекательное мероприятие с родителями

«Когда мы вместе»

Цель: создание условий для развития эмоционально - благоприятного межличностного общения между детьми, родителями, воспитателями; воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу, чувства эмпатии; развивать познавательные интересы детей.

Индивидуальная беседа

«Учимся убирать за собой вещи и игрушки»

Цель: познакомить родителей с игровыми формами, позволяющими решить задачу, научить детей класть вещи и игрушки на свое место.

Индивидуальная беседа

«На прогулку без кошелька»

Цель: порекомендовать родителям поговорить с ребенком о вреде чрезмерного расточительства, объяснить ребенку, как зарабатываются деньги. Порекомендовать сюжетно-ролевые игры: «Магазин» «Семья».

Посещение семьи

«Ребёнок не усидчив»

Цель: понаблюдать выполняет ли ребёнок требования и просьбы родителей, умеет ли слушать и слышать, не перебивать; играет ли ребёнок в игры, требующие усидчивости, сосредоточенности.

Посещение семьи

«Ребенок боится врача»

Цель: порекомендовать родителям, побеседовать с ребенком о профессии врача, о пользе людей в белых халатах, поиграть дома в сюжетно-ролевую игру «Больница».

Май

infourok.ru

работа с родителями | Социальная сеть работников образования

Совет по стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

Как рассказал А.Асмолов: "В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.

В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".

В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Справочно:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования

Уважаемые родители!

   Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». 

     ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён  17 октября 2013 года  Приказом  №1155 Министерства образования  и науки РФ.

    ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

     В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

           Родителям о ФГОС

Стандарт поддержки разнообразия детства

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус "дошколки" предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования - впервые в истории российского образования. Разработчики называют его "стандарт поддержки разнообразия детства". Что стоит за этими словами? И как изменится жизнь детей, родителей и воспитателей.

- Зачем нужен ФГОС дошкольного образования? 
- Стандарт для "дошколки" - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Сегодня действуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. И это положительный момент - чем больше заинтересованных людей будет участвовать в обсуждении проекта стандарта дошкольного образования, тем лучше.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем? 
В настоящее время начато общественное обсуждение проекта нового закона Российской Федерации "Об образовании", в котором глава 11 полностью посвящена дошкольному образованию. Чем предлагаемый законопроект принципиально отличается от действующего Закона? Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.

В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно - подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.

Когда стандарт должен быть принят? 
- Правительство определило сжатые сроки: до конца этого года. Но стандарт появляется не на пустом месте - последние два года в этом направлении работает команда специалистов из Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, Психологического института РАО, Института стратегических исследований в образовании РАО и других организаций вместе с коллегами из регионов, где реализуются интересные модели дошкольного образования. В свое время апробация ФГТ в регионах получила широкую общественную поддержку.

Консультация для родителей

«Что должны знать родители о ФГОС ДО»

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

- взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

nsportal.ru

Индивидуальные беседы с родителями «Одежда ребенка на прогулке». 

Упрощаем жизнь воспитателям и ребенку

Ваша задача – облегчить жизнь прежде всего самому ребенку, а потом уже воспитателю. Если вы грамотно подберете малышу гардероб, ему не придется стоять длинную очередь к нянечке, чтобы та помогла ему завязать, застегнуть, одеть, развязать, расстегнуть, снять…

Вдумайтесь, если вы попали на какие-нибудь занятия и чувствуете себя всегда отстающим, у вас ничего не получается, вы будете с удовольствием туда ходить?

Так же и ребенок – если его всегда шпыняют “Опять ты самый последний” или “Опять у тебя перчатки” или “Ну почему ты не можешь сам сандалии надеть?”.

Малыш непрерывно будет чувствовать себя дискомфортно, он всегда отстающий, его всегда ругают, выливают на него раздражение по поводу неудобных завязок. Да и просто наблюдать как другие детки сами оделись и стоят ждут, а ты не можешь справиться с собственными вещами – мало кому из ребятишек будет приятно.

Думаю, что у каждого воспитателя есть свои нелюбимые предметы детского гардероба, не покупать которые он вас попросит на родительском собрании.

 

 Обувь на прогулку

Руководствуйтесь тем же принципом – если кроссовки, то чтобы на липучках, сапоги без шнурков и замысловатых молний, завязок.

Зимой удобны валенки (куомы, демары) – вставил ноги и пошел, ничего застегивать не надо. Да, они некрасивые. Зато теплые и недорогие. Купите сапоги “на выход” и надевайте их в гости – тогда ваше эстетическое чувство (при застегивании с вашей помощью) будет полностью удовлетворено. А на каждый день в садик нужно что-то удобное.

Футболки для детского сада

Должны быть без кнопок сзади и на плечах, желательно без завязок и пуговиц – натянул через голову и готово. Рубашки с пуговичками отменяются 

Еще немаловажный факт – достаточный разрез для головы, чтобы голова не застревала.

В группе можно с коротким рукавом

Джинсы, шорты, штанишки

Старайтесь купить штанишки без пуговиц, ремня и молнии. На резинке. Понимаю, что это не так красиво, зато как удобно! Особенно ребенку. Все малыши стоят в очереди к воспитателю застегнуть штанишки, а ваш уже одет! Да еще самостоятельно!

Удобные джинсы – их сможет надеть самостоятельно даже самая маленькая девочка. 
Две тугие пуговицы и молния – для трехлеток лучше не покупать штанишки с такими застежками. 
Эти шорты не столь элегантны, как следующая модель, зато ребенок не будет мучиться с пуговицей, молнией и ремнем. 

Такие шорты не надо покупать трехлетнему ребенку в садик. Застегнуть/расстегнуть пуговицу, молнию и ремень – непреодолимая преграда для малыша.

Юбку или шорты?

Девочкам летом просят давать с собой легинсы или шорты для прогулок на улице – в юбках они садятся на край песочницы и у них потом песок в трусах. Если мама дома может помыть ребенка после гулянья, то в садике всех помыть не успевают.

Летом – панамка или бейсболка.

Дело в том, что по правилам ДОУ ребенку запрещено находится на площадке без головного убора – вас могут вернуть домой, если вы забыли панамку дома.

Все мои попытки купить удобный платочек привел лишь к скоплению неиспользуемых новинок в шкафу. Неудобно. Завязки, ленточки мешают, головные уборы съезжают.

Самыми удобными мне показались бейсболки и панамки.

Бейсболка – незаменимый головной убор для мальчика. Стильный, яркий, нарядный.
Выбирая бейсболку, обратите внимание на материал –  сеточка очень комфортна в жару. Удобная регулировка сзади.
Девочкам тоже можно подобрать нарядные “девчачьи” варианты. Модницам с длинными волосами удобно собрать волосы в хвост и протащить его сзади в дыру у бейсболки.
Отличный вариант панамки.
 

kablykova-ozgdou38.edumsko.ru

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы и упрямство» (из опыта работы воспитателя и педагога-психолога)

 

Встатьепредставлено обобщение педагогического опыта воспитателя и педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Разработка посвящена анализу проблемного поведения детей раннего дошкольного возраста. Приведены практические рекомендации для родителей, предлагаются основные направления воспитательной работы. Материал может быть использован при организации родительских собраний, лекций, семинаров, а также при индивидуальном консультировании родителей детей раннего возраста.

Ключевые слова: капризы, кризис, поведение, развитие, ранний возраст.

 

Цель беседы оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

Задачи беседы: расширение представлений родителей о причинах негативного детского поведения;информирование об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста, нормативных кризисов развития; предоставление возможности проанализировать взаимоотношения со своим ребёнком и выявить механизмы формирования капризного поведения или упрямства;формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях.

Содержание тематической беседы:

Родителям детей раннего возраста нередко приходится сталкиваться с их капризами, истериками и упрямством. Причины и механизмы формирования такого негативного поведения у детей зачастую понять очень сложно не только самим родителям, но воспитателям и педагогам.

Важным психологическим аспектом являются так называемые «нормативные кризисы развития» детей. Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни каждого ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Специалистами отмечается, что каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые ребенок чрезвычайно ярко проявляет. Обойти или миновать кризис невозможно, поскольку он закономерен и, кроме того, имеет существенное значение для личностного развития ребенка.

Причина возникновения кризиса состоит в том, что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и поэтому не могут выполнять свои функции

Кризис 1 года. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым претерпевает кардинальные изменения. Ребенок начинает понимать и разделять: я — ребенок, а он — взрослый, мы — разные, отдельные. В этом сущность кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, умение ходить, развиваются действия с предметами, но диапазон возможностей для воплощения этого развит еще недостаточно.

Возможность передвигаться самостоятельно, способность находить много интересных вещей, которые требуют изучения и экспериментирования с ними, являются проявлениями детской любознательности, желания познакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность данного возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, проявляющийся в плаче, упрямства, недовольстве. Воля ребенка впервые сталкивается с волей взрослого: ребенок стремится действовать сам, быть самостоятельным, выбирать предметы, общаться по собственному желанию. Кроме того, у ребенка возникает стремление к общению, но возможностей (активной речи, слов), чтобы выразить все это, еще нет.

Так формируется кризис одного года. Он становится тем глубже, чем больше родители оказывают сопротивление желаниям ребенка. Капризы ребенка, в действительности, является показателем того, что взрослым пора менять свое поведение и отношение к собственному ребенку, поскольку предыдущие стереотипы общения уже не подходят. Кризис первого года знаменует переход от периода младенца к раннему детству. Симптомами этого кризиса, и любой другой, является всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные реакции у ребенка возникают обычно в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего хочет ребенок. Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут проявляться в крике, громком плаче, падении на пол, истериках и агрессивных реакциях.

Кризис 2,5–3 лет. На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!». «Кризис трёх лет» — условное понятие в психологии, так как первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2–3,5 года).

Этот возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, также характеризуется резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов, становлением новых черт сознания и личности ребёнка и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребёнка». Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!"), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э.Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Важно отличать и выделять кризисные проявлениякапризности и упрямства от ситуативных или формирующихся в постоянную черту детского характера в ответ на дисгармоничные стили воспитания в семье.

  1.      Причиной детской капризности может быть хроническое или только начинающеесясоматическое заболевание. Если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно если речь идет о ребенке раннего возраста), но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений поведения. Это будет поведение протестное или непоследовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное.
  2.      Очень часто основной причиной детской капризности бывают и различные виды нарушения воспитания в семье. В этом случае послание ребенка может быть прочитано так: «Со мной нужно обращаться по-другому!».Наиболее распространенными типами нарушения воспитания дошкольников являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Особо гибельным для детской уравновешенности является сочетание обоих нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка — позволяет абсолютно все).

Гиперпротекцияприводит к тому, что ребенок практически не знает слова «нельзя». Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.

Гипопротекцияв своей крайней форме ведет к истощению адаптационных резервов. Ребенок, которому все запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И тогда с другой стороны, но мы приходим все к тому же протестному, капризному поведению, которое еще больше раздражает родителей. Родители запрещают ребенку капризничать, он протестует против запрещения протеста — и этот замкнутый круг может вертеться годами.

Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация членов семьи, ухаживающих за ребенком. Например, гиперпротективная мама и гипопротективный папа.

  1.                Иногдакапризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии.В этом случае при анализе ситуации ни гипо- ни гиперпротекции выявить не удается, ребенка вроде бы воспитывают правильно, иногда даже «по науке», но отношения внутри семьи до крайности напряжены. Здесь капризы — послания ребенка, переводятся однозначно: «Я не хочу, чтобы значимые для меня люди ссорились между собой!».В этом нет никакого врожденного миролюбия или, тем более, альтруизма со стороны ребенка.Просто та душевная энергия, которая по праву должна была принадлежать ему, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой. И ребенок этим, естественно, недоволен. И также естественно демонстрирует это недовольство окружающим.

Рекомендации педагога-психолога: «Что делать, когда ребенок капризничает?»

  1.      Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание ребенка, которое заложено в его сиюминутной или долгоиграющей капризности.
  2.      Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу.Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей. В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, пункт списка (Ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела?Или ты кушать хочешь?).Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.
  3.      Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.Для этого есть один единственный способ — родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка.
  4.      Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеетединая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи.
  5.      Крайне необходимапоследовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка — это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться.

Рекомендации воспитателя: «Как справиться с капризным ребенком?»

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневным заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справится самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидным в период возрастных кризисов.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2–3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6–7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т. д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большой частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

          много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство;

          освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи;

          как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых;

          играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия;

          продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе»;

          получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что — то не получается, поскольку ребенок в 2–3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи;

          иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет?

По отношению к малышу кризисного возраста от взрослого требуется выдержка и спокойная требовательность в выполнении правил повседневной жизни. Руки перед едой надо мыть. Шапку в ветреную погоду надевать и не бегать перед сном босиком по полу с чистыми ногами. Требования к поведению должны четко формулироваться, и в их исполнении взрослый должен быть последовательным. Нельзя сегодня запрещать есть грязными руками, а завтра не обратить на грязные руки ребенка внимание, ничего «не заметить». Малышу можно читать как можно больше текстов, в которых обыгрывается переворачивание привычных ситуаций. Классический пример — «Путаница» К. Чуковского. Много подобных стишков в фольклорных подборках для малышей, в переводах английских текстов для маленьких. Кроме чтения, при любом возможном случае, опережая возникновение конфликтных ситуаций, нужно предлагать трехлетке игру под названием «Делай все наоборот». «Давай сегодня делать все наоборот. Я тебе буду говорить: «Антоша, а ну-ка не мой руки!» А, ты возьмешь и помоешь! Я тебе скажу: «Антоша, мы не идем гулять!» А ты что должен делать?» и т. д. Ребенку условия такой игры невероятно нравится. Они отвечают его внутреннему состоянию. От взрослого же требуется изо всех сил хмурить брови и деланно возмущаться: «Нет! Вы только посмотрите! Мы не идем гулять! А он уже оделся! У нас все садятся за стол с грязными руками! А он зачем-то их помыл!» Выдерживаемая взрослым игровая позиция вызывает у ребенка восторг.

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас — действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть — можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, у дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание — как приказ. И вдруг — что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему — то ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.

Необходима перестройка отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Если родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различию тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя «как взрослый», и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приведет к преодолению симптомов кризиса.

Вам как его родителям важно:

          Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

          Предоставьте ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, шишками, камушками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

          Чаще разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

          Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2–3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

          Относится к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

          Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного.] Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

          Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

          Относится спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая — то сложная для него задача, вполне естественны.

Самый простой способ борьбы с капризами — переключение внимания. Просто смените тему. Например, не хочет чистить зубы и мыться, спросите его: «Что ты делал сегодня в садике?»

Вместо того чтобы грубо настаивать на своем, сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: «Давайте попробуем на вкус новую зубную пасту! Она такая сладкая!» (Паста может быть вовсе не новая и не сладкая, но цель будет достигнута — малыш заинтересуется!)

Внесите фантазию в рутинный процесс. Например, можно сказать: «Давай полетим в ванну, как дракончики!» — схватить малыша, покружиться с ним по дороге и с рычанием опуститься в воду.

Или, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: «Ш — ш — ш! Серый волк идет! Давай спрячемся от него!» Уверяем вас, что ребенок забудет о слезах и захочет поиграть в прятки с волчишкой.

Не бойтесь выглядеть смешным. Чем нелепее вы себя ведете, тем лучше. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что разговариваете с ней. Или попрыгаете на одной ноге. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.

Хорошее поведение ребенка обязательно закрепите похвалой. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Между тем похвала для детей — это как вода и солнце для растений.

Похвала должна быть немедленной. Как только вы увидите что-то положительное, тут же хвалите за это ребенка. Все свое внимание следует уделять хорошему, а не плохому поведению вашего чада.

Психологи советуют: «Игнорируйте поведение, которое вам не нравится. Хвалите поведение, которое вам нравится». Если вы будете следовать этому правилу, ваш «капризный монстр» очень скоро научится прислушиваться к вам.

Помните, что капризность лучше предотвратить и изначально не допускать ошибок в воспитании ребёнка, нежели потом исправлять свои ошибки. На это потребуется немало времени и терпения, а самое главное — любви и внимания, тогда спустя некоторое время вы увидите, что ваш капризуля изменился в лучшую сторону.

 

Литература:

 

  1.      Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет //Мама и малыш. — 2005. — № 10.
  2.      Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет //Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52–63.
  3.      Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
  4.      Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
  5.      Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  6.      Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. — СПб.: Речь, 2003.
  7.      Справочник дошкольного психолога /Г. А. Широкова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение.

moluch.ru

План проведения консультаций и индивидуальных бесед с родителями в первой младшей группе

План проведения консультаций и индивидуальных бесед с родителями первой младшей группы

Консультация

«Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду»

Воспитатели

2 неделя

Беседа

«Адаптация ребенка в детском саду»

Педагог-психолог

3 неделя

Консультация

«Первые дни ребенка в ДОУ»

Воспитатели

4 неделя

Беседа

«Режим дня и последствия его нарушения»

Медицинская сестра

Октябрь

1 неделя

Консультация

«Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Воспитатели

2 неделя

Беседа

«Малыш боится темноты. Что делать?»

Педагог-психолог

3 неделя

Консультация

«Здоровье – всему голова»

Медицинская сестра

4 неделя

Беседа

«Одежда детей в группе»

Воспитатели

Ноябрь

1 неделя

Консультация

«Капризы и упрямство»

Педагог-психолог

2 неделя

Беседа

«О необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду»

Воспитатели

3 неделя

Консультация

«Какие игрушки необходимы детям?»

Воспитатели

4 неделя

Беседа

«Что нужно знать родителям о прививках»

Медицинская сестра

Декабрь

1 неделя

Консультация

«Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания»

Медицинская сестра

2 неделя

Беседа

«Формирование навыков кормления и одевания»

Воспитатели

3 неделя

Консультация

«Учить цвета просто и весело»

Воспитатели

4 неделя

Беседа

«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»

Педагог-психолог

Январь

1 неделя

Консультация

«Зимняя прогулка с малышом»

Воспитатели

2 неделя

Беседа

«Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

Медицинская сестра

3 неделя

Консультация

«Играем со снегом и познаём его свойства»

Воспитатели

4 неделя

Беседа

«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?»

Педагог-психолог

Февраль

1 неделя

Консультация

«Как помочь ребенку заговорить?»

Воспитатели

2 неделя

Беседа

«Профилактика гриппа и ОРВИ»

Медицинская сестра

3 неделя

Консультация

«Гимнастика для малышей»

Воспитатели

4 неделя

Беседа

«Что значит быть хорошим отцом?».

Педагог-психолог

Март

1 неделя

Консультация

«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

Воспитатели

2 неделя

Беседа

«Если ребенок дерется»

Педагог-психолог

3 неделя

Консультация

«Юные художники»

Воспитатели

4 неделя

Беседа

«Выбираем правильную обувь для малыша»

Медицинская сестра

Апрель

1 неделя

Консультация

«Как нельзя поступать с ребенком?»

Педагог-психолог

2 неделя

Беседа

«Трудовое воспитание ребенка в семье»

Воспитатели

3 неделя

Консультация

«Какие игрушки покупать ребёнку 2-3 лет?»

Воспитатели

4 неделя

Беседа

«Бережём здоровье детей вместе!»

Медицинская сестра

Май

1 неделя

Консультация

«Игры с детьми на отдыхе в летний период»

Воспитатели

2 неделя

Беседа

«Если ребенок часто устраивает истерики»

Педагог-психолог

3 неделя

Консультация

«Питание ребенка летом»

Медицинская сестра

4 неделя

Беседа

«Читаем всей семьей»

Воспитатели

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о