Инновационный проект школьный музей – Инновационный проект «Школьный музей: создаем историю вместе»

Инновационный проект «Школьный музей: создаем историю вместе»

Карта инновационного проекта

«Школьный музей: создаем историю вместе»

  1. Организация: МБОУ Зоргольская СОШ

  2. Населенный пункт: село Зоргол

  3. Название проекта: «Школьный музей: создаем историю вместе"

  4. Автор проекта: Бондарь Мария Павловна

  5. Контакт. тел., e-mail: 89148063078 , 83024338143 mary[email protected]mail.ru

6. Аннотация проекта: Проект «Школьный музей: создаем историю вместе" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, в первую очередь, на муниципальном уровне. Проект посвящен созданию центра патриотического и гражданского воспитания в школьном музее, проект направлен на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном муниципальном воспитательном пространстве; создание в школах творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Конечная цель проекта- создание виртуального музея и проведение нетрадиционных уроков и мероприятий на базе школьного музея.

  1. Целевая аудитория проекта: обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, руководитель музея, заместитель директора по воспитательной работе, родители

  2. Обоснование актуальности проекта: Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. 

В нашей школе реализуется программа по патриотическому воспитанию молодёжи «Патриот».  Она определяет основные пути развития сис­темы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Программы  является музейная педагогика, так как она способствует  воспитанию патриотического сознания школьников, живущих в Приаргунском районе.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы, независимо от того, какую тему они изучают.

Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием  многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций. Однако проблема восстановления и организации школьных музеев, музейных комнат в Приаргунском районе остается на сегодняшний день актуальной.

Проблемы

Организовывая поисковую и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся через организацию работы школьного музея, мы столкнулись с рядом проблем.

Во-первых, в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.

Во-вторых, как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.

9. Цели проекта:

Формирование у учащихся основ гражданственности и патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитать чувство гражданственности, любви к Родине, к родному селу, своему району;

  • Воспитать творческое отношение к учению, труду, жизни;

  • Воспитать познавательные интересов и способности, социальную активность учащихся;

Развивающие задачи:

  • Формировать патриотические качества личности в соответствии с моделью “Гражданина-патриота России”;

  • Развить умение думать и умение исследовать;

  • Развить умения общать­ся, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.

Обучающие задачи:

  • Повышение информированности и формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края через использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы;

  • приобретение начальных представлений об общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

  • формирование начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

10.Ожидаемые результаты реализации проекта: Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.

В результате реализации проекта ожидается:

-Появление интереса у детей и их родителей к музейной культуре.

- Систематизация работы по данной теме.

- Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.

- Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

- Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

-Появление творчески мыслящего, ответственного, интересующегося историей своего края и Родины Гражданина-Патриота

Для педагогов создаётся банк методических разработок и рекомендаций.

11. Содержание и технологическое обеспечение проекта:

Основные стратегии:

  1. Ежегодное обновление поисковой группы музея,

  2. Изучение краеведческой литературы,

  3. Сбор материалов и реставрация экспонатов,

  4. Создание экспозиций, разделов музея,

  5. Введение операции «Поиск», «Ветеран»,

  6. Проведение ритуальных линеек, «Вахты Памяти», вечера Памяти Героев, погибших в «Горячих точках», встречи с интересными людьми,

  7. Создание кинолетописи проекта,

  8. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Актив и Совет музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учёт найденного. Экспонатов в музее насчитывается более 800. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Руководитель музея вместе с учителями и классными руководителями отслеживает работу учащихся, помогает советами, направляет деятельность детей в нужное русло.

12.Социальные эффекты от реализации проекта:

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

13. Перспективы развития проекта: В связи с тем, что краеведческий музей существует уже более 40 лет, школа уже приобрела опыт в данном направлении. На базе школы проводятся экскурсии для учащихся школ не только нашего района, но и Калганского, Алек- Заводского, экскурсоводы нашего музея ежегодно выезжают на районные и краевые научно –практические конференции с докладами и исследовательскими работами, где занимают призовые места, 4 года назад с краеведческими работами мы вышли на межрегиональный уровень.

Нашему музею предстоит многое еще сделать: активизировать деятельность учащихся, продолжить поисковую деятельность по участникам Великой Отечественной, уход за местами захоронения и могилами солдат на территории нашего села, расширить и обновить экспозиции, пополнить фонда музея, заниматься исследовательской деятельностью, обучить учащихся школы проектной деятельности, провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению, посвящённый 110- летию школы.

Все вышеприведенные факты указывают на положительный опыт работы школы и возможности проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности –Патриота и Гражданина.

Проект будет развиваться и охватывать все большее количество учащихся. Дальнесрочные планы и мероприятия по развитию проекта:

  1. Организация и проведения конференции на базе нашей школы «Память сохраним вместе»

  2. Вовлечение начальных классов в историко-краеведческое движение в соответствии с возрастом.

  3. Расширение территории школьного музея, путем перемещения его в новое помещение (кабинет)

  4. Создание Internet-версии школьного музея.

14. Описание источников необходимых ресурсов (собственные и привлеченные ресурсы): дальнейшее развитие проекта. Для проведения виртуальных экскурсий нужно приобрести микрофон, колонки, наушники.

Для создания школьной газеты (публикации статей о деятельности музея), проведение конкурсов, открытых мероприятий нужно приобрести определенное количество канцелярии, ценные призы для награждения участников школьных конференций, районных смотров на базе музея.

Многие экспонаты (останки шерстистого носорога и мамонта) в связи с отсутствием специальных экспозиционных стендов со временем теряют свою культурно-историческую ценность (некоторые уже разрушились в связи с тем, что хранятся они ненадлежащим образом). Поэтому нужно приобрести специальный экспозиционный выставочный стенд и витрины.

Смета проекта и её обоснование

Недостающее оборудование, техника

Обоснование приобретения

Имеется средств

Недостающие средства

1

Ноутбук, колонки, микрофон

Недостающее аппаратное обеспечение, необходимое для сбора и переноса информации, материалов в сеть 

3000

35000

2

Приобретение расходных материалов к компьютерной технике.

Необходимо оформление экспозиций и печати изданий, буклетов.

1000

2000

3

Приобретение ценных призов для награждения победителей школьного конкурса ученических проектов по краеведению, конференций

Стимулирование участников проекта.

1000

3000

4

Приобретение выставочных стендов и витрин.

Оформление этнографических материалов

1000

30000

Итого

6000

70000

Новизна разработки

Новизна разработки заключается в том, что данный проект способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании как традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания, так и новых (проведение уроков в музее, открытых мероприятий, классных часов)

Возможные риски проекта и пути их преодоления:

1.Недостаточное оснащение материально-технической базы музеев экспонатами

1. Работа со спонсорами

2. Совместное оснащение с семьями воспитанников.

2.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

1. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации.

2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3. Дефицит времени для постоянного

обновления информации, ее пополнения;

  1. Возможность заниматься музейным делом на уроках истории, МХК, обществознания, географии, биологии, внеурочной деятельностью после уроков.

4. Недостаточный уровень сформированности

умений исследовательской деятельности у школьников.

  1. Введение курса «Информационные технологии» в 8 классе, где ребят учатся писать и оформлять исследовательские работы

15. Поэтапный план реализации проекта

1 этап -

Организационный этап

Март- апрель 2016- октябрь2016

Создание проекта «Школьный музей: создаем историю вместе»

Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея.

Работа кружка «Юный экскурсовод»

Введение операции «Поиск»,

2 этап -Деятельностный этап

В течение 2016-2017 учебного года

Оформление интерьера музея. Обновление экспозиций:

1.История становления колхоза Зоргола

2.Из истории школы

3.Выпускники о родной школе

3.Они ковали Победу

4.Герой Назар Петрович Губин

6.Святое дело- Родине служить

7.Выпускники-офицеры

8.История родного села и края

9.Воины-контрактники

10.Пионерская организация

11.Достойная смена

16.Уголок природы

17.Этнографический уголок

18. Сельская изба (уголок)

В течение года

Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Работа волонтерского отряда

Декабрь 2016,

май 2017

«Вахта памяти», «Свеча памяти», Ритуальная линейка в школе.

С декабря 2016

Создание электронного банка данных.

Создание электронной картотеки музея.

Теоретические и практические занятия по созданию Web-страниц.

Определение модели электронного музея.

Создание виртуальных экспозиций.

Разработка виртуальных экскурсий.

Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы.

Май 2017

Операция «Звезда Ветерану», проведение Митинга к Дню Победы, участие в концерте (защита поисковых работ)

Февраль, март 2017

Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Они ковали Победу».

Участие в краевых и районных патриотических акциях

Апрель- июнь 2017

Участие в региональной экологической акции «Охранять природу- значит любить Родину»

В течение года

Создание фото, кинолетописи проекта. Создание школьной газеты

3 этап-

Завершающий этап

Сентябрь –

октябрь

2017 года

Анализ результатов и корректировка проекта.

Обобщение опыта   работы.

Проведение семинара для общественности «Память храним вместе»

Сотрудничество с общественностью, СМИ

Список источников и литературы:

  1. Краеведческий материал Зоргольского краеведческого музея

  2. Литвинова М. А., Столяров Б. А. «Детское творчество и музей : собирание, хранение и экспонирование: методические рекомендации для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и руководителей школьных музеев», ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010.- 244 с.

  3. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.

  4. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – 42 с.

  5. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

  6. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

  7. http://festival.1september.ru/articles/634674/

  8. http://www.myshared.ru/slide/484201/

  9. http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

  10. http://минобрнауки.рф/documents/1450

Портфолио реализации проекта

Данный проект начал реализовываться с апреля 2016 года

Этапы реализации и полученные результаты представлены в следующей таблице:

Этапы

Полученные результаты

1 этап -

Организационный этап

Март- Апрель 2016- октябрь2016

Создание проекта «Школьный музей: создаем историю вместе»

Работа актива музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета музея. Работа кружка «Юный экскурсовод»

Введение операции «Поиск» ( поиск информации о Ветеранах ВОВ, создание и защита исследовательских работ, выступления краеведами на районном и краевом уровнях в научно- практических конференциях)

Поисковая работа по классам (подготовка к юбилею школы)

Май 2016

Участие в митинге Победы, конкурс живых картин к Дню Победы

2 этап -Деятельностный этап

Август, сентябрь, октябрь 2016 г

Восстановление и обновление экспозиций после аварийного прорыва трубы отопления в музее.

Обновление экспозиций:

1.Пионерская организация

2.Достойная смена

3.Уголок природы

4.Этнографический уголок

5. Сельская изба (уголок)

Воссоздание экспозиций:

1.Из истории школы

2.Выпускники о родной школе

3.Они ковали Победу

Работа актива музея

Октябрь 2016 г

Ведение поисковой, экскурсионной, пропагандистской работы.

Обновление экспозиций в музее

Начало работы над школьным сайтом, создание школьной газеты

Фотоотчёт о реализации проекта:

Конкурс «Живых картин 9 мая»

Встречи с интересными людьми

Работа актива музея

Воссоздание музейных экспозиций после аварии

Участие в районных и краевых конференциях

Организация Концерта 9 мая, Митинга 22 июня

Участие в «Вахте Памяти»

Организация работы прокадетской группы

kopilkaurokov.ru

Инновационный проект «Школьный музей»

Инновационный проект «Школьный музей»

(пояснительная записка)

  1. Обоснование актуальности инновационного проекта

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.

В нашей школе реализуется программа по патриотическому воспитанию молодёжи, ориентированная на учащихся школы и составленная на основе государственной и муниципальной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Она определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Программы является музейная педагогика, так как она способствует воспитанию патриотического сознания школьников.

Музей (музейная комната «Русская старина») обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, городка, окрестностей, школы, независимо от того, какую тему они изучают.

  1. Проблемы

Организовывая поисковую и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся через организацию работы школьной музейной комнаты русского быта, мы столкнулись с рядом проблем.

Во-первых, в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.

Во-вторых, как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.

  1. Цель проекта:

Формирование у учащихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.

  1. Задачи проекта

1. Расширение знаний учащихся о малой Родине и России в целом: её истории, традициях, героях.

2. Развитие интереса к истории родного края. Воспитание у учащихся любви к малой Родине.

3. Формирование у учащихся осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.

4. Формирование высокой духовной личности.

5. Обеспечение внедрения современных информационных технологий в работу музея.

  1. Ожидаемая результативность проекта

1.  Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.

2.  Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, городка, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему творческого участия в деятельности музея.

3.  Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

4.  Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

5.  Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.

6.  Презентация итоговых материалов проекта в интернете, СМИ и перед общественностью, участие в различных конкурсах

Конец формы

  1. Результаты реализации.

Результатом являются следующие итоги:

1.  Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.

2.  Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, городка, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.

3.  Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

4.  Обновление все имеющейся экспозиции.

Основные направления деятельности школьного музея:

I. Организационно-методическая работа:

Форма работы

Сроки

1.

Организация работы музея.

В течение года

2.

Организация работы творческой группы экскурсоводов музея.

сентябрь-май

3.

Утверждение и корректировка плана музея на год.

сентябрь

4.

Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею.

сентябрь-октябрь

5.

Организация работы по дополнению экспозиций музея.

сентябрь-май

6.

Организация и планирование работы с фондами музея.

сентябрь

7.

Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной и средней школы).

сентябрь

8.

Разработка и составление плана работы музея на следующий год. Промежуточные итоги.

май

II. Экскурсионная работа:

Мероприятия

Сроки выполнения

1.

Обзорные и тематические экскурсии по музею.

в течение года

2.

Час общения «Специфика музея боевой славы». Коллекция. Стенд. Витрина (ознакомительная экскурсия).

ноябрь, март

3.

Проведение конкурса детского рисунка на тему «Встречаем Рождество».

декабрь

4.

Экскурсии в музеи.

в течение года

5.

Проведение на базе музея выставки детского творчества (поделки, изготовление макетов).

в течение года

III. Фондовая работа:

Мероприятие

Сроки выполнения

1.

Составление справочной картотеки музея.

В течение года

2.

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.

В течение года

3.

Работы по развитию экспозиции музея:

- оформление стендов

- выставки книг и творческих достижений учащихся.

в течение года

4.

Пополнение коллекций музея новыми экспонатами.

в течение года

www.metod-kopilka.ru

Инновационный проект «Школьный Музей ХХI века» Авторы проекта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Загарье

Юрьянского района Кировской области

(МКОУ ООШ с. Загарье)

Инновационный проект

«Школьный Музей ХХI века»

Авторы проекта:
1. Костылева Ольга Алексеевна, учитель истории

2. Сергеева Любовь Леонидовна, учитель географии

3. Удалова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов

Загарье 2012

Паспорт проекта


Полное наименование инновационного проекта

«Школьный музей ХХI века»

Формирование ключевых социальных компетенций учащихся через проектирование единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики.


Адрес

613612, Кировская область, Юрьянский район, МКОУ ООШ с. Загарье,

[email protected]


Основные разработчики программы

1. Костылева Ольга Алексеевна, учитель истории

2. Сергеева Любовь Леонидовна, учитель географии

3. Удалова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов


Исполнители проекта

Администрация МКОУ ООШ, педагогический коллектив, методические объединения, органы самоуправления, социальные партнеры, ученический коллектив, родительская общественность

Краткая аннотация проекта

Немаловажное значение в воспитательной работе имеет развитие интересов учащихся в области краеведения.

Школьный музей является связующей нитью поколений, хранителем памяти, традиций прошлого, содействует развитию познавательных способностей учащихся. Они знакомятся с документами, работая в различных архивах.

Поиск эффективных путей становления нового поколения привели к выводу, что назрела необходимость в расширении возможностей воспитания и развития школьников средствами краеведения.

Основная проектная идея направлена на создание единого учебно- воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики, которое будет формировать ключевые компетенции учащихся.

Единое воспитательное пространство школы будет включать в себя урочную деятельность, краеведческий музей, детскую организации РИД, взаимодействие с социумом через реализацию проекта, который включает в себя программу «Край навек, родной любимый», «Отечества достойный сын», программу дополнительного образования «Активисты школьного музея»


Период и этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный – август - сентябрь 2012 г. Разработка текста проекта, его обсуждение и экспертиза, утверждение на заседании педагогического совета школы. Ознакомление социальных партнеров.

2 этап – практический – октябрь 2012 г. – май 2014 г.

Реализация основных направлений Проекта, осуществление промежуточного мониторинга, контроля. Обеспечение необходимых ресурсов для реализации основного этапа проекта.
3 этап – обобщающий – июнь – декабрь 2014 г.

Проведение итогового мониторинга и экспертизы. Обобщение опыта и анализ результатов реализации проекта на совещании (педсовете). Постановка новых стратегических задач развития образовательного учреждения.


Конечные цели проекта

1. Повышение качества образования и уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся через создание единого воспитательного пространства школы.

2. Разработка теоретико-практических основ взаимосвязи основного и дополнительного образования средствами музейной педагогики.

3. Воспитание и развитие творческой, активной, адаптивной личности, конкурентоспособной в условиях современного мегаполиса.

4. Формирование у обучающихся чувства причастности к истории своего народа, осознания своеобразия и значимости как носителя традиции культуры прошлых времен.


Задачи проекта

1. Формирование сознания педагогов, учащихся и родителей для объединения усилий по обучению и воспитанию учащихся в едином воспитательном пространстве школы.

2. Повышение уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

3. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка в учебное и внеучебное время.

5. Воспитание у обучающихся чувства причастности к истории своего народа, осознание своей роли и значимости, как носителя традиций и культуры прошлых времен.

5. Развитие музейного комплекса образовательного учреждения.

6. Внедрение современных информационных технологий в работу музея


Приоритетные направления реализации проекта

1. Повышение уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики и системы дополнительного образования.

2. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка в учебное и внеучебное время.

3. Активное включение родительской общественности в создание единого воспитательного пространства школы.

4. Создание условий для формирования у обучающихся чувства причастности к истории своего народа, осознание своей роли и значимости, как носителя традиций и культуры прошлых времен.

5. Внедрение современных информационных технологий.


Источники финансирования

текущее бюджетное финансирование, внебюджетные средства.

Ожидаемые конечные результаты

Обеспечение роста качества образовательного процесса на основе ресурсов школьного краеведения, что выражается в:

1) сформированной системе управления образовательного учреждения, адекватной поставленной цели

2) разработанной системе организационных форм краеведческой деятельности обучающихся

3) налаженной системе мониторинга результатов образовательного процесса

4) положительной динамике результативности образовательного процесса:


  • положительной динамике качества знаний обучающихся,

  • развитии положительной мотивации к учению,

  • развитии интереса школьников к истории родного края, русской культуре, народным традициям

  • сохранении и улучшении физического и психического здоровья всех участников деятельности,

  • формировании навыков исследовательской работы обучающихся,

  • формирование у педагогов и обучающихся навыков использования ресурсов и возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в проектной деятельности

  • расширении образовательного информационного пространства, широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными организациями

  • распространении собранной информации о родном крае с помощью информационных технологий

  • мониторинг развития социально значимых качеств обучающихся, нравственной личности, адаптированной к жизни и деятельности в современном обществе,

  • мониторинг развития и саморазвития ученического коллектива образовательного учреждения,

  • формировании патриотизма, гражданственности, экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности

5) создание медиакабинета, виртуального музея

Основное содержание проекта
1.Обоснование актуальности проекта
Связав грядущее с минувшим, В музеях школы память чтим. И на истории России Достойных граждан мы растим.

В основных политико-правовых документах образовательной политики России в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.

Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений. Патриотизм выступает не только как категория нравственного идеала, но и обладающее мощным потенциалом средство воспитательного воздействия. Широко известна позиция К.Д. Ушинского в этом вопросе: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В нашей школе реализуются программа «Отечества достойный сын», проект «Школа правовых знаний», которые определяют основные пути развития сис­темы гражданского воспитания учащихся. Одним из направлений гражданского воспитания является музейная педагогика. Музейная педагогика - это педагогика, обращенная к юному посетителю через специфику музея.

В основе её лежат методы и приёмы, рассчитанные на преподавание и закрепления знаний с помощью предметов, объектов и явлений окружающего нас мира. Используются все воплощения материальной и духовной культуры, которые окружают нас дома, на улице, в значительной мере привлекаются предметы, собранные в музеях разных профилей, в том числе и в школьных музеях.

Современный школьный музей несет на себе огромную воспитательную и образовательную нагрузку и огромную ответственность за реализацию возлагаемых на него педагогических надежд. Единственным механизмом, обеспечивающим эффективность работы музея, является постоянная ориентация на инновационные процессы, постоянное совершенствование форм, расширяющих возможности и не позволяющих ослабнуть интересу учащихся к творчеству, знаниям, поиску.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом.

В нашей школе музей был открыт 4 апреля 2000 года. В 2001 году ему присвоено звание «Школьный музей».

С момента основания музея в учебном заведении возникли и развивались традиции и формы краеведческой работы. Под руководством краеведа-энтузиаста Макаровой В.В. в школе действовал краеведческий кружок, начала формироваться коллекция, образовавшая впоследствии фонды школьного музея.

Сегодня работой музея руководит учитель географии Сергеева Л.Л.

Профиль музея: исторический, широкой тематики.

Музей включает в себя работу по 4 главным направлениям:

«Вятская деревня»;

«Природа Вятского края»;

«Народное образование»;

«Военная история»;
За годы своего существования музей добился определенных результатов, а школой накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы:

- в фондах музея 310 экспонатов основного фонда;

- имеются три отдела: музей старины, комната Народного образования, комната Боевой Славы;

- создано пять постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные;

- по экспозициям музея разработано и апробировано семь тематических экскурсий;

- подготовлены экскурсоводы по экспозициям. В этом году они заняли первое место в районе в номинации «Лучший экскурсовод»;

- оформлен обширный материал по истории села, школы;

- разработаны и реализуются программы дополнительного образования «Активисты школьного музея» для 5 – 9 классов и «Юные исследователи родного края» для 1-го класса;

- учащиеся ежегодно занимают призовые места в районных краеведческих конференциях;

- в 2005 и 2009 г музей занял I место в районном конкурсе на лучший школьный музей; в 2012 году – 2 место.

- о работе школы по краеведению имеются публикации в районной газете «Юрьянские вести».

Материалы и экспонаты музея используются для написания творческих работ, подготовки к районному литературному празднику и школьной краеведческой конференции, при проведении уроков и классных часов, предметных недель.

Наша школа имеет много хороших традиций. Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов; выпускниками, которые стали известными и уважаемыми людьми; учителями, имеющими награды и

поощрения не только областного, но и всероссийского уровня. Многие педагогические работники – выпускники нашей школы. Немаловажное значение в воспитательной работе имеет развитие интересов учащихся в области краеведения.

Она связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, школы.

Воспитание учащихся на традициях уважения, гордости за успехи школы и обучающихся в различных областях знаний. Школьный музей является связующей нитью поколений, хранителем памяти, традиций прошлого, содействует развитию познавательных способностей учащихся. Они знакомятся с документами, работая в различных архивах.

Это способствует формированию навыков работы с различными историческими источниками и специальной научной литературой. Обращаясь за помощью к ближайшему окружению, учатся наблюдать, систематизировать, обмениваться опытом, передавать знания другим, приобретают навыки культуры общения. Благодаря школьному музею реализуется принцип учебы через дело.

Работа в школьном музее позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история школы, история семьи помогают еще глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свои успехи и успехи земляков. В нашей многонациональной стране изучение региональной истории позволяет научить учащихся бережно относиться к обычаям и традициям различных народностей.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов четкой работы музея с целью конструирования и организации этого процесса путем применения современных исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей. Наиболее эффективным решением проблемы с этой точки зрения, является создание проекта «Школьный Музей ХХI века»


  1. Условия возникновения опыта

Поскольку школа отражает все социальные процессы, особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно- нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, особенно на селе, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности.

Поиск эффективных путей становления нового поколения привели к выводу, что назрела необходимость в расширении возможностей воспитания и развития школьников средствами краеведения.

В последнее время возникла проблема: как сделать краеведческую, исследовательскую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка.

В связи с этим, нами разработана программа образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности «Край родной, навек любимый» на 2011 – 2015 годы. Данная программа разработана на основе районной программы «Отечество – земля Юрьянская» (приложение № 5)

literature-edu.ru

Проект "Открытие школьного музея" - Разное

инновационный проект «Открытие школьного музея»

Школьный музей как эффективная формаорганизации воспитательной работы с детьми – явление далеко не новое. Традиционно школьный музей воспринимается как хранилище, демонстрационное место музейных предметов. Новизна нашего проекта «Открытие школьного музея» состоит в том, что, мы перенесли акцент на сам процесс подготовки музейных предметов для открытия новой музейной экспозиции.

Проектная идея состоит в том, что в музейной комнате открывается новая экспозиция всякий раз, когда меняется музейная тематика, связанная с определённым образовательным событием. Решение об изменении темы, принимает ученический совет «Солнечного города».

Так, в 2009 году состоялось открытие «Музея ремёсел», как подарок детей к юбилею школы. При этом школа решала свою педагогическую задачу – создать условия для предпрофильного воспитания младших школьников. В 2010 году открылся «Музей народного творчества», как результат подготовки детей к школьной ярмарке – выставке «Свистунья». Мы, учителя, в свою очередь создали условия, для творческой активности младших школьников, проведя социально значимую акцию «Доброе сердце». В этом учебном году начата подготовка к образовательному событию «Гостиная литературного героя» В связи с этим Солнечный Совет предлагает новую тему школьного музея «Музей литературного героя». Параллельно решаем свою педагогическую задачу – разработка проекта «Читательская грамотность в школе 1 ступени».

На самом деле, замысел создания проекта возник в тот момент, когда директор нашей школы привезла из отпуска кольцо. (слайд – фото кольца для быка). Встал вопрос «Что это?»….Не каждый, у кого в тот момент спрашивали, смог ответить. У детей возникла потребность исследовать историю необычного предмета. Педагоги с учётом интереса детей занялись организацией поисково – исследовательской деятельности. В помощь педагогу был разработан ученический мини – проект «Музейный предмет». На нем я становлюсь подробнее, т.к. этот проект, на наш взгляд, является эффективным средством формирования ключевых компетенций младших школьников.

Технология проекта.

Основу мини – проекта составляет алгоритм проектных действий участника. (слайд – таблица приложение 2). В общем виде, это рекомендации по содержанию проектной деятельности с указанием формируемых компетенций (для педагогов). Для детей – это памятка, построенная с учетом возрастных особенностей обучающихся (слайд памятка), с ключевыми исследовательскими вопросами, доступными и понятными ребёнку. С помощью памятки школьник создаёт мини – проект, выполняет простейшие исследовательские действия: ищет информацию, извлекает интересные факты, сравнивает, описывает, оформляет

С познавательной стороны вопроса, учащиеся изучают объект со всех сторон его жизни - определяют толкование названия, где и как используется и встречается в жизни людей, собирают сведения об особенностях объекта, истории его происхождения, в каких художественных произведениях упоминается, какими изобразительными средствами описывается.

Дети при помощи родителей и поддержки учителя в итоге поиска, сбора и обработки информации создают проектный продукт, авторы проводят презентацию в свободной творческой форме, представляют в виде информационно – иллюстрированного материала. (слайд с материалом)

Эффекты для детей

Выполнение мини - проекта создаёт для каждого ученика развивающие условия освоения и реализации простейших проектных действий, которые помогают в самоорганизации учебной деятельности, учат ясно ставить цель, планировать, искать средства и способы её воплощения, двигаться вперед. Являясь одновременно «исполнителями», «искателями», «разработчиками», «дизайнерами» и «риторами», дети проживают социально – значимые роли, а с ними и взрослые включаются в исследовательскую игру в качестве «проводников», «тренеров», «консультантов», «организаторов», «советников». В реально – полезном деле, рождаются новые формы общения, сотрудничества взрослых и детей. На основе объединения интересов формируется толерантность, что значимо для нашей школы с контингентом обучающихся 21 й национальности.

Особо важный и ответственный момент – защита музейного предмета. Тот предмет, который исследовали дети, становится «Музейным предметом», только тогда, когда к нему прилагается история его жизни, представленная в ученическом мини – проекте.

Оценка проектного продукта осуществляется Музейным Советом, в состав которого входят представители ученической, родительской и педагогической общественности. Эксперты подтверждают объективность, полноту и достоверность информации о предмете, обозначают его музейную ценность, в соответствии с утвержденными критериями.Решением совета предмету присваивается статус «музейного предмета». Авторам проекта выдается авторское свидетельство. На каждый музейный предмет оформляется музейная карточка – сертификат, которая становится единицей каталога музейного фонда.

Эффекты для родителей– возможность увидеть реальные достижения ребенка, совместно поучаствовать в интересном, творческом проекте.

Эффекты для педагогов – это технологический способ формирования проектных действий, ключевых компетенций, условия для организации внеурочной деятельности (экскурсий, мероприятий, презентаций)

Как и где (представляются) результаты, в чём они отражаются?

На сегодняшний день в фонде музейной комнаты 16 музейных предметов с сертификатами, из них 10 для «Музея ремёсел», 6 - для музея народных промыслов России.

Но, в самом начале я обозначила, что наш музей не хранилище, все творческие проекты о музейных предметах востребованы и работают на успех детей - авторов. Ребята представляют свои работы на выставках в дни открытых дверей для родителей, воспитанников детских садов, на городской конференции младших школьников, отправляют на конкурсы разного уровня.

Например На городскую научную конференцию в 2009 году Антонов Александр и Шелупенко Влад, под руководством классного руководителя Хлебниковой Людмилы Васильевной представили свой мини - проект «Лапти», были удостоены дипломом 3 степени, с ним же ребята на Всероссийском конкурсе «Первые шаги - 2011» - заняли 1 место. В феврале 2011 года на этот же Всероссийский конкурс «Первые шаги» Козлов Дмитрий, под мои руководством, представил мини – проект «Керосиновая лампа», работа была награждёна дипломом 2 степени.

Результаты реализации проекта за 3 года показали, что начальные основы проектирования доступны младшим школьникам. Проектная деятельность позволяет им знакомиться с материалом, выходящим за пределы учебной программы, использовать информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так с привлечением Интернет - ресурсов. Младшие школьники не только осваивают технологию создания проекта, но активно упражняются в работе с письменным и устным текстом, совершенствуются в оформительском деле. Защита проекта для младших школьниках - важный и нужный опыт публичных выступлений.

Ученический мини - проект приобретает значимость «профессиональной пробы», а инновационный проект «Открытие школьного музея» - становиться площадкой для организации проектной и поисково – исследовательской деятельности.

Развитие школьного Музея.

Сегодня Музей «живет» активной жизнью - на базе музейной комнаты работает «Музейный совет» из числа 12 обучающихся. Вместе с детьми мы организуем и проводим экскурсии по Музею, следим за порядком и состоянием музейных предметов, составляем тематические музейные экспозиции. Во внеурочное время я организую и провожу цикл музейных занятий, назначение которых - повысить познавательную мотивацию к проектной деятельности.

Завтрашний день Музея предполагает организацию культурно – образовательные работы на сетевом принципе. Музейные занятия, тематические экскурсии не только для учащихся нашей школы, но и других школ города. Новые роли для детей и взрослых - «посетитель Музея», «архивариус Музея», новые формы общения и сотрудничества - «музейный диалог» со школьными Музеями в Интернет – сети. Хочется школьный Музей как открытая площадка для расширения сферы участников и обмена опытом.

В недалеком будущем мы видим наш школьный Музей обучающим ресурсом для желающих учеников первой ступени и педагогов заниматься поисково – исследовательской деятельностью по нашей технологии.


Автор: Солянникова Наталья Владимировна

pedportal.net

Инновационный проект «Школьный музей: создаем историю вместе»

Скачать документ

Карта инновационного проекта

«Школьный музей: создаем историю вместе»

  1. Организация: МБОУ Зоргольская СОШ

  2. Населенный пункт: село Зоргол

  3. Название проекта: «Школьный музей: создаем историю вместе"

  4. Автор проекта: Бондарь Мария Павловна

  5. Контакт. тел., e-mail: 89148063078 , 83024338143 mary[email protected]mail.ru

6. Аннотация проекта: Проект «Школьный музей: создаем историю вместе" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, в первую очередь, на муниципальном уровне. Проект посвящен созданию центра патриотического и гражданского воспитания в школьном музее, проект направлен на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном муниципальном воспитательном пространстве; создание в школах творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Конечная цель проекта- создание виртуального музея и проведение нетрадиционных уроков и мероприятий на базе школьного музея.

  1. Целевая аудитория проекта: обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, руководитель музея, заместитель директора по воспитательной работе, родители

  2. Обоснование актуальности проекта: Дети —  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. 

В нашей школе реализуется программа по патриотическому воспитанию молодёжи «Патриот».  Она определяет основные пути развития сис­темы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Программы  является музейная педагогика, так как она способствует  воспитанию патриотического сознания школьников, живущих в Приаргунском районе.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы, независимо от того, какую тему они изучают.

Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием  многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций. Однако проблема восстановления и организации школьных музеев, музейных комнат в Приаргунском районе остается на сегодняшний день актуальной.

Проблемы

Организовывая поисковую и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся через организацию работы школьного музея, мы столкнулись с рядом проблем.

Во-первых, в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.

Во-вторых, как сделать краеведческую, исследовательско — поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.

9. Цели проекта:

Формирование у учащихся основ гражданственности и патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитать чувство гражданственности, любви к Родине, к родному селу, своему району;

  • Воспитать творческое отношение к учению, труду, жизни;

  • Воспитать познавательные интересов и способности, социальную активность учащихся;

Развивающие задачи:

  • Формировать патриотические качества личности в соответствии с моделью “Гражданина-патриота России”;

  • Развить умение думать и умение исследовать;

  • Развить умения общать­ся, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.

Обучающие задачи:

  • Повышение информированности и формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края через использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы;

  • приобретение начальных представлений об общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

  • формирование начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

10.Ожидаемые результаты реализации проекта: Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.

В результате реализации проекта ожидается:

-Появление интереса у детей и их родителей к музейной культуре.

— Систематизация работы по данной теме.

— Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.

— Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

— Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

-Появление творчески мыслящего, ответственного, интересующегося историей своего края и Родины Гражданина-Патриота

Для педагогов создаётся банк методических разработок и рекомендаций.

11. Содержание и технологическое обеспечение проекта:

Основные стратегии:

  1. Ежегодное обновление поисковой группы музея,

  2. Изучение краеведческой литературы,

  3. Сбор материалов и реставрация экспонатов,

  4. Создание экспозиций, разделов музея,

  5. Введение операции «Поиск», «Ветеран»,

  6. Проведение ритуальных линеек, «Вахты Памяти», вечера Памяти Героев, погибших в «Горячих точках», встречи с интересными людьми,

  7. Создание кинолетописи проекта,

  8. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Актив и Совет музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учёт найденного. Экспонатов в музее насчитывается более 800. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Руководитель музея вместе с учителями и классными руководителями отслеживает работу учащихся, помогает советами, направляет деятельность детей в нужное русло.

12.Социальные эффекты от реализации проекта:

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

13. Перспективы развития проекта: В связи с тем, что краеведческий музей существует уже более 40 лет, школа уже приобрела опыт в данном направлении. На базе школы проводятся экскурсии для учащихся школ не только нашего района, но и Калганского, Алек- Заводского, экскурсоводы нашего музея ежегодно выезжают на районные и краевые научно –практические конференции с докладами и исследовательскими работами, где занимают призовые места, 4 года назад с краеведческими работами мы вышли на межрегиональный уровень.

Нашему музею предстоит многое еще сделать: активизировать деятельность учащихся, продолжить поисковую деятельность по участникам Великой Отечественной, уход за местами захоронения и могилами солдат на территории нашего села, расширить и обновить экспозиции, пополнить фонда музея, заниматься исследовательской деятельностью, обучить учащихся школы проектной деятельности, провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению, посвящённый 110- летию школы.

Все вышеприведенные факты указывают на положительный опыт работы школы и возможности проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности –Патриота и Гражданина.

Проект будет развиваться и охватывать все большее количество учащихся. Дальнесрочные планы и мероприятия по развитию проекта:

  1. Организация и проведения конференции на базе нашей школы «Память сохраним вместе»

  2. Вовлечение начальных классов в историко-краеведческое движение в соответствии с возрастом.

  3. Расширение территории школьного музея, путем перемещения его в новое помещение (кабинет)

  4. Создание Internet-версии школьного музея.

14. Описание источников необходимых ресурсов (собственные и привлеченные ресурсы): дальнейшее развитие проекта. Для проведения виртуальных экскурсий нужно приобрести микрофон, колонки, наушники.

Для создания школьной газеты (публикации статей о деятельности музея), проведение конкурсов, открытых мероприятий нужно приобрести определенное количество канцелярии, ценные призы для награждения участников школьных конференций, районных смотров на базе музея.

Многие экспонаты (останки шерстистого носорога и мамонта) в связи с отсутствием специальных экспозиционных стендов со временем теряют свою культурно-историческую ценность (некоторые уже разрушились в связи с тем, что хранятся они ненадлежащим образом). Поэтому нужно приобрести специальный экспозиционный выставочный стенд и витрины.

Смета проекта и её обоснование

Недостающее оборудование, техника

Обоснование приобретения

Имеется средств

Недостающие средства

1

Ноутбук, колонки, микрофон

Недостающее аппаратное обеспечение, необходимое для сбора и переноса информации, материалов в сеть 

3000

35000

2

Приобретение расходных материалов к компьютерной технике.

Необходимо оформление экспозиций и печати изданий, буклетов.

1000

2000

3

Приобретение ценных призов для награждения победителей школьного конкурса ученических проектов по краеведению, конференций

Стимулирование участников проекта.

1000

3000

4

Приобретение выставочных стендов и витрин.

Оформление этнографических материалов

1000

30000

Итого

6000

70000

Новизна разработки

Новизна разработки заключается в том, что данный проект способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании как традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания, так и новых (проведение уроков в музее, открытых мероприятий, классных часов)

Возможные риски проекта и пути их преодоления:

1.Недостаточное оснащение материально-технической базы музеев экспонатами

1. Работа со спонсорами

2. Совместное оснащение с семьями воспитанников.

2.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

1. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации.

2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3. Дефицит времени для постоянного

обновления информации, ее пополнения;

  1. Возможность заниматься музейным делом на уроках истории, МХК, обществознания, географии, биологии, внеурочной деятельностью после уроков.

4. Недостаточный уровень сформированности

умений исследовательской деятельности у школьников.

  1. Введение курса «Информационные технологии» в 8 классе, где ребят учатся писать и оформлять исследовательские работы

15. Поэтапный план реализации проекта

1 этап —

Организационный этап

Март- апрель 2016- октябрь2016

Создание проекта «Школьный музей: создаем историю вместе»

Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея.

Работа кружка «Юный экскурсовод»

Введение операции «Поиск»,

2 этап -Деятельностный этап

В течение 2016-2017 учебного года

Оформление интерьера музея. Обновление экспозиций:

1.История становления колхоза Зоргола

2.Из истории школы

3.Выпускники о родной школе

3.Они ковали Победу

4.Герой Назар Петрович Губин

6.Святое дело- Родине служить

7.Выпускники-офицеры

8.История родного села и края

9.Воины-контрактники

10.Пионерская организация

11.Достойная смена

16.Уголок природы

17.Этнографический уголок

18. Сельская изба (уголок)

В течение года

Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Работа волонтерского отряда

Декабрь 2016,

май 2017

«Вахта памяти», «Свеча памяти», Ритуальная линейка в школе.

С декабря 2016

Создание электронного банка данных.

Создание электронной картотеки музея.

Теоретические и практические занятия по созданию Web-страниц.

Определение модели электронного музея.

Создание виртуальных экспозиций.

Разработка виртуальных экскурсий.

Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы.

Май 2017

Операция «Звезда Ветерану», проведение Митинга к Дню Победы, участие в концерте (защита поисковых работ)

Февраль, март 2017

Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Они ковали Победу».

Участие в краевых и районных патриотических акциях

Апрель- июнь 2017

Участие в региональной экологической акции «Охранять природу- значит любить Родину»

В течение года

Создание фото, кинолетописи проекта. Создание школьной газеты

3 этап-

Завершающий этап

Сентябрь –

октябрь

2017 года

Анализ результатов и корректировка проекта.

Обобщение опыта   работы.

Проведение семинара для общественности «Память храним вместе»

Сотрудничество с общественностью, СМИ

Список источников и литературы:

  1. Краеведческий материал Зоргольского краеведческого музея

  2. Литвинова М. А., Столяров Б. А. «Детское творчество и музей : собирание, хранение и экспонирование: методические рекомендации для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и руководителей школьных музеев», ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010.- 244 с.

  3. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.

  4. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – 42 с.

  5. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

  6. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

  7. http://festival.1september.ru/articles/634674/

  8. http://www.myshared.ru/slide/484201/

  9. http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

  10. http://минобрнауки.рф/documents/1450

Портфолио реализации проекта

Данный проект начал реализовываться с апреля 2016 года

Этапы реализации и полученные результаты представлены в следующей таблице:

Этапы

Полученные результаты

1 этап —

Организационный этап

Март- Апрель 2016- октябрь2016

Создание проекта «Школьный музей: создаем историю вместе»

Работа актива музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета музея. Работа кружка «Юный экскурсовод»

Введение операции «Поиск» ( поиск информации о Ветеранах ВОВ, создание и защита исследовательских работ, выступления краеведами на районном и краевом уровнях в научно- практических конференциях)

Поисковая работа по классам (подготовка к юбилею школы)

Май 2016

Участие в митинге Победы, конкурс живых картин к Дню Победы

2 этап -Деятельностный этап

Август, сентябрь, октябрь 2016 г

Восстановление и обновление экспозиций после аварийного прорыва трубы отопления в музее.

Обновление экспозиций:

1.Пионерская организация

2.Достойная смена

3.Уголок природы

4.Этнографический уголок

5. Сельская изба (уголок)

Воссоздание экспозиций:

1.Из истории школы

2.Выпускники о родной школе

3.Они ковали Победу

Работа актива музея

Октябрь 2016 г

Ведение поисковой, экскурсионной, пропагандистской работы.

Обновление экспозиций в музее

Начало работы над школьным сайтом, создание школьной газеты

Фотоотчёт о реализации проекта:

Конкурс «Живых картин 9 мая»

Встречи с интересными людьми

Работа актива музея

Воссоздание музейных экспозиций после аварии

Участие в районных и краевых конференциях

Организация Концерта 9 мая, Митинга 22 июня

Участие в «Вахте Памяти»

Организация работы прокадетской группы

eduboss.ru

Инновационный проект Школьный музей как ресурс воспитания и социализации обучающихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДА КАРАБАША»
Адрес: 456140, Челябинская область,
г. Карабаш, ул. Пролетарская, 101
Телефон 8 (35153) 2-37-11
[email protected]Социальный проект
«Школьный музей как ресурс социализации и воспитания обучающихся»
Направление: Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации обучающихся
Автор: заместитель директора по УВР
Учитель истории и обществознания
Булаева М.А.
2015
Содержание
Актуальность……………………………………………………………………3
Сбор и анализ информации:
1.Изучение информативной базы:
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МКОУ «СОШ №4»……………………………………………………6
Возможное материально-техническое и необходимое ресурсное обеспечение для реализации инновационного проекта……………………………………...7
Ресурсная база реализации инновационного проекта…………………………8
2.Социологический опрос……………………………………………………….10
Программа действий:
Сроки и этапы реализации проекта…………………………………………….13
Описание форм организации сетевого взаимодействия МКОУ «СОШ №4» с другими образовательными организациями………………………………….15
Реализация проекта:
Основные мероприятия по реализации проекта………………………………16
Система показателей по достижению целей проекта………………………...20
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
Ожидаемые результаты реализации проекта………………………………….24
В ходе реализации проекта будут созданы продукты инновационной деятельности……………………………………………………………………25
Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационных продуктов проекта ……………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………27
«Нет ничего более человечного в человеке,
чем связывать прошлое и настоящее»
Ф. И. Тютчев
Актуальность
Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения.
В основных  нормативно - правовых  документах  образовательной  системы:
Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ";
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от18.10.2013г., № 544н.
в  числе  главных  приоритетов  выделяется  потребность общества  в  воспитании  граждан уважающих  права  и  свободы  личности,  являющихся  носителями  гуманистических  ценностных  ориентаций,  обладающих  высокой  духовно-нр

weburok.com

Инновационный проект на тему: Школьный музей как центр исследовательской и проектной деятельности учащихся и преподавателей в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития


Инновационный проект на тему:
«Школьный музей как центр исследовательской и проектной деятельности учащихся и преподавателей в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития»
Санкт-Петербург
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки………………………………………………………………....4
2. Направление деятельности с обучающимися……………………….…................................................7
Заключение…………………………………………………………....….9
Список литературы…………………………………………………….11

Введение
Проект направлен на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта Федерального государственного образовательного стандарта.
Цели проекта – развитие школьного музея как центра исследовательской и проектной деятельности учащихся и преподавателей; модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- использование современных информационных технологий в работе музея;
- создание Internet-версии школьного музея;
- вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность;
- активизация поисковой деятельности учащихся;
- развитие коммуникативных, презентационных компетенций, навыков исследовательской, проектной деятельности;
- расширение компетенции педагогов, овладение навыками проектной технологии и деятельностного подхода, музейной педагогики;
- формирование мотивации учащихся к самореализации через участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня;
- развитие у обучающихся гражданско-патриотических качеств гражданина России, чувства уважения к старшему поколению, его героическому прошлому, приобщение к традициям и культуре края, сохранение преемственности поколений.
Нормативно-правовую базу проекта составляют:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012.
- ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2015 № 795.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».

1. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки
В основных документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной и

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *