Инсталляции в саду – Сад-инсталляция в ландшафтном дизайне

Содержание

Сад-инсталляция в ландшафтном дизайне

Модерновый сад в ландшафтном дизайне становится все популярнее. В чем секрет? Во-первых, такой сад почти всегда прост в уходе. Во-вторых, арт-сад устраивают, отталкиваясь от окружающего  ландшафта. В третьих, использовать можно даже те материалы, которые валяются прямо под ногами. Однако среди них существует стиль очень смелый и непривычный. Это — сад-инсталляция.

Листья кувшинки Bruce Monro, сделанные из дисков

 

клумбы Леа Турто из пластиковой посуды

Сад-инсталляция в искусстве ландшафтного дизайна не новшество. В частных садах такой стиль — редкость из-за своей экстравагантности. Но ни один садовый фестиваль не обходится без инсталляций. Они — неординарны и потому являются акцентом на таких выставках. Если вы смелый человек и не реагируете на критику, то предлагаем вашему вниманию основные характеристики сада-инсталляции.

  • Сад-инсталляцию всегда формируют с девизом. Например, на выставках эти сады пропагандируют защиту окружающей среды.
  • Обычное велосипедное колесо в таком саду становится художественным объектом. Ландшафтные дизайнеры неоднократно обращаются к бытовым предметам — ложкам, вилкам, лопатам и др.
  • Кроме бытовых, всем знакомых предметов, в композиции данного сада встречаются вещи совсем далекие от растений.
  • Еще одна фишка — сад может полностью состоять из-чего угодно и без единого растения.
  • Скульптура фигурирует в виде различных непонятностей. Если простыми словами, то собрали в кучу колесо от велосипеда, старый металлический умывальник, а в  деревянную бадью насыпали еще много болтиков, гаечек и всякой мелочи и назвали «Фонтан прогресса».
  • Растения в арт-саду в стиле инсталляции высаживают любые, но в последнее время часто прибегают к помощи сорняков, как самых стойких и неприхотливых в уходе. Например, крапива, мать-и-мачеха, тысячелистники, таволги и др.

Кстати!Всякий садовод-любитель хотя-бы раз создавал на своем участке какую-то скульптуру в виде горы мусора, не задумываясь, что по характеристикам это часть сада-инсталляции. Правда, этот набор ненужностей периодически менял свой облик — что-то убиралось, что-то добавлялось и обрастало сорняками. А некоторые целенаправленно пытались хлам превратить в определенное изваяние.

Проекционная инсталляция на водном экране в Никитском ботаническом саду

По причине большого роста промышленных районов и мегаполисов в мире стали обращаться к ландшафтному дизайну в стиле сад-инсталляция. Такой сад не требует много места. Все его части мобильны и в зависимости от пожеланий ланд-дизайнера меняет свой облик и смысл. Если место позволяет, большой сад делится на сектора и в каждом режиссируют отдельную инсталляцию. Еще  его можно внедрить в классический сад и так придать ему особенности. В городах с большими парками так и делают — вселяют инсталляцию. Надо признать, такой ход в ландшафтном дизайне городских парков работает на ура — каждый спешит увидеть диковинку.

rozisad.ru

Дачные поделки (60 фото) — как украсить дачу: особенности изделий из камня своими руками, фото и видео

Очень много ненужных вещей, которые мы по старой привычке «жалко выбросить», складируем на даче. Интересные и оригинальные дачные поделки можно соорудить из самого неожиданного старья, завалявшегося на чердаке.

В отпуске свободного времени много, так почему бы не посвятить его творчеству при создании эффектного и оригинального оформления приусадебного участка? Ведь мы так мало времени проводим со своими родными людьми, все дела, работа, спешка. Совместное создание интересных композиций в саду позволит весело и с пользой провести время в кругу семьи.

Вторая жизнь старых автомобильных покрышек

Самые интересные и креативные идеи

Оригинальное применение жестяных банок из-под пива и газировки – чем не вазоны для цветов

Какие интересные идеи дизайна приусадебного участка можно воплотить при помощи самых простых предметов?

Оригинальные тропинки в саду

Дорожки и тропинки в разных стилях

Совсем необязательно выполнять стандартное мощение садовых дорожек.

Если подключить фантазию, то тропинки на даче будут удивлять гостей нестандартным и веселым декором.

Для таких оригинальных спилов подойдут ветки и стволы разной ширины

  • Для стиля кантри как нельзя лучше подойдут дорожки, вымощенные спилами дерева, как показано на фото. Для обустройства такой дачной дорожки понадобиться ствол дерева, пила, песок и терпение – как видим, затраты минимальны. Чтобы цвет дорожки был разным возьмите разные породы древесины. Вишня даст красноватый тон, сосна — желтый, дуб – коричневый. Разноцветную деревянную тропинку можно сделать при помощи разного цвета морилки для работ по дереву.

Совет. Чтобы сделанная своими руками тропинка служила верой и правдой долгие годы дерево необходимо обработать антисептиком от гниения и порчи насекомыми.

На спилах можно выжечь любые рисунки и символы, знаки Зодиака, например

  • Ярко и красочно смотрятся тропинки в саду из стеклянной мульчи, цена которой невелика, а выбор цвета позволит создать неповторимый и стильный декор;

Стеклянная дорожка долговечна, не биться дождей и сырости

  • Тропинка из бамбука подчеркнет оформление в восточном стиле и прочно оградит от влаги и сорняков;
  • А можно использовать для мощения и пустые стеклянные бутылки, перевернутые кверху дном. Дорожка получится прочной, но довольно скользкой; (См. также статью Забор из пластиковых бутылок для дачи: особенности.)
  • Тропинки из натурального камня выглядят весьма эффектно, но после дождя на них также легко поскользнуться;

Мозаика из остатков кафеля

  • Остатки кафельной плитки после ремонта также можно использовать для создания мозаичных дорожек и оформления клумб;
  • Интересный вариант – засыпка тропинки гравием разных цветов.

Разноцветный гравий – экологично, стильно и недорого

Совет. Для того чтобы гравий плотно утрамбовался и не вымывался со временем вначале на дорожку засыпают песок, потом гравий и периодически – два-три раза в день поливают дорожку.

Кашпо, оригинальные напольные вазы и другие интересные идеи для цветочных композиций

Оригинальное кашпо из старой люстры

Абсолютно все старые ненужные вещи могут пригодиться для посадки растений. Главное, чтобы в них можно было насыпать грунт.

Предлагаем несколько смелых и оригинальных решений в области дизайна:

  • Поделки на даче из оригинально скомпонованной старой обуви, окрашенной в яркие цвета – один из самых простых и доступных вариантов;

Идеи необычных клумб

  • Хорошо растут цветы и в спилах деревьев, выдолбленных изнутри и засыпанных землей. Такой декор подойдет к оформлению участка в деревенском стиле любой страны. Как видно на картинке, инструкция к такому оформлению не нужна;

Простые и эффектные клумбы, не требующие кропотливого ухода

  • Дачные дома из блок контейнеров можно украсить оригинальными каменными скульптурами, стилизованными под напольные вазы;

В таких импровизированных вазонах хорошо растут мхи, неприхотливые вьющиеся растения и дикий виноград

  • Для инсталляций подойдет и вышедшая из строя сантехника, любые другие неисправные бытовые приборы, предела фантазии для поделок на даче не существует;
  • Детей порадуют яркие красочные заборчики, песочницы и лавочки в виде цветных карандашей из остатков строительных материалов;

Эффектные песочные часы

  • Применение простым пластиковым бутылкам на приусадебном участке может быть весьма разноплановым – от создания небольших грядок, как на фото, до устройства эффективных ловушек для борьбы с вредителями.

Экономия места и свежая зелень к столу

Совет. Ловушки для вредителей из пластиковых бутылок соорудить очень просто.
Отрезаем горлышко и закрепляем бутылку дном кверху на металлическом прутке, высотой до одного метра.
Размещаем конструкцию по углам грядок.

Модные стили ландшафтного дизайна с применением самых простых материалов

Плетеные конструкции дополнят декор в стиле кантри

Модные тенденции в ландшафтном дизайне в этом году ориентируются в первую очередь на применение натуральных, природных материалов. Чем естественней, тем лучше – вот девиз оформления приусадебного участка в этом году.

Модная дача и поделки, выдержанные в одном стиле, помогут создать оригинальные решения в популярных направлениях дизайна ландшафта. Выбор общей концепции зависит от личных предпочтений. Кому-то ближе строгие, благородные цвета и фактуры натурального камня. А кому-то веселей на душе от ярких деревенских композиций.

Стиль кантри – или с миру по нитке

Уютный и элегантный французский дворик

Очарование деревенской глубинки воссоздать довольно просто. Главное определиться в какой уголок земного шара запланирована экскурсия.

Ведь стиль кантри каждой страны разнится многими нюансами и цветовыми решениями:

  • Юг Франции отличает сдержанная васильковая, молочно-кремовая цветовая гамма с обилием декора из лозы (плетеные корзины для цветов, плетеная мебель, соломенные коврики). Также приветствуются все предметы старых мебельных гарнитуров, стилизованные под старину и выкрашенные в лавандовые, синие и голубые оттенки;
  • Теплое дыхание Адриатики привнесут в сад большие напольные вазы с крупными экзотическими растениями, гипсовые статуэтки, небольшие каменные фонтанчики и арки, увитые яркими цветами.

Теплое дыхание летнего морского бриза

Совет. Аренда дизель генератора для дачи поможет воссоздать теплые дни в небольшой теплице или зимнем саду на веранде, украшенном экзотическими теплолюбивыми растениями.

  • Русский кантри отличает добротная деревянная мебель, стилизованные плетни, украшенные старой керамикой и колодцы в виде сруба. Неприхотливые яркие однолетние цветы – подсолнечник, мальва, декоративная кукуруза, душистый горошек, великолепно дополняют плетеные заборчики на участке.

Для деревенского стиля не желательно применять слишком экстравагантные идеи, которые можно часто встретить в сети Интернет. Например, старый унитаз в виде горшка для цветов, согласитесь, малоэстетичен и больше соответствует молодежному направлению хай-тэк.

Строгая красота инсталляций из камня

Средиземноморские мотивы

Природный камень универсальный материал, позволяющий полностью преобразить небольшой дачный участок.

Чаще всего каменные инсталляции применяются для создания оригинальных фонтанов, авторских скульптур, небольших гротов и окантовки садовых дорожек.

Уголок отдыха для викинга

  • Альпийские горки и оригинальные бордюры для дорожек в скандинавском стиле, можно дополнить небольшими деревянными инкрустациями;

Панно из камня украсит любой дачный участок

  • Создание собственного каменного сада увлечет всех членов семьи. Для такого дизайна потребуется совсем немного разноцветные камешки, песок и галька.

Рокарий – минимум ухода, эффектно и стильно

Совет. Перед тем, как украсить дачу поделками, продумайте общую концепцию оформления участка, подберите стиль, близкий всем домочадцам.

Заключение

Простая идея

Проявив смекалку и фантазию можно придумать миллионы интересных инсталляций на самую разнообразную тематику. Представленное видео в этой статье познакомит с необычными, оригинальными и неожиданными решениями.

Хотелось бы отметить, что долговечностью, стилем и колоритом отличаются дачные поделки из камня. Вариантов множество, а материал всегда под рукой. Было бы желание и свободное время.

Добавить в избранное
Версия для печати

9dach.ru

инсталляции | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Все формы искусства, распространенные в XX веке, в той или иной мере получили свое отражение и в садовом дизайне. Одной из таких форм искусства является «инсталляция (от англ. installation — установка) — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан (1887—1968) и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник наделяет их новым символическим смыслом. Эстетическое содержание инсталляции — в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет, — в привычном бытовом или в выставочном окружении»* (Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – 2000).

Дюшан был первым, кто закрепил за объектом своего рода право художественного произведения. Первый «готовый предмет» 1913 года — велосипедное колесо (рис. 90). Выбрав этот объект, Дюшан ликвидировал табу создавать произведения искусства исключительно вручную. Он показал нам красоту промышленного изделия серийного производства. Это — нравственный жест. Художник осознает свое положение в обществе и соглашается с ним. «Дюшан был как бы конечной точкой развития искусства, проявлением интеллектуальной иронии, отменой всех ценностей»* (Рестани П. Реалистическая оценка новой ситуации. – 1987. – С.83).

Хотя идеи создания инсталляций получили отражение в ландшафте, однако нельзя утверждать, что подобные попытки складываются в тенденцию, как это происходит с кинетическими садами или другими описанными выше объектами ландшафтной архитектуры. Сады-инсталляции пока остаются в рамках выставочных показов — они чересчур экстравагантны для частных участков, и даже на ландшафтных шоу такие композиции всегда являются акцентом.

Последние ландшафтные выставки в Европе показывают обострившийся интерес к дикорастущим травам. Разнообразные их виды: крапива, мать-и-мачеха, осоты, бодяки, тысячелистники, таволги и прочие не случайно получили такой необычно внимательный прием. Сорняки стойко воспринимают воздействие окружающей среды, быстро развиваются, способны выжить в экстремальных условиях, поэтому их можно использовать для озеленения в центре города или в промышленных районах, где культурные растения могут погибнуть. Чтобы привлечь внимание к дикорастущим травам, придать им новый символический смысл, на ежегодном садовом фестивале на землях замка Шомон-на-Луаре во Франции в 2003 году были представлены композиции- инсталляции, подчеркнуто использующие сорные травы. Они выражали девиз фестиваля.

В одном ландшафтном экспромте главную роль играли обыкновенные, ничем не примечательные столовые ложки, плотно заполнявшие собой пространство (рис. 94). Они были похожи на отливающий металлом газон, производящий жуткое впечатление. Настоящий дерн вздыбился и погиб под их натиском: остались только жалкие лохмотья пожухшей травы. Расположение композиции на фоне леса еще больше усиливало впечатление. Создание такого ландшафта — яркий призыв дизайнеров защитить окружающую среду от загрязнения. Одна оброненная после пикника ложка превратилась в фантазии ландшафтного дизайнера в 30 тысяч ложек, которые, размножившись, атаковали лес и разрушили природный уют этого места.

Другой экспонат фестиваля тоже ратует за сохранение нетронутой природы. Абстрактная, круглая в плане композиция напоминает отгороженные ширмами больничные палаты (рис. 95). Кругом царит клиническая чистота, если не стерильность. В каждом отсеке на специальном столе, облицованном белоснежным кафелем, находится в ящичке один вид растений. К каждому месту подходят всевозможные провода и трубки, разные по толщине, профилю и дизайну для разных видов растений. По одним подаются какие-то жидкости, другие направляют свет, третьи отводят продукты жизнедеятельности. На всех столах стоят таблички с названиями растений. Если внимательно посмотреть на них, окажется, что перед нами не какие-нибудь неженки-экзоты, а обыкновенные сорняки. Такое расположение е композиции «сорных трав» заставляет задуматься: в потоке быстрой урбанизации могут исчезнуть и эти, стойкие на первый взгляд, растения.

Следует подчеркнуть, что связь садового дизайна и искусства прошлого века не является простой и однозначной. Кинетические сады кажутся современному зрителю более привычными, чем сады-инсталляции, хотя идеи кинетического искусства появились в 70-х годах XX века, а инсталляции Дюшана — на полвека раньше. Нельзя сказать, что «АРТ-ландшафты» последних десятилетий — преемники идей авангардизма, кубизма или кинетизма в чистом виде. Необходимо заметить, что авторы этих садов, по специальности художники, скульпторы и архитекторы, выросли, посещая выставки современного искусства, и его понимание и восприятие заложено в них изначально. Для них «новое искусство» — естественная среда. Поэтому они с такой легкостью создают сады, порой интегрируя в единое направление два-три различных течения искусства, виртуозно используют новые материалы и технологии. Разрозненные прогрессивные идеи художников прошлого века превратились в реальность наших дней.

Источник: Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. Забелина Е.В. 2005

landscape.totalarch.com

Современные инсталляции – Ярмарка Мастеров

Добрый день, мастера и «сочувствующие», как выразилась одна моя знакомая, обозначая статус себя, как жены художника 

В современном мире художниками создается очень много интересных картин, порой спорных, порой очень оригинальных, порой фантастических по своим находкам. И все больше в современном языке творческих людей проскальзывает слово «инсталляция». Инталляция стала вопиюще модной.

Вообще, инсталляция  происходит от английского installation, что обозначает «установка, размещение, монтаж», и представляет собой форму современного искусства, пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

  • Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определённое время под определённым названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.
  • Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения.

Сегодня я предлагаю вам посмотреть подборку мировых инсталляций. Судить о том, что нужно, что не нужно в современном мировом искусстве, красиво ли это,  я не берусь, но знаю, что это как минимум оригинально и креативно, поэтому предлагаю насладиться творческим полетом и некоторой «безуминкой» этих художников и скульпторов, создающих такие произведения.

Новая инсталляция Бэнкси

* Бэнкси (Banksy) представляет свою новую работу — инсталляцию на улицах Нью-Йорка. Это грузовик, из которого торчат головы 60 игрушечных животных — коров, кур, свиней, ягнят.

Подводная лодка в Милане 

* Социальная рекламная кампания «Защити свою жизнь» проходит в Милане, в самом сердце старого города. Гигантская субмарина разламывает асфальт, будто бы она села на мель. Работа так и называется — «Подводная лодка в Милане».

Велосипеды навсегда Ai Weiwei 

* В Торонто китайский художник и активист Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) представил новую версию своей инсталляции «Велосипеды навсегда«. Художественная акция проходит прямо на улице, на инсталляцию потребовалось 3144 велосипедов.

Инсталляция «Подросток подросток»

* «Подросток подросток» — уникальная, гиперреалистичная инсталляция китайских художников Сан Юаня и Пэн Юйя (Sun Yuan and Peng Yu).

Инсталляция представляет собой человеческие фигуры, одеты в маскарадные костюмы и вечерние платья, отдыхающие на кожаных диванов и креслах, но с гигантскими камнями на головах. Скульптуры вызывают чувство недоумения у зрителей.

Гигантский заяц в Санкт-Петербурге 

Художник Флорентин Хофман (Florentijn Hofman), известный своей гигантской резиновой уткой, возвращается с новой огромной арт-инсталляцией. Загорающий заяц в настоящее время лежит на Заячьем острове вблизи Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Он 15 метров в длину, 8 метров в ширину и 2,5 метров в высоту. Скульптура покрыта тонкой деревянной фанерой, которая окрашена в четыре цвета — розовый, оранжевый, зеленый и серый.

Инсталляции Chiharu Shiota

Берлинская художница японского происхождения Чихару Шиота (Chiharu Shiota) создает инсталляции, покрытые паутиной. Шиота делает массивные работы, которые обычно состоят из найденных объектов, таких как обувь или стулья, запутанные в полотнах из шпагата, электрических проводов, или резинки.

Инсталляция «Бабушкин День»

Бабушкин День — совместная инсталляция арт-коллектива Radical Jetset и германско-чилийской художницыКаролины Круз (Carolina Cruz), которая более известна как Lucilux. Очевидно, что художники вдохновлялись сказкой про Красную Шапочку.

Белая комната Parastou Forouhar

Немецко-иранская художница Парасту Форухар (Parastou Forouhar) разрисовала белые стены, пол и потолокфразами на фарси. Она делает инсталляции в этом стиле с 1999 года. Для западных зрителей этот текст — просто орнамент.

Инсталляция Cloudscapes в Токио

Эта инсталляция японской архитектурной фирмы Tetsuo Kondo Architects создана в сотрудничестве с экологической инжиниринговой фирмойTranssolar и позволяет зрителям зайти в гигантский, прозрачный куб и ходить по облакам. Первоначально расположенная в Затонувшем саду Музея современного искусства Токио, инсталляция известна как Cloudscapes.

Пиксельная скульптура Luke Jerram

Майя — пиксельная скульптурная инсталляция в виде маленькой девочки на платформе 1 на Бристольском железнодорожном вокзале. Автор — Люк Джеррам (Luke Jerram), который сделал скульптуру в виде своей дочери.

Инсталляции Johannes Heldn 

Художник Йоханнес Хельден (Johannes Heldn) особое внимание уделяет природе. Он делает коллажи из бумаги, а также инсталляции на тему окружающей среды.

Инсталляция на музее в Мумбаи

Мумбайская художника Рина Сэйни Каллат ( Reena Saini Kallat) придумала эту скульптурную инсталляциюна фасаде музея Bhau Daji Lad, старейшего в Мумбаи.

Газетные клубки Youdhi

Swayambhu — постоянно растущая арт-инсталляция, изготовленная из 9 миль вручную свитой веревки из газетной бумаги художником Йодхистхир Марджан (Youdhisthir Maharjan), более известным как Youdhi. Получилось похоже на клубки пряжи. Это ссылки на религиозные практики родины Youdhi.

Профилактический дождь Luzinterruptus

Эти светящиеся синие капли дождя — презервативы, заполненные окрашенной синей жидкостью и освещенные батарейным питанием. Инсталляция называется «Профилактический дождь».

Инсталляция Baptiste Debombourg 

Парижский художник Баптист Дебомбург (Baptiste Debombourg) создал интересную инсталляцию — «волну» из разбитых ветровых стекол.

Инсталляция Аэ Вэйвэя S.A.C.R.E.D. 

S.A.C.R.E.D. — скульптурная инсталляция из шести частей китайского художника и активиста Ай Вэйвэя (Ai Weiwei), которая представляет собой сцены его 81-дневного заключения в 2011 году. Инсталляцию можно посмотреть на Венецианском биеннале — 2013.

1000 роз для Цвейбрюкена 

Расположенный в Цвейбрюкене (Германия) в Розовом саду принцессы Хильдегард Баварской растет более чем 60.000 роз 2000 сортов, и, как результат, Цвейбрюкен известен как «город роз».

В рамках праздника этого цветка, немецкий художник Оттмар Херль (Ottmar Hrl) создал арт-инсталляцию, которая называется «1000 Роз для Цвейбрюкена» (2012). В течение месяца тысяча пластиковых красных роз лежали в совершенной симметрии в центре города.

Прогулка на небо 

«Прогулка на небо» — бросающая вызов силе тяжести скульптура из нержавеющей стали и смолы художникаДжонатана Борофски (Jonathan Borofsky). Инсталляция представляет собой 10 скульптур людей в натуральную величину, идущих по трубе, 30 метров высотой, наперекор законам физики.

Инсталляция «Момент и Вечность» в Herms

Последняя инсталляция в серии «Бесконечность эха» японского художника Синдзи Охмэки (Shinji Ohmaki) называется «Момент и Вечность». Она занимает весь третий этаж магазина Herms в Сингапуре, раскрасив комнату в яркий цвет. Цветочные мотивы распустились сверху до низу по стенам и продолжаются на полу, предлагая живую эстетику сингапурского искусства.

Разноцветные голуби Patrick Murphy

Инсталляция Патрика Мерфи (Patrick Murphy) представляет собой ярко раскрашенные скульптуры голубей. Она установлена на балконе Картинной галереи Уокера в Ливерпуле как часть10-недельного фестиваля современного искусства.

Инсталляция «Глубокий Север»

Этот дом, созданный миннесотским художником Крисом Нортом (Chris North), буквально застыл во времени.Глубокий Север — проект-инсталляция, которую художник сфотографировал, а также снял видео, чтобы передать идею заброшенного замерзшего дома.

Инсталляция из карандашей

Эта инсталляция была создана еще в 2009 году камерунской художницей Паскаль Мартин Тэу (Pascale Marthine Tayou), но до сих пор она установлена в одной из японских префектур Niigata, где раз в три года проводится арт-фестиваль. Проект называется «Обратный город» и представляет собой гигантские разноцветные карандаши, подвешенные на специальной установке.

Инсталляция из зонтиков в Португалии 

Интернет заполнили фотографии зонтиков в небе. Если вы в скором времени поедете в Агуэду (Португалия), то, возможно, увидите там красочное небо в зонтиках. Португальский фотограф Патрисия Альмейда (Patricia Almeida) посетил этот город, в котором некоторые улицы украшены необычными инсталляциями из разноцветных зонтов. Кажется, что они парят в воздухе.

Инсталляция «Свет» Bruce Munro

Британский художник Брюс Манро (Bruce Munro) создал новую удивительную инсталляцию, придумав необычное освещение для Садов Лонгвуда в Пенсильвании. Выставка просто называется «Свет» и представляет собой множество освещенных скульптурных структур на 23-акровом пространстве.

Инсталляция «Мнение бабочки» 

Если вам нравятся бабочки, вы должны и оценить эту работу японского художника Эйджи Ватанабе (Eiji Watanabe). Он освободил тысячи нежных насекомых от полевых полетов в своем проекте «Мнение Бабочки».

Художник вырезал каждую бабочку из книжных иллюстраций и дал им новую жизнь, изящно прикрепив каждую к стенам и потолкам. Рой всех видов видов бабочек заполнил комнату в этой инсталляции.

Инсталляция SURROCODELIA 

23-летняя австралийская художница Виктория Гарсия (Victoria Garcia) создала иллюстрированную инсталляцию ‘SURROCODELIA’. Это был чрезвычайно трудоемкий художественный процесс, который затронул покрытие всех четырех стен, пола и потолка.

Облако из 10 000 кристаллов Swarovski

Новая сверкающая инсталляция, которая состоит из 10000 кристаллов Swarovski и проволочной сетки, установлена в Джорджтауне (Вашингтон, округ Колумбия). «Облачная терраса», придуманная пейзажными художниками Энди Као (Andy Cao) и Ксавье Перро (Xavier Perrot), дебютировала в Dumbarton Oaks, институте Гарвардского университета, который занимается дизайном сада и ландшафтной архитектурой.

Конец аналоговой эпохи — «1001 телевизор»

Мы живем в цифровую эпоху. Этот год ознаменовался концом аналогового телевидения в Великобритании, сегодня Лондон официально перешел на цифровое вещание. В честь этого перехода известный художникДэвид Хол (David Hall) создал инсталляцию, демонстрирующую 1001 старый телевизор, которая так и называется.

www.livemaster.ru

9 ярких ландшафтных инсталляций • ARTANDHOUSES

Когда говорят о парках скульптур и месте искусства в ландшафтном дизайне, многие всё еще представляют себе исключительно статуи и бюсты в классическом стиле, традиционные вазоны с узорной резьбой и витиеватые фонтаны. В этом месяце мы пишем о том, что сад не просто подходящее место для современного искусства и коллекционного дизайна, это отличная площадка для экспериментов и временных инсталляций, которые даже самый смелый коллекционер не решится разместить в собственном доме. Мы выбрали девять недавних проектов — примеров того, как преображают природу современные художники и дизайнеры.

Фестиваль «Desert X»

Мы уже писали о впечатляющих работах, которые подготовили сразу несколько художников и дизайнеров для музыкального фестиваля «Coachella». Природа Дикого Запада — пустыня и горы — оказались идеальным фоном для инсталляций, играющих с оптическими иллюзиями и обманывающих восприятие масштаба. Другой проект — художественный биеннале «Desert X», прошедший этой весной недалеко от Палм-Спрингс, дал своим участникам возможность показать брутальные ландшафты пустыни Сонора через призму современного искусства. Двое из них, авторы самых нашумевших инсталляций — Даг Айткен, «Мираж», и Филип К. Смит, «Круг земли и неба», в буквальном смысле представили зрителям отражение пустыни в зеркальных поверхностях объектов. Художница Дженнифер Боланд разместила серию фотографий горных хребтов на рекламных щитах: проезжая мимо них, зритель видит, как изображения сливаются с реальными горами, на фоне которых установлены щиты. Еще одна заметная работа с «Desert X» — извилистая белая стена с зигзагообразным узором по проекту Клаудии Конт.

Даг Айткен, «Мираж»Филип К. Смит «Круг земли и неба»Дженнифер Боланд «Visible Distance / Second Sight»Клаудиа Конт «Curves and ZigZags»


Проект «Superbenches»

Проект «Superbenches» нью-йоркского куратора Феликса Баррихтера — часть двухлетней программы модернизации парка Кварнбакен (Стокгольм), который должен стать центром нового жилого района. Баррихтер привлек к работе несколько известных дизайнеров и студий и поставил перед ними задачу создать скамейки-скульптуры, которые стали бы удобным и интересным местом для встреч и общения местных жителей и нетривиальным украшением парка. Среди самых ярких работ — провокационная скамейка-труба Макса Лэмба, монолитный павильон Филиппа Малуэна с окнами эллиптической формы и конструкция, составленная из огромных «кирпичей», по проекту архитектора Луки Чипеллетти. Дизайнеры американского бюро Soft Baroque вдохновились видео с youtube, в котором крупный мужчина раскачивает взад и вперед на пружинной качалке на детской площадке, и придумали скамью с пружинами вместо ножек. Дизайнеры Мерта Хеглунд и Санна Грипнер создали из металлической сетки уличный «аналог» мягкому дивану и креслу, Джонатан Оливарес спроектировал изогнутую скамейку, а бюро Sholten & Baijings окрасило местные скамьи узнаваемым паттерном, напоминающим цветовые таблицы.


Инсталляция «Сад — конец времен, начало времен», Катарина Гроссе

Масштабная работа немецкой художницы Катарины Гроссе была создана специально для триеннале ARoS, организованной одноименным датским музеем и исследующей взаимодействие человека и природы в прошлом, настоящем и будущем. Инсталляция «Сад — конец времен, начало времен» — часть третьей секции триеннале, посвященной будущему нашей цивилизации и климатическим изменениям. Гроссе фактически написала картину в розово-белых тонах, использовав прибрежный ландшафт в качестве холста. Потоки краски заливают траву, кусты и деревья и дают возможность горожанам увидеть привычный пейзаж с новой стороны.


Проект «Blue Trees», Константин Димопулос

Еще один проект, в котором художник использует яркую краску, чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам, называется «Blue Trees». Его автор, новозеландский художник Константин Димопулос, покрывает стволы и ветви деревьев безопасным, смывающимся синим пигментом, акцентируя внимание прохожих на уникальной красоте каждого из растений и подчеркивая важность их защиты от загрязнения. Димопулос уже побывал с проектом в более чем двадцати городах мира.


Инсталляция «La Piel», Estudio Invasivo

«Эфемерная» работа чилийских дизайнеров из студии Estudio Invasivo была создана для серии мастер-классов, посвященных архетипам в архитектуре. Инсталляция сделана исключительно из ткани, камней и веревки и «работает» за счет силы ветра. «“La Piel” (“Кожа”) — пример структуры, которая адаптируется к естественным характеристикам местности», — говорят дизайнеры.


Инсталляция «Забытые гиганты», Томас Дамбо

Еще одна лесная история — серия объектов «Забытые гиганты» художника Томаса Дамбо, спрятавшего в датских лесах шесть гигантских фигур мифологических персонажей. Скульптуры сделаны вручную художником и командой волонтеров, которые использовали деревянный лом, найденный на месте разрушенных домов и собранный в лесу. Некоторые из фигур интерактивные: в одной из них разместили двадцать восемь скворечников, другие могут использоваться как детские площадки или игровые домики.


Площадка «Loud Shadows», Plastique Fantastique в партнерстве с Кейт Мур, The Stolz и LeineRoebana

Студия временной архитектуры Plastique Fantastique «надула» огромный прозрачный пузырь-сцену для музыкальных и хореографических выступлений в рамках голландского фестиваля «Oerol», который проходит на территории острова Терсхеллинг. По словам создателей площадки, это не просто временный павильон, а проект-коллаж, задуманный и воплощенный совместно с артистами, которые должны были здесь выступать. Во время некоторых шоу пузырь наполняли белым газом, так что ветви и листья деревьев едва виднелись, словно за завесой тумана. В других случаях зрители могли любоваться окружающей природой сквозь прозрачные стенки купола.


Проект «Art Vegetal», Жоффруа Моттар

Французский художник Жоффруа Моттар нашел способ обновить классические парковые бюсты: он украшает бороды, усы и прически цветами, добавляя яркости и юмора в облик солидных политиков, писателей и мифологических персонажей. «Мне показалось, что люди часто просто проходят мимо этих забытых скульптур, не обращая на них внимания, — объясняет автор проекта. — Я придумал, как можно мотивировать их снова вглядеться в эти лица».


Инсталляция «Back to the Earth», Азума Макото

Свежесрезанные цветы использовал для своей философской работы и японский художник Азума Макото. Инсталляция под названием «Назад к земле», размещенная им неподалеку от города Сайтама, представляет собой яркую цветочную спираль, выложенную прямо на поле. Цель проекта — продемонстрировать жизненный цикл растений, которые, увядая, становятся всё менее заметными на фоне зеленой травы и в конце концов совсем исчезают.

СохранитьСохранить

art-and-houses.ru

7. САДЫ XXI ВЕКА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ САДЫ» 7.4. «Арт-ландшафты» и их типы

Среди разнообразия современных садов выделяется особая группа – это не сады в буквальном, традиционном понимании, а скорее инсталляции, «говорящие» со зрителем на языке садовых знаков и символов. С одной стороны, их объединяет использование новых технологий, методов и материалов; с другой стороны, эти сады возникли как воплощение в ландшафте современных архитектурных тенденций и как отражение различных течений в искусстве.

На формирование современных «АРТ-ландшафтов» в какой-то мере повлияли традиционные ландшафтные приемы: неизменными остались способы посадки растений и уход за ними. Изменился сам подход к созданию сада − современный сад больше напоминает некую законченную композицию, музейную инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно находиться. Образы «АРТ-ландшафтов» сформировались к концу ХХ века. Можно сказать, что эти сады − некий итог поисков искусства прошлого века.

В группе «АРТ-ландшафтов», как и в искусстве прошлого века, существуют отдельные стилевые направления. В зависимости от того, к каким источникам обращается композиция сада, их можно разделить на группы:

•      кинетические сады;

•      «игра в сад»;

•      сады-артефакты;

•      сады-инсталляции;

•      сады с искусственными элементами.

Идеи радикального дизайна получили распространение на садовых шоу и выставках того времени. Историки архитектуры часто упоминают Международную Выставку современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже как событие, открывшее двери современным течениям в ландшафтной архитектуре. На этой выставке  Роберт Маллет-Стивенс создал сад из бетона и травы: четыре угловатых дерева из армированного бетона застыли на приподнятой плоской платформе. Это шокировало некоторых впечатлительных посетителей – несколько критиков устроили разнос, ругая установленное сооружение как пародию, карикатуру на искусство садоводства, чем только воспламенили интерес к данному экспонату. Другой автор – Габриэль Гуэврикиан, получил на этой выставке Гран При за небольшой проект, названный «Сад воды и света». Треугольные клумбы бегоний и агератума окружали рамкой четырехгранную конструкцию. В ней, сверкая, чередовались треугольники зеркального стекла и воды, оживлявшиеся маленькими фонтанчиками, разбрызгивающими воду.

Современные сады, представленные на последних выставках, фестивалях и садовых шоу, иногда кажутся воплощением идей, озвученных еще в 40-е годы прошлого века. Так, например, на прошедшем в мае 2003 года Цветочном шоу в Челси была выявлена тенденция использования неоцененных по достоинству до этого свойств металлической поверхности, например ржавчины. Если благородной патине повезло несколько раньше, то ржавчина «получила привилегии» лишь недавно. Теперь для того, чтобы подчеркнуть ее неслучайность, рядом сажают рыжие или контрастные цветы. Под воздействием ржавчины металл со временем становится таким же хрупким, как садовое растение, незащищенным и подверженным воздействию среды – вероятно, в этом и заключаются доводы применения необработанного антикоррозионными покрытиями металла.

Важным элементом ландшафтного дизайна становится и стекло. Как и в современной архитектуре, в садовом искусстве постепенно расширяются границы области его применения. Оно теперь не только пропускает свет и выполняет функцию отделочного и декоративного материала, но и превращается в конструктивный, несущий элемент, который уже нельзя подменить ничем более традиционным и без которого уже невозможно представить себе многие современные садовые затеи. На Цветочном шоу в Челси, Великобритания, в 2003 году многие участники воспользовались художественной выразительностью стекла и применили его в своих выставочных композициях-садах. Традиционно на шоу в Челси не только отражается состояние бурно развивающегося садоводства Великобритании, но и рождаются новые направления и обретают видимые формы модные тенденции мирового садового искусства. Работы ландшафтных дизайнеров того года показали, что растения и стеклянные элементы все больше становятся «нужны друг другу» для выражения и воплощения парадоксов современных садовых концепций: первые подчеркивают жесткость, индустриальность и вечность стекла, а оно, в свою очередь, оттеняет ранимость, уязвимость и краткий век растений. Удивительно, что в этой паре: стекло-растение именно растение воспринимается как нечто хрупкое, а не наоборот.

 

Кинетические сады

 

Как уже отмечалось выше, к концу ХХ века изыскания кинетистов нашли отклик в ландшафтной архитектуре. Сегодня без разновидностей «кинетического сада» не обходится ни один садовый фестиваль или выставка. Часто движущим элементом сада становится вода, именно она приносит в сад динамику, глубину и звучание. Так, на Цветочном шоу в Челси в 2003 году без присутствия воды в том или ином виде не обошелся ни один сад. Вода была представлена не только в привычных ипостасях. Помимо бегущей, льющейся, капающей или стоячей воды попадались относительно неожиданные для сада водные затеи: звук воды, изображение воды на горизонтально положенной плазменной панели с постоянно повторяющейся видеозаписью поверхности мутного аквариума с японскими карпами кои.

В 2003 году в Челси были представлены и такие откровенно кинетические экзерсисы как каскад в «Неправильном саду». При взгляде на стеклянную поверхность композиции чудилось, будто вода поднимается по наклонной поверхности вверх и оттуда падает каскадом.

Однако законы физики, к счастью, оказались незыблемыми, а зрители стали свидетелями не чуда, а простого обмана зрения. Вверх поднимались только пузырьки воздуха под стеклянной панелью, а вода, как ей и положено, стекала вниз по наклонной плоскости, попадая на нее следующим образом: часть потока сливалась в виде широкой плоской струи, а часть текла по верхней плоскости стеклянной призмы, придавая ей необходимую неровность. Но желаемый эффект, особенно если смотреть с некоторого расстояния, был достигнут.

«АРТ-ландшафты» кинетического направления иногда ведут диалог с предшествующими кинетическими композициями таких широко известных мастеров, как Кристиан Мегерт, Жан Тенгли, Вальтер Леблан, Пауль Тальма. Так же, как и при восприятии кинетических картин, зритель становится соучастником творчества проектировщика. В 1999 году на одном из главных садовых фестивалей во Франции был представлен необычный сад «Идея», в котором «фонтаны» в виде разноцветных стеблей фантастического бамбука использовались как искусственная система орошения и в то же время играли эстетическую роль. Движение и звук в этом кинетическом саду рождались водой.

Принцип организации сада основан на применении серии колонн-фонтанов из разноцветных пластиковых бутылок, перевернутых вверх срезанным дном, а горлышками нанизанных на длинную стальную трубу, скрытую в конструкции. Вокруг них море цветов и растений. Колонны из пластика так многочисленны и декоративны, что полностью господствуют над пространством. 

Международный Садовый фестиваль на землях замка Шомон-на-Луаре проводится с 1992 года, и сюда каждый год приглашаются художники и проектировщики со всех сторон света, чтобы сказать новое слово в ландшафтном дизайне. Акцент ставится на нововведение и эксперимент, но все проекты должны быть реализованы. Иногда новые идеи выступают как вызов традиционным представлениям о садах. Таково произведение Лилианы Мольта и Жан Кристофера Дениса − сад с названием «Идея». На плане структура сада кажется традиционной и навеянной прошлым. План симметричный, с дорожками, четко разделяющими пространство на клумбы и растительные бордюры. В плане сад представляет собой группу многоугольников, растения в которых различаются по размерам, срокам цветения, характерам. В каждом многоугольнике высажен только один вид растения.

Традиционный по форме, этот сад, тем не менее, наполнен новым, оригинальным содержанием. Он равноценен эксцентричной композиции, подобной автоматам Жана Тенгли, чьи электрические машины и механические изобретения лязгают и грохочут во время их запрограммированного движения. Композиции Жана Тенгли состоят из как бы хаотического собрания зубчатых механизмов, колес, ременных приводов и электрических моторов, участвующих в создании беспредметных кинетических картин, которые может привести в движение любой зритель, тронув указанный рычажок. Начавшееся движение передается от механизма к механизму, от детали к детали, после чего вся конструкция приходит в движение. Таким образом, возникает кинетическая, механически звучащая картина. Постепенно движение затухает – все останавливается и смолкает до следующего прикосновения. У Жана Тенгли есть и такие композиции, которые в процессе начавшегося движения саморазрушаются.

В саду «Идея» авторами также запрограммировано движение, возникающее под действием воды. Вода журчит, поднимаясь от основания до вершины резервуара из перевернутых пластиковых бутылок, и заполняет их одну за другой, пока колонна не становится похожей на миниатюрную цистерну. Дойдя до вершины, вода стремительно изливается потоком с приятным журчанием, поливая окружающие растения, пока вся конструкция, нагнувшись, полностью не опустеет. Тогда, подобно гибкому стеблю бамбука, колонна распрямляется, возвращаясь в исходное положение, и – цикл повторяется. В противоположность анархическим композициям Жана Тенгли, цель этого сада в использовании «перпетуум-мобиле» для утилитарного назначения – своевременного орошения земли в многоугольниках.

Создателями этого сада Лилианой Мольта и Жан-Кристофером Денисом было вычислено, что необходимо 20 литров воды в неделю для орошёния квадратногометра, чтобы растения могли пережить жаркое и сухое французское лето. При расчете получалось, что необходимы две колонны-фонтана высотой 1,5 метра на квадратный метр площади. Вычисления учитывали даже тот факт, что некоторые растения требуют больше воды, чем другие, поэтому некоторые колонны выше, а некоторые ниже расчетных 1,5 метров.

Как показывает его название, «Идея» − концептуальный сад. Лилиана Мольта, имеющая опыт работы в кино, в создании моды и архитектурных проектов, смело направила свой проект сада в русло эксперимента. Убедительно определить концепцию сада ей удалось может быть именно потому, что она специалист не только в области ландшафтной архитектуры, поэтому не испытывает исторических ограничений этой специальности.

Несмотря на то, что проект обошелся без множества составляющих, таких как газоны и бордюры, обязательные в традиционных садах, он, тем не менее, воспринимается именно как сад – с отдельным входом, с четкой планировкой, и, что важно, как территория, где растения чувствуют себя очень комфортно. Творчески исполненная система орошения, подобная скульптуре, производит захватывающее впечатление и является эффектной альтернативой трубам и струям обычного разбрызгивателя.

Итак, в садах конца ХХ – начала XXI веха кинетические композиции стали не просто привычными, но – утилитарно используемыми.

Тем не менее в них остается элемент игры, отличающий новое искусство. В искусстве эксперимент есть форма игрового поведения. «В традиционном искусстве игровое поле идентично плоскости картины. Играет только художник, зритель же из этой игры исключен. Зритель становится участником игры в тот момент, когда деятельность художника уже не нацелена исключительно на замкнутое в себе произведение, то есть в момент, когда соучастие созерцающего картину или даже действующего зрителя завершает, наконец, художественный процесс. Если, например, вы повернете шары Тальмана таким образом, что их светлые половины окажутся на одной стороне, а темные – на другой, то это будет статическая упорядоченность. Чтобы нарушить порядок, вам достаточно повернуть только один шар. Если вы теперь смешаете все шары, вы получите случайный порядок, значительно менее подверженный разрушениям. Иная форма игрового поведения заложена в кинетических объектах и прежде всего там, где движение не детерминировано, то есть непредсказуемо, – что как раз и является типичным признаком игры».

 

«Игра в сад»

 

В современной ландшафтной архитектуре встречаются примеры «игры в сад», когда сад создается на короткий промежуток времени, превращаясь в подобие театральных декораций, в которых разворачивается некое действо. После окончания «представления» сад разбирается. Идея моментально и на короткое время трансформировать пространство может быть использована также для других целей. Скучный внутренний дворик из бетона может быть быстро видоизменен с помощью ярких разноцветных красок, растений (настоящих или искусственных) в вазах, астротурфа или других облицовочных синтетических материалов.

 

Сады-артефакты

 

Многие идеи кинетистов были использованы в теории и практике художественного оформительского и ландшафтного искусства. В конце 70-х начале 80-х годов XX века появляются композиции – «артефакты», произведения на грани скульптуры и композиций в ландшафте. Подобные эксперименты проводил архитектор Этторе Соттсасс, создавая свои «Метаморфозы» – композиции на фоне горного ландшафта. Особо следует выделить имена Вячеслава Колейчука и Франциско Инфантэ – художников, работающих в этом направлении. Колейчук – автор конструкторски изощренных и пластически изящных, всегда парадоксальных светокинетических установок, пространственных композиций, объектов, динамических, свободно трансформирующихся стержневых структур. Многие его работы имеют самостоятельную эстетическую ценность, другие подчинены идее дизайнерского формообразования.

«Артефакт» – это «вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и автономная по отношению к природе; это также факт искусства (артфакт), требующий полного творческого присутствия художника. Еще одно понимание артефакта связано с традицией, с культурой – это как вечная символическая данность, как что-то такое, чего не может быть, но оно таинственным образом случается». Артефакт в древних культурах – это символ тайны.  В Древней Персии – черная стела-параллелепипед. В Амирабадской культуре – это тоже стела, но со скрученными на 90° относительно друг друга противоположными основаниями. Культура артефакта свидетельствует о бесконечном мире, о связи всего сущего с тайной, реально этот мир наполняющей.

«АРТ-ландшафты» многое взяли из идеи артефакта. Так, «Сад из пластика» Деана Кардасиса можно считать чистым артефактом, инсталляцией под открытым небом. Цветные панели из плексигласа взаимодействуют с природой, меняют цвет и форму окружения. Свет, падающий сквозь панели, создает брызги цвета на растениях и находящихся рядом поверхностях.

«Сад из пластика» – это скульптура цвета и света. Веселые панели с их игрой света выдвигаются от дома, влияя на способ восприятия всего сада. Если посмотреть снаружи сквозь панели, вид окружающих предметов – деревьев, травы и, наконец, неба оказывается измененным. Кажется, что они поменяли цвет или потеряли форму. Панели, образующие крышу, изменяют цвет облачного неба на светло-голубой. Свет, падающий сквозь панели, создает брызги цвета на растениях и находящихся рядом поверхностях. Терраса из серого гравия превращается в море, переливающееся красным, оранжевым и желтым. По мере того как солнце всходит или садится, краски приобретают или утрачивают насыщенность. С определенной точки зрения плексиглас, подобно зеркалу, отражает образы деревьев или небо.

«Сад из пластика» иллюстрирует утверждение Франциско Инфантэ: «Там, где взаимодействуют артефакт и природа, возникает игровое поле. Оно является организующим началом – неким каркасом или сферой, внутри которой можно распоряжаться атрибутами самой природы: солнечным светом, воздухом, снегом, землей, небесами и т. д. Художник, поскольку он сам вдохновил такую ситуацию, находится в эпицентре игрового поля. Через него, как через магнитный сердечник, проходят все силовые линии поля. Такая привилегированная позиция дает ему право выбора тех моментов игры, которые для него важны». Посетитель «Сада из пластика» становится в каком-то смысле художником: в зависимости от времени суток и сезона меняется образ сада, и если бы посетитель, как Инфантэ, делал бы фотографии, то они всегда получались бы с разным настроением. Зритель в таком саду постоянно остается активным участником замысла художника.

Конструкция «Сада из пластика» очень проста. Плексиглас похож на современное цветное стекло, но легче него и более устойчив. Он также более прост и безопасен в обработке, и его можно использовать сразу после того, как он будет готовым доставлен с завода. Конструкция, которая поддерживает панели, сделана из необработанного недорогого дерева, и ее легко монтировать.

Кардасис воссоздал лесной ландшафт в саду, введя потом как новаторский метод синтетические материалы, взаимодействующие с окружающей средой. В итоге этот сад связал дом с природой. Участок, не имеющий своего характера, утилитарный и невзрачный, был преобразован в сад, полный индивидуальности.

 

Сады-инсталляции

 

Все формы искусства, распространенные в ХХ веке, в той или иной мере получили свое отражение и в садовом дизайне. Одной из таких форм искусства является инсталляция (от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан (1887−1968) и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник наделяет их новым символическим смыслом. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет, – в привычном бытовом или в выставочном окружении.

Хотя идеи создания инсталляций получили отражение в ландшафте, однако нельзя утверждать, что подобные попытки складываются в тенденцию, как это происходит с кинетическими садами или другими описанными выше объектами ландшафтной архитектуры.  Сады-инсталляции пока остаются в рамках выставочных показов – они чересчур экстравагантны для частных участков, и даже на ландшафтных шоу такие композиции всегда являются акцентом.

Последние ландшафтные выставки в Европе показывают обострившийся интерес к дикорастущим травам. Разнообразные их виды: крапива, мать-и-мачеха, осоты, бодяки, тысячелистники, таволги и прочие не случайно получили такой необычно внимательный прием. Сорняки стойко воспринимают воздействие окружающей среды, быстро развиваются, способны выжить в экстремальных условиях, поэтому их можно использовать для озеленения в центре города или в промышленных районах, где культурные растения могут погибнуть. Чтобы привлечь внимание к дикорастущим травам, придать им новый символический смысл, на ежегодном садовом фестивале на землях замка Шомон-на-Луаре во Франции в 2003 году были представлены композиции инсталляции, подчеркнуто использующие сорные травы. 

 

Сады с искусственными элементами

 

Как всегда бывает в искусстве, на основе предшествующего опыта, пережитого и проанализированного, возникают совершенно новые образы садов, которые сложно отнести к какой-то определенной категории, существовавшей ранее. Такой сад «Эко-парк» создал архитектор Энди Као, родившийся во Вьетнаме, но получивший образование в США. Основа его сада – необычный материал: возникающая в процессе вторичной переработки стекла крошка в виде округлых гранул. В плане сад похож на абстрактную картину, по гармоничному взаимодействию материала и природы напоминающую артефакт, но все же является самобытным произведением, не имеющим аналогов.

Идея создать сад, взяв за основу гранулы из стекла, казалась необычной и, наконец, опасной. Но он был создан – и в результате получился интересный ландшафт. В этом заслуга Энди Као, молодого архитектора, который случайно открыл возможности этого материала в ландшафтной деятельности. Стекло наполняет весь сад, объединяя горизонтали и вертикали. Возможность использовать стекло одновременно как покрытие пешеходного пути и как мульчу означает возможность стереть традиционное разграничение между искусственным покрытием и природным ландшафтом, между замощенными поверхностями и поверхностями, оставленными нетронутыми. В саду Као и то, и другое смешивается в приятный для глаз единый пейзаж, кроме того, стекло дает преимущество в цвете. Вне сезона стекло может являться прекрасной заменой цветам, а в сезон становится их приятным дополнением.

Для своего сада Као вдохновлялся пейзажами родного Вьетнама. Первый намек – холмы из цветного стекла, разложенные рядом с дорожкой, цвет которых постепенно меняется от желтого к зеленому, напоминая о горках риса после сбора урожая во Вьетнаме. Другой образ, происходящий из прошлого, – горы соли, просыхающие на солнце, получил отголосок в саду в виде конических холмиков из белой стеклянной крошки над спокойной гладью воды небольшого водоема за домом. Борта этого водоема, обрамленные черным стеклом, похожи на осадок ила в пруду. Последний образ – это рисовые поля, выраженные здесь в виде льна сорта Stipa tenuissima, растущего четкими линиями на земле, припорошенной стеклянным синим порошком, похожим на воду на рисовых плантациях. На этом «рисовом поле» расположена скульптура, сделанная из обломков стальных конструкций. Она вызывает в памяти воспоминание о воинском вооружении, оставленном на полях Вьетнама.

Сложно найти историческую альтернативу саду, подобного этому. Никогда раньше переработанное стекло не было использовано в саду. Стеклянные шарики применялись как мульча, но эта затея не имела большого успеха из-за высокой стоимости материала. Кроме того, возможность использования стеклянной крошки не только как посыпки тропинок, но и как покрытия вертикальных поверхностей, если они смешаны с бетоном, – открытие Энди Као.

Проведенное исследование дает возможность утверждать, что в ландшафтном искусстве появилось новое направление – «АРТ-ландшафты». Современные «АРТ-ландшафты» – это чаще всего небольшие территории, поэтому их еще называют садами. Одни сады возникли под влиянием новых технических идей – они используются в современных энергоэффективных зданиях и зданиях замкнутого цикла и являются частью инженерной системы. 

Другие сады сформировались под влиянием современного беспредметного искусства.

Проанализировав подобные сады, можно выделить их основные черты:

1.                   В связи с ограниченностью территории, на которой проектируются эти сады, они выстраиваются как музейные экспозиции;

2.                   Большое внимание уделяется деталям;

3.                   Иногда проектируют сады только из искусственных материалов, но по правилам ландшафтного искусства с использованием непривычных способов создания «АРТландшафтов»: стекла в разных видах, металла, краски, синтетических материалов;

4.                   Архитекторы подходят к созданию таких садов как к картине; весь сад чаще всего воспринимается как единая композиция.

Итак, проанализировав современные сады, можно сделать вывод, что в них получили отражение различные течения искусства ХХ века. Создатели садов обращаются к наиболее интересным для них направлениям. Идеи художников-кинетистов воплотились в кинетических садах. Если в саду «Идея» под воздействием воды склоняются колонны из пластиковых бутылок, то в саду архитектора Макото Сей Ватанабе под воздействием ветра колеблются волокна с солнечной батареей и светоиспускающим диодом на вершине. Художественные инсталляции преобразовались в «сады-инсталляции» с использованием неожиданных предметов – обычных столовых ложек или медицинских столов. Артефакты Инфантэ перевоплотились в прозрачные разноцветные пластиковые панели на фоне леса.

В современных садах часто решается вопрос вторичного употребления – рециркуляции бытовых и промышленных отходов. Если в саду «Идея» утилитарно используется пустая пластиковая тара, то в саду «Эко-парк» вместо традиционных материалов применяется стекло «вторичной переработки». Чтобы переплавить такое стекло в массу для отлива стекла, нужны большие затраты энергии, использование же оплавившихся осколков, получающихся на начальном этапе переработки, позволяет сэкономить энергию и допускает простор для воображения художника.

Таким образом, можно утверждать, что «АРТ-ландшафты» – это синтез ландшафтной архитектуры, современного искусства и последних научно-технических достижений [1].

olymp.in

Японский «Сад камней» — варианты популярных инсталляций

13.11.2018

Японский «Сад камней». Варианты инсталляций.

Продолжая тему распространения в западном мире популярности на вариации «Сада камней», следует сказать, что за последние 1,5-2 десятилетия японская (и в целом восточная) декоративная культура окончательно слилась в ландшафтном дизайне с западной. Так, неизменное присутствие в японском садике исключительно необработанного камня (в виде бесформенных глыб, округлых булыжников и мелкой гальки) соединилось в европейских, американских или российских парковых и садовых ландшафтах с типично западными элементами обустройства такого пространства. По этой причине, к типично восточным площадкам с группой камней в центре стали вести дорожки, основой которых стали, например, бутовый камень или брусчатка тротуарная. А стоящий в центре сада дом окружили плиты мощения.

Европейские альпинарии с японским духом

Каменные композиции в японском стиле стали и неизменной чертой типично европейских альпинариев, объединив западную дизайнерскую культуру с восточной. И в результате искусственно созданный ландшафт вобрал в себя частичку дикой природы. Поэтому расставленные строго в традициях фен-шуя первозданные камни, вперемешку с высаженными дикими же кустарниками, вполне могут художественно слиться с заборами из брекчии и фонтанами, облицованными гранитной или мраморной плиткой правильных геометрических форм.

Галечная же или песчаная японская площадка со стилизованным и увитым растениями колодцем, в альпинарии вполне мирно уживется с парковыми дорожками. На которые пойдет та же брусчатка гранитная пиленая, цена которой наименее высока. Да и рельеф ее поверхности, в отличие от пиленой, будет более гармонично смотреться в подобном месте.

Сухой ручей в саду камней

Еще одной прекрасной инсталляцией в ландшафте сада камней может стать так называемый сухой ручей. В качестве основы для такого «водоема» сгодится широкий и низкий декоративный желоб, заполненный окрашенным под пастель или песок шлифованным камнем. А композицию будут дополнять массивные бесформенные скальные минералы того же оттенка, хаотично разбросанные в роли скалистых «рифов» среди «вод».

Интересно, что именно плоский камень, расположенный не встык, а пошагово в виде дорожки вдоль такого «ручья», характерен как для восточной, так и для западной декоративной традиции. Поэтому бутовые плиты с произвольной геометрией краев и расстоянием в 15-20 см между отдельными камнями точно не окажутся лишними – особенно, если они будут вести к типично японскому чайному домику.

Сад камней и архитектурные украшения

И в вопросе применения архитектурных и скульптурных украшений противостояния между философией Запада и Востока не возникает. Правда, для Японии характерны несколько иные типы фигур и стиля – по причине чего вместо европейских сатиров и нимф более уместными в Саду камней будут не римские или греческие, а синтоистские их аналоги. Например, Хотей (мифологическое божество удачи, достатка и радости) заменит Диониса или Гермеса, а сидящий среди камней Будда органично станет завершением дорожки, обставленной по краям самого разного вида и высоты восточными каменными светильниками.

Единственное обязательное правило (если уж Вы решите соблюдать восточные традиции) должно заключаться в размещении статуи Будды на небольшом возвышении. И в создании перед его стопами небольшого местечка для пусть и символических, но подношений. Поскольку эта скульптура – мистическая, и обустройство ее месторасположения должно быть соответствующим проявленному к ней уважению.

Есть и еще одно интересное отличие восточной культуры – заключающееся в отношении к черному цвету как к символу счастья. По этой причине небольшая композиция из крупных черных камней в центре сада (здесь отлично подойдет габбро диабаз) – будет лучшим символом радости и торжествующей над всеми невзгодами жизни. А вся инсталляция сада в целом, вызывающая положительные эмоции даже при взгляде на нее из окна дома, будет ежедневно настраивать владельцев на философский лад и умиротворяющий комфорт.

 

К списку новостей

www.valitovkamen.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о