Интересный урок математики в 5 классе – Урок веселой математики в 5 классе

Сценарий урока математики в 5 классе

Сценарий урока по математике в 5 классе

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Составила учитель математики

МОУ «ООШ №4 г.Катав-

Ивановска»

Варганова Галина Ивановна

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме

«Сложение и вычитание десятичных дробей», способствовать воспитанию умений

работать самостоятельно и коллективно, формировать математическую компетентность

учащихся

Задачи урока:

вычитания десятичных дробей при выполнении различных заданий

  • Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать устную и

письменную речь

  • Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других,

принимать участие в диалоге, формировать способности к позитивному сотрудничеству

Планируемые результаты:

Личностные: Учащиеся получат возможность формировать коммуникативную

компетентность в общении со сверстниками, научатся ясно, четко излагать свои мысли в

устной и письменной речи

Познавательные: Учащиеся научатся формировать познавательную цель, выражать смысл

ситуации с помощью различных примеров, делать предположение об информации,

необходимой для решения заданий

Регулятивные: Учащиеся научатся формулировать познавательную цель и строить свои

действия в соответствии с ней, анализировать, делать выводы, рефлексия способов и

условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: Учащиеся научатся высказывать свою точку зрения, слушать и

вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие

Ход урока:

  1. Оргмомент

Сегодня мы проводим необычный урок. Сегодня у нас урок- соревнование. Для

проведения конкура класс разбиваем на команды. Для участия в жюри приглашены учащиеся старших классов.

  1. Разминка

1. Для устного счета на доске приготовлен рисунок (цветок) с написанными десятичными дробями на лепестках цветка, в середине цветка число 3.Задания даются каждому ряду по очереди.Учитель говорит: прибавляем 3, показывает лепесток. За правильный ответ ряд получает по 1 баллу: (н-р: 8,3+3=11,3; 27,7-3=24,7 и т.д.)

2. Задания не записываются на доске.

Сосчитать устно (дети воспроизводят примеры в голове). Опрос ответов повести фронтально

Учитель: увеличьте число 1,2 на 8 (1,2+8=9,2)

увеличьте число 10 на 1,7 (10+1,7=11,7)

уменьшите число 15,5 на 5 (15,5-5=10,5)

уменьшите число 7,4 на 4 (7,4-4=3,4)

Результаты разминки записываются на табло

3.Загадка. Какой знак надо поставить между цифрами 5 и 6, чтобы получилось число, большее 5, но меньшее 6? (Ответ: запятую) (5

4. На экране проецируются примеры для устного счета

1

3,5+7

2

4-0,7

3

5-1,8

4

25,6-2,5

5

8,3-5,3

6

0,17-0,04

7

21+4,6

8

100-0,2

Учащиеся записывают ответы на листке. Затем проверяют самостоятельно по экрану, оценивают, сдают жюри. Члены жюри проверяют, записывают результат на табло.

  1. Конкурс капитанов

Учитель: Гости нашего урока для вас придумали примеры чтобы проверить вашу смекалку, находчивость и умение доказать, что вы настоящие капитаны своих команд. В примерах потеряны запятые. Вы должны восстановить примеры только поставив запятые.

Капитаны садятся на свободные парты, им раздаются листки с примерами для нахождения ошибок:

  1. 32+18=5

  2. 3+108=408

  3. 42+17=212

  4. 57-4=17

  5. 63-27=603

Ответы: 3,2+1,8=5; 3+1,08=4,08; 4,2+17=21,2;

  1. Пока работают капитаны мы заглянем в природные ресурсы России.

1).Учитель: В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун,ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики. Поперёк реки делает плотины длиной 5-6 метров.

Задание1. Узнайте длину тела бобра в дециметрах. Поможет вам удивительный квадрат. Из первой строки выберите наименьшее число. Из второй строки выберите наибольшее число. Из третьей строки выберите не наибольшее и не наименьшее число. Найдите сумму выбранных трехчисел и вы найдете ответ на вопрос. (3,6+2,7+3,7=10). Длина бобра 10 дм. Сколько это сантиметров?Сравните длину бобра со своим ростом.

Задание 2. Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. (6,3+2,3+1,4=10).

Найдите сумму чисел то диагоналям: 5,9+2,7+1,4=10; 3,6+2,7+3,7=10. Что вы заметили? Это доказывает, что приведенный квадрат – удивительный квадрат.

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

2). Решение задач. Задача проецируется на экран

1.Скорость лодки по озеру 10,6 км/ч, скорость течения реки 2,4 км/ч. С какой скоростью лодка будет плыть по течению реки? С какой скоростью лодка будет плыть против течения реки?

2. Условия в задаче меняются, дается скорость лодки 27 км/ч, а скорость течения 3,2 км/ч.

Задачи решаются в тетради, из таблицы выбирают правильный ответ, записывают буквы.

В таблице один ответ правильный, два неправильных с учетом ошибок, которые могут допустить учащиеся.

А

Б

В

1.

1,3

13

130

2.

8,2

82

11,6

3.

26,88

0,5

30,2

4.

23,8

5,9

210,2

10,6+2,4=13; 10,6-2,4=8,2; 27+3,2=30,2; 27-3,2=23,8

Ответ: Б,А,В,А

3). Вычислите: 36,21- (2,76+12,24) -18,447 (=2,763)

1. 2,76+12,24=15; 2. 36,21-15=21,21; 3. 21,21-18,447=2,763

По мере решения дети поднимают руку, учитель проверяет и оценивает.

За правильные решения выдаются жетоны, которые переводятся в баллы и добавляются на табло.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание: составить кроссворд

  3. Рефлексия

– Что у вас получилось на уроке? Что не получилось?

– Какие выводы для себя вы сделали?

– Что нового вы узнали на уроке?

Литература:

  1. Учебно-методическая газета «Математика» 2007-2011г.

  2. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд Математика 5 класс

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

«Мнемозина» Москва 2014

  1. А.С.Чесноков, К.И.Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс

Москва «Просвещение» 2000

multiurok.ru

Урок математики в 5 классе “Давайте учиться считать”

Разделы:
Математика


Цели:

  1. Совершенствовать навыки быстрого и правильного счёта.
  2. Воспитывать наблюдательность и обоснованность суждений.
  3. Развивать познавательные интересы учащихся.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы проведём игровое занятие. Будем учиться считать, решать, отгадывать, соображать. Давайте разобьёмся на две команды, выберем капитанов. (Можно подготовить карточки с числами: кто вытащит чётное число – первая команда, нечётное – вторая).

Правила игры:

  1. каждый член команды выполняет свои задания на карточке,
  2. членам каждой команды разрешается совещаться при обсуждении того или иного задания,
  3. за плохую дисциплину команде снимаются очки,
  4. при оценке каждого задания учитывается правильность, быстрота, организованность, дисциплина.

Итак, тема нашего занятия: “Давайте учиться считать”.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать!
Запомните все, что без устного счёта
Не сдвинется с места любая работа,
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Задание 1: Найти число в конце цепочки.

Команде 1:

(51) : 3 = (? ) + 13 = (? ) – 27 = ( ?)•8 = ( ?) + 24 = (?)

(7) • 10 = (?) – 40 = (?) : 3 = (?) + 14 = (? )•2 = (?)

(70) – 40 = (?) + 25 =  (?) : 11 = (?) + 19 = (?) • 2 = (?)

Команде 2:

(15) • 3 = (?) + 45 = (?) : 3 = (?) – 10 = (?)•2 = (?)

(60) – 30 = (?) + 17 = (?) – 7 = (?) : 8 =  (?) + 35 = (?)

100:4  = (?) – 15 = (?) • 3 = (?) + 40 = (?) – 30 = (?)

Задание 2: Какие цифры надо поменять местами, чтобы ответ был верным? ( Эстафета у доски. Выходят по очереди 5 учеников из каждой команды. Рядом с неверным примером записывают верный, затем передают мел другому.)

Результаты перед вами, быстро всё исправьте сами.

15•3=65 (13•5)33•4=129 (43•3)
68•2=168 (28•6)52•3=115 (23•5)
25•6=130 (65•2)74•7=308 (77•4)
41•9=76 (19•4)85•5=440 (55•8)
13•9=93 (93•1)98•3=342 (38•9)

Задание 3: (на доске)

Ребята, на доске квадрат. В его клетках проставлены числа. Посмотрите внимательно на этот квадрат и скажите: что интересного в нём заметили?

– Сумма всех чисел каждой строки, столбца и по диагоналям равна одному и тому же числу 6. Такой квадрат называется магическим.

Итак, мы познакомились с замечательным квадратом, обладающим особым свойством.

А сейчас каждой команде своё задание:

 

Расставить числа Расставить числа 2,3,6,7,8,9 1,4,6,7,8,9 так, чтобы так, чтобы получилась получилась сумма 15. сумма 15.

Каждый выполняет своё задание на своей карточке, а затем проверяют на доске.

Задание 4: Эстафета у доски.

Находя неизвестное, постепенно подниматься вверх. На каждый пример из каждой команды по одному человеку.

1 команда2 команда
4) Х • 4 – 2,8 = К

3) С – ( 6+5,3 ) = Х

2) 7,3 + ( А : 0,5 ) = С

1) 2,4 • ( 0,8 + 9,2) = А

4) Х • 10 – 301 = К

3) У + ( 32,3 + 0,8 ) = Х

2) 10 – А : 5 = У

1) 5 • ( 7,9 – 0,9 ) = А

Задание 5: Каждая команда должна дружно ответить на вопрос. Победит та команда, которая ответит дружнее и увереннее.

  1. 40 увеличить в полтора
  2. 40 увеличить на полтора
  1. Какое время года наступит через 200 дней
  2. Какой день недели будет 15 января, если 1-это суббота?

Задание 6: Ребята, не сомневаюсь, что вы умеете считать до миллиона и больше, но сейчас мы будем считать до двенадцати. Дело в том, что надо называть не только число, но число каких-нибудь предметов, встречающихся именно в данном количестве. Например: один – нос, два – глаза и т. д.

Команды говорят по очереди.

  1. голова у человека
  2. руки
  3. богатыря
  4. времена года
  5. пальцев на руке
  6. число углов в шестиугольнике
  7. число нот
  8. число гребцов (академическая гребля)
  9. калибр пистолета Макарова (9мм)
  10. число цифр в десятичной системе
  11. команда футболистов
  12. месяцев в году.

Задание 7:

Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим, к финишу придёшь!

1 команда2 команда
64 8 3 = 24

72 22 5 = 10

40 8 2 9 = 23

35 7 8 = 40

15 25 5 = 8

4 15 3 7 = 39

Пока жюри подводит итоги, ребятам предлагается дополнительное задание:

  1. Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько лошадей пробежала каждая лошадь?
  2. У вершины врытого в землю пятиметрового столба находилась улитка. Каждый день она спускалась по столбу на 3 метра, а каждую ночь вновь поднималась на два метра вверх. В какой день она достигнет земли?

Урок заканчивается подведением итогов и награждением победителей.

27.03.2008

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Персональный сайт – Уроки 5 класс.


 

 

 

Планирование по учебнику “Математика-5”. Авторы Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. http://karmanform.ucoz.ru/Plan_5.rar

 

 

Натуральные числа. (Презентация)

 

 

 

Задачи к обобщающему уроку по теме “Натуральные числа и шкалы”. (Презентация)

 

Сложение натуральных чисел и его свойства. (Презентация)

 

Вычитание натуральных чисел. (Презентация)

 

Числовые и буквенные выражения. (Презентация)

 

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. (Презентация)
 

 

Уравнение. (Презентация)

 

Умножение натуральных чисел и его свойства. (Презентация)

 

Деление чисел. (Презентация)

 

Упрощение выражений. (Презентация)

 

Формулы. (Презентация)

 

Прямоугольный параллелепипед. (Презентация)

 

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. (Презентация)
Автор Шныр А.С.

 

 

 

 

Календарь новостей
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

karmanform.ucoz.ru

Сценарий первого урока математики в 5 классе

Сценарий первого урока математики в 5 классе.

Форма проведения: игра “Математическое  путешествие”.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитывающие:

  • повторение базовых понятий курса начальной школы (чтение и запись натуральных чисел, выполнение арифметических действий с натуральными числами).

    развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности;

    развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверен­ности в своих силах;

    развитие математической культуры речи;

    формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;

    формирование навыков само- и взаимоконтроля.

Оборудование:

компьютер, проектор;

презентация игры

2. Знакомство. Постановка цели урока.

Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в математическое путешествие. А путешествие помогут совершить наши знания, взаимовыручка, дружба и находчивость. Я желаю вам, чтобы на нашем уроке каждому из вас было так же тепло и уютно. 

На флаге нашего корабля написаны слова: “Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым” У каждого из вас на парте есть визитная карточка, подпишите своё фамилию и имя (можно использовать бейджики).

3. Проверка снаряжения

Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки. 
Запишите математическое выражение и вычислите его значение, ответьте на вопрос и тогда вы узнаете, что я хочу вам пожелать (ученики записывают в тетради выражения и считают его значение или отвечают на вопрос, далее самопроверка). Пожелать я вам хочу удачи.
Наше путешествие лежит через Историческую бухту, залив Натуральных чисел, озеро Смекалки к острову Математика-5 

 

Уровень 2 – Выразительное чтение

    Целью уровня является восстановление навыков чтения натуральных чисел в пределах сотен тысяч.

    Форма деятельности на данном уровне: фронтальная работа с классом + работа в группах по 4 человека (по две парты, сидящие впереди ненадолго поворачиваются к сидящим позади).

     

    Задание «Загадки в стихах»:

    Прочитайте предложенные числа – фронтальная работа.

    После это числа выстроятся в слова, которые Вы должны расшифровать. Внимание! Кодировка самая простая: буква – номер в алфавите.

    Расшифровав текст, отгадайте загадку – работа в группах, для более динамичной работы распределить слова между группами, даже если не одной группе достанется расшифровывать одно и то же слово.

    Зашифруйте отгадку.

    Текст задания «Загадки в стихах». Учитель выбирает один из вариантов в зависимости от подготовки класса.

    Вариант 1, который содержит 6 чисел для чтения и 3 слова в пословице.

    1220 1604 1603 161810 201420 132501 – эти числа для чтения.

    Так они далее на слайде (по щелчку) выстраиваются для расшифровки, каждому двузначному число сопоставлена буква в алфавите.
    12 20 16
    04 16 03 16 18 10 20
    14 20 13 25 01

    Должен получиться текст: кто говорит молча?

    Ответ: книга. Зашифровав, ученики получат 1215100401, можно попробовать прочесть.

    Вариант 2, который содержит 11 чисел для чтения и 3 слова в пословице.

    170 105 3220 19030 62012 1009 161316 20290 61416 150620 1210 – эти числа для чтения.

    Так они далее (по щелчку мыши) выстраиваются для расшифровки, каждому двузначному число сопоставлена буква в алфавите.
    17 01 05 32 20
    19
    03 06 20 12 10
    09 16 13 16 20 29 06
    14 16 15 06 20

    Должен получиться текст: падают с ветки золотые монетки.

    Ответ: листья. Зашифровав, ученики получат 131019203033, можно попробовать прочесть или обязательно прочитывает учитель.

     

    Уровень 3 – Чистописание

      Целью уровня является восстановление навыков записи натуральных чисел в пределах десятков тысяч с помощью математического диктанта.

      Форма деятельности на данном уровне: самостоятельная работа с взаимопроверкой.

       

      Диктант:
      304, 840, 1200, 5002, 23000, 4708, 67003, 89089, 10025, 4784

       

      Учащиеся под диктовку записывают числа, после этого меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют записи, потом сверяют записи с правильным вариантом, который открывается на слайде презентации. Происходит разбор ошибок, если таковые есть.

      Уровень 4 – Весь мир в движении

        Целью уровня является восстановление навыков сравнения натуральных чисел.

        Форма деятельности на данном уровне: самостоятельное осмысливание и физическая разминка «Сели-встали», как рефлексия задания.

        Демонстрируются верно и неверно записанные выражения. Если выражение верно – ребята садятся, если неверно – встают.

        Выражения:

        0>45

        234<243

        1000>100

        178>1178

        679<670

        345>340

        1112<112

        1003<1003

        2040>2004

        Уровень 5 – В мире растений и животных

          Целью уровня является восстановление навыков действия с натуральными числами.

          Форма деятельности на данном уровне: коллективная письменная работа, приглашение нескольких учащихся к доске для комментированных ответов.

          «История» для задания:

          Его называют «господином пустыни». Он является любимым лакомством слонов. Впервые его культивировали в Древнем Египте. Он бывает различной формы: шарообразной, удлиненной и даже кубической. Вес отдельных экземпляров достигает 78 кг. В нем содержится много витаминов и других полезных веществ.

          Для того, чтобы узнать, что это такое, нужно выбрать буквы, соответствующие выражению с указанными свойствами. Из этих букв составить слово. Должно получиться слово: арбуз.

          Результат вычисления больше 100
          ы (168-68):2
          д 45+55
          у 73+37
          р 178-17

          Результат вычисления равен 0
          т 48:8
          н 45:45
          а (34-34)·5
          к (23+2):5

          Результат вычисления меньше 100
          я 873-733
          в (56+14)·3
          з (500-350):5
          б (3+99):2

          Уровень 6 – Внимание – прежде всего!

            Целью уровня является развитие внимания при чтении, анализе условия и в ходе решения задач.

            Форма деятельности на данном уровне: фронтальная работа с классом.

            Учителю необходимо требовать от учащихся полный комментированный ответ.

            Задачи и возможные варианты рассуждений.

            Задача 1. В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре?
            Рассуждения: Осталось, конечно, пять. Или в задаче умолчали, что 2 перегоревшие вывернули?

            Задача 2. У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?
            Рассуждения: Щенят как и сказано 4, да вот только кошка Мурка какая-то мутант?

            Задача 3. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?
            Рассуждения: Если воробьи сели на воду, то остался тот , который улетел…, то есть один, остальные , наверное, все-таки утонули.

            Задача 4. На дубе три ветки, на каждом по три яблока. Сколько всего яблок?
            Рассуждения: Всего в мире яблок никто не считал, а если вопрос: сколько яблок на том дубе, то опять варианты. Если кто-то повесил яблоки, то 9, а если нет.., то 0.

            Задача 5. На Машином платье были вышиты три вишни и два яблока. Съели одну вишню и два яблока. Сколько фруктов осталось?
            Рассуждения: Вопрос, а вишня – фрукт? Если фрукт, то фруктов осталось на 3 меньше, чем было всего. А сколько фруктов осталось ВСЕГО – это от платья никак не зависит.
            Подведение итогов урока. Рефлексия

            Наше путешествие закончилось, но впереди нас ждёт много нового и интересного. В течение всего учебного года мы будем осваивать этот остров, вспоминать всё о натуральных числах, познакомимся с десятичными дробями, узнаем  новое  об обыкновенных дробях и геометрических фигурах.
            Домашнее задание.
            Рефлексия.
            Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке. (Каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот)

             

            – Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.

            – Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

            – У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

            Пожелание учителя. Выдача свидетельств. (Свидетельство об участии в путешествии к острову Математика-5, выдаётся каждому ученику).

            Учебному году положили начало, 
            Желанье учить и учиться совпало. 
            Пусть радостным будет учение ваше, 
            И знаний полученных полная чаша.

             

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            Занимательный урок математики в 5 классе “Удивительное сложение” – КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ – Каталог файлов

            Цели:

            • Привитие интереса к математике.
            • Углубление знаний учащихся по теме “Сложение
              натуральных чисел”.
            • Расширение кругозора учащихся через
              исторические факты в математике.

            Оборудование: на доске портрет Карла
            Фридриха Гаусса , годы его жизни

            I. Актуализация знаний

            1. Найдите закономерность

            В приведенной ниже таблице числа расположены в
            соответствии с определенной закономерностью.
            Установите эту закономерность и назовите число,
            которое следовало бы вписать в пустое место
            таблицы:

            Ответ: 10.

            2. Посмотрите на число и запомните:

            26      101      418      2226.

            Число убирается. Учащиеся должны по памяти
            воспроизвести число. Так как, число большое, то
            должны увидеть какую-то закономерность.

            Ответ: Закономерность состоит в следующем:
            2 6 10 14 18 22 26. Достаточно запомнить первое число, и к
            нему последовательно прибавлять число 4

            II. Проверка домашнего задания

            Числовой ребус:

            III. Вводное слово учителя

            ЮНЫЕ МАТЕМАТИКИ

            Истории математики известны случаи очень
            раннего проявления математических способностей.
            Французский ученый Блез Паскаль стал
            интересоваться математикой в столь раннем
            возрасте, что отец ему запретил ею заниматься.
            Однако, зайдя через некоторое время в детскую
            комнату, он обнаружил. Что мальчик углубился в
            рассмотрение какого-то рисунка из прямых линий и
            окружностей.
            Очень рано раскрылись дарования и у Карла Гаусса,
            позднее ставшего одним из крупнейших
            математиков X IX века (его даже называли “царем
            математики”).
            Рассказывают, что в возрасте трех лет он заметил
            ошибку, сделанную его отцом в расчетах. А семи лет
            мальчик пошел в школу. В то время в одной классной
            комнате занимались ученики разных классов. Чтобы
            занять первоклассников, пока он будет заниматься
            с третьим классом, учитель велел им сложить все
            числа от 1 до 100. Но не успел он закончить чтение
            условия задачи, как маленький Карл написал на
            своей грифельной доске ответ и положил на
            учительский стол.
            С сожалением смотрел преподаватель на мальчика:
            ясно было, что за такой короткий срок он не мог
            сделать столько сложений. Остальные ученики
            терпеливо складывали. Когда учитель закончил
            занятия с третьеклассниками, он взял со своего
            стола грифельные доски. Ни у кого не было
            правильного результата. И только на доске Карла
            стоял ответ: 5050, причем никаких вычислений не
            было.
            – Как же ты сосчитал? – спросил учитель.
            – Очень просто, – ответил мальчик.
            Как же вычислил маленький Гаусс?

            – На этот вопрос нам и нужно сегодня ответить. И
            вычислить сумму так же быстро, как это сделал
            Гаусс.

            Математический факт

            IV. Решение задач

            Задача 1. Найдите сумму всех чисел от 1 до 10.

            Учащиеся решают самостоятельно.

            2-ой вариант решения:

            + 1  +  2  +  3  +  4  +  5
              +  6  +  7  +  8  +  9 + 10
              10 +  9  +  8  +  7  +  6  +
             5  +  4  +  3  +  2  +  1 
              11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11+ 11 + 11 + 11

            Итак, получилось 10 пар, по 11, но так как числа
            брали 2 раза, то надо 10 : 2 = 5. Значит 11· 5 =
            55.

            Задача 2. Найдите сумму всех чисел от 1 до 20.

            Решение:

            Можно составить пары из чисел:

            1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + … + 20 = (1 + 20) + (2 + 19) + (3 + 18) + (4 +
            17) + (5 + 16) + (6 + 17 ) + (7 + 16) + ( 8 + 13) + (9 + 12) + (10 + 1) = 21 • 10 = 210

            Задача 3.

            Итак, собственно задача о нахождении суммы
            чисел от 1 до 100.

            Решение:

            + 1 +   2   +   3   +   4
              +   5   +   6   +   7
             +   8   +   9   + 10  + … + 100
            100 + 99  +   98 +  97  +  96  +  95  +
             94 +  93  +  92  + 91  + … +
              1    
            101+ 101 + 101 + 101 + 101 + 101 + 101+ 101 + 101 +101 + …  + 101

            В каждой сумме получилось по 110, но т.к. чисел
            всего 100, а брали их по два раза, значит их надо
            разделить на 2.

            Задача 4. Найти сумму: 20 + 40 + 60 + … +  460 + 480 +
            500.

            Алгоритм:

            1. Найдем сколько всего чисел в этой
            последовательности. Так как, здесь записана
            сумма чисел, которые делятся на 20, начиная с 20 до
            500. Поэтому найдем их количество: 20 n = 500, n = 25. Всего
            25 пар.
            2. Найдем сумму первого и последнего числа: 20 + 500 =
            520.
            3. Вычислим непосредственно сумму по формуле:

            Сумма чисел = (сумма (первого и
            последнего числа) · количество пар) : 2

            (520 · 25) : 2 = 4160

            Задача 5. Найти сумму: 30 + 60 + 90 + … + 540 + 570 + 600.

            Решение:

            1. 30 n = 600, n = 20
            2. 30 + 600 = 630
            3. 630 · (20 : 2) = 6300

            Задача 6. Найти сумму: 6 + 12 + 18 + … + 90 + 96.

            Решение:

            1. 6 n = 96, n = 16
            2. 6 + 96 = 102
            3. 102 · (16 : 2) = 816

            Задача 7. Найти сумму: 100 + 200 + 300 + … + 900 + 1000.

            Решение:

            1. 100 n = 1000, n = 10
            2. 100 + 1000= 1100
            3. 1100 · (10 : 2) = 5500

            Задача 8. Найти сумму: 150 + 250 + 350 + … + 950.

            Решение:

            (150 + 950) + ( 250 + 850) + (350 + 750 ) + (450 + 650) + 550 = 1100 · 4 + 550 =
              4950

            1. 50 n = 950, n = 19. Но так как здесь сумма начинается
            не с 50, и не со 100, а со 150. Значит нужно исключить
            числа 50, 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900. Их всего 10. 19 –10 =
            9

            2. 150 + 950 = 1100

            3. 1100 · 9 : 2 = 4950

            V. Итог урока

            VI. Дополнительные задачи

            1. Какой цифрой оканчивается сумма всех
            трехзначных чисел?

            Решение:

            100 + 101 + 102 + … + 998 + 999 = (101 + 999) + (102 + 998) + … + (549 + 551) +
            (100 + 550).

            Каждая сумма в скобках оканчивается нулем.
            Поэтому сумма всех трехзначных чисел тоже
            оканчивается нулем.

            2. Вычислите сумму всех нечетных чисел,
            находящихся в первой тысяче.

            Решение:

            1 + 2 + 3 + … + 997 + 999 = (1 + 999) + ( 3 + 997) + (5 + 995) + … + (499 + 501) =
            1000 · 250 = 250000.

            Всего чисел от 1 до 1000 – 1000 (тысяча), нечетных и
            четных наполовину. Значит нечетных чисел в
            первой тысяче 500. Пар слагаемых заключенных в
            скобки – 250.

            3. Вычислите наиболее удобным способом: 99 – 97 + 95
            – 93 +…+ 3 – 1

            Решение:

            Нечетных чисел в первой сотне 50. Всего пар
            слагаемых 25, значит (99 – 97) + (95 – 93) + … + (3 – 1) = 2 · 25
            = 50

            4. Вычислите наиболее удобным способом: 101 – 99 + 97
            – 95 + 93 –… 5– 3 +1

            Решение:

            Нечетных чисел в первой сотне 50, но добавилось
            число 101, значит 51 нечетное число, но 1 не
            образовала пары, значит пар будет 25, и 1 отдельно
            (101 – 99 ) + (97 – 95) + (93 – 91) + … + (5 – 3) + 1 = 2 · 25 + 1 = 51.

            5. Вычислите сумму: 1 + 1 + 2 + 3 + 5 +…+ 144 = ?

            Решение:

            Сначала нужно найти закономерность. Каждое
            следующее число равно сумме двух предыдущих.
            Например: 1 + 1 = 2, 1 + 2 = 3, 3 + 5 = 8 и т. д. Получаем
            следующую сумму: 1 + 1 + 2 + 3 + 5 + 8 + 13 + 21 + 34 + 55 + 89 + 144 = 377

            xn—-7sbbao2ali0aghq2c8b.xn--p1ai

            Урок-игра по математике для 5 класса

            Задачи проведения урока- игры по математике в школе:

            Учебные:

            1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
            2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
            3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
            4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

            Развивающие:

            1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
            2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
            3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

            Воспитательные:

            1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
            2. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
            3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

            Ожидаемые результаты:

            1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
            2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
            3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
            4. Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
            5. Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
            6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.

            Формы поощрения активных и успешных участников:

            1. Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
            2. Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.

            Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”

            Итак, ученики делятся на две команды и выбирают себе командира.

            1-й конкурс «БЛИЦТУРНИР»

            Командам предлагается решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.

            • 1-й ученик – расставляет порядок действий.
            • 2-й ученик – выполняет первое действие.
            • 3-й ученик – выполняет второе действие.
            • 4-й ученик – выполняет третье действие.
            • 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
            • 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.

            Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635

            36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635

            Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976

            1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;

            5) 1133 – 157= 976

            Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107

            621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107  [5] 

            2-й конкурс «ПОДУМАЙ»

            Оценка: 5 баллов за правильно решенную задачу.

            Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях. На вопрос, кто какое место занял, ребята ответили:

            – Коля ни первое, ни четвертое.

            – Боря занял второе место.

            -Вова не был последним из четвертых.

            – Кто какое место занял?

            (1-Вова,2- Боря, 3- Коля,4-Юра) [4] 

            3-й конкурс «ЗАДАНИЯ»

            1)) Из разных цифр я сделал «бусы»

            А в те кружки, где чисел нет,

            Поставьте быстро вы ответ,

            Чтоб данный нам открыть секрет

            40 : 5
             

            2) Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (ответ: 1 кг).

            3) Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 906. Какое это число? (ответ: 453).

            4) Восстановите стертые цифры 5* 683 <50 6*1.

            5) В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (ответ: 7)

            6) Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (ответ: 9) [2]  

            4-й конкурс «ХУДОЖНИК»

            На доске две одинаковые заготовки. Кто быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа, делящиеся на 3. Участвуют по 2 человека от команды.

            В это время проводится конкурс болельщиков 

            5-й конкурс «БОЛЕЛЬЩИК»

            1) Назови два числа, разность которых равна их сумме. (ответ: 0+0 = 0–0)

            2) Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 2 до 23? (ответ: 0) 

            3) Что больше произведение или сумма всех цифр от 0 до 9? 

            (ответ: сумма) 

            4) Шел мужик в Москву и повстречал 7 женщин, у каждой из них по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (один) 

            5) Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух французов, чем одного немца? (два человека заплатят больше, чем один)

            6) Назовите два числа, сумма которых равна их произведению.

            (ответ: 2 + 2 = 2 •2)

            7) На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (ответ: 50)

            8) Горело 5 свечей. Две из них погасло. Сколько свечей осталось?

            (ответ: 5)

            9) Одна сторона прямоугольника 8 см, а другая на 2 см больше. Какова площадь этого прямоугольника? (ответ: 80 кв. см)

            10) Сумма двух чисел больше одного из них на 17 и больше другого на 13. Чему равны эти числа? (ответ: 13 и 17) [3]  

            6-й конкурс «ВЫИГРАЙ ИГРАЮЧИ»

            Лучший счетчик.

            На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.

            Считай – не зевай!

            В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.
            В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.
            Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.  [1] 

            7-й конкурс «ВИКТОРИНА»

            Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).

            1.Высший балл в школах России (5)

            2.Эффективный способ снять умственное и физическое напряжение, который надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (сон)

            3.Назовите пословицу или поговорку про сон. (утро вечера мудренее!)

            4.Сколько лет спал Илья Муромец. (33)

            5.Наименьшее четное число (2)

            6.Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

            7.Масса кубического метра воды. (1000 кг.)

            8.Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. (угол)

            9.Соперник нолика (крестик)

            10.Если съесть одну сливу, что останется? (косточка) [3]  

            8-й конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

            Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.

            1. Очень плохая оценка знаний. (Двойка.)
            2. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
            3. Наименьшее составное число. (Два.)
            4. Сотая часть числа. (Процент.)
            5. Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник.)
            6. Количество сторон в квартете. (Четыре.)
            7. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
            8. Назовите наименьшее натуральное число. (1)
            9. В семье 5 сыновей у каждого есть сестра. Сколько это человек? (6 человек)
            10. Какой знак надо поставить между двумя тройками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (Запятую) [5]  

            Итог урока.

            Подсчет баллов. Оценивание учащихся, вручение медалей. 

            Урок сегодня завершён, но каждый должен знать:

            Что спорт, упорство, ум и труд
            К успеху в жизни приведут!

            Спасибо за урок! А сейчас у меня к вам небольшая просьба. На доске прикреплены изображения солнца и тучки. Возьмите себе на память об этом уроке то из них, которая на ваш взгляд олицетворяла урок. 

             

            e-koncept.ru

            Первый урок математики, 5 класс

            Первый урок математики в 5 классе.

            Цель урока: Познакомить учащихся с учебником математики, его особенностями, систематизировать и обобщить знания о натуральных числах, полученных в начальной школе

            Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

            Ход урока:

            Учитель. Слайд 1

            Здравствуйте, ребята. Я поздравляю Вас с началом нового учебного года. С сегодняшнего мы с вами продолжим изучение самой древней науки – математики

            Слайд 2 Математика, друзья,

            Абсолютно всем нужна.

            На уроке работай старательно,

            И успех тебя ждет обязательно

            А поможет нам учебник математики, посмотрите пожалуйста как он составлен учебник, как изложен материал в учебнике, пронумерованы главы, темы, рисунки. После каждой темы есть задания для работы в классе, дома. Есть материал для тех, кому интересна математика.

            Слайд3 Прапрадедушкой вашего учебника был первый отечественный учебник по математике, который был издан в 1703 год. Автор этого учебника Леонтий Филиппович Магницкий, а назывался он просто – “Арифметика”.

            Учебник в России вышел при огромном участии Петра I, который сам вносил правки в учебник. Магницкий учит Россию десятичному исчислению.

            В учебнике рассматривается и геометрия. Все задачи, используемые в книге жизненные.

            Несколько экземпляров “Арифметики” в Отделе редких книг и рукописей библиотеки Московского Университета.

            Учитель. Сегодня у нас необычный урок математики. На нашем урок будут гости, один из них – Буратино. Буратино в переводе по-итальянски – деревянная кукла, а придумал его для детей Алексей Толстой . Слайд4

            Не успел папа Карло смастерить Буратино, как он принялся баловаться. Не помог и совет старого сверчка: «Ах, Буратино, Буратино – брось баловаться, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой мухи»

            На следующий день папа Карло купил Буратино азбуку и отправил его в школу, но по дороге он услышал веселую музыку, увидел красочную афишу и решил, Слайд5

            что школа от него никуда не денется. Он продал азбуку и купил билет на кукольный спектакль. А как вы думаете, сколько стоит билет?

            Решив уравнения, и выбрав букву соответствующею, корню вашего уравнения, вы ответите на мой этот вопрос ( работаем по четырем вариантам) Слайд6


            Заплатив, четыре сольдо наш герой отправился на спектакль

            Во время спектакля он знакомиться с куклами, и вдруг представления прерывается и тут появляется злой и ужасный Карабас Барабас, Слайд7 он схватил Буратино, отнес его в кладовку и повесил на гвоздь.

            После представления Карабас Барабас решил подкинуть нашего деревянного мальчика в очаг, чтоб его жаркое быстрее зажарилось. При этом Буратино начал жалобно подвывать, говоря о том ,что он однажды уже пробовал сунуть нос в очаг и только продырявил дырку. Это Карабаса заинтересовало, он подобрел и даже подарил Буратине пять золотых и отпустил домой

            Но по дороге он встречает– кота Базилио и лису Алису, узнав , что у Буратино есть деньги они пригласили его в страну дураков, где есть поле чудес посадив на котором пять золотых и сказав три волшебных слова можно на утро вырастить дерево на котором вместо листьев будут висеть золотые монеты

            Пока наш герой держит путь в страну дураков мы с вами посчитаем устно Слайд9


             

            По дороге на него нападают разбойники. Решив, задачу мы с вами узнаем смог ли Буратино убежать от них Слайд10

             

             

            Как видите скорость Буратино меньше, поэтому он оказался подвешенным вниз головой на дубе. Слай д11

            И тут ему на помощь приходит Мальвина со своими друзьями.  Слайд 12

            Она пригласила Буратино в гости, напоила чаем и решила проверить его знания по математике. Так как Буратино не ходил в школу, то он ничего решить не смог и при этом только баловался и озоровал. Давайте ему покажем, как нужно быстро считать. Слайд 13,14


             

            За плохое поведение Артемон запер Буратино в темный чулан, где висели большие пауки и обитали летучие мыши они то и предложили отправится, ему снова в страну «дураков» где он снова встречается с лисой. Слайд15,16

            И снова наш Буратино был обманут, коварная лиса позвала полицейских бульдогов. Они схватили Буратино и бросили его с моста в грязный пруд. Но здесь нашему Буратино повезло, ведь он деревянный, поэтому не мог утонуть. Старая черепаха Тортила пожалела озорного мальчишку и решила отдать ему золотой ключик,

            Поблагодарив черепаху, он бросился в воду доплыл до берега и побежал из страны дураков. По дороге он знакомиться с Пьеро, который рассказывает ему о продавце пиявок Дуремаре, который знает тайну золотого ключика. Поэтому, чтоб приблизиться к разгадке тайны нужно решить задачу Дуремара. Слайд 17


             

            Наши герои Буратино и Пьеро отправились к Мальвине и ее друзьям, чтоб вместе разгадать тайну золотого ключика.

            Подведение итогов урока. Домашняя работа

            Список литературы , интернет ресурсы

            1.https://yandex.ru/images/search ?text=картинки%20о%20математике&stype=image&lr=42&noreask=1&source=wiz

            2 https://ru.wikipedia.org/

            3.Дидактический материал по математике 5 класс Авторы: А.С. Чесноков, К.И. Нешков. 

            4. http://narodstory.net/skazki-tolstoy.php?id=1

            первый урок математики
            PPT / 3.64 Мб

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            Отправить ответ

            avatar
              Подписаться  
            Уведомление о