История 5 класс что такое искусство – § 3. Верования и искусство первобытного человека

Содержание

§ 3. Верования и искусство первобытного человека

§ 3. Верования и искусство первобытного человека

Зарождение искусства

С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зародилось искусство.

Каменная фигурка быка

На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, ученые обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далекие времена. Природными красками – красной, черной и коричневой – древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений ученые находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Наскальное изображение бизона

Зарождение у людей веры в духов и богов

У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он верил, что окружающий мир населен невидимыми, могущественными существами. Они могут быть злыми или добрыми. Люди полагали, что в лесу, в горах, в степи обитают духи. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы – часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.

Глиняная фигурка богини

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим древним скульптурам они приносили свои жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в свое изображение и воспользуется принесенными дарами.

Наши древние предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа – боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу, дождь, ветер и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, бурю, засуху или лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать жертвами.

Магический танец. Древний рисунок в пещере

Появление веры в загробную жизнь

Люди верили, что душа есть и у человека. Когда он умирает, душа покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших людей.

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают, что такое голод. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней и страданий. В этой далекой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся еще и вещи, которыми он пользовался при жизни. Ведь мужчина получит там возможность охотиться, а женщина – шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли ученым узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведем итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и появилась религия.

Религия – вера в существование богов, души и загробного мира.

Вопросы и задания

1. Когда и почему у человека зародилось искусство? Назовите древнейшие его формы.

2. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?

3. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

«Что такое искусство?» — МХК

Урок 1. Что такое искусство?

Цель: формирование общего представления о месте и роли искусства в жизни человека и общества.

Задачи:

  • актуализировать представления об искусстве;

  • ознакомить с основными версиями происхождения искусства;

охарактеризовать значение и функции искусства в жизни человека и общества;

  • формировать умение высказывать собственные суждения о произведениях искусства;

  • формировать культуру восприятия произведений искусства;

  • развивать ассоциативно-образное мышление.

Тип урока: вводный

Оборудование: учебное пособие, репродукции произведений искусств, техническое оборудование.

Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, чувствует неодолимое влечение к наиболее

достойному толкователю – к искусству.

И. В. Гёте

Жизнь коротка, искусство долговечно.

Латинская пословица

Искусство – это то, что нельзя казать словами.

И. В. Гёте

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами не обыкновенный урок. Я хочу вам дать представление о предмете, который вы будете изучать на протяжении нескольких лет — это

Предмет «Искусство». Мы постараемся увидеть красоту в окружающем нас мире, прекрасное во всем, с чем сталкиваемся и, прежде всего, в искусстве.

И тема нашего первого урока звучит как вопрос «Что такое искусство?»(слайд 1)

Может кто то из вас уже знает ответ на этот вопрос? Не стоит огорчаться, если этот вопрос вызывает затруднение. Исследователи всего мира ищут ответ на него, но так и не могут прийти к единому толкованию.

Ответьте сначала на такой вопрос: Как часто мы встречаемся с искусством?(слайд 2)

Ответы детей

Прочитаем эпиграф к нашему уроку. Как вы его поняли? (слайд 3)

  1. Актуализация знаний и мотивация. Беседа.

В истории человечества не было никогда, да и не могло быть общества без искусства. (Слайд 4)Во все времена, начиная с первобытных, человек оборудовал себе место для жилья, создавал форму орудий и вещей, украшал себя и предметы, изображал свои представления об окружающем мире (слайд 5)

Человек всегда стремится к красоте. Он любуется звездным небом, украшает свою квартиру, одежду, облик. Нет такого народа, которому не ведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и хранить красоту.

— Вспомните, пожалуйста, тот момент в жизни, когда вы сказали или подумали «Как красиво!».

(Ответ: закат солнца, степь широкая, горы и водопады, первые цветы, и т.д.)

— Кто может остановить время и запечатлеть это на долгие годы?

Художник (слайд 6, 7)

Но иногда мы называем художником мастера любого дела, работающего творчески,
способного создавать что-то новое.
Умение строить замысел и находить средства для его воплощения нужно каждому человеку! Работа художника-это творчество.
Но восприятие и понимание искусства — это тоже творчество, только не художника, а зрителя. Зритель перенимает опыт, чувства других людей, опыт многих поколений и своих современников (слайд 8)

Но каждый человек — индивидуальность, поэтому каждый выражает свои эмоции и чувства по – разному. Средства выразительности могут быть разными. Какими?

Ответ детей. Как назовем человека. Выражающего свои чувства при помощи:

  • слова – писатель, поэт

  • звуков – музыкант, композитор

  • движения – танцор

  • мимики и реплик – артист

  • красок – живописец

  • линий и точек – график

  • объёма – скульптор

  1. Изучение новой темы.

Искусство появилось очень давно. Как это произошло никто доподлинно не знает. Существует несколько версий происхождения искусства:

  1. Зародилось в обрядах и ритуалах с практическими целями – древние люди считали, что оно помогало не только отразить окружающий мир, но и повлиять на него:

— изобразить животное значит получить власть над ним(для успешной охоты)

— украсить одежду орнаментом значит защитить себя от болезней и бед.

  1. Древние греки верили, что искусство – это дар богов.

Прочитаем миф «Аполон и музы». Музы приобщали людей к тайнам искусства, но не терпели тщеславия и обмана и наказывали за них.

Чтобы понять что же такое искусство узнаем какие виды искусства существуют

(слайд 9)Виды искусства: временные и пространственные.

Временные распространяются во времени — музыка, танец, мимика (слайд 10)

Пространственные связаны с материальной средой, обликом людей и предметов (слайд 11)

Все виды искусства имеют различное назначение (слайд 12)

Пространственные виды искусства делятся на 3 группы: конструктивные , декоративные, изобразительнные (слайд 13)

Рассмотрим каждый вид отдельно:

Конструктивные – архитектура и дизайн (слайд 14-17)

Декоративные – народные промыслы (слайд 18-20)

Изобразительные – живопись, графика, скульптура (слайд 21-24)

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление материала.

Класс делится на 3 команды (по рядам)

Командам по — очереди задаются вопросы и начисляются балы: 5 баллов за правильный ответ.

2члена от каждой команды получают задание нарисовать фрагмент узора для закладки. Узор должен быть со смылом (объяснить) – 5 баллов.

Пока они рисуют остальные члены команд отвечают на вопросы.

Задание 1. Назови вид искусства (слайд 26, 27, 28)

Задание 2 . Убери лишнее (слайд 29, 30, 31)

Задание 3. Назови жанр живописи (слайд 32, 33, 34)

Задание 4. Назови вид пространственного искусства (слайд 35 — 43)

Подведение итогов. Максимально – 30 баллов.

  1. Подведение итогов урока.

Сегодня мы выяснили, что искусство появилось очень давно. Когда? (в первобытную эпоху). Что свидетельствует об этом? (произведения искусства, найденные при раскопках древних поселений)

Что же такое искусство? Ответы детей

Искусство – это умение, мастерство, создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.

— это художественное творчество.

  1. Рефлексия.

Закончи предложение: искусство для меня значит…….

multiurok.ru

Trojden | Рождение религии и искусства: Уколова В. И.

Назовите причины возникновения религиозных верований.

1. Первые религиозные верования. Древние люди рисовали на стенах пещер и на скалах раненых или убитых зверей. Вот, например, изображение лошади из пещеры Ласко на юге современной Франции. Мы видим копья, летящие в животное. Так древние люди хотели «заколдовать удачу» на охоте.

Учёные-этнологи, изучая обычаи живущих сегодня племён Африки и Австралии, обнаружили, что они совершают перед охотой специальный обряд. Мужчины исполняют воинственные танцы и поражают нарисованных зверей копьями. А колдун просит у духов удачи в охоте.

Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает совершать чудеса — так считали древние люди.

2. Духи природы и душа человека. Древние люди не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звёзды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми, и злыми.

Древнейшее изображение лошади из пещеры Ласко во Франции

На стене древней пещеры изображён бизон

Магический танец перед охотой. Современный рисунок

Придумайте рассказ по рисунку.

Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Вспомните, что ещё неандертальцы верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа.

Душа — это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить. Они стремились обеспечить умершего при погребении всем тем, в чём он нуждался при жизни, поэтому в захоронения стали класть еду, одежду, оружие. Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им или вредить.

Колдовство, магия, вера в существование духов и души свидетельствуют о появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей усложнялись и их религиозные представления. Они стали верить в то, что природой и жизнью людей управляют особые высшие существа. Их представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку, но более могущественными и совершенными. Так у первобытных людей зародилась вера в богов, религия.

3. Мифы. Древний человек стал задумываться над тем, какое место он занимает в мире, где есть природа, духи, боги. Его стали волновать вопросы, откуда произошёл мир, кто создал мир и человека, как человек должен относиться к высшим силам. Люди стали создавать мифы1.

Статуэтка богини-матери. Период палеолита

Изображение ладони первобытного человека в пещере

Мифы и опыт предков определяли порядок жизни в общине. Предки — это те, кто предшествовал, то есть шёл впереди, прокладывал дорогу. Поэтому опыт предков, созданные ими мифы, религиозные представления и обряды почитались особо. Общей памятью и общими религиозными представлениями они объединяли людей в единое племя, а затем и в единый парод.

4. Художники пещер. Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдалённого от нас на 30—20 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней.

Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной земли, камней) рисовать животных. И сегодня нас поражают великолепные первобытные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

Однажды четыре школьника из французского местечка Монтиньяк проникли в пещеру, вход в которую был завален камнями и упавшим деревом. Оказавшись внутри пещеры, ребята осветили её стены электрическим фонариком и ахнули. Отовсюду их обступали древние животные. Казалось, они несутся прямо на них.

На территории России тоже сохранились рисунки первобытных художников. В Каповой пещере на Урале красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. В фигурах животных чувствуется огромная жизненная сила. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

1 Миф — сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях.

С возникновением религии и искусства человек обрёл богатый духовный мир. Он стал творцом и художником, понял великое значение красоты.

1. Почему древнейшие люди изображали преимущественно животных? 2. Каковы были представления о загробной жизни у древних людей? 3. С чем связано появление танцев и пения у первобытных людей? 4. Почему первобытные люди придумали мифы?

1. Выясните: каковы причины возникновения искусства у первобытных людей? 2. Проведите исследование «Какие элементы древнейших верований сохранились до наших дней?» (используйте дополнительную литературу и Интернет).

Наши проекты и исследования. Рассмотрите изображения из пещеры Ласко в учебнике и на учебном CD «Приложение к учебнику В. И. Уколовой, Л. П. Маринович «История Древнего мира. 5 класс». Как вы считаете, может ли пещерная живопись быть источником информации о жизни древних людей? Если да, то что мы можем узнать, рассматривая рисунки древних людей?



trojden.com

Доклад Искусство Древнего Египта 5 класс сообщение

Египет имеет богатую историю и культуру. Прежде всего Египет ассоциируется с фараонами  и древними пирамидами, которые поражают своим величием. Правление фараонов очень повлияло на развитие искусства в Древнем Египте. Правители Египта оставили после себя большое количество древних произведений. Фараоны являлись главной фигурой в древнем Египте, им поклонялись и почитали. На развитие искусства древнего Египта повлияла культура многих государств, в руки которых переходило правление над данной страной. Арабский халифат значительно повлиял на развитие искусства. Во время правления халифата были возведены мечети, дополняющие архитектуру Древнего Египта. Арабы возвели древнейшую столицу Египта — Каир, которая также являлась центром зарождения культуры.

Чудеса архитектуры древнего Египта

Самой главной архитектурной достопримечательностью Египта считаются пирамиды. Самые известные пирамиды расположены в городе Гиза. Построены они были в 3 тыс. до н.э. Египетские пирамиды входят в  чудеса света  и сохранились до наших времен. Самой высокой пирамидой считается пирамида Хеопса, ее высота составляет 150 м, а самой древней пирамидой -пирамида Джосера. Охраняет долину пирамид Большой Сфинкс, который был высечен из скалы. Сфинкс изображен с телом льва и лицом человека. Пирамиды строили из каменного известняка, который добывали в горах. Для египтян пирамиды являлись олицетворением солнца.  Пирамида была гробницей фараонов, в которых хранилось большинство ценностей. Архитектура представлена также храмами и   дворцами. Мечети в Египте служили в качестве оборонительных сооружений.

Живопись Египта

О живописи Древнего Египта можно говорить благодаря росписям на стенах гробниц, дворцов, храмов. На изображениях показывали  жизнь людей, рисовали пейзажи и мир животных. Также на деревянных дощечках рисовали портреты фараонов. Эти дощечки использовали при захоронении, вкладывали в руки мумии фараона. Египтяни верили, что рисунки оживают в загробном мире.

Литература Древнего Египта

Литературные произведения был представлены баснями, сказками, молитвами. Автор оставался неизвестным, в основном египетский народ выступал в лице автора. Литература имела религиозный и магический смысл. С помощью таких литературных произведений как повествование прославляли фараонов. Они содержали советы о различных сферах жизни людей.

Скульптура Египта

Скульптуры создавались больших размеров из камня в виде сфинксов, древних богов и фараонов. Сфинкс у Египтян олицетворял хранителя древних знаний. Создание скульптур являлась  также важной частью архитектуры Древнего Египта.  Скульптура обеспечивала посмертное существование умершему в загробном мире.

Ювелирное искусство Египта

Египетские ремесленники создавали уникальные шедевры. из различных металлов, стекла, горного хрусталя, керамики. Создавали ювелирные украшения из золота и серебра, украшали самоцветами. Серебро являлось наиболее ценным, чем золото для египтян. Серебро связывали с мистерией и таинствами. Посуду из хрусталя египетские мастера украшали рисунками различных зверей. Из бронзы делали сосуды в виде птиц и животных. Тонкие невесомые ткани имели большую популярность среди египтян.

Культура Древнего Египта одна из древнейших в мире. Она отличается своей самобытностью, неповторимостью и  загадочностью. Самые ценные артефакты сохранились до наших дней, которые передают все то непередаваемое богатство народа Древнего Египта.

Вариант №2

В этой статье будет представлена общая характеристика искусства, созданного в Древнем Египте.

  1. Египетские пирамиды. Это одни из самых древнейших построек Египта. На данный момент, было насчитано более 150 пирамид. Раннее, они использовались как гробницы для различных фараонов Древнего Египта.
  2. Большой сфинкс. Одна из самых древнейших скульптур, до сих пор находящихся в Египте с древних времен. Была сделана из монолитной скалы в виде огромного льва, грациозно лежащего на песке, а лицо его имело сходство с фараоном. У народа Древнего Египта была вера в то, что сфинкс влияет на уровень разлива Нила – самой величественной реки. Также, сфинкс был талисманом плодородности полей.
  3. Пирамида Хеопса. Хеопс – второй фараон четвертой династии. Всем жителям, он запомнился жестким и никого не щадящим правителем. Пирамида, построенная в его честь – главная заслуга. Это одно из семи чудес света, сохранившихся на нашей планете.

Архитектура времен Древнего Египта

В древние времена, в Египте, правителем считался сын Бога Ра. Это повлияло на основные сооружения – гробницы. Создание их превысило отметку в количестве ста единиц, над которыми старались не только рабы, но даже и крестьяне. Создание пирамид в Древнем Египте свидетельствует о том, что на высоком уровне было развито архитектурное направление и точная наука.

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные постройки Древнего Египта имели яркую и символическую раскраску. Таким образом, на гробницах, создавались особые картины, которые могли означать путешествие в мир, находящийся под нами – ад. Изображения наносились с помощью особой краски, созданной руками египтян. Сверху изделие покрывалась смолой для того, чтобы рисунок мог прослужить долгое время. Картины создавались для того, чтобы покойнику легче жилось в загробном мире. Также, разукрашивались и различные статуэтки, малых и больших размеров.

5, 8 класс кратко

Искусство Древнего Египта

Популярные доклады

  • Доклад на тему Витамин Д сообщение

    Этот витамин в больших количествах содержится: в рыбьем жире, в печени трески, жирной селедке, в шпротах, в скумбрии, в семге, в горбуше, в тунце, в яичных желтках, в грибах (лисичках), в черной и красной икре, в сметане

  • Доклад Зимние Олимпийские игры сообщение 3, 4, 5 класс

    На протяжении долгого времени в мире проводится игра под названием Олимпийские игры. Это достаточно интересное событие, в котором участники соревнуются во многих зимних и летних видах спорта. В этой игре берут участие только лучшие

  • Доклад Бег на короткие дистанции 4, 5 класс

    Бег на короткие дистанции — это один из самых полезных и популярных видов спорта во всем мире. Многие задумываются, как делать это еще эффективнее. В этом докладе я ознакомлю вас с очень полезными советами, благодаря которым вы будете бегать лучше.

more-dokladov.ru

Материалы школьной программы по истории за 5 класс: Древний мир

Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:

 

В 5 классе на уроках истории изучается сам предмет истории, его значение и роль в современном естествознании. На начальном этапе происходит знакомство с основными с понятиями: летоисчисление, историческое событие, генеалогия и д.р.

Далее происходит  изучение истории древнего мира. Сначала рассматривается первобытное общество и его устои и порядки. Рассматриваются различные древние цивилизации. Начинается изучение с Древнего Востока: изучаются древний Египет, древняя Индия, древний Китай. После рассматриваются древняя Греция и древний Рим. Школьники изучают природные условия, население, культуру, а также основные исторические события, которые происходили в этих цивилизациях.

  • На данной странице представлены все темы школьной программы по истории за 5 класс. Материал каждой темы изложен интересным языком, что способствует усвоению и запоминанию.

Темы школьной программы 5 класс История:

Зачем изучать историю: что такое история и познание прошлогоСчет лет в истории: историческая хронология, календари, эрыДревнейшие люди: их внешность и география расселенияПоявление человека разумного (Homo sapiens)Рождение религии и искусстваДревние земледельцы, скотоводы и охотники: развитие человекаОт Неолита к медному векуПервые очаги цивилизаций: первые города, торговля, войныДревнее Междуречье: рождение цивилизацииКультура Древних Шумеров: письменность, религия, искусство и наукаДревний Вавилон: государственный строй, население, право и культураЕгипет — страна на берегах Нила и ее жители: земледелие и бытМир пирамид: пирамиды Древнего ЕгиптаМогущество Древнего Египта: армия, завоевания, культураВерования древних египтян: особенности, формирование, каста жрецовДревняя Финикия — страна мореплавателейДревняя Палестина: Самсон, Саул, Давид, СоломонБиблейские пророки: пророк МоисейАссирийская империя: город Ашшур, царь Ассирии, войны и захват земельНововавилонское царство: возникновение, расцвет и падениеДревняя Персия — страна странРанние цивилизации Древней Индии: быт, обычаи, религия и культураКак было устроено общество в Древней Индии: новая религияПервые китайские государства: города, императоры, гунны, Великая СтенаДревние китайцы: мудрость, изобретения и открытияПрирода и население Древней Греции: география, климат, природаБоги греков: пантеон БоговГерои греков и Древней Греции: Геракл и ПерсейПервые государства на Крите: Держава МиносаАхейская Греция: Тиринф, Пилос, МикеныПоэмы Гомера Илиада и Одиссея: влияние на Античный мирВозникновение полиса Греции: великая греческая колонизацияРождение демократии в Афинах: реформы Солона и КлисфенаДревняя олигархическая Спарта: власть аристократии, иерархия сословийПобеда греческой демократии над восточной деспотией: война с ПерсиейНачало Греко-Персидских войн: битва при МарафонеНашествие персидских войск на Элладу (Грецию): восстание и сраженияАфины при Перикле: народное собрание, особенности правленияАфинский Акрополь: греческая архитектура и скульптураТеатр Афин: трагедия и комедия, маски и костюмы, первые театрыОлимпийские игры в Древней Греции: история, суть, олимпийский огоньОбразование в Древней Греции: принципы обучения мальчиков и девочекПовседневная жизнь и быт древних греков: дома, одежда, еда, детиГорода Греции подчиняются Македонии: упадок ГрецииАлександр Македонский и завоевание ВостокаВосток и Греция после Македонского: новые государства, АлександрияЭтруски — предшественники римлян: быт, госустройство, культура, религияДревний Рим эпохи царей: 7 царей РимаРанняя республика Рим: гражданство, сословия, законы и борьба за властьРимская семья: нравы и религияРим завоевывает Италию: война с этрусками, галлами и грекамиПунические войны: три войны, причины победы РимаРим превращается в мировую державу: сильная стратегия римской армииГражданские войны в Риме: ранняя и поздняя ИмперияРеформы братьев Гракхов: земельная, аграрная и судебная реформыРабство в эпоху Поздней республики: торговля, условия жизнь и трудаГибель республики Рим: внешние войны, первый триумвиратДиктатура Цезаря: неограниченная власть монарха в республикеРим становится империей: Октивиан Август — становление могуществаПреемники императора Августа: Тиберий, Калигула, Клавдий и НеронВозникновение христианства: место и время, отличие от язычестваЗолотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм АвелияРимляне в повседневной жизни: жилища, одежда, пища, бани, образованиеРимская Империя в III — начале IV века: Христианство, реформы, падениеПадение Западной Римской Империи: причины, нападения вандалов

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Материалы школьной программы по обществознанию за 11 класс
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по истории за 6 класс: Средние века

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. — Возникновение искусства и религиозных верований.

Комментарии преподавателя

Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.

Рис. Каменная фигурка быка

На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Рис. Бизон. Наскальное изображение

Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.

Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.

Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.

Рис. Глиняная фигурка богини

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведём итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.

Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
  2. Назовите древнейшие формы искусства.
  3. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
  4. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?

 

К занятию прикреплены файлы  «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

 

Источники:

https://www.youtube.com/watch?v=XJZ2Kl5fKKs

http://www.tepka.ru/istoriya_5/3.html

www.kursoteka.ru

Искусство: происхождение искусства. Виды искусства

Осмысление реальности, выражение мыслей и чувств в символической форме — все это описания, которыми можно охарактеризовать искусство. Происхождение искусства кроется за веками тайны. Если некоторые виды деятельности можно проследить по археологическим находкам, то остальные просто не оставляют следа.

Читайте далее, и вы узнаете о том, откуда возникли разные виды искусства, а также познакомитесь с наиболее популярными теориями ученых.

Теории происхождения

Уже много тысяч лет людей завораживает искусство. Происхождение искусства преподается в различных учебных заведениях. Исследователи разрабатывают гипотезы и стараются их подтвердить.

На сегодняшний день существуют разнообразные теории происхождения искусства. Наиболее популярны пять вариантов, о которых мы поговорим далее.

Итак, первой будет озвучена религиозная теория. Согласно ей, красота – это одно из имен и проявлений Господа на земле, в нашем мире. Искусство является материальным выражением этой идеи. Следовательно, все плоды человеческого творчества обязаны своим появлением Творцу.

Следующая гипотеза говорит о чувственной природе феномена. Происхождение первобытного искусства, в частности, сводится к игре. Именно данный вид деятельности и отдыха появился раньше труда. Мы можем его наблюдать у представителей животного царства. Среди сторонников версии можно назвать Спенсера, Шиллера, Фриче и Бюхера.

Третья теория видит в искусстве проявление эротизма. В частности, Фрейд, Ланге и Нардау считают, что этот феномен появился как следствие потребности полов привлекать друг друга. Примером из животного мира могут быть брачные игры.

Древнегреческие мыслители считали, что искусство своим появлением обязано человеческой способности подражать. Аристотель и Демокрит говорят, что, подражая природе и развиваясь в рамках общества, люди постепенно смогли символически передавать ощущения.

Наиболее молодой является марксистская теория. Она говорит об искусстве как следствии производственной деятельности человека.

Далее мы с вами рассмотрим историю зарождения различных видов проявления творческого гения.

Театр

Театр как вид искусства зародился достаточно давно. Исследователи считают, что подобное представление возникло из шаманских ритуалов. В древнем мире люди сильно зависели от природы, поклонялись различным явлениям, просили духов помочь с охотой.

Для этого употреблялись разнообразные маски и костюмы, прорабатывались сюжеты, отдельно для каждого случая.

Однако те ритуалы невозможно назвать театральным представлением. Это были именно обряды. Для того чтобы определенную игру отнести к разряду зрелищного искусства, должен быть, кроме актера, еще и зритель.

Поэтому фактически рождение театра начинается в эпоху античности. До этого были неразрывно связаны разные действия – танец, музыка, пение и т. д. Впоследствии происходит разделение, постепенно формируются три основных направления: балетное, драматическое и оперное.

Поклонники игровой теории происхождения искусства утверждают, что оно появилось как забава, увеселение. В основном данное утверждение базируется на античных мистериях, где люди переодевались в костюмы сатиров, вакханок. В эту эпоху несколько раз в год устраивались маскарады, многолюдные и веселые праздники.

Впоследствии они начинают оформляться в отдельное направление – театр. Появляются работы драматургов, например, Эврипида, Эсхила, Софокла. Выделяются два жанра – трагедия и комедия.

После падения Римской империи искусство театра было забыто. Фактически в Западной Европе оно рождалось заново — опять из народных праздников и гуляний.

Живопись

История изобразительного искусства уходит корнями в глубокую древность. До сих пор находят новые рисунки на стенах пещер в разных частях света. Например, в пещере Альтамира в Испании, Ниах-Кейвс в Малайзии и других.

Обычно для них смешивали красители с вяжущими веществами, например, уголь или охру со смолой. Сюжеты не отличались многообразием. В основном это были изображения зверей, сцены охоты, отпечатки ладоней. Данное искусство относится к палеолиту и мезолиту.

Позже появляются петроглифы. Фактически это та же наскальная живопись, но с более динамичным сюжетом. Здесь уже появляются силуэты людей, увеличивается количество сцен охоты.

Однако некоторые исследователи происхождение изобразительного искусства относят к эпохе Древнего Египта. Именно в этом государстве на берегах Нила появляются строгие каноны разных жанров. В частности, изобразительное искусство здесь вылилось в скульптуру и монументальную живопись.

Если изучить древние рисунки, мы увидим, что это направление творческой мысли появилось из попыток человека скопировать, зафиксировать окружающую действительность.

Позже живопись представлена памятниками крито-микенского периода и древнегреческой вазописью. Развитие этого искусства начинает ускоряться. Фрески, иконы, первые портреты. Все это возникает в период первых веков до нашей эры.

Если фрески были особенно популярны в античности, то в Средние века большинство художников работали над созданием ликов святых. Только в период Ренессанса постепенно начинают выделяться современные жанры.

Так итальянское Возрождение дало толчок для развития всей западноевропейской живописи. Караваджизм, например, значительно повлиял на фламандских художников. Позже развивается барокко, классицизм, сентиментализм и прочие жанры.

Музыка

Музыка не менее древнее искусство. Происхождение искусства относят к первым ритуалам наших предков, когда развивался танец, зарождался театр. В это же время появилась и музыка.

Исследователи уверены, что еще пятьдесят тысяч лет назад в Африке люди передавали свои эмоции с помощью музыки. Подтверждением этому служат флейты, которые находят археологи рядом со скульптурами в этом районе. Возраст статуэток — около сорока тысяч лет.

Гипотезы происхождения искусства, кроме прочих, не отметают и божественного влияния на первых творческих людей. Сложно представить, что скучающий пастух или охотник создает продуманную систему дырочек на трубке, чтобы сыграть веселую мелодию.

Тем не менее уже первые кроманьонцы использовали в ритуалах ударные и духовые инструменты.

Позже наступает эпоха древней музыки. Первая записанная мелодия датируется двухтысячным годом до нашей эры. Глиняная табличка с клинописным текстом была найдена при раскопках в Ниппуре. После расшифровки стало известно, что музыка записана терциями.

Этот вид искусства широко известен в Индии, Персии, Месопотамии, Египте. В этот период применяются духовые, ударные и щипковые инструменты.

На смену приходит старинная музыка. Это искусство, относящееся к эпохе от падения Римской империи до середины восемнадцатого века. В этот период особенно мощно развивалось церковное направление. Светский вариант представлен творчеством трубадуров, скоморохов и менестрелей.

Литература

История искусства и культуры более понятной и аргументированной становится, когда речь заходит о письменных источниках. Именно литература позволяет наиболее полно передать информацию. Если остальные виды искусства ориентированы в основном на чувственно-эмоциональную сферу, то последняя оперирует еще и категориями разума.

Наиболее древние тексты обнаружены в таких странах, как Индия, Китай, Персия, Египет и Месопотамия. В основном они были высечены на стенах храмов, камнях, вырезаны на глиняных табличках.

Среди жанров данного периода стоит упомянуть гимны, погребальные тексты, письма, автобиографии. Позже появляются повествования, поучения, пророчества.

Однако более обширной и развитой стала античная литература. Мыслители и драматурги, поэты и прозаики Древней Греции и Рима оставили потомкам неисчерпаемый клад мудрости. Здесь были заложены основы современной западноевропейской и мировой литературы. Фактически разделение на лирику, эпос и драму предложил Аристотель.

Далее наступает эпоха Средневековья. История русского искусства, в частности литературы, начинается именно в этот период. К первым жанрам относят копии Евангелия, Библии, изборники, поучения и прочие.

Танец

Один из самых трудно документируемых видов искусства. В том, что танец зародился очень давно, не сомневается ни один человек, однако определить даже примерные рамки вряд ли удастся.

Самые ранние изображения найдены в пещерах Индии. Там нарисованы человеческие силуэты в танцующих позах. Судя по теориям, происхождение искусства, кратко говоря, это потребность в выражении эмоций и привлечении противоположного пола. Именно танец наиболее полно подтверждает эту гипотезу.

До сих пор дервиши используют пляски для вхождения в транс. Мы знаем имя самой известной танцовщицы в Древнем Египте. Это была Саломея, родом из Идома (древнее государство на севере Синайского полуострова).

Цивилизации Дальнего Востока до сих пор не разделяют танец и театр. Оба этих вида искусства всегда шли в паре. Пантомима, японские выступления актеров, индийские танцовщицы, китайские карнавалы и шествия. Все это мероприятия, которые позволяют выразить эмоции и сохранить традицию, не используя слов.

Скульптура

Оказывается, что история изобразительного искусства неразрывно связана с остальными проявлениями творчества. Например, скульптура стала остановленным мгновением танца. Подтверждением служат многие статуи древнегреческих и римских мастеров.

Исследователями проблема происхождения искусства раскрывается неоднозначно. Ваяние, например, с одной стороны, возникло как попытка персонифицировать древних богов. С другой – мастера смогли остановить мгновения обычной жизни.

Именно скульптура позволила художникам передать чувства, эмоции, внутреннее напряжение или, наоборот, умиротворение в пластике. Застывшие проявления духовного мира человека фактически стали древней фотографией, которая сохранила в течение многих тысячелетий идеи и облик людей того времени.

Как и многие другие виды искусств, скульптура происходит из Древнего Египта. Наверное, самым знаменитым памятником является Сфинкс. Вначале мастера создавали украшения исключительно для царских дворцов и храмов. Значительно позже, в античности, статуи выходят на народный уровень. Под этими словами подразумевается, что с той эпохи украсить свой дом скульптурой мог любой человек, у которого хватит денег для заказа.

Таким образом, этот вид искусства перестает быть прерогативой царей и храмов.

Как и многие другие проявления творчества, скульптура в Средние века была в упадке. Возрождение начинается только с приходом Ренессанса.

Сегодня этот вид искусства переходит на новую орбиту. В комплексе с компьютерной графикой 3D-принтеры позволяют упростить процесс создания объемных изображений.

Архитектура

Искусство архитектуры, наверное, наиболее практичный вид деятельности из всех возможных способов проявления творческой мысли. Ведь именно зодчество объединяет в себе организацию пространства для комфортной жизни человека, выражение идей и мыслей, а также сохранение определенных элементов традиции.

Отдельные элементы этого вида искусства возникли, когда произошло разделение общества на слои и касты. Желание правителей и жрецов украсить собственные жилища, чтобы они выделялись на фоне остальных построек, впоследствии привело к появлению профессии архитектора.

Рукотворная реальность, упорядоченность окружающей среды, стены — все это создает ощущение защищенности. А декор позволяет художнику передать настроение и атмосферу, которые он вкладывает в постройку.

Цирк

Понятие «люди искусства» редко ассоциируется с цирком. Этот вид зрелищ часто воспринимается как развлечение. Испокон веков его основным местом были ярмарки и прочие празднества.

Само слово «цирк» происходит от латинского термина «круглый». Открытое здание такой формы служило местом для увеселения римлян. Фактически это был ипподром. Позже, после распада империи, в Западной Европе попытались продолжить традицию, но популярности подобная деятельность не получила. В Средние века место цирка заняли менестрели в народе и мистерии у знати.

В то время люди искусства больше сосредотачивались на том, чтобы понравиться правителям. Цирк же воспринимался как ярмарочное увеселение, то есть был низкосортным.

Только в эпоху Возрождения появляются первые попытки создать прообраз современного цирка. Необычные умения, люди с врожденными дефектами, дрессировщики животных, жонглеры и клоуны в то время веселили публику.

Не слишком ситуация поменялась и сегодня. Этот вид искусства требует недюжинной выносливости, умения импровизировать и способности к «бродячей» жизни.

Кинематограф

Ученые говорят, что человек осмысливает действительность через науку и искусство. Происхождение искусства, судя по теориям, связано с потребностью самовыражения и взаимодействия в обществе.

Постепенно развивались традиционные виды творческой деятельности, изобразительные и зрелищные искусства. Однако с развитием прогресса наступил этап совершенно беспрецедентных способов передачи мыслей, эмоций, информации.

Появляются новые виды искусства. Одним из них стал кинематограф.

Впервые людям удалось спроектировать картинку на поверхность с помощью «волшебного фонаря». Он базировался на принципе «камеры-обскуры», над которой работал еще Леонардо да Винчи. Позже появляются фотоаппараты. Только в конце девятнадцатого века братьям Люмьер удалось изобрести прибор, который позволял проецировать движущиеся изображения.

В начале двадцатого века говорили, что театр как вид искусства себя изжил. А с появлением телевидения это воспринималось как неоспоримый факт. Однако мы видим, что у каждого вида творчества есть свои почитатели, просто происходит перераспределение зрительской аудитории.

Таким образом, мы с вами разобрались в теориях происхождения искусства, а также поговорили о различных видах творчества.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о