Й а – План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я | скачать бесплатно

Буква Я, я, обозначающая два звука [й’а] — Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

Урок 54

ТЕМА: Буква Я, я, обозначающая два звука [й’а].

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новыми гласными буквами Я и я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука;

• с новым согласным звуком [й’], который входит в слог-слияние, обозначающийся буквами Я и я;

• научатся различать на слух слияние [й’а], находить его местоположение в слове;

• изображать данные звуки на звуковой схеме, уяснят, что одна буква обозначает два звука;

• поработают над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Назовите буквы гласных звуков. С какими гласными звуками согласные читаются твёрдо? Запишите слоги с этими буквами гласных. С какими гласными согласные читаются мягко? (и, е) Запишите слоги-слияния с этими буквами.

Какая буква гласных очень необычна? (е)

Какие звуки может обозначать буква е?

Сегодня мы познакомимся ещё с одной гласной буквой.

 

2. Мотивация учебной деятельности

— Какие пословицы о Родине, о родной стороне вы уже знаете? Послушайте и объясните смысл следующих пословиц: Велика русская земля, а везде солнышко. Своя земля и в горсти мила. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Как называется твоя Родина? (Россия)

 

3. Работа по теме урока

— Проанализируем слово Россия.

Выделим последний слог (я). Какие звуки слышим? ([й’а]) Какое дерево во фруктовом саду самое большое (с. 111)? (Яблоня.)

В какое время года оно вам особенно нравится? (Весной, летом, осенью.)

Проведите слого-звуковой анализ этого слова. (Яб-ло-ня.)

Какие из этих слогов являются слогами-слияниями? (Слоги ло и ня.) Как называется первый слог? (Обратный слог — яб.) Сделайте схему. Что это растёт на низеньких кустиках? (Ягоды.)

Давайте произнесём это слово и проведём его слого-звуковой анализ. (В слове ягода три слога. Первый слог — я.)

Произнесите и послушайте внимательно первый слог.

Дети произносят хором звуки [й’а].

— Что вы слышите? Какие звуки? (Звуки [й’] и [о].)

Произнесите первый звук лучше, яснее.

Какой это звук? (Это согласный звук [й’]. Он произносится с препятствиями.)

Дети прикладывают к шее руки и слушают.

— Произнесите его ещё раз, что ещё можете сказать о нём? Какой он? (Он звонкий [й’] — состоит из голоса.)

А что мы слышим за ним? (Гласный звук [а].)

Значит, какой первый слог? (Слог-слияние [й’а].)

Какой второй слог, третий? (Второй слог го, третий да.)

Составьте звуковую схему.

Вернёмся к слову яблоня. Произнесём это слово и разделим его по слогам. Что вы можете сказать? (В слове три слога. Первый слог яб. Второй ло. Третий слог ня.)

Назовите слоги-слияния в этом слове. (Это слоги ло и ня.)

Давайте разберёмся с первым слогом. Произнесите его. Что вы можете сказать? (В нём слышатся три звука [й’], [а], [б].)

Какой первый звук слышите? (Звук [й’].) Второй и третий? ([а] и [б].)

Произнесите два первых звука. Какой первый слог? (Это слог- слияние.)

На странице 111 посмотрите, как автор составил схему. Обратите внимание на первый слог. Что вы можете сказать? (В нём 3 звука. Первый слог-слияние.)

Если внимательно посмотреть на схему, то что можно сказать о звуке [й’]? (Согласный, звонкий, мягкий.)

Эти два звука обозначаются одной буквой я. Посмотрите, как она пишется. Знаем ли мы ещё одну букву, которая обозначает два звука? (Да, это буква е.) Какие звуки она обозначает? (Звуки [и’э].)

На доске появляются слоги из букв, и под ними выставляются звуковые схемы этих слогов. Дети участвуют в составлении слов яб-ло-ко и е-ли и схем [йаб]-[ла]-[ко], [йэ]-[ли].

— Прочитайте слова на самом верху страницы 111. (Яблоки, яблони). Где стоит буква я? (Она стоит в самом начале слова. Когда буква я стоит в начале слова, она обозначает два звука [й’а].)

Теперь прочитаем имена людей. Выложите звуковые схемы этих слов. Расскажите, что собой представляют последние слоги. (Последние слоги я — это два звука [й’а].)

А где мы слышим эти два звука? (На конце слова после гласной.)

Какой буквой мы будем обозначать эти два звука? (Буквой я.)

Обратите внимание, после какой буквы стоит буква я? (После гласной буквы.)

Когда ещё буква я может обозначать два звука? (Когда она стоит в конце слова после гласной буквы.)

Рассмотрите иллюстрацию (с. 111) и прочитайте текст.

Это карта нашей Родины. Наша страна очень большая. У нас есть земля, моря, леса, горы. Есть очень холодные места на севере. Там снег и лёд. И есть жаркие места. В нашей средней полосе бывает и тепло, и холодно.

Обратите внимание. Что это за флаг? (Российский флаг.)

— Запомните, как чередуются цвета на российском флаге: белый, синий, красный, если смотреть сверху. У каждой страны есть ещё отличительный знак — герб. Рассмотрите российский герб. У каждого государства есть и свой гимн — это торжественная песня страны. Мы сегодня будем слушать гимн. Назовите три символа нашей страны, которые должен знать каждый гражданин России, каждый русский человек. (Герб, гимн, флаг.)

Прочитайте текст «Россия — Родина моя». Почему слова Россия и Родина пишутся с заглавных букв? (Россия — это название Родины, а слово Родина очень значимое, и его принято писать с заглавной буквы.)

О чём мы прочитали? Прочитайте последние слова текста. Что они вам напоминают? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Прочитайте этот текст ещё раз. Что нужно нам всем делать, чтобы наша Родина стала богатой, красивой, люди были счастливыми?

Какие звуки слышите в начале слов ярмарка, яма, ягода, яблоко? Что это за звуки? (Это звуки [й’а], мы слышим их в начале слов.)

Какой буквой обозначаются эти два звука? (Буквой я.)

Попробуйте найти, к какому слову составлена звуковая схема. (К словам ягода, якорь.)

 

 

— Прочитайте внимательно слова и найдите внутри новые маленькие слова. (Это слова я, год; я, як, корь.)

Теперь напечатайте слово ярмарка. Выложите схему этого слова. Найдите в этом слове другие слова. (Я, марка, арка, Марк.)

Какие звуки обозначает буква я, когда стоит в начале слова? Послушайте стихотворение про букву я. Составьте схемы слов с я.

Каждый знает, буква Я —

Самая хвастливая.

(Г. Юдин)

— Почему говорят, что буква я — самая хвастливая? (Она буква-зазнайка.) Прочитайте стихотворение Б. Заходера.

Буква Я

Взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела,

И потела,

Написать она сумела

Только

«я-я-я-я-я»!

Всем известно: буква Я

В азбуке последняя.

— Наш алфавит (с. 124-125) начинается с А, а заканчивается Я. заглядывайте в алфавит и повторяйте последовательно все буквы. Алфавит нужно выучить наизусть. Это вам пригодится.

Прочитайте слова перед текстом (с. 112). Объясните значение этих слов. Можете воспользоваться картинкой. Обратите внимание на слова яростно, маяк, молния.

Текст читаем по логически законченным частям. Что такое начиналось на море? (Шторм, буря.)

Почему судам опасно во время шторма находиться в открытом море? (Большие волны, сильный ветер могут потопить судно, вытолкнуть его на скалы и разбить.)

Что помогает судам правильно находить в море дорогу к берегу? (Маяк. Вечером он зажигается и далеко виден кораблям. Маяк указывает морякам путь домой.)

Вспомните, когда буква я обозначает два звука? (Когда стоит в начале слова или после гласной.)

Сколько букв в слове маяк? (4 буквы.) Сколько звуков? (Звуков пять.)                                               

Составьте схему к слову маяк. 

Прочитайте пословицы (с. 110) и объясните их смысл.

 

4. Рефлексия учебной деятельности

— С буквой каких звуков вы познакомились?

Что ценного вы узнали об этой букве? С какой буквой буква я очень похожа? В чём заключается сходство?

compendium.su

Буква Й

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Й.

 

Буква Й (И краткое) то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И.

 

Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

 

Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

 

Воробей – звук [й’] в конце слова.

 

Чайка – звук [й’] в середине слова.

 

Соловей – звук [й’] в конце слова.

 

Вертишейка – звук [й’] в середине слова.

 

Кайра – звук [й’] в середине слова.

 

Попугай – звук [й’] в конце слова.

 

Сойка – звук [й’] в середине слова.

 

Ястреб – звук [й’] в начале слова: [йастр’ип].

 

Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

 

Йод

 

Йогурт

 

Йог

 

Йоркширский терьер, или йорк

 

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим.

 

Какой котёнок?

 

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

 

Какой рюкзак?

 

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

 

Какой арбуз?

 

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

 

Прочитаем слова: ай, ой, эй – й помогает выражать чувства.

 

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май – лай – рай – рой – мой.

 

Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

 

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Буквы Я, я. Звуки буквы я . Видеоурок. Русский язык 1 Класс

На этом уроке вы узнаете о букве Я и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Я в словах, научитесь писать буквы Я и я, выполните интересные задания.

Сегодня на уроке речь пойдёт о гласной букве. На наш урок из сказочного музея не пришла, а прилетела героиня:

Бабуся знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Дом её на курьих ножках,

Стоит на сказочных дорожках.

Это Баба-Яга (рис. 1).

Рис. 1. Баба-Яга (Источник)

Отправимся по сказочной дорожке в страну познания. Перед нами стоят три указателя: налево пойдём – к гласным звукам попадём, направо пойдём – к гласным буквам попадём, прямо пойдём – тайны откроем.

Вы уже знаете, что в русском языке всего шесть гласных звуков: а, о, у, ы, и, э. Гласные звуки могут быть ударными и безударными. Они помогают сосчитать количество слогов в словах, потому что именно гласные образуют слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Вот как много вы уже знаете о гласных звуках, поэтому не пойдём к звукам, а пойдём в гости к буквам и выясним всё про гласные буквы.

Представьте себе два домика, в котором живут уже знакомые вам гласные буквы. В первом домике живут гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных: а, у, о, ы, э. А во втором домике живёт буква и. Она живёт в отдельном домике, потому что её пишут после мягких согласных звуков, чтобы показать их мягкость. Но в этом домике есть ещё четыре окошка, а это значит, что каких-то букв не хватает. Отправимся по сказочной дороге прямо и откроем секреты этих букв. Вот они – четыре подружки: е, ё, ю, я. Их называют йотированными гласными. Сегодня на уроке вы познакомитесь с одной из них. Тема этого урока: «Буква Я и звуки, которые она обозначает».

На уроке вы узнаете, почему буквы Е, Ё, Ю, Я называют йотированными. Начнём с буквы Бабы-Яги – с буквы Я.

Произнесите букву Я и дайте характеристику звуку, который вы услышали. Удивились? Слышится звук [а], но вы уже знакомились с этим звуком. Всё дело в том, что перед звуком [а], при произношении буквы Я, произносится очень короткий звук [й]. Поставьте ладошки на шею и произнесите еще раз – Я, чтобы это услышать.

Итак, Я состоит из двух звуков – согласного короткого звука [й] и гласного звука [а], который можно пропеть и протянуть. Вот отсюда и название йотированные звуки. Прочитайте эти звуки в транскрипции:

[й′] [а]

Йот – согласный звук, изображаемый буквой Й. Вот откуда название «йотированный».

Йотированные буквы состоят из двух звуков, а не из одного:

Я – [й′а]

Буква Я обозначает на письме два звука. Это первая тайна. Прочитайте стихотворение и запомните слова, которые начинаются с буквы и звука этого урока:

Я однажды видел сам:

Як летал по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне.

Я видал это во сне.

Виктор Лунин

Назовите слова, начинающиеся на букву Я, которые встретились вам в этом стихотворении.

Як (рис. 2)

Рис. 2 Як (Источник)

Ястреб (рис. 3)

Рис. 3. Ястреб (Источник)

Ягуар (рис. 4)

Рис. 4. Ягуар (Источник)

Язь (рис. 5)

Рис. 5. Язь (Источник) 

Ясень (рис. 6)

Рис. 6 Ясень (Источник)

А также коротенькое слово Я.

Приведите примеры своих слов.

Рассмотрите печатные буквы Яя. Они различаются только размером (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Яя (Источник)

Каждый должен ясно знать,

Как нам букву Я писать.

Букву Р мы повернули

И подпоркой подоткнули.

Получилась буква Я,

Букв пополнилась семья (рис. 8).

Рис. 8. Буквы Р и Я (Источник) 

Буква Я, буква Я

С виду очень важная –

Толстый выпучит живот,

Ногу выставит вперёд.

Но узнал недавно я,

Что она последняя.

 

Куча яблок на прилавке…

И заметил я, друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я (рис. 9).

Рис. 9. Буква Я (Источник)

Произносите не вдруг вы

Это слово – эту букву!

О себе рассказ начёте,

Вот её и назовёте.

 

Я сказала про себя:

– Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит.

Гол! Закончен алфавит!

 

Чтобы лучше запомнить букву Я, вылепите её из пластилина или выложите из любых материалов. Нарисуйте интересную картинку из этой буквы.

Буква Я может о многом рассказать:

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, то я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква, Я

Буква, слог и слово!

Проверим это и почитаем:

 

я

яр

я-ма

мой

мо-я

Ян

Ма-я

Ра-я

Я-на

 

Прочитайте те слова, в которых Я – слог: я-ма, мо-я, Ма-я, Ра-я, Я-на.

 

Прочитайте те слова, где Я – слово: я.

Буква же Я потребовалась во всех словах, где она написана, потому что букву мы пишем и читаем.

Посчитайте, сколько раз слово я встретится в шуточном стихотворении, которое называется «Я да я».

– Кто спешит к столу присесть?

– Я.

– Кто спешит варенье съесть?

– Я.

– А посуду мыть кто будет?

– Ты спроси об этом Люду.

Почему всё я да я!

Слово я встречается здесь четыре раза и два раза в названии стихотворения.

Прочитайте слова, которые записаны не буквами, а звуками в транскрипции:

[мал][м’ил][м’ал]

В слове мал звук [м] – твёрдый, а в словах мил и мял – мягкий. Запишем эти слова буквами:

мал – милмял

Мы знаем, что звук [и] показывает нам, что букву м читать надо мягко. А как же записать слово мял так, чтобы его не прочитали как слово мал? Откроем второй секрет буквы Я. Когда она стоит после согласных буков, то обозначает не два звука [й′а], а только один звук – [а], но сама буква Я подсказывает, что предыдущую букву согласного звука надо читать мягко. В этом её работа похожа на работу буквы И. Теперь, зная вторую работу буквы Я (обозначать мягкость предыдущих согласных), прочитайте слова:

 

Оля

Уля

Юля

Лиля

Ляля

няня

 

Слово няня написано не с заглавной буквы, как все остальные слова, потому что это не имя. Найдите в словах все буквы мягких согласных звуков. Проверьте:

 

Оля

Уля

Юля

Лиля

Ляля

няня

 

Итак, теперь вы знаете, какие функции выполняет буква Я.

  1. Обозначение двух звуков – [й′а]. Эту работу буква выполняет, когда стоит в начале слова, после гласных букв и ещё в одном случае, о котором вы узнаете в дальнейшем.
  2. Обозначение мягкости предыдущих согласных.

Рассмотрите письменные буквы Яя (рис. 10). Сравните их с печатными буквами.

Рис. 10. Письменные буквы Яя (Источник)

Будем учиться писать заглавную букву Я. В ней два элемента. Начинаем писать букву чуть выше линии рабочей строки (рис. 11).

Рис. 11. Написание буквы Я (Источник) 

Слева направо прописываем закругление, коснувшись нижней линии строки. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем вправо, коснувшись верхней линии рабочей строки. Закрываем овал и продолжаем плавную линию к дополнительной линейке. Вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании заглавной буквы Я: очень большой или очень маленький овал; второй элемент буквы сильно отклонился вправо.

Если присмотреться, то можно увидеть, что внутри буквы Я спряталась буква Л и буква О.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Во время письма не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву я. Она отличается от заглавной буквы только размером (рис. 12).

Рис. 12. Написание буквы я (Источник)

Порядок написания элементов и их направление при письме у маленькой буквы я такое же, как и у заглавной. Поэтому попробуйте написать её сами. Сначала в воздухе, затем обратной стороной ручки на ладошке, и в тетради. Старайтесь писать аккуратно и красиво.

Соединение заглавной и маленькой букв Я и я с другими буквами очень похоже на соединение букв Лл. Вспомните эти соединения и попробуйте написать их сами.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Я, которая начинает имена Яна, Ярослав, Яша. Эта буква может обозначать два звука [й′а], за что и получила название йотированной гласной, и один звук [а], но в таком случае эта буква будет показывать мягкость согласного, который стоит перед ней. Я – самая последняя буква нашего алфавита (33). Борис Заходер про эту букву сочинил интересную сказку, которая называется «Буква Я» (рис. 13).

Рис. 13. Б. Заходер «Буква Я» (

interneturok.ru

Буква Я

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Я.

 

Вы уже знаете, что в русском языке всего шесть гласных звуков: а, о, у, ы, и, э. Гласные звуки могут быть ударными и безударными. Они помогают сосчитать количество слогов в словах, потому что именно гласные образуют слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Вот как много вы уже знаете о гласных звуках.

 

Произнесите букву Я и дайте характеристику звуку, который вы услышали. Удивились? Слышится звук [а], но вы уже знакомились с этим звуком. Всё дело в том, что перед звуком [а], при произношении буквы Я, произносится очень короткий звук [й]. Поставьте ладошки на шею и произнесите еще раз – Я, чтобы это услышать.

 

Итак, Я состоит из двух звуков – согласного короткого звука [й] и гласного звука [а], который можно пропеть и протянуть. Вот отсюда и название йотированные звуки. Прочитайте эти звуки в транскрипции:

 

[й′] [а]

 

Йот – согласный звук, изображаемый буквой Й. Вот откуда название «йотированный».

 

Йотированные буквы состоят из двух звуков, а не из одного:

 

Я – [й′а]

 

Буква Я обозначает на письме два звука. Это первая тайна. Прочитайте стихотворение и запомните слова, которые начинаются с буквы и звука этого урока:

 

Я однажды видел сам:

Як летал по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне.

Я видал это во сне.

(Виктор Лунин)

 

Назовите слова, начинающиеся на букву Я, которые встретились вам в этом стихотворении.

 

Як

Ястреб

Ягуар

Язь

Ясень

 

А также коротенькое слово Я.

 

Приведите примеры своих слов.

 

Прочитайте те слова, в которых Я – слог: я-ма, мо-я, Ма-я, Ра-я, Я-на.

 

Прочитайте те слова, где Я – слово: я.

 

Буква же Я потребовалась во всех словах, где она написана, потому что букву мы пишем и читаем.

 

Прочитайте слова, которые записаны не буквами, а звуками в транскрипции:

 

[мал][м’ил][м’ал]

 

В слове мал звук [м] – твёрдый, а в словах мил и мял – мягкий. Запишем эти слова буквами:

 

мал – милмял

 

Мы знаем, что звук [и] показывает нам, что букву м читать надо мягко. А как же записать слово мял так, чтобы его не прочитали как слово мал? Откроем второй секрет буквы Я. Когда она стоит после согласных буков, то обозначает не два звука [й′а], а только один звук – [а], но сама буква Я подсказывает, что предыдущую букву согласного звука надо читать мягко. В этом её работа похожа на работу буквы И. Теперь, зная вторую работу буквы Я (обозначать мягкость предыдущих согласных), прочитайте слова:

 

Оля

Уля

Юля

Лиля

Ляля

няня

 

Слово няня написано не с заглавной буквы, как все остальные слова, потому что это не имя.

 

Итак, теперь вы знаете, какие функции выполняет буква Я:

 

1. Обозначение двух звуков – [й′а]. Эту работу буква выполняет, когда стоит в начале слова, после гласных букв и ещё в одном случае, о котором вы узнаете в дальнейшем.

 

2. Обозначение мягкости предыдущих согласных.

 

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Буква «й» | Орфография

Буква й пишется для передачи звука [j ] («йот») после гласных в конце слова или перед согласными, напр.: май, елей, кий, рой, поцелуй, эй, воюй, лентяй; тайна, лейка, убийца, землеройка, буйный, клюйте, хозяйка .

Перед гласной буква й пишется только в следующих случаях:

1. Если буквой й кончается первая часть сложносокращенного слова, а вторая начинается с гласной, напр.: райадминистрация, крайизбирком, стройиндустрия, стройотряд, райуполномоченный .

2. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, й пишется перед о в начале слова или после гласных: йог, йога, йогурт, йод, йомен, йоркширы (порода свиней), йот, йота, йотация; койот, майолика, майонез, майор, майорат, район ; в собственных именах: Йорк, Йоркшир, Йошкар Ола, Йорик, Йоганнес, Йорген, Йокосука; Айова, Вайоминг, Вийон, Лойола, Огайо и др.

3. В некоторых словах иноязычного происхождения буква й пишется перед буквами е, ю, я, и , напр.: вилайет, дуайен, фойе, стайер, конвейер, фейерверк, кикуйю (народность), аллилуйя, вайя, майя, маракуйя, папайя, паранойя, тупайя; секвойя, секвойи, секвойе, секвойю ; в собственных именах: Йемен, Йена, Йенсен, Йейтс, Йеллоустонский, Мейерхольд, Рамбуйе, Хейердал, Йёринг, Байер, Йиглава, Майя, Байярд, Вайян; Гойя, Гойи, Гойе, Гойю .

Примечание. В собственных именах буква й  может писаться также перед а  и у , а в эстонских и некоторых других фамилиях – и перед ы  , напр.: Гайана, Майами, Гийу, Ойунский, Йыги, Сайыр .

orfogrammka.ru

Урок обучения грамоте «Буквы Я, я, обозначающие звуки [й, а]

Разделы:
Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с новыми гласными буквами, обозначающими два звука в начале слова;
  • работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
  • способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор;
  • воспитывать дружбу, доброту, уважение к родным, друг к другу, чувства коллективизма.

Оборудование: схемы слов, схемы звуков, предметные картинки, карточки со словами, Смешарики, интерактивная доска, проектор, компьютер.

План урока:

1. Актуализация опорных знаний.

Включает речевые упражнения, работу с лентой букв, выделение лишних слов.

2. Работа над новым материалом.

  • звуко-буквенный анализ слова;
  • знакомство с буквой;
  • печатание буквы;
  • чтение слов, слогов и скороговорок.

3. Развитие мышления, внимания.

  • многозначность слова язык;
  • собери пословицу;
  • чтение стихотворения;
  • ребусы.

4. Итог урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Я пришла к вам неспроста:

До меня молва дошла –

В пятой школе появилась

Очень дружная семья.

Вместе учатся, играют

И друг другу помогают.

Все девчонки хороши,

А мальчишки удальцы!

– Что называем семьёй? Какая должна быть семья?

– И вы в классе должны быть как одна семья – дружными, заботливыми.

– Эмблема урока – улыбающееся солнце, а девиз – «Если вместе, если дружно».

На уроке побываем в гостях у Смешариков.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Речевая разминка (дыхательные упражнения).

2. Работа со скороговоркой.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

3. Работа с лентой букв.

На какие две группы делятся все звуки?

Какие звуки называют гласными? Согласными?

Какими бывают согласные?

Игровое упражнение «Угадай!» (соотнесение схемы и звука). Назовите «хитрые» буквы. Почему их так называют?

В каких случаях эти буквы обозначают два звука?

4. Чтение слов. Мы в гостях у Нюши.





юртаключ
ёжиклес
Нюшаклён
елилук

Прочитайте. Что означает слово «юрта»? Какие бывают ключи?

Найдите лишнее слово в I столбике? Почему?

– Найдите лишнее слово во II столбике? Почему? Нюша составила схемы слов. Найдите эти слова.

– Составьте предложение с одним из слов.

Игра «Один или два» – енот, мёд, пел, ель, Юра, белка, Егор, юла, лёд (сигналы).

III. Постановка темы урока.

IV. Работа над новым материалом.

У Совуньи.

1. Звуко-буквенный анализ слов.
Ягода, яма.

Назовите первый слог. Из каких звуков он состоит?

Первый слог состоит из двух звуков [й], [а]. Если мы слышим рядом звуки [й],

[а], то обозначаем эти звуки одной буквой Я.

2. Знакомство с буквой.

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква-слог и слово!

– На что похожа буква?

Посмотрите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я,

А в скворечник залетела

Вместо птички — буква Я!

– Назовите слова, которые начинаются с буквы Я?

3. Печатание буквы.

4. Физминутка.

5. Чтение слогов и слов. У Копатыча.




Яс сяягуаряблоняРоссия
Якмя яликяблониБашкирия
Яр ряястребяркийБелая

Что общего у слогов первого столбика?

Чем отличаются слоги второго столбика от первого?

6. Скороговорка.

Ялик с якорем у Яшки, Якорь даже на тельняшке.

7. Знакомство с диалогом. В гостях у Кроша и Ёжика.

Крош и Ёжик беседуют, разговаривают. Разговор, в котором участвуют два и более человек, называется диалогом, (стр. 83)

чтение учителем

чтение детьми

Найдите схожие слова. Чем различаются?

чтение по ролям (учитель — класс)

чтение по парам

V. Физминутка.

VI. Развитие внимания, мышления.

У Лосяша.

1. Игра «Деньночь».
Язык Языки Язычок







– Что такое язык?

– Объясните выражения: длинный язык, проглотил язык, держать язык за зубами.

2. Собери пословицу.

– Как вы её понимаете?


3. Работа по карточкам.

4. Игра «Угадай букву». Игра «Наборщик»

Ярмарка

5. Чтение стихотворения «Путаница» Какое стихотворение приготовил для вас Бараш?

Я однажды видел сам:

Як летал по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

Какая путаница произошла во сне?

Назовите слова с буквой Я. Чем похожи эти слова? Сколько звуков обозначает буква Я в начале слова?

6. Ребусы.

VII. Итог урока.

С какой новой буквой познакомились? Что вы о ней узнали? Когда буква Я обозначает два звука?

8.04.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Й — это… Что такое Й?

Й, й (название: «и» кра́ткое) — буква большинства славянских кириллических алфавитов (10-я в болгарском, 11-я в русском и белорусском, 14-я в украинском. В сербском и македонском отсутствует, вместо неё используется буква Ј). Буква Й входит также в письменности на кириллической основе для многих неславянских языков.

Буква Й обозначает неслоговой гласный звук [и] и близкий к нему звонкий согласный [j]. В украинском и болгарском языках сочетание йо используется в начале слов и после гласных вместо отсутствующей в них буквы Ё.

Знак Й происходит из церковнославянской письменности XV—XVI веков, представляя собой сочетание буквы И и заимствованного из греческой письменности знака краткости — бреве, однако несколько видоизменённого. Строгое фонетическое разграничение начертаний И и Й возникло в украинской печати начала XVII века; в ходе «книжной справы» времен патриарха Никона оно перешло в московские издания церковнославянских книг (вторая половина того же века) и используется поныне.

При введении гражданского шрифта в 1707—1711 гг. были отменены все надстрочные знаки, то есть особый символ Й исчез. Он был восстановлен в 1735 году (часто эту дату указывают как дату возникновения буквы Й), но формально отдельной буквой не считался: не включался в перечень букв азбуки, не имел порядкового номера, в словарях объединялся с И и т. п. Официально буквой алфавита Й стало только в XX веке[1], хотя некоторое «ущемление в правах» сохраняется поныне: если пункты перечисления чего-либо обозначаются русскими буквами, то й (как и ё, ъ, ь[2]) при этом пропускается.

В XVIII—XIX веках по образцу русского гражданского шрифта буква Й вошла в гражданские шрифты болгарского, украинского и белорусского языков. До середины XIX века буква Й использовалась и в сербской письменности, но затем была заменена латинообразным йотированным звуком Ј, который был унаследован и македонской письменностью.

Первоначальным названием знака Й было «„и“ с краткой» (по значку «кратка» над буквой). По предложению Я. К. Грота с конца XIX века стало использоваться название «„и“ краткое». В украинском языке (иногда и в русском) употреблялось также название «ий».

Таблица кодов

КодировкаРегистрДесятич-
ный код
16-рич-
ный код
Восьмерич-
ный код
Двоичный код
Юникод
(монолитный)
Прописная1049041900203100000100 00011001
Строчная1081043900207100000100 00111001
Юникод
(разложение)
Прописная686825020418 03060040600140600000100 00011000 00000011 00000110
Строчная707796540438 03060041600140600000100 00111000 00000011 00000110
ISO 8859-5Прописная185B927110111001
Строчная217D933111011001
KOI 8Прописная234EA35211101010
Строчная202CA31211001010
Windows 1251Прописная201C931111001001
Строчная233E935111101001

В HTML прописную букву Й можно записать как Й или Й, а строчную й — как й или й.

См. также

Примечания

  1. И. Ширяев. Практический учебник русской грамматики. Часть I. Этимология. По новой орфографии. Для младших классов средних учебных заведений, высших начальных училищ, торговых школ, курсов для взрослых и др. училищ. М.: Книгоиздательство «Друг», типография Объед. Соц.-Демократ. Организаций «Коммунист», 1918. Стр. 5
  2. Microsoft Word 2007 — см. функцию «нумерация»

dal.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о