Как помочь ученику осознать личностную значимость участия в олимпиаде – Статья по теме: Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребёнка. | скачать бесплатно
Участие в конкурсах и олимпиадах-залог успеха учеников
«Участие в конкурсах и олимпиадах – залог успеха учеников».
Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, олимпиадах, НПК, фестивалях исследовательских и проектных работ.
Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету.
Я хочу рассказать о достижениях моих учеников, принимающих активное участие в конкурсах, олимпиадах и НПК.
Я не ограничиваю их в выборе конкурса, поэтому дети с различными интеллектуальными способностями участвуют и в творческих конкурсах, интеллектуальных, и предметных олимпиадах, и НПК.
Уже с первого класса я выделяю группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с детьми. Провожу беседу среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, республике. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность
Я создала модель самореализации успешного ученика. Работаю по этой модели третий год.
Таблица подсчёта индивидуальных достижений за 3 года
Результативность участия в олимпиадах
этап / результат
участник
призер
школьный
0
5
муниципальный
1
2
республиканский
0
0
всероссийский
14
9
Результативность участия в творческих конкурсах
этап / результат
участник
призер
победитель
школьный
12
2
3
муниципальный
6
4
0
республиканский
4
2
0
российский
23
12
6
Участие в конкурсах дает отличный толчок для дальнейшего развития в той или иной области знаний.
Результативность участия в НПК
этап / результат
участник
призер
победитель
школьный
3
1
0
муниципальный
2
0
0
республиканский
1
2
0
всероссийский
2
5
0
международный
1
Что даёт участие в олимпиадах и конкурсах, НПК?
— Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.
— Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.
— Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою причастность к интеллектуальному сообществу. Важно сравнивать свои достижения с успехами других. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.
С 1 класса мои ученики участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 60 школьников являются победителями, призёрами, конкурсов и награждены дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс-игра по математике «Слон», всероссийские конкурсы «КИТ», «Ребус», «Родное слово», «Зимние интеллектуальные игры», «Инфознайка», «Молодёжное движение», «Муравей» «Познание и творчество», «Растим патриотов России», всероссийский заочный проект «Интеллект-экспресс», «Арт-талант», «Остров – талантикус», «Интеллект-будущего», «Креативность, интеллект, творчество», дистанционные олимпиады проектов «Инфоурок», «МетаШкола», «Новый урок», детский экологический конкурс «Моя планета-2014». У нас есть достижения в международных литературных конкурсах «Лохматый друг» (2 место), «Волшебное слово», «Союз поколений», «Урок письма», «Отечества достойные сыны», международный конкурс эссе и дебатов среди школьников, международный литературный конкурс «Искусство против наркотиков», «Алые паруса» (3 степень) и другие.
Наиболее мои ученики любят заниматься исследовательской деятельностью. Участвуют в различных конкурсах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности, развивать коммуникативные компетентности, в том числе и культуру публичной дискуссии, активировать творческий и интеллектуальный потенциал личности.
Мерсияпов Тимур — участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке», Нижнекамск; лауреат II степени муниципальной научно – практической конференции младших школьников «Юный исследователь»; лауреат II степени I республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов «Я познаю мир», диплом, г. Набережные Челны, 2012 г. Хабибуллина Илина лауреат в номинации «Юный исследователь» конкурса «Ученик года 2011», лауреат III Всероссийского конкурса детских исследовательских работ «Мои первые открытия» 2012 г. Исследовательские работы Мерсияпова Тимура по теме « Горные породы Сокольской горы» ( 3 место) 2011 г., Османова Сеймура по теме « Природоохранные зоны » ( 2 место) 2011 г., Негуляевой Виктории по теме «Сансевьера» (3 место) 2012 г. были представлены на школьной научно – практической конференции «Юный исследователь» школы №1 г. Бугульмы и отмечены грамотами и дипломами жюри.
С Мерсияповым Тимуром исследовательской деятельностью начали заниматься со 2 класса. Первой работой по теме «Горные породы Сокольской горы» участвовал в муниципальной научно-практической конференции младших школьников «Юный исследователь» (лауреат), участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» г. Нижнекамске. Со второй работой «Памятники и заказники Бугульминского района» участвовал в I республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся 1-4 классов в г. Набережные Челны (лауреат 2 степени), участник X Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост». В 2013 – 2014 учебном году стал лауреатом I степени во Всероссийском конкурсе проектно — исследовательских работ «Мой город – лучший город Земли», четвёртой работой стал лауреатом I степени Всероссийского заочного конкурса исследовательских работ «Шаги в науку». В прошлом году ездил на очный тур XIII Всероссийского детского конкурса научно – исследовательских работ «Первые шаги в науке» ДО «Непецино» Московская область. В 2014 – 2015 учебном году следующую работу отправили на Международный конкурс «Живи, человек, на зелёной планете!». Был удостоен Победителем, награжден дипломом и поощрительным призом. В декабре ездил второй раз на XIV Всероссийский детский конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в ДО «Непецино». В этом году стал лауреатом I степени. Готовим следующую работу на муниципальный конкурс исследовательских работ старшеклассников. Нами сделано 8 исследовательских работ.
В заключение хочу добавить, что творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя : « Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно».
Я убеждена, что творческие и исследовательские конкурсы нужны не только для того, чтобы найти и зажечь звезду, но и создать ей условия, предоставить возможность светить долго – долго. Пусть даже она окажется размером с маленькую детскую ладошку.
Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.
Мыслите, творите, добивайтесь успехов! И Вам желаю успешных учеников и творческих родителей!
infourok.ru
Зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах?
Мало кто из родителей задает себе вопрос: зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах. Вроде и так все ясно. Интересно, полезно, престижно. Но есть и те, кто не понимает, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах, зачем отнимать у ребенка его детство?
Другая крайность, с которой мы сталкиваемся на практике – родители хотят, во что бы то ни стало сделать из ребенка победителя всевозможных олимпиад и конкурсов, его жизнь превращается в сплошную подготовку к конкурсным испытаниям, где нет места улице и праздному времяпровождению.
Рассмотрим с позиций системно векторной психологии: зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах.
Какая польза
Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.
Врожденные особенности детей уже изначально отличаются друг от друга, в течение жизни эти различия только увеличиваются, так развитие и реализация заданного природой потенциала зависит от социального окружения ребенка, от того что оно может ему дать.
Олимпиады и конкурсы, прежде всего, работают на развитие верхних, интеллектуальных векторов. Если ребенок проживает в таких условиях, когда главной задачей является выживание, то ему не до высоких материй. И здесь дело не в материальном обеспечении семьи, а в том насколько дома ребенок чувствует себя в безопасности, как на физическом, так и на психическом уровне.
Соответственно, если мы посмотрим на тех детей, которые добиваются успеха в олимпиадах, то увидим, что для них родители делают все возможное, чтобы им помочь вырасти умными, развитыми людьми.
Что хотели, что получили
Страшно становится за судьбу ребенка в том случае, когда для него с легкой руки родителей победа в конкурсах и олимпиадах – это главная жизненная цель. Когда родители используют ребенка, чтобы удовлетворить собственные потребности, осуществить свои мечты.
«Я бросила работу. Надо было возить сына к репетиторам в разные части города, потом делать вместе с ним задания. Его первые победы показали, что мои жертвы были не напрасны. Мы победили».
Хорошо, если у ребенка есть у самого желание побеждать, быть первым, быть лучшим, а не навязывается родителями сверху. Тогда поражение не воспринимается как катастрофа всей жизни, а как очередной барьер, через который надо перепрыгнуть. Речь идет, как догадались те, кто знаком с системно векторной психологией, о детях, наделенных кожным вектором.
Это им важно соревноваться, лидировать, побеждать. Школьные олимпиады и конкурсы помогают реализовать и развивать их способности. Спортивные состязания, конкурсы юных изобретателей, конкурсы, требующие быстрой реакции, логического мышления – это конек кожников.
Анальный же ребенок как раз весьма часто является жертвой родительских амбиций. Он послушный, покладистый, ему так важно слышать от окружающих, особенно от мамы, слова похвалы в свой адрес.
«Какой же ты хороший, Вася! Ты так много книжек прочитал, ты так много знаешь!»…И по головке погладить. Вот так можно что называется приручить анальника и вить из него веревки (до поры до времени), заставляя участвовать в олимпиадах и конкурсах. Сам анальный ребенок боится сделать первый шаг, он не решителен, помимо этого, все новое, неожиданное вызывает у него стресс. Поэтому порой анальный отличник пишет плохо олимпиады, так как впал в ступор от новой непривычной обстановки. А если еще и задания для него незнакомы, в образцах не было такого, по программе в школе этот материал не проходили – формируется обида и гнетущая установка, что жизнь несправедлива. Внутренний дисбаланс усиливается при родительских, учительских упреках: «Как же так, ты не оправдал наших надежд!».
Анального ребенка к олимпиаде надо готовить заранее, чтобы он знал примерные задания, мог выполнить их «по образцу». Применить креативность за ограниченное время, как-то выкрутиться – это не из его арсенала способностей.
Как замотивировать
Участие в олимпиадах и конкурсах – дело добровольное. По крайней мере, так написано в положениях об их проведении. Но мы понимаем, дети есть дети. Их необходимо развивать, а для этого требуется создавать им правильную мотивацию.
Кожные дети с удовольствием примут участие в конкурсах и олимпиадах, если победа принесет им ощутимые плоды – к примеру, хорошие ценные призы, денежное вознаграждение, поступление в желаемый вуз. Кожники могут на первых порах поучаствовать в состязаниях ради самого состязания, ради того, чтобы занять первую ступеньку пьедестала, но потом желание быть первым надо подкреплять материально. Кожники ценят свое время и умеют считать сколько оно стоит.
«Кто хочет новый айпад? Осталось дело за малым – поучаствовать и выиграть в конкурсе по математике!».
Анальные дети участвуют в олимпиадах по принципу «надо так надо», у них нет желания выделиться, быть лидером, они ждут, когда все заметят их труд и соразмерно ему их наградят. Грамота, благодарность, фотография на доске почета, простое человеческое спасибо – им этого достаточно.
«Вася, ты так хорошо учишься, так отлично разбираешься в предмете, что именно тебе нужно будет защищать честь школы на олимпиаде по истории»…
Зрительные дети участвуют в олимпиадах, конкурсах не столько для проверки своих знаний, сколько они ценят полученные там яркие впечатления, новое общение.
«Победители конкурса отправятся в сказочное путешествие в детский лагерь «Артек», где море, солнце, отличная возможность познакомиться с ребятами со всего мира»…
Уретральные дети будут участвовать в конкурсах и олимпиадах, если сами того захотят. Возложить на уретральника ответственность, показать насколько значимо для других его участие и победа в конкурсе под лозунгом «никто кроме тебя», «невозможно победить» — крючки, на который уретральник может клюнуть.
Следует отметить, что когда мы говорим о том, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах и называем в качестве причин создание ситуации успеха, самореализации, то должны кроме правильной мотивации ребенка просчитывать заранее, с учетом его векторальных, индивидуальных особенностей, окажется ли реально ребенок в этой ситуации успеха.
Негативный опыт – тоже опыт, который пригодится всем – утверждение, мягко говоря, не совсем справедливое, так как кожный ребенок быстро забудет неудачу, а вот анальный может получить серьезные комплексы на всю жизнь. Представьте себе, если бы вы отправили бы рыбку соревноваться в беге с зайцами, какой бы опыт она там приобрела…
Итак, в вопросе участия ребенка в олимпиадах и конкурсах необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Кому надо участие в конкурсе: родителям, педагогу или ребенку
2. Как правильно мотивировать ребенка
3. Что даст олимпиада ребенку, как она работает на раскрытие его природного потенциала
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Рекомендуем к прочтению
styllzhizni.ru
Участие в олимпиадах, как средство развития познавательных способностей одаренных детей
«Благословенны трудности, ибо ими растём»,
– сказал некогда Николай Константинович Рерих.
Олимпиада как вид состязания известна с ещё незапамятных времён. Причём не только её спортивное направление, но «умственные состязания». В чём же состоит польза таких интеллектуальных боёв, есть ли супердейственные способы подготовки и что в принципе влияет на результат?
В настоящее время олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется всё большей популярностью среди молодёжи. Успешное выступление детей на олимпиадах поднимает престиж образовательных учреждений, стимулирует детей и преподавателей к новым достижениям. Для школьников олимпиада предоставляет возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить способности и интересы, для преподавателей — показать результаты работы, выявить сильных учащихся.
Под олимпиадой в данной статье мы понимаем соревнования среди школьников в опредёленной сфере знаний, проводимых с целью выявления одарённых детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.
Олимпиады выполняют несколько функций, среди которых можно выделить следующие:
1. Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, научных сотрудников, членов методических комиссий и родителей.
2. Поддержание единого образовательного пространства.
3. Поддержание высокого научного уровня образования в России.
Предметные олимпиады – это состязание учащихся (при этом не всегда только среднеобразовательных учреждений), в котором участники демонстрируют свои навыки и знания по определённым дисциплинам. Началом современного олимпиадного движения в России принято считать олимпиаду по математике в 1934 году, организованную Ленинградским университетом.
Сегодня в России в среднем в год проводится около 70 олимпиад различных масштабов и уровней. Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?
В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Кроме того, участие в олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности.
Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.
В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.
Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.
Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие.
Кроме того, победы в олимпиадах дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Самым крупным «бонусом» является поступление в любой ВУЗ страны без вступительных испытаний. Победители Всероссийской или международной олимпиады могут поступить в ВУЗы на специальность, соответствующую профилю предмета олимпиады, без вступительных экзаменов. Иные олимпиады могут включать другие льготы, к примеру, зачисление вне конкурса, 100 баллов по ЕГЭ или 100 баллов за дополнительные вступительные экзамены. Однако необходимо уточнять правила конкретного ВУЗа относительно «бонусов» и льгот при поступлении.
Следующий вопрос, как же подготовиться к олимпиаде и есть ли универсальный метод решения олимпиадных задач? Поскольку олимпиадные задания славятся своей оригинальностью и требуют креативности в решении, единственного способа их решения не существует. Однако часто на олимпиадах встречаются задания, составленные по аналогии с прошлогодними. Следовательно, действенным способом тренировки является решение, решение и ещё раз решение заданий олимпиад прошлых лет.
Успешное участие в олимпиаде требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Данные качества помогут молодому человеку уверенно чувствовать себя в будущем на рынке труда.
Олимпиада – это один из способов выявить учащихся, имеющих особые способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.
Татьяна Кухарь, педагог-психолог ОГБУ ДО «МОСТ»
www.molodezh79.ru
Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка.
Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка.
В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.
Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада — одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Роль олимпиад в развитии ребенка
В первую очередь, стоит отметить огромную роль интеллектуальных конкурсов в становлении личности ребенка, развитии целеустремленности, трудолюбия и ответственности. Участие в олимпиадах, зачастую, предполагает дополнительную подготовку по определенному предмету. Таким образом, совершенствуются знания школьника, пробуждается его интерес к дисциплине, стимулируется желание изучать дополнительную тематическую литературу. К тому же, олимпиады — это отличная возможность сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы в следующий раз не допустить таких же ошибок.
Сегодня, благодаря развитию образовательного пространства во всемирной сети Интернет, даже самые застенчивые школьники смогут принять участие в интеллектуальных соревнованиях. Всевозможные дистанционные олимпиады, викторины, конкурсы — это отличная возможность для ребенка раскрыть свой потенциал и обрести уверенность. К тому же, в них можно принимать участие вне зависимости от места проживания, в удобное время, совмещая их с учебой.
Регулярно участвуя в таких состязаниях, школьник преодолевает страх перед экзаменами, что в будущем поможет ему справиться с волнением в ходе написания итоговых аттестаций. Кроме того, олимпиадные достижения станут отличным дополнением к портфолио при поступлении. А победа в некоторых олимпиадах даже может засчитываться вузами вместо вступительных экзаменов. В рамках участия в олимпиаде школьник может более детально изучить науку, по которой проходит конкурс. Таким образом, он сможет определиться с будущей специальностью еще до поступления. Ну и, наконец, участие в интеллектуальных соревнованиях — это повышение самооценки ребенка и, что немаловажно, новые знакомства с людьми, которые имеют такие же интересы.
Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.
Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.
Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.
В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.
Конкурсы и олимпиады – это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
В то же время, подготовка и проведение предметных олимпиад и конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.
Помимо достижения широкого спектра воспитательных целей, конкурсы и олимпиады способствуют решению многих образовательных задач. Прежде всего, предметные олимпиады и конкурсы – это интеллектуальные соревнования школьников в определенной образовательной области. Они позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.
Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.
Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со сверстниками.
Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах, преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования.
Современное общество требует от человека умения не просто выполнять поставленные задачи, а эффективно действовать в нестандартных ситуациях, самообучаться на протяжении всей жизни. Уровень образованности человека напрямую влияет на его профессиональную и социальную мобильность, открывает новые возможности для роста и совершенствования. Поэтому педагоги советуют развивать способности детей, начиная с самого раннего возраста.
multiurok.ru
Путь типичного олимпиадника: зачем школьникам участвовать в олимпиадах
Как вы себе представляете «типичного олимпиадника»? Если думаете, что отличительные особенности таких людей — очки, потрепанный костюм и полная зацикленность на учёбе, — вы, как и многие, в плену стереотипов. Всем привет, меня зовут Аня, я учусь в 11 классе и я — олимпиадник. Я хочу развенчать стереотипы и показать, что участвовать в различных интеллектуальных соревнованиях не просто важно и нужно, но и безумно интересно.
Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Да, для участия в них понадобятся немалые знания, однако, как мне кажется, ими обладают достаточное количество школьников (и не стоит принижать свои возможности). Я, простая одиннадцатиклассница, хочу дать рассказать истории из своей практики в надежде, что вы не будете повторять моих ошибок и выберете, с одной стороны, более сложный и рисковый, но с другой — безумно интересный и занимательный путь — путь олимпиадников.
Этот путь вы будете проходить прямо как в сказке. Не в смысле, что будет по-сказочному волшебно и с непременным хеппи-эндом, а в плане испытаний, которые всегда проходит герой в подобных произведениях. Тут вам и камень на распутье — день, когда совпадает несколько олимпиад и нужно выбрать только одну (потому что иногда организаторов абсолютно не волнует, что право и историю один и тот же ученик может писать в один день). Причём не факт, что за этой дорогой не будет скрываться роковое: «Шанс упустишь и баллы не получишь».
4 преимущества, которые дают школьные олимпиады
Тут и организаторы — Василисы Премудрые, которые ищут пополнение в свои ряды, а потому делают задания с каждым разом всё более затейливыми и интересными. А в конце надо найти того самого зайца, у которого внутри утка, а у той — яйцо с иглой. Только там не смерть Кощеева, а точное решение того или иного олимпиадного испытания. В общем, после всего этого с гордостью можно говорить: «И я там был, почти всё решил». Но главное, чтобы не «По бумаге водой растёкся, да в ключи не попал».
Что же нужно для того, чтобы попасть в заветный ответ и получить от олимпиады максимум? Надо иметь большой объем знаний в своём багаже, с которым вы на подобные мероприятия и отправитесь. Это только кажется, что на олимпиады ничего нельзя брать с собой: паспорт, ручка на парте, а остальные вещи в рюкзаке в другом конце аудитории. На самом деле на каждую олимпиаду вы отправляетесь с огромной кипой информации, закаченной в ваш ум. И ведь ей можно пользоваться абсолютно в любое время! Главное, чтобы все эти знания в вас уже были. Для этого надо эту базу развивать и накапливать.
Участвуйте в олимпиадах, в каком бы классе вы ни были. Да-да, вот прямо со следующего года смело записывайтесь на школьный этап Всероссийской олимпиады по физике и литературе. И неважно, получится с первого раза или нет
Всероссийская олимпиада школьников не единственная. Да, престиж и почёт, но многоступенчатость, субъективность и консерватизм не дают многим достойным ребятам пробиться выше района, как это ни печально. Там зачастую нужны точные знания и умение писать чётко по критериям, на красоту и художественность редко обращают внимание.
Если же вы умеете писать стихотворения, но не до конца знаете поэзию Тютчева и изредка путаете Александра Белого и Сашу Чёрного, что ж, запомните: первый — актёр, а второй — поэт. А дальше смело идите на олимпиады от вузов
Главное, любить своё дело, уметь здраво оценить свои силы (здраво, а не крайне самокритично), набраться решительности и смело в бой.
Кстати, ещё одна особенность этого движения: олимпиады — это только по любви. Невозможно заставить себя написать хорошо какую-то работу, если предмет изучения совсем не интересует. В таком случае можно смело закидывать эту идею подальше, потому что без любви к науке постигнуть её не удастся.
Вот моя, например, стезя — обществознание. И пусть многим кажется, что это так, ерунда какая-то, что любой человек, овладевший терминами «общество-государство», непутающий парламент и правительство и отличающий индивида от личности, — знаток и явный претендент на 100 баллов по ЕГЭ, что уж говорить про олимпиады. Однако на практике оказывается, что таких знаний, мягко говоря, недостаточно. Обществознание — совокупность наук: здесь философия, экономика, политология, социология и право слились воедино. Поэтому наивно полагать, что горстка терминов из той или иной области даст вам возможность рассуждать на уровне Платона и строить теории и идеологии подобно Карлу Марксу.
Как устроены международные олимпиады для школьников
А ещё тут ищут интересных и эрудированных. Хочу поделиться историей своего друга. Вот вы знаете, как можно соединить физику и право? Вот и он до последнего времени не представлял. Однако теперь может ввести в ступор одним вопросом и физиков, и правоведов, и вообще любого, кто просто мимо проходил и в ступор входить совсем не хотел. Все же хотя бы слышали про кота Шрёдингера? Для тех, кто не знает, расскажу вкратце: кот находится в закрытой и непроницаемой коробке вместе с капсулой с ядом. Она может открыться, а может, и не открыться, мы этого не знаем (равно, как и состояние кота, пока не откроем крышку коробки). Получается, что кот этот до того, как мы откроем коробку и увидим результат эксперимента, находится в суперпозиции: он и жив, и мёртв одновременно. Так вот, возвращаясь к праву: ученику необходимо было составить возможную норму права, связанную с состоянием кота, при этом не конкретизируя её (то есть основываясь лишь на теории права). Во время решения задания принимали участие все ученики и учителя. Думали около недели.
Не стоит забывать и о главном предназначении олимпиад: отбор студентов для вузов. Все олимпиады делятся по уровню (на I, II и III). Каждый вуз устанавливает свои льготы по каждой олимпиаде, однако все они за победу или призёрство в олимпиаде I уровня дают поступление без вступительных экзаменов (в простонародье — БВИ). За олимпиады II и III уровней можно тоже получить БВИ в некоторых вузах по некоторым специальностям или же 100 баллов по предмету олимпиады на ЕГЭ.
Как видите, олимпиады — это не «нудятина полная» и не «занятие для ботанов». Это отличная школа жизни, это шанс посмотреть новые города, завести ряд знакомств по интересам. И конечно, это реальный шанс поступить в престижный университет без вступительных испытаний. Так что смело берите в руки пособия, изучайте задания прошлых лет и грызите гранит науки. А мой школьный путь олимпиадников почти подошёл к концу. Но дальше — интереснее, поэтому я следую своему же совету — набираюсь смелости и готовлюсь к финальному бою.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Почему школьные олимпиады нужны всем, кроме самих школьников
7 школьников-блогеров — об учёбе и проблемах в образовании (и не только)
13 главных японских мультфильмов
mel.fm
Участие педагога и учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. Для того чтобы выяснить, кто же самый умный еще в эпоху Ренессанса организовывались всевозможные интеллектуальные соревнования. Основным предметом, где взрослые профессионалы соревновались за звание самого умного, была математика. Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом. Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется. Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями. Следует попытаться убедить ребенка, что в конкурсах и олимпиадах главное не победа, а участие. Учитель, так же как и ученик нуждается в признании, поэтому участвуя в педагогических конкурсах, учитель осуществляет следующие цели:
Очные конкурсы и олимпиады, как правило, проводятся для выявления одаренных детей. Ежегодная предметная олимпиада проходит в три этапа: школьный, районный и городской уровень. Учащиеся нашей школы уже третий год участвуют в школьном этапе олимпиады по биологии, и стоит поставить цель выйти на районный уровень. И не забывать, что главное участие! Ежегодно проходят предметные конкурсы – Кенгуру, русский медвежонок, ЧИП, в которых учащимся предлагается решить нестандартные задания. В результате конкурса ученик занимает место в школе, районе и во всем городе. Отличным вариантом для выявления сильных учащихся и поощрения старательных являются дистанционные олимпиады и конкурсы. Сейчас благодаря разнообразным порталам, каждый учитель может найти конкурс по любому направлению. На мой взгляд, наиболее удачные порталы представлены на слайде:
6. Рассударики 7. Новое образование (центр педагогических инноваций К.Д.Ушинского)
Единственным минусом в организации таких конкурсов и олимпиад является платная основа участия. После подведения итогов ученики награждаются дипломами, которые несомненно повысят самооценку ученика и мотивируют на дальнейшее изучение предмета. К участию в дистанционных конкурсах и олимпиадах можно привлекать не только учащихся в классе, но и ребят которые занимаются на дому. После завершения конкурса или олимпиады учитель так же получает свидетельство о подготовке учащихся и благодарность. Учитель, как и ученик, нуждается в признании. Одним из вариантов добиться успеха в профессиональной деятельности – это участие в очных конкурсах. Подготовка к конкурсу занимает большое количество времени, и включает в себя не только подготовку учителя, но и класса в котором будет проведен открытый урок или мероприятие. Несмотря на большие временные затраты, результат того стоит. Сейчас на учительских портал предоставляется возможность и учителям поучаствовать в различных конкурсах. Участие в конкурсе позволяет учителю обмениваться опытом с коллегами (на многих порталах можно просматривать работы других учасников) , доводить свою работу до завершения, т. На каждый конкурс работа должна соответствовать определенным требованиям, развивать творческие и интеллектуальные способности, а диплом или сертификат, несомненно, украсят портфолио к аттестации. На образовательном портале “Мой университет” учитель может выступить не только как участник конкурса, но и как эксперт. Для того что бы стать экспертом требуется, пройти бесплатный дистанционный курс обучения. В завершении хочется отметить, что участие учителя и учащихся в конкурсах различного уровня необходимо! Особенно важным, на мой взгляд, является этап подготовки к конкурсу. Когда учитель совершенствуется профессионально, а случае подготовки учащегося на конкурс идет взаимодействие учителя и педагога, что несомненно проходит не в форме урока а в неформальной обстановки . Это отличная форма работы классного руководителя с классом, выдающимися учениками или наоборот отстающими. |
bio.na5bal.ru
Психологическая подготовка к олимпиадам
Documents
войти
Загрузить
×
- Иностранные языки
advertisement
advertisement
Related documents
Методы саморегуляции в процессе учебной деятельности
Информационное письмо — Высшие компьютерные курсы бизнеса
Новая жизнь
международная дистанционная олимпиада по экономике
Международная олимпиада ОНТ
Мне очень не приятно было видеть как в
олимпиады 2015
Развитие саморегуляции младших школьников.
Е.Ю.Рослякова Сегодня ставятся проблемы, касающиеся современного разрешения
Положение — Пермский государственный национальный
ПОЛОЖЕНИЕ
Задания для 7 классов
studydoc.ru
Отправить ответ