Как помочь ученику осознать личностную значимость участия в олимпиаде – Статья по теме: Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребёнка. | скачать бесплатно

Содержание

Участие в конкурсах и олимпиадах-залог успеха учеников

«Участие в конкурсах и олимпиадах – залог успеха учеников».

Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний.  Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, олимпиадах, НПК, фестивалях исследовательских и проектных работ.

Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету. 

   Я хочу рассказать о достижениях моих учеников, принимающих активное участие в конкурсах, олимпиадах и НПК.

Я не ограничиваю их в выборе конкурса, поэтому дети с различными интеллектуальными способностями участвуют и в творческих конкурсах, интеллектуальных, и предметных олимпиадах, и НПК.

Уже с первого класса я выделяю группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями  и проводимой диагностики, составляется план работы с детьми. Провожу беседу среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, республике. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность

Я создала модель самореализации успешного ученика. Работаю по этой модели третий год.

Таблица подсчёта индивидуальных достижений за 3 года

Результативность участия в олимпиадах

этап / результат

участник

призер

школьный

0

5

муниципальный

1

2

республиканский

0

0

всероссийский

14

9

Результативность участия в творческих конкурсах

этап / результат

участник

призер

победитель

школьный

12

2

3

муниципальный

6

4

0

республиканский

4

2

0

российский

23

12

6

Участие в конкурсах дает отличный толчок для дальнейшего развития в той или иной области знаний. 

Результативность участия в НПК

этап / результат

участник

призер

победитель

школьный

3

1

0

муниципальный

2

0

0

республиканский

1

2

0

всероссийский

2

5

0

международный

1

Что даёт участие в олимпиадах и конкурсах, НПК?

— Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.

— Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.

— Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою причастность к интеллектуальному сообществу. Важно сравнивать свои достижения с успехами других. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.

    С 1 класса мои ученики участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 60 школьников являются победителями, призёрами, конкурсов и награждены дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс-игра по математике «Слон», всероссийские конкурсы «КИТ», «Ребус», «Родное слово», «Зимние интеллектуальные игры», «Инфознайка», «Молодёжное движение», «Муравей» «Познание и творчество», «Растим патриотов России»,   всероссийский заочный проект «Интеллект-экспресс», «Арт-талант», «Остров – талантикус», «Интеллект-будущего», «Креативность, интеллект, творчество», дистанционные олимпиады проектов «Инфоурок», «МетаШкола», «Новый урок», детский экологический конкурс «Моя планета-2014». У нас есть достижения в международных литературных конкурсах «Лохматый друг» (2 место), «Волшебное слово», «Союз поколений», «Урок письма», «Отечества достойные сыны», международный конкурс эссе и дебатов среди школьников, международный литературный конкурс «Искусство против наркотиков», «Алые паруса» (3 степень) и другие.

Наиболее мои ученики любят заниматься исследовательской деятельностью. Участвуют в различных конкурсах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности, развивать коммуникативные компетентности, в том числе и культуру публичной дискуссии, активировать творческий и интеллектуальный потенциал личности.  

Мерсияпов Тимур — участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке», Нижнекамск; лауреат II степени муниципальной научно – практической конференции младших школьников «Юный исследователь»; лауреат II степени I республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов «Я познаю мир», диплом, г. Набережные Челны, 2012 г. Хабибуллина Илина лауреат в номинации «Юный исследователь» конкурса «Ученик года 2011», лауреат III Всероссийского конкурса детских исследовательских работ «Мои первые открытия» 2012 г. Исследовательские работы Мерсияпова Тимура по теме « Горные породы Сокольской горы» ( 3 место) 2011 г., Османова Сеймура по теме « Природоохранные зоны » ( 2 место) 2011 г., Негуляевой Виктории по теме «Сансевьера» (3 место) 2012 г. были представлены на школьной научно – практической конференции «Юный исследователь» школы №1 г. Бугульмы и отмечены грамотами и дипломами жюри.

С Мерсияповым Тимуром исследовательской деятельностью начали заниматься со 2 класса. Первой работой по теме «Горные породы Сокольской горы» участвовал в муниципальной научно-практической конференции младших школьников «Юный исследователь» (лауреат), участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» г. Нижнекамске. Со второй работой «Памятники и заказники Бугульминского района» участвовал в I республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся 1-4 классов в г. Набережные Челны (лауреат 2 степени), участник X Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост». В 2013 – 2014 учебном году  стал лауреатом I степени во Всероссийском конкурсе проектно — исследовательских работ  «Мой город – лучший город Земли», четвёртой работой стал лауреатом I степени Всероссийского заочного конкурса исследовательских работ «Шаги в науку». В прошлом году ездил на очный тур XIII Всероссийского детского конкурса научно – исследовательских работ «Первые шаги в науке» ДО «Непецино» Московская область. В 2014 – 2015 учебном году следующую работу отправили на Международный конкурс «Живи, человек, на зелёной планете!». Был удостоен Победителем, награжден дипломом и поощрительным призом. В декабре ездил второй раз на XIV Всероссийский детский конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в ДО «Непецино». В этом году стал лауреатом I степени. Готовим следующую работу на муниципальный конкурс исследовательских работ старшеклассников. Нами сделано 8 исследовательских работ.

В заключение  хочу добавить, что творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя : « Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно».

Я убеждена, что творческие и исследовательские конкурсы нужны не только для того, чтобы найти и зажечь звезду, но и создать ей условия, предоставить возможность светить долго – долго. Пусть даже она окажется размером с маленькую детскую ладошку.

Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.

Мыслите, творите, добивайтесь успехов! И Вам желаю успешных учеников и творческих родителей!

infourok.ru

Зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах?

Мало кто из родителей задает себе вопрос: зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах. Вроде и так все ясно. Интересно, полезно, престижно. Но есть и те, кто не понимает, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах, зачем отнимать у ребенка его детство?

Другая крайность, с которой мы сталкиваемся на практике – родители хотят, во что бы то ни стало сделать из ребенка победителя всевозможных олимпиад и конкурсов, его жизнь превращается в сплошную подготовку к конкурсным испытаниям, где нет места улице и праздному времяпровождению.

Рассмотрим с позиций системно векторной психологии: зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах.

Какая польза

Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.

Врожденные особенности детей уже изначально отличаются друг от друга, в течение жизни эти различия только увеличиваются, так развитие и реализация заданного природой потенциала зависит от социального окружения ребенка, от того что оно может ему дать.

Олимпиады и конкурсы, прежде всего, работают на развитие верхних, интеллектуальных векторов. Если ребенок проживает в таких условиях, когда главной задачей является выживание, то ему не до высоких материй. И здесь дело не в материальном обеспечении семьи, а в том насколько дома ребенок чувствует себя в безопасности, как на физическом, так и на психическом уровне.

Соответственно, если мы посмотрим на тех детей, которые добиваются успеха в олимпиадах, то увидим, что для них родители делают все возможное, чтобы им помочь вырасти умными, развитыми людьми.

Что хотели, что получили

Страшно становится за судьбу ребенка в том случае, когда для него с легкой руки родителей победа в конкурсах и олимпиадах – это главная жизненная цель. Когда родители используют ребенка, чтобы удовлетворить собственные потребности, осуществить свои мечты.

«Я бросила работу. Надо было возить сына к репетиторам в разные части города, потом делать вместе с ним задания. Его первые победы показали, что мои жертвы были не напрасны. Мы победили».

Хорошо, если у ребенка есть у самого желание побеждать, быть первым, быть лучшим, а не навязывается родителями сверху. Тогда поражение не воспринимается как катастрофа всей жизни, а как очередной барьер, через который надо перепрыгнуть. Речь идет, как догадались те, кто знаком с системно векторной психологией, о детях, наделенных кожным вектором.

Это им важно соревноваться, лидировать, побеждать. Школьные олимпиады и конкурсы помогают реализовать и развивать их способности. Спортивные состязания, конкурсы юных изобретателей, конкурсы, требующие быстрой реакции, логического мышления – это конек кожников.

Анальный же ребенок как раз весьма часто является жертвой родительских амбиций. Он послушный, покладистый, ему так важно слышать от окружающих, особенно от мамы, слова похвалы в свой адрес.

«Какой же ты хороший, Вася! Ты так много книжек прочитал, ты так много знаешь!»…И по головке погладить. Вот так можно что называется приручить анальника и вить из него веревки (до поры до времени), заставляя участвовать в олимпиадах и конкурсах. Сам анальный ребенок боится сделать первый шаг, он не решителен, помимо этого, все новое, неожиданное вызывает у него стресс. Поэтому порой анальный отличник пишет плохо олимпиады, так как впал в ступор от новой непривычной обстановки. А если еще и задания для него незнакомы, в образцах не было такого, по программе в школе этот материал не проходили – формируется обида и гнетущая установка, что жизнь несправедлива. Внутренний дисбаланс усиливается при родительских, учительских упреках: «Как же так, ты не оправдал наших надежд!».

Анального ребенка к олимпиаде надо готовить заранее, чтобы он знал примерные задания, мог выполнить их «по образцу». Применить креативность за ограниченное время, как-то выкрутиться – это не из его арсенала способностей.

Как замотивировать

Участие в олимпиадах и конкурсах – дело добровольное. По крайней мере, так написано в положениях об их проведении. Но мы понимаем, дети есть дети. Их необходимо развивать, а для этого требуется создавать им правильную мотивацию.

Кожные дети с удовольствием примут участие в конкурсах и олимпиадах, если победа принесет им ощутимые плоды – к примеру, хорошие ценные призы, денежное вознаграждение, поступление в желаемый вуз. Кожники могут на первых порах поучаствовать в состязаниях ради самого состязания, ради того, чтобы занять первую ступеньку пьедестала, но потом желание быть первым надо подкреплять материально. Кожники ценят свое время и умеют считать сколько оно стоит.

«Кто хочет новый айпад? Осталось дело за малым – поучаствовать и выиграть в конкурсе по математике!».

Анальные дети участвуют в олимпиадах по принципу «надо так надо», у них нет желания выделиться, быть лидером, они ждут, когда все заметят их труд и соразмерно ему их наградят. Грамота, благодарность, фотография на доске почета, простое человеческое спасибо – им этого достаточно.

«Вася, ты так хорошо учишься, так отлично разбираешься в предмете, что именно тебе нужно будет защищать честь школы на олимпиаде по истории»…

Зрительные дети участвуют в олимпиадах, конкурсах не столько для проверки своих знаний, сколько они ценят полученные там яркие впечатления, новое общение.

«Победители конкурса отправятся в сказочное путешествие в детский лагерь «Артек», где море, солнце, отличная возможность познакомиться с ребятами со всего мира»…

Уретральные дети будут участвовать в конкурсах и олимпиадах, если сами того захотят. Возложить на уретральника ответственность, показать насколько значимо для других его участие и победа в конкурсе под лозунгом «никто кроме тебя», «невозможно победить» — крючки, на который уретральник может клюнуть.

Следует отметить, что когда мы говорим о том, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах и называем в качестве причин создание ситуации успеха, самореализации, то должны кроме правильной мотивации ребенка просчитывать заранее, с учетом его векторальных, индивидуальных особенностей, окажется ли реально ребенок в этой ситуации успеха.

Негативный опыт – тоже опыт, который пригодится всем – утверждение, мягко говоря, не совсем справедливое, так как кожный ребенок быстро забудет неудачу, а вот анальный может получить серьезные комплексы на всю жизнь. Представьте себе, если бы вы отправили бы рыбку соревноваться в беге с зайцами, какой бы опыт она там приобрела…

Итак, в вопросе участия ребенка в олимпиадах и конкурсах необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Кому надо участие в конкурсе: родителям, педагогу или ребенку
2. Как правильно мотивировать ребенка
3. Что даст олимпиада ребенку, как она работает на раскрытие его природного потенциала

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана


Рекомендуем к прочтению

styllzhizni.ru

Участие в олимпиадах, как средство развития познавательных способностей одаренных детей

«Благословенны трудности, ибо ими растём»,
– сказал некогда Николай Константинович Рерих.

Олимпиада как вид состязания известна с ещё незапамятных времён. Причём не только её спортивное направление, но «умственные состязания». В чём же состоит польза таких интеллектуальных боёв, есть ли супердейственные способы подготовки и что в принципе влияет на результат?

В настоящее время олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется всё большей популярностью среди молодёжи. Успешное выступление детей на олимпиадах поднимает престиж образовательных учреждений, стимулирует детей и преподавателей к новым достижениям. Для школьников олимпиада предоставляет возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить способности и интересы, для преподавателей — показать результаты работы, выявить сильных учащихся.

Под олимпиадой в данной статье мы понимаем соревнования среди школьников в опредёленной сфере знаний, проводимых с целью выявления одарённых детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.

Олимпиады выполняют несколько функций, среди которых можно выделить следующие:

1. Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, научных сотрудников, членов методических комиссий и родителей.

2. Поддержание единого образовательного пространства.

3. Поддержание высокого научного уровня образования в России.

Предметные олимпиады – это состязание учащихся (при этом не всегда только среднеобразовательных учреждений), в котором участники демонстрируют свои навыки и знания по определённым дисциплинам. Началом современного олимпиадного движения в России принято считать олимпиаду по математике в 1934 году, организованную Ленинградским университетом.

Сегодня в России в среднем в год проводится около 70 олимпиад различных масштабов и уровней. Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?

В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Кроме того, участие в олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности.

Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.

В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.

Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.

Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие.

Кроме того, победы в олимпиадах дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Самым крупным «бонусом» является поступление в любой ВУЗ страны без вступительных испытаний. Победители Всероссийской или международной олимпиады могут поступить в ВУЗы на специальность, соответствующую профилю предмета олимпиады, без вступительных экзаменов. Иные олимпиады могут включать другие льготы, к примеру, зачисление вне конкурса, 100 баллов по ЕГЭ или 100 баллов за дополнительные вступительные экзамены. Однако необходимо уточнять правила конкретного ВУЗа относительно «бонусов» и льгот при поступлении.

Следующий вопрос, как же подготовиться к олимпиаде и есть ли универсальный метод решения олимпиадных задач? Поскольку олимпиадные задания славятся своей оригинальностью и требуют креативности в решении, единственного способа их решения не существует. Однако часто на олимпиадах встречаются задания, составленные по аналогии с прошлогодними. Следовательно, действенным способом тренировки является решение, решение и ещё раз решение заданий олимпиад прошлых лет.

Успешное участие в олимпиаде требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Данные качества помогут молодому человеку уверенно чувствовать себя в будущем на рынке труда.

Олимпиада – это один из способов выявить учащихся, имеющих особые способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.

 

Татьяна Кухарь, педагог-психолог ОГБУ ДО «МОСТ»

www.molodezh79.ru

Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка.

Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка.

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада — одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Роль олимпиад в развитии ребенка

В первую очередь, стоит отметить огромную роль интеллектуальных конкурсов в становлении личности ребенка, развитии целеустремленности, трудолюбия и ответственности. Участие в олимпиадах, зачастую, предполагает дополнительную подготовку по определенному предмету. Таким образом, совершенствуются знания школьника, пробуждается его интерес к дисциплине, стимулируется желание изучать дополнительную тематическую литературу. К тому же, олимпиады — это отличная возможность сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы в следующий раз не допустить таких же ошибок.

Сегодня, благодаря развитию образовательного пространства во всемирной сети Интернет, даже самые застенчивые школьники смогут принять участие в интеллектуальных соревнованиях. Всевозможные дистанционные олимпиады, викторины, конкурсы — это отличная возможность для ребенка раскрыть свой потенциал и обрести уверенность. К тому же, в них можно принимать участие вне зависимости от места проживания, в удобное время, совмещая их с учебой.

Регулярно участвуя в таких состязаниях, школьник преодолевает страх перед экзаменами, что в будущем поможет ему справиться с волнением в ходе написания итоговых аттестаций. Кроме того, олимпиадные достижения станут отличным дополнением к портфолио при поступлении. А победа в некоторых олимпиадах даже может засчитываться вузами вместо вступительных экзаменов. В рамках участия в олимпиаде школьник может более детально изучить науку, по которой проходит конкурс. Таким образом, он сможет определиться с будущей специальностью еще до поступления. Ну и, наконец, участие в интеллектуальных соревнованиях — это повышение самооценки ребенка и, что немаловажно, новые знакомства с людьми, которые имеют такие же интересы.

Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни. 

Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.

Конкурсы и олимпиады – это  еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.

В то же время, подготовка и проведение предметных олимпиад и конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.

 Помимо достижения широкого спектра воспитательных целей, конкурсы и олимпиады способствуют решению многих образовательных задач. Прежде всего, предметные олимпиады и конкурсы – это интеллектуальные соревнования школьников в определенной образовательной области. Они позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.

Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.

Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со  сверстниками.

Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах, преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования.

Современное общество требует от человека умения не просто выполнять поставленные задачи, а эффективно действовать в нестандартных ситуациях, самообучаться на протяжении всей жизни. Уровень образованности человека напрямую влияет на его профессиональную и социальную мобильность, открывает новые возможности для роста и совершенствования. Поэтому педагоги советуют развивать способности детей, начиная с самого раннего возраста.

multiurok.ru

Путь типичного олимпиадника: зачем школьникам участвовать в олимпиадах

Как вы себе представляете «типичного олимпиадника»? Если думаете, что отличительные особенности таких людей — очки, потрепанный костюм и полная зацикленность на учёбе, — вы, как и многие, в плену стереотипов. Всем привет, меня зовут Аня, я учусь в 11 классе и я — олимпиадник. Я хочу развенчать стереотипы и показать, что участвовать в различных интеллектуальных соревнованиях не просто важно и нужно, но и безумно интересно.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Да, для участия в них понадобятся немалые знания, однако, как мне кажется, ими обладают достаточное количество школьников (и не стоит принижать свои возможности). Я, простая одиннадцатиклассница, хочу дать рассказать истории из своей практики в надежде, что вы не будете повторять моих ошибок и выберете, с одной стороны, более сложный и рисковый, но с другой — безумно интересный и занимательный путь — путь олимпиадников.

Этот путь вы будете проходить прямо как в сказке. Не в смысле, что будет по-сказочному волшебно и с непременным хеппи-эндом, а в плане испытаний, которые всегда проходит герой в подобных произведениях. Тут вам и камень на распутье — день, когда совпадает несколько олимпиад и нужно выбрать только одну (потому что иногда организаторов абсолютно не волнует, что право и историю один и тот же ученик может писать в один день). Причём не факт, что за этой дорогой не будет скрываться роковое: «Шанс упустишь и баллы не получишь».

4 преимущества, которые дают школьные олимпиады

Тут и организаторы — Василисы Премудрые, которые ищут пополнение в свои ряды, а потому делают задания с каждым разом всё более затейливыми и интересными. А в конце надо найти того самого зайца, у которого внутри утка, а у той — яйцо с иглой. Только там не смерть Кощеева, а точное решение того или иного олимпиадного испытания. В общем, после всего этого с гордостью можно говорить: «И я там был, почти всё решил». Но главное, чтобы не «По бумаге водой растёкся, да в ключи не попал».

Что же нужно для того, чтобы попасть в заветный ответ и получить от олимпиады максимум? Надо иметь большой объем знаний в своём багаже, с которым вы на подобные мероприятия и отправитесь. Это только кажется, что на олимпиады ничего нельзя брать с собой: паспорт, ручка на парте, а остальные вещи в рюкзаке в другом конце аудитории. На самом деле на каждую олимпиаду вы отправляетесь с огромной кипой информации, закаченной в ваш ум. И ведь ей можно пользоваться абсолютно в любое время! Главное, чтобы все эти знания в вас уже были. Для этого надо эту базу развивать и накапливать.

Участвуйте в олимпиадах, в каком бы классе вы ни были. Да-да, вот прямо со следующего года смело записывайтесь на школьный этап Всероссийской олимпиады по физике и литературе. И неважно, получится с первого раза или нет

Всероссийская олимпиада школьников не единственная. Да, престиж и почёт, но многоступенчатость, субъективность и консерватизм не дают многим достойным ребятам пробиться выше района, как это ни печально. Там зачастую нужны точные знания и умение писать чётко по критериям, на красоту и художественность редко обращают внимание.

Если же вы умеете писать стихотворения, но не до конца знаете поэзию Тютчева и изредка путаете Александра Белого и Сашу Чёрного, что ж, запомните: первый — актёр, а второй — поэт. А дальше смело идите на олимпиады от вузов

Главное, любить своё дело, уметь здраво оценить свои силы (здраво, а не крайне самокритично), набраться решительности и смело в бой.

Кстати, ещё одна особенность этого движения: олимпиады — это только по любви. Невозможно заставить себя написать хорошо какую-то работу, если предмет изучения совсем не интересует. В таком случае можно смело закидывать эту идею подальше, потому что без любви к науке постигнуть её не удастся.

Вот моя, например, стезя — обществознание. И пусть многим кажется, что это так, ерунда какая-то, что любой человек, овладевший терминами «общество-государство», непутающий парламент и правительство и отличающий индивида от личности, — знаток и явный претендент на 100 баллов по ЕГЭ, что уж говорить про олимпиады. Однако на практике оказывается, что таких знаний, мягко говоря, недостаточно. Обществознание — совокупность наук: здесь философия, экономика, политология, социология и право слились воедино. Поэтому наивно полагать, что горстка терминов из той или иной области даст вам возможность рассуждать на уровне Платона и строить теории и идеологии подобно Карлу Марксу.

Как устроены международные олимпиады для школьников

А ещё тут ищут интересных и эрудированных. Хочу поделиться историей своего друга. Вот вы знаете, как можно соединить физику и право? Вот и он до последнего времени не представлял. Однако теперь может ввести в ступор одним вопросом и физиков, и правоведов, и вообще любого, кто просто мимо проходил и в ступор входить совсем не хотел. Все же хотя бы слышали про кота Шрёдингера? Для тех, кто не знает, расскажу вкратце: кот находится в закрытой и непроницаемой коробке вместе с капсулой с ядом. Она может открыться, а может, и не открыться, мы этого не знаем (равно, как и состояние кота, пока не откроем крышку коробки). Получается, что кот этот до того, как мы откроем коробку и увидим результат эксперимента, находится в суперпозиции: он и жив, и мёртв одновременно. Так вот, возвращаясь к праву: ученику необходимо было составить возможную норму права, связанную с состоянием кота, при этом не конкретизируя её (то есть основываясь лишь на теории права). Во время решения задания принимали участие все ученики и учителя. Думали около недели.

Не стоит забывать и о главном предназначении олимпиад: отбор студентов для вузов. Все олимпиады делятся по уровню (на I, II и III). Каждый вуз устанавливает свои льготы по каждой олимпиаде, однако все они за победу или призёрство в олимпиаде I уровня дают поступление без вступительных экзаменов (в простонародье — БВИ). За олимпиады II и III уровней можно тоже получить БВИ в некоторых вузах по некоторым специальностям или же 100 баллов по предмету олимпиады на ЕГЭ.

Как видите, олимпиады — это не «нудятина полная» и не «занятие для ботанов». Это отличная школа жизни, это шанс посмотреть новые города, завести ряд знакомств по интересам. И конечно, это реальный шанс поступить в престижный университет без вступительных испытаний. Так что смело берите в руки пособия, изучайте задания прошлых лет и грызите гранит науки. А мой школьный путь олимпиадников почти подошёл к концу. Но дальше — интереснее, поэтому я следую своему же совету — набираюсь смелости и готовлюсь к финальному бою.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему школьные олимпиады нужны всем, кроме самих школьников

7 школьников-блогеров — об учёбе и проблемах в образовании (и не только)

13 главных японских мультфильмов

mel.fm

Участие педагога и учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня

Участие педагога и учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня

Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. Для того чтобы выяснить, кто же самый умный еще в эпоху Ренессанса организовывались всевозможные интеллектуальные соревнования. Основным предметом, где взрослые профессионалы соревновались за звание самого умного, была математика. Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом. Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется. Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями. Следует попытаться убедить ребенка, что в конкурсах и олимпиадах главное не победа, а участие.

Учитель, так же как и ученик нуждается в признании, поэтому участвуя в педагогических конкурсах, учитель осуществляет следующие цели:

  1. Эффективный обмен опытом
  2. Эффективный способ привлечения учащихся к изучению предмета
  3. Развитие интеллектуальных и творческих способностей
  4. Вклад в портфолио к аттестации
  5. Моральное удовлетворение, от законченной работы и ее оценки

Очные конкурсы и олимпиады, как правило, проводятся для выявления одаренных детей. Ежегодная предметная олимпиада проходит в три этапа: школьный, районный и городской уровень. Учащиеся нашей школы уже третий год участвуют в школьном этапе олимпиады по биологии, и стоит поставить цель выйти на районный уровень. И не забывать, что главное участие!

Ежегодно проходят предметные конкурсы – Кенгуру, русский медвежонок, ЧИП, в которых учащимся предлагается решить нестандартные задания. В результате конкурса ученик занимает место в школе, районе и во всем городе.

Отличным вариантом для выявления сильных учащихся и поощрения старательных являются дистанционные олимпиады и конкурсы.

Сейчас благодаря разнообразным порталам, каждый учитель может найти конкурс по любому направлению. На мой взгляд, наиболее удачные порталы представлены на слайде:

  1. Инфоурок
  2. Продленка
  3. Академия таланта
  4. Прояви себя
  5. Электронный педагогический журнал “Авантаж”

6. Рассударики

7. Новое образование (центр педагогических инноваций К.Д.Ушинского)

  1. Академия педагогики
  2. Учителям.ру
  3. Интелект.клуб “Эрудит”
  1. Вот-задачка
  2. Пед.копилка

Единственным минусом в организации таких конкурсов и олимпиад является платная основа участия.

После подведения итогов ученики награждаются дипломами, которые несомненно повысят самооценку ученика и мотивируют на дальнейшее изучение предмета. К участию в дистанционных конкурсах и олимпиадах можно привлекать не только учащихся в классе, но и ребят которые занимаются на дому.

После завершения конкурса или олимпиады учитель так же получает свидетельство о подготовке учащихся и благодарность. Учитель, как и ученик, нуждается в признании. Одним из вариантов добиться успеха в профессиональной деятельности – это участие в очных конкурсах. Подготовка к конкурсу занимает большое количество времени, и включает в себя не только подготовку учителя, но и класса в котором будет проведен открытый урок или мероприятие. Несмотря на большие временные затраты, результат того стоит.

Сейчас на учительских портал предоставляется возможность и учителям поучаствовать в различных конкурсах.

Участие в конкурсе позволяет учителю обмениваться опытом с коллегами (на многих порталах можно просматривать работы других учасников) , доводить свою работу до завершения, т. На каждый конкурс работа должна соответствовать определенным требованиям, развивать творческие и интеллектуальные способности, а диплом или сертификат, несомненно, украсят портфолио к аттестации.

На образовательном портале “Мой университет” учитель может выступить не только как участник конкурса, но и как эксперт. Для того что бы стать экспертом требуется, пройти бесплатный дистанционный курс обучения.

В завершении хочется отметить, что участие учителя и учащихся в конкурсах различного уровня необходимо! Особенно важным, на мой взгляд, является этап подготовки к конкурсу. Когда учитель совершенствуется профессионально, а случае подготовки учащегося на конкурс идет взаимодействие учителя и педагога, что несомненно проходит не в форме урока а в неформальной обстановки . Это отличная форма работы классного руководителя с классом, выдающимися учениками или наоборот отстающими.

bio.na5bal.ru

Психологическая подготовка к олимпиадам

Documents

войти

Загрузить

×

  1. Иностранные языки

advertisement

advertisement

Related documents
Методы саморегуляции в процессе учебной деятельности

Информационное письмо — Высшие компьютерные курсы бизнеса

Новая жизнь

международная дистанционная олимпиада по экономике

Международная олимпиада ОНТ

Мне очень не приятно было видеть как в

олимпиады 2015

Развитие саморегуляции младших школьников.

Е.Ю.Рослякова Сегодня ставятся проблемы, касающиеся современного разрешения

Положение — Пермский государственный национальный

ПОЛОЖЕНИЕ

Задания для 7 классов

studydoc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о