Как появилась библиотека для детей – Детская библиотека им.К.И.Чуковского: История возникновения библиотек

Содержание

Детская библиотека им.К.И.Чуковского: История возникновения библиотек

Происхождение библиотек.          Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям. А что же означает слово «библиотека»?          В переводе с греческого «библио» - значит «книга», «тека» - «хранилище», «библиотека» - это «хранилище книг».           Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса ІІ археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В Древнем Египте были библиотеки, которые назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. Как вы уже поняли, писали египтяне свои книги на папирусе.          
Папирус 
– это растение, которое в древности в изобилии росло по берегам Нила. Египтяне научились изготавливать из него тонкий хрупкий светло-коричневый писчий материал. Писали на нём деревянными палочками чёрными или красными чернилами. Процесс изготовления папируса был сложным и длительным. Готовый материал склеивали в длинную узкую ленту, к концам которой прикреплялись реечки. Лента сворачивалась в свиток. Каждый свиток хранился в кожаном футляре, к нему прикрепляли деревянные ярлыки с названием рукописи. Римляне, которые тоже писали на папирусе, называли эти ярлыки титулюрсами. Отсюда и произошло название «титульный лист» - лист с названием.          Фонд знаменитой Александрийской библиотеки, одного из семи чудес Древнего мира, составлял до 800 тысяч текстов на многих языках. Библиотека активно пополнялась правителями Египта. Согласно легенде, во время голода в Афинах Птоломей ІІІ  согласился продать грекам хлеб только с одним условием – ему дадут скопировать редкие книги. Греки согласились дать книги под очень большой залог золотом, а Птоломей решил оставить книги себе, лишившись залога. Ведь он понимал, что знания гораздо ценнее благородного металла. Тем обиднее, что Александрийская библиотека не сохранилась. Пожар 273 года уничтожил редкие издания.          Соперничать с Александрийской могла только библиотека в государстве Пергам, которое находилось на территории современной Турции. Его правитель Евмен ІІ
 решил превзойти прославленное чудо. Когда об этом узнали в Египте, то запретили вывозить папирус за пределы государства. В Пергаме же папирус не рос. Именно тогда и был изобретён новый материал для письма – пергамент. Пергамент, или хартия – бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили и использовали в качестве писчего материала.          Пергамент получали из тонко выделанных шкур быков, он был удобнее, а главное, намного долговечнее папируса. Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради. Слово «тетрадь» как раз и происходит от греческого «тетрадион», что означает «сложенный вчетверо». Несколько тетрадей сшивали вместе и получали книгу, очень похожую на современную. А называлась такая книга «кодекс». Страницы готовой книги заключали в прочный переплёт из деревянных досок, обтянутых кожей. Отсюда и пошло выражение «Прочесть книгу от доски до доски». Переплёт особо ценных книг украшали золотом и драгоценными камнями, делали золотые застёжки. Пергамент активно использовался вплоть до изобретения бумаги и ещё долго соперничал с ней. Ведь у него огромное преимущество и перед бумагой – он прочнее и долговечнее. Но, с другой стороны, пергамент – очень дорогой материал. Для рукописи в 700 страниц нужно было забить целое стадо животных. Бумага обходилась намного дешевле. В древности книги переписывались от руки, и занимались этим переписчики. Роль ручки выполняло гусиное перо. Первую букву абзаца рисовали красной краской – отсюда и пошло выражение писать с «красной строки». Не один год уходил на создание такой книги.          В истории книги бытовали и 
глиняные таблички
. На влажной мягкой глиняной дощечке размером чуть больше тетради – 32 на 22  сантиметра – и толщиной 2,5 сантиметра  писцы выдавливали знаки, похожие на клинья острыми трёхгранными палочками, это было проще и легче, чем высекать письменные знаки на камне. Глиняные таблички, высушенные на солнце или обожженные, хорошо сохраняются в земле. Именно поэтому их находки встречаются очень часто. В 1849 г. Английский путешественник О.Г.Лэйард при раскопках холма на берегу реки Тигр под слоем земли обнаружил развалины дворца царя Ашшурбанипала – правителя древнего государства Ассирии. Вход во дворец охраняли огромные статуи, стены комнат украшали рельефы, изображающие сцены военных походов. Среди прочих находок во дворце оказалось около 30 тысяч небольших глиняных табличек, исписанных мелкими клинообразными значками. Сначала находке Лэйарда не придали значения: клинопись ещё не умели читать. Таблички пролежали около 20 лет в Британском музее в Лондоне. Когда учёным удалось расшифровать клинопись. Стало понятно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги (начальные слова первой таблички), а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги – списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. Стоял и библиотечный штамп: «Дворец Ашшурбаннипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Одну глиняную книгу составляли десятки глиняных табличек, они хранились в специальных ящиках. Понятно, что в такие библиотеки принято было не ходить, а ездить на телегах, чтобы взять хотя бы одну книгу-ящик. Неслучайно в библиотекари брали сильных мужчин, которым помогали грузчики-рабы. Законы Хаммурапи
были написаны за 2000 лет до н.э. убористой клинописью на базальтовом столбе, который имел более 2 метров в окружности. Теперь этот текст можно уложить на 50 страницах книги среднего формата.          Создавали люди и деревянные книги. Они появились ещё в I веке н.э. Книга изготавливалась так: на страницы-дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой, затем несколько дощечек соединяли шнуром в книжечку.          Книги на пальмовых листах существовали в странах Востока, из папируса – в странах Средиземноморья. Более четырёх тысяч лет, примерно до середины VІІ века нашей эры, папирус служил основным материалом для письма египтян. В записях на папирусе отражалась государственная и общественная жизнь народа, были написаны художественные произведения, составляющие гордость древнего мира. Если  доведётся побывать в Санкт-Петербургском Эрмитаже, сможете увидеть за стеклом витрины папирусы с рисунчатыми письменами, начертанными рукой человека, жившего в ХIII столетии до нашего летоисчисления.          Что же такое папирус? Это многолетние водное растение. Его можно сравнить с нашим камышом, но такое сравнение будет приблизительным. Стебель папируса гладкий, с треугольным сечением в поперечнике достигает пятиметровой высоты. Его венчает зонтичный цветок в форме кисточки. Берега афинских озёр и рек, в том числе и священного Нила, скрывают плотные заросли папируса. Эта трава больше похожа на пальмы и напоминают густой затопленный лес. Воистину царь-трава, поэтому египтяне  и придумали ей соответствующее название – папирус, что значит «царский». Правда, не величиной папируса восхищались египтяне, а теми «царскими» дарами, которые давало это растение. Главный дар папируса – писчий материал, предок бумаги, так и названный – «папирус». Делали его так:  из нижней, наиболее толстой части стебля папируса делают заготовки. Их очищают от внешней оболочки, а затем сердцевину разрезают ножом по вертикали на тонкие, одинаковой толщины полоски длиной 30 и 40 см.          Чтобы полоски стали эластичными и приобрели полупрозрачный кремовый оттенок, их многократно вымачивают в воде, а в перерывах между этими операциями прокатывают вручную тяжёлой деревянной каталкой. Готовые полоски те, что длиннее, раскладывают на столе по белой хлопковой ткани внахлёст, а те, что короче, размещают перпендикулярно вторым слоем также внахлёст. Потом их кладут под пресс для удаления воды.          Так образуется лист папируса. Несколько таких листов, разделённых суконными прокладками, укладывают в стопы и обезвоживают на прессах. По мере удаления влаги полоски прочно скрепляются между собой волокнами, находящимися на их поверхности, и становятся сухими. Такой папирус годен к употреблению для письма.          Писчий материал – не единственный дар папируса. Из стеблей папируса плели рогожи и циновки, делали канаты, изготовляли ткани и обувь, строили лёгкие и прочные лодки. Корневища и нижнюю часть стеблей более молодых растений использовали в пищу. Кроме того, в лишённом лесов Египте корневища использовались как топливо и для изготовления домашней утвари.          На протяжении веков папирус был самым главным практичным писчим материалом, пока его  не вытеснила изобретённая в Китае бумага.          В разные исторические эпохи писали на металлических зеркалах (этруски в Риме), свинцовых, медных, серебряных и даже золотых пластинах. На свинцовых пластинах был начертан один из первоначальных текстов гомеровской «Илиады». Яса Чингис -хана – сборник монгольского обычного права, составленный Чингис -ханом после его избрания в 1206 г. Великим ханом, - была вырублена на металлических досках. Книга, страницы которой отлиты из серебра, а буквы из золота, хранится в Государственной библиотеке в Улан-Баторе, столице Монголии. Весит эта книга 512 кг, из которых серебра – 460, а золота – 52 кг.            Книги во все времена были величайшей ценностью, до книгопечатания доступной совсем не многим. Древнеримский философ Сенека описал некого римлянина, постоянно державшего при себе рабов, каждый из которых знал наизусть все произведения какого-нибудь знаменитого поэта. Живая «библиотека» обходилась хозяину дешевле, чем настоящая.

История русской книжности. 

         История русской письменности и книжности тесно связана с историей русского народа. От Киева до Новгорода, от Дуная и Днепра до Волги гремели устные сказания о богатырях. В теремах и избах рассказывались сказки. Предавались исторические предания, пелись песни. В тихих кельях усердно переписывались летописи и жития, повести и хождения. Люди ценили учение книжное, «ибо ум без книг, аки птица опешена. Якоже она взлетети не может, такоже и ум недомыслится разума без книг».          Книга всегда была в почёте на Руси. Народ хранил память о своих героях. Их имена сохранились в памяти народа как символ доблести и славы. Былины, летописи, красноречивые проповеди киевлянина Иллариона и «русского Златауста» Кирилла, смолянина Климента, который «был книжник и философ», наставительное «Поучение» Владимира Мономоха, горькое «Моление» Данила Заточника
5
. Дошли до нас былина о Садко, рассказывающая о приключениях новгородского гостя в подводном царстве, былина о новгородском воине-богатыре Василии Буслаеве6.          В 988 г. Киевский князь Владимир «послал собирать  у знатных людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первая библиотека на Руси была создана в 1030 году новгородским князем Ярославом Мудрым. Берестяные грамоты.          «Окном в исчезнувший мир» стали для нас берестяные грамоты. На Руси в ХІІІ – XІV столетиях распространённым материалом для письма была кора берёзы – береста. Она употреблялась особенно широко на севере. В Новгороде при раскопках обнаружено более 600 так называемых берестяных грамот, написанных заострёнными костяными стержнями. Береста как писчий материал совершенно не терпит хранения на воздухе. Любой берестяной свиток очень быстро начинает сохнуть, трескается по прожилкам, а затем разваливается. Чтобы берестяное письмо надолго сохранилось, нужно держать его под прессом, не давая ему скручиваться. В земле берестяные грамоты сохраняют форму свитка и оказываются достаточно прочными. Значит они попадали в неё сразу же по прочтении т.е текст носил временный характер, это были различные записи феодальных повинностей и хозяйственных распоряжений.          Каждый берестяной документ можно сравнивать с небольшим осколком зеркала, навсегда запечатлешим крохотную, случайно отразившуюся в нём частицу давно исчезнувшего мира, благодаря архнологическим изысканиям, разбитое зеркало будет собрано, перед нами будет виден весь средневековый Новгород, в живых подробностях и деталях. Можно позавидовать будущим историкам, которые сведения об истории Новгорода, его экономике, политике, культуре будут черпать не из сотен, а из тысяч берестяных 

Русь рукописная. 

 До середины ХVI века русская литература была рукописной.

         До середины ХIV – материалом для письма на Руси служил пергамент. Лист пергамента разлиновывается специальным приспособлением – керакской, чтобы строчка ровною получалась. Почерк у писцов крупный, чёткий, «уставом» именуется такой почерк. Каждая буква стоит отдельно от другой, а заглавные выписаны красной краской – киноварью. Много веков спустя останется в русском языке выражение «писать с красной строки».          Чернила для рукописей делались из чернильных орешков, вишнёвого клея и пёстрого мёда. В рукописи ХV века из библиотеки Троицко-Сергеевой лавры рекомендуется «…мелко истолочь чернильные орешки и просеять их через сито, затем полить кислым и пресным мёдом и смешать с вишнёвым клеем, после этого в раствор опустить 12 пластинок железа и поставить сосуд в тёплое место на три дня. При этом смесь следует трижды в день размешивать, испытывая её сладость языком и процеживать».          Цвет чернил получался настолько стойким, что не изменялся в течение столетий.          Перепиской книг занимались монахи, священники, дьяконы и «мирские люди». В богатых монастырях или при княжеских дворах создавались мастерские, в которых переписывались, переводились и иллюстрировались книги.          Над рукописной книгой трудились: доброписец чернописный, который писал основной текст; статейный писец – он воспроизводил вязь киноварью; заставочный писец – его обязанностью было рисовать заставки и буквицы; живописец иконный – он рисовал миниатюры; златописец – этот покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр; три мастера оформляли оклад.          В заглавных буквах (инициалах) рукописных книг ХІV-XV веков встречаются изображения гусляров, охотников с соколами, рыбаков с сетями, скоморохов.          Переплёты рукописных книг изготовляли из досок, обтянутых тисненой кожей, шелком и бархатом. Богатые владельцы книг «одевали»их в драгоценные оклады из серебра, инкрустировали драгоценными камнями.          Иногда книгописцы делали приписки. Например, один из них в 1407 году написал: «Помоги, Господи, рабу своему Кузьме: дай ему рука крепка, а сердце бы ему быстро, а око бы ему зорко, а ум трезв».          В XІV-XV веках русский народ вёл борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это время появились былины, задушевные грустные песни, отразившие тоску русских людей о свободе, печаль о судьбе русской.          В этот период получили широкое распространение летописи. Возникают летописные своды. Славная победа русских воинов на Куликовском поле воспета в «Сказании о Мамаевом побоище»6 и в поэме «Задонщина»7.          Сохранились записки некоторых русских путешественников, в том числе впечатления Новгородца Стефана8 о его поездке в Константинополь. Особый интерес представляет книга тверского купца Афанасия Никитина9 «Хождение за три моря». В ней автор рассказывает о своих приключениях и наблюдениях во время трёхлетнего путешествия по Каспийскому, Индийскому и Чёрному морям. Никитин первый из европейцев (на 30 лет раньше Васко да Гамы10 совершил путешествие по Индии и описал её города, природу, быт и нравы народа. Ему нравится Индия, но, как истинный патриот, он восклицает: «Русская земля да будет Богом хранима! На этом свете нет страны, подобной ей!»          Одним из литературных жанров в ХІV-XV веках были жития11. Из них мы узнаём о жизни князей, митрополитов, основателей монастырей. Особую известность приобрели «Слово житии князя Дмитрия Ивановича»12 и «Житие Сергея Радонежского»13. Сохранились историко-литературные повести о борьбе удельных князей, о походе Ивана III в Новгород и другие.          Но эра летописи заканчивалась… В ХVI веке бурно развивалась культура, просвещение, создавались школы. Богатые землевладельцы и горожане для обучения своих детей нанимали домашних учителей. Возникли училища, в которых готовили духовенство. Книг не хватало. Стоили они очень дорого. Переписка одной книги занимала несколько месяцев. К тому же сам процесс изготовления пергамента был делом нелёгким, требовалась определённая сноровка, терпение и, конечно же физическая сила. Чтобы получить из кожи тонкий и прочный материал, нужно было проделать целый ряд операций – промыть кожу, удалить шерсть, высушить, разгладить, отшлифовать. Снова просушить, снова разгладить и т.д. В России пергамент начали делать в ХV веке, а до того покупали за границей. Свод законов древнего Новгорода «Русская правда» написан на пергаменте в 1036 г.

Изобретение бумаги.  

         В то время когда в странах Средиземноморья, Малой Азии и Европы процветала эпоха папируса и пергамента, в другом конце мира – Китае уже знали бумагу. Она пришла на смену тонким бамбуковым дощечкам и склеенной вдвое ткани, которые до этого китайцы использовали как материал для письма.          Ремесло изготовления бумаги в Китае известно с незапамятных времён. Об этом говорят исторические хроники, и это подтверждают находки последнего времени. В1957 г., а затем и позже в провинции Шаньси были найдены небольшие клочки древней примитивной бумаги. Её исследовали современными методами и установили, что она изготовлена из растительного сырья (бамбук, шелковица, конопля и др.) значительно раньше, чем было принято считать.          105 год нашей эры называли датой изобретения бумаги в Китае. Новые находки отодвигают её на 150-200 лет глубже. Следовательно, возраст бумаги составляет более двух тысячелетий.          Изобретателем бумаги было принято считать крупного китайского государственного чиновника Цай Луня. Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрёл не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почётная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней благодарностью императора.           Археологические находки проливают свет на то обстоятельство, что бумага существовала до истории Цай Луня. В данной ситуации его никак не назовешь первооткрывателем. Скорее всего, он был способным рационализатором, сумевшим обогатить опыт многих безвестных мастеров.          Первобытный способ изготовления бумаги заключался в том, что тестообразную массу для неё получали путём растирания между камнями размоченной в дождевой воде внутренней волокнистой части сучьев шелковичного дерева или молодого бамбука. Цай Лунь предложил выполнять эту операцию с помощью каменной ступы и деревянного песта, что проще и легче. Для следующей операции – формования бумажного листа – он использовал сито, отказавшись от разлива массы на какую-нибудь гладкую поверхность. Были найдены им и некоторые новые волокнистые растения, легко поддающиеся обработке.          Позже в технологию изготовления бумаги вносились новые усовершенствования. Волокнистые материалы с добавкой золы или гашённой извести варили в котлах на открытом огне. К тяжёлому деревянному песту прикрепляли рычаг, который нажатием ноги поднимал и опускал пест. В бумажных мастерских появился пресс для отжима воды из стопок бумаги. Новшеством было и то, что в бумажную массу начали вводить добавки в виде животного клея. Это позволяло укреплять связи волокон в бумажном листе.          Так, развитие бумажного производства поднималось с одной ступеньки на другую. Но процесс этот шёл медленно. Проходило немало времени, прежде чем то или иное новшество внедрялось в практику.          На рубеже II и III веков и в последующий период бумага в Китае не считалась редким материалом. Кроме письма она находила применение и в бытовых целях, в торговле. Но всё это было только в пределах Китая.          Ближайшие соседикитайцев – корейцы искусству изготовления бумаги научились во II, а японцы – VI в. В VII веке бумага проникла в Персию, далее в Аравию где это мастерство переняли арабы. В ХI арабы бумагу привезли в Европу. Её производство было прежде всего налажено в Испании, в городах Валенсия, Таледо, здесь начали вырабатывать бумагу в 1150 г. Почти одновременно – в 1154 г. – бумага объявилась в Италии. В 1189 г. Её начали делать французы, в 1300 г. – венгры, в 1390 г. – немцы, в1494 г. – англичане, в 1565 г. – русские, в 1586 г. – голландцы, в 1690 г. – американцы. История производства бумаги делится на два периода: производство шероховатой, мягкой, рыхлой и мохнатой бумаги, так называемой бомбицины, и производство гладкой, твёрдой, плотной бумаги из льняного трепья, собственно писчей бумаги.          В ХVII и ХVIII веках производство бумаги в Европе достигло значительных размеров. В Венеции, Франции и других государствах издавались декреты, запрещающие вывозить тряпьё и старую бумагу. Стоимость трепья – основного сырья для производства бумаги – быстро росла. Особенно она увеличилась в период семилетней войны (1756-1762), когда громадное количество трепья потребовалось для госпиталей. Поэтому начались усиленные поиски заменителей трепья.          Одним из первых заменителей стала солома ржи, пшеницы, овса. Она широко применялась на многих фабриках Бельгии, Франции, Германии. Солома давала прочную блестящую бумагу, отличающуюся плотностью, прозрачностью и так называемой звучностью. Довольно широко для производства бумаги, особенно в Англии, использовалось эспарто (степной ковыль). Для этого же пытались применить камыш, осоку, сено. В Италии на одной из фабрик применялась солома конопли, а в Будапеште выделывалась в большом количестве бумага высших сортов исключительно из волокон крапивы. Предлагалось в качестве сырья для производства бумаги использовать свекличный жом, рогожи, корье, торф, листья, мох, водоросли, иглы сосны, ели, кедра и многое другое. В конце концов всё вытеснила древесная масса и целлюлоза.          Появление писчей бумаги в России относят ко времени княжения первого собирателя русской земли Ивана Даниловича Калиты. Первая бумажная фабрика была построена в России в ХVI веке в селе Ивантеевка под Москвой. Она называлась тогда «Бумажной мельницой», т.к. основной машиной для производства бумаги служила водяная мельница. Пётр I в 1716 году основал крупную бумажную фабрику близ новой столицы. В 1720 г. Уже в самом Петербурге «за галерным двором» была выстроена новая бумажная фабрика. Вот что гласил по этому поводу указ: «понеже бумажная мельница, которая строится по указу Его Царского Величества за галерным двором, приходит уже в строении по окончанию, а на дело бумаги материалов никаких нет: для того Его Царское Величество указал в Санкт-Петербурге публиковать указом дабы всяких чинов люди, кто имеет у себя тонкие изношенные полотна. Також хотя и не гороздо тонкие, что называются Ивановские полотна, и прочия тому подобныя и такие безтряпицы приносили  и объявляли в Канцелярию Полицмейстерских дел, за которыя, по определению заплачены будут им деньги из Кабинета Его Царского Величества».          Во второй половине ХVІІІ столетия выделкой бумаги, кроме Москвы и Петербурга, славились города Ярославль и Калуга. В России, как и в Западной Европе, первоначально стало широко использоваться в качестве сырья солома. Целлюлозу из неё делали предприятия в Петербурге, в Виленской губернии. Некоторые фабрики производили бумагу и из сена. На бумажной фабрике в Одессе белая масса вырабатывалась из камыша. На бумаге из камыша был даже напечатан один номер местной газеты «Одесский вестник».          В наше время большую часть бумаги делают из древесной массы и целлюлозы.          Практически всем нам, так или иначе приходится сталкиваться со сбором макулатуры. Хорошее дело придумали с целью сохранить наше зелёное богатство – лес. Не успокаиваются и учёные. Так, чтобы наши потомки смогли испытать радость от общения с книгой, создаются специальные сорта бумаги, способные донести Слово через века. Подыскивают заменители древесной массы, используя опыт прошлого. Если когда-то писали на пальмовых  листьях, то почему из них нельзя сделать бумагу? Иранские инженеры решили эту проблему и выпускают бумагу из листьев финиковой пальмы. Итальянские специалисты предлагают книги из пластмассы. Существуют отдельные экземпляры книг, страницы которых из … морского песка. Воистину, нет предела человеческой мысли.

chukovskiy.blogspot.com

Как возникли библиотеки? — Детская энциклопедия Потому.ру

Первая библиотека возникла 8000 лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как «клинопись». Дощечки обжигались, а самые ценные из них помещались в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики. Таковы были первые библиотеки.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечниками и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Она возникла примерно в 300 году до н.э. Там хранились более 700 000 свитков папируса. Все «книги» были классифицированы по 120 темам и описаны в каталогах.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Юлий Цезарь планировал создать целую систему публичных библиотек, и после его смерти они стали пользоваться особой популярностью. Богатые жители Рима специально основывали библиотеки для бедняков, а также сами собирали огромные коллекции книг для себя. К IV веку в Риме существовало 28 публичных библиотек.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также стали коллекционировать книги. Университеты Парижа, Гейдельберга и Флоренции славились своими коллекциями «прикованных» книг. Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

К 1400 году Университет в Оксфорде начал собирать библиотеку. В настоящее время его Бод-лейнская библиотека самая крупная среди университетских библиотек.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Английские политические деятели в начале XIX века призвали народ к поддержке библиотек. Наконец в 1850 году английский Парламент разрешил создание библиотек.

Понравилась статья? Поделись с друзьями! 😉

potomy.ru

История возникновения библиотек - Урок

МУК Североморская ЦБС

Центральная детская библиотека

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИБЛИОТЕК

Библиографический урок

Североморск

2010

Сценарий

Уважаемые читатели! Подскажите мне, пожалуйста, что такое библиотека? В самом простом понимании, это – место, где хранятся книги. Собственно говоря, само слово «библиотека» греческого происхождения и буквально значит «книгохранилище». Но если бы книги у нас просто хранились, то это была бы уже не библиотека, а книжный склад. В библиотеке книги живут, работают и доносят информацию до читателей.

Для нас с вами библиотеки – дело привычное. Но в древности всё было иначе. В минувшие века к рукописному слову относились с огромным уважением, книгу почитали, ею дорожили. И тем более уважением и даже суеверным страхом была окружена тогда библиотека – место, где эти священные книги хранились.

Например, древнеегипетские библиотеки собирались в храмах. Их пополняли и охраняли жрецы. Папирусные свитки были доступны лишь посвященным. Свитки содержали тайные знания, тщательно оберегаемые от всего света.

Когда же появились первые библиотеки? Это было очень и очень давно. Можно с уверенностью сказать, что пер­вые библиотеки — это колыбель современной цивилизации. Мы не можем дать себе отчет в том, сколько гениальных идей и от­крытий кануло в Лету до появления библиотек. По крайней мере трижды раз­ные народы заново изобретали бумагу, компас, фарфор; повто­ряли через века географические и астрономические открытия. Это продолжалось до тех пор, пока библиотекари не прекратили этот сизифов труд, взяв на себя уникальную миссию — собирать и передавать добытое знание в пространстве и времени.

А теперь я предлагаю совершить небольшую экскурсию в историю. Итак, седьмой век до нашей эры. Древнейшая, из известных в мире, библиотека находилась в столице Ассирии — городе Ниневии. Владельцем ее был царь Ашшурбанипал (669—633 гг. до н. э.). В VII в. до н. э., впервые в истории человечества, в огром­ном книгохранилище было со­брано свыше 30 тысяч клинопис­ных табличек. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Ашшурбанипал был очень необычным царем. Можно сказать, нетипичным. Дело в том, что во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и все свое свободное время Ашшурбанипал посвящал библиотеке, которую он собирал с большой любовью и трепетностью, систематически, со знанием древнего «библиотечного дела».

Ашшурбанипал пополнял свою библиоте­ку, получая глиняные таблички из других частных собраний. Он делал многочислен­ные копии, для чего отправлял в различные города своей страны специальные экспеди­ции писцов. В библиотеке были таблички, которые касались буквально всех наук того времени, а также царские указы, историче­ские повествования, дневники дворцовой жизни. Когда в Лондоне был опубликован каталог библиотеки Ашшурбанипала, он со­ставил пять толстых томов!

Клинописная библиотека располагалась в роскошном царском дворце, который стоял на берегу реки Тигр и был окружен непри­ступными стенами высотой 24 метра.

Глиняным книгам пожары только на пользу. Когда в библиотеке случался пожар, таблички в огне дополнительно обжигались и становились еще прочнее.

Если каким-нибудь чудесным образом по­пасть в книжное хранилище Ашшурбанипала, то с первого взгляда может показаться, что находишься в огромных винных погре­бах. На длинных скамьях из глины стоит множество глиняных сосудов; в них и нахо­дятся книги-таблички. Многие библиотечные полки тоже сделаны из глины, так как в Месопотамии деревья почти не растут и древесина очень дорогая. На глиняных пол­ках можно найти сосуды и поменьше — в них собственноручные царские записи, по­вествующие о военных походах правителей Месопотамии, указы и письма, списки царей, которые когда-либо правили в Месопо­тамии, с тех самых пор, когда «цари сошли с неба». И в самых маленьких кувшинчиках песни древних шумеров, сборники пословиц, плачей и гимны богам.

Но самой известной библиотекой древнего мира было другое собрание. Это знаменитая Александрийская библиотека, или Александрийский Мусейон, созданная в Александрии Египетской в третьем веке до нашей эры.

И не зря древние назвали это собрание книг восьмым чудом света, потому что другой подобной библиотеки в мире не было. Здесь хранилось более 700 тысяч свитков.

Правители Александрии Птолемей и его сын Птолемей II Филадельф, которого прозвали Мусикотатос, что означает увлеченный искусствами, для создания и пополнения библиотеки собира­ли книги на древних языках по всему свету. Страсть к собирательству была такой, что все корабли, которые приплы­вали в Александрию, тщательно обыскива­лись и любые книги, которые находили на кораблях, изымали и передавали в библи­отеку, где многочисленные писцы снимали с них копии, а подлинники затем возвра­щали.

Тот, кто входил в Александрийский Мусейон, сразу же оказывался в большом цве­тущем саду, по краям которого далеко тя­нулись стройные колонны обрамляющих сад галерей. Если пройти через галереи, можно попасть в большой зал, вокруг которого были рас­положены крошечные комнатки-кельи, в них жили и работали многочисленные слу­жащие Мусейона. Они вместе питались в общей столовой, в большом зале философы рассказывали о своих учениях, а поэты дек­ламировали стихи — все они находятся на го­сударственной службе у царя. Ведь Мусейон у правителей Птолемеев – уже не просто храм с Музами, а древняя Академия Наук, куда приглашались лучшие ученые и поэты со всего света.

Но если бы мы с вами могли мысленно проникнуть в само книжное хранилище этой библиотеки, мы бы очень удивились. Здесь не увидишь ни одной при­вычной для наших современников книги. На полках из кедрового дерева лежат специаль­ные ящички, в которых и находятся папи­русные свитки, скрученные в трубочку, — это и есть древние книги. Кедровые полки отпугивают насекомых, которые могут по­вредить свитки. На ящичках можно увидеть специальные таблички с надписью, какое в ящике хранится сочинение и кто автор.

Увы, этому замечательному книжному собранию не суждено было дожить до наших дней. Существует легенда, что Александрийскую библиотеку сожгли в седьмом веке до нашей эры по приказу халифа Омара. Но это – только легенда. В действительности библиотеку разгромили христиане при императоре Феодосии I, когда уничтожалось наследие языческой античности. Это случилось в четвертом веке нашей эры.

Таковы две самые известные библиотеки древности. Ну а что же другие народы, неужели прекрасные книжные собрания были только у ассирийцев, египтян и греков? Разумеется, нет. Основатель Римской империи Гай Юлий Цезарь (102 или 100 - 44 гг. до н. э.) в конце своей жиз­ни вынашивал план создания в Риме публичной библиотеки. Через пять лет после его убийства эту идею удалось реализовать приемному сыну и наследнику Цезаря — Октавиану Августу. Разместилась библиотека в Храме свободы.

В мусульман­ских странах создание библиотек считалось богоугодным делом. Одна из них принадлежала вели­кому поэту, гуманисту, мыслите­лю и государственному деятелю Алишеру Навои.

Как обстояли дела в нашей стране? Могла ли похвастаться библиотеками Древняя Русь? Кто из вас знает о первых русских библиотеках?

Так вот. Если мы окажемся в Киеве и остановимся перед Софийским собором, то увидим: прямо перед собором стоит внушительный камень. На нем высечено изображение Ярослава Мудрого и текст на старорусском языке: «В ле­то 6545 сей же Ярослав сын Володимиров насеял книжными словесы сердца верных лю­дей. Великая бо польза бывает человеку от учения книжного».

Этот памятник был поставлен в 1967 году в честь 930-летия первой русской библиотеки. Мы не знаем другого в мире памятника, кото­рый бы установили в честь книжной коллек­ции — библиотеки. О библиотеке Ярослава Мудрого летописец записал в «Повести вре­менных лет» под годом 6545 или 1037 по но­вому летоисчислению. Ярослав недаром был прозван Мудрым. Он знал 5 языков. Мудрый Ярослав повелел переписывать книги и хра­нить их в Софийском соборе. Более 950 книг было переписано, среди них труды знамени­тых древнегреческих философов Платона, Аристотеля, эпос великого Гомера. По приме­ру библиотеки Ярослава, на Руси в разных городах стали возникать собственные библио­теки, а собирательство книг перестало быть занятием удивительным и непонятным.

Но вот куда пропала первая русская коллекция книг - загадка. Возможно, библиотека Ярослава просто сгорела в пожаре, который был в Киеве в 1240 году, когда на город напали татаро-монголы. Или библиотеку перевезли в другой город? А возможно, стоит продолжать искать библиотеку в подземных лабиринтах Киевско-Печерской лавры - монастыря, которому и принадлежал Софийский собор. Эта историческая загадка ещё ждет своего решения.

Вы обратили внимание, что у истоков создания каждой библиотеки всегда стоял человек, страстно влюбленный в книгу.

Правители собирали библиотеки, имеющие государственное и мировое значение. А частные лица во все времена с не меньшей страстью собирали свои личные библиотеки. Чаще всего это было прекрасным делом и благородным увлечением. Но когда страсть к собирательству книг непомерно разрасталась, она превращалась в явление уродливое и опасное. Как и все чрезмерное.

Например, английский дворянин Ричард Хебер, живший на рубеже 17-18 веков практически разорил всю семью, с бешенной страстью покупая книги. Он заполнил приобретенными книгами восемь домов сверху донизу и практически сгноил литературу в этих своеобразных книжных склепах. И этот человек был не единственной жертвой страсти к книге. Правы были древние греки, говоря: «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай». Все чрезмерное – опасно.

А наполненные литературой дома Хебера были именно могилами книг, а не библиотекой. Ведь, в библиотеке, как мы уже говорили, книга живет, она доступна людям.

Хотя некоторые читатели понимают доступность книги очень широко и вообще забывают возвратить литературу в библиотеку. С этим связан ещё один курьезный случай в истории библиотек.

Однажды французский король Людовик XI (15 в.) захотел сделать копию с рукописного медицинского трактата десятого века. Он обратился к Парижскому университету с просьбой выдать ему на время эту рукопись. На высочайшее требование университет ответил угодливо-строптивым посланием. «Мы при­няли решение преподнести Твоему Величеству ту книгу на временное пользование, но под залог, однако, серебра цены не меньшей, чем наша драгоценность. Мы же, видя уваженье наших правил, святым Еванге­лием клянемся, что этих правил не нарушим. Умоляя Господа нашего осенить Твое Величество милостью своею, пребываем (и так далее.). 29 числа ноября месяца 1471 года от Рождества Христова». Из документов явствует, что порядочность Его Вели­чества факультет оценил в 12 марок серебром и 100 талеров золотом.

Так что королю пришлось дорого платить за пользование библиотекой. Вообще, бесплатность библиотек – это очень недавнее явление в культурной жизни. И нам стоит ценить это благо.

А теперь ответьте мне, пожалуйста, сколько библиотек в нашем городе и где они расположены? Какими из этих библиотек вы можете пользоваться уже сейчас?

Наше путешествие по истории библиотек подходит к концу. Давайте проверим, ребята, что вы запомнили из нашего урока. Я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины.

1. Где хранились библиотеки в Древнем Египте? ( в храмах)

2. В каком городе находилась библиотека царя Ашшурбанипала? (в Ниневии)

3. Из какого материала были сделаны ассирийские книги? (из глины)

4.Назовите самую известную библиотеку Древнего мира. (Александрийская библиотека, или Александрийский Мусейон)

5. Кто создал первую русскую библиотеку? (князь Ярослав Мудрый)

6. Где располагалась библиотека Ярослава Мудрого? ( в соборе Святой Софии в Киеве)

Книга – этот упакованный в страницы многовековой опыт – сделала бессмертным род людской на Земле. Не случайно, ещё древние египтяне писали:

Книга нужнее построенного

дома.

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

А поэт более поздних времен сказал так:

Я сижу в библиотеке, полный смутными мечтами,

На меня же смотрят книги золотыми корешками.

И мне грезится: в тех книгах души авторов сокрыты;

Их страдания и чувства в тех листах печатных влиты.

Все, что жгло их и терзало, все их мысли и стремленья,—

Все живет бессмертной жизнью здесь во славу просвещенья.

Л. И. Пальмин

Конечно, времена меняются, и библиотеки меняются вмести со временем, с новыми технологиями и идеями. Появились новые носители, которые хранят информацию, в библиотеках все чаще пользуются Интернетом, компьютерами.

Но все же, остается в библиотеках ощущение чего-то возвышенного, приобщения к особому, высокому миру чувств и идей. И многие люди это хорошо чувствуют.

Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные,

Милые тихоголосые женщины,

В книгах — всеведущи,

В жизни — застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков библиотекари,

Кажетесь вы мне красивыми самыми,

Залы читален мне видятся храмами.

Кто мы без вас?

Заплутавшие в замети

Люди без завтра и люди без памяти.

Л.И. Ошанин

Как ориентироваться в этом книжном мире, как заставить библиотеку заговорить с вами понятным языком, как находить нужную информацию – приобрести навыки умелого читателя вам помогут наши библиографические уроки.

Каравеллы памяти в океане времен

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Антонова, Е. Письменность и книгопечатание / Е. Антонова, Дж. Володихин // Всемирная история / гл. ред. М. Аксенова. – М., 1997. – С. 352-355. – (Энциклопедия для детей; т. 10).

2. Брукфилд, К. Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М.: Слово, 2001. – 64 с.: ил.

3. Детская энциклопедия: для среднего и старшего возраста. В 12 т. Т. 11. Язык и литература / АН СССР; гл. ред. И.И. Артоболевский, А.Г. Банников, Д.Д. Благой [и др.]. – 3-е изд.- М.: Педагогика, 1976. – 480 с.: ил.

4. Коллекционирование в истории // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Коллекции и коллекционеры / авт.-сост. С. Истомин. – М., 1998. – С. 11-54.

5. Наука и военное искусство Египта //Древний Египет и Греция. История римского народа / Кристофер Барбетэн, Жан-Люком Бово, Элизабет Деланж [и др.]. – М., 1995. – С. 225-240.

6. Песнь о книге: антология / под ред. П.У. Бровки. – Минск: Мастацкая лiтаратура, 1977. – 351 с.

7. Петровский, Н. Подвиг ученого / Н. Петровский, А. Белов // Страна Большого Хапи / Н. Петровский, А. Белов. – Л., 1973. – С. 60-94.

8. Райхардт, Г. Древние греки / Г. Райхардт; худож. А.-Л. Име, Г. Вернер. – М.: Слово, 1998. – 48 с.: ил. – (Что есть что).

9. Успенский, Л.В. Слово о словах: очерки и языке / Л.В. Успенский. – Переизд. – Л.: Детская литература, 1982. – 287 с.: ил. – (Школьная библиотека).

10. Утевская, П.В. Слов драгоценные клады: рассказы о письменности / Паола Утевская; пер. с укр. М.Ф. Мусиенко, Р.И. Рубинштейн; предисл. и науч. ред. Р.И. Рубинштейн. – М.: Детская литература, 1985. – 191 с.: ил.

Список использованных иллюстраций

(записи расположены в порядке демонстрации)

1. [Писец] [Изоматериал] // Древний Египет и Греция. История римского народа / Кристофер Барбетэн, Жан-Люком Бово, Элизабет Деланж [и др.]. – М., 1995. – С. 236.

2. [Папирус] [Изоматериал] // Древний Египет и Греция. История римского народа / Кристофер Барбетэн, Жан-Люком Бово, Элизабет Деланж [и др.]. – М., 1995. – С. 237.

3. Клинопись на камне из Кармир-Блура (VII век до н.э.) [Изоматериал] // Слов драгоценные клады: рассказы о письменности / Паола Утевская. – М.,1985. – С. 90.

4. [Табличка] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 9.

5. [Александрия Египетская] [Изоматериал] // Древний Египет и Греция. История римского народа / Кристофер Барбетэн, Жан-Люком Бово, Элизабет Деланж [и др.]. – М., 1995. – С. 238.

6. [Александрийская библиотека] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 62.

7. [Собор св. Софии] [Изоматериал] // Слов драгоценные клады: рассказы о письменности / Паола Утевская. – М.,1985. – С. 166.

8. [Главная апсида собора св. Софии] [Изоматериал] // Слов драгоценные клады: рассказы о письменности / Паола Утевская. – М.,1985. – С. 167.

9. [Средневековая книга] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 62.

10. [Библиотека Герифордского собора в Англии] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 63.

11. [Британская библиотека в Лондоне] [Изоматериал] // Письменность / Карен Брукфилд; пер. с англ. Н. Лисового. – М., 2001. – С. 63.

Автор-составитель:

библиограф ЦДБ Герасенко А.А.

Компьютерный набор и оформление:

библиограф ЦДБ Герасенко А.А.

Ответственный за выпуск:

заведующая библиотекой Никитина Е.Ф.

refdb.ru

Как возникли библиотеки? - Детская энциклопедия

Written by Jack Sparrow. Posted in Как и отчего?

Первая библиотека возникла 8000 лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как «клинопись». Дощечки обжигались, а самые ценные из них помещались в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики. Таковы были первые библиотеки. Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечниками и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Она возникла примерно в 300 году до н.э. Там хранились более 700 000 свитков папируса. Все «книги» были классифицированы по 120 темам и описаны в каталогах.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Юлий Цезарь планировал создать целую систему публичных библиотек, и после его смерти они стали пользоваться особой популярностью. Богатые жители Рима специально основывали библиотеки для бедняков, а также сами собирали огромные коллекции книг для себя. К IV веку в Риме существовало 28 публичных библиотек.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также стали коллекционировать книги. Университеты Парижа, Гейдельберга и Флоренции славились своими коллекциями «прикованных» книг. Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

К 1400 году Университет в Оксфорде начал собирать библиотеку. В настоящее время его Бодлейнская библиотека самая крупная среди университетских библиотек.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Английские политические деятели в начале XIX века призвали народ к поддержке библиотек. Наконец в 1850 году английский Парламент разрешил создание библиотек.

Как люди научились пользоваться весами? Как возникли тюрьмы?

enslov.ru

Проект на тему "О чем может рассказать библиотека"

Предложенная автором творческая исследовательская работа по литературному чтению на тему "О чем может рассказать библиотека?" будет интересна для учеников начальной школы, поможет выявить у них интерес к литературе, чтению и посещению библиотек. В проекте дается информация о библиотеке, их пользе, о библиотекаре и правилах читателя в библиотеке.


Созданный учащейся проект по литературе на тему "О чем может рассказать библиотека?" во 2 классе начальной школы содержит интереснейший рассказ о Суворовской детской библиотеке, истории ее основания, а также о том, какие книги хранятся в библиотеке. Автор дает рекомендации, как быстро найти нужную книгу и как понять, о чем пойдет речь в книге, прежде чем решить ее прочесть.

Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как культура чтения в современном мире снижается, дети все больше увлечены гаджетами и виртуальной реальностью, нежели чтением печатаных художественных и научных изданий. Работа "О чем может рассказать библиотека?" поможет обратить внимание детей на книги и привить им интерес к чтению.

Оглавление

Введение
Теоретическая часть.
1. Что такое библиотека?
1.1. Для чего нужны библиотеки?
1.2. Кто такой библиотекарь и каковы его функции?
2. Когда появились библиотеки?
3. Какие правила должен соблюдать читатель в библиотеке?
Практическая часть.
4. Детская библиотека города Суворова.
4.1. Библиотекарь
4.2. Абонемент
4.3. Расположение книг по разделам.
4.4. Как найти нужную книгу.
4.5. Содержание книги.
4.6. Тематические выставки в библиотеке.
Вывод

Введение

На уроках литературного чтения я и мои одноклассники узнали много интересного о библиотеках, но всё узнать на уроке невозможно. И мы решили провести исследовательскую работу: узнать, какие ещё тайны хранит библиотека.


Цель проекта: развить потребность в регулярном посещении библиотеки, систематическом чтении, соблюдении правил пользования библиотекой, способствовать развитию интереса к чтению, любви к хорошей книге.

Задачи проекта:

  1. узнать, что такое библиотека;
  2. узнать, когда появились библиотеки;
  3. познакомиться с загадками детской библиотеки г. Суворова.

Объект исследования: Детская библиотека города Суворова.

Предмет исследования: о чем может рассказать библиотека.

Изучаемые вопросы:
Мы пошли в детскую библиотеку, чтобы получить нужную нам информацию по интересующим нас вопросам:

  • Какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке?
  • В какой книге можно найти информацию об истории хранения книг? Как расположены книги (в алфавитном порядке или по тематическим разделам)?
  • Как можно найти нужную книгу?
  • Где можно получить информацию о содержании книги?
  • Какие тематические выставки были в библиотеке?

Что такое библиотека?

Слово «библиотека» греческого происхождения. «Библос» означает «книга», «теке» - «склад, хранилище».

Библиотека — это место где хранится огромное количество книг. И любую из этих книг можно взять домой и прочесть, но только потом ее придется вернуть. Причем вернуть её надо в том виде, в котором ты её брал. То есть не стоит в этой книге рисовать или выдергивать страницы.

Обычно в помещении библиотеки расположены стеллажи и полки, на которых ровными рядами выстроены книги. Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый читатель быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.

Библиотеки бывают:

  • Публичные библиотеки - обеспечивают читателей наиболее популярными изданиями.
  • Специальные библиотеки - собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых) или определённой тематики.
  • Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки. 
  • Школьные библиотеки - нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса .

Когда появились библиотеки?


Библиотеки впервые появились на древнем Востоке приблизительно в 2 500 году до н. э.

Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных клинописных табличек.

Еще жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. В ней хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов. Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В старинной библиотеке монастыря св. Флориана в Австрии находится около 30 000 книг.

Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.

Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек. Библиотечные фонды стремительно разрослись.

Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг.

Для чего же нужны библиотеки?

Когда читаешь книги, можно узнать очень много интересного и познавательного. При этом повышается уровень культуры, расширяется кругозор, с начитанным человеком интересно общаться. В тихой спокойной обстановке есть возможность подготовить доклад или реферат на заданную тему.

Кто такой библиотекарь и каковы его функции?

Библиотекарь - это человек, который много знает, знает названия всех книг, новинки литературы. Это умный, творческий, образованный человек, интересный, который всегда придет на помощь читателю. Библиотекарь поможет, если вдруг возникнут трудности при поиске необходимой книги.

Какие правила должен соблюдать читатель в библиотеке?

Существуют книги очень редкие в одном экземпляре, их на руки не дают. В этом случае такой книгой можно воспользоваться в специально отведённом месте, которое называется читальным залом.

1. Очень важно соблюдать тишину, так как присутствующие заняты своими делами, а шум отвлекает и мешает сосредоточиться, так что надо уважать друг друга.

2. Книги надо любить и беречь, ведь они предназначены для массового пользования. Поэтому нельзя их обрисовывать, загибать и мять страницы.

3. В библиотеку не стоит заходить с едой и напитками, на книгах могут остаться жирные пятна. Надо помнить, что этой книгой после вас будет пользоваться кто то другой.

4. Если книгу взяли домой, нельзя её терять, забывать в транспорте или в другом месте. Тогда придётся покупать такую же, но чаще всего найти такую книгу очень сложно, поэтому придётся возвращать её стоимость.

5. Находясь в читальном зале, можно подходить к книжным полкам и искать нужную литературу. Но необходимо запомнить, в каком месте стояла та или другая книга для того, чтобы вернуть её туда же, так как следующий читатель или библиотекарь будет искать книгу там, где она стояла.

Детская библиотека города Суворова

Детская библиотека города Суворова входит в состав Муниципального учреждения культуры «Суворовская межпоселенческая централизованная библиотечная система».

Суворовская детская библиотека была открыта в октябре 1955 года. В библиотеке работают два зала – абонемент и читальный зал. Фонд детской библиотеки составляет 20773 экземпляров книг и журналов. Более 1500 тысяч человек являются читателями библиотеки.

В библиотеке работает экологический клуб «Почемучка», где ребята знакомятся с наукой экологией и учатся дружить с природой. А помогают им в этом любимые сказочные и лесные звери. А литературные герои кукольного театра «Улыбка» встречают юных читателей в стенах библиотеки Суворова города уже 26 лет.

Наряду с традиционными формами библиотека использует новые: презентация, букдайвинг, литературная ярмарка, эрудит-лото, виртуальные экскурсии.

В нашей детской библиотеке очень много книг, энциклопедий, справочников, периодических изданий и все это называется книжным фондом.


Библиотекарь Суворовской детской библиотеки

Когда мы пришли в библиотеку нас встретила библиотекарь. Чуткая и доброжелательная, она познакомила нас с книгами, показала что есть в детской библиотеке и рассказала о правилах поведения в библиотеке и о том, как обращаться с книгами. Библиотекарь готова всегда прийти на помощь в выборе нужной книги.

Абонемент в Детской библиотеке г. Суворова

В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал.

Абонемент это место, где я могу взять заинтересовавшую меня книгу на дом.

Самые ценные книги находятся в читальном зале. Это словари, энциклопедии, справочники и новые номера детских журналов. В читальный зал можно прийти после школы и почитать любимые журналы.

В нашей детской библиотеке есть много энциклопедий, справочников и периодических изданий. Вот некоторые из них.


Журналы «Дисней», «Барби», «Мой друг кошка», «Эрудит», «Лунтик».

Энциклопедия «Семь чудес света», справочник «Неорганическая химия».

Как расположены книги по разделам?

Книги в библиотеке расположены и в алфавитном порядке, и по тематическим разделам (например «Сказки», «Русская литература», «Зарубежная литература», «Техника», «Математика»)

Как можно найти нужную книгу?

Книги разделены полочными разделителями, за разделителями стоят книги, фамилии авторов которых начинаются с буквы, указанной на разделителе. Так за буквой А находятся книги Александровой, Алексина, за Б - Барто, Бианки и так далее. Если книги написали несколько авторов, это сборники рассказов, стихов, и на обложке фамилия автора не указана, книгу необходимо поставить за тот разделитель, буква которого соответствует начальной букве названия книги. Например, сборник «Круглый год» - за разделителем К.

Где можно получить информацию о содержании книги?

Информацию о содержании книги можно получить из аннотации. Аннотация печатается в начале книги. Аннотация это краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства книги, помогает читателю сориентироваться в их выборе.

Какие тематические выставки были в библиотеке?

С помощью тематических выставок можно познакомиться с книгами. При посещении нами библиотеки, в библиотеке проходила выставка «Чудо, имя которому книга». Мы узнали о роли книги в жизни человека, познакомились с пословицами и поговорками о книге и чтении.

Где книгам не скучно, где книгам есть место, библиотека – волшебное место!

Я очень люблю ходить в библиотеку, потому что:

  • Здесь царит особая “книжная” атмосфера.
  • В библиотеке можно почитать интересные книги.
  • Отыскать множество познавательных книг на любую тему.
  • Научиться самостоятельно выбирать книги.
  • Познакомиться с литературными героями.
  • Принять участие в мероприятиях и просто пообщаться с друзьями.



Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

tvorcheskie-proekty.ru

История развития детских библиотек - НМО РГДБ

В России уже более ста лет существует уникальная сеть специализированных детских библиотек.

Возникновение детских библиотек как самостоятельных принято относить ко второй половине XIX в. Первые детские библиотеки создавались на средства педагогических и культурно-просветительных обществ, частных лиц. Так появились детская библиотека для чтения в Петербурге, детская библиотека в Кронштадте (обе в 1870 г.), общедоступная детская библиотека в Москве (1876 г.). В 1900-е годы по инициативе частных лиц были открыты детские библиотеки-читальни в Кишиневе, Костроме, Одессе, Благовещенске, Перми, Нижнем Новгороде. К 1914 году в России насчитывалось уже 20 детских библиотек.

В связи с развитием сети детских библиотек ещё в 30-е годы XX столетия появилась необходимость создания системы методического руководства всеми библиотеками, координации их деятельности. С этой целью стали создаваться республиканские, краевые, областные, центральные городские библиотеки. Первыми получившими статус центральной детской библиотеки региона стали библиотеки в Севастополе (1921 г.) и в Москве (1934 г.).

Наиболее активно процесс формирования сети центральных детских библиотек шел в середине XX века. В 50-е годы открыто 19 библиотек, в 60-е – 24. К концу 60-х годов во всех республиках, краях, областях России были созданы крупнейшие детские библиотеки – методические центры, накопившие большой опыт по методическому и научному обеспечению библиотечного обслуживания детей. Организованная в декабре 1969 года, Российская государственная детская библиотека (РГДБ) стала крупнейшим информационным, исследовательским, научно-методическим центром не только для детских библиотек, но и для всей отечественной системы библиотечного обслуживания детей в России.

По официальным данным на 1 января 1984 года в СССР насчитывалось 8367 детских библиотек (в том числе 154 детских центральных). Кроме того функционировали 1383 детских отделения при библиотеках для взрослых.

В последние годы в процессе оптимизации учреждений культуры специализированные детские библиотеки сокращаются и объединяются с библиотеками иных типов. По данным ежегодного мониторинга, проводимого РГДБ, такие специализированные библиотеки обслуживают 66% всех читателей-детей страны и 22% всех библиотечных пользователей. При этом специализированные детские библиотеки составляют лишь 9% (3521 единиц) от общего количества библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации.

По данным на начало 2016 года в Российской Федерации существует 79 региональных детских и детско-юношеских библиотек, из них 57 детских библиотек и 22 детско-юношеские библиотеки. Информация о распределении региональных детских и детско-юношеских библиотек по федеральным округам Российской Федерации представлена в таблице 1.

В число региональных детских библиотек входят: 31 областная, 15 республиканских, 8 краевых, 3 центральных городских детских библиотеки на правах региональных.
В число региональных детско-юношеских библиотек входят: 15 областных, 6 республиканских, и 1 краевая библиотека.

Обобщенная информация о сети региональных детских и детско-юношеских библиотек представлена на рисунке 1.

 

Список использованной литературы

- Абрамов, К. И. История библиотечного дела в России : учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. – Москва : Либерия, 2000. – 168 с.

- Голубева, Н. Л. Из истории развития детских библиотек в России (2-я половина XIX начало XX века) / Н. Л. Голубева // Культурная жизнь Юга России. – 2005. – № 3 (13). – С. 14-16.

- Кисловская, Г. А. Детская библиотека в библиотечном мире / Г. А. Кисловская, Н. В. Бубекина [Электронный ресурс]. – URL : http://metodisty.rgdb.ru/02/stoit-prochitat/4747-16-06-22-02. Дата обращения 22.06.2016.

- Справочник библиотекаря / гос. б-ка СССР им В. И. Ленина ; Сост. С. Г. Антонова, Г. А. Семенова. – Москва : Книга, 1985. – 303 с.

- Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу, состоявшегося в Санкт-Петербурге с 1 по 7 июня 1911 г. В 2 ч. [Электронный ресурс]. – URL : http://dl.unilib.neva.ru/dl/2/ed-86_100012_0000385316bx.pdf. Дата обращения 22.06.2016.

metodisty.rgdb.ru

что такое? Какие типы библиотек существуют?

Библион (греч.) – книга, тека (греч.) – хранилище. Библиотека - что такое? Помещение для хранения книг, рукописей, информации на цифровых носителях для частного или общественного пользования.

История

Древний Восток считается родиной первых библиотек. В вавилонском городском храме Ниппур обнаружена коллекция табличек из глины, датированных 2500 годом до н. э. В гробнице около Фив нашли ящик с папирусами. В эпоху Рамсеса при Новом царстве насчитывалось 20 тыс. папирусов. Таблички ассирийского царя считаются самой известной древневосточной библиотекой в Ниневии.

Центром античного собрания книг и папирусов считается Александрийская библиотека. Это была часть обучающего комплекса, в который входили помещения для сна, комнаты для занятий, чтения, принятия пищи. Создана Птолемеем. В нее входило 200 тыс. экземпляров для чтения и 700 тыс. документов для школы. Уничтожена пожаром в 270 году н. э.

Все античные хранилища книг содержались при храмах. Так же как в Средние века, библиотеки были только при монастырях. Там в специальных сухих подвалах переписывались священные писания и сочинения великих Отцов Церкви. Копировать надлежало также античные рукописи, латинские и греческие тексты, которые попадали в руки монахам. Ценность книг была так высока, что их даже приковывали цепями к стенам и полкам, чтобы избежать кражи.

Книгопечатание получило свое развитие при изобретении печатного станка, и это была новая эпоха в истории библиотек. Доступность информации, приемлемая стоимость научной и художественной литературы повлияли на развитие культуры, образование и самосознание всего человечества.

Виды библиотек

  • Государственные.
  • Муниципальные.
  • Личные.
  • Бюджетные.
  • Частные.
  • Учебные.

Социальные виды:

  • Публичные.
  • Детские.
  • Вузовские.
  • Отраслевые: медицинские, технические, сельскохозяйственные.
  • Для слепых.
  • Юношеские.
  • Академические.

Национальная библиотека что такое? Хранилище всей печати страны. Официальные издательства обязаны предоставить в архив по несколько экземпляров своей продукции. Не только книги, но и памятки, газеты, журналы.

Деятельность

Обслуживание читателя и предоставление литературы для чтения или дополнительного образования. Существуют две формы взаимодействия с клиентами:

  1. Выдача печатного издания на руки (домой) на определенный срок.
  2. Предоставление возможности ознакомиться с книгой в читальном зале.

Более востребованный материал находится в открытом доступе, и посетитель сам может выбирать без помощи библиотекаря. Остальная часть литературы находится в книгохранилище и выдается по запросу. На экземпляры особо редких изданий, поврежденных или содержащих государственные тайны, необходимо получить специальное разрешение.

Передвижная библиотека что такое? Книгохранилище на колесах? В отдаленные пункты, где местный архив скуден или его нет вообще, выезжает автобус с востребованной литературой. Это классика для школьников или современные романы. Имеет функцию принимать заказы от читателей.

«Если в результате глобальной катастрофы на Земле не останется ничего, кроме библиотек, то человек сможет возродиться», - писал Д. Лихачев.

Библиотека. Что такое виды библиотек

Основные отличия библиотек – это объемы фонда (количество книг), назначение, бюджет и национальное значение. Именно от финансирования зависит квалификация персонала, качество хранения и возможность обслуживать население в полной мере. А также инновации в получении информации.

Для того чтобы обслуживание читателей было более эффективным, в работе библиотечной системы используется каталоги. Это карточки, которые являются информационными единицами. Содержатся в алфавитном порядке по авторам с названием книги, кратким содержанием и годом выпуска.

В настоящее время есть два вида картотек: ручного использования и на электронных носителях. Электронная картотека более эффективна, по ней можно быстрее найти нужную информацию, она долговечна и не занимает много места в компьютере. Но не каждая библиотека имеет возможность для приобретения компьютерной техники в связи с малым финансированием.

Детские библиотеки

Что такое детская библиотека? В фонд хранилища входят книги для самых маленьких читателей, а также литература, рекомендуемая для школы и внеклассного чтения. Это классика и современные рассказы и повести о детях, животных, волшебные сказки для развития воображения.

Что такое школьная библиотека и в чем ее отличие от детской? Отличие прежде всего в финансировании. Если детские книгохранилища являются городскими учреждениями и получают деньги на развитие от государства, то фонд школьной библиотеки формируется за счет бюджета школы. Кроме художественных и образовательных книг, они содержат методическую литературу для педагогов.

Электронная библиотека

Что такое электронная библиотека? Это документы (книги, журналы, газеты) в цифровом формате, которые расположены упорядоченной коллекцией. Она снабжена функциями поиска и навигации. Это может быть веб-сайт, на который регулярно добавляются тексты как художественные, так и научные. В фонд могут входить медиафайлы, самодостаточные сами по себе и востребованные пользователями.

Что такое интернет-библиотека (или электронная) и основные преимущества:

  • максимально доступная информация;
  • сохранения национального наследия;
  • высокая эффективность для обучения, самообучения, работы.

Первые проекты электронных библиотек появились в начале 90-х годов. Государственной поддержки и финансирования практически нет. Но удачные и востребованные проекты поддерживаются Российским фондом Фундаментальных исследований и Гуманитарным научным фондом.

Популярность интернет-библиотек растет с каждым днем, на сегодняшний день сайтов, где ведется продажа, обмен или просто предоставление информации, более тысячи.

Современная библиотека

В наш век электронных технологий современному пользователю необходимо эффективное предоставление информации. Российская современная библиотека на сегодняшний день находится на стадии развития. Хотя модель уже разработана, в области внедрения есть свои трудности. В основном это финансирование.

Проект «Модельная библиотека» - что это такое? Это модель современного хранилища информации для публичного пользования. Стандарт утвержден на шестой ежегодной конференции библиотечной ассоциации России в мае 2001 года. Назначение: предоставить пользователю любую запрашиваемую информацию. Первый опыт произведен на сельских библиотеках Псковской области.

Методы обслуживания: печатные издания, видео- и аудиозаписи, чертежи, программы. Передача при личном обращении или онлайн. Задачи: изменить в лучшую сторону качество жизни городских и сельских жителей, развитие новых, современных интеллектуальных потребностей, облегчение адаптации к ускоряющемуся ритму жизни, помощь в поиске работы или дополнительного занятия, борьба с низким уровнем жизни, получение знаний.

Условия создания современных библиотек возможны при:

  • творческих сотрудниках;
  • поддержке местных органов управления;
  • наличия помещения и оборудования;
  • развитой инфраструктуре.

Что такое современная библиотека? Это понятие имеет широкое значение. В первую очередь стремление соответствовать стандарту высокоразвитых стран. Для эффективной работы нужно перестроить всю деятельность. Автоматизировать информационную обработку, предоставлять ресурсы на электронных носителях.

Основные требования к современной библиотеке

К основным требованиям можно отнести максимальную доступность для населения. В радиусе 3 километров (или 20 минут пешей ходьбы) обязательно должна быть библиотека или филиал. Также она должна иметь удобное для пользователей месторасположение, на пересечении пешеходных путей или около остановки общественного транспорта.

Помещение библиотеки должно быть отдельным, в хранилище соблюдаться температурный и климатический (влажность) режимы. Площадь не менее 80–110 кв. м. Полный комплект оборудования: столы, стулья, стеллажи, техническое оснащение. Противопожарная защита - не менее 1 огнетушителя на 40-50 кв. м пола, в каждом помещении. А также пожарная сигнализация.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о