Какие формы занятий бывают в дополнительном образовании – Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Содержание

Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

Образовательный процесс должен:

  • иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
  • включать разнообразные формы и типы;
  • опираться на существующие сертифицированные программы образования;
  • использовать развивающие методики в работе с детьми;
  • принимать во внимание потребности общества;
  • учитывать региональные и национальные традиции.

Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.

Какие существуют формы занятий

Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

  • лекции – изложение преподавателем предметной информации;
  • семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • дискуссии – постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
  • обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

  • презентацию – публичное представление определенной темы или предмета;
  • защиту проекта – обоснование проделанной работы;
  • круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • мозговую атаку – коллективное решение нестандартных задач;
  • ролевые игры – предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Какие существуют типы занятий

В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:

  • комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
  • подача нового материала;
  • повторение и усвоение пройденного – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
  • применение полученных знаний и навыков – прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия – обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

  • цели и задачи занятия;
  • методы и приемы работы с детьми;
  • задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
  • структура занятия;
  • список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
  • ожидаемые трудности и способы их преодоления;
  • проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

edunews.ru

Современные формы занятий в дополнительном образовании

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно, ведь со временем общество меняется. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет ученикам на пользу. С некоторыми его особенностями вы можете ознакомиться в нашей статье.

Дополнительное образование и его формы. Общая информация

Формы дополнительного образования представляют собой специально организованную деятельность педагогов и учеников. Она направлена на изучение, воспитание и развитие личностных качеств. Процесс обучения в школе или университете существенно отличается от дополнительного образования. Оно имеет менее форматизированный характер и не имеет рамок.

Как правило, ребенок сам выбирает интересный для себя вид деятельности. Выбранные педагогом формы занятий в дополнительном образовании детей играют немаловажную роль, ведь именно от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель выступает в качестве не только главного источника знаний, но и помощника в становлении личности ученика.

Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал. Он также создал формы учебных занятий в дополнительном образовании, которые практикуют многие преподаватели. Выполняя функцию консультанта, учитель оказывает на учеников сильное личностное влияние. Именно поэтому требуется, чтобы преподаватель был самостоятельной и многогранной личностью.

Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у учеников природных задатков и интересов.
  • Быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.
  • Основываться на различных дополнительных методиках. Однако до их практикования они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу. Это необходимо для того, чтобы выяснить, не навредит ли новая методика физическому и психологическому здоровью учащихся.
  • Основываться на развивающих методиках.

Преподаватель дополнительного образования должен знать не только свою предметную область, но и обладать психолого-педагогическими знаниями. Для того чтобы занятие было обучающим, педагог должен тщательно к нему подготовиться и заранее все спланировать. Педагог имеет право самостоятельно подобрать формы, приемы организации занятий дополнительного образования. План проведения урока предполагает следующие этапы:

  • изучение нового материала;
  • закрепление полученных знаний;
  • практическую часть;
  • контроль знаний и умений.

Структура дополнительного занятия. Ошибки допущенные в начале урока

Все формы организации учебного занятия в дополнительном образовании имеют общую структуру. Урок представляет собой модель деятельности педагога и детей. Занятие любого типа содержит в себе последовательность следующих этапов:

  • организация начала урока, постановка задач, а также сообщение плана и темы занятия;
  • проверка знаний, полученных на предыдущем уроке;
  • ознакомление с новой темой.

Неопытные педагоги нередко совершают ошибки на первом этапе занятия. Одна из них – несовпадение установок. В таком случае педагог тщательно готовится к своему уроку, изучает формы проведения занятий в дополнительном образовании, но придя в аудиторию, обнаруживает, что ученики относятся к нему без интереса и разговаривают между собой. Преподаватель начинает нервничать и становится раздраженным. Ученики теряют интерес к занятию.

Еще одна распространенная ошибка неопытных педагогов – отсутствие контакта. В данном случае преподаватель действует автономно, а именно делает записи в документах, перебирает тетради и монотонно объясняет материал, вместо того, чтобы найти язык с учениками и использовать эффективные формы проведения занятий в дополнительном образовании.

Еще одна часто встречаемая ошибка – негативная установка. В данном случае педагог общается с детьми на повышенных тонах или, наоборот, лебезит перед ними.

Педагог должен тщательно готовиться к предстоящим урокам. Тема и сложность материала подбирается в зависимости от возраста учеников, а также их знаний и умений. Методы преподавания должны быть эффективными и разнообразными.

Традиционные формы организации учебного процесса

На протяжении многих лет преподаватели используют традиционные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация данных методов представлена в нашей статье.

К первой традиционной форме относится лекция. Устное изложение той или иной темы развивает творческую мыслительную деятельность учеников. Нередко урок также проводят в виде семинара. Такая форма занятий является групповой. На уроке ученики обсуждают заранее подготовленные доклады или рефераты. Такие традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы и совершенствуют навыки публичных выступлений.

Нередко для изучения того или иного материала педагоги отправляются с учениками на экскурсии. Такой метод изучения информации заключается в групповой поездке или походе. Его целью является осмотр той или иной достопримечательности. Благодаря данному методу и наглядному представлению обогащается чувственное восприятие.

Нетрадиционные методы

Не каждый начинающий преподаватель знает, какие бывают формы занятий в дополнительном образовании. Однако эта информация невероятно важна. Именно от выбранной формы преподавания зависит конечный результат. Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением ученика и учителя. Как правило, преподаватели, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у обучающихся уважение. Они с удовольствием посещают их занятия и с легкостью усваивают новую информацию.

Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей чаще всего используют молодые преподаватели. Нередко применяется метод социодрамы. Он характеризуется ролевой игрой, предопределенной позицией главных героев. Ситуация выбора, от которой зависит ход событий и социально-психологические отношения позволяет ученику осознать свое место в структуре общественных отношений.

Чаепитие – это метод, который также входит в нетрадиционные формы проведения занятий в дополнительном образовании. Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.

Метод под названием “Крепкий орешек” позволяет наладить доверительные отношения в коллективе. Его целью является решение трудных жизненных вопросов коллективно.

Метод защиты проекта также как и вышеперечисленные является достаточно важным, с его помощью ребенок развивает способность проецировать изменения действительности для улучшения жизни.

Чаще всего нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании основываются на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

Разновидности форм занятий в дополнительном образовании

Существуют различные направленности и формы занятий в дополнительном образовании. Перечень основных форм дополнительного обучения вы можете найти в нашей статье. Вы можете также ознакомиться с общей информацией о них.

  1. Кружок – это одна из направленностей форм дополнительного образования. Он может быть как творческим, так и предметным. В кружке дети объединяются по интересам и знаниям. Благодаря этому можно развить их творческие способности. Занятия в кружке преподаватель проводит по специально разработанному плану. При необходимости он может вносить в него свои коррективы. К каждому ребенку преподаватель находит индивидуальный подход. Главной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.
  2. Ансамбль – это творческий коллектив, который исполняет общие музыкально-хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое образование.
  3. Студия – это группа людей, которых объединяют общие интересы, поставленные задачи и деятельность. Основной целью является развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.
  4. Школа – это еще одна направленность формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет между собой несколько взаимосвязанных дисциплин или же направлена на изучение одного конкретного предмета. К особенностям школы можно отнести: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.
  5. Театр – творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику.
  6. Одна из наиболее распространенных форм занятий дополнительного образования – факультатив. Его можно охарактеризовать как вспомогательный процесс основного обучения. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей учеников, углубленное изучение того или иного языка, а также развитие креативного мышления и подготовку некоторых обучающихся к олимпиадам и конкурсам. Существуют как общеобразовательные (на базе школе) факультативы, так и частные.
  7. Школьные факультативы не повторяют материал пройденный в общеобразовательном учреждении. На них ученики получают дополнительный и более глубокий материал. Там также присутствуют формы контроля на занятиях в дополнительном образовании. Преподаватель может проверить как дополнительный, так и основной материал. Однако процесс контроля носит обучающий характер, а не оценивающий. Для того чтобы заинтересовать учеников на факультативе, преподаватель должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартный метод образования.
  8. Занятия с репетитором – это особая форма обучения, которая отличается от общеобразовательных методов тем, что ученик будет обеспечен частным преподавателем и индивидуальной системой изучения предмета, которая подходит именно ему. Однако такие занятия проходят только на платной основе. К особенностям можно отнести частную форму проведения, регулярное повторение пройденного материала и изучение нового, возможность выбора дистанционного, группового или индивидуального изучения. Как правило, репетиторство выбирают тогда, когда необходимо устранить пробелы в знаниях.
  9. Центр творчества и развития – это учебное учреждение, деятельность которого нацелена на дополнительное образование детей. Главная цель такой формы обучения – развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Старшеклассники могут пройти там профильную подготовку. К особенностям можно отнести установленный режим проведения уроков, практические занятия и проведение праздников вместе с родителями.
  10. Клуб – творческое объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также символов и атрибутов. В клубе также присутствует свой устав и традиции.

В нашей статье перечислены различные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация их позволит выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Мастер-класс – одна из наиболее эффективных форм дополнительного образования

Благодаря дополнительному образованию можно развить в человеке абсолютно любого возраста разностороннюю личность. Мастер-класс – это одна из наиболее эффективных форм обучения. Он характеризуется интерактивным занятием, во время которого весь новый материал осваивается на практике. Руководители обмениваются опытом со слушателями. Обычно их проводят с целью повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельные курсы обучения. Мастер-класс может быть посвящен самым разнообразным темам. Во время его проведения ученики не являются пассивными слушателями. Они активно участвуют в обсуждениях, предлагают свои темы для анализа и решения проблем.

На сегодняшний день существует три вида мастер-классов:

  • производственные;
  • учебно-образовательные;
  • учебно-профессиональные.

К основным задачам мастер-классов можно отнести общение, целью которого является усовершенствование навыков, самореализацию, обмен опытом и стимулирование роста творческого потенциала.

Структура мастер-класса включает в себя следующие этапы:

  • вступительная часть;
  • демонстрация опыта;
  • анализ наиболее важных моментов;
  • заключение.

Формы контроля на занятиях в дополнительном образовании, а именно на мастер-классах отличаются тем, что ученику понадобится предоставить выполненную практическую работу. Благодаря ей преподаватель выяснит, как обучающийся усвоил полученный материал.

К преимуществам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • передача опыта от специалиста к ученику;
  • интерактивная форма проведения;
  • возможность ознакомления с авторской методикой.

К отрицательным качествам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • мастер-класс не является ведущей формой обучения;
  • участник должен иметь подготовительную базу по теме.

Вебинар – эффективный метод дополнительного образования

В последнее время особую популярность имеют вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар – это разновидность онлайн-занятий. Его проводит лектор, который специализируется на той или иной теме, в режиме реального времени. Вебинары пользуются популярностью не случайно, ведь ученикам не нужно ехать на занятия. Им необходимо всего лишь зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара требуется установить специальное приложение на свой компьютер. Однако посещение наиболее востребованных занятий необходимо оплатить. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:

  • интерактивное обучение;
  • существенная экономия времени и денег;
  • эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов.

Вебинары имеют и недостатки. К ним можно отнести следующие факторы:

  • обязательное наличие компьютера и интернета;
  • обучение будет полезно только тем, кто настроен на результат.

Вебинар дистанционно объединяет людей, которые работают в абсолютно разных сферах. Он занимает особое место среди иных форм обучения.

Дистанционное репетиторство

Развитие интернет-технологий оказало влияние на все сферы жизнедеятельности. Теперь одна из форм дополнительного образования, а именно репетиторство, может проходить дистанционно. Для этого используют видеосвязь. Обычно дистанционные репетиторы – это молодые специалисты. Педагоги с многолетним опытом чаще всего не доверяют новым технологиям. Для того чтобы воспользоваться услугами преподавателя в сети, необходимо уметь использовать компьютер и интернет. Известно, что удержать внимание слушателя на расстоянии сложнее, чем при реальной встрече. Именно поэтому дистанционный репетитор должен идеально знать свой предмет, а также вести свои уроки на высоком эмоциональном уровне.

Посещать онлайн-занятия могут ученики абсолютно любого возраста. Благодаря этому можно усовершенствовать имеющиеся знания, а также изучить что-то новое.

Заключительная часть урока дополнительного образования

Важную роль при проведении урока дополнительного образования играет не только его вступительная часть, но и заключение. От него зависит желание ученика повторить материал дома. Существуют следующие формы подведения итогов занятия в дополнительном образовании:

  • опрос;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • открытое занятие;
  • концерт;
  • выставка;
  • олимпиада;
  • эссе и другие.

Подводим итоги

На сегодняшний день почти каждый получает дополнительное образование. Существует множество его форм. Все они существенно отличаются друг от друга. С развитием интернет-технологий дополнительное образование перешло на новый уровень. Теперь получить новые знания от преподавателя можно не выходя из дома. Многим такое изменение нравится, однако есть и те, которым оно не пришлось по душе. Благодаря дополнительному образованию можно существенно расширить свой кругозор. Нередко такое обучение также выбирают специалисты, которые желают повысить свою квалификацию.

fb.ru

Современные формы занятий в дополнительном образовании

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно, ведь со временем общество меняется. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет ученикам на пользу. С некоторыми его особенностями вы можете ознакомиться в нашей статье.

Дополнительное образование и его формы. Общая информация

Формы дополнительного образования представляют собой специально организованную деятельность педагогов и учеников. Она направлена на изучение, воспитание и развитие личностных качеств. Процесс обучения в школе или университете существенно отличается от дополнительного образования. Оно имеет менее форматизированный характер и не имеет рамок.

Как правило, ребенок сам выбирает интересный для себя вид деятельности. Выбранные педагогом формы занятий в дополнительном образовании детей играют немаловажную роль, ведь именно от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель выступает в качестве не только главного источника знаний, но и помощника в становлении личности ученика.

Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал. Он также создал формы учебных занятий в дополнительном образовании, которые практикуют многие преподаватели. Выполняя функцию консультанта, учитель оказывает на учеников сильное личностное влияние. Именно поэтому требуется, чтобы преподаватель был самостоятельной и многогранной личностью.

Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у учеников природных задатков и интересов.
  • Быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.
  • Основываться на различных дополнительных методиках. Однако до их практикования они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу. Это необходимо для того, чтобы выяснить, не навредит ли новая методика физическому и психологическому здоровью учащихся.
  • Основываться на развивающих методиках.

Преподаватель дополнительного образования должен знать не только свою предметную область, но и обладать психолого-педагогическими знаниями. Для того чтобы занятие было обучающим, педагог должен тщательно к нему подготовиться и заранее все спланировать. Педагог имеет право самостоятельно подобрать формы, приемы организации занятий дополнительного образования. План проведения урока предполагает следующие этапы:

  • изучение нового материала;
  • закрепление полученных знаний;
  • практическую часть;
  • контроль знаний и умений.

Структура дополнительного занятия. Ошибки допущенные в начале урока

Все формы организации учебного занятия в дополнительном образовании имеют общую структуру. Урок представляет собой модель деятельности педагога и детей. Занятие любого типа содержит в себе последовательность следующих этапов:

  • организация начала урока, постановка задач, а также сообщение плана и темы занятия;
  • проверка знаний, полученных на предыдущем уроке;
  • ознакомление с новой темой.

Неопытные педагоги нередко совершают ошибки на первом этапе занятия. Одна из них – несовпадение установок. В таком случае педагог тщательно готовится к своему уроку, изучает формы проведения занятий в дополнительном образовании, но придя в аудиторию, обнаруживает, что ученики относятся к нему без интереса и разговаривают между собой. Преподаватель начинает нервничать и становится раздраженным. Ученики теряют интерес к занятию.

Еще одна распространенная ошибка неопытных педагогов – отсутствие контакта. В данном случае преподаватель действует автономно, а именно делает записи в документах, перебирает тетради и монотонно объясняет материал, вместо того, чтобы найти язык с учениками и использовать эффективные формы проведения занятий в дополнительном образовании.

Еще одна часто встречаемая ошибка – негативная установка. В данном случае педагог общается с детьми на повышенных тонах или, наоборот, лебезит перед ними.

Педагог должен тщательно готовиться к предстоящим урокам. Тема и сложность материала подбирается в зависимости от возраста учеников, а также их знаний и умений. Методы преподавания должны быть эффективными и разнообразными.

Традиционные формы организации учебного процесса

На протяжении многих лет преподаватели используют традиционные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация данных методов представлена в нашей статье.

К первой традиционной форме относится лекция. Устное изложение той или иной темы развивает творческую мыслительную деятельность учеников. Нередко урок также проводят в виде семинара. Такая форма занятий является групповой. На уроке ученики обсуждают заранее подготовленные доклады или рефераты. Такие традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы и совершенствуют навыки публичных выступлений.

Нередко для изучения того или иного материала педагоги отправляются с учениками на экскурсии. Такой метод изучения информации заключается в групповой поездке или походе. Его целью является осмотр той или иной достопримечательности. Благодаря данному методу и наглядному представлению обогащается чувственное восприятие.

Нетрадиционные методы

Не каждый начинающий преподаватель знает, какие бывают формы занятий в дополнительном образовании. Однако эта информация невероятно важна. Именно от выбранной формы преподавания зависит конечный результат. Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением ученика и учителя. Как правило, преподаватели, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у обучающихся уважение. Они с удовольствием посещают их занятия и с легкостью усваивают новую информацию.

Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей чаще всего используют молодые преподаватели. Нередко применяется метод социодрамы. Он характеризуется ролевой игрой, предопределенной позицией главных героев. Ситуация выбора, от которой зависит ход событий и социально-психологические отношения позволяет ученику осознать свое место в структуре общественных отношений.

Чаепитие – это метод, который также входит в нетрадиционные формы проведения занятий в дополнительном образовании. Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.

Метод под названием “Крепкий орешек” позволяет наладить доверительные отношения в коллективе. Его целью является решение трудных жизненных вопросов коллективно.

Метод защиты проекта также как и вышеперечисленные является достаточно важным, с его помощью ребенок развивает способность проецировать изменения действительности для улучшения жизни.

Чаще всего нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании основываются на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

Разновидности форм занятий в дополнительном образовании

Существуют различные направленности и формы занятий в дополнительном образовании. Перечень основных форм дополнительного обучения вы можете найти в нашей статье. Вы можете также ознакомиться с общей информацией о них.

  1. Кружок – это одна из направленностей форм дополнительного образования. Он может быть как творческим, так и предметным. В кружке дети объединяются по интересам и знаниям. Благодаря этому можно развить их творческие способности. Занятия в кружке преподаватель проводит по специально разработанному плану. При необходимости он может вносить в него свои коррективы. К каждому ребенку преподаватель находит индивидуальный подход. Главной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.
  2. Ансамбль – это творческий коллектив, который исполняет общие музыкально-хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое образование.
  3. Студия – это группа людей, которых объединяют общие интересы, поставленные задачи и деятельность. Основной целью является развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.
  4. Школа – это еще одна направленность формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет между собой несколько взаимосвязанных дисциплин или же направлена на изучение одного конкретного предмета. К особенностям школы можно отнести: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.
  5. Театр – творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику.
  6. Одна из наиболее распространенных форм занятий дополнительного образования – факультатив. Его можно охарактеризовать как вспомогательный процесс основного обучения. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей учеников, углубленное изучение того или иного языка, а также развитие креативного мышления и подготовку некоторых обучающихся к олимпиадам и конкурсам. Существуют как общеобразовательные (на базе школе) факультативы, так и частные.
  7. Школьные факультативы не повторяют материал пройденный в общеобразовательном учреждении. На них ученики получают дополнительный и более глубокий материал. Там также присутствуют формы контроля на занятиях в дополнительном образовании. Преподаватель может проверить как дополнительный, так и основной материал. Однако процесс контроля носит обучающий характер, а не оценивающий. Для того чтобы заинтересовать учеников на факультативе, преподаватель должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартный метод образования.
  8. Занятия с репетитором – это особая форма обучения, которая отличается от общеобразовательных методов тем, что ученик будет обеспечен частным преподавателем и индивидуальной системой изучения предмета, которая подходит именно ему. Однако такие занятия проходят только на платной основе. К особенностям можно отнести частную форму проведения, регулярное повторение пройденного материала и изучение нового, возможность выбора дистанционного, группового или индивидуального изучения. Как правило, репетиторство выбирают тогда, когда необходимо устранить пробелы в знаниях.
  9. Центр творчества и развития – это учебное учреждение, деятельность которого нацелена на дополнительное образование детей. Главная цель такой формы обучения – развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Старшеклассники могут пройти там профильную подготовку. К особенностям можно отнести установленный режим проведения уроков, практические занятия и проведение праздников вместе с родителями.
  10. Клуб – творческое объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также символов и атрибутов. В клубе также присутствует свой устав и традиции.

В нашей статье перечислены различные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация их позволит выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Мастер-класс – одна из наиболее эффективных форм дополнительного образования

Благодаря дополнительному образованию можно развить в человеке абсолютно любого возраста разностороннюю личность. Мастер-класс – это одна из наиболее эффективных форм обучения. Он характеризуется интерактивным занятием, во время которого весь новый материал осваивается на практике. Руководители обмениваются опытом со слушателями. Обычно их проводят с целью повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельные курсы обучения. Мастер-класс может быть посвящен самым разнообразным темам. Во время его проведения ученики не являются пассивными слушателями. Они активно участвуют в обсуждениях, предлагают свои темы для анализа и решения проблем.

На сегодняшний день существует три вида мастер-классов:

  • производственные;
  • учебно-образовательные;
  • учебно-профессиональные.

К основным задачам мастер-классов можно отнести общение, целью которого является усовершенствование навыков, самореализацию, обмен опытом и стимулирование роста творческого потенциала.

Структура мастер-класса включает в себя следующие этапы:

  • вступительная часть;
  • демонстрация опыта;
  • анализ наиболее важных моментов;
  • заключение.

Формы контроля на занятиях в дополнительном образовании, а именно на мастер-классах отличаются тем, что ученику понадобится предоставить выполненную практическую работу. Благодаря ей преподаватель выяснит, как обучающийся усвоил полученный материал.

К преимуществам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • передача опыта от специалиста к ученику;
  • интерактивная форма проведения;
  • возможность ознакомления с авторской методикой.

К отрицательным качествам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • мастер-класс не является ведущей формой обучения;
  • участник должен иметь подготовительную базу по теме.

Вебинар – эффективный метод дополнительного образования

В последнее время особую популярность имеют вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар – это разновидность онлайн-занятий. Его проводит лектор, который специализируется на той или иной теме, в режиме реального времени. Вебинары пользуются популярностью не случайно, ведь ученикам не нужно ехать на занятия. Им необходимо всего лишь зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара требуется установить специальное приложение на свой компьютер. Однако посещение наиболее востребованных занятий необходимо оплатить. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:

  • интерактивное обучение;
  • существенная экономия времени и денег;
  • эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов.

Вебинары имеют и недостатки. К ним можно отнести следующие факторы:

  • обязательное наличие компьютера и интернета;
  • обучение будет полезно только тем, кто настроен на результат.

Вебинар дистанционно объединяет людей, которые работают в абсолютно разных сферах. Он занимает особое место среди иных форм обучения.

Дистанционное репетиторство

Развитие интернет-технологий оказало влияние на все сферы жизнедеятельности. Теперь одна из форм дополнительного образования, а именно репетиторство, может проходить дистанционно. Для этого используют видеосвязь. Обычно дистанционные репетиторы – это молодые специалисты. Педагоги с многолетним опытом чаще всего не доверяют новым технологиям. Для того чтобы воспользоваться услугами преподавателя в сети, необходимо уметь использовать компьютер и интернет. Известно, что удержать внимание слушателя на расстоянии сложнее, чем при реальной встрече. Именно поэтому дистанционный репетитор должен идеально знать свой предмет, а также вести свои уроки на высоком эмоциональном уровне.

Посещать онлайн-занятия могут ученики абсолютно любого возраста. Благодаря этому можно усовершенствовать имеющиеся знания, а также изучить что-то новое.

Заключительная часть урока дополнительного образования

Важную роль при проведении урока дополнительного образования играет не только его вступительная часть, но и заключение. От него зависит желание ученика повторить материал дома. Существуют следующие формы подведения итогов занятия в дополнительном образовании:

  • опрос;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • открытое занятие;
  • концерт;
  • выставка;
  • олимпиада;
  • эссе и другие.

Подводим итоги

На сегодняшний день почти каждый получает дополнительное образование. Существует множество его форм. Все они существенно отличаются друг от друга. С развитием интернет-технологий дополнительное образование перешло на новый уровень. Теперь получить новые знания от преподавателя можно не выходя из дома. Многим такое изменение нравится, однако есть и те, которым оно не пришлось по душе. Благодаря дополнительному образованию можно существенно расширить свой кругозор. Нередко такое обучение также выбирают специалисты, которые желают повысить свою квалификацию.

autogear.ru

Современные формы занятий в дополнительном образовании

Образование

28 ноября 2016

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Это неслучайно, ведь со временем общество меняется. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет ученикам на пользу. С некоторыми его особенностями вы можете ознакомиться в нашей статье.

Дополнительное образование и его формы. Общая информация

Формы дополнительного образования представляют собой специально организованную деятельность педагогов и учеников. Она направлена на изучение, воспитание и развитие личностных качеств. Процесс обучения в школе или университете существенно отличается от дополнительного образования. Оно имеет менее форматизированный характер и не имеет рамок.

Как правило, ребенок сам выбирает интересный для себя вид деятельности. Выбранные педагогом формы занятий в дополнительном образовании детей играют немаловажную роль, ведь именно от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель выступает в качестве не только главного источника знаний, но и помощника в становлении личности ученика.

Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал. Он также создал формы учебных занятий в дополнительном образовании, которые практикуют многие преподаватели. Выполняя функцию консультанта, учитель оказывает на учеников сильное личностное влияние. Именно поэтому требуется, чтобы преподаватель был самостоятельной и многогранной личностью.

Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у учеников природных задатков и интересов.
  • Быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.
  • Основываться на различных дополнительных методиках. Однако до их практикования они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу. Это необходимо для того, чтобы выяснить, не навредит ли новая методика физическому и психологическому здоровью учащихся.
  • Основываться на развивающих методиках.

Преподаватель дополнительного образования должен знать не только свою предметную область, но и обладать психолого-педагогическими знаниями. Для того чтобы занятие было обучающим, педагог должен тщательно к нему подготовиться и заранее все спланировать. Педагог имеет право самостоятельно подобрать формы, приемы организации занятий дополнительного образования. План проведения урока предполагает следующие этапы:

  • изучение нового материала;
  • закрепление полученных знаний;
  • практическую часть;
  • контроль знаний и умений.

Структура дополнительного занятия. Ошибки допущенные в начале урока

Все формы организации учебного занятия в дополнительном образовании имеют общую структуру. Урок представляет собой модель деятельности педагога и детей. Занятие любого типа содержит в себе последовательность следующих этапов:

  • организация начала урока, постановка задач, а также сообщение плана и темы занятия;
  • проверка знаний, полученных на предыдущем уроке;
  • ознакомление с новой темой.

Неопытные педагоги нередко совершают ошибки на первом этапе занятия. Одна из них – несовпадение установок. В таком случае педагог тщательно готовится к своему уроку, изучает формы проведения занятий в дополнительном образовании, но придя в аудиторию, обнаруживает, что ученики относятся к нему без интереса и разговаривают между собой. Преподаватель начинает нервничать и становится раздраженным. Ученики теряют интерес к занятию.

Еще одна распространенная ошибка неопытных педагогов – отсутствие контакта. В данном случае преподаватель действует автономно, а именно делает записи в документах, перебирает тетради и монотонно объясняет материал, вместо того, чтобы найти язык с учениками и использовать эффективные формы проведения занятий в дополнительном образовании.

Еще одна часто встречаемая ошибка – негативная установка. В данном случае педагог общается с детьми на повышенных тонах или, наоборот, лебезит перед ними.

Педагог должен тщательно готовиться к предстоящим урокам. Тема и сложность материала подбирается в зависимости от возраста учеников, а также их знаний и умений. Методы преподавания должны быть эффективными и разнообразными.

Видео по теме

Традиционные формы организации учебного процесса

На протяжении многих лет преподаватели используют традиционные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация данных методов представлена в нашей статье.

К первой традиционной форме относится лекция. Устное изложение той или иной темы развивает творческую мыслительную деятельность учеников. Нередко урок также проводят в виде семинара. Такая форма занятий является групповой. На уроке ученики обсуждают заранее подготовленные доклады или рефераты. Такие традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы и совершенствуют навыки публичных выступлений.

Нередко для изучения того или иного материала педагоги отправляются с учениками на экскурсии. Такой метод изучения информации заключается в групповой поездке или походе. Его целью является осмотр той или иной достопримечательности. Благодаря данному методу и наглядному представлению обогащается чувственное восприятие.

Нетрадиционные методы

Не каждый начинающий преподаватель знает, какие бывают формы занятий в дополнительном образовании. Однако эта информация невероятно важна. Именно от выбранной формы преподавания зависит конечный результат. Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением ученика и учителя. Как правило, преподаватели, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у обучающихся уважение. Они с удовольствием посещают их занятия и с легкостью усваивают новую информацию.

Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей чаще всего используют молодые преподаватели. Нередко применяется метод социодрамы. Он характеризуется ролевой игрой, предопределенной позицией главных героев. Ситуация выбора, от которой зависит ход событий и социально-психологические отношения позволяет ученику осознать свое место в структуре общественных отношений.

Чаепитие – это метод, который также входит в нетрадиционные формы проведения занятий в дополнительном образовании. Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.

Метод под названием “Крепкий орешек” позволяет наладить доверительные отношения в коллективе. Его целью является решение трудных жизненных вопросов коллективно.

Метод защиты проекта также как и вышеперечисленные является достаточно важным, с его помощью ребенок развивает способность проецировать изменения действительности для улучшения жизни.

Чаще всего нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании основываются на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

Разновидности форм занятий в дополнительном образовании

Существуют различные направленности и формы занятий в дополнительном образовании. Перечень основных форм дополнительного обучения вы можете найти в нашей статье. Вы можете также ознакомиться с общей информацией о них.

  1. Кружок – это одна из направленностей форм дополнительного образования. Он может быть как творческим, так и предметным. В кружке дети объединяются по интересам и знаниям. Благодаря этому можно развить их творческие способности. Занятия в кружке преподаватель проводит по специально разработанному плану. При необходимости он может вносить в него свои коррективы. К каждому ребенку преподаватель находит индивидуальный подход. Главной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.
  2. Ансамбль – это творческий коллектив, который исполняет общие музыкально-хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое образование.
  3. Студия – это группа людей, которых объединяют общие интересы, поставленные задачи и деятельность. Основной целью является развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.
  4. Школа – это еще одна направленность формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет между собой несколько взаимосвязанных дисциплин или же направлена на изучение одного конкретного предмета. К особенностям школы можно отнести: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.
  5. Театр – творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику.
  6. Одна из наиболее распространенных форм занятий дополнительного образования – факультатив. Его можно охарактеризовать как вспомогательный процесс основного обучения. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей учеников, углубленное изучение того или иного языка, а также развитие креативного мышления и подготовку некоторых обучающихся к олимпиадам и конкурсам. Существуют как общеобразовательные (на базе школе) факультативы, так и частные.
  7. Школьные факультативы не повторяют материал пройденный в общеобразовательном учреждении. На них ученики получают дополнительный и более глубокий материал. Там также присутствуют формы контроля на занятиях в дополнительном образовании. Преподаватель может проверить как дополнительный, так и основной материал. Однако процесс контроля носит обучающий характер, а не оценивающий. Для того чтобы заинтересовать учеников на факультативе, преподаватель должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартный метод образования.
  8. Занятия с репетитором – это особая форма обучения, которая отличается от общеобразовательных методов тем, что ученик будет обеспечен частным преподавателем и индивидуальной системой изучения предмета, которая подходит именно ему. Однако такие занятия проходят только на платной основе. К особенностям можно отнести частную форму проведения, регулярное повторение пройденного материала и изучение нового, возможность выбора дистанционного, группового или индивидуального изучения. Как правило, репетиторство выбирают тогда, когда необходимо устранить пробелы в знаниях.
  9. Центр творчества и развития – это учебное учреждение, деятельность которого нацелена на дополнительное образование детей. Главная цель такой формы обучения – развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Старшеклассники могут пройти там профильную подготовку. К особенностям можно отнести установленный режим проведения уроков, практические занятия и проведение праздников вместе с родителями.
  10. Клуб – творческое объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также символов и атрибутов. В клубе также присутствует свой устав и традиции.

В нашей статье перечислены различные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация их позволит выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Мастер-класс – одна из наиболее эффективных форм дополнительного образования

Благодаря дополнительному образованию можно развить в человеке абсолютно любого возраста разностороннюю личность. Мастер-класс – это одна из наиболее эффективных форм обучения. Он характеризуется интерактивным занятием, во время которого весь новый материал осваивается на практике. Руководители обмениваются опытом со слушателями. Обычно их проводят с целью повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельные курсы обучения. Мастер-класс может быть посвящен самым разнообразным темам. Во время его проведения ученики не являются пассивными слушателями. Они активно участвуют в обсуждениях, предлагают свои темы для анализа и решения проблем.

На сегодняшний день существует три вида мастер-классов:

  • производственные;
  • учебно-образовательные;
  • учебно-профессиональные.

К основным задачам мастер-классов можно отнести общение, целью которого является усовершенствование навыков, самореализацию, обмен опытом и стимулирование роста творческого потенциала.

Структура мастер-класса включает в себя следующие этапы:

  • вступительная часть;
  • демонстрация опыта;
  • анализ наиболее важных моментов;
  • заключение.

Формы контроля на занятиях в дополнительном образовании, а именно на мастер-классах отличаются тем, что ученику понадобится предоставить выполненную практическую работу. Благодаря ей преподаватель выяснит, как обучающийся усвоил полученный материал.

К преимуществам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • передача опыта от специалиста к ученику;
  • интерактивная форма проведения;
  • возможность ознакомления с авторской методикой.

К отрицательным качествам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • мастер-класс не является ведущей формой обучения;
  • участник должен иметь подготовительную базу по теме.

Вебинар – эффективный метод дополнительного образования

В последнее время особую популярность имеют вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар – это разновидность онлайн-занятий. Его проводит лектор, который специализируется на той или иной теме, в режиме реального времени. Вебинары пользуются популярностью не случайно, ведь ученикам не нужно ехать на занятия. Им необходимо всего лишь зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара требуется установить специальное приложение на свой компьютер. Однако посещение наиболее востребованных занятий необходимо оплатить. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:

  • интерактивное обучение;
  • существенная экономия времени и денег;
  • эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов.

Вебинары имеют и недостатки. К ним можно отнести следующие факторы:

  • обязательное наличие компьютера и интернета;
  • обучение будет полезно только тем, кто настроен на результат.

Вебинар дистанционно объединяет людей, которые работают в абсолютно разных сферах. Он занимает особое место среди иных форм обучения.

Дистанционное репетиторство

Развитие интернет-технологий оказало влияние на все сферы жизнедеятельности. Теперь одна из форм дополнительного образования, а именно репетиторство, может проходить дистанционно. Для этого используют видеосвязь. Обычно дистанционные репетиторы – это молодые специалисты. Педагоги с многолетним опытом чаще всего не доверяют новым технологиям. Для того чтобы воспользоваться услугами преподавателя в сети, необходимо уметь использовать компьютер и интернет. Известно, что удержать внимание слушателя на расстоянии сложнее, чем при реальной встрече. Именно поэтому дистанционный репетитор должен идеально знать свой предмет, а также вести свои уроки на высоком эмоциональном уровне.

Посещать онлайн-занятия могут ученики абсолютно любого возраста. Благодаря этому можно усовершенствовать имеющиеся знания, а также изучить что-то новое.

Заключительная часть урока дополнительного образования

Важную роль при проведении урока дополнительного образования играет не только его вступительная часть, но и заключение. От него зависит желание ученика повторить материал дома. Существуют следующие формы подведения итогов занятия в дополнительном образовании:

  • опрос;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • открытое занятие;
  • концерт;
  • выставка;
  • олимпиада;
  • эссе и другие.

Подводим итоги

На сегодняшний день почти каждый получает дополнительное образование. Существует множество его форм. Все они существенно отличаются друг от друга. С развитием интернет-технологий дополнительное образование перешло на новый уровень. Теперь получить новые знания от преподавателя можно не выходя из дома. Многим такое изменение нравится, однако есть и те, которым оно не пришлось по душе. Благодаря дополнительному образованию можно существенно расширить свой кругозор. Нередко такое обучение также выбирают специалисты, которые желают повысить свою квалификацию.


Источник: fb.ru

monateka.com

Современные формы занятий в дополнительном образовании

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Эпова С.А.

педагог дополнительного образования

Современные формы занятий в дополнительном образовании

Со временем меняется общество в целом, меняются формы занятий и техники преподавания в дополнительном образовании. Именно от выбранной методики зависит конечный результат.

Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет ученикам на пользу. Формы дополнительного образования представляют собой специально организованную деятельность педагогов и учеников. Она направлена на изучение, воспитание и развитие личностных качеств. Процесс обучения в школе или университете существенно отличается от дополнительного образования. Оно имеет менее форматизированный характер и не имеет рамок. Как правило, ребенок сам выбирает интересный для себя вид деятельности. Преподаватель выступает в качестве не только главного источника знаний, но и помощника в становлении личности ученика. Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал. Он также создал формы учебных занятий в дополнительном образовании, которые практикуют многие преподаватели. Выполняя функцию консультанта, учитель оказывает на учеников сильное личностное влияние. Именно поэтому требуется, чтобы преподаватель был самостоятельной и многогранной личностью. Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям: Иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у учащихся природных задатков и интересов. Быть разнообразными по содержанию и характеру проведения. Основываться на различных дополнительных методиках. Однако до их практикования они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу. Это необходимо для того, чтобы выяснить, не навредит ли новая методика физическому и психологическому здоровью учащихся. Основываться на развивающих методиках. Педагог дополнительного образования должен знать не только свою предметную область, но и обладать психолого-педагогическими знаниями. Неопытные педагоги нередко совершают ошибки на первом этапе занятия. Одна из них – несовпадение установок. В таком случае педагог тщательно готовится к своему занятию, изучает формы проведения занятий в дополнительном образовании, но придя в аудиторию, обнаруживает, что ученики относятся к нему без интереса и разговаривают между собой. Педагог начинает нервничать, учащиеся теряют интерес к занятию. Еще одна распространенная ошибка неопытных педагогов – отсутствие контакта. В данном случае педагог действует автономно, а именно делает записи в документах, перебирает тетради и монотонно объясняет материал, вместо того, чтобы найти язык с учениками и использовать эффективные формы проведения занятий в дополнительном образовании. Еще одна часто встречаемая ошибка – негативная установка. В данном случае педагог общается с детьми на повышенных тонах или, наоборот, лебезит перед ними. На протяжении многих лет педагоги используют традиционные формы занятий в дополнительном образовании.

Не каждый начинающий преподаватель знает, какие бывают формы занятий в дополнительном образовании. Однако эта информация невероятно важна. Именно от выбранной формы преподавания зависит конечный результат. Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением педагога и учащегося. Как правило, педагоги, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у обучающихся уважение. Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей чаще всего используют молодые преподаватели. Нередко применяется метод социодрамы. Он характеризуется ролевой игрой, предопределенной позицией главных героев. Ситуация выбора, от которой зависит ход событий и социально-психологические отношения позволяет ученику осознать свое место в структуре общественных отношений. Чаще всего нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании основываются на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх.

Театр – творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику. Благодаря дополнительному образованию можно развить в человеке абсолютно любого возраста разностороннюю личность.

Если подвести итоги, то можно сказать, что на сегодняшний день почти каждый получает дополнительное образование. Существует множество его форм. Все они существенно отличаются друг от друга. С развитием интернет-технологий дополнительное образование перешло на новый уровень. Теперь получить новые знания от педагога можно не выходя из дома. Многим такое изменение нравится, однако есть и те, которым оно не пришлось по душе. Благодаря дополнительному образованию можно существенно расширить свой кругозор. Нередко такое обучение также выбирают специалисты, которые желают повысить свою квалификацию.

infourok.ru

Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В рассматриваемом процессе ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя вид занятий. В то же время педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, педагог тем самым оказывает на детскую аудиторию серьезное личностное влияние. Это накладывает определенные требования – соответствовать той роли, которая на него возложена.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование?

В числе основных требований можно перечислить следующие:

  • Образовательный процесс должен иметь ярко выраженный развивающий характер и быть основан на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
  • Обладать разнообразием форм и типов;
  • Опираться на существующие сертифицированные программы образования;
  • Использовать развивающие методики в работе с детьми;
  • Принимать во внимание потребности общества;
  • Учитывать региональные и национальные традиции.

Необходимо отметить, что для педагога, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогике психологии.

Какие существуют формы занятий

Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные.

Среди традиционных форм можно отметить:

  • Лекции– изложение преподавателем предметной информации;
  • Семинары и коллоквиумы– заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • Конференции– совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • Экскурсии, научные экспедиции– поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • Туристические походы– выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
  • Обучающие игры– моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.

 

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

  • Презентация– публичное представление определенной темы или предмета;
  • Защита проекта– обоснование и представление проделанной работы;
  • Круглый стол– неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • Мозговая атака– решение нестандартных задач в коллективе;
  • Ролевые игры– предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

 Какие существуют типы занятий

Типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в настоящее время:

  • Комбинированные– изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
  • Подача нового материала;
  • Повторение и усвоение пройденного материала– контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • Закрепление знаний, умений и навыков– постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
  • Применение полученных знаний и навыков– прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.

В педагогической деятельности преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия является обязательным требованием. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

  • Цели и задачи занятия;
  • Методы и приемы работы с детьми;
  • Задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
  • Структура занятия;
  • Список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
  • Ожидаемые трудности и способы их преодоления;
  • Проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

dodistok.omsk.obr55.ru

Нетрадиционные формы занятий в учреждении дополнительного образования детей

Разделы:
Общепедагогические технологии


Содержание и многообразие форм
учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь обучающихся
в систему дополнительного образования. Большой
диапазон направлений и сфер образовательной и
социальной деятельности, многообразные формы и
методы, применяемые в образовательном процессе,
позволяют удовлетворять разнообразные
потребности обучающихся и дают им возможность
проявить себя в различных видах творческой и
социальной деятельности. Поэтому сфера
дополнительного образования создает
социально-образовательное пространство, в
котором не только формируются духовные и
нравственные качества личности, нормы
социального общения, но и постоянно реализуются
достижения и ценности науки, культуры,
производства.


В учреждениях дополнительного образования
детей возможности и специфика
социально-педагогической деятельности
позволяет объединять в сотворчестве детей и
взрослых все группы обучающихся – одарённых,
имеющих физические недостатки и т.д. Это
обстоятельство уже само по себе предопределяет
новаторский подход и нетрадиционные формы и
методы организации работы, которые складываются
в практической деятельности педагогов
дополнительного образования детей.


Данный вопрос является актуальным еще и потому,
что в наше время необходимо быть
конкурентоспособным. В настоящее время нашим
детям предлагаются широкие возможности для того,
чтобы занять свой досуг. И педагогам
дополнительного образования необходимо сделать
так, чтобы ребята пришли именно к ним (и не просто
пришли), а остались в объединении на весь период
обучения. А это возможно, если у педагога горят
глаза, если он в постоянном поиске чего-то нового
интересного, если он уходит от обыденных
стандартных занятий, и приглашает обучающихся в
мир дополнительного образования.


Рассмотрение целей и задач учебных занятий,
типологии и структуры занятия и педагогических
требований к нему, особенностей состава
обучающихся помогает осознать важность,
необходимость и сложность выбора путей
совершенствования организации
обучения. Уровень общественного развития
обусловливает усвоение больших объемов знаний,
усложнение самостоятельной
учебно-познавательной деятельности обучающихся,
пересмотра содержания, обогащения форм и методов
обучения.


Взаимодействие структурных компонентов
занятия, характер их связей вытекает из законов,
закономерностей и принципов обучения.


Этим и обеспечивается возникновение
адекватных форм обучения. В последнее
десятилетие начали получать широкое применение
занятия проблемного и развивающего обучения,
различные формы организации групповой,
коллективной и индивидуальной работы. Именно те
формы, которые развивают познавательную
активность, инициативу, творчество. Например,
занятия с использованием элементов деловых игр,
занятия с использованием различных учебных
дисциплин, занятия эвристического и проблемного
обучения и другие. Так, что же такое
нетрадиционное занятие?


В современной литературе существует много
определений данного понятия. Нетрадиционные
формы занятия базируются на понимании
обучающихся как субъекта образовательного
процесса, нацелены на развитие личности
обучающихся, их творческого потенциала и
мотивационно – ценностной сферы. В связи с этим
учебный материал отбирается в соответствии с
критериями проблемности, альтернативности,
критичности, возможности интеграции знаний из
различных научных дисциплин.


Это достигается за счет совместной, творческой
работы педагогов и обучающихся в области
целеполагания, планирования, анализа (рефлексии)
и оценивания результатов учебной деятельности.
Педагог становится координатором в этой
деятельности. Его задача заключается в


стимулировании развития творческого
потенциала обучающихся. Нетрадиционные формы
занятий дают возможность реализовать
качественный подход к оценке результатов.
Принципы, лежащие в основе концепции
нетрадиционных форм занятия, способствуют
развитию самой личности учащихся.


Применение нетрадиционных форм занятий, в
частности занятия-игры, занятия-дискуссии – это
мощный стимул в обучении, это разнообразная и
сильная мотивация. Посредством таких занятий
гораздо активнее и быстрее происходит
возбуждение познавательного интереса, отчасти
потому, что человеку по своей природе нравится
играть, другой причиной является то, что мотивов
в игре гораздо больше, чем у обычной учебной
деятельности. На нетрадиционных занятиях
активизируются психические процессы
обучающихся: внимание, запоминание, интерес,
восприятие, мышление. Конечно нестандартные
занятия необычные по замыслу, организации,
методике проведения, больше нравятся
обучающимся, чем будничные учебные занятия со
строгим и установленным режимом работы. Поэтому
практиковать такие занятия следует всем
педагогам. Чаще всего такие занятия проводятся в
системе дополнительного образования, так как
специфика дополнительного образования – это
принцип свободы выбора, реальная возможность
творческого и нестандартного подхода к
содержанию, методам и формам образовательного
процесса.


Таким образом, нетрадиционные занятия – это
занятия, которые отличаются по организации
деятельности, по структуре содержания, по
использованию в подготовке средств обучения, а
также по характеру взаимоотношений педагог -
обучающийся. Нетрадиционное занятие отличается
от традиционного: по подготовке и проведению; по
структуре занятия; по взаимоотношениям и
распределениям обязанностей между педагогом и
обучающимися; по подбору учебных материалов и
критериям их оценки; по методике оценки
деятельности обучающихся; по структуре анализа
занятия.


Нетрадиционные занятия – это неординарные
подходы к преподаванию учебной дисциплины. Цель
их предельно проста: оживить скучное, увлечь
творчеством, заинтересовать обыденным, так как
интерес – это катализатор всей учебной
деятельности. Нетрадиционные занятия – это
всегда праздники, когда активны все обучающиеся,
когда каждый имеет возможность проявить себя в
атмосфере успешности. Эти занятия включают в
себя все разнообразие форм и методов, особенно
таких, как проблемное обучение, поисковая
деятельность, межпредметные и внутрипредметные
связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается
напряжение, оживляется мышление, возбуждается и
повышается интерес к образовательной программе
в целом.


Но, не смотря на все плюсы многие педагоги
продолжают придерживаться структуры
традиционного занятия при выполнении любой
дидактической задачи, будь то формирование новых
знаний или выработка навыков. Это объясняется не
только теоретической неразработанностью
структуры современного занятия. Умственный
навык построения традиционного занятия,
выработавшийся у педагогов в течение
десятилетий, стал своего рода психологическим
барьером, преодоление которого возможно только
путем осознания того, что изложение, закрепление
не главная цель педагога и что занятие можно
построить на основе других целей по другой
дидактической схеме.

9.05.2011

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о