Какой урок можно извлечь из сказки о золотом петушке – Какой урок можно извлечь из «Сказки о золотом петушке»?: davidaidelman

Какой урок можно извлечь из «Сказки о золотом петушке»?: davidaidelman

Автор только отправитель текста, уроки извлекает получатель - читатель.

Сегодня наткнулся в ЖЖ на пост re_minor, которая задумалась над вопросом какой собственно урок предлагает извлечь Александр Сергеевич Пушкин из «Сказки о золотом петушке».

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Первый по-настоящему глубокий анализ текста сделала Анна Ахматова, которая прочитала этот текст как политическую сатиру и установила ее прямой источник — „Легенду об арабском звездочете” из „Альгамбры” (1832) Вашингтона Ирвинга. Главную тему, центральный мотив сказки Ахматова видела в ссоре звездочета с вероломным царем, нарушившим данное им слово. Ну дальше понятно: мудрецы и владыки, сатира на "неблагодарного" царя и т.д.

За Ахматовой поперла вечно обиженная и гонимая русская интеллигенция, которую власть типа не ценила и по лбу жезлом шлепала. А это и больно, и обидно.

С Ахматовой скорее всего соглашаются и большинство пушкиноведов. Причем не только российских, но и зарубежных, которые тоже знают, что история российской литературы – это история ее преследований со стороны деспотической власти. В работе американского слависта Коджака «Сказка о золотом петушке» ставится в ряд историко-философских произведений типа «Бориса Годунова». Гибель Дадона, как считает исследователь, символизирует обреченность непросвещенной деспотической власти и, более конкретно, правящей династии, — гибель, морально санкционированную народом, присутствующим в последней сцене.

Правда, с самого начала были и оппоненты данной версии. Например, великий пушкинист Бонди.

Великие произведения - как правила многозначны и многослойны. Копать и копать. Понятно, что произведение Пушкина, того же «Евгения Онегина», можно прочитать на уровне 8-го класса средней школы, а можно и на уровне Владимира Набокова, который увековечил его в четырехтомный комментарии.

Причем прочитать великое произведение - это создать его заново из кирпичиков собственного душевного опыта, своего понимания, интуиции, фантазии.

Главное тут – СОБСТВЕННОЕ впечатление, без оглядки на примечания.

И от того, что большинство исследователей согласны с точкой зрения Ахматовой, вовсе не следует, что мы с этим должны согласиться.

А вы как думаете, вопросом какой собственно урок предлагает извлечь Александр Сергеевич Пушкин из «Сказки о золотом петушке»?

davidaidelman.livejournal.com

Урок литературного чтения в 4-м классе по сказке А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели:

  • научить анализировать поступки героев;
  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Оборудование: учебник, выставка книг нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!» (слайд № 1)

– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

1. Назовите автора семи сказок: (слайд № 2)

И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина: (слайд № 3)

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»: (слайд № 4)

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей

– Тема сегодняшнего урока… (слайд № 5) А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

3. Сообщение целей урока (слайд № 6)

4. Повторение (слайд № 7)

Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.

– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

На доске высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год написания (слайды № 8 – № 23)

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831 (слайд № 8–11).
  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 (слайд № 12–14).
  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 (слайд № 15–17).
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833 (слайд № 18–20).
  • «Сказка о золотом петушке», 1834 (слайд № 21–23).

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.

5. Работа по «Сказке о золотом петушке»

– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

(На слайде № 24 поочередно выходят слова, характеризующие царя Дадона.)

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя?

(Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость

царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет (слайд № 25). (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?


Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

6. Физминутка.

– Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.

7. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? (Слайд № 26)

Петушок

верный
справедливый

(На слайде поочередно выходят слова, характеризующие петушка)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

8. Работа с пословицами и поговорками (слайд № 27)

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

(На слайде появляются пословицы и поговорки)

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.
  • Правда суда не боится.
  • По правде и сила.
  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

9. Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

10. Итог урока

– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок.)
– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина (слайд № 28):

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

11. Выставление оценок

Приложение 1

6.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке"(2 урок)

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «К»

Дата: 10.10.2017

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»(Урок №2)

Цель: формировать умение определять художественные особенности сказки.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о литературной сказке

  • Развивать умение определять художественные особенности сказки

  • Содействовать воспитанию чувства справедливости

Тип урока: Урок развития знаний и умений учащихся

Методы:словесный, практический;

Формы работа:индивидуальная, фронтальная;

Оборудование: тетрадь, учебник;

Ход урока

1.Организационный момент. Позитивный настрой

Касаются ладонями, предают друг другу лучики тепла.

2.Мотивация познавательной деятельности

Предлагает работу над пословицей: «За доброту добром воздается, а за зло воздается злом»

- Можно ли эту пословицу применить к сказке о Золотом петушке? Аргументируйте ответ.Объясняют смысл пословицы. Высказывают свое мнение;

3.Проверка домашнего задания

Вопросы:

–Что такое литературная сказка?

- Чем она отличается от народной?

Вопросы по сказке (1 части):

-Как звали царя,жившего в тридевятом царстве, в тредесятом государстве?(Дадон)

-Почему царь Дадон никак не мог отойти на покой?(соседи нападали)

- К кому обратился царь Дадон за помощью, когда стали нападать соседи? (к мудрец-звездочету)

- Какая птица стала верным сторожем царя Дадона? (золотой петушок)

- Что должен был сделать петушок, когда учует опасность?Найти в тексте строчки.

-Какая награда была обещана царем мудрецу-звездочету за петушка?(любое желание)

-Сколько времени никто не беспокоил царстов Дадона?(год,другой)

-Откуда пришла беда в царстов Дадона? (с востока)

-Сколько сыновей царя Дадона принимало участие в сражениях?(2)

-Что предпринял царь Дадон в третий раз?(отправился сам)

-Как вы думаете , что нашел Дадон, когда привел войско в горы?

4.Работа над второй частью текста

Прием «чтение по цепочке» стр 43-46

5. Работа над не понятными словами.

Шелом- шлем война

Латы-доспехи воина

Мурава-молодая зеленая трава

Шамаханская царица-восточная царица

Яства-разная вкусная еда

Парча-ткань с узором

Колесница- пассажирская повозка, где конь служит средством передвежения.

Сарачинская шапка- арабская шапка

Скопец- мудрец-звездочет

Накладно-невыгодно

Жезл-металлическая, украшенная драгоценностями трость, символ царской власти

Ничком – лицом вниз.

Физминутка:

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царица молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела»

4.Анализ прочитанного.

Продолжим обсуждение литературного произведения и ответим на следующие вопросы:

- Что в сказке реально, а что волшебно?

-Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

- Что случилось с царскими сыновьями и их войсками?(погибли)

-Кто вышел из богатого шатра?(Шамаханская царица)

Почему царь не долго горевал над убитыми сыновьями?(он забыл про них)

-Как долго пировал царь с олодой царицей?(неделю)

-С какой дерзкой просьбой обратился к царю мудрец?(подарить царецу)

-Выполнил ли его просьбу разгневанный царь?(нет)

-Чем угощала шамаханская царица царя Дадона?(разными яствами)

-В каком головном уборе стоял мудрец-звездочет в толпе, которую приветствовал царь Дадон?(в сарачинской шапке белой)

-Как. Кем и за что был наказан царь Дадон?

-Какими качествами Пушкин наделил петушка?

-Склько раз петушок выручал царя?

- Чему уит эта сказка?

-Какими словами хаканчивается сказка? Как вы их понимаете?

5. Творческое задание

Нарисовать «Царя Дадона »

6.  Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

7.Итог урока.

Домашнее задание . Читать стр. 43-46.вопросы и задания. Краткий пересказ

Гуманитарный колледж

Разработка урока по литературному чтению

В 3 «К» классе

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке (2 урок)»

Подготовила:Салтыкова В.Д______

Методист: Искакбаева Ш.О______

Учитель:Шахметова Ж.Д______

Оценка:_______

Астана 2017

multiurok.ru

Конспект урока на тему " А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке"

План – конспект открытого урока.

Внеклассное чтение. Литературная сказка

«А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

(5 класс)

Подготовил:

учитель русской словесности

Зайцева О. В.

Тема урока: Внеклассное чтение. Литературная сказка «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели: учить относить сказку к разряду, доказывать выбранный разряд опираясь на текст сказки, анализировать поступки героев сказки, закрепить знания о произведениях Пушкина А. С.; обучать выразительному чтению; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к литературной сказке, творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование: учебник, карточки с силуэтами петушков.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Если у вас на столе есть учебник поставьте руку на локоток, дневник другую руку на локоток, тетрадь, пенал опустили руку. Посмотрели друг на друга если все сидят одинаково значит все готовы к уроку.

2. Актуализация знаний

- сейчас я скажу несколько предложений, а вы попробуете выяснить, что объединяет эти слова, это и будет темой нашего урока:

    • В некотором царстве, в некотором государстве

    • Жили – были дед и баба

    • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

      • Мы с вами будем работать по сказкам.

      • На какие группы можно разделить сказки по авторству?

      • Как делят группы по разряду?

      • Для чего создавались сказки?

    • А вот по какого автора вы сейчас сами ответите.

    1. Я предлагаю вам три автора, выберите одного и объясните, почему выбрали именно его

    И.А. Крылов
    А.С. Пушкин
    В.А. Жуковский

    Мы выбрали автора и сказку, значит целью нашего урока будет продолжать знакомство с творчеством Пушкина и его литературными сказками.

    Отгадайте загадку: «всех я вовремя бужу хоть часов не завожу…»

    Назовите сказку А.С. Пушкина, где героем является петух:

    «Кот, петух и лиса»
    «Кукушка и Петух»
    «Сказка о золотом петушке»
    «Петушок–золотой гребешок»

    3. Работа по «Сказке о золотом петушке»

    - Давайте вспомним начало сказки. Благодаря зачину сказки мы окунаемся в таинственный сказочный мир, знакомимся с героями, видим завязку сюжета.

      Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».

      Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

      – Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

      задиристый
      грозный
      жадный
      злой
      глупый
      жестокий
      своенравный

      – Докажите словами текста, что царь был задиристым.

      (И соседям то и дело
      Наносил обиды смело)

      – т.е. право определял силой.


        – Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)

          (Инда плакал царь Дадон,
          Инда забывал и сон.)

          – В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

          (Вот он с просьбой о помоге
          Обратился к мудрецу.)

          – Почему вы считаете, что царь был жадным?

          (Должен был он содержать
          Многочисленную рать.)

          – Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

          –Докажите злость Дадона.

          (Со злости Инда плакал)

          – А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

          – Когда проявилась глупость царя?

          (Волю первую твою
          Я исполню, как мою)

          – В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

          - Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

          Словарная работа:

          Инда – иногда

          Рать – войско

          Звездочет, мудрец- тот, кто предсказывал будущее

          Темя – часть головы

          Стан – место для остановки, передышки

          Надгробного кургана – захоронения

          – Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)

          – Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

          – О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

          – Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

          – Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

          Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

          – Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

          –Докажите словами текста

          (Или бес в тебя ввернулся?
          Или ты с ума рехнулся?
          Что ты в голову забрал?
          Я, конечно, обещал,
          Но всему же есть граница!
          И зачем тебе девица?
          Полно, знаешь ли, к тоя?)

          – Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

          (Плюнул царь: «Так лих же: нет!
          Ничего ты не получишь…

          Убирайся, цел пока!
          Оттащите старика!»

          Царь хватил его его жезлом
          По лбу; тот упал ничком,
          Да и дух вон.)

          – Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

            Физминутка.

            И царица хохотать

            И плечами пожимать

            И подмигивать глазами,

            И прищелкивать перстами

            И вертеться подбочась,

            Гордо в зеркальце глядясь.

            Но царица молодая

            Тихомолком расцветая,

            Между тем росла, росла,

            Поднялась и расцвела»

            4. Продолжение работы над сказкой

            – Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

            – Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?

            Петушок

            верный
            справедливый

            (На слайде поочередно выходят слова, характеризующие петушка)

            – Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

            – Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

            – Когда петушок проявил справедливость?

            (Петушок спорхнул со спицы;
            К колеснице полетел
            И царю на темя сел.
            Встрепенулся, клюнул в темя
            И взвился…и в то же время
            С колесницы пал Дадон!)

              5. Работа с пословицами и поговорками.

              – Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

              • Не рой другому яму – сам туда попадешь.

              • Правда суда не боится.

              • По правде и сила.

              • Пока жареный петух в голову не клюнет…

              – Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

                • Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

                6. Рефлексия

                (У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

                - У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какими положительными качествами наделён петушок в сказке, за пределами контура петушка напишите отрицательные качества царя Дадона, с которыми петушок боролся.

                  7. Закрепление.

                  – Давайте закрепим, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

                  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831 г.

                  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 г.

                  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 г.

                  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833 г.

                  • «Сказка о золотом петушке», 1834 г.

                  8. Итог урока

                    • Итог урока хочу подвести вашими мыслями.

                    • Чему научила вас эта сказка?

                    • Чему учат все сказки Пушкина?
                      – Закончить наш урок я хочу словами Пушкина:

                    «Сказка ложь, да в ней намек!
                    Добрым молодцам урок»

                    9. Выставление оценок, оценивание работы учащихся.

                    10. Домашнее задание:

                    подобрать загадки, так чтобы отгадка были герои сказок, или же предметы их сказок Пушкина, если не получится найти, попробуйте составить загадку сами.

                    kopilkaurokov.ru

                    Конспект урока литературного чтения на тему "А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке" (4 класс)

                    Урок литературного чтения

                    4 класс

                    «А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке»

                    Немыкина Л. А., учитель начальных классов

                    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Белгорода»

                    Цели урока: 1)организовать деятельность детей для знакомства со «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина как одним из жанров произведений писателя;

                    2)содействовать развитию умения определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям;

                    3)способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения;

                    4) создать условия для воспитания интереса к художественной литературе, желания читать книги.

                    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

                    Ход урока

                    1. Организационный момент

                    - Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А. С. Пушкина.

                    Учащиеся рассматривают портрет

                    2. Актуализация знаний

                    Сценка «А. С. Пушкин и няня». Ученица, одетая как няня, сидя на стуле, вяжет носок. Рядом сидит А. С. Пушкин и, смотря в окно, сочиняет стихи:

                    Наша ветхая лачужка

                    И печальна и темна.

                    Что же ты, моя старушка,

                    Приумолкла у окна?

                    Или бури завываньем

                    Ты, мой друг, утомлена,

                    Или дремлешь под жужжаньем

                    Своего веретена?

                    - Ребята, вы узнали этих людей?

                    - Верно. Это наш замечательный поэт А. С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.

                    Рассматривание портрета

                    Арина Родионовна знала много сказок и была мастерицей их рассказывать. Впоследствии великий поэт скажет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма!»

                    Рассматривание иллюстрации

                    - Давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.

                    Ребята называют сказки.

                    («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», которую Пушкин так и не дописал.)

                    На экран последовательно выводятся названия сказок.

                    - А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. Самостоятельная работа.

                    - Если вы кроссворд разгадаете правильно, то в выделенном столбике появится известное вам слово.

                    Ребята получают кроссворды.

                    1.

                    2.

                    3.

                    4.

                    5.

                    6.

                    1. Один из главных героев «Сказки о попе и работнике его Балде».

                    2. Герой сказки «Золотой петушок».

                    3. Сказочные предметы белочки из «Сказки о царе Салтане…».

                    4. Волшебный предмет, который помогал Царице из «Сказки о мертвой царевне…».

                    5. Так звали королевича в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

                    6. Орудие труда, которое помогало старику ловить рыбу в сказке «О рыбаке и рыбке».

                    Проверяют самостоятельно.

                    - Сегодня мы познакомимся со «Сказкой о золотом петушке».

                    Рассматривание обложки

                    3. Работа над «Сказкой о золотом петушке»

                    (учебник «Литературное чтение, часть первая, Ефросинина Л. А., с. 60 -64»)

                    а) словарная работа в парах

                    - В этой сказке нам встретится много устаревших слов. Попробуйте сами определить их значение.

                    (Учащиеся получают листочки, на которых в одном столбике написаны слова, а в другом их значения. Ребята должны стрелочкой соединить слово с его лексическим значением)

                    Негде черт, нечистая сила

                    Ратные дела доспехи, броня

                    Рать восьмой

                    Лихие где-то

                    Инда восточный головной убор

                    Скопец, мудрец даже

                    Бранной военные, боевые

                    Стан войско

                    Шеломы злые

                    Осьмой старец

                    Латы военной от слова брань

                    Сарачинская шапка шлемы

                    Бес военный лагерь

                    Проверка: учащиеся называют слово и его значение. На экране появляется стрелка, которая показывает правильный ответ.

                    б) чтение сказки учителем и сильными учениками

                    4. Физкультминутка

                    5. Продолжение работы над сказкой

                    в) работа по содержанию

                    - Почему это произведение можно назвать сказкой?

                    - Назовите героев сказки.

                    - Как Пушкин относится к Дадону? Каким он его «нарисовал»?

                    (ответы детей)

                    - Докажите, что он был грозным. (Смолоду был грозен он…)

                    - В чем проявилась его беспомощность? (Вот он с просьбой о помоге…)

                    - Злой. (Со злости инда плакал царь Дадон..)

                    - А можно ли назвать царя глупым? ( Да, т.к. пообещал выполнить первую же волю мудреца, не думая о последствиях).

                    - А вы знаете, что имя Дадон означает неуклюжий, нескладный, несуразный человек. Поэтому Пушкин его так и назвал.

                    - Держит ли царь данное им слово? (Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я?) (Не держит данное им слово)

                    - В чем проявляется жестокость царя? (Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.)

                    - Каким героем является царь: положительным или отрицательным?

                    Последовательно появляются слова, характеризующие царя Дадона.

                    - В сказках всегда есть добро и зло. Если Дадон олицетворение зла, то кто является символом добра и справедливости? (Петушок).

                    - Какими качествами Пушкин наделил золотого петушка? (Верный, ответственный, справедливый).

                    - Докажите, что петушок был справедливым и верным. (Верный сторож как со снаВстрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон…)

                    - В чем проявилась ответственность петушка? (Трижды спасал государство от набегов врагов).

                    Проверка

                    г) самостоятельная работа в тетради «Литературное чтение № 1»

                    - Выполните задание № 2, с. 45

                    Задание № 2

                    -Чему учит сказка? Выберите ответ или напишите свой.

                    защищать свое царство ____________________

                    владеть золотым петушком ____________________

                    держать данное слово ____________________

                    Проверка

                    - Подберите пословицу, которая выражает главную мысль произведения.

                    Ребята читают и выбирают правильный ответ

                    6. Обобщение

                    -Наш урок мне хочется закончить словами

                    «Сказка ложь, да в ней намек!

                    Добрым молодцам урок!»

                    - Как вы понимаете эти слова?

                    Дети читают

                    7. Рефлексия

                    8. Итог урока

                    9. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из сказки.

                    Литература:

                    1. Конодюк О. Как Арина Родионовна, няня А. Пушкина, стала для поэта «наперсницей волшебной старины»? // Интернет- журнал Школа Жизни.ру. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-36844/

                    2. Сказки Пушкина. Сказка о золотом петушке. Картинки http://www.skazkivcem.com/index.php/en/skazki-pushkina/skazka-o-zolotom-petushke

                    infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о