Каковы ведущие потребности и интересы детей – Каковы ведущие потребности и интересы детей. Частые вопросы. PsihoLive.ru

Содержание

Каковы ведущие потребности и интересы детей. Частые вопросы. PsihoLive.ru

8 Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Школьникам. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Свежие новости

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Администрации сайта.

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения Администрации сайта.

http://humanitar.ru/page/ch2_8

8 Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Школьникам. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Свежие новости

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Администрации сайта.

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения Администрации сайта.

http://humanitar.ru/page/ch2_8

Потребности ребенка в младшем школьном возрасте

Остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу. Многие дети, сдерживая себя на уроке, проявляют особую подвижность на перемене, причем так усиленно бегают и прыгают, что утомляются и этим снижают свою работоспособность на уроке. Вот почему учитель, так же как и воспитатель детского сада, должен уметь организовывать их досуг, включив подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке.

У ребенка мотивы обучения могут быть внутренними и внешними.

1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности:

2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки за материальное вознаграждение, т.е. главное - какая-то награда, а не получение знаний.

K III классу значимым фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. Это происходит потому, что у учащегося появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками. Вот почему к III классу положительные или отрицательные мотивы учения во многом зависят от настроя коллектива. Если в классном коллективе воспитано здоровое отношение к учению, то оно постепенно распространяется на всех, если же коллектив безразличен к успехам в учебе или отрицательно к ним относится, то отдельные ученики быстро поддаются этой обстановке. Задачи учителя, таким образом, - учитывать настрой класса и его влияние на учащихся.

Особо следует выделить и подчеркнуть значимость интереса к самому процессу познания. Уже в дошкольном возрасте выделяются маленькие исследователи - дети, стремящиеся сами открывать для себя мир. Проявление такого интереса у ребенка означает его постоянную познавательную активность без всяких специальных стимулов. Отмечается, что для детей с ярко выраженным интересом к познанию сам этот процесс доставляет большое удовольствие. Ныне действующая программа для начальных классов предусматривает высокий уровень умственного развития детей, ставит своей целью в первую очередь пробудить их интерес к процессу познания как важнейшему в структуре учебных мотивов младшего школьника. Итак, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и, соответственно, постоянная работа учителя по развитию положительных, социально значимых мотивов учения - первостепенный фактор в развитии личности младшего школьника.

Учебная деятельность, являясь индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных связей и взаимоотношений. По сравнению с дошкольным детством круг общения младшего школьника сужается. Как подчеркивалось выше, в первую очередь для него значима личность учителя, который вводит ребенка в учебную деятельность. Педагог для него - главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение с учителем и направлен младший школьник. В первое время обучения он также воспринимает одноклассников через учителя и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив.

На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, причем личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.

Ребенок живет «здесь и сейчас»

Занимаясь развитием учебных навыков, специальных способностей (художественных, музыкальных, спортивных и т.п.), а также волевых и нравственных качеств личности, родителям не следует сильно полагаться на самого ребенка.

Ребенок 7-10 лет может вспоминать и описывать события, которые происходили с ним в 4-5 лет. У него уже есть личное прошлое. Однако, будущее младшего школьника, в целом, абстрактно и размыто (больших перемен там не предвидится).

«Правильная» позиция ребенка

Ребенка 7-10 лет нельзя исследовать тестами (темперамента) для подростков: он дает неадекватную, непредусмотренную реакцию на шкалу лжи («Детский Айзенк»). Ребенок 7-10 лет искренно считает, что ему «можно доверить любую тайну», что он «всегда ест то, что ему подают», что он «никогда не шумит в классе, когда нет учителя», что он «всегда сначала делает уроки, а все остальное потом» и т.п. Это не ложь! Это естественное стремление младшего школьника самоутвердиться в нормативном поведении.

http://studbooks.net/719441/psihologiya/potrebnosti_rebenka_mladshem_shkolnom_vozraste

Комментариев пока нет!

psiholive.ru

Пять основных потребностей ребенка - Психологос

Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Я назвал их основными, поскольку успешная реализация этих надобностей - краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности - словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.

  1. Потребность в уважении
  2. Потребность ощущать собственную значимость
  3. Потребность принятия
  4. Потребность чувствовать связь с окружающими
  5. Потребность в безопасности

Любовь

Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, - наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.

Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью - они долгое время жили порознь. «Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? - спрашивает мать. - Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»

Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю». Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться. Если любви нет в поступках супругов - то все труднее верить словам.

Большинство родителей действительно любят своих детей - это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне - и все будет отлично.

Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.

Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Вот почему слово «любовь» в моем восприятии - скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно. Залог эмоционального здоровья ребенка - стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают - это и есть лучший способ доказать свою любовь.

Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение - вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, - нередко это становится их подсознательным убеждением. См. →

Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления. См. →

Потребность принятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши - они просто существуют. Принимать - не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка - это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться - их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием. См. →

Потребность чувствовать связь с окружающими

Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних. См. →

Потребность в безопасности

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Искусство обхождения с детьми - это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным. См. →

www.psychologos.ru

Основные потребности ребенка

Потребности ребенка в разные периоды жизни отличаются лишь степенью выраженности. В данной статье рассмотрим базовые детские психологические потребности и выясним, что рекомендуют психологи сделать родителям, чтобы удовлетворить каждую из них.

Содержание:

  1. Классификация базовых потребностей по Маслоу
  2. Основные психологические потребности детей
  3. Потребность в безопасности
  4. Потребность в принадлежности к группе
  5. Потребность в уважении и признании
  6. Потребность в саморазвитии

Классификация базовых потребностей по Маслоу

Несмотря на то, что родители действительно любят своих детей, они далеко не всегда умеют вести себя так, чтобы дети действительно чувствовали себя любимыми. Чтобы сделать своего ребенка счастливым, необходимо понимать какие психологические потребности для него являются базовыми.

Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что все потребности человека являются врожденными, а также описал их как иерархическую систему доминирования, состоящую из пяти уровней.

  • На первом, базовом уровне – физиологические потребности.
  • На втором уровне, более высоком – потребность в безопасности. Для человека не станет ведущей потребность более высокого ранга, если потребности более низкого уровня не удовлетворены. Так, например, человек не будет думать о безопасности, если он голодает.
  • На третьем уровне ­– потребность принадлежности к какой-то социальной группе, например семье, рабочему коллективу.
  • Четвертый уровень – потребность в уважении и признании.
  • Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте.

У разных людей степень выраженности той или иной потребности варьируется в зависимости от их психологического склада. Для некоторых людей остаются ведущими потребности низших уровней, а к высшим они никогда не испытывают большого устойчивого интереса.

Данная теория потребностей обращает внимание родителей и педагогов на тот факт, что дети не станут стремиться к развитию, если в первую очередь не будут удовлетворены их потребности в безопасности, принадлежности к группе и уважении.

Основные психологические потребности детей

Даже при должном присмотре без удовлетворения базовых психологических потребностей дети замирают в развитии. Например, психологи установили, что физический тактильный контакт младенца с матерью или другим взрослым, который заботится о ребенке, – необходимый фактор для нормального роста детского организма. А младенцы, полностью лишенные общения со взрослыми, получают задержки в умственном развитии.

По мере взросления дети переживают кризисы роста, которые делают более актуальными те или иные психологические потребности. Так, к основным психологическим потребностям ребенка дошкольного возраста можно отнести: до трех лет – общение, эмоциональные связи с другими людьми, потребность в познании; с трех до семи лет – уважение, независимость. Основные потребности детей младшего школьного возраста – признание, самоактуализация; детей подросткового возраста – принадлежность к группе, независимость.

Уровни потребностей по Маслоу дают подсказку родителям и педагогам, на какие действия необходимо ориентироваться в воспитании ребенка.

Потребность в безопасности

Правила и порядки, которые навязывают родители своим детям в процессе воспитания, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности.

Вседозволенность, отсутствие поддержки опытного человека, который даст совет, как действовать в новой незнакомой ситуации, порождает чувство тревоги. Даже бунтующему подростку важно знать, что в случае чего мама и папа подстрахуют, что можно им довериться и обратиться за помощью.

Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.

Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах. Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.

Если же дело дошло до развода, нужно быть максимально деликатным. Дети в таких ситуация испытывают вину и страх, ощущают себя брошенными и ненужными. Заверить в своей неизменной любви – обязательный шаг в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности. Однако важно сделать еще одну вещь: помочь ребенку увидеть дальнейшее будущее в условиях развалившейся семьи. Ведь казавшийся таким стабильным и понятным мир ребенка разрушен. Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка.

Потребность в принадлежности к группе

Данный мотив не стоит в приоритете среди потребностей детей дошкольного возраста, становится более актуальным у школьников и достигает максимальной значимости у подростков. Но даже маленьким детям обидно чувствовать себя изолированными, когда от их общества отмахиваются, ссылаясь на их юный возраст.

С детьми можно и нужно обсуждать финансовые вопросы и рабочие проблемы родителей. Конечно, не стоит этого делать в тревожно-пессимистическом ключе. Но, приобщая детей к этой части жизни, можно дать им почувствовать себя частью «семейной команды», научить их ответственности и показать пример того, как справляться с жизненными трудностями. Хорошим способом приобщить ребенка к кругу взрослых может стать семейный совет, на котором будут сообща решаться различные бытовые и семейные проблемы. Принимая участие в таких обсуждениях, ребенок чувствует ценность своего мнения для родителей и осознает важность своей роли в жизни семьи.

Ощущая крепкую связь со своими близкими, ребенку проще противостоять негативным влияниям извне и избежать попадания в плохую компанию подростков. Ведь такая очень важная потребность, как желание быть частью значимой группы, уже удовлетворена как минимум в кругу семьи.

Потребность в уважении и признании

К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом.  Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.

Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.

Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.

Читайте также «Как воспитывать детей без криков и наказаний?«

Потребность в саморазвитии

Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

 

Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.

Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.

Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.

sovety4mom.ru

Потребности личности - социальные, психологические, духовные

Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.

Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена  биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Потребности и мотивы личности

Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.

Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.

Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.

Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Духовные потребности личности

Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.

Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:

  • К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
  • Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
  • Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.

Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться  на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.

Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:

  • потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
  • потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
  • удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
  • в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
  • процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.

По своему содержанию духовные нужды объективны. Они определены совокупностью условий жизнедеятельности индивидов и выказывают объективную надобность духовного изучения ими социального и природного мира, который их окружает.

Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых  маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется  положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут  различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

psihomed.com

Рост и развитие личности, потребности ребенка — Летний лагерь

Личность человека совершает работу преображения в:

  • эмоциональной
  • физической
  • моральной
  • умственной сферах.

Значительная роль в формировании личности ребенка принадлежит родителям, учителям, воспитателям и конечно же вожатым. Они никогда не могут довести ее исполнение до совершенства,но создают среду, которая делает возможным чудесные перемены в личности человека.


Основные потребности ребенка.

1. Потребность в принятии.

Принятие - уважение ребенка как личности, такого как он есть.

  • очень важна первая встреча, знакомство с группой
  • уделяйте время, когда ребенок рассказывает о своей жизни, семье
  • доверяйте
  • не смейтесь над неудачами
  • не требуйте от него поступков взрослого
  • не игнорируйте вне летней программы
  • помогите ребенку почувствовать, что он принадлежит коллективу. Тогда взаимное расположение и вовлечение в общие дела группы будут искренними и сильными.

Если эта потребность ребенка будет удовлетворена, то он научится ценить и уважать себя и других.


2. Потребность в уверенности.

  • уважение его достоинства
  • обеспечение его безопасности, удобства
  • защита прав воспитанника
  • постоянство вашего общения с ним и вашего отношения к нему - это источник уверенности для воспитанника.
  • позаботиться, чтобы каждый ребенок имел задание по силам, успех в каком-то деле на занятиях в летнем лагере.


3. Потребность в новом опыте.

Ваши воспитанники готовы и ожидают приобрести новый:

  • социальный
  • физический
  • эмоциональный
  • умственный
  • моральный
  • духовный опыт.

Давайте инициативные задания.

  • Поддерживайте творческую активность, раскройте личные способности ребенка, талант.
  • Помогайте детям, чтобы они не опускали руки перед трудностями. Повышайте качество их усилий.
  • Своим советом, помощью и моральной поддержкой их стремления сделать что-то самим вы даете почувствовать их способность служить не себе, а благу других людей.
  • Не подавляйте детей своей властью, контролируя и настаивая всегда на своем.
  • Смейтесь, радуйтесь, играйте вместе с ними.


4. Потребность любить и быть любимым.

  • Вы сможете дать воспитанникам свою любовь, если возлюбите их как самого себя.
  • Любите всех одинаково
  • Слушайте их внимательно и пытайтесь понять, а не судить
  • Не позволяйте ошибкам детей лишить вас уважения к ним (воспитанникам)
  • Прощайте их и признавайте перед ними свои собственные ошибки
  • Не браните детей, но поощряйте
  • Цените маленькие проявления любви со стороны ребенка (письма, подарки)
  • Любите детей без всяких условий, и их сердце откроется для близости и доверия. Без любви дети будут чувствовать себя отвергнутыми, замкнутыми и неприветливыми.


5. Потребность в благодарности.

У каждого ребенка есть что-то свое, достойное похвалы. Ободряя и поощряя, мы можем помочь ребенку расти и развиваться в правильном направлении. Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить.

Как проявить благодарность ребенку в детском лагере:

  • Благодарите за хорошие дела
  • Благодарите даже за попытку, хотя он и потерпел неудачу. Это поможет не отчаиваться.
  • Дайте ребенку возможность проявить инициативу.
  • Вознаграждайте за активное участие, оказание помощи.
  • Замечайте все хорошее, что делают ваши воспитанники, и они будут делать еще больше.
  • Покажите детям, как вы довольны ими.
  • Не жалейте слов поощрения, ободрения и похвалы. И дети будут преуспевать в "возрасте", иначе они будут чувствовать себя беспомощными, неуверенными, насмехаться друг над другом.


6. Потребность в дисциплине.

Потребность в ясных, конкретных требованиях от него.

Расстановка границ поведения - это проявление любви, что создает чувство надежности. Ребенок, которому не поставлены ясные границы поступков дома или в В.Ш., чувствует себя неуверенно и думает, что он для всех безразличен и никому не нужен.

Как помочь ребенку увидеть границу хорошего и плохого:

  • Составьте ясные и простые правила поведения и следуйте им, следите за их исполнением. (Желательно составлять вместе с детьми, и как можно меньше правил)
  • Избегайте обличений перед всеми и групповых наказаний, так как это редко дает успех надолго.
  • Если надо, накажите или простите, но не угрожайте.
  • Спокойный разговор действует эффективней, чем крик, так как ребенок может начать отвечать тем же.
  • Положительные воздействия (ободрение или благодарность) помогают лучше, чем отрицательные (насмешки, ворчания, ирония или угроза).


Различные формы поведения ребят обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт или серия актов. Например, говорят о пищевом, исследовательском, половом, агрессивном и т. д. поведении. Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные. Рассмотрим каждую из них и узнаем, что лежит в основе практически любых потребностей и форм поведения детей.

1. ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Известно, что монотонность повышает утомляемость, ухудшает настроение, вызывает тягостные ощущения в груди и животе и т. п. именно из-за своей монотонности. У подростка, вынужденного постоянно находиться в такой среде, возникает дефицит сенсорного притока.

По сути, потребность в информации — это развитие потребности в сенсорном притоке. Дети, которые пришли посмотреть на носорога, удовлетворяют тем самым потребность в информации. Преподаватели, которые могут сравнивать, отмечают, что кадеты военных училищ значительно более любознательны и прилежны, чем ученики обычных школ, гимназий и лицеев. Вероятно, дело в том, что казарменный режим ограничивает и сенсорный, и информационный приток. Поэтому подростки, запертые значительную часть недели в стенах училища, жадно интересуются и такими предметами, которыми им не придется непосредственно заниматься в их будущей профессиональной деятельности, например биологией.

Обе потребности (в сенсорном притоке и в информации) биологически обоснованы тем, что постоянный сбор сведений об окружающей среде — жизненно необходимое условие выживания каждого человека и животного. Эта потребность лежит в основе их исследовательского поведения, а ее величина колеблется внутри каждого вида. И среди людей, и среди любых видов животных есть особи, которые быстро теряют интерес к предмету, если он не связан с едой, безопасностью и прочими насущными проблемами. В то же время и среди кошек, например, и среди людей есть такие, которые могут подолгу заниматься вещами, не имеющими биологической значимости.

Иногда выделяют потребность в двигательной активности. Действительно, все дети тяжело переносят неподвижность. Однако эта потребность состоит из информационной и сенсорной, так как в мышцах находятся рецепторы, посылающие в центральную нервную систему информацию о сокращении мышц и взаимном положении конечностей. Таким образом, во время утренней зарядки мы не только «разминаем» мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но еще и активируем ЦНС потоком нервных импульсов от рецепторов, находящихся в мышцах и внутренних органах.

Потребность в эмоциях биологически определяется их ролью в организации поведения. Обычно она неочевидна, так как ребенок, который ведет активную социальную жизнь, испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты ребенка ограничиваются. В быту основным источником эмоций для таких детей становится телевизор. Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении. Легко заметить, что три названные выше потребности самоподдержания тесно связаны друг с другом. Ограничение сенсорного и информационного притока ведет к эмоциональным расстройствам.

Четвертая потребность самоподдержания — гедонистическая, или потребность в приятных ощущениях. Козьма Прутков совершенно справедливо отметил: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». Беседа с другом удовлетворяет информационную потребность и социальные потребности. Еда — это не только удовлетворение потребности в энергии и строительном материале для организма, но и получение удовольствия в результате вкусовых ощущений. Особенно эффективно гедонистическая потребность удовлетворяется с помощью сладкого.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

К этой группе относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего — с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически все, что мы делаем, мы делаем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.

Социальной самоидентификацией подросток спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.

У каждого ребенка существует потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Все поведение ребенка и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе идентификации себя с определенной группой: семьей, конкретным государством, народом, детским коллективом, болельщиком футбольной команды, группой в социальных сетях и т. д. Иногда сообщества формируются по случайным, малозначимым признакам. Это может быть одинаковая фамилия, если она редкая или если ее носит некий выдающийся человек. Или общая болезнь или даже цвет волос.

Важно, что объединение в сообщество улучшает психическое самочувствие детей.

В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для ребенка, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.

Часто социальная идентификация подчеркивается некими атрибутами. Многие вещи ребенок делает только потому, что «так принято» в том обществе, членом которого он себя считает. Вести себя определенным образом только потому, что «так принято», и является удовлетворением этой потребности.

Ребенок считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. За неимением другой группы дети считают себя членами той, какая есть.

Потребность в дружелюбных отношениях — одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных — это так называемые скучивание и взаимная чистка.

Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья ребенка, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей — человеческого общества, социума.

Психические расстройства детей, лишенных по той или иной причине возможности удовлетворять социальные потребности, доказывают жизненную важность последних. Примером могут быть так называемые нефрустрированные дети, которых воспитывают, не отказывая им ни в какой просьбе и ничего не запрещая. Когда они вырастают, то испытывают не только проблемы в общении. Как правило, у них возникает целый ряд когнитивных и эмоциональных расстройств. Это объясняется тем, что в детстве они были лишены возможности удовлетворять естественную для ребенка потребность «следования за лидером».

3. ИДЕАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Идеальные потребности есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, к идеальным потребностям, которые отличают человека от животного, Аристотель отнес «стремление к познанию». Надо отличать его от потребности в информации, которая проявляется у животных в исследовательском поведении. Даже лабораторная крыса, живущая в одной и той же клетке несколько месяцев, периодически обходит все стенки, интенсивно шевеля вибриссами. Человеку же свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира.

Например, домашняя кошка старается получить еду. Эмпирическим путем она быстро устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу живущего с ней человека. Но откуда берется рыба, а тем более вареная рыба — такими вопросами кошка не озабочена.

СООТНОШЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Набор основных потребностей и их иерархия у каждого ребенка индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.

Наконец, соотношение потребностей конкретного ребенка постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую — происходит смена доминирующих мотиваций. Представление о соотношении потребностей у каждого ребенка свое, оно отражает мировоззрение конкретной личности.

summercamp.ru

Развитие потребностей младшего школьника — Мегаобучалка

Остановимся подробнее на развитии познавательных потребностей, которые являются ведущими для младшего школьника. Потребность во внешних впечатлениях как основная движущая сила развития психики младшего школьника в начале обучения удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему осмыслить новые впечатления, разобраться в них.

В первые дни учитель знакомит учащихся со всеми особенностями школьной жизни. Под влиянием учителя у учащихся появляется потребность овладеть необходимыми умениями и навыками (читать, считать, рисовать, рассказывать и т. д.) и, наконец, потребность в новых знаниях. Нельзя установить строгую очередность возникновения этих потребностей. Например, многие дети уже до прихода в школу испытывают потребность в познании окружающего мира.

Постепенно познавательные потребности младшего школьника претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые свойства личности, мотивы ее поведения, другие исчезают.

Для того чтобы развитие потребностей было управляемым, важно знать, в каком направлении и под влиянием каких факторов происходят изменения в ходе этого развития.

Прежде всего нужно отметить, что развитие потребностей младшего школьника идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными. Например, как показывают исследования, первоклассники в предложенной им «ситуации покупателя» «покупают» мороженое, конфеты и другие сладости, а в последующие годы «покупают» уже книги, билеты или путевки, чтобы отправиться в путешествие по Советскому Союзу и другим странам. Вот некоторые типичные высказывания такого рода: «Купила бы мороженое» (I класс), «Купила бы много - много книг» (II класс), «Купила бы билет в Севастополь: хочу увидеть этот город—там сражались героические моряки» (III класс).

Потребности младшего школьника изменяются не только по содержанию, но и по направленности. Например, если на первых порах младший школьник, как правило, «покупает» все только для себя, то со временем он начинает «покупать» для близких (для мамы, папы, братишки), а потом и для других людей. Подобные перемены проявляются и в том, что ребенок в первое время постоянно жалуется учителю на своих соседей: они ему мешают слушать, писать, читать и т. д. Это показатель того, что он озабочен только личным успехом в учении. Постепенно, в связи с систематической работой учителя по воспитанию у детей чувства товарищества и коллективизма, у них появляется потребность, чтобы все ребята в классе были хорошими учениками, чтобы класс стал лучшим. Яркое свидетельство этого—практическая помощь, которую дети начинают оказывать друг другу по собственной инициативе. В сочинении на тему «Что бы я сделал, если бы был волшебником» дети пишут: «Если бы я был волшебником, я сделал бы так, чтобы Сережа хорошо вел себя на уроках и не говорил плохих слов» (I класс), «Я бы сделал так, чтобы наша команда заняла первое место» (III класс).



Развитие потребностей младшего школьника идет также в направлении все большей их осознанности и самоуправляемости. Дети анализируют свои поступки, объясняют их и, что не менее важно, привыкают анализировать высказывания старших.

Большое влияние на развитие потребностей младшего школьника оказывает его деятельность в коллективе сверстников. В начале обучения малыш руководствуется исключительно требованиями учителя, мнение одноклассников для него не имеет почти никакого значения. Со временем все большую роль в поведении и деятельности ребенка начинает играть мнение товарищей, желание завоевать их уважение. Так, если вначале первоклассник на замечания учителя, сделанные ему наедине или перед всем классом, реагирует почти одинаково, то затем его реакция на замечания в присутствии товарищей становится болезненной.

Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.

Мотивы.

Чтобы учебная деятельность стала формироваться, должен быть соответствующий мотив,т.е. то, что побуждает ребенка к учению. В зависимости от мотива деятельность приобретает для ребенка различный смысл. Например, цель решения задачи для школьника может побуждаться разнообразными мотивами — научиться решать такие задачи, получить хорошую оценку, отправиться после уроков гулять, избавиться от страха, что завтра спросят, и т.д. Объективно цель остается той же самой, но смысл и качество деятельности меняются в зависимости от мотива.
Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона. Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным — "учением с увлечением".
Леонтьев выделял мотивы понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные.Все они присутствуют в деятельности младшего школьника. Но надо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности (широкие социальные или узколичные мотивы ребенка). Установлено, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. У них преобладают 3 группы мотивов:
1) широкие социальные,
2) узколичностные и
3) учебно-познавательные мотивы.
Широкие социальные мотивымладших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с
1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с
2) некритичным отношением к себе и часто — завышенной самооценкой.
Узколичные мотивывыступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы).
Учебно-познавательные мотивыпрямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит "теоретическое" направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.
В учении младших школьников привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нем и — в значительно меньшей степени — познавательная сторона. Но в исследованиях В. В. Давыдова обнаружено, что в экспериментальном обучении, когда внимание ребенка обращается на происхождение, смысл и суть явлений, познавательный компонент выступает более ярко. Это значит, что для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности.
Учителю важно уметь различать интерес к познанию и интерес к какой-либо частной деятельности, занятию. В первом случае ребенка интересуют причинно-следственные отношения, способы решения классов задач, объяснительные принципы и т.п. Во втором случае мы имеем дело с эмоциональным переживанием удовольствия от самих процедур чтения, письма, решения задач и т.д. Любовь к деятельности — предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес, и здесь в качестве мотива часто выступает стремление к конкретному результату (похвале, получению определенного статуса в группе), т.е. к косвенным относительно самого учения целям. Другим мотивом становится стремление овладеть самим процессом деятельности, и в этом случае он может позже вызвать интерес к теории, к основанию знания, к деятельности.

megaobuchalka.ru

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу: 

 

Базовые потребности

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

humanitar.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о