Карла орфа методика – Методика «Музыка для детей» Карла Орфа

Содержание

Методика «Музыка для детей» Карла Орфа

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.

Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.

Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.

Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.

Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;

• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.

Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.

puzkarapuz.ru

Методика Карла Орфа | Разумей-ка

Музыка является необходимым проводником в мир звука, ритма и гармонии. Мелодия помогает услышать и почувствовать человеку многообразие окружающего его мира, познать и раскрыть себя. Поэтому так важно, дать такую возможность Вашему Малышу как можно раньше – соприкоснуться с музыкой.
 
Существует несколько известных концепций музыкального  воспитания детей, которые стали основой для разработки различных методик и программ. Одной из самых известных и распространенных концепций, которая применяется более чем в 40 странах, является концепция немецкого композитора, театрального деятеля и педагога Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей».
 


Карл Орф родился 10 июля 1895 года в семье потомственных военных, в Мюнхене. Там же он закончил Музыкальную академию, работал капельмейстером в драматическом театре, дирижировал на концертах.

В 1924 году принял самое активное участие в организации Школы гимнастики и танца, в Мюнхене, которой руководила известная танцовщица-гимнастка Д.Гюнтер. Ее танцы сопровождались звуками своеобразного музыкального ансамбля – танцующего хора: на руках и ногах танцоров были надеты различные бубенчики, трещотки, погремушки, которые издавали звуки при движениях, здесь можно было услышать звуки металлофонов, различных бубнов, барабанов, ксилофонов.

В результате, в 1930 году появилась первая публикация знаменитого «Шульверк» К.Орфа. 


Он являлся принципиальным и последовательным противником традиционной оперной эстетики и создал новый тип музыкально–драматического спектакля. На этих принципах построены все его пьесы, а также новые интерпретации некоторых уже известных пьес Софокла, Шекспира, Эсхила, исторических хроник, переработка сюжетов сказок, мистерий.

Как педагог, он разработал своеобразную систему музыкального воспитания детей, которая основывается на коллективном музицировании детей (собрание учебных инструментальных пьес, хоров, сценок). В Зальцбурге, в 1962 году был открыт «Институт Орфа», в котором осуществляется работа с детьми и подготовка кадров.

 
Слово «Schulwerk» было придумано самим К.Орфом, обозначает оно – обучение в действии.

Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их таланта.
Главный девиз данной концепции: «учимся, делая и творя». Дети познают музыку в реальном, живом мире, в процессе музицирования, создавая и исполняя музыку вместе, не ограничиваясь рамками классической музыки.

 
К.Орф ввел термин «элементарное музицирование»  — процесс, который состоит из нескольких элементов: пение,  игры на инструментах, движение и импровизация.

 
СУТЬ данной МЕТОДИКИ – раскрытие музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

К.Орф предложил практическую и легко осуществимую модель музицирования с детьми. Каждая небольшая пьеса – это небольшая партитура для пения, танца и игры с аккомпанементом «орфовских» инструментов, которая доступна даже маленьким детям. В них кроется много полезной информации, которая может раскрыть творческий потенциал абсолютно каждого ребенка.

Здесь идет обучение игре на «орфовских» инструментах. Это простые музыкальные инструменты: маракасы, цимбалы, кастаньеты, колокольчики, ксилофоны, треугольники, металлофоны и др.


     


 

Карл Орф разработал детские песенки, пьесы, упражнения, которые можно легко изменять и придумывать вместе с детьми. Это могут быть и детские считалки, рифмы и пословицы, дразнилки и поговорки и др.

 

Простой и понятный материал для занятий побуждает Малышей фантазировать, импровизировать и сочинять. Таким образом, на этих музыкальных занятиях достигается цель – развитие творческого начала ребенка. 

 

Карл Орф считал, что главное – это атмосфера уроков: их внутренний комфорт (хорошее самочувствие, жизнерадостность, веселье), помочь ребенку освоить мир музыки увлекательно и просто, желать и позволить ему проявить себя на уроках музыки в роли активного участника. Каждый урок должен заключать в себе что-то новое, чтобы интерес и внимание учеников не иссякал.

 
На комплексных музыкальных занятиях у детей развиваются:

 
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.

Если правильно подходить к этому, то даже у годовалых ребятишек можно развить музыкальный слух за 4-6 месяцев.

Для этого надо активировать общие слуховые навыки (способность различать высоту, краску различных звуков — музыкальных и внемузыкальных и т.д.), и «настроить» абсолютную высоту звуков у каждого ребенка. Показать детям, что музыка бывает различной по темпу, по ритму, по настроению, тем самым сформировать у ребенка вкус. Эта методика уже дала замечательные результаты среди детей и взрослых, которые раньше вообще  «не попадали в ноты», а теперь поют чисто и уверенно.

 
ЧУВСТВО РИТМА.

Движения и ритм неразрывно связаны между собой. Когда ребенок исполняет простейшие движения под музыку: притопывание, хлопки, щелчки, играет на шумовых инструментах (бубенчики, маракасы, кастаньеты, барабанчики и т.д), то он закладывает хорошую ритмическую базу, которая пригодится ему на всю жизнь. Ведь основа любого вида танцев и игра на любых инструментах  — чувство ритма.  При этом вырабатывается скорость реакций, а так же умение ждать и находить момент вступления.

 
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ способствуют развитию чувства ритма и правильной артикуляции, выразительности речи, расширению словарного запаса. Дети учатся владеть родным языком, посредством приобщения к народному фольклору.

 
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Образное мышление очень необходимо для исполнения любой музыки, потому что, исполняя музыку, дети «погружаются» в образ, исполняя доступные для них пантомимы,  актерские этюды, тем самым открывается заложенный в каждом ребенке артистизм.

 
ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ помогает ощутить гармонию звучания поэзии и музыки. Детки с удовольствием будут заучивать стихи, а впоследствии стараться читать их выразительно, осознавая связь слова и музыки. Так развивается элементарный музыкальный театр.

 
МУЗЫКАЛЬНО–ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ учат детей изображать настроения звуков с помощью спонтанных, элементарных движений – притопов, щелчков, хлопков. Ребенок начинает воспринимать и понимать музыку через движение.

Никогда не забудется то, что познано через игру!

 
ИГРЫ С ИНСТРУМЕНТАМИ учат детей взаимодействовать между собой, совершенствуя ранее приобретенные навыки владения ритмом, темпом, динамикой. Так легко развивается чувство ансамбля.

 
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ и УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

Во время урока ребенок постоянно находится в движении, тем самым совершенствуются координация движений, мелкая и общая моторика, равновесие. Развиваются и укрепляются голосовые связки. Вырабатываются навыки правильного дыхания.

 
ПРЕИМУЩЕСТВА данной МЕТОДИКИ:

-Для организации музыкальных занятий совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование.

-Благодаря своей универсальности и экономичности, ее можно легко сочетать с другими методиками раннего развития.

-Она может быть приспособлена к любым национальным условиям, что позволяет использовать лучшие образцы народной культуры.

-Учитывает индивидуальные особенности, навыки, потребности, способности ребенка.

-Закладывает огромный потенциал в развитие детей раннего возраста и его дальнейшую творческую деятельность.

-Малыши могут творить, создавать новые образы, хорошо и быстро ориентироваться в новом материале, а так же радоваться успехам.

-Они учатся общаться со сверстниками, вступать в контакт, становятся более активными, эмоциональными и толерантными, т.е. социально адаптированными. 

razumei-ka.ru

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ КАРЛА ОРФА — Новикова Татьяна Сергеевна — Инновационная деятельность — Каталог статей

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МЕТОДИКЕ КАРЛА ОРФА

«Нескучная» музыка для детей. Методика Карла Орфа

Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композитором Карлом Орфом, дает простой ответ: обучение музыке через игру. Его методика популярна сейчас более, чем в 40 странах мира, благодаря пятитомной антологии «Шульверк. Музыка для детей».

Описание методики Карла Орфа
Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.
Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:
• ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
• и мелодические – блокфлейта.
Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной.
Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь.
Дошкольное образование по Карлу Орфу: дети и музыка
Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания – вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки.
Классический подход: дети играют музыку.
Методика Карла Орфа: дети играют В музыку.

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф брал южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор.Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.
Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.
«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» — так считал Карл Орф (CarlOrf), создатель уникальной концепции музыкального образования детей, получившей название «Шульверк» (Schulwerk).
Свои идеи Орф изложил в пятитомной антологии музыки «Шульверк. Музыка для детей», изданной впервые 50 лет назад. Сразу надо подчеркнуть: Шульверк — это не учебник, скорее концепция, взгляд на музыкальное образование детей. Шульверк (Schulwerk) — сочетание двух слов — Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Выходит, что действие — основа музыкального воспитания по Карлу Орфу.
Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.
В названии орфовской антологии есть фраза «Музыка ДЛЯ ДЕТЕЙ». Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной — по ритму, по темпу, по настроению. Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка — было его главной задачей. музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психическому развитию ребенка. Это не просто музыка, а музыка, связанная с движением и речью. Музыка с элементами театра, если попытаться выразить иначе. Например , дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку — потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т.д.
Орф мечтал, чтобы дети учились «играть в музыку», игры — импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом,Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески. Прееосмыслить ее с высоты нашего времени.
По-особому выглядят отношения педагог — дети в видении Карла Орфа. Педагог — не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу, музкальное воспитание — это не просто приобщение детей к исполнению (читай игре по нотам). Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку. Поэтому и конкретных уроков — рекомендаций в «Шульверке» вы не найдете. Выбор метода подачи музыки — в руках у учителя. Работа педагога, по Орфу, — это ТОЖЕ ИМПРОВИЗАЦИЯ. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк, OrffSchulwerk)– это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т.д.воспитания, обучения, оздоровления, развлечения (очень даже!) и гармонизации социальных контактов.
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.
Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.
Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке 2) на языках других культур 3) на выдуманном языке
Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.
ИНСТРУМЕНТЫ
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко
Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.
Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.
Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.
Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.
Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-занятие — магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

САМОДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР

Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется его властным законам. Дать почувствовать музыку — это не значит рассказать и объяснить. Это значит создать учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Телесные ощущения музыки являются абсолютно понятной и правильной информацией о ней для человека. Музыка понимается телом, его реакциями на звуки, а не рассудком. Музыкальная «мыследеятельность» как таковая противоестественна не только для дошкольников, но и для школьников младших классов. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке, что принципиально разные вещи. Поэтому занятия с детьми необходимо строить исходя из принципа «обучение в действии». Действие всегда являлось единственно надёжной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна ещё древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие.
Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими — всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Как играть? Прежде попробуйте сами поискать звук и способ извлечения. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя (взрослого человека) на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно вдруг изумляет! Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций.
Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, — что может быть увлекательнее и прекраснее!
Самодельные музыкальные инструменты, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной самостоятельной деятельности.
ШУРШУНЧИКИ
Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.
Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки
ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ
Связки из бубенчиков, скорлупы орехов, фасоли, пуговиц. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку и т.п.
ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫ
Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан.
А волшебный барабум: бум,бум, бум
А волшебный барабух: бух, бух, бух.
Пластмассовый цветочный горшок или пластмассовая баночка, обтянутая фольгой, бумагой или тканью.
МИСТЕР БУМС И МИССИС БАМБОШКА
Коробки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами.
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СТАКАНЧИКИ
Стаканчики из-под йогурта, сквозь которые протянуты нарезанные полоски гофрированной бумаги, фольги и т.д.
ЗВУЧАЩИЕ ЭСПАНДЕРЫ
Резинки (простые, шляпные), на которые нанизаны грецкие орехи (скорлупа). Крышки от бутылок (металлические, пластмассовые).
ЯПОНСКИЙ ДОЖДИК
Поиграйте на кухонных мисках, если хотите сами его послушать.
АНСАМБЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК
Бутылки, наполненные мелкими предметами.

ds68lg.do.am

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО МЕТОДИКЕ КАРЛА ОРФА

Описание презентации МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО МЕТОДИКЕ КАРЛА ОРФА по слайдам

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО МЕТОДИКЕ КАРЛА ОРФА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА В ОБРАЗАХ И ДВИЖЕНИЯХ» Автор — Иргалина Лиана Мадияровна

Актуальность : Элементарное «музицирование и движение» по системе К. Орфа является самым благоприятным фундаментом для музыкального воспитания, которое закладывает основы для развития личности.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СЕМИНАРА : Состоит в том, чтобы педагоги овладевали новыми приемами и техниками проведения музыкальных занятий через образы и двигательную систему

Перед педагогами ставятся задачи: • усвоение основной идеи данного подхода к проведению занятия • усвоение методического комплекса • обучение игре на инструментах • (в тексте расписать знания навыки умения

Кто такой Карл Орф? Карл Орф — немецкий композитор и педагог, который внёс большой вклад в развитие музыкального образования.

Что такое орф-педагогика? Орф – педагогика – • это Соединение музыки, движения, слова, рисунка • Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.

Что такое Орф — подход ? Орф-подход в музыкальном образовании – это «путь обучения, ориентированный на потребности ребёнка» , который рассматривает музыку как базовую систему, подобную речи. И так же, как каждый ребёнок без формальных указаний может научиться языку, так и каждый ребёнок может научиться музыке мягким и ненавязчивым образом. Это часто называют «элементарное музицирование» , потому что изучаемый материал является «первичным, простым, естественным и близким к миру детских мыслей и образов»

В процессе обучения развиваются все основные психические функции ребенка: • внимание; • восприятие; • память; • мышление; • воображение. На Орф-занятиях создается такой психологический климат, который позволяет: • полнее раскрыть творческие возможности и способности каждого ребенка; • снять напряжение и освобождает от всякого рода комплексов и психологических зажимов; • создать ощущение радости – радости познания.

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей. Музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 1 «Ромашка» г. Учалы Иргалина Лиана Мадияровна

Цель моей работы : • систематизировать знания детей, которые направлены на развитие творческих способностей и навыков детей.

Задачи в работе с детьми: • сформировать ритмические чувства и тембровый слух, правильную артикуляцию; • развивать чувство ритма, творческие способности и навыки детей; • развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, владение интонационными возможностями; • развивать мелкую моторику

Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребёнка.

На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создаётся атмосфера игрового общения , где каждый ребёнок наравне со взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий дает положительный результат в котором дети хорошо ориентируются в новом материале , творят, создают образы и радуются успехам. Дети учатся общаться со сверстниками , у них повышается психическая активность , развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребёнка , они гармонично вплетаются в структуру занятия.

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувства ритма , способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

Эта система обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которая позволяет детям самовыражаться. Дает возможность выходу эмоций. Дети имеют реализовать свой творческий потенциал. Дети с удовольствием посещают данные занятия. И только системное использование методики Карла Орфа даёт положительный результат. На занятиях музыкой я вижу у детей сияющие глаза и всплеск положительных эмоций.

Таким образом, использование нетрадиционной методики Карла Орфа оказывает неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогает педагогу найти контакт с детьми.

present5.com

Методика Карла Орфа. Ясли-сад № 23 г. Гродно

«Нескучная» музыка для детей. Методика Карла Орфа

Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композитором Карлом Орфом, дает простой ответ: обучение музыке через игру. Его методика популярна сейчас более, чем в 40 странах мира, благодаря пятитомной антологии «Шульверк. Музыка для детей».

Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье. Все детство Карла прошло в окружении музыки. Партитуры, разыгранные в четыре руки по вечерам родителями одаренного малыша, не сыграли свою роль. Как признает Орф, «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».

В 5 лет Карл стал серьезно заниматься музыкальной грамотой и даже попробовал себя в роли композитора. После выпуска из Музыкальной Академии Карл Орф становится дирижером в Мюнхене. В это же время его увлекают танцы, он изучает взаимосвязь музыки и движения. Так появляется музыкальная школа Гюнтершуле в Мюнхене – для молодых танцовщиков и музыкантов. Обучение в школе строится на синтезе искусств: пластики, ритмики и музыки. Вспоминая свое детсво и годы обучения в Академии, Карл Орф пытается вывести аксиому «нескучной» музыки для детей.В 1944 году школу закрывают нацисты, чуть позже она разрушается во время бомбардировки.

И, казалось бы, счастливый случай помог вновь зведочке Карла Орфа заблистать на музыкальном олимпе. В 1948 году обнаруживают грамофонную запись одной из партитур, использовавшихся в Гюнтершуле. Ее транслируют по радио и спустя непродолжительное время музыкальное дошкольное образование по метоидике Карла Орфа вновь в моде и почитаемо родителями и педагогами.

В 60-х годах в Зальцбурге открывается Институт Карла Орфа, а после смерти композитора — Фонда Карла Орфа, который возглавит его жена. Фонд оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении и спонсирует проведение семинаров.

Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной.

Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь.

Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания – вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки.

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют В музыку.

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор.Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.

Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка

пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» — так считал Карл Орф (CarlOrf),

создатель уникальной концепции музыкального образования детей, получившей название «Шульверк» (Schulwerk).

Свои идеи Орф изложил в пятитомной антологии музыки «Шульверк. Музыка для детей», изданной впервые 50 лет назад. Сразу надо подчеркнуть: Шульверк — это не учебник, скорее концепция, взгляд на музыкальное образование детей. Шульверк (Schulwerk) — сочетание двух слов — Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Выходит, что действие — основа музыкального воспитания по Карлу Орфу.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.

В названии орфовской антологии есть фраза «Музыка ДЛЯ ДЕТЕЙ». Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной — по ритму, по темпу, по настроению. Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка — было его главной задачей. музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психическому развитию ребенка. Это не просто музыка, а музыка, связанная с движением и речью. Музыка с элементами театра, если попытаться выразить иначе. Например , дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку — потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т.д.

Орф мечтал, чтобы дети учились «играть в музыку», игры — импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом,Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески. Прееосмыслить ее с высоты нашего времени.

По-особому выглядят отношения педагог — дети в видении Карла Орфа. Педагог — не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу, музкальное воспитание — это не просто приобщение детей к исполнению (читай игре по нотам). Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку. Поэтому и конкретных уроков — рекомендаций в «Шульверке» вы не найдете. Выбор метода подачи музыки — в руках у учителя. Работа педагога, по Орфу, — это ТОЖЕ ИМПРОВИЗАЦИЯ. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк, OrffSchulwerk)– это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т.д.воспитания, обучения, оздоровления, развлечения (очень даже!) и гармонизации социальных контактов.

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке 2) на языках других культур 3) на выдуманном языке

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

ИНСТРУМЕНТЫ

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко

Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы.Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-занятие — магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

САМОДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР

Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется его властным законам. Дать почувствовать музыку — это не значит рассказать и объяснить. Это значит создать учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Телесные ощущения музыки являются абсолютно понятной и правильной информацией о ней для человека. Музыка понимается телом, его реакциями на звуки, а не рассудком. Музыкальная «мыследеятельность» как таковая противоестественна не только для дошкольников, но и для школьников младших классов. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке, что принципиально разные вещи. Поэтому занятия с детьми необходимо строить исходя из принципа «обучение в действии». Действие всегда являлось единственно надёжной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна ещё древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими — всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Как играть? Прежде попробуйте сами поискать звук и способ извлечения. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя (взрослого человека) на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно вдруг изумляет! Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций.

Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, — что может быть увлекательнее и прекраснее!

Самодельные музыкальные инструменты, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной самостоятельной деятельности.

ШУРШУНЧИКИ

Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.

Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.

Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.

И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.

Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки

ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ

Связки из бубенчиков, скорлупы орехов, фасоли, пуговиц. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку и т.п.

ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫ

Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан.

А волшебный барабум: бум,бум, бум

А волшебный барабух: бух, бух, бух.

Пластмассовый цветочный горшок или пластмассовая баночка, обтянутая фольгой, бумагой или тканью.

МИСТЕР БУМС И МИССИС БАМБОШКА

Коробки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами.

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СТАКАНЧИКИ

Стаканчики из-под йогурта, сквозь которые протянуты нарезанные полоски гофрированной бумаги, фольги и т.д.

ЗВУЧАЩИЕ ЭСПАНДЕРЫ

Резинки (простые, шляпные), на которые нанизаны грецкие орехи (скорлупа). Крышки от бутылок (металлические, пластмассовые).

ЯПОНСКИЙ ДОЖДИК

Поиграйте на кухонных мисках, если хотите сами его послушать.

АНСАМБЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК

Бутылки, наполненные мелкими предметами.

ddu23grodno.schools.by

«Нескучная» музыка для детей. Методика Карла Орфа – Ребенок в детском саду

В число наиболее популярных занятий для детей входят музыкальные кружки. Музыкальное дошкольное образование особенно распространенно в семьях, где родители в свое время, будучи детьми, сами познавали азы нотной грамоты. Причем, по воспоминаниям многих, время, проведенное в застенках музшколы, тянулось бесконечно долго и скучно. При этом музыкальное дошкольное образование необходимо ребенку – оно раскрывает, обучает и формирует чувство прекрасного. Как сделать так, чтобы обучение музыке было ребенку не в тягость?

Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композитором Карлом Орфом, дает простой ответ: обучение музыке через игру. Его методика популярна сейчас более, чем в 40 странах мира, благодаря пятитомной антологии «Шульверк. Музыка для детей».

Карл Орф: биография

Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье. Все детство Карла прошло в окружении музыки. Партитуры, разыгранные в четыре руки по вечерам родителями одаренного малыша, не сыграли свою роль. Как признает Орф, «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».

В 5 лет Карл стал серьезно заниматься музыкальной грамотой и даже попробовал себя в роли композитора. После выпуска из Музыкальной Академии Карл Орф становится дирижером в Мюнхене. В это же время его увлекают танцы, он изучает взаимосвязь музыки и движения. Так появляется музыкальная школа Гюнтершуле в Мюнхене – для молодых танцовщиков и музыкантов. Обучение в школе строится на синтезе искусств: пластики, ритмики и музыки. Вспоминая свое детсво и годы обучения в Академии, Карл Орф пытается вывести аксиому «нескучной» музыки для детей.В 1944 году школу закрывают нацисты, чуть позже она разрушается во время бомбардировки.

И, казалось бы, счастливый случай помог вновь зведочке Карла Орфа заблистать на музыкальном олимпе. В 1948 году обнаруживают грамофонную запись одной из партитур, использовавшихся в Гюнтершуле. Ее транслируют по радио и спустя непродолжительное время музыкальное дошкольное образование по метоидике Карла Орфа вновь в моде и почитаемо родителями и педагогами.

В 60-х годах в Зальцбурге открывается Институт Карла Орфа, а после смерти композитора — Фонда Карла Орфа, который возглавит его жена. Фонд оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении и спонсирует проведение семинаров.

Описание методики Карла Орфа

Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:

  • ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
  • и мелодические – блокфлейта.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной.

Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь.

Дошкольное образование по Карлу Орфу: дети и музыка

Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания – вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки.

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют В музыку.

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор.Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.

Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

Взаимоотношения педагогов и учеников на уроках

Шульверк – это не учебник для преподавателей музыки. К нему прилагаются небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес, однако это всего лишь подсказка, образец того, как можно проводить урок. Записывать мелодии, изучать их предлагается педагогу вместе с детьми. Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей.

Шульверк предоставляет выбор методики самому педагогу. Сотворцы — это не только дети, но и педагоги: построение урока, выбор подачи материала – все это ложится на плечи учителя. Поэтому педагог на уроке – это не диктатор, не авторитарный персонаж, он ПОМОЩНИК: он помогает детям раскрыться. Дети не повторяют за ним, а создают, с его помощью, свою музыку.

Автор — Мария Даниленко.

deti-club.ru

Использование элементов системы обучения Карла Орфа на уроках музыки в начальной школе

Разделы:
Музыка


Современная российская школа ищет новые
личностно-ориентированные подходы к
образованию, стремясь совместить их с
образовательными стандартами, существующими
предметными программами. Этот процесс, к
сожалению, почти не касается музыкального
образования, ведь в сегодняшнем понимании все,
что связано с музыкой, на фоне важности
преобразований в школьной системе, не выглядит
серьезно и важно. Между тем, в образовательных
системах западных стран всерьез проводят
реформу музыкального воспитания в школах,
поскольку новые достижения психологии и
педагогики доказали важную роль музыкальных
уроков не только в эстетическом, но и в
интеллектуальном развитии детей. В результате
таких изменений все большее внимание уделяется
активным формам работы детей на музыкальных
занятиях. Это значит, что тот ребенок, который
практически занимался музыкой, думает,
чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о
ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А.
написал: “Мы должны учить детей быть творческими
личностями, способными к восприятию новизны,
умению импровизировать. Нам сегодня необходим
человек другого качества, который чувствует себя
достаточно сильным и отважным, чтобы смело
входить в современную ситуацию, уметь владеть
проблемой творчески. Во времена быстрых перемен,
подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и
независимости мышления, вере в свои силы и идеи,
мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать
и менять, пока удовлетворительное решение не
будет найдено”


Немецкий педагог и музыкант Карл Орф
разработал систему комплексной музыкальной
деятельности, которая строится на интеграции
движения, пения и игры на специально созданных
ударных музыкальных инструментах. В результате
его экспериментальной
музыкально-педагогической работы было создано
пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.
Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно
основываться на активной творческой
деятельности, приносящей радость и чувство
удовлетворения. Большое внимание уделяется
музыкально-ритмическому воспитанию. Оно
осуществляется в движении, игре на элементарных
музыкальных инструментах, в мелодической
декламации. Значимость приобретает слово как
элемент, речи и поэзии, его метрическая
структура, мелодико-интонационное звучание. Это
не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы,
поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д.


Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения
лежит “принцип активного музицирования” и
“обучение в действии”, по мнению
педагога-музыканта, детям нужна своя музыка,
специально предназначенная для музицирования на
первоначальном этапе, первоначальное
музыкальное образование должно быть полно
положительных эмоций и радостного ощущения игры.
Комплексное обучение музыке на уроке
предоставляет детям широкие возможности для
творческого развития способностей. К.Орф
считает, что самое главное-атмосфера урока:
увлеченность детей, их внутренний комфорт, то,
что позволяет говорить о желании детей проявить
себя на уроке музыки в роли активного участника.


Прогрессивные идеи К.Орфа:

  • всеобщее музыкально-творческое развитие;
  • детское музыкальное творчество как метод
    активного музыкального развития и становления
    творческой личности;
  • связь детского музыкального творчества с
    импровизаторскими традициями народного
    музицирования.

На своих уроках я применяю приемы и методы
работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его
последователями. Безусловно, что это направление
помогает в практической реализации общей
концепции музыкального воспитания
Д.Б.Кабалевского, а так как основное направление
в технологии К.Орфа — игровые модели занятий, то
они наиболее приемлемы в начальной школе. На
протяжении нескольких лет работы в школе я
пришла к выводу, что лозунг “За деятельностное
обучение”, выдвинутый К.Орфом, приносит
положительные результаты. Овладевая языком
музыки, познавая из урока в урок средства ее
выразительности и применяя их в своей
исполнительской практике, дети и разумом, и
чувствами вовлекаются в творение музыки. Навыки,
знания и умения приобретаются в процессе
разносторонней деятельности к видам которой
можно отнести следующее:

  • пение и движение под музыку
  • речевая декламация и ритмические упражнения
  • освоение теории музыки в исполнительской
    практике и моделирование выразительных средств
  • театрализация как совокупность интонационного,
    ритмического, двигательного в
  • музыкальном воспитании
  • слушание музыки с постепенной выработкой
    ценностного отношения
  • игра на элементарных детских музыкальных
    инструментах



Упражнения для работы на уроках


(с применением рекомендаций Шульверка Карла
Орфа)


Ритмично декламируемые прибаутки, стихи:


Играет кот на скрипке,

На блюде пляшут рыбки,

Танцуют чашки, блюдца,

А лошади смеются!

Под горою у реки живут гномы-старики.

У них колокол висит, позолоченный звонит:

Диг-диги, диги-дон –

Посмотри, откуда звон!

Черти в озере купались,

Черти рожками бодались,

Черт чертенка как толкнул,

И чертенок утонул!


Мой игрушечный петух

Развивает утром слух!

Песню слышно далеко

— Кукареку!Ко-ко-ко!




Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший
поддерживаем шумовыми инструментами. Дети
подбирают инструменты, звучание которых
соответствует содержанию стихотворения.




Фонопедическое упражнение-игра


“Весенние голоса”


Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают
руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый
поет звук в своем регистре, петь не очень громко)


С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают
языком как бы изображая бульканье ручейка)


До краев наполнил большую глубокую лужу (все на
глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)


Перелился через край (несколько детей булькают,
остальные на этом фоне делают голосом “волну” -
вверх-вниз)


И дальше побежал (булькаем)


Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком
регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком
регистре) расправили крылышки и полетели кто
куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как
хочет)


Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало
(шур-шур)


И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и
выпуская воздух)


Лес наполнился веселыми весенними голосами
(имитация птичьих голосов всеми одновременно)


Вот и пришла весна (каждый изображает свой
“весенний звук”- дети выбирают звук сами)


Говорю ребятам, что в этой веселой игре они
сами будут придумывать и изображать разные
звуки, которые можно услышать весной. Я говорю
текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые
инструменты, которые есть в школе, а также
изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек
с использованием крупы, гороха и т.д.




Развиваем воображение


“В доме моем тишина”


сл.и муз. Т.Боровик


нотный пример 1


1. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,

Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно — звучунчуки звучат (2раза)

4. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)




Эту игру можно назвать “звуки дома”. На стадии
разучивания предлагаю детям самим поискать
варианты озвучивания текста, при этом
аккомпанемент должен звучать тихонечко, не
нарушая общего настроения домашнего уюта и
тишины. После разучивания прошу ребят придумать,
как могут выглядеть персонажи песенки
–шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По
желанию ребята рисуют этих героев, обычно
получаются очень интересные персонажи на грани
реального и фантастического, дети с
удовольствием рассматривают выставку рисунков




Речевая диалогическая игра по песенке
“Таря-Маря”


Учитель: — Таря-Маря в лес ходила…


Дети: — В лес ходила?


Учитель: — Таря-Маря шишки ела…


Дети: — Шишки ела?


Учитель: — Шишки ела, вам велела.


Дети:


— Шишки ела, нам велела

А мы шишек не хотим,

Таре-Маре отдадим.




Речевая диалогическая игра для развития
ритмического и интонационного слуха. Когда эту
игру использую на уроке, стараюсь, чтобы ребята
исполняли ее сопровождая выразительной мимикой
и жестами, Это помогает рождению выразительной
интонации.


Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря,
какой у нее характер, какое настроение. Все это
передаем через яркое исполнение, а может и в
рисунке.


Активизирует творческую активность детей на
уроке прием создания музыкальных зарисовок. Из
различных упражнений и песенок создается
картинка того или иного явления из окружающей
жизни. Часто дети предлагают проиллюстрировать
музыкальную картинку своим рисунками и
получаются интересные выставки детского
творчества




Осенняя картина


В зарисовку включается

  • звуковая импровизация звучащие жесты “Дождик
    накрапывает”
  • речевая интонационная игра “Осенины”
  • песня об осени



Звучащие жесты:


Дождик накрапывает”


(игра с использованием звучащих жестов”


Мелкий дождик моросит

Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)

В листьях сада шелестит

Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)

Мокнет мячик у ворот,

Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)




Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя.
Обращаю внимание детей на необходимость играть
тихо и осторожно, передавая характер звуков
дождя.




Речевая интонационная игра


“Осенины, осенины”


Осенины, осенины —


У дождинок именины.


Осенины, осенины —


Паутинок именины


Осенины, осенины –


Разных красок именины


Осенины, осенины-


Тихих звуков именины.




Работая над этим текстом, важно создать
атмосферу “тихой золотой” осени. Используем
“естественные” звуки – шлепки по коленям,
щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это
создает ощущение шуршащих осенних листьев.


По желанию дети дорисовывают картину осени в
своих рисунках (домашнее задание)




Картинка “Куклы”


Использую при изучении тем “Детская жизнь,
подслушанная композиторами” в 1 классе.


В зарисовку включаю

  • игру “Матрешки”
  • песенку “Неваляшки”
  • музыкально-ритмическая импровизация на музыку
    Лядова “Музыкальная шкатулка”



Матрешка


Ты, матрешка, попляши,

— Ух-ах! Ух-ах!

Нам платочком помаши!

— Ух-ах! Ух-ах!

Мы похлопаем в ладошки.

— Ух-ах! Ух-ах!

И попрыгаем немножко.

— Ух-ах! Ух-ах!




На слова “ух-ах” добавляем звучание шумовых
детских инструментов, инструменты дети выбирают
сами из имеющихся.


Можно ввести понятия высокие – низкие звуки:
“ух” — звук высокий, “ах” — низкий.


Песня “Неваляшки”


После разучивания песни выбираем подходящие по
тембру шумовые инструменты. Как правило, дети
выбирают треугольники, бубенцы, металлофоны.
Ребята предлагают добавить в исполнение песни
движения кукол, появляется
музыкально-ритмическая импровизация. В
результате совместного творчества рождается
зарисовка “Куклы”. Кроме того, в разных видах
деятельности в момент создания зарисовки,
первоклассники сталкиваются с понятиями ритм,
тембр, регистр и другими теоретическими
понятиями. Часто на таком уроке ребята
удовольствием рассказывают о своих любимых
игрушках, что придает уроку теплую эмоциональную
окраску.


На уроках применяю прием имитации игры на
музыкальных инструментах
.


В этой деятельности использую также имеющиеся
в классе детские инструменты. Хрестоматийным
примером такого вида работы можно назвать песню
“Веселый музыкант”.


Эту линию удачно продолжает песня-игра
“Оркестр
”.


Класс делится на 5 групп, каждая группа
исполняет партию того или иного инструмента,
которые упоминаются в песне.(скрипка, флейта,
труба, бубны, турецкие барабаны ) и разучивают
свои партии. Затем группы располагаются
полукругом как музыканты в оркестре. Руководит
оркестром дирижер. Сначала по знаку дирижера
поют все общее начало. Затем поет первая группа,
подражая игре на скрипке. Вновь общее начало. Во
втором проведении куплета вступают скрипачи и
вместе с ними вступают флейтисты. С каждым
куплетом играют все больше инструментов..Звучит
оркестр. Игра интересна, когда каждая группа,
дойдя до своего инструмента, далее продолжает
играть только на своем инструменте. В последнем
проведении припева звучит уже весь оркестр под
руководством дирижера. Если есть возможность
добавить настоящие шумовые инструменты, то это
украсит звучание оркестра.




Оркестр


нотный пример 2


Начало всех куплетов:


Мы славные артисты: на всем играть умеем,

У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.


ПРИПЕВЫ:


1. Вот , например, вот вам скрипка,

Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.

2. Вот , например, вот вам флейта,

Тю- лю- лю, вот, вот, вот, вот как мы играем.

3. Вот, например, вот вам медная труба

Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем.

4. Вот, например, вот вам бубны,

Дзин-дзин, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.

5. Вот, например, вот турецкий барабан,

Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем


Конечно, говорить о внедрении системы обучения
К.Орфа в полном объеме в условиях
общеобразовательной школы нецелесообразно-
специфический подход педагога к подбору
музыкального инструментария, репертуару,
основанному на национальной музыке Западных
стран ограничивает возможности
учебно-воспитательного процесса. Безусловно,
необходимо обращаться к русскому фольклору,
адаптируя идеи “Шульверка” к условиям
конкретной школы, использовать возможности
материально-технического оснащения в процессе
обучения. Но элементы системы Карла Орфа очень
органично вписываются в задачи новой школы.


Считаю, что подход Карла Орфа безусловно
интересен и продуктивен, т. к. позволяет сделать
уроки музыки интересными и динамичными, ребенок -
творец звуков окружающего мира и музыки.Урок
музыки становится “обучением в
действии”.Исполняя и создавая музыку вместе,
дети познают ее в реальном действии.


Ребенок — соавтор и создатель собственного
музыкального мира.


В этом заложена успешность в обучении и
воспитании активной творческой личности,
стремящейся создавать и совершенствовать
окружающий мир.




Литература

  1. ДмитриеваЛ.Т., Черноиваненко Н.М “Методика
    музыкального воспитания” М. “Академия”2000г.
  2. “Музыка в начальной школе” М. “Просвещение”
    1985 г.
  3. Тельгарова Р.А. “Уроки музыкальной культуры” ”
    М. “Просвещение” 1991г.
  4. Сергеева Г.П. “Практикум по методике
    музыкального воспитания в начальной школе” М.
    “Академия” 2000г.
  5. Программно-методические материалы “Музыка.
    Начальная школа” М. “Дрофа” 2001г.
  6. Т.Э. Тютюнникова “Уроки музыки. Система
    обучения Карла Орфа” М.”Астрель” 2000г.
  7. “Искусство в школе” №2, №3-2005г, №5-2005г.
  8. Зимина А.Н. “Народные песни с пением” М. “ГНОМ и
    Д” 2000г.
  9. “Музыка в школе” №1-1991г.

Приложение

28.03.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о