Классные часы к дню пожилого человека – Классный час ко Дню пожилого человека “Твори добро, ведь имя твое – Человек”

Классный час ко Дню пожилого человека "Твори добро, ведь имя твое - Человек"

Классный час, посвященный 1 октября - Дню пожилых людей:

«Твори добро, ибо ты - Человек»

Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (матери, отца, бабушку, дедушку).

Оборудование: аудиозапись песни Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей», Игорь Саруханов «Дорогие мои старики», Витас «Родительский дом», звон колоколов.

Ход проведения классного часа, 

посвященного 1 октября - Дню пожилых людей

Учитель:

Сегодня наш классный час называется: «Твори добро, ибо ты - человек», он посвящен Дню пожилых людей. Людей, на долю которых легли тяжелые испытания, людей, которых сегодня государство может защитить. Им нужны наши поддержка и помощь. А мы поговорим о том, как живется одиноким людям, о добре, которое так необходимо каждому из нас.

В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это - люди пожилого возраста. В России проживает несколько миллионов одиноких людей.

По данным института геронтологии Россия - страна долгожителей. Но вместе с тем обидно и то, что наше государство не может еще обеспечить достойную старость своим гражданам. Будем надеяться, что уже в недалеком будущем правительство и парламент сделают все возможное, чтобы человек прожил возраст, отпущенный природой и Богом, в счастье и благополучии.

Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к бедственному положению этой категории людей, Организация Объединенных Наций объявила 1 ОКТЯБРЯ в 1999 году Международным днем пожилых граждан. Люди старшего поколения - опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это - история каждой семьи, история нашего народа.

Такова их судьба - остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами, болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто-нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не замечаем их - сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. В автобусе молодой неистово толкает дедушку, который хочет сесть на краешке скамейки. Как оказалось, это место он занял для своего товарища, который должен зайти в автобус. И дедушка неловко отходит, склонив голову.

Старая бабушка горько сетует на свою судьбу: «Имею детей и внуков, а они отреклись от меня, кричат​​, ненавидят, обзывают». И таких примеров-множество. Возникает вопрос: что это? Невоспитанность? Дефицит совести? А, может, мы думаем, что старость обойдет нас?

Нет! Старость - упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи горб и дает каждому палку. Старость еще более требует внимания, любви, заботы и ласки. Но часто так и остается без этого.

Кого она заставляет попрошайничать, кого спасаться от голода и холода...

Ежедневно мы видим печальные глаза тех, кого в одно целое объединило слово «старость», видим безнадежность, отчаяние. Такие люди часто одиноки.

Учитель. Нелегкой была жизнь наших дедушек и бабушек. Почти все они - дети военных лет. На их долю выпали голод, война, разруха.

Ученик:

Бабушкины годы

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Ученица.

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!

Учитель. Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают).

Бабушка ... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь все ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками.

Дедушка ... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.

К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их.

Звучит аудиозапись песни Витаса «Родительский дом».

Одиночество ... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами, кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость ... Какие ужасные слова. По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к своим стареньким родителям.

Слово учителя.

... Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать».

Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой ...

Звучит аудиозапись песни Игоря Саруханова «Дорогие мои старики».

- Дети, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми.

Ученик:

Говорите добрые слова,

Не скупитесь на улыбки ближним,

Увядают люди, как трава,

Уходя безвременно из жизни.

Не ищите правильный момент,

Позвонить кому-то в спешке буден,

Может завтра будет абонент,

Навсегда печально недоступен.

Не копите ворох добрых чувств,

Чтобы их потом писать в некролог.

Каждый, кто нам дорог, знает пусть,

Каждый день, как сильно он нам дорог.

Увядают люди, как трава...

Как бы из вчера минуту занять?

Рассказать все добрые слова,

И создать еще при жизни память.

Учитель: Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в полуразрушенных лачугах или вообще даже не имеют крыши над головой. Они попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба.

Творческая работа «Пожилые и молодые».

Сейчас я вам предлагаю подумать, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодожены могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д.

Затем учащиеся должны сказать, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице.

Слово учителя.

Старость ... Как незаметно она приходит. Кто-то оказывает ей сопротивление, не соглашается, бунтует ... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не могу ... Если бы мне вернулись молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил».

Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду

«Старость и Молодость».

Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.

- Чего тебе от меня надо? - Спрашивает у нее Молодость.

- Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.

- Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!

Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».

- Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!

Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.

Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»

После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».

Пожалуйста, как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).

Учитель: Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость могла ...» или «старость - не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее нежелательный приход. Но она все же неожиданно подкрадывается, и ты уже с печальным благоразумием понимаешь, что все лучшее уже было, все в прошлом. А с тобой воспоминания и болезни, одиночество и немощность. Хорошо, когда рядом с тобой живут твои родные - дети, внуки. А если их нет?

Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет ...

Дом престарелых. Печальное пристанище на склоне лет. Хотя и там неплохо. Здесь видишь людей в рваной одежде, здесь готовят достаточно приличную еду, показывают кинофильмы ... Но почему старые радуются, когда отсюда их забирают, чем просто на глазах вянут, услышав новость, что их отправляют в дом престарелых?

Ученик.

«Письмо к матери» С.Есенин

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Звучит песня Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей».

С давних времен колокола, кроме богослужения, повсеместно использовались как набат для оповещения о какой-либо беде - пожаре, вражеском нашествии т.д. (Звонят колокола - звучит аудиозапись.) Сегодня колокола бьют тревогу, призывая нас к милосердию, доброте. Ибо только милосердие делает нас настоящими людьми.

Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости»

А вас, дорогие наши гости, искренне благодарю за то, что вы пришли на нашу встречу. Будьте здоровы, живите долго и счастливо.

kopilkaurokov.ru

Классный час ко Дню пожилого человека "Будь добрым и человечным к бабушкам и дедушкам"

Разработка классного часа ко Дню пожилого человека на тему:

"Будь добрым и человечным к бабушкам и дедушкам".

Класс: 7.

Цель классного часа: воспитание правильного уважительного отношения к пожилым людям.

Задачи:

  • прививать желание учащимся проводить время с бабушками и дедушками, доставлять им удовольствие своим творчеством, неожиданными приятными сюрпризами.

  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь, уметь своими поступками приносить им радость.

Подготовка к классному часу.

Учащиеся готовят фотографии, рисунки, сувениры, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек, родителей. Учащиеся могут также приготовить для своих гостей угощения к чаю.

Оборудованиемультимедийная доска, фотографии, рисунки.

Ход классного часа:

1. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады, что вы пришли к нам. Дорогие бабушки и дедушки, мы очень рады приветствовать вас сегодня. Ваши внуки и внучки, которые вас очень любят, подготовили для вас много интересного. Из их стихотворений, рассказов, песен и рисунков вы поймете, как сильно они любят вас и дорожат вами, считают вас лучшими друзьями. Давайте послушаем!

Ученик 1:

Много есть друзей вокруг, но считаю я,
Что мой самый верный друг – бабушка моя.
В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,
Наступают для меня два особых дня.

Ученик 2:

В лучистых глазах любви отраженье,
Что кроется в чутких и добрых сердцах
Бесспорно достойны они уваженья,
Те, кто с нами пройдут до конца!

Седые волосы, руки в морщинках,
Сколько видали в жизни они?
Дедушка тот же статный мужчина,
Бабушка мила, как и в прежние дни.

С бабушкой вместе прошли все невзгоды,
И были друг другу все время верны.
Быстро летят и минуют их годы -
Но ведь в них история нашей страны!

2. Истории ребят “Способности моей бабушки”

Классный руководитель: Ребята, расскажите нам о различных способностях ваших бабушек!

Ребята рассказывают о том, что умеют делать их бабушки, делятся устными зарисовками и стихотворениями, используют поделки, фотографии и рисунки.

Классный руководитель: Точно, наверное, нет ничего, чего не умеют делать наши милые бабушки. У них к тому же всегда много различных забот с любимыми внуками!

Ученик:

Много у бабушки с нами хлопот –
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки теплые надо связать,
Сказку веселую нам рассказать.

Ученица:

Трудится бабушка целые дни.
Бабушка, милая, сядь, отдохни!
Мы тебе песенку нашу споем…
Дружно мы с бабушкой милой живем!

3. Проведение конкурса “Бабушкина вкуснятина”.

Классный руководитель: А как вкусно готовят наши бабушки! Просто объедение! Давайте отведаем с любовью приготовленного ими варенья.

Правила конкурса:  Ученики должны угадать по запаху и вкусу с завязанными глазами, из каких ягод или фруктов бабушка приготовила варенье.

4. Истории ребят “Бабушка с дедушкой рядышком…”.

Классный руководитель:  Что вы знаете об их жизни, чем они занимаются, что им довелось испытать? Расскажите о жизни своих бабушек и дедушек.

(Дети рассказывают истории о различных памятных и наиболее интересных событиях из жизни дедушек и бабушек, используя подготовленные фотографии, рисунки и поделки).

Ребята, скажите, всегда ли вы приветствуете утром бабушку и дедушку? Чем вы их радуете. Знайте, что всегда необходимо быть добрыми, человечными, внимательными по отношению к пожилым людям. Не забывайте проявлять свою чуткость, заботу и любовь.

Классный руководитель:  Большое спасибо, ребята за ваши чудесные истории! Думаю, нашим гостям приятно было узнать, что вы так много знаете о них. Мы много интересного узнали о жизни ваших бабушек и дедушек.

Ученик:

Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда, 
Скорей бы росла у меня борода.

Классный руководитель: А как вы понимаете выражение: “Много ума в бороде”?

Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.

5. Исполнение песен “Для любимых дедушек и бабушек ”.

Классный руководитель: Ребята, знаете ли вы любимые песни ваших дедушек и бабушек? Давайте порадуем наших гостей и споем для них эти песни.

(Учащиеся исполняют песни для гостей.)

Ученик:

Песней бабушкам и дедушкам своим
Мы “спасибо” говорим:

Учащиеся все вместе поют: За заботу и любовь мы вас благодарим!

Классный руководитель:

Нет песни любимой конца и начала,
Хотим, чтобы песня родная сегодня для вас прозвучала.
Пожалуйста, дедушки, бабушки, не скучайте,
А с нами песни желанные подпевайте.

Ученик:

Вы, родные, с книгой нас впервые подружили,
Любить стихи и сказки научили,
Вы нас в театр водили на представления…
Теперь оцените наши артистические умения.

Классный руководитель: Много написано хороших и добрых песен о бабушке. Ребята рады исполнить одну из лучших песен. Для вас, дорогие!

Учащиеся исполняют песню о бабушке. Слова Т.Волиной. Музыка А.Филиппенко

БАБУШКА

Ты не спишь ночами и хранишь мой сон,
Чтобы добрым и хорошим был он.
В мыслях каждый день с тобой и каждый час,
И любовь твоя хранит и греет нас.

Припев:
Бабушка моя – милая, любимая.
Бабушка моя – нежный ангел мой.
Бабушка моя – ты самая красивая.
Бабушка моя – ты всегда со мной.

Всё я расскажу тебе, моей родной,
Знаю, ты меня поймёшь как никто другой.
Тучи надо мной руками разведёшь,
Если позову – всегда ко мне придёшь.

Припев:
Бабушка моя – милая, любимая.
Бабушка моя – нежный ангел мой.
Бабушка моя – ты самая красивая.
Бабушка моя – ты всегда со мной…

Бабушка моя – милая, любимая.
Бабушка моя – нежный ангел мой.
Бабушка моя – ты самая красивая.
Бабушка моя – ты всегда со мной.

5. Сценка “Бабушка и внучка”.

(Учащиеся показывают шуточную инсценированную постановку по произведению “Бабушка и внучка” Пермякова Е.).

На сцене сидит бабушка и вяжет. К ней подходит внучка.

Внучка: Скажи, бабушка, почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один, и нос тоже один.

Бабушка: А потому, милая внученька, чтобы ты больше делала, а меньше болтала и нос свой, куда не надо не совала.

Внучка: Вот, оказывается, почему, языков и носов бывает только по одному!

Классный руководитель:

Встанем дружно, детвора,
Нам частушки петь пора.
Веселитесь, гости наши,
Кто захочет, тот и спляшет.

(Исполняются частушки).

Ученик:

Мы частушек много знаем,
И хороших, и плохих,
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Ученик:

Лучше деда человека
В целом мире не сыскать!
Гвозди он забить сумеет 
И белье прополоскать.

Ученик:

Ира любит кашеварить:
Борщ варить и булки печь.
Все у ней в квартире в тесте,
Даже негде в спальне лечь.

Ученик:

Наша Вика - торопыжка,
Мыть посуду ей не лень.
Но посуду разбивает – 
По пять чашек каждый день.

Ученик:

Закопченные кастрюли
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.

Ученик:

Любит Маша управляться,
Кормит все хозяйство.
Дала уткам колбасы,
Утки свесили носы.

Ученик:

Мой дедуля всех добрей,
Любит всех моих друзей.
Кашу манную нам сварит,
Мыть посуду не заставит.

Ученик:

А Галина шьет да вяжет – 
Прямо мастерица!
Бабуле шила сарафан,
Вышла рукавица.

Все вместе:

Сочинили мы частушки,
Очень мы старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались!

Ученик:

Без палочки шагает наша бабушка,
Очков не надевает наша бабушка.
И вовсе не седая, а очень молодая,
А очень молодая наша бабушка!

Ученик:

На стройке инженером наша бабушка,
И служит всем примером наша бабушка.
И с внуками играет, и много песен знает,
И любит очень нас наша бабушка.

6. «Берегите пожилых людей!»

Классный руководитель: Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 226 километров. Пожилые люди часто устают. Ребята, помогайте им, берегите ваших бабушек и дедушек, уделяйте больше внимания их самочувствию и здоровью.

Стихотворение о дедушке:

Ученик:

Пусть уже седой и с бородой,
И иссякли силы в проходящий век,
Дедушка, ты самый дорогой,
Самый нужный мудрый человек.

Не болей! Живи еще три века!
Бодрым будь, улыбчивым всегда.
Заслужил ты звание человека,
Человеком славится Земля.

7. Подведение итогов классного часа:

Классный руководитель:

Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.

Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.

Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.

Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.

А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.

Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.

Классный руководитель (приглашенным родителям):

Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С.Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведение, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Воспитание детей личным примером происходит ежедневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, разговоры и нотации.

Ребенок является в наш многосложный мир – в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей и тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет.

Вовсе нелегки для растущего человека эти годы. И не в бездельных забавах – как это кажется кое-кому из взрослых – проводит время их ребенок. Он познает мир взрослых, приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит, наблюдает вокруг. У него прекрасная память, и внимательно пристальные глаза исследователя, наблюдателя.

Ребенок учится сравнивать, оценивать. И как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают.

8. Поздравление с Днем пожилого человека.

Ученик 1:

Дедушка и бабушка, я вас поздравляю,
Ведь сегодня ваш денек, здоровья вам желаю,
В вашем доме я всегда имел любовь и ласку,
Пекла бабуля мне блины, читал дедуля сказки!

Вырос я уже давно, ведь быстро внуки то растут,
Только это все равно, здесь меня как прежде ждут,
И как прежде, я для вас маленький ребенок,
Шустрый, непослушный, короче — постреленок!

Дедушка и бабушка, я очень вас люблю,
За терпенье и заботу, вас благодарю,
В день бабушек и дедушек в гости меня ждите,
Много лет, на радость мне, счастливо живите!

Бывают в вашей жизни дни,
Которые нельзя не отмечать,
А потому примите поздравленья
И от души позвольте пожелать:

Ученик 2:

Не обращать вниманья на года,
Всегда быть энергичными, здоровыми,
Как у природы нет плохой погоды, 
Так в жизни возраст памятен любой.

Ученик 3:

И пусть лицо улыбка озаряет,
Вы возрасту скажите – не спеши!
Желаем этого от всей души!

Ученик 4:

Вы много сделали такого,
Чтоб на Земле оставить след,
Здоровья, счастья вам желаем
На каждый день, на сотню лет.

Учащиеся поздравляют бабушек и дедушек, дарят им рисунки, поделки, сувениры, открытки. По окончании классного часа всех приглашают на чаепитие.

Все вместе исполняют песню:

Девочки и мальчики!
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме:
За песенки и сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки!
Девочки и мальчики!
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме:
За книжки и считалки,
За лыжи и скакалки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье!
Девочки и мальчики!
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме.
Давайте мам и бабушек
Поздравим с женским днем,
Для них сегодня весело
Станцуем и споем!

Классный руководитель:

Дорогие наши, поздравляем с Днём бабушек и дедушек! Желаем вам крепкого здоровья, благополучия, уважения и любви в семье. Пусть ваши дети и внуки помнят о вашем возрасте каждый день, а вы вспоминаете о нём только благодаря таким праздникам!

7

videouroki.net

Классный час - Ко Дню пожилых людей

Классный час - Ко Дню пожилых людей

 

Цель: формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Оформление: фотогазета о бабушках и дедушках, презентация.

 

Ход классного часа:

 

1. Интересные факты о праздновании Дня пожилых людей в разных странах. 

Информационная группа:

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать

1 октября Международным днем пожилых людей.

 

В выступлении Генерального секретаря ООН говорилось, что в Международный день пожилых людей ООН призывает правительства, организации гражданского общества и всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов. 

Общими усилиями страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.

 

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. Из стран бывшего СССР его отмечают Россия, Азербайджан, Беларусь, Латвия, Молдова, Украина.

  В скандинавских странах День пожилых людей празднуется с большим размахом. Теле- и радиокомпании составляют свои программы с учётом вкусов пожилых людей. Проводятся фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

  А вот в Японии, где ежегодный День почитания пожилых людей существует уже давно, его не стали переносить – он по-прежнему отмечается в третий понедельник сентября. 

Официально же отмечать «День престарелых» предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста одной японской деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября — и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: «Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт».

Эту инициативу подхватили в других деревнях, и новый праздник распространился на всю страну. Выражение «День престарелых» стали считать не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на «День пожилых людей». А с 1966 года день стал национальным праздником — Днем почитания пожилых людей.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78.53 лет (мужчины-японцы уступают только мужчинам Исландии), а японок — 85.49 лет — рекордное значение среди всех стран.

В чём причина такого долгожительства? В здоровом образе жизни, употреблении в пищу большого количества морепродуктов, в особом, философском отношении к миру? Наверняка, да. Но большую роль играет и особый душевный климат, всеобщее доброе отношение к людям старшего поколения. В Японии понимают: именно им страна обязана всем, чего достигла со времён послевоенной разрухи. По сути, в Японии существует целый культ пожилых людей, есть особые традиции, особые ритуалы в их почитании.

 

Так, например, по очень старой традиции, прожив 5 раз 12-летний цикл, японец достигает 60-летнего возраста и входит в новое состояние... он возвращается в младенчество. Напоминанием такого возвращения становится красный жилет и маленькая шапочка, которые дети и внуки дарят старшим членам семьи в их осенний праздник. Такой же подарок может получить на свое 60-летие босс или менеджер от коллег или профессор университета от студентов. Цвет жилета меняется с возрастом «младенца». На 70- и 77-летие готовят жилет сиреневого цвета, на 80-, 88- и 90-летие — желтый, а на 99-летие — белый.

 

 

Учитель: Говоря о пожилых людях, в Японии используют выражение «серебряный возраст». Существует пословица: «Познавать новое, обращаясь к старому». И, может быть, одна из причин, благодаря которым маленькая Япония и заняла столь важное место в мире – это уважение к старшим, готовность принять их опыт и мудрость.

  

2. Характеристика пожилых людей

Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.

 

Ведущий 1. Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания.                                                

Ведущий 2. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз …                                                                                        

Ведущий 3. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

 

Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

 

«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.

  

Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она-то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

 

- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …) («Дерево желаний» - школьники подписывают свое предложение для пожилых людей.)

 

«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)

Чтец.

Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв …

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей.

Без которых не было б вас».     Л. Татьяничева.

Чтец

Не броса́йте старико́в, жале́йте,

Уважа́йте ста́рость и леле́йте,

Им дари́те ла́ску и внима́нье,

И любви́ вели́кое призна́нье.

Утеша́йте в ско́рби и печа́ли,

В час, когда́ сердца́ стуча́ть уста́ли,

Окружи́те теплото́й и све́том,

И не жди́те ско́рого отве́та.

Не броса́йте старико́в, люби́те,

Па́мять об уше́дших сохрани́те.

Се́рдце на забо́ту отзовётся,

И любо́вь стори́цей к вам вернётся!

Песня Старуханова «Дорогие мои старики»

Заключительное слово учителя

kopilkaurokov.ru

Конспект классного часа на тему: «День пожилого человека»

Конспект классного часа на тему:

«День пожилого человека»

Цели:

  • Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.

  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

  • Добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.

Форма проведения:

  • Беседа;

  • Дискуссия

Оборудование и материалы:

  • Персональный компьютер

  • Презентация на тему : «День пожилого человека»

  • Раздаточный материал (текст песни «Золотая свадьба»)

Ход классного часа

Учитель: С 1992 г. 1 октября в России отмечается День пожилых людей. Этот праздник – дань вековой традиции уважения и почитания людей старшего поколения. В этот день каждый из нас имеет возможность не только поздравить людей старшего поколения и выразить им свою признательность, но и сделать так, чтобы они почувствовали нашу заботу и внимание.

Отмечая день пожилых людей в школе, мы, прежде всего вспоминаем о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. С них начинается приобщение детей к истории семьи.

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Слайд №3:

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей.

Этот праздник возник в XX веке. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире. День пожилых людей празднуется с большим размахом в скандинавских странах. В этот день многие теле- и радиопрограммы транслируют передачи с учетом вкусов пожилых людей.

Слайд №4:

1 октября проходят различные фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

Учитель: Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78.53 лет (мужчины-японцы уступают только мужчинам Исландии), а японок — 85.49 лет — рекордное значение среди всех стран.

Слайд №6:

Япония - как основатель дня пожилого человека

В Японии в третий понедельник сентября отмечают

День почитания пожилых людей

Учитель: В последние годы, говоря о пожилых людях, в Японии все чаще стали использовать выражение «серебряный возраст» (от английского silver age), и надо сказать, что «серебряный возраст» в Японии, в большинстве своем, ведет здоровый образ жизни и выглядит превосходно. И, несомненно, что японская пословица — «Познавать новое, обращаясь к старому» — очень хорошо отражает связь поколений в Японии и позволяет понять, что культ старшего поколения, в хорошем смысле этого слова, здесь весьма ощутим.

Слайд №7:

Не каждая страна имеет пешеходную «серебряную зону»

Слайд № 8:

Отмечать "День престарелых"

предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста небольшой деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: "Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт". С 1950 года почин празднования подхватили в других деревнях, и традиция постепенно охватила всю страну. С 1964 года название было изменено на "День пожилых людей". А с 1966 года день стал национальным праздником – Днем почитания пожилых людей.

Слайд №11:

БЛАГОДАРНОСТЬ С БОЛЬЮ ПОПОЛАМ

Их называли поколением Победителей, они перенесли неслыханные трагедии и громовые  победы Великой Отечественной войны – наши ветераны. На их долю выпала самая страшная война, какой доселе не знала земля. Всю оставшуюся жизнь им снятся бомбежки, рукопашные, родные хаты в огне. Ветераны сохранили для нас Родину независимой, отстояли города, воссоздали богатство ее и красоту ценой неимо-верного напряжения сил, самоотверженности. Они надеялись, что их дети и внуки, будут  жить лучше и не будут знать их страданий.

Слайд № 12:

К 2050 году число пожилых людей на планете возрастёт от нынешних 600 млн. до 2 миллиардов.

ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Теплый день осенний
Солнцем позолочен,
Радостной работой
Ветер озабочен.
Кружит листопадом
Осени в усладу,
Седину ласкает
Старикам в награду.
В этот день октябрьский
По веленью века
Чествует природа
Пожилого человека!

Учитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми.

  • Как часто вы видитесь, общаетесь с вашими бабушкой или дедушкой?

  • Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать? Чем заниматься?

  • Какую радость вы им доставляете?

  • А как вы понимаете выражение: «Много ума в бороде»?

  • А знаете ли вы их любимые песни?

Учитель: Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, приятно было узнать, что вы так много знаете о них. А давайте, споем одну из веселых песен, которую, я думаю, мы все знаем.

(Исполняется песня «Бабушка рядышком с дедушкой» под музыку)

Золотая свадьба (Бабушка рядышком с дедушкой)

Праздник, праздник празднуем семьёй,

Праздник, праздник свадьбы золотой!

Горько! Горько- Весело кричат

Сорок правнуков и двадцать пять внучат

Бабушка рядышком с дедушкой

Столько лет, столько лет вместе.

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно поют эту песню -

Бабушка рядышком с дедушкой

Снова жених и невеста!

В эту пару с детства в люблены

Мамы, папы и, конечно, мы.

Очень сильный дедушка танцор,

Ну, а бабушка поёт, как сводный хор!

Бабушка рядышком с дедушкой

Столько лет, столько лет вместе.

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно поют эту песню -

Бабушка рядышком с дедушкой

Снова жених и невеста!

В праздник, в праздник свадьбы золотой

Им желаем жизни молодой,

Поднимаем кружки высоко

И за них мы пьём парное молоко!

Бабушка рядышком с дедушкой

Столько лет, столько лет вместе.

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно поют эту песню -

Бабушка рядышком с дедушкой

Снова жених и невеста!

Итог:

Учитель: Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. День пожилых людей дает нам возможность остановиться, оглянуться вокруг себя и подумать, что старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

Будем милосердны к старости!

doc4web.ru

Классный час ко дню пожилого человека

Классный час ко Дню пожилого человека.

Звучит песня «Мои года – мое богатство». Идет показ слайдов пожилых людей.

Новый лист календаря, 
Осень за окном,
И сегодня мы не зря
Пришли к вам в этот дом.
 

В этот день октябрьский

По веленью века.

Чествует природа

Пожилого человека.

Мы сегодня чтим талант, 
Остроту идей,
Волю, опыт, оптимизм
Пожилых людей!

Этот праздник возник в XX веке. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе,

затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире.

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать

1 октября Международным днём пожилых людей.

В этот день проходят различные фестивали в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

В Японии в третий понедельник сентября отмечают День почитания пожилых людей.

Отмечать "День престарелых" предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста небольшой деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: "Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт". С 1950 года почин празднования подхватили в других деревнях, и традиция постепенно охватила всю страну. С 1964 года название было изменено на "День пожилых людей". А с 1966 года день стал национальным праздником – Днем почитания пожилых людей.

Если так говорят: Это россыпь таланта

Человек пожилой- И горенье в очах…

Это мудрости клад, Это наши атланты

Это фонд золотой, И в делах, и в речах.

Пожилые люди - это те, кому за шестьдесят. Пожилые люди - это каждый пятый из нас.

Пожилые люди - это те, в кого мы превратимся через тридцать, двадцать или десять лет.

Это наши бабушки, дедушки, мамы, папы, дяди и тети.

Пожилые люди - это те, у кого сложилось ясное ощущение, что силы с каждым днем уменьшаются, а немощи умножаются, и что процесс этот необратим.

Пожилые люди - это те, кто наконец-то понял всю мудрость и справедливость, всю пронзительную глубину пословицы "жизнь прожить - не поле перейти".

Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.

Классный руководитель: А как вы понимаете выражение: “Много ума в бороде”?

Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.

"Старость - не радость"
Русская народная пословица.

Хорошо, что стало доброй традицией отмечать День пожилых людей.   Этот день – день благодарения за тепло их сердец, за отданные работе силы, за опыт, которым они делятся с  молодым поколением, с детьми и внуками – то есть с нами. А что мы с вами делаем для того, чтобы наши близкие не чувствовали себя забытыми и одинокими?

(чтение и обсуждение жизненных ситуаций)

«Дедушкина ложка»

Каждый день перед обедом Наталочка брала в буфете ложки и клала их на стол – мамину, папину, дедушкину и свою.

Зимой Наталочкин дедушка умер. Девочка плакала и горевал, она очень любила дедушку.

Теперь во время обеда дедушкина ложка оставалась в буфете. Наталочка каждый раз дотрагивалась до нее, брала в руки и опять клала на полочку.

Прошли годы. Наталочка выросла, стала взрослой девушкой, закончила 10 классов. В тот день, когда Наташа пошла в школу в последний раз, она положила на стол дедушкину ложку.

Дедушкина ложка лежала возле Наташиной тарелки. Мама и отец молчали. И Наташа молчала. Молчание было красивым и торжественным.

«Именинный обед»

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка. Нина самая маленькая: ей 9 лет. Бабушка самая старшая: ей 82 года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько мама:

- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садиться…

- Почему? – удивилась мама.

- У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Нельзя пожилыми людей называть,
Нельзя так, неправильно это. 
Желаем им грусти-печали не знать,
Хоть осень – не жаркое лето.
Хоть инеем сыплет зима на виски –
Душа серебро не воспримет.
С годами все с мудростью стали близки, 
Пусть молодость их не покинет

Учитель. Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. День пожилых людей дает нам возможность остановиться, оглянуться вокруг себя и подумать, что старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

(На доске из ватмана вырезано сердце. У ребят маленькие красные сердечки. Заполнение формы сердца красными сердечками со словами: доброта, забота, тепло, милосердие, любовь, внимание, и т.д.)

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил –

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, -

Рассказывает мать, -

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал.

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

А. Яшин

Песня «Дорогие мои старики» с показом слайдов

multiurok.ru

Классный час «день пожилого человека» 7, 8, 9 класс

Тема: «Старость нужно уважать!»

Цель: Концентрация внимания подростков на проблемах людей преклонного возраста.
Задачи:
1. Воспитание доброты.
2. Формирование чувства ответственности за людей преклонного возраста.
3. Развитие и укрепление нравственных качеств личности. Таких как: милосердие, сострадание, благородство, взаимовыручка.
4. Ознакомить детей с проблемой демографического старения.
5. Раскрыть значение людей старшего поколения в государственном развитии, воспитании молодежи, стабильности страны в целом.
6. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
7. Воспитание чуткого, понимающего, бережного отношения к пожилым родственникам: бабушкам и дедушкам.
8. Привлечь внимание школьников к индивидуальным и социальным потребностям пенсионеров.

Целевая аудитория: учащиеся 7-9х классов.
Место проведения: школьный кабинет, закрепленный за классом.

Ход урока

Ведущий (учитель): Здравствуйте, ребята. Вы наверняка успели понять о чем будем говорить на занятии. Сегодня наш классный час посвящается проблемам старости. Тема выбрана не просто так.
1 октября празднуется Международный день пожилых людей. Дата утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году. В нашу страну праздник пришел позднее, и отмечается с 1992 года. Зародился он в Европе в начале XX века. И проделал большой путь от местных мероприятий до международного дня.
Общими усилиями жители различных стран смогут обеспечить гражданам большую продолжительность жизни. А также создать условия, чтобы она была не менее качественной, насыщенной, интересной, полноценной, чем в молодости.
Официальное признание Дня пожилых людей стало свидетельством ценности старших членов общества, признанием их заслуг перед государством и народом.
Сейчас регулярно в октябре мы отдаем честь тем, кто всего себя посвятил стране, народу, кто отдал силы, здоровье и молодость за счастье, благополучие потомков. Тяжелые испытания легли на их долю.
Часто в современном обществе мы сталкиваемся с отсутствием должного уважения, ущемлением прав и даже унижением людей старшего возраста. Государство не может их защитить в полной мере. Поэтому второе название данного праздника – день добра и уважения.
Пенсионеры, особенно одинокие, требуют большого внимания и заботы. Им необходимо наше участие, помощь, поддержка.

Ведущий 1 (из учащихся, желательно девочка). Это праздник чистый и светлый. День наших бабушек. Которых мы очень любимым. Их теплые руки могут спасти от любой душевной стужи. Именно они забирали нас из садика и читали нам в детстве сказки, когда родители были заняты делами. Они пекут самые вкусные на свете пироги, и готовы терпеливо учить нас этому непростому искусству. Ведь известно, что внуков любят даже больше детей. Родители бывают строги к чадам, но бабушка всегда на стороне ребенка.

Ведущий 2 (из учащихся, желательно мальчик). Это день наших дорогих дедушек. Ведь они учат нас мужественности, храбрости. С ними мы мастерили и запускали первые корабли, самолеты. Кто как не дедушка покажет как выпилить табуретку, возьмет с собой на рыбалку, расскажет массу интересных и невероятных историй?

Ведущий 1 Сегодня не просто праздник. Это день уважения, доброты и милосердия. Цель которого в привлечении внимания трудового населения к проблемам и потребностям стариков. Время осознания необходимости интеграции в круговорот общественной жизни старшего поколения. Ведь им очень важно чувствовать себя нужными, полезными, реализовывать свой внутренний потенциал. К тому же действительно есть чем поделиться – это знания, колоссальный опыт жизненный и профессиональный. Важно помнить о них каждый день, а не только в период праздника.

Ведущий 2 В День пожилых людей можно организуются благотворительные концерты, спектакли, киносеансы с бесплатным посещением, все то, что не могут позволить себе пенсионеры за деньги. Проводятся различные конкурсы и соревнования: спортивные, художественные, игровые, интеллектуальные. Проводятся выставки мастеров народного творчества, среди пожилых людей. Награждают ветеранов труда, чествуют долгожителей, поздравляют супружеские пары с большим стажем совместной жизни. В скандинавских странах проводятся полномасштабные фестивали и конгрессы, посвященные демографическому старению.

Ведущий 1 А в Японии свой праздник, более древний, называется «День престарелых». И появился он еще в 1947 году. В данной стране проявляют особое уважение к представителям старшего поколения, относятся с трепетом и любовью. Поэтому, когда мероприятие приобрело мировые масштабы, страна не стала менять дату. Здесь отмечают 15 сентября.
Любопытен тот факт, что в Японии больше всего долгожителей. Да и среднестатистическая продолжительность жизни самая высокая. Возможно благодаря уважению и почитанию мудрости старцев.
Кстати, японцы называют пожилой возраст «серебряным периодом жизни».
(Звучит музыкальная композиция: Вахтанг Кикабидзе «Мои года – мое богатство».)

Ведущий 2 Да, года неумолимы. Как вы думаете почему в песне их называют богатством?
Звучат ответы детей.

Примерные варианты:
1. Приобретение мудрости и жизненного опыта.
2. Прожита яркая и насыщенная жизнь.
3. Есть что вспомнить и рассказать внукам.
4. Знания.
5. Умение разбираться в людях.
6. Помощь со стороны детей и внуков.
7. Свобода от трудовой деятельности. Наличие пенсии.
Ответы записываются на доске.
Особенности пожилых людей

Учитель: Все, кто общался со стариками знают, что они медлительны, неуклюжи, беспомощны. Часто бывают ворчливы, неуживчивы, капризны как малыши. В народе говорят: «Старый, что малый». Окружающих это раздражает. Мы злимся, на задумываясь почему они такие. Попробуем разобраться.

Ведущий 1 Медлительность определяется физиологией. Все процессы в организме замедляются. Поэтому человек преклонного возраста физически не может быть таким же быстрым, как в молодости. Снижается скорость обработки информации в центральной нервной системе. Поэтому старики забывчивы, им трудно понять и усвоить что-то новое. Это препятствует реализаций многих желаний и потребностей.

Ведущий 2 Представьте себе компьютер, который верой и правдой служил вам долгие годы. Что с ним будет? Правильно. Он начнет зависать, программы – тормозить. То же происходит с человеческим мозгом и организмом в целом. Снижается острота зрения и слуха. Болят суставы, разрушаются внутренние органы. Становится тяжело, не только проявлять физическую и умственную активность, но даже вставать с постели.
Отсюда ворчливость и вечное недовольство. Их молодость была отличной от жизни детей и внуков. Поэтому старики поучают. Не из вредности, а из желания поделиться опытом, помочь избежать ими пройденных ошибок.

Учитель: Мы ведь не обижаемся на новорожденного младенца за то, что он громко плачет. Стараемся не злится на трехлетних малышей, когда они шумно играют и разбрасывают игрушки. Это возрастные особенности. Поэтому не стоит бурно реагировать на ворчливость и поучение со стороны пенсионеров. И самое главное – учиться прощать обиды.

Ведущий 1 «Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.
Заключение: Будем надеяться, что наш классный час помог вам понять трудности людей пожилого возраста. Научил обращаться к ним бережно, милосердно, с добром в сердце. Не забывайте о том, что они не могут в полной мере позаботиться о себе. Поэтому наша с вами задача помогать им, делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их жизнь.

 

aujc.ru

Классный час "Наши дедушки, наши бабушки", посвященный Дню пожилого человека

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
  • счастливые минуты общения с детьми, внуками, доставлять им удовольствие неожиданными приятными сюрпризами, своим творчеством.

Подготовительная работа.

Заранее учащиеся готовят рисунки, фотографии на выставку, сувениры, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек, родителей, соседей, знакомых преклонного возраста. Желательно, чтобы дети приготовили угощение к чаю для своих гостей.

Оформление и оборудование: рисунки, фотографии, угощения.

Ход мероприятия

I. Приветствие гостей.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие наши гости – бабушки и дедушки! Мы рады, что вы пришли к нам. Вы для своих внуков являетесь лучшими друзьями. И говорю я это с полной уверенностью, потому что не раз слышала от ребят много теплых и добрых слов о вас, искренне любящих их, ваших детей, внуков и правнуков, не жалеющих для них ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости, ни материальных средств.

Да и вы сами сегодня в этом сможете убедиться из рассказов, стихотворений, рисунков, песен внучат о ваших чудесных способностях и науках, они откровенно поведают вам о том, как любят вас и дорожат вами. Слушайте и отдыхайте!

Ученик:

Много есть друзей вокруг, но считаю я,
Что мой самый верный друг – бабушка моя.
В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,
Наступают для меня два особых дня.

II. Рассказы учащихся “Что умеют наши бабушки?”

Классный руководитель: А кто нам расскажет: что умеют делать ваши бабушки?

(Учащиеся рассказывают о “способностях” бабушек, могут комментировать стихотворениями и устными зарисовками, показывать рисунки, фотографии).

Классный руководитель: Да, легче сказать, чего они не умеют делать.… А сколько у них хлопот с внуками!..

Ученик:

Много у бабушки с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки теплые надо связать,
Сказку веселую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
“Бабушка, милая, сядь, отдохни!
Мы тебе песенку нашу споем…”
Дружно мы с бабушкой милой живем!
Т.Волгина

III. Рассказы учащихся “Как жили мои бабушка и дедушка”.

Классный руководитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Скажите, а всегда ли вы приветствуете утром бабушку, дедушку? Какую радость вы им доставляете? Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать, чем заниматься? Расскажите о жизни своих родных.

(Учащиеся рассказывают об интересных и памятных событиях из жизни бабушек и дедушек, иллюстрируя рисунками, фотографиями).

Классный руководитель: Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, нашим гостям приятно было узнать, что вы так много знаете о них.

Ученик:

Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.

Классный руководитель: А как вы понимаете выражение: “Много ума в бороде”?

Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.

IV. Концертная программа “Для наших бабушек и дедушек”.

Классный руководитель: А знаете ли вы их любимые песни? Давайте споем эти песни и порадуем наших гостей.

Ученик:

Песней бабушкам и дедушкам своим
Мы “спасибо” говорим:

Все вместе: За заботу и любовь мы вас благодарим!

Классный руководитель:

Нет песни любимой конца и начала,
Хотим, чтобы песня родная сегодня для вас прозвучала.
Пожалуйста, дедушки, бабушки, не скучайте,
А с нами песни желанные подпевайте.

(Выступления детей с небольшой концертной программой. Песни исполняются под “минусовку”).

Ученик:

Вы, родные, с книгой нас впервые подружили,
Любить стихи и сказки научили,
Вы нас в театр водили на представления…
Теперь оцените наши артистические умения.

(Учащиеся показывают шуточную инсценированную постановку по произведению Е.Пермякова “Бабушка и внучка”).

(На сцене сидит бабушка, вяжет. К ней подходит внучка.)

Внучка: Скажи, бабушка, почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один, и нос тоже один.

Бабушка: А потому, милая внученька, чтобы ты больше делала, а меньше болтала и нос свой куда не надо не совала.

Внучка: Вот, оказывается, почему, языков и носов бывает только по одному!

Классный руководитель:

Встанем дружно, детвора,
Нам частушки петь пора.
Веселитесь, гости наши,
Кто захочет, тот и спляшет.

(Исполняются частушки).

Ученик:

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих,
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Ученик:

Лучше деда человека
В целом мире не сыскать!
Гвозди он забить сумеет
И белье прополоскать.

Ученик:

Ира любит кашеварить:
Борщ варить и булки печь.
Все у ней в квартире в тесте,
Даже негде в спальне лечь.

Ученик:

Наша Лина-торопыжка,
Мыть посуду ей не лень.
Но посуду разбивает –
По пять чашек каждый день.

Ученик:

Закопченные кастрюли
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.

Ученик:

Любит Таня управляться,
Кормит все хозяйство.
Дала уткам колбасы,
Утки свесили носы.

Ученик:

Мой дедуля всех добрей,
Любит всех моих друзей.
Кашу манную нам сварит,
Мыть посуду не заставит.

Ученик:

А Ирина шьет да вяжет –
Прямо мастерица!
Бабуле шила сарафан,
Вышла рукавица.

Все вместе:

Сочинили мы частушки,
Очень мы старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались!

Ученик:

Без палочки шагает наша бабушка,
Очков не надевает наша бабушка.
И вовсе не седая, а очень молодая,
А очень молодая наша бабушка!

Ученик:

На стройке инженером наша бабушка,
И служит всем примером наша бабушка.
И с внуками играет, и много песен знает,
И любит очень нас наша бабушка.

V. Конкурс “Внучки-гурманы”.

Классный руководитель: А как вкусно готовят наши бабушки! Просто объедение! Отведаем - ка мы варенья, приготовленного ими.

Описание игры: С завязанными глазами по запаху и вкусу дети должны угадать, из каких фруктов или ягод приготовлено бабушкино варенье.

Классный руководитель: Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек, уделяйте больше внимания их здоровью, самочувствию, помогайте им.

VI. Заключительное слово.

Классный руководитель (детям):

Памятка
(детям)

Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.

Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.

Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.

Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.

А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.

Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.

Классный руководитель (родителям):

Памятка
(родителям)

Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С.Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведение, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Воспитание детей личным примером происходит ежедневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, разговоры и нотации.

Ребенок является в наш многосложный мир – в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей и тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет.

Вовсе нелегки для растущего человека эти годы. И не в бездельных забавах – как это кажется кое-кому из взрослых – проводит время их ребенок. Он познает мир взрослых, приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит, наблюдает вокруг. У него прекрасная память, и внимательно пристальные глаза исследователя, наблюдателя.

Ребенок учится сравнивать, оценивать. И как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают.

VI. Поздравление.

Ученик:

Бывают в вашей жизни дни,
Которые нельзя не отмечать,
А потому примите поздравленья
И от души позвольте пожелать:

Ученик:

Не обращать вниманья на года,
Всегда быть энергичными, здоровыми,
Как у природы нет плохой погоды,
Так в жизни возраст памятен любой.

Ученик:

И пусть лицо улыбка озаряет,
Вы возрасту скажите – не спеши!
Желаем этого от всей души!

Ученик:

Вы много сделали такого,
Чтоб на Земле оставить след,
Здоровья, счастья вам желаем
На каждый день, на сотню лет.

(Учащиеся дарят сувениры бабушкам и дедушкам, гостям. Тематический классный час заканчивается чаепитием).

Литература:

  1. Тематические классные часы в начальной школе: как себя вести в школе и дома/ авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. –
    158 с.

Приложение 1

4.01.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о