Классный час по толерантности 8 класс – Классный час в 8 классе по теме: «Планета толерантности».

«Толерантность – путь к миру» 8 класс.

Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру» 8 класс.(Слайд 1).

Цель:

  • Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

  • Сформировать правильное представление о толерантном поведении;

  • Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;

  • Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;

  • Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточка-след, листья клёна), магнитная доска, материалы для оформления доски (афоризмы, плакат «Цветок толерантности», макет «Дерево толерантности»).

Ход классного часа:

Девиз классного часа:

«Прийти вместе – это начало,

остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

Г.Форд.

Эпиграф:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу.

Вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 6 (красный, белый, синий, желтый, зеленый и оранжевый).

Учитель: - Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности.

Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу ( Слайд 2,3).

Учитель: - послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.

Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

Озвучивание темы и целей классного часа.(Слайд 4).

Девиз (Слайд 5).

Знакомство с понятием «толерантность».

Как вы думаете что такое толерантность?

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский) (Слайд 6)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.(Слайд 8)

Учитель: понятие «толерантность» изображено в виде солнышка. Почему? (Слайд 10)
Учитель: - солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Задание 2 для работы в группах «Толерантная и интолерантная личность».

Распределить в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности.

Черты:(Слайд 11)

  • Терпимость

  • Бессердечность

  • Непонимание

  • Сострадание

  • Прощение

  • Вспыльчивость

  • Снисходительность

  • Милосердие

  • Злорадство

  • Лживость

  • Сотрудничество

  • Доверие

  • Раздражительность

  • Зависть

  • Пренебрежение

  • Умение владеть собой

  • Равнодушие

  • Чуткость

  • Агрессивность

  • Эгоизм

  • Альтруизм

  • Доброжелательность

Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность» (Слайд 12).

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпимость

Бессердечность

Сострадание

Непонимание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Злорадство

Милосердие

Лживость

Сотрудничество

Раздражительность

Доверие

Зависть

Умение владеть собой

Пренебрежение

Чуткость

Равнодушие

Альтруизм

Агрессивность

Доброжелательность

Эгоизм

Решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

- Как вы поступите в этой ситуации?


Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор. (Слайд 14)

Игра «Планета открытий». Поиск положительных качеств.

Классный руководитель. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?

Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.

Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика запишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача – найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.

Примерный вид таблички на «путевом листке»

Саша Петров

Таня Иванова

Игорь Сидоров

Ира Смирнова

ДОБРЫЙ

УМНАЯ

ЧЕСТНЫЙ

ИСКРЕННЯЯ

Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству

В течение 3-5 минут дети выполняют задание.

Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей ещё что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по одному положительному качеству.

Когда путевой листок вернётся к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке по (столько, сколько экипажей) прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий.

Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.

Классный руководитель.

Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе!

Учитель: - Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.

- А что у вас общее?

Дети отвечают :

А) учёба;

Б) цель – получить образование;

В) класс, т.е коллектив;

Г) возрастные интересы.

Учитель: - Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями…Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е быть толерантными.

(Слайд 20)

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Стих.

Терпеть и верить:
Все на свете
Прекрасны –
Взрослые и дети,
Коты собаки и
Медведи,
И сослуживцы и соседи.
Терпимость -
Наш взаимный шанс,
Ведь кто-то также терпит нас.

Пит Хейн (Слайд 28)

Рефлексия «Дерево толерантности» .

Творческая работа.

Учитель: -Вырастим вместе дерево Толерантности на нашей планете. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему «Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.(на доске).

Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире. (Слайд 29).

(Слайд 30)

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным мир!

(Слайд 31)

7


multiurok.ru

Классный час в 8 классе «Слово о толерантности»

Цель – воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.

2. Знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости.

3. Сплочение группы, развитие умения договариваться.

Учащиеся рассаживаются по группам.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

Учитель. Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Учитель. Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (Изображена лодка с разными людьми). Как вы понимаете смысл этого рисунка? (Эти совершенно разные люди находятся в одной лодке). (Презентация, см. Приложение 1)

Посмотрите на слайд 2 и попробуйте сформулировать проблему.

После ответов учащихся демонстрируется слайд 3 «Проблема»:

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

2. Целеполагание.

Прежде чем сформулировать цель нашего мероприятия, давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера.

Представьте, что собаки разумные существа и думают на человеческом языке. Что же они могут думать о нас? Об этом первое стихотворение.

Учащиеся декламируют стихотворения (см. Приложение 2)

О чём эти стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.

Учащиеся формулируют мысли.

Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:

– знакомство с понятием «толерантность» и его места в системе человеческих ценностей,

– понять, какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности,

– а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.

3. Понятие «толерантность»

 

Слайд 4.

Учитель. Дейл Карнеги – известный американский психолог – говорит: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».

Так вот, слово «толерантность», прежде всего, связано с умением понять и принять другого человека.

Слайд 5.

Итак, я предлагаю вам прочитать толкование слова «толерантность» в словаре иностранных слов: «Толерантный – терпеливый, переносящий; терпимость, снисходительность к кому-нибудь или чему-нибудь».

Слайд 6-7.

Давайте зачитаем вслух еще несколько определений этого слова (дети поочереди вслух читают с доски). Обращается внимание на схему.

Слайд 8.

Социальная значимость понятия толерантность. Зачитывается вслух. Комментарии учителя и учащихся.

4. Практическая часть. (Работа в группах).

Прежде чем перейти к групповой работе, давайте сыграем в простую игру.

НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Цели:

  • развлечь группу;
  • сконцентрировать внимание участников;
  • осознать ценность сотрудничества;
  • показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
  • сплотить группу.

Ход игры:

Вам необходимо сосчитать до десяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй – «два» и т. д.

Есть только одна проблема – если участники вашей группы произнесут число одновременно – группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

- как началась игра?

- чего хотелось каждому сначала?

- почему сначала ничего не получалось?

- как удалось досчитать до десяти?

- появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?

- чему нас учит эта игра?

5. Ну вот, теперь вы готовы плодотворно работать в группе.

Задание 1. На листе бумаги в два столбика выписать черты толерантной и интолерантной личности (пояснить понятие).

Слайд 9. Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, способность к сопереживанию.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

 

Заслушиваются результаты работы в группах.

Задание 2. Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить. Слайд 10.

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).

«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец).

«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).

«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).

Задание 3. Придумайте и нарисуйте символ толерантности.

Слайд 11.

Задание 4. «Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность.

Продемонстрировать слайд 11 «20 шагов к толерантности».

6. Оценка работы групп.

7. Тестирование. Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению (толерантности). Учащимся выдаются листочки для выполнения теста. Обсуждение результатов.

8. Границы толерантности. Беседа «Может ли толерантность быть безграничной?».

Должна ли толерантность быть безграничной, а мы — терпимыми и снисходительны к преступникам, представителям сексуальных меньшинств, наркоманам?

Проблема границ толерантности — это вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Важно формировать способность активно защищать свои права, выражать протест против любых форм дискриминации.

Слайд 12.

Я предлагаю вам такую формулу активной толерантности:

понимание + сотрудничество + дух партнерства.

9.  Декларация принципов толерантности.

10.  В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:

– уважай собеседника;

– старайся понять то, о чем говорят другие;

– отстаивай свое мнение тактично;

– будь справедливым, готовым признать правоту другого;

– стремись учитывать интересы других и т.д.

Слайд 14. Заключительные слова.

io.nios.ru

Классный час в 8 классе «Слово о толерантности»

Цель – воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.

2. Знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости.

3. Сплочение группы, развитие умения договариваться.

Учащиеся рассаживаются по группам.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

Учитель. Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Учитель. Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (Изображена лодка с разными людьми). Как вы понимаете смысл этого рисунка? (Эти совершенно разные люди находятся в одной лодке). (Презентация, см. Приложение 1)

Посмотрите на слайд 2 и попробуйте сформулировать проблему.

После ответов учащихся демонстрируется слайд 3 «Проблема»:

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

2. Целеполагание.

Прежде чем сформулировать цель нашего мероприятия, давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера.

Представьте, что собаки разумные существа и думают на человеческом языке. Что же они могут думать о нас? Об этом первое стихотворение.

Учащиеся декламируют стихотворения (см. Приложение 2)

О чём эти стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.

Учащиеся формулируют мысли.

Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:

– знакомство с понятием «толерантность» и его места в системе человеческих ценностей,

– понять, какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности,

– а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.

3. Понятие «толерантность»

 

Слайд 4.

Учитель. Дейл Карнеги – известный американский психолог – говорит: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».

Так вот, слово «толерантность», прежде всего, связано с умением понять и принять другого человека.

Слайд 5.

Итак, я предлагаю вам прочитать толкование слова «толерантность» в словаре иностранных слов: «Толерантный – терпеливый, переносящий; терпимость, снисходительность к кому-нибудь или чему-нибудь».

Слайд 6-7.

Давайте зачитаем вслух еще несколько определений этого слова (дети поочереди вслух читают с доски). Обращается внимание на схему.

Слайд 8.

Социальная значимость понятия толерантность. Зачитывается вслух. Комментарии учителя и учащихся.

4. Практическая часть. (Работа в группах).

Прежде чем перейти к групповой работе, давайте сыграем в простую игру.

НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Цели:

  • развлечь группу;
  • сконцентрировать внимание участников;
  • осознать ценность сотрудничества;
  • показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
  • сплотить группу.

Ход игры:

Вам необходимо сосчитать до десяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй – «два» и т. д.

Есть только одна проблема – если участники вашей группы произнесут число одновременно – группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

- как началась игра?

- чего хотелось каждому сначала?

- почему сначала ничего не получалось?

- как удалось досчитать до десяти?

- появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?

- чему нас учит эта игра?

5. Ну вот, теперь вы готовы плодотворно работать в группе.

Задание 1. На листе бумаги в два столбика выписать черты толерантной и интолерантной личности (пояснить понятие).

Слайд 9. Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, способность к сопереживанию.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

 

Заслушиваются результаты работы в группах.

Задание 2. Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить. Слайд 10.

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).

«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец).

«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).

«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).

Задание 3. Придумайте и нарисуйте символ толерантности.

Слайд 11.

Задание 4. «Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность.

Продемонстрировать слайд 11 «20 шагов к толерантности».

6. Оценка работы групп.

7. Тестирование. Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению (толерантности). Учащимся выдаются листочки для выполнения теста. Обсуждение результатов.

8. Границы толерантности. Беседа «Может ли толерантность быть безграничной?».

Должна ли толерантность быть безграничной, а мы — терпимыми и снисходительны к преступникам, представителям сексуальных меньшинств, наркоманам?

Проблема границ толерантности — это вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Важно формировать способность активно защищать свои права, выражать протест против любых форм дискриминации.

Слайд 12.

Я предлагаю вам такую формулу активной толерантности:

понимание + сотрудничество + дух партнерства.

9.  Декларация принципов толерантности.

10.  В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:

– уважай собеседника;

– старайся понять то, о чем говорят другие;

– отстаивай свое мнение тактично;

– будь справедливым, готовым признать правоту другого;

– стремись учитывать интересы других и т.д.

Слайд 14. Заключительные слова.

www.io.nios.ru

Классный час "Толерантность" 8 класс

Классный час для школьников 8 класса «Толерантность»

Цель: 
• сформирование у учащихся представление о толерантности

Задачи:
• воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
• способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Эпиграф: Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

Классный руководитель: Что такое толерантность? В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. 
Толерантность – терпимость.
Ребята высказываются на тему толерантности, приводят примеры.

Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях..
3. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
4. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
5. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
6. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
7. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 6 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Игра «Похвались соседом»

Классный руководитель: Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: Мой сосед справа, Дима, — самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!” Теперь очередь Димы хвастаться своим соседом.

Игра «Чем мы похожи».
Процедура проведения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Заключение
Классный руководитель: Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
Притча. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

Ребята обсуждают притчу, делают выводы о толерантности.

Ребята вспоминают песни о доброте. В конце классного часа исполняют песнь из мультфильма «поросёнок фунтик» «Песня о доброте»

infourok.ru

Классный час в 8 классе на тему: "Толерантность

Аннотация.

Данный классный час был подготовлен и проведён в 8 классе. На мероприятии учащиеся познакомились с терминами «толерантность» и «интолерантность», «экстремизм» и «терроризм». При подготовке к классному часу учащиеся писали сочинения на тему «Как вы относитесь к появляющимся в социальных сетях роликам об издевательствах подростков?», готовили сообщения об экстремистских молодёжных группировках в России.

В ходе классного часа использовались различные формы работы: выступления учащихся, работа в парах и группах, заполнение анкеты, составление памятки. Классным руководителем была подготовлена презентация, которая использовалась на всех этапах классного часа.

Цель классного часа:

Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятиями «толерантность» и «интолерантность»;

  2. воспитывать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме;

  3. формировать уважение к людям других национальностей и вероисповеданий, к их культуре;

  4. развивать способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.

Теперь, когда мы научились летать по

воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, как вы понимаете слова известного английского драматурга Бернарда Шоу? (Ответы учащихся).

- В последнее время на телевидении в различных ток-шоу идёт обсуждение появляющихся в социальных сетях роликов об издевательствах подростков над своими одноклассниками, пожилыми людьми, бомжами. Почему это происходит? Что толкает молодых людей на грубые, безнравственные, а порой, просто бесчеловечные поступки? Дома в сочинениях вы высказывали своё мнение о таких роликах. Давайте послушаем некоторые из них.

Учащиеся зачитывают свои мини-сочинения.

Спасибо, ребята, за ваши выступления. И тем не менее проблема агрессивности, проявлений национализма, шовинизма и других форм нетерпимости в современном обществе существует. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Наш сегодняшний разговор пойдёт о толерантности и её принципах. Послушайте сначала одну легенду.

II. Чтение и обсуждение легенды.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывают звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!

- Как вы понимаете смысл этой легенды? Чему она учит?

III. Работа с понятиями «толерантность» и «интолерантность».

  1. Слово учителя.

16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости, и с тех пор 16 ноября считается
Международным днём толерантности. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

- Что же такое толерантность? Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре этот термин?

  1. Выступление ученика.

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.

В разных языках определение слова «толерантность» различно. Так,

в испанском языке оно означает «признание чужих мнений»;

во французском – «принятие другого таким, какой он есть»;

в английском – «терпение»;

в китайском – «великодушие»;

в арабском – «прощение, милосердие, сострадание»;

в русском – «уважение человеческого достоинства, уважение прав других».

Таким образом, ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это качества личности, которое позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, проявлять милосердие, терпимость.

  1. Работа с таблицей в парах.

- У вас на партах лежат листочки с таблицей. Давайте заполним её. Запишите в левую колонку качества, которые, по вашему мнению, присущи толерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

  1. Уважение мнения других.

  2. Доброжелательность

  3. Желание что-либо делать вместе

  4. Понимание и принятие

  5. Чуткость

  6. Снисходительность

  7. Доверие

  8. Гуманизм

  1. Непонимание

  2. Игнорирование

  3. Эгоизм

  4. Нетерпимость

  5. Выражение пренебрежения

  6. Раздражительность

  7. Равнодушие

  8. Цинизм

  9. Немотивированная агрессивность

- А теперь давайте проверим по слайдам, все ли качества вы указали. (Работа в парах со слайдами).

- Поскольку мы выяснили, что есть личность толерантная, значит, есть и её антипод, противоположность. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Продолжим нашу работу по заполнению таблицы. Запишите в правую колонку качества, присущие, с вашей точки зрения, интолерантной личности.

(Работа в парах со слайдами).

- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия… В обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Что же это за группировки и какие цели они преследуют? Давайте послушаем выступления ребят, подготовивших сообщения.

IV. Молодёжные группировки.

  1. Ученик 1.

Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам. Акты насилия относятся к категории экстремистских, если они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения; они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

Скинхедами или «скинами» называют участников относительно нового неформального молодежного движения, возникшего в Англии, Европе и Америке во второй половине 20 века. Слово «скинхед» произошло от слияния двух английских слов skin (кожа) и head (голова) и в буквальном переводе означает «кожаная голова». Основополагающей идеей для них является активное неприятие инородцев, доходящее до ненависти. Здесь в полной мере проявляется открытое противостояние лицам иных рас и национальностей. Скинхеды применяют агитацию, распространение листовок (обычно с расистскими призывами), различные акты вандализма (рисунки свастики на видных местах), нападения на иностранцев, лиц кавказской национальности, избиения граждан СНГ, хулиганство, распитие спиртных напитков, участие в столкновениях с футбольными фанатами. Их отличительные признаки: бритая голова (или короткая стрижка), камуфляжная форма, куртки «бомберы» (черного цвета, внутри оранжевые), толстовки с капюшоном на ногах - «берцы», «гриндерсы», закатанные джинсы, наличие татуировок (обычно, свастика). Все они имеют в данной среде прозвища.

На сегодняшний день на территории России действуют свыше 35 крупных скин-группировок, которые отличаются установленными правилами поведения и жесткой дисциплиной. В Московском регионе активно действует 23 наиболее агрессивные группы, общей численностью достигающие более 3000 участников.

  1. Ученик 2.

«Народно-национальная партия России» (ННП). Движение основано Александром Ивановым-Сухаревским, бывшим членом праворадикальной организации «Память», отбывавшим в 1999 году тюремный срок за убийство на бытовой почве. А. Иванов-Сухаревский является автором официальной идеологии движения – «Учения о русизме». Положения «учения» на более чем сорока страницах изложены в брошюре «Основы русизма» и представляют собой набор националистических и расистских идей в сочетании с элементами православия и «арийского» язычества. В документе декларируется превосходство русской нации, которая, в соответствии с «учением о русизме», вместе с германским этносом стоит на более высокой ступени развития по сравнению с другими народами, подчеркивается важность сохранения чистоты крови и возвращения к «исконным традициям русского народа», объявляется, что православие должно стать государственной религией России. Наиболее значимой фигурой мировой истории, по А. Иванову-Сухаревскому, является  Гитлер. Это согласуется с использованием в качестве эмблемы ННП  тевтонского креста и стилизованной свастики.

  1. Ученик 3.

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в том, что для её последователей более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается по крайней мере 85 тыс. человек) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

Основное средство отличия — шарф. Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов — сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста).

  1. Слово учителя.

- В настоящее время существует большое количество различных неформальных молодёжных объединений. Одни из них не представляют для общества никакой опасности, другие несут людям страдания и смерть. А всё потому, что некоторые считают себя выше других, не умеют жить с другими в ладу.

V. Практическая работа в группах.

- Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми, придерживающихся  различных точек зрения. Давайте ребята вспомним и определим, какая проблема была описана в баснях знаменитого русского баснописца Крылова.

Класс делится на 3 команды, каждой команде раздается листок с басней. Цель – определить проблему и пути её решения.

Команда 1: Басня «Лебедь, Рак и Щука» из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

Команда 2: В басне «Волк и Ягненок» волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причины того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».

Команда 3: В басне «Слон и Моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

Вывод: Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

        VI. Составление памятки для классного уголка.

Наша класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Давайте выведем для себя формулы толерантного общения.

Памятка толерантного общения.

  1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

  2. Уважай собеседника.

  3. Отстаивай свое мнение тактично.

  4. Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь.

  5. Стремись учитывать интересы других.

  6. Умей внимательно слушать и слышать.

VII. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.  Все – мы разные, все мы – равные!

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Мне хотелось бы верить в то, что вы будете постоянно дарить окружающим только самые тёплые чувства, несмотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, но в этом наша сила.

В заключение я попрошу вас ответить на вопросы анкеты.

Спасибо за внимание и участие!

Литература

  1. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/ А. Вислова // Воспитание школьников. - 2008. - N 3.

  2. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности/ А. Гурьянов // Воспитание школьников. - 2008. - N 2.

  3. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб, 1996.

  4. Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

  5. Степанов П.В. Феномен толерантности и воспитания этого качества у подростков // Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. – М., 2004.

  6. Шегорцов А.А. Как рождается экстремизм молодежи. М., 1990.

Приложения.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Басня И.А. Крылова «Лебедь, Рак да Щука».

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

 

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ -

Известно, что Слоны в диковинку у нас -

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться,-

Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает».

«Эх, эх! - ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

Басня И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок».

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».-

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!»-

«Помилуй, мне еще и отроду нет году»,-

Ягненок говорит. «Так это был твой брат».-

«Нет братьев у меня».- «Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи».-

«Ах, я чем виноват?»- «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

АНКЕТА

«ОТНОШЕНИЕ  К ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМУ».

1.  В Вашем понимании, толерантность – это…

А. Терпимость к проявлениям различной этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей;

В. Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами;

С. Стремление одного народа завоевать земли другого народа;

Д. Ваш вариант____________________________________

2.  По Вашему мнению, экстремизм – это…

А. Приверженность к крайним взглядам и мерам;

В. Право дипломатических представителей подчиняться законам только своего государства;

С. Расхождение с общепринятыми нормами;

Д. Ваш вариант____________________________________

3.  Как Вы считаете, терроризм – это…

А. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения;

В. Открытое и откровенное  заявление о своих действиях, поступках;

С. Незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого;

Д. Ваш вариант___________________________________

4.  Каково Ваше отношение к представителям других рас, национальностей?

А. Положительное;

В. Испытываю неприязнь;

С. Нейтральное;

Д. Ваш вариант____________________________________

5.  Согласны ли Вы с тем, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?

А. Да;

В. Нет;

С. Не знаю;

Д. Ваш вариант ___________________________________

6.  В чем, на Ваш взгляд, основная причина конфликтов между представителями разных народов?

А. Национальные интересы;

В. Политические разногласия;

С. Территориальные разногласия;

Д. Ваш вариант_____________________________________

7.  Считаете ли Вы, что террористические акты являются эффективным средством  разрешения противоречий?

А. Да;

В. Нет;

С. Ваш вариант ___________________________________

8.  Что, на Ваш взгляд,   заставляет людей совершать террористические акты?

А. Идея;

В. Религиозные убеждения;

С. Деньги;

Д. Принуждение;

Е. Ваш вариант _______________________________________

9.  Есть ли у Вас друзья-иностранцы?

А. Да;

В. Нет.

10. Как Вы относитесь к браку между представителями разных национальностей?

А. Положительно;

В. Отрицательно;

С. Нейтрально;

Д. Ваш вариант ________________________________

11. Как Вы считаете,  каковы причины возникновения конфликтов с иностранными лицами?

А. Расовая неприязнь;

В. Зависть к иностранцам;

С. Провокации экстремистских организаций;

 Д. Ваш вариант_____________________________________

12. Если бы Вы стали свидетелем конфликтной ситуации между представителями разных народов то:

А. Прошли бы мимо, так как Вас это не касается;

В. Попытались разобраться в возникшем конфликте;

С. Сообщили бы правоохранительным  органам о конфликте;

Д. Ваш вариант_____________________________________

13. Хотели бы Вы больше знать о разных странах, народах мира, об их культуре, традициях?

А. Да;

В. Нет;

С. Затрудняюсь ответить.

14. Знакомы ли Вы с деятельностью  молодежных организаций экстремистской направленности в  нашей области?

А. Да;

В. Нет;

С. Затрудняюсь ответить.

15. Есть ли среди Ваших знакомых члены таких организаций?

А. Да;

В. Нет;

С. Затрудняюсь ответить.

16. Знаете ли Вы о существовании организаций антифашистской направленности в нашей области?   

А. Знаю;

В. Не знаю;

С. Затрудняюсь ответить.

17. Есть ли среди Ваших знакомых члены антифашистских организаций?

А. Да;

В. Нет;

С. Затрудняюсь ответить.

18. Каково Ваше отношение к людям-инвалидам?

А. Это люди, не приносящие никакой пользы стране;

В. Обычные люди, но с ограниченными возможностями;

С. Это лишние люди в нашем обществе;

Д. Ваш вариант____________________________________

19. Могли бы Вы в чем-либо безвозмездно помочь пожилому человеку?

А. Да;

В. Нет;

С. Затрудняюсь ответить;

Д. Ваш вариант____________________________________

20. Как Вы относитесь к беженцам?

А. Искренне сочувствую им и готов помочь;

В. Испытываю негативное отношение;

С. Затрудняюсь ответить;

Д. Ваш вариант_____________________________________

infourok.ru

Классный час «Толерантность и мы» (8 класс)

КЛАССНЫЙ ЧАС «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ»

8 класс

В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать крас­ками...

Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше,

когда вы смотрели на них бег­ло и торопливо.

К. Г. Паустовский

Введи в жизнь серьезные интересы, прочное занятие и наблюдай над собой,

как натуралист и как медик, и старайся разумом исправить то, что было запу­щено.

А.И. Герцен

Цели: уметь понимать чувства, настроения, моти­вы поведения других людей; уметь использовать стандартные приемы эти­ческих форм общения с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; уметь находить причины отсутствия взаимопонимания; иметь чувство толерантности.

Оборудование: репродукции картин, передающих различное эмоциональное состояние людей.

Ход мероприятия

I.Вступление

Ученик читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко «С. Пре­ображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры;

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

Слово учителя

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает

внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Это понятие носит название «толерантность».

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на ок­ружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни друж­бы, ни творческого содружества, ни просто нормального об­щения.

Беседа по теме правового лектория

Учащиеся высказываются по теме собрания, обсуждают случаи конфликтов, возникающие из-за отсутствия взаимопо­нимания.

- А теперь подумаем, в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма:

«Мне было очень трудно. Иногда не могла сдержать слез, иногда подавляла слезы, просто отворачиваясь, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла подойти к ним. Если и обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь».

«Одиночество я почувствовал сразу и остро. Обычная тема разговора наших ребят не выходит за обсуждение глупых вы­ходок. Я понял, что не могу продолжать эти бессмысленные разговоры, что я далек от этих тем, Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить. Я по характеру робкий, да и к тому же краснею по пустякам...»

Вопросы для обсуждения:

1. Что бы вы ответили авторам писем?

2. В чем причина одиночества ребят?

3. Как им можно помочь?

4. Как можно охарактеризовать одноклассников этих ребят?

- А теперь давайте поразмышляем над следующими.

1. Как возникает взаимопонимание между людьми?

2. Ощущаете ли вы поддержку и понимание со стороны од­ноклассников, учителей, родителей?

3. В чем причина отсутствия взаимопонимания?

4. Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаи­мопонимания между людьми?

Анализ эпиграфов

Учитель обращает внимание учащихся на доску. Давайте обсудим эти высказывания.

Согласны ли вы с по­добными мнениями?

В чем смысл каждого высказывания в отдельности?

Есть ли среди высказываний то, с которым вы не согласны? Почему?

Работа в группе

- Взаимопонимание во многом зависит от того, насколь­ко правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет сле­дующим: дать словесный портрет одного ученика из своего класса. В характеристике отразить физические данные, внешность, особенности поведения, темперамент, поло­жительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Анализ ситуаций

Двум-трем ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция...

1) С возмущением посмотрю на обидчика.

2) Сухо, без эмоций сделаю замечание.

3) Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция...

1) Не приму участия.

2) Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, кото­рую считаю правильной.

3) Активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».

Учащимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.

Подведение итогов

- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окру­жающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

infourok.ru

Методическая разработка классного часа на тему "Толерантность и мы" (8 класс)

Методическая разработка классного часа в 8 классе

Автор: Зарапина Татьяна Евгеньевна,

учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №1 г.Онеги», классный руководитель 8 «А» класса.

Тема: «Толерантность и МЫ».

Цель: воспитание толерантного поведения среди подростков. 
Задачи:

- развивать умение понимать чувства, настроения, мотивы поведения

других людей;

- правильно оценивать эмоциональное состояние партнеров по

общению;

- учить раскрывать причины отсутствия взаимопонимания;

- воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к

окружающим людям, независимо от их национальности;

- учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой

нравственной проблемы;

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя – объявление темы классного часа.

С каждым годом мы становимся взрослее. Сохраняем заложенные с детства положительные качества характера и приобретаем что-то новое. О толерантности мы уже вели разговор, наша задача сегодня – спроецировать это понятие на классный коллектив.

- Что означает слово «толерантность» для каждого из вас?

(предлагается записать на листочках). Озвучивают.

- У большинства из вас написаны общепринятые понятия этого термина:

(слайд 2)

Милосердие, доброта, понимание, уважение,

равенство, прощение, терпимость.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – обозначение на разных языках - (слайд 3)

- на латинском (tolerantia) – терпение;

  • в арабском – это прощение, снисхождение, сострадание;

  • в персидском - готовность к примирению;

  • на французском - отношение при котором допускается,

что другие могут действовать или же думать иначе; 

способность терпеть что-то или кого-то.

Происхождение слова «толерантность» (слайд 4)

«Толерантность» слово произошло от фамилии французского министра иностранных дел Толейрана, который, благодаря своему гибкого уму и эффективной дипломатии, оставался на посту при Бурбонах до Наполеона, при Наполеоне, после Наполеона. Был очень знаменит и популярен. Из политики это слово попало в психологию, социологию и всю медицину.

Послушайте притчу « Ладная семья».

(Ответьте на вопрос: о чем эта притча?) (слайд 5,6)

 

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек  насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить. Правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада пришел к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ТЕРПЕНИЕ

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочел владыка, почесал за ухом, спросил: « И все?».

«Да, - ответил старик,-  это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

- О чём эта притча? (слайд 7)

(об уважении, умении считаться с мнением других,

умении избегать ссор).

Мир- это вселенная. (слайды 8,9)

Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Наш класс.  Класс -  это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и понимание. Что же для этого нужно? 

Вот и наш класс -  это тоже единое целое, а каждый ученик в нем –пазл, составляющая, без которой нет единого целого. Каждый из вас по-своему важен и интересен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой я? «Пазлы» (слайд 10)

Давайте послушаем сказку «Слон и мудрецы». (слайд 11)

«Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов.  Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он - слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперёд-назад.

«Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на верёвку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копьё», - воскликнул четвёртый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подёргал слоновий хобот. «Вы все не правы,- сказал он, - слон похож на змею».

«Нет, на верёвку!» - «Змею!»  - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон».

Обсуждение сказки.

- Как вы думаете, почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

  Ответы: - Каждый думал, что он знает, на что похож слон.

                      -У каждого было свое мнение про слона.

- Никто не хотел слушать, что говорят другие.

ИГРА: «Все мы разные, но мы одна семья – класс»

Отдохнем и поиграем в игру, отвечая на вопрос, вставая с места:

(ответьте на вопрос: что нас объединяет?)

- Мой день рождения осенью.

- У меня есть собака.

- Я не люблю ходить в магазин за продуктами.

- Мне нравятся шумные компании.

- Я люблю петь.

- У меня модельная стрижка.

- Я люблю каникулы. «?» Мы класс!

- Всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту, понять непохожих людей, разрешить конфликты мирным путем?

Что такое конфликт? (слайд 12).

столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. 

В конфликтной ситуации наши действия, слова и эмоции изменяются, становятся не такими, как обычно, в спокойной обстановке. Например, мы начинаем кричать, вместо того чтобы говорить нормальным тоном. Когда мы в конфликте, то будто находимся в душной глубокой яме и всеми силами хотим из нее выбраться, чтобы вдохнуть свежий воздух.

Что является причиной конфликта?

Вредные привычки

Друзья

Деньги

Лень

Дела по хозяйству

Учёба, работа

Отношения между членами семьи

Усталость

Чтобы не ссориться, нужно – (слайд 13)

Доверять друг другу.

Не повышать голос друг на друга.

Уметь слышать и слушать.

Уметь дать совет, выслушать совет другого.

Уметь поддержать в трудную минуту.

Стараться понять друг друга в любой ситуации.

Формулы толерантного общения: (слайд 14)

«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

«Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему».

«Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».

(слайд 15)

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Проще всего понять другого, поставив себя на его место.

Подведение итога:

- Что значит быть толерантным человеком?

Мы такие разные и всё-таки мы вместе.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о