Коллективный труд это – Коллективный труд — ZuboLom.ru

Понятие коллективного труда | Юридическая Энциклопедия

Коллективный, совместный труд — это не просто сумма индивидуальных усилий определенного ряда людей.

 

В настоящий момент он стал более производительным, результативным и успешным, позволяет каждому члену коллектива использовать все свои умения и знания для того, чтобы приобрести более лучший опыт работы.

 

Сейчас основой любого производства каких-либо услуг или материальных благ является трудовой коллектив.

 

 

Плюсы коллективного труда

 

Коллективный труд позволяет:

 

  • решать достаточно сложные и объемные задачи;

  • передавать свои умения и знания другим членам коллектива, а в результате получать взамен благодарность за это. При необходимости получать новые умения и знания;

  • выдвигать новые идеи, проявлять творчество в решении задач и способности, а также инициативу каждого работника;

  • ставить перед собой цели гораздо более высокого уровня, по сравнению с работой в одиночку;

  • совместно добиваться или решать поставленные цели;

  • повышать чувство ответственности за работу своих товарищей, а не только за свою;

  • получать поддержку от своих коллег, их сопереживание в трудовом процессе, а также в бытовых и иных важных вопросах;

  • подвергать осуждению дела, а также поступки товарищей, не отвечающих принятым в коллективе нормам нравственности и морали, включая наказание провинившихся.

 

Хотя данный потенциал может проявиться лишь в то время, когда коллектив приобрел все качества и свойства, а также полностью сформировался. 

 

 

Виды коллективного труда

 

По своему статусу коллективы бывают не официальными и официальными. Официальные — это юридически оформленные и действующие в рамках законодательных правил и норм, установленных на предприятии. Все действия членов подобных коллективов регулируются принципами и правилами рационально бюрократии.

 

Неофициальные коллективы юридически нигде не оформляются, поскольку возникают только на основании действий работников, в которых желают установить межличностные отношения и контакты не по должностям, а лишь на базе личных симпатий, жизненных целей или разделяемых ценностей.

 

В отношении от содержания труда различают: сложный и простой труд. Простым является труд, который не требует профессиональной или специальной подготовки. А сложный – это труд квалифицированных людей.

 

Существуют разные виды труда, их классифицируют по следующим критериям: по результатам труда, по содержанию, по характеру, по методам привлечения физических лиц к труду.

 

Совместный коллективный труд позволяющий каждому применить свои знания, приобрести опыт и сделать работу намного результативной, эффективной и производительной.

uristhome.ru

Коллективный труд.

Коллективный труд.

Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:

— договариваются о разделении труда

— помогают друг другу (в случае необходимости)

— болеют за качество общей, совместной работы.

При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их.

Виды трудовой деятельности: .

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание –это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.

Хозяйственно-бытовой труд –имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.

Труд в природе –это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.

Ручной и художественный труд –направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Умственный труд –улучшение качества труда (постиранное бельё, почищенная клетка), решение житейской задачи, собственное «открытие», обдумывание последовательности предстоящей деятельности всё это результат умственного труда.

 

Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой 1974г. Л.Г. Нисканец

Коллективный труд : Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайковой

 


Дата добавления: 2015-07-25; просмотров: 117 | Нарушение авторских прав


Основные направления развития дошкольного образования | Формы обучения в детском саду. | Теоретичек. основы нравств. воспитания | Воспитание гуманных чувств и нрвственно-волевых качеств в дош. воз-те | Черник Т.В. | Словесные методы обучения. | Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста | Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста | Становление компонентов учебной деятельности в дошкольном возрасте. | Эстетическое воспитание |


mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.005 сек.)

mybiblioteka.su

Общий-совместный и коллективный труд

Количество просмотров публикации Общий-совместный и коллективный труд — 1610

Дежурства

Поручения

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совмест­ный, коллективный труд.

1. Поручения — это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой орга­низации трудовой деятельности.

Трудовые поручения бывают:

‣‣‣ по форме организации — индивидуальными, подгрупповыми, общими;

‣‣‣ no продолжительности — кратковременными или длительными, посто­янными или одноразовыми;

‣‣‣ по содержанию -соответствовать видам труда.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспи­тания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Поручения в младших группах используются для:

‣‣‣ поддержания интереса к труду, желания трудиться;

‣‣‣ обучения трудовым навыкам и умениям;

‣‣‣ формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

‣‣‣ удовлетворения потребности в общении со взрослым;

‣‣‣ подготовки к другим формам организации труда.

Трудовые поручения в старших группах более сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат. Наряду с поруче­ниями, предполагающими одно действие, используются и такие, кото­рые включают несколько взаимосвязанных действий. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно про­думывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений.

Воспитатель может очень тактично помочь советом, подсказкой, но обязательно при этом показать, что ребенок и сам в состоянии проду­мать, как он будет выполнять поручение, с чего начнет, какие матери­алы и инструменты ему понужнобятся, где он их возьмет и куда поставит после окончания работы. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца. Особенно высоко воспитатель оценивает проявление творчества, выдумки, желание дос­тавить радость другим.

2. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всœей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделя­ются общественная направленность труда, реальная, практическая за­бота нескольких (одного) детей о других. По этой причине данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от­ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столо­вой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения рабо­ты. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка до­ставить своим трудом радость другим людям.

Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс.

Продолжительность дежурств бывает разной исходя из вида тру­да, возраста детей, воспитательной цели.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачива­ется основной смысл дежурств — забота о других.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всœего ре­шению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляет­ся, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не должен вводить в содер­жание общего труда то, что дети еще не умеют делать.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благопри­ятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно на­правленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всœегда является польза для всœех.

Обший труд предполагает такую организацию работы детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каж­дого от темпа, качества работы других. Цель, как ив общем труде, -единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при ко­торой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделœении труда, помогают друг другу в случае необхо­димости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма потому и принято называть коллективной, что она способствует целœе­направленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд — коллек­тивный. Но каждый коллективный труд — общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный — в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осоз­нанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

referatwork.ru

Тема 4. Трудовой коллектив

Основные вопросы:

  1. Коллектив и его
    виды

  2. Формирование и
    развитие трудового коллектива

  3. Психологические
    характеристики коллектива

  4. Новый человек в
    трудовом коллективе

1. Коллектив и его виды

Менеджер
должен проявлять интерес не только к
отдельной человеческой
личности. Решающее влияние на успех
работы оказывает трудовой
коллектив, его сплоченность,
работоспособность и целеустремленность.
Чтобы эффективно управлять коллективом
работников, необходимо
знать, что такое коллектив, как он
формируется и развива­ется,
какие бывают коллективы, а также все,
что касается совместной деятельности
людей.

Трудовой
коллектив — это группа трудящихся
людей, объеди­
ненных
общей работой, интересами и целями.
Необходимость
объе­динить свой труд с трудом других
людей возникла объективно, неза­висимо
от чьей-то воли. Сами условия существования
человека застав­ляли
его работать сообща там, где один человек
физически не мог вы­полнить необходимую
работу (совместная охота, рыбная ловля,
рас­корчевка
леса под пашню, уборка урожая, строительство
жилища, культовых
сооружений, дорог и т.д.). Люди были
вынуждены объеди­нять
свои усилия и для военного дела.
Совместный,
коллективный труд является не просто
суммой индивидуальных
усилий ряда людей. Он стал более
производительным, ус­пешным и
результативным, позволил каждому члену
коллектива применить все свои знания
и умения, приобрести лучший опыт работы.
Крупное
общественное разделение труда и
специализация создали условия
для производственной кооперации. С
развитием производительных сил
одновременно шел процесс совершенствования
коллек­тивного труда, образования
устойчивых трудовых коллективов на
фаб­риках и заводах. Кустари-одиночки
ушли из общественного производ­ства
в далекое прошлое. Основой любого
производства материальных благ
и услуг стал трудовой коллектив.

Но
это не означает, что индивидуальный
труд исчез. Сохранился целый
ряд специальностей и профессий, где не
только возможен, но и целесообразен
индивидуальный труд. Люди свободных
профессий работают
индивидуально, но они также могут быть
объединены в ка­кие-либо
творческие союзы, ассоциации и т.д.

Привнесенные
в хозяйственную жизнь нашей страны
веяния запад­ного менеджмента позволяют
сегодня рассматривать управление
кол­лективом
как в рамках одной формы собственности,
так и выйти за эти
пределы. Подробнее предприятия и
организации, их структуры и системы
управления будут рассмотрены в дальнейших
главах учебни­ка.
Здесь сосредоточим внимание на управлении
первичным коллекти­вом,
где в процессе работы люди трудятся
сообща, постоянно видят друг
друга, общаются, ведут деловые переговоры,
обсуждают резуль­таты
своей работы, а также управляющих.

Коллективным
трудом можно добиться гораздо больших
результа­тов,
чем разрозненной работой такого же
количества людей. Это про­исходит
благодаря огромному потенциалу трудового
коллектива.

Коллективный труд
позволяет:

передавать
свои знания и умения другим членам
коллектива, полу­чая взамен признание
и благодарность за это, а при необходимости
и получать
новые знания и умения;

ставить
цели гораздо более высокого порядка и
решать очень сложные
и объемные задачи, чем, работая в одиночку;

иметь
сочувствие, сопереживание своих коллег
и получать их поддержку не только в
трудовом процессе, но и в бытовых и
других жизненно
важных вопросах;

проявлять
способности, творчество и инициативу
каждого работни­ка,
выдвигать новые идеи, рационалистические
предложения;

повышать
чувство ответственности не только за
собственную работу, но
и за своих товарищей, совместно решать
и добиваться выполнения при­нятых
решений, выступать по принципу «один
за всех, все за одного»;

подвергать
порицанию и осуждению дела и поступки
товарищей, не
отвечающие принятым в коллективе нормам
морали и нравственно­сти,
и даже наказывать провинившихся, вплоть
до увольнения.

Однако
такой потенциал может проявиться только
тогда, когда коллектив
полностью сформировался и приобрел все
присущие ему свойства и качества, а
также когда менеджер эффективно управляет
действиями
как каждого члена, так и коллектива в
целом.

Потенциальные
возможности трудового коллектива
зависят и от его
вида. Видовая
классификация трудового коллектива
определя­ется
по ряду признаков. По статуту различают
официальные
и
неофи­циальные
коллективы,
по механизму образования — созданные
по рас­
поряжению
руководства и сложившиеся стихийно,
по
характеру внут­ренних
связей — формальные
и
неформальные.

Официальные
коллективы
являются
юридически оформленными и действуют
в рамках законодательных норм и правил,
установленных на
данном предприятии. Производственные
связи и отношения строят­ся
на основе должностных обязанностей
работников по иерархии под­чиненности.
Действия членов таких коллективов
регулируются прави­лами
и принципами рациональной бюрократии.

Неофициальные
коллективы
нигде
юридически не оформляются и возникают
на основании действий работников,
желающих установить межличностные
контакты и отношения не по должностям,
а на базе личных
симпатий, разделяемых ценностей и
жизненных целей. Внут­ренние
связи в них неформальные, но иерархия
подчиненности здесь также
может просматриваться в зависимости
от поведения лидера и близости
к нему отдельных членов такого коллектива.

Коллективы
трудящихся могут быть еще временными
и
постоянно
действующими
в
зависимости от сроков их жизнедеятельности.
Разли­чаются
они и по размерам: малые — от трех до
пяти-семи участников, средние — от
одного до двух-трех десятков человек и
большие — от не­скольких
десятков и до многих сотен трудящихся.
Уровень общения и взаимодействия в
таких трудовых коллективах различен,
а средние и большие коллективы могут
включать также ряд малых коллективов
и разделяться еще на группы и подгруппы.
Поэтому каждый человек мо­жет быть
формально членом двух и более коллективов,
созданных официально, но может входить
в состав только одного неформального
коллектива,
иначе немедленно окажется «за бортом»,
ибо игра и ва­шим,
и нашим в неформальном коллективе не
прощается.

Для
определения вида коллектива важным
является профессиональ­ный
признак, род занятий и специальность
работающих.
Например,
коллектив профессорско-преподавательского
состава кафедры вуза, бригады
строителей строительного треста,
тракторной бригады совхоза или
колхоза, воинский коллектив зенитно-ракетного
полка и т.д.

Во
всех коллективах имеет место
внутрипроизводственное
разде­ление труда,
степень
которого обусловлена функциями данного
кол­лектива или группы работников.
Оно может быть количественным,
ес­ли
работники заняты однородным трудом
(например, в совхозе есть несколько
полеводческих или тракторных бригад,
при круглосуточном цикле
работ создаются сменные бригады и т.д.),
или по
специально­
стям
(когда
выбывшего работника соответствующей
специальности и квалификации
заменить достаточно сложно, а порой и
невозможно из-за
специфики данной работы).

Трудовые
коллективы современных предприятий,
например производящих
космическую и авиационную технику,
радиоэлектронные приборы
и оборудование, средства связи, бытовую
технику, предпри­ятий
военно-промышленного комплекса и других
состоят из десятков или
даже сотен специалистов, обслуживающего
и вспомогательного персонала. Управление
трудовыми коллективами, где научный,
техни­ческий
и технологический уровень подготовки
сотрудников высок, мо­жет
быть осуществлено менеджером, имеющим
достаточный опыт и хорошее образование
по данной специальности, и управленческие
ре­шения и действия которого
соответствуют современному этапу
разви­тия
научно-технического прогресса.

Возросший
профессиональный уровень трудящихся
заметно облег­чает организацию и
координацию работы коллектива. Менеджер,
осно­вываясь
на компетентности сотрудников, может
делегировать им часть управленческих
функций, или создавать из соответствующих
специа­листов целевые группы для
решения сложных профессиональных
про­блем,
или расширить круг вопросов, решение
которых возможно на основе
самоуправляемости. Это, конечно, не
сокращает рабочего вре­мени менеджера,
но освобождает его от рутинной,
второстепенной по важности работы,
позволяет уделять больше внимания
самому трудо­вому
коллективу и каждому работнику в
отдельности.

Трудовой
коллектив сможет раскрыть свой потенциал
полностью в том случае, если менеджер
будет планировать его работу, начиная
с ротации кадров и до мельчайших вопросов
организационного и моти­вирующего
характера. В зависимости от вида
коллектива и его состава менеджер должен
создать надежную и ненавязчивую систему
контроля за
работой и выявлять отношение к делу
всех членов коллектива.

studfiles.net

Методические рекомендации «Коллективный труд как форма организации деятельности детей в детском саду»

Методические рекомендации «Коллективный труд как форма организации деятельности детей в детском саду»

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомнив пословицы о труде и отношения людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. Важное значение труду придавал К.Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.

Коллективной  можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, обра­щаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, об­щим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.

Не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут са­мостоятельно распределять работу.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспе­чивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать орга­низацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные зака­зы, в том числе и от младших групп.

Итак, коллективный труд детей — это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд ха­рактеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании иссле­дований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду ис­пользуются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое за­дание, не зависящее от других участников труда, но результат труда — общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ре­бенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъ­ясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог рас­пределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закон­чить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъ­яснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Такая организация способствует формированию положительных взаимоот­ношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй по­ловине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объеди­нения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, вос­питатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают до­говариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совме­стно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдель­ного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое зна­чение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего тру­да используют более сложную форму организации детей — совместный труд, ко­торый характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совме­стный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы об­щения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, дого­вариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде — общая.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Другая особенность совместного труда — неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать коре­шок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результа­та, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объе­динение детей в совместном труде представляет большие возможности для фор­мирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естест­венно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые тре­буют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоот­ношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сооб­ща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задач. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

-направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить за­дание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

-осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоот­ношения и т.д.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последова­тельных этапа:

· оборудование рабочего места;

· распределение работы между участниками;

· выполнение детьми разных заданий;

· обсуждение результатов трудовой деятельности. 

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в не­делю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

· трудоемкость работы каждого звена;

· неодновременное включение детей в процесс деятельности;

· организует труд, разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В каждом звене обязательно должен быть из­бран лидер (звеньевой). Воспитатель напоминает, что прежде чем пере­дать свою работу товарищу (звену), нужно проверить качество. «Сделаешь плохо — подведешь товарища»;

· к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает

детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напом­нить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. спе­циально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаи­моотношений.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и разви­тия ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организа­ции во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном эта­пе. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

 

infourok.ru

Совместный труд через коллективную деятельность

Совместный труд детей — сложная форма коллективной детской деятельности, предполагающей достижение общей цели через выполнение последовательных трудовых действий, который переходит от одного участника трудового процесса к другому. Все трудовые действия при этом имеют определенную завершенность.

Совместный труд только тогда положительно влияет на детей, когда воспитатель создает для этого соответствующие условия, предварительно готовит дошкольников к неve. Совместной работt детей, как правило, предшествуют групповые занятия, на которых воспитатель знакомит детей с трудовыми задачами, правилами их выполнения, распределением обязанностей между детьми.

Наиболее сложная форма организации детского труда это — взаимодействующий труд, когда дети распределяют обязанности, помогают друг другу, оценивают свою работу и работу товарищей, чувствуют полезность своей работы, получают чувство удовлетворения от нее.

Проблема формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности рассматривается в исследовании В. А. Павленчик.

Автор обращает внимание на то, что действенность позитивного влияния сверстников можно обеспечить при целенаправленном комплектовании микрогрупп, учитывая: уровни сотрудничества, уровень трудовых умений и навыков, характер выборочных отношений, положение ребенка в группе и связанную с этим активность, настойчивость. На формирование у детей умения действовать сообща, устанавливать положительные взаимоотношения влияет ряд факторов.

Среди них В. А. Павленчик определяет: структуру организации трудовой деятельности, целенаправленное воздействие педагога, а также влияние сверстников. Особую роль автор отводит воспитателю, ведь правильная организация и надлежащее педагогическое руководство трудовым процессом способствует возникновению положительных взаимоотношений между детьми.

Если воспитатель не учитывает объективных причин, которые побуждают детей общаться, не обращает внимания на реальное состояние отношений и не регулирует их на основе моральных норм, они приобретают характер стихийного опыта поведения, негативные проявления доминируют и закрепляются. Вот почему педагогическое руководство взаимоотношениями дошкольников — первоочередная воспитательная задача.

На первое место выступает, в частности, необходимость активного участия вместе с другими детьми в труде, который имеет общую пользу. В старшем дошкольном возрасте социальные мотивы приобретают все большее значение среди других мотивов поведения, и этому способствует ознакомление с профессиями взрослых. Однако, есть здесь и определенные трудности, поскольку конкретные результаты общественно полезного труда можно показать наглядно, тогда как раскрыть моральную сторону его, то есть доказать значимость выполнения моральных норм, намного сложнее.

Данные многочисленных исследований подтверждают сложность формирования представлений о коллективном характере человеческого труда, чтобы преодолеть ее, нужно как можно чаще организовывать совместное выполнение дошкольниками трудовых задач (В. Г. Нечаева).

Развитие мотивов, которые определяют общественное направления трудовой деятельности детей, осуществляется несколькими путями: предложением изготовить подарок своим родным, малышам, друзьям-школьникам, гостям детского сада, а также выполнением ряда посильных видов работ в процессе углубленного ознакомления с трудом взрослых. Ни один из них, однако, не является универсальным.

Опыт воспитателей показывает, что стремление ребенка сделать что-то полезное наиболее ярко проявляется в приятной для него деятельности, связанной с чувством (сделать подарок), и не всегда распространяется на умение помогать взрослым в повседневной жизни, делать приятное другим без подсказки и контроля. Для формирования ценных социальных мотивов нужны трудовые задачи, которые бы соответствовали знаниям детей об обществе, о трудовых и моральные обязанностях людей.

Необходимо, чтобы содержание задач, отобранных для коллективного выполнения, давало возможность объединять детей в небольшие подгруппы; чтобы в процессе работы воспитатель широко использовал методы, направленные на формирование у дошкольников способов согласования действий и позитивных форм общения.

Организация совместного труда детей в старшей группе становится систематической. Организовывая совместный труд детей, воспитатель должен продумать все основные компоненты руководства этой деятельностью. Он определяет место и время для совместного труда детей, продумывает его содержание и формы исполнения, распределение обязанностей между детьми, обеспечивает согласованность в их действиях, общее руководство всем коллективом.

Воспитатель заранее назначает время и место совместной работы, планирует ее содержание. Время для нее в режиме дня выделяют или утром, или во время прогулок в первой и второй половине дня, иногда и во время занятий.

Совместная работа детей представляет собой самую сложную форму их объединения, поэтому организация этой работы рекомендована только в старших группах детского сада на этапе, когда дети уже имеют достаточные трудовые навыки и умения. Важная особенность овладения моральными нормами в совместной работе — то, что в виде конкретных правил и практических действий они теряют просто повелительное значение. Выполнение их становится обязательным, поскольку без этого невозможна успешная деятельность
и достижение положительного результата.

Итак, совместный (или коллективный) труд детей, а также взаимопомощь в этой работе выступает не только важным средством трудового воспитания, но и первой школой нравственности.

В совместном труда критерии выполнения детьми трудовых заданий могут быть определены в двух направлениях:

  1. Характер выполнения детьми самих трудовых задач, их умение и усердие в работе, качество выполненной работы.
  2. Характер взаимоотношений детей в процессе совместного труда: умение детей помочь друг другу, их требовательность к своему труду и труду товарищей, умение распределить обязанности труда, организовать рациональное выполнение задачи, согласовывать свои действия с другими детьми.

podrastu.ru

Коллективный характер — труд — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Коллективный характер — труд

Cтраница 1

Коллективный характер труда приводит к необходимости учитывать влияние на трудовое поведение личности групп, формальных и неформальных, и проявлений группового поведения в трудовой жизни.
 [1]

Во всех типах бригад коллективный характер труда сочетается с разделением труда между их членами.
 [2]

Попутно следует указать, что коллективный характер труда обязывал редакцию провести унификацию стиля и метода изложения материалов. Это и было выполнено с возможной тщательностью.
 [3]

Для осуществления совместной трудовой деятельности люди вынуждены вступать в отношения друг с другом, которые обеспечивают коллективный характер труда и вместе с тем единство человека с теми социальными группами, в рамках которых он включен в этот коллективный труд. Понятие общественные в этом контексте фиксирует предельно обобщенные формы производственно-трудовой деятельности людей, адекватно отражающих типичные, повторяющиеся и устойчивые моменты во взаимодействиях и связях между людьми в процессе труда. Многократно повторяясь в процессе общественного производства, эти связи превращаются в устойчивые, постоянно воспроизводимые социальные структуры, в которых разворачивается процесс соотнесения, сополагания, синтезирования и согласованности различных видов социальной деятельности в единый производственный процесс. Социальное управление и выступает как социальный регулятор, координирующий, согласовывающий и интегрирующий различные виды деятельности в рамках целостных социальных процессов.
 [4]

Противоречие между индивидуальным способом усвоения знаний и опыта в обучении, индивидуальным характером учебной работы студентов и коллективным характером профессионального труда, предполагающим обмен его продуктами, межличностное взаимодействие специалистов как представителей различных производственных звеньев, различие интересов, соответствующие формы общения и принятия решений, личный вклад каждого в достижение общих целей производственного коллектива.
 [5]

Социальное значение укрупнения произ-ва состоит в том, что повышение уровня механизации и автоматизации произ-ва создает условия для усиления коллективного характера труда, ликвидации тяжелого ручного труда, ускорения процесса стирания различий между работниками умственного и физпч.
 [6]

В планах социального развития коллективов химических предприятий должны учитываться такие особенности химических производств, как высокие темпы совершенствования техники и технологии, коллективный характер труда и высокая ответственность каждого члена коллектива за результаты труда, внедрение некоторых специфических прогрессивных форм организации труда, повышенная степень опасности условий труда, а также, как и по всем предприятиям, характер существующих взаимоотношений между определенными коллективами, группами, работниками, их идейно-политический уровень.
 [7]

Коллективный характер труда в Японии выражается в том, что руководители и рядовые сотрудники работают в одном большом помещении, питаются в общей столовой, носят одинаковую одежду. Вместе с тем, в японских корпорациях принята четкая система подчинения и жесткая дисциплина.
 [8]

Необходимость управления обусловлена природой общества, коллективным характером труда, потребностью людей в общении в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности.
 [9]

Широкое внедрение подрядных методов хозяйствования способствует интенсификации производства. Применение гибких автоматизированных систем и робототехники усиливает коллективный характер труда. Современные технологии делают производственной необходимостью установление тесных взаимосвязей между различными категориями персонала: основными рабочими, наладчиками современного сложного оборудования, специалистами. Это приводит к формированию трудовых коллективов, базирующихся на принципиально новом типе кооперации бригадного труда. Именно в условиях подряда, где четко определен конечный результат работы, легче наладить учет затрат всех видов ресурсов, применить систему материальной ответственности и стимулирования производственной деятельности. Он открывает широкие возможности для проявления инициативы и предприимчивости в рамках плановой системы хозяйствования, позволяет нацелить трудовую и творческую активность на выполнение централизованно установленных заданий.
 [10]

Диспетчерские службы, конторы по сбыту продукции, различные управленческие структуры верхних уровней занимаются в основном выработкой решений. Здесь преобладают интуитивный, субъективный подход и более коллективный характер труда при высоком уровне деловых коммуникаций. Однако индивидуальные черты делового процесса принятия решений сохраняются. Инженерные подразделения, конструкторские бюро, отделы кадров, отделы снабжения вырабатывают как информацию, так и решения.
 [11]

На конвейере человек изготовляет только часть изделия. И хотя и в том, и в другом случаях рабочий является одним из участников создания конечного продукта, тем не менее конвейер особо подчеркивает частичный и в то же время коллективный характер труда.
 [12]

В подразделениях транспорта газа имеются все условия, необходимые для широкого внедрения бригадной формы организации и стимулирования труда. Непрерывный характер транспортировки, компримирования и распределения газа потребителям, технологическая связь между работниками всех смен, относительные трудоемкость и сложность выполнения ремонтно-восстанови-тельных работ, причем в сжатые сроки — все это определяет коллективный характер труда рабочих, занятых в транспорте газа.
 [13]

Страницы:  

   1




www.ngpedia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о