Конспект урока буква и звук т – План-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему: Урок обучения грамоте “Согласные звуки [т], [т’] . Буквы Т,т” по “Русской Азбуке” В.Г.Горецкого УМК “Школа России”. | скачать бесплатно

Конспект урока для 1 класса "Звук и буква Т т"

Класс: 1

Тема: Звук и буква Т т.

Цель: познакомить с согласным звуком [т] и буквой, который он обозначает.

  • Знать гласные звуки и буквы, изученные согласные звуки и буквы; для чего используются заглавные буквы; слова, с изученной буквой; характеристику согласных звуков.

  • Уметь читать слоги и слова с изученными буквами; отвечать на вопросы; производить звуковой анализ слов; находить изученную буквы в ряде букв.

  • Развивать мышление, память, устную логическую речь, внимание, каллиграфические навыки; воспитывать интерес к уроку.

Оборудование: карточки с изученными буквами, синий и красный домик, картинки – отгадки, напечатанные слоги и слова, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Мотивационно – целевой этап урока

  1. Эмоциональный настрой

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

  1. Актуализация знаний

В классе в разных местах, спрятаны карточки с изученными буквами. Ребятам необходимо найти все буквы. Кто нашел букву, называет слово, которое начинается на эту букву.

- какие это буквы? (согласные и гласные)

- чем гласные буквы отличаются от согласных?

- что такое звук, что такое буква?

На доске 2 домика – синий и красный. Необходимо распределить все найденные буквы в два столбика и доказать свой ответ.

  1. Тема и цели урока

  1. Познавательно – закрепляющий этап урока

  1. Отгадывание загадок

Для того, чтобы узнать, с какой мы познакомимся буквой, вам, необходимо отгадать загадки. Слова отгадки и будут подсказкой. Будьте внимательны.

А вещь обыкновенная! (телевизор)

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там! (телефон)

Золотая голова, отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (трактор)

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

К каждой отгадке показываю картинку.

- Что общего у этих загадок?

- С какой буквой мы сегодня познакомимся? (Показываю две карточки с буквой Т, одна прописная, другая печатная).

- Чем отличаются эти буквы?

- Не забыли, для чего используем заглавные буквы?

- Назовите слова, с буквой Т. (Дети называют слова, все вместе делим эти слова на слоги, обозначаем ударение, составляем звуковые схемы).

  1. Игра «На что похожа буква?»

Посмотрите на букву Т, как вы думаете, на что она похожа?

(Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).

  1. Фонетическая зарядка.

Показываю картинку часов.

- Что это?

- Как тикают часы? (Тик – так)

- Какие звуки мы слышим в начале слов?

- Произнесите слово «Тик», а теперь слово «Так».

- Как прозвучало первое слово? А второе?

* Звуковой анализ слов «Тик» и «Так»

- Чем отличаются эти слова?

- Какой вывод можно сделать?

(В словах звук [т] может быть твердый, а может быть мягкий).

  1. Музыкальная физическая минутка.

(Танцуем танец «У жирафа пятна»)

  1. Работа по Букварю (стр. 20).

- Какая буква написана в верхнем левом углу?

- На чем играют девочка и мальчик?

- Какие слоги у них летят с трубы?

(Чтение слогов по цепочке)

- Как называется музыкальный инструмент, на котором играют дети?

- Звуковой анализ слова «труба».

  1. Работа в парах.

Каждая пара получает карточку с заданием. На карточке изображены картинки и написана буква Т. Необходимо провести к букве Т стрелочками те картинки, в которых есть буква Т.

  1. Игра «Твердый – мягкий»

Называю разные слова, в которых есть буква Т. Если в слове данная буква звучит мягко, дети хлопают, а если твердо – топают.

  1. Чтение

Показываю слоги и слова, дети читают.

ТА ТО ТУ ТЫ ТИ

СТУК СТОЛ СТУЛ ТОК КОТ

  1. Работа в прописи. (Письмо по образцу).

  2. Закрепление

Каждый ребенок получает карточку, в которой напечатаны буквы, необходимо обвести в кружок, все буквы Т.

  1. Рефлексивно – оценочный этап урока.

  1. Рефлексия

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какая это буква?

- Сможем ли мы теперь прочитать слоги и слова с буквой Т?

- Было ли трудно на уроке?

- У вас на столах лежит тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было не трудно – поднимите солнышко.

doc4web.ru

Конспект урока "Буква Т"

Тема: Согласная буква Т.

Цели:

1) учить распознавать звуки [т] и [т] и соответствующую букву; обучать технике выразительного чтения;

2) развивать речь, память, наблюдательность;

3) воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.

Формируемые УУД:

1) предметные: распознавать звуки [т] и [т'] и соответствующую букву; давать характеристику изученных звуков; сравнивать звуки и буквы; отгадывать загадки.

2) метапредметные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя; построение рассуждений в форме связи простых суждений; формулировать собственное мнение и позицию.

3) личностные: высказывать свою точку мнения и уважать мнение собеседника.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

А девиз у нас каков?.. (Больше дела – меньше слов!)

2.Актуализация знаний.

- Работу на уроке мы начинаем с артикуляционной гимнастики? С какой целью? (Артикуляционная гимнастика…)

«Улыбочка», …

3. Введение в тему.

- Внимательно послушайте меня: Ткет ткач ткани на платки Тане.

- Что я сейчас прочитала вам?..

(Скороговорку)

- А для чего мы разучиваем скороговорки?.. ((Чтобы чётко проговаривать звуки…)

- А какой звук выделяется в этой скороговорке?.. [т]

- Определим, какой у нас будет урок?..

- Урок открытия новых знаний. «Звуки [т], [т'] и буквы Т, т»

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?.. (Познакомимся с новым звуком, научимся читать).

Составим план работы.

- Работаем со звуком.

- Познакомимся с новой буквой.

- Читать слоги, слова, затем предложения с новой буквой.

4. Характеристика звука.

- Сначала мы звук произносим и слушаем его, даём характеристику, то есть рассказываем какой он. Что это? (Картинка - три)

- Где находится новый звук? (В начале)

- Произнесите звук [т] и понаблюдайте, что происходит при произношении звука: [т] … (Рот немного приоткрылся, язык приподнялся, коснулся зубов, перегородил дорогу звуку и не даёт ему легко произноситься. )

- Значит, это … (Согласный звук)

- А как он произносится?.. (Твёрдо)

- А может ли звук [т] быть мягким? И для ответа на этот вопрос проанализируйте еще одно слово… (Картинка – пять)

- Где находится новый звук? (В конце)

Игра "Поймай звук".

Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], встают мальчики, если слышите мягкий звук [т’]девочки.

- Буфет, стол, секретер, кровать, кушетка, табурет, кресло… (Слово-ловушка, в нём нет новых звуков)

- А как называть одним словом все эти слова?.. (Мебель)

- Можете ли вы привести примеры мебели с нужными нам звуками [т] и [т’]?...

- Вот мои примеры: стул, тахта, сервант – это слова с твёрдым звуком [т]. Стенка – слово с мягким звуком [т’].

Звонкий – глухой.

- А что ещё мы можем рассказать про согласные звуки?..(Выяснить, звонкий или глухой)

- Помните приёмы: нужно положить ручки на шею или закрыть уши руками. Произнести звук и послушать его. Выполните… Что вы заметили?.. Ваше горлышко спокойное, не вибрирует. Это?.. (Глухой звук)

Значит, делаем вывод: согласный звук [т] всегда глухой, может быть твёрдым или мягким.

Построение схемы слов.

Три и пять

5. Знакомство с буквой Т.

- Как обозначается этот звук на письме? Буквой т.

- Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).

- Найдите на ленте букв букву тэ…

– На что похожа буква Т?

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Буква Т тебя укроет

От дождя, лт снега, зноя.

- Почему две буквы т ?. Одна большая и маленькая.

- Когда пишут большую букву?..

- Назовите имена на букву Т?..

- Города на букву Т?..

- Наш родной город называется Туймазы. В этом году наш район отметил две юбилейные даты: Туймазинскому району исполнилось 85 лет со дня образования и 55 лет городу Туймазы. В текущем году Туймазинскому району присвоено почетное звание «Район трудовой доблести и славы России».

6. Работа в паре. Развитие речи.

Посчитайте сколько букв т встретилось в пословицах. Чья пара закончит работу поднимает руки домиком. (8 букв)

Жить — Родине служить.

Где кто родится, там и пригодится.

Та земля мила, где мать родила.

- Прочитайте пословицы. О чём эти пословицы?.. (О Родине).

7. Чтение. Работа с «Азбукой» с. 53

- Познакомились с новым звуком, узнали какой буквой обозначается на письме новый звук. Следующий этап работы?.. (Чтение слогов с изученной буквой)

- Выполним перед чтением дыхательную гимнастику. Для чего выполняем дыхательную гимнастику? (Дыхательная гимнастика… развивать дыхательную систему, речевой аппарат, правильное ритмичное дыхание)

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)

Читающие дети работают по карточкам.

а) Чтение слогов на с. 53

- Рассмотрите слоги. Как они образовались?..( Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.)

Какая первая буква во всех слогах? (Первая буква т)

– Вижу букву – называю звук…

Физминутка «Тик – так»

Тик – так, тик – так,

Кто умеет в доме так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

А внутри сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут по кругу,

Иногда вдруг отстают,

А бывают все спешат

В долг бежать хотят.

Если их не завидут,

То они совсем встают.

Вот и кончилась игра

Нам за парту сесть пора.

б) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)

- Прочитайте слова. Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?.. (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным)

кот окуни

котик Никита

кто как

б) Работа с текстом «Хитрый кот».

Чтение хором.

Чтение по цепочке.

Чтение текста одним учеником (3-4 человека).

Беседа по содержанию и озаглавливание:

- Чей был кот?.. (Тани)

- У кого были окуни?.. (У Сани и Никиты)

- Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?.. ( Имена людей пишутся с большой буквы.)

- Что сказано про кота?..

- Рассмотрите первый рисунок в учебнике.

-Кто на нём изображён? (кот)

-Что делает кот? (прыгает на окно)

-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.

- Прочте это предложение вслух. (Кот скок на окно.)

Дети, прочтите это предложение жужжащим чтением.

-Рассмотрите второй рисунок. Что произошло? (Кот спрыгнул с окна и уронил цветок.)

-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.

- Прочитайте предложение вслух.(Кот скок с окна.)

- -Ребята, а как можно назвать такого кота, который уронил цветок? (проказник)

-Дети, прочитайте предложение жужжащим чтением.

-Ребята, а кот это какое животное дикое или домашнее? (домашнее)

-Каких домашних животных вы знаете?..

-У кого дома есть домашние животные? Как надо с ними обращаться?( ответы детей)

- Как можно назвать этот рассказ?.. Пересказ текста учащимися.

- Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)

- Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)

в) Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Рассмотрите внимательно рисунок на с.52 и ответьте на вопросы:

- Кто изображён на рисунке?.. (Называют животных и растения изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения.)

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?.. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке» и т.д.))

- Прочитайте выразительно отрывок из поэмы…

- На каком дереве была «златая цепь»?.. (На дубе)

– Как автор называет кота?.. (Учёный)

– Что делает кот?.. (Ходит по цепи кругом)

Словарная работа.

Лукоморье - изгиб морского берега.

Златая – золотая.

Кот учёный – умный кот.

8. Закрепление.

- Подведём итог урока:

Сегодня на уроке я познакомился с…

Научился отличать…

Научился читать…

-Кто запомнил, почему говорят лукоморье? ( море изогнуто в форме лука)

-С творчеством и книгами какого поэта познакомились? ( А.С. Пушкина)

- Понравился ли вам урок?...

9. Рефлексивно-оценочный.

- Мне больше всего удалось?..

- Я могу похвалить одноклассника за …

- Я не доволен своей работой на уроке, потому что …

- Я доволен своей работой на уроке, потому что …

Оценивание.

- Ребята! Я очень хочу всех вас поблагодарить за прекрасную работу на уроке. Вы - молодцы!

10. Дом. зад.

- Рассмотрите разворот учебника и подумайте о сегодняшних открытиях на уроке, которые вы дома расскажите.

_________________________________________________________________

Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким?.. (Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога.)

- Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги ка, ко, ку надо произносить твердо…

- Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ки надо произносить мягко…

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте "Буква Тт, звуки [т], [т`]"

Сделаем вывод: с какими звуками мы познакомились? Что мы о них узнали? А какой буквой на письме обозначим эти звуки? Рассмотрите букву. - А на что похожа буква «Т»?(антенна, зонт) Кто хочет изобразить эту букву? (дети пробуют показать букву)

-Молодцы ребята!

-А теперь давайте снова поработаем с нашим учебником на стр.84. Давайте прочитаем слоги, которые у нас даны! Как надо прочитать слоги в слоговой таблице? Покажите, как надо читать слоги друг другу? (работа в парах)

Назовите лишний слог? (ти) Объясните, почему он лишний? А почему буква т читается, как мягкий звук?

-- На интерактивную доску выводятся задания:

На интерактивную доску выводятся задания:

Составь звуковые схемы слов!

1.Такси.2.Автобус 3.Самолет 4.Катер

- Молодцы!

- Ребята, а какое слово у нас написано в учебнике, под слогами?

- Антон

- Правильно! А почему это слово написано с большой буквы? (потому что имена, клички животных, города и т.д. пишутся с большой буквы)

- А какой звук, обозначает в этом слове буква т? (твердый)

-Где он находится? ( в середине)

- А как вы думаете, подходит нам схема, которая нам предложена? (подходит)

–Молодцы ребята!

- В каких словах есть звук [т]? В начале или в конце? Приведите свои примеры.

-Давайте с вами поработаем с картинкой. Прочитайте название картинки! (Картина) Что такое картина?

Видели ли вы картины когда-нибудь?

Были ли вы в картинной галереи?

Кто изображен на картинке? (Художник и ворона)

-Что необходимо художнику? (краски, палитра)

- А что такое палитра?

–А мы можем с вами сказать, как зовут художника? (Антон)

-Что в руках у Антона? (Кисточка, палитра). Зачем они ему? (чтобы рисовать)

-А на чем сидит ворона? (на ветке)

- А что вы еще видите на картине? Что за предмет, на котором рисует художник? (мольберт)

Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д.

- Какая ситуация изображена на картинке?

- Куда смотрит ворона? Как вы думаете, что привлекло ее внимание?

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

И за парту сесть опять.

Молодцы! А теперь давайте поработаем над текстом!

Давайте посмотрим, что обозначает каждый рисунок в предложениях?

(Антон, рисует-действие, ветка, ворона)

Прочитайте рассказ шепотом (жужжащее чтение)

Вам понравился рассказ? Проверим, внимательно ли вы читали текст. Как вы считаете, текст соответствует картинке выше?

Прочитаем текст по предложениям. (У сосны стоит Антон. Он рисует. А на ветке сосны ворона. Она носом: «Та-та, то-то, тон-тон! Ан-тон – та-лант».)

Дети, найдите три последних предложения. Кто их прочитает?

Что необычного в этих предложениях?

Как мы будем читать эти предложения? (по ролям)

-А какие роли здесь представлены? (роль автора и вороны)

-Правильно!

- А с какой интонацией нужно читать за ворону? А за автора?

- Теперь попробуйте потренироваться со своим соседом в чтении по ролям. Сначала распределите роли: кто-то из вас будет читать за автора, а кто-то - за ворону. (Работа в парах.)

А кто хочет прочитать всему классу? Обсуждение услышанного. (Понравилось - не понравилось. Удалось передать интонация или не удалось)

Давайте, теперь обратим внимание на картинки и схемы, которые у нас находятся внизу страницы!

- Что это за слова? Назовите каждое! (труба-труба, лист-лист)

- Смотрите ребята, а к словам даны картинки? Скажите картинки у нас одинаковые к одному слову? ( нет, разные)

- Ребята, а разве такое возможно?

- Оказывается да, такое очень часто встречается, когда одно слово, а предметы разные. А называются такие слова многозначными.

Эти слова одинаково произносятся и пишутся, но обозначают разные предметы. (лук, коса, кисть, ключ) примеры в презентации

- А давайте скажем про каждое слово из учебника, что они обозначают?

- Слева – труба (медный духовой инструмент), а справа труба (длинный пустой предмет на крыше)

- Вторую строчку: лист (орган растения), лист (то, на чем мы пишем)

-А кто предложит свои многозначные слова? (ответы детей)

-Молодцы ребята!

videouroki.net

Конспект урока по азбуке на тему: "Звук и буква Тт"

Класс: 1

Тема: Звук и буква Т т.

Цель: познакомить с согласным звуком [т] и буквой, который он обозначает.

  • Знать гласные звуки и буквы, изученные согласные звуки и буквы; для чего используются заглавные буквы; слова, с изученной буквой; характеристику согласных звуков.

  • Уметь читать слоги и слова с изученными буквами; отвечать на вопросы; производить звуковой анализ слов; находить изученную буквы в ряде букв.

  • Развивать мышление, память, устную логическую речь, внимание, каллиграфические навыки; воспитывать интерес к уроку.

Оборудование: карточки с изученными буквами, синий и красный домик, картинки – отгадки, напечатанные слоги и слова, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Мотивационно – целевой этап урока

  1. Эмоциональный настрой

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

  1. Актуализация знаний

В классе в разных местах, спрятаны карточки с изученными буквами. Ребятам необходимо найти все буквы. Кто нашел букву, называет слово, которое начинается на эту букву.

- какие это буквы? (согласные и гласные)

- чем гласные буквы отличаются от согласных?

- что такое звук, что такое буква?

На доске 2 домика – синий и красный. Необходимо распределить все найденные буквы в два столбика и доказать свой ответ.

  1. Тема и цели урока

  1. Познавательно – закрепляющий этап урока

  1. Отгадывание загадок

Для того, чтобы узнать, с какой мы познакомимся буквой, вам, необходимо отгадать загадки. Слова отгадки и будут подсказкой. Будьте внимательны.

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там! (телефон)

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

- Что общего у этих загадок?

- С какой буквой мы сегодня познакомимся? (Показываю две карточки с буквой Т, одна прописная, другая печатная).

- Чем отличаются эти буквы?

- Не забыли, для чего используем заглавные буквы?

- Назовите слова, с буквой Т. (Дети называют слова, все вместе делим эти слова на слоги, обозначаем ударение, составляем звуковые схемы).

  1. Игра «На что похожа буква?»

Посмотрите на букву Т, как вы думаете, на что она похожа?

(Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).

  1. Фонетическая зарядка.

- Как тикают часы? (Тик – так)

- Какие звуки мы слышим в начале слов?

- Произнесите слово «Тик», а теперь слово «Так».

- Как прозвучало первое слово? А второе?

* Звуковой анализ слов «Тик» и «Так»

- Чем отличаются эти слова?

- Какой вывод можно сделать?

(В словах звук [т] может быть твердый, а может быть мягкий).

  1. Музыкальная физическая минутка.

(Танцуем танец «У жирафа пятна»)

Работа по «Азбуке» (с. 84)

  • Что изображено на «волшебном» рисунке? (Труба.)

  • Для чего нужна такая труба? (Из неё выходит дым, когда топят печь.)

  • Дайте характеристику этого звука. (Согласный, твёрдый, глухой.)

  • Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом.

  • Что вы заметили? (Перед буквой и произносится мягкий звук [т'], а перед остальными буквами — твёрдый звук [т].)

Какой можно сделать вывод? (Звуки [т] и [m'J парные по твёрдости-мягкости.)

  • В названиях каких предметов, изображённых на рисунке, есть твёрдый звук [т]? (Мольберт, ствол, бант, штрих.)

  • В названиях каких предметов есть мягкий звук [т']? (Птица, кисть.)

  • А как зовут художника? Прочитайте его имя под звуковой схемой.(Антон.)

(Звуко-буквенный анализ слова Антон. Следует обратить внимание учащихся на стечение согласных.

Далее чтение текста в парах. Учащиеся читают текст по очереди по одному предложению. Затем чтение вслух.)

-        Что такое талант? (Выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.)

(Звуко-буквенный анализ слов труба, лист. Анализ значений слов через составление предложений.)

Работа по «Азбуке» (с. 85)

(Анализ слов аист — аисты, сон — сны, уснул — уснули, стоит -стоит.Далее чтение текста «Сон аиста» по цепочке.)

  • Продолжите: что мог видеть во сне аист?

  • Прочитайте заголовок к следующему заданию. Обрати!: внимание на знак препинания.

  • С какой интонацией нужно читать это предложение? (С восклицательной интонацией и одновременно с интонацией удивления.)

  • Чем же нас так может удивить слово нос? (Оно имеет много значений.)

  • Назовите эти значения.

  • Как вы понимаете выражения «зима на носу», «заруби себе на носу»? (Зима на носу — скоро (близко) зима, заруби себе на носу — запомни.)

  1. Игра «Твердый – мягкий»

Называю разные слова, в которых есть буква Т. ()Если в слове данная буква звучит мягко, дети хлопают, а если твердо – топают. (стол, труба, картина, артист, тьма, торт)

  1. Чтение

Показываю слоги и слова, дети читают.

ТА ТО ТУ ТЫ ТИ

СТУК СТОЛ СТУЛ ТОК КОТ

  1. Закрепление

Каждый ребенок получает карточку, в которой напечатаны буквы, необходимо обвести в кружок, все буквы Т.

  1. Рефлексивно – оценочный этап урока.

  1. Рефлексия

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какая это буква?

- Сможем ли мы теперь прочитать слоги и слова с буквой Т?

- Было ли трудно на уроке?

- У вас на столах лежит тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было не трудно – поднимите солнышко.

multiurok.ru

Конспект урока обучения грамоте по теме "Согласный звук т, буквы Тт"

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №1 Костромской области

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: «Согласные звуки [т], [т’], буквы Т,т».

Цели: а) дать представление о звуках [т], [т’], буквах Т,т , учить различать звук твердый и мягкий, читать слоги и слова с новой буквой;

б) формировать навык четкого произношения звука [т] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие и внимание, устную (монологическую и диалогическую) речь, смекалку; учить анализу и синтезу слогов;
в) воспитывать интерес к чтению.

Оборудование, материалы:

для учителя: «Русская азбука» В.Горецкого, образцы печатных букв, предметные картинки для дидактических игр, цветной мел;


для учащихся: «Русская азбука» В.Горецкого, сигнальные карточки, счетные палочки, карточки для развития зрительного восприятия, тетради для печатания, цветные и простые карандаши.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

I подготовительный этап.

а) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

Проверяют готовность уроку.

Самостоятельность, умение организовать свое рабочее место.

б) Сообщение темы, цели урока.

Сегодня познакомимся с новой буквой и звуками, будем учиться отличать этот звук от других звуков речи, читать слоги, слова, предложения.

Слушают, запоминают

Слуховое восприятие, понимание учебной задачи.

в) Задание на развитие зрительного восприятия и внимания «Узнавание наложенных изображений».

Рассмотрите рисунок, найдите и назовите предметы. Какой предмет лишний? ( Ведро, кисточка.) Как назвать одним словом оставшиеся предметы?( Ножницы, топор, грабли – инструменты.)

Рассматривают, отвечают, делают обобщение.

Зрительное восприятие и внимание, мыслительная операция: обобщение.

г) Артикуляционная гимнастика (для губ и языка). Улыбка- трубочка, заборчик- хоботок. Лопатка- иголочка-лошадка-часики-вкусное варенье-почистим зубки.

Повторяют за учителем.

Развитие органов речевого аппарата.

II Повторение пройденного.

а) Голосовая гимнастика:

а
ао
аоу
аоуы
аоуыи

Какие звуки произносили?
Как вы определили?

Проговаривают гласные хором и индивидуально на одном выдохе.

Припоминают, отвечают.

Работа над голосом.

б) Игра «Сосчитай слоги, придумай свое слово, которое состоит из такого же количества слогов». (Учитель показывает предметные картинки: гриб, белка)

Делят на слоги, подбирают новые слова.

Мыслительная операция: анализ.

в) «Хлоп, хлоп» (Учитель называет звуки, дети хлопают, услышав гласный, молчат- услышав согласный. О Н С А У Ы К)

Как определить согласный звук?

Слушают, отвечают.

Внимание к звучащей речи, фонематический слух.

г) Чтение слогов с доски. У доски двое: один- называет и показывает согласный звук, другой- гласный, затем повторяют хором ( Са, Ку)

Выходят к доске, отвечают.

Навык выступления перед классом.

III основной этап.

Новый материал. Знакомство с новым звуком.

а) Фонетическая зарядка. Как стучит молоток? (Тук) Какой первый звук в слове? С каким же звуком будем знакомиться?

Слушают, отвечают.

Слуховое внимание.

б) Артикуляция звука [т]. Что происходит с языком при произношении звука [т]? (ударяется о верхние зубы). Проговорите хором, по одному.

Произносят звук, наблюдают за органами речи.

Навыки чёткого произношения.

в) Характеристика звука. Какой звук [т]? (согласный, глухой, может быть твердым и мягким)

Дают характеристику.

Связная речь.

г) «Назови предмет по картинке и первый звук в слове.» Услышав звук мягкий- встают девочки, твердый- встают мальчики. (Предметные картинки: терка, труба, тарелка, телевизор.)

Рассматривают картинки, называют звуки.

Фонематический слух.

д) Речевая зарядка:

Та-та-та- у нас дома чистота.

Ты-ты-ты- сметану съели всю коты.

То-то-то- стали мы играть в лото.

Проговаривают за учителем.

Навыки чёткого произношения.

е) Дидактическая игра «Светофор» (узнавание звука в словах: краски, полотенце, капуста, шоколад, книга и др.) Покажите зеленую сигнальную карточку, услышав звук Т, красную – если его нет.

Слушают, рассматривают картинки, показывают сигнальную карточку.

Фонематический слух.

Знакомство с буквой.

а) Работа по учебнику с. 57. Рассматривание старинного начертания буквы. Показ буквы на демонстрационной карточке. Из скольких элементов состоит буква? Выложите букву из палочек. Прорисуем в воздухе. На что похожа буква Т? ( Антенна, грабли, труба.) Напечатаем в тетради.

Рассматривают букву в учебнике и на доске, анализируют. Выкладывают из палочек, прорисовывают в воздухе, печатают.

Навык работы с учебником. Мыслительная операция анализ. Мелкая моторика.

б) Физкультминутка (речь с движением) Мы топаем ногами: топ-топ-топ

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп

Качаем головой

Мы руки поднимаем

Мы руки отпускаем

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Выполняют за учителем

Общая моторика.

в) Слого- звуковой анализ слов: три, пять (Из учебника, стр. 57 ) Деление на слоги, четкое произношение, определение звуков в слове отдельных звуков и слияний, вычерчивание схем в тетрадях.

Прорисовывают схему в тетради, анализируют слова.

Мыслительная операция анализ, аккуратность, фонематический слух.

г) Чтение слогов по учебнику ( та, то, ту, ти, ты ). В каком слоге [т] мягкий?

Читают хором и индивидуально.

Навык правильного чтения.

д) Физминутка для глаз (Зажмурились- удивились- поморгали- глаза вверх- вниз- влево-вправо).

Выполняют упражнения.

Снятие напряжение с глаз.

Закрепление.

а) Чтение слов на с.57 (хором, по одному). Назовите слова из одного слога, двух, трех. Когда говорят «кот», «котик»?

Отвечают, объясняют значение, читают.

Активизация и обогащение словаря, навык правильного чтения.

б) Работа с текстом с. 57. Чтение и анализ текста (Сколько слов в 1, 2,3 предложении? Сколько предложений в тексте? Какой знак стоит в конце 3 предложения? С какой буквы пишут начало предложения ? О ком говорится в рассказе? Придумайте заголовок).

Читают по учебнику, отвечают на вопросы, анализируют, подбирают заголовок.

Навык чтения. Орфографическая подготовка. Фантазия. Мыслительная операция анализ.

в) Работа по рисункам с. 57 (Рассматривание , составление предложений, чтение предложений под рисунками) Что значит «скок на окно», «скок с окна»?

Рассматривают, рассказывают, объясняют значение.

Связная речь, обогащение словаря.

IV итог урока, оценивание.

С какими новыми звуками и буквами познакомились? Дайте характеристику.

Кто на уроке работал активнее всех?

Дают характеристику, дают оценку работе друг друга

Мыслительная операция: обобщение. Самооценка.

infourok.ru

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук и буква Тт"

Конспект урока обучения грамоте.

Тема: Звук и буква Тт.

Цели: Познакомить учащихся со звуком и с буквой Т, научить правильно произносить и

соотносить звук и букву Т , учить выделять звук Т в разных позициях в слове.

Учить читать слоги, слова с новым звуком.

Способствовать развитию фонематического слуха, обогащать активный словарь.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Создание положительной мотивации к уроку. Воспитывать интерес к учебным

занятиям через присуждение фишек после правильного ответа.

Оборудование: «Букварь» под ред. В. Горелова, тетрадь, таблица слов и слогов, карточки,

конверты с кружочками, предметные картинки, кассы, жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание

Ведь прозвенел звонок.

Садимся по удобнее

Начнем скорей урок.

- правильная осанка

- дисциплина

Речевая гимнастика.

II. Актуализация знаний.

1) Чтобы книги читать,

Надо буквы повторять.

Буквы сделала рука,

А увидят глазки,

Чтоб потом мы без труда

Прочитали сказки.

- Что такое « Буква»? значок для звука.

- Какие бывают звуки? гласные, согласные.

- У вас на столах карточки, где нужно подчеркнуть буквы.

1 ряд - согласные буквы.

2 ряд – гласные буквы.

- Подчеркнули? Сейчас проверим как вы справились.

Прочитайте только согласные буквы. Почему произносимые звуки согласные?(потому что при произношении воздух встречает преграду)

Прочитайте гласные буквы. Почему произносимые звуки гласные? (при произношении воздух не встречает преграды.

-Молодцы, хорошо справились с заданием! Раздача жетонов.

III. Повторение букв и слогов.

Ну-ка, гласный, встань с согласным,

Образуйте слоги.

-Что такое слог? (вывешивается таблица слогов)

- Прочитайте по таблице слоги.

- Прочитайте слоги верхнего ряда, теперь нижнего ряда (хоровое чтение)

- Читаем слоги столбиком сверху вниз по моему сигналу.

- В чем сходство и различие в слогах верхнего ряда? (Одинаковые согласные, разные гласные)

- В чем сходство и различие в слогах нижнего ряда? (Разные согласные, одинаковые гласные)

- Прочитаем другие слоги

В чем сходство и разница в этих слогах в каждом столбике.

б) Чтение слов и слогов.

Сейчас будем читать слоги и слова.

Посмотрите на таблицу

Ко мар ко-мар комар

По кос по-кос покос

Хо рош хо-рош хорошо

- Читаем строчки слогов и слов.

- Начнем читать первую строчку (слева - направо) –(читают хором, по одному)

- Читаем столбики сверху вниз по моему сигналу.

- Где на таблице написаны слоги, а где слова?

- Где написаны слова полностью, а где по слогам?

- Где встречались эти слова? (В домашнем тексте)

- Мы повторили слова, которые встречались в домашнем тексте. Сейчас давайте прочтем домашний текст.

в). Чтение текста на оценку.

Чтение детьми (логические части)

О чем прочитал? Рассказ каждого из читающих

Вопросы по тексту: Что у папы в руках?

Где Рома?

Кто кусал Рому?

Что делал Рома?

-Молодцы, хорошо подготовились к уроку. Раздача жетонов.

Тренировка памяти.

А О Б В М С ((карточка- 2 буквы закрыть)

Дети по памяти восстанавливают

Офтальмотренаж

Сидел со мной рядом за партой сосед,

Закрыл я глаза, и его сразу нет.

Теперь головою крути, не крути,

А в классе у нас никого не найти.

Хочу, чтоб учитель скорее сказал:

« Давайте, ребята, откроем глаза».

IV. Знакомство с новым звуком.

1) Ребята, вы уже знаете много букв и даже умеете читать слоги и слова, сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой.

(Вывешиваю на доску картинку: Мальчик держит торт)

- Посмотрите на картинку, кого вы на ней видите? (Мальчика)

- Что в руках держит мальчик? (Торт)

- Мальчик держит торт. Что я сказала? (Предложение)

- Сколько слов в этом предложении? (3)

- Какое первое слово? (Мальчик)- Второе слово? (держит) – Третье слово (торт)

- Ещё раз скажите третье слово? (Торт)

- Какой первый звук слышим в этом слове? (Т-орт, звук т)

2). Артикуляция звука.

- Будем произносить этот звук чётко и внятно, объясняя словами, как располагаются язык, губы и зубы при произнесении этого звука.

- Произнесите звук: кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена.

Произносится без голоса. Произношение затруднено.

- Расскажите всё, что вы знаете про этот звук (согласный, глухой)

- Итак, мы познакомились с согласным Т и научились его произносить.

- Как обозначается согласный звук? (Синим кружочком)

- Достаньте, и покажите кружочек из своего конверта (дети находят кружочки в конвертах и показывают)

Вывод: согласный, глухой.

3). Загадки « Найди свое место».

- Ребята, а сейчас поиграем, я буду читать загадки, а вы будете отгадывать, в отгадках живёт звук т. (Чёткое произношение отгадок, выделение звука в слове)

- В какой части слова стоит звук «т» (в начале, в середине, в конце)

Сам худ - голова с пуд. 
На работу вышел - каждый услышал… – молоток-

Кланяется, кланяется, 
Придет домой - растянется… -Топор-

Рядом с дворником шагаю, 
Разгребаю снег кругом 
И ребятам помогаю 
Делать гору, строить дом… – лопата-

Вострушка-вертушка 
Уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой... – отвёртка-

- Как можно одним словом назвать эти предметы? - Инструмент-
( выделение звука из слов, вывешивание картинок по ходу).

V. Знакомство с новой буквой и её закрепление.

а) Анализ буквы.

- Ещё раз произнесите этот звук громко.

- А сейчас, посмотрите, я вас познакомлю с буквой, которая обозначает этот звук

(Показываю заглавную и строчную букву)

- Это заглавная буква «Т», она пишется в начале предложения и в именах людей.

- Это строчная буква «т» она пишется в середине и в конце слов, в начале пишется тогда, когда слово находится в середине предложения.

- Прочитайте и покажите заглавную букву «Т».

- А теперь строчную «т» (показывают у доски)

б) Закрепление образа буквы.

- Посмотрите, где живёт буква «о» в классном наборном полотне.

(В каком доме, на какой улице?)

- Найдите букву в своих разрезных азбуках. Покажите её и прочитайте. (Читают хором)

- Найдите нашу букву среди других (МТОНХПТУР)

- Давайте разберём на что похожа буква «т»

- На что похожа буква Т- ответы детей.

Т – это домик аккуратный

Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась,

И на крыше очутилась.

-На что похожа буква «Т»? (на антенну)

- Какую форму имеет буква «т»?

- Сконструируйте её из пальчиков.

Физминутка.

Раз – подняться ,потянуться

Два - согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать

Ну, а шесть- тихонько сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

в) Вылаживание буквы «т» из бисера.

-Давайте выложим букву «т» из бисера на картонке.

-Обведите букву пальчиком.

-Прочитайте букву хором. «т»

–Какая это буква? (согласная)

- Нарисуйте маленькую букву «о» на листочках синим карандашом.

- А сейчас нарисуйте заглавную букву «Т»

- Где мы можем увидеть заглавную букву «Т»

- Запомните их.

г) Работа с кассами.

а) Ребята, сейчас мы будем составлять слова из разрезной азбуки.

- Положите её перед собой.

- Покажите букву, которую мы сегодня выучили, прочитайте её хором.

- С этой буквой мы будем составлять слоги и слова.

- Сколько нужно взять букв, чтобы составить слог «та»?

- Какую букву поставим первую, какую вторую?

- Какой слог у нас получился? (та)

- Составьте слог «то» по аналогии.

- Составьте слог «ту» (у доски) с комментированием.

- А сейчас, составим слово «кот».

- Сколько букв надо взять, чтобы составить это слово?

- Какую поставим первую букву, какую вторую, какую третью?

- Какое слово мы составляем? (Кот)

(Дети составляют слово из разрезной азбуки, хором читают получившиеся слово)

б) Попробуем изменить слово и получить новое.

- Кто догадается, какие буквы нужно добавить, чтобы

слово «кот» превратился в «котик»?

- Правильно и, к.

-Добавляем путём наращивания, какую букву возьмем? (и)

- Какую следующую? (к)

- Нарастите, подставьте к слову «кот» (котик)

- Прочитайте слово целиком.

VI. Чтение слов с новой буквой. (Работа по букварю)

Рассматривание картинок с левой стороны учебника.

а) чтение учениками слов с новой буквой. (кот, утка, утро, салат, укроп, сыт, сыта)

б) Работа с новым словом:

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым словом «салат»

- Кто знает, что это такое? (Мелко нарезанные овощи с маслом или майонезом).

- Ребята, а ещё есть растение, которое растёт у нас на огороде, которое тоже

называют «салат».

(Вывешиваются картинки с двумя значениями слова)

Анализ слова по аналогии.

в) Чтение текста « Утро»

- Ребята, что можно составить из слов? Предложения.

-Сейчас мы с вами посмотрим на картинку и вы

скажите, что на ней нарисовано.

-Я начну читать текст, а вы его внимательно прослушав, скажите, подходит ли картинка к тексту?

- Чтение учителем вслух.

- Самостоятельное чтение детьми.

- Чтение «хором»

- Чтение « цепочкой»

Вопросы: найдите в тексте ответ

- Что ест кот?

- Что делает Лора?

- Что делает Рома?

- Подходит ли картинка к тексту?

- Итог. Раздача жетонов.

VII. Итог урока

- С каким звуком познакомились?

- Какой буквой записывается звук Т?

- Какие новые слова научились читать?

- А ещё я решила проверить, как хорошо вы научились выделять букву Т из других букв .

( работа с карточками ароттендитрдвыудт) Если останется время.

Оценивание. А теперь посчитайте свои жетоны, у кого больше всех – Молодцы! А все остальные ребята тоже молодцы, потренируются дома чтению и получат на следующем уроке больше жетонов.

infourok.ru

"Звук и буква Т" / Открытый урок

Цель: познакомить с буквой «Т».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Упражнять в различении и правильном произношении звуков «Т - Т’» в речи. Дифференцировать понятия «звук», «буква».

- Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания.
- Упражнять в составлении и чтении слогов и слов с буквой «Т».
- Закреплять умение составлять предложения из букв разрезной азбуки.
- Упражнять в обводке букв по контору и штриховки.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию, графические навыки.
3. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, самостоятельность, инициативу, умение выслушивать ответы других детей.

Оборудование: карта города «Буквограда», карточки на пройденные буквы, заглавная и маленькая буква «Т», текст рассказа Г. Юдина «Телезритель Тимка», карточки букв и слогов к играм «Живые буквы», «Составь слово», картинка с изображением деда Буквоеда, кассы букв и слогов, тетради, карандаши, образцы штриховок на каждого ребенка.


Ход занятия

1. Орг. момент:

- Сегодня я хочу пригласить вас в необычный, волшебный город.

- Только тот, кто научился читать, сможет путешествовать по этому городу.

- А называется город…(«Буквоград»).

- Как вы думаете, кто живет в «Буквограде»? (буквы).

- У каждой буквы есть свой дом. Возьмите букву, назовите ее, найдите ей дом. (дети расставляют буквы и садятся за парты).

2. Постановка цели:

- Дети, посмотрите, один домик пустой, без буквы, одна буква потерялась. Нам сегодня предстоит найти эту букву.

3. Стук в дверь: входят девочка и мальчик.

Мальчик говорит: «Меня зовут Звукознайка. Я очень люблю слушать, как звучат разные звуки, запоминать их и играть с ними.

Но больше всего на свете я люблю произносить звуки, а помогает мне мой веселый язычок».

Девочка говорит: «Меня зовут Буковка. Я люблю читать и писать буквы. Правда у меня не очень хорошо получается, потому что я недавно научилась читать и писать. Мы принесли вам телеграмму, помогите нам ее прочитать».

Дети читают: «Здравствуйте, дети. Приглашаю вас на день рождения. Буква… (ТОК, ТИНА, ТАНК, ТИШИНА)».

- Дети, вы догадались, какая буква прислала телеграмму? (Буква «Т»).

- Потому что в этих словах есть звуки «Т», «Т' »

4. Звуки «Т - Т'».

- Скажите, чем отличаются звук от буквы. Послушайте рассказ и найдите слова со звуками «Т-Т'» (чтение рассказа Г.Юдина «Телезритель Тимка»).

5. Знакомство с буквой «Т».

- Звуки «Т-Т’» обозначаем буквой «Т».

Нас сегодня пригласила на день рождения буква «Т» (показ заглавной и маленькой буквы.) 

6. Поехать в гости к букве «Т» можно на любом транспорте. Букву «Т» мы часто видим, гуляя по городу. Ею обозначены остановки тех видов транспорта, название которых начинаются со звука «Т» (вывешивается знак).

Дети читают стихи и показывают транспорт:

Встал под буквой «Т» трамвай

Хочешь ехать, не зевай.

 

«Т» зовет тебя в такси

Ты шофера попроси-

В миг тебя доставит он

Точно в заданный район.


А под этой буквой «Т»

Подожди троллейбус ты.


А для трактора стоянка

Не обозначается,

Хотя трактор с буквы «Т»

Тоже начинается.

 

7. Игра «Почини буквы».

- Буква «Т» пригласила к себе на день рождения другие буквы.

Но в Буквограде  живет дед Буквоед. Стоит букве зазеваться, он тут, как тут. То кусочек буквы откусит, а то всю целиком съест.

Посмотрите, что осталось от наших знакомых букв. Догадайтесь, какие это буквы и «почините» их. 

8. Игра «Живые буквы»

- А теперь с этими буквами составьте слоги (ат, от, ут, ит, ыт, та, то, ту, ты)

- Что вы прочитали? (слоги) Что такое слог? (часть слова)

Физкультминутка.

Букв немало мы узнали,

Добрались буквы «Т».

Есть слова, где «Т» в начале,
В середине и в конце.

«Т» в антенну превратилась

И на  крыше очутилась

Отвечайте, кто знаток

Это что за молоток.

Молоток стучит: «Тук-тук»

Букве «Т» я старый друг.

9. Игра «Составь слово»

- На день рождения согласные и гласные буквы подарили разноцветные  шары. Нужно соединить  шары и прочитать, что у вас получиться.

10. Работа с кассой буквы слогов.

- На день рождения для буквы «Т» мы принесли торт (показ картинки).

- Составьте предложение: Мы купили торт.

11. Работа в тетрадях. Обводка и штриховка буквы «Т».

- Дети, давайте подарим букве «Т» ее портрет (дети обводят букву

«Т» в тетрадях). Буква  «Т»  нарядилась в яркий наряд (показ картинки). Зато так невзрачно смотрится ее простенькое белое платье в ваших тетрадях. Дети, заштрихуйте букву (дети заштриховывают букву «Т» различными видами штриховки).

12. Итог занятия

- Мы познакомились со всеми жителями «Буквограда» (дети ставят букву «Т» в свой домик). Скажите, для чего нужно знать буквы?

(чтобы читать и писать). Когда вы пойдете в школу, то будете изучать все 33 буквы алфавита. Наша именинница принесла вам угощение (детям раздается печенье в форме букв).

open-lesson.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *