Конспект урока буква я 1 класс – План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Урок обучения грамоте в 1 классе ” Гласные буквы Я я ” | скачать бесплатно

Знакомство с буквой «Я, я» 1 класс

Тема: Знакомство с буквой «Я, я».

Цель урока: Познакомить учащихся с гласной буквой «Я, я» и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного.

Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные).

Развивать фонематический слух, речь учащихся.

Воспитание в детях интереса к познавательной деятельности и учению.

Оборудование: мультфильм «Буква Я»; интерактивная доска, флипчарт с квадратиками для звукового анализа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Повторение.

Упражнение в слышании звука [а].

– Если в слове есть звук [а] – хлопок в ладоши.

Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.

III. Актуализация знаний.

– Давайте с вами вспомним, какие бывают буквы. (Гласные, согласные твердые, согласные мягкие.)

– Как мы их обозначаем. (Гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом.)

IV. Сообщение темы урока.

– Я задумала два слова, но надо сначала составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч.

Схемы составляются на доске, и в блокнотах.

– В слове мак, звук [м] твердый, а в слове мяч – мягкий. Почему у нас так получилось. Это произошло потому, что буква «я» обладает волшебными свойствами, она делаем согласный звук, стоящий перед ней мягким. Звук [ч’] всегда мягкий и у этого мягкого согласного звука нет твердой пары.

– Какова же тема нашего урока?

(Знакомство с буквой «Я, я».)

Просмотр мультфильма «Буква Я».

V. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

Букварь (с. 32-33). (Работа на интерактивной доске).

– Давайте с вами запомним правило написания буквы «я»: Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем букву «я».

Звуковой анализ слов «пять», «дыня», самостоятельно, обозначить звук [а] после мягких согласных буквой «я».

– Буква «я» похожа на букву «а», но чем она отличается? (Она обозначает тот же гласный звук [а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» – на мягкость.)

VI. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке:

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы поскачем, словно зайки…

Стоп! Немножко отдохнем

И домой пешком пойдем.

VII. Работа по учебнику.

– Мы с вами немного передохнули, давайте попробуем составить рассказ по картинкам.

– Рассмотрите рисунки на с.33, каждое произнесённое предложение мы будем обозначить полоской.

– А теперь «прочитаем» эти предложения.

VIII. Закрепление нового материала.

– Следующие наше задание – разгадывание кроссворда.

VIII. Закрепление материала. Работа в печатной тетради.

Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 23.

Задание 1: раскрасить рисунок.

Задание 2: работа с моделями слов «мяч», «котята».

IX. Итог урока.

– О какой букве мы сегодня говорили на уроке?

– Какими звуками обозначают данную букву?

Буква а и буква я

Нам нужны для звука [а].

X. Рефлексия.

– Что особенно понравилось и запомнилось?

– С каким настроением вы уходите с урока?

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе “Буква Я”

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1-М КЛАССЕ

(ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА)

Тема: Буквы Я, я.

Цель: познакомить с новой гласной буквой я и ее звуками.

Задачи:

1. Познакомить с новой гласной буквой и ее звуками, с секретом буквы Я; работать над звуковым анализом слов с этой буквой.

2. Развивать речь, логическое мышление, фонематический слух;

3. Воспитывать

Оборудование: изображение помощников ОЛЯ и ЯЛО, 3 схемы для буквы я, таблички со словами: буква, слог, слово.

Ход урока:

I. Орг. момент

Дыхательная гимнастика

II. Повторение изученного.

Игра» Третий лишний» (рассмотреть различные варианты ответов)

Л Р Б БИ ВИ ГА МАК ЦВЕТОК РОЗА

Г К Ф А ФУ КТ КОЖА КОСА КОЗА

Й Ш Ж ДЫ ЖЫ ЗЫ

А И О

Вывод: в каждой строке оказались лишними:

СЛОГ

III. Сообщение нового материала.

1. Знакомство с новой буквой.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной и необычной буквой, с такой мы еще не встречались.

А что это за буква, вы узнаете из загадки?

Встретим букву эту

Мы в словах: якорь, моряк и маяк.

Она последней стоит в алфавите,

Эту букву скорей, назовите. ( Буква Я)

У этой буквы есть несколько секретов, которые мы сегодня и попытаемся разгадать.

Произнесите – я. Что вы слышите? (Два звука.) Каких?

Запишем их в транскрипции. ( й а ) – 1 звук: (й)- согл., сон., всегда мягкий;

2 звук: (а)- гласный. Эти два звука принято обозначать не двумя буквами, а одной. Какой?

Буквой Я.

Итак, в чем же заключается 1 секрет буквы Я?

В том, что она обозначает два звука. Вот поэтому ее и называют двузвучной.

(Дети печатают эту букву в альбом)

Яя Яя Яя Яя Яя

Гимнастика для улучшения слуха;

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями все ухо. Начинаем дергать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем вверх тоже 20 раз.

2. Звуки, которые обозначает эта буква

Буква, которую мы сегодня изучаем сложная и, поэтому нам без помощников не обойтись. Нашими помощниками на уроке будут две девочки – Оля, а второе имя я пока оставлю в секрете.

-Запишем звуками, т.е.,транскрипцию, слова – Оля (о л а)

-составьте звуковую схему этого слова

-запишем это слово буквами О л я

– буква О – имена людей пишутся с большой буквы; буква-л; буква – я.

-А здесь у нас буква Я обозначает только один звук (а). -Куда же пропал звук (й) из буквы Я?

-Он не пропал, он стал выполнять другую работу в слове. Какую?

Он стал обозначать мягкость согласного звука ( л ).

Вывод: в слове Оля буква я обозначает только один звук ( а ), потому что стоит после согласного. Это второй секрет буквы Я.

В какой цвет мы закрасим башмачки Оли? ( В красный ).

– А имя второй помощницы вы сможете разгадать, если прочитаете слово Оля наоборот, справа налево.

Ее имя – Яло. Это ее отражение, как в зеркале.

-Запишем транскрипцию слова – Яло (й а л о)

-составьте звуковую схему этого слова

-запишем это слово буквами Я л о

– буква Я – имена людей пишутся с большой буквы; буква-л; буква – о.

Вывод: в слове Яло буква Я обозначает два звука ( ЙА) и поэтому цвет башмачков закрашиваем в зеленый и красный цвета.

Благодаря нашим помощникам – Оле и Яло, мы узнали, какая у нас умница- буква Я.

Какую большую работу она выполняет?

Ведь она обозначает два звука, если стоит в начале слова. _________________

И обозначает один звук (а) и мягкость согласного при письме, если стоит после согласного.

__________________

IV. Первичное закрепление

1. Работа в альбомах

– Ребята, а есть ли в нашем классе ученики, в именах которых тоже есть буква Я.

АЛИЯ

-Запишем транскрипцию слова -Алия (а л и й а )

-составьте звуковую схему этого слова

-запишем это слово буквами А л и я

– буква А – имена людей пишутся с большой буквы; буква-л; буква – и; буква – я.

И в этом случае буква Я обозначает два звука. Почему?

Вывод: значит, буква Я обозначает два звука, если стоит перед гласной. ________________

ЯРОСЛАВ

В этом слове буква Я тоже будет обозначать два звука

Итак, мы разгадали секрет этой буквы?

В чем он заключается? В том, что буква Я обозначает два звука, но только если она стоит в начале слова или после гласной.

Буква Я обозначает мягкость предыдущего согласного и при этом обозначает один звук (а).

2. Третий секрет буквы Я:

-Назовите слова на букву Я из загадки, которую я вам загадала в начале урока?

(Якорь, моряк, маяк). Запишите их в альбоме под подходящей схемой.

_________________ __________________ ____________________

Якорь маяк моряк

– Мы познакомились с новой буквой Я. Куда поселим мы ее в нашем буквограде?

Во дворец гласных,

на сторону мягких помощников,

напротив буквы

3. Работа с учебником «Я читаю», 3 часть.

Стихотворение А.Шибаева «Буква Я» с.8

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я,

Я не только буква Я

Буква,

Слог

И слово!

Как вы это понимаете? Какой секрет скрывала буква Я? ( Буква я – гласная, значит, может образовать целый слог, буква я может быть целым словом).

Например, давайте запишем эти предложения в альбоме.

Я Оля.

А я Яло.

V. Итог урока:

-С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

-Какие звуки она обозначает?

-Какие секреты этой буквы мы разгадали?

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса “Буква Я ,я. Две функции буквы Я”

Урок обучения грамоте ( чтение) в 1 классе.

Тема: Буква Я ,я. Две функции буквы Я. В. Сухомлинский « Яблоко в осеннем саду».

Цель: познакомить с буквой Я и одной из функций буквы Я – обозначение двух звуков; учить читать слова с буквой Я; обогащать активный словарный запас; раскрыть художественную ценность рассказа В.А. Сухомлинского «Яблоко в осеннем саду»; развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, устную речь, мышление, желание познавать окружающий мир; воспитывать интерес к творчеству В.А. Сухомлинского, интерес и уважительное отношение к природе; помочь увидеть духовную красоту человека.

Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, текст рассказа «Яблоко в осеннем саду», презентация «Моя Россия», смайлики.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Долгожданный дан звонок –

Начинаем наш урок!

Все за парты тихо сели

И учиться захотели.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Ответить хочешь –не шуми,

Просто руку подними.

Покажите мне смайлик, который говорит о вашем настроении на уроке.

Проверка готовности к уроку.

  1. Целеполагание.

– Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой-труженицей. Будем читать слова с этой буквой.

III. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Работа над отрывком из сказки «Гуси-лебеди».

  2. Составление звуковой схемы.

Яб-ло-ко – (й аблака) – 3сл.,6 б., 7 зв., 3 гл., 4 согл.

– Напишите это слово на доске.

– Какой первый звук? А второй?

– Кто знает, какой буквой мы обозначаем эти два звука?

-Сколько звуков в слове? А букв?

-Почему так произошло?

-Какой вывод мы можем сделать?

3. Игра «Не ошибись».

– Я называю слова. Если в начале слова звуки (йа) – хлопайте в ладоши. Если нет звукосочетания – разведите руки в стороны.

Яма, яхта, ель, юбка, ящерица, якорь, Яна.

  1. Развитие ассоциативного мышления.

– На что похожа буква Я?

Буква Я шагает гордо!

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, кто я?

– Я- не только буква Я-

Буква, Слог, и Слово!

– Что вы узнали о букве Я из стихотворения?

-Какое слово она называет? Что обозначает это слово?

-В каких словах, буква Я составляет целый слог?

Моя, своя, ягода.

  1. Физкультминутка «Кузнечик»

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко!

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок!

IV.Закрепление и осмысление знаний учащихся

1.Продолжение работы над сказкой. Работа в тетрадях.

Ребята, надо девочке помочь спасти её и братца от Бабы Яги, и тогда Баба Яга не сможет догнать девочку.

. Напечатайте букву Яя.

. Нарисуйте якорь.

. Напечатайте слова: якорь, маяк, Яна.

Какую первую букву мы написали в слове Яна?

Сколько букв в этом слове? А звуков?

Почему букв меньше, чем звуков?

Сколько звуков в слове якорь? А букв?

Когда буква Я обозначает два звука?

2. Работу с учебником.

. Чтение слов столбиках хором, цепочкой.

. Чтение текста учителем.

Как называется наша Родина?

. Чтение текста хором, индивидуально.

. Работа над текстом.

О каких странах говорится в рассказе?

Как мы называем нашу страну?

Какой язык мы учим?

С какой буквы будем писать слово Родина, если речь идёт о стране?

3. Работа с презентацией «Моя Россия»

Чем богата Россия?

Что вы знаете о нашей столице?

V. Обобщение и систематизация знаний.

1.Беседа с учащимися. Краткие сведения о В.А. Сухомлинском.

2. Работа над загадкой.

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбка – лучи,

Очень горячи. (Солнце)

– Что помогло вам узнать, что это солнце?

-С чем сравнили яблочко?

-Расскажите и роли буквы Я в слове горячи.

3. Чтение рассказа учителем «Яблоко в осеннем саду».

Поздней осенью маленькие близнецы Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти вся листва с яблонь опала и шелестела под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листья.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с жёлтыми листочками они увидели на дереве большое красное яблоко. Оля и Нина даже в ладоши захлопали от радости.

– Как оно тут сохранилось? – удивляясь спросила Оля.

– Сейчас мы его сорвём, – сказала Нина и сорвала яблоко.

Каждой хотелось подержать его в руках. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она стеснялась сказать об этом, а потому оставила сестре:

– Пусть яблоко останется у тебя, Нина….

Нине хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она тоже стеснялась признаться в этом. Нина сказала:

– Пусть яблоко будет у тебя, Оля…

Яблоко переходило из рук в руки. Девочки не могли прийти к согласию.

Но вот им обоим пришла одна и та же мысль в голову: они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В маминых глазах сияла радость. Мама разделила яблоко и дала девочкам по половинке.

  1. Беседа.

– О каком времени года идёт речь?

– Что нашли девочки в саду?

– Как вы считаете, почему яблоко переходило из рук в руки?

-Как это характеризует девочек?

-Кому досталось румяное яблоко?

-Как поступила мама?

– А вы делитесь своими подарками с родными и друзьями?

VI. Итоги урока. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

– Расскажите об особенностях буквы Я.

– Чему нас учат прочитанные произведения?

-Какие поступки должен совершать человек, чтобы его считали добрым?

doc4web.ru

Урок по русскому языку 1 класс. Тема урока : “Буквы Я, я.”

Урок по русскому языку 1 класс. УМК «Перспектива».

Тема урока : “Буквы Я, я.”

Термины и понятия

Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные, двойная роль буквы, звуковая схема слова, изменение слова, пословица, ребус.

Планируемый результат

Предметные умения

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, давать характеристику звуку, определять какие звуки обозначает буква Я в словах, если находится в начале слова или после другой гласной. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Делать вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ’а, то пишется буква я. Обозначать буквой я гласный звук ’а после мягких согласных. Распознавать слова, которые обозначают один предмет и много предметов.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой Я, наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. ученик научится делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях, группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных).

Регулятивные: освоение способов определения гласного звука, принимать и сохранять учебную задачу; планировать и контролировать свои действия в процессе выполнения задания; обнаруживать и исправлять ошибки; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию, ответ на вопрос; формирование умений слышать и слушать, объяснять значение слов, осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем. Выполнять правила работы в малой группе, в парах.

Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. Оценивают поведение героев текстов. Анализируют и оценивают внутренний смысл пословиц.

Межпредметные связи.

Математика, окружающий мир, технология ( умение устанавливать соответствия).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная в парах.

Оборудование: учебник Азбука, 1 класс, Часть 2, Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. с. 24-26.

ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Организационный момент.

Как мы дружно, весело живём,

Учим буквы песенки поём.

Школа – наш родимый дом.

Друг без друга мы не проживём!

II. Эмоционально- волевая регуляция.

Учитель читает стихотворение М. Скребцовой.

Скромность украшает нас

Каждый миг и каждый час.

Где же нам её достать?

Мы хотим прекрасней стать!

На базаре? В магазине?

На какой она витрине?

В сердце и в душе она,

Жаль, частенько не видна!

– О чём это стихотворение?

– Какого человека называют скромным?

Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый; умеренный, простой и пристойный.

О скромности!

Ответы детей.

III. Развитие речевого аппарата.

1. Артикуляционная разминка. Упражнение “Рыбки”.

(Поставив указательные пальцы около уголков губ и сдвинув их навстречу друг другу, открывать и закрывать рот.)

2. Дыхательная гимнастика. Упражнение “Теплый воздух”.

( Вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Упражнение повторить 5-6 раз подрят, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.)

3. Работа над дикцией. Упражнение “Песня воробья”.

( Учитель показывает картинку с изображением птицы. Петь нужно очень чисто и звонко, но не кричать.)

Чиу- чиу, чирик- чик- чик!

Чик- чирик, чья- чьё- чью!

IV. Актуализация знаний.

Цели:

– организовать актуализацию умений различать звуки, буквы.

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

– определить средства;

– уточнить следующий шаг учебной деятельности

– Назовите гласные звуки и их признаки.

– Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных.

-Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных.

– Какие звуки обозначают буквы е и ё, если стоят в начале слова или после гласных?

Произносятся с голосом, при произнесении воздух во рту не встречает преград, образуют слоги.

( Буквы а, о, у, ы, э.)

( Буквы е, ё, и)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

УУД).

V. Мотивационно- целевой этап.

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

– определить средства;

– уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Учитель читает стихотворение Б. Заходера.

Всем известно:

Буква Я

В азбуке

Последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

– Неизвестно?

– Неизвестно!

– Интересно?

– Интересно!

– Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Буквы.

Жили, не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз всё дело стало

Из- за страшного скандала:

Буква Я

В строку не встала,

Взбунтовалась

Буква Я.

– Я,-

Сказала буква Я,-

Главная -заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла Я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю

На виду!

Говорят ей:

– Встань на место!

Отвечает: – Не пойду!

– Что вы можете сказать о поведении буквы Я?

Это стихотворение имеет продолжение. Кому стало интересно, чем всё закончилось, прочитайте его дома до конца вместе со взрослыми, а завтра поделитесь тем, что вы узнаете, с одноклассниками.

– Какие цели поставим перед собой на уроке?

Она вела себя очень нескромно.

Узнать какие звуки обозначает буква я.

(Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

VI. Работа по теме урока.

Физкультминутка.

– Отгадайте загадку.

Круглые, зеленые на дереве растут,

Как бочок краснеет, тут их и сорвут.

Сладкие и спелые соберут в корзинку.

Все на вид красивые, прямо как с картинки.

– Какие слова помогли вам отгадать, что это яблоки?

– Посмотрите на “волшебный рисунок”. Что растет на ветке?

-Произнесите это слово медленно.

– Назовите первую букву в этом слове.

– Какие звуки она обозначает?

-Как пишется буква Я? Найдите подсказку на “волшебном ” рисунке.

– Покажите букву Я на ленте букв.

– Назовите слова, которые начинаются на букву Я.

-Разгадайте ребус.

– Какая буква стоит в начале этого слова?

– Как она произносится?

– Какие ещё буквы есть в этом слове?

– Какие звуки они обозначают?

– Сколько букв в слове “яма”? Сколько звуков?

– Почему количество звуков больше количества букв?

– Какие ещё буквы обозначают два звука?

-Прочитайте пары слов.

– Что обозначают слова первой пары?

– Что такое яблоня?

– Какую яблоню называют дикой?

– Когда буква Я обозначает два звука?

– Кого вы видите на рисунке ниже?

– Что они делают?

_ что можно понять по выражению их мордочек?

– Как вы думаете, почему они ссорятся?

– Какие черты характера, эмоции они проявляют при этом?

– Как вы думаете, смогут ли они найти разумное решение, если будут продолжать ссориться?

( Чтение текста “Яблоня” по цепочке.)

– Где росла яблоня?

– Кто увидел яблоко?

– Почему заяц не смог сорвать яблоко?

– Как яблоко оказалось у ежа?

– Что произошло дальше?

– Кто подсказал разумное решение?

– Как он посоветовал поступить?

– Что сделал заяц?

– О чём это говорит?

– Что поняли зайчик, ворона и ёж? Прочитайте пословицу.

Будем прыгать как лягушка!

Будем прыгать как лягушка!

Чемпионка- попрыгушка!

За прыжком- другой прыжок!

Выше прыгай- ка , дружок!

Ванька- встанька!

Ванька- встанька!

Приседай- ка- приседай-ка!

Непослушный ты такой,

Нам не справиться с тобой!

(стр. 26)

– Прочитайте слоги парами, понаблюдайте и сделайте вывод.

– Что вы заметили?

– Почему так происходит?

– Какой звук обозначает буква Я, если стоит после согласного звука?

( Игра “Кто быстрее?”. Чтение слогов и слов с буквой Я.)

– Какую работу выполняет буква Я в слове, если стоит после согласного звука?

Яблоки.

Яблоко.

Я

( Й,а)

Яша, ябеда, Яна, яблоня, ярмарка, ясный, ястреб…)

Яма

Буква Я обозначает два звука.

Один предмет и много предметов.

Фруктовое дерево, на котором растут яблоки.

Ту, которая сама растет, без ухода человека.

В начале слова и после гласных.

Они ссорятся, злятся.

Не могут поделить яблоко.

Жадность и злость.

В одних слогах согласные читаются твердо, а в других- мягко.

Буква а означает твердость согласных, а буква я – мягкость.

Звук а.

Обозначает мягкость согласного звука.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VII. Рефлексивно- оценочный этап.

– Какой звук обозначает буква Я в начале слова и после гласных?

– Какой звук обозначает буква Я после согласных?

– На что указывает буква Я, если стоит после согласного звука?

– Оцените свою работу на уроке.

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса “Буквы Я, я”

Тема: Буквы Я, я

Цели: познакомить с особенностями буквы я, стоящей в начале слов и после

гласных, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы я;

учить писать буквы Я, я, читать слова с буквой я; отрабатывать

читательские умения и навыки; обогащать словарный запас; прививать

внимание к слову, его произношению и написанию, интерес к чтению,

чувство ответственности за выполняемую работу.

Формируемые УУД: определять, какие звуки обозначает буква я в словах;

правильно писать буквы Я, я; читать слоги, слова, предложения и тексты

с буквой я; объяснять значение слов.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Организация образовательного пространства: пропись «Мой алфавит» 2 часть, стр.20-21;

Демонстрационный материал: звуковая схема, рисунки животного як, яблоня, таблица «Сиди правильно», образцы написания строчной буквы Я,я и её элементы. Смайлики «Яблоки» (по количеству учащихся)

Ход уроков

I. Организационный момент

— ……

II Коллективная речевая разминка

(с опорой на предложения и слова, записанные на доске)

Ок, ок, ок ! Начинаем мы урок. Ок, ок, ок! урок

Ра, ра, ра! Учиться нам пора Ра, ра, ра! пора.

— А мы для чего учимся? (Чтобы потом трудиться, приносить пользу своей стране, людям, живущим вокруг нас)

III. Актуализация знаний

Ребята, назовите гласные звуки и их признаки. (Произносятся с го­лосом, при произнесении воздух во рту не встречает преград, образуют слоги.)

Какие из этих гласных, обозначают твердость согласных. (Буквы а, о, у, ы, э.)

— Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных. (Буквы е, ё, и.)

— Какие звуки обозначают буквы е и ё, если стоят в начале слова или после гласных? [йэ] [йо]

— Какой буквой мы с вами познакомились сегодня на уроке азбуки? (с буквой Я)

Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, новые сведения о букве я

и научиться её писать)

Послушаем загадку и найдем к ней отгадку.

«Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко». Яблоко

— Послушайте, как начинается слово яблоко: [йа]

Сколько звуков я произнесла, а вы услышали?

— Как мы обозначаем на схеме эти звуки?

— Составим звуковую схему слова ЯБЛОКО.

— Кто будет работать у доски? я б л о к о

(на крыльях доски, 2 ученика рисуют схему слова)

— Поставим ударение.

— Сколько слогов в этом слове? (Яб-ло-ко)

IV. Пальчиковая гимнастика «Яблонька»

Яблонька, яблонька, где же твои яблочки? (пальчики вверх, пошевелить — будто веточки)

Заморозил их мороз? (кулачки)

Или ветер их унес? (Плавные движения кистями)

Или молния спалила? (закрыть глаза ладошками)

Или градом их побило? (постучать подушечками пальцев по столу)

Или птицы поклевали? (изобразить, как птицы клюют зернышки со стола)

Не морозил их мороз, и не ветер их унес. (Повторить все движения по порядку)

Не спалило их огнем,  града не было с дождем,

 Птицы их не поклевали…

 Дети оборвали! (Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко)

V. Работа по теме урока.

Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 20)

а) Словарная работа.

— Отгадайте зашифрованное слово, сравним количество звуков и буков в этих словах.

(Яша, ясли, як, яма.)

— Кто знает, кто такой як? (Крупное жвачное животное с длинной шерстью и рогами, живущий в Азии ) (Показать детям картинку с изображением яка.)

— Звуковой анализ и составление схем слов як, яма, ясли.)

— Сколько букв в этих словах? Сколько звуков? Почему?

— Подведём итоги, в каких случаях буква я обозначает два звука

Буква Я обозначает два звука, — если она стоит первой в слове;

— если она стоит после гласной.

б) Подготовка к письму слов с буквой я.

  1. повторим правила правильной посадки при письме.

  2. работа по написанию печатных букв Я, я, (по образцу, в прописи)

  3. работа по написанию элементов письменной буквы я.

Объяснение написания буквы я .

(Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки веду влево и пишу овал, довожу до верхней линии рабочей строки возвращаюсь вниз ( веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

Письмо в воздухе буквы.

-А теперь напишем букву я в воздухе.

4) Письмо буквы в «Прописи».

  1. Письмо слов со строчной буквой в начале слова, по данному образцу с комментарием.

(Обратить внимание, что звуков два, а букву пишем одну)

(Затем учащиеся обводят и прописывают буквы, слоги и слова.)

6) Самостоятельная работа учащихся.

Прочитайте начало первого предложения.

— Что созрело в саду? (Яблоки.)

— Обведите предложение и допишите его.

— Сколько слов в этом предложении?

— Прочитайте самое короткое слово. (в)

— Прочитайте слова, в которых одинаковое количество букв и звуков. (саду, созрели)

— Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (яблоки)

— Почему в этом слове звуков больше, чем букв? (буква я обозначает два звука)

Обведите второе предложение.

— В каких словах звуков больше, чем букв? Почему? (спелые, вкусные)

Прочитайте третье предложение.

— Напишите его на свободных строках. (Обратить внимание учащихся на правильность соединения букв в словах. Оказать индивидуальную помощь учащимся, испытывающим затруднения)

— Подчеркните в словах букву я. Какой звук она обозначает в этих словах?

7) Выполнение творческого задания.

— Ответим на поставленный вопрос «Что растёт в саду?».

В саду растёт яблоня.

— Проверьте, правильно ли вы написали слова, оформили предложение на письме. (на доске запись предложения.)

— Итак, вы записали слово ЯБЛОНЯ. Есть ли в этом слове буква, которую мы изучали на уроке?

— Что мы скажем про первую букву я? (первая буква обозначает два звука)

— А что вы можете сказать про последнюю букву я? (Она указывает на мягкость согласного звука [н’].)

VI. Физкультминутка

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево –

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет.

VII. Продолжение работы по теме уроков

Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 21)

1) Что изображено на рисунке в левом верхнем углу страницы?

(Рябина.) (Слого-звуковой анализ, составление схемы слова рябина. ____________

2) Далее работа по написанию элементов письменной заглавной буквы Я.

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

3) Прочитаем слова. (Затем учащиеся обводят и прописывают слова)

— Почему эти слова пишем с большой буквой?

— А у нас есть в классе имя или фамилия на букву Я ? (Янсубаева)

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

4) Прочитайте слова с пропущенными буквами.

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

— Какие буквы пропущены? (а, я)

— Какую работу они выполняют в этих словах? (меняет значение слова)

— Обведите слова, вставьте пропущенные буквы.

5)Прочитайте предложение.

____________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

— Обведите его, вставьте пропущенную букву.

— Какая буква пропущена? (Буква я.)

— На что она указывает? (На мягкость согласного звука [л’].)

6) Прочитайте слоги (собак Гав и Тяв) стр.21

— Догадались, какие из них составил Гав, а какие — Тяв? (Гав составил слоги — ба, та, ма, па, ла,

а Тяв бя, тя, мя, пя, ля.)

VIII. Рефлексивно-оценочный этап

1) — Какой звук обозначает буква я в начале слова и после гласных? [йa]

— Какой звук обозначает буква я после согласных? [a]

— На что указывает буква я, если стоит после согласного звука? (На мягкость согласного звука)

2) — Оцените свою работу на уроке «яблоками» и приклеим их на нашу яблоню. (Раздаю смайлики каждому)

  • было интересно и всё понятно, то оцениваем себя на отлично, красным яблоком.

  • было интересно, но испытывали трудности, то оцениваем себя на хорошо, жёлтым яблоком.

  • если вы испытывали трудности, чувствуете, что вам нужно ещё постараться, то выбираете зелёное яблоко.

— Давайте, выберите яблоко, подойдите и приклейте его на дерево.

Какое бы, яблоко вы ни выбрали, оно обогатит нашу ЯБЛОНЮ.

IX . Итог урока.

— Ребята, наш урок подходит к концу, а с каким настроением вы уходите с урока?

– Что вам понравилось на уроке?

– Какие задания показались интересными и почему?

– Как вы работали на уроке? За что вы можете себя похвалить?

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке, всем было интересно и уютно?

— __________________________________________________________

globuss24.ru

Конспект урока по русской грамоте 1 класс . Тема “Звук, буква Яя”

Урок русской грамоты.

Дата________________

Тема урока: Звуки и буквы Я я, Я я. «Яща». «Яблоко».

Цель урока: создать условия для работы на уроке.

Задачи: 1) обогатить словарный запас cо словами с буквой Я;

2)знать и уметь различать в словах звуки, обозначаемые буквой Я;

3) читать и писать слова с буквой Я; читать и пересказывать текст.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1 .Обогащение словарного запаса словами с буквой Я.

– Слушайте стихотворение.

– Что правильно и что неправильно в нем?

– Знаешь ли ты, кто такие як, ястреб, ягуар, ясень, язь.

Исправь ошибки в стихотворении :
Я однажды видел сам: Ясень по лесу ходил

Як летал по небесам. Язь в реке грибы удил—

Ястреб плавал в океане, Я не вру, поверьте мне.
Ягуар бежал от лани.
Я видал это во сне.

Если б не было его,

2.Отгадай загадки. Круглое, румяное С дерева достану я.

На тарелку – положу:

«Кушай. мамочка», – скажу.(яблоко)


Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети,
(ягоды)


Не сказал бы ничего. (язык)

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться, (яйцо)

2.3вукобуквенный анализ.

1 .Звуковой анализ слов як, маяк, моряк.

* Составляется звуковая схема слов, обращается внимание, что в слове як три звука, первый из которых -мягкий согласный Й, а второй – гласный А.

В слове маяк пять звуков, после гласного [А] – мягкий согласный [И] и гласный [А}:

И в слове моряк пять звуков, после мягкого согласного Й – А .

* Введение печатных букв Я я. Показ заглавной и строчной букв, их рассматривание. Составление звукобуквенной схемы; установление связи между звуками и буквами. В словах якорь и маяк буква Я надписывается над двумя звуковыми окошечками, в слове моряк над звуковым окошечком, где «живет» звук [А].

3. Умеешь ли ты различать в словах букву Я? Работа с сигнальными карточками : учитель читает текст, а учащиеся поднимают сигнальную карточку , когда произноситься слово с буквой Я .

Яшка-тельняшка
Яше снятся якоря,
Океаны и моря.
Ялик с якорем у Яшки,
Якорь даже на тельняшке!
Яша маленький пока,
Не дорос до моряка.
Подрастет – служить на флот –
Обязательно пойдет.

4. Характеристика буквы: На каком квадратике написана буква ? На красном. Почему? Буква Я гласная. Какую звуковую работу она выполняет? Она может обозначать два или один звук. Примеры: як, моряк.


5.Чтение рифмовок «На что похожа буква»:
Куча яблок на прилавке. Буква Я всегда была
И подумал я, друзья, Всем и каждому – мила.
Вот бы яблоку две лапки Но советуем, друзья,
Вышла б
cpазy буква Я. Помнить место буквы Я.

3.Чтение.

1. Чтение слов с буквой Я (с.54-55,букварь).

– Как читается согласная перед гласной Я? Мягко.

2.Индивидуальные задания: чтение стихотворений

ФИЗМИНУТКА

4. Письмо (с.22-23,пропись 2)

I .Сопоставление печатной и письменной, строчной и заглавной буквы Я

Раскрашивание звуковой схемы слова ЯБЛОКО, ЯК, РЯБИНА.

Письмо строчной и заглавной буквы Я.

2.Письмо слов с буквой Я.

3.Списывание предложений: вставить пропущенные буквы.

4.Самостоятельная работа: подбери и напиши слова с буквой Я.

5. Работа по развитию навыка чтения.

1 .Чтение текста «Яблоко» (с 55,букварь).

Ответы на вопросы по содержанию текста:

Где происходило действие?

– Что случилось на поляне?

2. Разыгрывание ситуации по ролям.

3.Возм.уровень: чтение сказки «Лиса и кувшин».

Почему лиса засунула в кувшин голову?

Как это характеризует лису?

Как она решила избавиться от кувшина?

Как это характеризует лису?

А какие сказки о лисе ты знаешь?

Какой нарисована лиса в сказках?

6. Рефлексия.

7. Итог урока.

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс тема “Звуки [й’ а], [а]. Буква Я я” по осо

Приветствие учителя

Приветствие обучающихся.
Начинаем мы урок.
Ни минуты не теряем.
Будем мы читать, писать,
Главное здесь не лениться,
Хорошо всем потрудиться

У меня сегодня прекрасное настроение. Я хотела бы с вами им поделиться. И к дереву настроения прикреплю желтое яблоко. А вы хотите поделиться своим настроением?

Создание коллаборативной среды

Цель: определение эмоционального состояния класса

Ход упражнения: Тогда выберите тот цвет кружка, который отражал бы ваше сегодняшнее настроение. Если вы бодры нет сомнений, то возьмите желтое яблоко, если вам грустно- зелёное яблоко, ну а если тревожно то выберите красное яблоко.

Актуализация полученных знаний

Активный метод игра «Магазин»

Цель: донесение информации до собеседника и слушателей о букве и звуке Э

На доске картинки с изображениями предметов. Учащиеся выбирают картинки с буквой или звуком э, объясняет свой выбор.

Ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю картину потому, что в этом слове…..?»

Учащиеся оцениваю по критериям

1. Правильно выбирает картинку

2. Правильно объясняет расположение в слове буквы или звука

Взаимооценивание «Сигнал рукой»

Если вы заметили ошибку исправьте

Определение темы и цели урока

Работа в парах

Какие картинки остались на доске? Почему?

Объясни соседу свою точку зрения.

Какой вы сделали вывод?

Учитель читает стихотворение о букве я.

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какая тема нашего урока?

Активный метод «Мозговой штурм»

Чему мы можем научиться к концу урока?

Для чего это нам нужно?

Где мы это можем применить в жизни?

Сегодня на уроке мы будем изучать букву я. Узнаем секрет её произношения и написания.

Предлагаем детям рассмотреть рисунки, которые остались на доске и подумать, в какое путешествие оправимся.

Прежде всего нам нужно узнать, что мы знаем о букве я. Соберем свой рюкзак.

Шкала достижений успеха учащихся

Что я знаю о букве я и её звуке

Не могу ответить

Знаю частично

Знаю, могу рассказать

Активный метод «Мини-исследование»

Цель: выделять фонетические особенности буквы я

Помогать вам в морском путешествии будет моряк, которого зовут Данияр. Он предлагает отгадать загадку

По морям и океанам
Путешествовать люблю.
Я привык к штормам и шквалам,
Служу верно кораблю.
На носу у корабля
Есть каюта для меня.
Я тяжелый, это скверно,
Но иначе и нельзя:
Был бы легче, что уж верно
Не сдержал бы корабля.
На стоянках вглубь ныряю,
Отдохнуть всем предлагаю…(Якорь)

– Молодцы, вы правильно отгадали загадку

Остров буквы «Я»

Проанализируйте отгаданное слово.

Записывать ваши высказывания будем на доске с помощью схемы.

Решение проблемы через постановку вопросов

Произнесите слово по слогам. Сколько в слове слогов? Произносим с ударением. Произнесите звук первого слога. Какой он? Почему? Сколько слышите звуков? Докажите какие это звуки? Как отмечаем в схеме? На каком месте стоит эта буква, которая обозначает два звука?

Сделайте вывод.

Посмотрите яблоки созрели, но не все. Почему?

Проанализируйте ещё одно слово: моряк. Сколько в слове слогов? Назовите первый слог. Что это за слог? Каким цветом отмечаем в схеме? почему? Произнесите второй слог. какой он? Сколько слышите звуков? Назовите. Дайте характеристику этим звукам. Перед какой буквой эти звуки стоят? Сделайте вывод. Посмотрите яблоки все созрели. Молодцы вы собрали второй урожай.

Предположите, сколько букв понадобиться для обозначения этих новых звуков?

Наше морское путешествие продолжается.
(демонстрация на доске букв 4-х вариантов)

Как вы считаете на что она похожа? Для чего нужны 4 буквы?. Чем они различаются?

Обратная связь игра «Что возьмём в рюкзачок»

Что мы положим с этого острова в рюкзачок?

Остров «Почитай-ка»

Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи ( в парах, фронтально).

Прочитайте слоги-слияния друг другу (уч. Стр.110) Что вы заметили при чтении слогов- слияний?

Прочитайте в парах с нужной интонацией. (движение пары: встают, читают, садятся). Вывод: буква я в слиянии (обозначает два звука если стоит в начале слова или после гласной; обозначает один звук если стоит после согласного; согласный произноситься мягко))

Прочитайте слова. Почему некоторые слова записаны с большой буквы? Назовите их.

Обратная связь игра «Что возьмём в рюкзачок»

Остров «Задания буквы Я»

Деление на смешанные гендерные группы

Игра «Морское путешествие»

Дети создают группы.

Что можно встретить, когда путешествуешь по морю?

Айсберг-соединяются в пары

Лодка-соединяются по три

Корабль- четвёрки

Звезда-соединяются в пятёрки

Если ребёнок не нашёл пару он моряк-драит палубу

Работа в прописи №3.

Активный метод игра «Буква рассыпалась»

1.Найти элементы букв из предложенных

2.Напиши букву используя веревочку, песок, пластилин, трубочки, палочки

Показ учителем написание строчной буквы я

Критерии оценивания

1.правильное расположение в строчке

2. чётко прописан каждый элемент

3. все элементы соединены

Самооценивание

Сигнал рукой

Задание выполнено без ошибок

Если в задании 1-2 ошибки

Если в задании 3-5 ошибок

  • Прописывание в воздухе. Прописывание строчной буквы Я.

  • Правила правильной посадки при письме.

Прописывание слогов и слов.

Направленное письмо

Учитель выбирает детей с нарушением или затруднением в каллиграфии.

(К) Работа со стихотворением. Нахождение слов с буквой Я.

Дифференциация по темпу

Составление схем слов 1 группа «яма», 2 группа «ягоды»,3 группа «яблоки».

(К) Заселение буквы Я в домик.

Заучивание правила о букве Я в начале слова и после согласного.

Обратная связь игра «Что возьмём в рюкзачок»

Остров «Гимнастика для ума»

(Г) Учитель организует беседу о путешествии буквы Я на пляж.

Диффернциация по заданиям

1 задание

Цель: соотносят звуковую схему с буквенным обозначением

Выяс­няет с детьми, что летом можно пойти позагорать на пляже.

Дети объясняют, что нужно взять с собой на пляж Выбирает из предложенных карточек те предметы, которые можно и нужно взять на пляж с буквой я и звуками «А» «Й,А»

Самооценивание

Задание

+

?

Могу определить правильные предметы

Могу соотносят звуковую схему с буквенным обозначением

2 задание

Цель: выявлять функцию буквы Я в разных случаях

Отгадайте загадки слова с буквой я в разных случаях). Запишите слова-отгадки. Начертите звуковую схему двух любых слов.

Самооценивание

Задание

+

?

Могу назвать слова с буквой я

Могу без ошибок записать слова с буквой я

Могу выявлять функцию буквы Я в разных случаях

3 задание

Цель: рассказывать о правилах поведения на воде

Выбрать из предложенных картинок выбрать те, которые относятся к заданной теме. Составить памятку поведения на воде

Критерии оценивания

1.доступность

2. составить 3 предложения по картинке(у каждого учащегося своя картинка)

3. предложения состоят из 5-6 слов

4.1 минута

Самооценивание

Задание

+

?

Могу определить правила поведения на воде

Могу составить памятку

Могу объяснить свой выбор

Итог урока

Какая тема нашего урока?

Что мы сегодня с вами узнали?

Чему научились?

Обратная связь игра «Что возьмём в рюкзачок»

Шкала достижений успеха учащихся

Что я знаю о букве я и её звуке

Не могу ответить

Знаю частично

Знаю, могу рассказать

Рефлексия

Цель: определение эмоционального состояния класса

Ход упражнения: Тогда выберите тот цвет кружка, который отражал бы ваше сегодняшнее настроение. Если вы бодры нет сомнений, то возьмите желтое яблоко , если вам грустно- зелёное яблоко, ну а если тревожно то выберите красное яблоко.

Вы сегодня все хорошо поработали, дружно , активно м я думаю узнали много интересного из нашего путешествия

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о