Конспект урока окружающий мир 4 класс географическая карта – План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Урок окружающего мира “Мир глазами географа.Географическая карта.Глобус” | скачать бесплатно

Конспект урока по окружающему миру «Что такое географическая карта и как ее читать?», 4 класс

Окружающий мир 4 класс

Тема «Что такое географическая карта и как ее читать?»

Ф.И.О. учителя: Андреева Наталья Юрьевна.

Место работы: Саверовский филиал МБОУ «Репинская СОШ».

Цели урока:

    – дать понятие географической карты, учить находить и показывать объекты на ней.

    – формировать познавательный интерес и экологическое мировоззрение.

    – прививать навыки поисковой деятельности.

    Задачи урока:

      Обучающие: научить пользоваться географической картой и правильно читать её.

      Развивающие: развивать кругозор уч-ся, внимание, память.

      Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру.

      Формируемые УУД:

        Познавательные:

        – знание условных обозначений, умение читать карту, находить на ней заданные объекты.

        Регулятивные:

        – формирование организации учебного труда;

        – умение распределять рабочее время на уроке.

        Коммуникативные:

        – умение отвечать на вопросы, дополнять, комментировать ответы товарищей.

        – умение оказывать помощь друг другу при выполнении заданий.

        Личностные:

        – стремление узнавать новое, совершенствовать имеющиеся навыки.

        Тип урока: изучение нового.

        Формы работы: групповые, индивидуальные, в парах.

        Оборудование: физические карты России, мира; условные знаки: река, равнина, горы, море.

          Ход урока.

          1.Организационный момент.

          2. Актуализация знаний.

          – для чего составили карты ?

          -что можно определить по карте?

          -сформулируйте тему урока.

          3.Постановка учебной задачи.

          – чему должны научиться на уроке? (познакомиться с картой России,

          научиться читать её).

          4.Решение УЗ.

          – Как нам решить эту проблему?

          – Что поможет нам?(карта, условные обозначения, учебник)

          1. Загадка:

          Моря есть – плавать нельзя,

          Дороги есть – ехать нельзя,

          Земля есть – пахать нельзя,

          Что это? (карта)

          – Наша Родина велика и прекрасна. Карта поможет тебе, не выходя из

          класса совершить путешествие в любой ее уголок

          2. Изучение географической карты.

          – Что такое географическая карта?

          – Что находится на географической карте?

          Ответы детей.

          Давайте рассмотрим.

          – Моря. Каким цветом изображены?

          – Горы. Каким цветом?

          – Леса. Каким цветом?

          – Равнины. Каким цветом?

          – Можно ли изобразить всю поверхность Земли на одном листе бумаги?

          Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.

          Надо понимать и особый язык карты – условные знаки.

          Давайте научимся определять по карте стороны горизонта.

          Перечислите основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток.

          – Север –сверху,

          – Юг – внизу,

          – Запад – слева,

          – Восток – справа.

          Найдите на карте океаны, омывающие нашу страну:

          – с севера: Северный-Ледовитый.

          – с востока: Тихий.

          Найдите на карте моря, омывающие нашу страну:

          – с севера: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

          – с востока: Берингово, Охотское.

          – на юге: Черное, Каспийское.

          – на западе: Балтийское.

          Какие города вы видите на карте?

          – Главный город страны? (Москва)

          – На какой равнине он находится? (Восточно-Европейская)

          -В Москве говорят «Спокойной ночи», а в это время во Владивостоке

          звучит приветствие «С добрым утром».

          -Теперь сможете ли вы объяснить, почему в один и тот же день на

          территории одной страны, одном уголке ребята загорают, а в другом – ходят

          в теплых куртках?

          Что нам помогло разобраться в этом? Географическая карта.

          Работа по учебнику (стр.76-77).

            Найти ответы на вопросы:

            -как появились первые карты? Кто приказал «землю мерить и чертёж

            государства сделать»?

            Физкультминутка.

              Лети, лети лепесток,

              Через запад на восток,

              Через север, через юг,

              Возвращайся, сделав круг.

              Лишь коснешься ты земли,

              Быть по моему вели.

              Закрепление изученного.

                1). Исторический экскурс.

                Учитель: В истории нашей страны много было путешественников. Человек, который жил на Земле с древних времен, всегда хотел знать, кто живет за рекой, за лесами, за высокими горами, за далекими морями. И человек начал путешествовать и познавать мир.

                2). Работа с условными знаками.

                – Помогите мне составить рассказ о путешествии Афанасия Никитина в Индию.

                Более 500 лет назад, когда Америка еще не была открыта Колумбом,

                русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию из города Твери.

                В начале путешественник плыл на корабле по реке Волге (замените

                название объекта условным знаком).

                Путь его пролегал по (равнине). Она называется Восточно-Европейской.

                Затем А.Никитин плыл на корабле по (морю). В наше время оно

                называется Каспийским морем. После этого он пересек (горы). Они

                называются Иранское нагорье. Затем он снова сел на корабль и поплыл

                по (морю), которое называется Аравийским морем. Наконец он пришел в Индию.

                – Для чего нужны карты?

                3). Работа в тетрадях на печатной основе.

                Итог урока.

                  -Мы совершили путешествие по географической карте родной страны.

                  -Что мы узнали?

                  -Что же такое географическая карта?

                  -Как понимаете слова «читать карту».

                  -Для чего нужно знать карту?

                  Творческое домашнее задание:

                    Вылепить из цветного пластилина макет участка земли, на котором должны

                    быть горы, река, стекающая с горы и впадающая в большой водоем,

                    равнина. Создать свою воображаемую страну.

                     

                    xn--j1ahfl.xn--p1ai

                    Урок познание мира в 4 классе по теме: Географическая карта. Масштаб.

                    Познание мира.

                    Дата:

                    Тема урока: Географическая карта. Масштаб

                    Тип урока: комбинированный

                    Задачи: углубить знания учащихся о сходствах и различии планы и карты; дать понятие масштаба; развивать умение читать план и карту.

                    знать об особенностях плана и карты; определять границы Казахстана на географической карте.

                    Вид работы: работа в группе и паре.

                    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный материал «Физическая карта Казахстана»

                    Межпредметные связи: математика

                    Проблемный вопрос: Что значит читать карту?

                    Ход урока

                    Ход урока

                    1. Организационный момент. Психологический настрой

                    2. Актуализация знаний.

                    – Выполните задание в группах. На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом – на юг, далее – на запад. В каком направлении они будут возвращаться обратно, если пойдут тем же путем? (юг, юго-восток)

                    Как на плане обозначают лес?

                    1. Постановка цели и задач урока.

                    –Что можно узнать на плане местности? (какие объекты находятся на местности, где расположены относительно сторон горизонта и друг друга, расстояние между объектами)

                    – Какие сходства и различия есть у плана и карты?

                    1. Работа над новым материалом.

                    Беседа

                    – Что такое план?

                    -Назовите признаки плана

                    -Что значит читать план?

                    Работа с учебником

                    Прочитайте текст в учебнике. Обсудите его с одноклассником.

                    -Что такое масштаб?

                    -Как записывается масштаб?

                    -Как читать масштаб?

                    (одному сантиметру на чертеже соответствует 100см в действительности или на местности )

                    Практическая работа

                    Используя инструкции в тетради, начертите план класса.

                    Чтобы начертить план класса, используй масштаб: 1см-50см.

                    Это значит, что размеры предметов на чертеже будут уменьшены в 50 раз.

                    Измерь длину стен комнаты и нанеси на чертеж согласно выбранному масштабу.

                    Чтобы обозначить двери и окна определи их ширину расстояние от угла комнаты.

                    Изобрази остальные предметы, находящиеся в классе.

                    Чтобы выяснить признаки и свойство карты, организуется практическая работа по сравнению ее с планом. Результаты работы заносятся в диаграмму Венна.

                    Небольшой участок

                    Крупный масштаб

                    Изображены предметы (деревья, здания и т.д)

                    Участки земли

                    Масштаб

                    Условные знаки

                    Цвет

                    Ориентирование

                    Большой участок

                    Мелкий масштаб

                    Изображены только крупные предметы

                    (города, реки и т.д)

                    Обсуждение карты

                    -Почему карта отличается более мелким масштабом?

                    -Прочитайте условные знаки карты.

                    -Как на карте определить стороны горизонта?

                    (показывают направления сторон горизонта особые линии –параллели и меридианы. Меридианы показывают направления на север и юг, параллели на запад и восток. Получается, что в верхней части карты находится север.)

                    Учитель показывает некоторые города страны и просит определить, где они находятся относительно сторон горизонта, например: -В какой части нашей страны находится Астана, Алматы? (На юго-западе)

                    -Какой город находится южнее Тараза или Кокшетау?

                    -Какой город находится на западе страны?

                    -Какие города находятся в восточной части Казахстана?

                    -Что значит читать карту?

                    Работа в парах

                    Дети отвечают на вопросы.

                    Практическая работа по контурной карте

                    1. Закрепление знаний учащихся .

                    Игра «Горячий попкорн» учащиеся по очереди встают т говорят о том, что они узнали на уроке. Учащиеся не должны говорить одновременно более одного предложения

                    1. Подведение итогов

                    2. Рефлексия

                    Материал урока мне был интересен тем, что …

                    Мне больше всего удалось….

                    Я научился …..

                    Я сегодня на уроке узнал ….

                    1. Информация о домашнем задании.

                    Стр 10-14 пересказ

                    infourok.ru

                    Урок окружающего мира по теме “Карта России”_4 класс

                    ФИО учителя

                    Соколова Ирина Викторовна

                    Предмет

                    окружающий мир

                    Класс

                    4

                    УМК

                    Планета знаний

                    Тип урока

                    урок  открытия нового  знания, урок – практическая работа

                    Тема урока

                    Карта России. Формы поверхности, водоемы, крупные города. Практическая работа по теме «Чтение географической карты».

                    Цель урока

                    Образовательные: Повторить и обобщить знания о картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира.

                    Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и фронтальной работе.

                    Формировать УУД:

                    Личностные: Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны.

                    Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

                    Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

                    Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

                    Технологии

                    проблемно-диалогическая, технология оценивания, информационно-коммуникативные технологии, технология здоровьесбережения

                    Формы организации учебного пространства

                    Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная, индивидуальная работа, практическая деятельность.

                    Планируемые результаты

                     Предметные: Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты.

                    Личностные: Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны.

                    Метапредметные: Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное.

                    Оборудование

                    Демонстрационное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, физическая карта Евразии, контурные карты у уч-ся

                    Технологическая карта урока

                    1.Мотивация к учебной деятельности

                    (2 мин)

                    Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

                    «Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.

                    В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.

                    Он знает мир не понаслышке – вдоль и поперек его прошел.

                    О том, что видел – пишет в книжках, что где услышал, что нашел.

                    Без путешествий он не может – ведь мир прекрасный так велик!

                    О ком же речь? Скажите сами. Ведь это_____________

                    – Кто такой путешественник?

                    – Мы с вами на прошлых уроках где уже побывали?

                    Дети включаются в работу на уроке

                    путешественник

                    дети называют материки, которые уже изучали на уроках

                    Коммуникативные УУД:

                    учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

                    Регулятивные УУД:

                    уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место.

                    Личностные УУД:

                    положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

                    2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

                    (3 мин)

                    Цель:

                    активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

                    – Повторим изученный материал, используя презентацию

                    дети на листках пишут только ответ на вопрос

                    Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других,

                    уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

                    Регулятивные УУД: уметь планировать последовательность деятельности, уметь

                    ориентироваться в своей системе знаний.

                    Личностные УУД:

                    осуществляют самооценку;

                    расширяют познавательный интерес, учебные мотивы

                    3.Постановка учебной задачи

                    (2 мин)

                    Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания,

                    планирование работы

                    – Послушайте описание материка.

                    Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.

                    На какой же материк мы сегодня отправимся?

                    Посмотрите на карту полушарий. Покажите, где находится Евразия. А скажите, какая страна нам очень знакомая находится на материке Евразия?

                    Ребята, послушайте загадку:

                    Моря есть – плавать нельзя,

                    дороги есть – ехать нельзя,

                    земля есть пахать – нельзя.

                    Что это?

                    Значит, чтобы путешествовать по стране, что еще нужно взять путешественнику с собой?

                    – Какие мы уже знаем виды карт?

                    – Какая будет же тема нашего урока?

                    – Какую цель поставим себе на урок?

                    – Что мы можем узнать по карте о нашей стране?

                    Евразия

                    Россия

                    Карта

                    полушарий

                    карта России

                    узнать местоположение объектов России

                    Познавательные УУД: обучение самостоятельному выделению и формулированию познавательной личностно-значимой цели

                    Коммуникативные УУД:

                    инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

                    Регулятивные УУД:

                    формирование способности к организации своей деятельности

                    Личностные УУД:

                    осуществляют самооценку;

                    расширяют познавательный интерес, учебные мотивы

                    4. Построение проекта выхода из затруднения (13 мин)

                    Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с географическими объектами России

                    – Сегодня на уроке мы будем работать на контурных картах. Работать будете в парах. Поэтому я вас и посадила так, чтобы вы помогали друг другу.

                    – Открываем учебник на с. 123, тетрадь на с. 48-49.

                    Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать карту. Читать – это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

                    Параллельно этой работе на экране появляются изображения некоторых объектов.

                    Далее учащиеся работают по заданиям учебника. Сначала находим объект на карте в учебнике, затем показываем на карте на доске. Затем обозначаем на контурной карте. Сильный ученик помогает в паре слабому.

                    смотрят слайды презентации

                    Познавательные УУД:

                    уметь извлекать информацию из разных источников,

                    построение речевых высказываний, использование письменной и устной речи на уровне соответствующем поставленной цели

                    Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

                    Регулятивные УУД:

                    уметь планировать последовательность деятельности.

                    5.Физкультминутка  (2 мин)

                    Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

                    Подвижная физкультминутка 

                    Регулятивные УУД:

                    установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении

                    6.Первичное закрепление во внешней речи

                    (4 мин)

                    Цель:

                    организовать проговаривание названия географических объектов, показ их на карте

                    – Покажите пожалуйста на карте:

                    Восточно-Европейскую равнину

                    Западно-Сибирскую равнину

                    Среднесибирское плоскогорье

                    Уральские горы

                    Кавказские горы

                    Оз. Байкал

                    Северно-Ледовитый океан

                    Баренцево море

                    Море Лаптевых

                    Черное море

                    Охотское море

                    уч-ся по желанию демонстрируют объекты на карте у доски, остальные проверяют

                    Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи, умение корректировать выполнение задания.

                    Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

                    7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

                    (5 мин)

                    Цель: организовать выполнение самостоятельной работы, организовать взаимопроверку учащимися работ

                    Уч-ся два последних задания из учебника выполняют самостоятельно, проверяют в парах

                    работа в тетради

                    взаимопроверка

                    Познавательные УУД:

                    применение полученных знаний в решении задач

                    Личностные УУД: уметь применять полученные знания при решении задач

                    8. Включение в систему знаний и повторение

                    (5 мин)

                    Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

                    Тетрадь с. 50

                    работа в тетради

                    Регулятивные УУД:

                    анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя.

                    Познавательные УУД:

                    применение полученных знаний в решении задач

                    Коммуникативные УУД:

                    уметь аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний.

                    9. Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин)

                    Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

                    – Какую цель мы ставили на уроке?

                    – Достигли ее?

                    Оцените свою работу на уроке (у уч-ся карточки со словами: знал, узнал, научился)

                    – Что вам уже было знакомо по теме урока?

                    – Что нового вы узнали на уроке?

                    – Чему научились на уроке?

                    Ответы детей

                    Личностные УУД:

                    личностный рост, личные достижения,  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

                    Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обучающиеся контролируют свою деятельность, адекватно принимают оценку взрослого и сверстников.

                    Домашнее задание

                    (2 мин)

                    Цель: дать учащимся право выбора оптимального для них домашнего задания

                    Учебник с. 126-128 пересказ

                    Творческое задание: подготовить сообщение о любом географическом объекте, изученном на уроке.

                    Запись в дневнике

                    Личностные УУД: принятие уровня домашнего задания

                    infourok.ru

                    Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс

                    Автор Плешаков А. А.

                    Класс, учебник 4 класс, «Окружающий мир»

                    Тема Мир глазами географа

                    Оборудование компьютер, карта полушарий, физическая карта; дидактическая игра «Домино и астрономия» , карточки с текстами; разрезанные карты Восточного полушария

                    Планируемые результаты:

                    Предметные познакомятся с наукой географией, сформируют представления о глобусе и географической карте; получат возможность научиться работать с учебником, работать с глобусом и картой

                    Метапредметные овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником

                    Личностные имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

                    Технологическая карта урока

                    п/п

                    Этап урока

                    Деятельность

                    учителя

                    Деятельность учащихся

                    УУД

                    Средства обучения

                    I. Мотивация
                    (самоопределение)
                    к учебной

                    деятельности

                    – Подумайте, кто мог написать такое стихотворение?

                    География – наука из наук, замечательная,

                    Интересная, полезная и увлекательная!

                    Убедила нас она, что Земля

                    И кругла, многообразна и чудес полным-полна!

                    Всё теперь мы знаем и про реки, про моря –

                    И про устья и истоки и какая глубина!

                    Всё про горы и равнины изучили мы, дивясь,

                    Чудесами восхищались, откровенно, не таясь!

                    А про страны, континенты, про народы, города

                    Столько мы всего узнали… Закружилась голова!

                    Географией «болею», трудно дома мне сидеть,

                    Путешественником стану, мир хочу я посмотреть!

                    – Такое стихотворение мог написать только будущий географ. Вот его-то «глазами» мы и посмотрим на мир сегодня на уроке

                    Слушают, принимают участие в диалоге.

                    демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
                    к уроку

                    Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
                    с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

                    Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

                    II. Актуализация опорных

                    знаний

                    – Как правильно наблюдать звездное небо?

                    – Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.

                    – Что вы о них знаете?

                    Дидактическая игра «Домино и астрономия»

                    Отвечают на вопросы. делятся на 3 команды.

                    Побеждает
                    команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино

                    Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; адекватно воспринимают информацию.

                    Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют
                    и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
                    и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения.

                    Коммуникативные:

                    обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

                    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
                    к изучению предмета

                    III. Изучение нового материала

                    – Что же изучает наука география?

                    – Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». слово «география» образовалось из двух слов: «ге» – земля и «графо» – пишу. Интересно, что «ге» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню земли.

                    Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?

                    – Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.

                    Загадки

                    У меня в ладонях страны,

                    Реки, горы, океаны.

                    Догадались, в чём тут фокус?

                    Я держу руками… (глобус).

                    Я ходил по разным странам,

                    Плыл по рекам, океанам,

                    По пустыне шёл отважно –

                    На одном листе бумажном.

                    (Географическая карта.)

                    – Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.

                    – Какую форму имеет глобус?

                    – Оказывается, что латинское слово «глобус» означает «шар». Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.

                    – Какую он имеет окраску? И почему?

                    – Почему глобус называют «мяч в сетке»?

                    – Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

                    Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

                    – Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем в учебнике (с. 24).

                    – Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

                    – Как назвал он свое изобретение?

                    – Чем глобус М. Бехайма отличается от современного?

                    Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия).

                    читает текст.

                    Любите родную природу –

                    Озера, леса и поля.

                    Ведь это же наша с тобою

                    Навеки родная земля.

                    На ней мы с тобой родились,

                    Живем мы с тобою на ней.

                    Так будем же, люди, все вместе

                    Мы к ней относиться добрей.

                    – Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!

                    – Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

                    – Нужен другой помощник. Что это?

                    – Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

                    – С какими видами географических карт вы уже знакомы?

                    – Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

                    предлагает мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

                    Демонстрирует карту полушарий.

                    – Совсем не случайно такое изображение называют «карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.

                    Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

                    Сравните масштабы карт полушарий в учебнике

                    (с. 26, 27) и на доске

                    Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.

                    Отгадывают загадки.

                    Рассматривают глобус.

                    Отвечают
                    на вопросы учителя.

                    самостоятельно читают текст.

                    Слушают.

                    Отвечают

                    на вопросы учителя.

                    Рассматривают карту полушарий

                    IV. Практическая деятельность

                    – Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?

                    – Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

                    1. Дополнить текст:

                    Модель Земли называют… . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют… . На физической карте синим цветом обозначена… , коричневым, желтым, зеленым – … , белым – … . Каждая карта имеет свой… . Если работаешь у настенной карты, стой… , когда держишь указку в правой руке, и… , когда указка в левой.

                    2. Собрать полушарие. Назвать географические
                    объекты.

                    Задания из электронного приложения к учебнику

                    Устанавливают сходство и различие глобуса и карты полушарий.

                    выходят к доске и на настенной карте показывают материки
                    и океаны.

                    Вписывают
                    недостающие слова.

                    Собирают
                    разрезанную по экватору
                    и меридианам карту Восточного полушария, записывают его материки
                    и океаны.

                    Выполняют
                    задания

                    Познавательные:

                    осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера.

                    Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

                    Личностные:

                    осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

                    V. Итоги урока.

                    Рефлексия

                    – Над какой темой работали?

                    – Что нового узнали?

                    – Полезным будет для вас изученный материал в будущем?

                    – Какую он имеет практическую направленность?

                    – Какие задания вызвали затруднения? Почему?

                    – Какие задания выполнять было легко?

                    – Как оцениваете свою деятельность на уроке?

                    Читают вывод в учебнике (с. 29).

                    Отвечают
                    на вопросы учителя

                    Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

                    Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

                    Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
                    к приобретению новых знаний

                    VI. Домашнее задание

                    Учебник, с. 22–29. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2

                    Слушают, уточняют
                    задания

                    Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных

                    задач

                    Карточки к игре «Домино и астрономия»

                    Земля

                    созвездие Большой Пёс

                    звезда Сириус

                    созвездие Плеяды

                    маленький ковшик
                    из нескольких звездочек

                    Луна

                    спутник Земли

                    самая большая планета

                    Юпитер

                    планета с «кольцами»

                    Сатурн

                    самая маленькая планета

                    Плутон

                    созвездие
                    Малая Медведица

                    звезда Полярная

                    наша Галактика

                    Млечный путь

                    звезда Альдебаран

                    созвездие Телец

                    третья планета от Солнца

                    infourok.ru

                    Познание мира 4 класс Урок № 3 Тема: Географическая карта. Масштаб.

                    III. Актуализация знаний

                    Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель число, показывающее, во сколько раз расстояние на плане, меньше расстояния на местности.

                    Для того чтобы нанести любое расстояние на бумагу, его необходимо уменьшить в несколько раз.

                    Задание по группам
                    Заполнить схему «Виды масштаба» с.25

                    Численный – 1:1 000, 1: 100 000 ( одна тысячная , одна стотысячная)

                    Записать на доске: одна пятитысячная, одна двадцатитысячная, одна тридцатая, одна пятая)

                    Именованный – в 1 см 10 м, в 1 см 1км (в одном сантиметре 1 км)

                    Записать на доске: ( в 1см 250км, 700км, 150км.)

                    Работа с картой атласа.

                    Найти на физической карте полушарий, как записаны различные виды масштаба.

                    Перевести численный масштаб в именованный и наоборот.

                    1:10 000 (в 1см 100м ) в 1см- 30 км ( 1: 3 000 000)

                    1: 2 500 000 (в 1 см 25 км) в 1 см 300 км (1:30 000 000)

                    1:5 000 000 (в 1см 50 км) в 1 см 1 км (1: 10 000)

                    Начертить и обозначить расстояния : В 500м, в 2000м, если масштаб в 1см 250м.

                    ___500м___ ____________2000м_____________

                    Проявляют интерес к изучаемому материалу.(учиться отличать устную и письменную речь.)

                    Значение карты велико

                    1.Карты позволяют вспомнить прошлое, увидеть настоящее.

                    2.Карта дает представление о всей земной поверхности и ее частях.

                    3.Карта передает форму и взаимное расположение объектов.

                    Карты классифицируются по различным признакам:

                    • По масштабу:

                    крупномасштабные (1: 10 000 — 1: 100 000),

                    среднемасштабные (1: 200 000 — 1: 1 000 000)

                    мелкомасштабные карт (мельче 1: 1 000 000). 

                    Масштаб определяет соотношение между реальными размерами объекта и размерами его изображения на карте. Зная масштаб карты (он всегда указывается на ней), можно при помощи несложных вычислений и специальных измерительных средств (линейки, курвиметра) определить размеры объекта или расстояние от одного объекта до другого.

                    Задание для группы по отработке навыков определения расстояний с помощью масштаба по географической карте.

                    1 Группа

                    На доске зашифровано слово. Это название областного центра.

                    (Актобе)

                    Найдите этот город на карте Казахстана.

                    – Какой город является столицей нашей Родины?

                    Найдите его на карте Казахстане.

                    2 группа

                    Пользуясь масштабом карты, определить расстояние от Актобе до Тараза.

                    )

                    Задание 3.

                    Необычайное явление наблюдали жители государства Коста-Рика в конце декабря 1997 года. Над их страной кружились «тарелки» – НЛО. Неопознанные летающие объекты одновременно наблюдали сотни человек. Уфологи до сих пор не могут объяснить это явление. Найдите это государство на карте мира и определите расстояние от него до Астаны.

                    900 км Х 13 = 11700 км – расстояние от государства Коста-Рика доАстаны.

                    multiurok.ru

                    МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС – ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ – ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – разработки уроков – авторские уроки – план-конспект урока

                    Урок 5. МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

                     

                    Цели:

                    1. Познакомить учащихся с наукой географией.

                    2. Сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с глобусом и картой

                    3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

                    Оборудование: физическая карта; карта полушарий.

                    Ход урока

                    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

                    Учитель. Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.

                     

                    II. Проверка домашнего задания.

                    Учитель проводит опрос:

                    – Как правильно наблюдать звездное небо?

                    – Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.

                    – Что вы о них знаете?

                    Далее учитель проводит дидактическую игру «Домино и астрономия».

                    Учитель заранее должен подготовить 3 комплекта карточек. (Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.) Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.

                     

                    Земля

                    созвездие 
                    Большой Пёс

                    звезда

                    Сириус

                    созвездие 
                    Плеяды

                    маленький ковшик

                    из нескольких звездочек

                    Луна

                    спутник Земли

                    самая большая

                    планета

                    Юпитер

                    планета 
                    с «кольцами»

                    Сатурн

                    самая маленькая

                    планета

                    Плутон

                    созвездие

                    Малая Медведица

                    звезда

                    Полярная

                    наша

                    Галактика

                    Млечный

                    путь

                    звезда

                    Альдебаран

                    созвездие

                    Телец

                    третья планета

                    от Солнца

                     

                    III. Работа над новой темой «Глобус».

                    Учитель. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Что же изучает наука «география»?

                    Ученики. География – это наука о Земле.

                    Учитель. Верно. Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу. Интересно, что «гео» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню Земли.

                    Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?

                    Ученики. Географ – это специалист по географии.

                    Учитель. Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.

                    Шар не велик,

                    Лениться не велит,

                    Если знаешь предмет,

                    То покажет целый свет.

                    (Глобус.)

                     

                    Моря есть –

                    плавать нельзя,

                    дороги есть –

                    ехать нельзя,

                    земля есть –

                    пахать нельзя.

                    Что это?

                    (Географическая карта.)

                    Ученики. Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.

                    Учитель. Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.

                    Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.

                    – Какую форму имеет глобус?

                    Оказывается, что латинское слово «глобус» означает шар. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.

                    Ученики. Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого по полюсам.

                    Учитель. Какую он имеет окраску? И почему?

                    Ученики. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый – суша, белый – лед.

                    Учитель. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

                    Ученики. Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

                    Учитель. Молодцы! Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса.

                     

                    Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

                    Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

                    Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24 вашего учебника.

                     

                    IV. Работа по учебнику.

                    Учащиеся самостоятельно читают текст. После чтения учитель проводит беседу.

                    Учитель. Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

                    Ученики. Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.

                    Учитель. Как назвал он свое изобретение?

                    Ученики. Свою модель он назвал «земное яблоко».

                    Учитель. Чем глобус Бехайма отличается от современного?

                    Ученики. На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.

                     

                    Физкультминутка

                    Учитель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и немного отдохнем.

                    Пауза психологической разгрузки.

                    Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия). Учитель читает текст.

                    Любите родную природу –

                    Озера, леса и поля.

                    Ведь это же наша с тобою

                    Навеки родная земля.

                    На ней мы с тобой родились,

                    Живем мы с тобою на ней.

                    Так будем же, люди, все вместе

                    Мы к ней относиться добрей.

                    Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!

                     

                    V. Работа над темой «Географическая карта».

                    Учитель. Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

                    Ученики. Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.

                    Учитель. Значит, нужен другой помощник. Что это?

                    Ученики. Это географическая карта.

                    Учитель. А что же такое «географическая карта»?

                    Ученики. Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.

                    Учитель. Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

                    Учитель. С какими видами географических карт вы уже знакомы?

                    Ученики. Мы знакомы с физической и политической картами Европы, физической картой России.

                    Учитель. Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

                    Учитель предлагает детям мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

                    Ученики. Если изображение этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт. (Демонстрация карты полушарий.)

                    Учитель. Совсем не случайно такое изображение называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.

                    Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

                    Сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26, 27) и на доске.

                     

                    VI. Практическая работа (с. 23 учебника).

                    Учитель. Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?

                    Ученики. Сходство: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый; указаны материки и океаны; мы видим экватор, параллели и меридианы; также указаны Северный полюс и Южный полюс.

                    Различие заключается в том, что глобус – это целый шар, а на карте две половинки.

                    Учитель. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

                    Учащиеся выходят к доске и на настенной карте показывают материки и океаны.

                     

                    VII. Закрепление. Самостоятельная работа.

                    1) Дополните текст.

                    Модель Земли называют … . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют … . На физической карте синим цветом обозначена …, коричневым, желтым, зеленым – …, белым – … . Каждая карта имеет свой … . Если работаешь у настенной карты, стой …, когда держишь указку в правой руке, и …, когда указка в левой.

                    2) Соберите полушарие. Назовите географические объекты.

                    Учащимся выдается карта Восточного полушария, разрезанная по экватору и по меридианам. Необходимо собрать полушарие и записать его материки и океаны.

                     

                    VIII. Итог урока.

                    Выставление оценок.

                    Учащиеся читают вывод на с. 29 учебника.

                     

                    Домашнее задание.

                    С. 22–29. Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.

                    compendium.su

                    Конспект урока окружающего мира “Мир глазами географа” (4 класс)

                    Муниципальное общеобразовательное учреждение

                    «Средняя общеобразовательная школа-интернат»

                    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

                    МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА. ГЛОБУС

                    4 КЛАСС

                    Подготовила учитель начальных классов

                    Орлова Н.В

                    2017 г.

                    Урок окружающего мира

                    4 класс

                    УМК «Школа России»

                    Технологии обучения: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная , проблемная (частично-поисковая)

                    Тема урока: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

                    Цель урока: познакомить учащихся с наукой географией, сформировать представление о рельефе Земли, о глобусе и географической карте.

                    Задачи урока:

                    Образовательные:

                    – способствовать формированию понятий: «глобус-модель Земли», «географическая карта», «география»;

                    – познакомить с новыми понятиями: «плоскогорье», «равнина», «географическая карта»;

                    – формировать умение работать с глобусом и физической картой;

                    Развивающие:

                    – формировать коммуникативную компетенцию, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

                    – развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

                    – развивать творческие способности;

                    Воспитательные:

                    – воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к планете Земля.

                    Планируемые результаты

                    Предметные:

                    – должны знать, что география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность; глобус – модель Земли; карта – плоское изображение с использованием условных обозначений;

                    – уметь показывать на карте равнины, горы, свою малую родину.

                    Метапредметные:

                    Коммуникативные УУД:

                    – доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

                    – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

                    – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

                    – учиться уважительно относиться к позиции другого.

                    Регулятивные УУД

                    Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

                    Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

                    Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

                    Познавательные УУД:

                    Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

                    Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

                    Личностные:  формирование позитивной самооценки.

                    Тип урока: комбинированный

                    Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

                    Учебник: А.А.Плешаков  «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, «Просвещение» Москва, 2014 г.

                    Необходимое техническое оборудование: глобусы, физическая карта, компьютер, проектор, презентация к уроку

                    Структура и ход урока

                    I. Организационный момент.

                    II. Мотивация, актуализация знаний.

                    III. Самоопределение к учебной деятельности.

                    IV. Работа над новой темой.

                    V. Физкультминутка

                    VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.

                    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

                    VIII. Самооценка

                    IX. Домашнее задание.

                    Ход урока

                    1. Организационный момент.

                    Эмоциональный настрой учащихся на урок

                    Мы хороший дружный класс,

                    Все получится у нас!

                    Постарайтесь все понять,

                    Учитесь тайны открывать,

                    2 Проверка д/з

                    Тест Д/з (Интерактивный тест) «Звездное неб Выбери верное утверждение:

                    1.Галактика, в которой мы живем, называется …

                    а)Туманность Андромеды;

                    б)Большое Магелланово облако;

                    в)Млечный путь.

                    2.Звезда-это …

                    а)раскаленный газовый шар;

                    б)холодный шар, состоящий из твердых веществ.

                    3.Созвездия – это …

                    а)группы звезд, изменяющие свои очертания;

                    б)группы звезд, не изменяющие свои очертания.

                    4.Звезда Сириус находится в созвездии …

                    а) Скорпион; б) Большая Медведица;

                    в)Большой Пес; г) Телец.

                    5.Полярная звезда всегда находится на …

                    а) юге; б) севере;

                    в) западе; г) востоке.

                    6. Самые яркие звезды имеют … цвет:

                    а) красный; б) желтый;,

                    в) голубой; г) белый.

                    Ответы к тесту: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в

                    II.  Актуализация знаний

                    Кто занимается изучением Вселенной?( астрономы) Как они видят мир? ( слайд Млечный путь)

                    Верно, они путешествуют по Космосу, разглядывая его в телескопы.

                    Люди, живущие на земле всегда стремились познать окружающий мир, узнать. что находится там, за горизонтом. А чтобы путешествовать, надо знать, что встретиться на пути- река или гора, лес или поле. Как вы считаете, должна ли была появиться какая-то наука, которая могла бы этим заняться? А учёные должны быть для занятия этой наукой? как называют?

                    Отгадайте загадку: У меня в ладонях страны

                    Реки,горы, океаны

                    Догадались.

                    В чём тут фокус?

                    Я держу руками (глобус).

                    Я ходил по разным странам,

                    Плыл по рекам. Океанам

                    По пустыне шёл отважно

                    На одном листе бумажном. (карта)

                    Определение темы урока, постановка цели.

                    Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

                    (География. Глобус. Карта.)

                    Давайте сформулируем цели урока, исходя из темы урока:

                    Что мы должны узнать на уроке?

                    (Что такое география, глобус и карта)

                    Что нам для этого нужно сделать?

                    Прочитать статьи в учебнике, поработать со словарём, ответить на вопросы, порассуждать и сделать выводы.

                    Работать будем в группах. На столе у вас словарь, вопросы, глобус, карты.

                    Первая группа расскажет о науке географии
                    вторая о глобусе, третья о карте.

                    Правила работы в группе (чётко распределяем задания, слушаем и помогаем друг другу, оцениваем свою работу)

                    1. Работа в группах.

                    1) Что такое география?

                    А как толкует слово «гео­графия» С.И. Ожегов?

                    Кто такие географы?

                    Что изучает география?

                    Чем занималась география в прежние времена?

                    Что же нам может объяснить современная география?

                    Кто был первыми географами?

                    2.) Что такое глобус?

                    Какую форму имеет глобус?

                    Какую он имеет окраску? Почему?

                    Почему глобус называют «мяч в сетке»?

                    Какие две точки глобуса остаются на месте при его враще­нии?

                    Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

                    Как называют «главный пояс Земли»?

                    Кто был создателем первого глобуса?

                    Когда это было? И как он назвал свое творение?

                    Чем глобус Бехайма отличается от современного ?

                    3) Что такое «географическая карта»?

                    Какие виды географических карт бывают?

                    Что на них изображается?

                    Что изображено на физической карте полушарий ?

                    Сколько материков и океанов? Назовите их.

                    Какие цвета используются на карте? Что они обозначают?

                    Кто нарисовал первую карту?

                    Представление работы группы:

                    Выбор табличек с названиями, терминами, рисунками для своего рассказа.

                    Расположение их на доске в соответствии с планом рассказа

                    Рассказ по плану представителем группы или вся группа рассказывает по подготовленным фрагментам.

                    (Фронтальная работа. Сравнение карты и глобуса.( слайд 18)

                    • Предлагаю вам срав­нить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)

                    • А в чем их различие? (Глобус – это целый шар, а на карте две половинки.)

                    • Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)

                    • Практическая работа (показ на карте и на глобусе)

                    Обобщение выводов групп.

                    Закрепление изученного (презентация) Заполни пропуски

                    Так что же такое глазами географа?

                    Итог урока: Какую цель мы ставили перед собой вначале урока?

                    Достигли мы своей цели?

                    Оцените свою работу в группах:

                    – интересным, связным был ваш рассказ?

                    – что не удалось?

                    – что способствовало хорошему ответу?

                    -причина не совсем удачного ответа?

                    Сделайте выводы для последующей работы.

                    Д/З с. 22-27 Р.Т.14-16 задания

                    Приложение 1

                    Приложение 2 .(вопросы для работы в группах)

                    1 группа

                    1) Что такое география?

                    2)А как толкует слово «гео­графия» С.И. Ожегов?

                    3) Кто такие географы?

                    4) Что изучает география?

                    5) Чем занималась география в прежние времена?

                    2 группа

                    2.) Что такое глобус?

                    1. Какую форму имеет глобус?

                    2. Какую он имеет окраску? Почему?

                    3. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

                    1. Какие две точки глобуса остаются на месте при его враще­нии? Как называют «главный пояс Земли»?

                    2. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

                    Чем глобус Бехайма отличается от современного ?

                    3 группа

                    1) Что такое «географическая карта»?

                    2)Какие виды географических карт бывают?

                    3)Что на них изображается?

                    1. Что изображено на физической карте полушарий ?

                    2. Сколько материков и океанов? Назовите их.

                    3. Какие цвета используются на карте? Что они обозначают?

                    4. Кто нарисовал первую карту?

                    infourok.ru

                    Отправить ответ

                    avatar
                      Подписаться  
                    Уведомление о