Конспект урока по окружающему миру 2 класс плешаков – Конспекты уроков по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс

Конспекты уроков по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс

Раздел 1. ГДЕ МЫ ЖИВЁМ

Урок 1. НАШ АДРЕС В МИРЕ

Цель: познакомить с учебником; формировать представление о разнообразии окружающего мира; закрепить знания о названии, форме нашей планеты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга.)

П. Формирование новых знаний.

  • Книга — это верный друг и помощник. Но нужно уметь поль­зоваться книгой, уметь находить ответы на вопросы. Рассмотрим, как пользоваться учебником. Что размещено на с. 3? (Оглавление.)

  • Что такое оглавление? (Содержание разделов учебника с но­мерами страниц.)

  • Как называется раздел на с. 4? О чём этот раздел? Прочитайте в учебнике на с. 5.

  • Тема нашего урока «Наш адрес в мире».

  • На какой странице рассматривается эта тема? (На с. 6.)

На какой странице обозначена тема «Родная страна»? (На с. 10.)

Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Вспомните, что обозначают эти условные обозначения.

III. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику (с. 6-7).

КОСМОС

Системой Солнечной зовётся Семья из девяти планет. На каждую свет Солнца льется И согревает много лет. Планеты носятся в движенье Вокруг оранжевой звезды, Их держит сила притяженья В глубинах вечной темноты.

Н. В. Яковлева

— Что обозначают слова «Вселенная», «планета», «страна», «го­род»? Почитайте пояснения на с. 7.

Сколько ни езди, ни ходи, Ни начала, ни конца, Тебе конца тут не найти. Ни затылка, ни лица.

(Земля.) Знают все: и млад и стар,
Что она — большущий шар. (Земля.)

  • Что вы знаете о Земле? Чем вам нравится наша планета? Хо­телось бы вам изменить нашу планету? Что обозначает слово «зем­ля», когда оно написано с большой буквы (Земля)! А с маленькой Щщмя)!

  • Посмотрите, какой видят нашу Землю космонавты из космо­са. (Иллюстрации представлены на доске, фотография — в учебни­ке на с. 6.)

  • Какие цвета вы видите на нашей планете? (Голубой, белый, синий, коричневый.)

  • Что обозначает каждый цвет? (Голубой и синий — моря, океа­ны, озёра; коричневый — суша; белый — облака.)

  • Чего на Земле больше: суши или воды? (Воды.)

  • А почему на снимке из космоса наша планета голубая? (Вода занимает больше половины земного шара.)

Как нам увидеть Землю поближе? Что нам поможет?

Шар не велик,

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет весь свет. (Глобус.)

На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус.)

Глобус — это модель земного шара.

— Когда мы смотрим на него, то превращаемся в космонавтов, которые смотрят на нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза? (Гчобус немного наклонен.)

— Какой формы Земля? (Форма Земли шарообразная.)

— И вы правы. Это в глубокой древности Землю считали пло­ским диском, который держится на трёх слонах или на трёх китах. Теперь в шарообразности её формы никто не сомневается, особен­но после полётов космонавтов, которые своими глазами увидели из космоса нашу красавицу Землю.

Тысячелетия люди потратили, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю наконец признали круглой, и школьники всех стран стали изучать свою планету по глобусу.

2. Работа по учебнику (с. 8-9). Рассматривание схемы, фотографий, ответы на вопросы.

— Вы читаете книгу за столом у яркой лампы. В комнате очень светло. Но стоит выйти на улицу, и свет в вашем окне покажется тусклым. Он станет одним из множества таких же огоньков в дру­гих окнах. Отойдёте ещё дальше, и свет яркой лампы из вашего окна станет вовсе неразличимым — он сольётся с другими огнями в одно слабое сияние.

Звёзды нам кажутся маленькими искрами только потому, что они очень-очень далеки. На самом деле они громадные и яркие -целые огненные шары. Они светят миллиарды лет.

Солнце — тоже огромная пылающая звезда. Оно похоже на дру­гие звёзды и выглядит гораздо ярче остальных просто потому, что на другие звёзды мы смотрим издалека — как на окна очень далёко­го дома. А Солнце светит для нас как лампа в комнате. Мы ведь живём «рядом» с Солнцем, можно сказать, у него «под боком».

— Чем дальше расстояние от вас, тем предметы кажутся мень­ше. Давайте проверим. Посмотрите на доску. Закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне второго глаза и посмот­рите на доску. Сравните размер доски с вашим пальцем. (Палец больше доски, ведь on перед глазами, а доска — далеко.)

Солнце для нас — самая близкая, самая главная звезда. Свет от Солнца доходит до нас за 10 минут, а от самой ближайшей звезды луч света идёт 4 года.

СОЛНЦЕ

Энергию нам Солнце дарит, Не уставая ни на час. Оно всю Землю согревает И жизнь поддерживает в нас.

Н. В. Яковлева

  • Для чего мы надеваем солнечные очки?

  • Можно ли смотреть на Солнце? (Свет Солнца очень сильный, он портит зрение. Смотреть на Солнце — дар/се в тёмных очках -нельзя.)

  • Что такое звёзды? (Это огромные раскалённые светящиеся шары.)

  • Какая самая ближайшая к Земле звезда? (Солнце.)

  • Можно ли все светящиеся точки на небе назвать звёздами? Что это за небесные тела? (Это планеты. Слово «планета» означа­ет блуждающая. Эти космические тела похожи на звёзды, но в отличие от звёзд — огромных раскалённых светящихся шаров — пла­неты представляют собой остывшие холодные небесные тела.)

  • Рассмотрите расположение планет вокруг Солнца. Что это за дорожки вокруг Солнца? (Вокруг Солнца движутся по своим ор­битам планеты.)

  • Давайте перечислим их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

  • Вы назвали планеты в какой последовательности? (В порядке удаления их от Солнца.)

  • Какая самая большая планета? (Юпитер.)

Какая планета проходит самый маленький путь вокруг Солн­ца? (Меркурий.)

МЕРКУРИЙ

Меркурий — раскалённый остров

Среди ночного океана.

С Земли его увидеть просто

Под вечер или утром рано.

Мороз здесь ночью очень сильный,

Зато жара пылает днём,

Но свет не падает в глубины —

Не тает вечный лёд на нём.

Нет жизни на его просторах,

Нет атмосферы и воды.

Лишь только кратеры и горы

Стоят кругом средь пустоты.

Меркурий к Солнцу самый ближний,

Размером больше, чем Луна.

Его на карте мы отыщем

Теперь с друзьями без труда.

Н. В. Яковлева

— Сколько планет в Солнечной системе? (8.)

— Как называется планета, которая окружена кольцами огром­ных размеров? (Сатурн.)

— Как называется красная планета? (Марс.)

— На какой планете есть жизнь? (Земля.)

— Назовите страны мира, которые вы знаете?

IV. Итог урока.

— Возьмите альбомные листы. Нарисуйте планету Земля, какой бы вы ее хотели увидеть из космоса через 100 лет.

Домашнее задание: учебник, с. 6-9; рабочая тетрадь, с. 3, за­дания 1,2.

ТЕМА: РОДНАЯ СТРАНА

Цели: 1.формировать познавательный интерес о многонацио­нальной стране Россия; 2.развивать умение пользоваться справочной литературой. 3 воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход урока I. Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовско-го, муз. В. Баснера).

П. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ведь каж­дый из нас является жителем России и её гражданином. И все мы рано или поздно задаём себе вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Что такое Родина? С чего она начинается? Какие есть символы у нашей страны?».

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

«Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим боль­шим и ёмким словом — Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Это ма­ленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и пре­красна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего на­рода. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней од­ной жизнью». (Ю. Яковлев.)

III. Работа по теме урока.

— Как называется наша Родина? (Наша Родина — Россия.)

— Посмотрите на карту. (Физическая карта России.)

— Наша Родина очень велика. Так велика, что над её простора­ми почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-Камчатском наступает полночь.

Учитель демонстрирует фотографии русской природы. Зара­нее подготовленные учащиеся читают стихотворение:

Мать Россия моя, С чем тебя мне сравнить, Без тебя мне не петь, Без тебя мне не жить.

Все, что в сердце моём, Все, чем в жизни живу, Все, что было и есть, Я Россией зову.

  • Вот она какая, Россия — Русь, широкая и великая! И везде жи­вут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне.)

  • Но национальности у россиян разные. Россия — единое мно­гонациональное демократическое государство. Её населяют более 150 национальностей, народностей и этнических групп.

Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордовы, чеченцы, баш­киры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Все они объе­динились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. По-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

Учащиеся слушают аудиозапись мелодий.

— Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: « …государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина неза­висим^ от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям».

— Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны.)

учитель демонстрирует Конституцию Российской Федерации. — В Конституции записано, что мы должны с уважением отно­ситься к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете? (Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.)

— Во всём мире люди обращают взоры к государственным сим­волам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами — ваша страна». И люди знают, что у их страны многовековая и славная история, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами

выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Оте­чество. Человек гордится Родиной — значит готов помогать ей, го­тов защищать ее.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разны­ми. Но исторически сложилось так, что государство имеет три ос­новных символа: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Поэтому эти символы называются государ­ственными.

— Что такое герб? Где можно увидеть герб? (Ггрб — эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.)

Главный символ любого государства — его герб. В нём в образ­ной форме выражена государственность страны.

— Рассмотрите герб современной России. Что на нём изображе­но? Что вы знаете об истории современного герба России?

На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, за­долго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражается со Змием — олицетво­рением зла. В образе змия — Змея Горыныча из русских сказок — наши предки представляли орды кочевников (печенегов и полов­цев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси Ездец старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца.

Герб России — двуглавый Орёл, на своих мощных крыльях взмы­вающий над страной, более четырех столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русских, укра­инцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях Орла — образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отече­ства.

Грудь Орла, защищенная щитом с изображением Святого Геор­гия Победоносца, указывает на державную преемственность Рос­сии от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и за­щитницу земель русских. И недаром на пороге XXI века двуглавый Орёл снова становится символом России.

— Что такое флаг? (Флаг — прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.) Где можно увидеть флаги?

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».

Из глубины веков пришёл в нащи дни нынешний Российский государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное по­лотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов. Именно такой флаг развевается сейчас над Кремлём в Москве. Именно он символизирует нашу Родину с её очень непростой судь­бой и её славным прошлым. Флаг как бы напоминает нам: предки ваши всё выдержали, значит, выдержите и вы. Трёхцветный флаг появился в России еще в XVII веке.

Откуда же взялись эти три цвета Российского государственного флага? Есть предположение, что Пётр Первый позаимствовал эти цвета у древнего города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле — основные цвета этого древнего символа Москвы. Красный, белый и синий цвета были широко распространены в одежде рус­ского народа. По русским понятиям XVII-XIX веков белый цвет символизировал мир, чистоту, правду, благородство; синий цвет символизировал небо, верность, веру; красный цвет — смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

  • Часто ли вам приходится видеть Государственный флаг Рос­сии? Где? В какой ситуации?

  • Раскрасьте российский флаг в соответствующие ему цвета. (Рабочая тетрадь, с. 4, задание 3.)

— Послушайте Государственный гимн России. Учащиеся слушают Государственный гимн России стоя.

— Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появля­ется гордость.)

Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн — тожественное музыкальное произведение. В переводе с гре­ческого языка гимн — это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.

— Знаете ли вы слова нового гимна России?

-Часто ли вам приходится слышать Государственный гимн России?

V. Итог урока.

— Отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрицы, Платьица белены, Шапочки зелены. (Берёзы.) Это дерево является символом России.

Учитель открывает на доске плакат с изображением берёзы с приклеенными листьями из зелёной бумаги. На внутренней сторо­не листьев записаны вопросы для закрепления. Учащиеся выходят к доске, снимают листочек берёзы с вопросом и дают ответ.

Вопросы:

  1. Как называется наша страна?

  2. Как называются люди, живущие в нашей стране?

  3. Что такое символ?

4.Какой город является столицей России?

  1. Какие символы государства вы знаете?

  2. Что означает слово «герб»?

  3. Что изображено на гербе России?

  4. Что означает орёл на российском гербе?

8. Опишите флаг России.

  1. Что означает каждый цвет на флаге?

  2. Что означает слово «гимн»?

  3. Как слушают гимн на церемониях?

  4. Когда можно услышать гимн?

— Молодцы! Вы хорошо поработали. Какие чувства вы испыта­ли на сегодняшнем уроке?

Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на пла­нете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И’нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее, Где других лазурней небеса, Солнце ярче, звёзды всех светлее, Где отрадны рощи и леса; Где в реках стремительные воды Голубеют, словно бирюза, Где, когда настанет непогода, Весь народ выходит, как гроза! Нет на свете Родины дороже. Надо всё нам делать для неё, Чтобы день, который нами прожит, Каждым часом радовал её. Всюду всё в её раздольях — наше. Отдадим ей думы и дела. И кругом садами опояшем, Чтобы вечно Родина цвела!

— Родина много значит для каждого из нас. Это прежде всего город или село, где вы родились. Родным краем мы называем ме­сто, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию — страну, в которой мы все вместе живём.

Все жители Земли составляют мировое сообщество землян. Так что каждый из нас является одновременно членом общества своего города или села, гражданином России и землянином.

— Напишите названия родных вам мест. (Рабочая тетрадь, с. 4, задание 4.)

Домашнее задание: учебник, с. 10-13.

ТЕМА: ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР

(экскурсия)

Цели: 1.учить находить взаимосвязи живой и неживой природы; 2.формировать представление об отношении людей к окружающему миру.3 воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Какие книги о природе вы читали? Что вам больше всего по­нравилось, что заинтересовало вас? Что нового узнали?

П. Экскурсия.

— Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает! -Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст,

трава, ворона, камень, солнце.)

  • Вы много назвали предметов. Природа — это всё, что не сде­лано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)

  • Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)

  • Подставьте щёчки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)

  • А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому бы­ло жарко.)

  • Посмотрите на небо. Что вы там видите?

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Какие облака вы видите осенью? (Серые.)

Отгадайте загадку.

Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (Ветер.)

— Ветер стал дуть сильнее, сгибает деревья.

-Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится про­хладнее.)

— Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)

— А почему вы не видите звёзды? (Солнце яркое, поэтому звёзд не видно.)

Ш. Работа по учебнику (с. 14-15).

  • Можно ли отнести к природе то, что сделано руками челове­ка? (Нет.)

  • Что такое природа? (Природа Щ это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

— На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.) На доске записаны две группы предметов.

— Назовите представителей двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются.

Живая природа Неживая природа Рукотворный мир

Растения, животные, Воздух, песок, камни, Города, храмы, па-
бабочки, насекомые, вода, солнце, земля и мятники и т. д.
и т. д. т. д.

Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обла­дают этими признаками. К какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.)

IV. Работа по тетради (с. 5, задания 1,2).

— Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Жи­вым организмам необходимы кислород для дыхания, а также сол­печное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живы* организмов.)

— Прочитайте первый абзац на с. 16.

— Рассмотрите рисунки и расскажите, каким может быть отно­шение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру.

Домашнее задание: учебник, с. 14-17; рабочая тетрадь, с. 6, задания 3,4.

РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА (21 час)


ТЕМА:НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА

Цели: 1.научить различать компоненты живой и неживой приро­ды, устанавливать их взаимосвязь, выделять явления природы.2. повторить пройденный материал 2 воспитывать бережное отношение к учёбе

Ход урока

I. Введение в тему.

(На доске написана тема урока «Неживая и живая природа».) Задания учащимся:

О чём вы узнаете на уроке?

  • Подойдите к окну и внимательно рассмотрите всё, что из него просматривается.

  • Расскажите, что вы видите. (Растения, животных, людей, транспорт, солнце, облака и т. д.)

П. Изучение нового.

Беседа.

— На какие две группы можно разделить всё увиденное? (Живое и неживое.)

— Почему одни предметы вы относите к живой природе, а дру­гие — к неживой?

Дети имеют первоначальные знания о живой и неживой природе, но могут возникнуть осложнения с доказательством. Основные признаки тел живой природы — питание, дыхание, размножение, рост, смерть. Только при наличии всех этих факторов тело можно отнести к живой природе. На протяжении изучения всего курса следует напоминать детям, что человек -часть природы, поэтому обязан заботиться о ней, чтобы иметь хорошие условия существования.

III. Работа по учебнику, с. 21.

Прочитайте текст.

Задания учащимся.

Рассмотрите рисунки.

Что относится к живой природе, накройте зелёными фишками (взаимопроверка).

Физкультминутка

Игра «Живое — неживое»

Класс делится на две группы. Одна группа учеников назначает­ся ответственной за тела живой природы, другая — за тела неживой природы. Учитель показывает картинку. Встаёт та половина класса, к какой группе относится данный предмет. Показ картинок можно4 сменить загадками.

  1. Что видно только ночью? (Звёзды, луна.)

  2. Один пастух тысячи овец пасёт. (Месяц, звёзды.)

  3. Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)

  4. Без рук, без ног, а бежит. (Вода.)

  5. Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)

  6. В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб.)

  7. Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба.)

  8. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)

Ползун ползёт, иглы везёт. (Ёж.)

IV. Связь неживой и живой природы.

Составление схемы взаимосвязи неживой и живой природы.

На столе учителя лежат карточки — составные части схемы: неживая природа, вода, воздух, солнце, живая природа, животные, растения, человек.

Беседа.

  • Что относят к живой природе? (Животные, растения, человек.)

Так в процессе беседы на доске появляется схема, но её части пока не соединены.

  • Посмотрите, какая схема у нас получилась.

  • Всё понятно на схеме? (Нет связи между частями.)

Как бы вы расставили стрелки, чтобы показать связь и взаи­мовлияние неживой и живой природы?

— Подумайте и расскажите, что произойдёт с представителями живой природы, если исчезнет солнце (вода, воздух).

Домашнее задание: учебник, с. 20-21; рабочая тетрадь, с. 8 за­дания 4, 5.

Урок 5. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Цели: выявить знания о назывном порядке явлений природы; развивать умения классифицировать природные явления по сезо­нам, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: картины природы по сезонам, альбомные листы, краски.

Ход урока

I. Определение явлений природы.

Вопросы и задания учащимся.

— К неживой природе мы относим Солнце, камни, воздух, воду. А в какую группу отнести облака, ураган, снегопад, дождь и др.?

— Как долго существуют тела неживой природы?

А как долго мы видим молнию, слышим гром, как долго идёт снег?

То есть мы можем сказать, что они появляются и через неко­торый период времени исчезают. Это явления природы.

— Назовите явления природы (образование льда — сосулька, до­ждевая туча, снег, полнолуние, перелёт птиц, развитие земновод­ных и насекомых, созревание и рассеивание семян).

  • Расскажите, как это происходит.

  • Приведите свои примеры явлений в неживой и живой природе.

II. Сезонные изменения в природе.

Задания учащемся.

— Приготовьте альбомный лист и краски.

  • Разделите лист на четыре равные части (простым каранда­шом).

  • Каждую часть вам надо будет закрасить краской одного или двух цветов, но так, чтобы этот цвет как можно полнее характери­зовал смысл слова, которое я произнесу.

Дети закрывают глаза. Учитель произносит одно слово, например, «осень», делает паузу, чтобы дети осмыслили и закрасили одну из частей подходящим цветом.

— Расскажите, что у вас получилось.

Доказывают выбор каждого цвета яркими сезонными явлениями.

Как называется смена времён года? (Сезоны.)

  • На листах вы показали наиболее яркие и узнаваемые краски для каждого сезона.

  • Приведите примеры сезонных явлений в природе. (Появление листьев из почек, таяние снега, цветение растений, пожелтение листьев и листопад, снегопад и т. д.)

III. Итог урока.

Домашнее задание: учебник, с. 24-25; рабочая тетрадь, с. 9, задания 1,2.

Урок 6. КАК ИЗМЕРЯЮТ ТЕМПЕРАТУРУ?

Цели: рассмотреть виды и устройство термометра; формиро­вать умение пользоваться термометром в быту.

Оборудование: термометры: уличный, медицинский, вод-Вый, комнатный; стаканы с тёплой и холодной водой.

Ход урока

I. Введение в тему.

Разгадать кроссворд и ответить на вопросы.

Что такое термометр? (Прибор для измерения колебаний тем­пературы.)

II. Изучение нового.

Беседа.

  • Какие термометры вы знаете?

  • Найдите их на столе учителя и покажите.

  • Рассмотрите термометр.

  • Из чего он состоит?

  • Для чего нужна жидкость в трубочке?

  • Что означают деления на шкале?

Нужно показать эти деления и добиться, чтобы все дети нашли их. Иначе они за один градус могут принять расстояние между большими делениями.

— Что показывает ноль?

— Какую температуру показывает термометр, когда его столбик ниже нуля? Выше нуля?

III. Демонстрация опытов.
Опыт № 1.

Цель: показать, как работает термометр в тепле.

Ход опыта: опустить термометр в стакан с тёплой водой. Повернуть термометр так, чтобы хорошо просматривалась шкала с делениями. Проследить за движением жидкости.

Вопросы кучащимся.

Вывод: при потеплении среды показания термометра изме­няются в сторону повышения.

Опыт № 2.

Цель: показать, как работает термометр в холоде.

Ход опыта: опустить второй термометр в стакан с холод­ной водой. Провести наблюдения, аналогичные предыдущим.

Вопросы кучащимся.

Температура повышается или понижается?

Вывод: при похолодании среды показания термометра изме-мяются в сторону понижения.

IV. Работа с учебником, с. 27.

Выполнить задание № 3. Прочитать текст под № 4.

VI. Итог урока.

Что такое термометр?

Домашнее задание: учебник, с. 26-27; рабочая тетрадь, с. 10 задание 2

Урок 7. ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА?

Цели: объяснить, что такое погода, как она меняется, каково течение предсказания погоды для человека; дать представление о риботе метеослужбы; научить проводить наблюдения и предсказы-тмъ погоду по местным признакам изменений в живой природе.

Оборудование: фотографии или рисунки метеоспутников, ш шнчных

infourok.ru

План-конспект урока по учебнику «Окружающий мир, 2 класс» Автор: А.А. Плешаков.

Бурлакина Нина Алексеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ ПСОШ №3,
г. Павловск, Воронежская область

План-конспект урока по учебнику
«Окружающий мир, 2 класс»
Автор: А.А. Плешаков.

Тема: «Все профессии важны»
(
Технологическая карта изучения темы)

Тема

Все профессии важны.

Цели

Образовательные:

  • Создать условия для формирования у учащихся представления о многообразии профессий и их взаимосвязи.

  • Создать условия для развития связной речи, памяти, умения рассуждать, делать выводы.

  • Содействовать воспитанию уважительного отношения к людям разных профессий.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: способствовать к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

  • Регулятивные УУД: слушать и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ изучаемого материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Личностные:

  • Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(Регулятивные УУД).

  • Уметь слушать и понимать; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ изучаемого материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы(Познавательные УУД).

Основные понятия

профессия

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс 1 часть.

Тема: «Все профессии важны»

Методическое пособие, интерактивная доска, загадки, кроссворд

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Предметные

УУД

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Осознанно входят в пространство учебной деятельности.

Создаёт условия для организационного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности.

Я рада приветствовать на уроке врачей и учителей, поэтов и спортсменов, артистов и мореплавателей, строителей и защитников Отечества. Не удивляйтесь, что я так вас называю. Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую одежду, испечёте самый вкусный в мире торт. Но, чтобы кем- то стать в жизни, вам прежде надо вырасти и выучиться.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К).

Самоопределе ние, смыслообразование(Л)

II этап. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели(Прогнозирование. Целеполагание.)

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать обсуждение проблемного вопроса.

Разгадывают кроссворд. Объясняют лексическое значение слова ПРОФЕССИЯ.

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цели урока.

Принимают проблемную ситуацию.

Обсуждают проблемный вопрос.

Создаёт условия для прогнозирования детьми темы урока через решение кроссворда. Создаёт проблемную ситуацию.

Создаются условия для успешного формулирования цели урока учащимися.

  1. Угадай. кто это? (Слайд 2)

-Кто объяснит значение слова ПРОФЕССИЯ? (Слайд 3)

-Как вы думаете, какая профессия самая главная?

-Наверное, ответить на этот вопрос не так просто. Сегодня мы поговорим о разных профессиях, и может быть, ответим на этот вопрос.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

А вы согласны с высказыванием: «Все профессии нужны, все профессии важны»? (Слайд 4)

На столе у каждого из вас лежит 3 кружка. Напишите на них своё имя.

(Слайд 5)

№1. Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы ещё больше узнать?

№2. Кто достаточно знает о профессиях, но ещё не всё?

№3. Кто считает, что всё знает о профессиях?

Прикрепите свой кружок к номеру того вопроса, ответом на который будет «Я».

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Самоопределе ние, самоанализ.

(Л)

Уметь работать со словарём.

Участвовать в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.(К)

III этап. Изучение нового.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт.

Решение проблемы в процессе игровой деятельности.

Выбирают и подчёркивают в карточке нужные профессии и необходимые качества каждой группы. Заполняют таблицу.

Выявление основных качеств для всех групп профессий.

Создаётся проблемная ситуация.

Ищут ответы(строят предложения).

Выполняют работу в группах.

Создаёт условия для решения проблемного вопроса.

В форме наводящего диалога, организация работы в группах по выявлению качеств каждой группы профессий.

Создаются условия для решения проблемной ситуации.

Организуется работа по формированию умений находить ответы на вопросы.

Создаются условия для успешной работы в группах.

Ребята, вы готовы отправится за новыми знаниями?

В наше время в мире насчитывается около 30 000 профессий. Очень трудно разобраться в таком разнообразии.

Как вы выбрали себе занятия в кружках, студиях, секциях?

Профессия – это тоже интерес. Иногда интерес на всю жизнь. Все профессии можно разделить на группы.

Достаньте из конвертов большие кружки. Цвет определяет группу профессий, о которой ваша группа будет рассказывать. (Слайд 6)

Выполняя эти правила, вы достигнете хорошего результата.

Каких пять интересов выделяют в профессиях? (Слайд 7)

Презентация итог работы. (Слайды 8 — 12)

Назовите качества, которые необходимы для любой профессии.

Вывод: ответственность и трудолюбие – основа успеха в любой профессии. (Слайд 13)

Выберите фото человека той профессии, которая относится к вашей группе. Обоснуйте важность этой профессии. Докажите, что именно выбранная профессия очень важна и без неё люди не могли бы нормально жить.

Какая же профессия самая важная?

Врач – самая важная профессия. Но врач хочет есть. Мясо, молоко, овощи ему предоставляет фермер. (Слайд 14)

Кто поможет доктору доехать до больницы?

Кто начислит врачу зарплату?

Доктор любит читать книги. Кто их напишет?

ВЫВОД: Есть профессии, без труда которых не могут обойтись люди, где бы они ни жили. Значит, все профессии важны.

— Откройте учебник на с. 125

— Ответьте на вопрос и подберите фотографию к ответу.

  • Кто пишет книги? Писатель (культура).

  • Кто воспитывает детей в детском саду? Воспитатель (образование).

  • Кто лечит людей? Врач(здравоохранение).

  • Кто играет роли в театре или кино? Артист (культура).

  • Кто изучает природу? Эколог, учёный (наука, образование).

  • Кто водит самолёты? (Пилот)

Выполним задание в рабочих тетрадях на странице 80.

Работа в группах.

— Игра “Узнай профессию”.

Карточка 1.

  • Пожарный шланг, капля воды, костюм огнеопасный (пожарный).

Карточка 2. 

  • Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос (парикмахер).

Карточка 3. 

  • Весы, деньги, касса, товары (кассир).

Карточка 4. 

  • Указка, мел, журнал, глобус. (Учитель)

Карточка 5. 

Провода, столбы, выключатель, лампочка (электрик, монтёр).

— Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.

Если вы согласны с ответом, хлопните в ладоши.

Находить особенности каждой группы профессий.

Уметь

использовать имеющиеся знания.

Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи(К)

Участвовать в учебном диалоге

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(К)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(П)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

IV этап. Закрепление изученного.

Отвечают на вопросы учителя. Составляют кластер.

Создаются условия для рефлексивной деятельности.

Составление кластера “Профессия”. 

— Чему посвящён урок? (тема “Все профессии важны, все профессии нужны”)

— Назовите по другому “ПРОФЕССИЯ” (работа, дело, занятие, специальность, ремесло, труд)

— Начало пути к любой профессии (школа)

— Что нужно, чтобы овладеть профессией (навыки, старание, терпение, знания, умения)

— Вознаграждение от профессии (зарплата, помощь людям, польза государству, личная значимость)

VII. Итог урока. Рефлексия

VIII. Домашнее задание.

Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку.

Принимают д/з.

Организует самооценку учебной деятельности.

Создаёт условия для осознанного принятия д/з.

Как и в начале урока на цветом кружке напишите своё имя.

Прикрепите свой кружок к номеру того вопроса, ответом на

который будет «Я»

Да, ребята, много на свете профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе.

Когда падает с неба звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. Я приготовила для вас звёздочки, чтобы вы на них написали свои желания: кем вы мечтаете стать в будущем. Мы сохраним их до 11 класса. Наверно, вам будет интересно узнать, не изменилось ли ваше желание и исполнится ли оно.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(К)

Способность к самооценке(Л)

Уметь адекватно оценивать себя(Л)

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов в освоении нового. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на уроке.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

-У меня на доске условные обозначения. Для чего они нужны?

-Что такое погода?

Давайте охарактеризуем погоду сегодня.

— Нужно быть внимательным, наблюдательным, уметь поддержать товарища.

Фронтальная работа

-дают характеристику сегодняшней погоде, используя условные обозначения

— Ребята, вначале урока мы улыбнулись друг другу, а, когда люди улыбаются?

— И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости: (Не успел учитель договорить, стук в дверь.) Телеграмма.

— Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не может наступить раньше осени?

— Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?

— Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе.

выдвигают предположения;

-изменения в природе происходят постепенно;

— Итак, отправимся в гости к осени.

А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?

-Послушайте отрывок из стихотворения.

Какие признаки осени отражены в стихотворении?

Унылая пора…Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок)

-Во время нашего обсуждения звучала музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

-А в лесу нас встречает тётушка Сова. Посмотрите и постарайтесь запомнить то, о чём она вам расскажет.

Проверим какие осенние месяцы вы знаете.

— Выберите названия осенних месяцев.

-Расскажите, как изменяется неживая природа, используя слова – помощники.

-Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам.

-В чём причина происходящих изменений в неживой природе?

-Прочитаем учебный материал на стр. 26-27 учебника

-Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

-Как похолодание повлияло на объекты живой природы?

Организую работу в группах.

— Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах.

— Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму:

-сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу;

-затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте её заполнять.

Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом и рассказами подготовленных учеников.

Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?

— Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

— Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

— Какие деревья не сбрасывают листву?

Попросите родителей не рубить ёлку в лесу на Новый год, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса

Работа в парах

Смотрят с тётушкой Совой «Времена года. Октябрь»

в похолодании

— работа с информацией в учебнике.

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе, которые происходят с приходом осени.

жёлтый листик — правильно выполнил задание

красный — задание выполнил с помощью учителя или одноклассника

зеленый – задание выполнить затруднился

Работа в группах.

— обсуждение услышанных предложений, заполнение схемы шаблонами

Учащиеся формулируют ответ

— С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад.

-Хвойные деревья.

— К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.

— Как называются такие птицы?

— Каких перелётных птиц вы знаете?

— Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?

-Видели ли вы летом насекомых? Каких?

— Много ли их было летом?

— Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

— Чем ещё питаются птицы?

-Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут?

— Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, собирают семена растений, чтобы накормить птиц.

По-прежнему мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых. 

— С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. – У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

(Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли — лягушками; хищные птицы — мышами.)

Учащиеся делают вывод:

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края — туда, где есть корм.

Рассказы детей о зимующих птицах.

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили пункты нашего плана?

-Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему путешествию «В гости к осени»

-Какие изменения происходят в неживой природе?

-Какие изменения происходят в живой природе?

Продолжите предложения: 
— Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… 
-У меня получилось… 

Дети выстраивают выводы

Ребята оценивают свою работу на уроке, поднимают листики.

(жёлтый листик — правильно выполнил задание

красный — задание выполнил с помощью учителя или одноклассника

зеленый – задание выполнить затруднился)

multiurok.ru

Урок по окружающему миру 2 класс

Урок окружающего мира 2а класс

Тема: В гости к весне.

Учитель Семенова Л.А.

автор учебника А.А.Плешаков , 2 класс,

УМК «Школа России»

Тип урока: комбинированный

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;

  • анализировать текст и иллюстрации учебника с целью установления связей между живой и неживой природой;

  • отделять значимую информацию от второстепенной,

  • использовать речевые средства для решения познавательных задач;

  • использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых процессов;

  • взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • формулировать выводы из изученного материала;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной;

находить информацию на заданную тему ,

различать известную и новую для себя информацию;

узнавать перелётных птиц на рисунке ,

осуществлять самопроверку ;

выступать с сообщениями в классе;

моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе,

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Оборудование:

Учебник 2 класс Плешаков

распечатка текстов;

карточки с заданием для групповой работы;

Презентация к уроку « В гости к Весне»

Фрагмент мультфильма «Весенняя песня»

Технические средства:

Ход урока

1.Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями!

Проверьте, все ли готово у вас для успешной работы.

Покажите своё настроение.

2. Мотивация и целеполагание

-Я рада, что все пришли на урок с прекрасным настроением, потому что сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время, вы скажите, прослушав отрывок А. Фета.

Слайд

Снова птицы летят издалёка,

К берегам расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

-Что значит расторгать?

-Разрушать, разрывать

-О каком времени года пишет поэт?

-Поэт пишет о весне

Слайд

-Тема нашего урока В гости к весне

-Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке?

Предположение учащихся….

-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Дети читают на с.86.

-Сегодня на уроке мы постараемся открыть тайны природы, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем сравнивать и анализировать, делать выводы по наблюдениям.

-А теперь я приглашаю вас на лесную опушку послушать весеннюю песенку.

Отрывок из мультфильма «Весенняя песенка» .

-С чем же к нам приходит весна?

-С пением птиц, музыкой природы, журчанием ручья ,звенящей водой, бурным пробуждением, расцветом, шёпотом цветов, весельем и т.д.

3.Актуализация знаний и умений (с помощью вопросов на стр.86)

Обмен информацией

-Расскажите о весенних изменениях в живой и неживой природе, которые вам удалось пронаблюдать.

— Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?

-Сначала происходят изменения в неживой природе

1.-Как изменилась погода с приходом весны?

Слушаем друг друга внимательно, чтобы продолжить рассказ последовательно

-С приходом весны солнце всё выше появляется на горизонте. Дни становятся длиннее. На голубом небе можно увидеть кучевые облака. Стало намного теплее. Снег становится тёмным и рыхлым и быстро тает. Растаявший снег собирается в ручейки. Почва оттаивает. Река Алей вышла из берегов и затопила луг. Осадки выпадают в виде дождя и снега.

Слайд

солнце стало подниматься выше, светить ярче, греть лучше

  • дни стали длиннее

  • Небо стало голубое

  • становится теплее

  • снег тает

  • побежали ручейки

  • оттаивает почва

  • осадки выпадают в виде дождя и снега

начинается ледоход (новое понятие)

половодье (новое понятие)

2. -Что изменилось весной в жизни растений и животных?

-Согретые весенним солнышком соки деревьев поднимаются от корней к почкам. Начинает зеленеть молодая травка. В наши края возвратились перелётные птицы: грачи, скворцы, гуси, журавли. Ожили мухи, выползли муравьи, появились бабочки, пчёлы.

  • набухание почек на деревьях

  • появление травы

  • прилет птиц

  • появление насекомых

4.Освоение нового содержания и его применение

Изменения в неживой природе

-Где можно ещё, кроме ваших наблюдений узнать об изменениях в неживой и живой природе?

предположение учащихся

-Посмотрите на 86 страницу учебника и скажите, как будете работать?

-Перед тем как приступить к работе, вспомните правила работы в группе

Слайд

  • Уважай своего товарища

  • Говори спокойно и ясно.   

  • Умей каждого выслушать 

  • Говори только по делу.

  • Не согласен — предлагай

Задание на карточке: Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе и ответьте на вопрос: «Почему с приходом весны стало теплее»,

-Почему стало теплее?

-Солнце стало греть лучше.

-Какие новые понятия вам встретились.

-Ледоход Половодье

-Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

-Что можно наблюдать во время ледохода?

Слайд

-Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.

-А почему весной опасно ходить по льду?

-Подтаявший лёд может проломиться.

Слайд

-Когда река грозит половодьем?

Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.

-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?

-Они могут погибнуть

-Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться.

Слайд

-Итак, мы выделили с вами признаки весны, которые вы наблюдали в природе

Работа на компьютере задание №2

-А теперь поработайте на компьютере и проверьте себя:

Будьте внимательны, читая задание.

Как вы думаете , какой из всех весенних признаков самый главный?

-Становится теплее

-Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе

С потеплением природа оживает, пробуждается.

Физкультминутка

ЦАПЛЯ

Цапля весело шагала,

Всех лягушек разогнала,

Тину с лапок обобрала, обобрала,

Шейкой длинной повертела, повертела,

Всю округу осмотрела, осмотрела,

К солнцу сладко потянулась, потянулась,

Изменения в живой природе.

растения

Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково «Первая улыбка Весны?»

( предположения учащихся

«Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы , раннецветущие растения)

Эту улыбку можете увидеть в классе..

коллаж слайда

А как вы полагаете, почему их так назвали?

Они первыми появляются из земли и цветут очень рано

Познакомьте нас с растениями, о которых вы готовили сообщение

А мы слушаем внимательно, чтобы уметь ответить на вопрос.

(Сообщения детей о первоцветах)

Слайд

Мать-и-мачеха. Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом, прямо посреди прошлогодней травы можно увидеть жёлтые цветки на мохнатых стебельках. Они, как сигнальные лампочки, подают знак: весна пришла. На деревьях ещё не появились листочки, а мать-и-мачеха уже цветёт. Интересно, почему это растение так назвали? Если внимательно рассмотреть растение, то можно заметить, что листья у него сверху блестящие, гладкие и холодные, а снизу шероховатые, пушистые и мягкие. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Вопрос: За что мать — и мачеха получила такое название?

Из-за листьев — верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать

Слайд

Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану!

Вопрос: Как вы поняли, какова особенность у этого растения?

Меняет окраску: цветки бывают разного цвета- розового,синего.фиолетового

Слайд

Хохлатка.

Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу — под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост — шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы — собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь — растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.

Молодцы!

Но вот Мудрая Черепаха интересуется, а знаете ли вы ещё какие-нибудь раннецветущие растения .

чистяк весенний,

печёночница благородная,

ветреница лютичная,

первоцвет,

гусиный лук .

нарцисс

Слайд

Работа на компьютере задание №1

А теперь поработаем на компьютере. Задание №1. Определите какой цветок лишний и отметьте первоцветы

Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю за появлением первоцветов, но меня всякий раз волнует один и тот же вопрос—Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?

А вы как думаете?

( предположения детей)

Ребята, вопрос был один? А почему ответов несколько?

Потому что мы пока этого не знаем

Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ в научной статье.

Работа в группе

Исследуйте статью, обсудите и подчеркните ответ на вопрос:

Первоцветы — это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.

Что же является источником силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников?

Ответ: Маленькая луковичка — подземная кладовая, которую растение наполняет за весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.

!

Оцените свою работу по лесенке достижений

Охрана первоцветов

Слайд

Почему около раннецветущих растений горит сигнал опасности?

Предположение учащихся

Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.

Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.

А ведь так не сложно сберечь весеннюю красоту ….

Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?

Не рвать цветы, а только любоваться !

Слайд

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Слайд

О животных

Прочитайте текст на стр 89 и докажите, что весна вносит свои изменения и в жизнь птиц

1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.

2.Возвращаются в родные края перелетные птицы.

3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.

Узнайте перелетных птиц, которые прилетели на нашу полянку.. (карточка №2)

Слайд

Перед работой покажите на линеечке, предполагаемый результат. Проверьте себя на страничках для самопроверки стр.141

Кому нужно закрепить знания?

Кто же из птиц прилетает раньше всех?

Проверьте себя…

Слайд

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица… Грач

А кто прилетает сразу после грача?

Слайд

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. Скворец

Слайд

Он размером с воробья,

С буро-красной грудкой,

Трель не хуже соловья

Выдаёт малютка! Зяблик

Слайд

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! Жаворонок

Слайд

Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка -…. Трясогузка

Слайд
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. Ласточка

Физкультминутка

А теперь мы отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Как вы птицы летите? ВЫСОКО-О-О-О

Куда вы птицы летите? ДАЛЕКО-О-О-О

Почему возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы?

Стало тепло, появились насекомые.

Подумайте, как же связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе.

Предположения учащихся

Давайте попробуем раскрыть секрет волшебницы-весны при помощи модели.

Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему?

Слайд

Определите другие связи и соедините их стрелкой

( на компьютере)

Что помогло установить связи неживой и живой природы.

Приметы весны Изменения в живой и неживой природе

5.Выводы и обобщение

Назовите основные примеры изменения в неживой и живой природе. Коротко

Прочитайте вывод в учебнике и сравните его с нашим выводом.

Есть ли в сообщении мудрой сова примеры, которые мы не назвали.

6. Контроль и оценка достижений (по вопросам учебника)

Оценивание с помощью сигналов

Прочитайте контрольные вопросы и оцените свою работу на уроке с помощью смайликов, исходя из критериев.Слайд

человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

7.Выберите д/з к следующему уроку: (на карточках)

1.Рабочая тетрадь стр.56-57

2.Оформи плакат в защиту первоцветов!

3.Поищи ответ на вопрос «Кого называют вестником весны и почему?»

Покажите своё настроение в конце урока

Чтобы у гостей тоже было прекрасное настроение подарите им весенние нарциссы

Мне понравилась ваша работа на уроке!

Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной!

Молодцы!

Презентация детского проекта «Приметы весны». (выступление)

1.Корниенко Андрей (Загадки о весне с рисунками)

2.Гирько Андрей (стихи)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Маршак)

3.Машкин Алеша (народные приметы о весне)

В заключении дети дарят гостям нарциссы из бумаги

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов в освоении нового. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на уроке.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

-У меня на доске условные обозначения. Для чего они нужны?

-Что такое погода?

Давайте охарактеризуем погоду сегодня.

— Нужно быть внимательным, наблюдательным, уметь поддержать товарища.

Фронтальная работа

-дают характеристику сегодняшней погоде, используя условные обозначения

— Ребята, вначале урока мы улыбнулись друг другу, а, когда люди улыбаются?

— И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости: (Не успел учитель договорить, стук в дверь.) Телеграмма.

— Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не может наступить раньше осени?

— Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?

— Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе.

выдвигают предположения;

-изменения в природе происходят постепенно;

— Итак, отправимся в гости к осени.

А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?

-Послушайте отрывок из стихотворения.

Какие признаки осени отражены в стихотворении?

Унылая пора…Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок)

-Во время нашего обсуждения звучала музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

-А в лесу нас встречает тётушка Сова. Посмотрите и постарайтесь запомнить то, о чём она вам расскажет.

Проверим какие осенние месяцы вы знаете.

— Выберите названия осенних месяцев.

-Расскажите, как изменяется неживая природа, используя слова – помощники.

-Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам.

-В чём причина происходящих изменений в неживой природе?

-Прочитаем учебный материал на стр. 26-27 учебника

-Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

-Как похолодание повлияло на объекты живой природы?

Организую работу в группах.

— Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах.

— Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму:

-сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу;

-затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте её заполнять.

Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом и рассказами подготовленных учеников.

Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?

— Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

— Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

— Какие деревья не сбрасывают листву?

Попросите родителей не рубить ёлку в лесу на Новый год, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса

Работа в парах

Смотрят с тётушкой Совой «Времена года. Октябрь»

в похолодании

— работа с информацией в учебнике.

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе, которые происходят с приходом осени.

жёлтый листик — правильно выполнил задание

красный — задание выполнил с помощью учителя или одноклассника

зеленый – задание выполнить затруднился

Работа в группах.

— обсуждение услышанных предложений, заполнение схемы шаблонами

Учащиеся формулируют ответ

— С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад.

-Хвойные деревья.

— К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.

— Как называются такие птицы?

— Каких перелётных птиц вы знаете?

— Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?

-Видели ли вы летом насекомых? Каких?

— Много ли их было летом?

— Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

— Чем ещё питаются птицы?

-Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут?

— Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, собирают семена растений, чтобы накормить птиц.

По-прежнему мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых. 

— С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. – У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

(Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли — лягушками; хищные птицы — мышами.)

Учащиеся делают вывод:

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края — туда, где есть корм.

Рассказы детей о зимующих птицах.

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили пункты нашего плана?

-Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему путешествию «В гости к осени»

-Какие изменения происходят в неживой природе?

-Какие изменения происходят в живой природе?

Продолжите предложения: 
— Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… 
-У меня получилось… 

Дети выстраивают выводы

Ребята оценивают свою работу на уроке, поднимают листики.

(жёлтый листик — правильно выполнил задание

красный — задание выполнил с помощью учителя или одноклассника

зеленый – задание выполнить затруднился)

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о