Конспект урока по русскому языку 2 класс слово и предложение школа 21 века – План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Тема: «Слова и предложения» | скачать бесплатно
Урок русского языка 2 класс
Урок русского языка во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема урока: Слово и предложение.
Цели урока: Познакомить с понятием «предложение» и видами предложений по цели высказывания;
Отрабатывать умения определять цель предложения
Деятельность педагога
Деятельность детей
УУД
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок – начинается урок.
Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так.
Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Садитесь.
Дети приводят в порядок рабочее место.
Садятся на свои места.
Регулятивные
-самоконтроль
Коммуникативные
-согласованность действий с партнером)
II. Актуализация знаний
Начинаем урок русского языка, и определить тему урока нам поможет учебник.
Ваша задача открыть «Урок 19».
– А как можно быстро и четко открыть «Урок №19».
-Какая страница нашего урока.
-Назовите тему нашего урока. СЛАЙД 1
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
-Вспомним изученное. Из чего состоят слова? Чем звук отличается от слова?
-Хорошо, молодцы. Прочитайте тему, она подскажет вам то, что вы забыли сказать.
-Молодцы. А теперь давайте подумаем. Какое задание предлагает нам Сережа. Прочитайте, пожалуйста.
СЛАЙД 2
–Хорошо. Давайте проверим. Я тоже выполнила это задание. Вы согласны со мной? Почему вы так решили?
– Сравните запись под номером 2 и 3. В каком случае мысль передана более точно.
– Обратимся к «Тайнам языка»
-Продолжим работу по различению предложений и не предложений. Упр.1.
Читаем задание. Работать будем в парах. Вам будет легче, опирайтесь на признаки, объясняйте и помогайте друг другу.
-Давайте проверим. Я тоже выполнила это задание. Вы согласны со мной?
– Что интересного вы заметили, или чем отличаются эти предложения?
– Как вы думаете, почему?
– Да, в конце предложения всегда ставят точку, вопросительный знак или восклицательный знак. Это знаки препинания. СЛАЙД 3.
Смотрим на экран,
(учитель выразительно читает примеры и спрашивает, из каких сказок А.С.Пушкина взяты эти предложения. Если дети затрудняются, сам называет сказки)
СЛАЙДЫ 4-6
-надо посмотреть по содержанию в конце учебника.
– стр.59
-Слово и предложение.
-Говорить о слове и предложении и работать со словом и предложением. Узнаем что-то новое.
– Слова состоят из звуков.
-Звук можно произнести, услышать, но без слова звук не имеет значения.
Слово тоже можно произнести, услышать, оно всегда имеет значение.
-Из слов строятся предложения.
-Прочитай. Найди предложение. Объясни свой выбор.
-Предложение под номером 3.
– ….
– После прочтения слова осень возникает много вопросов. Осень началась или закончилась? Дождливая или солнечная?
Дети читают вывод.
Дети советуются и записывают в тетрадь только предложения.
Проверяют, высказывают свое мнение, исправляют ошибки.
-В конце одного предложения стоит точка, а в конце другого – вопросительный знак.
Дети следят и отгадывают сказки.
Познавательные (общеучебные)
-поиск с информации
– работа с книгой
Коммуникативные
– построение речевых высказываний
Регулятивные
– Целеполагание
Коммуникативные
-умение полно и точно выражать свои мысли
Познавательные (логические)
-сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование
Познавательные (общеучебные)
-Смысловое чтение
Коммуникативные
-планирование учебного сотрудничества
-умение полно и точно выражать свои мысли
Познавательные
-сравнение объектов
Познавательные (логические)
-сравнение, выдвижение гипотез и их обосновани
-установление причинно-следственных связей
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 7
Проводит дежурный.
Коммуникативные
-лидерство и согласованность действий с партнерами
III. Проблемное объяснение нового знания
– Продолжаем работать.
Упр. 2
Внимательно посмотрите на предложения, выберите и прочитайте предложение, в котором вы спрашиваете. Объясните знак препинания. Запишите.
Выберите и прочитайте предложение, в котором вы приказываете. Объясните знак препинания. Запишите.
Выберите и прочитайте предложение, в котором вы что-то рассказываете. Объясните знак препинания. Запишите.
Молодцы. Обратимся к «восклицательному знаку», к рубрике «Обрати внимание»
СЛАЙД 8
Дети находят и читают выбранные предложения.
Объясняют знаки препинания.
Записывают в тетрадь.
Читает хорошо читающий ученик.
Познавательные (логические)
-сравнение объектов
Познавательные (общеучебные)
-поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные
-умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
-самоконтроль
Познавательные (общеучебные)
-Смысловое чтение
-Структурирование знаний
IV. Первичное закрепление
-Придумайте разные по цели высказывания предложения по осенней зарисовке.
СЛАЙД 9
Дети работают в парах, придумывают и выбирают предложения. Называют лучшие.
Коммуникативные
-лидерство и согласованность действий с партнерами
– построение речевых высказываний
V.Итог урока Рефлексия
– Оцените работу своей пары.
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Достигли мы этой цели?
-Что нового о предложении узнали?
– Молодцы. Дома попробуйте правильно поставить знаки препинания в предложениях, определяя цель высказывания предложений. Упр.3 на стр.61.
Встали. Урок окончен. Спасибо.
Ученики показывают свои оценки.
– Узнать что-то новое о предложении.
– Да.
-У каждого предложения есть цель высказывания. В конце предложения ставят разные знаки.
Регулятивные
-самооценка
Познавательные (общеучебные)
-контроль и оценка результатов деятельности
infourok.ru
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: «Слово и предложение».
МБОУ «Бетькинская СОШ»
Школа превосходства.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Слово и предложение».
УМК «Школа России»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: показать для чего в речи нужны слова, что слова могут обозначать; как из слов можно построить предложение, чем слово отличается от предложения
Задачи урока:
–образовательные: учить отличать слово от предложения;
– развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;
– воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Метапредметные результаты, формируемые на уроке
Регулятивные: умение организовывать свои действия, ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану.
Познавательные: дать понятие о предложении и значении слова в речи.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре.
Личностные:
– формировать положительное отношение к учебе, бережное отношение к книге
Ход урока
I.Организационный этап.
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята! – Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас сегодня гости. – Поприветствуйте их (дети поворачиваются к гостям и здороваются).
– Садитесь, пожалуйста.
– Поприветствуйте своих партнеров по плечу, по лицу.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
А) Слайд № 3 (работа над пословицей)
Запись в тетради. Число, классная работа. Минутка каллиграфического письма.
Одна голова – хорошо, две – лучше.
-Как вы понимаете эту пословицу?
Б) Повторение об изученных opфограммах.
-А сейчас мы посмотрим (Организационный этап) как вы умеете работать дружно. Работаем в структуре КОНЭРС.
-Ребята, подумайте, какое правило вы легко можете объяснить и оно вам наиболее понятно, не обсуждая друг с другом.
-Партнёры под № 1 возьмут 1 большой лист, разделят его на 4 части и раздадут каждому из вас.
– Теперь возьмите листочки, ещё раз подумайте и напишите название вашего угла.
-Посмотрите. Кто выбрал угол «Перенос слов»- вот ваш угол, кто выбрал угол «Разделительный мягкий знак»- вот ваш угол. А сейчас встаньте, задвиньте стульчики и подойдите к своему углу. Найдите пару, поприветствуйте друг друга и за 30 сек. расскажите своему партнёру всё, что знаете о данной орфограмме. Докажите правильность своего выбора. Начинает тот, кто выше ростом.
(спросить одного участника каждого угла)
-Молодцы, поблагодарите друг друга и займите свои места.
– Вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно, отвечайте правильно. (Слайд 4 Загадки: картинки
1) Прибор для глажения (Утюг).
2) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита (Книга).
3) Что растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой (Сосулька).
4) Кто зимой в берлоге
Лакомится лапой?
Ну, конечно, это Мишка … (Косолапый).
5) Зимой и летом одним цветом (Ёлка).
6) Кто летом в шубе серой , а зимой – белой?(Заяц)
(Слайд 5-6 ) Слова и предложения
-Сравните верхнюю и нижнюю запись
(Ответы детей)
III. Целеполагание.
– Кто догадался о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(о словах и предложениях)
– Тема нашего урока: «Слово и предложение».
– Давайте, наметим план нашей дальнейшей работы.
– Что бы вы хотели узнать о словах и предложениях?
Слайд № 7.
– Что называют слова?
– Что такое предложения?
-Как отличить предложение от слова?
IV. Решение проблемы.
Катя и Саша играли в школу.
-Катя говорит, посмотри, какие красивые слова я записала
(слайд 8) дружба, дворец, весёлый, светит
– А Саша сказал: А я записал предложения. (слайд8) Утро. Рассвет. Начинается день.
Посмотрев на Сашину запись, Катя сказала, что у него тоже записаны слова.
Саша с ней не согласился, сказав, что он написал предложения.
– А Катя утверждала, что Саша написал слова
-– Подумаем вместе. Права ли Катя?
– Перед нами проблема:
ПРОБЛЕМА: ОТЛИЧИЕ СЛОВА ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( слайд 9)
Открытие новых знаний
– Сейчас подумаем над проблемой.
– Как отличить слово от предложения?
– (Слайд 10) Давайте прочитаем Катины слова. Что они называют?
(предмет, признак, действия – вопросы) слайд 11
– Прочитаем Сашину запись.
– Что вы можете сказать о предложении? (Слайд 12)
– Так чем же предложение отличается от слов?
Слайд – вывод 13
V. Физминутка.
VI. Работа по учебнику.
На стр.4, прочитайте вывод. Подумайте. Совпадает ли наш вывод с определением в учебнике.
Слайд 14
V. Итог урока. МИКС ПЭА ШЭА.
1.Звучит музыка. ( Дети встают, задвигают стулья и произвольно танцуют.)
2.Музыка выключается.
– Образуйте пары. Дети приветствуют друг друга и встают парами.
3. Учитель задаёт вопрос.
– Объясните, партнеру, что называют слова?
. (спрашиваю 2 человека)
4. Снова звучит музыка.
– Чем отличается слово от предложения?
VII . Рефлексия.
-Понравился ли вам урок? Чем? Ребята, что нового вы узнали на уроке?
-Решили ли мы поставленные задачи?
У вас на столах лежат «Смайлики» (грусть, веселье). Сейчас мы с вами определим, понравился ли вам урок, с каким настроением вы уходите с урока. Выберите свой «Смайлик» и поселите его на нашу полянку.
VIII. Д/з. слайд 15 Стр. 4, упр. 226, правило с.4. Ребята, может кто – то выполнит и др. задание. Составьте рассказ о наступлении весны.
infourok.ru
– Прозвенел звонок – начинается урок. Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так. Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Садитесь. | Дети приводят в порядок рабочее место. Садятся на свои места. | Регулятивные -самоконтроль Коммуникативные -согласованность действий с партнером) | Начинаем урок русского языка, и определить тему урока нам поможет учебник. Ваша задача открыть «Урок 19». – А как можно быстро и четко открыть «Урок №19». -Какая страница нашего урока. -Назовите тему нашего урока. СЛАЙД 1 -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? -Вспомним изученное. Из чего состоят слова? Чем звук отличается от слова? -Хорошо, молодцы. Прочитайте тему, она подскажет вам то, что вы забыли сказать. -Молодцы. А теперь давайте подумаем. Какое задание предлагает нам Сережа. Прочитайте, пожалуйста. СЛАЙД 2 –Хорошо. Давайте проверим. Я тоже выполнила это задание. Вы согласны со мной? Почему вы так решили? – Сравните запись под номером 2 и 3. В каком случае мысль передана более точно. – Обратимся к «Тайнам языка» -Продолжим работу по различению предложений и не предложений. Упр.1. Читаем задание. Работать будем в парах. Вам будет легче, опирайтесь на признаки, объясняйте и помогайте друг другу. -Давайте проверим. Я тоже выполнила это задание. Вы согласны со мной? – Что интересного вы заметили, или чем отличаются эти предложения? – Как вы думаете, почему? – Да, в конце предложения всегда ставят точку, вопросительный знак или восклицательный знак. Это знаки препинания. СЛАЙД 3. Смотрим на экран, (учитель выразительно читает примеры и спрашивает, из каких сказок А.С.Пушкина взяты эти предложения. Если дети затрудняются, сам называет сказки) СЛАЙДЫ 4-6 | -надо посмотреть по содержанию в конце учебника. – стр.59 -Слово и предложение. -Говорить о слове и предложении и работать со словом и предложением. Узнаем что-то новое. – Слова состоят из звуков. -Звук можно произнести, услышать, но без слова звук не имеет значения. Слово тоже можно произнести, услышать, оно всегда имеет значение. -Из слов строятся предложения. -Прочитай. Найди предложение. Объясни свой выбор. -Предложение под номером 3. – …. – После прочтения слова осень возникает много вопросов. Осень началась или закончилась? Дождливая или солнечная? Дети читают вывод. Дети советуются и записывают в тетрадь только предложения. Проверяют, высказывают свое мнение, исправляют ошибки. -В конце одного предложения стоит точка, а в конце другого – вопросительный знак. Дети следят и отгадывают сказки. | Познавательные (общеучебные) -поиск с информации – работа с книгой Коммуникативные – построение речевых высказываний Регулятивные – Целеполагание Коммуникативные -умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные (логические) -сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование Познавательные (общеучебные) -Смысловое чтение Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества -умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные -сравнение объектов Познавательные (логические) -сравнение, выдвижение гипотез и их обосновани -установление причинно-следственных связей | – Продолжаем работать. Упр. 2 Внимательно посмотрите на предложения, выберите и прочитайте предложение, в котором вы спрашиваете. Объясните знак препинания. Запишите. Выберите и прочитайте предложение, в котором вы приказываете. Объясните знак препинания. Запишите. Выберите и прочитайте предложение, в котором вы что-то рассказываете. Объясните знак препинания. Запишите. Молодцы. Обратимся к «восклицательному знаку», к рубрике «Обрати внимание» СЛАЙД 8 | Дети находят и читают выбранные предложения. Объясняют знаки препинания. Записывают в тетрадь. Читает хорошо читающий ученик. | Познавательные (логические) -сравнение объектов Познавательные (общеучебные) -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные -умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные -самоконтроль Познавательные (общеучебные) -Смысловое чтение -Структурирование знаний | – Оцените работу своей пары. – Какую цель мы ставили в начале урока? – Достигли мы этой цели? -Что нового о предложении узнали? – Молодцы. Дома попробуйте правильно поставить знаки препинания в предложениях, определяя цель высказывания предложений. Упр.3 на стр.61. Встали. Урок окончен. Спасибо. | Ученики показывают свои оценки. – Узнать что-то новое о предложении. – Да. -У каждого предложения есть цель высказывания. В конце предложения ставят разные знаки. | Регулятивные -самооценка Познавательные (общеучебные) -контроль и оценка результатов деятельности |
intolimp.org
Конспект урока по русскому языку для 2 класса (Программа ” Начальная школа XXI века”) “Слова-синонимы “
Конспект урока по русскому языку для 2 класса (Программа «Начальная школа XXI века») «Слова-синонимы»
Разработан учителем начальных классов лицея №49 г. Калиниграда Крутько Анной Игоревной.
Тема урока: «Слова –синонимы»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для формирования представлений о словах-синонимах.
УМК: Начальная школа XXI века.
Задачи:
1.Образовательные: организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;
2.Развивающие: развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные навыки; развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;
3.Воспитательные: воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Регулятивные УУД:
умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
учить принимать и сохранять учебную задачу;
умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль над результатом действия;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Личностные УУД:
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представления о синонимах, сходством и различием слов-синонимов.
Познавательные УУД:
уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе анализа учебного материала ; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану; уметь организовывать свое рабочее места под руководством учителя.
Личностные УУД:
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
Оборудование: учебник, презентация, технологическая карта урока.
Ход урока
1.Приветствие,2.Самоопределение к деятельности.
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
-Здравствуйте, ребята!
-Проверьте вашу готовность к уроку.
Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке
II. Минутка чистописания
1. Выполнение работы в тетради
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: умение внимательно слушать и слышать
Откройте свои тетради, сядьте правильно, тетрадь положите под наклоном и запишите сегодняшнее число, а ниже запишите «Классная работа».
– Начнем мы наш урок с минутки чистописания
– Посмотрите на слайд
– Какие соединения в этих буквосочетаниях?
-Пишите красиво, запишите соединение и пословицу в тетради.
Учащиеся объясняют, какое соединение у каждого из них
чт- верхнее
чн- верхнее
Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, буквосочетания
III. Словарная работа
1. Выполнение словарной работы
Познавательные:
Выполнение словарной работы
Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
– Ниже с новой строки с большой буквы запишите словарные слова.
Б_рё́за , к_ро́ва, с_ба́ка, к_пу́ста, т_тра́дь, м_чта́.
– Поставьте ударения и подчеркните орфограмму.
-Познакомьтесь с новыми словарными словами:
Ребята, мороз, одежда.
-Запишите их,выделяя орфограмму.
– Составьте предложение с этими словами (Дети устно составляют предложения) -Запишите предложение.
Учащиеся выполняют словарную работу в тетради:
Берё́за, коро́ва, соба́ка, капу́ста, тетра́дь, мечта́.
IV.Актуализация знаний учащихся
1. Повторение ранее изученного материала. Создание проблемной ситуации.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться.
-Найдите лишнее слово
Большой , огромный ,кирпичный ,громадный.
-Что общего у оставшихся слов?
-Как называют такие слова?
-Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
Анализируют и группируют слова, решают проблемную ситуацию.
V. Сообщение темы и цели урока
1. Сообщение темы и цели урока учащимся
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.
– Откройте учебник на с.42, прочитайте название урока . Какое слово новое? Определите цель урока.
VI.Изучение нового материала
1. Знакомство с понятием синонимы.
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме
-Работаем с рубрикой «Давай подумаем» на с.42. Сравним эти тексты.
-Выпишите, какими словами они различаются.
-Близки ли они по значению?
-На какие вопросы отвечают?
Такие слова называют синонимами. Прочитайте определение синонимов на с. 43.
Познакомимся с рубрикой «Из истории языка»
Работают с учебником , отвечают на вопросы учителя.
2. Выполнение упражнения 1, с.43
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.
-Запишите в тетрадь упр. 1. Пишите красиво, следите за осанкой.
-Задание прочитает вслух…
-Составьте в парах предложения по картинкам, используя данные слова.
-Запишем 1 из предложений под диктовку.
-Итак ,синонимы имеют близкое значение ,но вовсе не называют одно и то же.
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Составляют предложение по картинкам, используя данные слова, записывают 1 из них.
3. Физминутка.
-А сейчас давайте с вами немного отдохнём и проведём физминутку.
Мы хлопаем в ладоши – хлоп, хлоп!
Мы топаем ногами – топ, топ!
Качаем головой, качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы низко приседаем
И прямо мы встаем.
Руки вниз, на бочок,
Разжимаем – в кулачок.
Руки вверх и в кулачок,
Разжимаем – на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся!
– Молодцы, ребята! Садитесь.
4. Выполнение упражнения 2, с.44
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.
-Найдите упражнение 2.
-Задание прочитает вслух…….
-Будем работать в парах .Устно выберите подходящее слово из скобок. Как называются эти слова?
-Проверим, какие предложения получились. Запишем 1 и 2 предложения. Комментировать будет…
-Молодцы!
Наблюдают за значением слов-синонимов. Записывают предложения с выбранными словами.
VII.Итог урока
1. Рефлексия.
-Наш урок подошёл к концу.
-Что нового узнали на уроке?
– Что такое синонимы?
– Молодцы ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали. Вы были очень активными.
-Спасибо за урок! До свидания! До новых встреч!
Ответы учащихся.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по УМК “Начальная школа XXI века”
Изучение нового материала
Запишите в тетрадях число , классная работа.
Что нужно помнить при письме?
(наклон, высота букв)
(Писать аккуратно и грамотно).
Слайд 1
Рассмотрите внимательно рисунки.
Как вы думаете, что здесь изображено?
Что общего есть в названии?
(Есть слово корень)
(о корне)
корень
Блок «Как устроен наш язык»
(открывать законы, по которым живёт наш язык)
(Корень часть слова)
Корень часть слова
Цель – выяснить, что такое корень.
Создание проблемной ситуации
Слайд 2
Рассмотрите картинки.
Прочитайте слова под картинками.
Одинаково ли значение у этих слов?
Что их объединяет?
Можно ли сказать, что дом, домик, домище – это формы одного и того же слова?
(общее значение – то, где живут)
Близкие по значению
Могут ли дом, домик, домище быть формами одного и того же слова?
(Изменить форму слова)
Значит домик домище не могут быть формами слова дом, и они не могут быть формами одного и того же слова.
Слайд 3
Во всех этих словах общая часть слова – дом.
Общая часть
Работа по учебнику
Упражнение 1 (отработка умения находить общую часть)
Слайд 4
Гриб-грибок-грибник
Выясним значение второго и третьего слова, используя первое.
(Маленький, тот кто собирает грибы)
(дети выходят к доске и подчёркивают общую часть)
Работа в тетрадях
Запишем в тетрадь группы слов (режим белой доски)
Учитель на доске записывает слова
Правда – правдивый – неправда
Бросить – бросок – выбросить
Трава – травяной- травушка
подчеркните общую часть
если убрать части которыми отличаются слова, что останется (общая часть)
Ребята, может кто-то уже догадался, как называется общая часть слова.
Да нет
(работа продолжается в зависимости от ответа)
Да
корень
Закройте общую часть, прочитайте то что осталось.
(Нет)
Главная часть
Давайте прочитаем правило в учебнике.
(родственные, обозначение корня)
Нет
Давайте прочитаем правило в учебнике.
(родственные, обозначение корня)
На доске появляется алгоритм
Близкие по значению
Общая часть
Корень – главная часть
Родственные
Корень – главная ч
Вернёмся к упражнению №1
Можно ли слова в каждой строчке назвать родственными?
Есть ли у них общая часть?
Какой корень в этих словах?
Ребята родственные слова по-другому можно назвать однокоренными (табличка в алгоритм), имеющие один корень.
multiurok.ru
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | – 1, 2, 3, 4, 5 Я хочу успешным стать. Буду заниматься. Будет получаться! | Проверка рабочих мест |
|
| Умение настраивать себя на работу. Мотивация на успех. |
Психологический настрой к уроку | Как вы думаете, зачем на нашем уроке появился кораблик? Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в необычное путешествие на этом кораблике. А сейчас…. Ой кто это такой? Кот услышал, о наших путешествиях на уроках и ему захотелось к нам. Возьмём его с собой? | Корабль – это средство передвижения, на нём можно путешествовать. Да это же всем известный кот Матроскин из Простоквашино. |
|
|
|
Сообщение цели урока | Как вы думаете, что необходимо для успешного путешествия? Верно, иначе можно потерпеть кораблекрушение. Итак, я буду капитаном, а вы с Матроскиным юнгами. Ваши тетради – это бортжурналы, в которые вы будете вносить записи по ходу нашего путешествия. Для начала путешествия необходимо произнести волшебные слова. | Быть внимательными, знать изученные правила по русскому языку, правильно выполнять задания. |
Плыви, плыви кораблик, На запад, на восток. Канаты – паутинки, А парус – лепесток. |
| Умение вести диалог |
Минутка чистописания | -Итак, мы плывём по тихому спокойному морю. У моряков – это называется штиль. И первое что нужно внести в наши бортжурналы, – это дату путешествия и состояние моря. – Элементы, каких букв напоминает спокойное море? Запишите их? | г, и, ш. | Дата Классная работа г, ш, и | Пополнение словарного запаса. | |
Словарная работа | – Ребята, а кто знает, какие животные всегда есть на корабле? Верно, на нашем корабле они тоже были, но у нас появился юнга Матроскин и они сбежали, но своё дело успели сделать. Мышки съели некоторые буквы, давайте восстановим эти слова. Что общего между этими словами? | Мыши – Это словарные слова. Запись словарных слов в тетради. |
р . бята дев . чка учит . ль д . журить уч . ница |
Знание словарных слов, умение делать вывод. |
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
Повторение написания слов с заглавной буквы | – Продолжим наше путешествие. Повторим волшебные слова. Мы уже далеко от берега. Какое здесь тёмное небо, видимо, здесь был шторм, и корабли сбились с курса. Помогите провести их точно по курсу. Для этого необходимо распределить слова на 2 группы. Поработайте над этим вдвоём, задание у вас на столах. | Запись имён собственных в тетрадь. | Плыви, плыви кораблик, На запад, на восток. Канаты – паутинки, А парус – лепесток. Кораблики со словами: Роза, шарик, Земля, роза, Шарик, земля. | Правило написания большой буквы в словах. | Работа в парах Установления аналогий и причинно – следственных связей |
Восстановление деформированного текста | – А мы продолжаем своё путешествие. На море лёгкий ветерок плещутся рыбки. Но наши рыбки необычные, волшебные, они нам что – то хотят сказать, но нашего языка не знают, поэтому нам самим нужно составить предложение из слов, которые есть у наших рыбок. – Почему Ангара написали с большой буквы? – Подчеркните главные члены предложения. – Найдите в предложении слова, которые отвечают на вопрос что. Что они обозначают? Какой частью речи являются? | Запись предложения в тетрадь. Ответы на вопросы. | Слова: сильные, в, не, морозы, Ангара, замерзает, река | Правило написания большой буквы в словах. Умение определять главные члены предложения. Знания о частях речи, их признаках. | Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно |
Физминутка | – На море всё спокойно, давайте и мы отдохнём. | Повторение движений за учителем. | Рыбки плавают, ныряют. Кувыркаются в пруду. То сомкнутся, разомкнутся То зароются в песке. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. | |
Занимательная минутка | Продолжаем наше путешествие. Внимание! На нашем пути встретился пиратский корабль. Приготовились к бою. Вашим оружием являются ум. Если ответите верно, то отбили пиратов. Как пишутся имена и фамилии? – Объявляю благодарность самым отважным юнгам нашего корабля | Задания: – Назовите имена, которые могут принадлежать и мальчикам и девочкам. – Какие фамилии можно образовать от данных имён: Иван, Пётр, Борис, Кузьма? | Умение применять знания на практике | Умение удерживать учебную задачу | |
Работа по учебнику | – Пока вы сражались с пиратами, я получила шифрограмму. – Самостоятельно спишите, подчеркните в словах заглавную букву. | Работа по учебнику. Стр.98 упр. 5. | Умение работать самостоятельно. | ||
Творческое задание | – У нас на пути, сказочный остров. – Раз, два, три ну-ка сказка выходи! | Составление предложений. | Шкатулка с цветными кружками. Каждый цвет – это предмет или действие. | Умение применять знания на практике | Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
Рефлексия | – Наше путешествие успешно подошло к концу. |
| Закончите предложения. Сегодня на уроке я узнал…… Мне показалось интересным……… Меня удивило……… |
| Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |
Домашнее задание | Д\З Предлагаю вам на выбор | Задают уточняющие вопросы о Д\З. |
multiurok.ru
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | – 1, 2, 3, 4, 5 Я хочу успешным стать. Буду заниматься. Будет получаться! | Проверка рабочих мест |
|
| Умение настраивать себя на работу. Мотивация на успех. |
Психологический настрой к уроку | Как вы думаете, зачем на нашем уроке появился кораблик? Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в необычное путешествие на этом кораблике. А сейчас…. Ой кто это такой? Кот услышал, о наших путешествиях на уроках и ему захотелось к нам. Возьмём его с собой? | Корабль – это средство передвижения, на нём можно путешествовать. Да это же всем известный кот Матроскин из Простоквашино. |
|
|
|
Сообщение цели урока | Как вы думаете, что необходимо для успешного путешествия? Верно, иначе можно потерпеть кораблекрушение. Итак, я буду капитаном, а вы с Матроскиным юнгами. Ваши тетради – это бортжурналы, в которые вы будете вносить записи по ходу нашего путешествия. Для начала путешествия необходимо произнести волшебные слова. | Быть внимательными, знать изученные правила по русскому языку, правильно выполнять задания. |
Плыви, плыви кораблик, На запад, на восток. Канаты – паутинки, А парус – лепесток. |
| Умение вести диалог |
Минутка чистописания | -Итак, мы плывём по тихому спокойному морю. У моряков – это называется штиль. И первое что нужно внести в наши бортжурналы, – это дату путешествия и состояние моря. – Элементы, каких букв напоминает спокойное море? Запишите их? | г, и, ш. | Дата Классная работа г, ш, и | Пополнение словарного запаса. | |
Словарная работа | – Ребята, а кто знает, какие животные всегда есть на корабле? Верно, на нашем корабле они тоже были, но у нас появился юнга Матроскин и они сбежали, но своё дело успели сделать. Мышки съели некоторые буквы, давайте восстановим эти слова. Что общего между этими словами? | Мыши – Это словарные слова. Запись словарных слов в тетради. |
р . бята дев . чка учит . ль д . журить уч . ница |
Знание словарных слов, умение делать вывод. |
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
Повторение написания слов с заглавной буквы | – Продолжим наше путешествие. Повторим волшебные слова. Мы уже далеко от берега. Какое здесь тёмное небо, видимо, здесь был шторм, и корабли сбились с курса. Помогите провести их точно по курсу. Для этого необходимо распределить слова на 2 группы. Поработайте над этим вдвоём, задание у вас на столах. | Запись имён собственных в тетрадь. | Плыви, плыви кораблик, На запад, на восток. Канаты – паутинки, А парус – лепесток. Кораблики со словами: Роза, шарик, Земля, роза, Шарик, земля. | Правило написания большой буквы в словах. | Работа в парах Установления аналогий и причинно – следственных связей |
Восстановление деформированного текста | – А мы продолжаем своё путешествие. На море лёгкий ветерок плещутся рыбки. Но наши рыбки необычные, волшебные, они нам что – то хотят сказать, но нашего языка не знают, поэтому нам самим нужно составить предложение из слов, которые есть у наших рыбок. – Почему Ангара написали с большой буквы? – Подчеркните главные члены предложения. – Найдите в предложении слова, которые отвечают на вопрос что. Что они обозначают? Какой частью речи являются? | Запись предложения в тетрадь. Ответы на вопросы. | Слова: сильные, в, не, морозы, Ангара, замерзает, река | Правило написания большой буквы в словах. Умение определять главные члены предложения. Знания о частях речи, их признаках. | Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно |
Физминутка | – На море всё спокойно, давайте и мы отдохнём. | Повторение движений за учителем. | Рыбки плавают, ныряют. Кувыркаются в пруду. То сомкнутся, разомкнутся То зароются в песке. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. | |
Занимательная минутка | Продолжаем наше путешествие. Внимание! На нашем пути встретился пиратский корабль. Приготовились к бою. Вашим оружием являются ум. Если ответите верно, то отбили пиратов. Как пишутся имена и фамилии? – Объявляю благодарность самым отважным юнгам нашего корабля | Задания: – Назовите имена, которые могут принадлежать и мальчикам и девочкам. – Какие фамилии можно образовать от данных имён: Иван, Пётр, Борис, Кузьма? | Умение применять знания на практике | Умение удерживать учебную задачу | |
Работа по учебнику | – Пока вы сражались с пиратами, я получила шифрограмму. – Самостоятельно спишите, подчеркните в словах заглавную букву. | Работа по учебнику. Стр.98 упр. 5. | Умение работать самостоятельно. | ||
Творческое задание | – У нас на пути, сказочный остров. – Раз, два, три ну-ка сказка выходи! | Составление предложений. | Шкатулка с цветными кружками. Каждый цвет – это предмет или действие. | Умение применять знания на практике | Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
Рефлексия | – Наше путешествие успешно подошло к концу. |
| Закончите предложения. Сегодня на уроке я узнал…… Мне показалось интересным……… Меня удивило……… |
| Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |
Домашнее задание | Д\З Предлагаю вам на выбор | Задают уточняющие вопросы о Д\З. |
multiurok.ru