Кукла в кубанском костюме – . , – .

Мастер — класс по теме Изготовление кубанской куклы — закрутки

Практическая часть.

Тема: «Изготовление куклы – закрутки».

Мастер-класс с участниками форума.

Сценарий мастер-класса.

Цель: научиться выполнять кубанскую тряпичную куклу-закрутку на основе традиционной технологии.

Я хочу познакомить вас с кубанской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

– Берём лист бумаги формат А4 скручиваем в трубочку, фиксируем ниткой и завязываем на узелок.

— Взяли кусочек синтипона размером 3х3 см, скатали его в шарик, Этот шарик кладем на кусочек ткани белого цвета размером 20х20см.

Потом прикладываем на верхнюю часть трубочки, фиксируем ниткой и завязываем на узелок. Получилась голова. Оттягиваем противоположные углы белой ткани в стороны, фиксируем ниткой угол приблизительно на 1,5-2 см и завязываем на узелок нитку. Это получились «руки» куклы.

– Отложили то, что получилось в сторону.

– Берём любую цветную ткань размером 15х15 см, складываем попополам и стягиваем нитку, проложенную внутри, на поясе. Это у нас получилась «юбка».

Можно одеть куколке на голову косынку.

– Вот и всё. Кубанская кукла-закрутка готова.Научились сами — научите своих детей, коллег и родителей.

Материал на каждого участника мастер-класса:

лист бумаги формат А 4;

нитки – 1 катушка;

синтипон;

белая ткань размером 20х20 см;

цветная ткань размером 15х15 см;

цветная ткань размером (треугольник)10х6х6 см.

ножницы.

Форма работы:

подгрупповая.



sundekor.ru

Кукла в женском (мужском) кубанском костюме

Материал: Куклы в кубанской одежде (желательно выбрать костюм, не очень сложный для изображения). Простой графитный карандаш, цветные карандаши или акварель, кисти.
Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, формирование общественных представлений. Участие в кубанских костюмированных танцах на праздниках в детском саду.
Предварительная работа: Участие в костюмированном празднике «Кубанская осень» в детском саду. Посещение музея кубанского быта в станице Старовеличковской. Рассматривание книг и альбомов  с одеждой казаков.

Ход занятия:
      Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы конэй…» дети заходят в группу и садятся вокруг сундука.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в прошлое, когда жили наши далёкие предки. Вы хотите узнать, как одевались наши прапрабабушки и прапрадедушки. Вы  знаете, как их называли? Кубанские казаки и казачки.
      Сейчас мы с вами познакомимся с одеждой казаков и казачек. Казаки–люди вольнолюбивые, независимые, гордые и трудолюбивые. Казаки, первые переселились на Кубань, умели храбро воевать и жить честно. Они были смелые и бесстрашные. Семьи у казаков были большие, в семье было много детей и все жили в дружбе и любви.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая мебель была у казаков в хате?
Дети: Столы, лавки, полочки, табуреты, сундуки.
Воспитатель: Правильно, ребята, мебель была простая и делали её из дерева.
Посмотрите, ребята, что стоит в нашей хате?
Дети: сундук.
Воспитатель: правильно, сундук.
Воспитатель: А для чего был нужен казакам сундук?
Дети: В сундуке хранили одежду, фартуки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что хранится в нашем сундуке.
(Воспитатель достаёт детские кубанские костюмы и одевает их на детей)
      Оденьте эти костюмы. Вот теперь вы настоящие казачата. Издавна в народе повелось ходить в гости в самой нарядной, красивой одежде. Кубанский костюм складывался веками. Черкеска-это русское название верхней мужской одежды из сукна, без ворота, с широкими отворотами на рукавах.
       На груди черкески находятся газыри – специальные кармашки для патронов. Шаровары – широкие штаны, для удобства езды на лошадях. На ногах носили высокие чёрные сапоги, а на голове шапку-папаху. Кинжал и саблю казаки крепили к поясу.
       Женский костюм шили из цветного ситца, щёлка или бархата. Пышную юбку снизу украшали оборками или кружевом, а однотонные яркие кофты -тесьмой и вышивкой. На голове заплетали косы. Девушки повязывали ленты, а женщины носили яркие кружевные платки, на ногах носили полусапожки.    
      А теперь можно садится в костюмах за столы, и приступать к рисованию, рассматривая костюмы друг друга. (Звучат казачьи песни). Ну, вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Дети: рассматривать и рисовать казачью одежду.

xn--9-7sblbd6eg.xn--p1ai

Очарование народного костюма в кукольном творчестве – Ярмарка Мастеров

Для меня кукла в национальном костюме — это возможность заглянуть в прошлое и увидеть, как выглядели наши предки сотни лет назад. Кукла — это не манекен из музея. Это образ, в которую вложена любовь, тепло и душа мастера. Она, как будто живая, застыла на мгновение, чтобы сфотографироваться и пойти дальше.

Не много мастеров рождают таких кукол, но работами некоторых из них я хочу с вами поделиться.
Меня они очень вдохновляют.
Надеюсь, что и вам понравятся.

Куклы Земфиры Дзиовой — владикавказской мастерицы.

В осетинских нарядах.

Кукла в свадебной адыгской одежде.

Куклы Александры Кукиновой в русских традиционных нарядах.

Костюм Владимирской губернии.

Девичий костюм Архангельской губернии.

Кукла “Варенька” Лели Лоран.

Куклы-казачки краснодарской мастерицы Ирины Балашенко.

Кукла “Галина”.

“Сватовство”

Куклы Елены Ким  в национальном хакасском костюме.

“Дочь кочевника”

Кукла Саяна.

Куклы Зинаиды Инаркиевой в одежде ингушских женщин.

Всем вдохновения и приятного творчества!

www.livemaster.ru

Вишенка- традиционная, кубанская, свадебная | Страна Мастеров



Поделиться:

Недавно звонит моя любимая кумочка и говорит- “выручай!” Срочно нужна какая-то рукодельная вещица непосредственно имеющая отношение к кубанскому народному творчеству в кабинет кубановедения, есть у нас такой предмет в школе. Дети изучают свой родной край и всё, что с ним связано. А я на эту куколку давно зуб точила, но повода не было. Вот и удовлетворила я свою хотелку! Ура!

Кукла Вишенка кубанская свадебная кукла-оберег. Стояла на свадебном столе возле невесты. Головной убор по форме напоминает вишню – созревшая ягода, стройная, молодая.
Вишня у восточных славян всегда символизировала красоту девушки или женщины, женскую судьбу, целомудрие, юношескую любовь.
На девятый день после рождения ребенка, перед тем, как уйти из дома роженицы, повивальная бабка исполняла обряд первого ритуального купания. Воду, в которой купали девочку, обязательно выливали под вишню, чтобы малышка стала такой же стройной и красивой, обязательно вышла замуж.

В заключении скажу, что кукла скручена на основе столбушки. 

Всем пламенный привет! Что-бы я делала без ваших отзывов и положительных эмоций! 

stranamasterov.ru

Мастерская кукол и хорошего настроения

После вчерашней нашей красоты  ну я просто не смогла не поднять МК, который писала для школьно-рукодельного журнала “Девчонки и мальчишки”. Подняла  и выставляю в блог.

Вот это нам понадобится

Вырезаем 3 круга. Один диаметром 30см  и два маленьких кружка 7см, я, как всегда, воспользовалась подходящей посудой – тарелкой и винным бокалом

Стягиваем по краю

Набиваем  синтепоном и стягиваем шапочку на “нет”

Аналогично делаем два шарика-бюста

Вырезаем из розового трикотажа голову и носик, 15см и 3 см в диаметре

Стягиваем

Нос пришиваем по центру лица и размечаем утяжку

Утягиваем

Гримируем

Вышиваем нитками мулине реснички и ротик. Соединяем туловище, голову и бюст.

Из пряжи делаем паричок

Приклеиваем его

Вот так

Из несыпучей ткани выкраиваем наряд  – фартук и косынку-кичку, а так же руки и ступни

Мелкими стежками пришиваем косынку к голове, что необходимо подклеиваем.

Из мелких бусинок делаем серьги и бусы Казачке

Приклеиваем их

Вот так примерно

Можно обойтись без драматических моментов и поставить Кубаночку на подставку-досочку

Тогда казачка превращается в Хозяюшку

Можно из Казачки сделать Дачницу с клубникой

Все. Готово! Переработав эту идею, можно нашить разных кукол-шариков. Например, солдатика на День Защитника или Домовичка. 

Дальнейшая судьба Казачки-Хозяюшки-Дачницы сложилась неплохо. Она была куплена на выставке, а перед этим, как я писала выше, о ее происхождении поведал журнал.

И было это в 2009 году

Буду рада, если этот МК окажется вам, гости дорогие, полезным!

olgakholodnykh.blogspot.com

Методическая разработка “Всему начало здесь, в краю родном”

Разделы:
Внеклассная работа


Декоративно-прикладное
творчество Кубани является частью народного искусства России. Любовь к родному
краю, знание его истории становятся той благодатной почвой, на которой происходит
рост духовной культуры ребёнка. Занятия в студиях декоративно-прикладного творчества
позволяют познакомить детей с традиционными народными промыслами, показать
процесс создания изделий, воспитывают уважение и гордость за свой народ.


Организация
учебного процесса в студии “Волшебный клубок” позволяет сблизить процесс
развития, воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно поэтому занятия
в студии строятся на принципах тесного сотворчества педагога, воспитанников и
родителей.


В
основу данной разработки заложено духовно-нравственное и
художественно-эстетичес-кое воспитание детей среднего школьного возраста через
знакомство с кубанской игрушкой и овладением технологическими приёмами её
изготовления.


Одной из задач учебного процесса является развитие
исследовательского потенциала педагога и воспитанников. Представленная
методическая разработка предполагает инновационные формы организации занятий. В
связи с этим необходимым является проведение экскурсий в краевой музей,
мастерские народно-прикладного искусства, где происходит знакомство с историей
Кубани и её традициями. Частыми гостями на занятиях бывают родители, дедушки,
бабушки, которым есть что рассказать, чему научить студийцев. Их истинная
любовь к истокам народного творчества благотворно влияет на развитие творчества
юных мастеров. На занятия приносятся предметы, оставшиеся от прадедушек и
прабабушек как крупицы истории быта Кубани, рассказываются истории
происхождения этих вещей. А что может быть интереснее жизненного уклада,
обычаев наших предков! Нередко на занятиях звучат народные потешки, прибаутки,
образные описания, раздольные кубанские песни. Разнообразные формы занятий,
использование наглядного материала, создание атмосферы исторического прошлого
пробуждают у детей желание применить полученные знания в создании различных
сувениров, в том числе народных кубанских игрушек. Традиционно-народная игрушка
на Кубани изготавливалась из того, что было под рукой: глины, кусочков ткани,
кожи, меха, кукурузных листьев, початков (поношей), шерстяной пряжи.


В
результате анализа литературы по технологии изготовления кубанских игрушек оказалось,
что материала по данной теме очень мало, поэтому возникла необходимость в
собственной разработке народной игрушки-сувенира как символа Кубани –
куклы-казака и куклы-казачки.


В
нашей разработке подробно и последовательно даётся описание методов и приёмов работы,
технология изготовления куклы-казака и куклы-казачки. Его текстовая часть
содержит, кроме конкретных технологических рекомендаций, сведения о казацком
быте и костюме. Наряду с практической работой детям художественно раскрывается
образ казачки и образ казака.


Все
образцы изделий кубанских кукол, представленные на фотографиях – авторские. Из
отдельных экспонатов кубанской народной куклы детям предлагается сделать
различные композиции: “Кубанская семья”, “Хоровод” и т.д.


Полюбив
и изучив кубанскую народную игрушку, ребёнок лучше поймёт и оценит творчество
других народов, увидит то, что отличает их друг от друга. Программа студии
“Волшебный клубок” даёт возможность воспитанникам изучить культуру,
традиции, быт других народов и, как результат, изготовить народную игрушку.


Хочется
надеяться, что предложенный материал может пригодиться другим педагогам и
поможет им  достичь определённых результатов в обучении воспитанников
(появляется устойчивый интерес к занятиям народным и декоративно-прикладным
искусством, истории русской, кубанской народной игрушке, вырабатывается
художественно-эстетический вкус, фантазия и творческое мышление).


Актуальность
данной разработки в том, что она позволяет в данной системе занятий объединить
три основных задачи обучения: техническую, художественную и духовную.


1. Кукла-казачка


Рисунок 1


Для изготовления куклы-казачки отводится 6 часов.


1.1. Образ казачки


В начале занятия педагог раскрывает образ казачки, какие
черты были присущи кубанской женщине (трудолюбие, доброта, скромность,
преданность).


Дети узнают о героизме  женщин-казачек. На примере отважной
казачки Елены Чоба раскрывается образ русской женщины. Всё было в нелёгкой
судьбе Елены Чоба: и потери товарищей, и награды, и ранения. Подвиг её – это,
прежде всего, подвиг любви и верности.


1.2. Костюм казачки


Основой
женского костюма являлись сорочка и юбка различных покроев. Ткани и отделка женской
одежды были весьма разнообразны. Стеганые “кохты” из ситца или сатина
казачки называли в зависимости от длины: “гусаркой”,
“куциной” или “полькой”.


Волосы женщины заплетали в косы и укладывали их на затылке в
пучок. Пучок тщательно закрывался шлычкой: маленькой шапочкой, состоявшей из
круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Летом
девушки ходили с непокрытой головой, вплетая в косу разнообразные ленты. На
ноги казачки обували чувяки, черевички, сафьяновые сапожки, в зависимости от достатка.


1.3. Необходимые материалы и инструменты


Для
выполнения куклы-казачки требуются следующие инструменты и материалы:


  1. Пряжа шерстяная и х/б красного, белого, коричневого
    цветов.
  2. Пластиковая бутылка.
  3. Синтепон.
  4. Проволока толщиной 0,7 мм.
  5. Игла, ножницы, спицы, крючок.
  6. Тесьма, бусы, ленты.

1.4. Технологический процесс (практическая работа)


Для
изготовления юбки отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки и обматываем её
шерстяной пряжей красного цвета, затем отделываем юбку тесьмой. Для
изготовления туловища, проволоку длиной 10 см обматываем белой пряжей и обшиваем синтепоном (Рисунок 1Б).


Для
изготовления головы – берём синтепон круглой формы. В середину кладем кусочек
такого же синтепона и зашиваем ниткой. Из шерстяной коричневой пряжи укладываем
волосы и заплетаем в косу. Голову пришиваем к туловищу и вставляем в юбку.


Затем из цветной пряжи или остатков ткани выполняем кофту.
Украшаем одежду куклы тесьмой, лентой, бусами (Рисунок 1В).


2. Кукла-казак


Рисунок 2


На
изготовление куклы отводится 6 часов.


2.1. Образ казака


Образ
в народной игрушке передаётся условно и обобщённо, но при этом он невероятно
выразителен. Наряду с изготовлением куклы-казачки детям интересно своими руками
изготовить и куклу-казака.


Изготавливая
народную игрушку казака, учащиеся с интересом узнают, как жили казаки на Кубани.
Они всегда хранили казачьи традиции и главными святынями для них всегда были такие
понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле. Побывав в музее казачьей
славы, учащиеся имеют более полное представление о героизме казаков на полях
сражений. Выдающиеся боевые качества объяснялись и высоким моральным духом,
настроем на победу, уверенностью в собственных словах. Образ казака раскрывает
педагог в рассказах о славном прошлом предков.


2.2. Костюм казака


Казаки
были одеты в тёмно-синие или чёрные черкески с 16 патронниками и красными
погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой шапкой с
красным верхом. Форменная одежда, конь, оружие были составными частями казачьей
“справы”, т.е. воинского снаряжения. Казака “справляли”
задолго до того, как он шёл служить. Казачью форму надевали по праздникам и в
строю, хотя молодые казаки старались носить её и в обычные дни.


Старые
казаки выступали хранителями обычаев. Благодаря устной традиции передачи информации
от деда к отцу, от отца к сыну, кубанцы сохраняли свою культуру.


2.3. Необходимые материалы и инструменты


1. Пряжа шерстяная или х/б черного,
жёлтого цвета.


2. Синтепон.


3. Проволока диаметром 0,7 мм, длиной 0,5 м.


4. Игла, ножницы, спицы, крючок.


5. Кожа чёрного цвета /20х20 мм/.


6. Кусочки ткани, меха.


7. Тесьма.


2.4. Технологический процесс.


Для
изготовления туловища казака, проволоку длиной 12 см обшиваем синтепоном. Из проволоки к туловищу приделываем ноги, на которые одеваем сшитые из
кожи сапоги.


Голову
казака изготавливаем из синтепона и шьём из меха шапку с красным верхом.


Черкеску
казаку вяжем из чёрной пряжи или изготавливаем из ткани и украшаем патронниками.
Придаём лицу казака характерный вид с помощью усов, сделанных из пряжи


Сделав
отдельные экземпляры народной игрушки, можно составить различные композиции


Рисунок 3


Рисунок 4


Литература


1. 
Андреева И.А. Энциклопедия рукоделия. 1992.


2. 
Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании
детей.- М.: ЦРСДОД, 2000.


3. 
Горичева Г.М. Куклы,- Ярославль: Академия, 1999.


4. 
Дайн Г.Л. Русская игрушка,- М., 1987.


5. 
Детям – о традициях народного мастерства. Учебно-методическое пособие под редакцией
Т.Я. Шпикаловой,- М., 2001.


6. 
Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей.-
“Учитель”, 2007.


7. 
Куценко И.Я. “Кубанское казачество”. Краснодарское книжное
издательство, – 1993 г.


8. 
Крыжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пос. для род. и
пед.- Ярославль: “Акад. разв.”, 1997.


9. 
Круглова М.Ф. Подарки своими руками. М.: “Луч”, 2003.


10.
Куприянов В.В. Формы воспитательной работы с детским объединением,- Кострома,
КГУ, 2000.


11.
Лескова А.В. Мода и стиль в одежде. Казань: “Крот”, 1999.


12.
Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Патриотическое воспитание детей. (Игры и программы).-
ГОУ ЦРСДОД, 2003.


13.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров,- М., 1983.


14. Ратуш
В.Н. “Родная Кубань. Страницы истории”, – Краснодар, – 2003 г.


15.
Решетняк К.В. Мир вокруг нас. Минск: “Радуга”, 2000.


16.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Нар.
образ., 1998.


17. Трехбатов
Б.А. “История Кубани с древнейших времен до конца XVIII
века”, – “Перспективы образования”, – Краснодар, – 2000 г.


18. Фокина
Л.В. “Орнамент”. Учебное пособие, – “Феникс”, –
Ростов-на-Дону, – 2000 г.


19. Шулепова
Г.Г. “Золотая слава Кубани”, – “Периодика Кубани”, – 2003
г.


2.06.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о