Логопедическая диагностика детей 4 5 лет – Логопедическое обследование устной речи детей 4-5 лет

Логопедическое обследование устной речи детей 4-5 лет

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».

Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Также по теме:

logoped18.ru

Диагностика уровня речевого развития дошкольников 4-5 лет

      

      

Учебно - методический комплект  диагностических методик речевого развития детей 4 - 5 лет создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.


 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ. (О.А.Безруковой, О.Н. Каленковой)

        

        

       Технология определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

       Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.

       Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).

       Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.

       Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как:

сформированность лексической системности;

сформированность грамматической компетенции;

сформированность фонологической компетенции. Психологическая база речи (оперативная и

долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.

       Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С … или уровень 1; 2; 3… и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка. Не говоря уже о том, что оценка речи в «чистом виде», т.е. безотносительно к конкретным ситуациям (уровень притязаний, бытовые условия жизни, социальная среда, соматическое состояние и др.), не представляется эффективной.

       Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.

       Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.

       Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.

       В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.

       Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

       Возраст: дети дошкольного возраста - 4-5 лет.

       Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?

        Давай поговорим, как ты проводишь день.

  1. Когда ты завтракаешь? (Утром.)
  2. Когда ты обедаешь? (Днём.)
  3. Когда ты ужинаешь? (Вечером.)
  4. Для чего нужен светофор?
  5. Что нужно делать, если горит красный свет?
  6. Что нужно делать, если горит зелёный свет?
  7. Какое сейчас время года?Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках?
  8. Когда птицы вьют гнезда и выводят птенцов?
  9. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им
    подарки?

        ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

        1 блок

       Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1

       Назови то, что ты видишь на рисунках.
А. Рисунки: санки, цыпленок, полотенце, бусы, замок, автобус, апельсин, земляника, скамейка / лавочка.
Б. Рисунки: шапка, жук, ежик, ножницы, лягушка, душ, шляпа, вишня, шкаф.
В. Рисунки: чашка, очки, чемодан, щетка, котенок,
утенок, щенок, велосипед, щука.
Г. Рисунки: майка, юбка, елка, яблоко, лимон, платье, лестница, самолет.
Д. Рисунки: сковорода, кастрюля, крокодил, верблюд, воробей, дятел, трамвай, вертолет, светофор.

       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 44.

Задание 2

       Рассмотри рисунки. Назови все предметы, изображенные в каждой рамке, одним словом.
Рисунки: земляника, малина, вишня, туфли, сапоги, ботинки, яблоко, груша, лимон роза, ромашки, тюльпаны.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 3

       Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: веник, удочка, топор, ножницы, половник, сачок, иголка швейная, лопата, карандаш.
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 9.

 Задание 4

       Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено.
Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 5

       Рассмотри рисунки и скажи, что общего между парами предметов, изображенных на них, и чем они различаются.
Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—    свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай.
       ОЦЕНКА: правильно указано только общее — 1 балл, правилно указано общее и различия — 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

 Задание 6

       Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.
Рисунки: бабушка вяжет носок, мальчик ловит рыбу, девочки подметают пол, мальчик умывается, тетя поливает цветы.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 7

       Рассмотри рисунки и покажи: письменный стол, мужские сапоги, железную лопату, женский зонт.
Рисунки: письменный стол, обеденный стол, мужские сапоги, женские сапоги, железная лопата, деревянная лопата, зонт мужской, зонт женский.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 8

Какие цветы называют комнатными? Какую куртку называют детской? Какой мяч называют футбольным? Какую лампу называют настольной? Какую обувь называют уличной?
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

       2 блок

       Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

 Задание 9

       Послушай предложения и ответь на вопросы:
Если бочку сделали из дуба, какая это бочка, как ее можно назвать?
Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?
Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?
Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно назвать?
Если ложку сделали из серебра, какая это ложка, как ее можно назвать?

       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

 Задание 10

       Внимательно послушай пары слов, которые я буду произносить, и объясни, почему я их произношу вместе. Пары слов: хлеб — хлебница, сахар — сахарница, корм — кормушка, велосипед — велосипедист, фокус — фокусник.
       ОЦЕНКА: адекватный ответ (правильная смысловая связь) — 1 балл, неадекватный (не удалось установить адекватную смысловую связь) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 11

       Закончи предложение: Хлеб хранят в хлебнице, а масло в ... Свиньи живут в свинарнике, а куры живут в . Двор убирает дворник, а за садом ухаживает . Сапожник чинит сапоги, а часовщик — ... Суп из рыбы — рыбный суп, а суп из мяса — ...
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 12

       Рассмотри рисунки и скажи, как называются детеныши этих животных. Рисунки: курица, медведь, белка, тигр, корова, собака.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 13

       Рассмотри рисунки и покажи, где: А. куклы, мяч, молотки, ведра, дом. Рисунки: кукла — куклы, мяч — мячи, ведро — ведра, молоток — молотки, дом — дома; Б. чайки над водой, кошка под деревом, птица на клетке.
Рисунки: чайки над водой, чайки на воде, кошка под деревом, кошка на дереве, птица в клетке, птица на клетке.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 14

       Найди нужную картинку и ответь на вопрос: Чем забивают гвозди? Чем пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься зимой? Из чего делают яблочный сок? В чем люди ходят в холодную погоду? Рисунки: молоток, пила, полотенце, санки, коньки, яблоки, варежки, сапоги.
       ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 15

       Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются. Рисунки:
Собака залезает (влезает, забирается ...) в конуру — собака вылезает (выбегает, выползает ...) из конуры.
Кошка сидит (находится ...) на стуле — кошка сидит (прячется ...) под стулом.
Птица сидит (живет, находится ...) в клетке — птица сидит (находится, поет ...) на клетке.
Кошка сидит (прячется, находится ...) на дереве — кошка сидит (прячется, находится ...) за деревом.
       ОЦЕНКА: адекватный ответ (грамматически правильное употребление предлога и соответствующего окончания существительного) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 16

       Послушай предложения и ответь на вопросы. Бабушка читает книгу своим внукам. Кому бабушка читает? Что бабушка читает? Осенью птицы улетают на юг. Когда улетают птицы? Куда улетают птицы? Лена и Катя подарили маме букет васильков. Какие цветы подарили Лена и Катя? Кому подарили цветы?
       ОЦЕНКА: правильный ответ на первый вопрос — 1 балл, правильный ответ на второй вопрос — 1 балл. Максимальное количество баллов — 6.

        3 блок

       Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 17
       Повтори слова (по одному). Бульдозер, аквариум, мотоциклист, чертежник, баобаб, милиционер.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки). Максимальное количество баллов — 6.

Задание 18

       Повтори слоги: та –да -та; сы – сы - ши; ка –га -ка, жо – зо - жо, ма - мя- ма.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 19

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [Ш]. (5 баллов)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Б. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [С]. (2 балла)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
В. Послушай слова и скажи, какие из них оканчиваются на звук [Ш]. (2 балла)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Рисунки: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Г. Сколько звуков в слове "душ"?

      ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 10.

Задание 20

       Повтори слоги с различным ударением: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та; Ля - ля-ля, Ля-ля-ля, Ля-ля- ля.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 21

       Повтори это предложение за мной с разной интонацией.
Миша / купил цветы? Миша / купил / цветы? Миша купил / цветы?

       ОЦЕНКА: правильное воспроизведение интонации — 1балл, неправильное — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 22

Дай утвердительные ответы на вопросы.
Миша / купил цветы? (Да, Миша или Цветы купил Миша.)
Папа / ходил / в магазин? (Да, ходил.)
Бабушка сварила / суп? (Да, суп.)
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

 

     Литература. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

                                                                                                                                                                                     

 

nsportal.ru

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Обследование уровня развития речи проводится по сле­дующим параметрам:

понимание речи;

сфбрмированность фонематического слуха; состояние словарного запаса; состояние слоговой структуры слов; уровень развития активной речи; состояние грамматического строя речи; состояние артикуляционного аппарата и звукопроиз-ношение.

Рассмотрим методики обследования речи детей (7 се­рий заданий).

СЕРИЯ 1

Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.Выясняется понимание ребен­ком функционального назначения предметов, изображен­ных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку (шапка, варежки, очки, иголка с нит­кой, зонт, ножницы).

Наглядный материал: набор № 3, рис. 128—133.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предлагают выбрать среди них одну, ориенти­руясь на словесную инструкцию взрослого: «Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. Что лю­ди надевают на руки зимой? Чем пришивают пуговицу? Что нужно людям, чтобы лучше видеть? Чем режут бу­магу? Что нужно взять на улицу, если идет дождь?»

Фиксируются: выбор ребенком картинки в соответст­вии с инструкцией; возможность называть предметы, изо­браженные на картинке.

2. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.Проверяется понимание и упо­требление простых предлогов (на, под, за, в, около).

Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка, домик.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить действие по словесной инструкции: «Спрячь машин­ку в коробку». Затем его спрашивают: «Куда спрятал ма­шинку?» В дальнейшем ребенка просят выполнить другие действия и рассказать о них: «Посади зайку за домик. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку на ко­робку. Поставь коробку около домика».

Фиксируются: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией; возможность употреблять предло­ги в активной речи.

3. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.Выясняется понимание ребен­ком единственного и множественного числа имени суще­ствительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 134—139.

Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и просят: «Покажи, где шар и ша­ры. Покажи, где грибы и гриб. Покажи, где кукла и кук­лы. Покажи, где яблоки и яблоко. Покажи, где стул и стулья».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку сформированности фо­нематического слуха.

1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.Выясняется умение ребенка диф­ференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 143—148.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки и просят: «Покажи, где коса, а где ко­за (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля)».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Проверяется умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда.

Оборудование: экран.

Методика обследования: ребенку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и). Логопед за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, у и т. д.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

3. ИГРА «ЭХО».Проверяется слуховое внимание, вос­приятие и умение воспроизвести слоговые ряды в задан­ной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды и просит ребенка их повторить: па-ба, пга-да, ка-га, па-па-ба, тпа-да-тпа, па-ба-па, тпа-тпа-да.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

СЕРИЯ 3

Задания направлены на выявление уровня развития словарного запаса.

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.Проверяется предметный и глагольный словарь.

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфета, груша, кастрю­ля, лошадь, корабль, огурец, шарф, лиса, помидор, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, тюльпан.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 177—200.

Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, читает, катается, кормит.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 201—204.

Методика обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картицки с изображением различных предметов и действий и назвать их. В случае затруднений взрослый просит показать определенную кар­тинку, а затем ее назвать.

Фиксируются: узнавание предметов и действий, изоб­раженных на картинках; называние их самостоятельно или после показа.

2. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.Проверяется умение обоб­щать одним словом предметы и изображения на картин­ках, сгруппированные по функциональному признаку Оборудование: игрушки — машинка, зайка, мишка, пи­рамидка, матрешка; картинки с изображением несколь­ких предметов: овощи, одежда, посуда, мебель.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 205—208. Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек . и назвать их одним словом.

Фиксируется: умение ребенка обобщить одним словом группу предметов.

3. СКАЖИ НАОБОРОТ.Выявляется умение употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая — боль­ная, чистые — грязные, белый — черный, толстый — тонкий, высокий — низкий, большая — маленькая, быс­тро — медленно, близко — далеко.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 209—216.

Методика обследования: ребенку предлагают в игро­вой форме подобрать слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого какие?» И т. д.

Фиксируется: умение ребенка подбирать слова, обозна­чающие противоположные признаки предметов.

4. НАЗОВИ ЛАСКОВО.Проверяется сформированность умения образовывать имена существительные с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: цветок — цветочек, шапка — ша­почка, кольцо — колечко, скамейка — скамеечка.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 217—220.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть и назвать картинки с изображением большого и ма­ленького предметов.

Фиксируется: умение ребенка образовывать существи­тельные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

СЕРИЯ 4

Задания направлены на проверку уровня развития сло­говой структуры речи.

1. ПОВТОРИ.Проверяется умение ребенка повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры.

Методика обследования: взрослый последовательно на­зывает ряд слов и просит ребенка отраженно их произне­сти: машина, полотенце, бабочка, матрешка, пуговица, лягушка, мыльница.

Фиксируется: умение ребенка отраженно воспроизвес­ти слова сложной слоговой структуры.

2. НАЗОВИ.Проверяется умение ребенка самостоятель­но называть слова со сложной слоговой структурой.

Оборудование: картинки с изображением предметов (ка­стрюля, черепаха, корабль, тюльпан, аквариум).

Наглядный материал: набор № 3, рис. 186, 188, 198, 199, 200.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки и назвать их.

Фиксируется: умение ребенка самостоятельно воспро­извести слова сложной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития активной речи.

БЕСЕДА.

Методика обследования: ребенку задают вопросы: «Сколько тебе лет? Какие игрушки ты любишь? Каких животных ты знаешь? Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? Как его зовут?» И т. д.

Фиксируются: контактность; уровень понимания речи, ориентировки в окружающем; уровень развития активной речи.

2. РАССКАЖИ.Проверяется уровень развития связной речи.

Оборудование: сюжетная картинка «Дождик».

Наглядный материал: набор № 3, рис. 221.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинку и составить по ней рассказ. Если он за­трудняется, то его спрашивают: «Кого ты видишь на кар­тинке? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла (играл) девочка (мальчик)? Куда бегут дети? Поче­му побежали дети?»

Фиксируются: понимание сюжета, изображенного на картинке; умение самостоятельно составить связный рас­сказ; возможность отвечать на вопросы.

3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.Проверяется уровень развития связной речи.

Методика обследования: ребенка просят рассказать сти­хи (А. Барто. «Мячик», «Бычок»), если он молчит, то взрослый начинает рассказывать первым, затем продол­жает ребенок.

Фиксируется: активная речь ребенка

СЕРИЯ 6

Задания направлены на проверку состояния сформиро-ванности грамматического строя речи.

1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.Обследуется понимание и актив­ное использование простых и сложных предлогов (в, на, за, под, из, с, со, из-под).

Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку в машинку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку под коробку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зай­ку?» И т. д.

Фиксируется: понимание ребенком предлогов и воз­можность их употребления в активной речи.

2. НАЗОВИ МНОГО.Проверяется умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов: белка — белки, вишня — вишни, машина — машины, письмо — письма, охотник — охот­ники, гнездо — гнезда, петух — петухи, колесо — ко­леса.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 222—229.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть и назвать картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

Фиксируется: умение ребенка образовывать существи­тельные во множественном числе.

3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.Проверяется умение ребенка упо­треблять имена существительные во множественном числе в родительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением домов, цып­лят, книг, пуговиц.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 230—233.

Методика обследования: ребенку показывают картин­ки, предлагая рассмотреть и запомнить их, затем просят его закрыть глаза. Одну картинку взрослый убирает и предлагает ребенку угадать спрятанную: «Чего не стало?»

Фиксируется: умение ребенка употреблять имена су­ществительные в правильной грамматической форме.

4. ПОДБЕРИ СЛОВО.Проверяется умение ребенка пра­вильно согласовывать существительные с прилагательны­ми, учитывая род.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку правильно подобрать слова-признаки к заданным словам Например: кошка пушистая и котенок у нее (какой?) ...; лиса^рыжая и лисенок у нее (какой?) ...; зайчиха серая и зайчонок у нее (какой?) ...; собака черная и щенок у нее (какой?) ... .

Фиксируется: умение ребенка употреблять имена при­лагательные в правильной грамматической форме.

СЕРИЯ 7

Задания этой серии направлены на обследование артикуляционного аппарата и звукопроизношения (см. се­рию 6 в разделе «Обследование речевого развития детей 3—4 лет»).

При обследовании отмечают уровень выполнения зада­ния: по словесной инструкции или по показу. Отмечают­ся явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных дви­жений, саливация.

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются следующие звуки:

гласные: а, и, у, о, ы;

йотированные: я, ю, е, ё;

согласные: м, п, 6, т, д, н, в, ф, к, г, х, с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь.

Фиксируется: умение ребенка произносить звуки.

При обследовании анализируется звуковой состав сло­гов и слов, произносимых самим ребенком в других зада­ниях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявле­ния изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

В обследовании речевого развития ребенка отмечаются особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го­лоса.

Результаты обследования речевого развития фиксиру­ются в протоколе (см. Приложение 1..3).

 



infopedia.su

Просмотр занятия (обследования) девочки 4,5 года логопедом.

1.Для обследования логопедом были использованы логопедические картинки на звуки : [с]-[з],[-ц],[ ш]-[ж], [л]-[р] и т.д. Ребёнок называл предметы изображённые на картинках самостоятельно и ориентировался где какой звук изображён. Был обнаружен дефект полное отсутствие звука [ р] – например ( абуз вместо арбуз ) такой дефект является “ возрастным “ косноязычным и исправиться самостоятельно ( по мере созревания речевого аппарата ) к 5-6 годам. Но если и по наступлению этого возраста этот дефект не исправиться, то тогда такому ребёночку нужно будет работать с логопедом.

2. При просьбе логопеда показать на картинке Раму-Ламу, Ром – Лом , Рак – Лак. Девочка указывала правильную картинку. Из чего было понятно , что с фонематическим слухом всё в порядке. Страдает только произношение.

3. При обследовании слоговой структуры слов у девочки так же наблюдалось отсутствие звука [ р ] в простых и более сложных словах ( Ракета - .акета , Рита - .ита , парикмахерская – па.икмахерская и т.д.).

4. При обследование словарного запаса. Правильно и быстро озвучивает то , что нарисовано на картинке , правильно называет части тела , правильно называет части у игрущке, называет детёнышей животных , пользуется прилагательными , знает обобщающие понятия ( Одежда, ягоды, посуда и т.д.), знает некоторые профессии.

5. При обследовании грамматического строя речи девочка правильно употребляла предлоги ( где сидит лисёнок ? Лисёнок сидит на столе , за столом , под столом и т. д.

6. При обследование связной речи девочка составила 2 предложения по картинке. Правильно разложила серию сюжетных картинок.

Самостоятельное обследование ребёнка 3г 2 месяца.( Олег )

Для обследования мальчика были использованы логопедические картинки с предметами в названии которых были 2 открытых , 3 открытых , затем 1 закрытый слоги ( дым, мак, сок и т. д. ). Ребёнок охотно называл предметы , без ошибок. Следующим этапом было обследование фонематического слуха. Ребёнку были предложены парные картинки на все виды звуков в названии , которых менялся один звук ( например Роза- Рожа и т. д. ) . В начале этого обследования все картинки были объяснены ребёнку.

Исследование лексико- грамматического строя речи.

Общая характеристика речи : фразовая. В активном словаре есть существительные , прилагательные, присутствуют глаголы ( ест, спит, играет, рисует и т. д. )

Исследование неречевых психических функций .

Ребёнок общительный ( легко вступает в контакт ). Внимание устойчивое по возрасту. Может вовлечь в игру сверстников.

Состояние слухового внимания.

а) Различает звучание игрушек и определяет от какой игрушки исходил звук.

б) Зрительно не все предметы соотносит по величине : ( большой - маленький ).

в) Воспринимает цвета и соотносит их ( красный, синий, зелёный, чёрный, белый).

г) Подбирает картинку по образцу :круг, квадрат, треугольник ( но не все фигуры может назвать ).

д) Ориентируется в пространстве ( вверх-вниз, впереди – сзади и т.д. ). Складывает пазл из 2-3 частей.

е) Моторика рук развита по нормам ( быстро пользуется шнуровкой, закручивает шайбочки, застегает пуговки и т.д.). Общая моторика развита по возрасту ( выполняет наклоны в стороны и т.д.).

Фонетическая сторона речи.

Ребёнок правильно воспроизводит звуки за преподавателем ( плач куклы а-а-а, плач ребёнка уа-уа-уа, поезд гудит у-у-у, ослик кричит иа-иа-иа ).

Состояние артикуляционного аппарата.

Губы в норме. Зубы в норме. Челюсть в норме. Прикус в норме. Твёрдое нёбо в норме. Мягкое нёбо в норме. Язык с укороченной уздечкой.

Состояние речевой моторики .

Мимическая мускулатура в норме. Артикуляционная моторика в норме. Неречевое и речевое дыхание в норме.

Характеристики голоса: громкость – норма. Тембр – не нарушен. Атака голоса – мягкая ( голос бархатный ) .Модуляция голоса – нет.

Дефект уздечки влияет на чистоту произношения некоторых звуков, а не на всю речь. Это может стать причиной нарушения произношения верхнеязычных звуков ( ш, ж, р, л). Если уздечку не получится растянуть при помощи упражнений у логопеда , то тогда нужно будет её подрезать . Следующим этапом в работе с этим ребёнком будет стоять обучение его соизмерять предметы по размеру ( величине ) – Большой – маленький. Ребёнку надо предложить ощупать пальчиками большой кубик и маленький. Дать возможность сравнить их в руках и на расстоянии. Проводить на эту тему игры ( Найди свой домик. Магазин ковров и т. д.).

Самостоятельное обследование ребёнка 4г5месяцев ( Мальчик Юра).

Для обследования мальчика были использованы логопедические карточки, кубики, дидактические пособия. Ребёнок общительный. Внимание не устойчивое. В игре с детьми принимает активное участие.

Слуховое внимание: Дифференциация звучащих игрушек в норме. Определение направления источника звука: определяет.

Повторяет звуки за педагогом. Правильно подбирает картинки к данному цветовому фону. Ориентируется в пространстве ( лево, право, вниз- вверх, впереди- сзади ). Собирает пазлы из 4-6 частей. Разбирает и собирает матрёшку из 5 –ти мест. Считает до 5. Понимает просьбу ( возьми 2-3-4 кубика), ориентируется в кол-ве. Рисует ( дом, дерево, человека) использует все цвета по назначению. Координация движения в общем не нарушена.

Строение артикуляционного аппарата .

Губы в норме. Зубы в норме. Нижняя челюсть : развитие в норме. Прикус в норме. Твёрдое небо в норме. Мягкое небо в норме. Язык имеет слабые мышцы.

Речевая моторика.

1. Состояние мимической мускулатуры. Поднимает брови вверх ( при удивление) . Нахмуривает брови ( когда сердится). Прищуривает глаза. Надувает щёки ( толстячок), но удерживает совсем немного. Втягивать щёки не может. Присутствует сглаженность носогубных складок.

2. Состояние артикуляционной моторики. Губы ( улыбка –трубочка) выполняет. Язык имеет слабые мышцы на пример упражнение грибок, лошадка, гармошка не может выполнять . Упражнения широкий – узкий язык тоже даются с трудом. Кончик языка поднимает и опускает Упражнения маятник и качели – выполняет. Мягкое небо без особенностей в норме.

3. Не речевое и речевое дыхание в норме. Голос в норме, не имеет отклонений. Воспроизводит звуко- слоговую структуру слова. ( Дом. Снег. Крыша. Мостик. Каша. Хлеб. Кошка. Помидоры).

4. Фонематическое восприятие в норме.

Па-ба ва-та мя-ма

Ба-на та-да ба-ма

Дифференциация оппозиционных звуков , не смешиваемых в произношении ( показать картинки) – выполнил без ошибок.

Мишка - мышка бочка – почка

Уточка – удочка трава – дрова

Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении.

Миска – мишка вечер – ветер

Крыса – крыша речка – редька

Состояние фонематического анализатора и синтеза.

Выделяет все звуки русского языка. Пассивный словарь развит нормально на все задания давал правильный ответ.

Дифференциация ед. и мн. Числа ( покажи . где стол – столы и т.д во всех случаях ответы были верны).

Различает предложно – падежную конструкцию. Знает и правильно употребляет все предлоги. Понимает словосочетания и простых предложений. Ориентируется в простых распространённых предложениях ( по картинке.). Правильно отвечает на вопросительные предложения.

Исследование лексико – грамматического строя экспрессивной речи.

Правильно соотносит предметы к их обобщающим понятиям. Знает все цвета. Словоизменяет существительные : Слон – слоны и т.д.

Связная речь.

Пересказ предложенного текста ( прочитанного 2 раза ) не был передан ребёнком.

Звукопроизношение.

Гласные в норме. Согласные замена звука [ ш ] на [ с ], [ р ] на[ л ] .

Общее впечатление о ребёнке.

Мальчику нужны занятия с логопедом . Необходимо работать над мышцами языка и мимическими мышцами лица, укрепляя артикуляционный аппарат. Работать над активным словарём ребёнка. Ребёнок больше пользуется пассивным словарём, а услышав новые слова, не зная их значения, не может передать их смысл.

 

Приложение № 2.

Речевая карта нужна логопеду для того, чтоб иметь всегда под рукой полную картину о том ребёнке, с которым данный момент проходит занятие. В то же время иметь возможность сверять динамику состояния на данный момент и то, какое состояние речи было несколько месяцев назад. В речевой карте отображаются главные и необходимые вещи для работы с ребёнком и о его состоянии здоровья, по которым логопед строит ход своих занятий.

Приложение № 3.

Самостоятельное заполнение речевой карты на ребёнка 3г 2 месяца.

РЕЧЕВАЯ КАРТА


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Речевая карта дошкольника 4-5 лет

Речевая карта дошкольника (4-5 лет)

I. Анкетные данные

1. Фамилия имя ребенка__________________________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________ Возраст ______________________________

3. Домашний адрес _________________________________ Телефон _____________________________

II. Анамнез

1. Мать: ______________________________________________ (возраст при рождении ребенка) ______

Отец: _________________________________________________________________________________

2. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________________

3. Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина _______; 2-я половина беременности________; падения ___________; травмы _______________; психозы ________хронические соматические заболевания _________________________________________________; инфекции _________________)

4. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) – нужное подчеркнуть.

5. Какие заболевания перенес ребенок от года _______________________________________________

III. Раннее психомоторное развитие (время появления)

Стал держать голову ____________ сидеть _____________вставать ______________ ходить _________

YI. Раннее речевое развитие (время появления)

гуление __________________ лепет _____________ первые слова __________ речь фразой _________

Выводы: ______________________________________________________________________________

Y. Исследование неречевых психических функций

1. Слуховое внимание (дифференциация звучащих игрушек «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?») ___________________________________________________________________

2. Зрительное восприятие (показ цветов): белый ______, черный _____, красный _____, желтый______

3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: показать правую/левую руку ________/_________

4. Обследование общей моторики:

Статическая организация движений

а) стоять неподвижно на двух ногах с опущенными вниз руками в течение 5 секунд _________________

б) стоять неподвижно на правой/ левой ноге в течение 5 секунд ______________/___________________

Координация движений

а) потопать ногами и похлопать руками одновременно __________________________________________

б) шагаем, как лошадки ____________________________________________________________________

Двигательная память

а) вытянуть руки вперед, сделать хлопок, опустить руки вниз ____________________________________

б) присесть на корточки, встать, топнуть ногой ________________________________________________

Выводы: ________________________________________________________________________________

6. Обследование пальцевой моторики рук

Статическая организация движений

а) «Кольцо» на правой руке __________ на левой руке _________; б) «Солнышко» / ________ / _______

Координация движений

а) «Пальчики устали» / ______________ / ___________; б) «Ушки зайчика» / _____________ / _________

Выводы: ________________________________________________________________________________

YI. Анатомической строение артикуляционного аппарата:

Губы – ___________________________________; Зубы – _________________________________

Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двухсторонний.

Строение челюсти – прогения, пргнатия, норма. (нужное подчеркнуть)

Язык – толстый, вялый, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. (нужное подчеркнуть)

Подъязычная уздечка – короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. (нужное подчеркнуть)

Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону. (нужное подчеркнуть)

Нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина. (нужное подчеркнуть)

Выводы: _________________________________________________________________________

YII. Речевая моторика

1. Состояние мимической мускулатуры: «Толстые щеки» ____________________________________

«Рассердись, как Баба-Яга – превратись в доброго волшебника» __________________________________

2. Состояние артикуляторной моторики:

Губы: «Улыбка» ________________ «Трубочка» ____________«Улыбка – трубочка»_________________

Язык: «Лопатка» ________________ «Иголочка» ____________ «Качели» _________ «Часы»__________

Челюсть: открыть и закрыть рот _____________________ Мягкое нёбо: произнести [А] ______________

Выводы: ________________________________________________________________________________

YIII. Звукопроизношение

Гласные: Ы __________ А______________ У ____________ О ______________ И ________________

Согласные: С _____ Сь _____ З ______ Зь _____ Ц ______Ш ______ Ж _______ Щ ______ Ч _______

Л _____ Ль _____ Р ______ Рь _____ В ______ Вь _____ Б _______ Бь ______ Д _______

Дь _____ Г _____ Гь ______ Й _____ К ______ Х ______ Ф _______ Т _______ Н _______

Выводы: ________________________________________________________________________________

IX. Обследование слоговой структуры слова

Рыба __________ вата ___________ малина_______________ машина____________ мак _______ дом ___________ веник __________ диван________________ шкаф ____________ стол ________

кукла_________ марка __________ карман ______________ телефон ________________________

барабан _______________яблоко_______________ шахматы_____________ автобус ____________

кузнечик_________________матрешка________________избушка_____________хлеб ____________

торт _________ звезда ____________ гнездо_________паутина _____________черепаха___________

Выводы: ________________________________________________________________________________

X. Обследование фонематического слуха

1. Восприятие и воспроизведение ритма: /// ________, / // _______, // / ________, // // ______

2. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул? _________ где стол? ________; коса-коза________; кочка-кошка________; миска-мишка________

3. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори: да-та ____________; па-ба________; га-ка ___________; ма-ба _________; та-да ________; ба-па; ________; ка-га ________; ба-ма _________

4. Опознание фонем на материале звуков: подними руку, если услышишь гласный [а] _____________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XI. Обследование фонематического восприятия

1. Опознание ударного гласного в начале слова:

2. Опознание ударного гласного в конце слова:

3. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове: мак _____; дом _____

Выводы: ________________________________________________________________________________

XII. Обследование понимания речи

  1. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх ___, отведи в стороны ___

  2. Обследование понимания предложения.

а) Выполнить действия: «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»____________________________________________________________________________________

б) Какое из 2 предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» _________

в) Закончить предложение: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что _________»

  1. Обследование понимания грамматических форм.

а) Покажи линейку ручкой ______________________ карандашом ручку ____________________

б) Покажи на какой картинке нарисован солдат (солдаты) __________ ракета (ракеты) ________

в) Закончить фразу: «На картинке красное ______________», «На картинке красный __________»

Выводы: ________________________________________________________________________________

XIII. Состояние словаря (наглядный материал)

1. Предметный словарь.

а) назвать: мяч ____ кукла ___ машинка ___ чашка ____тарелка ___ ложка____ рубашка ___ платье____

б) показ и название частей пред-ов: человек - нога _________ руки ________ голова ______глаза_______ уши _______; стул - спинка_______ сидение ________ ножки _____; машина - кузов _______ колеса __

в) уровень обобщений: мяч, кукла, машинки ______________ чашка, тарелка, ложки _______________

рубашка, платье, шорты _______________________________________________

2. Словарь признаков.

а) подбор прилаг-ых к существительным: лиса – какая? __________________ лимон- _______________

3. Глагольный словарь.

а) Как подает голос: мышка _______________ лягушка ________________ свинья___________________

б) что делает: врач ______________________________ повар ____________________________________

в) как передвигается: машина ________________ птичка _________________ рыбка ________________

4. Подбор антонимов: большой - __________; пришёл - _________ приехал - _______; холодно - ____

Выводы: ________________________________________________________________________________

XIY. Обследование словообразования

1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

«Скажи ласково»: стол - ___________________ чашка - ___________________ кукла - _______________

2. Образование названий детенышей животных: «Кто у кого» у кошки - ________________________

у лисы - ______________________ у утки - ___________________ у слона - ______________________

3. Образование относит. прил-ых: стол из дерева ________________ сок из яблок _________________

4. Образование глаголов с приставками: ответить на вопрос: «Что делает мальчик»?

Мальчик выходит из дома _____________________ Мальчик подходит к дому_____________________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XY. Обследование словоизменения

1. Употребление существительных в им. падеже ед. и мн. числа:

«Скажи по образцу: стол-столы» рука - ___________________ кукла - _______________________

2. Употребление существительных в косвенных падежах: «Ответь на вопросы картинкам»:

Без чего машина? ___________________________; Кого нарисовал Миша? ________________________; Кому Оля дает корм? _____________________________________________________________________

3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (назвать цвет предметов):

майка – _____________________ диван- ____________________ яблоко - ______________________

4. Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: «Где лежит ручка?» (на столе) ____________ «Где стоит кот??» (за домом) ________________ «Где спрятался кот?» (под крыльцом)_______

5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: «Сосчитай, сколько предметов на картинке»? 2 кота ___________ 5 котов ____________ 2 машины ____________ 5 машин __________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XYI. Обследование связной речи

1. Диалогическая речь: «Расскажи о своей любимой игрушке» __________________________________

_________________________________________________________________________________________

2. Монологическая речь.

а). Составление предложений по картинкам: «Скажи, что нарисовано на картинках:

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

б). Пересказ текста: «Перескажи сказку «Курочка Ряба». ________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

в). Рассказ по серии картинок с наводящими вопросами (3 картинки): «Расскажи, что ты видишь на картинке?». ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Выводы: _________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: ____________________________________________________

Дата заполнения речевой карты «____» ____________ 200__ г.

Учитель-логопед: _________________________

Литература:

  1. Гордеева С.Е. Системный подход к ведению документации в работе логопеда-практика. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 2007.

  2. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005.

infourok.ru

Логопедическое обследование - диагностика периферических нарушений речи

Данный материал ориентирован в первую очередь на логопедов, но многое можно осуществить и в домашней обстановке.

Диагностика речевых нарушений, таких как дислалия, стёртая дизартрия, открытая ринолалия, должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.

Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.

На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.

На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:

    · Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.
    · Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
    · Прикусы: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
    · Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
    · Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.
    · Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.
    · Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.
В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка "комком" в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.

    1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.
    2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как "маятником".
    3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.
    4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук "а". При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.

Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:

    · Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
    · Объем движений: полный, неполный.
    · Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
    · Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
    · Наличие сопутствующих движений (указать какие).
    · Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
    · Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше (или меньше) 3 с.
На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:
- при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
- в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
- нарушено произношение шипящих ("ш", "ж", "ч", "щ"), свистящих ("с", "з", "ц"), дрожащих ("р", "р` ", "л", "л` ") (значок "`" соответствует мягкому варианту звука).

Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:

    1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: "Покажи, где висит картина", "Подними правую руку".
    2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: "Что гудит?" (машина), "Что проехало?" (трамвай), "Кто смеется?" (девочка), "Угадай, что звучит?" (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
    3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, "Дай мне кубик, а на столе возьми мяч", "Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне".
    4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем:
    ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за;
    мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;
    "семь машин на шоссе", "пастушок быстро шел", "висел железный замок", "ручное зеркало упало".
    5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
    а) определить, есть ли звук "с" в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
    б) определить количество звуков в слове и место звука "с" в словах: сок, оса, нос;
    в) составить слово из звуков: "с", "т", "о", "л";   "к", "а", "р";   "р", "а", "ш";
    г) придумать слово на заданный звук: "с", "ш", "л", "р";
    д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.
В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

По материалам сайта azps.ru "А-Я психология"

Также рекомендуем: Логопедические стишки и скороговорки | Логопедические игры для дошкольников | Логопедическая работа на уроках в начальной школе

www.eti-deti.ru

Логопедическое обследование безречевых детей - первый этап

В последнее время увеличилось количество детей, у которых отсутствует речь. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми».

Группа безречевых детей достаточно неоднородна. Сюда входят дети с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т.д.

Что же является причиной отсутствия речи? Заговорит ли ребенок? Как часто с ним нужно заниматься? Сможет ли ребенок посещать школу совместно с нормально развивающимися детьми? Эти и другие вопросы волнуют родителей ребятишек с тяжелыми нарушениями речи. Однако однозначного ответа на них мы не можем дать.

Чтобы сделать первоначальный прогноз, необходимо тщательно обследовать ребенка. Естественно, это делают специалисты. Но, нам кажется, что родители должны быть посвящены в вопросы медико-психолого-педагогического изучения их ребенка. Предлагаем детально познакомиться с тем, что же изучает логопед в процессе знакомства и обследования безречевого ребенка. Эти задания могут предлагать ребенку и сами родители.

Содержание первого этапа логопедического обследования неговорящего ребенка

Хочется отметить, что логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.

Первый этап – изучение импрессивной речи (понимания речи)

Задание 1. Понимание названий предметов и действий

Предложите малышу выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполняет поручения, следует перейти к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

Задание 2. Понимание обобщающих слов

Составьте перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предложите ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».

Задание 3. Знание частей тела человека и животных

Попросите малыша показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предложите ему определить части туловища животных (на муляжах), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением

Расположите перед ребенком знакомые ему предметы, например, ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задайте вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

Задание 5. Понимание значений глаголов

Перед ребенком расположите сюжетные картинки, на которых изображен, например, мальчик, которые совершает различные действия. Предоставьте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задайте ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.

Задание 6. Понимание названий признаков предметов

Предложите ребенку сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Задайте малышу вопросы типа «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.

Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных

Предложите ребенку выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов

Дайте ребенку задания типа «Положит мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.

Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов

Предложите ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

Задание 10. Определение источника звука в пространстве

Ребенок закрывает глаза. Вы из разных пространственных точек подаете свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенку необходимо определить источник звука и его место расположения.

Задание 11. Определение гласного звука из ряда

Предложите ребенку поднять руку, хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит звук А. Произнесите ряд звуков (не более трех), среди которых есть звук А. Услышав данный звук, ребенок должен выполнить заданное действие.

Что включает в себя содержание второго и третьего этапов логопедического обследования безречевых детей, читайте в наших следующих статьях – Логопедическое обследование безречевых детей. Второй и третий этапы.

logopatiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *