Мамин сибиряк 3 класс презентация аленушкины сказки – Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Алёнушкины сказки | скачать бесплатно

Содержание

3 класс. Литературное чтение. Тема. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

Алёшина В.А. 3 класс. Литературное чтение.

Уроки 60-62. Тема. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Учебник, с. 179–187.

I. Организация начала урока

Заходите, дети, в класс, прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали, подравнялись и сказали

«Здравствуйте» с улыбкой мы.

И посмотрим на столы: всё ль, что нужно, принесли?

А теперь тихонько сели, на меня все посмотрели.

Начинаем наш урок, рты закрыли на замок.

Показывают готовность
к уроку (наличие учебни-

ка, рабочей тетради, указки, ластика, пишущих принадлежностей). Приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний

Со сказками все дружат – Кто любит слушать сказки,

И сказки дружат с каждым, Тому они расскажут

Они необходимы О том, что, может, было,

Как солнышка привет. А может быть, и нет.

Внимательно слушают.

– Что такое народная сказка? (Сказка, созданная народом. Так как раньше сказки не записывались, то текст мог меняться в зависимости от вымысла рассказчика. Передается из уст в уста.)

– Рассмотрите иллюстрации к русским народным сказкам о животных. Кто обычно главные герои сказок о животных? Какой в сказке бывает лиса? – Волк? Медведь? Петух?

– Хитрой, коварной, лживой.

– Злым, глупым, простоватым.

– Послушайте стихотворение и подумайте, кто из героев сказок о животных говорит о себе так? Я боюсь, я боюсь. Я боюсь, я боюсь волка и кукушку. Муравья и мушку. Я боюсь, я боюсь И ужа, и ежа, жабу и лягушку. И чижа, и стрижа. Поглядите, как дрожат ушки на макушке.

– Какой в сказках заяц? Что такое авторская сказка? Чем отличается сказка народная от литературной?

Внимательно слушают.

– Заяц.

– Трусливый, робкий.

– Сказка, которую создал один человек, автор

III. Сообщение темы и целей

– Сегодня познакомимся с литературной сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Что можем узнать по названию сказки?

– Главным героем будет заяц

IV. Изучение нового материала.

Знакомство с творчеством автора

V. Продолжение работы на темой.

1. Чтение сказки учителем. 2. Работа после чтения.1) Беседа по содержанию

– Начинаются «Аленушкины сказки» с присказки. Что такое присказка?

Читает присказку. Сегодня прочитаем одну сказку – «Сказку про храброго зайца...».

– Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку. (Читает до слов: «Кричат зайцы

про волка, а волк – тут как тут».) Как вы думаете, что же будет дальше?

– Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?

– Понравилась вам сказка? Чем? Каким изображен заяц в начале сказки?

– Проследите, как по-разному называет писатель зайца?

– Как вы понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так говорят?

– Ребята, вспомните случаи из вашей жизни, когда у вас «душа в пятки убежала».

– Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.

Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки

Внимательно слушают.

Высказывают предположения.

– Сказка понравилась. Она веселая, интересная. В ней много смешных моментов.

– Смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый.

– Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?

– Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз».

– Как вы понимаете это выражение? Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что они могли подумать? Какой эпизод в сказке вас рассмешил?

– А когда вы волновались, переживали за зайца? Как относится автор к своему главному герою? Понравилась ли вам сказка? Чем? Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

– Подтвердились ли наши предположения про храброго зайца?

– Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только все хвастается.

– Он не мог говорить, язык у него точно заморозился от страха, ведь заяц увидел волка.

2) Словарная работа

– Прочитаем и объясним значение слов. Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

От-ве-дав-ши-е – отведавшие (попробовавшие). По-бы-вав-ши-е – побывавшие (посетившие).

Рас-храб-рив-ший-ся – расхрабрившийся. Ра-зыг-рав-шим-ся – разыгравшимся.

При-о-бод-рил-ся – приободрился (стал бодрым, почувствовал себя бодрее). Прочитайте и объясните смысл фразеологических оборотов: Задал стрекача – быстро бежал.

Выскочить из кожи – очень стараться. Выбился из сил – очень устал. Гонится по пятам – догоняет.

– Какие фразеологические обороты вам известны, где встречаются слова «волк»
и «заяц»? Как вы понимаете выражения: волк в овечьей шкуре; волком смотреть; заячья душа; петлять как заяц?

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

Объясняют смысл фразеологических оборотов.

– Проголодаться как волк, волком выть, погнаться за двумя зайцами.

Объясняют смысл фразеологических оборотов

VI. Домашнее
задание

Подготовить пересказ от имени зайца. Индивидуально: сочинить сказку или рассказ с фразеологическими оборотами или пословицами.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VII. Итог урока.

Рефлексия

– Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал

её Алёнушке? В чём мудрость этой сказки? Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? Что на уроке тебя удивило? Какой урок ты взял из этой сказки?

– Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы.

– Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.

– У кого были трудности, в чём?

– Что нового и интересного узнали?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (УЧЕНИКА) О Д. Н. МАМИНЕ-СИБИРЯКЕ

Д. Н. Мамин-Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека, а сам «скромный поповский домик», по отзывам современников, был «сосредоточием обездоленных заводских людей». Ещё в раннем детстве потрясённый контрастом величавой природы Урала и жизнью простых людей, на всю жизнь запомнил мальчик страшную «машинную», где заточали и избивали провинившихся рабочих.

К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано – в 80-е годы, хотя основные его произведения были написаны начиная с 90-х годов (в 1892 году умерла в родах его двадцатишестилетняя горячо любимая жена, оставив писателю тяжелобольную дочь – Алёнушку). Подвиг отцовства, о котором вспоминают все современники, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, создании своеобразной философии детства («Дети – будущее человечества: в них будущие возможности», а книга – это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян» – таковы некоторые высказывания писателя).

К сказкам природы примыкает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. В отличие от сказок природы этот цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – это своеобразный урок, лишённый примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление – всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берёт», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире и наоборот. Имей в виду: пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу. А главное – надо уметь любить жизнь.

В центре «Алёнушкиных сказок» – животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи – в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников получил название «мамин слог».

Не меньшее значение, чем сказки, имеют в творчестве Мамина-Сибиряка для детей и рассказы, среди которых самыми популярными заслуженно считаются рассказы о природе Урала и людях Урала («Уральские рассказы») и рассказы о маленьких тружениках. (При этом две названные тематические группы рассказов по-своему контрастны: например, в «Уральских рассказах» доминирует и определяет специфику нарисованного именно природа, а в рассказах о маленьких тружениках её как будто вообще нет – ведь дети, загнанные в шахты и мастерские, её просто не видят.)

Нередко в творчестве писателя появляются произведения, предупреждающие об опасности бездумного вторжения в жизнь природы, существующей по своим законам. Принесли люди «забавного» малыша Медведко в дом и ничего, кроме неприятностей и досады, не приобрели от общения со зверем. Но и медвежонок страдает, лишённый привычной среды обитания, перебрасываемый из дома в дом. Хорошо, что «на счастье» нашёлся охотник, выручивший и людей, и ставшего всем обузой «поганого зверя».

infourok.ru

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме:"Д.Н.Мамин-Сибиряк.Сказка про Храброго Зайца-Длинные уши,Косые глаза,Короткий хвост"

  1. Текстовый документ-сопровождение к презентации открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме:

    Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост».

    Оборудование: аудиофайл с  текстом сказки, трафарет, цв.бумага, клей;

    Цели:-развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, воспитывать любовь к природе, животному миру;

    -способствовать созданию комфортной обстановки на уроке;

    -способствовать развитию творческих способностей учащихся.

    2 слайд-заставка в начале урока

    Вводная беседа (слайд 3)

    -Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о творчестве писателя Мамина-Сибиряка и о самом писателе. Какую замечательную книжку для детей создал автор?(*Аленушкины сказки*)

    Слайд 4

    -Прочитайте пословицу:*Сказка-ложь,да в ней намек,добрым молодцам урок*

    -Как вы понимаете эти слова?Какие бывают сказки?Что всегда побеждает в сказках?

    Подготовительная работа (слайд5))

    Заранее подготовленный ученик рассказывает о зайцах(небольшая информация)

    -Героем нашего сегодняшнего урока тоже будет Заяц. (слайд 6)

    -Прочитайте название сказки,с которой мы сегодня познакомимся.

-Непонятно-почему же сказано,что Заяц храбрый,ведь зайцы обычно трусливые. Давайте посмотрим небольшой отрывок из сказки, подготовленный нашими ребятами-артистами.

Слайд 7.  ИНСЦЕНИРОВКА(начало до слов*а волк тут как тут*-исполняют мимы под фонограмму)

ВОПРОС: Как вы думаете, что будет дальше?

Работа по содержанию. Чтение сказки до конца.

-Понравилась вам сказка? Каким изображен Заяц в начале сказки?

-Как понимаете выражение*душа в пятки ушла*?Когда так говорят? (слайд 8)

*родился в лесу и всего боялся…*

Выборочное чтение.

-Прочитайте о том, как хвастался Заяц. Вопрос: почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы?

-Прочитать отрывок о том,как автор говорит,что *у Зайца язык к небу примерз*

Вопрос: Как вы понимаете это выражение?

-Что не могли подумать зайцы? Что произошло с героями сказки дальше?

Работа над пословицами (слайд 9))

Вопрос:(слайд 10):Почему Заяц назван сначала назван смешным,глупым,несчастным,а потом бесстрашным и храбрым?

ИТОГ.

_Как вы думаете,зачем писатель придумал сказку про Храброго Зайца и рассказал ее Аленушке?

Творческая мастерская. Танграм ЗАЯЦ.(слайд 11))

Д/З  Рассказ от имени Зайца.

-

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме:"Д.Н.Мамин-Сибиряк.Сказка про Храброго Зайца-Длинные уши,Косые глаза,Короткий хвост" »

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку литературного чтения Д.Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки" (присказка) 3 класс

Описание слайда:

Сказка про козявочку. Как родилась Козявочка – никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала: – Хорошо!.. Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одна о другую, еще посмотрела кругом и сказала: – Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая – хорошо, хорошо!.. И все мое!.. Еще потерла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек. – Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек. Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок. – Какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками. – Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, – пожаловался цветочек. – И все-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И все мое… Не успела она еще договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель – и прямо к цветочку: – Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьет мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя! – Позвольте, что же это такое? – запищала Козявочка. – Все, все мое… – Жжж… Нет, мое! Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соку, и рассердилась: – Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Еще ужалить хотел… Ведь все мое – и солнышко, и травка, и цветочки. – Нет уж, извините – мое! – проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки. Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее: – Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь… Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!.. – Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьезный… Говоря откровенно, мне все принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свидания!..

infourok.ru

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Обзор сказок сборника В. Мамина-Сибиряка "Алёнушкины сказки"

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ Обзор сказок сборника В. Мамина-Сибиряка "Алёнушкины сказки"»

Дмитрий

Наркисович

Мамин-Сибиряк

1852 – 1912

120 лет со дня издания

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.     Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, – писатель. 

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег…     Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера – отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её «Алёнушкины сказки». В ней 10 сказок.     В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

    Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке «О том, как жила-была последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя

«Ванькины именины»

«Пора спать»

Читайте «Алёнушкины сказки»

     Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил «Алёнушкиными сказками». Он говорил: «Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное».

multiurok.ru

Урок-презентация "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (841,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка.
  • Развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к животным и сочувствие.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

(Загадки в пословицах и поговорках на доске)

Прочитать загадки, отгадать, о ком или о чём идёт речь.

1.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят. (волк)

2.

Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. (язык)

3.

Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц)

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их скороговоркой.

(Чтение учащимися хором под руководством учителя)

3. Проверка домашнего задания

- Какие бывают сказки? (литературные, народные)

- Какую новую тему мы начали изучать на прошлом уроке? ( Литературные сказки)

- Какую сказку мы называем литературной? (это авторская сказка)

- Сказки каких авторов вы читали? (дети называют сказки и автора)

4. Объявление темы урока и постановка цели

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя. Прочитайте, как его зовут? Рассмотрите его портрет. (на доске)

Рассказ учителя.

Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери. Прочитайте название сказки.

“Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

- Что мы можем по нему узнать? (Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся подробное его описание. Только не понятно, почему он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

5. Изучение нового материала

- Чтение сказки учителем до слов: “Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут”.

- Как вы думаете, что же будет дальше?

6. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу)

Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте)

Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты)

7. Работа над сказкой

Чтение сказки до конца учащимися.

Беседа после чтения:

а) Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)

б) Каким изображён заяц вначале сказки? (Смешным; глупым; всего боялся: треснет сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега.)

в) Прочитать выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки)

г) Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается)

д) Работа над иллюстрацией в учебнике (с.184)

- Какой эпизод сказки изобразил художник?

- Найдите отрывок и прочитайте

- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

- Почему художник одел всех зайцев в одежду?

- Какая на них одежда?

е) Словарная работа (работа по карточкам)

- Как вы понимаете выражения? Соедините стрелками выражение и его значение.

“Душа в пятки убежала”   он не мог говорить от страха
“Язык у хвастуна точно примёрз”   очень быстро бежал, во весь дух
“Задал такого стрекоча”   он очень сильно испугался

- Объясните свой выбор.

Работа по карточкам

ё) Найдите слова, которые описывают:

  • 1 вариант - Действия зайца: (Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится.
  • 2 вариант - Действия волка: (Ходил; проголодался; подумал; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал).

Работа с пословицами

- Замените выражение пословицей к сказке.

Побегает, поймает добычу - будет сыт - “Волка ноги кормят”.

Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится - “Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит”.

8. Итог урока. Рефлексия.

- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

- Как вы относитесь к зайцу?

- Зачем автор придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

9. Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки от имени зайца

15.03.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Аленушкины сказки - Презентации по литературе

Рассылка презентаций

 

Описание:

Презентация «Аленушкины сказки» создана с целью познакомить детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка, а так же расширить знания о русских народных колыбельных песнях.

Мультимедийная презентация предназначена для учащихся 3-х классов средних общеобразовательных школ. Кроме этого, изучив данную работу, дети приобретут важные навыки и умения работать в группе.

Категория:

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 06 Сентября 2012 г.
  • Слайды: 11 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 06 Сентября 2012 г.
  • Размер презентации: 510 Кб
  • Тип файла презентации: .pptx
  • Скачана: 924 раза
  • Последний раз скачана: 08 Января 2019 г., в 14:07
  • Просмотров: 2906 просмотров

Рекомендуем:

  • Для учеников 3 класса

Скачать:

Скачать презентацию
 

Популярные

Литература

Случайные

Литература

pwpt.ru

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс Д. Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"

Предмет: литературное чтение. 3 класс. Дата: 03.11.15г

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки»


Цель урока: 

- Познакомить детей с творчеством писателя.

- Развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; развивать память, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к животным.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Постановка цели урока.

Сегодня мы начинаем с вами читать новый раздел «Литературные сказки», познакомимся с творчеством замечательного русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.

А сначала поиграем в игру «Найди лишнее слово»


- Потешка,  рассказ, поговорка, сказка.

- Поэт, художник, писатель, баснописец.

- Н.Н. Носов, М.М. Пришвин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Осеева.

- «Замазка», «Огурцы», «Заплатка», «Дюймовочка».

Вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки бывают:
- авторские (или литературные), народные;

 - волшебные, о животных, бытовые;

- в стихах, в прозе.

У литературных сказок немало общего с народными. Например, в авторских так же, как и в народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы.


II. Изучение нового материала.

  1. Беседа учителя.

Но литературная, авторская сказка- это сказка особая, всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.

Вспомним, какие авторы писали сказки.

  1. Найти соответствие.

Давайте соотнесем фамилию автора и название сказки.
- А.С.Пушкин, В.П. Катаев, П.П.Ершов, Г.Х.Андерсен.
- «Цветик - семицветик», «Конек- Горбунок», «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане…».

Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством еще одного писателя.


2. Рассказ учителя о жизни Д.Н. Мамина – Сибиряка. 

Родился Д.Н. Мамин - Сибиряк в 1852 году, в заводском поселке недалеко от Нижнего Тагила (настоящая фамилия Мамин) в потомственной семье священнослужителя. Учился в начальной школе для детей рабочих, в духовном училище, в духовной семинарии, Петербургской Медико-хирургической академии, в Петербургском университете, ушел из-за материальных затруднений и проблем со здоровьем (туберкулез). Много занимался репетиторством. Жена Д.Н. Мамина – Сибиряка умерла после рождения их дочери Аленушки. Сказки писатель писал для своей больной дочери, которую он растил и воспитывал один. В сказках Д.Н. Мамина - Сибиряка животные, птицы и насекомые говорят, рассуждают, ведут себя как люди. 
Д.Н. Мамин-Сибиряк умер 1912 году в Петербурге.


3. Сказки, входящие в сборник «Аленушкины сказки». 
- «Присказка».

- «Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
- «Ванькины именины».

- «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и Веселого трубочиста Яшу».
- «Умнее всех» и другие.

4. Работа над сказкой. Слушание.

- Где мы встречались с присказкой? Давайте послушаем присказку из «Аленушкиных сказок». Дети слушают.


- В чем особенность присказки писателя?

Одна из сказок входящих в сборник «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Давайте посмотрим фрагмент сказки.


5. Просмотр фрагмента сказки.


- А чем закончилась сказка мы узнаем после того, как прочитаем ее.


6. Словарная работа.

- язык примерз,

- задал стрекача.


III. Закрепление изученного материала.


1. Чтение сказки подготовленными учащимися.

Стр. 47 учебника.


2. Вопросы по содержанию.


- Что вы можете сказать о жанре произведения? 

- О чем вы узнали, прочитав сказку?

- Найди в тексте и прочитай как отреагировали зайцы на хвастовство Зайца Длинные Уши?

- Найдите и прочитайте, что говорит автор о волке?

- Почему волк решил съесть именно этого зайца?

- Расскажи о характере зайца, опиши его.


- Как вы поняли авторский замысел. 

Почему Мамин - Сибиряк написал эту сказку и для кого?

 

- Представьте себя в роли писателя, нам надо продолжить сказку. Рассказы детей.

Вспомните пословицы о смелости. Дети вспоминают пословицы о смелости.

«Смелому горох хлебать, а трусливому и пустых щей не видать»,

«Смелость города берет»,

 

«Смелый там найдет, где робкий потеряет».

Подведение итога урока. 

Выставление оценок. Вручение книг Д.Н. Мамина – Сибиряка в подарок детям.

Домашнее задание.

Написать в тетради план к сказке.

(авторские, народные, волшебные, бытовые, про животных, добро побеж

IV. Домашнее задание.

  1. Выбрать любую сказку из сборника «Алёнушкины сказки», подготовить подробный пересказ.

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки.

(авторские, народные, волшебные, бытовые, про животных, добро побеж

V. Итог урока.

1. Ответы на вопросы.

Итак, ребята, давайте подведём итог урока. Над чем мы сегодня работали? Понравились ли вам урок? Достиг ли ты поставленных целей? Что нового узнали? Были ли трудности? Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.

2. Оценивание учащихся.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о