Массаж подъязычной уздечки – Массаж и упражнения для растяжки уздечки языка – методики и правила проведения.

Содержание

Массаж и упражнения для растяжки уздечки языка – методики и правила проведения.

Каждый третий родитель, который приходит к логопеду, говорит врачу, что у его ребенка короткая уздечка и немедленно просит ее подрезать. Однако можно растянуть укороченную подъязычную связку с помощью специальной гимнастики и избежать операции. Из статьи вы узнаете о том, как делать с ребенком 10 артикуляционных упражнений и применять логопедический массаж для растягивания  уздечки языка.

10 артикуляционных упражнений для растяжки уздечки языка у ребенка

На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:

  • каждое упражнение следует выполнять медленно, без спешки с максимальной отдачей;
  • во время упражнений рот необходимо открывать максимально широко и с улыбкой;
  • следует учитывать, что такая тренировка – это большая физическая нагрузка для языка, поэтому малышу необходимо давать время от времени отдыхать при выполнении упражнений.

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

  1.  «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком:

    Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

  2. «Барабан». Выполняется с открытым ртом и улыбкой. Суть упражнения — это многократное произношение буквы [Д]. Выговаривать ее необходимо как можно более четче. Во время произношения звука язык должен упираться в верхние зубы, а рот следует держать открытым. В процессе выполнения этого упражнения ребенок может непроизвольно закрывать рот, для того, чтобы этого не происходило, следует зажать между его зубами палочку, примерно 1 см шириной, это может быть ручка от зубной щетки или какой-нибудь другой предмет. 

    В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»

  3. «Дотянись до носа». Также как и в предыдущих упражнениях, рот, необходимо открыть и улыбаться. Краешек языка необходимо тянуть к носу и опускать к верхней губе. Родителям необходимо следить, чтобы во время выполнения этих манипуляций, губы и нижняя челюсть были неподвижны, а язык не сжимался.
  4. «Качели». Ребенку следуют улыбнуться и открыть рот, на счет «раз-два» попеременно дотрагиваться то до верхних, то до нижних зубов. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  5. «Футбол». Суть упражнения заключается в том, что кончиком языка необходимо поочередно упираться то до одной щеки, то до другой, как бы качая мячик во рту.
  6. «Котенок». Это упражнение детям очень нравится. На небольшую тарелку нужно положить немного варенья, мороженого или сметаны и позволить ребенку слизать лакомство, как котенок.
  7. «Гармошка». Язык следует прижать к небу и, не отрывая его, открывать и закрывать рот.

    На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

  8. «Лошадка». Исходное положение: улыбнуться и открыть рот. Пощелкать языком, как стучат лошадки. Кончик языка не должен вытягиваться и подворачиваться вниз, а нижней челюсти необходимо оставаться неподвижной.

    Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.

  9. «Грибок». Язык должен быть прижат к небу – это шляпка грибочка, а уздечка – это ножка, губы следует держать в улыбке.
  10. «Дотянись до подбородка». В процессе выполнения десятого упражнения, малышу следует языком тянуться до кончика подбородка, чем дальше он сможет дотянуться, тем больше будет растяжение уздечки.

В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.


Как делать логопедический массаж при короткой уздечки языка у детей?

Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.

Массаж для растяжки подъязычной связки:

  • Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт. Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.
  •  Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.
  • Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

Особенности постановки звуков у детей с короткой уздечкой

В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:

  • Звуки как [ч], [л], [щ], [д], [т] следует начинать ставить, тогда, когда уздечка еще не до конца растянулась.
  • Звуки [р], [ш], [ж]
     — эти буквы учить детей выговаривать можно после полного растяжения уздечки. Все остальные звуки произносятся ребенком без осложнений.

Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:

  • регулярно;
  • с максимальной отдачей;
  • постепенно увеличивая время и количество упражнений.

Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Упражнения для развития укороченной уздечки

11 Мар 2011 Автор Ekaterina

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Червякова Наталья Алексеевна

учитель-логопед МДОУ №18 г.Мурманска

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

(по М.А. Поляковой [6]):

1.      При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

  1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

(Е. М. Косинова [4],  Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

*****

Растягивание уздечки

  • Прием Е.В. Новиковой [6]

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

******

******

******

  • Упражнение   «Крот»

Прием Н.Г. Водовозовой [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

– Во дворе горка, –

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– В этой норке

– Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

(Ф.Я. Хорошилкина [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

(М.А. Полякова [8])

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., 2008.
  2. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением  // Логопед. – 2009.- № 2.
  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2003.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – СПб., 2005.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., 2006.
  7. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.
  8. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М., 2007.
  9. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:



www.logolife.ru

Упражнения для растяжки уздечки языка после подрезания, массаж

Большинство родителей, при диагностировании языковой короткой уздечки во время визита к логопеду, сразу же просят его об её подрезании, поскольку именно такой метод на протяжении долгого времени считался самым действенным. Современные логопеды рекомендуют многочисленные упражнения для растягивания уздечки языка, которые помогут в растяжении подъязычной связки без хирургического вмешательства.

3 степени аномалии подъязычной уздечки

Помимо весьма эффективного комплекса из десяти упражнений артикуляционного характера, логопеды также рекомендуют использовать специальную технику массажа, способствующую растяжению языковых уздечек.

Самодиагностика короткой уздечки языка

Упражнения – альтернатива хирургическому подрезанию уздечки

Современный список логопедических манипуляций, ориентированных на растяжение уздечки, расположенной под областью языка, зарекомендовал себя, как весьма эффективный и доступный метод. Данной методикой воспользовалось множество детей и родителей, и в абсолютном большинстве случаев применение таких манипуляций позволило достичь желаемого результата, не прибегая к хирургическому вмешательству. Специалисты отмечают, что эффективными такие мероприятия становятся лишь при условии правильного и регулярного их проведения. Каждая из процедур должна быть выполнена ребенком в полном объеме и именно таким образом, как это рекомендует специалист, поскольку в противном случае их эффективность не гарантируется.

Что такое артикуляционная гимнастика и ее значение

Согласно рекомендациям, основные правила проведения артикуляционного упражнения включают в себя:

  • медленность, отсутствие спешки и максимальная отдача;
  • хорошее настроение, улыбка и широко открытый рот;
  • выполнение упражнения должно чередоваться с отдыхом, поскольку такие занятия
  • являются серьезной физической нагрузкой.

Правила выполнения упражнений для уздечки

Среди наиболее популярных занятий можно выделить следующие.

  • «Маляры».
  • «Барабаны».
  • «Дотягивание до носа».
  • «Качели».
  • «Футбол».
  • «Котенок».
  • «Лошадка».
  • «Гармошка».
  • «Дотягивание к подбородку».
  • «Грибок».

Каждое из вышеперечисленных манипуляций имеет свою специфику, и в разной степени воздействует на растяжение уздечки языка. Именно поэтому, специалисты рекомендуют использовать их в комплексе.

Описание основных упражнений для уздечки

Принципы выполнения упражнений

Занятия «маляр» выполняется исключительно в момент хорошего расположения духа у ребенка, поскольку в противном случае он не будет достаточно усердным. В основе упражнения заложен принцип проведения кончиком языка по поверхности неба, движением от зубов, постепенно перемещаясь к зоне горла.

Упражнения — описание с картинками

Для вовлечения ребенка к выполнению упражнения его можно сопровождать прочтением стихотворений.

Суть упражнения «барабаны» заключается во многократном произношении буквы Д. Необходимо следить за тем, чтобы её произношение было как можно более четким. В упражнении «дотянись до носа» заложен процесс потягивания кончика языка к носу и последующим его опусканием к верхней губе. Выполняя этот комплекс нужно внимательно следить за тем, чтобы в процессе выполнения челюсть была обездвижена, а язык при выполнении не сжимался.

Упражнение Гармошка эффективно растягивает уздечку языка

Упражнение «качели» выполняется путем попеременного прикасания кончиком языка зубов верхней и нижней челюсти, при условии их неподвижности.

Развивающее упражнение «футбол» заключается в попеременном перемещении языка от одной щеки к другой, тем самым имитируя перемещение футбольного мяча по полю. Выполняется с широко открытым ртом и улыбкой.

Описание 3-х видов упражнений

Упражнение «котенок», согласно опыту специалистов является наиболее востребованным и популярным среди детей. Суть данной процедуры заключается в том, что ребенку необходимо при помощи языка слизать с тарелки или блюдечка заранее положенное на неё лакомство, в качестве которого может быть использовано мороженое, сметана или варенье.

Выговаривание сложных слов как вид упражнений для уздечки

Упражнение «лошадки» выполняется пощелкиванием языка, чтобы вырабатывался звук, похожий на стук лошади.

Во время выполнения упражнения для растяжки уздечки языка под названием «Грибок», положение языка должно напоминать шляпу гриба, а уздечка – ножку. Не следует забывать о необходимости проведения всех подобных процедур с улыбкой на лице.

Артикуляционная гимнастика для короткой уздечки — еще 3 упражнения

Еще одним популярным и эффективным упражнением для решения вопроса короткой уздечки является процедура под названием «дотянись до подбородка». Именно это упражнение, суть которого заключается в попытках ребенка кончиком языка дотянуться до собственного подбородка, помогает эффективно растянуть уздечку до оптимальных показателей.

Упражнение для уздечки «Надувание мыльных пузырей» — весело и полезно

Важно помнить о том, что каждое упражнение по своей природе уникально, и имеет определенное воздействие. Именно поэтому, к выполнению всех без исключения упражнений комплекса необходимо подходить с определенной ответственностью, поскольку неправильное выполнение заданий не только не приведет к желаемым результатам, но и может стать причиной развития других проблем с речевым аппаратом, а также ротовой полости.

Полное описание всех процедур можно найти на специализированных порталах, а также обратившись за помощью к врачам логопедам и коррекционным педагогам.

Упражнение Блинчик — базовое для растягивания языка

Массаж для уздечки

Помимо вышеописанных упражнений, эффективным решением возникшей проблемы может стать массаж уздечки языка, который ребенок должен делать самостоятельно, а также при помощи взрослых. Данный массаж имеет несколько ключевых особенностей, которые необходимо в обязательном порядке учитывать. Все процедуры связанные с этим необходимо проводить чистыми руками, соблюдая технику безопасности и стараясь не приносить болевых и неприятных ощущений.

Самомассаж языка надо выполнять перед зеркалом

Этот вид процедуры рассчитан на развитие мышечных тканей и уздечки, поэтому массажировать и удлинять необходимо все стороны языка.

Массаж у специалиста или можно научиться его делать маме

Правильное выполнение массажных манипуляций способно растянуть уздечку, расположенную под языком, лучшим вариантом является комбинирование лечебного массажа и артикуляционных упражнений, которые способны с легкостью заменить оперативное вмешательство, от которого все больше молодых родителей предпочитают отказаться.

Оперативное вмешательство — отнюдь не единственно верное решение вопроса удлинения подъязыковой уздечки.

Зондовый массаж выполняет только врач-логопед или стоматолог

Правильное выполнение комплекса упражнений в комбинации с массажем за короткий срок решит эту проблему без операции. Это поможет уберечь ребенка от болезненной процедуры и обеспечит дополнительное развитие через артикуляционные упражнения, которые сопровождаются стихотворениями и играми.

zubnoimir.ru

Как растянуть уздечку языка ребенку: самые эффективные упражнения

С помощью простых упражнений можно попробовать устранить проблему, не прибегая к операционному вмешательству. Такие упражнения для растягивания уздечки языка можно проводить дома самостоятельно, вооружившись необходимыми знаниями, запасаясь терпением.

Особенности выполнения упражнений

Логопедами предлагается комплекс результативных манипуляций, которые хорошо себя зарекомендовали в устранении проблемы короткой уздечки у ребенка. Эффективность таких манипуляций доказана многими врачами и родителями. При систематическом подходе, регулярном выполнении всех действий, можно спровоцировать растяжение уздечки и обойтись без хирургического лечения патологии.

Существуют определенные особенности, которые важно соблюдать при выполнении артикуляционной гимнастики:

  1. Каждую манипуляцию необходимо выполнять медленно, не спеша, стараться сделать все правильно.
  2. При выполнении упражнений рот должен быть открытым максимально широко, напрягая мышцы губ.
  3. Нужно принимать во внимание то, что такие тренировки являют собой большую физическую нагрузку на язычок ребенка, поэтому необходимы перерывы во время артикуляционной гимнастики. Не заставлять малыша выполнять насильно, если он капризничает, нервничает. Лучше подождать и сделать гимнастику, когда ребенок будет в хорошем расположении духа.

Артикуляционный комплекс

Комплекс, который помогает растягиваться короткой уздечке, показывает доктор во время посещения. Зная о том, как растянуть уздечку под языком, можно обойтись без хирургического вмешательства. Наиболее эффективными движениями являются:

  1. Маляр. Такое упражнение выполняется, широко открыв рот, улыбаясь. Кончик языка движется по небу, в направлении от зубов к горлу, не двигая нижней челюстью.
  2. Барабан. Манипуляции проводят, открыв рот, улыбаясь. Основой упражнения является четкое повторение буквы Д. Во время произношения буквы язычком упираются в верхние зубы, рот при этом открытый. При выполнении этого упражнения ребенок может закрывать рот, поэтому можно помогать держать ему рот открытым с помощью карандаша или любого другого предмета.
  3. Дотянись до кончика носа. Открыть широко рот, улыбаясь. Кончик языка тянут к кончику носа, после чего опускают к верхней губе. В процессе выполнения такого артикуляционного движения нужно контролировать, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, а язык был расслабленным.
  4. Качели. Улыбнуться, открыв рот. Поочередно дотрагиваться язычком до верхних и нижних зубов. В процессе выполнения движений нужно следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной и расслабленной.
  5. Футбол. Основой манипуляции является то, что ребенок должен язычком по очереди дотрагиваться к правой и левой щеке, стараясь упереться, напрягая кончик (движения имитируют качание мячика во рту).
  6. Котенок. Является одним из самых любимых упражнений среди детей. На блюдечко положить ложку варенья или мороженого. Ребенок должен слизывать лакомство, как котенок. Такое упражнение очень хорошо тренирует мышцы языка – боковые, передней и задней стенки.
  7. Гармошка. Прижимают плотно язык к небу, напрягая его. Открывать рот и закрывать, язык остается неподвижным.
  8. Лошадка. Открыть рот, улыбаясь. Щелкать языком, имитируя цокот копыт лошадки. Кончик языка можно сворачивать в трубочку, при этом он не должен подворачиваться вниз. Нижняя челюсть остается неподвижной во время выполнения гимнастики.
  9. Грибок. Улыбнуться, прижать к небу язык полностью, напрягая его. Представить, что он это шляпка гриба, а уздечка – ножка.
  10. Дотягиваться до подбородка. Ребенок должен тянуться кончиком языка к подбородку, напрягая мышцы. Это хороший растягивающий уздечку процесс, чем дальше получится дотянуться, тем быстрее растянется уздечка.

При выполнении артикуляционной гимнастики можно применять вспомогательные предметы – резиновое кольцо, карандаш, пластмассовые трубочки. Такие предметы помогают быстрее удлинить подъязычную связку.

Проведение логопедического массажа

Растянуть связку задней стенки языка помогает выполнение специальных массажных движений. Массаж делают родители или сам ребенок.

Самые эффективные массажные движения:

  1. Большой и указательный палец берут кончик языка, поднимают его вверх. Рот открыть. Другой рукой осторожно выполнять движения по уздечке, имитируя ее вытягивание. Поначалу такие манипуляции могут доставлять малышу дискомфорт, поскольку происходит раздражение нервных окончаний, мышцы.
  2. Кладут два пальца под язык, захватывая уздечку. Надавливают большим пальцем на поверхность органа, двигаясь, словно вытягивая его. Пальцы с уздечкой неподвижны.
  3. Можно просто взять двумя пальцами язык и тянуть его вправо и влево, потягивая, осторожно растягивая подъязычную мышцу.

Время выполнения массажа постепенно увеличивать.

Благодаря артикуляционному комплексу и массажу можно растянуть короткую подъязычную мышцу и обойтись без операции.

tvoyzubnoy.ru

Приемы постановки звука «Р» при укороченной уздечке языка

Среди всех звуков, по моему мнению, постановка звука р является наиболее сложной, а также длительной работой. У меня это занимает от 1 месяца до 1 года. Особенно тяжело работать c [р], когда у ребенка дизартрия или укороченная уздечка. За 4 года своей работы в Минске и Заславле логопедом наиболее тяжелым у меня был случай постановки звука р с укороченной уздечкой. Так в у девочки, была подъязычная уздечка длинной окло 7 мм. И если звуки верхнего подъема, например [c], [ш] можно ставить когда подъязычная уздечка не растянута полностью, а в норме она составляет около 1,5 см, то звук р требует полной «свободы» языка.

Хорошо, когда родители вовремя замечают проблему у ребенка в возрасте от 0 до года, тогда ее просто подрезают и проблем со звуками, как правило, нет, однако очень часто на данную проблему обращается внимание в период формирования звуковой культуры речи 3-4 года и ребенок не произносит некоторые звуки. Однако не во всех случаях следует обращаться к стоматологам-хирургам и подрезать уздечку языка ребенку, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша. Существуют определенные методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку(уздечку). В течении 4 лет я ей пользуюсь и она довольно эффективна.

Однако следует соблюдать определённые правила при выполнении упражнений, а также при постановки звуков.

Правила выполнения упражнений

(по М.А. Поляковой [6]):

1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.

2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

(М.А. Полякова [8])

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

(Е. М. Косинова [4], Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.
«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.


«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.


«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»


«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.,

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.,

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.,


«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.,

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

Растягивание уздечки

• Прием Е.В. Новиковой [6]

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

Упражнение «Крот»

Прием Н.Г. Водовозовой [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

— Во дворе горка, —

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

— Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

— В этой норке

— Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

(Ф.Я. Хорошилкина [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Литература:

1. http://www.logolife.ru (статья Червяковой Н.А. «Методы и приемы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку))

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. — М., 2008.

3. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением // Логопед. – 2009.- № 2.

4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2005.

5. Косинова Е.М. Уроки логопеда. — М., 2003.

6. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. — СПб., 2005.

7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. — М., 2006.

8. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.

9. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. — М., 2007.

10. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.

logosha.com

Упражнение для языка грибок учимся делать на занятиях с логопедом

Здравствуйте, дорогие читательницы!
В этой статье я расскажу, как вам поможет упражнение для языка грибок и массаж органов речи для постановки некоторых звуков. У всех детей наступает момент, когда они начинают разговаривать, это самый важный период в развитии речи. В норме ребенок начинает говорить с десяти месяцев. Нарушения дикции становятся более заметными к двухлетнему возрасту, когда малыш старается подобрать правильные слоги, объединяя их в слова.

Если у ребенка не получается правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы, то в причиной могут быть проблемы в строении органов артикуляции, например снижена подвижность языка. Вот тут-то родители и должны насторожиться, если речь невнятная, шипящие и звук «р» отсутствуют или сильно искажаются. Малышу грозят трудности в общении, правописании, снижении самооценки и уверенности в себе.

Короткая «уздечка»

Причина, по которой ребенок не может произнести звук слабые мышцы языка, щек, губ. Ему трудно поставить губы и язык в правильное положение для создания четкого звука. Укороченная подъязычная связка (уздечка) у ребенка частая причина нарушения произношения звуков. В норме длина уздечки полтора сантиметра.

Педиатр может посоветовать подрезать подъязычную связку с помощью лазера или хирургическим путем. Лучше всего это делать в новорожденном возрасте. В возрасте 5 — 6 лет после заживления остается рубец, что может мешать речи. Как вариант, попробуйте растянуть с помощью артикуляционной гимнастики.

Логопед с помощью упражнений пытается растянуть подъязычную связку. Это необходимо для постановки звуков «р» и «л», а также Ш и  других шипящих. Правила выполнения артикуляционной гимнастики повышают эффективность упражнений.

Проводятся занятия в хорошо проветриваемом освещенном помещении. Ребенок усаживается перед зеркалом на удобный стул так, чтобы ноги доставали до пола. В самом начале ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом, ребенок смотрит и повторяет движения.  При выполнении упражнения «Грибок» малыш должен улыбнуться и широко открыть рот. Затем присосать язычок к небу.

Если не получается, пощелкайте языком, сделайте упражнение «Лошадка» и повторите «Грибок». Можно поддержать язык снизу ложкой, шпателем или массажным зондом. Упражнение не всегда получается сразу, чтоб ребенок не отвлекался,  можно показать картинку с грибами, рассказать про них, как они растут, как их собирают, кладут в корзинку. На следующих занятиях можно рассказывать стихи и загадки про грибок, играть, собирая игрушечные грибочки в кузовок.

«Грибок» с увлечением

Иногда это потребует довольно длительного времени, к сожалению, не всем хватает картинок. Встречаются слишком активные дети, неспособные сидеть и выполнять упражнение. Им становиться скучно. Можно попробовать дома делать «Грибок», используя  игровые приемы. Придумайте сказку. Устройте кукольное представление, используя например,  коктейльные зонтики.

Покажите мультик про грибок. Каждый родитель знает, что любит его ребенок. Воспользуйтесь этим заинтересуйте, обхитрите и попробуйте повторить упражнение.

Упражнение «Грибок» самое эффективное в растяжке подъязычной уздечки. Важно выполнять его правильно и регулярно.

Перед выполнением упражнения «Грибок» устройте небольшую разминку для языка. Процесс станет веселее и интереснее, рассказывая сказку.

Сказка про маленький Грибок

Жил-был в сосновом лесу маленький гриб. И он очень хотел поскорее вырасти, но не знал как. В лесу ходили слухи о старом и мудром старичке Боровичке. Грибок отправился на поиски. Несколько дней и ночей он ходил по лесу, спрашивая у всех грибов, встречающихся на пути. К сожалению ни кто не знал, где старичок живет. Выйдя на опушку леса, возле высокой ели на прогретой солнцем траве сидел старичок Боровичок.

Обрадовался Грибок, побежал со всех ног к нему. Спросил Грибок, как ему поскорее вырасти. Старичок нахмурился, призадумался и говорит:"С первым теплым дождем начнешь расти. Сначала твоя шляпка потянется вверх, а затем ножка начнет вытягиваться и расти". Поблагодарил Грибок старичка и отправился домой. Как и говорил Боровичок, с первым теплым дождем Грибок стал расти и вырос в большой красивый подосиновик.

На примере сказки покажите ребенку упражнение «Грибок». Объясните, что кончик языка это шляпка. Ножка гриба это подъязычная связка.

Массаж подъязычной связки

Для того чтобы быстрее растянуть связку требуется массаж под языком. Последовательность выполнения массажа:

  • Откройте ротик ребенка;
  • Вытащите язык, положите на верхнюю губу, так чтобы было видно уздечку.
  • Накройте язык, носовым платком придерживая его пальцами, а другой рукой (указательным и большим пальцем) скользите по уздечке в разных направлениях растягивающими движениями.

Можно проводить массаж с помощью массажных зондов или с насадками.

Проблема произношения звуков у детей дошкольного и школьного возраста всегда остается актуальной. Оттого, как правильно в будущем будет разговаривать ребенок, полностью лежит на ответственности родителей. Логопедические знания помогут преодолеть нарушения и исправить речь. Обязательно повторяйте упражнение в домашних условиях, и малыш быстрее научится правильно говорить.

Подписывайтесь на наш блог, есть еще много интересных статей, которые каждый должен прочитать. Берегите детей и всего хорошего!

Здесь другие статьи с более подробным описанием упражнений:
чашечка
лошадка
гармошка
вкусная гимнастика
упражнения для губ
стандартная гимнастика

marilina.ru

Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

К сожалению, даже не посвященные в медицинские тонкости родители знакомы с мнением, что короткая уздечка языка у ребенка — это причина логопедических проблем. Почему «к сожалению»? Потому что именно незнание материала приводит к однозначному решению — уздечку надо подрезать!

Помните, в фильме «Покровские ворота» характерную женщину-хирурга с ее знаменитой фразой «Резать!.. не дожидаясь перитонита»? Так вот и с бедной уздечкой часто происходит то же самое. Однако, как показывает опыт, не всегда существует лишь один-единственный выход. Далеко не каждый случай так называемой «короткой уздечки» требует радикальных мер.

Что такое короткая уздечка языка

Уздечкой называется тонкая перегородка, соединяющая язык и нижнюю полость рта. В норме уздечка довольна эластична, хорошо тянется и прикрепляется к языку в средней его части.

Аномальным строением может являться расположение уздечки ближе к краю языка или совсем на его кончике. Кроме того, возможно значительное снижение его эластичности, то есть способности растягиваться.

Так что на самом деле понятие «короткая уздечка» не совсем корректно. Поэтому однозначного решения в данном вопросе нет.

Читайте также: Развитие мотивации как одно из направлений коррекции

Чем мешает неправильное строение уздечки языка

У младенцев аномальное строение уздечки может вызывать сложности с сосанием. В таком случае проблема решается еще в роддоме подрезанием. Если же малыш все же способен нормально кушать, врачи стараются оставить ситуацию в покое, давая, что называется, время на вырост. И действительно, во многих случаях вместе с ростом челюсти постепенно растягивается и принимает нормальную форму уздечка.

У детей более старшего возраста короткая подъязычная уздечка создает некоторые логопедические сложности:

  • Возникают сложности с произношением шипящих звуков.
  • Не дается правильное воспроизведение сонорных.

Для произнесения так называемых верхнеязычных звуков необходимо поднять кончик языка кверху. Недостаточно эластичная уздечка мешает это сделать.

Однако очень важно понимать, что она «отвечает» далеко не за все речевые проблемы. Так что если у ребенка присутствует задержка речевого развития, «путаются» в речи слоги и звуки, ограничен словарный запас или другие проблемы, короткая уздечка здесь совсем не при чем. Логопед предложить эффективные способы коррекции.

Как проверить, короткая ли уздечка у ребенка

Наличие сложностей с уздечкой можно легко определить самостоятельно:

  1. Немного приоткрыть рот и поместить кончик языка в область за верхними зубами. В таком положении хорошо видно место прикрепления уздечки. Если она не там, «где нужно», язык трудно поднимать вверх.
  2. Вытянуть язык вперед. Короткая уздечка не дает это сделать, кроме того кончик языка визуально выглядит раздвоенным
  3. Открыть рот и попробовать коснуться языком верхней губы, облизать ее. Сложности с уздечкой делают это движение трудновыполнимым.

Обратите внимание: иногда ребенок не может справиться с данными упражнениями не из-за того, что с уздечкой что-то не то. Причиной могут оказаться слабые мышцы артикуляционного аппарата. Возьмите чистый носовой платок и попробуйте помочь языку. Если при движении чувствуется сопротивление, значит дело все-таки в подъязычной уздечке.

К кому обращаться за помощью

В зависимости от сложности ситуации с проблемой помогут справиться стоматолог-ортодонт или логопед. В любом случае имеет смысл сначала получить консультацию, чтобы определиться, какой способ исправления необходим ребенку.

Стоматолог аккуратно подрежет уздечку, избавляя ребенка от неудобства одним движением руки. Однако в последнее время врачи все же рекомендуют оставлять хирургическое вмешательство на самый крайний случай. Опытный логопед предложит комплекс упражнений и массаж для растягивания уздечки.

Специалисты утверждают, что существует не так много ситуаций, когда подъязычная уздечка оказывается абсолютно не способной к растяжению. Практически во всех случаях консервативный подход достигает результата.

Оценить плюсы и минусы разных подходов родители могут самостоятельно.

Хирургический метод:

  • Быстрое, радикальное решение проблемы.
  • Операция проводится с использованием анестезии.
  • Процесс заживления занимает определенное время и доставляет неудобство.
  • Ограничения в питании в связи с оперативным вмешательством.
  • Желательно соблюдать голосовой покой несколько дней.
  • Возможна психологическая травма у ребенка.
  • После операции необходимы занятия с логопедом для коррекции звукопроизношения.

Метод растяжения уздечки:

  • Консервативен, не вызывает психологических сложностей у ребенка.
  • Результативен в большинстве случаев.
  • Не требует внесения изменений в привычный режим жизни.
  • Занимает определенное время (несколько месяцев).
  • Требует дисциплины и регулярных занятий.

В любом случае для решения вопроса нужно получить консультацию логопеда.

Читайте также: Логопедические занятия при ринолалии у детей

Как растянуть подъязычную уздечку языка

Тут от родителей понадобятся настойчивость, терпение и даже находчивость. Помимо специального комплекса упражнений нужно использовать любую возможность дать язычку потренироваться. К примеру, предлагайте ребенку… облизывать тарелку. Да, возможно, это идет вразрез в правилами хорошего тона, но зато поможет справиться с речевыми проблемами. Сделайте это игрой!

Также полезно немного подразниться. Пусть ребенок вытягивает язык как можно дальше.

Упражнения для растяжение уздечки:

  • Приоткрыть рот, язык расслаблен, положить его на нижнюю губу и подержать в таком положении несколько секунд.
  • Постараться коснуться кончиком языка носа, затем подбородка. Повторить несколько раз.
  • Облизывать верхнюю губу (упражнение «Варенье»), рот немного приоткрыт.
  • Удерживать язык в вытянутом вперед положении.
  • Щелкать языком (упражнение «Лошадка»).
  • С немного приоткрытым ртом двигать языком по небу спереди назад (в направлении от зубов к горлу).
  • Упереться кончиком языка в месте сразу за верхними зубами. Стараться открыть рот максимально широко.

Для растяжения уздечки можно делать специальный массаж. Лучше будет, если этим займется логопед, но некоторые приемы можно выполнять и дома:

  • Осторожно взять пальцами кончик языка и постепенно отводить его в разные стороны (верх, вниз, вправо, влево).
  • Пальцами аккуратно поглаживать по растянутой уздечке от основания к концу.

Конечно, проводя массаж, необходимо взять стерильный бинт или чистый платочек.

Выполнять упражнения нужно регулярно, лучше по несколько раз в день. Увеличивать нагрузку и прилагаемые усилия следует очень осторожно, чтобы занятия не причиняли болевых ощущений и не провоцировали травм. Работа под контролем логопеда поможет достичь успеха безопасно и с максимальным эффектом.

karkusha.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *