Мероприятие в библиотеке бородинское сражение – К 205-летию Бородинского сражения

К 205-летию Бородинского сражения

С 6 сентября в Кировской библиотеке работает историко-патриотическая выставка «Есть имена, и есть такие даты», приуроченная к годовщине Бородинского сражения.

Генеральное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось 7 сентября при селе Бородино, близ города Можайска, в 124 километрах от Москвы.

На выставке представлена информация о ходе битвы, численности нашей армии и противника, перегруппировках сил на поле боя, о главнокомандующих Барклае де Толли, Багратионе и Кутузове, внесших огромный вклад в исход сражения.

Читатели могут выбрать книги о героических страницах истории нашей Родины: исторические энциклопедии, биографии полководцев и военачальников, произведения художественной литературы.

 

«Ведь были схватки боевые» - под таким названием в Центральной районной библиотеке работает книжная выставка, посвященная 205-летию Бородинского сражения.

Читатели познакомятся с событиями Отечественной войны 1812 года, с прославленными героями М. Кутузовым, П. Багратионом, Н. Раевским, Д. Давыдовым, Н. Дуровой и многими другими.

7 сентября в Районной детской библиотеке для читателей состоялся час истории «И помнит вся Россия про день Бородина».

Дети с интересом слушали и смотрели видео-презентацию о французском императоре Наполеоне I Бонапарте, армия которого без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. О тяжелых кровопролитных боях наших войск против захватчиков. О великом русском полководце Кутузове Михаиле Илларионовиче, генерале Багратионе Петре Ивановиче, отважном кавалеристе Денисе Давыдове и первой в русской армии женщине-офицере Надежде Дуровой.

Ребятам был показан фильм «Аты - баты», в ходе которого они узнали о памятниках героям Отечественной войны 1812 года.

Библиотекарь провела обзор книг о Бородинском сражении и предложила ребятам взять эти героические и познавательные произведения для домашнего чтения.

На книжной выставке «Бородино и его герои» вниманию читателей Кильдеевской библиотеки

представлены справочники и энциклопедии, документальные очерки и литературные произведения о событиях войны 1812 года и главном сражении - битве под Бородино. Центральное место на выставке заняла книга   М.Ю. Лермонтова «Бородино», которая в этом году   отметила свой юбилей- 180 лет.

Библиотекарь Октябрьской библиотеки Гузель Азизова провела со своими юными читателями информационный час «Здесь, на полях Бородина…».

В ходе мероприятия ребята узнали о том, что Бородинская битва – это одно из самых главных событий российской истории, познакомились с такими фамилиями как Михаил Кутузов, Наполеон Бонапарт, виртуально посетили Бородинскую панораму, побывали на «поле русской славы» 1812 года. Оказалось, что многие из ребят знают стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и читали его наизусть для своих одноклассников.

uslon-cbs.ru

Воспитательное мероприятие "Недаром помнит вся Россия…", посвященное 200-летию Бородинского сражения. 8-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели и задачи:

Обучающие:

  • углубить знания учащихся о народном освободительном характере войны с наполеоновской империей.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развивать у учащихся мыслительные, коммуникативные способности;
  • навыки и умения образного эмоционального пересказа содержания исторического материала;
  • формирование потребности в приобретении новых знаний.

Воспитательные

  • способствовать воспитанию у детей чувства гордости за нашу славную историю; чувства патриотизма.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с использованием национального регионального компонента.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, отрывки из фильмов.

2012 год в России объявлен годом Отечественной истории.

Сегодня наше мероприятие посвящено знаменательной исторической дате – 200-летию Бородинской битвы. Прошло 200 лет со времени Отечественной войны 1812 года. Она названа Отечественной не случайно: русский народ защищал свою Родину, своё Отечество, свою родную Землю, на которой он вырос.

– Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за счастье человека
Только тот себя переживёт
Славна кончина за народ.

Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему мероприятию.

1 Ведущий. 8 сентября в России отметили День воинской славы – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией.

Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.

А теперь давайте обратимся к словам очевидца, мнение которого отразил в своём легендарном стихотворении Лермонтов (инсценирование стихотворения).

И Кутузов, главнокомандующий русской армией утверждал: “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”.

Ведущий. А император Наполеон признавался позже: “Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”

Бородинское сражение вошло в историю освободительного движения как одна из наиболее ярких ее страниц. Легендарный подвиг героев Бородина является для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной.

“Вам не видать таких сражений…” так великий русский поэт М.Ю.Лермонтов сказал об этой битве.

Обратимся к историческим фактам.

Исторические факты

Ученик. В течение всего 1812 года Франция готовилась к войне с Россией. 12 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны переправилась через Неман и вторглась в территорию нашей страны.

Фильм

Ведущий. Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни страны. Вторжение неприятеля в пределы России, Бородинское сражение, пожар Москвы, напряжённая борьба с армиями Наполеона вызвали могучий подъём русского народа.

Ведущий. Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: “Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя…

Так кто же они, герои Отечественной войны?

1 ученик. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1812),светлейший князь (с 1812). Герой Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска Александр 1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Сам Кутузов, как и в 1805 году, не был настроен на решительное сражение против Наполеона. По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: “Мы Наполеона не победим.

Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступить вглубь страны. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил, очевидно, не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях, оставил Москву. Тем не менее, русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа(11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.

2 ученик. Николай Николаевич Раевский – генерал от кавалерии, гордость русской армии и друг А.С.Пушкина.

Необыкновенный героизм проявил генерал Раевский в Бородинской битве. Батарея из 18 орудий стояла на Курганной высоте на правом фланге. Она была обнесена бруствером высотой более двух метров, окружена широким рвом глубиной в два метра. Оборонял высоту пехотный корпус генерала Раевского, и потому батарею назвали “батареей Раевского”.

После Отечественной войны Раевский числился командиром армейского корпуса.

3 ученик. Михаил Богданович Барклай де Толли – российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814 года), военный министр, князь (с 1815 года), герой отечественной войны, полный кавалер ордена святого Георгия.

В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. Передают, что в день битвы под ним было убито и ранено 5 лошадей. Тем не менее, он продолжал упрямо отстаивать необходимость стратегического отступления, на военном совете в Филях высказался за оставление Москвы.

4 ученик. Пётр Иванович Багратион, князь, российский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Родился в 1765 году в Кизляре (Тверская область) в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов.

П.И.Багратион принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Проявил особую заботу о солдатах, их здоровье и быте. Пользовался чрезвычайной популярностью в армии и в российском обществе.

В Бородинском сражении П.И.Багратион руководил левым флангом, на который пришёлся главный удар французов, и героически оборонял Семёновские флеши; возглавил контратаку 2-й гренадёрской дивизии на Северную флешь, занятую французами, и был смертельно ранен.

5 ученик.

Давыдов Денис Васильевич

Партизан Отечественной войны 1812 года, военный писатель, поэт, генерал-лейтенант. Командуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. Был близок к декабристам и А.С.Пушкину.

Родился в Москве, дворянской семье. Одним из самых ярких впечатлений детства была встреча девятилетнего мальчика с легендарным Александром Суворовым, который напророчил Давыдову его судьбу: “Это будет военный человек…”

Большую часть жизни Давыдов провёл на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 году в чине генерал-лейтенанта.

В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от отечественной войны 1812 года как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над наполеоном.

6 ученик. Дмитрий Петрович Неверовский.

7 ученик. История Отечественной войны 1812 года тесно связана с историей нашего города. Одна из представительниц слабого пола, наша землячка, писатель, Надежда Андреевна Дурова, является героем Отечественной войны 1812 года. Обратимся к кадрам фильма…, посвящённый этой великой женщине, прославившей наш город.

(Просмотр кадров фильма)

За храбрость получила несколько наград. Прослужив около 10 лет, в 1816 вышла в отставку в чине штаб-ротмистра.

Ведущий. А сейчас мы хотели бы вас познакомить с творческим и талантливым человеком, нашей землячкой Людмилой Павловной. В её исполнении прозвучит романс Настеньке из фильма “О бедном гусаре замолвите слово”.

Ведущий. Бородинское сражение вдохновило и вдохновляет поэтов, писателей, художников. К 25-летней годовщине М.Ю.Лермонтов пишет стихотворение “Бородино”, прославляющее подвиг русского народа. Современные поэты тоже не обошли эту тему.

Ученик.

Бородино…Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.
И пусть давно растаял в поднебесье
Той битвы дым, той битвы пушек гром –
Мы до сих пор о ней слагаем песни
О наших предках память бережём.
Бородино…Родной земли частица
Село, каких немало под Москвой,
Но как же сердце начинает биться
При виде церкви с маковкой златой.
Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта,
Что были клятве до конца верны, –
Защитники России, патриоты,
Отечества любимые сыны.
И вновь трубы победный клич несётся,
В парадном строе движутся полки;
Над Полем Славы флаг российский вьётся,
Блестят на солнце грозные штыки.

(В. Степанов)

Ученик.

Бородинское поле
Был бой суровый Бородинский
И друг, и недруг ждал его.
Здесь дважды силой исполинской
Рождалось наше торжество.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь что ни памятник, то слава
Полков российских и знамён.
Здесь, что ни холм – своя Полтава,
Места, где бит Наполеон.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь горсть земли берут руками
И вслух клянутся: “Сохраним!”
Горжусь я этими полями,
И славу меряю по ним.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Победу в сердце ты носила,
И ныне носишь не тая.
Здесь подвиг твой. Здесь ты, Россия,
Здесь слава гордая твоя.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.

(В.Артанов)

Ученик.

Бородино
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
День 8 сентября –
Славный день календаря.
Бородинское сраженье –
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт

(И.Агеева)

Ученик.

Памятная дата
Великой битвы памятную дату
Потоком времени уносит в глубь веков,
Но подвигам российского солдата
Забвенья нет.
Не только строй венков,
Не только громы пушечных салютов, –
Сегодня память сердца говорит,
И среди множества иных маршрутов
Она в Бородино сегодня путь торит.
Два века минуло…
Но каждый сын России
Той тяжкой битвы след в душе хранит,
Там стойкость натиск сокрушила,
Сила – силу;
Глубок тот след…
Поныне он болит.
Болит… Десятки тысяч жизней –
В те годы беспримерная цена!
Их кровь святая отдана Отчизне,
Чтобы в веках жила она.
Не только кровью та оплачена победа,
Живых солдат окаменели лица,
Когда, скрипя сердцами, командиры
Им приказали покидать столицу.
Но нет, ключей столицы мы не сдали,
Хоть Бонапарт уже торжествовал,
Когда его войска в Москву вступали,
Но встретил огненный врага в столице вал.
Два века минуло… За эти времена
Россию вновь и вновь враги терзали,
Но им наперекор живёт она,
А чем и почему – поймут едва ли.
Секретов нет у нас,
Когда приходит час, –
Пред тяжким выбором нас недруг ставит
Солдат и командир, –
Не посрамит мундир, –
Он жизнь отдаст
Иль отступить врага заставит.
Мы жизней не щадим,
Не пощадим столиц,
Лишь только б пред врагом не пасть рабами ниц.

(Л.Котов)

Ведущий. Великое для русского народа Бородинское сражение нашло отклик не только в сердцах поэтов, но и художников и русских, и зарубежных. Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), Петер Гесс (1792-1855), Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857), Альберт (Альбрехт) Адам (1786-1862) и многие другие художники смогли запечатлеть на своих полотнах тяжёлые моменты сражения 1812 г.

Представляем вашему вниманию Бородинское сражение в полотнах художников.

(Под “Гимн русскому воинству” стихи О.Алфёровой муз. Сергей Косточко), показывается слайд-шоу “Бородинское сражение в полотнах художников”.

Учитель. Великие люди говорили, что “Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего”. Бородинскому сражению 200 лет, но “ не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги, потомство сохранит их в памяти”. (Параллельно идут аккорды песни.)

Спасибо за внимание, наше мероприятие, посвящённое 200-летию Бородинскому сражению, закончено.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

9.05.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок «Бородинского сражения» состоялся в библиотеке №247

В память о бородинском сражении сотрудники библиотеки №247 провели для учеников ГБОУ «Гимназия №1538» нравственный урок ратного подвига «Великое сражение Руси».

Ребята узнали, что на Бородинском поле состоялось генеральное сражение, которое положило началу разгрома «великой армии» Наполеона и познакомились с героями Отечественной войны: молодым кавалерийским офицером Денисом Давыдовым и с первой в русской армии женщиной – офицером Надеждой Дуровой.

Для гостей был показан электронный ресурс «Сей день пребудет вечным памятником…».

В ходе мероприятия прозвучали стихотворения и песни на стихи Дениса Давыдова, были показаны отрывки из художественных фильмов «Эскадрон гусар летучих» и из фильма «Гусарская баллада».

В конце исторического путешествия для школьников была проведена викторина «Гроза двенадцатого года!», рассчитанная на закрепление материала, полученного в библиотеке. Ребята активно приняли в ней участие.

Справка:

Бородинское сражение, которое во французской истории называется «битва у Москвы-реки» (фр. Bataille de la Moskova) — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М.Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта, стоялось 26 августа (7 сентября) у деревни Бородино, в 125 км на западе от Москвы.

В ходе 12-часового сражения французам удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска одержали победу, однако на следующий день главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.

mitino.mos.ru

Внеклассное мероприятие к 200-летию Бородинской битвы «Бородинская битва – русская доблесть и слава».

Автор: Татьяна Алексеевна Пурдик

(Муниципальное общеобразовательное

казенное учреждение Кулустайская СОШ

с. Усть – Кивда)

Внеклассное мероприятие к 200-летию Бородинской битвы

«Бородинская битва – русская доблесть и слава».

Тема: «Бородинская битва – русская доблесть и слава».

Цель: дать образное представление о Бородинской битве – решающем сражении Отечественной войны, нанесшем смертельную рану армии Наполеона.

Задачи:

 1. Сформировать у обучающихся представление о войны 1812 года, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках  победы России в войне.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине на примерах подвигов российского народа.

Оборудование:

  • Компьютер с проектором.

  • Слайдовая презентация.

  • Портреты полководцев.

(1 Слайд) Ведущий-1:

Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!
Ведущий-2:“У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…” В.Г.Белинский.

(2 Слайд) Ведущий-1:В июне 1812 г. в пределы России вторглась армия «двунадесяти языков», во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашего народа эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России...

Ведущий-2:Французский император Наполеон, покорив почти всю Европу, решил убрать последнее препятствие к мировому господству. На рассвете 12 июня 1812 года “Великая армия” Наполеона (640 тыс.человек), переправившись через Неман , вторглась в пределы Российской империи. Главной целью Наполеон считал взятие Москвы. Он говорил: “Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но заняв Москву, я поражу ее в самое сердце”.

Ведущий-1:

Мы долго молча отступали. 
Досадно было, боя ждали, 
Ворчали старики: 
“Что ж мы? На зимние квартиры? 
Не смеют, что ли, командиры 
Чужие изорвать мундиры 
О русские штыки?
(Лермонтов М.Ю. « Бородино»)

(3 Слайд) Ведущий-2:Главнокомандующим армии был назначен М.И. Кутузов.

(4 Слайд) «Кутузов сидел, понурив голову…Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти… Л.Н.Толстой “Война и мир”
По дороге в армию Кутузов часто повторял: “Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве”. За Торжком он узнал, что Смоленск оставлен. “Ключ к Москве взят”, - с огорчением сказал Кутузов.
(5 Слайд) Ведущий-1:Русские армии, соединившись под Смоленском, продолжали отступать. М.И. Кутузов выбрал позицию для генерального сражения близ села Бородино.

4 сентября русские армии подошли к с. Бородино, где по предложению начальника квартирмейстерской части полковника К. Ф. Толя была выбрана плоская позиция протяженностью до 8 км. Она представляла собой покрытую кустарником и перелесками холмистую равнину, через которую протекало несколько небольших речек, русла которых проходили по глубоким оврагам.

(6 Слайд) Ведущий-2:

Друзья! Мы на брегах Колочи, 
Врагов к нам близок стан; 
Мы сну не покоряем очи, 
Не слышим боли ран!..

Друзья, бодрей! Друзья, смелей! 
Не до покоя нам! 
Идет злодей, грозит злодей 
Москвы златым верхам! 

(7Слайд)Ведущий-1: Глядя на бородинское поле, Наполеон, недооценивший тактический талант Кутузова, сказал: “Наконец-то они попались. Идем открывать ворота Москвы”.

Возвратясь в свою палатку после объезда Бородинского поля накануне дня великой битвы, Наполеон сказал: “Шахматы поставлены, игра начнется завтра”

Рано утром Наполеон со свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост.

Ведущий-22: Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:“Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. …Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!”

(8 Слайд Ведущий-1:Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий, чтобы укрепить дух воинов, приказал совершить перед Бородинским сражением молебен и пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Эту икону возили за армией, так как считалось, что она помощница в военном деле.

(9 Слайд) Ведущий-2: 26 августа 1812 года в половине шестого утра началось знаменитое Бородинское сражение.

(10 Слайд) Чтец-1:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут…
(11 Слайд) Чтец-2:

Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнуло между нами,
Все побывали тут.
(12 Слайд) Чтец-3:

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
(13Слайд) Чтец-1:

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
(14 Слайд) Чтец-2:

Полковник наш рожден был хватом
Слуга царю, отец солдатам…
Да , жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
(15 Слайд)

И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрем же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
(16 Слайд)Чтец-3:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

(17 Слайд)Ведущий-1: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время переживающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

(18 Слайд)Ведущий2:Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешивалось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

(19 Слайд) Бородинское сражение навсегда вошло в историю как пример героизма русских воинов и их любви к своей стране, а Бородинское поле стало полем русской воинской славы.
Ведущий-1:Вечером 26-го августа, около пяти часов, Бородинское сражение, длившееся 15 часов окончилось. Каковы же были итоги этой кровопролитнейшей из битв?

Очень печальные для Наполеона, ибо здесь не было победы, которой в течение целого дня тщетно ждали от него все приближенные.

Ведущий-2:Русская армия, хотя и расстроенная во всех частях своих, все же не была разбита, и если численный состав ее уменьшился, преимущество осталось на нашей стороне в том отношении, что мы скорее Наполеона могли пополнить полки резервами.

Ведущий-1:Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных в мировой истории. До сих пор ведутся споры о точности данных. В среднем считается, что французы потеряли около 30 000 - 60 000 человек, а русские – 45 500 человек (это обусловлено плотностью расположения войск). Не имеет аналогов битва по потерям высшего командного состава. Наполеон лишился 10 убитыми и 39 ранеными генералов, Кутузов потерял 6 убитыми и 23 ранеными. При этом стороны получили по 1 000 человек пленными, среди них генерал Ш.О. Бонами и генерал П.Г. Лихачев. Русские взяли 13 орудий противника, французы - 15 орудий. Ни одного знамени стороны не получили!

Ведущий-2:В этом кровавом бою легло с обеих сторон в общей сложности 80.000 человек, в том числе 49 генералов.

(20 Слайд)Ведущий-1:“Сей день пребудет вечным памятником мужеству и отличной храбрости российских воинов… Французская армия, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое Отечество”, – написал Кутузов Александру I.

Ведущий-2:Хотя Бородинское сражение и закончилось ничейным исходом, оно навсегда останется в истории как пример исключительного героизма русских воинов.

(21 Слайд) Ведущий-1:Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. «Из 50 данных мною сражений, - говорил Наполеон, - это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов». Наполеон называл это сражение «битвой гигантов». Кутузов считал, что «сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов...». «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны».
Ведущий-2: «Бородинская битва… была самым торжественным, самым трагическим актом великой драмы 1812 г.» (В.Г. Белинский).

(22 Слай ) Вместе с чтецами:

Грозный день сей Бородинский
Им и нам в почет равно.
Славься битвой исполинской,
Славься ввек, Бородино! 
(Последнюю строку все чтецы и ведущие произносят вместе)

Литература.

1.Сражения, изменившие ход истории: XVI-XIX века / А.В. Баранов, Д.М. Креленко, Н.С. Креленко, Е.Ю. Лыкова, С.А. Мезин, Ю.Г. Степа-нов. – Саратов: Лицей, 2005г. – 592с.

2. Русская кавалерия эпохи Наполеоновских войн. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001г. – 48с.

3. Бородино 1812. – М.: Мысль, 1987г. – 384 с.

4.Русские победы. – М.: Белый город, 2006г. – 400 с.

5.Регулярная пехота 1801-1855 / История Российских войск. И.Э. Ульянов, худ. О.К. Пархаев – М.: АСТ, 1996г. – 248с.

6.Сайты: borodino.ru – Государственный Бородинский военно-

исторический музей-заповедник «Бородинское поле»;

hrono.ru – Хронос и содружество литературных проектов;

ru.wikipedia.org – Электронная энциклопедия;

sergeant.genstab.ru – Электронный журнал «Сержант» №7,

7. В.Н. Земцов, «Дивизия Компана в бою за Шевардинский редут

5 сентября 1812 года».

infourok.ru

Внеклассное мероприятие "По следам Бородинского сражения"

Внеклассное занятие « По следам Бородинского сражения».

Возрастная категория: 10-11 лет (5 класс)

Цель: воспитание патриотических чувств через анализ Бородинского сражения с исторической и литературной точек зрения.

Задачи:
Воспитательные:

- воспитывать уважение к историческому прошлому земли Русской;
- дать детям представление о нравственном образе солдата, защитника своей родины;
- воспитывать мужество, справедливость, доброту;
- воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства;
- формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
- воспитывать лидерские качества, умение общаться в группе;
- воспитать в детях доброту, уважение к людям.

Развивающие:
- развивать воображение, кругозор, эрудицию;
- умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль;
- формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности

Образовательные:
- подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;
- формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности

- подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;

Планируемые результаты:

Личностные:

- способствовать повышению самооценки на основе критерия успешной учебной деятельности.
- формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;

Метапредметные:

-ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;
- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные:

  • познакомить с событиями 1812 г;

  • создать макет расстановки русско-французских войск;

  • проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

  • познакомить с героями войны 1812 г;

Ресурсы: карта, тексты, портреты.

Оформление доски: портреты Кутузова, Наполеона, Барклая де Толли.

Эпиграф: «Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает рассмотреть портреты исторических деятелей, определить с какими военными событиями связаны эти личности.

  • Рассказывает о ходе исторического сражения.

  • Называют исторических деятелей, изображённых на портретах. Называют историческое событие, самое известное сражение. Мини-сообщения об этих деятелях

  • Работа в парах:

по ходу объяснения учителя вставляют розданные ранее цитаты из стихотворения Лермонтова и определяют их последовательность.

Создание макета расстановки войск.

Демонстрация карты.

Рассматривают карту на экране и кнопками указывают расположение русских и французских войск на картонном макете.

Форма для ответа представляет собой лист формата А2, на котором дети должны будут закончить фразы: «Сегодня я узнал о…», «Мне больше всего понравилось…», «Я запомнил, что…», «Затруднение у меня вызвало…», «Эти знания мне пригодятся в/на…»

Ход занятия.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет всем радость общения друг с другом.

- Ребята, посмотрите на доску, чьи портреты вы видите? К какому событию мы можем отнести этих людей? А почему именно эти портреты?

- 2017 год является юбилейным - в этом году 205 лет Бородинскому сражению. Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино», в котором изображен подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

А сейчас наши докладчики познакомят вас с этими историческими деятелями.

(Мини-сообщения обучающихся)

Перед вами карточки с цитатами из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», вам необходимой найти отражение моим слова в этом

стихотворении.

В 1812 г войска французского императора Наполеона Бонапарта вторглись в Россию.

Он стремился к мировому господству и планировал захватить Москву, превратить нашу страну в зависимое государство. Сначала у Наполеона было численное превосходство, а русские армии были рассредоточены вдоль всей границы. Командующий русскими войсками Барклай де Толли отдал приказ отступать вглубь страны, чтобы войско объединилось.

Цитата:

«Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали».
Не все одобряли эту тактику Барклая. По требованию народа новым командующим наших войск был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Лишь в 110 км от Москвы, неподалёку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Цитата:

«И вот нашли большое поле: есть разгуляться где на воле"
Силы сторон были примерно равны. Русская армия насчитывала 132 тысячи человек при 640 орудиях, а французская 135 тысяч человек и 587 орудий. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 г в половине шестого утра. Французы стремились прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву.

Самые ожесточённые бои развернулись вначале на Багратионовых флешах – земляных укреплениях, оснащённых пушками. 6 часов противник штурмовал флеши. Здесь был смертельно ранен генерал Пётр Иванович Багратион.

В Бородинском сражении Барклай де Толли командовал центром и правым крылом русских войск. Не менее упорные бои развернулись на батарее генерала Николая Николаевича Раевского. В Бородинском сражении его корпус стойко оборонял центральный редут, против которого в бой вводились крупные силы французской армии (в отечественную военную историю редут вошел под названием «Батарея Раевского»). Редут-это полевое укрепление.

Цитата:

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут».

Здесь русские солдаты штыковыми ударами несколько раз отбрасывали противника и лишь к концу дня врагу удалось его захватить.

Цитата:

«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».

Несмотря на видимый успех противника, фактически сражение не принесло победы ни одной из сторон. У французов погибло 60 тысяч человек, у русских- 44 тысячи. Позже Наполеон сказал, что французы показали себя достойными победы, а русские оказались достойными быть непобедимыми.

Теперь я предлагаю прослушать аудиозапись стихотворения «Бородино».

Посмотрите, как оформлено, начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»?

– Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц).

– Кто принимает участие в диалоге?

–Что волнует молодого солдата?

– Каким вы себе представляете старого солдата?

– Как старый солдат называет воинов? Что говорит об их судьбе?

– Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны?

– Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату?

А теперь поработаем в паре. Я вам выдаю макет карты, ваша задача, глядя на доску, расположить русские и французские войска, приклеив цветные фигурки к полю боя.

Фронтальная проверка.

Наше занятие подходит к концу, а теперь, используя наши знания, мы поучаствуем в занимательной викторине.

Викторина.

  • Когда произошло Бородинское сражение?

  • Кто командовал русскими войсками в битве?

  • Кто написал стихотворение «Бородино»?

  • Кто является рассказчиком произведения «Бородино»?

  • Во сколько началось сражение?

  • Какой генерал был смертельно ранен в бою?

  • В чью пользу закончилось сражение?

  • Что такое редут?

  • Что такое флеши?

  • Каковы были потери русских, французов?

  • Сколько лет назад было сражение?

Самые активные получают медали «Я знаток Бородинского сражения»

Рефлексия.

На доске представлена форма ответа, проанализируйте свою деятельность на уроке и запишите свой ответ в таблицу

«Сегодня я узнал о…», «Мне больше всего понравилось…», «Я запомнил, что…», «Затруднение у меня вызвало…», «Эти знания мне пригодятся в/на…»

multiurok.ru

Сценарий классного часа (Бородинская битва)

Сценарий классного часа, посвященного 200-летию Бородинской битвы.

Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Задачи:

  1. Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении.

  2. Познакомить с героями Отечественной войны 1812 года, участниками Бородинской битвы.

  3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества и чувство гордости за свою страну.

Участники: учащиеся 5-6 классов.

Ход классного часа.

Организационный момент.

Сообщение темы классного часа.

Беседа по теме классного часа.

Учитель: В 1812 году мирная жизнь России была нарушена вторжением в её пределы французской армии под командованием Наполеона Бонапарта.

Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. « Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее» - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Он даже приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».

Наполеон собрал 638 000 войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию.

« Я иду в Москву - говорил он,- и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира».

Начало войны.

Отечественная война началась 12 июня 1812 года. Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд к северу к городу Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Он был уверен в скорой победе.

Верховным главнокомандующим русской армии был император Александр 1.

Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай де Толли.

На западной границе располагались три русские армии. Численность армий составляла около 240 000 человек. 1 армией командовал Барклай де Толли, она располагалась в Литве. Второй - Багратион в Белоруссии, третьей – Тормасов в Украине.

Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске.

Тем не менее, все предвещало французам несомненный успех: громадные силы, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Но общее мнение было такое: лучше погибнуть, чем покориться ненавистному врагу.

Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток. Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать.

Ученик: Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки»-

писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

Учитель: Но командиры не боялись изорвать чужие мундиры. Они тщательно готовились к генеральному сражению.

8 (20) августа главнокомандующим русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Его давно знали и любили в войсках.

«Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты.

Полное его имя Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет - прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Он участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. В момент назначения Кутузову было 67 лет.

Бородинская битва.

Сегодня мы попробуем представить себе картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года.

Ученик: - Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!- пишет М. Ю. Лермонтов.

Учитель: И действительно самое крупное сражение в этой войне произошло 26 августа ( по новому стилю 7 сентября) 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино.

На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120 000 солдат и 640 орудий у Кутузова.

Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский и другие.

Барклай де Толли во время сражения командовал 1-й армией. После упорных боев с армией Багратиона французы бросили все силы на центральный фронт, которым командовал Барклай де Толли. Все время, пока шло сражение, генерал был на передовой, в непосредственной близости к противнику, верхом на коне. Свистели пули, рвались снаряды, осыпая генерала комьями земли. Но генерал и не пытался уйти в укрытие. После очередного взрыва он отряхивал мундир и продолжал командовать боем.

Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Когда с восьмой попытки французы потеснили левый фланг, генерал Багратион лично повел солдат в атаку, был тяжело ранен и вскоре умер.

Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.

Ученик: Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блистал,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел, 

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Учитель: Сражение продолжалось 15 часов. Но русские войска стойко держали оборону.

«К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью»- пишет очевидец. Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики- свыше 40 000 убитыми. Продолжать бой было рискованно. Кутузов принял решение отвести армию к Москве. Утром 27 августа русская армия покинула Бородинское поле.

Но всё - таки победа на Бородинском поле имела огромное значение. В ходе этой битвы были разгромлены лучшие силы французов, подготовлен переход инициативы в руки русской армии, пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости.

Бородинская битва в памяти народа.

Для истории нашей страны это событие и сейчас остаётся очень значимым. Мы стремимся сохранить для потомков имена героев Отечественной войны 1812 года. Это Петр Иванович Багратион, Михаил Богданович Барклай де Толли, Алексей Петрович Ермолов, Николай Николаевич Раевский, Петр Петрович Коновницын, Дмитрий Петрович Неверовский, Иван Семенович Дорохов и другие. В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.

Но победа в этой войне была, конечно же, одержана и благодаря солдатам и народу.

Главный монумент русским воинам - героям Бородинского сражения стоит на Бородинском поле, там, где располагалась батарея Раевского.

В Москве открыт музей Бородинская панорама.

Ученик: ПОЛЕ СЛАВЫ

Бородино… Здесь русские солдаты

Прославили Отчизну на века.

Здесь показал Кутузов Бонапарту

Всю мощь и силу русского штыка.

Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи

Ещё в России не было у нас.

Когда дышать вдруг становилось нечем

И ясный день в дыму сраженья гас.

И пусть давно растаял в поднебесье

Той битвы дым, той битвы пушек гром –

Мы до сих пор о ней слагаем песни,

О наших предках память бережём.

Бородино… Родной земли частица,

Село, каких немало под Москвой,

Но как же сердце начинает биться

При виде церкви с маковкой златой.

Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта,

Что были клятве до конца верны,-

Защитники России, патриоты,

Отечества, любимые сыны.

И вновь трубы победный клич несётся,

В парадном строе движутся полки;

Над Полем Славы флаг российский вьётся,

Блестят на солнце грозные штыки.

(Владимир Степанов)

4. Памятники героям 1812 года. (Приложение)

5. Загадки-шарады с Бородинского поля. (Приложение)

6. Игра «Донесение фельдмаршалу. (Приложение)

7.Итог классного часа.

- С кем воевала Россия в 1812 году?

- Кто был командующим французской армией?

- Кто был назначен командующим Российской армией?

- Назовите имена полководцев?

- Почему война 1812 года называется Отечественная?

- Когда произошло Бородинское сражение?

-Как закончилось Бородинское сражение?

- Какие чувства вы испытали?

Сегодняшний классный час показал, что вы, молодое поколение, дорожите доблестной историей своей страны, верны патриотическим традициям своих отцов и дедов, свято чтите память о них.

Учитель подводит итоги загадок-шарад и игры, объявляет победителей.

Приложения

ЗАГАДКИ - ШАРАДЫ С БОРОДИНСКОГО ПОЛЯ

( К 200-летию Бородинского сражения, 1812-2012 гг.)

Большинство ответов на эти загадки-шарадки вы, ребята, сможете найти в известном стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

*

Лес растёт в начале слова,

Не берёзовый – сосновый.

Цифру видим посреди,

А предлог вот – позади.

Слово это отгадает

Тот, кто битвы наши знает.

_ _ _ + _ _ _ _ + _ = _ _ _ _ _ _ _ _

(БОР + ОДИН + О = БОРОДИНО.)

*

В «КУЗОВ машины слог «ТУ» погрузили…

И в полководца его превратили.

Наш полководец, с раненым глазом.

Кто назовёт нам фамилию сразу?

(КУЗОВ – КУ - ТУ - ЗОВ – КУТУЗОВ.)

*

Возьмём предлог, местоименье,

Меж ними – место для сраженья.

Всё вместе – имя полководца,

Которым торт сейчас зовётся.

(И каждый раз пирог съедая,

Мы тем француза побеждаем.)

_ _ + _ _ _ _ + _ _ = _ _ _ _ _ _ _ _

(НА + ПОЛЕ + ОН = НАПОЛЕОН)

*

Первый на крыше лежит, отдыхает,

Дом от осадков собой защищает.

Поле для битвы второй выбирал –

Сам князь Кутузов ему доверял.

_ _ _ _

(ТОЛЬ – ТОЛЬ Карл Фёдорович.)

*

В горы буква «В» пошла

И равнину там нашла.

На равнине поселилась

И… в героя превратилась.

Атаман он казаков,

С Дона-речки берегов.

Смел, отважен он в боях,

Бил французов в пух и прах.

_ _ _ _ + В = _ _ _ _ _

(ПЛАТО + В = ПЛАТОВ Матвей Иванович)

*

С буквой «Ч» - я брат кладовки,

Где старьё, а не обновки.

А без «Ч» расклад иной,

Я – вояка удалой.

Пика, сабля у меня,

Жизнь не мыслю без коня.

Неприятность лишь одна –

Жаль, прошли те времена.

Ч _ _ _ _ - _ _ _ _ (ЧУЛАН – УЛАН).

С буквой «Ч» я с синяками,

Спор решаю кулаками.

Я гроза всего двора,

Разбегайся, детвора!

С буквой «Г» - кавалерист,

Ладно строен и плечист.

Умываюсь ветром свежим,

В бой могу пойти и пешим.

Сабля, шпага иль винтовка –

Всем в бою владею ловко.

Вьётся «конский хвост» на каске,

Чтоб сражаться без опаски.

_ _ _ Ч _ _ - _ _ _ Г _ _

(ДРАЧУН – ДРАГУН).

*

С буквой «К» - он муж гусыни,

Мягкий пух его в перине.

Он заботливый отец

И известнейший боец.

С буквой «Р» - смельчак с усами,

Снится ночью каждой даме.

Всадник бравый и лихой,

Рвётся он без страха в бой.

_ _ _ _ К - _ _ _ _ Р

(ГУСАК – ГУСАР)

*

С буквой «Н» - большая птица,

Вечерами ей не спится

(Яркий свет не любит дня),

И сова – её родня.

А без «Н» - уж деревушка,

Где музейная избушка.

Там военный был совет,

Если знаешь, дай ответ.

_ _ _ _ Н - _ _ _ _

(ФИЛИН –ФИЛИ).

*

С буквой «В» - дарует свет,

Электричества коль нет.

Нам жилище освещает,

Но сама при этом тает.

А без «В» - другое слово,

Для войны оно готово:

Битва, бой или сраженье

Для прадедов поколенья.

_ В _ _ _ - _ _ _

(СВЕЧА – СЕЧА)

*

С буквой «А» - в шкафу я, на стене,

Без неё – в сраженьях на войне.

_ _ _ _ А - _ _ _ _

(ПОЛКА – ПОЛК)

*

Первый слог – вторая нота,

Можешь спеть, коль есть охота.

Со вторым – чуть посложнее:

«Дуб» возьми позеленее,

«Б» тихонько отними,

И на «Т», друг, замени.

После двух слогов сложенья

Ты получишь укрепленье,

В старину на поле боя

Часто строили такое.

_ _ + _ _ _ = _ _ _ _ _

(РЕ + ДУБ – Б + Т = РЕ + ДУТ = РЕДУТ)

В доме с первой нам теплее,

Нас она зимою греет.

А вторая бой ведёт,

По врагам из пушек бьёт.

_ _ _ _ _ _ _

(БАТАРЕЯ – БАТАРЕЯ)

*

С «П» люблю я старичков,

Я – полянка их голов.

С буквой «Ф» я укрепленье

Для успешного сраженья.

П _ _ _ _ - Ф _ _ _ _

(ПЛЕШЬ – ФЛЕШЬ)

*

Слог начальный напевают,

Если песни слов не знают.

Слог последний есть поэт,

Что рифмуется с «буфет».

Вместе два коротких слога

Дулу пушки есть подмога,

Что везёт его, вращает,

А порой и украшает.

_ _ + _ _ _ = _ _ _ _ _

(ЛА + ФЕТ = ЛАФЕТ)

Первый слог – воронье слово,

Нам для всех оно не ново.

Слог второй опасен в море,

Он судам приносит горе.

Слово целое стреляет,

То снаряд, что убивает.

_ _ _ + _ _ _ _ = _ _ _ _ _ _ _

(КАР + ТЕЧЬ = КАРТЕЧЬ)

С буквой «О» - в лесу поляна,

А без «О» - стреляю рьяно.

Ядра с радостью глотаю,

Во врага их выпускаю.

О _ _ _ _ _ - _ _ _ _ _

(ОПУШКА – ПУШКА)

С буквой «В» я не игрушка,

С этой буквой я часть пушки.

Чтоб меня разоружить

И потом со мной дружить,

Букву смело убирай –

И пиши за мной, играй.

_ _ В _ _ - _ _ _ _

(СТВОЛ – СТОЛ)

С буквой «Т» я брат верёвки,

Замотать смогу всё ловко,

Чуть потоньше я сестрички –

Толщиной как у спички.

А без «Т» сражаюсь смело

И колю врагов за дело.

Я – оружие стальное,

За страну готово к бою.

_ _ _ _ _ Т - _ _ _ _ _

(ШПАГАТ – ШПАГА)

*

С буквой «О» и буквой «Ё»

Украшает он жильё.

На полу иль на стене,

Очень нравится он мне.

С буквой «И» и с буквой «Е» -

У солдат на голове,

Только раньше, в старину,

В Бородинскую войну.

_ О _ Ё _ - _ И _ Е _

(КОВЁР – КИВЕР)

infourok.ru

200 лет со дня Бородинского сражения

В 2012 году исполнилось 200 лет со дня Бородинского сражения.

8 сентября, в День воинской славы России, в библиотеке состоялся час истории «И помнит вся Россия про день Бородина» для учащихся начальных классов школы №24. Дети с интересом слушали и смотрели видео-презентацию о французском императоре Наполеоне I Бонапарте, армия которого без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. О тяжелых кровопролитных боях наших войск против захватчиков. О великом русском полководце Михаиле Илларионовиче Кутузове, генерале Петре Ивановиче Багратионе, о нашем земляке — генерале Алексее Петровиче Ермолове и многих других бесстрашных и отважных героях войны 1812 года. Особое внимание было уделено знаменитому Бородинскому сражению, которое состоялось 7 сентября 1812 года. О масштабах Бородинской битвы, количестве участников с обеих сторон, использованных орудиях, бесстрашных подвигах русских солдат, офицеров, генералов, об огромных потерях свидетельствуют материалы историков и воспоминания очевидцев и их потомков. Император Наполеон вспоминал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские — называться непобедимыми». Бородинское сражение было переломным этапом Отечественной войны 1812 года. Оно имело огромное международное значение. Оно сказалось на дальнейшей судьбе всей Европы. Ослабленный под Бородино Наполеон в дальнейшем понес общее поражение сначала в России, а затем и в Европе. Его империя распалась, а порабощенные им народы вновь обрели национальную независимость.

Затем ребята узнали о памятниках героям 1812 года: государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, Триумфальных арках в Петербурге и Москве в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.; о музее-панораме «Бородинская битва» в Москве; памятнике в Смоленске «Благодарная Россия героям 1812 года»; городе-памятнике Малоярославеце; памятникам полководцам, в том числе памятник в г. Орле нашему земляку — генералу А. П. Ермолову.

Школьники с большим интересом участвовали в этом мероприятии, задавали много вопросов. Ведущий библиотекарь Савицкая Светлана Владимировна сделала обзор книжной выставки, посвященной войне 1812 г., и предложила ребятам почитать эти героические и познавательные произведения.

По окончании встречи ребята пообещали сделать рисунки, посвященные Бородинской битве, для выставки в библиотеке.

Все новости

www.gaidardb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *