Мероприятия в библиотеке по русскому языку – Страница не найдена | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова

Акция «День русского языка» — Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Алтайский библиотечно-музейный центр"

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие известные писатели. На нем написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки и культуры.
В Российской Федерации День русского языка – российский и международный государственный праздник, учрежден в 2011 году и отмечается 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина.
В этот день в библиотеках Алтайского района проводились разнообразные по форме мероприятия, посвященные Дню русского языка и Пушкинскому дню России.

Краевая акция День русского языка в Алтайской библиотеке — филиале «Мичуринец» проходила впервые и нашла отклик у учащихся.
В разделах книжно – иллюстративной выставки «Русский язык – один из богатейших языков в мире» были раскрыты некоторые из граней богатства печатного слова русского языка.
Ребята с удовольствием открывали страницы энциклопедий и словарей, повторяли историю славянского алфавита, увлечённо повторяли строки великих русских писателей и поэтов.

«Родной язык, как ты прекрасен!»час чтения, проходил в форме литературных качелей, где каждая из двух групп учащихся, в которые входили Бордунова Екатерина, Красиков Егор, Музюкин Александр и Попова Александра, Астайкин Андрей, Зиновьева Дарья, выразительно читали отрывки из произведений А.С.Пушкина и В.М.Шукшина, удивляясь богатству и разнообразию форм выражений эмоций и чувств.
Юношество заинтересовала викторина «…Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», в которой ребята искали ответы на вопросы, используя не только справочную литературу, но и интернет-ресурсы. С удивлением узнавая интересные факты из истории русского слова, используя разнообразные словари и справочную литературу.
В Акции приняли участие 46 человек — юношество и 3 — взрослых читателя.

Алтайская детская районная библиотека для ребят оздоровительного летнего лагеря АСОШ №3 подготовила и провела экспресс-викторину «Мисс Литература и мистер Русский язык».
В ходе мероприятия учащиеся вспомнили правила русского языка и успешно выполнили различные задания. Они вставляли знаки препинания в предложения, определяли количество слогов в слове, вставляли пропущенные буквы, находили ошибки в предложениях, образовывали новые слова из данных, искали в однокоренных словах лишнее слово, подбирали вопросительные слова к существительным и называли лишнее слово, подбирали к слову «малина» вкусные прилагательные, превращали имена существительные в глаголы.

Конкурсные задания по русскому языку чередовались с заданиями по литературе. В этих заданиях нужно было дополнить имя литературного героя, угадать героя произведения, который дал полезный совет, по описанию отгадать волшебные предметы из сказок.
Дети стали фокусниками и, доставая из шляпы слова, превращали их в новые, с помощью перестановки букв в этом слове. В игре «Магазин» ребята отправлялись с тележками покупать продукты. Одна команда выбирала названия продуктов, употребляемых только во множественном числе, а другая – только в единственном.
Ребята успешно ответили на все вопросы конкурса «Вопросы из ларца» по произведениям детских писателей. Играя в игру «Потопаем – похлопаем», учащиеся хлопали, если они согласны с высказыванием или топали, если были не согласны и исправляли ошибку. В конкурсе «Сундук с секретом» нужно было по описанию отгадать, какой сказочный предмет находится в сундучке, а в следующем – ответить на вопрос «Сколько?». Например: «Сколько лет проспала Спящая красавица?». Принимая участие в викторине, участники команд проявили смекалку и полученные знания. В завершении мероприятия были выбраны самые активные дети, которые стали мисс Литературой и мистером Русским языком. Мероприятие провела главный библиотекарь Дмитриева Н.В.

В Сарасинской библиотеке-филиале состоялся турнир знатоков «…Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» для учащихся Сарасинской СОШ.
Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, о необходимости беречь его чистоту от искажения, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
Из рассказа Шибаева А.А. «Кашу маслом не испортишь…» ребятам нужно было выбрать пословицы и поговорки, которые говорят нам о мудрости русского языка, показывая его красоту. Также ребята объясняли значение фразеологизмов.
Школьникам была предложена игра – составить из одного слова несколько других, в ходе которой учащиеся проявили быстроту и сообразительность.

В библиотеке была оформлена выставка-мудрость «Язык. Культура. Нравственность».

Нижнекаменская библиотека-филиал для читателей старшего возраста провела диалоговое общение в защиту русского слова против сквернословия «Чистое слово. Чистая речь. Чистая душа».
Заведующая библиотекой Яркина Лариса Ивановна рассказала об истории русского языка, отметила, что язык – это и наш повседневный быт, наша жизнь, история, культура. Родное слово помогает жить, узнавать себя и других. Без языка не будет народа. Поэтому свой родной язык нужно беречь, изучать, развивать, обогащать его.
Участники диалога вспоминали пословицы и поговорки о силе и могуществе слова, составляли анаграммы.
Библиотекарь закончила мероприятие словами Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

Для читателей Нижнекаянчинской библиотеки-филиала была проведена увлекательная викторина «Волшебных слов чудесный мир»

. Знатокам нужно было показать свои знания русского языка, ответить на шуточные вопросы, прочитать знакомые стихотворения, написанные А.С.Пушкиным, поучаствовать в игре «Вижу, слышу, говорю». В мероприятии приняли участие 10 человек.

Алтайская межпоселенческая районная библиотека для учащихся 10 класса АСОШ № 2 провела интеллектуальную игру «Из сотен разных языков я выбираю русский».
«Народная мудрость» — это первый раздел заданий, и он был посвящен загадкам, пословицам и поговоркам.
Во втором разделе игры «Заморочки», в словах нужно было переставить буквы, чтобы найти слово, угадать слово по шутливой характеристике.
В «Комнате забытых вещей» назвать, кому они принадлежат, и ответить на вопросы, касающиеся непосредственно русского языка – сколько гласных звуков в нашем языке, как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию, и другие вопросы. И эти задания заняли у участников немного времени.
В третьем разделе «Фразеологизмы» такие задания, как «фразеологический зверинец», «фразеологическая анатомия» с интересными слайдами – подсказками позволили старшеклассникам очень четко и быстро отвечать на вопросы заданий.

Четвертый раздел игры «Толкование слов» был связан со словарем живого великорусского языка В.И.Даля. Присутствующим была дана небольшая информация о В.И.Дале. В задании «Догадайся» по описанию нужно было назвать предмет, в задании «Переводчик» перевести на современный язык устаревшие слова и другие. Этот раздел был наиболее сложен для учащихся, но и с ним ребята справились успешно.
Самыми активными участниками литературной игры стали: Жижкин Кирилл, Радионова Валерия, Сысоева Татьяна, Туманов Павел, Сахаров Даниил.
К этому дню на абонементе была оформлена выставка-игра «Язык моих предков угаснуть не должен», с заданиями по русскому языку, а в читальном зале – книжная выставка «Великое русское СЛОВО».

В этот же день абонемент Алтайской межпоселенческой районной библиотеки представил выставку — портфолио «В волшебной Пушкинской строке…».
В первом разделе «…Пред солнцем бессмертным ума» собран материал о семье Пушкина, генеалогическое древо рода, о важных датах и событиях в его жизни, переписка, воспоминания друзей…
Во втором разделе «…И просыпается поэзия во мне» представлена художественная литература произведений А.С. Пушкина – стихи, поэмы, драматические произведения.

Возле выставки проводились обзоры представленных изданий, здесь же для юношеского возраста проходила квест – игра «Мой знакомый – незнакомый Пушкин», выполняя задания которой, участники находили ключ от сундучка и узнавали, что в нем.
В задании «Великий предок» находили карточки с буквами и составляли из них имя и фамилию предка А.С. Пушкина, служившего при Петре I.
Второе задание «Только факты» содержали вопросы из биографии поэта.
В задании «Пушкинские герои» соотносили название произведения с именами главных героев.
В последнем задании нужно было назвать имя поэта и его стихотворение об А. Пушкине, принесшее ему всероссийскую славу.
Выполнив все задания, участники в сундучке находили фотографию памятника Пушкина с информацией о его открытии.

В Россошинской библиотеке — филиале к Дню русского языка и Пушкинскому дню России была оформлена книжная выставка — персона «Здесь Пушкиным всё дышит и живёт», где были представлены произведения поэта разных лет, материалы биографии, воспоминания, статьи, письма о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Для самых маленьких читателей – иллюстрированные сказки.

Ребята из летнего пришкольного лагеря «Радуга» посетили час поэзии «Там лес и дол видений полны» по сказкам А.С.Пушкина.
Зав. библиотекой Бедарева И.М. познакомила собравшихся с малоизвестными фактами из жизни писателя, рассказала о творческом пути гения. Ребята услышали интересный рассказ о детских годах маленького Саши, о его проказах и увлечениях, который сопровождался показом слайдов. В ходе мероприятия дети читали отрывки из любимых сказок Александра Сергеевича Пушкина, отвечали на вопросы викторины, рисовали персонажей сказок.
В завершение мероприятия ребята с большим удовольствием посмотрели отрывки из мультфильмов по сказкам любимого поэта. Приятно, что дети знают Пушкина и любят его сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся их друзьями и советчиками.

Волшебной музыкой в Пушкинский день России началась игра по сказкам А.С. Пушкина «Путешествие в Лукоморье», посвящённая Дню русского языка, для ребят оздоровительного лагеря «Солнечный город» села Ая, подготовленная

Айской модельной библиотекой-филиалом.
Слайд-презентация познакомила с биографией, детством сказочника, рассказала о значимости и роли его литературного наследия для современного читателя не только в России, но и за рубежом.
В игре, которая состояла из семи туров, приняли участие три племени индейцев «Папуасы», «Апачи», «Якунары».
Каждый отряд показал домашнее задание — театральные постановки по сказкам Пушкина. Поучаствовали в интерактивной викторине «Сказочное Лукоморье», стали участниками «Петушиных боёв», ответили на вопросы «Сказочной почты», поймали «Золотую рыбку», капитаны команд вытаскивали бочонки с номерами и отвечали на «Вопросы в мешке», самые меткие участники сражались с коршуном и участвовали в конкурсе на меткость «Стрелы Гвидона».
Капитанам команд были вручены грамоты. Победителями стала команда «Папуасы», 2 место — у команды «Якунары», 3 место заняли «Апачи».
К мероприятию была подготовлена тематическая полка по сказкам А.С. Пушкина.
«Читайте Пушкина, друзья!
Вот вам подсказка!
И пронесёте сквозь года
Вы радость сказки!»
Этими словами и закончилось в День русского языка путешествие по творчеству писателя, поэта, сказочника А.С. Пушкина.

Ведущий библиотекарь Катунской библиотеки-филиала провела литературную игру-путешествие «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана…» для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Мероприятие посетило 10 человек. Возраст участников от 5 до 11 лет.
Началась встреча с рассказа о детстве великого русского поэта. Был показан видеосюжет «У Лукоморья дуб зелёный…».
Дети соревновались в различных конкурсах: «Кто больше?», «Чей это портрет?», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «Продолжи строки», «Быстрый ответ», «Конкурс чтецов», «Сказочное бюро находок», «Сказочные телеграммы» и т.д. Проявили смекалку, показали знание сказок А.С. Пушкина.
Ребята дружно отвечали на вопросы, с интересом выполняли задания игры «Быстрый ответ» из презентации, в «Конкурсе чтецов» читали выразительно отрывки из сказок.
В конкурсе «Сказочное бюро находок» дети должны были вернуть сказочных животных и предметы из сказок Пушкина, поступивших в бюро находок, в свои сказки.
В конкурсе «Собери картинку» детям предлагались разрезные картинки – иллюстрации по сказкам Пушкина.

В ходе мероприятия ребята познакомились с творчеством А.С. Пушкина. Участники получили заряд хорошего настроения. В конце игры были объявлены лучшие знатоки сказок.
В библиотеке была оформлена выставка — память «Не умирая как преданье, живут поэты для сердец!».

 

altailib.ru

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В БИБЛИОТЕКАХ ГОРОДА

6 июня в трех библиотеках города были организованы площадки «Парка Пушкина» в рамках празднования Дня русского языка и Пушкинского дня России при поддержке Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово». Гостей принимали специалисты Центральной библиотеки в Индустриальном микрорайоне, Детского филиала №3 в Подгорном микрорайоне и Филиала №1 Шипуновского микрорайона.

В поэтическом марафоне чтения поэм и сказок А. С. Пушкина, а также стихотворений К. И. Чуковского приняли участие школьники летних площадок, воспитанники клубов по месту жительства, детских садов, студенты ССУЗов, читатели библиотек и активные жители города.

В Центральной библиотеке празднование Дня русского языка началось с программы, подготовленной для юных читателей, которая проводилась одновременно на детском абонементе, в читальном зале и на улице перед библиотекой. В течение четырех часов юных любителей творчества Пушкина знакомили с ярко иллюстрированными книгами выставки «На неведомых дорожках…», проводили виртуальное путешествие по сказкам Пушкина и беседу о творческом пути, демонстрировали мультипликационные фильмы.

Активно и весело прошла игра «По следам сказок Пушкина», где участники вспоминали окончания фраз из сказок («Подскажи словечко»), их содержание («Знатоки сказок»), продолжали предложенные отрывки («А что же было дальше?»), играли в подвижные игры вместе с героями сказок. Дошкольники с восторгом изучали содержание «Волшебной корзинки», где были собраны различные сказочные предметы и называли  сказку, в которой этот предмет встречался, хором читали наизусть отрывки из сказок. Итогом Пушкинского дня на детском  абонементе  стала коллективная работа участников праздника по раскрашиванию баннера-раскраски  с изображением  героев из сказок А. С. Пушкина.

До самого вечера в Центральной библиотеке работала импровизированная аллея Пушкина. Здесь взрослые искитимцы читали поэмы «Медный всадник», «Полтава», «Домик в Коломне», а в уголке «Мне приснился сон, что Пушкин был спасен» рождались фантазии о встрече с поэтом в реальном времени, звучали романсы на стихи Александра Сергеевича в записи и под гитару. Молодые люди с удовольствием подбирали музыку для фонового сопровождения при чтении произведений любимого поэта.

В течение дня посетители библиотеки принимали участие в акции «Стих Пушкина читать начни!», отвечали  на вопросы викторины, делали селфи на фоне банера «Пушкинский день России», знакомились с книжными выставками «Нас Пушкин вдохновил великий», «Тайны русского языка» и др.

Изюминкой праздника в Филиале №1 стало проведение квест-игры по сказкам «Пушкин на все времена». На каждой из пяти станций участники выполняли три задания. Увлекательным путешествием в мир любимых сказок стали задания на словесно-логическое мышление, внимание, память, разгадывание кроссвордов, ребусов, видеовикторин, вопросников, видеозагадок.

Здесь же проведена акция «Читайте Пушкина!» с целью привлечения внимания жителей Шипуновского микрорайона к чтению и знаменательной дате России — Дню русского языка. Дети-волонтеры предлагали всем прохожим прочесть наизусть любое стихотворение А. С. Пушкина и вручали в подарок тематические календарики, открытки, флаеры с информацией о празднике и контактными данными библиотеки.

В Детском филиале №3 программа Пушкинского дня России была рассчитана на весь рабочий день библиотеки, так как заявки на участие в мероприятиях праздника заявили все близко расположенные детские учреждения.

В течение дня работал поэтический микрофон «С Пушкиным не расставайтесь», благодаря которому все желающие смогли раскрыть свои таланты в чтении отрывков из сказок Пушкина. Участники читали наизусть строки из известных детских сказок, а также зачитывали отрывки из произведений любимого писателя. Популярностью пользовались действующие весь день площадки: мастер-класс по изготовлению «Золотых рыбок»; конкурс «Я Пушкина прочту и нарисую»; кинозал мультфильмов по сказкам Пушкина и Чуковского; рисование героев сказок на асфальте.

Для определенных групп юных читателей были проведены игра-путешествие «В гости к Пушкину спешим» и интерактивная электронная игра-викторина «Мир сказок Пушкина», посвященные дню рождения великого русского поэта, а также
литературная игра «Волшебная страна сказок Чуковского», посвященная 135-летию со дня рождения писателя-сказочника. В волшебной стране сказок К. И. Чуковского детей ждали разнообразные приключения и сложные задания, с которыми они блестяще справились и спасли сказку «Федорино горе», потерявшую определенные слова. Как только все слова встали на место, сказка пошла своим чередом.

Бурю эмоций зрителей и участников вызвал литературный круиз «И я там был…».
Путешествуя по волшебным сказок А. С. Пушкина, школьники распределились по ролям, нарядились в костюмы, и в веселой атмосфере разыграли сюжет известной всем сказки о рыбаке и рыбке. Зрителям очень понравились персонажи, их смешная и правдоподобная игра. Все посетители остались довольны, и ушли из библиотеки с хорошим настроением.

Для дошкольников были организованы выездные «Библиогастроли в детский сад», включающие в себя: громкое чтение произведений «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»; конкурс загадок «Там, на неведомых дорожках»; рисование и раскрашивали картинок сказочных сюжетов.

Литературное творчество Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Мы встречаем времена года пушкинскими строками: «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Унылая пора, очей очарованье…». Мы подходим к зеркалу с фразой: «Я ль на свете всех милее?». Пушкинский день в Искитиме показал, что Александра Сергеевича помнят, любят, а его творчество до сих объединяет людей всех возрастов.

 

Главный библиотекарь МБУК «ЦБС» г. Искитима                        С. А. Кунгурцева

kultisk.ru

Сценарий "День русского языка"

Сценарий

внеклассного мероприятия посвящённого

Дню русского языка.

Ведущий: Ребята, сегодня наше занятие посвящено» Дню русского языка». Идею учреждения Дня русского языка впервые высказал автор Русской игры слов Иван КЛИМЕНКО на страницах "Парламентской газеты" 26 декабря 2007 года[1] В статье "Да будет День!" автор, подводя итоги Года русского языка, отмечает "...опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен еще быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира". Но ни законодательная, ни исполнительная власти России на предложение не отреагировали.

Еще раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А.С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. С 2007 года 6 июня стал открываться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», проводимый в Крыму по инициативе Русской общины Крыма. Именно в этот день участников фестиваля на протяжении многих лет поздравляет Президент Российской Федерации.

Идею в 2010 году поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка. А через год соответствующий указ был подписан и Президентом Российской Федерации 6 июня 2011 года: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина».

6 июня, в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия, в ООН отмечается День русского языка. Одна из целей этой программы — поддержание равноправия всех шести официальных языков ООН: английского, арабского,испанского, китайского, русского и французского.[2]

Памятные дни языков (программа ООН):

2. Выступления учащихся

Более 250 миллионов человек в мире владеют русским . Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски. Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, самым распространенным европейским языком в географическом смысле и по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков. 

Учитель: - Ребята, а кто из вас приготовил высказывания о русском языке?

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.               

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.                                                                           Я. А. Добролюбов

 Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.                                                                       В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!                                                                                               И. С. Тургенев

 Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.                                                                                         Н. В. Гоголь

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.                     А. И. Куприн

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.                                                        К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.   К. Г. Паустовский

 Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.                     П. Мериме

 Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.                                                                                        М. Горький

 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.           И. С. Тургенев

 

 Учитель: Сегодня мы коснемся поэзии о русском языке.

(чтение учащимися стихов)

Поэты тонко чувствуют  красоту и глубину языка,  на котором творят. Напевность русской речи и богатство ее оттенков – в полной мере проявляется в русской поэзии. Как тонко подметил Константин Паустовский:

“Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…”

Константин Дмитриевич  Бальмонт сказал о русском языке:

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

С этим соглашается М. Дудин в своем стихотворении:

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты – соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.

Анна Ахматова в тяжелую пору Великой Отечественной войны писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

С огромной любовью Набоков, переживая утрату своей Родины, говорил о  русском языке: «Все, что есть у меня – мой язык…»:

Нельзя не вспомнить и слова Лермонтова в его стихотворении «Молитва»:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

И как современно звучит призыв Ивана Бунина беречь этот яркий многоликий меткий язык:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

- Учитель: А сейчас мы отправимся с вами в Занимательный мир Русского языка. Я приглашаю вас поучаствовать в Викторине «Мой Русский язык»

Пояснительная записка

     Викторина проводится в форме командной игры среди обучающихся 2 -4 классов. В каждой команде по 4 человека. Команды располагаются за отдельными столами, имеют свой флажок для сигнала готовности команды отвечать на вопрос. У ведущего – жетоны для оценивания ответов команд. Представители команд тянут карточки с заданиями. Если команда затрудняется дать ответ после обсуждения, право ответа переходит к соперникам. За правильный ответ – жетон.

        Ход викторины.

  1. Конкурс « Собери пословицу»

(Командам предлагаются разрезанные пословицы):

Птицу видно по полёту, а человека по делам.

                  Нет умного соседа – побеседуй с книгой.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Работе время, а досугу час.

Труд человека кормит, а лень портит.

  1. Конкурс «Крылатые выражения»

(Объяснить крылатые выражения):

Вылетело из головы

Рукой подать

Прикусить язык

Рассеиваться как дым

Надуть губы

  1. Конкурс «Игра со словами»

1) Сколько нужно букв «Г», чтобы получилась большая куча сена?

2) Какой из этих глаголов заметно отличается от других по смыслу?

ТАРАЩИТЬ, КОРЧИТЬ, ПЯЛИТЬ, ВЫПУЧИВАТЬ, ЩУРИТЬ

3) С П на них мы нажимаем, с М за подвиг получаем.

4) В каком слове 7 букв «Я»?

  1. Конкурс «Слова играют в прятки»

     Стол накрыли к обеду. Догадайтесь, что стоит на столе. Слова-названия блюд «спрятались» в предложениях.

     (Каждой команде предлагается по 1 предложению.)

Пока шакал где-то рыскал, волки выли на луну.

Я твою машинку не трогал, она сама сломалась.

Осень заплела косы рыжие.

Нашему псу поводок не нужен.

Соседский кот лета не любит: слишком жарко ему.

                                                                

  1. Конкурс «Кто больше»

Перед командами ставится слово ГОСУДАРСТВО. За 2 минуты команда должна составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается.( Например:, сор, дар, рот, вот, рад, рост, суд, сосуд, таро, сад, род, рост, торс, гора, рог, товар, творог, город, удар и т.д.)

     За самое длинное слово – дополнительный жетон.

После подсчёта жетонов – награждение команд.

Для подготовки материала использованы Интернет-ресурсы:

  1.  http://www.calend.ru/holidays/0/0/2811/
    © Calend.ru

  2. ru.wikipedia.org/wiki/День_русского_языка

  3. gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5022/12337/279829/324488/324642

  1. www.tarologiay.ru/?p=913

  1. Задания для конкурсов: http://www.future4you.ru/

infourok.ru

МУК МЦБ Октябрьского района Ростовской области

 

«О русском языке и культуре слова»

Уважаемые коллеги!

В свете того, что сохранение русского языка, развитие речевой культуры является приоритетным направлением работы библиотек, хочется обратить Ваше внимание на разнообразные методы и формы работы по формированию бережного отношения к русскому языку и культуре речи.       

 С этими материалами Вы можете ознакомиться в данном пособии.

 

Как чистый воздух незаметен,

Как свет, когда к нему привык,

Понятный и родной язык!...

 

 

   Обращение Ивана Сергеевича Тургенева к будущим поколениям русских людей: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!», актуально сегодня как никогда. Неоспорим тот факт, что русский язык – один из богатейших языков в мире. Безусловно, богатство заключается в его многообразии, красоте звучания. Но чтобы воспользоваться всеми сокровищами нашего языка, необходимо любить его, изучать, учиться правильно владеть им. Всю красоту русского языка можно увидеть в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева и др. поэтов и писателей.    Каждому из нас необходимо уяснить, что наш родной язык – это уникальное наследие наших предков. А значит, мы обязаны беречь его чистоту, охранять от «дурного» влияния, от обилия заимствованных иностранных слов, которых так много     в нашей речи. А если задуматься, на сколько наш язык многообразен. Одну и ту же мысль можно высказать по разному. Правильность нашей речи, точность языка, умелое использование терминов и удачное применение его выразительных средств – все это залог красивой речи и эффективного общения. Библиотекари в своей непосредственной деятельности постоянно сталкиваются с тем, что читатели не умеют правильно сформулировать запрос, искажают фамилия авторов, название книг, безграмотно отвечают на наводящие вопросы. Специалистов настораживает тот факт, что у значительного числа пользователей очень низкая языковая культура. И все это – следствие небрежного, неуважительного отношения к своему национальному достоянию – русскому языку. Особенно остро эта проблема обозначена в среде подростков и молодежи. Никогда не оставаясь в стороне от этого процесса, работая в содружестве со школой, библиотеки всей своей деятельностью стараются создавать основу для интеллектуального и духовного развития наших детей, прививая им интерес и любовь к родному языку.

   В Межпоселенческой центральной библиотеке в течение многих лет действует Литературная гостиная «Содружество прекрасных муз». В своей работе библиотекари считают очень важной проблему сохранения чистоты русского языка. Нестандартный подход, отличающийся от школьной программы, позволяет каждого писателя открыть с новой стороны, войти в его творческую лабораторию. Эта работа привлекает молодежь, школьников к изучению русской литературы. В результате молодое поколение с удовольствием занимается как исследовательской работой по литературе, так и пробует себя в творчестве.

   Размышляя о значении книги в культурной жизни нашей страны и наших читателей, немалую роль способны оказать и мы, библиотекари.

   Ведь с помощью книги уже в самом начале своего жизненного пути человек приобретает не только конкретные знания, но и узнаёт прошлое своего народа, усваивает философское, нравственное, духовное богатство, которое было накоплено многими поколениями, живущими до его прихода в мир.

   И чтобы мы ни говорили о высоких технологиях и электронных носителях, книга была и остаётся лидером в культурном влиянии на человека, в его воспитании и образовании.

   В течение года мы строили работу с книгой по принципу - талантливая книга всегда сможет дать ровно столько, сколько сможет взять из неё талантливый читатель.

   Какую цель мы ставили перед собой? Конечно, мы хотим вырастить как можно больше читателей талантливых, целеустремлённых, способных взять из книги и наших мероприятий главное - нравственный урок, убеждение, аргумент, опыт.

   Только тот может постичь своим сердцем и разумом красоту и величие своей Родины, кто дорожит родным словом. Библиотекари района постоянно работают над формированием языковой культуры у своих пользователей. Это в наше время очень трудно, потому что ее формирует среда, окружающая детей и взрослых. Важнейшая задача, которая стоит сейчас перед библиотекарями - это помочь осознать нашим читателям, что устная речь первична и, развивая ее, мы развиваем мышление, мировоззрение и как итог формируется грамотность. Библиотекари помогают читателям осознать, что язык - главная объединительная форма всех видов деятельности, первооснова всего, что делает человека личностью. В МЦБ была организована неделя русского языка «И мы сохраним тебя, русская речь». В течение этого времени были проведены следующие мероприятия:

Беседы:

  • «Русский язык - наше наследие»
  • «О сохранении русского языка - во весь голос»

Диалог с молодежью:

  • «Молодежная современная речь: норма или антинорма»

Часы речевого этикета:

  • «Как сердцу высказать себя»
  • «Наш дар бесценный - речь»
  • «Как мы говорим»

Уроки истории русского языка:

  • «Мудрые мысли о русском языке»
  • «Твое и мое имя»
  • «Моя родословная»

Интеллектуальные игры:

  • «Кладезь мудрости - русские пословицы»
  • «Слов драгоценные клады»
  • «К тайнам мысли и слова»

   Эти и подобные мероприятия помог ли понять ребятам, что русский язык настолько богат, что нет необходимости использовать в речи иностранные слова особенно если их смысл не до конца Дети в подростковом возрасте систематически сталкиваются с проблемами нравственного выбора. Именно в этот возрастной период происходит становление мировоззрения, идёт поиск себя и своего места в обществе Грамотная литературная речь помогает выстроить отношения со сверстниками, учителями родителями, достичь успехов в желаемой сфере.

Цикл мероприятий был посвящен роли книги, библиотеки и русскому языку в жизни человека:

  • «Читать - значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное»
  • «Давай откроем словари»
  • «Речевой портрет нашего современника»
  • «Культура речи - визитная карточка человека»
  • «Через чтение - к духовному просвещению»
  • «Книги: в них наша совесть и суть»
  • «Библиотека - храм знаний, открытий и места для души»
  • «Ясность языка - ясность мышления»
  • «Осторожно - слово!»
  • «Будем говорить правильно»

 

   Ярким и запоминающимся стал Круглый стол «Я голову пред ним склоняю снова – его величество родное слово». Оно было призвано дать подросткам представление о богатстве русского языка, сфор­мировать негативное отношение к использованию в речи нецензурных выра­жений. Участники мероприятия размышляли о значимости языка в жизни человека и о проблеме сквернословия, услышал и историю возникновения сквернословия на Руси, о том, какие наказания существовали за употребление «гнилых слов», высказали свои мысли по рассматриваемой проблеме. В за­ключение мероприятия библиотекарь предложил золотые правила языка, ко­торые подростки приняли и обещали следовать им: «Думай, что говоришь, не говори того, чего не думаешь, не всё, что думаешь, говори».

   Познавательным для участников литературной гостиной стал  урок грамотности «Слово русское, родное».

   Ребята познакоми­лись с высказываниями великих русских и зарубежных писателей о русском язы­ке, с главной функцией языка — служить общению, правилами речевого этикета. Тест «Умеете ли вы общаться?» помог подросткам узнать о себе, больше, задуматься, усвоить правила речевого этикета. Вместе с библиотека­ рем ребята вспомнили русские народные пословицы и поговорки, в которых отразилась многовековая мудрость правил речевого общения и этикета.

   Совсем недавно в Литературной гостиной было проведено мероприятие «Нежность грустная русской души». Его по праву можно назвать мастер - классом по воспи­танию высокой культуры речи, куль­туры человеческих отношений и куль­туры как движения не только вперёд, но и к истокам своей Родины.

   21 февраля – Международный день русского языка. В МЦБ провели ряд мероприятий к этой дате. Их цель показать, что русский язык - один из  развитых и богатых  языков мира. На нем говорили Пушкин - неруши­мый причал русского языка, Лермонтов, Толстой, Чехов, Лесков, Горький, наши совре­менники - академики Д.С.Ли­хачев и В.В.Виноградов, кото­рые в своих работах подчер­кивали мощь и величие рус­ского языка, отражающего вы­сокую национальную культуру русского народа, его великую и славную судьбу. Русский язык признан все­ми великим языком великого народа. История языка в целом свя­зана с историей общества и народа. У каждого слова своя судьба, свое место и свое предназначение.

   В последнее время мы по­стоянно замечаем, что лите­ратурный русский язык засо­ряется множеством ненужных слов. Это происходит, глав­ным образом, за счет жарго­низмов, вульгаризмов и лек­сики так называемого моло­дежного «сленга». Многие из этих слов употребляются в речи как дань моде. Люди, про­износящие эти слова, стара­ются выглядеть стильно, вес­ти себя раскованно. Сейчас постоянно можно слышать выражения: «типа», «короче», «прикольно», «клево», «от­пад», «не парься», «реальный». Говорящие такой манерой люди не только порой искажа­ют первоначальное значение слова, но и портят свою речь, свой облик.

   По специфике своей рабо­ты нам очень часто приходит­ся общаться с читателями, в том числе и молодого возрас­та. В последнее время все труднее становится понимать их речь.

Качество языка молодежи значительно снизилось. Биб­лиотекари давно уже бьют тре­вогу и поднимают вопрос об «экологии», чистоте русского языка, особенно в молодеж­ной среде.

   Часто беседуя с читателя­ми и слушателями нашей Ли­тературной гостиной о каче­стве их речи, приходится слы­шать ссылки на то, что с экра­нов телевизоров ведущие многих молодежных программ сами зачастую употребляют новые «модные» словечки. И даже в книгах можно прочитать не только «сленговые» выра­жения, но и просто нецензур­ные слова. С этим трудно спо­рить.

   Некоторые писатели, оче­видно далекие от идеалов культуры, таким образом ста­раются завоевать дешевый авторитет и угодить своим чи­тателям, далеким от способ­ности высокого восприятия поистине художественного слова.

   В рамках мероприятий в Литературной гостиной была организована встреча молодежи с по­этами носила торжественно-праздничный харак­тер. И хотя она была посвящена 70-летию со дня рождения В. Высоцкого, началось мероприятие с поздравления, адресованного жителям райо­на, со слов благодарности селянам за их труд в надежде на то, что молодое поколение будет до­стойно продолжать славные традиции своего рай­она.

   Как одно мгновение, пролетел час прекрасно выстроенной литературно-музыкальной компози­ции, посвященной искусству общения с русским словом, поэзией, жизнью и творчеством челове­ка, каждое слово которого по-особому трепетно звучало о народе и для народа.

Чтобы дать простор творчеству ребят, библио­текари вместе с преподавателями школы № 82 организовали конкурс чтецов, участие в котором приняли учащиеся 5-11 классов. Конкурс прохо­дил в два этапа и был посвящен Дню Лицея. Сейчас в нашей стране появилось много лице­ев. А что мы вообще об этом знаем?

Библиотекари рассказали ребятам о том, ког­да был создан первый Лицей, о его первых лице­истах, о том, какую роль сыграл первый лицей в развитии русской культуры. Внимательно слу­шали юноши и девушки рассказ библиотекаря о том, что создатели Лицея - видные государствен­ные и политические деятели XIX века - призыва­ли будущих своих воспитанников к служению Оте­честву, общественному прогрессу.

Беседуя с юными участниками конкурса о вы­соких чувствах лицеистов, мы хотели, чтобы и наше мероприятие носило нравственный, возвышенный характер, а не превратилось бы в обыч­ное чтение стихов.

И первый, и второй день конкурса чтецы пода­рили настоящий праздник членам жюри и участ­никам, учителям и всем присутствующим.

Разумеется, члены жюри были предельно доб­рожелательны, но в то же время объективны и требовательны. Выступление каждого чтеца ана­лизировалось, оценивалось, отмечались положи­тельные моменты и слабые стороны.

И пусть не у всех все получалось блестяще, но каждый выступающий старался вложить в чтение стихов свои чувства, свой стиль, свои эмоции, артистичность.

Первая ступень конкурса - выступление ребят младших классов. Юные создания очень волно­вались, но, искренне поддерживаемые своими одноклассниками, были неподражаемы.

Следующая ступень конкурса - чтение стихов старшеклассниками. Не каждый день можно ус­лышать серьезное отношение юношей и девушек к поэзии. Но конкурс получился удивительно ин­тересным!

Следующая наша встреча в гостиной была с автором сборников «Мелодия души», «По волнам памяти», «Эхо моей любви», «Мой город», мно­гих публикаций в местной печати, в коллектив­ных сборниках: «Ковчег», «Страна поэзии нетлен­ной», «Откровение», «Память сердца», в област­ном альманахе «Южная звезда». Это неутомимый, увлеченный, творческий человек - Г. А. Еремина. Вместе с ней библиотекари стремятся вдохнуть в юные сердца благородное чувство любви к Оте­честву, к малой Родине. Теплом и задушевнос­тью веет от стихов: «Дочка», «Твой голос», «Пла­ток для мамы», «Награды отца».

Ребята интересовались, как правильно писать стихи, что для этого надо знать и можно ли обра­щаться за помощью к нашей гостье. Разумеется, самым приятным и большим желанием поэтес­сы будет помощь ребятам в любом вопросе, касающемся творчества. И она рада будет помочь каждому, кто к ней обратится.

В работе Литературной гостиной своеобразной изюминкой является то, что ребята пробуют себя в качестве поэтов, чтецов. Конечно, конечному результату предшествуют кропотливая совместная работа библиотекарей и участников гостиной в вопросах русского языка.

Главным событием культурной жизни района в 2013 году был муниципальный этап Всероссийс­кого конкурса.

Конкурс был организован Отделом образования. Проходил конкурс в школе искусств. Его цель - пропаганда и популяризация чтения классической литературы, сохранение чистоты русского языка.

Выступления ребят (это были шестиклассники) оце­нивало компетентное жюри, в состав которого входили представители общественности; специалисты, работа­ющие с детьми; работники культуры, библиотеки (Манерко Л.И. Исоханова Г.А. Пеннер Н.В. Пащенко Н.И. Рощупкина А.Е.).

Несмотря на то, что выступающих было более 30 че­ловек, в зале был спокойный творческий настрой, тиши­на и, конечно, волнение. Зал был полон: дети, препода­ватели, группы поддержки, родители. Каждого шести­классника слушали с замиранием сердца, и если кто-то что-то забывал, страдали все. Мероприятие носило возвышенный характер. Конкурсанты подарили настоя­щий праздник членам жюри, учителям и всем присутствующим.

 Юные создания очень волновались, но, искренне под­держиваемые залом были неподражаемы.

И пусть не у всех всё получалось блестяще, но каждый выступающий старался; вложить в чтение отрывка свои чувства, свой талант, свой стиль, эмоции, артистичность.

Показательным было стремление участников конкур­са к выбору текста из произведений таких писателей,  как Гоголь, Тургенев, Толстой, Куприн, Фадеев, Чехов,  Шолохов, Салтыков-Щедрин, Быков, Полевой, Васильев, зарубежных классиков.

Такой подход открывал для всех присутствующих мир настоящей литературы, которая захватывает, наполня­ет волнением сердца, учит грамотно и правильно гово­рить, мыслить, уважать друг друга, любить свою родину, свой народ.

Конечно, самым волнующим был момент объявления победителей конкурса. И хотя все понимали, что надо выбрать лучших из лучших, каждый надеялся на победу своего конкурсанта.

Разумеется, всех очаровали три девочки - конкурсантки: Уманец Дарья и Хаданович Ксения из лицея №82 и Байбекова Валентина из гимназии №20. Жюри (незави­симое и справедливое) единодушно отдали им призо­вые места: I - Дарье, II - Ксении и Валентине. Выступле­ние девчонок было выше всяческих похвал. Красота, изя­щество, одухотворённость, безукоризненное знание тек­ста и блестящая актёрская игра.

Девочки заворожили всех. Но надо было видеть тех, кто всё время был рядом с ними, - их учителей! Сколько разных эмоций можно было прочитать на лицах этих оба­ятельных женщин: завуча по воспитательной работе Т.А.  Гущиной (лицей №82) и учителей русского языка и литературы О.А. Воробьёвой (лицей №82) и Л.Н. Бывалиной| (гимназия №20). Благодаря их стараниям, профессио­нализму, желанию научить, вдохнуть в сердца своих вос­питанников возвышенные чувства, девочки победили и показали пример высокой грамотности, умения держать­ся на сцене, передать прочитанный и осмысленный текст так, чтобы это поняли и восприняли все присутствую­щие.

Прекрасно подготовили своих воспитанников и учите­ля: Демусенко Е.С.(CОШ №48), Полянцева Л.П. (COШ №73), Духопельникова О.Г. (COШ №72). Третье место поделили между собой мальчишки Пелипенко Иван (СОШ №73), Анохин Никита (COШ №72) и очаровательная де­вочка Шерешева Елизавета (СОШ №48).

Членам жюри, конечно, было нелегко. Хотелось всех отметить, выразить огромную благодарность организа­торам за такую серьезную работу по привитию детям любви к чтению, русскому языку, классике, выбору текста не только по силе звучания, но и темы нравственной и патриотичес­кой направленности. И для детей, и для взрослых это был праздник приобретения знаний, которые дают чело­веку нравственный и эстетический кругозор, делают ок­ружающий мир ярким, интересным, излучающим опыт и радость новых открытий.

Библиотекарей не может не радовать тот факт, что у молодого поколения пользователей есть возрастающий интерес к литературе, а значит, и к языку. На одном из мероприятий с учащимися 11 класса и студентами средних учебных заведений обсуждались такие вопросы:

- Будут ли русские говорить по - русски?

- Ненормативная лексика

- Влияние заимствованных слов на русский язык

Было проведено практическое занятие по нахождению лексических ошибок на страницах газет и журналов. В заключении был сделан вывод, что чтение и изучение классической литературы учит правильно овладевать речью.

  Как известно, учить лучше на хороших примерах. И библиотеки МЦБ в этом убеждаются. В рамках мероприятий литературной гостиной все чаще и чаще проходят встречи с интересными, творческими людьми. Любимыми гостями стали поэты, публицисты, у которых выпущены собственные сборники: Н.М.Царькова, Г.А.Еремина, В.А.Панферов. На мероприятиях они говорят о поэзии, любви к искусству, к поэтическому слову. Говоря об этом, речь идет и о сохранении чистоты русского языка. На очередном заседании Литературной гостиной «Чем полнится сердце мое» речь шла именно об этом. Дело в том, что давний гость «Содружество прекрасных муз» Сергей Даштамиров был принят в Со­юз писателей Дона, а те­перь вот представил земля­кам свой сборник стихов и прозы прошлых лет «Чер­ный лебедь». На праздник автор пригласил творческих, неравнодушных к поэтиче­скому слову людей. В этот день в литературной гости­ной звучали стихи и песни, а также добрые слова в адрес виновника торжества. При­сутствующие делились впе­чатлениями о книге, чита­ли из нее отрывки, которые особо тронули душу. Отме­тили собравшиеся стихотво­рение «Назад — к Пушки­ну», посвященное русскому языку. В нем в каждой стро­ке чувствуется боль автора за наш родной язык, исковерканный сленговыми «творе­ниями» - Вспоминая свою юность, я не мыслю ее без стихов, без наших обязательных «альбомчиков», где в  цветочках, сердечках и бабочках разме­щались стихи Есенина, Ах­матовой, Друниной, а рядом мои и моих друзей — наи­вные, порой нескладные, но такие понятные и сен­тиментальные строки о пер­вой любви, - говорит Зина­ида Волошина, активистка Каменоломнинского женсовета, гостья праздника. - Мы читали их, заучивали, пере­писывали, и никакие тиражи не могли удовлетворить наш поэтический голод. Теперь юные предпочитают всем видам творчества Интернет. Даже о Пушкине и Лермон­тове знают понаслышке. По­этому так радуют и вселяют надежду в бессмертие поэ­тического слова такие меро­приятия, как праздник кни­ги Сергея Даштамирова.

Конечно, среди незыблемых вечных ценностей неизменной остается Поэзия. Она всегда была нашей национальной гордостью, нравственным наставником народа, его духовным достоянием.

Поэзия – это орудие в развитии человеческой культуры, это - высокое искусство слова. И этим искусством может обладать только человек талантливый.

В Октябрьском районе много талантливых людей, но нам хотелось бы поговорить о С. Даштамирове, чей писательский талант уже признан и одобрен Союзом писателей Дона.

В Литературной гостиной МЦБ состоялась презентация новой книги С. Даштамирова с красивым и романтичным названием – «Аромат кофе». Автор - бывший военный, защитник и патриот нашей Родины. Он пишет народным языком, о народе и для народа. Его стихи написаны на высоком профессиональном уровне, они музыкальны и задушевны, эстетичны и эмоциональны.

В этот знаменательный для С. Даштамирова день поздравить и выразить свои чувства, почитать его стихи, исполнить песни на стихи автора собрались не только жители Октябрьского района, но и его коллеги, друзья, однокурсники, любители поэзии из других городов.

Эта была теплая, добрая встреча «от всей души» друзей и творческой интеллигенции. Торжественная и в тоже время дружеская атмосфера располагала к общению и творческому порыву. Высокие гости выражали свои эмоции и восхищение библиотекарям, организаторам праздника. Присутствующий на Презентации друг и однокурсник С. Даштамирова генерал – майор В.И. Золотаренко, приехавший из г. Новочеркасска вместе с женой и внуками, сказал: «Я впервые присутствую на таком красивом, талантливо организованном торжестве в библиотеке. Моя семья еще долго будет пребывать в этом чудесном эмоционально - восторженном состоянии. Даже мои далеко не взрослые внуки тоже воспринимают все происходящее в этом зале с восторгом».

От имени донской писательской организации выступила зам. председателя Союза писателей Дона Г. Еремина.

Особое внимание она обратила на высокий профессионализм поэта, завораживающую задушевность и искренность его стихов, безграничную любовь к Родине, родным просторам, окружающему миру.

На празднике был исполнен гимн Октябрьского района на стихи С. Даштамирова и музыку А. Непушкина.

Необыкновенно тепло, с большой радостью встречали гости песни на стихи автора в исполнении любимого популярного певца района С.Шубина. Для всех было приятным, крайне волнующим событием, услышать песню «Мне снился сад» на стихи Даштамирова певицы В. Вдовиченко, исполнительницы песен А. Герман в одноименном фильме.

Несколько музыкальных номеров подарил гость из г. Шахты И.Игнатьев, поэт и композитор.

Никого не оставил равнодушным чистый голосок Юршина Юры.

Поздравить виновника торжества пришли и юные поэтессы – выпускницы гимназии № 20 А. Волошина и С. Парпиева вместе со своим учителем и руководителем С.Н. Алексеенко.

Молодая поэтесса и аспирантка вуза из г. Шахты Т. Рябинская свои новые стихи посвятила Сергею Сергеевичу.

Много добрых и теплых слов было сказано и в адрес спутницы жизни, верного друга, музе поэта – А.С. Даштамировой.

Конечно, такие встречи не проходят без участия общественности, представителей женсоветов: Октябрьского района – Л.И. Манерко, Каменоломненского – Н.Н. Шинкоренко.

В заключительной части праздника, к радости присутствующих, была разыграна беспроигрышная лотерея на книги С. Даштамирова «Аромат кофе».

Пролетело время творческой встречи, но остался аромат стихов, аромат общения, аромат чего – то доброго, чистого, задушевного. И каждый почувствовал и любовь к донским просторам, и любовь к родине, и боль за нее, и нежность к близким, дорогим людям, к родному русскому языку.

Хочется отметить, что целенаправленная, слаженная, творческая работа библиотеки дает свои результаты. Так, стихи Волошиной Насти, Парпиевой Сони (членов Литературной гостиной) были помещены на страницах литературно-художественного альманаха Юга России «Дон и Кубань» № 2 (12) 2011 г. Кроме того, Волошина Настя приняла участие в 2013 г. в областном конкурсе школьных сочинений «За что я (не) люблю русский язык» к 1150-летию славянской письменности. Участница заняла 3 место.

Литературная гостиная «Нежность грустная русской души», которая была организована библиотекарями МЦБ проходила в читальном зале.

Это мероприятие по праву можно назвать мастер - классом по воспитанию высокой культуры речи, культуры человеческих отношений и культуры как движения не только вперёд, но и к истокам своей Родины.

Осенний месяц октябрь всегда ассоциируется с есенинскими днями.

Мини - спектакль «Нежность грустная русской души» был посвящен поэту русского вызывающего дарования, ярчайшей страстной натуре, истинному сыну своего противоречивого времени, С.Есенину.

Настоящая поэзия всегда устремлена в будущее. Конечно, стихи Есенина, прежде всего, обращены к его современникам, к их сердцам и душам, их разуму, но ещё больше они обращены к нам, в завтрашний день человечества.

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь –

Нам одною любовью с тобою

Эту родину привелось.

С неподдельным вниманием слушали старшеклассники гимназии №20 библиотекарей и представителя шахтинского литобъединения В.Панфёрова о тревожных раздумьях поэта, которые близки нам и сейчас:

«Что ждёт нас в будущем?»

«Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, любовь к Земле, ко всему живому в мире?»

А значит, сохранить и себя, и весь род человеческий.

Мы хотели рассказать молодёжи не просто о гениальном поэте, но и открыть его как личность, как человека, испытывающего высокие эмоциональные и нравственные перегрузки. На сердце его ложились тревоги, заботы Отчизны, людские слёзы и печаль, и светлые радостные мгновения счастья народного.

Жизнь его - это культурный подвиг.

И мы только сейчас открываем для себя эту истину.

Гениальный поэт всегда современен. Стихи Есенина очень близки нам, нашему времени.

Сколько светлой надежды и веры в будущее России в стихах Сергея Есенина, сколько в них человеколюбия и милосердия к людям!

Его творчество - образец великой правды и исторической, и нравственной. Поэт видел, чувствовал и «чёрного человека», и человека будущего.

Сегодня мы с тревогой говорим, что в погоне за материальным начинаем терять человечность, милосердие. И вот Есенин... Он очищает наши души, потому что настоящая поэзия всегда была совестью народа, его духовностью и нравственной эпохой.

 

 

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

                    М.Матусовский.

 

   Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров, и давно уже перестало быть “лингвистической прерогативой” пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Библиотекари МЦБ не остаются в стороне от этой проблемы.  “Что такое сквернословие?”. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

   Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого. Специалистами библиотеки была разработана анкета.

 

Анкета "Сквернословие в моей жизни”

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? 
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

3. Как часто ты произносишь эти слова? 
4. В каких ситуациях это происходит? 
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? 
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? 
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? 
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?  
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? 
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? 
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? 
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

 

            В ходе мероприятия библиотекари совместно с учащимися разработали памятку  для учащихся:

 

Как избавиться от сквернословия?

  1. Сам не говори плохих слов.
  2. Сознавай и цени меру своего авторитета.
  3. Сквернословие – это не способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.
  4. Не бери пример с тех, кто сквернословит, ведь ты сам культурнее и умнее.
  5. Научись просить прощение, если что - то с языка вдруг сорвалось.
  6. Помни: поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.
  7. Большим бедствием является соблазн «все так говорят», не поддавайся ему.
  8. Моё правило: «Я - исключение! Моя речь - это моё  зеркало, моё достоинство». Настоящий контроль - изнутри. 

 

Библиотекари стараются организовать свою работу по принципу преемственности.

Специалисты постоянно работают над формированием языковой культуры у читателей-детей.

  В библиотеке была организована неделя русского языка: «И мы сохраним тебя, русская речь!». Во время недели были проведены следующие мероприятия:

- Беседы: «Русский язык – наше наследие», «О сохранении русского языка – во весь голос», «Современная речь: норма или антинорма».

- Часы речевого этикета: «Как сердцу высказать себя», «Наш дар бесценный – речь», «Как мы говорим»

- Уроки истории русского языка: «Мудрые мысли о русском языке», «Ты и твое имя», «Моя родословная».

- Интеллектуальные игры: «Кладезь мудрости – русские пословицы» , «Слов драгоценные клады», «К тайнам мысли и слова», «Поиграем слова».

Эти мероприятия помогли  повысить качество чтения, научить наших читателей правильно читать ,таким образом воспитать новое поколение книголюбов, ценителей русского языка.

            Современному человеку теперь трудно представить, что когда-то общество обходилось без книг и прочих благ письма и уж тем более трудно вообразить, что когда-то не было письменности и азбуки. Появлению славянской письменности и древн

lib-kamenolomni.ru

мероприятия, посвященные празднику :: SYL.ru

День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, – литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

Кто отмечает Всероссийский день русского языка

Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели – те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

Кто любит русский язык

Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

Но такие любители – один на миллион. В основной массе – людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин – 20 000, а тут – 30. Круто. Что же делать?

Всероссийский урок «День русского языка»

В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других – проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

Как провести урок

Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

Начало урока – пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés, что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

Небольшое задание – написать буриме по заданным рифмам – можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

Мероприятия, посвященные празднику

В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

Антонимы и синонимы – еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним – предательство, мой синоним – преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

План мероприятий

Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

Начальная школа:

  • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
  • Конкурс стихотворений русских поэтов.

Средняя школа:

  • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
  • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

Старшие классы:

  • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
  • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
  • Диспут «Русский язык в XXI веке».
  • Песни бардов – стихи под музыку.

Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу – конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

Награждение победителей

Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

Пантомима – оригинальный жанр, лучший подарок – это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.

www.syl.ru

День русского языка в России: сценарии для библиотеки

Начиная с 1991 года, введен такой праздник -День русского языка. 6 июня его праздную как в школах, так и библиотеках. Дата весь символична, ведь именно в этот день, в 1799 году, родился великий писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Поэтому ежегодно в различных общеобразовательных заведениях проводят праздник - День русского языка. Чтобы провести мероприятие в библиотеке, нужно подготовиться к нему заранее: продумать план, написать сценарий, а также украсить само помещение.

Рекомендуется отталкиваться от самой даты. Так как 6 июня – день рождения Пушкина, то и основной тематикой праздника могут стать произведения этого великого писателя. Но прежде чем приступать к написанию сценария, нужно знать детки какого возраста придут на мероприятие. Так для ребят младшего школьного возраста можно поставить сказку, а для старших школьников продекламировать произведения Александра Сергеевича.

Теперь немного подробнее о том, как провести день русского языка в библиотеке. Для украшения помещения самым правильным выбором будут репродукции картин Васнецова, например, «Аленушка», «Три богатыря», Репина - «Бурлаки на Волге», а также Сурикова. Эти картины помогут создать неповторимую атмосферу праздника русской культуры и истории, а также погрузиться в мир Древней Руси. Можно повесить портреты великих писателей и небольшие выдержки из их произведений. В общем, полет фантазии неограничен.

Наряду с таким праздником как день русского языка, в России, по предложению ЮНЕСКО, каждый год 21 февраля отмечается Международный день родного языка. В этот день проводится множество мероприятий.

Главное не забывать о возрасте посетителей мероприятия. Детям младшего школьного возраста можно устроить утренник под лозунгом: «Там русский дух… там Русью пахнет». Первым этапам праздника станет рассказ о роли русского языка в жизни каждого человека и о том, когда и где зародилась письменность. Неплохо будет продекламировать какое-то стихотворение о русском языке. Можно взять стих Анны Ахматовой, Валерия Брюсова и многих других авторов. Так же весьма уместно будут звучать и просто изречения о языке. Например, «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», - Константин Георгиевич Паустовский. Это лишь пример, подобных изречений очень много у разных великих людей.

Затем можно познакомить детей с истоками зарождения славянских букв. Чтобы увлечь посетителей можно провести интересную викторину. Сперва рассказать, например, об азбуке, пиктографии, кириллице, о том, кем были Кирилл и Мефодий, а уж потом задавать детям вопросы только что рассказанной теме. Это позволит не только закрепить материал, но и даст возможность ребятам развлечься.

Завершающим этапом мероприятия может стать повествование о жизни Александра Сергеевича Пушкина, а также рассказ о его творчестве и вкладе в развитие русского языка.

Во время мероприятия наряду с обучающими моментами не стоит забывать и об играх, особенно это важно для детей младшего возраста. Так как именно в форме игры ребята будут лучше воспринимать материал.

И напоследок стоит провести конкурсы. Их можно придумать любые, главное, чтобы были связаны с русским языком. Например, хорошо подойдут такие:

- Театральный конкурс. Предложить детям показать небольшой отрывок из любой сказки. Желательно сразу оговорить автора. Логично на таком мероприятие будет показывать отрывки из произведений Пушкина.

- Конкурс «Детективы». Развлечение опять – таки по произведениям Александра Сергеевича. Суть в следующем, ведущий дает описания какого-то литературного персонажа, а дети должны отгадать, кто это и о каком произведение идет речь.

Вот такие конкурсы можно провести на празднике русского языка детям младших классов. Хотя конкурс «Детективы» подойдет и старшим школьникам, только для них лучше брать не детские сказки, а более серьезные произведения, которые они уже прошли по программе.

Помимо этого старшеклассникам можно устроить литературный конкурс или конкурс стихов. Но тогда детей стоит предупредить об этом заранее, чтобы они подготовились. А в конце выбрать лучшего чтеца и вручить какой-то приз, например, сборник стихотворений Пушкина.

Вот таким может быть сценарий для дня русского языка в России. Конечно, он весьма примерный, но основная идея прослеживается. Немного дополнив его, получится провести отличное мероприятие для детей любого возраста.

Как итог можно сказать, что проводя то или иное мероприятие, очень важно придерживать тематики праздника, а также не забывать о возрасте посетителей библиотеки. Очень важно не только дать детям новые знания, но и развлечь их.

www.pozdr.ru

Продвижение русского языка в России: библиотеки присоединяются

Русский язык –  государственный язык нашей страны, язык межнационального общения, на протяжении веков обеспечивающий связь поколений. Русский лингвист и филолог Лев Успенский писал: "Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка". Без языка люди ограничены в действиях, мыслях, своем развитии. И поэтому сегодня русский язык требует особого внимания и заботы, как со стороны государства, так и общества.

В 2013 году при Правительстве РФ был создан Совет по русскому языку, который является совещательным органом и образован в "целях рассмотрения ключевых вопросов в области государственной поддержки и развития русского языка, а также выработки предложений о совершенствовании государственной политики в указанной сфере".

Совет при Президенте РФ по русскому языку под председательством В.И. Толстого был организован в июне 2014 г. В его состав вошли директора федеральных библиотек: Мария Веденяпина (Государственная детская библиотека), Ирина Михнова (Государственная библиотека для молодёжи) и Тамара Макарова (Библиотека имени К.Д. Ушинского). Важно, что этот Совет является консультативным и координационным органом при Президенте РФ, образованным в "целях совершенствования государственной политики в области развития, защиты и поддержки русского языка, координации деятельности органов всех уровней, общественных объединений, организаций культуры и искусства, научных, образовательных и иных организаций..."

Несомненно, что в ряду учебно-просветительских и культурных организаций, занимающихся поддержкой русского языка, библиотеки являются важным институтом формирования языковой культуры человека. По мнению Ирины Михновой существуют, по меньшей мере, три объективные характеристики библиотек, обуславливающие их уникальность и значимость в процессе формирования языковой (письменной и речевой) культуры людей. Первое, это –  концентрированное знание, отражённое в разнообразных ресурсах и доступное каждому в целях самообразования, саморазвития и самореализации. Второе, это –  общедоступная площадка для коммуникаций разных людей многих национальностей на основе этого знания, площадка для просветительской деятельности. Третье, это –  справочно-библиографические услуги и продукты, основанные на разнообразных сетевых, электронных и печатных ресурсах, так или иначе влияющих на формирование языковой культуры человека.

В рамках регионального проекта по присвоению имён выдающихся деятелей Отечества библиотекам Ульяновской области, в декабре 2017 года городской библиотеке № 12 было присвоено имя Владимира Ивановича Даля –  создателя толкового словаря живого великорусского языка. Это и определило направление проектной деятельности библиотеки и ее специализацию: поддержка и продвижение русского языка в общественной городской среде.

Одним из значимых событий в рамках специализации стало проведение 14 апреля Международной акции "Тотальный диктант" на площадке библиотеки. Диктант писали молодые люди от 17 до 35 лет – студенты и специалисты, чья деятельность связана с высоким уровнем грамотности. Интерес к акции объясняли просто: хочется проверить себя и свое знание русского языка, ведь сейчас "модно быть грамотным".

 Текст для диктанта написала Гузель Яхина, лауреат премии "Большая книга". За все время проведения акции количество участников по стране в 2018 году стало рекордным, диктант писали в 1021 городе и поселке в 76 странах. В акции приняли участие 227 тысяч человек из разных стран.

В рамках специализации библиотека имени Владимира Даля запустила в работу несколько проектов: "Библионяня", "Грамотеи", "Алфавитный минимум", "Как это по-русски", появился новый клуб любителей русского языка "Зерцало".

В проекте "Грамотеи" ученики 5-11 классов участвуют в цикле интерактивных занятий, посвященных русскому языку. На них школьники в занимательной форме знакомятся с секретами правильного произношения, узнают тайны происхождения русских слов, открывают для себя удивительный мир фразеологии и тренируются быстро находить любую информацию с помощью бумажных носителей –  словарей и справочников.

Проект "Алфавитный минимум" ставит перед собой цель показать юношеству лучшие образцы русской и мировой культуры, дать культурный минимум знаний и понятий. В библиотеке создана интерактивная выставочная площадка, с помощью которой читатели знакомятся с лингвокультурными явлениями на определенную букву алфавита – это писатели и поэты, научные понятия, события культурной жизни, предметы быта и т.д. Читатели тестируют уровень своей "культурной грамотности", составляют список "минимума культурного человека".

Члены клуба любителей русского языка "Зерцало" стремятся совершенствоваться в области познания русского языка, развивают интеллект, приобретают умения и навыки исследовательской деятельности под руководством специалистов библиотеки и преподавателей.

Студия воскресного чтения "Библионяня" еженедельно, в воскресные дни приглашает детей на громкие чтения.

Ежеквартально библиотека планирует проведение акций "Русский без ошибок", "Исправь ошибки в городской среде!", "Мой язык – русский!", "Толковый русский!".

Реализуя свои проекты, библиотека стремится продолжить традиции сохранения и развития русского языка.

Библиотека имени В. Даля обладает богатым фондом учебной, справочной, энциклопедической,  научно-популярной, классической литературы, что сегодня является одним из условий для продвижения русского языка. Приглашаем горожан воспользоваться информационно-образовательными и культурно-просветительскими ресурсами библиотеки.

www.mukcbs.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *