Мнемозина богиня – великая богиня памяти Древней Эллады

великая богиня памяти Древней Эллады

Учёные, историки, философы всегда стремились сохранять и изучать память прошлых времён. Для того чтобы делать новые открытия, нужно знать природу вещей и явлений. Познание всегда предшествует знанию. Человеческий разум – это разум вселенский, он способен освоить и осознать всё. Но для того чтобы делать открытия, нужно иметь базу. Чем она обширнее, тем больше возможностей для совершенствования.

Боги в жизни эллинов

Древние греки знали это. Недаром эллинская культура подарила человечеству такое большое количество замечательных памятников литературы и искусства. От античности нам достались не только глубокие духовные знания из области естественных и гуманитарных наук, запечатлённые в литературе, но и вещественное отображение высочайшей цивилизации того времени. С шестнадцатого века до нашей эры эллины исповедовали политеизм, то есть многобожие. Они строили храмы, устанавливали алтари, куда приносили жертвы в виде самых лучших животных, отборных фруктов, а также молоко, сыр, вино, дорогую утварь. Жертвы приносили в качестве благодарности по случаю радостных событий, когда хотели получить защиту от опасности или для благословения на новое дело. За разрешением спорных вопросов также обращались к богам.

Дары Мнемозины

В пантеоне особенно почитаемой и любимой была богиня памяти - титанида Мнемозина. Наследие, оставленное древними греками, показывает, что эллины были широко образованными в самых различных науках. Откуда же они черпали свои знания и вдохновение для труда? Скорой помощницей в такого рода делах была Мнемозина. Дочь Земли и Неба – Геи и Урана, она обитала в горном мире и знала земные проблемы. Богиня памяти в греческой мифологии обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события. Ей же приписывалось и умение предвидеть будущее. Это наводит на мысль о том, что жители Древней Эллады понимали взаимосвязь между событиями прошлого и настоящего, а также их влияние на формирование будущего. Богиня памяти дала названия предметам и явлениям, а также упорядочила их, привела к системе. Искусство запоминания, называемое мнемотехникой, пришло к нам как раз из тех времён. Греческая богиня памяти оставила наследство, которым, не отдавая себе в этом отчёта, мы пользуемся по сей день.

Музы – дочери Мнемозины

Мнемозина покорила своей красотой страстного и любвеобильного Зевса. К ней он явился в человеческом обличье. Главный бог Олимпа соблазнил титаниду, притворившись простым пастухом. Девять ночей подряд Зевс делил ложе с прекрасной богиней. Плодом этого союза стали девять муз - покровительниц универсалий, то есть искусств. Легенда говорит, что дочери Зевса и Мнемозины научили людей видеть и понимать красоту окружающего мира, а отображать свой восторг в земном, человеческом воплощении помогла их мать - богиня памяти. Музы унаследовали от отца, властного, энергичного и целеустремлённого верховного бога, такие черты, как увлечённость, напористость, даже в каком-то смысле одержимость. Выбрав себе подходящего человека, они наделяли его талантом, который настойчиво требовал выхода, реализации, так сказать, вдохновляли идеями. Затем музы открывали людям доступ к своей матери - Мнемозине, от которой те и получали необходимые знания для претворения этих идей в жизнь.

Чтобы найти ответ, нужно забыть лишнее

Ритуал совершался следующим образом. Дабы очистить своё сознание от лишнего, оракул омывался водой реки забвения - Леты. Далее следовало погружение в воды реки Мнемозины. В пещере, через которую они протекали, был сооружён трон, который незримо занимала богиня памяти. Очень часто во время действа прорицающего охватывал ужас, который отпускал его только после нового погружения в Лету. После этого он уже не мог вспомнить и повторить то, что произнёс в состоянии экстаза. По этой причине при ритуале необходимо было присутствие третьих лиц. Богиня памяти в греческой мифологии ведала не только запоминанием, но и забыванием. Умение наблюдать, фиксировать незначительные и мелкие подробности, выделять наиболее значимое, анализировать, выстраивать главную сюжетную линию – вот то, что получали от Мнемозины поэты, актёры, музыканты, учёные и философы.

Образ Мнемозины в искусстве

Из античных произведений искусства, запечатлевших Мнемозину, можно назвать хранящуюся в Ватикане изящную мраморную статую и мозаичное панно, сложенное из разноцветных кусочков эмали, изображающее сценку из мифа об одной из самых красивых богинь древности. Оно находится в антиохийском музее греко-римской мозаики. Гесиод и Овидий сохранили память о богине в своих изысканных и утончённых виршах.

В новой эре люди искусства также не забывают легенды о богине разума и воспоминаний, как ещё называют Мнемозину. Фредерик Лейтон изобразил её сидящей на троне на картине «Мнемозина – мать муз». Она обёрнута в свободную тогу, а на голове лежит венок из лавровых листьев. Плавные линии, мягкие контуры и палитра из тёплых оттенков красок в его представлении лучше всего соответствуют образу доброй и мудрой матери девяти очаровательных дочерей. Её задумчивый и отстранённый взгляд словно бы направлен сквозь время и пространство в неведомую бесконечность.

На полотне английского прерафаэлита Россетти богиня памяти Мнемозина стоит в лёгкой тунике изумрудного цвета, который подчеркивает красоту золотисто-каштановых волос, покоривших некогда Зевса. В руке у неё лампа памяти. Зелёные глаза Мнемозины спокойно и сосредоточенно смотрят прямо, словно бы пронзая вас насквозь.

Может быть, нам не стоит углубляться в далёкую историю? Современный стремительный ритм жизни практически не оставляет времени для вдумчивой созерцательности. Однако, отбросив ветхие артефакты как утратившие актуальность, мы рискуем в какой-то момент оказаться ввергнутыми в каменный век, во времена зарождения человеческой цивилизации, и будем вынуждены начать заново приобретать тот опыт, который очень легкомысленно растеряли.

fb.ru

Мнемосина

Мнемосина, Мнемозина — в древнегреческих мифах богиня, олицетворявшая память, титанида, дочь Урана и Геи. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду, она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет».

Богиня памяти в греческой мифологии обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события. Ей же приписывалось и умение предвидеть будущее.

По преданию, изложенному Павсанием, в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Мнемосины – памяти и Леты – забвения. Прежде чем войти в пещеру те, кто приходили к знаменитому оракулу, пили воду из этих источников. Из Леты – чтобы забыть о волнениях и заботах, из Мнемосины – чтобы запомнить услышанное и увиденное в пещере.

Здесь же стоял трон богини Мнемозины, которая, по верованию молящихся, помогала удерживать в памяти виденное и слышанное. Греческий бог Прометей подарил людям не только огонь, но и память. А вот хранительницей этого дара была как раз Мнемозина.

Своей красотой Мнемозина покорила страстного и любвеобильного Зевса. Он явился к ней в человеческом облике. Притворившись простым пастухом, главный бог Олимпа соблазнил титаниду. Зевс делил ложе с прекрасной богиней девять ночей подряд. Плодом этого союза стали девять муз – покровительниц искусств (Евтерпа, Терпсихора, Клио, Талия, Мельпомена, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа). Легенда утверждает, что дочери Зевса и Мнемозины научили людей понимать и видеть красоту окружающего мира, а отображать свой восторг в человеческом, земном воплощении помогла их мать – богиня памяти. Музы унаследовали от отца, энергичного, властного и целеустремлённого верховного бога, такие черты, как напористость, увлечённость, даже в каком-то смысле одержимость. Выбрав себе подходящего человека, они наделяли его талантом, который настойчиво требовал реализации, выхода, они вдохновляли человека идеями. Затем музы открывали доступ людям к своей матери – Мнемозине, от которой те и получали для претворения этих идей в жизнь необходимые знания.

Гесиод и Овидий сохранили память о греческой богине в своих изысканных и утончённых виршах.

 

Богиня памяти Мнемозина стоит в лёгкой тунике изумрудного цвета на полотне английского прерафаэлита Россетти. В руке у неё лампа памяти. Изумрудный цвет туники подчеркивает красоту золотисто-каштановых волос, покоривших некогда Зевса. Зелёные глаза Мнемозины сосредоточенно и спокойно смотрят прямо, словно бы пронзая вас насквозь.

Фредерик Лейтон на картине «Мнемозина – мать муз» изобразил её сидящей на троне. На голове лежит венок из лавровых листьев, богиня обёрнута в свободную тогу. Её задумчивый и отстранённый взгляд словно бы направлен сквозь время и пространство в неведомую бесконечность.

С тех давних пор осталась привычка и традиция называть многие вещи, связанные с памятью, используя слова «мнемический», «мнемо» и т.д.  Например, «мнемотехника», то есть определенные технологии запоминания, т.е. такие приемы и методы, которые не даны людям от рождения, а специально придумываются как особые интеллектуальные орудия. Или «мнемические процессы» – это не только запоминание, но и забывание. Есть ещё такое слово – «мнемонисты». Это люди, которые обладают очень хорошей памятью. Многие из них показывают свои изумительные способности в запоминании, выступая на эстраде.

МНЕМОЗИНА

Это что за образина,

Ведьма, леший, домовой?

– Это бабка Мнемозина

Наклонилась надо мной.

Безобразная старуха

Навалилась мне на грудь

И горланит прямо в ухо:

«Вспомни, вспомни что-нибудь!»

Д. Смирнов-Садовский

 

В честь Мнемозины назван астероид (57) Мнемозина, открытый в 1859 году.


www.smirnova-tatjana.ru

великая богиня памяти Древней Эллады

Учёные, историки, философы всегда стремились сохранять и изучать память прошлых времён. Для того чтобы делать новые открытия, нужно знать природу вещей и явлений. Познание всегда предшествует знанию. Человеческий разум — это разум вселенский, он способен освоить и осознать всё. Но для того чтобы делать открытия, нужно иметь базу. Чем она обширнее, тем больше возможностей для совершенствования.

Боги в жизни эллинов

Древние греки знали это. Недаром эллинская культура подарила человечеству такое большое количество замечательных памятников литературы и искусства. От античности нам достались не только глубокие духовные знания из области естественных и гуманитарных наук, запечатлённые в литературе, но и вещественное отображение высочайшей цивилизации того времени. С шестнадцатого века до нашей эры эллины исповедовали политеизм, то есть многобожие. Они строили храмы, устанавливали алтари, куда приносили жертвы в виде самых лучших животных, отборных фруктов, а также молоко, сыр, вино, дорогую утварь. Жертвы приносили в качестве благодарности по случаю радостных событий, когда хотели получить защиту от опасности или для благословения на новое дело. За разрешением спорных вопросов также обращались к богам.

Дары Мнемозины

В пантеоне особенно почитаемой и любимой была богиня памяти — титанида Мнемозина. Наследие, оставленное древними греками, показывает, что эллины были широко образованными в самых различных науках. Откуда же они черпали свои знания и вдохновение для труда? Скорой помощницей в такого рода делах была Мнемозина. Дочь Земли и Неба — Геи и Урана, она обитала в горном мире и знала земные проблемы. Богиня памяти в греческой мифологии обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события. Ей же приписывалось и умение предвидеть будущее. Это наводит на мысль о том, что жители Древней Эллады понимали взаимосвязь между событиями прошлого и настоящего, а также их влияние на формирование будущего. Богиня памяти дала названия предметам и явлениям, а также упорядочила их, привела к системе. Искусство запоминания, называемое мнемотехникой, пришло к нам как раз из тех времён. Греческая богиня памяти оставила наследство, которым, не отдавая себе в этом отчёта, мы пользуемся по сей день.

Музы — дочери Мнемозины

Мнемозина покорила своей красотой страстного и любвеобильного Зевса. К ней он явился в человеческом обличье. Главный бог Олимпа соблазнил титаниду, притворившись простым пастухом. Девять ночей подряд Зевс делил ложе с прекрасной богиней. Плодом этого союза стали девять муз — покровительниц универсалий, то есть искусств. Легенда говорит, что дочери Зевса и Мнемозины научили людей видеть и понимать красоту окружающего мира, а отображать свой восторг в земном, человеческом воплощении помогла их мать — богиня памяти. Музы унаследовали от отца, властного, энергичного и целеустремлённого верховного бога, такие черты, как увлечённость, напористость, даже в каком-то смысле одержимость. Выбрав себе подходящего человека, они наделяли его талантом, который настойчиво требовал выхода, реализации, так сказать, вдохновляли идеями. Затем музы открывали людям доступ к своей матери — Мнемозине, от которой те и получали необходимые знания для претворения этих идей в жизнь.

Чтобы найти ответ, нужно забыть лишнее

Ритуал совершался следующим образом. Дабы очистить своё сознание от лишнего, оракул омывался водой реки забвения — Леты. Далее следовало погружение в воды реки Мнемозины. В пещере, через которую они протекали, был сооружён трон, который незримо занимала богиня памяти. Очень часто во время действа прорицающего охватывал ужас, который отпускал его только после нового погружения в Лету. После этого он уже не мог вспомнить и повторить то, что произнёс в состоянии экстаза. По этой причине при ритуале необходимо было присутствие третьих лиц. Богиня памяти в греческой мифологии ведала не только запоминанием, но и забыванием. Умение наблюдать, фиксировать незначительные и мелкие подробности, выделять наиболее значимое, анализировать, выстраивать главную сюжетную линию — вот то, что получали от Мнемозины поэты, актёры, музыканты, учёные и философы.

Образ Мнемозины в искусстве

Из античных произведений искусства, запечатлевших Мнемозину, можно назвать хранящуюся в Ватикане изящную мраморную статую и мозаичное панно, сложенное из разноцветных кусочков эмали, изображающее сценку из мифа об одной из самых красивых богинь древности. Оно находится в антиохийском музее греко-римской мозаики. Гесиод и Овидий сохранили память о богине в своих изысканных и утончённых виршах.

В новой эре люди искусства также не забывают легенды о богине разума и воспоминаний, как ещё называют Мнемозину. Фредерик Лейтон изобразил её сидящей на троне на картине «Мнемозина — мать муз». Она обёрнута в свободную тогу, а на голове лежит венок из лавровых листьев. Плавные линии, мягкие контуры и палитра из тёплых оттенков красок в его представлении лучше всего соответствуют образу доброй и мудрой матери девяти очаровательных дочерей. Её задумчивый и отстранённый взгляд словно бы направлен сквозь время и пространство в неведомую бесконечность.

На полотне английского прерафаэлита Россетти богиня памяти Мнемозина стоит в лёгкой тунике изумрудного цвета, который подчеркивает красоту золотисто-каштановых волос, покоривших некогда Зевса. В руке у неё лампа памяти. Зелёные глаза Мнемозины спокойно и сосредоточенно смотрят прямо, словно бы пронзая вас насквозь.

Может быть, нам не стоит углубляться в далёкую историю? Современный стремительный ритм жизни практически не оставляет времени для вдумчивой созерцательности. Однако, отбросив ветхие артефакты как утратившие актуальность, мы рискуем в какой-то момент оказаться ввергнутыми в каменный век, во времена зарождения человеческой цивилизации, и будем вынуждены начать заново приобретать тот опыт, который очень легкомысленно растеряли.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

великая богиня памяти Древней Эллады

Учёные, историки, философы всегда стремились сохранять и изучать память прошлых времён. Для того чтобы делать новые открытия, нужно знать природу вещей и явлений. Познание всегда предшествует знанию. Человеческий разум – это разум вселенский, он способен освоить и осознать всё. Но для того чтобы делать открытия, нужно иметь базу. Чем она обширнее, тем больше возможностей для совершенствования.

Боги в жизни эллинов

Древние греки знали это. Недаром эллинская культура подарила человечеству такое большое количество замечательных памятников литературы и искусства. От античности нам достались не только глубокие духовные знания из области естественных и гуманитарных наук, запечатлённые в литературе, но и вещественное отображение высочайшей цивилизации того времени. С шестнадцатого века до нашей эры эллины исповедовали политеизм, то есть многобожие. Они строили храмы, устанавливали алтари, куда приносили жертвы в виде самых лучших животных, отборных фруктов, а также молоко, сыр, вино, дорогую утварь. Жертвы приносили в качестве благодарности по случаю радостных событий, когда хотели получить защиту от опасности или для благословения на новое дело. За разрешением спорных вопросов также обращались к богам.

Дары Мнемозины

В пантеоне особенно почитаемой и любимой была богиня памяти - титанида Мнемозина. Наследие, оставленное древними греками, показывает, что эллины были широко образованными в самых различных науках. Откуда же они черпали свои знания и вдохновение для труда? Скорой помощницей в такого рода делах была Мнемозина. Дочь Земли и Неба – Геи и Урана, она обитала в горном мире и знала земные проблемы. Богиня памяти в греческой мифологии обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события. Ей же приписывалось и умение предвидеть будущее. Это наводит на мысль о том, что жители Древней Эллады понимали взаимосвязь между событиями прошлого и настоящего, а также их влияние на формирование будущего. Богиня памяти дала названия предметам и явлениям, а также упорядочила их, привела к системе. Искусство запоминания, называемое мнемотехникой, пришло к нам как раз из тех времён. Греческая богиня памяти оставила наследство, которым, не отдавая себе в этом отчёта, мы пользуемся по сей день.

Музы – дочери Мнемозины

Мнемозина покорила своей красотой страстного и любвеобильного Зевса. К ней он явился в человеческом обличье. Главный бог Олимпа соблазнил титаниду, притворившись простым пастухом. Девять ночей подряд Зевс делил ложе с прекрасной богиней. Плодом этого союза стали девять муз - покровительниц универсалий, то есть искусств. Легенда говорит, что дочери Зевса и Мнемозины научили людей видеть и понимать красоту окружающего мира, а отображать свой восторг в земном, человеческом воплощении помогла их мать - богиня памяти. Музы унаследовали от отца, властного, энергичного и целеустремлённого верховного бога, такие черты, как увлечённость, напористость, даже в каком-то смысле одержимость. Выбрав себе подходящего человека, они наделяли его талантом, который настойчиво требовал выхода, реализации, так сказать, вдохновляли идеями. Затем музы открывали людям доступ к своей матери - Мнемозине, от которой те и получали необходимые знания для претворения этих идей в жизнь.

Чтобы найти ответ, нужно забыть лишнее

Ритуал совершался следующим образом. Дабы очистить своё сознание от лишнего, оракул омывался водой реки забвения - Леты. Далее следовало погружение в воды реки Мнемозины. В пещере, через которую они протекали, был сооружён трон, который незримо занимала богиня памяти. Очень часто во время действа прорицающего охватывал ужас, который отпускал его только после нового погружения в Лету. После этого он уже не мог вспомнить и повторить то, что произнёс в состоянии экстаза. По этой причине при ритуале необходимо было присутствие третьих лиц. Богиня памяти в греческой мифологии ведала не только запоминанием, но и забыванием. Умение наблюдать, фиксировать незначительные и мелкие подробности, выделять наиболее значимое, анализировать, выстраивать главную сюжетную линию – вот то, что получали от Мнемозины поэты, актёры, музыканты, учёные и философы.

Образ Мнемозины в искусстве

Из античных произведений искусства, запечатлевших Мнемозину, можно назвать хранящуюся в Ватикане изящную мраморную статую и мозаичное панно, сложенное из разноцветных кусочков эмали, изображающее сценку из мифа об одной из самых красивых богинь древности. Оно находится в антиохийском музее греко-римской мозаики. Гесиод и Овидий сохранили память о богине в своих изысканных и утончённых виршах.

В новой эре люди искусства также не забывают легенды о богине разума и воспоминаний, как ещё называют Мнемозину. Фредерик Лейтон изобразил её сидящей на троне на картине «Мнемозина – мать муз». Она обёрнута в свободную тогу, а на голове лежит венок из лавровых листьев. Плавные линии, мягкие контуры и палитра из тёплых оттенков красок в его представлении лучше всего соответствуют образу доброй и мудрой матери девяти очаровательных дочерей. Её задумчивый и отстранённый взгляд словно бы направлен сквозь время и пространство в неведомую бесконечность.

На полотне английского прерафаэлита Россетти богиня памяти Мнемозина стоит в лёгкой тунике изумрудного цвета, который подчеркивает красоту золотисто-каштановых волос, покоривших некогда Зевса. В руке у неё лампа памяти. Зелёные глаза Мнемозины спокойно и сосредоточенно смотрят прямо, словно бы пронзая вас насквозь.

Может быть, нам не стоит углубляться в далёкую историю? Современный стремительный ритм жизни практически не оставляет времени для вдумчивой созерцательности. Однако, отбросив ветхие артефакты как утратившие актуальность, мы рискуем в какой-то момент оказаться ввергнутыми в каменный век, во времена зарождения человеческой цивилизации, и будем вынуждены начать заново приобретать тот опыт, который очень легкомысленно растеряли.

autogear.ru

Мнемозина - это... Что такое Мнемозина?

Мнемозина

Мнемози́на (греч. Μνημμοσύνη, точнее Мнемосина) — в древнегреческой мифологии [1]титанида, дочь Урана и Геи (либо Зевса и Климены [2]), богиня, олицетворявшая память,

Мать Муз, рождённых ею от Зевса [3] (Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа) в Пиерии [4]. Зевс соблазнил ее в образе пастуха [5]. Девять ночей к ней на ложе восходил Зевс, она родила Муз в Пиерии [6]. Ее называют «царица высот Элевфера» (Гесиод).

Согласно сообщению Павсания, в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты — забвения и Мнемосины — памяти.

Богиня Мнемосина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал»

В истолковании, она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий [7]. Ей посвящен LXXVII орфический гимн.

Примечания

Древнегреческая мифология
Титаны (доолимпийские боги и богини)

титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан

титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида

дети титанов: Астерия, Атлас, Гелиос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос, Эпиметей

Олимпийские боги, Титаны, Музы, Кентавры, Гиганты, Нимфы
  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.161
  2. Гигин. Мифы. Введение 31
  3. Гесиод. Теогония 915-917; Гимны Гомера III 429; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
  4. Антонин Либерал. Метаморфозы 9, 1
  5. Овидий. Метаморфозы VI 114
  6. Гесиод. Теогония 53-62; Нонн. Деяния Диониса XXXI 169
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 3

dic.academic.ru

Мнемозина - великая богиня памяти Древней Эллады

Учёные, историки, философы всегда стремились сохранять и изучать память прошлых времён. Для того чтобы делать новые открытия, нужно знать природу вещей и явлений. Познание всегда предшествует знанию. Человеческий разум – это разум вселенский, он способен освоить и осознать всё. Но для того чтобы делать открытия, нужно иметь базу. Чем она обширнее, тем больше возможностей для совершенствования.




Боги в жизни эллинов

Древние греки знали это. Недаром эллинская культура подарила человечеству такое большое количество замечательных памятников литературы и искусства. От античности нам достались не только глубокие духовные знания из области естественных и гуманитарных наук, запечатлённые в литературе, но и вещественное отображение высочайшей цивилизации того времени. С шестнадцатого века до нашей эры эллины исповедовали политеизм, то есть многобожие. Они строили храмы, устанавливали алтари, куда приносили жертвы в виде самых лучших животных, отборных фруктов, а также молоко, сыр, вино, дорогую утварь. Жертвы приносили в качестве благодарности по случаю радостных событий, когда хотели получить защиту от опасности или для благословения на новое дело. За разрешением спорных вопросов также обращались к богам.

Дары Мнемозины

В пантеоне особенно почитаемой и любимой была богиня памяти — титанида Мнемозина. Наследие, оставленное древними греками, показывает, что эллины были широко образованными в самых различных науках. Откуда же они черпали свои знания и вдохновение для труда? Скорой помощницей в такого рода делах была Мнемозина. Дочь Земли и Неба – Геи и Урана, она обитала в горном мире и знала земные проблемы. Богиня памяти в греческой мифологии обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события. Ей же приписывалось и умение предвидеть будущее. Это наводит на мысль о том, что жители Древней Эллады понимали взаимосвязь между событиями прошлого и настоящего, а также их влияние на формирование будущего. Богиня памяти дала названия предметам и явлениям, а также упорядочила их, привела к системе. Искусство запоминания, называемое мнемотехникой, пришло к нам как раз из тех времён. Греческая богиня памяти оставила наследство, которым, не отдавая себе в этом отчёта, мы пользуемся по сей день.

Музы – дочери Мнемозины

Мнемозина покорила своей красотой страстного и любвеобильного Зевса. К ней он явился в человеческом обличье. Главный бог Олимпа соблазнил титаниду, притворившись простым пастухом. Девять ночей подряд Зевс делил ложе с прекрасной богиней. Плодом этого союза стали девять муз — покровительниц универсалий, то есть искусств. Легенда говорит, что дочери Зевса и Мнемозины научили людей видеть и понимать красоту окружающего мира, а отображать свой восторг в земном, человеческом воплощении помогла их мать — богиня памяти. Музы унаследовали от отца, властного, энергичного и целеустремлённого верховного бога, такие черты, как увлечённость, напористость, даже в каком-то смысле одержимость. Выбрав себе подходящего человека, они наделяли его талантом, который настойчиво требовал выхода, реализации, так сказать, вдохновляли идеями. Затем музы открывали людям доступ к своей матери — Мнемозине, от которой те и получали необходимые знания для претворения этих идей в жизнь.

Чтобы найти ответ, нужно забыть лишнее

Ритуал совершался следующим образом. Дабы очистить своё сознание от лишнего, оракул омывался водой реки забвения — Леты. Далее следовало погружение в воды реки Мнемозины. В пещере, через которую они протекали, был сооружён трон, который незримо занимала богиня памяти. Очень часто во время действа прорицающего охватывал ужас, который отпускал его только после нового погружения в Лету. После этого он уже не мог вспомнить и повторить то, что произнёс в состоянии экстаза. По этой причине при ритуале необходимо было присутствие третьих лиц. Богиня памяти в греческой мифологии ведала не только запоминанием, но и забыванием. Умение наблюдать, фиксировать незначительные и мелкие подробности, выделять наиболее значимое, анализировать, выстраивать главную сюжетную линию – вот то, что получали от Мнемозины поэты, актёры, музыканты, учёные и философы.

Образ Мнемозины в искусстве

Из античных произведений искусства, запечатлевших Мнемозину, можно назвать хранящуюся в Ватикане изящную мраморную статую и мозаичное панно, сложенное из разноцветных кусочков эмали, изображающее сценку из мифа об одной из самых красивых богинь древности. Оно находится в антиохийском музее греко-римской мозаики. Гесиод и Овидий сохранили память о богине в своих изысканных и утончённых виршах.

В новой эре люди искусства также не забывают легенды о богине разума и воспоминаний, как ещё называют Мнемозину. Фредерик Лейтон изобразил её сидящей на троне на картине «Мнемозина – мать муз». Она обёрнута в свободную тогу, а на голове лежит венок из лавровых листьев. Плавные линии, мягкие контуры и палитра из тёплых оттенков красок в его представлении лучше всего соответствуют образу доброй и мудрой матери девяти очаровательных дочерей. Её задумчивый и отстранённый взгляд словно бы направлен сквозь время и пространство в неведомую бесконечность.

На полотне английского прерафаэлита Россетти богиня памяти Мнемозина стоит в лёгкой тунике изумрудного цвета, который подчеркивает красоту золотисто-каштановых волос, покоривших некогда Зевса. В руке у неё лампа памяти. Зелёные глаза Мнемозины спокойно и сосредоточенно смотрят прямо, словно бы пронзая вас насквозь.

Может быть, нам не стоит углубляться в далёкую историю? Современный стремительный ритм жизни практически не оставляет времени для вдумчивой созерцательности. Однако, отбросив ветхие артефакты как утратившие актуальность, мы рискуем в какой-то момент оказаться ввергнутыми в каменный век, во времена зарождения человеческой цивилизации, и будем вынуждены начать заново приобретать тот опыт, который очень легкомысленно растеряли.

Источник

Теперь вы значете что такое Мнемозина — великая богиня памяти Древней Эллады, у нас можно прочитать об этом, а также, смотрите другие молитвы и статьи о религии онлайн!

4-women.ru

Мнемозина

Мнемозина

Мнемозина

Искусство запоминания, или мнемотехника, имело огромное значение для людей еще в глубокой древности. Неслучайно в греческой мифологии уделено большое внимание Мнемозине – богине памяти. Мнемозина, как повествуют мифы, была титанидой – богиней первого поколения, дочерью Урана (неба) и Геи (земли). Согласно поэту Гесиоду, Мнемозина знает «обо всем, что было, есть и будет». Она является матерью девяти муз, родившихся от бога неба Зевса. Музы – покровительницы талантов, искусств и наук. Немецкий филолог и знаток мифов Людвиг Преллер, живший в XIX веке, утверждал, что основной темой песнопений древних греков была личность Зевса, его битвы с титанами и создание нового мироустройства. Роль Мнемозины заключалась в сохранении памяти об этих громких событиях и олицетворении духовного начала. В греческом городе Лейбадея во времена прорицателя Трофония существовал источник Мнемозины (Памяти). Каждый, кто пил из него воду, получал знания первоначал, истоков всего сущего. Там же находился трон богини памяти.

Во время молитв Мнемозине, по словам древнегреческого писателя Павсания, люди просили улучшить их способность запоминать услышанное и увиденное. Изображали богиню памяти обычно вместе с ее дочерьми-музами: Клио, Каллиопой, Мельпоменой, Терпсихорой, Талией, Эрато, Эвтерпой, Уранией и Полигимнией.

Согласно верованиям древних греков, все наиболее значимое из того, что сопутствует человеку в жизни, исходит от Зевса. Зевс соблазнил Мнемозину, придя к ней в облике пастуха (Овидий, Метаморфозы VI 114). Она подарила ему девять ночей, после чего родила девять дочерей – покровительниц талантливых людей. Миф гласит: «Как только появляется на свет избранник музы, она начинает потчевать его небесной росой», – как бы подчеркивая этим, что талант приходит к человеку в момент рождения.

Дочери Мнемозины и Зевса были ответственны за все те искусства и науки, которые особенно ценились в Древней Греции. Изображая муз на картинах или воплощая их образы в скульптурах, каждой придают специальные атрибуты, позволяющие различать их друг от друга. Главная задача, стоящая перед музами, – различными путями вести человека к внутренней гармонии. Способность запоминать – мнемотехника – очень важна для людей искусства и науки. В соответствии с древнегреческой мифологией, музыканты, актеры, танцоры, поэты и ученые, находясь под покровительством муз, получают не только определенные художественные или интеллектуальные качества. Для них становится доступна память матери муз Мнемозины, то есть творческие и одаренные высоким интеллектом люди открывают дверь к знаниям, опыту и памяти богов. Источник

mar4586.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *