Музыкальная культура дошкольников кратко – : – , – . ,

27. Понятие «музыкальная культура». Характеристика и структура музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Ориентация ребенка – дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно – эстетического становления личности.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально – образовательной деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующие музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

28. Диагностика музыкальной культуры детей.

В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики

1. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.

2. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.

3. Педагогическая диагностика всегда персональна.

С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся:

1. изучение субъектных особенностей и возможностей дошкольников в музыкальной деятельности;

2. изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в детском саду и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений дошкольников;

3. изучение своеобразия музыкальности дошкольников определенного возраста;

4. изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;

5. изучение особенностей отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;

6. изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.

Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным, базирующимся:

на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности;

на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности;

на представлениях об особенностях музыкального опыта детей определенного дошкольного возраста и конкретного ребенка;

на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого дошкольника;

на информации об условиях педагогического процесса;

на прогнозе развития музыкальной деятельности детей и развития индивидуальности каждого ребенка средствами этой деятельности в педагогическом процессе ДОУ.

Таким образом, диагностика позволит воспитателю, музыкальному руководителю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-дошкольника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.

Все диагностические задания в дошкольном возрасте проводятся в игровой форме.

В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

studfiles.net

Музыкальная культура у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – период интенсивного становления личности, этап формирования фундаментальных психологических новообразований. Именно тогда закладываются основы духовной культуры ребенка, активизируется чувственная сфера.

       Одной из важных задач музыкального воспитания является формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника.       

       Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.   

    Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

       Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

        Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере.

      Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру, оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру. Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания. Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить еѐ основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции. Важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

       Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

·                    Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности; 

·                    Формирование начала музыкальной культуры, помощь в  формировании общей духовной культуры;

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

         Формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника осуществляется через развитие отдельных компонентов музыкальной речи, таких как:

·                     музыкальность, к которой относятся следующие способности: эмоциональная отзывчивость; музыкально-ритмическое чувство; мелодический слух; репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление;

·                     музыкально-эстетическое сознание, которое включает в себя: интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические переживания; музыкальные предпочтения ; первоначальные знания в области музыкального искусства.

Развитие компонентов музыкальной культуры осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах , как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.

Слушание музыки.

 В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.

Пение. 

         В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста  происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.

Музыкально-ритмическая деятельность.

         Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.

Игра на детских музыкальных инструментах.

           Развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирования , прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения детей к народной музыке.

Музыкально-дидактические игры.

          Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра , она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.

        Творческая деятельность детей дошкольного возраста  проявляется:   в подборе к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального инструмента;  в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании;  в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения;  в озвучивании персонажей сказок;  в музыкальной рефлексии — способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, слова.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию. Формирование основ музыкальной культуры можно рассматривать как процесс музыкального развития детей дошкольного возраста с позиции педагогики и психологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Таким образом, эстетическое развитие ребенка происходит преимущественно в процессе обучения в определенной последовательности различным видам музыкальной деятельности, то есть в результате становления основ музыкальной культуры личности.

Список литературы:

1.            Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.: ноты.

2.             Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

3.            М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

 

piramidka.net

Музыкальная культура. Характеристика понятия музыкальная культура, структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Поделись с друзьями

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования.

Это — сложная система, в которую входят:

1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех,

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников.

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

- способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

- особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

- умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

- музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

- музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

 

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка (рис.1).

Рис.1. Структура музыкальной культуры ребенка

К  компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр, наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке (что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё).

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

students-library.com

Музыкальная культура. Характеристика понятия «музыкальная культура», структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

 

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это — сложная система, в которую входят:

1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех,

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников.

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

- способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

- особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

- умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

- музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

- музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сад проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка (рис.1).

 

Рис.1. Структура музыкальной культуры ребенка

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр, наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке (что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё).

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Понятие о музыкальной культуре дошкольников.

Понятие о музыкальной культуре дошкольников.

«Большой Российский Энциклопедический словарь» даёт следующее определение понятие «культура».

КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфичных для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культура, в отличие от понятия природы, характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д. Различные типы культуры характеризуют определённые исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура).

Музыка является частью общей культуры человечества, но нас интересует музыкальная культура детей дошкольного возраста, которую можно рассматривать как спе­цифическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, уме­ния и навыки, сложившиеся в результате практической музыкаль­ной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, кото­рая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, му­зыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регу­лирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сада проявляется через личностные и професси­ональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреж­дения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произ­ведений, научные исследования.

Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющи­еся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью анало­гичным элементам, которые характерны для музыкально-эстети­ческого сознания взрослого человека. Кроме того, такие элемен­ты сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дош­кольного возраста.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.



Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка мож­но считать его музыкально-эстетическое сознание, которое фор­мируется в процессе музыкальной деятельности.

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содер­жанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практичес­ки операционного) компонент музыкальной культуры личности. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетическо­го отношения человека к музыке) происходит постижение музы­кальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение. Для полноценного восприятия слушателю необходимо пере­живать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на воспри­ятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок спосо­бен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при по­мощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом,— это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важ­но, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от раз­вития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются му­зыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простей­шие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музы­ке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно конт­ролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстети­ческие термины. Это создает предпосылки для осознанного вос­приятия музыки.

Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность. Решающую роль здесь играет репер­туар, который изучают дети.

Общество стремится сохранить и передать будущим поколе­ниям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произве­дения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен вос­питываться так, чтобы быть способным его приумножать.

Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от ком­плекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.


Дата добавления: 2015-07-25; просмотров: 447 | Нарушение авторских прав



mybiblioteka.su - 2015-2019 год. (0.013 сек.)

mybiblioteka.su

Музыкальная культура дошкольников — контрольная работа

 

       Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

     Не  секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

     Важность  музыкального воспитания детей всех возрастных групп,  значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей неоспоримо. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.

     Музыка  отражает страницы истории. Знакомясь  с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними. Музыка также является одним из критериев социальной аффилиации (она помогает идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать свою отстраненность от нее).

     В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно - эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

     В более узком смысле музыкальное  воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.

     Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое  воздействие на общее развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

     Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

     Цель  работы: рассмотреть процесс формирования музыкальной культуры дошкольников.

     В соответствии с целью работы определены следующие задачи:

     - раскрыть понятие «музыкальная  культура дошкольника»;

     - рассмотреть характеристику музыкально-эстетического воспитания дошкольников;

     - рассмотреть процесс формирования  музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

     В соответствии с поставленной целью  и задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы 

 

     Музыкальная культура детей – это  специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней выделяются два компонента1:

  1. индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные  знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
  2. музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные   институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

     Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

     Влияние семьи на формирование музыкальной  культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

     Роль  детского сада проявляется через  личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

     Общественные  институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

     Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка. О. П. Радыновой была предложена следующая схема2.

     

     Элементы  музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам, которые характерны для музыкально-эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.

     Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка  проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.

 

2. Музыкально-эстетическое сознание дошкольника

     Термин  музыкально-эстетическое сознание относится скорее к эстетике. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности.

     Эстетическое  отношение к музыке – это отражение ее в сознании ребенка, установление взаимодействий между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребенка с произведениями музыкального искусства и с различными видами музыкальной деятельности.3

     Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение.

     Первоначальные  формы музыкально-эстетического  сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины.  Это  создает  предпосылки  для  осознанного восприятия музыки.

     Охарактеризуем  более подробно некоторые элементы музыкально-эстетического сознания дошкольников.

     Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

     Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3 – 4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

     Эстетическое  переживание. Б. М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.4

     При слушании музыки у ребенка возникают  определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторенное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

     Эстетические  эмоции и переживания являются основой  эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

     Эстетическое  чувство, которое возникает при  восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

     Развитый  музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.5

     Оценка  музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобилизует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку.6

3. Формирование музыкально-эстетического сознания

     Некоторые формы музыкально-эстетического  сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах. Вопросы развития музыкального восприятия изучались С. Н. Беляевой-Экземплярской, Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А. Катинене, О. П. Радыновой, С. М. Шоломович и др.

     Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями.

     Необходимо использовать разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, обладающую художественными достоинствами, знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, приучая к их интонационному языку. Только в этом случае могут быть заложены основы музыкальной культуры. В процессе восприятия музыки у ребят возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это  сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

student.zoomru.ru

Глава IV МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ

Понятие культура прошло сложный путь исторического раз­вития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот оп­ределений.

В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура об­щества. Интересно в связи с этим высказывание известного немецкого мыслителя и музыковеда XIX—XX вв. А. Швейцера: «Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенст­вованию личности и общему прогрессу»1.

Художественная культура рассматривается в современной эстетике как самостоятельный, специфический пласт общей культуры. Она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной


культуры, или художественными ценностями, являются произве­дения искусства. Им присущи такие особенности, как уникаль­ность долговечность, коммуникативность и т. д.

Непосредственное участие в художественной деятельности, восприятие произведений искусства развивает человека духовно, обогащает его чувства, интеллект.

К деятельности людей в области культуры можно отнести создание художественных ценностей, их хранение и распростра­нение, критическое осмысление и научное изучение, художест­венное образование и воспитание.

Могут быть выделены определенные области художествен­ной культуры, соответствующие видам искусства, и среди них музыкальная культура. В это понятие входят раз­личные виды музыкальной деятельности и их результат - му­зыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки эмо­ции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, структуру музыкальной куль­туры входит деятельность различных учреждении, связанных с хранением и распространением музыкальных произведении, му­зыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

Остановимся на характеристике понятия музыкальная куль­тура детей дошкольного возраста и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонен­та: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практичес­кой музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура до-школьников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и раз­ные институты, регулирующие музыкальную деятельность де­тей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной куль­туры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондов. Роль детского сада проявляется через личностные и профес­сиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагоги­ческого коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреж­дения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных про­изведений, научные исследования.

Основываясь на положениях психологии о роли деятельно­сти в развитии личности,/можно выделить несколько компонен­тов в структуре музыкальной культуры ребенка/(схема 1).

Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным эле­ментам, которые характерны для музыкально-эстетического созна


ния взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

Схема 1

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Восприятие музыки Музыкально-образовательная деятельность

Исполнительство Творчество
Знания, умения и навыки

Опыт и понятия Общие знания о музыке,

культурные навыки

Исполнительские: пение, Творческие: восприятие,

Ритмика, игра на музы выразительное исполнение,

кальных инструментах продуктивное творчество

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ


Эстетическая оценка, вкус

Эстетическая потребность, установка, Эстетические эмоции, переживания, чувства

интерес к музыке

§ 2. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содер­жанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практи­чески операционного) компонент музыкальной культуры лич­ности1.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музы­кальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережи­вать музыкальное произведение, уметь различать основные сред­ства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, неко­торые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно подни­мается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприя­тие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение.

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от раз­вития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простей­шие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музы­кального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Охарактеризуем более подробно некоторые элементы музы­кально-эстетического сознания дошкольников.

Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потреб­ностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3—4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Музыкальное произведе­ние может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объеди­няет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое пере­живание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Эстетическое переживание. Б. М. Теплов, исследуя художест­венные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведе­ния. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмо­ционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним1.

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно назы­вается эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Од­нако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д.

Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть поло­жительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторен­ное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстети­ческого восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмо­ции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устой­чивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющим­ся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материаль­ной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музы­кальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музы­ки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпоч­тение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе прояв­ляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.

Оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкаль­ным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобще­ния. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобили­зует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку.

§ 3. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Некоторые формы музыкально-эстетического сознания исследо­вались в педагогическом и психологическом аспектах. Вопросы развития музыкального восприятия изучались С. Н. Беляевой-Экземплярской, Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, М. Ниль-сон, М. Викат, А. Катинене, О. П. Радыновой, С. М. Шоломович и др.

Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при вос­приятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями.

Имеются данные исследований, проведенных в 30-е гг., о том, что дошкольники предпочитают веселую и маршевую музыку. На этом основании делался вывод о некоторой эмоциональной односторонности детей. Данные эти впоследствии не подтверди­лись.

Нужно использовать разнообразную по эмоциональному содер­жанию музыку, обладающую художественными достоинствами, знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, приучая к их интонационному языку. Только в этом случае могут быть заложены основы музыкальной культуры. В процессе восприятия музыки у ребят возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в це­лом,— это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмо­циональный отклик.

Данные отечественных и зарубежных исследований (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, А. Катинене, А. Вайчене, К. Форай, А. Атанасова, Э. Седлачкова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют, двигаются под музыку. Учеными выявлены средства педагогиче­ского воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, вырази­тельное, яркое исполнение произведений.

Возможности детей в оценке музыки исследовали Н. А. Ветлугина, А. И. Шелепенко, Н. А. Чичерина, Л. Н. Комиссарова. Замечено, что некоторые знания о музыке помогают детям уяснить средства музыкального выражения, почувствовать общий харак­тер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотиви­рованной оценке.

Необходимо с малых лет создать условия для формирования основ музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие — более скромно­го. Важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привле­кательному и значимому явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет пока примитивным, но оно ценно для личности. В работах по эстетике высказывается мысль о том, что качество музыкально-эстетического сознания взрослого человека обуслов­ливают его музыкальная эрудиция, знание элементарных средств музыкального выражения, умение их интерпретировать и опозна­вать.

Дети дошкольного возраста должны знакомиться с музыкаль­ными произведениями, разными по стилям, жанрам, формам, эпохам, иметь возможность применять свой опыт восприятия в исполнительстве, творчестве, получать некоторые доступные воз­расту знания о музыке. Музыкально-эстетическое сознание у де­тей проявляется через отношение к музыке.

Н. А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетиче­ского отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выражен­ным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообраз­ные музыкальные навыки»1.

Н. А. Ветлугина выделяет этапы развития эстетического отно­шения к музыке, главный из которых — развитие способности эмоционального сопереживания музыке. Только на фоне пере­живаний музыки у ребенка зарождаются любовь, интерес, потреб­ность в ней2.

Среди педагогических рекомендаций следует назвать также

артистизм, умение «заразить» детей собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.

Еще одним условием воспитания эстетического отношения детей к музыке являются проблемные ситуации, в которых они могли бы активно приобретать музыкальный опыт, осваивать его творчески, самостоятельно.

Педагогические рекомендации включают и эмоциональную настроенность атмосферы обучения (музыка должна волновать детей, вызывать интерес), кроме того, применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятель­ности детей.

Следующее условие — развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей.

Психологами Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, П. М. Якоб­соном установлено, что, если музыка вызывает эмоции у слуша­теля, она может пробудить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать на сознание. Когда музыкальное произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется.

На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2—3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная дея­тельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовле­творение которой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетиче­ского сознания. Однако именно в этом- возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкаль­ной деятельности.

Примерно на 4—5-м году жизни отчетливее начинают выяв­ляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка — интерес к музыке и музыкальной деятельности, стано­вятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими — первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первыми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?», «Какое настроение в ней преобла­дает?», «В чем это выражается?» и т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы, 5-летний ребе­нок способен дать более аргументированный ответ.

В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накап­ливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости воображения, фантазии. Дети, которые накопили некоторые музы­кальные впечатления, навыки исполнения, способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение произ­ведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая неко­торым словарем музыкальных и эстетических терминов, дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выде­лять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведе­ний по сходству и контрасту и т. д.

Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются че­рез формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность. Решающую роль здесь играет ре­пертуар, который изучают дети.

referad.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о