Нормативно правовые основы педагогической деятельности – Нормативно-правовые основы педагогической деятельности | Социальная сеть работников образования

Содержание

Городжанова Ольга Михайловна - Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога.

Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога.

Нормативно-правовая база учителя английского языка условно делится на федеральные и внутришкольные документы. К федеральным документам относятся:

1.Закон РФ "Об образовании".

2. Федеральный государственный образовательный стандарт.

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минестерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях..

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

К внутришкольным документам относятся:

1.Образовательный план на основе базисного учебного плана.

2. Календарно-тематическое планирование.

3. Рабочая программа.

Согласно Федеральному закону "Об образовании в РФ (2012) система образования включает в себя:

-федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня или направленности;

-организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

-федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные или иные органы;

-организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

-объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Таким образом, образование-это сложная, многоуровневая и разветвленная система, участники которой вступают в разнообразные отношения. Поэтому возникает необходимость государственного правового регулирования образовательных отношений.

Нормативно-правовые основы педагогической деятельности изложены в ряде законодательных актов, постановлений правительства РФ, приказов Министерства образования и науки и иных нормативных документах федерального, регионального и муниципального уровня, а так же в локальных актах образовательных организаций.

Самый верхний уровень федеральной нормативно-правовой базы педагогической деятельности в нашей стране -это Конституция РФ. Право граждан на образование закреплено в ст.43

Следующий уровень-уровень федеральных законов. Федеральный закон "Об образовании в РФ" регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.

Содержание и организацию образовательного процесса регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), разработанные и периодическиперерабатывемые для каждого уровня общего образования. ФГОС конкретизируются в примерных основных и предметных образовательных программах.

К федеральной нормативно-правовой основе профессиональной пдагогической деятельности относятся так же приказы Минобрнауки и иные нормативные документы, определяющие порядок реализации в системе образования федеральных законов и постановлений Правительства РФ.

Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого субъекта РФ действуют региональные нормативные документы. Региональные акты размещаются на сайтах региональных министерств и департаментов образования. Правовое регулирование образовательных отношений осуществляется и внутри образовательных организаций. Для этого служат локальные акты. Локальные акты-это правовой документ, основанный на действующих нормах законодательства, принятый в установленном порядке органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения. К нормативным локальным актам относятся:

1. Устав образовательной организации

2. Положения (об ученическом совете школы, о предметных олимпиадах и т.д.)

3. Инструкции (должностные инструкции работников школы)

4. Правила (для учащихся)

Многоуровневая система правового регулирования отношений в системе образования позволяет конкретизироватьобщие положения российского законодательства в форме доступной для их исполнения на местах, обеспечивает гибкость действующих правовых норм, учет региональных и местных особенностей образования в реальных условиях педагогической деятельности.

Скачать:

Федеральный закон Российской федерации "Об образовании в Российской федерации" 29.12.2012г.226.28 КБКонституция Российской Федерации106.97 КБФедеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования416.76 КБПримерная основная образовательная программа начального общего образования1.33 МБКонвенция о правах ребенка336.04 КБСанПин101.9 КБФедеральный перечень учебников, рекомендованный Минестерством Образования и Науки РФ1.7 МБ

infourok.ru

Нормативно-правовые, организационные и финансово-экономические основы деятельности интернатуры в педагогической отрасли

В.М. Поставнев,О.А. Любченко

Развитие образования в России предъявляет принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение, воспитание и формирование компетенций, прежде всего сам должен обладать широким спектром профессиональных компетенций. Реализация модели обучения педагогов в системе двухуровневого профессионального образования показала, что выпускники бакалавриата, как правило, не имеют достаточной для самостоятельной профессиональной деятельности практической подготовки. Предполагается, что введение годичной педагогической интернатуры для выпускников педагогических вузов позволит существенно повысить уровень их практических умений.

Процесс подготовки интерна, в соответствии с предложенной моделью педагогической и психолого-педагогической интернатуры, подразумевает взаимодействие, социальное партнерство департамента образования, образовательного учреждения высшего профессионального образования, на базе которого создается Интерн-центр, и базовых образовательных учреждений различного вида и типа (дошкольное образовательное учреждение, начальная школа, учреждение дополнительного образования и пр.).

Следует отметить, что взаимодействие социальных партнеров в процессе подготовки интерна к самостоятельной профессиональной деятельности предполагает использование уже существующего материально-технического, производственного и кадрового ресурса и вовлечение в проект значительных групп людей с изменением содержания их профессиональной деятельности, что требует особого внимания к его нормативно-правовому и финансовому обеспечению.

Разработка базового комплекта нормативно-правовых материалов по интернатуре осуществлялась на основе анализа нормативных актов федерального уровня, регулирующих отношения в сфере образования: Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»; Распоряжения Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [1-3].

В соответствии с техническим заданием нами был подготовлен комплект нормативно-правовых материалов, определяющих правовой статус и регламентирующих образовательный процесс в интернатуре: Положение о педагогической и психолого-педагогической интернатуре; регламенты деятельности участников образовательных отношений в интернатуре; должностные инструкции организаторов образовательного процесса в интернатуре; квалификационные требования к должности педагога-наставника и руководителя Интерн-центра; предложения к проектам нормативных актов, регулирующих отношения в сфере высшего профессионального образования [4].

В нормативных документах определены основные участники, обеспечивающие реализацию программы подготовки интернов, и базовые параметры отношений участников образовательного процесса. Основными субъектами отношений в реализации проекта интернатуры являются: Департамент образования города Москвы, ГБОУ ВПО МГПУ, профильные кафедры ИППО, Интерн-центр, базовые образовательные учреждения, обучающиеся, педагогические и научно-педагогические работники. Определены цели и задачи интернатуры, порядок приема, продолжительность обучения, статус и материальное обеспечение интерна, организация и руководство подготовкой интернов, формы отчетности, порядок и форма итоговой аттестации, система организационно-методического, учебно-методического обеспечения и контроля качества подготовки интернов, права и обязанности интернов, регламенты профессиональной деятельности участников образовательных отношений, квалификационные требования и др.

Положение о педагогической и психолого-педагогической интернатуре как основной нормативный документ разработано в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и концепции интернатуры [5]. В Положении представлена основная часть базовых аспектов деятельности интернатуры, подлежащих регулированию. В рамках статьи считаем целесообразным подробнее рассмотреть принципиальные вопросы, касающиеся порядка приема в интернатуру, статуса и материального обеспечения интерна, прав и обязанностей интернов.

В соответствии с Положением о педагогической и психолого-педагогиче- ской интернатуре контрольные цифры приема определяет Департамент образования города Москвы, исходя из потребности в педагогических кадрах. Для обучения в интернатуре обязательно высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование. Содержание вступительных испытаний определяет Университет. Прием осуществляется до 15 августа, продолжительность обучения 10 месяцев. По завершении обучения в интернатуре выпускнику предоставляется оплачиваемый отпуск в объеме 28 дней. При этом статус интерна приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения очной формы обучения. Интерны имеют право на отсрочку от призыва в армию на воинскую службу. Обучение в интернатуре входит в педагогический стаж. Интернам выплачивается заработная плата из расчета минимальной ставки заработной платы и стипендия как обучающемуся по очной форме.

В Положении определены основные обязанности интернов, предполагающие отчет на кафедральных совещаниях не реже двух раз в семестр, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка университета и учреждения образования, на базе которого проходит интернатура. Представлены принципиально важные права интернов: на выполнение рабочей нагрузки не более 50 % от нагрузки штатного работника; на учебный отпуск в 28 календарных дней; на оплату работ, не предусмотренных индивидуальным планом, из средств базового образовательного учреждения (до 50 % ставки).

В ходе анализа нормативно-правовых оснований деятельности интернатуры основное внимание было уделено новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Нами рассмотрены статьи, посвященные совершенствованию практической подготовки выпускников вузов. Так, в статье 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» законодатель подчеркивает важность практической подготовки выпускников высших учебных заведений, регулируя структуру образовательных программ и порядок утверждения положений о практике. В статье 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» законодатель обращает внимание на целесообразность использования образовательными организациями ресурсов нескольких организаций в целях повышения качества подготовки, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности. Перенос части образовательного процесса подготовки на базы потенциальных работодателей создает условия для привлечения практических работников к учебному процессу на регулярной основе, что позволит студентам осваивать профессиональные компетенции в режиме реальных рабочих процессов.

Особый интерес в связи с обоснованием необходимости создания специальных условий для практической подготовки выпускников бакалавриата представляет статья 82 «Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования». Следует обратить внимание на содержание пунктов 4, 5, 8, статьи 82, где указывается, что практическая подготовка в высшем медицинском или фармацевтическом образовании обеспечивается путем участия обучающихся в осуществлении практической деятельности. При этом законодателем определен порядок отношений между участниками образовательного процесса в части практической подготовки выпускников медицинских и фармацевтических вузов.

Понимание законодателем творческого характера педагогической деятельности и необходимость развития системы образования отражены в положениях статьи 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования», в которой сформулировано видение задач и возможностей экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Отмечается, что инновационная деятельность должна быть ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. Органам государственной власти вменяется в обязанность создание условий для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Особенно значимой для педагогических работников является статья 47, в которой признается особый статус педагогических работников. К сожалению, в части практической подготовки педагогических работников законодателем не предусмотрены особые условия послевузовской подготовки выпускников, необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности.

В то же время в статьях 82, 83, 84 законодателем предусмотрены особые условия реализации образовательных программ в области медицины, искусства, физической культуры.

В целях приведения законодательства Российской Федерации в сфере образования в соответствие с задачами совершенствования практической подготовки бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования необходимо внести изменения в ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

По аналогии со статьей 82, в которой определены особые условия реализации образовательных программ в медицинском и фармацевтическом образовании, следует внести статью, в которой должны быть определены особые условия реализации образовательных программ в педагогическом и пси- холого-педагогическом образовании.

mirznanii.com

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога | Социальная сеть работников образования

1. Конвенция о правах ребенка Принята 20.11.1989 г. Вступила в силу 02.09.1990 г.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. От 22.11.1991 г. №1929-1.

3. Конституция Российской Федерации .

 4. Федеральный закон «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992. Закон утратил силу с 1 сентября 2013 года. (Устарел)

5. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Федеральный закон принят Госдумой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

 6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124-ФЗ от 24.07.1998 .

7. Федеральный закон «Семейный кодекс Российской Федерации» N 223-ФЗ от 29.12.1995 .

8. Федеральный Закон от 24.04.2008 "48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

9. Федеральный Закон от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 10.Федеральный Закон от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

11.Федеральный Закон от 29.12.2010 №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

12.Приказ МО и Н РФ от 24.03.2010г. № 209. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.(УСТАРЕЛ)

13.Приказ МО и Н РФ от 07 апреля 2014 г. №276 «О порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

14.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"".

15.Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н.

16.Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (приказ Минобразования России от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации).

17.Информационное письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.06 № 06-971 «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

18.Письмо МО РФ от 24.12.2001г. № 29/7886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». (Устарел) 19.Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

20.Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования РФ (проект принят на Всероссийском съезде практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» 26-28 мая 2003 г.).

21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

22.Закон Московской области «Об образовании» N 41/2009-ОЗ 30.04.2009. (Устарел)

23.Закон Московской области от 27.07.2013 N 94/2013-ОЗ "Об образовании" (принят постановлением Мособлдумы от 11.07.2013 N 17/59-П)

24.Закон Московской области от 04.05.2012 № 49/2012-ОЗ «Об административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области».

25.Закон Московской области от 24.12.2010 №176/2010-ОЗ «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области».

26. Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области. Приказ министерства образования МО от 02.07.2014г. №3055.

27. Положение об организации образования в Ступинском муниципальном районе. №11/2010-МНПА от 23.03.2010 г.

28.Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования Ступинского муниципального района. Приказ УО от 12.11.14г. №598.

29.Устав образовательной организации.

30.Лицензия образовательной организации.

31.Положение о психолого-педагогической службе образовательной организации.

32.Трудовой договор.

33.Должностная инструкция педагога-психолога.

34.График работы педагога-психолога.

nsportal.ru

Дронова Е.Н. Основы нормативно-правовой деятельности социального педагога: учебно-методический комплекс дисциплины

Дронова Елена Николаевна
Алтайский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы

Dronova Elena Nikolaevna
Altai State University
candidate of pedagogical science, Assistant Professor of the Department of Social Work

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н. Основы нормативно-правовой деятельности социального педагога: учебно-методический комплекс дисциплины // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3287 (дата обращения: 07.06.2018).

Дисциплина «Основы нормативно-правовой деятельности социального педагога» входит в вариативную часть учебного плана подготовки социальных педагогов.
Цель дисциплины – овладение будущими социальными педагогами профессиональными компетенциями по охране и защите прав и законных интересов несовершеннолетних, семьи в различных институтах социального воспитания.
Задачи дисциплины: формирование у студентов представлений о системе и структуре законодательства в сфере реализации охранно-защитной функции; овладение правовыми знаниями и средствами защиты прав подопечных с учетом специфики их использования в деятельности социального педагога образовательной организации, учреждения социальной защиты населения и в межведомственном взаимодействии; развитие и закрепление у будущих социальных педагогов умений работать с нормативно-правовыми актами различной юридической силы, осуществлять выбор правовых норм с целью оказания социально-правовой поддержки различным категориям населения, решения социальных проблем детей, подростков, молодежи, семьи; подготовка студентов к оказанию консультативной помощи населению правового характера в процессе прохождения комплексной практики.
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать источники права, используемые в работе социального педагога; особенности правового регулирования трудовых отношений социального педагога; правовые основы работы с несовершеннолетними «группы риска» (детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с ограниченными возможностями развития, детьми, находящимися в социально опасном положении и др.) и их семьями; специфику правового регулирования деятельности социального педагога в организациях образования и социальной защиты населения; правовые механизмы реализации межведомственного взаимодействия, направленного на комплексное решение проблем клиентов;
уметь применять теоретические знания о правовом регулировании общественных отношений в практической деятельности с несовершеннолетними, их родителями, в процессе профессионального взаимодействия с субъектами социально-педагогической помощи и поддержки; самостоятельно осуществлять поиск правовых норм в информационно-правовых системах с учетом проблем и социальных запросов клиентов;
владеть навыками: делопроизводства профессиональной социально-педагогической деятельности; работы с обращениями населения; работы в правовых системах «Консультант плюс».
Содержание дисциплины
Тема 1. Источники права в работе социального педагога
Источник права как форма выражения правовых норм. Виды источников права. Нормативно-правовой акт как источник права. Критерии классификации источников права. Юридическая сила законов и подзаконных актов. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система законодательства в РФ как основа правового регулирования социально-педагогических вопросов: Конституция РФ, международные правовые акты, законы в РФ (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты (Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты). Нормативно-правовые акты субъекта РФ (на примере Алтайского края): Устав Алтайского края, Законы Алтайского края, Постановления Администрации Алтайского края, ведомственные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения и образования (Главное управление социальной защиты населения и преодоления ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление образования и делам молодежи). Муниципальные нормативно-правовые акты. Локальные акты социально-педагогических и образовательных организаций.
Отраслевая структура законодательства. Отрасли российского права: гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право, административное право, муниципальное право, налоговое право и др., их место в социально-педагогической деятельности.
Тема 2. Социальный педагог как субъект трудовых правоотношений
Трудовое правоотношение: субъекты (работник, работодатель), объект (выполнение трудовой функции, закрепленной трудовым договором). Источники трудового права: Трудовой кодекс РФ, коллективный трудовой договор, локальные акты.
Особенности регулирования труда педагогических работников. Прием на работу социального педагога, трудовой договор. Режим труда и отдыха, рабочее время социального педагога. Социальные гарантии и льготы, установленные для педагогических работников. Повышение квалификации и аттестация социального педагога. Основания прекращения действия трудового договора.
Должностные обязанности социального педагога и их закрепление. Юридическая ответственность социального педагога как субъекта трудовых правоотношений.
Тема 3. Социально-правовая поддержка несовершеннолетних в реализации гражданских прав
Источники регулирования гражданских прав несовершеннолетних (Конвенция ООН о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Несовершеннолетний: гражданско-правовой статус. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего. Эмансипация несовершеннолетнего, порядок признания несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Гражданские права, виды гражданских прав (имущественные, неимущественные) и их нормативное закрепление. Участие несовершеннолетнего в совершении сделок, заключении гражданско-правовых договоров. Представление интересов несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, законные представители.
Права и обязанности несовершеннолетнего в семейном праве. Право ребенка жить и воспитываться в семье, его реализация. Алиментные обязательства родителей.
Несовершеннолетний как субъект трудовых правоотношений. Право несовершеннолетнего заниматься трудовой деятельностью и его реализация. Регулирование труда несовершеннолетних в российском законодательстве.
Внесудебный и судебный порядок защиты гражданских, семейных и трудовых прав несовершеннолетних.
Тема 4. Социально-правовая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Источники правового регулирования поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Организационно-правовой статус органов опеки и попечительства, их полномочия.
Порядок лишения родительских прав, ограничения в родительских правах и восстановления в родительских правах. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление/удочерение, опека, попечительство, приемная семья, государственное учреждение), порядок их установления.
Реестр документов личного дела ребенка, оставшегося без попечения родителей: постановление об определении в детское учреждение, справка о закреплении жилплощади, справка о закреплении имущества, сберегательная книжка, справка о назначении опекуна над имуществом, справка об установлении опеки, справка о назначении пенсии, решение суда о взыскании алиментов с отца/матери, свидетельство о рождении, акт обследования жилищных условий, свидетельство о смерти отца/матери, акт о подкидывании, письменное согласие отца/матери на усыновление, решение суда о лишении родительских прав отца/матери, решение суда об отобрании у отца/матери, решение суда об ограничении в родительских правах отца/матери, решение суда об ограничении дееспособности отца/матери, приговор суда в отношении отца/матери, справка о болезни отца/матери, решение суда о признании безвестно отсутствующим отца/матери. Порядок формирования и ведения личного дела, истребования документов.
Тема 5. Социально-правовая поддержка несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.). Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы») (приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.).
Административная ответственность и административное наказание несовершеннолетнего. Кодекс об административных правонарушениях в вопросах назначения наказания несовершеннолетнему и освобождения его от юридической ответственности, наказания.
Уголовная ответственность и уголовное наказание несовершеннолетнего в РФ. Уголовный кодекс РФ в вопросах назначения наказания несовершеннолетнему и освобождения его от юридической ответственности, наказания.
Правовые основы работы с учащимися образовательных организаций, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовно-исполнительных инспекциях. Социально-правовая поддержка условно осужденных несовершеннолетних и несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы. Организация индивидуальной профилактической работы по Федеральному закону от 24 июня 1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Правовое регулирование социально-педагогической деятельности в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, воспитательных колониях, уголовно-исполнительных инспекциях, специальных образовательных учреждениях закрытого типа.
Тема 6. Социально-правовая поддержка детей и взрослых с ограниченными возможностями развития
Международные правовые акты по защите прав инвалидов: Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов.
Превентивная модель социально-педагогической деятельности. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Порядок признания лица инвалидом.
Правовые основания социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями развития. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов, участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Гарантии социально-полезной занятости инвалидов. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов, гарантии соблюдения прав инвалидов в сфере социального обслуживания; права инвалидов в сфере социального обслуживания; формы социального обслуживания инвалидов.
Реализация права детей с ограниченными возможностями развития на образование.
Тема 7. Социально-правовая поддержка семьи в современных условиях
Гарантии социальной защиты семьи по Конституции РФ. Меры социальной поддержки многодетных, молодых семей в РФ.
Ежемесячное пособие на ребенка. Пособие гражданам, усыновившим детей. Единовременное пособие при рождении тройни, предусмотренное на воспитание детей. Дополнительная пенсия детям, кормильцы которых погибли при выполнении задач в Республике Афганистан, в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком матерям, уволенным в период беременности, а также матерям, отцам, опекунам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в случае увольнения с работы. Ежемесячные компенсационные выплаты матерям, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией организации; детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву; пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Стандартовый налоговый вычет на ребенка.
Тема 8. Правовые основы межведомственного социально-педагогического взаимодействия
Субъекты межведомственного социально-педагогического взаимодействия и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, уголовно-исполнительных инспекций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения. Правоприменительные акты: постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, решения органа опеки и попечительства.
Ювенальные суды в РФ. Система социальной службы в ювенальной юстиции.
Межведомственные комиссии, их правовой статус.
Работа с обращениями физических и юридических лиц (заявлениями, предложениями, жалобами, ходатайствами). Правовая природа договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, социальном патронаже.
Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы
– Определите отрасли права, в которых закреплены нормы регулирующие вопросы осуществления социально-правовой поддержки населения.
– Определите принципы социальной поддержки населения, анализируя нормы ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
– Определите правые основания взаимодействия социального педагога / специалиста по социальной работе с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; органами опеки и попечительства; инспектором по делам несовершеннолетних; педагогом школы.
– Определите отличительные особенности в правовом регулировании деятельности специалиста по социальной работе и социального педагога.
– Проанализируйте правовые нормы Федерального закона «Об образовании» в контексте социальной поддержки обучающихся.
– Изучите социальные гарантии выпускников детского дома.
– Определите порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Определите порядок взыскания алиментов на ребенка воспитанника социального приюта.
– Проанализируйте правовые нормы Трудового кодекса РФ в контексте реализации трудовых прав несовершеннолетних.
– На основании изучения нормативно-правовых актов определите правовые принципы социальной работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями развития.
– Проанализируйте правовые основания разработки социальных аспектов в индивидуальной реабилитационной карте инвалида.
– Установите порядок получения социального налогового вычета на обучение, лечение.
– Каков судебный порядок защиты прав несовершеннолетних? Могут ли несовершеннолетние защищать свои прав в суде самостоятельно?
– Определите виды социально-правовой поддержки условно осужденных несовершеннолетних и несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы.
– Проанализируйте региональное законодательство в сфере социальной поддержки различных населения (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, пенсионеров, ветеранов и др.).
– Осуществляется ли социальная поддержка и консультирование населения на муниципальном уровне? Ответ обоснуйте.
– Составьте договор о социальном патронаже семьи, находящейся в социально-опасном положении.
– Определите порядок работы социального педагога с заявлениями, жалобами и ходатайствами граждан; субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
– Решите задачи:
А) В семье Ирина подвергается жестокому обращению со стороны взрослых членов семьи. Ирине 13 лет. После очередного избиения девочка обратилась к социальному педагогу за помощью? Каковы действия специалиста в этой ситуации?
Б) Сергей ученик 7 класса, после несчастного случая он стал инвалидом по зрению и продолжил обучение в специальной коррекционной школе. Учится хорошо, проявляет интерес к гуманитарным наукам, активно занимается физической культурой. Каковы правовые основания получения Сергеем профессионального образования (начального, среднего, высшего)?
В) Мария Ивановна инвалид 2 группы, имеет высшее педагогическое образование. Может ли она выполнять функции социального педагога? Решение обоснуйте.
Г) Определи виды социальной поддержки в следующих ситуациях: 1) мать-одиночка воспитывает двух сыновей школьного возраста, в связи с ликвидацией предприятия осталась без работы; 2) молодая многодетная семья из 5 человек (младшему ребенку 1,5 года) проживает в общежитии; в) родители решили стать приемными родителями для 2 родных братьев – воспитанников детского дома; г) студенческая семья воспитывает 2 детей.



Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»

pedagogika.snauka.ru

Нормативно-правовая основа деятельности социального педагога коц (извлечения из документов)

1.Конвенция о правах ребенка (извлечения)

2.Семейный кодекс Российской Федерации (извлечения) 3.Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (извлечения)

4.Федеральный закон Российской Федерации №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (извлечения)

Конвенция о правах ребенка

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989.

(извлечения)

Преамбула

Государства-участники настоящей Конвенции, напоминая, что Организация Объединенных наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания

принимая во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,

согласились о нижеследующем:

ЧастьI.

Статья3.

1.Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства –участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Статья 6.

1.Государства –участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7

  1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8

1. Государства - участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Статья 9

1. Государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 12

  1. Государства - участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь,семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 18

Родители или в соответствующих случаях законные oпeкуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Статья19

1.Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 20

1.Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Статья 23

1.Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Статья 25

Государства - участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защи­ты или физического, либо психического лечения.

Статья 26

1. Государства - участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Статья 27

1. Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 28

1.Государства-участники признают право ребенка на образование,…

е) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся покинувших школу.

Статья 29

1. Государства - участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных способностей и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б)воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

в)воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; г)подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и рели­гиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в развлекательных мероприятиях, соответствующих возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32

1. Государства - участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию

Статья 34

Государства - участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Статья 36

Государства - участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 37

Государства - участники обеспечивают, чтобы:

  1. ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

в) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечения) Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

studfiles.net

Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога

направление подготовки

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Славянский государственный педагогический институт» «Утверждаю» И.о. ректора Яценко А.И. 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ

Подробнее

Методика обучения компьютерной грамотности

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт «Утверждаю»

Подробнее

Методика обучения компьютерной грамотности

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт «Утверждаю»

Подробнее

Рабочая программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт «Утверждено» И.о. ректора Яценко А.И. ««----------------------2011 Рабочая программа дисциплины

Подробнее

Славянск-на-Кубани 2011 г

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» «Утверждаю»

Подробнее

2. Место дисциплины в структуре ООП

ДИСЦИПЛИНА Социальная педагогика Направление: психолого-педагогическое образование Квалификация (степень): бакалавр Объем трудоемкости: кредита (1 часа, из них 6 часа аудиторной нагрузки, 78 часов самостоятельной

Подробнее

Рабочая программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт «Утверждено» И.о. ректора Яценко А.И. ««----------------------2011 Рабочая программа дисциплины

Подробнее

2. Место дисциплины в структуре ООП

ДИСЦИПЛИНА Этнопедагогика Направление: психолого-педагогическое образование Квалификация (степень): бакалавр Объем трудоемкости: кредита (1часа, из них 3 часов аудиторной нагрузки, 10 часов самостоятельной

Подробнее

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «УТВЕРЖДАЮ» и.о. ректора СГПИ Яценко А.И. " " 2011 г. Рабочая программа дисциплины МЕТОДИКА

Подробнее

Квалификация (степень): бакалавр

Аннотированная программа Дисциплина «Методика обучения иностранному языку» Направление подготовки: 050100 педагогическое образование, профиль «Английский язык», «Немецкий язык» Квалификация (степень):

Подробнее

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотированная программа Дисциплина «Социально-экономическая статистика» Направление подготовки: менеджмент Профиль: управление малым бизнесом Квалификация (степень): бакалавр Объем трудоемкости: 5 кредита

Подробнее

Прикладная информатика

Министерство образования и науки Российской Федерации Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт Утверждаю и.о. ректора Яценко А.И. " " 011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (курс по выбору)

Подробнее

Б3.В ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ:

Б3.В.02 ДИСЦИПЛИНА Теория и методика физической культуры и спорта Направление: педагогическое образование Квалификация (степень): бакалавр Профиль: физическая культура Объём трудоёмкости: 7 (семь) кредитов

Подробнее

docplayer.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о