Образ матери в искусстве – Образ матери в изобразительном искусстве

Образ женщины-матери

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников — таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

«Венеры» первых художников Земли

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток, которым учёные дали условное название «палеолитические Венеры». Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели крайне примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внимание уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало: непомерно большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры женской причёски…

В чём же тут дело? Почему за этими статуэтками всё же закрепилось такое поэтичное название? Не будем торопиться с выводами и оценками. Попробуем понять себе подобных, мысленно приняв их точку зрения. Дело в том, что в первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только магическое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далёких предков. Каждое из подобных изображений — настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.

Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси — с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.


1. «Венера». Палеолит. 2. Владимирская Богоматерь. Икона. 3. Ф.Грек. Богоматерь. Икона.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, её везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней — они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нём эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

«Владимирская Богоматерь» — одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. «Первая мать — Пресвятая Богородица; вторая мать — сыра земля», — гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырём основным типам: Богоматери

Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жизни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитприи («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у неё на руках) и Елеуса («умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).

К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Бого­матерь Донская», созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое название она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская Богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмные тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Мадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи — жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1517-1519), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.

Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда — предчувствие грядущих страданий.

Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) в 44 года, почувствовав неудовлетворённость и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши. В автобиографических записках он так позднее объяснит свой шаг: «Чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры… уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием природы…»

Он действительно почувствовал себя свободным художником, неза­висимым от требований и желаний заказчиков. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребёнком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» — множество картин, где в облике величавой славянки им подчёркнуты одухотворённое начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни.

Ранним утром художник отправлялся в поле, где особенно чувствовался запах свежевспаханной земли, от которой поднималась лёгкая дымка. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. От ещё не прогретой земли поднимается лёгкий пар, и кажется, словно она не идёт, а плывёт в этой дымке, едва касаясь мягкой земли. А в стороне от пашни на траве сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины — необъятный простор полей, высокое небо, подёрнутое лёгкими облаками, редкая прозрачная листва тоненьких деревьев — неоглядная русская даль…


«На пашне. Весна»

Это действительно настоящий праздник весны, торжествующей и обновлённой жизни, в котором яркий наряд крестьянки не выглядит неестественным и надуманным («На пашне. Весна». Первая половина 20-х гг.).

А вот другое полотно А.Г. Венецианова, созданное в те же годы, — «На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян во время летних полевых работ. Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы золотистой ржи, зеленеют холмы на горизонте… В центре картины — женщина-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки известного стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, — Надо ребёнка качать!..

Женщина-мать в искусстве XX века

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.


1. А.Г. Венецианов. На жатве. Лето. 2. К.С. Петров-Водкин. Мадонна Умиление.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древне­русской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (1913; 1915), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915).

После 1917 года Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетарного бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозвучали для художника слова:

Будет прекрасная жизнь!..
Прекрасная жизнь будет.

Убеждённый в том, что «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь», художник пытается найти её главную опору. Своё осмысление происходящих исторических событий он воплотит в прославленной «Петроградской мадонне» (1920). Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонн героиня картины художника! Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн.


Петроградская мадонна

Молодая женщина с ребёнком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но всё это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повёрнута спиной к городу. Её главные заботы — заботы о ребёнке, о его настоящем и будущем.

Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.Л. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: на гладком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка от любых жизненных невзгод.

По-новому прозвучит эта тема в художественных произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Старинное изречение «Когда грохочут пушки, музы молчат» художники и актёры, поэты и музыканты опровергли уже с первых дней войны. Они действительно не могли молчать, они вели в бой, становились мощным и грозным оружием, разящим врагов. В самом начале войны появились стихи:

Не победить страну, в которой мирных нет,
Где каждый бьёт врага — трудом или снарядом,
Где музыкант, артист, художник и поэт
С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

Нет, вероятно, в нашей стране человека, который не знал бы проникновенного и мобилизующего плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно забыть прямой и открытый взгляд женщины, устремлённый на зрителя. «Родная земля в опасности, она нуждается в вашей защите» — так был воспринят этот плакат современниками. Жест поднятой вверх руки многим напомнил известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.

По изданию Г.И. Данилова,
«Мировая художественная культура».

lady-international.com

Образ матери в изобразительном искусстве (подборка репродукций)

Альбрехт Дюрер  “Мадонна с цветком ириса”

А.А. Дейнека “Мать”

Рафаэль “Сикстинская мадонна”

Пабло Пикассо “Мать и дитя”

Пабло Пикассо “Материнство” этюд с руками

Станислав Выспаньский “Материнство”

Леонардо да Винчи “Мадонна Литта”

А.А. Пластов “Мама”

Константин Маковский “Семейный портрет”

Петров-Водкин “Мать”

Картина братьев Ткачевых “Матери”

Зиннаида Серебрякова “Портрет с дочерьми”

Илья Глазунов “Семья художника”

Ю.П. Кугач “У колыбели”

Ю.П. Кугач “В субботу”

Кустодиев “Утро”

Огюст Ренуар “Мадам Шарпантье со своими детьми”

moment-beauty.blogspot.com

Образ матери – вечная тема искусства.


Образ матери – вечная тема искусства


  • Цели урока : показать, что образ матери- вечная тема искусства
  • Задачи: 1) показать связь с музыкой, литературой, живописью;
  • 2) развить творческие способности школьников;
  • 3) воспитать уважение к матери, бережное отношение к ней.


Оборудование

  • Репродукции картин: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», «Мадонна дель Грандука»;
  • Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем»;
  • К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде»;
  • Мультимедийный проектор или компьютер, компьютерные презентации.
  • Аудиозапись муз. Н. Кошелевой, сл. С. Кинякина, Н.Спиркина «Сембодонга мазыняй»;
  • А. Демкин «Шумбрат, авай», Сара Конно «Аве Мария»,


Ход урока

  • Организационный момент .
  • Проверка домашнего задания. Напоминаем, что тема природы – вечная тема.

Еще какие темы считаются вечными?

(Тема любви, Родины, дружбы, о героических подвигах).

  • Объяснение нового материала. Образ матери – вечная тема искусства.

Что такое искусство?

(1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

2. Умение, мастерство, знание дела. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства).

Назовите виды искусства.

(Литература, живопись , музыка, кино и т.д.)

Как вы думайте, виды искусства связаны между собой?


ОБРАЗ МАТЕРИ В ДУХОВНОМ ИСКУССТВЕ


Владимирская Богоматерь

Максимилиан Волошин

Не на троне – на Её руке,

Левой ручкой обнимая шею, –

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует…Немею –

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит…

В мире нет слепительнее чуда

Откровенья вечной Красоты!

(1929).

Симон Ушаков

Богоматерь Владимирская




Владимирская Богоматерь

  • Владимирская икона Божией Матери , одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы , по преданию, была написана Евангелистом Лукой.
  • Празднование 21 мая, 23 июня, 26 августа
  • По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: “Отныне ублажат Мя вси роди”, – присовокупив, – “…благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами”.
  • Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария иИосиф Обручник. Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.
  • На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят “пяточка”), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу.

Эта икона – великая святыня России. Сейчас хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

  • Посмотрите в глаза матери: что видите?
  • Печаль, тоску. Мама чувствует, какие трудности приготовила жизнь её ребенку.
  • Эту икону называют «материнской песней». А почему? Богородица, в первую очередь, мама, любящая мама, поэтому и почитается образ матери как вечный символ.


ОБРАЗ МАТЕРИ В СВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ

У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение « А v е, Maria » («Радуйся, Мария» – так начинается молитва.

А v е, Maria – лампадка тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

А v е, Maria – лампадка тиха,

Я прошептал все четыре стиха…

(1842)


ОБРАЗ МАТЕРИ В СВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ

  • Австрийский композитор
  • Ф. Шуберт написал арию
  • « А v е, Mari а».
  • А какая картина подходит к этой музыке ?
  • Картина итальянского художника Рафаэля («Сикстинская Мадонна»
  • Кто изображен на этой картине?


Леонардо да Винчи

  • Мадонна Литта
  • (около 1491 г.)


К.С. Петров-Водкин

1918 год в Петрограде


К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде»

  • К. Петрову-Водкину по-прежнему нелегко было с людьми, и отдушиной оставалась семья. После пятнадцати бездетных лет брака Мара, превратившаяся в очень полную, немолодую женщину, родила ему осенью 1922 года долгожданную дочь. Когда Кузьма Сергеевич впервые увидел крохотное существо с темно-синими сияющими глазками, крошечными пальчиками и чуть оттопыренными ушками, написал матери в Хвалынск: “Я был наполовину человек, не испытав этого”. Нянчить Леночку, кормить ее, гулять с ней пришлось именно отцу – Маре первые роды в 37 лет дались нелегко, и она почти не вставала с постели, требуя принести ей “малокровного”, то есть жидкого чая. Портреты дочери занимают особое место, в течение многих лет Петров-Водкин писал ее портреты и сцены в детской. 
  • В 1920 году по живым впечатлениям событий того времени Петров-Водкин пишет полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах. Это “1918 год в Петрограде”. Сюжет его, как и всех картин художника, очень прост: на переднем плане, на балконе – юная мать с младенцем. За ней – темная панорама революционного города, которая вносит мощный мотив тревоги. Но юная работница с обострившимися, как у мадонны, чертами бледного лица, не оглядывается назад – она вся полна сознания своего материнства и веры в свое предназначение. От нее исходит волна надежды и покоя. “1918 год” очень нравился тогдашним зрителям. Картину называли “Петроградской мадонной”, и действительно – это одно из самых обаятельных творений Петрова-Водкина, ставшего классикой советского искусства. 




Мордовские писатели

  • Куторкин А.Д.(А.Ёндол)
  • (1906-1991)

Кинякин С.В. 1937г.

Кинякин


Н. Спиркина Н.В. Кошелева


Песни о матери

  • «Сембодонга мазыняй» Н.Спиркина.
  • Кто написал слова?
  • «Сембодонга мазыняй»
  • С. В. Кинякин,
  • Кто сочинил музыку?
  • Н. В. Кошелева
  • А. Демкин«Шумбрат, авай»

«Ты на свете лучше всех». Музыка Н. Разуваевой,

слова М. Пляцковского


Ты на свете лучше всех Муз. Н. Разуваевой Слова М. Пляцковского

Я люблю твой звонкий смех, мама!

Ты на свете лучше всех, мама!

Двери в сказку отвори, мама!

Мне улыбку подари, мама!

Припев:

Если песню запоешь, мама.

То заслушается дождь, мама.

С добрым утром скажешь мне, мама.

Вспыхнет солнышко в окне, мама.

Смотрят звезды с высоты, мама!

Хорошо, что рядом ты, мама!

Улыбайся, песни пой, мама!

Буду я всегда с тобой, мама!


ОБОБЩЕНИЕ

  • Тема нашего урока?
  • Какие темы вечные?


Анализ урока

Попрощаемся словами

русского поэта С. Острового

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках –

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках!

Берегите матерей! Пусть их глаза всегда сияют!


kopilkaurokov.ru

Образ матери – вечная тема в искусстве


Отдел образования исполкома Саксаганского районного совета

Средняя общеобразовательная школа № 122

I-III ст.

Тема:

Урок-исследовние для 5 кл. с использованием ИКТ

Подготовила:

Учитель музыки высшей квалификационной категории

Новикова Валерия Георгиевна


Цель урока:

Формирование и развитие художественной культуры учеников, на основе ценностей отношения к матери средствами искусства

Задачи:

Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусств разных эпох, воспевающих образ матери.

Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие, творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать. Развивать монологическую речь.

Воспитывать у учеников чувство уважения и любви к матери.


Будущее нации – в руках матерей.

Оноре де Бальзак

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – мать!

М. Джалиль

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «женщина» – слово святое,

То трижды священная – «женщина-мать»!

Л. Рогожников


Искусство – творческая деятельность человека

Живопись

Кино

Виды искусств

Литература

Театр

Музыка

Хореография

Скульптура


Итальянский живописец, архитектор.

Эго имя в мировой истории искусств связано с представлением о возвышенной красоте и гармонии.

За свою недолгую жизнь создал множество картин. Сюжеты – разнообразные, но на протяжении всей жизни его привлекал образ Богоматери. Его творения пережили века, восхищая и просветляя души миллионов людей.


Сон рыцаря

Архангел Михаил

Преображение Господне


Рафаэля заслуженно именовали «мастером Мадонн»

«Я хочу написать Мадонну –простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства»


Пусть ей вечно солнце рукоплещет

Так она и будет жить в веках –

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

С. Островский

Она идет, хвале внимая, Благим покрытая смиреньем Как бы небесное виденье Собою на земле являя.

А. Фет


Торжественность

Безмятежность

Душевность

Нежность

Мечтательность

Красота

Взволнованность

Грусть

Любовь

Доброта

Умиротворенность

Возвышенность

Трепетность

Таинственность




Аве Мария – лампада тиха

В серце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сноведении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

А. Фет

videouroki.net

Образ матери в искусстве и творчестве художников


Образ матери в искусстве. Образ матери в живописи. Взгляды психоанализа на творческие процессы, лежащие в основе создания художественного произведения (Мелани Кляйн).


От хаоса к гармонии


Любой процесс творчества – это своего рода перевод некоторого объекта из хаотичного состояния к состоянию гармонии. Художником движет стремление к идеальному образу, рождаемому в его фантазийном мире. Все либидинозные желания, побуждения, внутренняя энергия направляются в едином порыве, концентрируясь в определенном фокусе видения художника. Таким образом, в искусстве творец биологическое поднимает до духовного.


Искусство предоставляет возможность изживать противоречия, страсти, не нашедшие себе выхода в обычной жизни. Поведение человека есть процесс уравновешивания организма со средой. Л.С.Выготский в своей работе «Психология искусства» писал:


«Чем проще и элементарнее наши отношения со средой, тем элементарнее протекает наше поведение. Чем сложнее и тоньше становится взаимодействие организма и среды, тем зигзагообразнее и запутаннее становятся процессы уравновешивания. Никогда нельзя допустить, чтобы это уравновешивание совершалось до конца гармонически и гладко, всегда будут известные колебания нашего баланса, всегда будет известный перевес на стороне среды или на стороне организма. Всегда есть такие возбуждения энергии, которые не могут найти себе выход в полезной работе.


Тогда возникает необходимость в том, чтобы время от времени разряжать не пошедшую в дело энергию, давать ей свободный выход, чтобы уравновешивать наш баланс с миром. Плюсы и минусы нашего баланса, эти разряды и траты не пошедшей в дело энергии и принадлежат к биологической функции искусства».


Настроение жизни


Для ребенка навыки уравновешивания со средой, а также способность органической адаптации к обстоятельствам в рамках реакции определенного типа формирует мать, именно поэтому материнский образ оказывает столь глубокое и сильное воздействие на формирование индивидуальности человека. Мать участвует в формировании образа мышления ребенка, обучает его первичному ментальному моделированию жизненных ситуаций и проблем с тем, чтобы научиться с ними справляться.


По мнению М.Кляйн, развитие ребенка зависит от динамики двух фундаментов его психики – зависти и благодарности. «Зависть – это чувство гнева, которое испытывает субъект, опасаясь, что кто-то другой воспользуется и насладится чем-то желанным для него самого».


Если образ матери вызывает чувство благополучия, то он идентифицируется как «хорошая мать» (хорошая грудь), в случае возникновения беспокойства и тревоги формирующийся комплекс реакций запечатлевается как «плохая мать» (плохая грудь). Ребенок начинает расщеплять мир с тем, чтобы отвергнуть ненавидимую им плохую грудь и сохранить хорошую грудь. Это расщепление М.Кляйн назвала шизоидно-параноидной позицией. Необходимо отметить, что это состояние является важным шагом в развитии младенца.


По мере развития ребенка, он начинает понимать, что хорошие и плохие части принадлежат одному и тому же лицу – его матери. С этого момента начинается переход к депрессивной позиции, на которой воссоздается целостный, интегрированный образ матери. Для этой позиции характерно ощущение вины и тревоги, связанной с виной. Выход из этого мучительного состояния, согласно М.Кляйн, в репарации, т.е. желании возместить ущерб, нанесенный образу матери в собственной фантазии ребенка. Стремление к репарации определяет чувство благодарности, лежащее в основе творческих актов. Зависть же является деструктором, блокирующим любые творческие проявления.


Чувство благодарности дает способность проявлять собственную щедрость, доброту, стремление к творчеству как акту отдачи самого себя.


С точки зрения психоанализа, первичная психика неуничтожима, и взрослый человек несет в себе и инфантильную часть собственной природы. Поэтому на протяжении жизни человек постоянно осуществляет это движение от шизоидно-параноидной к депрессивной позиции, характеризующиеся сменой состояния расщепленности, упадка и хаоса состоянием интегрированности и желанием возместить ущерб, т.е. творческой поисковой активностью. Эти переходы лежат в основе движений души художника, направляя его поиски и заставляя совершать выборы художественного объекта.


Источник творчества


Итак, в основе креативности и творческих актов лежат фантазии, продуцируемые чувством неудовлетворенности и боли. Посредством фантазии человек проигрывает недоступные в реальной жизни желания и потребности. И в этом смысле творчество предоставляет человеку возможность материализовать свои фантазии, высвобождая бессознательные влечения, это возможность пережить то состояние души, которое в символическом виде изображает художник. Это не является действительностью в полном смысле этого слова, но для художника – это возможность трансформировать свои аффективные переживания в оформленные и культурные образы.


Уже на самых ранних этапах развития младенец ищет символы с тем, чтобы освободиться от болезненного опыта и переживаний. Конфликты и преследования, переживаемые ребенком, связанные с первичным объектом (его матерью), способствуют поиску новых бесконфликтных форм отношений с заменой объектов. В роли этой замены и выступают символы.


Тревога и способ ее разрешения влияет на развитие индивида, и она способна стимулировать творческий процесс, побуждать к творческим достижениям. Сопутствующий разрешению тревоги процесс симоволообразования является основой процесса сублимации. Это развивает фантазию жизни. В создаваемом символическом пространстве человек способен выразить свою тревогу и агрессию.


Символизация в основе творческих процессов – от “сомы” к “психе”


Объект желания может быть заменен символом. Только то, что репрессировано, может стать символом, то, что травмировало человека, становится побудителем к творческому акту. И, таким образом, фантазии и мечты, проистекая из этого источника, становятся символическими образованиями и находят свое выражение в искусстве и интеллектуальных достижениях человека.


В основе искусства лежат бессознательные и вытесненные влечения и желания, конфликтующие с установленными моральными и культурными нормами. При помощи искусства можно достигать желаемого без нарушения установленных норм и правил, и поэтому искусство дает возможность разрешения внутреннего конфликта, удовлетворения запретного или недоступного в силу тех или иных причин желания.


Человеческое развитие – это переход из мира телесного удовлетворения в мир символов и символического удовлетворения. Таким образом, совершается постепенный переход из тела в символический мир зрелой психики. Символы являются неотъемлемыми от переживания частей тела, это способность, данная человеку от рождения.


Человек живет не в одном мире, но в двух – во внутреннем мире своей психики и во внешнем окружающем нас мире. Внутренние объекты человеком переживаются как конкретные, реальные, находящиеся внутри Эго. Они отличны от образов и репрезентаций, которые в нашем восприятии сохраняют в себе качество эфемерности, внутренние объекты ощущаются как то, что составляет субстанцию тела и души.


Основные процессы, регулирующие внешние и внутренние факторы жизни – интроекция и проекция. Эти механизмы уходят корнями в детство, но они продолжают свое регулирующее воздействие и во взрослой жизни человека. На ранних этапах развития младенца неприятные ощущения психически представлены как отношения с «плохим объектом». «Плохой объект» существует благодаря фантазии проецирования, а благодаря фантазии интроекции так называемый «хороший объект» становится внутренним фактором.


На этом этапе жизни фантазия связана исключительно с телесными ощущениями. На более поздних этапах фантазия все меньше становится связанной с телесными ощущениями, и способна перемещаться в пространстве. Делается шаг от идентификации к символообразованию, этот процесс позволяет либидо сместиться на другие объекты и виды деятельности инстинктов самосохранения, изначально не обладающих приносящим удовольствие тоном.


Драма сепарации в основе фантазий художника


Термин проекция впервые введен в психоанализ Фрейдом. В своих наблюдениях Мелани Кляйн развивает некоторые идеи Фрейда относительно этой формы защиты. Фрейд описывал, как идеи одного человека приписываются кому-то другому. Он считал, что первоначальные отношения психики с миром строятся по линиям проекции и интроекции: плохое проецируется вовне, хорошее присваивается психикой.


Согласно Фрейду, таким образом формируется ощущение реальности. Первым отношением к миру здесь является агрессивное отношение (выталкивание вовне).


Нововведением Мелани Кляйн является описание интерсубъективного компонента данного процесса. Изначально внешним миром для младенца является мать – ее тело и психика, поэтому она и становится адресатом проекций.


Мать кормит тело ребенка пищей, а душу нежной заботой, обеспечивая малышу психологический отдых, эмоциональный комфорт, мир и гармонию. Она является посредником между детским сознанием с его знакомым домашним мирком и беспокоящим внешним миром опасных вещей и незнакомых или враждебных людей. Материнское кормление, забота и ласка смягчают чувство страха, возникающее от изоляции сначала органической и физической, связанной с фактом рождения, позже психологической, связанной с необходимостью сепарации.


Происходит психологическое отделение от материнской души, сепарация, разрушение первичного мы, т.е. чувства отождествления матери и ребенка. И это психическое отделение становится самым важным кризисом на психологическом уровне. Именно эта драма, запечатленная в глубинных слоях памяти и психического опыта, проигрывается в бесчисленных вариациях в творчестве художников.


Ребенок живет в атмосфере, которую родители создают через взаимоотношения друг с другом. Образ отца для ребенка менее глубок. Его индивидуальность испытывает формирующее влияние характеристик и качеств сложившегося у него образа матери. Сознание ребенка растет посредством ассимиляции живых примеров из окружения, посредством имитации.


Британский психоаналитик У.Бион ввел термин «мечтающая мать» – это мать, которая способна воспринять тяжелые переживания младенца, его страх смерти, переработать их и дать ему успокоение.


Мать – ее тело и психика, является изначальной первореальностью, которая является адресатом всех первичных проекций ребенка. Все отщепленные части самости ребенок проецирует в образ матери. Она является первым объектом для осуществления механизма проективной идентификации – самого раннего защитного механизма психики младенца. Потому этот образ и содержит в себе так много для бессознательного, для активизации, как фантазийной деятельности, так и самого процесса мышления человека.


Осознание, что любовь и ненависть направлены на один и тот же объект – мать и ее тело, приводит к формированию депрессивной позиции и переживанию характерной для нее тревоге и чувству вины. Творец пытается возместить ущерб разрушительных фантазий, направленных на мать, преобразовывая свои фантазии, опыт и желания в новые системы символов, т.к. символизация является основой всех фантазий и сублимаций, а также лежит в основе отношений с внешним миром и действительностью. Подавленные желания художник выражает в символической форме, объект его желания заменяется символом.


Отказ от инфантильного всемогущества и депрессивная позиция


Итак, шаги в движении к распознаванию отдельного существования символов: отказ от всемогущих форм идентификации, которые отрицают отдельность; последующая скорбь об исчезнувших объектах, результатом чего должна стать переносимость их репрезентаций; растущее понимание внутренней реальности и внешней реальности и действительной идентичности объектов.


При достижении депрессивной позиции внутренний мир радикально трансформируется во внутренний мир символов, а также вербального мышления и отношений.


Мать предоставляет ребенку свой разум и свою психику в качестве аппарата для обдумывания мыслей, ребенок, обучаясь от матери, постепенно интериоризирует функции контейнера, изначально которые выполняла для него мать (альфа-функция по Биону). Так формируется аппарат мышления ребенка, который становится контейнером для его переживаний, фантазий, проекций.


Творчество представляет собой взаимодействие психических сил, где либидинозные влечения начинают преобладать над деструктивными. Противопоставление двух планов, противоборство, о котором писал Л.С.Выготский, рождает в человеке аффективное противоречие, которое побуждает его к тому, чтобы найти разрешение этому противоречию. Художник, движимый противоборством изнутри, осуществляет процесс экстернализации фантазийной деятельности, ищет символы, способные разрешить этот конфликт.


В этом процессе бессознательная фантазия представляет собой развертывание инстинктивных импульсов в психическом поле, а также попытки преодолеть конфликты и боль. В основе желания художника лежит бессознательное стремление к созданию более благоприятного психического мира, им осуществляется поиск новых объектов, способных символически заместить отсутствующие.


Достижение депрессивной позиции и способность развивать язык символов является определяющей для успешного действия, язык символов используется как прелюдия к действию.


Искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точках нашего пути мы обращаемся к искусству, это позволяет понять, почему искусство раскрывается именно как творческий акт. Творческий акт преодоления сложного и мучительного чувства, его разрешения, победы над ним позволяет состояться искусству. В противном случае у творца ничего не выходит.


Образ матери в живописи


Если мы обратимся к произведениям конкретных художников, то сможем увидеть, насколько их творчество пронизано идеей поиска идеального женского образа. Возьмем ли мы средневековую живопись, живопись Возрождения, классицизм, более поздние направления, – образ женщины является ведущим для художника. Художник совершает внутренние превращения в этой творческой игре.


Излюбленный художниками образ Мадонны – это образ матери. Художник воссоздает образ матери на полотне, это попытка воссоединения с матерью, попытка проникнуть в потаенную глубину, переосмыслить непонятое и не осознанное в далеком детстве.


Глубокое чувство оставленности и заточения, свойственное параноидно-шизоидной позиции, заставляет искать утраченные объекты во внешнем мире, благодаря чему преодолевается ущербность, свойственная этой фазе. Образ Мадонны позволяет художнику интегрировать расщепленное Эго, и посредством образования символов художник решает эту сложную задачу.


Богини, женские мифологические и полумистические образы каждый художник живописует по-своему, иначе. Несмотря на каноническую подоплеку сюжетов и образов, в каждом произведении воображение художника вступает в силу, заполняя живописное пространство и формируя художественный образ в соответствии с внутренними движениями души, пережитым опытом и результатами собственных переосмыслений.


Один из канонических образов – Венера, идеал женской красоты и гармонии. Художник никогда не устанет искать этот идеал, воплощая его на своих полотнах. Спящая Венера, Венера перед зеркалом, Венера в окружении нимф и аллегорических образов – мы видим, что образ идеальной женщины трактуется каждым художником индивидуально.


У некоторых художников на полотно проникает мотив женского коварства, когда через образ женщины передается ощущение тревоги и предчувствия трагедии. Порой эти образы могут быть негативными и темными, омраченными страхом, чувством обиды или непонимания.


Отделение от матери выдвигает проблемы адаптации к физической и психической среде. Поставленный перед этими проблемами, ребенок смотрит на мать (или на того, кто занимает ее место) как на образец. Если образец оказывается неудовлетворительным или если он окружен страшными тенями, образ матери становится темным, что впоследствии может перерабатываться через соответствующую художественную символику.


Во всех этих многочисленных образах, вариациях женской ипостаси отражены отголоски детских переживаний, идеализаций или мистификаций образа матери, драматические переживания первичных объектных отношений. Кистью художника движет желание искать новые символы, способные преобразовать те психические содержания, во власти которых он находится, это отклик на странные и необъяснимые для ребенка перемены в настроении и отношении матери, происходящим по неизвестным для него обстоятельствам.

golenevalada.ru

“Образ матери в искусстве”

скачать
Разработка воспитателя Шуганского ДОУ “Зёрнышко” Шадриной Натальи Петровны

“Образ матери в искусстве”

Интегрированное занятие в старшей и подготовительной к школе группах, посвященные дню Матери.

Основной акцент делаю на развитие эмоционально нравственные качества детей, чувства любви к матери через искусство, через художественные слова, музыку, живопись. Присутствие родителей на занятии позволяет им оказаться “внутри” педагогического процесса, быть не только наблюдателями, а соучастниками этого занятия, а детям даёт возможность почувствовать свою значимость, способствует повышению мотивации обучения.

Предварительная работа. Дети разучивают стихи, пословицы, поговорки о маме.

Музыкальный руководитель разучивает народную музыку. Колыбельную песню и песню “Для мамы”. Оформляют фотовыставку “Мама в доме, что солнышко на небе», выставку рисунков “Лучше всех на свете мамочка моя”. Подготовить репродукцию картин “Мадонна Лита”, “Родина-Мать зовёт”.

Воспитатель: Сегодня я хочу поговорить с вами на очень важную для каждого из нас тему.

“Мама, любовь мамы к ребёнку, любовь ребёнка к матери”, а также познакомить с тем как изображают женщин матерей художники, как воспевают поэты, композиторы. Я хочу побеседовать с вами об этом ещё потому, что мне хочется, чтобы вы ещё внимательнее и бережнее относились к своим мамам, чтобы вы их больше любили. И чтобы мальчики поняли, что девочки когда-то тоже станут мамами и их уже сейчас надо беречь, уважать, понимать.

Я буду показывать вам репродукции картин, посвящённых теме нашего занятия. (Показ картины).

Перед вами “Мадонна Лита”. Итальянского Леонарда да Винчи.

Вглядитесь в лицо матери.

-Какое оно? (доброе, ласковое, нежное)

-О чём сейчас она думает? (О малыше, каким он станет, когда вырастит)

-Что выражает взгляд этой женщины? (Счастливой матери)

Во время кормления мысли заботливой мамы должны быть добрыми, и тогда доброта мамы передается малышу – не только с нежном взглядом, но и с маминым молоком.

Обратите внимание на руки женщины.


  • Как они держат малыша? (ласково, нежно)

  • Можно сказать, что младенец и его мама счастливы? Да

А когда малыш спать захочет, как мама его успокоит, уложит? (споёт ему песенку, колыбельную).

Правильно, мамина колыбельная полна любви, заботы о своем дитя и поётся нежно ласково.

Дети напевают колыбельную.

Баю-баюшки,

Прибежали заюшки,

Зайки сели на кровать

Стали детку качать.

Люлю, люлю, люлюшки,

Стали гули ворковать

Стали детку качать.

Уважаемые мамы, спойте нам пожалуйста свою колыбельную. (Заранее подготовленная мама, исполняет свою колыбельную.)

Настоящая мама никогда ни бросит свое дитя, она ради него готова на все, она даже жизнь свою отдаст за него. Прекрасные слова написала С.Колесова и прочитают их мамы своим детям.

“Без тебя мне не жить, сынок мой”

Мой родной, моя кровь, мой ангел.

Я тебя никогда не брошу

Потому, что я твоя мама.

Если радость, успех, удача

Твой верные спутники будут

Я с тобой разделю твою радость

И с тобою я рядом буду.

Если в жизни беда нагрянет

С тобой разделю твою радость

И с тобою я рядом буду.

Если в жизни беда нагрянет

С тобой в месте я плакать стану

Я тебя никогда не брошу,

Потому, что я – твоя мама!

Вы, девочки, тоже станете мамами. Вы, мальчики станете папами, будете защитниками своих детей. Дети, запомните мои слова на всю жизнь.

Никогда не бросайте своих детей!

Дима и Даша исполняют “Песню Мамонтенка”

Воспитатель. Нашу Родину, землю русскую, мы тоже зовем матерью.

Мать – Россия моя,

С чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь

Без тебя мне не жить.

Да, земля нас кормит своим хлебом, поит нас родниковой водой, согревает своим дыханием и лучами солнца. Значит она для всех нас – Мать.

Когда земля спокойна, она дарит нам голос птиц, журчанье ручья. Но когда на Родину нападают враги, она просит нас о помощи. В годы ВОВ везде висел вот такой плакат. “Родина – мать зовет!” призывая встать на защиту нашей земли.

Ваши прадеды воевали за Родину, и многие погибли, отдавая свою жизнь за нас с вами, за ваше счастливое детство.

И вы, дети, уже защищаете Родину своим хорошим поведением, добрым отношением к людям, прежде всего к маме.

II – часть занятия: Воспитатель раздает нарисованные портреты мам.

Дети составляют рассказ о своей маме.

Воспитатель. Какие они у нас красивые, милые, добрые, ласковые. Но порой мы не слушаемся их, грубим, капризничаем, обижаем. Я прошу Вас: закроите глаза, прижмите ручками к сердцу и попросим у прощения.

“Милая, дорогая мама, прошу у тебя прощения за все причиненные много обиды”.

А часы, напоминая биение любящего маминого сердца, отмерят минуту покаяния.

В заключение дети и мамы рассказывают стих “Стих для мамы.” и поют песню “Мать и дети”.

Стихи для мамы.

Мама, очень – очень я тебя люблю

Так люблю, что ночью в темноте не сплю

Вглядываюсь в тень,

Зорьку тороплю,

Я тебя все время, мамочка люблю

Вот и зорька светит, вот уже рассвет

Никого на свете лучше мамы нет!

Мне мама приносит игрушки, конфеты

Но маму люблю.

Я совсем не за это.

Веселые песни она напевает

Нам скучно вдвоем никогда не бывает.

Я ей открываю свои все секреты

Но маму люблю я совсем не за это

Люблю свою маму, скажу я вам прямо.

Ну просто зато, что она моя мама.

Много мам на белом свете

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна.

Всех дороже мне она.

Кто она? отвечу я

Это мамочка моя.

Я маму крепко поцелую

Обниму ее родную

Очень я люблю ее!

Мама – солнышко мое!

В городах в любом селе

Всюду на земле

Мам сегодня поздравляют

Им хорошего желают

Молодым и пожилым

Даже бабушкам седым.

Чья – то мама кормит нас

Чья – то мама шьет для нас.

Мамы в школе обучают

Мамы строят города

Наших мам уже и в космос

Отправляют иногда.

Вот какие мамы!

Мы всегда гордимся ими

Умными спокойными

Будем их достойны мы!

Песню “Вальс для мамы”.

1. Нет никого моей мамы дороже

Нет никого справедливей и строже.

Нет никого моей мамы добрей,

Ласковой мамочки милой моей.

2. Как я люблю ее теплые руки,

Тихого голоса нежные звуки –

С мамой и солнце нам светит сильнее

Холодно в мире без мамы моей.

3. Кто пожалеет и кто обогреет,

Ночи не спит когда мы заболеем.

Нет никого в целом свете родней

Мамы единственной милой моей.

(Н. Пленкова)

Мать и дети.

Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно там голубит,

Не смыкая ночью глаз,

Все заботиться о нас?

– Мама дорогая!

Колыбель кто вам качает,

кто вас песней забавляй

Или сказку говорит,

Кто игрушки нам дарят?

– Мама золотая!

Если, дети, вы ленивы,

Не послушны, шаловливы,

Как бывает иногда,

Кто же слезы льет тогда?

– Все она – родная!

скачать

nenuda.ru

Образ матери в изобразительном искусстве — «Матери Отчизны»

Раньше всех открыл красоту лиц сельских женщин и создал поэтический идеал красоты русской матери известный русский художник А.Г. Венецианов. Ему были близки и понятны человечность, нравственность и спокойная красота человека, особенно русской женщины-труженицы. И он создает полотна, где запечатлены образы крестьянок, которые

С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили…

 

Картина «На жатве. Лето» вместила в себя и бездонное небо, и ширь земли русской, и глубокие человеческие чувства. Это полотно написано на извечную тему, которая прошла через всю историю искусства. К ней столетиями обращались сотни художников разных веков, стран, художественных направлений. Эта сцена – мать кормит грудью ребенка – всегда выражала животворную силу материнства.  На минуту оставила свой серп молодая мать, чтобы покормить принесенного старшими детьми грудного ребенка. Ну как тут не вспомнить стихотворение Некрасова.

 

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Молодая, стройная красавица-крестьянка в длинном сарафане, белой рубахе и русском национальном головном уборе легко и плавно ступает по вспаханному полю, ведя двух запряженных в борону коней. Венецианов рисует «тип русской славянки», позже воспетой Некрасовым.

 

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…

 

Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала XX века – К. Петрова-Водкина. Картина «Мать» представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок, среди которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих. Это – гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей – раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это – возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.

Тему материнства воспел художник Б.М. Кустодиев в своих лирических картинах «Утро», «Сирень», «На террасе». Картины пронизаны светом и воздухом и воспринимаются как гимн материнству и простым человеческим радостям. Материал для своих произведений он черпал из воспоминаний детства и воссоздавал с любовью характерные материнские образы.

Женские портреты художника О. Кипренского занимают достойное место в творчестве, отражая его понимание идеала материнской красоты. На картине «Мать с ребенком» показано привлекательно доброе, отзывчивое лицо матери и взгляд ее теплых глаз.

Самым сильным воплощением в развитии искусства выдающегося советского художника Александра Дейнеки стала картина «Мать». Спокойная, уверенная в себе молодая женщина с гордой осанкой – таким предстает образ матери. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Ребенок, заснувший у нее на руках, мягко клонит к материнскому плечу отяжелевшую головку. Весь облик женщины исполнен счастья и веры в бу­дущее. Полотно, выполненное в сдержанных, теплых тонах, напоминает настенную фресковую живопись. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

В образе, созданном А. Дейнекой, нерасторжимо сли­лись доброта и твердость характера, лиризм и мужество. Художник сумел воплотить не только непреходящее оба­яние материнства, но и духовную красоту советской женщины, сознающей свое человеческое достоинство.

В своих произведениях создает полнокровный образ женщины-матери, труженицы, созидательницы и берегини Юрий Петрович Кугай – представитель династической семьи талантливых художников. Особенно известна картина «В субботу» (1964 г.). Во многих российских семьях суббота традиционно считается днем уборки дома, стирки и банного купанья. На картине блестят чистотой выскобленные полы и скамейки, свежевыстиранные половики и занавеска на печи. А сами женщины только вернулись из бани. Молодая мама, которая является композиционным и идейным центром, расчесывает волосы. Ее младшая сестра несет самовар. Маленькая девочка, пьет из кружки молоко, а пожилая женщина заплетает косичку внучке. В другой работе Ю. Кугача «В семье» композиция составлена как бы в форме треугольника, вершинами которого являются три женщины разного возраста: юная, молодая и самой высокой точкой композиции является мудрая, полная достоинства пожилая женщина. В центре картины маленькая девочка, делает первые шаги, боясь потерять равновесие, протягивает руки к матери (второе название картины «Первые шаги»). Та в любой момент готова подхватить ребенка. В работе показаны четыре поколения, зримо воплощающие четыре важных этапа в жизни женщины: детство, юность, зрелость и старость. Связующим звеном является именно семья, которая позволяет радоваться каждому проявлению жизни, первым шагам маленького человечка, и которая поведет этого малыша по жизни, научит его добру, культуре поведения, пониманию и трудолюбию. Женские образы картин этого автора включают в себя извечные представления человечества о животворности материнского начала, источника всего сущего, символа жизни, тепла и любви.  

matery.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о