Обучение грамоте 1 класс буква с – Обучение грамоте 1 класс Буква С

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с'], буква С, с. 1-й класс

- Сегодня на уроке я предлагаю сыграть С вами в игру. Она называется “ Солнечные зайчики”.

Цель игры: Собрать фразу.

Правила игры:

-Я предлагаю Вам задания, если вы его выполняете правильно - получаете солнечного зайчика с буквой, с помощью которой соберёте фразу. Собираете фразу - выигрываете в игре.

- Согласны?

Задание № 1 “Доскажи словечко”.

И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ........ (Совы)

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок,
Музыканта звать...... (сверчок).

То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк
Угадай, как он зовётся
Золотистый..... (светлячок).

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромный он.
Ты узнал, кто это? .......(слон)

-Молодцы . Достаньте из мешочка солнечного зайчика.

Задание № 2

- Посоветуйтесь в паре и ответьте на вопрос:

- Что общего в словах отгадках?

- Как Вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Молодцы. Достаньте из мешочка солнечного зайчика.

 

 

 

 

 

 

 

Согласны.

 

 

Договаривают последнее слово в стихотворении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из учащихся класса достаёт из мешка солнечного зайчика (фигурка зайчика жёлтого цвета, на животе которого написана буква)

Все слова начинаются со звука [с].

Звуки [с], [с], буква С. Будем читать слова с этими звуками, учиться писать строчную и заглавную букву С.

Один из учащихся класса достаёт из мешка солнечного зайчика (фигурка зайчика жёлтого цвета, на животе которого написана буква)

Приложение 1 Слайд №1

Регулятивные УУД:

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные УУД

- Формируем умение выделять звук в слове.

- Формируем умение находить слова с заданным звуком.

- Формируем умение различать звуки и буквы.

Коммуникативные УУД:

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Формируем умение работать в паре.

- Мудрая Сова приготовила вам сюрприз- фильм.

Задание № 3

- Внимательно его слушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками[ c] и [ c].

- Молодцы. Достаньте из мешочка солнечного зайчика.

- Откройте Буквари на стр.60.

Задание № 4

- Посмотрите на звуковичка.

- Посоветуйтесь в паре и расскажите мне всё, что можете о нём рассказать.

- Раскрасьте башмачки, нарисуйте шляпу.

- Молодцы. Достаньте из мешочка солнечного зайчика.

Физкультминутка.

- Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки - вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладём
И вразвалочку идём.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.

- На что похода буква С?

- Откройте прописи на стр.0-1

Задание № 5

- Посмотрите на ленту рисунков. В них спрятались элементы буквы С.

- Посоветуйтесь в паре, и ответьте где они спрятались?

- Обведите синей шариковой ручкой по серым линиям.

- Раскрасьте рисунок, название которого начинается на звук [c].

Молодцы. Достаньте из мешочка солнечного зайчика.

Задание № 6

- Сравните печатную и письменную буквы С

- Давайте обведём в синей рамке буквы Сс

(показ на доске и в воздухе)

- Пропишите 1-ю строчку .

- Пропишите вторую сточку буквы с и прямые наклонные линии.

Молодцы. Достаньте из мешочка солнечного зайчика.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять
Запер домик на замочек
И пошёл в универмаг
Покупать себе:
Платочек, лампу, зонтик и гамак.

Кто автор этого стихотворения?(Даниил Хармс)

Задание № 6

Зарядка для языка.

Чистоговорка

Молодцы. Достаньте солнечного зайчика.

Слайд№2

Перечисляют запомнившиеся слова из фильма.

Один из учащихся класса достаёт из мешка солнечного зайчика (фигурка зайчика жёлтого цвета, на животе которого написана буква)

Обсуждают в паре. При готовом ответе пара “домиком” поднимает руки. Отвечает один из пары, другие пары дополняют.

Звуковичок буквы С

Согласный ( нельзя пропеть, преграда, напряжение голосовых мышц) глухой( только с помощью шума). На голове рисуют чёрную шляпу.

Один ботиночек синий – твёрдый согл., другой зелёный – мягкий согл.

Имитируют движения животных.

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают свои предположения.

Слайд № 3

Находят элементы буквы С, советуются в паре, один из пары отвечает, обводят элементы по серым линиям.

 

 

 

Раскрашивают слона.

Один из учащихся класса достаёт из мешка солнечного зайчика (фигурка зайчика жёлтого цвета, на животе которого написана буква)

Сравнивают печатную и письменную буквы С.

Обводят буквы С в синей рамке.

Слайд № 4

Слайд №5,6

Прописывают две строчки с буквами С.

Один из учащихся класса достаёт из мешка солнечного зайчика (фигурка зайчика жёлтого цвета, на животе которого написана буква)

Имитируют движения, загибают пальцы.

Читают чистоговорку.

Слайд № 7

Один из учащихся класса достаёт из мешка солнечного зайчика (фигурка зайчика жёлтого цвета, на животе которого написана буква)

Регулятивные УУД:

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

Формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

ПредметныеУУД:

- Формируем умение выделять звук в слове.

- Формируем умение находить слова с заданным звуком.

- Формируем умение различать звуки и буквы.

- Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.

- Формируем умение писать слова.

Задание № 7

- Прочитайте все слоги на 0 стр. прописи.

- Пропишите слоги до середины строки, договаривая слог до слова.

- Обратимся к букварю. На стр. 60 прочитайте про себя первый столбик слов.

- Прочитайте вслух самое короткое слово.

- Что это означает? (обращаемся к словарю)

- Прочитайте самое длинное слово.

- Как назвали усы? (ласково)

- Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть. Это корень слова. Общая часть слов родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем однокоренными.

Мы постепенно с Вами запомним это название.

-Прочитайте внизу третий столбик слов про себя.

- Какая общая часть у этих слов?

Задание № 8

Выполните звуко-буквенный анализ слова

Кустик

Молодцы. Достаньте из мешочка солнечного зайчика.

Ребята давайте посмотрим, какая фраза у вас получилась

1 Б Умница!

Читают слоги, прописывают их одновременно договаривая слог до слова.

 

 

 

 

 

Читают сначала про себя, затем вслух столбики слов.

Отвечают про источники информации, где можно уточнить

Толкование слов.Слайд №8

Получают пропедевтические знания.

Выполняют звуко-буквенный анализ слова Кустик

В этом слове два слога, так как два гласных звука.

Первый слог ударный.

Звук [к]-согл., глухой, тв.,

Звук [у]-гл., ударный;

Звук[с]-согл., глухой., тв.,

Звук[т]-согл., глухой, мягкий.

Звук[и]-гл., безуд.,

Звук[к]-согл., глухой, тв.

Один из учащихся класса достаёт из мешка солнечного зайчика (фигурка зайчика жёлтого цвета, на животе которого написана буква)

Собирают фразу 1 Б УМНИЦА!Слайд № 9

Предметные УУД:

- Формируем умение выделять звук в слове.

- Формируем умение находить слова с заданным звуком.

- Формируем умение различать звуки и буквы.

- Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.

- Формируем умение писать слова.

4. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Формируем умение работать в паре.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Обучение грамоте. Звуки с, с . Буквы С с (1 класс)

Краткосрочное планирование урока обучения грамоте.

Сквозная тема: Моя семья

Тема урока: Звуки с, с ́. Буквы С с

УРОК: обучение грамоте

Школа:

Дата:

Имя учителя:

Класс: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которым посвящается урок

  • Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).

  1. Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение).

1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком.

1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме.

Развитие

навыков:

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.

2.1 Использование видов чтения.

3.8 Соблюдение каллиграфических и графических норм.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [с], [с']. Писать слоги и слова со строчной буквой с. Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Большинство учащихся смогут:

Читать слова, предложения и короткие тексты.

Слушать и уважать мнения собеседников и правильно передавать свою мысль. Списывать с печатного шрифта.

Некоторые учащиеся смогут:

Читать предложения и тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Записывать слоги, слова с изученными буквами, используя прием комментирования.

Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, музыка, математика

Материал прошедших уроков

Слово, слоги, ударение, схема предложения, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки. Буквы: Аа, Уу, Ии, Оо, ы, Мм, Тт, Нн, Лл.

План

Временное планирование

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

0-2 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса - с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Все с друзьями пополам поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо! (Ю. Энтин)

Ребят, работая дружно, вы сможете узнать на уроке много интересного.

Слайд.

2-7 мин

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

- Дети, нараспев произнесите звуки, которые на доске обозначены буквами: А, О, Ы И, У, С.

  • Как получаются звуки? (Воздух проходит через горло, нос, рот, участвуют зубы, губы, язык.)

- Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? (Разные звуки получаются в зависимости от артикуляции, от того, в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко раскрывают рот)

  • Почему их так назвали? (Они голосовые, голос льется свободно, легко, плавно, их можно петь.)

  • А есть другие звуки, не такие напевные? (Да, это такие звуки, которые наталкиваются на какую-то преграду: зубы, губы, язык)

  • Какими получаются эти звуки? (Короткими, петь их трудно)

  • Как мы их назвали? (Согласными)

  • Почему их так назвали? (Потому что они любят быть вместе с гласными. Когда они одни, без гласных, - они слабые, короткие. Поэтому они любят, когда за ними стоят гласные. Тогда они чувствуют себя сильными, уверенными, звучат громко, отчетливо. Вот мы и называем их согласными, то есть такие, которые хотят быть вместе с гласными.)

  • Ребята послушайте стихотворение

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

- Какой звук повторяется чаще всего? (с).

- Сформулируйте тему нашего урока. (звуки с, с ́. Буквы С с).

Слайд.

Слайд.

7-11мин

Работа над новой темой. Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на странице 6 упражнение 2. Назовите предметы (сом, осина). Какие звуки пропущены в схемах? (с). Какой буквой их можно записать? (с).

Охарактеризуйте звук с в слове сом.(звук с – согласный глухой звук, твердый)

Охарактеризуйте звук с в слове осина (звук с – согласный глухой звук, мягкий).

- Ребята, какой можно сделать вывод? (что буква с может обозначать звуки [с] - твердый согласный звук, [с1] - мягкий согласный звук. Звуки [с], [с1] - глухие согласные звуки).

Ребята, посмотрите на условные обозначения твердый согласный - синей карточкой, мягкий согласный - зеленой карточкой. Глухой согласный звук обозначается перечеркнутым звонок.

Развитие связанной речи.

- Как зовут твоего друга?

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- Приходите ли вы друг другу на помощь?

Учебник

Иллюстрации

11-16мин

Сейчас я вам предлагаю выполнить слого-звуковой анализ слова сани.

Ребята, давайте произнесем слово так, чтобы было слышно первый звук. Какой это звук? (с)

- А какой он гласный или согласный? (согл.).

- Мягкий или твердый? (тв.)

- Какой карточкой мы его обозначим? (син.)

Давайте произнесем слово так, чтобы было слышно второй звук. Какой это звук? (а).

- А какой он гласный или согласный? (гл.)

- Ударный или безударный? (уд.)

- Какой карточкой мы его обозначим? (кр).

Давайте произнесем слово так, чтобы было слышно следующий звук. Какой это звук? (н).

- А какой он гласный или согласный? (согл).

- Твердый или мягкий? (мяг).

- Какой карточкой мы его обозначим? (зел).

Давайте произнесем слово так, чтобы было слышно последний звук. Какой это звук? (и).

- А какой это звук гласный или согласный? (гл.)

- Ударный или безударный? (безуд.)

- Какой карточкой мы его обозначим? (кр.)

А теперь давайте поставим ударение в этом слове. Позовем это слово. На какой звук падает ударение? (на звук а).

Разделим это слово на слоги с помощью хлопков. Сколько хлопков у нас получилось? (2). А кто знает как еще

узнать сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов). А сколько в этом слове гласных? (2). Какие? (а, и).

- Ребята, какой буквой у нас обозначается звук с в слове сани? (звук с обозначается буквой с).

- А что мы еще знаем об этом звуке? (что звук с бывает твердым и мягким, он глухой).

Давайте с вами покажем букву с: с помощью указательного и большого пальца левой руки. (образовался полуовал). – На что похожа наша буква? (на месяц, подкову, дольку арбуза, лимона).

Слайд.

Слайд.

16-17 мин

Читаем все вместе хором с доски.

Прочитаем прямые и обратные слоги с изучаемой буквой.

са - ас

су - ус

си - ис

со - ос,

сы - ыс

20-24 мин

Динамическая пауза.

- Ребята, повторяем за мной в сопровождении демонстрации.

Видео

24-27 мин

Пальчиковая гимнастика.

Повторяем за мной.

1 раз показываю я. Потом вместе.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями

27-32 мин

Работа в прописи.

Достаньте все свои прописи, открыли их. Положите под углом. Сядьте правильно. Спинки ровно. Ноги на полу.

- Ребята, из каких элементов состоит строчная буква с ?

Пропишем букву с в воздухе под счет. Смотрим, потом выполняем вместе.

Написание строчной буквы с.

Начинаем писать чуть ниже линии рабочей строки, справа налево прописываем полуовальную линию коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем линию вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

- Ребята, а в чем отличие печатной буквы с от строчной?

32-35 мин

Работа по индивидуальным карточкам.

Задание: Обведи картинки в которых звук с – мягкий.

35-37 мин

Итог урока

- Итак ребята, что нового вы сегодня узнали? (звуки с, с ́ и буквы С с).

- Чему научились? (обозначать звук буквой, делать звуковой анализ).

А кто знает как будет семья на английском и казахском языках? (семья – family – отбасы).

Запомните ребята эти слова.

Ребята дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Дружба начинается с симпатии, с улыбки. Под песню «Улыбка» (поэт М. Пляцковский, композитор В. Шаинский) оцените свою работу на уроке.

Слайд.

Аудиозапись

37-40 мин

Рефлексия

У вас на парте лежит 3 смайлика.

Поднимите зеленый смайлик, если у вас получилось и вы довольны уроком.

Поднимите желтый смайлик, если у вас почти все получилось, но вы делали ошибки.

Поднимите красный смайлик, если у вас было много ошибок и вам нужна помощь.

Слайд.

3 смайлика (зеленый, желтый, красный).

infourok.ru

Презентация "Буква С" Обучение грамоте 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Буква С" Обучение грамоте 1 класс»

Буква С

Учитель начальных классов Т.П.Савчук

Буква

Буква С - девятнадцатая буква русского алфавита. Буква С обозначает согласный глухой звук:

твёрдый [С] и мягкий [С'].

Стихи про букву С

Букву С нам надо знать, Чтобы слово прочитать, Смех, смекалка, самолёт, Буква С зовёт в полёт.

Полумесяц в небе тёмном Буквой С повис над домом.

Слон стоит такой большой, Он качает головой, Букву С он дарит нам, Та же О, но пополам.

Загадки на букву С

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

Не птица, а летает,

Не грузовик, а с кабиной,

Не летучая мышь, а с крыльями .

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Скороговорки с буквой С

Сетчатый сачок зацепился за сучок .

Я несу СУП-СУП! А кому? ПСУ-ПСУ!

В

Ё

С

!

!

!

multiurok.ru

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему Звуки [с],[с'] Буквы С, с.

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему Звуки [с],[с'] Буквы С, с.

Урок для ученика, обучающегося на дому

1 класс, УМК «Школа России»

Тема: Звуки [с],[c'] Буквы С, с.

Цели:

Образовательная:

Познакомить ребенка с новым звуком [с] [с’], буквой С с.

 Развивающая:

развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;

развивать речь учащегося с опорой на имеющиеся у нее опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

 Воспитательная:

воспитывать интерес к чтению;

привитие навыков культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

- К нам сегодня на урок прилетела Совушка – умная головушка. А почему она прилетела, об этом ты узнаешь позже. Она принесла много интересных заданий и будет внимательно наблюдать за тем, как ты работаешь на уроке и чему научилась.

2. Повторение.

РАЗМИНКА

Разминка – «да» — «нет». (Если «да», то ребенок хлопает в ладоши).

- В алфавите 33 буквы. (да)

- Сколько гласных в слове, столько и слогов (да)

- Чтение – вот лучшее учение! (да)

- В слове совушка 2 слога. (нет)

- Существует 2 времени года. (нет)

- За осенью идёт зима (да)

- Ж и Ш – всегда твёрдые звуки (да!)

- В словах ударение падает на согласный звук (Нет)

- В слове дом 2 слога (нет)

- ча/ща пиши с буквой А (да)

- Спорт – укрепляет здоровье (да)

- Молодец! Совушке понравилось, как ты отвечала.

3.Постановка учебной задачи.

Смотрит ежик в небеса: 
Это что за чудеса? 
В небе ежики летают, 
А возьмешь в ладошки - тают. 
Ежики-ежинки 
Белые снежинки.

-Какой звук мы слышим в слове снежинки? (Звук [ c].)

-В какое время года бывают снежинки? (Зимой.)

-Назови зимние слова, начинающиеся со звука [c].(Снег, санки, снеговик.)

-Произнеси слово снег.

-Какой звук [c]:гласный или согласный? Почему ты так думаешь? (Согласный, звук не поётся. Выдыхаемый воздух встречает на своём пути препятствия. Глухой, при его произнесении в ушах не слышен звон).

-Охарактеризуй звук [c] в слове снег.(Согласный, глухой, твёрдый.)

-Произнесем вслух, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, сформулируем задачу урока.(Познакомимся со звуком [c] и буквой, которая его обозначает,будем учиться отличать слова с новой буквой.)

- Вот почему к нам прилетела Совушка! (Совушка – мы слышим звук «с»).

4.Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Съел Слава сало, да сала было мало. (Произносить скороговорку и сжимать обеими руками массажный мяч на каждый ударный слог.)

5.Усвоение новых знаний и способов действий. Работа букварем

а) Знакомство с буквой С.

-Рассмотри рисунок. Какие предметы на букву С изображены? (Снег.)

-Какой звук слышим в начале слова? (Звук [c].)

(На доске выполнить схему слова «СНЕГ»).

-Какой буквой обозначается звук [c]? (Буквой С.)

-Рассмотри букву С. Найди её на алфавитной ленте.

- На что похожа буква С? (Высказывает свои предположения.)

В небе таял лунный серп,

Серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес

Нам светила буква С.

-Назовите первый звук в слове серп.(Звук [c'].)

(На доске выполнить схему слова «СЕРП»).

-Какие звуки даёт буква С? (Буква С даёт 2 звука: глухой твёрдый согласный [c] и глухой мягкий согласный [c'] )

б) Чтение по букварю.

Работа в Букваре ( с.60)

-Чтение слогов с буквой с.

са со су сы си

- Чтение слов. ( Введение понятия родственных слов, работа над лексическим значением данных слов, звуко-буквенный анализ слов.

- Чтение чистоговорок:

Са-са-са – в лесу бегает лиса

Со-со-со — у Вовы колесо

Су-су-су — было холодно в лесу

-Рассмотри две картинки. Почему девочек назвали сороками?

(Они много болтают, про них говорят «трещат, как сороки»)

-Работа с текстом «У сопки» (с.60).

-Прочитай название, рассмотри иллюстрацию. Сделай предположение, о чем будем читать.

(На картинке изображен пейзаж, наверное, будем читать о природе. Текст называется « У сопки». Значит будем читать про сопку).

-Что такое сопка? (Небольшая гора).

-Давай прочитаем текст и узнаем о чем он.

Чтение про себя.

Прочитай текст про себя.

Прочитай вслух, что растет у сопки.

Прочитай, что растет у куста. (У куста ростки).

Как это понять? (Это значит, что у куста появились новые побеги).

Повторное чтение вслух.

Давай вернёмся еще раз к иллюстрации.

Какое время суток изобразил художник? (Вечер)

Как ты догадалась? (Художник изобразил закат солнца).

— Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? (Да, совпадает. Возле сопки – тропинка, растут деревья, кустарники. Раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)

Физминутка «СОВУШКА- СОВА»

Совушка-сова

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да ка-а-ак полетит!

г) Работа со звуком.

-А сейчас мы будем "играть в снежки", при каждом броске по моей просьбе ты называешь любое слово со звуком [c] и определяешь место этого звука в слове.

(Называет слова со звуком [c] и определяет место этого звука в слове.)

Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу: "Семь раз отмерь, один раз отрежь".

- С какой буквы начинается пословица? (C буквы С.)

-Сколько букв С в пословице? (1.)

- Как ты понимаешь это выражение

7. Работа в тетради.

— А сейчас будем учиться писать слоги – со, си, су, сы,

(Учитель показывает написание каждого слога, обращая внимание на соединение).

8. Итог урока. Рефлексия.

а) Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

- Закрой глазки и вспомните всё что у нас сегодня было на уроке.

б) Беседа.

-Какой была тема урока?

-Что нового для себя узнали?

-Что было интересного?

в) Оценка деятельности.

- Спасибо за урок!

infourok.ru

Звуки [с], [с`] и буквы С, с.

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Разработала:

студентка группы ПНК-4

СМИРНОВА

Полина Андреевна

Конспект урока обучения грамоте (чтение)
в 1 «А» классе

Тема урока: Звуки [с], [с`] и буквы С, с.

2017 год

Тема: Звуки [с], [с`] и буквы С,с.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

УМК: «Начальная школа XXI века»

Цель: знакомство со звуками [с], [с`] и способом их обозначения на письме с помощью букв С,с.

Задачи:

- Учить выделять в словах звуки [с, с], давать им характеристику.

- Совершенствовать умение произносить звуки, дифференцировать их (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие).

- Закреплять умение составлять предложение, определять количество слов в предложении.

- Формировать навыки правильного поведения на уроке, умение выполнять требования учителя.

- Развивать умение грамотно строить устные высказывания, аргументировать свою точку зрения через ответы на вопросы учителя.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения различать звуки [с] и [с`]в словах и графические модели звуков и слов.

Метапредметные:

познавательные - формирование умения находить гласные и согласные звуки в словах;

регулятивные - формирование умения планировать и контролировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения своих действий;

коммуникативные - формирование умения строить монологические высказывания;

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету.

Литература: учебник для 1 класса: Букварь Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

Оборудование:

для учителя: букварь, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, демонстрационные модели звуков;

для учащихся: букварь, индивидуальные модели звуков.

План урока

1. Орг. момент (1 мин)

2. Актуализация опорных знаний (3 мин)

3. Подведение к теме урока(5 мин)

4. Изучение нового материала(8 мин)

5. Физминутка (1 мин)

6. Первичное закрепление (5 мин)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин)

8. Физминутка (1 мин)

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение (6 мин)

10. Рефлексия (2 мин)

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, средства

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Меня зовут Полина Андреевна.

- Ребята,  к нам сегодня на урок прилетела Совушка – умная головушка. А почему она прилетела, об этом вы узнаете позже. Она принесла много интересных заданий и будет внимательно наблюдать за тем, как вы работаете на уроке и чему научились.

Повторяют действия учителя, приветствуют, садятся.

Слайд 1

КУУД

формирование

уважительного отношения к учителю и одноклассникам

2. Актуализация опорных знаний

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания

­-Разминка – «да» — «нет».

- Ребята, давайте мы с вами поиграем. Я буду вам говорить утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет — сидите тихо.

- В алфавите 33 буквы. (да)

- Сколько гласных в слове, столько и слогов (да)

- В слове морозы 2 слога. (нет)

- Существует 3 времени года. (нет)

- За осенью идёт зима (да)

- В словах ударение падает на согласный звук (Нет)

- В слове приз 2 слога (нет)

- Спорт – укрепляет здоровье (да)

-  Молодцы! Совушке понравилось, как вы отвечали.

- Ребята, а какие бывают звуки?

- На какие группы делятся согласные звуки?

- Какими знаками обозначаются звуки на письме?

- А какие бывают буквы?

- Зачем нам нужны заглавные буквы?

- Гласные и согласные

- Твердые мягкие, звонкие и глухие

- Буквами

- Заглавные и строчные

- Чтобы писать имена, клички, названия городов, стран и т.д.

Беседа

Фронтальная работа

ПУУД

Умение структурировать знания

КУУД

Умение строить речевые высказывания Умение вступать в учебное сотрудничество с учителем

3.Подведение к теме урока

Мотивация к учебной деятельности

-Послушайте и отгадайте загадку:

 “Покружилась звёздочка

 В  воздухе немножко,

 Села и растаяла

 На моей ладошке.”

-Какой первый звук мы слышим в слове “снежинки”?

- В какое время года бывают снежинки?

- Назовите зимние слова, начинающиеся со звука [c]

- Какой звук [c]:гласный или согласный? Глухой или звонкий?

- Почему вы так думаете? 

-Охарактеризуйте звук [c] в слове снег.

- Как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке? (что изучать?)

- Вы догадались, почему к нам прилетела Совушка?

- Снежинка

- Звук [ c].

- Зимой

- Снег, санки, снеговик.

- Согласный, звук не поётся.  Глухой, произносится без голоса, при его произнесении в ушах не слышен звон.

- Согласный, глухой, твёрдый.

- Познакомимся со звуком [c] и буквой, которая его обозначает.

- в слове Совушка – первый звук «с»

Беседа,

работа с учебником

Фронтальная работа

ПУУД

Умение анализировать слово.
РУУД

Умение контролировать свою деятельность

КУУД

Умение строить речевые высказывания

4. Изучение нового материала

Знакомство с новыми звуками, их обозначением

-Ребята, отгадайте загадку.

Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры –
Помчались с горы.

-Что же это?

-Давайте произнесем слово санки еще раз

-Сколько слогов в слове?

-Назовите первый слог?

-Назовите второй слог?

-Назовите еще раз первый слог.

-Выделите первый звук в этом слоге.

-Давайте все вместе произнесем этот звук

-Какой он? Гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

Зв. или глух?

-Рассмотрите букву С. На что она похожа?

-А сейчас послушайте стихотворение:

  В небе таял лунный серп,

  Серп склонялся на ущерб.

  И поэтому с небес

  Нам светила буква С.

- Давайте произнесем слово серп еще раз

-Сколько слогов в слове?

-Назовите первый звук.

-Давайте все вместе произнесем этот звук

-Какой он? Гласный или согласный?

-Твердый или мягкий? глух. или зв?

-Что вы можете сказать о новых звуках?

-А сейчас внимательно посмотрите на схемы на доске и определите, какая схема относится к слову санки, а какая схема к слову серп?

- Как вы догадались?

-Ребят, нам с вами на уроке так часто встречались звуки [с`] и [с] а кто знает, какой буквой обозначается при письме звук [с`] и [с]

-Посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите еще раз - на что похожа буква С?

-А почему на слайде две буквы? Чем они отличаются?

-А зачем нам заглавная буква?

Санки

Санки

2

са

нки

са

[с]

Согласный

Твердый

-На месяц.

Серп

1

[с`]

Согласный

Глухой

Мягкий

Они бывают мягкими и твердыми

Буквой С

На месяц

Одна строчная, другая заглавная

Чтобы писать имена, клички, названия городов

Беседа, объяснение,

Фронтальная работа

Работа у доски

Игра

ПУУД

Умение дифференцировать звуки

Умение обобщать
РУУД

Умение контролировать свою деятельность

КУУД

Умение взаимодействовать с учителем и с одноклассниками

Умение точно выражать свои мысли

ЛУУД

Формирование осознания личного успеха в деятельности

5. Физминутка

Восстановление работоспособности

-А теперь немного отдохнем, встаньте со своих мест, давайте поиграем с вами в интересную игру.

Выполнение упражнений

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Закрепление изученного материала в устной речи

- Откройте стр. 91.

- Посмотрите на слоги ниже картинок.

- Давайте все вместе прочитаем эти слоги хором.

-Прочитайте слоги, в которых звук с мягкий.

-А теперь слоги, в которых звук с твердый?

-Посмотрите картинки над цепочкой слогов, что изображено на первой картинке?

-Давайте поделим слово на слоги все вместе как на стадионе

-Сколько слогов в слове?

-Какой последний слог в этом слове?

-Охарактеризуйте звук [с`], какой он?

-Что изображено на второй картинке?

- Давайте поделим слово на слоги все вместе как на стадионе

-Сколько слогов в слове?

-Какой первый слог в этом слове?

-Охарактеризуйте звук [с], какой он?

-Обратите внимание на слова под цепочкой слогов

-Прочитайте их шепотом

-Зачитайте мне слова, в которых есть звук [с], какой он в этих словах мягкий или твердый?

са-ся-со-сё- и тд.

Ся, сё, сю, си

са, со, су, сы, сэ

гуси

гу-си

2

си

мягкий,

сумка

су-мка

2

су

твёрдый,

ус, нос, сам, сом, сумка, сама, сын-сынок. Голос-голосок.

Твердый

Беседа, работа с учебником

РУУД

Умение контролировать свои действия
ПУУД

Умение анализировать, дифференцировать и обобщать

КУУД

Умение строить речевые высказывания, доказывать свое мнение

7. Физминутка для глаз

Восстановление работоспособности

Делаю упражнения вместе с учениками

Повторение упражнений за героем

Демонстрация

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Повторение изученного на уроке

- Посмотрите, пожалуйста, на стр. 92.

Перед вами рассказ «Зимняя сказка». Вы видите, что вместо одного слова нарисована картинка. Кто на ей изображен?

- Прочитайте шепотом этот рассказ.

- А теперь давайте прочитаем его все вместе.

- Как называется рассказ?

- кто герои рассказа?

- Где происходит действие рассказа?

- Ребята, посмотрите еще раз на текст и скажите, какая буква вам в нем встречается чаще всего.

- А какие звуки она обозначает?

- В каких словах вам встречается звук [с]?

- А в каких словах встречается звук [с`]?

- Ребята, посмотрите на задание ниже. Вам нужно поменять местами буквы, соответствующие цифрам и угадать слова.

-Как только вы угадаете слово, поднимайте руку.

- Итак, какие у вас слова получились, давайте хором: 1 слово, 2 слово? Молодцы.

- Теперь посмотрите на стр. 93. Вам даны картинки и рядом с ними схемы, в которых знаком вопроса выделены определенные звуки. Давайте попробуем отгадать слово.

- Что изображено на первой картинке? Какая буква выделена? Что изображено на первой картинке справа? Какая буква выделена в этом слове? Значит какую первую букву мы вставим в схему посередине?

- Что изображено на второй картинке слева.... и тд

- Какое же слово у нас получилось?

- Верно, это слово бант, молодцы, ребята.

Зайчик

- Зимняя сказка

- зайчик, сорока, лиса.

- В лесу

Буква С

- Звуки [с] и [с`].

- снег, сорока, лиса ускакал, в лесу, сказала.

Лисе.

Навес, сосна

батон, б

зебра, б

Б

БАНТ

Беседа,

9.Рефлексия

Организация оценки учениками собственной учебной деятельности

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

-С какой новой буквой мы с вами познакомились на уроке?

-Какие она обозначает звуки?

-Закройте глазки

-Все, кто считает, что справились на уроке на отлично, правильно отвечали на вопросы, активно работали, поднимите руку

-Молодцы, опускайте.

-А теперь поднимите руки те, кто считают, что на уроке работали не очень активно.

-Открывайте глазки.

Все сегодня большие молодцы!

Спасибо за урок.

- Готовимся к следующему уроку

С,с

[с ] [с`]

Беседа

РУУД
Умение оценивать свою деятельность

КУУД

Умение строить речевые высказывания, выражать свои мысли, делать выводы

infourok.ru

Урок обучения грамоте 1 класс "Знакомство с буквой М"

Тема: Звуки [м], [м’] и буква их обозначающая. Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме.

Цели и задачи урока:

• Познакомить учащихся со звуками [м], [м'] и буквами М, м.

• Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.

• Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.

• Развивать мышление, речь.

• Обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование:

• презентация к уроку,

• карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Поприветствуйте гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

П. Актуализация знаний.

- Давайте, вспомним, какие гласные звуки вы знаете. (Дети называют, а учитель прикрепляет к доске карточки с написанными буквами)

- Произнесите гласные звуки и понаблюдайте за положением губ.

Игра «Гласные - неясные»

Вот пять артистов перед вами,

Вы ни секунды не теряйте

Буквы гласные раздайте.

(Приглашаются в игру

Только о, е, а, и, у)

(Слайд №1)

(Учитель показывает артиста на мониторе, а ученики говорят, какой звук произносит говорящий. Докажите)

III. Постановка темы и задач урока.

Работа над произношением.

- Мы говорили об одной группе звуков. О гласных. А, какие звуки знаете ещё? А чем они отличаются от гласных? (Встречают преграду, «не поются») Назовите несколько из них.

- Ребята, внимательно послушайте скороговорку:

«Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила».

- Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?

- Знаком ли он вам?

(Если «да», то откуда вы его знаете? А в классе мы говорили об этом звуке?)

- Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, т. е. цели нашего урока, кто может сформулировать? (Познакомимся с буквой «М»).

- Да, но буква имеет звуки. Какие мы сейчас узнаем и поучимся читать слоги и слова с новой буквой.

IV. «Открытие» детьми нового знания

1. Отгадайте загадку

(Читает хорошо читающий ученик)

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза...

И что это?...

(Слайд №2)

- Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

(Слайд №3)

- Этот звук гласный или согласный?

- Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим?

- Звонкий или глухой?

2. К нам на урок на машине приехал один сказочный герой.

Отгадайте, кто он?

(Хорошо читающий ученик читает загадку)

Косолапый он и бурый.

Если мёда нет — понурый.

С детства любит он реветь,

Потому что он...

(Слайд №4)

- Посмотрите на картинку. Это сказочный персонаж. Кто из вас знает, как его зовут? А кто читал книгу про Винни-Пуха? А кто знает, кто автор?

(Мало (все) кто читал эту книгу, но в дальнейшем изучив все буквы, вы прочтете и книгу А.Милна «Винни-Пух и все, все, все...)

- А теперь, вернемся к слову медведь.

- Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.

(Слайд №5)

- Какой это звук — гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?

- Звонкий или глухой?

- Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились?

- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?

- Кто сможет показать?

(На доске «разбросаны» буквы. Ученик выбирает нужную букву.)

3. Ребята, посмотрите на доску, вот так пишется печатная буква «М». (Написать строчную букву «м»)

- А на что же похожа буква «М»? (Выслушать мнение детей)

- Посмотрите, на что она похожа у меня.

(Слайд №6)

- Слов, в которых встречается звук и буква «м» очень много. Назовите их. (Выслушать несколько вариантов)

4. А теперь немного поиграем.

(Слайд №7)

Вот картинки перед вами,

В них задания вам всем.

Поскорей найдите сами,

Где тут нет буквы «М».

- Найдите слова, в которых не встречается букв «м» (Учитель убирает на слайде ненужные картинки)

5. Чтение слогов.

- Ребята, откройте учебники на странице 80. Наши гласные звуки пришли тоже познакомиться с новым звуком «м». Давайте вспомним и запишем на схемах, какие же гласные звуки мы знаем. А если есть гласные и согласный «м», что можно сделать? (Прочитать слоги)

(Слайд №8)

(Сначала читают вместе, а потом по одному.)

- Какой гласный звук показывает мягкость согласного звука?

- А где в жизни пригодится умение читать правильно слоги? (В чтении слов и предложений)

6. Работа по учебнику.

- Прочтите первый столбик слов. (про себя)

- Прочтите самые длинные слова. (Марина, Максим)

- Сколько слогов в слове Марина?

- Прочтите слова, состоящие из одного слога. (Марк)

- Прочтите имена, состоящие из двух слогов. (Максим, Мила)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей)

- Значит, в русском языке есть не только маленькая - строчная, но и большая - заглавная буква «М» (Учитель пишет на доске рядом с маленькой печатной - заглавную)

- Ребята, а какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

V. Самостоятельная работа с проверкой

1) Работа в парах с карточками. (Детям раздаются карточки, на которых написаны имена людей, названия городов, сказочных персонажей, написанные без первой буквы)

- Работая в парах, запишите первую букву слова. Проверьте, правильно ли вы написали. А почему надо было написать заглавную букву? (Названия городов пишется с большой буквы) Москва - столица России. В Москве находится главная площадь - Красная площадь. Здесь возвышается самая красивая и стройная башня Кремля - Спасская. На этой башне установлены Кремлёвские куранты.

(Слайд №9)

- Запишите первую букву во второй карточке. Проверьте,

написанное. А какое полное имя у ребёнка? Какую букву записали. Почему?

(Имена людей пишутся с большой буквы)

(Слайд №9)

- Запишите первую букву в третьей карточке. Проверьте, написанное. Почему надо писать заглавную букву?

(Имена сказочных героев пишутся с большой буквы)

(Слайд №10)

- Сделайте вывод, так, какое же правило можем вывести? Когда же пишется заглавная буква в словах?

(Названия городов, стран - Минск, Москва, Магадан, Мурманск; Марокко, Мадагаскар; Клички животных - Мурка, Мурзик; сказочные персонажи - Маленький Мук, Мурзилка)

2) Вернемся к нашему учебнику

- Найдите и подчеркните слова, в которых встречается буква «м».

- Прочтите слова, в которых «м» встречается в начале слова. (Марта, Милан, манка, макароны, миска, маска)

- Прочтите слова, в которых буква «м» встречается в середине слова. (Сумма, гамма)

- Чем похожи эти слова? (В написании удвоенная буква «м»)

- Прочтите слова, в которых буква «м» стоит в конце слова. (Там, том, грамм)

Сумма - итог сложения

Сумка - приспособление для переноса вещей

Гамма - последовательный ряд звуков

Грамм - единица измерения массы

там - слово, которое указывает неопределенное местоположение

том - отдел какого-нибудь сочинения, издания, составляющий

отдельную книгу

Марта - имя девочки

Милан - название города манка - крупа

макароны - изделия из теста

миска - кухонная утварь

маска - накладка на лицо или верхнюю часть его, с вырезами

для глаз, надеваемая для того, чтобы не быть узнанным.

VI. Повторение и закрепление

- Мы с вами говорили на предыдущих уроках, что слоги образуют слова, слова - предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст) Перед нами группа предложений. Докажите что это текст? (Название)

- Прочтите название. Что же, такое романс? (Небольшое вокальное произведение лирического характера, чаще всего исполняемое под гитару)

- Кто, такой гном? (Сказочный низкорослый человечек)

- Как, его зовут? (Томми)

- Рассмотрите рисунок. Как думаете, о чем будет говориться в нашем тексте?

- Прочтите текст про себя.

- Все ли слова вам понятны?

(Один из учеников читает, затем текст вслух)

- Какое настроение у этого рассказа? (Грустное)

- Почему так решила? (Маки грустили. Астры уронили капли росы. Струны плакали.)

- Как понимаете выражение «струны плакали»?

- Ребята, мы только что сказали, что текст грустный, значит, и мы должны при чтении передать это грустное настроение.

- Потренируйтесь в чтении текста. (Спросить двух человек)

VII. Итог урока

1) Рефлексия деятельности.

- Что нового узнали на уроке, с чем познакомились и чему научились?

(Слайд №11)

- Дайте характеристику звукам [м], [м']

2) Самооценка деятельности на уроке

- Что интересного было на уроке?

- Что вызвало затруднение? Почему?

infourok.ru

Урок 26. ЗВУКИ [с],[с'], БУКВА Сс | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 26. ЗВУКИ [с],[с'], БУКВА Сс