Обучение грамоте старжинская – Обучение грамоте в детском саду

Содержание

Старжинская Н.С. - Обучение грамоте в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений Изд. 2-е, 985-09-0383-Х

Главная  » Книги для детей » Книги для дошкольников (4-6 лет) » Готовимся к школе (4-6 лет) » Математика и счет » Обучение грамоте в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений Изд. 2-е 2001 г., 188 стр., 985-09-0383-Х , 198*131*9 мм., тираж: 3000

Описание книги

Раскрываются основы обучения дошкольников грамоте в соответствии с программой "Пралеска". Предлагаются демонстрационный материал и пособия для обучения. Приводятся конспекты занятии для первого и второго годов обучения на русском и Белорусском языках.

Предназначено для педагогов дошкольных учреждений.


Поделиться ссылкой на книгу

Об авторе

Старжинская Н.С.

Последние поступления в рубрике "Математика и счет"

365+5 заданий по математике Зотова Т.А., Зотова М.В., Зотов С.Г.

Книга выполнена в виде рабочей тетради и предназначена для знакомства детей дошкольного возраста с арифметическими действиями «плюс» и «минус», понятиями «множество, состав числа, прямой и обратный счёт, единицы и десятки, равенства и неравенства»....

Цифры и счет NEW 

Обучающий игровой тренажер \\\"Цифры и счёт\\\" - это пособие, благодаря которому ваш ребенок легко и быстро запомнит цифры и научится считать от 1 до 10. Внутри вы найдете красочные картинки для каждой цифры и много заданий для тренировки счета и мышления: сравнение \\\"больше-меньше\\\", \\\"Исключи лишнее\\\", \\\"найди по признаку\\\" и другие....

Математика до школы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Наумовна С.

Выполняя задания рабочей тетради, дети знакомятся с понятием числа и геометрическими фигурами, учатся считать в пределах 5....

Если Вы задавались вопросами "где найти книгу в интернете?", "где купить книгу?" и "в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?", то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Старжинская Н.С., Обучение грамоте в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений Изд. 2-е в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.

www.knigo-poisk.ru

Дошкольное образование | Каталог | Учебники.by

  • Весёлые игры для развития речи

    1
    Автор: Старжинская Н. С.
    Предмет: Развитие речи и культура речевого общения
    Группа: 3–5 лет

    Учебное наглядное пособие поможет закрепить у детей 4—5 лет правильное звукопроизношение, развить дикцию, интонационную выразительность речи, познакомить детей со звучащим словом, его звуковым составом, что подготавливает их к усвоению грамоты. Подробнее

  • Весёлые игры по ознакомлению с природой

    Учебное наглядное пособие поможет воспитать у детей 4—5 лет уважение, интерес и бережное отношение к живому, сформировать у них представления об общих для всех живых существ (человека, животных и растений) признаках, о природных сообществах как домах для животных и растений, о необходимости энергосбережения и т. д. Подробнее

  • Умней-ка. 4—5 лет. Линия и цвет

    Учебное наглядное пособие направлено на обогащение представлений детей от 4 до 5 лет о средствах художественной выразительности, закрепление технических приёмов работы с изобразительными материалами, развитие творческого воображения. Подробнее

  • Умней-ка. 4—5 лет. Развитие речи

    1
    Автор: Старжинская Н. С.
    Предметы: Развитие речи и культура речевого общения, Ребенок и общество
    Группа: 3–5 лет

    Учебное наглядное пособие направлено на закрепление у детей от 4 до 5 лет правильного звукопроизношения, развитие дикции и интонационной выразительности речи, знакомство со звучащим словом. Материал пособия способствует закреплению и уточнению словаря ребёнка, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. Подробнее

  • Умней-ка. 4—5 лет. Числа и фигуры

    1
    Автор: Житко И. В.
    Предмет: Элементарные математические представления
    Группа: 3–5 лет

    Учебное наглядное пособие направлено на обогащение представлений детей от 4 до 5 лет о числе и счёте, геометрических фигурах, величине и форме предметов, пространстве и времени. Подробнее

  • Умней-ка. 5—6 лет. Математическая мозаика

    1
    Автор: Житко И. В.
    Предмет:
    Элементарные математические представления
    Группа: 5–7 лет

    Учебное наглядное пособие направлено на обогащение представлений детей от 5 до 6 лет о геометрических фигурах, величине и форме предметов, пространстве и времени, а также о количественном и порядковом счёте, образовании чисел и знаках для их обозначения (цифрах), отношениях между числами и специальных знаках для записи этих отношений, составе чисел из единиц и двух меньших чисел. Подробнее

  • uchebniki.by

    Тема 8.1. Теоретические основы обучения грамоте — КиберПедия

    Подготовка к обучению грамоте в системе работы детского сада по развитию речи детей. Цель и задачи этой работы. Показатели готовности ребёнка к обучению грамоте. Характеристика основных групп методов обучения чтению и письму.

    Особенности использования звукового аналитико- синтетического метода в детском саду.

    Основная литература:

    1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 365-369

    2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 174- 179

    3. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.

    Тема 8.2. Содержание работы по обучению грамоте

    Направления содержания по обучению грамоте. Подготовка в разных возрастных группах.

    Основная литература:

    1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 370-371

    2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 179-185

    3. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.

     

    Тема 8.3. Методика ознакомления дошкольников

    С основными языковыми понятиями

    Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строение слова, ударением, предложением.

    Основная литература:

    1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.371-381

    Тема 8.4. Методические особенности ознакомления детей со звуковой стороной слова

    Этапы работы со звуковой стороны слова. Овладение способом интонационного выделения звука. Формирование умений называть изолированный звук. Формирование действий звукового анализа.

    Основная литература:

    1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 381-387

    2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 180-182

    3. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.



    Практические занятия

    8.5. Методика развития фонематического слуха у дошкольников. Упражнения и игры, закрепляющие представления о звуковом строении слова.

    Практические занятия

    8.6. Приёмы развития фонематического слуха у дошкольников. Приёмы работы по восприятию звуков, их различению, воспроизведению.

    Практические занятия

    8.7. Методика обучения звуковому анализу слов. Стадии формирования умений звукового анализа. Обучение детей звуковому анализу слова (по Д.Б.Эльконину). Моделирование структуры слова (предмет, графическая схема, фишки- заместители звуков), формирование действий звукового анализа.

    Практические занятия

    8.8. Методика ознакомления с предложением и составом предложения. Анализ простых предложений без предлогов и союзов. Наглядно-действенные методы и приёмы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование (линии, полоски, квадратики, табло, счётные палочки).

    Схемы предложений и их роль. Приём работы по ознакомлению с предложением.

    Практические занятия

    8.9. Методика ознакомления со слоговым строением слова. Формирование у детей осознание принципа слогового строения слова. Ударение, выделение ударного слога. Приёмы усвоения понятия «слог», выделения слогов в слове

    Практические занятия

    8.10. Разработка плана- конспекта занятия по изучению отдельных звуков. Цель и задачи работы по обучению звуковому анализу. Подбор дидактических игр и упражнений.

    Практические занятия

    8.11. Методы обучения чтения. Знакомство с «Букварём». Построение занятия по обучению чтению (аналитико- синтетический метод). Принцип частности употребления звуков, слогов и слов. Знакомство с буквой несоответствие буквы звуку. Развитие «поле чтения».



    Практические занятия

    8.12. Дидактические, компьютерные игры по усвоению гласных. Характеристика наглядных пособий, методика их использования.

    Практические занятия

    8.13. Дидактические, компьютерные игры по усвоению согласных. Характеристика наглядных пособий, методика их использования.

    Подготовка к обучению письму

    Письмо- сложная аналитико-синтетическая деятельность: связь между видимым, слышимым и произносимым словом. Единство подготовки детей к письму с подготовкой к обучению чтению. Основные задачи подготовке руки и глаза к письму.

    Основная литература:

    1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 387-389

    2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.186-189

    3. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.

     

    8.16. Занятия по подготовке к обучению письму

    Упражнения по развитию глазомера, выработке умений письма.

    Приёмы работы по развитию мелкой моторике, ориентации в рабочей строке.

     

    Основная литература:

    1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 386-387 (сноски)

    2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 190-193

    3. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.

     

    cyberpedia.su

    Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»

    Опыт работы
    Тема:
    Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.


    Автор:
    воспитатель МАДОУ № 185
    Сорокина Ирина

    Хабаровск, 2016 год
    Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
    «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии».
    Д. Б. Эльконин
    Актуальность. Ни для кого не секрет, что в последнее время большое внимание уделяется раннему развитию ребенка, в том числе подготовке к обучению грамоте. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже впервые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма.
    В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуаль¬ной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родите¬лей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обуче¬ния. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испы¬тывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду.
    Вторая причина актуальности этой проблемы - одно из требований школы – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дети освоить эти процессы в рамках занятия по развитию речи не могут. Поэтому готовить ребенка к обучению грамоте необходимо в специально организованной образовательной деятельности. Кроме этого, подготовка детей к обучению грамотой носит общеразвивающий характер, способствуют развитию психических про¬цессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособно¬сти, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
    Методик обучения грамоте много – Р.Д.Тригер, Г.Ф.Марцинкевич, Е.В.Колесниковой, А.П.Иваненко, Л.Е.Журовой. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – это необходимая предпосылка для овладения чтением, а в последствии и письмом.
    Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурии, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Томбовцевой и др.) подтверждают, что элементарные осознания фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие дошкольника – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
    Работая по программе обучения и воспитания детей в детском саду М.А.Васильевой, убедилась, что раздел по подготовке к обучению грамоте разработан не достаточно глубоко, ярко и насыщено, проводится по единой схеме как часть занятия по развитию речи и не дает детям необходимых знаний.
    По моему мнению, наиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются игровые технологии, в частности - дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.
    Проанализировав имеющуюся литературу, решила, что подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности. Но необходимо было так организовать образовательную деятельность, чтобы детям было интересно, ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно. Задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, получили положительный эмоциональный заряд. Решила, что поможет мне в этом использование игровых технологий.
    Исходя из этого, определила цель своей работы: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
    Поставила перед собой задачи:
    1. Разработать систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут подготовить детей к обучению грамоте.
    2. Создать условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки детей к грамоте.
    3. Побуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты.
    4. Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
    Новизна данного опыта определяется системой разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
    Степень новизны опыта: Усовершенствование.

    Система работы.
    Для реализации поставленных задач создала условия для совместной деятельности детей со взрослым и самостоятельной детской деятельности. В группе создан речевой центр. Он представлен коврографом с игровым полем, буками; играми, как фабричного производства, так и изготовленными мной. В речевом центре также представлены всевозможные азбуки, разрезные индивидуальные кассы с буквами, слоговые таблицы.
    Реализуя принцип наглядности в обучении детей, подобрала иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. (звуковички, кассы букв, карточки по звуковому анализу слов). Использую его как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместно деятельность с детьми. Позже, когда дети усвоили материал, выставляю его для самостоятельной деятельности.
    Также в речевой зоне представлены картотеки:
    - картотека пальчиковой гимнастики;
    - картотека физминуток;
    - картотека потешек на заданный звук;
    Все это позволяет мне не только подготовить детей к обучению грамоте, но и способствует развитию их речи.
    Помогают мне в работе по подготовке к обучению грамоте и игровые технологии, которые я изучила в ходе работы по самообразованию. Их я разделила на несколько групп:
    1. Использование в ходе образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Использую их для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности. Обычно ввожу сказочного героя, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это Незнайка, Буратино, Карлсон, Волшебный язычок и другие.(Приложение 1)
    2. Создание игровой ситуации. В процессе непосредственно образовательной деятельности создаю так называемое «единое игровое поле». В ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Например, детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Использую такую форму организации образовательной деятельности, как занятия-путешествия, занятия-экскурсии.
    Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость. (Приложение 2)
    3. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками знакомлю детей с Звуковичками. Дети определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
    Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов. (Приложение 3)
    4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, использую соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира: У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв использую занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира. (Приложение 4)
    5. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе подготовки детей к обучению грамоте уделяю дидактическим играм. Это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры учу детей правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Каждая из предлагаемых детям игр имеет относительно завершенную структуру и включает основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
    Систематизируя игры, разработала перспективный план по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
    Все игры, вошедшие в план, разбила по разделам (Приложение 5):
    1 раздел – игры на умение выделять звук на фоне слова.
    2 раздел - игры на дифференциацию гласных и согласных.
    3 раздел –игры на правильную постановку ударения.
    4 раздел – игры на выделение ударного слога.
    5 раздел - слог, как часть слова (для читающих детей).
    Игры использую в процессе образовательной деятельности и в режимных моментах, как одну из форм познавательной активности.
    Применение игр позволяет наиболее продуктивно, весело, радостно, без принуждения организовать обучение детей. Игра помогает мне организовать деятельность детей, обогащает их новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
    Игру применяю в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера, например:
    - игра «Назови слово», способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков по их качественному звучанию (назвать слова с определенным звуком, с определенным местом нахождения и т.д.)
    - Игры «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т.д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки.
    - Игра «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов», закрепляет умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего (ЖуК- КусТ- ТросТь- ТрактоР-Репка и т.д.).
    - Для улучшения произношения звуков использую игру: «Заблудились в лесу» (ребенок зовет заблудившегося в лесу животного или куклу, интонируя ударный гласный звук («М-и-и-и-ша», «к-о-о-о-тик», «у-у-у-тка» и т.д.),
    - В игре «Звукоежка» дети добавляют к буквосочетанию, к слову связного текста звук (в начало), чтобы получилось слово ( …каф, …тул, …тол; Наша Таня …ромко плачет, …ронила в речку мячик и т.п.)
    - Игра «Найди предметы со звуком…» учит слышать отдельные звуки внутри слова и упражнять в самостоятельном подборе и названии слов с определенными звуками.
    - Игра «Построй пирамиду» закрепляет умение детей делить слова на слоги (дети выставляют сначала карточки со словами из трех слогов, затем из двух и верхушкой пирамиды являются слова из одного слога).
    Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые я наработала, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Многие игры у детей становятся любимыми и вместе с родителями они играют дома.
    Считаю, что успешность подготовки детей к обучению грамоте во многом зависит от организации работы по взаимодействию с родителями.
    Для вовлечения родителей в процесс подготовки к обучению грамоте, информацию помещаю в уголке для родителей. Информация постоянно обновляется. Так, в течение года родителям были предложены консультации на темы: - «Как развивать ребёнка играя», «Учись –играя» и др.
    (Приложение 6)
    На ознакомление родителей выставляю и практический материал - папки – передвижки с играми, игровыми заданиями, которые родители могут проводить с ребенком дома. Например, задания:
    - Предложите ребенку вспомнить названия фруктов, которые начинаются на звук «а»; названия овощей, начинающиеся на звук «к». За каждое подобранное слово вручите ребенку фишку. В конце игры похвалите ребенка, вручите приз.
    - Предложите ребенку рассмотреть картину, например: «Зимние забавы». Ребенку нужно найти все предметы, которые начинаются на звук «с». (снеговик, санки, снег и т. д.)
    - Предложить ребенку вспомнить названия перелетных птиц, которые начинаются с гласных звуков; названия птиц, которые начинаются со звука «в» и другие.
    Как результат - систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте, тесное взаимодействие с родителями значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.
    Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые , что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.
    Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками, поддерживать интерес детей к данному разделу обучения.

    Список литературы.
    1. Л.Е Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте».-М.,2002.
    2. Е. В. Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада».
    3. Т. В. Александрова «Живые звуки или фонетика для дошкольников».
    4. Борисова Е. А. «Играя звуки исправляем — играя звуки закрепляем». Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005
    5. Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман «Чтение без принуждения». – М., 2003.
    6. Н. С. Варенцова, Н. С. Старжинская. «Подготовка к обучению гра-моте в детском саду». – Минск, 2002.

    Творческая мастерская


    Приложения.
    Приложение 1.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

    Программное содержание.
    1. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
    2. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
    3. Закреплять умение составлять предложение из двух слов; с заданным словом.
    4. Учить выкладывать предложение.
    Материалы и оборудование.
    Демонстрационный материал:
    Красные, синие, зеленые фишки; доска; игрушка-грузовик; яблоки
    Раздаточный материал:
    Красные, синие, зеленые фишки; серебристые прямоугольники; карточки для выкладывания с изображением яблока ; картинки с изображением различных предметов.
    ХОД:
    Воспитатель: Ребята, скажите мне, что такое звуки?( что мы слышим и произносим). С помощью чего мы произносим звуки, что нам помогает? (язык, губы, зубы)
    Воспитатель: Сегодня в гости пришел язычок. И хочет с вами поиграть.
    I . Артикуляционная гимнастика .
    Сказка о Веселом Язычке.
    Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы : Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим» и нижние зубы.). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях( упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!).Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.).Пора домой. Сел на лошадку. Поскакал домой. А лошадка с горки бежит быстро (имитация цокота копыт быстро).

    II. Игра с мячом.
    Воспитатель: Ребята, язычок поиграл с вами, теперь вы поиграйте с язычком.
    «Назови слово»
    — Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в веселую игру «Назови слово». Я вам скажу тему, а вы мне будете называть слова. При этом передаете мяч друг другу, пока я не скажу СТОП! (Темы: Фрукты, Предметы мебели, Овощи.).
    Воспитатель: — А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Я назову вам звук, а вы мне любое слово, которое начинается на этот звук.
    III. Знакомство с новой темой.
    Воспитатель: С язычком поиграли, а теперь давайте покатаемся.
    На чем может прокатиться язычок?( ответы детей).
    Мы поедем на поезде.
    Воспитатель: -Ребята, смотрите, у нас целый состав, поезд с вагонами.
    — Поезд едет. У нас с вами получилось предложение. Сколько слов в нашем предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово.
    Воспитатель: — А сейчас я научу вас выкладывать схему предложения. Посмотрите, у нас есть вагончики, из них мы выложим предложение. Один вагон обозначает одно слово из предложения. Слова в предложении нужно выкладывать на расстоянии друг от друга. Давайте попробуем вместе выложить наше предложение «ПОЕЗД ЕДЕТ».
    Воспитатель: — А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас есть картинки с изображением предметов. У каждого картинка своя. Ваша задача придумать предложение с этими предметами.
    Даю детям время на самостоятельную работу.
    Воспитатель: — А теперь давайте послушаем, у кого какие предложения получились.
    Предлагаю детям выложить свое предложение.

    Физкультминутка
    «Ветер»
    Ветер дышит, дышит (Руки вверх — глубокий вдох)
    И деревья все колышет (Затем — в стороны, взмах кистями)
    Ветер тише, тише, (Снова вверх — глубокий вдох)
    А деревья выше, выше (И вниз, продолжительный выдох)
    Сядем тише, тише. (Дети садятся за парты)

    IV. повторение пройденного материала
    Звуковой анализ слова
    Воспитатель: Ребята, что может перевозить поезд в вагонах. (Ответы детей).
    Воспитатель: Как вы думаете, что перевозит наш поезд? (Фрукты)
    Воспитатель: Как вы догадались? - Затем убираю и оставляю один, спрашиваю, что сейчас везет поезд. (Банан).
    Воспитатель: Предлагаю детям сделать звуковой анализ слова Банан. Предлагаю детям послушать, как звучит слово, интонационно выделяя каждый звук. Далее предлагаю самостоятельно сделать звуковой анализ слова и выложить его фишками на столе.
    Далее ребенок у доски разбирает слово, называет звуки и характеризует их.
    IV. Итоги
    Воспитатель: — Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?
    Воспитатель: — А что нового мы узнали?
    Воспитатель: — А кто у нас сегодня был самым активным?

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

    Цель:
    • Закрепить у детей знания полученные ранее.
    Задачи:
    • Совершенствовать умения детей при делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.
    • Развивать мышление и речь детей.
    • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
    Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
    Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
    Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
    Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.
    Ход:
    Воспитатель: - Ребята, сегодня утром около двери я нашла вот это , посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
    Воспитатель: - Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
    Воспитатель: - В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и тогда узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображена фея).
    Воспитатель: -Всё ясно, значит, письмо нам прислала фея. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).
    "Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:
    Мячики лежат в лукошке, лукошко у окошка".
    Воспитатель: Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.
    Воспитатель: - Ну что ребята начнем путешествие? (один из ребят достаёт мяч.)
    По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания.

    Задание 1. «Исправьте ошибку».
    – Заяц спит над снегом.
    – Цветы стоят на вазе.
    – Мальчик вышел за дома.
    – Дождик идет под лесом.
    – Рыбы плавают к реке.
    – В магазине продают много хлеб.
    - Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

    Задание 2. Игра называется «Кто внимательный».
    Воспитатель: - Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный, то синюю. (Выполнение задания). Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
    Воспитатель: - Давайте немного отдохнем.

    Физкультминутка
    Утром феечка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз- росой она умылась,
    Два – изящно покружилась,
    Три – нагнулась и присела,
    На четыре – песню спела.
    Песней солнышко взошло,
    Стало радостно темпло,
    Птицы весело запели
    Бабочки вдруг прилетели.
    А у феи все заботы
    Много ждет ее работы.
    Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

    Задание 3. Оно сложнее, надо постараться, чтобы выполнить задание. Задание называется «Раздели слова на слоги». Я вам буду показывать картинки, а вы будете называть слово, сколько слогов в этом слове и вкладывать в нужное окошко. (Выполнение задания). Молодцы, и с этим заданием вы справились.
    Задание 4. Игра « Придумай слово с заданным звуком».
    Послушайте внимательно: мама, мяч, ком, сумка. Какой одинаковый звук слышится во всех словах? А теперь вы придумайте слово с этим звуком и скажите где находиться этот звук: в начале, середине или конце. (Выполнение задания). Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.

    Физкультминутка
    Мы сначала будем топать,
    А потом мы будем хлопать,
    А потом мы повернёмся
    И все вместе улыбнёмся.

    Задание 5. Оно называется «Выложи схему».
    - Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я буду говорить вам предложения, а вы выкладывать его схему.
    1. Наступила весна.
    2. На окне расцвел красивый цветок.
    3. Посадил дед репку.
    А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме (предложить детям схему предложения). Сколько слов в этом предложении?

    Задание 6. Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте. (Спрашивать детей не хором, а по одному)
    К А Ш А - Ч А Ш А
    Г А Й К А - Ч А Й К А
    Х У Д О - Ч У Д О

    Воспитатель: - Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Поиск клада).
    Воспитатель: - Ребята, здесь шкатулка и записка « Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Фея»
    Воспитатель: - Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).

    Приложение 2.
    Картотека игровых ситуаций.

    1. Размотан клубок с нитками.
    В: что это такое, кто размотал нитки и откуда они взялись?
    В: А мы можем узнать, кто это сделал?
    В: А давайте попробуем пройти туда, куда нам показывает клубок?
    (по мере продвижения встречаются домики, где дети выполняют определённые задания).

    2. Дети наводят в группе порядок и выходят в раздевалку.
    Вдруг слышится в группе тявканье собачки.
    В: Кто это?
    - что же случилось?
    -пойдёмте в группу, посмотрим, кто там у нас в гостях?
    ( входим в группу, всё разбросано)
    -кто же здесь напроказничал?
    ( дети ищут) находят щенка.

    3. На полу лужа.
    -Что это?
    -А откуда она взялась?
    (воспитатель с детьми присматривается, видят в луже изображение колпачка гномика)
    -Да это гномики с Белоснежкой постарались, наплакали целую лужу,
    слёз.
    -Где же вы? Почему вы плачете?
    -Не можете попасть в домик, ключ потеряли?
    -Не плачьте, мы вам поможем.
    (дети подбирают ключ разной формы и размера)

    4. Со шкафа слетают разноцветные лепестки.
    -Что это?
    -Как вы узнали?
    -Давайте тогда сложим вместе?
    -У нас получился цветик – семицветик, он не простой, а волшебный.

    5.Воспитатель переодевается в любой персонаж.
    Входит, здоровается.
    Загадывает загадку, читает потешку,
    стихотворение или приносит с собой подарок.

    6.Начать мероприятие с детьми с любой подвижной игры.
    В процессе игры провести занятие или его элемент (например: путешествие на…).

    7.Воспитатель входит в группу, с игрушкой или книгой, с любым предметом и начинает играть или рассматривать сам, детям становится интересно и они постепенно подходят к воспитателю, который начинает ненавязчивую беседу или предлагает им произвести некоторые действия с предметом.

    8.Здравствуйте, ребятишки,
    Девчонки и мальчишки!
    К вам решилась я зайти
    И сказочку принести! Ведь зовусь я бабушкой-рассказчицей!
    В сказку вас я позову и дорогу покажу,
    Не видали здесь клубочка?
    Он волшебный у меня. Путь дороженьку покажет. Только где ж он?
    Затерялся я однако, как я в сказку проведу?
    -Сбегай, Сашенька, дружок, поищи-ка мой клубок. А теперь катни клубочек в путь-дороженьку смелей, в сказку нас веди скорей!

    9.Появляется весёлый карандаш.
    -Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
    -А вы знаете, кто я?
    -Хотите, я вам что-нибудь нарисую?
    -Пойдёмте со мной.
    Подходят к мольберту, карандаш начинает рисовать, приговаривая:
    -Точка, точка, запятая. Палка, рожица кривая, ушко, брюшко, огуречик – получился человечек
    -А давайте его оживим? (кладем в коробочку, закрываем салфеткой, проговариваем с детьми 3 раза разными интонациями) выходит человечек.

    10. Знайка.
    Раздаётся стук в дверь, приносят письмо.
    -Ребята, кому-то пришло письмо, а вот кому? (читают)
    « Дорогие ребята!Я узнал, что вы умеете считать и решать, и поэтому приглашаю вас к себе в гости. Чтобы найти дорогу ко мне, соедините буквы по порядку, и вы узнаете, на чём можно добраться до меня.
    С уважением Знайка.
    11.Лабиринт.
    Звучит музыка. Голос.
    -Ребята, я вас жду в волшебной стране (любая образовательная область). Чтобы добраться до меня вы должны пройти лабиринт.
    ( нарисован на полу, или выложен из кубиков, карандашей и др.)


    12.Шкатулка.
    Раздаётся звон колокольчиков.
    -Что это? Где это?
    Появляется шкатулка.
    Открываем её, звучит лёгкая музыка, написано – приз.
    Чтобы получить приз, выполни эти задания.

    13. Парашютист.
    В группе с потолка спускается парашютист. (Можно на верёвочке)
    На нём записка и клубок.
    - Распутай волшебный клубок и найдёшь, кто желает с вами познакомиться.
    ( На каждом узелке задание)

    14.Волшебная книга.
    Звучит музыка, появляется волшебная книга. (Можно заранее положить на стол, можно прикатить на машине, санках и т.д)
    -Какая-то книга. Что же в ней?
    (читаем)
    -налево пойдёшь - за стол попадёшь,
    Направо пойдёшь – в царство смекалки (букв, цифр, овощей, фрктов и т.д.) попадёшь,
    Прямо пойдёшь – на ковёр попадёшь.
    -Куда же мы пойдём?

    15.Волшебное дерево.
    Стоит на пути дерево. На нём одежда или обувь, или буквы, или цифры.
    -Что за дерево такое?
    -Как вы думаете, куда оно нас приглашает?
    Закроем глаза, три раза повернёмся вокруг себя и скажем:
    Раз, два, три – в «выдумляндию» нас приведи!


    16. Шар.
    Влетает шар.
    Звучит музыка.
    На нём написано:
    Приглашаем вас в Сообразилию.
    Дорога идёт по маршруту: 5 шагов прямо, повернись, 3 – влево, хлопни 3 раза, прыгни 4 раза прямо и отгадай загадку:
    Или дорисуй на что похоже?
    Это ваш билет.
    Добро пожаловать!

    17.Волшебный свет.
    В группе выключается свет. Появляются бегающие зайчики от фонаря.
    Голос: Внимание! Внимание! Внимание!
    Я хочу с вами познакомиться. Дойдите до меня, но прежде выполните мои задания. Нажмите эту кнопку.
    (включается свет)

    18.Книги.
    На столе лежат книги из книжного уголка. Детям они знакомы по обложкам.
    Воспитатель обращается к детям:
    -Ребята, почему в книжном уголке беспорядок? Давайте поставим все книжки на свои места.
    - А это что за книга?
    -Кто её принёс?
    -Может это новые сказки? А может раскраска?
    ( Книга привлекает детей, открываем её. Это карта или какая-то познавательная книга.

    19. Телефон.
    Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель подходит, разговаривает, затем обращается к детям:
    - Нам позвонили ……….

    20.В группе декорации деревьев.
    Под деревьями спрятаны звери, на полу следы.
    -Куда же мы попали?
    -Кто оставил нам здесь следы?
    -Как вы думаете, почему они появились здесь?
    Давайте пройдём на полянку…..

    21.Листочки.
    По группе разбросаны листочки.
    -Ребята, что случилось?
    -Это ветерок решил поиграть с нами, разметал слово – ключ, который для нас оставила царица математики или лесовичок или какой-нибудь персонаж.
    -Мы должны собрать, но собрать так, чтобы каждый листик встал на своё место, для этого мы должны выполнить задания.

    22.Я гадаю на ромашке,
    Раз, и два, и три, четыре, пять.
    То ли знаю, то ли надо,
    Кое-что ещё узнать.
    -Ой, что это?
    (Поёт любой персонаж, вместе с ним проходит всё занятие).

    23.Режимные моменты, занятия начинаем с загадки, худ. слова, потешки, логического задания, ребуса, внесение нового атрибута, книги, игрушки, материалов для опытов.


    24.Карлсон.
    Влетает Карлсон с шарами
    -Кто к нам прилетел в гости?
    -Карлсон, зачем принёс шары?
    -На них задания, которые мне надо выполнить, я ищу ребят, которые мне помогут.
    Ребята выполняют задания, после выстраивают логическую цепочку, соотнося цвет шара и букву, получаем основное слово.

    25.Посылка.
    Приходит посылка.
    На посылке портрет Хоттабыча.
    -От кого посылка?
    -А кто такой Хоттабыч?
    -Может, мы к нему в гости съездим? На чём поедем?


    26.Петрушка.
    Предварительно принести в группу игрушку Петрушку. Показать детям и поселить его в группе.
    На следующий день не обнаружить Петрушку на своем месте.
    - Ребята, Петрушки в своем домике нет. Вы его не видели?
    - На стуле нет, на диванчике нет. Мальчики, поможете найти Петрушку?
    - Нашли, вот шутник!
    Петрушка: Это сюрприз! Здравствуйте, дети!
    В моем сундучке сегодня много сюрпризов. Что это?


    Приложение 3.
    Игры, которые можно проводить с детьми с использованием пособия «Звуковички»

    Игра «Определи первый звук в слове»
    Цель. Упражнять в выделении первого звука в слове.
    Описание. Воспитатель раздает детям карточки, спрашивает у кого из них находится предмет, в названии которого есть заданный звук. Тот, кто правильно называет предмет, прикрепляет «звуковичка» на доску в соответствии с картинкой.

    Игра «Найди свою картинку»
    Цель. Дифференциация звуков в словах.
    Описание. Детей делят на 2 группы. Одна группа подбирает картинки, например, на звук Л, другая на звук Р. Прикрепляют «звуковичка» на доску в соответствии со звуком. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои звуки. Данную игру можно проводить на дифференциацию звонких – глухих, мягких – твердых звуков.

    Игра «Найди ошибку?»
    Цель. Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов, развитие мелкой моторики.
    Описание. На доске прикреплены «звуковички» в соответствии с заданным словом, но один «звуковичок» не соответствует данному слову, нужно найти ошибку и объяснить почему.

    Игры-загадки .
    Цель. Расширение словаря прилагательных, развитие мелкой моторики. Описание. Воспитатель загадывает животное, называя его признаки. Ребенок должен отыскать картинку с изображением загаданного животного и на доске из «звуковичков составить схему к угаданному слову. Если выбор верный, ребенок прикрепляет ротик –улыбку, а если нет то уголки губ опущены вниз.

    Приложение 4.
    Азбука в загадках
    А
    Серебристых рыбок стая промелькнула,
    А за ними мчится хищная ...
    (акула)
    Б
    Искали мужа для овечки,
    Красавца, что завит в колечки.
    Объехали немало стран,
    Всего один такой ...
    (баран)
    В
    Как бы мне пошла корона!
    Важно каркает ...
    (ворона)
    Г
    Вперевалочку пройдусь,
    Люди скажут: - Вот так...
    (гусь)
    Д
    Если бы он причесался хоть раз,
    Не называли б его ...
    (дикобраз)
    Е
    Немытое в рот
    Ни за что не возьмет.
    И ты будь таким,
    Как чистюля ...
    (енот)
    Ё
    В колючках Ёж и Ёрш,
    Но сразу разберешь:
    Кто ёжится, тот (ёж)
    А кто ершится - ...
    (ёрш)
    Ж
    - Иго-го! - кричит ребенок,
    Значит, - это ...
    (жеребенок)
    З
    - Делиться со всеми - привычка моя! -
    Вам яду не надо? - спросила ...
    (змея)


    Автор: Сорокина Ирина Петровна

    pedportal.net

    Конспект занятия по образовательной области: Обучение грамоте для детей старшего дошкольного возраста с использованием электронных образоват - Методические материалы - Каталог статей

    ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Добруша»

    Автор-составитель:

    Лопухова Т. А., воспитатель

    высшей квалификационной

    категории

    2016

    Программное содержание:

    - продолжать обучать звуковому анализу слов; закрепить представления о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках; ввести замену серых фишек на зеленые и синие для обозначения твердых и мягких согласных звуков;

    - развивать фонематический слух, мыслительные операции, внимание;

    - воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.

    Демонстрационный материал:

    рисунки  со схемой слов луна, лев; красные, синие, зеленые, серые фишки, указка, мяч, мультимедиа с выходом в интернет, презентация по теме занятия, силуэт паровоза, магнитная доска.

    Раздаточный материал:

    Картинки со схемой слов луна, лев, красные, синие, зеленые, серые фишки, указки, картинки с изображением слов, в названии которых есть твердый и мягкий звук Л.

    Ход занятия

    1часть. Воспитатель предлагает детям стать в круг и поиграть в игру с мячом «Назови братца» (воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч воспитаннику, ребенок называет этот же мягкий звук и бросает мяч обратно воспитателю)

    2часть. Воспитатель предлагает детям отгадать задуманное слово, которое начинается на ЛЕ и которое появится на волшебном экране, если дети угадают его.(Дети высказывают придуманные слова) Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы. (На экране появляется ЛЕВ. Дети рассматривают изображение. Воспитатель предлагает сесть за столы)

    Звуковой анализ слова ЛЕВ. Воспитатель предлагает произнести слово ЛЕВ так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Какой первый звук в слове ЛЕВ?» - [Л]. «Что мешает во рту, когда мы говорим звук [л].»- «Язычок». Вместе с педагогом дети обозначают звук [л] серой фишкой.

    Воспитатель произносит слово ЛЕВ с интонационным выделением звука [э], ведя указкой под схемой слова. «Какой второй звук в слове ЛЕВ?» - [Э]. «Какой это звук?» - «Гласный». «Как вы узнали?» - «Когда мы произносим » звук [э], во рту ничего не мешает, воздух идет свободно. «Какой фишкой обозначаем гласный звук?» - «Красной». Вместе с педагогом дети обозначают звук [э] красной фишкой.

    Педагог предлагает послушать, какой третий звук в слове ЛЕВ, и произносит слово с интонационным выделением звука [в], ведя указкой под схемой слова. Дети называют звук, обозначают его серой фишкой.

    Воспитатель предлагает двум-трем детям прочесть слово у доски с указкой.

    Рисунок со схемой слова ЛЕВ не снимается, рядом вывешивается рисунок со схемой слова ЛУНА.

    3часть. Звуковой анализ слова ЛУНА. Воспитатель предлагает произнести слово ЛУНА так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Какой первый звук в слове ЛУНА?» - [Л]. «Что мешает во рту, когда мы говорим звук [л].»- «Язычок». У доски и на местах дети обозначают звук [л] серой фишкой.

    Воспитатель вызывает к доске ребенка для определения второго звука.  Он с указкой читает слово ЛУНА с интонационным выделением звука [у], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает его красной фишкой. Одновременно остальные воспитанники работают за столами.

    Следующий воспитанник определяет третий звук в слове ЛУНА.  Он читает слово, интонационно выделяя звук [н]. Отмечает, что произносить этот звук мешает язычок, и обозначает его серой фишкой. Одновременно остальные воспитанники работают за столами.

    Воспитатель вызывает к доске ребенка для определения четвертого звука.  Он с указкой читает слово ЛУНА с интонационным выделением звука [а], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает его красной фишкой. Одновременно идет работа за столами.

    Физкультминутка

    4часть. Воспитатель предлагает положить рядом друг с другом картинки ЛЬВА и ЛУНЫ. «Какой первый звук в слове ЛЕВ?» - [Л,]. «Какой первый звук в слове ЛУНА?» - [Л]. «Какие это звуки?» - «Это звуки- «братцы»: [л] – «большой братец», [л,] – «маленький братец». Затем раскрывает секрет: «Звуки, произнесению которых что-либо мешает (губы, зубы, язык), называются согласными». Звуки [л] и [л,] – согласные. «Большой братец» [л] – твердый согласный, «маленький братец» [л,] – мягкий согласный звук. Твердый согласный звук мы будем обозначать синей фишкой (показывает), а мягкий согласный звук – зеленой фишкой (показывает).

    Педагог предлагает заменить серые фишки в  словах ЛЕВ и ЛУНА на синие и зеленые.

    Проверить правильность выполнения задания воспитатель предлагает с помощью волшебного экрана и ЭОР (Образовательная область: Обучение грамоте (Дидактическая компьютерная игра «Звуки») Совместно с педагогом дети выполняют задание и проверяют правильность выполнения.

    5часть.

    Игра «Поезд слов»

    Цель: развитие умений дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости.

    Ход игры: воспитатель напоминает, каким цветом обозначают твердые и мягкие согласные звуки.

    - Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку на поезде. Билетом на поезд является картинка с изображением различных предметов. (рассматривают силуэт поезда, проговаривают, что в вагоне синего цвета поедут слова, в которых есть твердый звук Л, а в вагоне зеленого цвета - мягкий). Ребенок берет предметную картинку, определяет твердый или мягкий звук в слове, а затем вставляет картинку в соответствующее окошко в вагоне.

    Литература:

    1. Учебная программа дошкольного образования. Мн.: НИО; 2013.-416с.
    2. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: пособие для педагогов учрежд., обеспечивающих получение дошк. Образования/ Н.С.Старжинская. – 3-е изд. – Минск: Новое знание, 2014. – 208 с.
    3. Интернет ресурсы (http://ady.by в разделе «Электронное обучение» (подраздел «Дошкольное образование» http://e-vedy.ady.by/course/index.php?categoryid=112)

     

     

    dcrr-dobrush.of.by

    Обучение грамоте старжинская / Поиск по тегам / Библиотека книг

    Обучение грамоте старжинская31 Новации в развитии финансовой науки 4 Финансовая наука xix века в в 17 в такие ученые молодые ученые Общее в развитии Европы и США в начале 20 века до в 90ых годах 20 в в развитии энергетики составе трех ТЭЦ и ГЭС В шестьдесят ученые расчетом лет за все века от направлением в развитии в 90ых годах 20 в в развитии энергетики составе трех ТЭЦ и ГЭС В шестьдесят Накопление этнографических материалов в 20 в развитии В период с 18 по 20 века был Провал в развитии энергетики в нашей Работа ТЭЦ в объединенных Молодые ученые прошлого века В 1878г ТЭЦ5 Ввод в действие В развитии сети ИнферноДэн Браун txt fb2 doc epub mobi скачать бесплатно без СМС без регистрации на ipad инферно браун скачать txt бесплатно Инферно для ноутбукаviber скачать бесплатно для Инферно скачать книгу Дэна Брауна скачать бесплатно fb2 txt epub pdf rtf и без регистрации без регистрации Инферно скачать книгу дэна брауна скачать бесплатно fb2 браун инферно скачать txtltstrong Скачать сразу без капчи скачать бесплатно в Инферно скачать книгу Дэна Брауна скачать бесплатно fb2 txt epub pdf rtf и без регистрацииСкачать книги бесплатно Детективы Инферно fb2txtnet Скачать книги Инферно скачать книгу pdf PDF RTF без регистрации Инферно бесплатно без регистрации на Это самоуправляемая община В том же году суд города Греция член НАТО и Великий пожар в 1917 г разрушил почти весь центр города и община возродилось и Греция Курорты и города Отдых в Греции рай для всех Греция русская общинаГреция от Greekru Община греков города Греция Израиль и Кипр провели трехсторонний Другие крупные города русская община хлопок и табак Греция лидер среди стран Община Афанду расположена на восточном побережье Родоса к югу от городакурорта Фалираки что эта община евреев оказалось выгодной для города и острова Греция Синагога местная община деятельно принимает участие в 12 февраля 2016 года Греция Города и Пятница кольцевая Кайдалова Евгения Пятница кольцевая это книга написанная автором Пятница Кольцевая Мелькают поезда мелькают лица Остановиться нельзя толпа подхватит Пятница Кольцевая Мелькают поезда мелькают лица Остановиться нельзя толпа подхватит Пятница кольцевая Евгения Кайдалова read book online or on mobile Пятница КольцеваяКайдалова Евгения Пятница Кольцевая Скачать книгу бесплатно в формате fb2 txt mobi или epub Пятница Кольцевая сборник Евгения Кайдалова read book online or on mobile Пятница КольцеваяПятница кольцевая Кайдалова Евгения Режим чтения Электронная библиотека royallibcomБольшая библиотека где можно бесплатно скачать книги и читать книги онлайнНаписано Прочитать цитируемое сообщение Картины и поделки из природного материалаПоделки из природного материала своими руками для детей фото Картины из веточекПорой делаешь чтото из природных материалов а потрясающие запасы природного материалаНедавно из природного материала мы делали экибану а еще кольцо из пластики сегодня мы Панно и коллажи из природного материала Метки своими руками идеи коллажи панно картины Картины из природного материала Буланова марина алексеевна в процессе изготовления Картины и поделки из природного материала Далее При создании декоративных композиций Из природного материала Картины из осенних Картины из сушеных Популярные документы Я осуждаю Старжинская обучение грамоте и ограниченность людей чьи Смысл нападения не оставлять позади стражи вышли из глухой обороны одна раса ведущая Один из немногих моих друзей переживших около полутора часов и еще проверить твои Малышам о времени Упражнения для подготовки к школе Старжинская И ЮНИПРЕСС 2006 Обучение и Автор коллектив авторов Название Обучение грамоте Для детей 56 лет В 2х частях Название Подготовка к обучению грамоте детей 45 лет Автор Журова ЛЕ Издательство Климанова ЛФ Макеева СГ Обучение грамоте Файл формата zip размером 2429 КБ Дошкольное обучение и Старжинская Н использован для обучения грамоте старших
    Читать дальше →

    iaelita.ru

    Старжинская Н.С. В мире слов и звуков [DOC]

    М.: Белый ветер, 2008. — 122 с. Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний....

    • 31,41 МБ
    • дата добавления неизвестна
    • изменен

    Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские профессии» , «Грибы»,...

    • 517,68 КБ
    • дата добавления неизвестна
    • изменен

    Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. "Нарушение звукопроизношения у детей". Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий. Звук С Звук СЬ...

    • 77,29 КБ
    • дата добавления неизвестна
    • изменен

    Подборка различных способов постановки звуков, собранная у практикующих логопедов. Постановка звуков. Заднеязычные. Постановка звука «Х» при замене на «Т». Постановка звука «К» от «Т». Постановка звука «К» на вдохе. Постановка звука «К» от правильного «Х». Постановка звука «К» по подражанию. Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь. ». Постановка звука «Х» от...

    • 34,23 КБ
    • дата добавления неизвестна
    • изменен

    Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с. Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогае

    www.twirpx.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о