Орксэ 4 класс конспект урока добро и зло – План-конспект урока (4 класс) по теме: ОРКСЭ урок «Добро и зло» | скачать бесплатно

План-конспект урока по ОРКСЭ «Добро и зло» 4 класс

Тема: Добро и зло (урок №6)

Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой

Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника.

Задачи:

Предметные:

  • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

  • развивать творческие способности;

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

  • формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;

  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97 — 2003.

Урок ОРКиСЭ № 6 Добро и зло. 4 класс.)

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Учебник «Основы светской этики»

Основные понятия: добро, зло, гуманность.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Принимать и сохранять учебную задачу.

3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

2. Создание проблемной ситуации

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?

(Ответы детей)

В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?

ДОБРО ЗЛО

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце — доброта.

3.Актуализация знаний

— Я просила Вас найти в словаре Сергея Ожегова определение, что такое добро и зло.

( Из д\з определение из словаря Ожегова)

Какого же человека можно назвать добрым?

(Сочинения «Кто такой добрый человек?»)

4.Решение проблемы, открытие новых заний.

Выполнение продуктивных заданий по теме

-Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать  отношения добрее и искреннее?

(Дети дают версии.)

— Конечно же, это добрые, теплые слова.

— Какие?

 (Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)

1. Парная работа

Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, в парах напишите эти слова на листочках.

2. Игра « Доскажи словечко»

-Давайте мы немного поиграем.

-Я прочту стихотво­рение, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу доброе слово.

 

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: … («Добрый день!»)

 

Растает ледяная глыба

От слова доброго … («Спасибо!»)

 

 Когда бранят за шалости,

 Мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»)

 

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы: … («Спасибо!»)

-Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа.

 

-Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

-Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

 

3. Работа с пословицами.

 

1.Худо жить без ласкового слова

 

2.За добро добром платят

 

-Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?

 Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

-Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

(Древняя китайская история (рассказ учителя).)

ДОБРО БЕЗ УМА (обсуждение притчи)

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.

Вопросы и задания:

  • Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

(Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют). :

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

Учитель: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета

Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»

— Какие поступки совершил волк?

-А какие совершил заяц?

-Почему его забрала полиция?

5. Работа в группах.

Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;

  • приятель в компании беззастенчиво врёт;

  • родители несправедливо сердятся;

  • девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

  • мальчишки играли в футбол и разбили окно;

  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

6.Работа на карточках (с экрана)

Закончите предложение.

“Я могу простить другого человека, если ….”,

“Мне было одиноко, когда ….”,

“Я раздражаюсь, если …”,

“Я страдаю, когда ….”.

Ученик

Спешите делать добрые дела,

Пока еще не склевана рябина,

Пока береста совести бела

Спешите делать добрые дела.

В колесах дружбы так привычны палки,

В больницах так медлительны каталки,

А щель просвета так порой мала,

А ложь святая столько гнезд свила.

Спешите делать добрые дела

Учитель: «Спешите делать добро» — это изречение выбито на памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

5. Подведение итога урока. Рефлексия

Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Юрия Шмидта:

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло – их некем заменить.

— Какова главная мысль стихотворения? ( Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)

Игра «Солнышко доброты»

— Вам интересно было работать на уроке?

– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

– Какие выводы вы сделали для себя?

Оценивание

6. Домашнее задание

Акция «Спешите делать добро». Готовим подарки для будущих первоклассников, сувениры для ветеранов ВОВ. (Это могут быть открытки, сувениры, книжки – малышки…)

Литература:

1.Великие философы: Словарь- справочник/ Л.В. Блинников.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.- С. 35.

2.Будникова,В. «Добрым быть совсем не просто». Классный час для уч-ся 4-5 классов. // Воспитание школьников. –

2006. — № 8. – С. 20-25.

3.«Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности

для уч-ся 4-6 классов // Классный руководитель. – 2009. — № 2. – С. 82-93.

4.Евстигнеева, М.В «Основные законы бесконфликтного существования».

5.Классный час для уч-ся 4-5 классов// Педсовет. – 2006. — № 11. – С. 8-10.

6.http://grani.do.am/publ/1-1-0-2

7. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D1%83+%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8

infourok.ru

Конспект урока по ОРКСЭ «Добро и зло» 4 класс

Открытый урок

Тема «Добро и зло».

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения,

обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их

с общечеловеческими ценностями;

  1. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий

в коллективе.

Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций, групповая работа

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и

проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям,

природе, книги о добре и зле, чашечные весы, изображение солнца.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

— Ыра кун пултар , ачасем! Ыра кун, ханасем!

— Добрый день, ребята! Добрый день, гости урока! Меня зовут Людмила Григорьевна. Мы начинаем урок по Основам православной культуры! Пришла я к вам не с пустыми руками, у меня шкатулка. Что в нём ? Угадайте?

Чёрные, кривые, 
От рождения все немые,
Встанут в ряд — 
Сейчас заговорят.
(Буквы)

(Достаём буквы из шкатулки и крепим на доске)

— Составьте из всех букв одно слово (ПОСТУПОК)

— А какие бывают поступки?

  1. Определение темы урока.

— Да, правильно. Добро и зло существовало во все времена. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки. Так о чём мы будем говорить на уроке?(О добре и зле)

Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти.

-А что такое добро для вас? (Ответы детей. По классу пускают микрофон)

— Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное, бескорыстное.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Чтение с экрана стихотворения Ольги Слепенькой «Что такое добро?»

(слайд 5)

Добро – это ты!

Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро — это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама и папа рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

— Ребята, а что же тогда зло?(Ответы детей) . По словарю « Зло – это

— Каким человеком вы себя считаете? Почему?

-А хотите узнать какие вы? (Анкетирование с экрана)

Тест «Добрый ли я»

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Обработка результата:

Одно очко за каждый утвердительный(да) ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный(нет) ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Работа с пословицами.

Тема «добра и «зла» она звучала всегда, везде и во все времена. Поэтому появились пословицы, поговорки, афоризмы на эту тему. Попробуйте соединить пословицы. (Раздаются карточки. Работаем в паре.)

1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро — добро найдешь.
3. Добрый человек — несет мир.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. На добрый привет — добрый ответ.
6. При солнышке тепло — при матушке добро.
7. Доброе дело дороже — богатства.
8. Доброе дело лечит, а злое калечит.
9. Делай людям добро — будешь сам в добре.

10. От добра добра не ищут.

— Как вы думаете, на земле много добрых людей? Про одного из таких людей советский поэт Михаил Исаковский написал стихотворение «Вишня». Послушайте. (Читает учитель)

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,—

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят — не вспоминай, не надо,—

Все равно я вишню посажу!»

— Для чего старик хочет посадить вишню?(для красоты, для отдыха, чтобы помнили)

— Что можем сказать про этого старика?(добрый)

— Значит, чем измеряется доброта?( добрыми делами)

— Легко ли быть добрым? Каким быть легче добрым или злым?(злым быть легче, добрым тяжелее)

Работа с картинками.

Добро и зло(распределить в группы)

— Назовите добрых сказочных героев(, злых.

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Добросовестный – честно выполняющий свои обязанности, обязательства.

Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.

Добропорядочный – достойный одобрения.

Добронравный – отличающий хорошим поведением, хорошим нравом.

Добродетель – положительное нравственное качество, высоконравственный человек.

Добродушный – добрый и мягкий по характеру.

Доброжелатель – тот, по доброму относится к кому-нибудь.

Добряк – добрый человек.

Будьте добры – просьба.

Доброго здоровья – пожелание благополучия.

В добрый путь! – пожелание успеха.

Добрый день – приветствие.

По доброй воле – без принуждения.

— Назовите добрых сказочных героев. Слайд 10

— Назовите понятие противоположное добру. (Зло)

Объясните слова: Слайд 11.

Зло – нечто дурное, вредное, плохое.

Злоба – чувство злости.

Злобный – исполненный злобы.

Зловещий – предвещающий зло.

Зловредный – очень вредный.

Злодей – человек, который совершает зло.

Злонравный – с дурным нравом, характером.

Злопамятный – долго помнящий зло.

Злорадный – подлый.

Злословие – злые, недоброжелательные слова.

Злюка – тот, кто постоянно злится из-за плохого характера.

Злость – враждебное чувство, настроение.

Злоумышленник – преступник.. или человек замышляющий зло.

Слайд 12.

  1. Продолжение работы на понятиями «добро» и «зло». Чтение и обсуждение притчи с экрана. В чём её смысл?

Как – то два друга шли по пустыне. Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

-Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
(Главная мысль — добрые поступки надо помнить, а злые забыть)

Групповая работа:

Сочинить небольшую сказку про Добро и Зло.

Жили – были Добро и Зло.

5. Повторение золотого правила морали.

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»

6. Домашнее задание:

Найти как можно больше слов с корнем «Добро»: Добрый день, доброта, добрый, Добрыня…

7. Рефлексия:

— Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

— А что нужно сделать, чтобы победить зло? Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили.

У нас в классе с начала урока висит корзинка «Корзинка добрых дел». Нам нужно его наполнить. Каждый пишет на своих фигурках свои добрые дела и крепит на корзинку.

— Давайте, все злое, о котором мы знаем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок со словами гадость, злость, зависть, война, ссора, сделанный из бумаги, и передают друг другу)

— Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
— Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

8. Итог урока:

— Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя? Читаем с экрана золотое правило этики «Как хотите , чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

— Какую же дорогу в жизни мы выберем? (Дети слушают песню «Дорога добра». Музыка

В. Шаинского, слова М. Танича.)

— Всем спасибо за урок.

infourok.ru

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ «Добро и зло» (4 класс, модуль «Светская этика»)

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль: «Основы светской этики».

Тема урока: «Добро и зло»

4 класс

Тема урока: «Добро и зло»

(урок первый).

Цель: Способствовать формированию понятий о добре и зле.

Задачи:

  1. раскрыть смысл понятий « добра» и «зла» как основополагающих в этике;

  2. формировать умение правильно оценивать себя и других, давать оценку поступкам с точки зрения добра и зла;

  3. воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Тип урока: изучение нового материала.

Художественно – педагогическая идея урока: « Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…» (слова из песни « Дорогою добра» — слова Ю. Энтина, музыка Марка Минкова; из к/ф «Маленький Мук»)

Методы: метод выразительного исполнения(стихи),проблемно — поисковый; репродуктивный.

Оборудование: Мультимедийная установка, интерактивная доска, зеркала, раздаточный материал (дерево Добра, дерево Зла, листья для каждого дерева), плакат «Дерево Добрых дел», карточки для д/з.

Литература: Учебник «Основы светской этики – 4 класс» М.Т.Студеникин; Толковый словарь С.И.Ожегова; интернет-ресурсы.

Основные термины и понятия: добро, доброта, зло.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Добрый день, дорогие ребята!

Итак…, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

А урок наш мы начнём с песенки из кинофильма «Маленький Мук». Называется она «Дорогою добра» (слайд 2)

(звучит песня «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук» )

  1. Самоопределение деятельности.

-Ребята, о чем эта песня?

-Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

-А кто назовет антоним к слову добро?

— Определите тему урока. Совершенно верно. Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 3)

— Какие учебные задачи поставим перед собой?

Что мы должны сегодня узнать? Для чего?

-Добро и зло — это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. (слайд 4)

Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 5)

  1. Подготовка к изучению нового

Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

Послушайте такую притчу.

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” — и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы — и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала — тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла — эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений бездыханных собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок…и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

-Подумайте, ребята, и скажите, в ком в этой притче вы увидели образ зла, а в ком образ добра?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир — это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…» (Слайд 6)

  1. Изучение нового.

-Ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.

Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

-Так что же такое есть добро? (рассуждения детей).

-Давайте откроем учебник на стр. 9(учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики – 4 кл.», издательство «Русское слово») и найдём определение слова «добро».

-Назовите родственные слова к слову «добро». (ответы детей).

— Кто скажет, что такое «доброта»? Найдите в учебнике определение слова «доброта».

-А что же такое зло?(рассуждения детей). Найдите определение в учебнике (стр.41).

  1. Самостоятельная работа.

Из каких ещё источников мы можем узнать определения понятий «добро» и «зло»?

Сейчас вы будете работать в группах.

  • В словаре С.А. Ожегова первая группа ищет, что такое «добро», вторая группа – что такое « зло» (слайд 7)

  • Нарисуйте условное изображение лица человека. Подумайте, что в лице человека говорит о его доброте, зле?( первая группа изображает злого человека, вторая группа – доброго)

  1. Первичное закрепление.

Выросли однажды 2 дерева: одно дерево Добра, а другое дерево Зла (слайд 8)

(У каждой группы такие деревья)

Подумайте, какие слова относятся к вашему понятию о добре и зле. Запишите их на листочки и поместите листочки на деревья.

(У детей зелёные листья для дерева «Добро» и чёрные или коричневые для дерева «Зло»).

( Интерактивная игра «Чаши весов» (слайд 9 примечание: ссылка для игры находится внизу слайда на цветах).

— Ребята, добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

  1. Физминутка

Песня «Что такое доброта» (В. Осошник) в исполнении группы «Барбарики» (слайд 10).

  1. Закрепление.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. (слайд 11-14) Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Ребята, как вы думаете, что ответил старый индеец? (предположения учеников)

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по содержанию:

— Какую жизненную истину открыл внуку старый индеец?

-Как вы думаете, в притче идёт речь о реальных волках?

— Какова мораль притчи?

-Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

(читает учащийся)

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

 

Работа со сказками (по группам)

Все вы любите сказки. Вы конечно знаете, что в них встречаются и добрые герои, и злые. Я буду читать стихотворения о сказочных героях. Вы должны отгадать, что это за сказочный герой, добрый он или злой, объяснить своё мнение.

(слайд 15-22)

  1. Создание проблемной ситуации

-Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

-Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Чем больше добра вы сделаете другим, тем больше получите сами.

(слайд 23)

Ресурсный круг

-А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

  1. Рефлексия.

-Ребята, а теперь встречайте гостя.

(Учитель вывешивает большой плакат (слайд 24) « Дерево Добрых дел». Гостем может быть любой человек, знающий данных детей. Цель его прихода – озвучить несколько добрых дел, выполненных учениками данного класса).

— Давайте с сегодняшнего дня начнём заполнять это дерево теми добрыми делами, которые будет совершать ваш класс в дальнейшем. А в конце учебного года посмотрим, выросло ваше дерево или завяло.

Вы ещё дети, но впереди вас ждут славные добрые дела. Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй. Что вы можете сделать, чтобы наша планета была прекрасной?

Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашают и приходят в гости!

  1. Домашнее задание (карточки):

Карточка 1.

Карточка 2.

Карточка 3.

  1. Итог Песня «Если добрый ты…» (сл. А.Хайта, муз.Б.Савельева )

(слайд 25)

— Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Я тоже хочу поделиться с вами добротой. Вы очень хорошо работали на уроке, очень старались, и на ваше Дерево Добрых дел я вешаю листочек «старание и усердие». А еще от меня вам за урок я говорю на всех языках мира СПАСИБО (слайд 26).

infourok.ru

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Добро и зло»

1. Самоопределение к деятельности

В жизни по-разному можно жить –  
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.

-Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Выйдите, пожалуйста, к доске. Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое хорошее настроение, почувствуйте его тепло.

-Что символизирует наш круг? (солнце)

-Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

Личностные УУД мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

2. Актуализация знаний

— Прочитайте высказывания. Подумайте, о чём сегодня на уроке мы будем говорить.

(Слайд 2)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский

Добро и зло — это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить. П. Буаст

Добро и зло — названия обозначающие наши склонности или наши антипатии. Т. Гоббс

Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

3. Постановка проблемы

-Послушайте сказку .

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними пёс и кот. Пёс и кот были преданными друзьями старика. Старик подобрал их голодных и больных на улице, выходил и вылечил. Они всегда сопровождали старика, куда бы он не шёл.

Старуха не жаловала ни пса, ни кота. Она ругала их и обзывала «бездельниками и дармоедами». Особенно доставалось коту после того, как в доме поселилась мышка, которая прогрызала сыр или дыру в мешочке с зерном. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней и не хотел причинять ей вреда, да и ела мышка, совсем мало, не принося большого урона хозяйству старухи. Всё это не нравилось старухе, и она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!». В такие минуты не только кот, пёс и мышка прятались куда-нибудь подальше, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза.

Жили они так долгое время, пока не произошла история, резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так. Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак, и сняв сыр с полки, она увидела, что тот с краешка погрызен мышкой. Старуха с криком и угрозами в адрес кота, пса, мыши и деда помчалась во двор и совсем забыла про накрытый досками во дворе старый заброшенный колодец. От старости доски на колодце прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Самостоятельно выбраться из колодца старуха не могла, колодец был ещё достаточно глубок. На помощь старухе бросились дед, пёс и кот. Дед лёг на землю, дотянулся до рук старухи, но вытащить её не хватало сил…

— Как вы думаете, чем закончилась сказка?

— Напишите ( работа в группах)

— Зачитайте свои ответы.

— Сравните своё продолжение с текстом.

Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. Вчетвером они вытащили старуху из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце».

После этого случая старуха поставила в доме на пол три миски. И теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую — наливала молока для кота, а в третью – немного сыра для мышки и для каждого у неё находилось ласковое слово и ворчливая старуха благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.

— Объясните, как вы понимаете эти строки?

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.

в) Посмотри на картинки слайда и выбери добрые дела, свой ответ аргументируй.

— Как вы понимаете, что такое добро и что такое зло?

— Разделите слова в два столбика

(Слайд 3)

чуткость
трудолюбие
правдивость

равнодушие
лень
лживость

— По какому признаку разделили слова?

— В каждом человеке уживаются и хорошее, и плохое.

Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других.

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Работа с учебником.

Работа с Толковым словарём.

(Слайд 4, 5)

С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

С.И.Ожегов: “Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.

— Прочитайте текст.

— Найдите определение, что такое добро и что такое зло. Как вы поняли, какие поступки можно назвать по-настоящему добрыми.

— Вспомните изречение Буаста о добре и зле. Как вы понимаете его слова?

Притча про волков.

(Слайд 6)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.”

— Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

— Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

(Слайд 7)

КАМЕШКИ

Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком – 
Ответь на него хлебушком.

Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.

Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.

Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.
Учу я внука: “Хлебушек
Подай в ответ на камешек”.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге

5. Первичное закрепление. Работа в группах.

— Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили  и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

1.Объединитесь в группы, найдите продолжение пословицы, обсудите, в чем заключается смысл этих пословиц, затем всем расскажите ваше общее мнение.

Добрые дела

Половина счастья

Доброе слово

Нет доброго имени

Без добрых дел

Доброту не унесут

Красоту уносят годы

Красят человека

(Слайд 8)

2.Составьте синквейн. Правила составления синквейна лежат перед вами

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме)

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге

6. Рефлексия – самооценка, подведение итога

— Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

— А можно ли стать добрым на время?

— Что вы хотели бы пожелать друг другу?

— Я желаю, чтобы вы всегда несли по жизни только добро и счастье окружающим.

«Сбор сокровищ»

В ларчик- шкатулку необходимо положить стеклянный прозрачный шарик со словами доброго дела, которое сделал каждый ученик.

Ларчик наполнился и мы его закрываем. Это наше сокровище. Давайте будем его беречь.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

(Слайд 9) Клип “Дорогою добра”

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль

multiurok.ru

Конспект урока по ОРКСЭ «Добро и зло» 4 класс

МБОУ «Шегарская СОШ №2»

Конспект урока №6

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

тема «Добро и зло»

в 4 классе

Составила:

Сидорова Елена Александровна,

учитель ОРКСЭ

Мельниково — 2012

Тема: Добро и зло (урок №6)

Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой

Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника.

Задачи:

Предметные:

  • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

  • развивать творческие способности;

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

  • формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;

  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97 — 2003.

Урок ОРКиСЭ № 6 Добро и зло. 4 класс.)

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Учебник «Основы светской этики»

Основные понятия: добро, зло, гуманность.

Этапы урока

 

2.За добро добром платят

 

3.Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

-Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?

 Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

-Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

(Древняя китайская история (рассказ учителя).)

ДОБРО БЕЗ УМА (обсуждение притчи)

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.

Вопросы и задания:

  • Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

(Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют). :

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

Учитель: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета

Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»

— Какие поступки совершил волк?

-А какие совершил заяц?

-Почему его забрала полиция?

5. Работа в группах.

Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;

  • приятель в компании беззастенчиво врёт;

  • родители несправедливо сердятся;

  • девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

  • мальчишки играли в футбол и разбили окно;

  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

6.Работа на карточках (с экрана)

Закончите предложение.

“Я могу простить другого человека, если ….”,

“Мне было одиноко, когда ….”,

“Я раздражаюсь, если …”,

“Я страдаю, когда ….”.

Ученик

Спешите делать добрые дела,

Пока еще не склевана рябина,

Пока береста совести бела

Спешите делать добрые дела.

В колесах дружбы так привычны палки,

В больницах так медлительны каталки,

А щель просвета так порой мала,

А ложь святая столько гнезд свила.

Спешите делать добрые дела

Учитель: «Спешите делать добро» — это изречение выбито на памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

Литература:

1.Великие философы: Словарь- справочник/ Л.В. Блинников.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.- С. 35.

2.Будникова,В. «Добрым быть совсем не просто». Классный час для уч-ся 4-5 классов. // Воспитание школьников. –

2006. — № 8. – С. 20-25.

3.«Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности

для уч-ся 4-6 классов // Классный руководитель. – 2009. — № 2. – С. 82-93.

4.Евстигнеева, М.В «Основные законы бесконфликтного существования».

5.Классный час для уч-ся 4-5 классов// Педсовет. – 2006. — № 11. – С. 8-10.

6.http://grani.do.am/publ/1-1-0-2

7. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D1%83+%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Принимать и сохранять учебную задачу.

3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

2. Создание проблемной ситуации

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?

(Ответы детей)

В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?

ДОБРО ЗЛО

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце — доброта.

3.Актуализация знаний

— Я просила Вас найти в словаре Сергея Ожегова определение, что такое добро и зло.

( Из д\з определение из словаря Ожегова)

Какого же человека можно назвать добрым?

(Сочинения «Кто такой добрый человек?»)

4.Решение проблемы, открытие новых заний.

Выполнение продуктивных заданий по теме

-Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать  отношения добрее и искреннее?

(Дети дают версии.)

— Конечно же, это добрые, теплые слова.

— Какие?

 (Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)

1. Парная работа

Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, в парах напишите эти слова на листочках.

2. Игра « Доскажи словечко»

-Давайте мы немного поиграем.

-Я прочту стихотво­рение, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу доброе слово.

 

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: … («Добрый день!»)

 

Растает ледяная глыба

От слова доброго … («Спасибо!»)

 

 Когда бранят за шалости,

 Мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»)

 

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы: … («Спасибо!»)

-Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа.

 

-Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

-Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

 

3. Работа с пословицами.

 

1.Худо жить без ласкового слова

5. Подведение итога урока. Рефлексия

Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Юрия Шмидта:

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло – их некем заменить.

— Какова главная мысль стихотворения? ( Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)

Игра «Солнышко доброты»

— Вам интересно было работать на уроке?

– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

– Какие выводы вы сделали для себя?

Оценивание

6. Домашнее задание

Акция «Спешите делать добро». Готовим подарки для будущих первоклассников, сувениры для ветеранов ВОВ. (Это могут быть открытки, сувениры, книжки – малышки…)

doc4web.ru

Конспект урока ОРКиСЭ в 4 классе «Добро и зло»

1. Самоопределение к деятельности

В жизни по-разному можно жить –  
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.

-Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Выйдите, пожалуйста, к доске. Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое хорошее настроение, почувствуйте его тепло.

-Что символизирует наш круг? (солнце)

-Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

Личностные УУД мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

2. Актуализация знаний

— Прочитайте высказывания. Подумайте, о чём сегодня на уроке мы будем говорить.

(Слайд 2)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский

Добро и зло — это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить. П. Буаст

Добро и зло — названия обозначающие наши склонности или наши антипатии. Т. Гоббс

Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

3. Постановка проблемы

-Послушайте сказку .

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними пёс и кот. Пёс и кот были преданными друзьями старика. Старик подобрал их голодных и больных на улице, выходил и вылечил. Они всегда сопровождали старика, куда бы он не шёл.

Старуха не жаловала ни пса, ни кота. Она ругала их и обзывала «бездельниками и дармоедами». Особенно доставалось коту после того, как в доме поселилась мышка, которая прогрызала сыр или дыру в мешочке с зерном. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней и не хотел причинять ей вреда, да и ела мышка, совсем мало, не принося большого урона хозяйству старухи. Всё это не нравилось старухе, и она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!». В такие минуты не только кот, пёс и мышка прятались куда-нибудь подальше, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза.

Жили они так долгое время, пока не произошла история, резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так. Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак, и сняв сыр с полки, она увидела, что тот с краешка погрызен мышкой. Старуха с криком и угрозами в адрес кота, пса, мыши и деда помчалась во двор и совсем забыла про накрытый досками во дворе старый заброшенный колодец. От старости доски на колодце прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Самостоятельно выбраться из колодца старуха не могла, колодец был ещё достаточно глубок. На помощь старухе бросились дед, пёс и кот. Дед лёг на землю, дотянулся до рук старухи, но вытащить её не хватало сил…

— Как вы думаете, чем закончилась сказка?

— Напишите ( работа в группах)

— Зачитайте свои ответы.

— Сравните своё продолжение с текстом.

Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. Вчетвером они вытащили старуху из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце».

После этого случая старуха поставила в доме на пол три миски. И теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую — наливала молока для кота, а в третью – немного сыра для мышки и для каждого у неё находилось ласковое слово и ворчливая старуха благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.

— Объясните, как вы понимаете эти строки?

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.

в) Посмотри на картинки слайда и выбери добрые дела, свой ответ аргументируй.

— Как вы понимаете, что такое добро и что такое зло?

— Разделите слова в два столбика

(Слайд 3)

чуткость
трудолюбие
правдивость

равнодушие
лень
лживость

— По какому признаку разделили слова?

— В каждом человеке уживаются и хорошее, и плохое.

Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других.

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Работа с учебником.

Работа с Толковым словарём.

(Слайд 4, 5)

С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

С.И.Ожегов: “Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.

— Прочитайте текст.

— Найдите определение, что такое добро и что такое зло. Как вы поняли, какие поступки можно назвать по-настоящему добрыми.

— Вспомните изречение Буаста о добре и зле. Как вы понимаете его слова?

Притча про волков.

(Слайд 6)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.”

— Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

— Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

(Слайд 7)

КАМЕШКИ

Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком – 
Ответь на него хлебушком.

Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.

Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.

Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.
Учу я внука: “Хлебушек
Подай в ответ на камешек”.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге

5. Первичное закрепление. Работа в группах.

— Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили  и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

1.Объединитесь в группы, найдите продолжение пословицы, обсудите, в чем заключается смысл этих пословиц, затем всем расскажите ваше общее мнение.

Добрые дела

Половина счастья

Доброе слово

Нет доброго имени

Без добрых дел

Доброту не унесут

Красоту уносят годы

Красят человека

(Слайд 8)

2.Составьте синквейн. Правила составления синквейна лежат перед вами

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме)

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге

6. Рефлексия – самооценка, подведение итога

— Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

— А можно ли стать добрым на время?

— Что вы хотели бы пожелать друг другу?

— Я желаю, чтобы вы всегда несли по жизни только добро и счастье окружающим.

«Сбор сокровищ»

В ларчик- шкатулку необходимо положить стеклянный прозрачный шарик со словами доброго дела, которое сделал каждый ученик.

Ларчик наполнился и мы его закрываем. Это наше сокровище. Давайте будем его беречь.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

(Слайд 9) Клип “Дорогою добра”

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль

compedu.ru

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Добро и зло»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева»

Конспект урока по ОРКСЭ

в 4 классе

модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Добро и зло» ( первый урок)

Учитель

начальных классов

Нечаева С.В.

2012 год

Пояснительная записка

Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло».

Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.

Класс: 4 класс, I четверть, 5 урок по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики».

Тема: Добро и зло (первый урок).

Цель: создание условий для формирования у обучающихся мотива совершать добрые поступки.

Задачи:

Образовательная — познакомить с основными понятиями: добро и зло.

Воспитательная – воспитывать стремление делать добро, не делать зла, умение быть благодарным.

Развивающая – развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: изучение нового материала.

Наглядность: бланки с кроссвордом, весы с чашами, фишки (светлые и тёмные для каждого ученика), учебник «Основы светской этики», видеоматериалы с диска

Ожидаемые учебные результаты:

— иметь четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

— уметь давать оценку различным ситуациям и поступкам,

— способность дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

— уметь работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Этапы урока

1.Организационный момент

2. Вступительная часть (определение темы и цели урока)

3. Основная часть

1)Изучение нового материала

2) Работа в группах.

4. Физкультминутка

5. Работа над притчей.

6. Тестирование.

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда прошу сейчас.
Скрестите шпаги ваших мнений –
И мы начнём урочный час!

2. Вступительная часть

(определение темы и цели урока)

— Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. ( У детей бланки кроссворда с пустыми полями)

  1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

  2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.

  3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

  4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

  5. Пожелание добра.

  6. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

  7. Близкие отношения, основанные на доверии.

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о добре)

— Почему это слово цветное?

— Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце (Дети продолжают улыбка, мама, учитель… и т.д.)

— Ребята, что является противоположностью добра? (зло)

— Если существует на нашей планете добро, то существует и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Тема нашего урока “Добро и зло” и мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями в жизни «Добром» и «Злом». Как вы сами понимаете значения этих слов? (ответы детей)

— Давайте обратимся к учебнику и найдём в тексте определение добра. (Дети зачитывают определение)

— Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

(Дети зачитывают определение в учебнике).
— Мы живем с вами на планете Земля. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей.)

3. Основная часть.

  1. Изучение нового материала

— Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Добро и зло».

— Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Добро и зло всегда борются между собой. Какой тому яркий пример мы видим в литературе?

Ученик: — в русских народных сказках

— в литературных произведениях

2) Работа в группах

Проведем небольшую викторину (ученики разделены на 2 группы задаю по 4 вопроса каждой команде )

1. Какой герой русской народной сказки был наказан за то, что трижды не послушался сестры? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

2. В какой русской народной сказке одна героиня за доброе сердце получает в награду сундук с приданым, жениха и уважение, а другая за злобу — стаю крикливых ворон, позор и унижение? («Морозко»)

3. Героиня какой сказки смогла спасти своего братца из рук Бабы-Яги только тогда, когда перестала гордиться и начала помогать окружающим? («Гуси – лебеди»)

4. Героиня какой сказки А.С. Пушкина наказана за гордыню, зло, жадность, неблагодарность, оставшись с тем, с чем жила первоначально? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Героиня какой сказки А.С. Пушкина от накопленного в душе зла умирает? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

6. Героиня какой сказки В.А. Жуковского обижена на то что ее не пригласили на пир и наказывает царевну и всех остальных глубоким сном на 300 лет? («Спящая царевна»)

7. Какая сказка Г. Х. Андерсена начинается с рассказа о волшебном зеркале, осколки которого делают человека злым и жестоким? («Снежная королева»)

8. В какой сказке Андерсена героиня ради спасения братьев даёт обет (обещание) молчания и выполняет трудную работу на месте казни? («Дикие лебеди»)

-Какое свойство присуще сказочным историям? Почти всем сказочным историям присуще замечательное свойство – в них добро побеждает зло и добрый герой, даже самый маленький, за свои хорошие дела оказывается вознагражден.

4.Физкультминутка.

5.Работа над притчей

— Ребята, сейчас мы послушаем маленькую притчу . А что такое притча?

Ученик: Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.

«Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: …..

-Как вы думаете, что могло сказать добро? (высказывания детей)

«Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром на зло.»

-Кто из героев не понравился и почему?

-Как бы вы поступили на месте героев?

-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?

(команды называют пословицы и поговорки о добре и зле )

1.Во зле жить – по миру ходить.

2. Кто добро творит, того Бог благословит.

3. Бедного обижать – себе добра не желать.

4. Добрый человек – в добре проживет век.

5. Добро творить – себя веселить.

6. Тьма свету не любит, злой добро не терпит.

Вы с рождения получаете знания о добре и зле. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь.

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут весы ответить на этот вопрос? На одну чашу весов кладем «зло» (темные фишки), означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите белые фишки на другую чашу весов. Какая же чаша весов перевесит?

Слово учителя: (если перевесит чаша «добра»)

— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Слово учителя: (если перевесит чаша «зла»)

— Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

6.Тест

1.________________ — образец поступков людей и отношений между ними.

________________ — противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

2. Что считается добрым поступком?

* Забыть о неприятной просьбе

* Дать списать домашнее задание

* Опоздать на неинтересную встречу

* Помочь соседу по парте разобрать задачу

3. Укажите поступки, которые одобряет общество

* обман

* насилие

* взаимопомощь

* унижение

4.Что является последствием злых дел?

* дружба

* радость

* вражда

* мирное сосуществование

5.Знания о добре и зле помогают людям

* проявлять заботу о близких

* жить в мире

* дружить

* все ответы верны

6.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую — к понятию «зло».

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

Добро Зло

___________________________ ______________________

  1. Рефлексия.

— Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу вам сказать:

Есть люди необычной доброты,
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то.

— Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершение зла.

Спешите делать добро!

  1. Домашнее задание:

Вам надо будет дома нарисовать добро и зло, как вы его себе представляете.

— Спасибо всем за урок.

— Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.

8

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о