Осетинский орнамент фото – Орнамент осетинский: виды и значение

Содержание

Орнамент осетинский: виды и значение

Осетинские орнаменты создавались в течение многих веков. Считаются одними из древних в культуре Кавказа. Осетинские узоры отличаются непохожестью, их нельзя спутать с другими видами орнаментов. Прослеживаются они практически на всех предметах обихода. Это посуда, одежда, различные орудия труда, надгробные камни и многое другое.

Где использовали осетинские орнаменты и их значение

Как оберег, узоры наносились на оружие, мебель, в изголовье кровати или на колыбели ребенка, стулья, кресла и столы. В зажиточных домах орнамент наносился даже на опорные столбы, арки, наличники окон и ворота. При этом такие начертания всегда несли в себе некий шифр или послание.

Орнамент осетинский таит в себе сакральный знак, смысл которого со временем был утерян. Расшифровать и понять их пытаются современные ученые. Однако не всегда им удается понять смысл этих начертаний. И сейчас, глядя на узоры Осетии, воспринимаем их как просто красивые вещи.

От простого к сложному

Сначала орнамент осетинский был простым и незатейливым. Примитивные штрихи, кружки, спирали различной длины и толщины, зигзагообразные линии. Но постепенно узоры усложнялись, добавлялись новые элементы в виде геометрических изображений животных и растений.

Поздние изображения стали принимать вид геометрических узоров, которые состояли из большого количества завитков, спиралек, различных ромбов и линий. Сюда же гармонично вписывались начертания животных и птиц. Это были павлиньи, бычьи и бараньи головы, переплетенные растительными узорами.

Вышивалась такими узорами в основном одежда, обувь и головные уборы. Орнаментальные композиции выполнялись нитями из золота или серебра. Они были не только украшением одежды, но и охранительными узорами.

Женщина - главный знаток магических знаков

У всех древних народов женщина считалась хранительницей домашнего очага и благостной энергией дома. Она обрабатывала шерсть и кожу, валяла бурки, изготовляла домотканое сукно, шила шубы и башлыки. Женщина могла пошить любую одежду для мужа, детей, для себя и при этом со вкусом ее украсить.

Заботливая хозяйка не забывала нанести узоры-обереги на одежду, которые охраняли от всего плохого ее домочадцев. Обычно магические осетинские орнаменты и узоры вышивались в определенных местах одежды.

Ворот, обшлага рубахи, подолы, разрезы на рубахах или сарафанах, все это покрывалось орнаментальными композициями. Считалось, что материал остается непроницаемым для злых духов благодаря ткацкой магии. А места, где заканчивался материал, и начиналось тело, старались защитить орнаментами магии.

Женщины Осетии считались искусными мастерицами и не знали себе равных в золотошвейном деле. Они украшали золотым шитьем не только праздничную одежду, но и мелкие предметы обихода. Это кисеты, различные коробочки, футляры, кошельки, мешочки для рукоделия и многое другое.

Свадебная одежда женщины

Для каждой вещи или места в одежде выбирался определенный орнамент. В одежде для женщин преобладал растительный узор и змеевидный. Ими пользовались еще с древних времен, когда главной была Богиня-Мать Апи. Верхняя часть тела богини была женская, а нижняя змеиной.

Орнаментальные узоры растительности олицетворяли природу, вселенную и весь окружающий мир. Их располагали на краях платья, где заканчивается ткань, которая тоже защищает женщину. Платье полностью закрывало тело невесты от посторонних взглядов.

По краям платья вышивались равнобедренные треугольники, вершина которых всегда упиралась в угол полы. От треугольника, а точнее от его основания, в стороны расходились кривые, обозначавшие плодородие. Ромбические фигуры на свадебном наряде осетинок символизировали землю, растения и женщину одновременно.

Шапочка невесты так же украшается растительностью змеевидной формы, но сюда уже добавляется животный орнамент. Нередко на свадебной шапочке вышивались головы павлинов.

Свадебную одежду осетина так же украшали галунами, тесьмой и золотым шитьем. Правда, украшений и орнаментировки было меньше, чем на женском платье. Мужской свадебный наряд должен быть строгим по форме и цвету.

Металл

Резьбой по природным материалам и металлу занимались мужчины осетины. В этом деле они были настоящими умельцами. Искусный орнамент осетинский узнается с первого взгляда. Мастера применяли узоры в оружейном и кузнечном деле, ювелирных изделиях. Резьбой украшались деревянные и каменные изделия.

Оружейные мастера украшали тонкой резьбой кинжалы, ножи и ружья. На таких изделиях преобладал растительный узор. Нередко он незаметно переплетался с животным орнаментом, создавая причудливые линии и переходы. Такие изделия пользовались большим спросом. Орнамент осетинский делает и сейчас предметы обихода неповторимыми и востребованными.

На каждой вещи вырезался определенный узор. На чашах, кубках и бокалах преобладал животный орнамент в виде голов баранов, быков. К ним добавлялась витиеватая растительность в виде завитков.

Резьба по дереву

Мебель и деревянные части жилища украшались ромбами, треугольниками, квадратами, прямыми линиями. На арках, опорных колоннах и воротах вырезались комбинации из солярных и геометрических узоров. Наносился орнамент на деревянные двери, потолочные балки, косяки, карнизы. Все начертания несли только магический смысл. Они должны защищать жилище от злых духов, которые могли посягнуть на их жилище.

Деревянные емкости для теста, чаши и блюда, кресла и стулья - все это украшалось магическими знаками. Особое внимание уделялось деревянному столику для жертвоприношений. Орнаментальные узоры тщательно подбирались, каждый знак нес в себе сакральный смысл

Каменные узоры

Камнерезы мастера вплетали в свои орнаменты неизведанную космогонию, которая переплеталась с орнаментальным знаком усопшего. Глядя на надгробный камень, украшенный сакральными узорами, человек узнавал, кто здесь захоронен, его судьбу, род деятельности, социальное положение

Резьба по камню в древние времена пользовалась большой популярностью. Боевые башни и погребальные склепы украшались солярными крестами, четырехугольниками, геометрическими фигурами. Надгробные памятники украшены сакральными знаками.

Мастера и мастерицы современности бережно хранят древние традиции. Женщины создают прекрасные орнаменты, вышивая их нитями из золота, серебра и шелка. Мужчины умеют ковать кинжалы и ножи с растительными узорами. Они знают, как создавать кружки с геометрическим орнаментом и ручками в виде бараньей головы.

В настоящее время осетинские орнаменты и их значение далеко не каждый специалист может расшифровать. Вот поэтому они считаются загадкой вроде кода или шифром древних людей нашему поколению.

fb.ru

Осетинский орнамент. История и традиции

Древняя культура тысячелетий

Осетинский орнамент считается одним из самых древних в культуре Кавказа, который развивался на протяжении многих тысячелетий. Историки и археологи находили его на одежде, посуде, орудиях труда, надгробных камнях и прочих вещах. Осетинский узор считался в некотором смысле священным и носил обереговое значение, потому его нередко наносили на мебель, например, на изголовья кроватей, на кресла, а в богатых домах им могли украшать и опорные столбы, арки домов и ворота. При этом орнаменты всегда содержали некие «послания», шифр и особое содержание. Так, например, на надгробных плитах орнаментально высекались изображения того, что умерший возьмёт с собой в потусторонний мир, а также иные мотивы.

Предметы быта украшались более просто – штрихами, кружками, спиралями, зигзагообразными линиями и т. д. Однако, уже к концу II тысячелетия до н. эры осетинский орнамент стал более усложняться – начали появляться геометрические изображения животных и растений. Так, например, одним из самых популярных изображений была баранья голова с крутыми рогами, её не только наносили в качестве орнамента, но также делали в виде скульптур. Вообще мелкие скульптуры головок животных часто украшали рукояти кинжалов воинов, а также, нередко и головные уборы женщин. Это тоже носило своего рода магическое значение – головы животных служили амулетами, тотемными знаками, и наделялись функцией защиты человека.

Связь традиций разных народов

Исторически осетинская культура была тесно связана с древними народами – кобанцами, скифами, сарматами и другими. Это прослеживалось в формах керамических и ювелирных изделий, в узорах на предметах и т. д. Например, часто использовалась обработка золота и других металлов в технике скани и зерни. У осетин в древности было популярно шитьё золотыми нитями, которыми украшались головные уборы, одежда и обувь. Изображения при этом делались самые разные: главным образом, это были замысловатые геометрические узоры, составленные из множества спиралей и завитков, линий и ромбов. К ним добавлялись схематические изображения птиц и зверей – голов павлинов, быков. Часто изображения животных пропадали в общем ансамбле, так как изображались стилизованно, так что только специалист по кавказскому искусству мог распознать, что тот или иной символ в действительности изображает голову животного.

 

Вообще осетинский орнамент был чрезвычайно популярным на одежде, головных уборах и обуви. Так как он носил важное символическое значение, то древние считали непременно важным, чтобы он сопровождал, а, следовательно, и защищал их постоянно. Орнамент наносился разными способами: на головные уборы и обувь он нашивался нитями или бисером, а на платьях – кожаными аппликациями.

Основные элементы осетинской орнаментики в 1-3 веках нашей эры были очень сложные по выполнению плетёные узоры, которые сочетали в себе животные мотивы – головы зверей и птиц среди завитков растительного орнамента. В этот период именно растительные мотивы имеют большую популярность, так как обработка земли и животноводство становятся первыми и главными занятиями, а, следовательно, всё народное искусство, верования и убеждения сводились именно к этим занятиям.

Способы нанесения

Историки считают, что само по себе орнаментальное искусство осетин сложилось в XIV – XV веках. В это время большое распространение получила вышивка золотыми, серебряными и шёлковыми нитками, и стала в итоге, едва ли не одной из ведущих отраслей. А кроме того, продолжила своё развитие и аппликация из кожи, которой осетины также любили отделывать одежду, обувь и иные вещи. На орнаменте стали появляться спиралевидные и рогообразные рисунки, которые украшались различными завитками и лепестками. Его по большей части находили не только на предметах одежды, но и, главным образом, на деревянных и каменных вещах.

Интересно, что именно могильные плиты очень много рассказали современным историкам о редком осетинском орнаменте. Так, на плитах 18-го столетия находили не только схематические рисунки людей, но и фигурные их изображения. Камни украшали солярными знаками, линейно-геометрическими рисунками, спиральными завитками и т д. Традиция украшать плиты настолько прочно укоренилась в осетинах, что орнамент на камнях стал меняться вместе с временами. Если на древних камнях высекались предметы быта древних – кувшины, орудия быта и т д, то на самых поздних современных рисунках, люди изображали автомобили, велосипеды, предметы нынешнего быта, но всё это делалось в соответствии с древними традициями.

Вообще, осетины всегда славились великолепным искусством резьбы, как по камню, так и по дереву. Некоторые орнаментированные деревянные предметы, которым сотни лет, сохранились и по сей день. Орнамент во многом зависел от того, какую вещь необходимо было украшать. Так, например, чаши и бокалы отделывались животным орнаментом – головами зверей или птиц. На мебели, а также на частях жилища (арках, воротах, опорных колоннах) вырезались, как правило, солярные и прочие геометрические узоры. Так, например, комбинации ромбов и треугольников, квадратов и прямых линий – один из излюбленных орнаментов для мебели и архитектурных сооружений.

Отличительная черта

Главная отличительная черта осетинского орнамента от орнамента других народов Кавказа в том, что он вобрал в себя несколько древних культур – Кобанскую, Скифо-Сарматскую и Аланскую. Его важная особенность также в очень пластичной, скульптурной передаче различных форм и рисунков, что не встречается ни в одной другой культуре.

Сегодняшние мастера продолжают традиции своих предков. Например, создают кружки с геометрическими орнаментами, ручки которых, как и много тысяч лет назад, делаются в форме бараньей головы. Кузнецы в Осетии куют тонкие изделия с древним растительным орнаментом, а женщины по-прежнему искусно владеют мастерством шитья золотыми, серебряными и шёлковыми нитями, а также созданием орнамента из аппликаций.

Большой выбор осетинских сувениров и книг об Осетии вы найдете на нашем сайте.

etno-shop.ru

Картинки орнамент осетинский, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения орнамент осетинский

Картинки орнамент осетинский, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения орнамент осетинский | Depositphotos®

papkin

5500 x 5500

kadirgul

4858 x 5246

AlexGukBO

6281 x 4187

createfirst

2800 x 2800

AndreYanush

3500 x 3500

antsvgdal

5000 x 5000

AlexGukBO

6720 x 4480

createfirst

3600 x 3600

Samolevsky

10000 x 5776

galinashpak

6334 x 6334

VadimVasenin

6863 x 4912

papkin

5500 x 3882

AndreYanush

3500 x 3500

arevhamb

2799 x 2804

AlexGukBO

5661 x 3774

arogant

8432 x 1944

Kerstin_Weihe

2400 x 2400

javarman

3607 x 2400

VadimVasenin

6867 x 4806

vitaliy_sokol

3000 x 3000

createfirst

3600 x 3600

artyco

2965 x 2800

KostyaKlimenko

7360 x 4912

Jananova

3750 x 2670

AndreYanush

3500 x 3500

meginn

3000 x 3000

DmitryPoch

4912 x 7360

nejron

4256 x 2832

nightlyviolet

3758 x 3726

lalan33

5118 x 5118

VadimVasenin

6700 x 4873

catalby

5230 x 5230

AndreYanush

3500 x 3500

kadirgul

5299 x 3661

VadimVasenin

6749 x 4825

SSilver

2592 x 3888

cherju

1800 x 2547

caesart

3000 x 3000

AlexGukBO

5590 x 3725

antonovaolena

2000 x 2285

javarman

3607 x 2400

siart1

1847 x 2553

DmitryPoch

4727 x 6881

meginn

5000 x 5000

ru.depositphotos.com

Осетинский орнамент

познакомила нас с орнаментом. Мы делали картинки, аппликационные работы с внедрением орнамента. Скоро мы сообразили, что данная тема очень увлекательна и решили выяснить об этом больше.

Культурное наследство того либо другого народа чуть ли может быть на сто процентов освоено без исследования орнаментального искусства, сделанного народом в протяжении его многолетний истории.

Осетинский орнамент является одним из богатейших памятников народного искусства. Самобытное, многогранное, национальное по форме прорезная резьба по дереву трафареты фото, осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для декорации одежки, мебели, посуды, орудия, орудий труда, строй сооружений, надгробных плит. Из поколения в поколение передавали осетины ритуальные пивные чаши и другие предметы быта, увенчанные резным узором. И сейчас ещё можно повстречать в Осетии старух-рукодельниц, сохранивших образы и традиции старых осетинских вышивок, которыми украшались платьица, черкески, бешметы, головные уборы, башлыки, обувь, предметы быта прорезная резьба по дереву фото трафареты и убранство жеребца.

Резьба по дереву приемущественно встречается в нагорной Осетии на предметах домашнего обихода: креслах, кроватях, чашах и т. п. а в более богатых домах – на опорных столбах, воротных арках, дверях, оконных наличниках.

Резьба по камню представлена надгробными плитами (цырт), на которых даются только богатые орнаментальные мотивы и изображения ряда вещей, носимых погибшим при жизни и нужных ему для прорезная резьба по дереву с фото продолжения жизни в потустороннем мире.

Осетинская художественная культура узами этнического родства связана с культурой старых кобанцев, скифов, сарматов, алан-оссов-ясов, она находится в преемственной связи с ними. Много вещей из дерева сохранилось в быту горных осетин. Такие предметы, искусно сделанные и богато украшенные национальным орнаментом, придавали жилищу горца праздничный вид.

Наряду со старенькыми формами возникают новые: прорезные пряжки в виде оленя, павлиньего пера, пряжки-собаки, довески в виде головок плотоядных птиц.

С 4 – 3 в. до н. э. на Северном Кавказе и его предгорьях оседают сарматские племена, прикладное искусство которых характеризуется полихромией – ярким сочетанием драгоценных и полудрагоценных камешков прорезная резьба по дереву наброски животных и золота. Этот стиль в искусстве характерен для алан (со 2 в. н. э.) – протцов современных осетин. Обширное распространение у алан получают золотые декорации дамского туалета: серьги, гривны, нагрудные довески, флакончики, выполненные ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Огромное применение получают такие новые виды ювелирной работы на золоте, как скань либо филигрань (плетение из тонкой проволоки) и зернь (мелкие золотые шарики).

В поздней культуре алан обширное развитие получает вышивка золотыми, серебряными, шелковыми нитками либо тесьмой и аппликацией из цветной кожи на головных уборах, одежке, обуви, маленьких вещах в виде футляров для маленьких зеркал, кисетов и т. д. Богато украшались орнаментом одежка, головные уборы, обувь. Все головные уборы, известные из раскопок, сшиты из кожи, а время от времени сверху прорезная резьба по дереву картинки наброски покрыты тканью, украшены геометрическим либо растительным орнаментом, выложены золотой тесьмой, бисером либо маленькими бронзовыми бляшками. Платьица покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченой кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой. Основными элементами прорезная резьба по дереву шаблоны наброски орнаментики в аланский период являются непростая плетёнка, в которую вписываются разные геометрические стилизованные фигуры и головки животных с закрученными рогами, обросшие насыщенным растительным орнаментом в виде маленьких завитков и побегов. Элементы алано-осетинского орнамента, а именно растительные узоры берут своё начало из скифа - сарматского искусства, где в первый раз возникают волнообразные ветки, поросшие листьями. Обширное распространение растительных мотивов можно отнести конкретно к аланскому периоду, когда земледелие рядом со скотоводством заняло крепкое место в экономике народа. А изображение головок животных, как и геометрические мотивы, являются извечно классическими на местности Осетии со времён бронз Кобана.

Более всераспространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются рогообразный, спиралевидный, которые идиентично удачно производились прорезная резьба по дереву лобзиком наброски и золотым шитьём, и выкладкой из тесьмы, и аппликацией из цветной кожи. Часто композиции спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стволами, листьями, тогда и последние служат уже не дополнительным декоративным узором, а становятся главным украшающим мотивом. Растительный мотив изредка встречается один; в купе с геометрическими и животными элементами он служит украшением не только лишь вышитых изделий, да и различных древесных и каменных предметов. Более легкодоступным и всераспространенным материалом, на котором осетинские мастера-резчики делали красивые эталоны орнаментальных форм, был камень. Зависимо от того, для украшения какой резьба на зоне по дереву вещи предназначались узоры, менялись характер и самые приёмы передачи орнамента. Самыми распространёнными орнаментированными плитами являются памятники в виде вертикальных плит. Верхняя резьба на дерево и кости часть таких плит закруглена, образуя вроде бы голову и шею, нижняя же часть плиты украшалась солярными знаками, линейно-геометрическими фигурами, спиральными завитками, переплетающимися с растительным орнаментом. Одним из наиболее интересных проявлений самобытного орнаментального искусства осетин является резьба по дереву.

Осетинские мастера прославились замечательным искусством резьбы на различных бытовых предметах и деревянных сооружениях (святилище «Реком» в Цейском ущелье). Это подтверждается материалами археологических раскопок, этнографии, фольклора. В вещественной культуре осетин можно проследить элементы старого Кобана; типы сосудов и орнаментальные мотивы без существенных конфигураций дожили до наших дней.С середины 1 тыс. до н. э. в изобразительном искусстве племён Центрального Кавказа наблюдается слияние позднекобанских форм со степными скифскими в так именуемом «скифском зверином» стиле. Все известные камни с наличием орнамента являются надгробными плитами. На чашах, бокалах, где требовалась тщательная отделка деталей, встречается исключительно животный орнамент, например, стилизованные скульптуры и изображения головок и рогов животных, а на архитектурных сооружениях и на мебели вырезались геометрические и солярные узоры. Излюбленными орнаментальными узорами на деревянных предметах являются комбинации пересекающихся треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников, прямых и ломаных линий, составляющих стройный геометрический узор, с различными вариациями солярных знаков.

Орнамент различных видов декоративного искусства осетин глубоко самобытен и существенно отличается от орнаментального искусства других народов. Истоки осетинского орнамента идут от древних культур – Кобанской, Скифо-Сарматской и Аланской. Особенностью его издавна является характерная скульптурно-объёмная и пластическая прорезная резьба по дереву электролобзиком передача форм (бараньи головки-привески в кобанскую эпоху, такие же головки на надочажных цепях и светильниках в аланский период, ручки в виде бараньих рогов на чашах более позднего периода), гравировка, чеканка, инкрустация на металле, глине; монументальность форм узоров в резьбе на камне, по дереву; ясные, выразительные и обобщенные мотивы растительно-животного орнамента в вышивке.

И сейчас в нашей повседневно жизни можно встретить множество предметов, украшенных орнаментом. Особенно в национальной одежде женщин.

Основными элементами женского праздничного костюма являлись рубаха, кафтанчик, распашное платье, шапочка, шаль, обувь. Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застёжки, которые пришивались на платье. Поверх кафтанчика надевалось расшитое платье светлых тонов. Поверх платья надевался пояс. Серебряные пояса имели большую ценность. Их передавали из поколения в поколение в качестве наследства. Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодой женщины резьба веревки по дереву была невысокая круглая бархатная или шёлковая шапочка на картонном каркасе.

Многие дома нашего микрорайона украшены узорами. Эти узоры придают им красоты, неповторимость, изысканность. Мы сфотографировали орнамент, которым украшены \дома по улице А.Кесаева, № 2, 4.

Мы в классе организовали выставку работ. Все ребята откликнулись, рисовали, делали аппликации. Победителями стали Джимиева резьба гравюры на дереве Ася, Аветисян Лилит, Мещерякова Ксения, Хачирова Илона, Акиева Виктория. Лучшие работы мы включили в нашу презентацию.

Акиева Виктория вместе с папой вырезали круг для осетинских пирогов и украсили его ярким орнаментом.

Они сначала нанесли рисунок, а когда он высох, покрыли работу лаком. Работы получились интересные, красочные.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

derevu.mirtesen.ru

Осетинский орнамент - ИЗО - 6 класс

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии

Тема: «Декоративное рисование. Орнамент»

Хабалонова Г.В.

Цель:

1. Закрепить знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента.

2. Познакомить с понятиями «ритм» и «раппорт».

3. Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.

Оборудование: Наглядные пособия, отражающие элементы осетинского национального орнамента, элементы вышивки национального костюма; цветная бумага двух цветов, альбомный лист, клей, ножницы.

Ход занятия:

- Здравствуйте, садитесь!

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с осетинским орнаментальным искусством.

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства.

- Как вы думаете, для чего нужен орнамент? (Для украшения)

- Что украшалось орнаментом? (Здания, одежда, оружие, орудия труда, предметы быта (утварь, мебель, инструменты и т.д.).

Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный национальный колорит.

Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.

- Итак, что же такое орнамент? Давайте подберем синоним к слову «орнамент». (Украшение, узор).

Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия.

- Ребята, для чего, как вы думаете, мог использоваться осетинский орнамент? (Для украшения мебели, одежды, посуды, предметов труда, строительных сооружений, надгробных плит (цырт))

Я предлагаю еще раз вспомнить этапы развития осетинского орнамента.

В конце II – начале I тысячелетия до н.э. появилась кобанская культура. По характеру рисунка орнамент кобанской эпохи разделяется на

- геометрический,

- астральный,

- животный.

- Перечислите, пожалуйста, основные элементы геометрического орнамента (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).

- Какие элементы включает в себя астральный орнамент? (Изображение солнца в виде розетки, пяти-шести конечных звезд, кругов с отходящими лучами).

- Молодцы! Давайте вспомним, как назывался знак, при помощи которого передавалось движение солнца? (Свастика).

- Что символизировала свастика? (Этот знак трактовался как пожелание благополучия).

- Как при помощи свастики можно показать вечернее или утреннее солнце? (Если загнутые концы свастики направлены вправо – солнце утреннее, влево – вечернее).

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте вместе проанализируем животный орнамент кобанской культуры. Какие животные изображены? (медведи, лошади, олени, бараны) На каком фоне? (на нейтральном и на заполненном орнаментом) Какой материал использовался? (бронза).

Фигурками животных украшали пояса и головные уборы, оружие, использовали их в качестве застежек.

- Напомните мне, чье изображение является излюбленным мотивом кобанской культуры? (Изображения круторогих бараньих головок).

- Верно. Им придавалось магическое значение. Они часто выполняли функции амулетов, вероятно, служили родовыми тотемными знаками.

- Ребята, скажите, как вы понимаете слово «амулет»? (Предмет, оберегающий от бед и несчастий, приносящий удачу).

- А что такое «тотем»? (Это животное, растение, предмет, считавшееся родоначальником какого-либо племени, его охранителем).

С IV – III века до н.э. на Северном Кавказе и его предгорьях оседают сарматские племена.

- Что характерно для скифо-сарматского прикладного искусства? (Красочное сочетание драгоценных и полудрагоценных камней и золота).

- Напомните мне, какое название носил стиль, появившийся в это время? («Звериный стиль»).

Именно в этот период появляется растительный орнамент. (Пример на интерактивной доске).

- Растительный орнамент используется отдельно или в сочетании с каким-то еще видом орнамента? С каким? (В сочетании с геометрическим или животным).

- Ребята, а как вы думаете, с чем это было связано? (В этот период скифы и сарматы спускаются на равнины и начинают заниматься земледелием).

Аланская культура, сменившая сарматскую, носила яркий национальный характер.

Широкое распространение у алан получают украшения женского туалета: серьги, гривна, нагрудные привески, флакончики, выполненные ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Многим серьгам придавали форму виноградной лозы.

В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком.

Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченной кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой.

- Давайте вспомним, какой вид орнамента получает широкое распространение и используется самостоятельно? (Растительный).

- Молодцы! Как вам кажется, растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве? (Нет).

- Совершенно верно. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве других народов и стран. Например, в искусстве нашей большой Родины – России.

- С какими народными промыслами России мы уже знакомы? (Гжель, Хохлома, Жостово).

- Ну что ж… Давайте охарактеризуем некоторые из них.

- Какой народный промысел представлен на доске? (Гжель).

- Докажи, что это Гжель. Каковы особенности этого промысла? (Использование синих цветочных рисунков на белом фоне).

- Дальше… Какой промысел представлен сейчас? (Хохлома).

- Докажи…Что особенного в этом промысле? (Использование желтого, черного и красного цветов, упрощение растительных форм).

- Это какой промысел? (Жостово).

- Докажи, что это Жостово (Расписные подносы с яркими объемными цветами и фруктами).

- Итак, ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный орнамент нашел самое широкое применение? (Да).

С XIV – XV века можно говорить о собственно осетинской культуре, как об уже сложившейся.

- Давайте вспомним наиболее распространенный элемент осетинского орнамента. Назовите какой? (Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются – рогообразный и спиралевидный).

Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями. Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическим и животным элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов.

- Что украшали растительным орнаментом? (Женскую одежду).

- Правильно. А почему? (Растительный орнамент символизировал плодородие).

- Где встречается стилизованное изображение человека? (На надгробных памятниках).

Часто на могильных памятниках изображали надочажную цепь.

- Какой обычай связан у осетин с надочажной цепью? (У осетин существовал такой обычай: когда в семье умирали все представители мужского пола, хозяйка дома снимала надочажную цепь, которая у осетин, как и очаг, считалась священной, и шла на кладбище за покойником, опоясавшись ею. Это считалось высшей степенью скорби).

Предки осетин верили в существование всезнающих птиц – семурга и быдуырга. Семург смотрел в грядущее, а быдуырг – в прошедшее. Их изображали стоящими друг напротив друга или со сросшимся спинами и хвостами. Постепенно, потеряв первоначальный смысл, птицы становятся придатком растительного орнамента.

Однако, несмотря на присущие только осетинскому орнаменту особенности, он имеет много общего с орнаментами других народов Северного Кавказа. Рассмотрим это на примере. (Интерактивная доска).

- Ребята, рассмотрите внимательно эти костюмы, их орнамент. Что между ними общего? (Использование животного и растительного орнамента. Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах).

- Как вы думаете, почему? (Потому что все эти народы населяют Северный Кавказ, имеют схожую культуру).

- Верно. Молодцы! Все хорошо усвоили.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с такими понятиями как «ритм» и «раппорт».

Ритмами пронизана вся жизнь природы и человека. Это:

биение сердца,

ритм волн на морском берегу,

стук дождя,

солнечный и лунный ритмы,

мерцание звезд,

смена времен года,

смена дня и ночи и т.д.

- А можно ли встретить ритм в творческих занятиях человека? (Да).

- Верно.

Например, в музыке ритм – это чередование разных по длительности звуков; в поэзии ритм – это определенный размер стиха (ямб, хорей и т.д.), расстановка ударений и построение рифмы; в танце ритм – это размещение движения в пространстве (шаг, па, элементы танца). А в изобразительном искусстве, в частности в орнаментике, ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Существует 4 вида ритма в орнаменте. Давайте рассмотрим их более подробно. Посмотрите на эти схемы и, пользуясь определениями (форма, цвет, размер), попробуем проанализировать каждый вид.

- Все понятно? Итак, можно сделать вывод – ритм в орнаменте достигается не только за счет чередования элементов, но и за счет соблюдения определенных пропорций этого элемента (размера, формы и цвета).

Ритма в орнаменте проще всего добиться при помощи раппорта. Раппорт – повторяющийся элемент орнамента (рассматриваем на примере осетинского орнамента).

- А как вы думаете, ребята, можно ли провести параллель между ритмом орнамента и ритмом национальной музыки? (Да).

- Отлично. Тогда я предлагаю вам следующее: на доске представлены орнаменты разных народов.

Сейчас вы слушаете музыку, определяете, какому народу она принадлежит, если можете, то называете мелодию, и потом находите орнамент, подходящий к этой мелодии. Называете его номер.

Мелодии:

русская – Песня невольниц (орнамент №5)

кабардинская – Танцевальная (орнамент №7)

грузинская – Картули (орнамент №4)

чеченская – Чеченская лезгинка (орнамент №3)

осетинская – Симд (орнамент №1)

арабская – Барабаны (орнамент №6)

греческая – Сиртаки (орнамент №2)

- Молодцы! С заданием справились.

Давайте подведем некоторые итоги. Итак…

- Молодцы!

Практическая работа:

А сейчас начинается самая интересная и творческая часть урока. Мы будем украшать орнаментом подвесной рукав.

У каждого на столе есть цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.

Украшение растительным орнаментом рукава. (Показываю, комментирую).

В конце – выставка. Анализ работ.

- До свидания, спасибо за урок!

multiurok.ru

Осетинские свадебные платья - из чего состоит национальный наряд, украшения и аксессуары с фото

Наряд невесты Осетии заслуживает особого внимания. Он неповторим в своем изяществе, красоте. Осетинское свадебное одеяние украшено разнообразными камнями, вышивкой. Такой декор делает наряд тяжелым и одновременно роскошным. Наряд скрывает от посторонних взглядов тело молодой девушки, включая руки и шею. Головной убор невесты, украшенный золотыми и серебряными нитями, обрамлённый фатой, играет немаловажную роль. Этот аксессуар – объект выкупа во время осетинской свадьбы. В древности считалось плохой приметой, если шапочка попадет в руки чужого человека.

Из чего состоит осетинский национальный наряд на свадьбу?

Элементами свадебного наряда невесты являются корсет, рубаха, распашное платье, кафтанчик, фата, шапочка, обувь. Кафтанчик девушка начинала носить с того момента, когда вступала в брачный возраст. Надевался он поверх рубахи под распашное платье. Если была возможность, шился кафтанчик из дорогих тканей типа атласа, бархата, шелка. Этот предмет одежды стягивал фигуру, начиная плечами и заканчивая талией. Он должен был туго натягиваться, иначе могли расстегнуться нагрудные застежки. Борта, ворот, подол кафтанчика декорируются золотой вышивкой, галуном.

Под распашным платьем были видны лишь некоторые части кафтанчика, он распадался на нарукавники, нижние полочки на поясе, воротничок, нагрудник с застежками. Под него новобрачная надевала рубаху из ситца или шелка с широкими длинными рукавами, которые скрывали кисти рук. Расцветка этого предмета подвенечной одежды девушки была желтого либо красного тона.

Обязательным элементом женского свадебного платья считаются нагрудные застежки. Если изначально они выполняли свое прямое предназначение, то в современности стали больше декоративной частью. Нагрудные застежки присутствуют во всех праздничных женских костюмах Северного Кавказа, но обнаружены они были в погребальных комплексах Осетии.

Под кафтанчик, на рубаху надевают корсет. Материалом для него служит кожа или несколько слоев шелка. Верх корсета заканчивается на уровне подмышек, а низ – на талии либо немного ниже. Завязками на корсете служат мелкие узелки шнура или тесьмы. С ними связаны некоторые каноны осетинской свадьбы: для развязывания шнура запрещалось использовать что-либо острое. Если его рвали или разрезали, для мужчины это считалось позором. Если же в первую брачную ночь мужчина не смог развязать корсет, то права притрагиваться к молодой он не имел.

Поверх кафтанчика надевают распашное платье. Зачастую он выполнено в светлых тонах. Особенностью свадебного платья считается висячий широкий рукав. Он характерен не только для праздничной одежды, но и для одеяния феодалов. Такие рукава были неудобны при работе, поэтому подчеркивали праздность: постоянную для женщин высшего сословия либо кратковременную на праздниках и свадьбах.

Как выглядит осетинское свадебное платье?

Осетинские свадебные наряды представляют собой длинные платья, имеющие расклешенные рукава. Их носят со свадебной шапочкой треугольной вытянутой формы, украшенной фатой. На свадебном осетинском одеянии изображались символы благородия, поскольку женщина – мать, родительница, в связи с чем орнаменты носили растительный характер. Невеста выглядела стройной, красивой, женственной, скромной.

Покрой платья

Осетинское праздничное платье доходило до пят и кроилось в талию. На нем был передний сплошной глубокий разрез. Рукава в основном были длинными и широкими. В некоторых случаях они делались узкими, прямыми, скошенными у кисти. Однако на такой рукав надевали длинные, широкие нарукавники, спускающиеся от локтей вниз. Благодаря разрезу на платье, была видна шелковая нижняя юбка. Крой осетинского одеяния невесты отражал представления древнего человека о мире: оно состоит из верха, середины и низа, которые в наряде делились шапочкой, воротом и поясом.

Символика цвета

Зачастую свадебное осетинское платье шилось мастерами с использованием шелковых тканей светлого цвета: кремового, белого, розового, голубого. Традиция надевать свадебные платья белого или другого светлого цвета олицетворяет невинность, чистоту. Зародилась она в Европе, после чего распространилась на весь мир. Со временем некоторые части платья утратили свою символику, но светлый цвет наряда на осетинскую свадьбу остается незыблемым правилом.

Значение орнаментов

Осетинский наряд создает видение образа Праматери. Орнаменты на костюме олицетворяют древо жизни. Сама ткань платья считалась барьером для злых духов, поскольку она проходила обряд ткацкой магии. Защитный орнамент наносился в тех местах, где заканчивалось охранное действие ткани и начиналось человеческое тело. Например, в углах полочки кафтанчика наносились орнаменты в виде равнобедренного треугольника, вершина которого обращена в угол полы. От основания треугольника расходились в стороны кривые. Такие фигуры играли роль оберега, символизирующего плодородие.

Функции пояса и шапки в свадебном наряде

Пояс надевался поверх распашного платья и носился девушкой с периода, когда разрешалось сватовство. Все такие изделия отличались по качеству, форме, материалу, зависели от достатка семьи. Серебряные пояса передавались из одного поколения в другое. Этот аксессуар защищал невесту от злых взглядов. Шапочки в форме усеченного пояса с золотой растительной вышивкой защищали от порчи, а также символизировали высокое положение невесты на осетинском свадебном торжестве.

Фото осетинских свадебных платьев 2017 года

В современный век перед осетинками стоит выбор: предпочесть традиционному осетинскому облачению европейское свадебное платье или нет. Однако большинство девушек останавливаются на национальном костюме, история которого насчитывает сотни лет. И этот выбор вполне очевиден, ведь осетинское платье с символами солнца, плодородия, изобилия, счастья служит оберегом. Роскошная золотая вышивка, декор жемчугом, камнями Сваровски на национальных свадебных одеждах не сравнится ни с одним современным платьем.

svadbavo.ru

Орнамент осетинский: виды и значение

Осетинские орнаменты создавались в течение многих веков. Считаются одними из древних в культуре Кавказа. Осетинские узоры отличаются непохожестью, их нельзя спутать с другими видами орнаментов. Прослеживаются они практически на всех предметах обихода. Это посуда, одежда, различные орудия труда, надгробные камни и многое другое.

Где использовали осетинские орнаменты и их значение

Как оберег, узоры наносились на оружие, мебель, в изголовье кровати или на колыбели ребенка, стулья, кресла и столы. В зажиточных домах орнамент наносился даже на опорные столбы, арки, наличники окон и ворота. При этом такие начертания всегда несли в себе некий шифр или послание.

Орнамент осетинский таит в себе сакральный знак, смысл которого со временем был утерян. Расшифровать и понять их пытаются современные ученые. Однако не всегда им удается понять смысл этих начертаний. И сейчас, глядя на узоры Осетии, воспринимаем их как просто красивые вещи.

От простого к сложному

Сначала орнамент осетинский был простым и незатейливым. Примитивные штрихи, кружки, спирали различной длины и толщины, зигзагообразные линии. Но постепенно узоры усложнялись, добавлялись новые элементы в виде геометрических изображений животных и растений.

Поздние изображения стали принимать вид геометрических узоров, которые состояли из большого количества завитков, спиралек, различных ромбов и линий. Сюда же гармонично вписывались начертания животных и птиц. Это были павлиньи, бычьи и бараньи головы, переплетенные растительными узорами.

Вышивалась такими узорами в основном одежда, обувь и головные уборы. Орнаментальные композиции выполнялись нитями из золота или серебра. Они были не только украшением одежды, но и охранительными узорами.

Женщина - главный знаток магических знаков

У всех древних народов женщина считалась хранительницей домашнего очага и благостной энергией дома. Она обрабатывала шерсть и кожу, валяла бурки, изготовляла домотканое сукно, шила шубы и башлыки. Женщина могла пошить любую одежду для мужа, детей, для себя и при этом со вкусом ее украсить.

Заботливая хозяйка не забывала нанести узоры-обереги на одежду, которые охраняли от всего плохого ее домочадцев. Обычно магические осетинские орнаменты и узоры вышивались в определенных местах одежды.

Ворот, обшлага рубахи, подолы, разрезы на рубахах или сарафанах, все это покрывалось орнаментальными композициями. Считалось, что материал остается непроницаемым для злых духов благодаря ткацкой магии. А места, где заканчивался материал, и начиналось тело, старались защитить орнаментами магии.

Женщины Осетии считались искусными мастерицами и не знали себе равных в золотошвейном деле. Они украшали золотым шитьем не только праздничную одежду, но и мелкие предметы обихода. Это кисеты, различные коробочки, футляры, кошельки, мешочки для рукоделия и многое другое.

Свадебная одежда женщины

Для каждой вещи или места в одежде выбирался определенный орнамент. В одежде для женщин преобладал растительный узор и змеевидный. Ими пользовались еще с древних времен, когда главной была Богиня-Мать Апи. Верхняя часть тела богини была женская, а нижняя змеиной.

Орнаментальные узоры растительности олицетворяли природу, вселенную и весь окружающий мир. Их располагали на краях платья, где заканчивается ткань, которая тоже защищает женщину. Платье полностью закрывало тело невесты от посторонних взглядов.

По краям платья вышивались равнобедренные треугольники, вершина которых всегда упиралась в угол полы. От треугольника, а точнее от его основания, в стороны расходились кривые, обозначавшие плодородие. Ромбические фигуры на свадебном наряде осетинок символизировали землю, растения и женщину одновременно.

Шапочка невесты так же украшается растительностью змеевидной формы, но сюда уже добавляется животный орнамент. Нередко на свадебной шапочке вышивались головы павлинов.

Свадебную одежду осетина так же украшали галунами, тесьмой и золотым шитьем. Правда, украшений и орнаментировки было меньше, чем на женском платье. Мужской свадебный наряд должен быть строгим по форме и цвету.

Металл

Резьбой по природным материалам и металлу занимались мужчины осетины. В этом деле они были настоящими умельцами. Искусный орнамент осетинский узнается с первого взгляда. Мастера применяли узоры в оружейном и кузнечном деле, ювелирных изделиях. Резьбой украшались деревянные и каменные изделия.

Оружейные мастера украшали тонкой резьбой кинжалы, ножи и ружья. На таких изделиях преобладал растительный узор. Нередко он незаметно переплетался с животным орнаментом, создавая причудливые линии и переходы. Такие изделия пользовались большим спросом. Орнамент осетинский делает и сейчас предметы обихода неповторимыми и востребованными.

На каждой вещи вырезался определенный узор. На чашах, кубках и бокалах преобладал животный орнамент в виде голов баранов, быков. К ним добавлялась витиеватая растительность в виде завитков.

Резьба по дереву

Мебель и деревянные части жилища украшались ромбами, треугольниками, квадратами, прямыми линиями. На арках, опорных колоннах и воротах вырезались комбинации из солярных и геометрических узоров. Наносился орнамент на деревянные двери, потолочные балки, косяки, карнизы. Все начертания несли только магический смысл. Они должны защищать жилище от злых духов, которые могли посягнуть на их жилище.

Деревянные емкости для теста, чаши и блюда, кресла и стулья - все это украшалось магическими знаками. Особое внимание уделялось деревянному столику для жертвоприношений. Орнаментальные узоры тщательно подбирались, каждый знак нес в себе сакральный смысл

Каменные узоры

Камнерезы мастера вплетали в свои орнаменты неизведанную космогонию, которая переплеталась с орнаментальным знаком усопшего. Глядя на надгробный камень, украшенный сакральными узорами, человек узнавал, кто здесь захоронен, его судьбу, род деятельности, социальное положение

Резьба по камню в древние времена пользовалась большой популярностью. Боевые башни и погребальные склепы украшались солярными крестами, четырехугольниками, геометрическими фигурами. Надгробные памятники украшены сакральными знаками.

Мастера и мастерицы современности бережно хранят древние традиции. Женщины создают прекрасные орнаменты, вышивая их нитями из золота, серебра и шелка. Мужчины умеют ковать кинжалы и ножи с растительными узорами. Они знают, как создавать кружки с геометрическим орнаментом и ручками в виде бараньей головы.

В настоящее время осетинские орнаменты и их значение далеко не каждый специалист может расшифровать. Вот поэтому они считаются загадкой вроде кода или шифром древних людей нашему поколению.

autogear.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *