Основа слова и его окончание 2 класс пнш конспект урока – Конспект урока русского языка во 2 классе по теме “Основа слова”

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Основа слова"

1.Организационный момент.

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе гости. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Начнём наш день и первый урок с хорошего настроения.

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

2.Оформление записей в тетради.Число,классная работа.

3.Мин.чистописания. ос но ва

4.Формулирование темы и целей урока

-Тема урока заключена в мин.чистоп-я.

-Какие цели поставим на уроке?

5.Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас на листочках.

- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

Итак, начинаем:

СЛАЙД 5

1. Корень – это главная часть предложения (-)

2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит

для образования новых слов.(-)

8. Корень – это общая часть родственных слов (+)

9. Суффикс – это часть речи. (-)

- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь листочками. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашем листочке с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны.

6.Актуализация знаний.

На доске –карточки :приставка ,корень, суффикс ,окончание.

-Что можете сказать об этих обозначениях?

Части слова –

-Какая часть слова является изменяемой?

- Каким значком выделяется главная часть слова?

-Какая часть слова стоит после корня и служит для образ-я новых слов?

-Расскажите ,что знаете об этой части слова?

-В каком порядке должны стоять карточки? Запишите в тетради.

7.Новая тема.

Введение понятия «Основа слова»

-Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

- Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

- Ребята, подумайте,как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

- В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:              

-Обозначим основу на нашей схеме в тетради.

-.Прочитайте правило в учебнике на с.

-Допишите недостающие слова в правило (слайд).

Упр 1-учебник-.

-выполняют у доски

Физминутка

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться.
С вы- вытягиваем руки.
С о – опустим их опять.
Вот и все. Настало время
С за – зарядку завершать

7.Закрепление изученного материала.-работа в парах.

- Ребята перед вами карточки:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

- Подумайте, что на них написано? (части слов)

- Верно. Прочитайте и подумайте, на каких карточках записан корень? (Гриб,езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

- Прочитайте окончания?

(ый, а – это окончания)

- Прочитайте суффиксы?

(ок, к, н – это суффиксы)

- Какая часть слов записана на оставшихся карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

- Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

- Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

Под

вод

н

ый

на

ход

к

а

за

пуск

по

езд

гриб

ок


О С Н О В А

- Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

- Подпишите, как называется эта часть слова.

Упр.2-в парах

 

8. Обобщение изученных знаний. Тест.

- В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

1) Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13

Е - корень

У– основа

2) Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14

Л– изменить форму слова

М– подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это СЛАЙД 15

Н– изменяемая часть слова

П– неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит СЛАЙД 16

И– для образования новых слов

Ы– для образования формы слова

5) Приставка стоит СЛАЙД 17

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

- У кого получилось слово? Какое?

- Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.

Рефлексия.

Д/з кроссворд и упр.

infourok.ru

Урок русского языка по теме "Окончание". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании.

Задачи:

  • Дать представление об окончании как изменяемой части слова.
  • Научить находить окончание в словах, графически обозначать его.
  • Наблюдать за ролью окончания как средства связи слов в предложении.
  • Повторить изученные части слова.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Создать условия развития УУД:

  • способность аналитически мыслить: сравнивать и выявлять существенные признаки; анализировать задание, отвечать на поставленные вопросы, делать предположения; ставить перед собой и решать учебную задачу;
  • информационную грамотность: ориентироваться в информационном пространстве; умение находить необходимую информацию в учебнике;
  • развивать речь учащихся, обогащая их словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения: работать в парах;
  • развивать навык каллиграфического письма;
  • развивать санитарно-гигиенические навыки;
  • прививать интерес к изучаемому предмету и любовь к родному языку;

Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки,

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1.

Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.

- Дети повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Тихонечко садитесь. Начнём урок.

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по стране “Морфемике”.

Слайд 2.

- Угадайте, кто будет нашим попутчиком. Прочитайте загадку.

Зубастый, мохнатый
Как есть начнёт
Песенку поёт. (кот)

- Как догадались?

- Какую песенку поёт кот? (мяу-мяу, мур-мур)

- Наш кот непростой, а учёный.

Слайд 3.

- Давайте расскажем коту, что мы знаем?

- Что такое морфемика? (наука о словообразовании)

- Что она изучает? ( части слова )

- Какая часть есть в словах всегда? (корень)

- Почему?

- Какие части слова образуют родственные слова? ( приставка, суффикс)

- Чем они отличаются?

- Какие слова называются родственными?

- Наш учёный Кот просит вас подобрать родственные слова к слову кот. Запишите.

- О чём будем помнить при записи? (корень родственных слов пишется одинаково)

- Выделите изученные части слова.

- Давайте проверим, что получилось.

Кот – котик – котёнок – котище

- Какие части слова помогли выполнить задание? (суффиксы –ик, -ёнок, -ищ)

(выделяем на доске)

III. Постановка учебной задачи.

- Что означает ? на схеме?

(Есть ещё какая-то часть слова.)

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

(О новой части слова.)

Слайд 4.

- Сформулируем для себя задачу урока.

( Узнать о новой части слова.)

- Что бы вы хотели о ней узнать?

1. Как называется?

2. Какая это часть?

3. Для чего служит?

4. Как обозначается?

Слайд 5.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.

- Наш кот любит поиграть со словами и вот что у него получилось. Прочитайте про- себя, приготовьтесь прочитать вслух.

- Читаем вслух.

У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту,
Крыса старая и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о коте.

- Какие слова в стихотворении вам не понятны?

(Объясняем лексическое значение слов, подбираем синонимы.)

- С каким словом играет кот? (кот, от кота, к коту, с котом, о коте)

- Какое слово чаще встречается в стихотворении?

- Запишем эти слова в столбик. (К доске выходят ученики по одному и записывают слова.)

кот

от кота

к коту

с котом

о коте

- Выделите в словах ту часть, которая одинаковая и не изменяется.

- Как вы назовёте эту часть слова? (корень)

- Почему?

- Дети, что вы заметили в словах? (изменилась концовка-окончание слова)

- Как бы вы назвали эту часть слова? (окончание)

- Как же называется новая часть слова? (окончание)

- Как вы понимаете смысл слова окончание?

- Где можно узнать значение слова? (в толковом словаре)

(зачитываю значение слова)

- Я зачитала вам два значения. Значит слово, окончание - какое? (многозначное)

- В нашем случае окончание это часть слова.

- Что происходит с окончанием в слове кот? ( оно изменяется)

- Значит, сделаем вывод. Это какая часть? (изменяемая)

- Давайте проверим наши выводы. Откройте учебник с.92. Прочитайте 1 абзац текста в рамке.

- Правы мы были? (Да)

- Нужно обозначить окончание графически.

- Посмотрим в правило. Каким значком выделено окончание в словах? (с. 92)

- Обозначим окончание.

- Дети, кот наш огорчён. Что же ему не нравится?

(Везде есть окончание, а в слове кот – нет.)

Оказывается, в некоторых формах слов окончание может быть не выражено звуками (буквами). Тогда его называют нулевым и выделяют ?.

- Окончание изменяется. Изменяется ли от этого смысл слов? Получились ли новые однокоренные слова?

(обращаю внимание на слово кот)

- Какой вывод сделаем?

(Окончание не образует однокоренные слова, оно изменяет форму слова.)

- Измените, слово стол, используя предлоги на, у, под, к. Запишите. Выделите окончание.

- Давайте проверим, что получилось. (Взаимопроверка)

(Стол, на столе, у стола, под столом, к столу.)

- Давайте вернёмся к стихотворению, которое предложил нам кот. Возьмите карточки. Прочитаем стихотворение.

У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кот...
А теперь и за версту
Не приблизится к кот,
Крыса старая и та,
Видя грозного кот,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с кот,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о кот...

- Понятен ли смысл стихотворения? (нет)

- Почему? (в слове кот отсутствует окончание)

- Сделаем вывод. Для чего же служит окончание? (Для связи слов.)

- Посмотрите, доволен наш котик.

- Обратимся к учебнику. Прочитайте 2 абзац правила. Правы мы или нет?

- Для чего служит окончание?

- Что ещё узнали об окончании из текста правила? (значимая часть)

-Объясните, как вы понимаете значение слова значимая? (что-то значит для слова)

V. Закрепление. Слайд 6.

- У нашего кота есть друг. Вот что он рассказывает о нём. Возьмите листочки. Прочитайте предложения.

- Смысл предложений ясен?

- Что нужно сделать, чтобы стало понятно? (изменить окончание в слове друг)

- Я предлагаю обсудить возможные варианты в парах.

Моего друг. зовут Леопольд.
Мы весело играем с друг...

- Давайте проверим. (работаем с доской)

- Запишите предложения правильно.

- Почему мы изменили окончание в слове друг?

- Какую роль играет окончание в предложении?

- Что такое окончание? Кто сможет дать полный ответ?

VI. Итог урока.

Славно дети потрудились.
Вижу – многого добились.

- Пора подвести итоги.

Слайд 7.

- Какую задачу ставили?

- Достигли её?

- Какая часть слова называется окончанием?

- Есть ли окончание у существительного конь? Как оно называется?

- Для чего нужно окончание?

VII. Рефлексия.

- Возьмите карандаш в зависимости от того какое у вас было настроение на протяжении всего урока:

  • Жёлтый – хорошее, радостное
  • Зелёный – грустное, печальное

- Возьмите листочки с лесенкой. Оцените свою работу на уроке.

- Кто считает, что на уроке он узнал новое, ему было интересно и всё получилось - рисует солнышко на верхней ступеньке.

- Кто считает, что на уроке он узнал новое, было интересно, но не всё получилось – рисует солнышко на ступеньке ниже.

- Кто считает, что на уроке ему было трудно и не понятно – рисует солнышко на нижней ступеньке.

15.04.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

УМК «Перспективная начальная школа»

Н.А. Чуракова Русский язык 2 класс 1 часть

Раздел «Слова-названия предметов, у которых нет окончаний» (6ч)

Тема урока №4 «Разграничение слов, имеющих окончания и слов, не имеющих окончания»

( в КТП урок №19)

Задачи урока

Предметные: - закреплять умения различать слова среднего рода с окончаниями и без окончаний, состоящие только из основы;

- выделять основу слова.

Метапредметные:

познавательные - пользоваться нормами правильной устной речи и уметь проверять себя, понимать и преобразовывать информацию «докажи с помощью слов нет, дам, любуюсь»;

ругулятивные – осуществлять контрольно-оценочную деятельность;

коммуникативные - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре, самостоятельно; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: проявлять интерес к процессу письма, к способам решения поставленной задачи; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Слайды

Ход урока

Ответы детей

Орг. момент


Проверка готовности к уроку

Урок русского языка. Проверяем готовность к уроку. Дневник. Учебник русского языка 1 часть, рабочая тетрадь, учебник русского языка 2 часть, тетрадь для самостоятельной работы, лист самооценки.

Положите перед собой лист самооценки. Давайте вспомним, если вы уверены, что задание выполнили отлично, то квадратик закрашиваем зелёным цветом, если при проверке нашли ошибки, то квадратик закрашиваем синим цветом, это сигнал для того, что над этим вопросом надо дома поработать.

Гимнастика для рук

Электронный учебник (доска)


Анализ домашнего задания

- О каких особенных словах мы говорили на прошлом уроке?

- Каким образом появились эти слова в русском языке?

- Какие слова встретились вам на изучаемую тему в домашнем задании?

Кто такой зебу? Кенгуру? Эму?

- Что новое для себя вы узнали, прочитав статьи?

- Где мы можем встретиться с этими животными в нашей стране?

- Откройте учебник с.44 №18 с домашним заданием.

- Что общее у этих слов?

- Как вы доказали, что у них нет окончаний?

- Как пишутся слова во всех предложениях?

- Чем являются эти слова в 1 предложении?

- Чем являются эти слова во 2,3,4 предложениях?

- Эти слова стоят в разной форме, поскольку они отвечают на разные вопросы и выполняют разную работу в предложении. Но окончание у них не появляется.

- Кто решил выписать 1предложение?

- Почему его нельзя выписывать?

- Кто 2,3, или 4?

- Кто считает, что работу выполнил без ошибок?

- Кому надо будет выполнить работу над ошибками?

- Оцените свою работу на этом этапе. Кто справился без ошибок, закрашивает зелёным квадратик, у кого 1-2 ошибки синим, у кого больше – красным.

- О словах в которых нет окончаний.

- Они пришли из других языков, многие из них не изменяются.

- Эму, зебу, кенгуру.

- Эму – страус, кенгуру – животное, зебу – животное, похожее на быка.

…….

- В зоопарке.

- У них нет окончаний.

- С помощью слов помощников.

- Одинаково.

- Подлежащим.

- Не главными словами. Отвечают на другие вопросы, подчёркнуты по-другому.

Тетрадь на печатной основе

Проверка по эл. тетради

(проецируется на доску).

Словарная работа

- Традиционно урок начнём со словарной работы. Сегодня мы её выполним в тетради для самостоятельной работы. Откройте стр. 18, №22.

- Назовите предметы, которые изображены на рисунке.

- Слова с какими орфограммами (ловушками) вы нашли?

(запись, выделение орфограмм)

Где мы можем проверить правильность написания слов, к которым не можем подобрать проверочные слова?

Откройте учебник русский язык 2 часть. Словарь «Пиши правильно»

- Прочитайте 2 задание. Выполните.

- Сверьте по эталону.

- Кто справился без ошибок?

- У кого 1 ошибка?

- У кого 2 ошибки?

- Назовите пару слов мужского рода.

- Назовите пару слов женского рода.

- Назовите пару среднего рода.

- Какое слово здесь может быть лишним? Почему? Докажите.

- Что нам помогает определить, есть у слова окончание или нет?

- Назовите слова-помощники.

- Оцените свою работу на этом этапе. Кто справился без ошибок, закрашивает зелёным квадратик, у кого 1-2 ошибки синим.

Шишка – жи-ши

Ведро – вёдра

Сапог – сапоги

Пальто, лопата, лимон

Лимон- сапог. Слово-помощник он.

Шишка- лопата. Слово—помощник она.

Пальто – ведро. Слово-помощник оно.

Пальто. У этого слова нет окончания.

Слова-помощники.

Нет, дам, любуюсь.


Объявление темы урока

- Достаточно ли мы поработали над новым материалом, чтобы не допускать ошибок? Кто считает, что у него недостаточно знаний по этой теме, закрашивает смайлика синим цветом, кто все знает – зелёным.

- Прочитайте тему урока.

- Как вы понимаете слово разграничение?

- Какую задачу поставим сегодня на уроке?

- Откройте рабочую тетрадь. Положите под наклоном. Проверьте посадку.

- Запишите в тетради дату, классная работа.

- Нет.

- Разграничение слов, имеющих окончания и не имеющих окончания.

- Различение.

- Научиться различать слова у которых есть окончания и слова, у которых нет окончаний.

Электронный учебник проецируется на эл. доску, дети работают по учебнику


Закрепление изученного материала

- Откройте учебник на стр. 48 упр. 21. Прочитайте задание.

- Что нужно найти в каждой строчке?

- По какому признаку будем определять лишнее слово?

- Что такое окончание?

- Что нужно сделать со словом, чтобы определить окончание?

- Обсудите шёпотом с соседом 1 строку упражнения и определите лишнее слово. Готовность покажите домиком.

- Поднимите руку, кто согласен с ответом.

- Прочитайте 2-ю часть задания. Выполним задание на доске и в тетради.

- Прочитайте 2-ю строчку упражнения. Самостоятельно найдите лишнее слово, выполните в тетради задание по образцу.

- Самостоятельно у доски работает Фекличева Полина.

- Сверьте свою работу с работой Полины.

- Докажи, что слово кафе не имеет окончания. (эскимо, какао)

- Что нужно было выделить у каждого слова?

- Что такое основа слова?

- Оцените свою работу на этом этапе. Кто справился без ошибок, закрашивает зелёным квадратик, у кого ошибки синим.

- Лишнее слово.

- По окончанию.

- Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

- Изменить его с помощью слов помощников.

- Лишнее слово село, у него изменяется окончание, нет села, лам селу. У остальных слов окончание не изменяется.

Есть кафе, нет кафе, любуюсь кафе. Слово не изменяется, значит нет окончания.

Основа слова – это часть слова без окончания.

Физминутка


- Упражнение № 22. Прочитайте все задание. Найдите в задании ключевые слова.

- У доски работает Шпагина Маша.

- Маша, что такое грамматическая основа предложения?

- Оцените работу Маши.

- Запишите 2 предложение самостоятельно. Выполните к нему задание самостоятельно.

- Проверьте выполнение задания по эталону с электронной доски.

- Оцените свою работу на этом этапе. Кто справился без ошибок, закрашивает зелёным квадратик, у кого 1-2 ошибки синим, у кого больше – красным.

- Прочитайте 2-ю часть задания.

- Как доказать, что у слова есть окончание?

Работа в парах

- Вторую часть задания вы выполните устно в парах.

Со словами какаду и мальчик работает 1 вариант, со словами кино и стол 2 вариант.

- Кто справился без ошибок?

- В чём возникло затруднение у …?

- Для чего в нашей речи изменяется окончание у слов?

- Как определить у слова окончание?

-Записать предложения. Найти грамматическую основу предложения и словосочетания.

- Подставить слова-помощники…

Нет (кого?) какаду (чего?) кино

Дам (кому?) какаду (чему?) кино

Любуюсь (кем?) какаду (чем?) кино

Слово не изменяется. Значит у него нет окончания.

Нет (кого?) мальчика (чего?) стола

Дам (кому?) мальчику (чему?) столу

Любуюсь (кем?) мальчиком(чем?) столом. (называет окончания)

-Для связи слов в предложении.

-Изменить с помощью слов-помощников.

Гимнастика для глаз


№с23 прочитайте задание.

- Назовите ключевые слова в задании.

-Что нужно сделать со словом, которое стоит в скобках?

- Прочитайте 1 предложение.

- Какое окончание у слова?

-Прочитайте 2 предложение?

- Какое окончание у слова?

-Запишите оба предложения, выделите окончания у выделенных слов и слов в скобках?

- Проверьте правильность выполнения задания по эталону с доски.

- Какой новый способ мы узнали, чтобы проверить окончание у слова?

- Оцените свою работу на этом этапе. Кто справился без ошибок, закрашивает зелёным квадратик, у кого 1-2 ошибки синим, у кого больше – красным.

-Поставить во множественное число.

Окно-о, окна – а

-Нет окончания, слово не изменяется.


Рефлексия

- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

-Чему мы должны были научиться?

- Поднимите руку, кто понял, как различать слова которые имеют окончания и слова без окончаний?

- Сколько способов мы узнали?

- Как определить, есть у слова окончание или нет?

-Положите перед собой листы самооценки.

- Кто для себя узнал сегодня новое на уроке и научился различать слова, закрасьте смайлика зелёным цветом, у кого этот вопрос вызывает затруднение, или вы все уже знали – синим.

- Поднимите руку, у кого цвет смайлика изменился. Молодцы.

- Поднимите руку, у кого все квадратики зелёные, вы не допустили в работе ни одной ошибки.

У кого 1-2 синих квадратика. Вам нужно быть внимательнее.

- Подведём итог. Кому на уроке было легко работать и всё получилось без ошибок, обведите зелёный кружок, у кого не всё получилось, но вы старались, коричневый квадрат, кому было сегодня на уроке трудно, красный кружок.

Спасибо за работу!


Домашнее задание

Дома вам нужно будет выполнить упр. из учебника № 24, 25.

Прочитайте задание. Назовите ключевые слова.

У кого возникли вопросы по выполнению домашнего задания?

Откройте дневники, запишите задание.


Лист самооценки

_______________________________

Проверка домашнего задания

Словарная работа

Постановка задачи урока


№21

№22

№23

Рефлексия


infourok.ru

Урок по русскому языку "Основа слова и его окончание"

15.11.2017 год Русский язык

Тема: ОСНОВА СЛОВА И ЕГО ОКОНЧАНИЕ

Цели деятельности учителя: учить выделять окончания в словах-предметах мужского, женского и среднего рода; формировать умение указывать основу слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся определять основу слова, выделять окончание в словах-предметах разного рода.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебногопредмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения; личностные - способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.

  • Что прочитали? (Основа слова.) Как выделить основу слова?

    1. Постановка и формулирование учебной задачи. (Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание о форме слова, осуществляют поиск необходимой информации.)

  • Что называют формой слова? Как изменяются слова? (По числам и по командам-вопросам.)

  • Сегодня будем наблюдать над изменением слов.

  1. Изучение нового материала.

  • Прочитайте слова вупражнении 15. Почему слова объединены именно в такие группы? Какой группой слов руководит слово «он»? (Дедушка, юноша, стол.) Какой группой слов руководит слово «оно»? (Облако, поле, окно.) Какой группой слов руководит слово «она»? (Девочка, река, земля.) Подберите к каждому слову пару по образцу

  • - Чем различаются слова в каждой паре? Подчеркните частички-окончания слов, которыми они различаются. Часть слова, которая изменяется, называется его окончанием. Окончания выделяются знаком [3 Часть слова без окончания называется его основой.

  • Основа слова выделяется знаком i 1.

  • , дедушк,[а], |девочк][а], ,облак,[сГ|.

  • Что вы заметили у слова «стол»? Окончание появляется, когда словом «стол» командует слово «нет».

  • Прочитайте. Это текст? Отредактируйте его.

  • На з..му ежи устраивают под к..рнями д..рев..ев маленькие удобные берлоги. На св..их острых к..люч..ах ежи т..скают в берлоги мя..кий мох и сухие лист..я. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги скрыты глубоко под снегом, и ежи спокойно спят всю зиму. Просыпаются ежи ранней в..сной и, когда в л..су сходит сне.., выходят на охоту.

  • Ежи очень смирные и кроткие звери. Ежи никому не причиняют вр..да, никого не б..ятся, скор., привыкают к людям и делаются руч..ными.

  • Ежи уничтожают вредных насекомых, в..юют с крысами и мышами, загрызают ..довитых змей. (По И. Соколову-Микитову.)

  • IV. Итог.

  • Подчеркните, что вам пришлось редактировать: порядок предложений, повторы слов, порядок слов, порядок частей текста.

infourok.ru

Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание"

Тема урока: Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

Цель: Закрепить знания об основе слова, об окончании и познакомить

            детей с нулевым окончанием.

Задачи: Повторить и обобщить знания об основе слова и об окончании ;

              Развивать логическое мышление, внимание, память, умение

                 действовать по плану, контролировать результаты своей

              деятельности, навыки самостоятельной работы, строить

              взаимодействие со сверстниками и учителем;

              Воспитывать любовь к русскому языку через различные виды

              содержания учебного материала.

Материал: Н. А. Чуракова «Русский язык» Учебник для 2 класса, стр. 38-40; Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева «Тетрадь для самостоятельной работы №1», 2 класс, стр. 18-19; А. А. Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку к УМК Н. А. Чураковой» 2 класс, стр. 36-38; Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку», 2 класс, стр. 52.

Оборудование: Картинки для разговорной минуты, магнитные карточки, индивидуальные карточки, интерактивные средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, игра-тренажёр «Допиши окончания», нетбуки, музыка «Танец утят»

Тип урока: Комбинированный.

Формы и методы: Беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

- Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелав своей улыбкой друг другу удачу на сегодняшний урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие с Анишит Йокоповной,  Машей и Мишей. Закрепим знания об основе слова и его окончании. И узнаем один секрет об окончании. Наша добрая волшебница желает вам успехов. (сл. №1)

II. Актуализация. Повторение об основе и окончании.

- Ребята, давайте вспомним, что такое основа слова?

- Основа слова – это часть слова без окончания.

- А что такое окончание?

- Окончание – это часть слова, которая изменяется.

- А теперь мы вместе, с Машей и Мишей спустимся в подводный мир. (сл. №2,3) На уроках «Окружающий мир» мы изучали то, кто живёт в воде. Вспомните этих животных и покажите окончания слов.  Кто-нибудь из вас покажет окончание слова, а кто-то запишет это слово на доске, выделит основу слова и окончание. А остальные внимательно следите за правильностью выполнения задания. (Дети упражняются на тренажёре сл. №4-12 и на доске)

- Молодцы, вы хорошо справились.

III. Работа по теме.

  1. Чистописание в тетрадях.

- Ребята, а теперь откройте тетради. Сядьте все правильно. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Задание по чистописанию - записать слова «краб», «судак» по одной строчке каждое слово. Вспомните, где они живут? (сл. №13-14)

- Какая орфограмма в слове «краб»?

- В конце слова слышится «п», но пишется «б» (Дети списывают с доски)

- А теперь обратите внимание на эти слова. Что вы можете сказать об окончаниях этих слов? (- Мы не видим окончания.)

- Правильно. Анишит Йокоповна предлагает Маше и Мише изменить слово «краб» в разных словосочетаниях. Она дает слова «нет», «дам», «любуюсь». Помогите нашим друзьям  изменить слово: Нет (кого?) краба, дам (кому?) крабу, любуюсь (кем?) крабом.

- Теперь вы видите окончания? Кто покажет окончание и основу в этих словах? (Один ученик выделяет окончания и основу слов)

- Значит, у слова «краб» есть окончание, но мы его не видим. Вспомните, как в математике обозначается то, чего нет. (- Ноль.)

-  Значит, как можно назвать окончание в слове «краб»? (- Нулевым окончанием.)

- Правильно. Действительно, называется оно нулевым окончанием. Раньше как мы обозначали окончание в словах? (- Клеткой.)

- Ребята, как вы думаете, как обозначается нулевое окончание? (-Пустой клеткой)

- А что можете сказать о слове «судак»? (- У слова «судак» тоже нулевое окончание)

2. Работа по учебнику:

- Ребята, откройте учебники на странице 39ой и вместе прочитайте плакат Летучей Мыши. (Хоровое чтение)

- Значит, вы правильно сказали о нулевом окончании? Кто ещё раз скажет правило? (- Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием. Обозначаем его пустой клеткой.)

3. Выполнение упражнения в тетрадях:

- Теперь откройте следующую страницу учебника, найдите упражнение 16. Прочитайте задание. ( Один ученик читает задание)

- Давайте, выполним это упражнение вместе. В тетрадях запишите упражнение 16. Просклоняем слова «морж» и «сом». (Дети записывают с комментированием: нет моржа, дам моржу, любуюсь моржом; нет сома, дам сому, любуюсь сомом.)

- Отметьте окончания клеткой.

- Итак, что вы можете сказать об окончаниях слов «морж» и «сом»? ( - У них окончание нулевое. Когда они склоняются, окончания появляются.)

  Физкультминутка (под музыкой «Танец утят»)

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в группах по картинкам.

- На ваших партах находятся картинки. Обратите внимание: что делают дети? (- Дети играют)

- Как они играют? (- Они играют дружно.)

- Вы тоже так дружно играете? ( - Да!)

- Теперь внимательно рассмотрите картинку. Вам надо найти слова-предметы. Дружно распределитесь между собой: кто какое слово запишет, помогите своей второй половинке, если она затрудняется. Запишите слова в тетради, выделите окончания и основу. ( Дети пишут слова-предметы, согласуясь с напарником.)

- Кто выполнил задание, устно составьте предложения по картинке.

- Если все закончили, поменяйтесь тетрадками и проверьте работы друг друга. Помните: ошибки исправляем только карандашами. (Работа в парах.)

- Кто-нибудь составил предложение по картинке? ( Дети предлагают свои предложения.)

2. Работа в тетрадях №1 для самостоятельной работы:

- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради для самостоятельной работы на странице 18. Найдите упражнение 23. (Один учащийся читает задание.)

- Нам опять понадобятся знания, полученные на уроках окружающего мира. Что изображено на рисунках? (- Небо, вода, земля.)

- Прочитайте данные слова. (Читают все вместе.)

- Где можно увидеть кенгуру? ( - На земле.) Галку? (- В небе.) Сома? (- В воде.) Ласточку? ( - В небе.) Налима? ( - В воде.) Зебу? (- На земле.)

- Прочитайте следующее задание.

- Назовите слова с ненулевым окончанием. (- Сорока, галка, ласточка.)

- Слова с нулевым окончанием. (- Карп, сом, налим.)

- Неизменяемые слова. (- Пони, кенгуру, зебу.)

- Кто прочитает следующее задание?

- Как можно назвать слова первого столбика одним словом? ( Ученики называют первую группу – птицами, вторую группу – рыбами, третью группу – животными.)

- Молодцы, ребята! А теперь самостоятельно выполните все эти задания. Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненные работы.

 - Ребята, назовите ещё раз слова с нулевым окончанием. ( - Карп, сом, налим.)

- А почему вы думаете, что у них нулевое окончание? (- Мы не видим окончания, но оно есть.)

- Как можно проверить? (- Нет карпа, нет сома, нет налима.)

V. Итог урока.

1. Подведение итогов.

- А теперь, ребята, вернёмся в наш класс. Скажите мне, пожалуйста, какую проблему мы решали на уроке? ( - Мы узнали о нулевом окончании.)

- Как обозначается нулевое окончание? (- Нулевое окончание обозначается пустой клеткой.)

- А как можно узнать, есть ли у слова окончание или нет? ( - Склоняем со словами нет, дам, любуюсь.)

2. Проверка усвоенных знаний:

- В конце урока я хотела бы проверить, как вы усвоили эту тему. Откройте, пожалуйста, нетбуки. Подключите программу «Classroоm». Я отправлю вам мини-тест по сегодняшней теме, а вы внимательно выполняйте задания.

(Дети самостоятельно выполняют тест и отправляют свои ответы учителю. Учитель на экране показывает результаты выполненных работ, оценивает и обратно отсылает детям, чтобы они смогли исправить ошибки.)

3. Домашнее задание: Подобрать из Обратного словаря десять слов, записать их, выделить окончание и основу. А I группе дополнительно составить и записать три предложения с этими словами.

    - Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз улыбнемся друг другу.

    - Урок окончен. Можете идти.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание" »

4

Тема урока: Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

Цель: Закрепить знания об основе слова, об окончании и познакомить

детей с нулевым окончанием.

Задачи: Повторить и обобщить знания об основе слова и об окончании ;

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение

действовать по плану, контролировать результаты своей

деятельности, навыки самостоятельной работы, строить

взаимодействие со сверстниками и учителем;

Воспитывать любовь к русскому языку через различные виды

содержания учебного материала.

Материал: Н. А. Чуракова «Русский язык» Учебник для 2 класса, стр. 38-40; Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева «Тетрадь для самостоятельной работы №1», 2 класс, стр. 18-19; А. А. Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку к УМК Н. А. Чураковой» 2 класс, стр. 36-38; Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку», 2 класс, стр. 52.

Оборудование: Картинки для разговорной минуты, магнитные карточки, индивидуальные карточки, интерактивные средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, игра-тренажёр «Допиши окончания», нетбуки, музыка «Танец утят»

Тип урока: Комбинированный.

Формы и методы: Беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

- Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелав своей улыбкой друг другу удачу на сегодняшний урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие с Анишит Йокоповной, Машей и Мишей. Закрепим знания об основе слова и его окончании. И узнаем один секрет об окончании. Наша добрая волшебница желает вам успехов. (сл. №1)

II. Актуализация. Повторение об основе и окончании.

- Ребята, давайте вспомним, что такое основа слова?

- Основа слова – это часть слова без окончания.

- А что такое окончание?

- Окончание – это часть слова, которая изменяется.

- А теперь мы вместе, с Машей и Мишей спустимся в подводный мир. (сл. №2,3) На уроках «Окружающий мир» мы изучали то, кто живёт в воде. Вспомните этих животных и покажите окончания слов. Кто-нибудь из вас покажет окончание слова, а кто-то запишет это слово на доске, выделит основу слова и окончание. А остальные внимательно следите за правильностью выполнения задания. (Дети упражняются на тренажёре сл. №4-12 и на доске)

- Молодцы, вы хорошо справились.

III. Работа по теме.

  1. Чистописание в тетрадях.

- Ребята, а теперь откройте тетради. Сядьте все правильно. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Задание по чистописанию - записать слова «краб», «судак» по одной строчке каждое слово. Вспомните, где они живут? (сл. №13-14)

- Какая орфограмма в слове «краб»?

- В конце слова слышится «п», но пишется «б» (Дети списывают с доски)

- А теперь обратите внимание на эти слова. Что вы можете сказать об окончаниях этих слов? (- Мы не видим окончания.)

- Правильно. Анишит Йокоповна предлагает Маше и Мише изменить слово «краб» в разных словосочетаниях. Она дает слова «нет», «дам», «любуюсь». Помогите нашим друзьям изменить слово: Нет (кого?) краба, дам (кому?) крабу, любуюсь (кем?) крабом.

- Теперь вы видите окончания? Кто покажет окончание и основу в этих словах? (Один ученик выделяет окончания и основу слов)

- Значит, у слова «краб» есть окончание, но мы его не видим. Вспомните, как в математике обозначается то, чего нет. (- Ноль.)

- Значит, как можно назвать окончание в слове «краб»? (- Нулевым окончанием.)

- Правильно. Действительно, называется оно нулевым окончанием. Раньше как мы обозначали окончание в словах? (- Клеткой.)

- Ребята, как вы думаете, как обозначается нулевое окончание? (-Пустой клеткой)

- А что можете сказать о слове «судак»? (- У слова «судак» тоже нулевое окончание)

2. Работа по учебнику:

- Ребята, откройте учебники на странице 39ой и вместе прочитайте плакат Летучей Мыши. (Хоровое чтение)

- Значит, вы правильно сказали о нулевом окончании? Кто ещё раз скажет правило? (- Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием. Обозначаем его пустой клеткой.)

3. Выполнение упражнения в тетрадях:

- Теперь откройте следующую страницу учебника, найдите упражнение 16. Прочитайте задание. ( Один ученик читает задание)

- Давайте, выполним это упражнение вместе. В тетрадях запишите упражнение 16. Просклоняем слова «морж» и «сом». (Дети записывают с комментированием: нет моржа, дам моржу, любуюсь моржом; нет сома, дам сому, любуюсь сомом.)

- Отметьте окончания клеткой.

- Итак, что вы можете сказать об окончаниях слов «морж» и «сом»? ( - У них окончание нулевое. Когда они склоняются, окончания появляются.)

Физкультминутка (под музыкой «Танец утят»)

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в группах по картинкам.

- На ваших партах находятся картинки. Обратите внимание: что делают дети? (- Дети играют)

- Как они играют? (- Они играют дружно.)

- Вы тоже так дружно играете? ( - Да!)

- Теперь внимательно рассмотрите картинку. Вам надо найти слова-предметы. Дружно распределитесь между собой: кто какое слово запишет, помогите своей второй половинке, если она затрудняется. Запишите слова в тетради, выделите окончания и основу. ( Дети пишут слова-предметы, согласуясь с напарником.)

- Кто выполнил задание, устно составьте предложения по картинке.

- Если все закончили, поменяйтесь тетрадками и проверьте работы друг друга. Помните: ошибки исправляем только карандашами. (Работа в парах.)

- Кто-нибудь составил предложение по картинке? ( Дети предлагают свои предложения.)

2. Работа в тетрадях №1 для самостоятельной работы:

- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради для самостоятельной работы на странице 18. Найдите упражнение 23. (Один учащийся читает задание.)

- Нам опять понадобятся знания, полученные на уроках окружающего мира. Что изображено на рисунках? (- Небо, вода, земля.)

- Прочитайте данные слова. (Читают все вместе.)

- Где можно увидеть кенгуру? ( - На земле.) Галку? (- В небе.) Сома? (- В воде.) Ласточку? ( - В небе.) Налима? ( - В воде.) Зебу? (- На земле.)

- Прочитайте следующее задание.

- Назовите слова с ненулевым окончанием. (- Сорока, галка, ласточка.)

- Слова с нулевым окончанием. (- Карп, сом, налим.)

- Неизменяемые слова. (- Пони, кенгуру, зебу.)

- Кто прочитает следующее задание?

- Как можно назвать слова первого столбика одним словом? ( Ученики называют первую группу – птицами, вторую группу – рыбами, третью группу – животными.)

- Молодцы, ребята! А теперь самостоятельно выполните все эти задания. Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненные работы.

- Ребята, назовите ещё раз слова с нулевым окончанием. ( - Карп, сом, налим.)

- А почему вы думаете, что у них нулевое окончание? (- Мы не видим окончания, но оно есть.)

- Как можно проверить? (- Нет карпа, нет сома, нет налима.)

V. Итог урока.

1. Подведение итогов.

- А теперь, ребята, вернёмся в наш класс. Скажите мне, пожалуйста, какую проблему мы решали на уроке? ( - Мы узнали о нулевом окончании.)

- Как обозначается нулевое окончание? (- Нулевое окончание обозначается пустой клеткой.)

- А как можно узнать, есть ли у слова окончание или нет? ( - Склоняем со словами нет, дам, любуюсь.)

2. Проверка усвоенных знаний:

- В конце урока я хотела бы проверить, как вы усвоили эту тему. Откройте, пожалуйста, нетбуки. Подключите программу «Classroоm». Я отправлю вам мини-тест по сегодняшней теме, а вы внимательно выполняйте задания.

(Дети самостоятельно выполняют тест и отправляют свои ответы учителю. Учитель на экране показывает результаты выполненных работ, оценивает и обратно отсылает детям, чтобы они смогли исправить ошибки.)

3. Домашнее задание: Подобрать из Обратного словаря десять слов, записать их, выделить окончание и основу. А I группе дополнительно составить и записать три предложения с этими словами.

- Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз улыбнемся друг другу.

- Урок окончен. Можете идти.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по ПНШ "Начальная форма слова"

Автор: Пискунова Н.А.

Урок русского языка

Тема: Начальная форма слова.

Цели: показать, что слова-признаки изменяются по родам;

Объяснить, как определить начальную форму слов-признаков;

Учить сравнивать разные формы одного и того же слова;

Формировать умение определять начальную форму слов-признаков.

Тип урока: знакомство с новой темой.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Ход урока.

1.Этап самоопределения к деятельности

1.Организация детей к уроку.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

2. Актуализация знаний.

-Откройте тетради и запишите число

  1. - Узнайте, о какой части речи будем говорить.

Найди лишнее слово(слайд 1)

Дом, лист, красивый, дерево.

- Почему лишнее? (это слово-признак отвечает на вопрос (какой?), остальные слова – существительные)

-Для каждого слова назови форму множественного числа

Дом – дома, лист- листья, дерево – деревья. (запись в тетради)

-Назови слова-названия предметов в начальной форме

Дом, лист, дерево.

-Как определить начальную форму слов-предметов?

(Слова-предметы в ед. ч., отвечают на вопросы: кто? что?)

- Попробуй определить тему нашего урока.

(Начальная форма слова) (слайд 3)

  1. Работа в парах .

- Вспомните, что знаете об имени существительном, и отметьте в тесте верный ответ.

Тест.

1. Что такое имя существительное?

2. Что обозначает имя существительное?

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

4. Перечисли несколько признаков имени существительного.

Проверка в парах (оценка в баллах на листках самооценки)

3. Обобщение о существительном.

- Расскажите, все, что знаете об имени существительном.

(Это часть речи;

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными.)

4. Работа над темой

Работа в учебнике с. 74, упр 49

Спиши стихотворение, подчеркни орфограммы (трудные написания слов)

5. Работа с толковым словарем.

-Сумеешь ли ты найти слово ужа?

-Какую форму этого слова будешь искать?

-Как называется такая форма слова?

-Найди в Толковом словаре слово тёплым.

-Какая форма там есть? (тёплый)

- На какой вопрос она отвечает? (какой)

Это форма ед. ч. или мн. ч.?

-Это форма какого рода?

Тёплый- (какой?)-м.р., ед.ч.

-Есть ли в словаре формы тёплая, тёплое?

-Прочитай плакат Мыши.

-Что мы узнали?

Слова-признаки могут меняться по родам в зависимости от слова-предмета.

Начальной формой слов-признаков считают м.р. ед.ч.

6.Физминутка

– Я буду называть слова-названия и слова-признаки. Если услышите слово-предмет– надо сесть, слово-признак – встать,

Звонок, веселый, земля, солнце, тихий, парта, легкий , дом, школьница, звонкий, свет, тетрадь, чистый.

7.Работа в тетради упр 50.

Спиши, вставив нужные окончания

Работай по алгоритму:

  1. Найди слово-предмет

  2. Задай вопрос к слову-признаку

  3. Определи окончание по вопросу.

Лубяной (какой?) домик

Лубяная (какая?) избушка

Лубяное (какое?) лукошко

Ледяной (какой?) дворец

Ледяная (какая?) горка

Ледяное (какое?) кружево

Подчеркни начальную форму слова-признака

-Чем отличаются слова-признаки? (окончаниями)

(Слова-признаки принимают разную форму м.р., ж.р., с.р.)

8. Рефлексия.

- Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое начальная форма слова-признака? Могу ли я определить начальную форму слов-признаков? Подсчитайте свои баллы за урок и оцените себя!

11-9 баллов. Молодец! У тебя всё получилось

8-7 баллов. Хорошо!

6-4 баллов. Старайся работать лучше!

9. Домашнее задание

Работа в печатной тетради стр. 24, упр 28

Лист самооценки ученика

_______________________________

п/п

Вид работы

Баллы

1

Тест

2

Самостоятельная работа

Итого:

Лист самооценки ученика

_______________________________

п/п

Вид работы

Баллы

1

Тест

2

Самостоятельная работа

Итого:

Лист самооценки ученика

_______________________________

п/п

Вид работы

Баллы

1

Тест

2

Самостоятельная работа

Итого:

Лист самооценки ученика

_______________________________

п/п

Вид работы

Баллы

1

Тест

2

Самостоятельная работа

Итого:

infourok.ru

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка во 2 классе

по теме: «Как делаются слова.

Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

УМК «Перспективная начальная школа», 2015 г.

Выполнил учитель начальных классов

МОУ « Ирдоматcкая основная общеобразовательная школа»

Череповецкого района

Столярова О. В.

Череповец

2015

Тема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учебники:

  • Чуракова. Н. А. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 3: 160с.

  • Каленчук М. Л. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2: 160с.

  • Байкова Т. А. Русский язык: 2 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская; под ред. М. Л. Каленчук. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 96с.

Тип урока введение новых знаний

Задачи урока:

  1. Развитие регулятивных УУД самоконтроля и итогового самоконтроля на основе соотнесения поставленной цели и полученного результата.

  2. Развитие коммуникативных УУД на основе парной и групповой работы

  3. Развитие познавательных УУД на основе самостоятельного открытия учащимися новой части слова – суффикса.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Интернет, ЭОР с сайта http://school-collection.edu.ru/, карточки с заданиями, используются 2 части учебника «Русский язык» (часть 3 содержит теорию и упражнения, часть 2 – словари), а также тетради на печатной основе по русскому языку для 2 класса часть 2.

План урока

  1. Оргмомент (3 мин.)

  2. Повторение пройденного материала: вспоминаем известные части слова (корень, окончание, основа слова) (1 мин.)

  3. Постановка цели урока – познакомиться с новой частью слова, узнать ее значение и обозначение (6 мин.)

  4. Поиск и приобретение новых знаний: знакомство с новой частью слова – суффиксом, его обозначением, значением, местоположением в слове (15 мин.)

  5. Физкультминутка (2 мин.)

  6. Закрепление понимания определения суффикса, его местоположения в слове и значения в ходе самостоятельной работы (10 мин.)

  7. Рефлексия: соотнесение поставленной цели урока и полученных результатов (4 мин.)

  8. Задание на дом (4 мин.)

Ход урока

- Прозвенел звонок, начинается урок. Кто у нас пришел учиться, чтобы все могли гордиться? У кого на парте всё, что нужно для урока,тот тихонечко садится.

Дети проверяют готовность предметов на парте для урока и настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: контроль своего поведения, коррекция в случае необходимости

Личностные УУД: создание мотивации – «чтобы ими гордились»

Повторение пройденного материала

-Ребята, вспомните, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке?

Корректирует ответы детей

- Скажите, а что такое окончание?

- А что такое корень слова?

-Есть еще какие-то известные нам части слов?

- Написание Ы после Ц в окончаниях слов и И после Ц в корнях слов.

Вспоминают определения этих частей слов.

- Да, основа слова

Вспоминают определение основы слова

Познавательные УУД: воспроизведение правил, необходимых для построения связи с новыми знаниями

Постановка цели урока

- Молодцы! Правила не забыли. А сейчас давайте разделимся на группы и поиграем в игру «Превращение». Представим,что мы волшебники и сейчас будем превращать слова.Каждая группа получит конверт со словами. Первой группе надо из предметов сделать маленькие предметы. Второй, наоборот, большущие предметы. Третьей надо найти детенышей животных. Четвертой – ласковое слово, пятой – занятие человека, шестой – из зверя мужского рода сделать зверя женского рода. У каждой группы в конверт вложена подсказка. Догадайтесь, как ей воспользоваться.

- У вас получились пары слов. В каждой паре слова родственные? Найдите у них общие части слов, то есть корни. Обратите внимание, что встречаются слова с чередованием согласных звуков в корне слов. Помните также о том, включать ли Ь в состав корня, если он встретится.

- Какие еще части слов помним? Выделите в словах окончания и основы.

- Все ли части слов выделены? Не осталось ли чего-нибудь «лишнего»? Какие части слов не выделены? Получается, что есть такие части слов, которые мы не знаем? Или мы ошиблись?

Неизвестные части слов («подсказки») вывешивают на доску.

- Что же это за части слов?

- Догадайтесь, чем мы будем заниматься на этом уроке.

- Что нам нужно узнать об этой части слова?

- Нужно ли нам знать, для чего эта часть слова нужна нам?

Это и будет целью нашей работы на уроке.

Разбиваются на группы по 4 человека, объединяясь по 2 парты, получают задание, работают в группе. Группы могут быть неровными, в зависимости от количества детей в классе. В результате должны появиться пары слов по группам:

  1. Гриб – грибок, жук – жучок, паук – паучок, лес – лесок (подсказка –ок-)

  2. Хвост – хвостище, дом- домище, кот – котище, нос – носище (подсказка –ищ-)

  3. Кот – котёнок, лиса – лисёнок, тигр – тигрёнок, лось – лосёнок (подсказка –ёнок)

  4. Мама – мамочка, папа – папочка, лапа – лапочка, кора – корочка (подсказка –очк-)

  5. Гриб – грибник, двор – дворник, печь – печник, охота – охотник (подсказка –ник-)

  6. Ёж – ежиха, лось – лосиха, слон – слониха, кабан – кабаниха (подсказка –их-)

После выделения известных частей слов остаются невыделенными части, бывшие подсказками.

- Мы не знаем.

- Мы познакомимся с ещё одной частью слова.

- Как называется эта часть слова? Как её обозначить?

- Да.

Коммуникативные УУД: деловое сотрудничество на основе работы в группе.

Регулятивные УУД: удержание учебной задачи (задания волшебников у каждой группы свое), постановка цели урока и планирование своей деятельности.

Познавательные УУД: воспроизведение информации по памяти для решения учебной задачи.

Личностные УУД: смыслообразование, мотивация к учению на основе создания проблемной ситуации и осознания учебной цели.

Поиск и приобретение новых знаний

- Для начала предлагаю разобраться: был ли наш результат случайным. Может, нет на свете никаких других частей слов, а мы просто ошиблись. Если мы хотим найти информацию, где её будем искать?

- Найдите в учебнике, часть 3-я, содержание. В нем найдите последнюю пройденную тему, и следующую за ней – новую тему. Кто её прочитает?

- Что это за странное слово «суффикс»? У кого-нибудь возникают мысли, что это такое может быть?

- Интересная мысль, чтобы её проверить, найдём в учебнике эту тему. Какую страницу откроем?

- Для выяснения понятия суффикса авторы учебника предлагают нам выполнить упражнение 20. Будем его выполнять?

-Тогда откроем тетради, от предыдущей работы отступаем две пустые строки, запишем сегодняшнее число, слова «Классная работа», «Упражнение 20».

- Прочитайте задание про себя.

- Куда отсылает нас учебник?

- Какую страницу надо найти?

- Что нужно сделать? Прочитайте вслух.

- Выполните это задание самостоятельно.

- Обратили ли вы внимание на часть слов, выделенных синим цветом?

- Где в слове она находится: до или после корня?

- А если мы вернемся к словам, которые разбирали волшебники в начале урока, то в тех словах где находится неизвестная часть слова: до или после корня?

- То есть новая часть слова расположена после корня. А как насчет окончания?

- Получается, что в наших словариках тоже есть такая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием, и которую мы не знаем. А для чего она нам нужна?

- Предлагаю вашему вниманию одну сказку, которая может ответить нам сразу на несколько вопросов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf

- Как звали волшебника?

- Что образуется с помощью суффикса?

- А что за колпак был у него на голове?

- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок. Как же волшебник суффикс образует новые слова?

- Вспомните, как вы были волшебниками. У вас получались новые слова?

- Вспомните, у первой группы какое задание было?

- У второй?

Спросить кратко все группы по цепочке.

- У всех получились новые слова с помощью подсказок?

- А ваши добавленные частички имели свои маленькие значения?

- Например, частичка -их- сделала из мужского рода – женский. Это её значение. А частичка -ник- рассказала о чем?

- Назовем ли мы эту частичку значимой?

Прослушайте определение суффикса, сравните его с теми выводами, которые мы уже сделали:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf

- Тогда обозначьте его в словах упражнения 20.

- Может быть, более полное правило мы найдем в учебнике. На какой странице будем искать?

-Всё в этом правиле нам понятно и знакомо?

- Можем себя похвалить?

Можно погладить себя по голове.

Слушают и принимают учебную задачу.

- В книгах, в учебниках.

Берут учебник часть 3-ю, открывают, находят содержание, в нём – новую тему, которую не проходили. Один ученик читает название темы: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы».

- Возможно, так и называется неизвестная часть слова?

- Страницу 22.

Открывают учебник на стр. 22, находят новую тему, находят упражнение 20.

- Да.

Открывают тетради, находят нужную строку, пишут число, «Классная работа», «Упражнение 20»

Читают задание упражнения.

- В учебник часть 2-я, обратный словарь на букву –К, найти слова на –ик.

- Страница 143.

Читает ученик с хорошей техникой чтения до слов «Например: лобик лоб»

Работают в тетрадях.

- Это частица -ик.

- После.

Вспоминают работу, проделанную вначале урока. Сравнивают и обобщают местонахождения суффиксов. Делают вывод:

- После корня.

- Новая часть слова стоит перед окончанием.

Затрудняются с ответом.

Просматривают сказку на экране.

- Суффикс.

- С помощью суффикса образуются новые слова.

- Наверно, таким знаком обозначают суффикс.

Могут затрудняться с ответом.

- Да.

Вспоминают начало урока.

- Сделать из большого маленькое.

- Сделать большущие предметы.

Каждая группа вспоминает свое задание.

- Получались новые слова.

Дети могут затрудняться с ответом.

- О занятии человека.

- Да.

Слушают определение, сравнивают, делают выводы:

- Эта часть слова – действительно суффикс.

- Суффикс образует новые слова.

- Мы еще знаем, как обозначить суффикс.

- На странице 23.

Находят стр. 23. Читают правило.

- Да.

- Да! Можно погладить себя по голове.

Познавательные УУД: умение самостоятельно ориентироваться на страницах учебника с помощью содержания.

Регулятивные УУД – прогнозирование (догадка о значении слова «суффикс»)

Познавательные общеучебные УУД: умение самостоятельно ориентироваться на страницах собственной тетради, умение ориентироваться в словаре.

Познавательные логические УУД: определение происхождения слов.

Познавательные логические УУД: операции сравнения, обобщения.

Регулятивные УУД: прогнозирование (догадка о том, каким знаком обозначить суффикс).

Регулятивные УУД: коррекция выполненного ранее задания.

Познавательные логические УУД: обобщение знаний для вывода определения понятия суффикса.

Физкульт-минутка

- Тогда можно и поиграть! Вы устали? Ну-ка, встали! Если я скажу «корень», вы складываете руки перед собой и выгибаете дугой. Если я скажу «основа», вы расставите руки в стороны, ладошки загнёте вверх. Если я скажу «окончание», вы приседаете и обнимаете колени руками. А если я скажу «суффикс», вы складываете руки домиком над головой и встаёте на носочки.

Сначала учитель показывает то, что говорит, потом называет одну часть слова, а показывает другую.

Встают около парт, слушают и принимают условия игры. Запоминают действия и их обозначение. Повторяют действия вслед за учителем, сначала ориентируясь на внешний образ, а потом – только на слух.

Регулятивные УУД: способность удержать задачу на разных уровнях сложности.

Закрепление: самостоятельная работа

- Познакомились мы с новой частью слова?

- Попробуем её в деле?

- Тогда пишем «Упражнение 22» и выполняем его самостоятельно. На какой странице найдём это упражнение?

- Прочитаем задание.

- Кто не понял задание?

Если кто-то не понял, можно спросить класс, кто понял и может объяснить. Тогда объяснение повторяет ученик, глядя на того, кому нужна помощь.

- Если всё понятно, приступаем к работе. На выполнение задания у вас 5 минут.

Необходима ориентация на часы, возможно, песочные.

Раньше других закончившие ученики подумают над вопросом: что общего есть в исходных словах.

- Проверим, что получилось.

Просит детей читать по одной паре слов.

Выясняют, есть ли другие варианты ответов, нужно выбрать правильный аргументировано.

- Какой суффикс использовали при образовании новых слов?

- Обозначьте его в новых словах карандашом.

- Мне ребята сказали, что все исходные слова заканчивались на мягкий согласный звук и пишутся с Ь на конце. А в образованных вами словах есть Ь?

- Чем в новых словах обозначили мягкость этих же согласных?

- Да.

- Да.

- На странице 24.

Читают задание, 1 ученик – вслух.

Осознают учебную задачу. Готовы повторить учебную задачу.

Выполняют упражнение 22. Самостоятельно следят за временем выполнения задания, рассчитывают свои силы.

- Они все заканчиваются на мягкий согласный звук, пишутся с Ь на конце, имеют нулевое окончание, не имеют суффиксов.

Читают по одной паре слов. Проверяют свою работу, сравнивая записи в тетради с прочитанным образцом.

- Суффикс -ёк.

Ищут, находят и обозначают суффиксы.

Все ребята обращают внимание на сходство слов.

- В новых словах Ь нет.

- Буквой Ё.

Личностные УУД смыслообразование.

Регулятивные УУД: удержание учебной задачи.

Познавательные УУД: образование новых слов с помощью заданного суффикса.

Регулятивные УУД: самостоятельный контроль за временем выполнения задания.

Познавательные УУД: сравнение слов, выявление их общих особенностей.

Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль, при необходимости – коррекция выполненного задания.

Познавательные УУД: вычленение суффикса в слове и работа со схематическим обозначением суффиксов.

Рефлексия

- Подведём итог. Что нового узнали мы на этом уроке?

- Что мы знаем про суффикс?

Можно помочь при необходимости наводящими вопросами: Как обозначить суффикс, где в слове стоит суффикс? Что делает суффикс? Значимая ли это часть слова, имеет ли она своё значение?

- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока, сравните с полученными новыми знаниями. Всего ли мы добились? Может, что-то будем узнавать завтра? Может, сделали больше, чем хотели?

- Можем мы себя похвалить?

- Новую часть слова – суффикс.

- Знаем, как его обозначить на письме, что он стоит после корня перед окончанием, что с его помощью образуются новые слова. Ещё суффикс имеет своё значение, это значимая часть слова.

Сравнивают цели урока и результат, делают вывод по уроку, возможно, планируют, что хотят узнать на следующем уроке.

- Мы молодцы!

Регулятивные УУД: удержание учебной цели до получения результата, анализ результата.

Познавательные логические УУД: операция сравнения.

Личностные УУД: создание учебной мотивации через успешное достижение поставленной цели и разрешение проблемной ситуации.

Задание на дом

- Нужно ли нам дома потренироваться в работе с суффиксами, чтобы не забыть новой информации?

- Тогда предлагаю на выбор: в учебнике часть 3 упражнение 21 на странице 23, где вы можете прочитать правило. Или в тетради на печатной основе на странице 17 задание № 22. А вот задание 21 я попрошу сделать всех. Откройте печатную основу, найдите это задание. Посмотрите, это работа со словарными словами. Что это за слова? Что в них общего? Что нужно запомнить?

- Урок окончен, приготовьтесь к следующему уроку.

- Нужно.

Находят указанные задания в учебнике и в тетради на печатной основе, сравнивают их и уже сразу могут сделать выбор задания на дом для себя.

Сравнивают словарные слова, находят общее:

- Это слова с удвоенными согласными. Надо запомнить удвоенные СС в слове «класс» и удвоенные ПП в слове «группа».

Личностные УУД: создание учебной мотивации для выполнения домашнего задания. Регулятивные УУД : выбор заданий для домашней работы.

Познавательные логические УУД: операции сравнения и обобщения случаев написания словарных слов.

Приложение

1 конверт

Гриб –

Жук –

Паук –

Лес –

Подсказка -ОК-

2 конверт

Хвост –

Кот –

Дом –

Нос –

Подсказка -ИЩ-

3 конверт

Кот –

Лиса –

Тигр –

Лось –

Подсказка -ЁНОК-

4 конверт

Мама –

Папа –

Лапа –

Кора –

Подсказка -ОЧК-

5 конверт

Гриб –

Дворник –

Печь –

Охота –

Подсказка -НИК-

6 конверт

Ёж –

Слон –

Лось –

Кабан –

Подсказка -ИХ-

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *