Ознакомление дошкольников с птицами – (, ). , – .

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края.

         Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека. Мой путь в педагогическую профессию начинался с детской мечты. Тогда в далеком детстве работа воспитателя мне представлялась одним большим, ярким, нескончаемым праздником, полным задора и веселья. Со временем мои представления о профессии воспитателя расширились. Я осознала серьезность и важность этой работы. Считаю профессию воспитателя лучшей для женщины. Ведь главное качество женщины - материнство… Как один миг полетело 45 лет работы в детском саду. И теперь я могу сказать, что моя профессия – это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая работа, требующая больших усилий и затрат…

         Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.

         Изучению этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

-  большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

         Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:

         Образовательные задачи:

- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;

- знакомить детей с жизнью птиц, их повадками, особенностями образа жизни;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

- дифференцировать понятия «  перелётные» - «зимующие»- «домашние» птицы.

         Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

- формировать экологическое сознание детей.

         Целью моей работы является: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

         Начиная работу с младшей группы, подбирала произведения устного народного творчества, которые имеют большое воспитательное значение для формирования положительного отношения к окружающему миру. Дети младшей группы «приобщались» к экологическим проблемам, получая знания о птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним. Потешки и прибаутки главными героями, которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Слушая потешки, у малышей воспитывается любовь к « братьям нашим меньшим», например:

         Галки, вороны

         Все ли вы здоровы?

         Одна галка не здорова,

         Себе ножку наколола.

         Мы поедем на Торжок,

         Купим галке сапожок.

Обыгрывая потешки, дети с удовольствием повторяют их движения, копируют их повадки, подражают им, например:

Вышла курочка гулять,    

Свежей травки пощипать,

         А за ней ребятки,

         Жёлтые цыплятки.

         Съели толстого жука,

         Дождевого червяка,

         Выпили водицы

         Полное корытце.

         Квохчет курочка « ко - ко,

         Не ходите далеко,

         Лапками гребите,

         Зёрнышко ищите».

Герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы, щедры, что также воспитывает в детях бережное отношение к ним, например:

         Как у наших, у ворот.

         Петух зёрнышки клюёт.

         Петух зёрнышки клюёт,

         К себе курочек зовёт.

С удовольствием малыши поют песенки о птичках, стараясь им подражать, например:

         Села птичка на окошко,

         Посиди у нас немножко,

         Посиди, не улетай.

         Улетела птичка - «ай!».

Эти забавные песенки-потешки не только ненавязчиво заставляют ребёнка говорить, сопровождая слова движениями, но и приобщают к правилам поведения. Например. Щедрая сорока- белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй.  Песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи.

           Знакомя детей с домашними птицами с их образом жизни, провела экскурсию на свой двор, где наблюдали куриное семейство. На закрепление этих знаний провела игры-занятия «Петушок-золотой гребешок», создала презентацию «Петушок и его семья», в рамках проекта «Курочка Ряба» создан«Мини-музей».                                                                                                     На прогулках обращала внимание на пение птиц, наблюдали за их поведением, любовались внешним видом пернатых, расцветкой их оперения.

         В своей работе большое внимание уделяла обучению подвижным играм, которые также способствуют расширению знаний об образе жизни птиц: имитация движений, звукоподражание, место проживания, питание. Любимые подвижные игры малышей, это «Птички в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Курочка-хохлатка», «К птичкам в гости», «Найди цыплёнка», «Кот и птички».

         Дети младшего возраста отличают птиц от других животных, знают, что птицы летают, клюют, знают названия некоторых птиц, но не всегда, узнавали их на картинках. Поэтому была поставлена задача,  вызвать интерес к наблюдениям за птицами и воспитывать бережное отношение к ним. Самой распространённой птицей является воробей.

                                              Наблюдая за воробьями , старалась комментировать их поведение: прыгают, хватают крошки хлеба, улетают с ними, клюют; называла некоторые части тела и их функции ( смотрят глазами, клюют клювом, взмахнули крыльями, держатся за веточку и др.). Регулярно вносила картинки и выясняла, каких птиц дети знают. Перед прогулкой вела с детьми разговор о том, что нужно взять с собой, чтобы покормить птиц, как вести себя, чтобы не испугать их.

  

         Фотографировали птиц для презентаций и альбома.

Наблюдая за погодой, обращала внимание на простейшие связи между состоянием погоды и поведением птиц: воробьи весёлые, громко чирикают, потому что тепло; холодно, ветер - птиц не видно. Наблюдая с детьми птиц у кормушки, в группе предлагала найти их на картинке, что развивает у детей наблюдательность, память.

Для систематизации и конкретизации, имеющихся у детей  представлений о птицах были составлены наблюдения на прогулках во всех возрастных группах.

  Для разработки своих занятий использовала методические рекомендации С. Н. Николаевой, « Методика экологического воспитания дошкольников», Е. В. Гончаровой  « Экология для малышей», О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию», журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч».                                                     Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологического грамотного человека. Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных  учреждений в  экологическом  воспитании  детей. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.  Считаю, что эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Совместно с родителями были составлены правила поведения в природе. Были использованы и словесные ситуации, которые предлагалось родителям обсудить дома с детьми. Например… На ваших глазах малыш подбежал к стае птиц и разогнал их.

- Дайте оценку этому поступку.

- Как бы вы поступили?

- Что надо делать,  когда встречаете птиц?

- Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

- Надо ли помогать птицам? Как?

 Родители получили ответы на интересующие их вопросы. Например: что нужно рассказать ребёнку о птицах, чему научить его, на что обратить внимание. Предложила родителям консультацию «Воспитание любви и бережного отношения к птицам».                                                                                                                     В старшей группе продолжается расширение, уточнение и систематизация знаний детей о птицах нашего края. Для этого были подобраны занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на которых знакомила детей с зимующими и перелётными птицами, птицами леса и другими. Это «Беседа о зимующих и перелётных птицах», «Рассматривание и сравнение воробья и вороны», «Доктора леса», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Весенние заботы птиц» и другие. На этих занятиях дети знакомились с конкретными видами птиц родного края, узнавали их названия, характерные особенности внешнего вида, поведения, чем питаются, как приспособлены к наземно – воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно. Они по-разному приспособились к жизни в зимнее время: насекомоядные улетают в тёплые края, где нет снега и морозов, это перелётные птицы; те же, кто питается семенами растений, остатками пиши человека, приближаются к его жилью, на юг не улетают, это  зимующие птицы.  Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, крупой, семенами различных растений. Рассказываю, как птицы размножаются: самка откладывает яйца в гнездо и высиживает их. (Мы наблюдали за тем, как выводятся цыплята в инкубаторе.  Некоторые дети приходили ко мне в гости. Для остальных была создана презентация).  Рассказала детям, что в природе сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и выращивать потомство. На занятиях подводила детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания – лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу и т. д. Регулярные наблюдения на прогулке за птицами вызвали у детей большой интерес к ним. В тёплое время года обращала внимание детей на множество разнообразных жуков, гусениц, червей, бабочек, которых можно увидеть на цветах и деревьях, на огородных грядках. Привлекала внимание детей к поведению птиц, которые питаются этими насекомыми. Осенью же отметили, что насекомые встречаются всё реже, а перелётные птицы собираются в стаи. После этих наблюдений дети получили знания о том, что если в тёплое время года перелётные птицы без труда находят для себя еду, то с наступлением осенних холодов пищи для птиц становится недостаточно, и именно это обстоятельство становится причиной отлёта. А вот зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят остатки пищи: крошки хлеба, крупу и т. д., и в холодное время могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы. Поэтому  ежегодно в зимний период года в детском саду проводится конкурс «Поможем пернатым», «Кормушка для птиц своими руками», где дети вместе с родителями принимают участие в изготовлении кормушек для подкормки птиц. Развешиваем кормушки  на деревьях, тем самым получаем возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их. С детьми велась беседа о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время.  Создала  презентации  «Зимующие птицы», «Перелётные птицы».

После показа, сопровождаемого рассказом, детям предложила ответить на вопросы:          

- Какие птицы залетают на наш участок?

- Как они называются?

- Что они делают у нас на участке?

- Как мы заботимся о птицах в зимнее время?

- Как этих птиц можно  назвать одним словом?

- Почему люди должны помогать птицам зимой?

 Ребята на практике знакомились с правилами подкормки птиц:

- подкармливать птиц нужно каждый день;

- кормушки наполнять необходимо утром;

- во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпать больше;

- кормушки регулярно очищать от шелухи и снега.

Участие в подкормке птиц способствует формированию у детей ответственности, отзывчивости, заботливости - качеств, которые являются составными элементами бережного отношения к природе.

         Во время наблюдений старалась использовать в своей речи художественное слово, чтобы вызвать у детей положительное отношение к птицам, стремление им помочь. 

         Скачут под окном

         Воробьи – воробушки,

         Кормятся зерном.

         Мы зимой холодною

         За ними поглядим,

         Воробьям – воробушкам

         Зёрнышки дадим.

 

         Что поют сегодня птицы

         Целый зимний день подряд?

         Это шустрые синицы

         Нам « спасибо» говорят.

 

         Воробышек-воробей,

         Ты не бойся, не робей!

         Дам тебе я горсть зерна.

         Дам и крошек со стола,

         Обогрею, накормлю

         И на волю отпущу.

         Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение. Птицы привыкают к месту подкормки. А затем можно легко проводить наблюдения за ними.

         Наблюдения пополняю чтением рассказов о птицах, стихов, народных примет, отгадыванием загадок, потому что чтение позволяет дать детям представления о многообразии видов птиц, различиях в их образе жизни, среде обитания; пробуждает интерес к слову и к книге как носителю информации. Для этого была подобрана художественная литература и папки «Домашние птицы», «Птицы родного края», которые во многом помогают в работе с детьми.  Также использую следующая литература:

-В. Бианки «Чей нос лучше», «Сова », «Теремок », «Синичкин календарь»,«Кукушонок».

- М. Горький « Воробьишко».

-Ю. Дмитриев «В гостях у дятла».                                                 

- Г. Скребицкий. «Лесной голосок». «Птицы начинают вить гнёзда».

-Г. Снегирёв. «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся».

-В. Флинт. «Птичий календарь» и др.

         В весенний период дети, искренне радовались прилёту птиц. Прилетели грачи, галки, скворцы. Вокруг слышалось их весёлое  пение.  С детьми рассмотрели картину А. Саврасова «Грачи прилетели», разучили стихотворение:

         Гнездо на ветке – птичий дом,

         Вчера птенец родился в нём.

         Ты птичий дом не разоряй

         И никому не позволяй.

         Дети с интересом слушали  рассказы о прилётных птицах, о их пользе, как и чем они питаются. Мы с детьми наблюдали и за скворцами, которые поселились в скворечниках. Они радовали нас своими звонкими песнями.

Рядом с нашим детским садом находятся огороды трёхэтажек. Во время пахоты мы наблюдали грачей, которых собралось большое множество. Они неотступно следовали за плугом, вытаскивая клювом из почвы жирных личинок, слизней и других вредителей. Этот наглядный пример ещё раз подтверждает, что птицы полезны для людей. Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи и различного рода упражнения. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных и птицах. В своей работе я использовала различные игры. Так, например: «Кто к кормушке прилетел», в этой игре уточняются знания о зимующих птицах; «Где живут птицы», здесь закрепляются знания о домашних и диких птицах; «Найди, где, чьё гнездо», ребята должны назвать птицу и показать её гнездо; «Кому, что по вкусу», дети по картинкам находят корм каждой птицы; «Что забыл нарисовать художник», ребята подбирают клюв и лапки каждой птицы,  «Кто живёт в лесу, кто живёт у озера», местожительство каждой птицы; «Кто во что одет», в этой игре уточняются представления детей о внешнем виде птиц (окраска перьев, величина и форма туловища, клюва, особенности строения ног), учатся замечать особенности внешнего вида птиц и образно описывать их. «Сложи птицу», ребятам предлагается выложить птицу из частей.

         Ребята очень любят «птичьи» игры, такие как: «Гуси – лебеди», «Вороны и воробьи», «Лисичка и курочки», «Дети и петух», «Воробушки и кот», «Воробышки и автомобиль», «Совушка»  и другие.

         В 5 – 6 лет они уже способны понять,  что хорошо, а что плохо. Например, что нельзя мыть в речках и озёрах машины или спускать в них промышленные отходы. В отравленном водоёме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы.

         В результате проделанной работы получены следующие  положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети научились практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности: создание  изопродукции,   речевой деятельности, игре.   

         Считаю необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края: 

-расширять знания детей о жизни птиц, и об  особенностях их образа  жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка,  кукушка и другие;

-расширять и активизировать словарь по данной теме;

- развивать наблюдательность, внимание, память;

- воспитывать отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

 

 

a2b2.ru

Ознакомление дошкольников с птицами - Курсовой проект стр. 22

е всегда возможно, в том случае работа строится на рассматривании картин. Лучшим приемом использования картины является показ и описание ее воспитателем, который обращает внимание детей на характерные признаки копыта. Овцы пасутся на лугу. Образцом для описания может служить рассказ, можно загадать загадку или привести например, скороговорку, поговорку. Детей старших групп впервые знакомят с домашними птицами, нераспространенные на данной местности (цесарка, фазан , мускусная утка, страус). Наблюдения над ними может быть осуществлено во время экскурсий в зоопарк, на ферму страусов, в заповедник так же и над дикими птицами. Наиболее удобное время для нее время, когда птицы находятся в летних помещениях. Воспитателю следует заранее побывать в зоопарке, посмотреть где находятся птицы, которых нужно показать, наметить маршрут экскурсии. Для первоначального ознакомления детей с дикими птицами, непосредственное наблюдения над которыми невозможно, используют серию картин по которым воспитатель проводит беседы. Для упражнения детей в узнавании, назывании и описании детей проводят игру Узнай, кто это. Воспитатель раздает картинки с изображение знакомых ему птиц и описываете их или загадываете загадки. Дети догадываются, а затем по очереди сами описывают различных птиц. Если в детском саду держат канарейку, попугая, кур, уток, то детей необходимо привлекать к кормлению их и наблюдению за ними. Под контролем воспитателя, дети не только кормят птиц, но и моют кормушки, вместе с взрослыми чистят клетки. Наблюдая в это время за птицами, дети отмечают их повадки, устанавливают связь между уходом за ними и их состоянием. [13]

 

Глава 2. Описание практической работы

 

Изучив научно - методическую литературу по проблеме исследования, нами были подобранны:

Наглядные пособия и их паспорта, которые мы оформили в альбом. Для помощи восприятия ребенком знаний о птицах. Они помогут педагогу, как для первичного ознакомления дошкольников в младших группах, так и для усложнения и закрепления знаний в более старшем возрасте. (см. Приложение 3)

Фотографии птиц в естественной среде, для расширения кругозора и разучивания названий птиц.

Конспекты ознакомительных занятий по ознакомлению с птицами в старшей группе.(см. Приложение 5)

Художественное слово (стихи о птицах, загадки, скороговорки).(см. Приложение 6)

Минусовки детских песен о птицах, которые можно разучивать в повседневной жизни детского сада, для того, чтобы вызвать интерес к ознакомлению с птицами, и создания хорошего настроения.(см. Приложение 7)

Так же представлен материал из аудиоэнциклопедии Городские птицы. Это своего рода музыкальный спектакль в легкой и доступной форме расскажет ребенку о птицах, которые обитают рядом с людьми в любом городе и поселке. Познакомит с голосами наших пернатых соседей, их внешним видом, привычками, особенностями. Программа оформлена звуками живой природы и отрывками из шедевров мировой классики. (см. приложение 8)

Список использованной литературы

 

1.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

.Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.

.Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: 1980

.Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 12, 2004.

.Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. - Москва: Лабиринт-пресс, 2004.

.Жизнь животных. Энциклопедия в шести томах. Том 5. (Птицы). Общая редакция Л. А. Зенкевича. - Москва: Просвещение, 1970.

8. В мире науки. - 2003. - № 7.">Прам Р., Баш А. Динозавры или птицы: кто оперился первым? В мире науки. - 2003. - № 7.

9.Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. Пособия для студентов пединститутов и учителей средних школ. М.:, 1996. - 460 с.

.Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. / К.Нидон, М., 1991. - 263 с.

.Птицы. Животный мир. 1993

.Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду./ Под редакцией П.Г Саморуковой..- М., 1992.

.Вересов Н. Основы гуманитарного подхода экологическому воспитанию старших дошкольников. Дошкольное воспитание.-1995

.Мы программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева СПб.:, 2004

Приложение 1

 

">

,.">Археоптерикс , самая древняя известная птица.

 

Особенности строения

 

">

 

Общее строение птицы:

4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.%d

www.studsell.com

Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами

Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Основная задача в умственном воспитании — образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связанных между объектами и явлениями природы.

Правильные представления и понятия должны лечь в основу воспитания, изучения биологии в школе и формирование у них диалектно-материалистического миропонимания. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности.

 

Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснения наблюдаемых явлений и проводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление. Интерес к природе тоже необходимо воспитывать [3].

Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Необходимо только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. В основе последнего лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитию которого И.П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему? Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережному отношению к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду растений и животных, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело. Для воспитания у детей трудолюбия, и бережного отношения к ней, необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе необходимо использовать для укрепления здоровья и физического развития. Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и многогранности. Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется большой запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей ее развития, умение правильно, с позиции материалистической диалектики, объяснить связи между предметами и явлениями, происходящими в природе.

Особенно важно изучить природу своей местности: пронаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространенные растения и животных, знать, где их можно встретить. Воспитанию у детей активного и бережного отношение к природе помогает уход за животными и растениями имеющихся в детском саду. От воспитателя требуется умение организовать уголок живой природы, создать для растений и животных условия, близкие к тем, в которых они живут в природе. Кроме того, ему нужно овладеть агротехническими приемами выращивания растений и содержания животных на участке детского сада и в уголке природы. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. [4]

Можем полагать, что основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям знания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам. Важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразиях и представлениях (начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде) и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способа помощи, ухода за ним, его защиты.) то есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней. Для взрослого человека основным критерием отношения к природе являются поступки. Под любовью к природе подразумевается не только пассивное, созерцательное отношение (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидательное (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки, так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа ( «Это деревья, цветы, лес, звери…», «Это все, что растет…», «Это кусты, трава, животные…»). Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Меньшее число старших ребят принимают во внимание и неживые объекты (солнце, небо, камни, землю и др.). Для детей 6 -7 лет характерны три уровня отношения к природе:

  • Обусловленное созерцательной оценкой природных объектов ( «все в природе интересное, красивое…»);
  • Вызванное утилитарной оценкой ( «природа нам все дает, чтобы есть», «в лесу много грибов и ягод», «корова дает молоко»);
  • Обусловленное нравственно-эстетической оценкой ( «природа нам помогает жить, поэтому ее надо беречь»).

В дошкольном возрасте преобладает первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими. Не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе. Она в основном направляется на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, цветов и т.п.). Однако у старших дошкольников можно сформировать такое отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно-эстетической оценкой, то есть пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны. Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «так нельзя, а так можно и нужно». Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот, например, на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудит с детьми, хорошо ли будет ему в детском саду, смогут ли ребята создать для него условия, похожие на естественные.

Дети с помощью педагога приходят к выводу, что не стоит брать ежа из леса, «здесь ему лучше, здесь его дом», «может его где-то ежата ждут». Каждый случай отрицательного отношения так же не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснить, почему так делать нельзя. Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь.

Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. Поэтому педагог планирует следующее:

  • Ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей разного возраста. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес, зоопарк и др.;
  • Раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы, посещает семьи своих воспитанников. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах помощи им в разное время года;
  • Давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка;
  • Повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научной популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты. [3]

Список литературы

  1. Бейчек, В. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия / В. Бейчек, К. Штястны. – Москва: Лабиринт-пресс, 2004. – 355 c.
  2. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 1. – С. 5-8/
  3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1980. – 270 с.
  4. Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду / Под ред. П. Г Саморуковой. – Москва: Просвещение 1992. – 262 c.
  5. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: / Т. А. Серебрякова. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2010. – 206 с.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Ознакомление дошкольников с птицами - Курсовой проект стр. 19

отным, чтобы он твердо усвоил формулу: так нельзя, а так можно и нужно. Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот, например, на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудит с детьми, хорошо ли будет ему в детском саду, смогут ли ребята создать для него условия, похожие на естественные.

Дети с помощью педагога приходят к выводу, что не стоит брать ежа из леса, здесь ему лучше, здесь его дом, может его где-то ежата ждут. Каждый случай отрицательного отношения так же не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснить, почему так делать нельзя. Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь.

Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. Поэтому педагог планирует следующее:

Ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей разного возраста. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес, зоопарк и др.;

Раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы, посещает семьи своих воспитанников. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах помощи им в разное время года;

Давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка;

Повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научной популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты. [4]

Выводы:

Исходя из выше написанного, можем полагать, что основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако, не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течении дня, в конце каждого занятия дает детям знания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам. Важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.

 

.4 Методы и форма работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с птицами

 

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Нужно сказать, что методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а так же отношение к окружающему миру.

Саморукова П.Г. выделяет несколько методов обучения:

.К наглядным методам относиться наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности дошкольников, позволяет сформировать у них яркие представления о природе.

.Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

.Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.[]

В работе по ознакомлению детей с птицами необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Так же Саморукова подчеркивает, что выбор методов и необходимость их комплексного использования определяются возрастными возможностями, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. []

Основным методом ознакомления детей с птицами является наблюдение.

Нам известно, что наблюдение - специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

www.studsell.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *